РАЗДЕЛ I. НАША ПАМЯТЬ – БЕССМЕРТНА!

Бочарников И.В.
ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР СВЯТОСЛАВОВИЧ. КРЕСТИТЕЛЬ РУСИ

Аннотация. В статье описываются основные этапы жизнедеятельности Великого князя Киевского Владимира Святославовича – выдающегося государственного деятеля, отважного воина и талантливого политика, внесшего огромный вклад в объединение русских земель, кардинальным образом изменившего ход отечественной истории, предопределив последующее цивилизационное развитие Руси – России.

Став еще в 9-летнем возрасте новгородским князем, Владимир при помощи своего наставника Добрыни сумел обеспечить безопасность рубежей этого региона и его эффективное развитие. Именно в Новгороде – второй столице Древней Руси того времени, Владимир начинал свой путь государственного строительства.

Добившись Киевского великокняжеского престола, Владимир сумел не только восстановить единство страны, нарушенное в ходе междоусобной борьбы, начатой не по его инициативе, но и значительно расширить пределы Руси, посредством вовлечения в ее состав других земель и народов.

Судьбоносным для Древней Руси стал выбор князя Владимира государственной религии, ставшей в последующем на столетия мировоззренческой основой развития российской государственности. Крестив Русь, Владимир, таким образом, предопределил цивилизационный поворот не только русской, но и мировой истории. На карте мира появилось государство, ставшее в последующем оплотом и надеждой стран и народов, не приемлющих диктат и порабощение со стороны претендентов на мировое господство. Именно он фактически заложил основы для формирования цивилизационных устоев этого государства. Все это является свидетельством его, безусловно, выдающегося вклада в становление и развитие Древнерусского государства, плоды которого очевидны и в наши дни.

РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Чедия А.Р.
КРЕПОСТНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ НА ЗАПАДНОМ КАВКАЗЕ В XVII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВВ.

Аннотация. Западный Кавказ вошел в сферу османского влияния во второй половине XV в. Являясь органической частью Причерноморья регион стал объектом завоеваний Османской империи в рамках черноморской политики османских султанов. Для достижения своих целей по управлению регионом, на протяжении XVI–XVIII вв. на Западном Кавказе были выстроены две крепостные линии, которые обладали функциями как военного плацдарма для продвижения вглубь региона, так и для защиты черноморских коммуникаций от нападения извне и проникновения в Причерноморье иностранных держав через Керченский пролив, соединяющий Черное море с Азовским. В конечном итоге за указанный период османы построили крепости и бастионы на территории Таманского полуострова преимущественно вдоль Азовского моря (Тамань, Темрюк, Адахун, Ачу, Копыл, Кызылташ) и черноморского побережья (Анаклия, Сухум, Суджук, Анапа). Таким образом Османская империя в первой половине XVIII в. формально подчинила своей власти все черноморское и азовское побережье Западного Кавказа. Однако управление регионом носило достаточно сложный характер. Продвижение Российской империи в Приазовье и на Кавказе, нападения казачьих морских флотилий на османские города, частые восстания и нападения местного населения на османские крепости и торговые корабли, кризис во взаимоотношениях центра и периферии демонстрируют проблемы османского управления Западным Кавказом.

Калаков Н.И.
КОНЦЕПТУАЛЬНО-ПРОГНОСТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ГЛОБАЛИСТИКИ КАК НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ НАУКИ НА МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОСНОВЕ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы концептуально-прогностическое обоснование развития глобалистики как науки на междисциплинарной основе в международном пространстве. Теоретически проанализированы отдельные аспекты взаимодействия и взаимосвязи цивилизационной, экологической, планетарной и космической системы. Обозначены взаимодействия и взаимосвязи законов сохранения и разрушения цивилизационных и государственных систем на Земле и сформулированы взаимосвязи исторического развития цивилизаций с научными закономерностями. Выявлена общая закономерность развития цивилизаций в международном пространстве и раскрыто понятие глобалистической науки, объекта, предмета. Обоснованы взаимодействия и взаимосвязи глобалистической прогностики и прогностической геополитики и основные направления прогностического исследования. В целом на основе теоретического анализа затронуты вопросы прогностического исследования современного мира с учетом влияющих факторов и особенностей, законов взаимодействия и взаимосвязи цивилизационных, экологических и планетарных систем в космическом пространстве.

