РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
Бруз В.В., Солодилов А.В.
СТУПЕНИ ПАДЕНИЯ ИЛИ ФАШИЗМ НА УКРАИНЕ (ОТ Л. КРАВЧУКА ДО В. ЗЕЛЕНСКОГО)
Аннотация
В статьена основе анализа исторических фактов рассмотрены закономерности возникновения фашизма и характерные признаки его проявления в Украине, некогда братской стране при попустительстве ряда недружественных стран. В условиях проведения Специальной военной операции они пытаются в предверии 80 –летия Великой победы всячески защищать нелегитимное руководство Украины, оказывая прямую политическую и военную помощь, а также заявляют, что никакого проявления фашизма в стране нет. Статья полностью подтверждает обратное.
Крылова А.В.
ЭВАКУАЦИЯ ГОСБАНКА СССР И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (НА ПРИМЕРЕ КИЕВСКОЙ ГОРОДСКОЙ КОНТОРЫ)
Аннотация
Актуальность темы объясняется отсутствием ее системного исследования, а также возможностью получения новой информации из рассекреченных документов, что может придать глубину работам современных ученых; необходимостью аргументированной интерпретации фактов, что способствует недопущению появления исторических фейков. Цель работы – изучить особенности эвакуационных мероприятий, функционирования контор и отделений, а также быт сотрудников Госбанка в процессе перемещения из Киева в другие города УССР и РСФСР во время Великой Отечественной войны. В результате исследования была проведена периодизация эвакуационных мероприятий, выделены характерные черты основных этапов; обозначены ключевые проблемные моменты, их причины и шаги для устранения; проанализированы факторы, влиявшие на процесс принятия решений; выделены типичные и индивидуальные аспекты процесса эвакуации Киевской городской конторы Госбанка в сравнении с другими конторами и отделениями, банками, а также промпредприятиями и иными организациями (культуры, образования); показан вклад в Победу рядовых работников Госбанка СССР.
Маргарян К.Г.
КАМЕННЫЕ АЛТАРИКИ ОКРУГЛОЙ ФОРМЫ НА ЧЕТЫРЕХ НОЖКАХ РАННИХ КОЧЕВНИКОВ ЮЖНОГО УРАЛА
Аннотация
Каменные жертвенники, столики или алтарики достаточно часто встречаются в погребальных комплексах кочевников раннего железного века на территории Степной Евразии. Насчитывается в настоящее время около 655 каменных жертвенников. В каждом регионе характерны определенные формы каменных алтариков. Массовое производство же алтариков на территории Степной Евразии начинается в VIII–VII вв. до н. э., центрами производства в это время является территория Урало-Казахстанских степей. Расцвет производства каменных жертвенников на Южном Урале отмечается в конце VI–V вв. до н. э. В этот период центр по производству каменных алтариков смещается на Южный Урал. Самое их большое количество происходит с территории Южного Урала. Цель настоящей статьи – рассмотреть каменные алтарики ранних кочевников Южного Урала округлой формы на четырех ножках. Было выделено два типа каменных алтариков на высоких и низких ножках. Эта группа немногочисленна и насчитывает всего девять предметов. Только четыре находки происходят из погребальных комплексов, остальные все предметы являются случайными находками. Автор исследования приходит к выводу, что эту группу каменных алтариков следует датировать в рамках V–IV вв. до н. э. и она характерна только для Южного Урала. Появление же четырех ножек у каменных алтариков округлой формы было следствием развития типа 45 (жертвенников округлой формы на трех ножках). Детальная классификация каменных жертвенников и рассмотрение отдельных их типов позволяет уточнить хронологию комплексов, а также реконструировать миграционные импульсы.
Рагимова П.Ф.
СЕВЕРОКАВКАЗСКАЯ ДИАСПОРА В СРЕДНЕЙ АЗИИ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ
Аннотация
Статья посвящена истории северокавказской диаспоры Средней Азии в исторической ретроспективе. Ключевая роль в статье отводится депортации народов Северного Кавказа в 1943–1944 гг., которая стала одним из самых трагических периодов в истории некоторых северокавказских народов в ХХ в. и имела очень печальные последствия. В статье подробно освещается вклад северокавказцев в социально-экономическую сферу Средней Азии, роль и помощь местного населения, особенно, в первые, самые тяжелые годы депортации, значение северокавказских этнокультурных объединений постсоветской Центральной Азии в сохранении истории и традиций предков.
РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКСНОЕ ПОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
Ветвицкая Т.В.
УРОВЕНЬ ЭМПАТИИ ТРЕНЕРОВ АДАПТИВНОГО СПОРТА
Аннотация
В статье рассматриваются характеристики такого понятия как эмпатия у тренерского состава адаптивных видов спорта. Цель исследования заключается в выявлении эмпатического отношения тренеров, работающих со спортсменами с особенными возможностями здоровья (ОВЗ). Психологическое сопровождение тренеров, занимающихся со спортсменами с ОВЗ, становится все более актуально. Привлекая спортсменов с ОВЗ в развитии, тренера осуществляют социализацию людей с различными видами нарушенного развития. Понимая особенности развития спортсменов с ОВЗ, сопровождение их в тренировочной и соревновательной деятельности может быть более эффективным, что будет влиять на их тренировочную и соревновательную результативность. Подход. Исследование проводилось в период 2021-2022 гг. на базе ФГБУ «РУТБ «Ока»» г. Алексин, ГБОУ «Центр «Динамика» г. Санкт-Петербург, ЦХГ «Жемчужина» г. Санкт-Петербург, так же в исследовании участвовали тренеры Федерации адаптивного хоккея. Испытуемые. 30 тренеров-преподавателей адаптивного спорта (АС) от 24 до 58 лет (тренеры первой, высшей категории, двое тренеров – заслуженные тренера России), специализирующихся в видах спорта: адаптивном хоккее, следж хоккее, бочче, работающих с данной категорией спортсменов с ОВЗ. Результаты. В процессе исследования сформированности психологических качеств личности тренеров АС установлено, что данные испытуемые имеют доминирование в интернальном локус контроле над характеристиками экстернального локуса контроля, обладают высокой мотивацией личности на успех и самоутверждение в спорте и социуме, при этом имеют сниженные характеристики эмпатии личности. Выводы. Вероятно, за счет высокой активности и внутренних убеждений тренера-преподаватели компенсируют потребность в эмпатическом общении, что в свою очередь, может быть предиктом к профессиональному выгоранию тренеров-напряжение и невосприимчивость своих эмоций, чувств. Выраженная мотивация к профессиональной деятельности помогает тренеру выполнять свои профессиональные задачи и быть значимым для себя в профессии. Оригинальность результатов. Результаты работы могут найти применение при решении прикладных задач (психологическая коррекция, профилактика, просвещение) в психологическом сопровождении тренеров, работающих со спортсменами с ОВЗ.
Жердева Д.М., Горшкова О.В.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЖЕНЩИН С ДИАГНОЗОМ «БАКТЕРИАЛЬНЫЙ ВАГИНОЗ»
Аннотация
Статья содержит результаты эмпирического исследования, описывающие психологические особенности женщин с диагнозом «бактериальный вагиноз». Актуальность исследования заключается в том, что обеспечение женского репродуктивного здоровья является одной из приоритетных задач современного российского здравоохранения и медицины. Распространенность гинекологических проблем достаточно высокая, одной из них является бактериальный вагиноз. Он является доказанным фактором риска развития различных гинекологических заболеваний, однако этиология его до конца не изучена. Этот факт подсвечивает психосоматические причины уязвимости к данному синдрому. Изучение психологических особенностей женщин с бактериальным вагинозом может помочь определить направления психотерапевтической помощи и разработать эффективные методы психологической поддержки для этой группы пациенток. Также это может способствовать пониманию причин предрасположенности к бактериальному вагинозу. Таким образом, исследование психологических особенностей женщин с диагнозом «бактериальный вагиноз» является актуальной темой, так как позволяет использовать комплексный подход к лечению данного синдрома, что поможет повысить качество жизни женщин. В исследовании были использованы следующие методики: «Индивидуально-типологический опросник (ИТО)» Л.Н. Собчик, «Тест-опросник самоотношения (ОСО)» В.В. Столина, «Опыт близких отношений (ECR-R)» K. Brennan, R. Fraley (2000) в адаптации Т. В. Казанцевой, «Субъективная оценка значимых отношений» Е.В. Змановской, ассоциативный эксперимент (на слова-стимулы «женственность» и «сексуальность»), анкета сбора данных. Результаты исследования получены на выборке из 64 человек, где 34 человека составили женщины в возрасте от 18 до 45 лет и 30 человек – гинекологически здоровые женщины от 19 до 41 года. Полученные эмпирические данные доказывают, что существуют различия в психологических особенностях женщин с диагнозом «бактериальный вагиноз» и гинекологически здоровыми женщинами.
