РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
Бочарников И.В.
ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В РОССИИ: ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ, СЛЕДСТВИИ И ИТОГИ
Аннотация. В статье рассматриваются основные причины, ход и результаты одной из наиболее продолжительных и кровопролитных в истории России войн – Гражданской.
Начавшись в ходе Великой Октябрьской социалистической революции 25 октября 1917 года, Гражданская война на протяжении пяти лет проходила на всей территории страны, вовлекая в вооруженное противоборство все социальные и этноконфессиональные слои и группы населения России. Важнейшей особенностью Гражданской войны в России явилась, с одной стороны, искусственность дестабилизации внутриполитической ситуации в стране и противопоставлении одних социальных групп населения другим, а также влияние внешних факторов на ход и результаты противоборства. С другой стороны, феноменом Гражданской войны стала жестокость и бескомпромиссность по отношению к своим соотечественникам. В процессе так называемой «классовой» борьбы, осуществлялось не только на утверждение новых органов государственной власти. Закономерным следствием гражданского противостояния стало утверждение террора как формы подавления сопротивления. Внесудебные расправы и репрессии в отношении населения применялись всеми участниками противостояния. Важнейшим фактором, обусловившим характер и содержание гражданского противостояния, стала институализация террора в Советской России в качестве государственной политики утверждения идеалов революции.
Основными итогами Гражданской войны стали многочисленные жертвы. Только боевые потери среди участников Гражданской войны составили более 2,5 млн человек. От эпидемий или голода умерло порядка 6 млн чел. Жертвами террора, как революционного, так и контрреволюционного, стали более 2 млн чел. В целом, только по официальным данным, безвозвратные потери составили более 10,5 млн чел. Таким образом, Гражданская война оказалась одной из самых кровопролитных в отечественной истории.
Десятки миллионов соотечественников остались проживать на территориях, отторгнутых от России (более 800 тыс. кв. км). Сами же новообразованные в отторгнутых провинциях России «суверенные» государства трансформировались в русофобские образования, с территории которых вплоть до начала Великой Отечественной войны исходили угрозы военно-политического характера. Развернувшееся повстанческое движение и политический бандитизм в ряде национальных окраинах страны пришлось преодолевать вплоть до начала Великой Отечественной войны.
Не менее значимыми оказались и материальные потери. Практически исчез весь золотой запас Российской империи. На 80% сократилось промышленное производство, на 40% – сельскохозяйственное. Страна в своем развитии была отброшена на несколько десятилетий назад. Из успешного и динамичного развивающегося государства начала XX века Россия по итогам Гражданской войны превратилась в разграбленную страну. Главным итогом Гражданкой войны стало то, что Россия победила сама себя. Россия еще два десятилетия переживала последствия Гражданской войны, вплоть до того момента, когда посредством сосредоточения усилий в годы первых пятилеток не вышла на показатели социально-экономического развития, сопоставимые с 1913 годом.
Харченко К.В.
ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ (ВОЛОНТЕРСКАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: НА ПУТИ К СИСТЕМНОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
Аннотация. В статье осмысливаются результаты совершенствования правового, организационного и информационного обеспечения добровольческой (волонтерской) деятельности. Сравнение научной и правовой трактовки понятия добровольчества (волонтерства) обнаруживает упущение в его законодательном определении ряда существенных признаков, а также отсутствие в базовом законе упорядоченной номенклатуры направлений данного вида деятельности. Анализ мотивации труда волонтеров позволяет говорить о наличии широкого спектра мотивов: от духовных и социальных до интереса к получению нематериальных благ. Показано, что целенаправленное регулирование должно быть направлено, в первую очередь, на обеспечение успешной социализации молодых людей посредством их участия в добровольческой деятельности. Волонтерская практика должна быть органично встроена в жизненные стратегии молодых людей и служить, помимо общественного блага, их профориентации и повышению конкурентоспособности на рынке труда. При этом государству следует расширять направления деятельности, в которых могли бы участвовать волонтеры, обладающие соответствующим официальным статусом в соответствии с законом. Одно из перспективных направлений – участие в благоустройстве дворовых и общественных территорий в рамках деятельности ТОСов, а также федерального проекта «Формирование комфортной городской среды». По итогам анализа правового обеспечения и практики добровольческой деятельности даны практические рекомендации, направленные на трансформацию ее от относительно изолированной от других сфер «политической линии» в гармоничную систему, работающую в интересах общества в целом и самих волонтеров.
РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКСНОЕ ПОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
Булат Р.Е., Байчорова Х.С., Лебедев А.Ю., Никитин Н.А.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОЧНОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. В статье представлены результаты исследования, нацеленного на выявление потенциала роста качества образовательного процесса на основе применения достижений современной дидактики в области дистанционных образовательных технологий. Анализ самооценки педагогов сочетался с изучением мнений обучающихся и мониторингом их успеваемости. На основе проведённого эксперимента представлены основные аспекты, влияющие на развитие качества профессиональной подготовки при применении дистанционных образовательных технологий в очной форме обучения. Обоснованы управленческие решения в необходимости развития не столько операционно-технической готовности педагогов, сколько их дидактического и методического мастерства при применении дистанционных образовательных технологий. Доказано, что система высшего образования способна преобразоваться и выйти на новый качественный уровень при условии преобразований во всех подсистемах этой мегасистемы: нормативно-правовой, финансовой, материально-технической, педагогической, методической и других.
Григорьева М.А., Королев Л.М.
СТРУКТУРИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ О СОСТОЯНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СУБЪЕКТА ВОИНСКОГО ТРУДА
Аннотация. Классификация параметров психологической безопасности субъекта воинского труда представляет интерес не только в теоретическом аспекте, но и позволяет переосмыслить ряд проблем организации боевой подготовки к выполнению задач в особых условиях профессиональной деятельности и организации оперативного управления психологической безопасностью субъекта воинского труда. Предлагается выделить три группы параметров группы – факторы, компоненты и показатели психологической безопасности. Факторы оказывают прямое воздействие на формирование психологической безопасности и обуславливают необходимость применения комплексов социальных, технических и других мер по снижению неблагоприятного влияния этих факторов. Компоненты рассматриваются как элементы динамической структуры психологической безопасности. Достаточная развитость показателей, характеризующих эти компоненты, и их целостное единство обеспечивают высокий уровень психологической безопасности субъекта, его активности, самостоятельности, творчества в процессе деятельности. Индикаторы характеризуют степень проявления тех или иных свойств личности, влияющих на психологическую безопасность субъекта.
Применение представленной классификации позволяет решать задачи разработки обобщенной оценки психологической безопасности и на ее основе осуществлять анализ и управление психологической безопасностью субъекта воинского труда.
Касаткина М.И.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КЕЙС-МЕТОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Аннотация. Социально-экономические и демографические процессы, происходящие в обществе, влияют на повышение значения и роли социальной работы в улучшении качества жизни населения. Многообразие и сложность проблемных жизненных ситуаций, с которыми обращаются люди в социальные службы, обусловливает совершенствование подготовки социальных работников к эффективному решению проблем получателей социальных услуг.
Цель исследования заключалась в определении образовательного потенциала кейс-метода в формировании и развитии у будущих социальных работников компетенций, необходимых для решения проблемных ситуаций одиноких пожилых людей, нуждающихся в содействии, поддержки и помощи.
Для обучения студентов навыкам и умениям решения проблемных ситуаций одиноких пожилых людей были разработаны кейсы на основе реальных ситуаций из опыта работы учреждений социального обслуживания по оказанию помощи данной возрастной группе. В процессе исследования были определены основные составляющие кейса, которые влияют на качество его подготовки, и факторы, определяющие эффективность его использования в процессе проведения практических учебных занятий с будущими социальными работниками.
Практика показала, что использование кейс-метода в обучении студентов способствует: актуализации и расширению знаний, формированию практических навыков и умений в поиске и разрешении профессиональных ситуаций, развитию системы ценностей, профессиональных позиций, значимых личностных качеств, корректировке жизненных установок.
