Донцов Д.А.
КОГДА УХОДЯТ КОРИФЕИ… УЧЁНЫЙ МУЖ:
ДОБРОЙ ПАМЯТИ АЛЕКСАНДРА ИВАНОВИЧА ДОНЦОВА

Омельченко Н.А., Казарова Н.А., Ковалев Д.В., Селезнева Л.В.
ИДЕЯ РОССИИ В РУССКОЙ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА
(К ВОПРОСУ О НАЦИОНАЛЬНЫХ ОСНОВАХ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ)

Аннотация

В статье исследуются различные подходы видных представителей русской общественно-политической мысли XIX – начала XX вв. к оценке национальных основ российской государственности в контексте формирования национально-цивилизационной идентичности России. Раскрывается значение выводов русских мыслителей об уникальности процесса элитогенеза в древнерусском государстве, который принципиально отличался от аналогичных процессов в западных государствах, специфике московской политической системы, заключавшейся в ее соборном устройстве и получившей идейное обоснование в доктрине «самодержавной соборности». Дана характеристика высказываний о национальных особенностях государственного развития России, в течение веков, по мнению большинства русских философов и ученых, неизменно соединявшего в себе одновременно принципы самодержавной автократии и вечевые традиции местных миров, что в конечном счете обеспечило устойчивость технически и политически слабого русского самодержавия в периоды кризисов, смут и внешних нашествий. Впервые подробно рассмотрены оценки русскими учеными и мыслителями места в этом процессе событий Смутного времени начала XVII в., роли земского самоуправления, местных миров, в руках которых оказалась судьба русского государства в страшные годы великой Смуты, в сохранении и возрождении рушившегося государства.


Сечко А.В., Петров В.Е., Мищенко И.Н., Зинатуллина А.М.
ЕВРОПЕЙСКАЯ ПРЕССА О ПРОБЛЕМАХ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЩЕСТВА В ПЕРИОД СОВРЕМЕННОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ МИРОВОГО УСТРОЙСТВА

Аннотация

В статье проведен анализ психологических аспектов трансформации мирового устройства, определена значимость проблемы безопасности как средства психологического воздействия на общество, изучены психологические средства целенаправленного воздействия средств массовой информации на безопасность личности и общества. Нужно отметить, что существующая модель капиталистического устройства общества находится в системном кризисе, одним из решений которого зарубежная пресса рассматривает создание распределительной государственной системы, основанной на цифровизации, тотальном контроле всех сторон общественной жизни в глобальном масштабе со стороны транснациональных компаний. Эта программа реализуется через механизм заострения внимания на естественных или искусственно создаваемых глобальных проблемах, решение которых требует значительных ресурсов, дефицит которых ведет к серьезным социальным и политическим потрясениям. Проблема страхов и фобий в современном обществе, психологических зависимостей и рисков различной этиологии, отсутствие реальной безопасности в экономической, общественной, личностной сферах позволяет авторам концепции глобального управления получить действенные рычаги воздействия на сознание и поведение как рядовых граждан, так и на судьбоносные решения лидеров европейских государств. Медийные технологии способны в значительной степени реализовать эти замыслы, что определяет актуальность исследования, позволяющих вскрыть механизмы управления поведением человека в современных условиях. Анализ проблематики информационно-психологического воздействия на людей в средствах масс-медиа позволяет уточнить вектор социально-психологической работы с населением.

В результате проведенной исследовательской работы можно заключить, что создание многополярного мироустройства, трансформация современного общества обусловливают возникновения новых угроз безопасности личности и социума. Европейская пресса среди основных угроз безопасности выделяет военную, экологическую, экономическую, общественную безопасность. Происходящие в мире изменения обусловливают необходимость совершенствования технологий обеспечения психологической безопасности личности и общества.


Байбакова Л.В., Смирнов И.В.
РАЗРАБОТКА ПОПУЛИСТСКОЙ ПАРТИИ США АГРАРНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ АЛЬТЕРНАТИВЫ ФОРМИРУЮЩЕМУСЯ ИНДУСТРИАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВУ (1890-е гг.)

Аннотация

Предметом исследования данной статьи является анализ условий формирования и основных направлений деятельности популистской или народной (от лат. populous – народ) партии. Ее создатели полагали, что являются защитниками американского народа. В работе рассматривается процесс объединения аграриев в популистскую партию, призванную обеспечить социальный прогресс и демократизацию общества. Для исправления недостатков представительной демократии, они ратовали за введение прямых выборов президента и сенаторов общефедерального конгресса, предлагали ввести элементы прямого народовластия, предполагавшего непосредственное участие граждан в принятии важных государственных решений посредством референдумов, введения права законодательной инициативы и отзыва парламентариев в случае неисполнения ими своих обязательств. Популисты считали, что подлинного народовластия нельзя достичь без перестройки народного хозяйства. Для того, чтобы построить капитализм «с человеческим лицом» предлагалось национализировать банки, средства транспорта и связи, что должно было привести к падению цен на перевозки и снижению процентных ставок по кредитам. Разрабатываемый ими способ гуманизации капиталистических отношений предполагал эмиссию серебряных денег для облегчения положения должников, бравших займы бумажными деньгами. В случае реализации этих программных установок речь шла о становлении системы государственного регулирования капитализма, предвосхитив Новый курс Ф.Д. Рузвельта. На президентских выборах 1892 г. популистов поддержали более 1 млн чел. Им удалось провести ряд своих представителей в органы власти. Однако на выборах 1896 г. ради победы они пошли на союз с демократической партией, включившей ряд их требований в свою предвыборную платформу. Партийная коалиция популистов и демократов, потерпев поражение, вскоре распалась, а сама партия была отодвинута на обочину политической жизни, прекратив свое существование в 1908 г. Однако, в ХХ в. практически все ее идеи были воплощены в жизнь.