Истомина Е.В.
СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме организации в общеобразовательной школе профессионального ориентирования подростков с ограниченными возможностями здоровья. На основе результатов теоретического анализа и проведенного пилотажного эмпирического исследования, разработана и экспериментально апробирована алгоритмизированная программа профессионального ориентирования подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата, обучающихся в девятых классах общеобразовательных школ в условиях полной или частичной инклюзии. В исследовании приняли участи 28 школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата и 28 родителей. На констатирующем этапе выявлено, что только около 14% подростков с особенностями в развитии характеризуются осознанным профессиональным выбором, обусловленным сформированной потребностью в труде, достаточным уровнем развития трудовых и в том числе профессионально-трудовых навыков. Большинство же подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата не имеют четких представлений ни о своих ближайших планах, ни о перспективах своего профессионального будущего, при этом, не осознают своих ограничений, игнорируя необходимость их учета при выборе профессии, отрицая наличие у себя каких-либо нарушений и проявляя либо инфантилизм в профессиональном выборе, либо полную растерянность. Экспериментальная апробация алгоритма профессионального ориентирования в течение одного учебного года, где акцент делается на соблюдении принципов системности, инклюзии и личностно-ориентированного подхода, способствовала тому, что все обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата к концу процесса апробации программы определились с профессиональным выбором, характеризовались адекватностью такого выбора и осознанностью профессиональных планов.
Косолапова А.В.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЕПАРАЦИЯ ОТ РОДИТЕЛЕЙ: ПОНЯТИЕ, КРИТЕРИИ И ПОСЛЕДСТВИЯ
Аннотация
В статье представлен анализ литературных источников, посвященных проблеме психологи-ческой сепарации от родителей. Раскрываются основные подходы к определению данного по-нятия и выделению критериев успешного сепарационного процесса. Рассматриваются послед-ствия незавершенной сепарации как для детей, так и для родителей, а также ошибки родителей, мешающие данному процессу. Отмечается, что психологическая сепарация от родителей – это важный и многогранный процесс, который происходит в жизни каждого человека и требует не только понимания со стороны детей, но и готовности родителей адаптироваться к новым усло-виям. Он начинается в подростковом возрасте и продолжается в ранней взрослости, когда мо-лодые люди начинают осознавать свою индивидуальность и стремятся к автономии. При этом максимальная сепарационная активность человека совпадает с окончанием юношества (сту-денческого возраста). Многие исследователи рассматривают данный период в качестве норма-тивного кризиса переходного периода (юношество – ранняя взрослость), в ходе которого мо-лодые люди заканчивают учебное заведение и впервые сталкиваются со сложностями, кото-рыми полна самостоятельная жизнь. Подчеркивается, что определяющую роль в достижении личностной зрелости и обретении жизнеспособности молодыми людьми, которые готовы брать на себя производственные и социальные задачи, играет процесс сепарации от родителей, что актуализирует исследования взаимосвязи данных психологических феноменов.
Лакомская А.В., Семенова С.В.