Результаты исследования подтверждают, что образовательный потенциал кейс-метода обусловливает комплексное решение задач обучающего, воспитательного, развивающего, корректирующего характера в процессе обучения студентов решению проблемных ситуаций одиноких пожилых людей. Перспективным направлением обучения студентов с использованием кейс-метода может стать организация совместных практических занятий будущих социальных работников и студентов, получающих профессиональное образование по смежным специальностям, для получения опыта совместного взаимодействия и сотрудничества в решении проблемных ситуаций получателей социальных услуг.
Лысаков Н.Д.
ПСИХОЛОГИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ НА ПОЛЕТ В СЛОЖНЫХ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
Аннотация. Статья посвящена изучению психологического содержания принятия решения командиром воздушного судна на полет в сложных метеорологических условиях на различных типах летательных аппаратов. Наиболее сложным этапом полета, где вероятность ошибки экипажа максимальна, является предпосадочное снижение и посадка. Рассмотрены типичные примеры авиационных происшествий именно на этих этапах полета. Изучены наиболее характерные авиационные происшествия на отечественных и зарубежных вертолетах и самолетах различной ведомственной и государственной принадлежности. Использованы данные официального сайта Межгосударственного авиационного комитета. Сделан вывод о том, одной из основных причин летных происшествий при попадании в метеорологические условия, к которым экипаж не подготовлен, является неграмотное или несвоевременное решение КВС на выполнение полета или его продолжение по ранее намеченному плану. Также отмечено, что независимо от типа летательного аппарата и других его формальных признаков психологическая сущность ошибочного принятия решения командиром воздушного судна остается неизменной. Изначально неправильная оценка метеоусловий и своего фактического уровня профессиональной и психологической подготовленности приводят к психологическому дискомфорту, напряжению с дальнейшим подавлением воли, и как следствие, нарушениям летных законов.
Лысакова Е.Н.
ПРИКЛАДНЫЕ ОБЛАСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ АВИАЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Аннотация. В статье раскрываются прикладные области отечественной авиационной психологии. Актуальность работы заключается в изучении перспектив развития отечественной авиационной психологии с учетом вызовов современности, особенностей научно-технического процесса, качественной перестройки условий профессиональной деятельности в аэрокосмической сфере. Цель исследования – представление и систематизация научно-практических разработок, которые отражают прикладное значение отечественной авиационной психологии. Методом исследования выступил методологический анализ современных публикаций, охватывающих прикладные области авиационной психологии, характеризующих основные задачи, результаты и направления научного поиска. Делается вывод о том, что прикладные области авиационной психологии определяют высокий уровень ее востребованности в современной авиации при решении задач, связанных со спецификой жизнедеятельности военной авиации, требованиями Международной организации гражданской авиации по эксплуатации высокоавтоматизированных летательных аппаратов, совершенствованием методов отбора, обучения и труда авиационного персонала, экспертизой авиационных происшествий, учетом человеческого фактора в авиастроении и экспериментальной авиации, осуществлением ориентации на профессии аэрокосмического профиля.
Медведева Н.А., Бессчетнова О.В., Кашицына Л.В.
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ К ПРОФИЛАКТИКЕ ИНТОЛЕРАНТНОСТИ И ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
Аннотация. Молодежный экстремизм – явление, характеризующееся не только неисполнением и игнорированием действующих в обществе правил поведения, закона в целом, появлением неформальных молодежных объединений противоправного характера, но и нетерпимостью экстремистов к гражданам, принадлежащим другим социальным группам, этносам и придерживающимся иных моральных, политических, экономических, эстетических, правовых и религиозных идей. С целью выявления осведомленности студенческой молодежи об интолерантности, экстремизме и методах их профилактики на базе Балашовского института (филиала) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» проведен констатирующий эксперимент. По результатам полученных данных было выявлено, что студенческая молодежь не только подвергается интолерантности и экстремизму извне, но и сама является источником данного процесса, проявляющийся в отсутствии терпимости. В рекомендациях для педагогов и родителей представлены основные аспекты по профилактике интолерантности, экстремизма среди молодежи и работы с «неформалами». В Балашовском институте учебно-воспитательная и внеаудиторная работа по подготовке будущих учителей основ безопасности жизнедеятельности к профилактике интолерантности и экстремизма в молодежной среде, осуществляется преподавателями и сотрудниками. В результате анализа полученных данных было выявлено, что интолерантность и экстремизм представляют собой серьезную угрозу для государства и общества в целом, особенно для студентов первых курсов, поскольку они наиболее уязвимы и беззащитны перед опасностями. Поэтому с этой категорией людей должна вестись разъяснительная и воспитательная работа в вузе, которая позволит освоить им навыки работы по профилактике интолерантности и экстремизма среди молодежи в образовательной организации.
