РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
Кокорев М.А., Гришаева Л.Е.
ПОЛИТИКА СССР ПО УРЕГУЛИРОВАНИЮ ВОЕННОГО КОНФЛИКТА В АФГАНИСТАНЕ:
1978–1991 ГГ.
Аннотация
Статья раскрывает особенности политики СССР по урегулированию военного конфликта в Афганистане в 1978–1991 гг. Военно-политическое вмешательство СССР представляет собой один из этапов по-прежнему незавершенного военного конфликта в Афганистане. Масштаб военно-политического участия СССР требует глубокого осмысления (цена войны: политические последствия, экономические расходы, людские потери), что определяет научную значимость и актуальность проблемы исследования. Задачей в научной статье ставится определение содержания и результатов политики СССР по решению «афганского узла» противоречий. Исследование исторического опыта урегулирования «афганского узла» противоречий позволяет разработать стратегию разрешения локальных вооружённых конфликтов в постконфликтный период после завершения «холодной войны», которые стали особенно актуальны в XXI в., несмотря на завершение «холодной войны». Особое внимание уделено вопросу изменения политики Советского Союза по причине осознания бесперспективности военного решения «афганского узла» противоречий. Отдельно выделены результаты политики СССР по урегулированию военного конфликта в Афганистане. В выводах научной статьи представлен сравнительный анализ исторического опыта урегулирования военного конфликта в Афганистане СССР (1978–1991 гг.) и Международной коалицией (2001–2021 гг.). Научное исследование на основе анализа исторического опыта урегулирования военного конфликта в Афганистане ставит вопрос о целесообразности военного решения гражданского противостояния (военно-политические последствия, экономические расходы, людские потери).
РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКСНОЕ ПОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
Базаров Т.Ю., Гасимов А.Ф.
ОСНОВАНИЯ ДИНАМИКИ СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СТИЛЯХ ЛИДЕРСТВА В ГРУППЕ
Аннотация
В статье рассматриваются основания динамики систематизации знаний о феномене лидерства в социальной психологии с опорой на историко-хронологический и сравнительно-исторический принципы исторического анализа, что позволило выделить два вектора становления системы представлений об этом феномене. Обосновывается факт того, что на современном этапе наблюдается конвергенция хронологической и содержательной линий анализа системы «лидер-последователь», взаимообогащение которых приводит к необходимости углубления понимания характеристик личности лидера и факторов ситуации групповой деятельности с опорой на взаимообогащение всех участников взаимодействия. Отмечается, что лидеры организаций, способные адаптировать свой стиль руководства, выступают ключевым фактором эффективности группы в изменчивой среде. Представлены результаты изучения современных психологических представлений о соотношении понятий «вид», «тип» и «стиль» лидерства в малой групп, критериев разграничения этих конструктов с учетом сложившихся моделей трактовки в психологической науке феномена стиля индивидуальной и групповой деятельности. Делается вывод о приоритетности стилевых особенностей поведения лидера по отношению к своим последователям, что открывает перспективы для разработки новых вариантов лидерского влияния с учетом специфики групп и решаемых ими задач. В статье описываются характеристики лидерства в креативных сферах, требующих учета специфики интеллектуального труда членов группы. Авторы приходят к заключению о том, что опора на принципы совместно-творческого варианта построения совместной деятельности, сосредоточенность на особенностях функционирования групп, решающих креативные задачи, и уникальности творческих способностей личности делают правомерным разработку новых стилей лидерства, предполагающих эффективное влияние лидера на последователей в ситуации нарастания новизны, сложности, неоднозначности условий групповой активности, что свидетельствует о развитии стилевого подхода к лидерскому поведению в группе.
Бирюкова Т.А., Суботялов М.А.
СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ
Аннотация
Современный мир со своим неоднозначным и быстро меняющимся контекстом требует от общества развития неординарной творческой личности. Творчество, как поиск новых и нестандартных путей решения, во все времена являлось двигателем прогресса и модернизации жизни людей. Сегодня этот аспект личности человека не теряет своей актуальности по тем же причинам и нуждается в анализе и улучшении методологии развития творческого мышления. Данная статья направлена на исследование сущности творчества в структуре личности человека, а также методов диагностирования и стимулирования творческого начала.
Ефимова В.Л., Николаева Н.О., Тимофеева Е.А.
ПОКАЗАТЕЛИ ЦЕРВИКАЛЬНЫХ ВЕСТИБУЛЯРНЫХ МИОГЕННЫХ ВЫЗВАННЫХ ПОТЕНЦИАЛОВ У ЗДОРОВЫХ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
Аннотация
Вестибулярная система играет важную роль не только в моторном, но и в когнитивном развитии человека, так как от качества ее функционирования во многом зависит восприятие человеком картины мира. Вестибулярная афферентация связана с обширным диапазоном центральных функций, от вегетативной регуляции и сенсомоторного контроля до высших уровней восприятия и сознания. Поэтому объективная оценка функционирования вестибулярной системы актуальна. Чаще всего инструментальная оценка функционального состояния вестибулярной системы ограничивается диагностикой полукружных каналов. Из-за ограниченного количества объективных исследований отолитового отдела вестибулярного анализатора дефициты в его функционировании часто остаются не выявленными. Цервикальные вестибулярные миогенные вызванные потенциалы (цВМВП) – это электрофизиологический метод диагностики, который позволяет оценить функциональное состояние отолитового отдела вестибулярного аппарата. Во время проведения цВМВП громкий звук стимулирует саккулюс, регистрируется электрическая активность грудинно-ключично-сосцевидной мышцы, которая возникает в результате саккулоцервикального рефлекса. Сведения о нормативных показателях этого исследования противоречивы, так как оно является относительно новым. Кроме того, используются различные модификации процедуры исследования, которые влияют на результаты диагностики. В статье представлены результаты экспериментального исследования, целью которого было определение нормативных показателей цВМВП у здоровых детей и взрослых. Обследованы 123 человека, возраст от 3-х лет до 71 года, в качестве звукового стимула использовался щелчок. Показано, что результаты цВМВП не зависят от возраста, но на результаты значимо влияет длина грудинно-ключично-сосцевидной мышцы. Были рассчитаны прогнозируемые показатели цВМВП с учетом длины мышцы. Требуются дальнейшие исследования для уточнения возможного влияния других факторов на результаты цВМВП.
Логинова И.О., Тактаракова С.С., Карачева Ю.В., Кудашова Е.А.
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ХАРАКТЕРА УСТОЙЧИВОСТИ ЖИЗНЕННОГО МИРА ЧЕЛОВЕКА НА ЕГО ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ
Аннотация
В статье представлен анализ влияния характера устойчивости жизненного мира человека на его психосоматическое здоровье. В фокусе эмпирического исследования находятся пациенты с атопическим дерматитом, а одним из критериев их психосоматического здоровья выступает длительность ремиссии заболевания. В рамках исследования были определены различные категории пациентов на основе специфики проявления их способности к поддержанию устойчивости в условиях жизнеосуществления. Из результатов исследования следует, что пациенты с конструктивным характером устойчивости жизненного мира встречаются значительно реже, чем лица, демонстрирующие неконструктивный или стагнационный характер устойчивости. Было выявлено, что пациенты с конструктивным характером устойчивости жизненного мира менее подвержены рискам повторного возникновения атопического дерматита по сравнению с группами, которым присущи неконструктивный или стагнационный характер. Отмечается, что устойчивость жизненного мира человека оказывает влияние на состояние психосоматического здоровья: чем выше психологическая устойчивость к внешним и внутренним воздействиям, тем меньше человек подвержен возникновению либо утяжеленному течению психосоматического заболевания. Сделан вывод о том, что возрастает потребность в разработке рекомендаций по сопровождению пациентов психосоматического профиля и учету психологических особенностей человека в условиях заболевания для построения здоровьесберегающей стратегии жизнеосуществления и повышения реабилитационного потенциала человека.