МОДЕЛИ ВНУТРЕННЕЙ КАРТИНЫ БОЛЕЗНИ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН С КАРДИОПАТОЛОГИЕЙ
Аннотация
В статье описаны результаты исследования внутренней картины болезни у пациентов, перенесших реваскуляризацию миокарда и проходящих реабилитационный этап лечения. В исследовании приняли участие 62 респондента в возрасте 50–60 лет. 30 женщин и 32 мужчины. Все пациенты на момент исследования находились на санаторно-восстановительном лечении после перенесенной операции на сосудах сердца. Пациенты отвечали на вопросы авторского интервью, которое включало вопросы о заболевании, социально-демографических характеристиках и вопросы о преставлениях пациентов о различных проявлениях их болезни и их отношении к ней. Полученные ответы о внутренней картине собственной болезни были проанализированы с помощью контент-анализа и структурированы в модели. Проанализированы и описаны сходства и различия представлений мужчин и женщин о своем заболевании. В группе мужчин выделено шесть моделей внутренней картины болезни, у женщин пять. Модели: «здесь и сейчас», «да, я болен» и «тревога завтрашнего дня», представлены как у мужчин, так и у женщин. Остальные модели различаются как по содержанию, так и по форме проявления у пациентов разного пола. Основным отличием является выделение у мужчин дополнительной, не представленной среди женщин модели «болезнь на расстоянии вытянутой руки». Результаты исследования расширяют представления о личности мужчин и женщин, страдающих от сердечно-сосудистых заболеваний, будут актуальны для специалистов, работающих с данной категорией пациентов и их родственников.
Ларина Н.С., Лунина А.Д.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЦ С МОДИФИКАЦИЯМИ ТЕЛА (БОДИМОДИФИКАЦИИ)
Аннотация
В статье мы представляем результаты проведенного исследования лиц с модификациями тела. В последние годы телесные изменения, включая татуировки, пирсинг и другие формы модификации, становятся все более актуальными и массовыми. Однако психологические причины приводящие к модификациям тела и их влияние на личность и социальное взаимодействие остается недостаточно изученным. Работа основывается на эмпирических данных. В исследовании приняли участие 39 человек, средний возраст которых составляет 26,8 лет. Был подобран комплекс методик исследования (Опросник «Психологические состояния личности» А.Т. Джерсайлда в адаптации Р.С. Немовова, Опросник уровня агрессивности Басс-Перри (BPAQ-24) в адаптации С.Н. Ениколопова и Н.П. Цибульского, первичное клинико-диагностическое интервью). Группы классифицируются по степени выраженности модификаций тела. Прослеживается корреляция между уровнем модификаций выраженностью агрессии и уровнем социализации. Мы приходим к выводу, что модификация тела может выступать в роли средства выражения и компенсации дефицита вербальных навыков, лица с выраженной модификацией тела демонстрируют негативный и враждебный взгляд на окружающий мир. Данная статья предлагает новые перспективы для понимания сложных отношений между телесной модификацией, агрессией и социализацией, подчеркивая важность комплексного и многомерного подхода в психологии. результаты могут послужить основой для последующих исследований и практических рекомендаций в области психологии поведения и социальной работы.
Логачев Н.В.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Аннотация
В статье поднимается вопрос о влиянии особенностей межличностных отношений студентов с ограниченными возможностями здоровья в студенческой группе на уровень их готовности к будущей профессиональной деятельности. Представлены результаты эмпирического исследования, цель которого состояла в выявлении особенностей взаимосвязи готовности к профессиональной деятельности и социометрического статуса будущих специалистов по адаптивной физической культуре с ограниченными возможностями здоровья. Основную группу составили 64 студента с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения и речи. Все респонденты основной группы проходили профессиональную подготовку на разных курсах обучения в 29 учебных студенческих группах. Группа сравнения – это 516 условно здоровых студентов, обучающихся совместно со студентами основной группы. Исследование осуществлялось с помощью метода социометрического опроса, а также методики Т. Лири, направленной на выявление преобладающего типа взаимодействия в группе, и методики Т.Д. Дубовицкой и А.В. Крылова, позволяющей измерить адаптированность студентов в вузе. Готовность к профессиональной деятельности изучалась с помощью экспертной оценки уровня теоретической и практической подготовленности студентов как будущих тренеров-преподавателей по адаптивной физической культуре. Выявлено, что студенты с ограниченными возможностями здоровья имеют в целом значительно ниже социометрический статус, чем условно здоровые студенты. При этом, социометрический статус во многом обусловлен как количеством студентов с ограниченными возможностями здоровья в студенческой группе, так и их особенностями межличностного взаимодействия. Выявлено, что уровень теоретической и практической подготовленности студентов с ограниченными возможностями здоровья имеет положительную взаимосвязь с их социометрическим статусом, уровнем адаптированности к учебной группе и отрицательную – с социометрической антипатией, склонностью к агрессивному и эгоцентрическому взаимодействию. Делается вывод о том, что межличностные отношения в инклюзивных студенческих группах являются важным фактором профессиональной подготовки студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Петров В.Е.