Потанина А.М.
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭТОСА ТРУДНОРАЗРЕШИМОГО МЕЖГРУППОВОГО КОНФЛИКТА: КОНСТРУКЦИОНИСТСКИЙ ПОДХОД
Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования этоса трудноразрешимого межгруппового конфликта на материале российских и украинских СМИ. Целью исследования выступил анализ способов конструирования этоса трудноразрешимого межгруппового конфликта в дискурсе СМИ. Эмпирическим объектом исследования выступил конфликт на Украине. Выборку исследования составили 42 статьи российских и украинских изданий, опубликованные в период с 2014 по 2018 год. В качестве методологических оснований исследования выступили идеи конструкционистского подхода и разработки израильской научной школы исследований трудноразрешимых конфликтов. В качестве основного метода исследования использовался критический дискурс-анализ. Обнаружено, что как в российских, так и в украинских медиа присутствовали обращения к этосу конфликта, в частности к четырем темам: делегитимизация оппонента, виктимизация группы, оправдание групповых целей, поддержание положительного образа группы. Остальные темы либо упоминались в единичных случаях, либо не упоминались вовсе. Выявлено, что в российском медиа-дискурсе формирование единой позиции относительно конфликта происходило постепенно, тогда как в украинском медиа-дискурсе изначально обнаруживалось единое непротиворечивое видение конфликта. Результаты исследования могут внести вклад в проблему изучения этоса трудноразрешимого межгруппового конфликта, а также освещения затяжных насильственных конфликтов в СМИ.
Рапацкая Л.А., Пан Цзяо
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ВОКАЛЬНОГО ИСКУССТВА В РУСЛЕ ЗАДАЧ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ ИЗ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Аннотация. В статье рассмотрены научные предпосылки исследования проблемы взаимосвязи музыковедческого, исполнительского и педагогического освоения русского вокального искусства студентами-бакалаврами из Китайской Народной Республики в российском педагогическом университете. Авторами выявлены и обоснованы основные направления в изучении русской вокальной музыки, а именно – историко-культурологическое, музыкально-историческое, вокально-исполнительское и методическое, каждое из которых оказывает влияние на анализ произведений русской вокальной музыки разных стилей и жанров в учебном процессе.
Сухов А.Н.
ПОНЯТИЯ И ВИДЫ УГРОЗ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Аннотация. В данной статье раскрывается актуальность исследования проблемы, связанной с информационной безопасностью, а также рассматривается сущность социально-психологического подхода к её пониманию. С данным видом безопасности связана модель развития информационного общества. Поэтому не случайно наиболее важной задачей является создание полноценной теории информационной безопасности. Анализируются внешние и внутренние угрозы информационной безопасности. К их числу относятся: хакерские атаки, взломы, вмешательство, вторжение в национальную информационную систему; криминальные информационные угрозы; информационно-психологическая война и др. В статье так же анализируется практика преодоления данных угроз в целях обеспечения информационной безопасности. Без этого невозможно вести речь об эффективном её обеспечении. Это достижимо только путём устранения ряда негативных последствий процесса информатизации общества.