Михно О.С.
УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПСИХОЛОГОВ
С РАЗНОЙ ФОРМОЙ ТРУДОВОЙ ЗАНЯТОСТИ
Аннотация
Целью данного исследования является выявление и сравнение уровня тревожности и эмоционального выгорания специалистов-психологов с разной формой трудовой занятости: дистанционной и стандартной, а также их взаимосвязи с условиями труда респондентов. В качестве условий труда, как факторов, влияющих на психоэмоциональное состояние работников, были выбраны следующие: режим труда, переработка, стабильность заработка, временной дефицит, долговременность трудовых отношений с работодателем, перспективы карьерного роста. Гипотезой исследования выступает предположение, что у специалистов-психологов с дистанционной формой занятости уровень тревожности и эмоционального выгорания будут значимо выше, чем у специалистов-психологов со стандартной формой занятости. В исследовании приняли участие 94 специалиста в возрасте от 35 до 52 лет, из них 48 специалистов-психологов, работающих в образовательных организациях (школах, детских садах, развивающих центрах и пр.) и 46 специалистов-психологов, работающих психологами на различных дистанционных образовательных платформах. Поиск респондентов осуществлялся с помощью социальных сетей (ВКонтакте, Telegram), а также с помощью онлайн-панели Research Me. Для проведения эмпирического исследования применялись следующие методики: шкала самооценки уровня тревожности Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина; методика диагностики профессионального выгорания К. Маслач, С. Джексон (в адаптации Н. Е. Водопьяновой), а также анкета для оценки уровня удовлетворенности респондентами условиями труда при различных формах трудовой занятости. Для математической обработки результатов исследования применялся непараметрический критерий Манна-Уитни (для сравнения показателей критериев между двумя независимыми выборками) и корреляционный анализ по Спирмену для выявления взаимосвязей между критериями. Результаты исследования могут служить основой для разработки рекомендаций по улучшению рабочих условий и повышению качества профессиональной деятельности специалистов психологического профиля при разных формах трудовой занятости.
Напсо М.Д.
ПРОБЛЕМАТИКА СЕТЕВОГО ЧЕЛОВЕКА: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ
Аннотация
В статье рассматривается воздействие цифровых технологий на процессы становления и развития сетевого человека, чей образ жизни, сознание, социальное поведение, ценностные установки подвергаются серьезным трансформациям. Дается анализ понятия сетевого человека, прослеживаются условия, способствующие его востребованности цифровым контекстом и реальными социальными и технологическими условиями. Подчеркивается мысль о том, что бытие в реальном и искусственном мире отражается на когнитивных способностях и коммуникациях индивида. Отмечается, что появление сетевой личности ставит педагогическое сообщество перед необходимостью пересмотра образовательных технологий и практик, формирования адекватных времени знаний и компетенций. Исследуется воздействие социальных сетей на процессы киберсоциализации и адаптации, показывается их отличие от процессов, происходящих в реальном мире. Анализируется феномен цифровой аддикции, чреватый различными деформациями социального, познавательного и умственного характера. Обращается внимание на преимущества, которые открывает виртуальный мир сетевым индивидам. Исследуются негативные последствия симуляционных практик виртуальной среды, микширующих реальное и вымышленное. Показывается, как символы и знаки подменяют реальные сущности и смыслы, результатом которых становится формирование сознания, неспособного критично и трезво оценивать процессы, происходящие в естественном мире.
Осадченко К.А.