ИССЛЕДОВАНИЕ СКЛОННОСТИ К МНОГОЗАДАЧНОСТИ КАК ПРЕДИКТОРА МОТИВАЦИИ УЧАСТИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНОМ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВЕ
Аннотация
Статья представляет результаты исследования влияния склонности экстремального добровольца к многозадачности на личностный выбор его соучастия в деятельности. Обоснована четырёхфакторная структура склонности личности к работе в условиях экстремальной многозадачности, которая была положена в основу авторской диагностической методики. Приводятся стимульный материал, описание шкал, диагностические ключи, нормативные данные. Применялись методы теоретического анализа (контент-анализ и семантический анализ проблемного поля диагностических конструктов), эмпирического исследования (опросник личностного выбора соучастия в экстремальном добровольчестве В.Е. Петрова, опросник оценки склонности к многозадачности деятельности В.Е. Петрова, экспертное оценивание), математико-статистической обработки данных (описательная статистика, корреляционный и регрессионный анализы). Респондентами выступили 49 участников добровольческих формирований и 3 эксперта. По результатам исследования установлено, что способность человека успешно совмещать выполнение разноплановых действий или задач в экстремальных условиях побуждает и поддерживает активность личности в соучастии в добровольчестве, повышает внимание к нему как к экзистенциальной потребности. Обоснована регрессионная модель оценки (прогнозирования) мотивации участия в экстремальном добровольчестве на основе характеристик склонности к многозадачности, что подтверждает влияние таких характеристик как когнитивная лабильность, трудовой гедонизм, направленность на многообразие деятельности, распределённый самоконтроль на личностный выбор соучастия в экстремальном добровольчестве. Материал ориентирован на использование в мероприятиях психологического изучения личности участников боевых действий, а также сопровождения экстремальной деятельности.
Родионов И.С., Кузнецов В.Д., Аржаков В.В.
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОСТОЙ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ РЕАКЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ-ОПЕРАТОРОВ УДАРНЫХ FPV-ДРОНОВ ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНЫХ ВОЙСК
Актуальность исследования обусловлена возрастающей ролью подготовки операторов беспилотных летательных аппаратов Вооруженными Силами Российской Федерации в период проведения Специальной военной операции на территории Украины. Цель работы – провести исследование простой зрительно-моторной реакции на военнослужащих-операторов ударных FPV-дронов в краткий период подготовки и разработать рекомендации по физической подготовке операторов при подготовке к действиям в условиях, приближенных к боевой. Рабочая группа, состоящая из специалистов физической подготовки Воздушно-десантных войск и Военного института физической культуры, провела комплексный анализ научных работ и нормативно-правовых актов в области применения БПЛА, психофизиологическое и психологическое исследование операторов БПЛА. Результаты показали, что психофизиологическое состояние является ключевым фактором, влияющим на эффективность выполнения боевой задачи, однако этот аспект недостаточно изучен. Исследование простой зрительно-моторной реакции выявило развитие состояния утомления на II и III неделях подготовки, требующее коррекции функционального состояния с помощью физических упражнений. Разработаны рекомендации по совершенствованию физической подготовки операторов FPV-дронов подразделений Воздушно-десантных войск, включающие ежедневную утреннюю зарядку, специальные комплексы упражнений в условиях боевых дежурств, учебные занятия по развитию профессионально важных физических качеств и организацию спортивно-массовой работы. Реализация предложенных рекомендаций позволит оптимизировать процесс физической подготовки, обеспечить профилактику негативных последствий профессиональной деятельности и повысить уровень боевой эффективности военнослужащих-операторов ударных FPV-дронов подразделений Воздушно-десантных войск.
