РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
Данилович В.В., Солопова О.В.
ВОССОЕДИНЕНИЕ ЗАПАДНОБЕЛОРУССКИХ ЗЕМЕЛЬ С БССР В 1939 Г.: ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ И ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ. Часть II
Аннотация
Период с 1921 по 1939 гг., когда земли западнобелорусского края силой оружия были включены в состав польского государства, в современной историографии трактуется как трагедия национального разъединения белорусского народа. В БССР в этот период шел процесс национально-государственного строительства в составе СССР. А западно-белорусские земли оставались в положении аграрно-сырьевого региона польского государства, испытывая экономические трудности, сталкиваясь с национальным и конфессиональным гнетом. Поэтому воссоединение западно-белорусских земель и БССР было воспринято местным населением как акт исторической справедливости. Представленная статья состоит из двух частей. Первая часть исследования посвящена анализу причин и предпосылок заключения германо-советского договора о ненападении 1939 года, его результатов и последствий. Подробно охарактеризованы геополитические условия, в которых было принято решение о подписании этого документа, дана его оценка с учетом международной политической практики того времени, а также рассмотрено значение этого документа для советского государства. Опубликована в ноябрьском номере Российско-белорусского научно-практического журнала «Человеческий капитал». Вторая часть статьи посвящена анализу событий, связанных с освободительным походом Красной Армии в сентябре – октябре 1939 года, в результате которого стало возможным воссоединение западно-белорусских земель и БССР. Подробно проанализирован ход событий, предшествующих походу, его причины, предпосылки, этапы, процесс установления советской власти на возвращенных территориях, соответствующего административного, общественно-политического, социального устройства на западно-белорусских землях, а также значение произошедших событий для СССР и последующего развития белорусской государственности.
Лотменцев А.М.
«А В ЧЕТВЕРТОЙ КОЛЕСНИЦЕ КОНИ ПЕГИЕ, СИЛЬНЫЕ». К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ФРАНЦИСКАНСКИХ И ДОМИНИКАНСКИХ МОНАСТЫРЕЙ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ (XIII–XV ВЕКА)
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы, связанные со спецификой построения нищенствующих (мендикантских) монастырей, преимущественно доминиканских и францисканских. Автора интересуют особенности размещения монастырей, способы их продвижения, причины успехов во многих европейских городах. Затрагивается экономическая проблематика и вопросы о том, как монастыри находили покровителей и спонсоров в условиях ограниченной базы для развития, способы их конкуренции. При этом выдвигается предположение о том, что она имела место как между различными мендикантскими орденами, так и орденами, и приходами, и даже епископами. В Центральной Европе недостаток ресурсов делал подобную борьбу еще более ощутимой, особенно на фоне турецкого нашествия. Автор касается также вопроса о возможности проследить отношения монастырей мендикантов и коммун.
РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКСНОЕ ПОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
Брагина Е.А., Аверьянов П.Г., Стрюкова Г.А.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА И САМОЧУВСТВИЯ СТУДЕНТОВ С ОВЗ
Аннотация
В статье представлены результаты исследования оценивания студентами с ОВЗ психологической безопасности и комфортности образовательной среды университета в сравнении с аналогичными оценками нормотипичных студентов. Анализируется соотношение показателей психологической безопасности образовательной среды с показателями самочувствия, настроения и активности, которые рассматриваются как показатели эмоционального благополучия студентов. Показаны различия этих соотношений в группах студентов с ОВЗ и их нормотипичных однокурсников. В группе нормотипичных студентов эти показатели достоверно взаимосвязаны, в группе студентов с ОВЗ – независимы. Этот факт позволяет предположить, что у студентов с ОВЗ сформировалась способность сохранять активность независимо от настроения и внешних факторов среды. В группе нормотипичных студентов фиксируются только положительные корреляции показателей комфортности и психологической безопасности образовательной среды с показателями самочувствия, активности и настроения. Одновременно на основе анализа многочисленных достоверных отрицательных корреляций отдельных шкал обобщенных показателей самочувствия, настроения и активности с показателями психологической безопасности и комфортности образовательной среды в группе студентов с ОВЗ высказывается предположение об их неприятии особого, опекающего отношения в образовательной среде вуза.
Врублевская Е.Г., Артюхина А.А.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОЛИМПИАДЫ: ПОНЯТИЙНЫЙ АНАЛИЗ
Аннотация
В статье рассматривается понятие профессионально-педагогических олимпиад как важного элемента неформального образования для учителей. Авторы анализируют историческое развитие данного вида интеллектуальных состязаний, начиная с заочных олимпиад в XIX веке и заканчивая современными профессиональными конкурсами. Подчеркивается значимость таких мероприятий для личностно-профессионального развития учителей, их способности стимулировать педагогическое мастерство и внедрение инновационных подходов в образовательной практике. Проанализированы различные подходы к трактовке педагогических олимпиад, которые акцентируют внимание на образовательной, рефлексивной и творческой составляющих. Профессионально-педагогические олимпиады описываются как мероприятия, основывающиеся на выявлении и развитии профессиональных компетенций, с акцентом на творческом использовании интеллектуальных сил участников. Подчеркивается, что такие олимпиады помогают формировать профессиональные сообщества, способствующие обмену знаниями и опытом. Основным итогом является вывод о том, что профессионально-педагогические олимпиады являются эффективным инструментом неформального образования, расширяющим возможности саморазвития педагогов и укрепляющим их профессиональное мастерство.
Чжэн Бисун, Касиманова Л.А.