Клетнова Л.С.
ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР

Аннотация. Появление концепции устойчивого развития (далее — КУР) ознаменовало конвергенцию между экономическим развитием и защитой окружающей среды. Эта конвергенция была официально проиллюстрирована на Стокгольмской конференции по проблемам человека и окружающей среды в 1972 г., первой из серии крупных конференций ООН по глобальным вопросам, связанным с окружающей средой. Конференция продвигала концепцию экологического развития, в соответствии с которой культурные, социальные и экологические цели были интегрированы с развитием. Впоследствии концепция была включена в стратегические планы многих отраслей. На данный момент КУР получила официальное признание и внесла определенные изменения в международную политику, однако не смогла повлиять на характер глобальных процессов. Учитывая целесообразность совершенствования подходов и методов формирования механизмов УР, для научного осмысления теоретических вопросов особую актуальность приобретает изучение опыта прошлых лет. С целью краткого изложения основного материала по теме был проведен историографический обзор работ, посвященных проблемам КУР. Автором использовались методы историографического анализа: историко-системный, типологический, сравнительно-исторический. Научную новизну статьи определяет то, что в данной работе впервые проводится сравнительно-обобщающий анализ работ российских и зарубежных исследователей, занимающихся проблемами формирования и имплементации КУР. Представлены дискуссионные мнения ученых-экспертов о проблемах устойчивого развития (далее – УР). Раскрыты вопросы формирования понятия УР. Проанализированы существующие научные подходы и взгляды относительно развития понятия УР. Определена сущность понятия УР.

Ростовская Т.К., Письменная Е.Е., Родин Н.В.
МОЛОДЕЖНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СООТЕЧЕСТВЕННИКАМИ ЗА РУБЕЖОМ

Аннотация. В условиях современной мировой напряженности особую важность приобретает взаимодействие с соотечественниками за рубежом с целью недопущения искажения и искоренения русской истории, языка и культуры. В статье рассматривается деятельность российских и зарубежных молодежных организаций как механизма организации взаимодействия с соотечественниками за рубежом. Выявлено, что данное направление работы широко обеспечено в нормативном поле, как внутри Российской Федерации, так и в рамках мирового права. Авторами проведен анализ деятельности государственных институтов и молодежных объединений по организации взаимодействия с соотечественниками за рубежом. На основе проведенного анализа авторы делают вывод о необходимости совершенствования целого ряда компонентов в рассматриваемой деятельности. В частности, даны рекомендации по развитию информационного сопровождения, обмена опытом между российскими молодежными организациями и объединениями молодых соотечественников за рубежом.

РАЗДЕЛ III. КОМПЛЕКСНОЕ ПОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Дёмин А.Н., Дёмина И.В.
ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА К СКОРОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

Аннотация. В статье обсуждается проблема психологической адаптации человека к важнейшей стороне социальных изменений – скорости социальных процессов. Будучи достаточно очевидной, эта проблема не имеет пока систематического психологического изучения. Цель статьи – выделить основные аспекты социальных процессов, находящиеся в режиме ускорения, и оценить возможные трудности и следствия психологической адаптации человека к их ускорению. Рассматривается теория кинематического общества П. Вирильо, в которой используются категории скорости и света для критического анализа современности, а скорость объясняется радикальным усилением роли технологий в социальных процессах. На примере коммуникативных процессов (скорость и глобальность обмена информацией, наличие искусственных посредников), процессов занятости (прекарная занятость, фрагментация карьер, современные технологии поиска работы и трудоустройства), финансовых процессов (принятие финансовых решений, взятие кредитов) обсуждаются психологические ограничения и эффекты адаптации человека к ускорению социальных процессов, обусловленные нарушением или недостаточностью фундаментальных механизмов психической регуляции деятельности и общения. Эти механизмы связаны с чувственной составляющей общения, построением образов и поведения, в том числе смысловым наполнением поведения. Делается вывод о необходимости содержательного психологического наполнения категорий «стабильность» и «нестабильность» и развитии новых отраслей психологии – глобальной психологии, психологии новейших технологий.