Шелепина Э. К.
ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛЯТИВНОГО КОМПОНЕНТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАДЕЖНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ УТОМЛЕННОСТИ
Аннотация
Психическое состояние утомленности, как естественный результат профессиональной деятельности негативно сказывается на психологической надежности сотрудников органов внутренних дел. Так, изучение особенностей регулятивного компонента психологической надежности, с одной стороны, может являться индикатором утомленности сотрудников, а с другой, позволит делать выводы о возможности возникновения кадровых рисков. Цель исследования – выявление взаимосвязи утомленности с такими параметрами регулятивного компонента психологической надежности как социальная нормативность (ненормативность), интеллектуальные способности (репродуктивные / креативные) и контроль поведения (рассудочный / эмоциональный), а также установление различий в выраженности вышеуказанных параметров и связанных с ними кадровых рисков у сотрудников с разным уровнем утомленности. Респондентами выступили 181 сотрудник органов внутренних дел (лица мужского пола – 110 сотрудников, женского – 71 сотрудник), проходившие первоначальную подготовку и повышение квалификации на базе Санкт-Петербургского университета МВД России со стажем служебной деятельности от 1 года до 5 лет. В качестве психодиагностических методик использовали – «Нормативность. Интеллект. Регуляция», а также «Субъективная оценка уровня утомленности личности». В ходе корреляционного анализа установлены значимые связи между показателем утомленность и такими параметрами регулятивного компонента психологической надежности как «интеллект», «регуляция» и «образ себя». Посредством проведения сравнительного анализа установлены различия в особенностях регулятивного компонента психологической надежности у сотрудников органов внутренних дел с разным уровнем утомленности. Установлено, что сотрудники органов внутренних дел с низким уровнем утомленности характеризуются гибким сочетанием репродуктивных и креативных способностей; с умеренным уровнем утомленности – выраженностью репродуктивных интеллектуальных способностей в сочетании с рассудочным контролем поведения; с высоким уровнем утомленности – преобладанием креативных интеллектуальных способностях и эмоционального контроля поведения. Показано, что в зависимости от выраженности параметров регулятивного компонента психологической надежности сотрудников органов внутренних дел предполагается наличие кадровых рисков на умеренном и высоком уровнях утомленности. Посредством формирования гибкого сочетания параметров регулятивного компонента психологической надежности представляется возможным снижение уровня утомленности сотрудников органов внутренних дел, а также связанных с ней кадровых рисков в рамках морально-психологического обеспечения служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел.
Шикун А.А.
ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ ПСИХОЛОГИИ РЕГИОНОВ РОССИИ
Аннотация
Работа направлена на изучение региональной психологии. В отечественных историко-психологических исследованиях крайне мало представлена региональная проблематика. Отсутствуют по этой тематике монографические исследования. Лишь две докторские диссертации, защищенные по истории психологии в советский период, посвящены изучению данного явления. В то же время известно, что в постсоветский период научно-практические центры психологии были созданы практически во всех субъектах Российской Федерации (РФ), а авторами важных научных и практических разработок являются талантливые региональные психологи, объединяющиеся на местах в коллективные субъекты деятельности. Поэтому на рубеже ХХ и ХХI вв. возник научный интерес историков к региональным явлениям, которые требует анализа данных тенденций. Для изучения данного феномена использовались специфические для истории психологии методы, прежде всего, библиографический метод, сравнительно-исторический метод. В результате работы выявлено, что специализированных обобщающих исследований, посвященных процессу становления деятельности научных и практических центров психологии в конкретных регионах, решения ими научных и практико-ориентированных проблем, выделение реализуемых ими инноваций до сих пор не проводились. Выводы связаны с необходимостью разработки концепции региональной психологии, включающей ее теоретико-методологические основы, понятийный аппарат, модель и периодизацию развития психологии в регионах. Также необходимым элементом исследования является определение стадий, детерминант, результатов и перспектив научной и практической деятельности регионального психологического сообщества, научно-образовательных организаций, исследовательских коллективов и центров практической психологии, определение механизма институционализации развития психологии в различных территориях. Применение научной концепции позволит расширить предметное поле истории отечественной психологии; преодолеть ограниченность традиционного историко-психологического подхода в учете региональной специфики психологической науки, образования и практики; проводить оценку состояния и определять перспективные направления поддержки развития региональной психологии.