КЛЮЧЕВЫЕ КРИТЕРИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ КИТАЙСКИХ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ РИТМОПЛАСТИКИ
Аннотация
Статья посвящена проблеме формирования общекультурных компетенций у студентов высших учебных заведений Китая. В статье подчеркивается важность подготовки специалистов, обладающих не только профессиональными знаниями и навыками, но и широким кругозором, способностью к межкультурному взаимодействию и творческому мышлению. В условиях недостаточного количества работ, посвященных данной теме в контексте изучения китайских вузов, настоящее исследование ставит цель – выявить и систематизировать ключевые критерии формирования общекультурных компетенций у китайских студентов средствами ритмопластики. В ходе исследования были рассмотрены определения и характеристики общекультурных компетенций как системы интегрированных знаний, умений и навыков, необходимых для успешной социализации и взаимодействия в многообразных социокультурных контекстах. Исследование демонстрирует необходимость интеграции методов, направленных на развитие общей культуры, в образовательный процесс, что актуализирует проблему формирования общекультурных компетенций в современных китайских образовательных учреждениях. В работе выявляются следующие ключевые критерии: расширение диапазона индивидуально-творческих способностей студентов; эмоциональная и эстетическая насыщенность позитивного психологического климата в коллективе; интерес к ритмопластике в китайской национальной культуре. Особое значение уделяется влиянию ритмопластики на когнитивные навыки студентов (внимание, память, способность к абстрактному мышлению), что связано с высокой степенью концентрации, необходимой для выполнения ритмических и пластических движений. В результате исследования было установлено, что интеграция ритмопластики в учебный процесс способствует улучшению взаимодействия между преподавателями и студентами, а также формирует навыки командной работы. Исследование подчеркивает значимость культурной составляющей ритмопластики, что, в свою очередь, способствует развитию культурной идентичности студентов и повышению интереса к национальному наследию.
Инь Бовэнь, Касиманова Л.А.
ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ А.Я. ВАГАНОВОЙ В СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ВЫСШИХ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ КИТАЯ
Аннотация
Статья посвящена актуальным проблемам современного хореографического образования в Китае в контексте возрастающего интереса к системе классического танца А.Я. Вагановой. В статье подчеркивается, что интеграция различных танцевальных стилей и техник в современном китайском хореографическом образовании требует новых подходов и методов: система Вагановой, основанная на глубоких знаниях анатомии, физики движения и психологии, предлагает уникальные возможности для подготовки квалифицированных педагогов-хореографов, акцентируя внимание на индивидуальном подходе и сочетании теории с практикой. Но, несмотря на определенный опыт внедрения данной методологии в китайских хореографических вузах, наблюдаются сложности, связанные с культурными различиями, необходимостью адаптации методологии и ограниченными ресурсами преподавателей. В статье предлагается провести комплексное исследование, направленное на выявление практических аспектов внедрения системы Вагановой в современные образовательные программы хореографических вузов Китая, что позволит улучшить качество китайского образования и углубить понимание культурных корней классического балета. В соответствии с результатами исследования, наблюдается достаточно высокий интерес к рассматриваемой методологии, однако, несмотря на положительное восприятие, выявлены проблемы, ограничивающие её интеграцию (культурные различия, ограниченные ресурсы и др.). Сравнительный анализ результатов исследования позволил выявить ряд практических аспектов внедрения системы Вагановой в образовательные программы китайских хореографических вузов, в частности: формирование гибких учебных планов, обеспечение высококвалифицированным педагогическим составом, разработку учебных материалов, внедрение эффективных методов оценки прогресса обучающихся, интеграцию культурных элементов, а также проведение мастер-классов и семинаров. Результаты исследования подчеркивают необходимость дальнейшей интеграции системы Вагановой в китайскую хореографическую педагогику с учетом культурных контекстов и запросов будущих педагогов-хореографов.
Воищева Э.Л.
КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
В статье рассматриваются возможности цифровой образовательной среды в процессе социализации младших школьников. Актуализирован тот факт, что процесс социализации является непрерывным процессом, осуществляемым на протяжении всей жизни человека, но наиболее важным этапным периодом является первичная социализация, где в качестве институционального механизма выступает общеобразовательная школа, в которой процесс этот осуществляется целенаправленно и в течение длительного периода времени, закладывая базис социализированной личности, обладающей набором социально значимых качеств, которые являются ключевыми для самого существования и функционирования данной личности в современном обществе, что обуславливает исключительную важность определения эффективных механизмов социализации в образовательном процессе. Поскольку социальная сфера – это все общественное пространство, в котором существует человек, то и аспектов социализированности множество, и каждый из них требует определенных векторов своего развития. Компаративный анализ научного опыта последних десятилетий позволил автору прийти к заключению, что цифровая образовательная среда может быть использована для модификации личности ребенка цифровой эпохи, что в текущих реалиях придает проблематике данной статьи высокую значимость. В статье представлены результаты педагогического исследования, показывающие, что различные цифровые технологии и сервисы способны оказать неоценимую помощь педагогу в формировании значимых социальных качеств у младших школьников, намечая некоторые магистрали развития социальности обучающихся начальной школы, создаваемые новыми факторами в цифровых взаимодействиях.