Сухов А.Н.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ БЕЗОПАСНОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация. В статье раскрывается актуальность исследования проблемы, связанной с безопасностью социальной организации, и сущность социально-психологического подхода к её пониманию. Анализируются внешние и внутренние угрозы безопасности социальной организации. К их числу относятся: торговые войны; санкции; экономические кризисы; экстремальные ситуации природного, техногенного, эпидемиологического и социального происхождения и т. д. В статье анализируется практика преодоления данных угроз в целях обеспечения безопасности социальной организации. Без этого невозможно вести речь об эффективном обеспечении безопасности социальной организации.
Чжу Тяньи, Корноухов М.Д.
ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНТЕКСТНО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ВОКАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ ВУЗОВСКОГО УРОВНЯ В КИТАЕ
Аннотация. В статье рассматривается проблематика модернизации современного музыкального образования КНР, актуализации новых подходов к учебному процессу вокального класса. Автор обращается к китайской вокальной культуре, её национальным спецификациям, отражающим конкретный социально-экономический и исторический контекст развития государства, предлагая использовать педагогический потенциалконтекстно-культурологического подхода в учебном процессе вокального класса как универсального инструмента, позволяющего максимально эффективно учитывать теоретические аспекты, личную исполнительскую практику, а также индивидуальные особенности студента. Анализируя факторы, влияющие на эффективность вузовской подготовки китайских вокалистов, автор формулирует основные содержательные характеристики контекстно-культурологического подхода, в частности, кросс-дисциплинарный, диалогово-коммуникативный, эмпатийно-толерантный, ситуационно-контекстуальный, организационно-деятельностный, музыкально-просветительский принципы, а также принципы инклюзивной поликультурности и творческой самореализации. Указанные положения определяют стратегический вектор развития современного вокального образования КНР в направлении гуманистической модели в преподавании, обращения в учебном процессе к общечеловеческим ценностям, формирования у обучающихся разносторонних знаний в области художественных достижений мировой культуры, проявления собственной индивидуальности.
РАЗДЕЛ III. ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТА ТРУДА И ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ
Данилов С.И., Лозинская О.А.
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ОДИНОЧЕСТВА В ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО
Аннотация. В статье развивается экзистенциально-психологический подход к исследованию одиночества военнослужащих. Авторы показывают амбивалентность одиночества военнослужащих, анализируют причины кризисно-деструктивного одиночества, делают вывод о позитивной роли ресурсного одиночества. Статья содержит обобщение наблюдений и бесед с курсантами военного образовательного учреждения высшего образования, подтверждающих заключения авторов. Материал статьи может представлять интерес для специалистов психологической работы с военнослужащими.
Кондрашова М.В.
ВЛИЯНИЕ РАЗНОУРОВНЕВЫХ СВОЙСТВ СУБЪЕКТНОСТИ НА ДОСТИЖЕНИЕ УСТОЙЧИВОЙ ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ
Аннотация. Статья посвящена новой и перспективной проблеме исследования субъектности в контексте достижения устойчивой личностной идентичности. В период ранней взрослости – уязвимом возрастном периоде в аспекте развития кризиса личностной идентичности в силу несовершенства и противоречивости субъектных характеристик, что в целом усугубляется глобальными вызовами мировому сообществу.
Эмпирическое исследование проводилось на студенческой выборке с использованием методик, направленных на оценку структурной организации личностной идентичности, развития свойств личностного и социально-психологического уровней субъектности.
В статье обсуждаются особенности развития разноуровневых свойств субъектности в зависимости от статуса личностной идентичности в период ранней взрослости, в большей степени, проявляющиеся в специфике развития свойств устойчивости и саморегуляции личности. Описанные в статье взаимосвязи личностной идентичности с разноуровневыми свойствами субъектности, раскрывают закономерности становления личностной идентичности в период ранней взрослости, согласно которым влияние свойств личностного и социально-психологического уровней субъектности на согласованность структурных компонентов личностной идентичности является автономным диверсифицированным и проявляется либо в положительном детерминационном воздействии, либо негативном.