Суботялова А.М., Суботялов М.А.
ИСТОРИЯ СПОРТИВНОЙ ФИЗИОЛОГИИ

Аннотация

В статье представлены предпосылки, становление и развитие спортивной физиологии. Целью настоящего обзора является анализ развития спортивной физиологии. При подготовке текста данной публикации использовались статьи в изданиях, включенных в РИНЦ, PubMed. Глубина поиска публикаций составила 15 лет, также в обзор был включен ряд более ранних работ, соответствующих теме исследования. Представлены результаты о процессе становления и развития спортивной физиологии. Так, ее зарождение приходится на конец XIX века, с началом исследований физической активности и ее влияния на организм человека. На рубеже XIX и XX веков создаются первые профессиональные учреждения для проведения исследований физиологии физических упражнений. Постепенно появляются новые лаборатории, а также начинают публиковаться тематические журналы. В наши дни исследования в этой области продолжаются. В обзоре представлен вклад врачей разных стран в развитие спортивной физиологии. Проанализированы достижения российских специалистов (Сеченов И.М., Карпович М.М., Крестовников А.Н., Бернштейн Н.А., Фарфель В.С., Кесарева Е.П., Рогозкин В.А., Газенко О.Г., Гурфинкель В.С., Карпман В.Л., Коц Я.М., Грибанов А.В., Рубанович В.Б.), представлены их научные приоритеты в мировой науке и вклад в развитие данного научного направления.


Ануфриев Е.А., Ануфриева Н.И.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ БАЯНИСТА В ВУЗЕ

Аннотация

В статье освещена одна из важных проблем современной педагогики искусства, находящейся в точке пересечения поиска путей совершенствования процесса профессиональной подготовки будущих баянистов в музыкально-образовательной среде вузов. Основные ракурсы статьи – анализ понятия «исполнительская культура» с выделением его главных составляющих (личностные качества музыканта-исполнителя, уровень сформированности навыков музыкально-теоретического и исполнительского анализа, уровень технического мастерства студента-баяниста); выявление наиболее проблемного «поля» профессиональной подготовки музыканта-баяниста – недостаточно научно обоснованные связи между предметами профессионального цикла учебного плана – специально-исполнительского класса и циклов музыкально-теоретических и исторических дисциплин.

В попытке решения поставленной проблемы авторы предлагают применение интегративного подхода к процессу обучения и воспитания студента-баяниста в вузе, так как современные композиторы, сочиняющие оригинальный репертуар для баяна, зачастую обращаются к программно-изобразительному началу, привносят новации в образно-художественную сферу, связанную, в том числе, с религиозно-философской тематикой. Поэтому авторами статьи сделаны выводы о том, что традиционных методов аналитического музыкознания явно недостаточно для реализации интерпретационной концепции сочинений таких направлений и жанров. С этой целью, по мнению исследователей, преподавателю в классе баяна необходимо применять герменевтический, семиотический, интертекстуальный методы из смежных гуманитарных наук, что позволит значительно ускорить путь студента к проникновению в глубину идейного замысла произведения и составления адекватной художественному содержанию исполнительской концепции.


Басимов М.М.
РЕЛЯТИВИЗМ И НЕЛИНЕЙНОСТЬ В ИССЛЕДОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ НА СТЫКЕ СОЦИОЛОГИИ ПРОФЕССИЙ И ПСИХОЛОГИИ ТРУДА

Аннотация

В статье рассматриваются зависимости в рамках междисциплинарного психолого-социологического исследования профессионального самоопределения студентов Курганского государственного университета с разделением их по трем профессиональным типам: естественно-научные, гуманитарные и технические специальности. Для сбора диагностической информации использовались две психологические методики: «Типы личности» Дж. Олдхема и Л. Морриса (14 показателей), методика Дж. Холланда «Самонаправленный поиск» (6 показателей), а также социологическая анкета, изучающая влияние различных факторов на профессиональное самоопределение студентов (18 показателей).

Подробно рассмотрены вербальные интерпретации, графики и проанализированы три зависимости показателей профессионального самоопределения от типов личности: 1) зависимость показателя «Отношение к специальности обучения» от показателя «Бдительный тип»; 2) зависимость показателя «Согласие родителей с выбором специальности» от показателя «Тип: Отшельник»; 3) зависимость показателя «Влияние престижности специальности в обществе на выбор специальности» от показателя «Преданный тип», а также одна зависимость в рамках показателей социологической анкеты: зависимость показателя «Необходимость приобретения навыков и профессионального опыта» от показателя «Влияние увлеченности изучаемыми предметами на выбор специальности».