Гребенкина А.С., Хитрик А.В.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦИФРОВЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ФИНАНСОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ
Аннотация
В статье рассмотрен вопрос формирования цифровых математических компетенций будущих финансистов. Цель работы заключалась в определении цифровых математических компетенций, формирование которых у студентов финансовых направлений подготовки позволит повысить их конкурентоспособность на рынке труда. Для достижения поставленной цели выявлены направления практической профессиональной деятельности специалистов финансового сектора, оказывающие влияние на выбор методик обучения математике в условиях цифровой трансформации образования. Установлено, что эффективному развитию у обучающихся цифровых компетенций будет способствовать внедрение практико-ориентированного подхода к математической подготовке будущих специалистов финансового сектора. В процессе практико-ориентированного обучения математике у студентов должны быть сформированы цифровые математические компетенции, необходимые для успешного применения цифровых инструментов, используемых в практической деятельности специалистов финансового сектора. Определено понятие цифровой математической компетенции будущего финансиста как совокупность знаний, умений и навыков, связанных с использованием цифровых инструментов, технологий и сервисов для решения практико-ориентированных математических задач, отражающих актуальные проблемы финансово-экономической и финансово-управленческой сферах. Приведен перечень цифровых математических компетенций, которые должны быть сформированы у студентов финансовых направлений подготовки при изучении математических дисциплин. Раскрыты структура и содержание каждой цифровой математической компетенции в контексте практико-ориентированного обучения математике. Определены уровни сформированности цифровых математических компетенций, а также описаны критерии определения этих уровней. Сделаны выводы о том, цифровые математические компетенции включают в себя владение программным обеспечением, применяемым в практической профессиональной деятельности финансистов, а также способность использовать математические модели и методы для анализа финансовых данных, построения прогнозов и принятия математически обоснованных решений.
Губская С.А.
СПЕЦИФИКАЦИЯ КОМПОНЕНТОВ ПРЕДМЕТНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАДЕЖНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОВД РФ
Аннотация
Данная статья является следующим шагом в осмыслении результатов исследования, в рамках которого была обоснована приоритетность влияния компонентов предметно-содержательной модели профессиональной надежности специалиста силовых структур применительно к специалисту в области информационной безопасности органов внутренних дел Российской Федерации, отраженная в ранее опубликованной статье. В ней отображены результаты работы по ее спецификации к представителям данной профессиональной группы. Представлено специфическое содержательное наполнение профессионально-исполнительского и профессионально-аналитического факторов специалиста в области информационной безопасности органов внутренних дел Российской Федерации, детерминируемое особенностями их профессиональной деятельности.
Денисюк В.О.
СУИЦИД «ПОЗОРА»: ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ СУИЦИДА В ЮЖНОКОРЕЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
Аннотация
Ввиду того, что психоанализ как направление развивался в Европе, а, затем стал распространятся на Западе, где он применяется достаточно широко и в настоящее время, совсем не удивительно, что Азия, с её спецификой, особым мировоззрением, особой культурой и философией, до настоящего времени остается «слепой» зоной для теоретического и практического психоанализа. Известно, что суицид, как глобальная проблема распространен во всем мире, однако, среди азиатского общества суицидальные тенденции вызывают особенное беспокойство. Южная Корея в этом отношении является уникальным феноменом. Особенности ее истории, культуры, религии и совершенно отличное, от привычного нам общества, которое за несколько десятилетий превратило страну из трущоб в развитую страну с передовой экономикой мира – всё это порождает глубокий интерес к исследованию общества этой страны «самоубийц», что расплачивается за успех, в жертву которого принесено психическое здоровье целой нации. Или же, всё началось куда раньше, за сотни лет до столь тяжелого периода? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо поэтапно разобрать причины, приводящие к суициду в Южной Корее, а также рассмотреть их с точки зрения психоанализа. Чтобы реализовать это необходимо обратится как к истокам истории южнокорейского общества, так и к истокам психоанализа.
Димова А.Л., Харченко Н.Л.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО БИЛИНГВАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН
Аннотация
Статья посвящена разработке организационной структуры цифровой образовательной среды для дистанционного билингвального обучения иностранных граждан (ЦОС для ДБО ИГ). Актуальность работы определяется актуализацией миграционной политики в нашей стране, направленной на подготовку интеллектуально развитой личности, качественно владеющей родным и иностранным языками. Современные тенденции развития высшего образования в России и в мире обусловливают целесообразность реализации билингвального обучения иностранных граждан с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в ЦОС. Исследования отечественных и зарубежных авторов свидетельствуют о неподготовленности педагогов высшего образования к дистанционному билингвальному обучению иностранных граждан в ЦОС. Цель статьи – разработка организационной структуры ЦОС для ДБО ИГ. Определены компоненты данной структуры, выявлены типы и образовательные возможности образовательных платформ, поддерживающих многоязычное дистанционное обучение.
Захарова А.Н., Семенова Н.В., Ерлыгина А.Н., Николаева А.Ю., Гартфельдер Д.В.
НАУЧНОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Аннотация
Развитие предпринимательства среди молодежи способствует экономическому росту и инновациям в обществе. Студенческие проекты представляют собой важный элемент формирования предпринимательской среды и подготовки будущих кадров, способных эффективно функционировать в условиях меняющейся экономики. Молодые предприниматели часто сталкиваются с нехваткой опыта, знаний и ресурсов, и качественное наставничество может значительно повысить их шансы на успех, обеспечивая их становление и обратную связь. В условиях конкуренции на рынке труда и изменяющихся потребностей бизнеса, обучающим учреждениям необходимо адаптировать свои программы, чтобы воспитать не только квалифицированных специалистов, но и инициативных, мобильных предпринимателей. Эффективное наставничество может стать важным инструментом в этом процессе, так как оно помогает студентам развивать ключевые навыки, необходимые для старта и ведения успешного бизнеса. Цель работы заключается в исследовании ключевых механизмов влияния наставничества и сопровождения в контексте студенческих предпринимательских проектов в условиях реализованной акселерационной программы вуза. Данная статья исследует основные проблемы, с которыми сталкиваются студенты в процессе реализации проектов в рамках акселерационной программы «Старт-ап. Начало». Основные препятствия, отмеченные наставниками, включают нехватку времени и знаний, трудности в применении теоретических основ, а также отсутствие практического опыта в предпринимательстве и участия в подобных мероприятиях. Значительное внимание уделяется неопределенности в выборе идей, что затрудняет понимание реальных потребностей рынка. В работе также анализирует значимость характеристик, способствующих успешному участию в программе, таких как работоспособность, стрессоустойчивость, коммуникативные навыки, уровень образования и интеллекта. На основании сравнительного анализа мнений студентов и наставников, выявлены статистически значимые различия в оценке таких качеств, как навыки презентации, трудолюбие и успеваемость, что подчеркивает необходимость улучшения подходов к обучению студентов. Кроме того, рассматривается целесообразность проведения специальных тренингов для развития ключевых навыков, которые способствовали бы повышению эффективности студентов в предпринимательской деятельности. Результаты исследования подчеркивают актуальность подготовки студентов к реальным условиям рынка и необходимость поддержки со стороны наставников.