ПРИМЕНЕНИЕ ЭКОСИСТЕМНОГО ПОДХОДА В ИССЛЕДОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАДЕЖНОСТИ
Аннотация
В статье рассматривается экосистемный подход с точки зрения исследования профессиональной надежности сотрудников. Основное внимание уделяется влиянию различных уровней взаимодействий, описанных в теории социальных пространств, в том числе описываются концепции, которые легли в основу данной теории. Описаны основные экосистемные принципы: взаимодействие компонентов системы, внедрение инновационных решений, культура постоянного обучения, наличие командного дух и адаптивность к изменениям. Работа подчеркивает значимость гармонизации взаимодействий между различными уровнями экосистем, что способствует улучшению качества выполнения рабочих задач и минимизации рисков. Рассматривается значимость экосистемного подхода к разработке стратегий повышения профессиональной надежности сотрудников, акцентируя внимание на взаимодействии различных уровней социальных пространств. Уделяется анализу показателей профессиональной надежности, которые позволяют оценить текущий уровень надежности и выявить области для обучения и развития. В качестве примера рассматривается профессия «юрист», где выделены ключевые показатели. Особое внимание уделяется роли семьи как элемента экзосистемы, влияющего на эмоциональное благополучие и личностные качества сотрудников. Статья подчеркивает, что семья не только формирует микросистему, но и представляет собой важный фактор в экзосистеме, обеспечивая социальную поддержку и регулируя уровень стресса. Кроме того, через призму экосистемного подхода исследуется динамика взаимодействия между микросистемой, мезосистемой и экзосистемой, что позволяет глубже понять механизмы формирования профессиональной надежности. Выявленные связи между различными компонентами системы подчеркивают необходимость комплексного анализа в разработке стратегий повышения профессиональной надежности, что может значительно повысить эффективность и благополучие сотрудников в профессиональной среде.
Позднякова А.А., Кузнецова Г.В., Ласкарева Е.Р.
РОДНОЙ ЯЗЫК КАК ИНСТРУМЕНТ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Аннотация
С увеличением миграционных потоков и активизацией перемещения людей в границах разных культурных сред сохранение и использование родного языка становится важным фактором поддержания идентичности личности в новой лингвокультуре. В силу этого все более значимым представляется изучение инструментальных и ценностных характеристик родного языка. Этим определяется актуальность данного исследования. Его цель – осмысление роли родного языка в процессе самоидентификации личности в поликультурном пространстве. Задачи исследования включают: 1) изучение роли родного языка в формировании и поддержании идентичности личности; 2) анализ влияния особенностей родного языка на самооценку и самосознание человека; 3) определение факторов, которые могут оказывать воздействие на сохранение и использование родного языка в поликультурном пространстве. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что родной язык не только играет важную роль в формировании и поддержании самоидентификации личности в поликультурном пространстве, но и является основным инструментом выражения этнокультурного статуса человека. Предпочтения в использовании родного языка могут положительно влиять на самооценку и самосознание личности, укреплять чувство принадлежности к своей культуре и своему народу. Также родной язык является мощным средством взаимодействия с другими культурами и языками. Он позволяет человеку погружаться в поликультурную среду, одновременно сохраняя связь с родной культурой и языком. Факторы, которые могут оказывать стимулирующее воздействие на сохранение и использование родного языка в поликультурном пространстве, ориентированы на социокультурную, психологическую и образовательную сферы. Данное исследование подтверждает важность изучения механизмов самоидентификации личности в поликультурном пространстве, когда родной язык выступает не только средством коммуникации, но и способом сохранения культурного наследия и структурирования личностных представлений об этносе.
Пургина Е.И.
СОКРАТИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ: ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ И ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация
В статье рассматривается педагогический потенциал сократического диалога – метода, который восходит еще к периоду античной философии. Сократический диалог делает акцент на поиске истины, стимулируя активное интеллектуальное участие вместо пассивного восприятия знаний. В настоящем исследовании сократический диалог определяется как инвариантная модель целого ряда педагогических технологий, применяемых в преподавании гуманитарных дисциплин в высшей школе. На основе анализа историко-философских текстов определяется структура сократического диалога и конкретизируются приемы, составляющие суть майевтики Сократа как процесса познания и постижения истины. Также отмечается активная роль студентов и посредническая роль преподавателя. Отдельно освещается современный опыт изучения сократического диалога в педагогике и педагогической практике: на данном этапе происходит постоянное обращение к сократическому диалогу и его модификациям как методу, технологическому приёму. В современной литературе, как зарубежной, так и отечественной, сократический диалог чаще всего рассматривается в контексте формирования критического мышления и совместного решения проблем обучающихся на разных уровнях образования. В качестве примера современной сократической педагогики анализируется технология «Круги Сократа» (С. Бьюкенен, Г. Властос, М. Коуплэнд, О. Бренифье), в частности рассматривается базовая модель такого семинара, принципы подбора материалов и оценивания работы студентов. Отмечается, что посредством сократического диалога формируются внутрипредметные и межпредметные связи, развивается целый ряд академических и социальных навыков студентов.
РАЗДЕЛ III. ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТА ТРУДА И ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ
Кочкина С.П.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК СТУДЕНТОВ С ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ И СКЛОННОСТЬЮ КО ЛЖИ
Аннотация
В статье рассматривается проблематика юношеского возраста с точки зрения взаимосвязи ценностно-смысловых особенностей самоопределения молодых людей, склонных ко лжи, и психологической безопасности личности. Так как открытие молодыми людьми своей внутренней экологии, отделение её от мира взрослых, сопровождаемое повышенной эмоциональной возбудимостью, – главное возрастное приобретение, то внешнее окружение воспринимается юношами и девушками «через себя». В позитивном аспекте наблюдается усиление волевой регуляции с проявлением стремления к самоутверждению. При этом его эмоциональной характеристикой выступает самоуважение. Всё это базируется на определённости иерархии ценностей и смысложизненных ориентиров, соотнесёнными с общественными традициями и идеалами. Следовательно, такие молодые люди проявляют склонность к предоставлению достоверной информации, что, в свою очередь, усиливает безопасность их личности. В негативном аспекте обозначается ценностная неопределённость и обессмысленность жизни в целом, что определяется неразвитой психической саморегуляцией как основы дефицита самопонимания и самоуважения. В исследовании использовались авторская методика «Причины лжи», методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, тест «Смысложизненные ориентации», экспресс-диагностика психологической безопасности И.И. Приходько, анкета по изучению психологической безопасности образовательной среды для обучающихся И.А. Баевой, тест жизнестойкости С. Мадди. В статье представлено обоснование и выявление взаимосвязей ценностно-смысловых особенностей, склонности личности ко лжи и нарушений психологической безопасности; приводятся доказательства такой взаимосвязи, полученные в ходе исследования. Выборку исследования составили курсанты колледжа МЧС.
Половникова Л.Б.
СИСТЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ
Аннотация
В современном мире, где технологии развиваются с невероятной скоростью, требования к подготовке специалистов в технических вузах становятся всё более строгими. Выпускники должны не только обладать глубокими знаниями в своей области, но и быть готовыми к научно-исследовательской и проектной деятельности. Это позволит им эффективно решать сложные задачи, стоящие перед современной наукой и техникой, и вносить свой вклад в развитие общества. В статье предлагается система подготовки студентов технических вузов к научно-исследовательской и проектной деятельности, основанная на принципах непрерывности и преемственности, открытости, вариативности и персонализации, направлена на достижение основной цели, определяемой в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования: формирование специалистов с интеллектуально-творческим потенциалом, способных обеспечить прогресс в развитии общества. Автором статьи предлагается модель формирования компетенций в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности для выпускника технического вуза, которая может быть реализована в несколько этапов:
I этап — довузовский (познавательный, ориентировочно-мотивационный) II этап – вузовский (поисково-исследовательский, рефлексивно-оценочный) III этап – послевузовский (практический, творческий, рефлексивно-оценочный). Результатом реализации этой модели будет специалист, способный разрабатывать новые идеи и генерировать творческие решения, которые могут быть воплощены в конечный продукт деятельности.