Показана преимущественно нелинейная природа (полное отсутствие сильных корреляций) причинно-следственных связей в рамках изучения вопросов профессионального самоопределения и психологических факторов, на него влияющих.


Панг Бо
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ И АРТИСТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ЭЛЕКТРОННОМ ОРГАНЕ

Музыкант-исполнитель – профессия творческая и артистическая. Но каждый ли музыкант проявляет в игре творческие и артистические способности? Каждый ли музыкальный инструмент позволяет это сделать? Эффективно ли развитие творческих и артистических способностей при обучении игре на электронном органе? Эти вопросы актуальны в наши дни, поскольку среди музыкантов растет интерес к электронным инструментам и при этом все большую роль в разных сферах жизнедеятельности человечества играют креативные способности. В статье рассматриваются разные взгляды и представления о творческой и артистической деятельности, которые сложились в философии, эстетике, искусствоведении и педагогике. В педагогике эффективность развития творческих и артистических способностей видится в сочетании трех факторов: природных данных, знаний традиций музыкальной культуры и опыта их претворения в практической исполнительской деятельности. Эти факторы образуют методологическую основу процесса развития творческих и артистических способностей в процессе обучения игре на электронном органе. Учитывается также специфика средств выразительности данного инструмента, которые позволяют музыканту-исполнителю проявить свои творческие и артистические способности.


Ван Баохун
ТЕХНОЛОГИИ ИМПРОВИЗАЦИИ В ДЕТСКОМ МУЗИЦИРОВАНИИ НА ФОРТЕПИАНО КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ

Аннотация

В статье рассматриваются возможность использования в детском музицировании на фортепиано навыков импровизации как метода развития способности восприятия музыки. При этом данная способность декларируется как ключевой компонент учебного процесса фортепианного класса. Автор указывает на необходимость продвижения моделей обучения, направленных на стимулирование интереса и увлечениях учащихся, более активное их участие в занятиях, в том числе и в собственном исполнительстве. На начальном этапе следует дать возможность ребёнку музицировать в разных регистрах клавиатуры – просто нажимать клавиши и пытаться ощутить интонационную краску полученного собственными пальцами звучания, представить возможные образные характеристики предполагаемых музыкальных «персонажей», знакомых по собственному небольшому жизненному опыту, впечатлениям от прочитанных книжек, игр, природы, окружающих его людей и животных. Далее предлагается использовать, в частности, простейшие технологии импровизации («развитие мелодии», «видеть картинки и играть», «ситуационные модели»), основанные на содержании ранее полученных знаний по игре на фортепиано, поощрение к использованию этой информации в своём музицировании. Стимулируя музыкальное восприятие начинающего пианиста можно развивать его творческие способности, сублимированные до ощущения художественной красоты произведения, генерируя более глубокие интерпретационные качества учащегося.


Караяни А.Г.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ РАНЕНИЯ: РАБОЧАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация

В военных событиях, имевших место в ХХ-XXI вв., отмечается неуклонный рост процента раненых участников от общего количества людских боевых потерь. Он объясняется высокими достижениями в области военной медицины, развитием хирургических технологий, оптимизацией методов транспортировки раненых и т. д. Всё это остро ставит вопрос об оптимизации медицинской, психологической, социальной помощи раненым в целях скорейшего возвращения их в боевой строй или в мирную жизнь.

В статье исследуются психологические последствия ранения участников боевых действий. Обосновывается рабочая модель, охватывающая психологическую феноменологию, факторы и последствия ранения. Предложенная модель релевантна для комплексной психодиагностики, терапии и реабилитации раненых.


Козьяков Р.В.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ

Аннотация

В статье рассмотрена важность развития профессионального креативного мышления в современном обществе. Представлены работы ученых, которые составили теоретико-методологические основы организации наших исследований. Представлены методы изучения профессионального креативного мышления. Рассмотрены популярные в современном обществе методы развития профессионального креативного мышления. Проанализирована специфика подготовки обучающихся по развитию профессионального креативного мышления на базе Академии управления и производства. Представлена краткая программа факультативного курса «Профессиональное креативное мышление личности». Рассмотрена технология продуктивного развития профессионального креативного мышления у обучающихся. Рассмотрены стадии развития профессионального креативного мышления в научной школе Я.А. Пономарева, Д.В. Ушакова (подготовка, инкубация, озарение, проверка). Проанализирована технология по созданию креативного продукта включающая в себя: новизну; авторство; применимость в обществе; ценностная составляющая; вау-эффект; совместная профессиональная креативная деятельность; организация развивающей креативной среды; развитие системного профессионального креативного мышления; достаточный, но не чрезмерный уровень сложности профессиональной креативной деятельности. Охарактеризованы на примерах достоинства профессионального креативного мышления в профессиональной и учебной деятельности субъекта. Представлены перспективы дальнейших исследований профессионального креативного мышления, как индивидуального, как и группового субъекта профессиональной креативной деятельности.