Ефимова В.Л., Защиринская О.В., Королева И.В.
МЕТОД FNIRS В ИССЛЕДОВАНИЯХ МОЗГОВЫХ МЕХАНИЗМОВ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Аннотация
В статье представлен обзор англоязычных исследований мозговых механизмов языкового развития ребенка, проведенных с использованием функциональной инфракрасной спектроскопии ближнего диапазона (fNIRS). По сравнению с другими методами нейровизуализации fNIRS имеет ряд преимуществ для исследований детей. Самое главное из них – это возможность проводить обследование в естественных для детей коммуникативных ситуациях без дискомфорта. Был проведен обзор научной литературе по теме за последние 15 лет. Поиск проводился в поисковой системе PubMed по вышеуказанных ключевым словам и словосочетаниям. Для обзора использованы статьи, которые содержали доказательную и экспериментальную базу по изучаемому вопросу. Было установлено, что наиболее перспективные направления использования fNIRS в области психофизиологии языкового развития: изучение языковой латерализации у младенцев, детей и взрослых; особенности активации мозга ребенка в ответ на различные речевые и неречевые стимулы; закономерности развития языковой коннективности, которые позволят выявлять детей из группы риска нарушений развития на ранних этапах; изменения языковой коннективности, характерные для детей с дислексией, аутизмом, эпилепсией и другими неврологическими заболеваниями и нарушениями развития; траектория развития языковых сетей мозга у билингвальных детей, детей с нарушениями слуха и детей после кохлеарной имплантации. Данные исследований, содержащихся в обзоре, способствуют углублению понимания мозговых механизмов раннего языкового развития, и прокладывает путь для будущих исследований в этой области. Ограничением методики fNIRS является небольшая глубина проникновения света инфракрасного диапазона в ткани мозга. Это не позволяет изучать с помощью этого метода участие субкортикальных структур в развитии языковой коннективности.
Казанбаев Б.А., Морозов А.В.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
В статье рассматриваются роль и значение современных цифровых технологий и влияние, оказываемое ими на сотрудников. В XXI-м веке общество претерпевает количественное и качественное изменение и, в первую очередь, это связано с цифровой трансформацией всего современного мира, а также процессом цифровой трансформации служебной деятельности, в частности. Процесс цифровизации становится важной частью в деле формирования «нового человека», во всех его личностных аспектах, начиная от гражданина до специалиста-профессионала. Вместе с тем, в организациях всё чаще и ярче проявляется сопротивление сотрудников проводимым изменениям, обусловленным процессом цифровизации. Феномен «техностресса» способствует созданию условий для профессионального выгорания сотрудников.
Канашевич Т.Н., Синькевич В.Н.
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ УСПЕШНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОНТЕКСТЕ ПРОФИЛИЗАЦИИ
Аннотация
В статье обосновывается актуальность исследования перспектив развития теории и практики в области прогнозирования учебной успешности обучающихся в контексте профилизации. Актуальность проведения исследования продиктована противоречием между признанием важности изучения процессов, сопровождающих становление новых направлений в педагогике и обращенных к прогностической проблематике, потребностью в научном осмыслении тенденций и перспектив развития профильного обучения и отсутствием научных работ, в которых анализируется развитие данного научного направления. В качестве методов исследования применялись: теоретический анализ; статистические и графические методы. В ходе данного исследования были рассмотрены приоритеты государственной политики Республики Беларусь, а также актуальная тематика диссертационных исследований в области наук об образовании. В результате чего были выделены конкретные объекты, подлежащие стратегическому обоснованию. Среди них: мультипрофильное обучение; профильное обучение в цифровой образовательной среде; сетевое взаимодействие учреждений культуры, общего среднего и дополнительного образования при профильном обучении; профильная дифференциация обучения обучающихся с особыми образовательными потребностями; реализация образовательной программы предметно-профессиональной направленности при профильном обучении; социокультурная трансформация профильного образования. Обозначенные возможные направления перспективные направления прогностических исследований не являются единственными; ими не исчерпывается проблематика прогнозирования учебной успешности обучающихся в контексте профилизации. Вместе с тем они позволят сориентировать конкретные исследования и научные разработки в этой области. Для достижения научных и практических образовательных целей выявление перспективных направлений исследований может быть весьма значимым на этапе начала массового проникновения в образование технологий искусственного интеллекта.