Терехова Т.А., Трофимова Е.Л., Малахаева С.К.
ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ГЕЙМЕРОВ В ИГРАХ С ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ ВАЛЮТОЙ

Аннотация. В статье рассмотрена специфика экономического поведения: отношения к деньгам, особенности игровой мотивации, влияющей на уровень трат в игре, и готовность рисковать денежными средствами геймеров в играх с внешней и внутренней валютой. Выборку исследования составили 140 респондентов, из них 78 предпочитают компьютерные игры жанра RolePlayingGaming, с использованием только внутриигровой валюты, и 62 опрошенных, выбирающие игры Free-to-play, с возможностью перевода виртуальных денег в реальные и наоборот. По t-критерию Стьюдента выявлены существенные различия в экономическом поведении двух групп геймеров, предпочитающих игры с внешней валютой и внутренней валютой, которые можно объяснить специфическим сеттингом этих игр. Игроки жанра Free-to-play демонстрируют более высокие оценки по всем шкалам монетарных отношений, фиксацию на деньгах, но отсутствие четкой стратегии денежного поведения, их характеризует склонность к риску и более высокий уровень мотивации достижения успеха.

Есипов М.А.
ОБ ОТНОШЕНИИ МОЛОДЕЖИ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
(НА МАТЕРИАЛЕ СТУДЕНТОВ ИЗ СТРАН АЗИИ, АФРИКИ И ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В РОССИИ)

Аннотация. В статье представлены результаты анкетирования 42 студентов из стран Азии, Африки и Латинской Америки, получающих высшее образование в одном из московских технических университетов. Иностранные студенты сталкиваются не только со сложностями, характерными для студентов, обучающихся в своей стране, но также испытывают адаптационные трудности, связанные с языковым и культурным барьером. Данная проблема в отечественной и зарубежной психологии исследована недостаточно, поэтому актуальным является изучение отношения иностранных студентов к психологической помощи: насколько они ей доверяют, считают ли важным наличие психологической службы в высшем учебном заведении, какими личностными качествами и другими характеристиками, на их взгляд, должен обладать человек, оказывающий психологическую помощь, и т.п. Анализ результатов исследования показал, что в целом опрошенные студенты продемонстрировали средний и высокий уровень готовности к получению профессиональной психологической помощи, у них имеется представление об основных целях обращения за психологической помощью, понимание того, какими качествами и социально-демографическими характеристиками должен обладать психолог, к которому они могли бы обратиться за помощью в случае необходимости. Также было зафиксировано, что некоторые данные по студентам из развивающихся стран совпадают с ранее полученными по российским студентам.

Огнев А.С., Лихачёва Э.В., Николаева Л.П.
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АЙТРЕКЕРОВ В КОНСУЛЬТИРОВАНИИ И КОУЧИНГЕ

Аннотация. В статье описаны результаты исследований, показавших существенное повышение эффективности консультативных и коучинговых сессий за счет включения в их состав работы клиентов с айтрекерами. Авторы статьи полагают, что это увеличение эффективности произошло за счет все более понятного и предпочтительного для современных клиентов языка визуальных образов, активного расширения набора создаваемых самими клиентами эпистемологических метафор как инструментов самопознания, интенсивной генерации решений значимых для них проблем, ускоренной интеграции приобретенного опыта в повседневную практику благодаря многоплановым ассоциативным связям нового с привычными формами познания и поведения. В статье также отмечено, что для самих консультантов использование айтрекеров создает надежную основу для поиска новых индивидуальных форм работы с каждым клиентом с учетом поддающегося объективной регистрации опыта прежних консультаций. Указано, что накапливаемый таким путем эмпирический материал обладает огромным практическим и научным потенциалом. Результаты работы айтрекеров без промедлений могут быть предъявлены клиентам сразу после тестирования, легко поддаются многоплановой математической обработке, без особых усилий формализуются и допускают оперативную наглядную демонстрацию широкой общественности. Это делает работу психолога понятной его реальным и потенциальным клиентам, а также создает предпосылки для кроссдисциплинарных коллабораций и межпредметных проектов научного и прикладного характера.

Титова Н.К.
КОМПОНЕНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Аннотация. Во введении статьи сформулированы цель и задачи исследования, связанные с выявлением психологической структурыкритического мышлениястудентов. В результатах исследования и их обсуждении автор приводит результаты теоретического анализа психолого-педагогической литературы отечественных и зарубежных авторов, посвященной проблеме формирования критического мышления (КМ) студентов. В этом же разделе приводятся результаты анализа литературы зарубежных и российских авторов по проблеме выявления компонентов психологической структуры критического мышления, а также определению психологической структуры критического мышления студентов. В результате автором определены основные компоненты психологической структуры критического мышления студентов: аналитические умения и обнаружение «слабого звена»; поиск и критический анализ информации по проблеме; поиск общего и различного; организация, сбор экспериментального материала и его презентация; доказательная интерпретация и оценка полученных данных; умение делать обоснованные выводы. В заключении сформулированы выводы о сущности и структуре критического мышления, а также психологической структуре критического мышления студентов.