Лазарев Ю.В.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ПРИ РАБОТЕ С УЧЕБНИКОМ ЛИТЕРАТУРЫ

Аннотация

Цель исследования – определить продуктивные с методической точки зрения пути организации самостоятельной работы учащихся старших классов при работе с учебником литературы в школе. В статье рассматриваются работа по организации самостоятельной деятельности, приемы по развитию устной и письменной речи, позволяющие представить процесс преподавания в его целостности, с акцентом на индивидуальную работу каждого ученика. Научная новизна работы заключается в разработке системы заданий для самостоятельной работы по развитию устной и письменной речи при изучении темы «И.С. Тургенев» по учебнику литературы для X класса Ю.В. Лебедева. Результаты проведенного исследования позволяют выработать методические рекомендации для учителей по развитию устной и письменной речи при работе с учебником литературы.


Летягина С.К.
НАРЦИССИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ И ИХ СВЯЗЬ С ИМПУЛЬСИВНОСТЬЮ И АГРЕССИВНОСТЬЮ ЛИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Аннотация

Статья посвящена исследованию взаимосвязи нарциссических черт с импульсивностью и агрессивностью личности у студентов юридического профиля. Нарциссические черты личности – это устойчивые и прогнозируемые в различных ситуациях черты реагирования личности в диапазоне психической нормы. Психологической основой нарциссического типа личности служит противоречие между внешними грандиозными проявлениями и внутренним чувством неполноценности. В ходе нашего исследования установлено, что студентам юридического профиля свойственны склонность преувеличивать собственные способности и достижения, ожидание их высокой оценки со стороны окружающих. Возникновение препятствий на пути достижения целей и отсутствие должного отношения к себе вызывают раздражение и недовольство. При этом, как юноши, так и девушки, сохраняют способность к эмпатии, распознаванию и пониманию чувств, потребность к оказанию помощи другим людям. Девушки значимо превосходят юношей в выраженности потребности в постоянном внимании и восхищении, а также чувства зависти к окружающим. Нарциссические черты личности в женской выборке детерминируют снижение самоконтроля в поведении, оппозиционную манеру в поведении против авторитетов и установленных правил, а также подозрительность. Нарциссические черты личности в мужской выборке связаны в большей мере с подозрительностью и готовностью юношей к проявлению негативных чувств в форме косвенной агрессии и не связаны с уровнем самоконтроля.


Миллер Л.В.
КОНЦЕПТЫ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРОБЛЕМЫ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ОБЩЕНИЯ
(МЕТОДИЧЕСКИЙ РАКУРС)

Аннотация

В статье обосновывается положение о том, что классическое для методики преподавания иностранных языков и теории межкультурной коммуникации понятие фоновые знания необходимо уточнить, углубив наши представления о том, какого типа информация должна входить в его состав. На основе практического опыта преподавания русского языка как иностранного и теоретических изысканий автор делает следующий вывод: на успешность обучения иностранному языку и на взаимопонимание представителей разных культур не менее важное влияние, чем собственно знания, оказывают в той или иной степени скрытые компоненты культуры: этические нормы, специфика социальных ролей, а также те неощутимые, неосязаемые аксиологические ориентиры и аффективные реакции, которые также определяют коммуникативное поведение и также являются национально обусловленными. Методический вывод, который можно из этого сделать заключается в том, что формирование лингвокультурологической компетенции предполагает не только усвоение инофоном культурно маркированной информации, заключенной в языковых и речевых структурах, но и обращение к системе представлений о мире, свойственных русскому сознанию, знакомство изучающих русский язык с концептами культуры и картиной мира носителей русского языка. Следующая из этого положения и актуальная для методики преподавания русского языка как иностранного практическая реализация возможна в форме описания своего рода культурного минимума для иностранцев, изучающих русский язык, литературу и культуру. Единицами такого минимума могут стать отобранные в учебных целях константы русской культуры и художественные концепты разного типа: смысловые, аффективные, аксиологемы.


Мухтар З.Г.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы дидактики в цифровом обществе, проанализированы теоретические и практические исследования по определению дидактического инструмента реализации смешанного обучения, раскрыта роль педагогического дизайна в интеграции традиционных и цифровых образовательных ресурсов. Научную значимость составляет концептуальное обоснование педагогического дизайна как дидактического инструмента смешанного обучения. Практическую значимость составляет экспериментальная работа по диагностике и формированию уровней цифровых возможностей преподавателей, необходимых в проектировании педагогического дизайна по «Структуре ИКТ-компетентности учителей» ЮНЕСКО по трем последовательным уровням освоения навыков «получение знаний», «освоение знаний», «создание знаний».

Целью исследования является методологическое обоснование педагогического дизайна как дидактического инструмента смешанного обучения. В качестве материала исследования выступали научно-практические источники, отражающие состояние изученности вопросов дидактики и педагогического дизайна смешанного обучения, результаты теоретического и эмпирического экспериментов. На этапе теоретического обобщения применялись методы анализа, синтеза, обобщения, моделирования. На этапе эксперимента применены эмпирические методы, такие как опрос, интервью, наблюдение, сопоставление результатов, изучение, диагностика ситуаций, обработки данных и др. На заключительном этапе применены методы обработки данных, математический, статистический методы, анализ промежуточных результатов и коррекции, оценки результатов, обобщение. В заключении даны выводы об итогах исследования проблем педагогического дизайна смешанного обучения и обозначены актуальные направления, определяющие перспективу дальнейших исследований по данной проблематике.