Нестерова А.А.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ КАК ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПРОБЛЕМА
Аннотация
В статье представлен обзор последовательно развивающихся идей о трансдисциплинарном научном постижении мира, отражающих логику постнеклассического этапа развития науки; приведены ключевые постулаты, нашедшие отражение в Хартии трансдисциплинарности (1994 г.). Автор даёт краткую характеристику становления и развития отечественной школы трасдисциплинарности. В трансдисциплинарном контексте автором рассмотрена социоприродная система, показана актуальность теории экологической модернизации (ЕМТ-теории), отмечено, что постижение сущности социально-экологической системы делает ненужными привычные дисциплинарные границы наук, строгое разграничение их методологических и категориальных аппаратов. Экологическая призма становится базисом разноплановых исследований специфики современного общества, выводя их на новый уровень абстрагирования и тем самым наделяя признаками трансдисциплинарности. С позиций трансдисциплинарного подхода автор анализирует структуру и содержание экологического просвещения в России, обращая внимание на то, что современная эколого-просветительская сфера выходит за рамки монодисциплинарности, демонстрируя междисциплинарный характер, проявляющийся во взаимном пересечении исследовательских предметов и методов таких наук, как экология, педагогика, методика, психология, лингвистика, социология, экономика, менеджмент, история, культурология, биология, физика, информатика, химия и т.д. Автор ссылается на работы философов, социологов, педагогов, разделяющих тезис об актуальности применения трансдисциплинарного подхода к исследованию проблем экологического просвещения. Экстраполируя выводы зарубежных и российских исследователей на эколого-просветительскую проблематику, автор рассматривает экологическое просвещение как открытую, динамично изменяющуюся систему с множеством внутренних связей, которая требует рассмотрения сквозь призму разных наук, поиск пересечений со сложной общественной структурой, т. е. требует разноуровневого научного поиска.
Прокопенко А.Ю.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Аннотация
В статье рассматривается проблема цифровизации процесса практической подготовки обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование». Уточняются требования Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования к процессу и результатам обучения будущих специалистов в области специального образования. Рассматривается понятие «практическая подготовка» с точки зрения законодательства и науки, уточняется ее место в целостной системе подготовки будущего специалиста в высшей школе.
Скафа Е.И., Ганжа А.А.
ТЕХНОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ КАК УЧЕБНОЙ ПЛАТФОРМЫ ПО ГЕОМЕТРИИ
Аннотация
Рассматривается потенциал социальных сетей как инструмента для организации учебного процесса и повышения эффективности образовательной деятельности современной школы. Проведенное анкетирование школьников Донецкой Народной Республики показало, что лидирующие позиции в использовании социальных сетей в образовательных целях принадлежат платформе «ВКонтакте» и мессенджеру «Телеграмм». Респонденты отметили возможность влияния данных социальных сетей на учебную мотивацию, интерес к учебе и усвоение необходимого материала. Особое внимание уделяется преимуществам использования социальной сети для стимулирования участия учащихся в учебном процессе по геометрии. В статье показан опыт разработки и внедрения в учебный процесс одной из школ г. Донецка чат-бота с помощью программы Senler для социальной сети «ВКонтакте». Отмечено, что чат-боты, функционирующие на платформе «ВКонтакте», могут быть интегрированы с любыми типами сообществ, включая группы, мероприятия и публичные страницы. Разработанный чат-бот обеспечивает индивидуализацию процесса повторения, обобщения и систематизации знаний обучающихся по планиметрии, способствует созданию более динамичной и вовлекающей учебной среды.
Федорчук Ю.М.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОКОЛЕНИЯ А (GEN ALPHA) И ПЕРСПЕКТИВА ВНЕДРЕНИЯ ИГРОВЫХ МЕХАНИК В ИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Аннотация
Одной из основных проблематик образования современного поколения школьников является их сниженная мотивация к обучению. Анализируя данный феномен, можно объединить особенности обучающихся в начальной и основной школах на основе поколенческой теории, которая относит данную возрастную страту к поколению «Альфа». Их характеристики представляют научный интерес в отечественной и международной практике, как отдельное явление, так и предмет образовательной практики. Образовательная система впервые столкнулась с таким вызовом своему традиционному формату и темпы цифровизации образовательных процессов и трансформации дидактики не соответствуют такому вызову. Внедрение игровых механик в образовательный процесс, его геймификация, является одним из решений задачи повышения мотивации обучающихся поколения «Альфа» и отвечает их потребностям в когнитивном развитии и социализации. Внедрение игровых механик в учебные программы, интеграция технологий виртуальной и дополненной реальности в учебном процессе повышает привлекательность образовательного процесса, снижает рутинность, развивает коллективизм и навыки решения образовательных задач. Потенциальными вызовами и ограничениями в этом направлении является нахождение оптимального баланса между развлекательной и образовательной ценностью, возможные технические и финансовые барьеры при трансформации образовательного процесса, необходимость подготовки педагогов к новым методам обучения.
Филимонова И.В.
ВЫБОР ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПЕРСОНАЛОМ
Аннотация
В данной работе рассматриваются преимущества интеграции цифровых образовательных технологий (EdTech) в высшее образование. Подчеркивается, что использование цифровых инструментов обеспечивает доступность и гибкость обучения, позволяя студентам учиться в удобное для них время и месте. Также акцентируется внимание на индивидуализации учебного процесса, что способствует более эффективному усвоению материала. Указанные преимущества использования EdTech Интерактивные элементы, такие как мультимедиа и игры, повышают вовлеченность студентов, а платформы для сотрудничества развивают навыки командной работы и общения. Кроме того, цифровые технологии позволяют преподавателям легко отслеживать прогресс учащихся и предоставлять обратную связь. В работе проведена систематизация цифровых образовательных технологий для применения в вузах, что позволит в дальнейшем облегчить выбор преподавателям при принятии решений об использовании Edtech. Определена взаимосвязь трудовых функций, описанных в профессиональном стандарте 07.003 Специалист по управлению персоналом, которые отображают требования работодателей, и компетенций ФГОС ВО, применяемых для обучения в бакалавриате по направлению подготовки 38.03.03 Управление персоналом, что позволило подобрать определенные Edtech для развития универсальных и общепрофессиональных компетенций будущих специалистов по управлению персоналом. В заключение отмечается, что правильный выбор EdTech открывает новые горизонты для международного взаимодействия и поддерживает разнообразие методов обучения, что в целом способствует улучшению качества высшего образования.