Елисеева Н.Д.
СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ ЛИЧНОСТИ В ЭПОХУ ПАНДЕМИИ

Аннотация. Пандемия вируса COVID19 уже сейчас оценивается учеными как вызов современном устройству общества. Исследователи считают, что последствия пандемии для мирового сообщества будет сказываться еще долгое время. В ситуации угрозы безопасности жизни и связанной с ней неопределенностью важным становится социальный капитал личности. В нашем исследовании семья рассматривается как социальный капитал личности, помогающий справится с глобальной угрозой пандемии.

В исследовании использована анкета по изучению отношений в семье (N 1090), контент-анализ протоколов консультаций клиентов психологического центра (N 134).

В результате анкетирования выявлено, что образ современной якутской семьи характеризуется гармоничными отношениями, выявлен высокий уровень удовлетворенности супружескими и детско-родительскими отношениями. Особую роль в семейных отношениях играют семейные традиции (ритуалы). Выявлено, что поведение супругов в конфликтных ситуациях отличаются и дополняют друг друга. Досуговые формы деятельности не отличаются особой социальной активностью. Результаты протоколов психологических консультаций клиентов показывают, что особую актуальность во время пандемии имеют вопросы воспитания детей, самопознания, отношения с близкими, психическое и соматическое здоровье, а также вопросы, касающиеся профессионального становления.

Пандемия явилась катализатором имеющихся психологических проблем личности. Выявлено, что в условиях самоизоляции актуализировались семейные отношения. При этом данные вопросы не являются кризисными. Таким образом можно предположить, что активность личности была направлена на семью, трудовая деятельность была сублимирована в супружеские и детско-родительские отношения.

Звонова Е.В.
СИМВОЛИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА В МОДЕЛИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ О КУЛЬТУРЕ

Аннотация. В статье символизация музыкального искусства рассматривается как психологический механизм моделирования социальных представлений субъекта о культуре, которые фиксируют социально-значимые для групп людей явления с помощью объектов, символизированных характеристик социального поведения, созданных посредством условных знаков. В процессе моделирования социальных представлений детерминирующим условием выступает модель мира. Модель мира является необходимым компонентом социальной коммуникации. Социум является генератором значений, что определяет тесную связь социальных представлений с социальным контекстом. Семиотическая концепция ориентирована в первую очередь на междисциплинарное изучение смыслового содержания. Ядро представления моделируется ценностями и нормативными оценками, всем, что составляет саму сущность культуры. Смысловым ядром социальных представлений о музыкальном искусстве выступает система музыкального языка, сложившаяся в целостной модели мира. Проведенное эмпирическое исследование показало, что ядро социальных представлений о культуре в значительной степени моделируется в процессе различного вида социальных практик. Целенаправленное моделирование социальных представлений с помощью знакомства с разными принципами символизации музыкального искусства позволяет изменить содержание социальных представлений о культуре на уровне ядра.

Караяни Ю.М., Крук В.М., Цыганков С.В.
СИСТЕМНО-СИТУАТИВНЫЙ АНАЛИЗ ТРУДНОСТЕЙ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАЧ ПО ИНФОРМАЦИОННОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ НА ПРОТИВНИКА В РАМКАХ ПРИМЕНЕНИЯ ВС РФ ЗА ПРЕДЕЛАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы анализа современного опыта деятельности специалистов информационно-психологического противоборства, полученного в ходе применения Вооруженных Сил РФ за пределами Российской Федерации. Приводятся результаты ретроспективного интервьюирования военнослужащих по методике последовательной динамической оценки деятельности, на основе которых делаются выводы об основных направлениях повышения эффективности выполнения служебно-боевых задач частями и подразделениями информационно-психологического обеспечения ВС РФ, а также формулируются рекомендации по учету выделенных направлений при подготовке военных кадров в вузах Министерства обороны РФ. Проведенное исследование позволило установить, что подавляющее большинство военнослужащих-носителей опыта рассматриваемой деятельности испытывали трудности, обусловленные дефицитом знаний национально-обусловленных особенностей противника и населения страны пребывания. С целью решения данной проблемы предлагается широкое внедрение в учебный процесс военного вуза тренингов межэтнической коммуникации и межкультурной сензитивности (чувствительности), а также использование на занятиях психологических техник развития компетентности в вопросах взаимодействия с представителями населения иностранных государств, таких как культурный ассимилятор. Кроме того, полученные результаты подтверждают возможность использования системно-ситуативного анализа деятельности в качестве концептуального подхода к изучению опыта информационно-психологического противоборства.