Лян Люй
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР СТАНОВЛЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

Аннотация

Становлению музыкального образования в России посвящено множество серьезных исследований, однако в свете значительных преобразований в области музыкальной педагогики и воспитания становится актуальной проблема формирования системы музыкального образования, его дифференциации на общее и специальное, особенностей профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в разных учебных заведениях, субъективных и объективных причин, повлиявших на достижение отечественным музыкальным образованием высокого международного уровня, наконец, событий в культурной жизни, приведших к открытию первых российских консерваторий, а также становлению творческой направленности деятельности педагогов-музыкантов, характерной именно для отечественного образования в области искусства. Целью исследования стало рассмотрение процесса становления российского музыкального образования в контексте системно-исторического подхода, позволяющего выявить причинно-следственные связи между национальными культурными традициями и спецификой отечественного музыкального образования. Задачами исследования стали: обзор системы музыкального образования, складывавшейся на протяжении веков; анализ условий дифференциации образования на общее и специальное; выявление особенностей формирования российского музыкального образования; определение условий, позволивших занять образованию высокий уровень; обнаружение событий и культурно-исторических факторов, приведших к открытию первых консерваторий в нашей стране.


Носс И.Н., Бородина Т.И.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АПРОБАЦИЯ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СМЫСЛОВ

Аннотация

В статье приводится экспериментальный материал, полученный на общей выборке 178 респондентов, показывающий результаты апробации Метода исследования личностных смыслов (МИЛС). В основу МИЛС положены идеи трехмерного измерения смысло-ценностных конструктов, составляющих семантическое пространство субъекта. Изучение смыслов-ценностей осуществлено преемственно-последовательно на содержательно-смысловом, эмоционально-смысловом и ассоциативно-смысловом уровнях анализа. Каждый уровень измеряется при помощи соответствующей шкалы МИЛС. Своеобразная интеркорреляция между шкалами дает основание заключить, что в процессе диагностики исключаются определенные слои субъективной защиты респондентов и происходит вскрытие глубинных смысло-ценностных порталов личности, что подтверждает надежность МИЛС. Содержательная и конструктная валидности метода подтверждены путем построения разноуровневого семантического пространства испытуемых в оппозиционном соотношении социальных ценностей и анти-ценностей. Параллельно вскрыты проблемы иерархии смысло-ценностей, когда доминирующие ценности не всегда соотносятся с общественно желаемыми смыслами. Критериальная валидность МИЛС подтверждена тремя способами. Во-первых, выявлено нормальное распределение данных, подтверждающее дифференцирующую силу метода. Во-вторых, выявлены статистически значимые логически обоснованные корреляции с соответствующими показателями шкал. В-третьих, путем полярных групп эффективных и неэффективных в рамках учебного процесса студентов показаны дифференциация их ценностей. Как вывод следует признать данный метод способным работать в качестве психологического инструмента выявления смыслового пространства респондентов.


Огнев А.С.
СОВРЕМЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ ВЫЯВЛЕНИЕ КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ПАТТЕРНОВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация

В статье представлен аналитический обзор работ, посвященных таким приемам и методам инструментальной психодиагностики, использующих современные айтрекеры и компьютерные регистраторы психофизиологических реакций человека на предъявляемый ему набор специальным образом подобранных визуальных стимулов. Показана принципиальная возможность их использования для выявления различных видов ценностных ориентиров личности и характерных для нее духовно-нравственных предпочтений. Продемонстрированы перспективы одновременного применения для аналогичных целей айтрекеров и приборов, регистрирующих вызванную подобными стимулами гемодинакиму респондента. Отмечена эффективность применения выявленной иерархии способности различных изображений вызывать когнитивную индукцию, что уже позволяет использовать рассмотренные виды диагностики для оценки эффективности тренинговых занятий, для нейромаркетинговых исследований и для предварительного отбора потенциальных членов проектных команд.


Пирязева Е.Н.
АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» ФЕДЕРАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

С 1 сентября 2023 года вступает в силу Федеральная образовательная программа дошкольного образования, которая, наряду с Федеральным образовательным стандартом дошкольного образования, становится основой, определяющей объем обязательной части образовательных программ дошкольных образовательных организаций. С этого момента дошкольные образовательные организации прекращают работать по примерным, комплексным, инновационным образовательным программам, существовавшим ранее. В настоящей статье изучается содержание образовательной деятельности образовательной области «Физическое развитие» Федеральной образовательной программы дошкольного образования. Особенности Федеральной образовательной программы дошкольного образования определяются при ее сравнении с Примерной основной образовательной программой дошкольного образования, что позволяет выявить сходства и отличия задач и содержания выбранной образовательной области в младенческом, раннем и дошкольном возрасте. В результате проведенного анализа удается установить, что содержание образовательной области «Физическое развитие» в Федеральной основной образовательной программе получило подробное освещение, большое внимание уделяется патриотическому воспитанию граждан своей страны, детская деятельность наделяется практической значимостью, пригодной для применения в жизненных обстоятельствах, акцентирована направленность на формирование у детей младенческого, раннего и дошкольного возраста знаний, умений и навыков в процессе образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации, что, несмотря на доминирующую ведущую деятельность детей этих возрастов, все больше сближает дошкольное и школьное образование.