Якимович И.Г., Гуторова Г.А., Дайнеко С.А., Украинцева Ю.А., Кузнецова М.М.
ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ГРАЖДАНСКИЙ ФОРУМ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ, КАК ПУТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Аннотация
В статье актуализируется вопрос гражданского воспитания молодежи, в частности, формирования гражданской компетентности личности. Авторы показывают интегративный характер понятия «гражданская компетентность» и трактуют его как совокупность определенных способностей гражданина. Цель статьи – рассмотреть одну из диалоговых дискуссионных педагогических технологий – Гражданский Форум и обосновать ее действенность в решении задач по формированию гражданской компетентности обучающихся. В работе выделяются особенности технологии Гражданский Форум, как диалоговой и рассматривается методика структурирования общественно-значимой проблемы, особенности написания таких дискуссионных материалов, как дискуссионная карта и брошюра. Особое внимание уделяется анализу процесса и результатам внедрения технологии Гражданский Форум в рамках курса внеурочной деятельности для обучающихся 8х-9х классов «Диалог – путь к саморазвитию и успеху». Проведенное исследование материалов анкетирования и интервьюирования педагогов по результатам проведенных занятий курса свидетельствует об эффективности использования дискуссионной технологии Гражданский Форум в формировании таких составляющих гражданской компетентности, как способность к анализу и оценка текущей социальной ситуации; способность к выделению социально-значимой актуальной проблемы; способность осуществлять выбор и принимать решение в конкретной социальной ситуации; способность реализовывать сделанный выбор и принятые решения; способность к взаимодействию при решении социальных вопросов. Эпицентром образовательной системы в школе является ученик: его развитие, становление его образовательных потребностей, интересов, познавательных возможностей. Для этого необходимо использовать инновационные технологии в образовании, которые являются закономерными в развитии современного мирового сообщества.
Кузнецов В.Д.
ОСОБЕННОСТИ ВОЕННО–ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ – ОПЕРАТОРОВ FPV-ДРОНОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ВДВ В УСЛОВИЯХ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ
В статье представлены результаты исследования особенностей профессиональной деятельности операторов FPV-дронов Воздушно-десантных войск в боевых условиях. Актуальность работы обусловлена возрастающей ролью беспилотных систем в современных военных конфликтах и необходимостью оптимизации подготовки специалистов для эффективного применения FPV-дронов в интересах подразделений ВДВ. Цель исследования – выявить специфику профессиональной деятельности операторов FPV-дронов ВДВ на различных этапах выполнения боевых задач и разработать предложения по совершенствованию их подготовки. Для решения поставленных задач и достижения цели исследования применялся комплекс взаимодополняющих методов. Теоретико-методологическую базу работы составили положения системного и деятельностного подходов, позволившие рассмотреть профессиональную деятельность военнослужащих-операторов FPV-дронов ВДВ как сложно организованную систему, функционирующую в динамичных боевых условиях. В ходе анализа нормативно-правовой и военной документации, изучения особенностей боевого применения FPV-дронов в составе подразделений ВДВ были определены ключевые этапы профессиональной деятельности операторов, сформулированы требования к их знаниям, навыкам, психоэмоциональным качествам и физической подготовленности. Выявлены специфические вредные факторы, воздействующие на организм операторов FPV-дронов ВДВ в процессе выполнения полетных заданий. По результатам проведенного исследования выявлено, что в боевых условиях военно-профессиональная деятельность оператора характеризуется сочетанием высоких психофизиологических требований, обусловленных необходимостью эффективного управления сложной технической системой, и значительных физических нагрузок, связанных с частыми передвижениями по полю боя, переноской оборудования и постоянной сменой позиций. Это предполагает гармоничное развитие у оператора как специфических профессионально важных качеств (скорости восприятия информации, концентрации внимания, стрессоустойчивости), так и базовых физических качеств (силы, быстроты и выносливости), обеспечивающих возможность длительного и эффективного выполнения им боевых задач в напряжённых условиях современного общевойскового боя.
РАЗДЕЛ III. ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТА ТРУДА И ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ
Дмитриева С.И.
КОГНИТИВНЫЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ
Аннотация
Личностный рост – это сложный и непрерывный процесс саморазвития, включающий осознание и расширение собственных возможностей, формирование системы ценностей и совершенствование когнитивных и эмоциональных качеств, позволяющих человеку адаптироваться и эффективно взаимодействовать с окружающим миром. В условиях современной информационной среды личностный рост характеризуется необходимостью развивать когнитивную гибкость, эмоциональную устойчивость и критическое мышление, чтобы успешно адаптироваться к информационной перегрузке и многозадачности, поддерживая при этом осознанное и целенаправленное саморазвитие. В рамках данной работы проведено эмпирическое исследование, целью которого являлось выявление закономерностей между интенсивностью, структурой и содержанием, воспринимаемых информационных потоков, и ключевыми параметрами когнитивного и эмоционального развития личности. Для диагностики использовались шкала инициативы к личностному росту (PGIS), опросник когнитивной флексибильности (CFI), Пертская шкала эмоциональной реактивности (PERS-S) и шкала индивидуального стиля медиапотребления (ИСМ). Выборка включала 100 участников в возрасте от 20 до 55 лет, охватывая респондентов с разным уровнем информационного потребления: от интенсивных пользователей до людей с низкой вовлеченностью. Результаты исследования показали, что стиль медиапотребления существенно влияет на когнитивную флексибильность и инициативу к личностному росту, в то время как воздействие на эмоциональную реактивность менее выражено и характеризуется нелинейной зависимостью. Когнитивная флексибильность оказалась наиболее тесно связанной с личностным ростом, тогда как роль эмоциональной реактивности является более сложной. Осознанный выбор медиаконтента способствует улучшению всех ключевых параметров, поддерживая гармоничное развитие личности. На основе анализа теоретических и эмпирических данных предлагаются практические рекомендации, направленные на укрепление личностного роста через развитие навыков медиаграмотности, эмоциональной саморегуляции и осознанного подхода к потреблению информации.