РАЗДЕЛ III. ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТА ТРУДА И ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ
Алёшина О.С., Капустина Т.В., Ильина И.С.
ОБРАЗ Я У ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ СКЛОННОСТЬ К ДЕЗАДАПТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Аннотация
В статье представлены результаты эмпирического исследования реального, идеального и виртуального Я у людей, имеющих склонность к дезадаптивному поведению. В подростковом и юношеском возрасте активно формируется Образ Я, претерпевающий много изменений, а интернет-среда, которая захватывает всё больше сфер современного человека, вносит свой вклад в его формирование и может приводить к развитию дезадаптивного поведения. Методами исследования были выбраны следующие: Скрининг-метод для диагностики склонности к экстремизму/дезадаптивному поведению (Кадыров Р.В. и соавторы) «Личностный дифференциал», «Семантический дифференциал», Способ оценки личности «12 Архетипов плюс» (Кадыров Р.В, Капустина Т.В.). Выборку исследования представили 68 человек, 39 девушек и 29 юношей в возрасте 17-21 года, которые на первом этапе исследования были разделены на две группы – 18 респондентов, имеющих склонность к дезадаптивному поведению, и 40 исследуемых без признаков дезадаптивного поведения. Полученные результаты позволили сформировать три психологических портрета компонентов Образа Я: Я-реальное, Я-идеальное и Я-виртуальное у лиц, склонных к дезадаптивному поведению. Важно отметить, что в Образе Я часто можно увидеть столкновения полярных характеристик, говорящих о непонимании своих черт и неадаптивном выборе дальнейшей реализации. На основании выявленных характеристик Образа Я можно расставить акценты при проведении психологической и профилактической работы с лицами, имеющими склонность к дезадаптивному поведению.
Захарова Н.Л., Бондаренко В.А.
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ АДАПТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ И СУБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО КОМФОРТА У РАБОТАЮЩИХ СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Аннотация
Изложены результаты теоретико-эмпирического исследования взаимосвязей адаптивности личности и субъективной оценки функционального комфорта у работающих студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата. На основе анализа теоретических и прикладных работ по проблеме определяются понятия адаптивности личности и функционального комфорта работника. Адаптивность рассматривается как результат приспособительной активности личности в изменяющихся условиях жизнедеятельности и отражается в показателях регулятивного, коммуникативного и морально-нравственного структурных компонентов личности. Функциональный комфорт является интегральным показателем сенсорной, когнитивной, волевой личностных сфер и адаптационной, двигательной систем организма при реализации профессиональной деятельности. Выдвинуто предположение о том, что существуют различия взаимосвязей между адаптивностью личности и оценкой функционального комфорта у работающих студентов с разным уровнем развития личностного адаптивного потенциала. Представлены результаты эмпирического исследования, выполненного на выборке (N = 131, в возрасте от 19 до 32 лет) работающих студентов вузов г. Москвы, с применением многоуровневого личностного опросника (МЛО) «Адаптивность» А.Г. Маклакова, С.В. Чермянина, опросника «Субъективная оценка функционального комфорта (СОФК)» Н.Л. Захаровой, описательной статистики и корреляционного анализа. Выявлены закономерности развития субъективного функционального комфорта. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован при разработке технологии профессиональной адаптации работающих студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Ганиева А.М.