Мирошниченко А.А., Барышников А.В., Протопопова Г.Л.
ИЗМЕРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ УНИВЕРСИТЕТСКИХ СМЕН: ДИНАМИКА И ИНФОРМАТИВНОСТЬ ГРАФИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ, СОЗДАННЫХ ДЕТЬМИ

Аннотация

Статья посвящена обоснованию метода измерения результатов университетских смен через сопоставление графических образов, созданных детьми – участниками университетской смены, в начале и в конце смены. В статье представлено графическое изображение человека: исторический и психосоциальный аспекты, анализ временной перспективы личности (с применением материалов университетской смены). Временная ориентация личности устанавливает взаимосвязь переживания событий из прошлого и настоящего к будущему. Результативное разрешение кризиса идентичности в подростковом возрасте немыслимо без восприятия этих структурных изменений и их связи с переживанием жизненных событий на специфических временных этапах. Целью исследования стало измерение результатов университетских смен посредством анализа информации из графических образов, созданных детьми. Исследование осуществлялась на базе Глазовского государственного инженерно-педагогического университета имени В.Г. Короленко (ГИПУ) в 2023 г. Общий объём выборки испытуемых составил 98 человек (дети в возрасте от 9 до 17 лет). Диагностика временной перспективы личности осуществлялась при помощи опросника временной перспективы Ф. Зимбардо (Zimbardo Time Perspective Inventory, ZTPI и авторской методики «Нарисуй себя через 10 лет». Для измерения результатов трансформации временной ориентации личности была создана компьютерная программа «Моя университетская смена 2023. Итоги». Было выявлено, что подростки, находящиеся в ситуации образовательной Университетской смены 2023 ГИПУ, с трудом анализируют продуктивность своих поступков в настоящем, недостаточно различают свои собственные роли в происходящих событиях, не понимают смысла в проектировании своей жизни на отдаленную перспективу.


Прима О.С., Головин М.С., Суботялов М.А.
ПОКАЗАТЕЛИ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ ХОККЕИСТОВ-ПОДРОСТКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИГРОВОГО АМПЛУА

Аннотация

В статье представлены материалы исследования комплексной оценки функции внешнего дыхания с помощью аппаратно-программного комплекса «Спиро-Спектр». Обследованы хоккеисты-подростки с разным игровым амплуа (n = 50). Использовали тест жизненной емкости легких, исследование форсированного выдоха, тест максимальной вентиляции легких; проводили пробы Штанге, Генчи. Установлено, что хоккеисты-защитники обладают высоким уровнем развития экспираторной мускулатуры и бронхиальной проходимости, а также большим функциональным резервом системы внешнего дыхания. Также выявлено, что хоккеисты-нападающие обладают большими функциональными возможностями аппарата внешнего дыхания.


Шеховцова Е.А., Тельных Е.О.
СВЯЗЬ ПАТРИОТИЗМА И ЦЕННОСТНЫХ УСТАНОВОК ЛИЧНОСТИ

Аннотация

В статье рассматривается связь между патриотизмом и ценностными установками Личности контексте поставленных государством задач развития научного и методического сопровождения системы патриотического воспитания и в рамках действующей программы патриотического воспитания. В основе исследования лежат наработки представителей отечественной психолого-педагогической школы, большое внимание уделяется междисциплинарному подходу к данному вопросу. Рассмотрена дефиниция «Патриотизм» в отечественной научной мысли; выявлена роль патриотизма для существования и развития этноса; определена важность явления патриотизма и патриотической деятельности для общества. Раскрыта взаимосвязь между психологическим явлением действия Личности, её поступками и сутью патриотической деятельности, рассмотрены основные структурные элементы Личности, раскрывающие её как субъект общественной деятельности. Определяется роль ценностных установок Личности для совершения ею самостоятельных поступков, выявляется взаимосвязь ценностных установок Личности и патриотическим поступком. В статье делаются выводы о необходимости смены парадигмы исследований от подхода развития личностной индивидуализации к пониманию взаимосвязи Личности и общества.