Маяковская М.О.
ФЕНОМЕН ПСИХОЛОГИИ СЕКСУАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК НАУЧНОГО КОНСТРУКТА

Аннотация. Автор статьи обосновывает гипотезу важности определения понятия «сексуального интеллекта» как научного конструкта, что влечет за собой необходимость разработок методологий исследования работы для повышения уровня сексуального интеллекта, применения данных исследований в массовом проявлении просветительской деятельности, что повлияет на построение и сохранение гармоничных семейных взаимоотношений, уровень социального, культурного, духовного, биологического развития структуры личности и повышение качества уровня жизни населения в целом. Актуальность исследования данного вопроса раскрывается в выявлении низкого уровня психологического благополучия населения, детерминантами этого являются статистические данные по зппп, разводам, домашнему насилию, абортам и т.д.

Исследование проводилось методами обзора и анализа имеющихся исследований в данной области, в результате доказана актуальность гипотезы и возможные перспективы развития, такие, как способы распространения просветительскими методами в работе с разными категориями населения, разработки научных методологий развития сексуального интеллекта, что позволит увидеть более объемную картину полноценно функционирующего человека.

Можно сделать вывод, что благодаря результатам исследования необходимости развития феномена сексуального интеллекта как научного конструкта можно снизить уровень психологического неблагополучия в обществе в целом.

Сухов А.Н.
ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ: КОНСТРУКТИВНЫЙ АСПЕКТ

Аннотация. В статье раскрывается актуальность исследования внутриличностных конструктивных конфликтов и сущность социально-психологического подхода к пониманию данного вида конфликтов. Анализируются трудности, которые имеют место при определении понятия, структуры внутриличностных конструктивных конфликтов. С данным видом конфликтов связана позитивная модель достижения успеха, карьерного роста и развития личности. Поэтому не случайно наиболее важной задачей является создание полноценной теории внутриличностных конструктивных конфликтов. Без этого невозможно вести речь об эффективном урегулировании и разрешении социальных конфликтов. Теория внутриличностных деструктивных конфликтов – составная часть социальной конфликтологии. Предстоит ещё немало сделать как в теоретическом, так и прикладном плане для её полного оформления. В настоящее время существует настоятельная потребность в развитии конфликтологической компетентности не только профессионалов, но и различных групп населения.

Бокова О.А., Рыбин Д.Н.
ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОЛОГА У ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА: ОБОСНОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ

Аннотация. Постановка проблемы касается актуальных вопросов развития школьников на основе проектного подхода к формированию образа психологии и психолога у школьников в контексте указанного аспекта психологической работы. Авторами проведен краткий анализ отечественных и зарубежных научных публикаций, рассматривающих различные аспекты работы школьного психолога. Показаны результаты анкетирования школьников г. Барнаула и Алтайского края на предмет понимания ими специфики работы психолога и готовности к совместной работе. Проектный подход предлагается реализовать через формирование у учащихся школ культуры взаимодействия с психологом как специалистом в сфере человеческого развития с использованием зеркала прогрессивных преобразований, обозначением цели, задач, примерного плана мероприятий и показатели достижения эффективности его реализации. Также выявлены основные сложности, которые могу помешать реализации проекта, очерчен круг благополучателей (администрация школы, коллектив учителей родители, психологи и сами школьники) и выявлены их выгоды. В ходе реализации проекта предполагается информировать школьников о деятельности психолога, методах и задачах его работы по развитию человека; сформировать адекватный образ психолога и изменить стереотипные представления; способствовать формированию культуры обращения к специалисту в области психологии для развития личности. Проект планируется запустить для реализации в школах с началом образовательного процесса вне дистанционной системы обучения.