Евсеева Е.Г., Скворцова Д.А.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧИТЕЛЕМ МАТЕМАТИКИ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ КОМБИНАТОРНОГО МЫШЛЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ
Аннотация
В статье рассмотрена проблема подготовки учителя математики к формированию комбинаторного мышления обучающихся в условиях цифровой трансформации образования. Рассмотрены различные трактовки феномена комбинаторного мышления, данные отечественными и зарубежными авторами. Представлена трактовка феномена комбинаторного мышления в контексте деятельностного подхода. Поскольку развитие компетенций учителя математики по проектированию электронных средств формирования комбинаторного мышления происходит в процессе профессиональной подготовки, приведен комплекс дисциплин, при изучении которых эти компетенции осваиваются студентами. Описаны методы формирования компонентов комбинаторного мышления обучающихся, а именно мотивационного, содержательного и операционального. Приведены примеры проектирования средств формирования комбинаторного мышления школьников с применением цифровых инструментов таких как графические редакторы, сервисы для создания ментальных карт, интерактивных плакатов, онлайн доски. Предложено для формирования мотивационного компонента комбинаторного мышления использовать программы динамической геометрии и средства для создания презентаций. Для развития содержательного компонента комбинаторного мышления описано создание ментальных карт в сервисе Draw.io, а также алгоритмов комбинаторной деятельности с использованием онлайн доски SBoard. Развитие операционного компонента комбинаторного мышления предложено осуществлять с помощью интерактивного плаката по нахождению комбинаторных соединений, разработанного в сервисе Genial.ly. Представлена система онлайн тестирования, разработанная в сервисе Online Test Pad, направленная на диагностику сформированности комбинаторного мышления обучающихся, описаны требования к её проектированию.
Коняева Ю.Ю., Евсеева Е.Г.
СТОХАСТИЧЕСКАЯ ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩИХ ФИЗИКОВ
Аннотация
В статье рассматриваются возможности формирования стохастической цифровой компетентности в процессе обучения теории вероятностей и математической статистике будущих физиков на основе фузионистского подхода. Выделены основные направления цифровизации учебного процесса, решение которых связано с повышением качества стохастической подготовки студентов и формированием у них стохастической цифровой компетентности. Авторами введено понятие стохастической цифровой компетентности будущих физиков. Приведены примеры задач по моделированию вероятностных процессов в физике с использованием виртуальной лаборатории «Математический конструктор», которые могут быть предложены будущим физикам на лабораторных занятиях по теории вероятностей и математической статистике. Отмечается роль цифровых технологий, как средства повышения эффективности освоения будущими физиками способов действий их будущей профессиональной деятельности. Сделаны выводы об использовании виртуальной лаборатории «Математический конструктор» как современной IT-технологии, обладающей такими дидактическими возможностями как наглядность, моделирование и динамика.
Петров В.Е.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНОГО ВЫБОРА УЧАСТИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНОМ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВЕ И ВЫРАЖЕННОСТИ ПОСТ-СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЙ
Аннотация
Статья посвящена изучению взаимосвязи характеристик личностного выбора участия в добровольчестве на генерацию посттравматических состояний в результате выполнения задач в экстремальных условиях. Выборка: 56 экстремальных добровольцев и военнослужащих в возрасте 30,12+8,30 лет. Диагностический инструментарий – опросники: 1) оценки личностного выбора соучастия в экстремальном добровольчестве В.Е. Петрова и 2) травматического стресса И.О. Котенёва; обработка данных – корреляционный анализ. Установлено, что осознанность личностного выбора экстремально-соучаствующей деятельности оказывают протективное влияние на генерализацию постстрессовых состояний. Ведущими протекторами таких симптомов как «Повторное переживание травмы», «Гиперактивация», «Дистресс и дезадаптация» выступают «Экстремальная жизнеспособность» и «Самоконтроль». На генерализацию посттравматики не оказывают влияние просоциальные ценностные ориентации, активность и надёжность. Материал направлен на совершенствование подготовки экстремальных добровольцев и средств изучения личностного выбора участия в добровольчестве. Результаты могут быть использованы в психологической работе с личным составом силовых ведомств.