Достоверность и доказательность положений и выводов определяется глубиной методологического обоснования, его согласованностью с анализом обширного материала, полученного в процессе теоретического и экспериментального исследования, подтверждением основных положений исследования в экспериментальной работе, а также апробацией основных положений исследования в практике преподавания в вузе, средней школе.
Уманская Э.Э.
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ У ТРЕНЕРОВ ПО ШАХМАТАМ И УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ ШАХМАТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ
Аннотация
В статье отражены результаты сравнительного исследования взаимосвязи ценностных ориентаций и психического выгорания в группах тренеров-преподавателей, осуществляющих свою профессиональную деятельность в спортивных организациях и клубах, и учителей начальных классов, участвующих в реализации программ шахматного всеобуча. Исследование осуществлялось в группах, состоявших из одинакового количества респондентов (n = 104) с одинаковым стажем профессиональной деятельности (от 1 года до 28 лет). Были проанализированы результаты исследования, проведенного с помощью двух диагностических методик: методики Ш. Шварца, направленной на выявление ценностей личности, и методики А.А. Рукавишникова, позволяющей измерить степень выраженности у респондента психического выгорания. Выявлено, что система ценностей в группе тренеров по шахматам основана на индивидуальных стремлениях к самостоятельности, независимости и к достижениям, получению социального одобрения. Система ценностей учителей, напротив, основана на социальных ценностях добра и уважения традиций. Установлено, что, при общей схожести степени выраженности психического выгорания, данный синдром имеет специфические характеристики своего проявления: многие тренеры имеют тенденцию к личностному отдалению, а учителя – к ощущению непреходящей усталости и утомления. Делается вывод о том, что при снижении индивидуальных ценностей тренеров по шахматам снижается риск развития психического выгорания; для профилактики выгорания у учителей следует стимулировать рост их стремления к независимости, самостоятельности и достижениям.
Напсо М.Б.
БЕГСТВО ИНДИВИДА ИЗ РЕАЛЬНОСТИ И В РЕАЛЬНОСТЬ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕТЕРМИНИРОВАННОСТЬ ВЫБОРА СТРАТЕГИЙ ЭСКАПИЗМА
Аннотация
В статье проблематика причин и следствий распространения эскапизма рассматривается в контексте его социальной обусловленности и зависимости от индивидуальных характеристик личности и свойств среды пребывания. В силу такой постановки вопроса автор обращает особое внимание на характеристики эпохи постмодерна и цифровой эпохи, способствующие развитию различных форм эскапизма. При этом причины роста числа приверженцев стратегии эскапизма автор видит в совокупности этих факторов и особых свойств индивида, оказавшегося в провоцирующей эскапизм ситуации, его психоэмоциональной реакции на нее. В современных условиях избегание социальности значительно облегчено широкими возможностями виртуального мира, уход в который используется для различных целей. Именно в вопросе о целях и последствиях бегства индивида, высокой вероятности их несоответствия автор видит существо проблемы. Опасность эскапизма, по мнению автора, в том, что индивид, прибегая к стратегии эскапизма как к способу решения проблем, в итоге может оказаться в ситуации все большего разрыва с социальностью или целенаправленного увода из нее. В таком несовпадении ожиданий индивида и последствий бегства, их непредсказуемый характер особенно в ситуации социальной незрелости индивида, отсутствия прочных социальных связей, идейно-нравственных основ, ценностных ориентиров, автор видит высокий рискогенный потенциал эскапизма. Не отрицая позитивного воздействия практик эскапизма, автор акцентирует внимание на том факте, что в современных условиях выбор в его пользу осуществляется под сильным провоцирующим воздействием таких атрибутов, как культ успешности, креативности, удовольствий, острых ощущений, а также вследствие склонения к асоциализации в целях манипулирования. И это позволяет говорить об эскапизме как инструменте, позволяющем формировать индивида, его образ жизни, мировоззрение, влиять на социальность как в позитивном, так и в негативном смысле.