РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
Соловьянов А.П.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ ПОВОЛЖЬЯ В БССР В 1920-Е ГГ.
Аннотация
В статье рассматривается оказание помощи голодающему населению Поволжья организациями и населением Советской Беларуси. В 1921 году голод охватил обширные территории Поволжья, Приуралья, Северного Кавказа, Крыма и Украины. Эпидемии тифа и холеры усугубили ситуацию, приводя к высокой смертности. В Беларуси, куда прибывали беженцы, также наблюдались массовые смерти и эпидемии. Для помощи пострадавшим регионам были организованы врачебно-питательные отряды и эвакуация. Советская Беларусь активно участвовала в оказании помощи, отправляя продовольствие и медицинские отряды в наиболее пострадавшие районы. В 1921 году началась эвакуация пострадавшего населения, особенно детей, из голодающих губерний Поволжья в более благоприятные регионы. В Беларуси приняли тысячи голодающих, многие из которых были истощены и больны. Белорусские крестьяне и горожане размещали у себя детей, организовывали детские дома для них. Советское правительство также получало помощь от международных организаций и других стран, что способствовало улучшению ситуации. Осенью 1922 года, с началом сбора нового урожая, ситуация в стране несколько улучшилась. Началась реэвакуация взрослых и детей, однако процесс был сложным из-за недостатка средств и организационных проблем. Многие дети не помнили своих родных и места происхождения, что усложняло их возвращение. Часть из жителей голодающих регионов остались в Беларуси.
Матвеев О.В., Рыбалкин А.Н.
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ, СИРИИ И ИРАНА В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЯЮЩЕГОСЯ МИРА
Аннотация
В статье исследуются многогранные отношения между Россией, Сирией и Ираном в контексте динамично изменяющегося мирового порядка. Анализируются ключевые стратегии, которые эти страны применяют для укрепления своего влияния в регионе Ближнего Востока, а также выявляются актуальные вызовы, с которыми они сталкиваются, включая внутренние конфликты, экономические санкции и международную политическую напряженность. Особое внимание уделяется возможностям для дальнейшего сотрудничества и укрепления межгосударственных отношениях в условиях глобальных изменений, таких как изменение климата, новые технологии и трансформация геополитических альянсов. Статья раскрывает важность этих отношений для обеспечения стабильности и безопасности в регионе, а также их влияние на международные отношения.
Данилович В.В., Солопова О.В.
ВОССОЕДИНЕНИЕ ЗАПАДНОБЕЛОРУССКИХ ЗЕМЕЛЬ С БССР В 1939 Г.: ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ И ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ. Часть I
Аннотация
Период с 1921 по 1939 гг., когда земли западнобелорусского края силой оружия были включены в состав польского государства, в современной историографии трактуется как трагедия национального разъединения белорусского народа. В БССР в этот период шел процесс национально-государственного строительства в составе СССР. А западно-белорусские земли оставались в положении аграрно-сырьевого региона польского государства, испытывая экономические трудности, сталкиваясь с национальным и конфессиональным гнетом. Поэтому воссоединение западно-белорусских земель и БССР было воспринято местным населением как акт исторической справедливости.
Представленная статья состоит из двух частей. Первая часть исследования посвящена анализу причин и предпосылок заключения германо-советского договора о ненападении 1939 года, его результатов и последствий. Подробно охарактеризованы геополитические условия, в которых было принято решение о подписании этого документа, дана его оценка с учетом международной политической практики того времени, а также рассмотрено значение этого документа для советского государства.
Вторая часть статьи посвящена анализу событий, связанных с освободительным походом Красной Армии в сентябре – октябре 1939 года, в результате которого стало возможным воссоединение западно-белорусских земель и БССР. Подробно проанализирован ход событий, предшествующих походу, его причины, предпосылки, этапы, процесс установления советской власти на возвращенных территориях, соответствующего административного, общественно-политического, социального устройства на западно-белорусских землях, а также значение произошедших событий для СССР и последующего развития белорусской государственности.
РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКСНОЕ ПОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
Барыльник С. Н., Шамионов Р. М.
СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ
Аннотация
Актуальность исследования обусловлена тем, что в процессе глобальных научно-технических изменений и информатизации происходит этнокультурная унификация, стандартизация образа жизни, поведения, что способствует динамике идентичностей, ведущей к утрате ощущения строгой упорядоченности мира, законов социального развития и неустойчивости социальной и личной идентичности. Цель: изучить структуру социальной идентичности у обучающихся медицинского ВУЗа. Гипотеза: социальная идентичность является целостным образованием, которое конструируется субъектом под влиянием необходимости выбора в изменяющемся социальном пространстве и представлена различными компонентами (национальная, сетевая и т.д.). Методы (инструменты): использована авторская методика по оценке компонентов социальной идентичности (С. Н. Барыльник, Р. М. Шамионов) для возможности выявления компонентов социальной идентичности и оценки их значимости для участников. Участники: N = 436, из них – 359 женщин и 77 мужчин, в возрасте от 17 до 27 лет, средний возраст составил 20,2±3,5 года, обучающихся ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России (Саратов). Результаты. Проведённый факторный анализ выявил шесть ключевых факторов, каждый из которых отражает важные аспекты жизни респондентов. Основные выводы: сегодня углубляется кризис идентичности молодежи и нацеленности на активные стратегии адаптации, значимыми компонентами в структуре социальной идентичности оказались профессиональная идентичность, групповая идентичность, региональная идентичность, профессиональная неопределенность и изменчивость, а также сетевая идентичность и национальная принадлежность. Практическая значимость: исследование различных форм идентичности является важным аспектом понимания и прогнозирования современных социальных процессов, с одной стороны, а, с другой стороны, основанием для разработки теоретического фундамента новых представлений о социальном развитии, учитывающих реальное социокультурное многообразие мира.
Баркова Э.В.
ЭКОЛОГИЯ ГУМАНИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ В СТРАТЕГИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ И БОРЬБЕ ЗА МИР
Аннотация
В контексте философии эко-антропологии обоснована недооцениваемая сегодня роль гуманитарной культуры, ее жизнесохраняющий философско-планетарный смысл, необходимый для сохранения природы Человека, Культуры Мира и экологизации пространства России и Земли. Одним из условий открытия перспектив бытия России является ее информационная безопасность и ревитализация борьбы за мир, в силу чего востребован субъект, способный к активному продвижению гуманистических идей и образов по каналам культуры и образования. Научное развитие концепции гуманитарной культуры раскрыто на основе не сциентистско-технократического или информационного детерминизма, а социально-гуманитарных технологий, великих традиций отечественной и мировой культуры. Для опережающего развития России предложено рассмотрение проекта экологии гуманитарной культуры в качестве направления востребованной гуманитарно-культурной революции, раздела экофилософии человека и бренда России.
Винокурова О.С., Пшихачева А.А.
СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ В РАЗВИТИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ
Аннотация
Студенческая международная мобильность как часть академической мобильности характеризуется высокой динамичностью. Динамика связана с экономическими и политическими факторами, а также с политикой образовательных учреждений и изменениями во взглядах обучающихся. Авторы обосновывают необходимость выделения трендов в развитии мобильности в связи с потенциальным влиянием академической международной мобильности на развитие страны и рассматривают преимущества и угрозы международной студенческой мобильности. В качестве основных трендов развития международной студенческой мобильности выделены и проанализированы: 1) общий рост показателей при значительном расхождении данных в зависимости от региона; 2) сохранение различий в доле международно-мобильных студентов в зависимости от региона; 3) появление новых направлений мобильности при сохранении лидерства традиционных стран-реципиентов; 4) зависимость контингента обучающихся от географического фактора; 5) различный уровень интернационализации; 6) распространение образовательных программ на английском языке; 7) развитие виртуальной мобильности. Сделан вывод о необходимости анализа трендов для разработки и корректировки политики, направленной на координирование студенческой мобильности в зависимости от целей участников образовательных отношений. Перспективность исследования связана с возможностью использования результатов в целях создания справедливой и инклюзивной глобальной системы образования.
Дёмин А.Н., Дёмина И.В., Попова Н.В.