Филипская А.В.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ГЕЙМИФИКАЦИИ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Аннотация
В статье анализируются возможности использования технологии геймификации в целях повышения эффективности процесса иноязычной подготовки обучающихся российского технологического вуза. Авторы обращают внимание на противоречие между требованиями, предъявляемыми к профессиональной коммуникативной компетентности будущих специалистов в сфере информационных компьютерных технологий и технологиями, используемыми в настоящее время в обучении английскому языку. Выдвигается гипотеза о том, что использование технологии геймификации повышает эффективность иноязычной подготовки студентов-бакалавров по направлению «Информационные технологии». Такое предположение основано на том, что технология геймификации позволяет реализовать неигровые, учебные цели путём создания игровой оболочки для учебного процесса, реализуя принципы соревновательности, визуализации, интерактивности, динамичности. Цель исследования – доказать эффективность использования технологии геймификации на занятиях по английскому языку в технологическом вузе. Основные методы исследования – анализ научной литературы; наблюдение; проектирование педагогической модели; апробация модели в ходе экспериментального обучения; письменный опрос (анкетирование) с последующей обработкой данных. Авторы дают краткий анализ имеющихся исследований по научной проблеме, формулируют основные учебно-познавательные и мотивационные характеристики «цифрового поколения» обучающихся, представляют структуру и содержание разработанной ими модели геймификации процесса иноязычной подготовки. Ключевым этапом исследования является апробация новой технологии в условиях реального учебного процесса Института информационных технологий и инновационных технологий МИРЭА (Российский технологический университет) и обсуждение результатов опроса, проведённого в контрольной и экспериментальной группах. Динамика изменений показателей эффективности по результатам проведённых измерений представлена в итоговой таблице. Исследование показало, что использование технологии геймификации в обучении английскому языку повышает уровень сформированности профессиональной коммуникативной компетентности, увеличивает вовлечённость обучающихся в учебный процесс, снижает страх перед коммуникативными неудачами, позитивно влияет на их самооценку, повышает мотивацию к дальнейшему изучению английского языка. Таким образом, в ходе исследования была полностью подтверждена верность выдвинутой авторами гипотезы об эффективности использования технологии геймификации в процессе иноязычной подготовки обучающихся российского технологического вуза.
Цветкова О.А., Мильчарек Т.П., Волкова О.В., Яндер И.Я., Медведева К.С., Шрайнер А.О.
НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ЛИЧНОСТЯМИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИМИСЯ ВЫРАЖЕННЫМ РИСКОМ ДЕЗАДАПТАЦИИ
Аннотация
Статья посвящена обсуждению основных направлений и мишеней коррекционной работы с личностями, характеризующимися выраженным риском дезадаптации. Для обоснования эффективности выделенных направлений коррекционной работы приводятся результаты исследования эффектов, возникших при реализации тренинговой программы по формированию представлений о конструктивной самореализации у осужденных как лиц, характеризующихся выраженным асоциальным и дезадаптивным поведением. Направления коррекционной работы были конкретизированы в ходе проведенного исследования фрустрированности базовых потребностей и основных компонентов самореализации у личностей с выраженным асоциальным поведением. Полученные результаты позволили выявить основные направления коррекционной работы с опорой на теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований, а также индивидуализировать их с учетом особенностей участников тренинговой программы. В статье приводится обоснование выделенных мишеней работы и основных подходов, позволяющих выстроить тренинговую работу с осужденными с опорой на ресурсный подход и те сильные стороны личности, которые индивидуально присутствуют у каждого участника программы. Анализ полученных данных до и после коррекционного воздействия, подтвердил наличие позитивного эффекта у участников тренинговых занятий как в краткосрочной (сразу после тренинга), так и в более длительной (через 6 месяцев) перспективе. Таким образом, удалось обосновать, что исследование индивидуальной жизненной истории и выявление актуальных просоциальных тенденций конструктивной самореализации выступают ресурсом для инициации механизмов трансформации поведения и отношений у личностей с выраженным риском дезадаптации и асоциальным поведением в условиях пребывания их в пенитенциарных учреждениях. Для выявления длительного эффекта коррекционного воздействия авторам представляется важным передавать данные об участии лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, в подобных коррекционных мероприятиях в службы пробации для диагностики длительности корректирующего эффекта в условиях жизни в обществе, то есть за пределами пенитенциарного учреждения.
Логачев Н.В.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА СОВРЕМЕННОМ РЫНКЕ ТРУДА
Аннотация
Статья посвящена проблеме поиска продуктивных способов формирования у выпускников вузов, имеющих ограниченные возможности здоровья, конкурентоспособности как способности конкурировать на рынке труда с другими условно здоровыми и нормативно развивающимися специалистами, получившими то же образование. Цель исследования – выявление особенностей поведения будущих специалистов с ограниченными возможностями здоровья в конкурентных и конфликтных ситуациях, а также уровня их профессиональной подготовленности. В исследовании приняли участие 62 выпускника вузов, имеющих ограниченные возможности здоровья, и 62 их однокурсника без таких ограничений. Исследование осуществлялось с помощью шкалы поведения личности в конкурентной ситуации Х. Мартина, шкал гиперконкурентоспособности и избегания конкуренции Р. Риккмана, методики Томаса и теста В.И. Андреева. Профессиональная подготовленность студентов как будущих специалистов по адаптивной физической культуре оценивалась 38 преподавателями вузов с помощью специально разработанного бланка экспертной оценки. Выявлено, что будущие специалисты с ограниченными возможностями здоровья в конкурентных ситуациях в большей степени, чем их нормативно развивающиеся однокурсники, ориентированы на агрессию и превосходство, и в меньшей – на трудовую этику. Многие из них отличается стремлением к конкуренции в сочетании со склонностью предвидеть непременные неудачи. Выявлены отрицательные корреляционные связи между гиперконкурентоспособностью выпускников с ограниченными возможностями здоровья и уровнем их профессиональной подготовленности. Делается вывод о том, что под конкурентоспособностью личности специалиста с ограниченными возможностями здоровья следует понимать такой уровень его теоретической и практической подготовленности к профессионально-трудовой деятельности, который необходим для эффективного выполнения трудовых функций и решения профессиональных задач. В связи с этим, в целях формирования конкурентоспособности студентов с ограниченными возможностями здоровья необходим поиск действенных способов психологического сопровождения процесса их профессиональной подготовки к будущей профессиональной деятельности.