На основе проведенного аналитического анализа делается вывод о сопряженности личностной идентичности с процессом усиления общей субъектности на личностном и социально-психологическом уровнях что расширяет, сложившиеся теоретические представления, о закономерностях формирования личностной идентичности. Результаты исследования, представленные в статье, имеют практическую значимость в аспекте использования в деятельности психологов образования, социальных служб, организаций и предприятий в процессе проведения психопрофилактической, консультативной, коррекционно-развивающей работы, направленной на приобретение зрелых форм активности в период ранней взрослости.
Кудинов С.И., Кудинов В.С., Кудинов С.С., Беляева Е.Н.
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ТРИГГЕРЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования по выявлению ответственности у сотрудников суда с разными показателями доминирующих ценностных ориентаций. Ответственность рассматривается как важная профессиональная черта личности сотрудников судебной системы. Исследование осуществлялось в два этапа. На первом, были выявлены доминирующие ценности у респондентов с использованием методики смысложизненные ориентации СЖО Д. А. Леонтьева и диагностики ценностных ориентаций в карьере (Э. Шейн, перевод и адаптация В.А. Чикер, В.Э. Винокурова). На этапе предварительного исследования было проведено анкетирование. Авторская анкета содержала шкалы: карьерный рост, материальное благополучие, автономия, поиск своего «Я», касающиеся планирования специалистами своей перспективы в данной профессиональной сфере. Респондентами выступили сотрудники судов 117 человек. Из них 57 мужчин и 60 женщин в возрасте 24-32 лет. Все испытуемые имели высшее юридическое образование и занимали должности секретаря судебного заседания и помощника судьи. В результате первого этапа исследования были выделены две группы испытуемых с доминированием ценностей, ориентированных на профессионализацию, и вторая группа с диффузными слабо дифференцированными ценностями. На втором этапе исследования в каждой из выделенных групп была определена специфика проявления ответственности с помощью экспертной оценки и бланкового теста ответственности А. И. Крупнова.
В ходе исследования были выявлены и охарактеризованы определенные закономерности соотношения этих психологических явлений. Установлено, что сотрудники с доминированием таких показателей, как цели в жизни и локус контроля над собой и жизнью и профессионально-ориентированными ценностями, имеют более выраженные значения по показателям ответственности, свидетельствующие о высоком и средневысоком уровне проявления данного свойства. Респондентов с диффузными слабо дифференцированными ценностными ориентациями отличает слабый самоконтроль и узконаправленная мотивированность проявления ответственности, что находит выражение в низком либо средне-низком уровне проявления профессиональной ответственности.
Назарова Е.С., Булгаков А.В.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСТАВНИКА В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация. Строительная отрасль России по объему материальных и трудовых ресурсов занимает третье место после обрабатывающей промышленности и сферы торговли. Текучесть кадров и нехватка квалифицированного персонала – проблемы, с которыми сталкивается строительная отрасль. Наставничество успешно решает указанные проблемы. Важность и значимость наставничества отмечена в Национальных проектах России и в федеральных целевых программах. Научные исследования по теме наставничества возобновились только в 2000 годах и носят междисциплинарный характер, работы по наставничеству имеются в психологии, педагогике, философии, экономике, менеджменте. Вместе с тем отмечается малоизученность такой темы в наставничестве как эффективная деятельность наставника в организациях любых сфер деятельности, его отличительным профессионально-личностным характеристикам. В статье приводятся результаты проведенного эмпирического исследования с применением методов экспериментальной психологии: анкетирования, экспертного опроса, профессиографического исследования, психологического моделирования в части предметно-содержательного моделирования искусственного объекта – эффективной деятельности наставника в строительной организации. Определены структурные компоненты деятельности, среди которых психологический, экономический и организационный компоненты, построена математическая модель эффективной деятельности наставника. Продолжением исследований будет являться формирование психологического портрета эффективного наставника в строительной организации.