Позднякова А.А., Кузнецова Г.В., Никитаева Е.Б.
ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОШЛОГО РОССИИ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ НАСТОЯЩЕГО В ИНОСТРАННОЙ АУДИТОРИИ

Аннотация

Данная статья посвящена проблеме интеграции иностранца в новое общество. Основная идея нашего исследования заключается в формуле: чтобы стать «своим» в чужом обществе, человек должен научиться воспринимать представителя другого этноса как носителя определенного культурно-исторического прошлого. Для этого человек должен обладать исторической эмпатией, то есть оформленными способностями эмоционально реагировать и откликаться на переживания представителя / представителей другой культуры; давать адекватный эмпатический ответ, базирующийся на понимании историко-культурных оснований событий прошлого, на переживаниях представителя другого этноса; распознавать эмоциональные состояния представителя другой этнокультурной группы и мысленно идентифицировать себя с текущим состоянием «чужого». Цель данного исследования состоит в установлении факторов, мешающих успешной интеграции иностранных студентов в российское общество. Задачами исследования выступают: 1) определение уровня знаний иностранных слушателей подготовительных факультетов вузов об историческом прошлом России; 2) выявление стереотипных представлений иностранцев об отдельных сторонах российской жизни; 3) определение дидактических условий для формирования исторической эмпатии иностранца при обучении языку титульной нации; 4) выяснение мнения преподавателей о возможности проведения работы по формированию исторической эмпатии в условиях российского вуза и ее перспективности. Проведенное исследование показывает, что факторами, мешающими успешной интеграции иностранных студентов в российском обществе, являются низкий уровень представлений о российской истории, стереотипизация отдельных сторон российской жизни и, как следствие, недостаточный уровень исторической эмпатийности. Делается вывод о том, что общность интересов контактирующих этносов, уважение к культурным и историческим различиям народов, совместная созидательная деятельность являются важными условиями формирования исторической эмпатии.


Березина Т.Н., Фасхутдинова Ю.Ф., Новикова С.Д.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ С ПОКАЗАТЕЛЯМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДОЛГОЛЕТИЯ ПЕДАГОГОВ

Аннотация

Выделены два подхода к оценке профессионального долголетия: ретроспективный и проспективный. В ретроспективном оценивается истощённость ресурсов педагога по пройденному жизненному пути: профессиональному выгоранию, наличию хронического утомления. В проспективном оцениваются ожидания педагога относительно его будущего: карьерного роста, стремления выйти на пенсию. Цель исследование: изучить взаимосвязь показателей безопасности образовательной среды средней школы с ретроспективными факторами профессионального долголетия педагогов, профессиональным выгоранием. Испытуемые: педагоги средней общеобразовательной школы в возрасте от 19 до 52 лет (средний возраст 42,2 года), женщины. Методы: опросник безопасности образовательной среды, опросник профессионального выгорания, опросник ожидаемого пенсионного возраста. Результаты: установлена взаимосвязь между снижением безопасности образовательной среды и развитием у педагога симптомов профессионального выгорании (редукции профессиональных достижений, эмоционального истощения). Наиболее связаны с профессиональным выгоранием: принуждение педагога к работе против желания или посредством угроз, неудовлетворительные отношения педагога с коллективом и начальством, отсутствие возможности высказать точку зрения. Присутствуют связи выгорания педагога с его отношением к образовательной среде школы. С выгоранием связаны следующие компоненты: отношения к образовательной среде, работа перестает нравиться (эмоциональный компонент), педагог хочет уйти из школы (поведенческий компонент). Ожидаемый пенсионный возраст с профессиональным выгоранием не связан. Вывод: психологическая безопасность образовательной среды средней школы связана с профессиональным выгоранием.


Бонкало Т.И., Полякова О.Б.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ВИДОВ РАБОЧЕГО СТРЕССА У ПРАКТИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ПОМОЩЬ НАСЕЛЕНИЮ В ПОСТКОВИДНЫЙ ПЕРИОД

Аннотация

Установление взаимосвязи видов рабочего стресса (информационного, психического, психологического, социального (межличностного), физиологического, физического, эмоционального и др.) у 758 практических психологов московских центров психологической службы, оказывающих помощь населению в постковидный период, осуществлялось при помощи опросников (стресс-тест Б.Г. Ионова, имеются ли у вас симптомы стресса К.С. Семеровой, какой стресс вы испытываете П. Лежерона), критерия корреляции К. Пирсона и описания связей по шкале Чеддока-Снедекора. Выявлены основные особенности видов рабочего стресса у практических психологов, оказывающих помощь населению в постковидный период: средний уровень стрессового состояния, ниже средней степень симптомов стресса (с тенденцией к средней степени), средняя выраженность общего показателя рабочего стресса (при среднем уровне эмоционального стресса и стресса в отношениях, а также при ниже средней степени физического стресса). Установлены взаимосвязи видов рабочего стресса у практических психологов, оказывающих помощь населению в постковидный период: заметная связь между: стрессовым состоянием и эмоциональным стрессом, и стрессом в отношениях, и общим показателем рабочего стресса; эмоциональным стрессом и стрессом в отношениях, и общим показателем рабочего стресса; стрессом в отношениях и общим показателем рабочего стресса; умеренная связь между: выраженностью симптомов стресса и стрессовым состоянием, и эмоциональным стрессом, и стрессом в отношениях, и общим показателем рабочего стресса; физическим стрессом и стрессовым состоянием, и эмоциональным стрессом, и стрессом в отношениях, и общим показателем рабочего стресса; слабая связь между выраженностью симптомов стресса и физическим стрессом.