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ КУЛЬТУРНОЙ КОНГРУЭНТНОСТИ И ДИВЕРГЕНТНОГО МЫШЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Аннотация
В статье проводится анализ исследований, посвященных изучению креативности и конгруэнтного поведения подростков, соответствующих культурным правилам. На основе эмпирического исследования, целью которой было изучить характер различий культурной конгруэнтности и дивергентного мышления представителей старшего и младшего пубертатного возраста, установлено, что характеристики культурной конгруэнтности и креативного мышления подростков имеют значимые различия по общей культурной конгруэнтности и ее составляющим в сфере учебы, самоорганизации, социального взаимодействия и безопасного поведения, а также по дивергентности мышления. В исследовании принимали участие 108 подростков, в возрасте 14,73+1,24. Первая группа подростков – младшие подростки 13-14 лет, вторая группа – старшие подростки 15-16 лет. Перечень методик, которые применялись в рамках эмпирического исследования: методика Л.Ф. Баяновой и О.Г. Миняева «Определение уровня культурной конгруэнтности для подростков»; тест Х. Зиверт «Определение творческих способностей»; методика Н.А. Батурина и Е.Л. Солдатовой «Диагностика дивергентного мышления». Материал направлен на совершенствование системы психологического сопровождения, образования и воспитания подростков. Результаты могут быть использованы специалистами, работающими с подростками и родителями, воспитывающих детей подросткового возраста.
Жучкова Т.Г., Каяшева О.И.
СВЯЗЬ СОЦИОФОБИИ С ПАТОЛОГИЗИРУЮЩИМ СЕМЕЙНЫМ И ШКОЛЬНЫМ ОПЫТОМ У СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Аннотация
Проблема социофобии в студенческом возрасте получила широкое распространение и характеризуется тем, что обучающиеся испытывают трудности в установлении личностно и профессионально значимых социальных контактов, что негативно сказывается на их успеваемости и подготовке к будущей трудовой деятельности. Основой для развития социофобии могут стать патологизирующие семейный и школьный опыт. Цель статьи – выявить взаимосвязи социофобии с патологизирующим семейным и школьным опытом у студентов вузов. Применялись методы теоретического анализа и обобщения, опросные методы (анкетирование, русскоязычная адаптация опросника K.M. Connor и др. на социофобию (SPIN) В.В. Руженковой и др.), методы математической статистики. В исследовании приняли участие 509 студентов в возрасте от 18 до 25 лет (М= 21,19 лет). Определены основные компоненты патологизирующего семейного и школьного опыта, выявлены связи социофобии у студентов вузов с патологизирующими семейными ролями, патологизирующим семейным стилем воспитания (гиперпротекцией), патологизирующим запретом на проявление индивидуальности ребенка. Социофобия у студентов вузов коррелирует с наличием аддикций семье. В патологизурующем школьном опыте ведущую роль имеют отношения со сверстниками (дефицит общения, непонимание и манипуляция со стороны сверстников), отношения с учителями заняли второстепенную позицию.
Позднякова А.А., Колядина Т.Е., Кузнецова Г.В.
УЧЕТ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ АБИТУРИЕНТОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОНТИНГЕНТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация
Данная статья посвящена проблеме учета национальных особенностей абитуриентов при формировании контингента образовательной организации. Актуальность исследования определяется тем, что грамотный отбор абитуриентов в современных условиях становится фактором, обеспечивающим поддержание толерантной и инклюзивной образовательной среды и способствующим эффективному функционированию образовательной организации в целом. Фактически речь идет о важности выделения критериев отбора абитуриентов, учитывающих не только академические достижения, но и культурный, социальный, национальный фон поступающих, разнообразие национальных и культурных особенностей. Это формирует цель данного исследования. В качестве задач исследования выступают: 1) анализ литературы, посвященной изучению национального компонента образования; 2) проведение опроса абитуриентов различных национальностей для выявления специфики национальных групп; 3) анализ полученных данных и выделение особенностей каждой национальной группы; 4) разработка рекомендаций по учету национальных особенностей при формировании контингента вуза. Результаты проведенного исследования в их практическом преломлении будут способствовать внедрению наиболее эффективных подходов к формированию контингента образовательной организации, реализации на практике методик отбора, построенных с учетом национальных особенностей абитуриентов.