Прокопчук А.Р., Удалова Н.В., Рыбакова Е.Е.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье анализируются изменения, которые затронули современную систему высшего образования, а также показывается, каким образом модернизация системы высшего образования повлияла на содержание профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка в вузе. Авторы подчеркивают, что стремительное развитие научно-технического прогресса, в частности появление новых информационных технологий, неизбежно ведёт к расширению спектра профессиональных компетенций преподавателя. В данной статье приводится детальное описание профессиональных компетенций, каждая из которых рассматривается как неотъемлемый компонент профессиональной компетентности современного преподавателя иностранного языка в вузе. Особо отмечается возрастающая роль информационно-коммуникационной компетенции, так как сегодня новые информационные технологии активно используются в ходе обучения студентов. Кроме того, авторы подчеркивают, что постоянное саморазвитие и овладение новыми знаниями, умениями и навыками поможет преподавателю, в свою очередь, обеспечить наиболее эффективную подготовку квалифицированного и конкурентоспособного выпускника высшей школы.
Спицына К.Р., Захарова Н.Л.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РАБОТНИКОВ ВИРТУАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК
Аннотация. Представлены результаты эмпирического исследования психологического благополучия работников виртуальной организации. На основе анализа теоретических и прикладных работ «психологическое благополучие» определяется как «позитивное функционирование личности» (К. Рифф). Выдвинуто предположение о различии уровня психологического благополучия и его компонентов в зависимости от социально-демографических характеристик работников виртуальных организаций. Итоговую выборку составили работники виртуальных организаций (N=50, средний возраст 38.6 лет, средний стаж работы 14.3 лет). Применяемые методики: «Психологическое благополучие, К. Рифф», адаптация Жуковская Л.В., Трошихина Е.Г., 2011 г.), «Анкета общих данных дистанционных работников» (Спицына К.Р., 2021), математико-статистическая обработка эмпирических данных включает описательные статистики, проверку на нормальность распределения, корреляционный анализ, методы графического представления результатов статистического анализа. Все работники виртуальной организации имеют удовлетворительный уровень психологического благополучия, соответствующий средним значениям тестовых норм используемой методики. Сравнение групп выборки по социально-демографическим переменным позволило выделить фактор психологического благополучия работников виртуальных организаций: «профессиональный стаж» (p=0,025*). Статистически значимые различия шкал методики не обнаружены для групп с разным стажем по показателям «Компетентность», «Самопринятие». Таким образом, чувство управления средой, отношение к себе и своему прошлому в процессе получения профессионального стажа не меняется.
Результаты исследования позволяют сделать вывод о влиянии профессиональной деятельности на общий уровень психологического благополучия человека в повседневной жизни, а также исследовать стратегии обеспечения позитивного функционирования личности в условиях виртуальной организации.
Фарбер А.В.
СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ У ЖЕНЩИН-РУКОВОДИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ КРОСС-КУЛЬТУРНЫХ И ГЕНДЕРНЫХ ГРУПП
Аннотация. В статье автор анализирует стили управления у женщин-руководителей в России, Великобритании и Индии в зависимости от кросс-культурной группы и гендера. Исследование проводилось на базе социальных сетей с ссылкой на Google Forms. Выборку исследования составили женщины-руководители высшего звена (России, Великобритании и Индии) в количестве 270 респондентов (по 90 респондентов в каждой кросс-культурной группе). Были использованы методики «Полоролевой опросник» (С.С. Бем) и «Самооценка стиля управления» (А.А. Урбанович). Для определения значимости различий использовался H-критерий Крускала-Уолисса. Статистическая достоверность результатов считалась подтвержденной на уровне р<0,05. В ходе работы были выявлены стили управления у женщин-руководителей в России, Великобритании и Индии в зависимости от кросс-культурной группы и гендера. Согласно полученным данным было установлено, что большинство женщин-руководителей относятся к андрогинному полоролевому типу, которые применяют демократический стиль управления. Маскулинные женщины-руководители всех кросс-культурных групп в большинстве случаев выбирали авторитарный стиль управления. Феминные женщины-руководители всех кросс-культурных групп в большинстве случаев выбирали либеральный стиль управления. Данные отличия в стиле управления имели статистически достоверную разницу между гендерными группами, тогда как в кросс-культурных группах России, Великобритании и Индии отличия в стиле управления не имели статистически достоверной разницы.