Гладышева А.А., А.Д. Михалева, В.Ю. Ковязина
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ ТРЕТЬЕГО КУРСА ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В МЕЖСЕССИОННЫЙ ПЕРИОД

Аннотация

В последнее время отмечается рост психологических расстройств у представителей молодого поколения. Как правило, они составляют контингет обучающихся образовательных учреждений среднего и высшего образования. Психоэмоциональное состояние этих молодых людей достаточно заметно варьируется в зависимости от стадии обучения, выхода на сессию или нахождения в межсессионный период. Есть и другие факторы, подлежащие рассмотрению и оказывающие влияние на студентов. В статье рассматривается психоэмоциональное состояние студентов технических специальностей. Изучается тенденция к возникновению тревожных и депрессивных состояний у обучающихся, в частности в межсессионный период. Анонимно обследовано 12 студентов 3 курса технических специальностей факультета «Управление на транспорте и информационные технологии» Иркутского государственного университета путей сообщения. Для выявления и оценки степени тяжести тревожно-депрессивных расстройств использовались мобильные приложения «40+ психологических тестов» и «Тест Люшера». Определяются основные факторы, влекущие за собой ухудшение психоэмоционального фона.


Янышева В.А., Донцов Д.А., Кольчугина З.А., Янышев И.К.
ЭМПИРИКО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕСПОНДЕНТОВ В АУТООРДИНАЦИОННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Аннотация

В данной статье предметно представлено эмпирико-экспериментальное исследование динамики личностного развития ординантов (клиентов) в процессе аутоординационной психотерапии, проводимой естественно-психическим методом. Это научно-практическое исследование осуществлено на примерах развития у ординантов (клиентов) положительных эмоций и смыслов, оптимизма, стрессоустойчивости, совладающего поведения, самоэффективности и социальных ценностей.


Кадыров Р.В., Капустина Т.В., Садон Е.В., Гайдай А.С.
К ПРОБЛЕМЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Аннотация

Публикация посвящена теоретическому анализу проблемы эмоционального выгорания у медицинских работников в отечественной литературе. Эмоциональное выгорание является серьезной проблемой, оказывающей негативное влияние на профессиональную деятельность и здоровье врачей. Уровень распространенности эмоционального выгорания очень высок и составляет, по разным данным, от 30% до 97% обследуемых в зависимости от специальности. Относительно изученности проблемы необходимо отметить обилие противоречивых данных. Результаты анализа показали, что коммуникативная и ценностно-смысловая сферы личности являются устойчивыми факторами риска, а изолированность, закрытость, интровертированность и конфликтность выступают предикторами эмоционального выгорания. Медицинским работникам необходимо уметь распознавать и справляться с симптомами этого состояния, развивая стрессоустойчивость, эмоциональный интеллект и осознанность. Руководство медицинской организации должно создавать благоприятную рабочую среду, поддерживая научно обоснованную систему управления, предоставляя поддержку, регулируя режим работы и обеспечивая справедливое и своевременное поощрение, карьерный рост. Предлагается апробация известных программ психологической помощи и самопомощи для коррекции эмоционального выгорания у медицинских работников с последующим отбором наиболее эффективных упражнений и приемов и создания интегративной тренинговой программы, включая использование IT технологий. Целесообразны дальнейшие систематические исследования проблемы.


Корчемный П.А., Алиева С.Я., Гнездилов Г.В.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ МЕТОДАМИ САМОРЕГУЛЯЦИИ В МИРНОЙ И БОЕВОЙ ОБСТАНОВКЕ

Аннотация

В статье рассматриваются психологические методы психолога по преодолению отрицательных психических состояний военнослужащих. Раскрыты понятия саморегуляция процессов, действий, осуществляемые человеком с помощью своей психической активности. Обучение военнослужащих методам саморегуляции и применение их в деятельности поможет сформировать у военнослужащих психическую устойчивость к действию различных стресс-факторов военно-профессиональной деятельности. Способность к сознательному контролю и управлению своими психическими состояниями, способствует повышению работоспособности и улучшению качества выполняемой деятельности военнослужащими.


Сенкевич Л.В., Донцов Д.А., Донцова М.В., Шамбазов М.А.
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗРАСТНО-ПОЛОВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЦЕССА ПЕРЕЖИВАНИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО КРИЗИСА ДЕВИАНТНО (АДДИКТИВНО) И НОРМАТИВНО РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТЬЮ. Часть I

Аннотация

Эмпирически исследованы вопросы формирования жизненных ценностей личности, смысла жизни и деятельности в процессе нормативного и девиантного (аддиктивного) психологического возрастного становления человека. Эмпирически проанализированы такие основные параметры данной психологической проблематики как: 1) осмысленность жизни и кризисы в развитии личности; 2) значение возрастных нормативных экзистенциальных кризисов в развитии личности; 3) индивидуальные кризисы и типология критических ситуаций жизнедеятельности; 4) развитие личности и жизненный путь; 5) экзистенциальные кризисы, сопровождающие жизненный путь человека; 6) психологическая сущность и психовозрастное содержание экзистенциальных кризисов аддиктивной (девиантной) и нормативной личности и т.п.