Педанова Е.Ю.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ ТРУДНОСТЕЙ (ОПЫТ КАЧЕСТВЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)

Аннотация. Большое количество людей решает в своей повседневной жизни задачи, связанные с преодолением финансовых трудностей. Это обусловлено как нехваткой денежных средств, так и ростом кредитно-заёмной активности населения. Возникают задачи психологического анализа данной активности личности, связанные с описанием ее специфики, конкретных действий, которые предпринимают люди, оказавшиеся в трудной финансовой ситуации, факторов ее успешности. Знание систем конкретных действий в трудной ситуации является важной задачей не только в теоретическом плане, но и практическом, поскольку позволяет предметно оперировать психологическими ресурсами.

В статье выделяются иописываются приёмы и способы преодоления финансовых трудностей. Достигается эта цель в контексте проблемы совладающего поведения, где в ряде исследований показано, что ситуационная специфика данного феномена имеет значение.

В статье представлены результаты качественного исследования с использованием полуструктурированного фокусированного интервью. В структуру интервью вошли следующие тематические блоки: блок вопросов, направленный на выявление финансовых трудностей и блок вопросов, направленный на выявление способов и приёмов их преодоления. Выборка составлялась критериальным способом, где основными были: возраст более восемнадцати лет, относительная финансовая самостоятельность, наличие опыта работы, наличие семьи и финансовых проблем, например, кредитов, ипотеки, низкого заработка. Анализ данных шестнадцати интервью проводился в рамках “обоснованной теории” Б. Глейзера и А. Страусса. На данном этапе описаны объективные и субъективные критерии выделения финансовых трудностей (финансовый самоконтроль и финансовая грамотность), приёмы и способы (выбор вектора прилагаемых усилий, принятие ответственности и активность, отношение к социальным ресурсам как средствам достижения позитивных эффектов, обесценивание и пассивность, отношение к риску, эмоциональность/рациональность, отношение к трудностям), а также стратегии (рассредоточение и изыскание ресурсов, капсулирование ресурсов) преодоления этих ситуаций.

РАЗДЕЛ IV. ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТА ТРУДА И ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ

Донцов Д.А.
СПЛОЧЁННОСТЬ ГРУППЫ И ЕЁ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА В СФЕРЕ СПОРТА

Аннотация. Настоящая научно-методологическая статья будет интересна и полезна профессионалам целого ряда психологических и психолого-педагогических специальностей, а прежде всех — социальным и спортивным психологам.

В данной статье детально рассмотрена надёжная диагностическая методика, применяющаяся в спортивной области психологической, педагогической и социальной практики, осуществляемой в ходе проведения разнообразной образовательной, развивающей, формирующей спортивной деятельности с детьми, подростками, и в юношеском спорте.

Посредством этой методики социально-психологически и психосоциально диагностируются и «опредмечиваются» разнообразные межличностные отношения (отношения межличностной значимости) в следующих социальных аспектах: «личность ↔ личность», «личность ↔ микрогруппа», «личность ↔ малая группа», «личность ↔ средняя группа», а также внутригрупповые и межгрупповые отношения, проявляющиеся и выражающиеся на всех указанных уровнях общения и взаимодействия людей, включая широкую область спорта.

Применяя подробно рассмотренную в настоящей статье методологию, эффективно осуществляют свою профессиональную деятельность различные отечественные специалисты, профессионально работающие с детьми, подростками и юношеством в большой сфере детского и юниорского спорта.

Таким образом, настоящая научно-методическая статья посвящена профессиональной социально-психологической практической диагностике, в спортивной сфере, различных детско-подростково-юношеских групп, коллективов и объединений (спортивных кружков, спортивных секций, спортивных команд, спортивных сборных команд и т.д.).

В связи с обширным распространением в теории и на практике проанализированных в настоящей научно-практической статье вопросов, представленное в ней информационное содержание опирается на развёрнутый список профессиональной по смыслу литературы.

Чернышёва О.В., Рабазанов С.И., Рязанов О.Е., Малышев А.Г., Климов И.А.
АНАЛИЗ СТРЕССОВЫХ И КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ У СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Аннотация. В статье на основании полученных эмпирических данных представлены особенности стрессовых и кризисных ситуаций у сотрудников правоохранительных органов. Исследование проводилось авторами на базе курсантских взводов в сентябре 2019 года в Рязанском филиале Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, г. Рязань. В исследовании приняли участие 60 курсантов второго и третьего курсов Рязанского филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, г. Рязань. Результаты проведённого авторами исследования с использованием многоуровневого личностного опросника «Адаптивность-99» и теста «Самооценка стрессового состояния» курсантской аудитории выявили различные уровни нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции у курсантов. Выявлены строго индивидуальные пределы сопротивляемости, по достижении которых психоэмоциональное напряжение, переутомление или нарушение функций организма курсантов может приводить к перенапряжению психической деятельности. Авторы делают вывод, что избежать негативных последствий стресса возможно с помощью создания согласованной системы психологического обеспечения.

Ерофеева М.А., Ключко О.И.
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О НОРМАХ ЖЕНСКОГО ПОВЕДЕНИЯ У РОССИЙСКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. В статье представлены результаты исследования норм женского поведения как компонента гендерной ментальности российской студенческой молодежи провинции и мегаполиса. В исследовании приняли участие 916 студентов вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Саранска, Коломны, Балашова. Тест-опросник «Нормы женского поведения» (авторы И.С. Клецина, Е.В. Иоффе) показал, что, несмотря на общий тренд к эгалитарным нормам, молодежь провинциальных городов демонстрирует статистически достоверные отличия в большей степени выраженности традиционных норм.

Гасанова С.А.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ РАЗЛИЧНОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ

Аннотация. Основная цель данной статьи состояла в выявлении и изучении различий в структуре этнической идентичности у юношей и девушек представителей трех основных дагестанских этносов. Выборку составили студенты Дагестанского Государственного Медицинского Университета 2 и 3 курсов, выступающие представителями трех крупных этносов Дагестана – даргинцев, аварцев и лезгин. Для решения поставленной проблемы были использованы следующие опросники: «Типы этнической идентичности» (Солдатова Г.У., Рыжова С.В.) и анкетирование, вопросы которого направлены на выявление особенностей этнической идентичности молодых людей. У юношей всех исследуемых групп обнаружен выраженный тип этнический идентичности «этнофанатизм». Тип этнической идентичности «этнонигилизм» характерен для представительниц женского пола исследуемых этнических групп. Девушки этнической группы «даргинцы» хорошо владеют родным языком, чего нельзя сказать о девушках этнической группы «лезгины», слабо владеющих родным языком.

Березина Т.Н.
СТРАТЕГИИ ЛИЧНОСТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СТАРЕНИЕ

Аннотация. Проведено исследование особенностей личностной организации жизненного пути мужчинами и женщинами. Цель исследования: выявление стратегии организации жизненного пути, влияющей на индивидуальное старение. Испытуемые: 987 человек (575 женщин и 412 мужчин) в возрасте 35-70 лет. Методы: анкета жизненного пути, самооценка особенности личности, метод измерения биологического возраста, должного биологического возраста и индекса биологического старения по Войтенко, регрессионный анализ. Стратегия замедляющая биологическое старение у мужчин: «удовлетворённый офисный планктон»: старение замедляет работа в области «Человек – Знак», положительное отношение к пенсионной реформе, небольшие переезды; старение усиливает: карьера, учеба и табакокурение. У женщин – «оптимистичная рабочая лошадь», старение усиливают: проживание в крупном городе, наличие семьи, переедание, а замедляют: оптимизм, работа по профессиям «Человек- Техника», «Человек-Человек» и переезды.

Михайлова О.Б., Чижевский А.В.
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У БАНКОВСКИХ СЛУЖАЩИХ, РАБОТАЮЩИХ УДАЛЁННО В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей проявления эмоционального выгорания у банковских служащих. В опросе принимал участие 45 менеджеров среднего звена (руководители отделов/направлений), имеющие общий стаж работы в банковском секторе более 5 лет, работающие удалённо в период самоизоляции. В организации проведения исследования использовались: опросник «Эмоциональное выгорание» MBI (К. Маслач и С. Джексон); тест САН (Экспресс оценка самочувствия, активности, настроения); методика «Самооценка психических состояний» (Г. Айзенк). Кроме результатов качественного анализа данных, в работе применялся статистический метод корреляционного анализа Пирсона. Полученные результаты представляют собой иллюстрацию эмоциональных состояний сотрудников банковской сферы в период самоизоляции. Представленные в статье данные являются основой для разработки программ психологической профилактики и коррекции профессионального здоровья специалистов, работающих удалённо. В заключении работы авторами сформулированы основные рекомендации по разработке программ поддержания психологического здоровья и профилактики эмоционального выгорания банковских служащих, работающих удалённо.