ОТНОШЕНИЕ К СКОРОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ КАК ВОЗМОЖНЫЙ ИНДИКАТОР СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Аннотация
Статья посвящена актуальной, но малоизученной в психологии проблеме скорости социальных процессов. Проверяется предположение о том, что отношение к скорости может быть связано с адаптацией к социальным изменениям, поскольку не все люди в состоянии соответствовать новым социальным, экономическим, технологическим вызовам и ритмам, проявляющимся в процессах коммуникации и получения информации, занятости, принятия финансовых решений и удовлетворения потребностей. Выборка составила 748 человек, средний возраст 31 год (min – 20, max – 45), 48,13% мужчин. Использовался авторский опросник «Отношение к скорости социальных процессов», измеряющий осознание социального ускорения и неприятие социального ускорения, а также методики, измеряющие следующие показатели психологического благополучия (они же – критерии адаптации): восприятие барьеров карьерного развития (Д. Холланд); переживание вынужденности занятости (А. Н. Дёмин, Д. Ю. Пивкин); переживание ненадёжности будущего и настоящего (А. Н. Дёмин, И. А. Петрова); общая удовлетворённость жизнью (Е. И. Головаха, В. С. Магун). Для оценки адаптации к новым технологиям использовались шкалы, измеряющие отношение к дистанционным технологиям. При обработке данных применялся корреляционный анализ (ρ-Спирмена, точечно-бисериальный коэффициент корреляции). В эмпирическом исследовании установлены тесные связи (p <0,001) между осознанием социального ускорения, с одной стороны, материальным статусом семьи и возрастом опрошенных – с другой стороны. Осознание социального ускорения наиболее тесно связано с общей удовлетворенностью жизнью (p <0,001), а неприятие социального ускорения – с восприятием барьеров карьерного развития (p <0,001). Также установлены тесные связи между отношением к скорости и отношением к дистанционным технологиям (p <0,001). Предлагается использовать отношение к скорости в качестве одного из индикаторов адаптированности человека к социальным и технологическим изменениям.
Киреева О.В.
ЛИЧНОСТЬ В СИТУАЦИИ АТИПИЧНОЙ ЗАНЯТОСТИ: АНАЛИЗ С ПОЗИЦИЙ СУБЪЕКТНОГО ПОДХОДА
Аннотация
В статье рассмотрен феномен атипичной занятости с точки зрения субъектного подхода. Целью статьи становится описание психологических характеристик лиц в ситуации атипичных форм занятости. Под атипичной занятостью понимаем такую форму занятости, которая, по сравнению с традиционной работой, имеет иные (отличительные) характеристики (предполагает работу на краткосрочных, непостоянных негарантированных организацией условиях). В центре внимания нашего исследования неофициальная и дистанционная занятость как варианты атипичной занятости. Выделяются варианты сочетания форм занятости: офисная-официальная, дистанционная-официальная, офисная-неофициальная, дистанционная-неофициальная. В статье проводится сравнительный анализ атипичной и прекарной занятости. Подчеркивается значимость учета субъективных и объективных признаков прекарности в исследованиях атипичной занятости. Полученные результаты позволяют проводить эмпирические исследования личности как субъекта труда, ситуации типичной и атипичной занятости, а также разработку программ психологической поддержки лиц в ситуации прекарной занятости.
Костарев А.Ю., Валлиулина Р.Р.
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОЙ ЛАПТЫ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация
Вовлечение в регулярные занятия физической культурой учащихся старших классов общеобразовательных школ является проблемой, решение которой возможно путем внедрения в процесс обучения на уроках физической культуры новых форм двигательной активности интересных современным школьникам. Практика работы показывает, что занятия русской лаптой на уроках способствуют воспитанию у подростков интереса к активному движению, работе в команде, нацеливают их на регулярные домашние занятия для тренировки основных физически качеств, без которых невозможно добиться успеха в игре. В статье рассматриваются особенности преподавания русской лапты на уроках физической культуры в 10-11 классах общеобразовательной школы.
Костеева Д.Ю., Устюжанина М.В.
ИНТЕГРАЦИЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО И ИНЖЕНЕРНОГО ДИСКУРСА: ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (НА ПРИМЕРЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)
Аннотация
В образовательных практиках отмечается недостаточная интеграция различных дискурсивных жанров, что негативно сказывается на эффективности обучения и ограничивает развитие коммуникативных компетенций студентов в академической и профессиональной инженерной сферах. В данной статье рассматриваются вопросы интеграции академического и инженерного дискурсов в процесс преподавания технического иностранного языка (на примере английского) для студентов инженерных специальностей. Особое внимание уделяется ключевым характеристикам научно-технических текстов: знанию жанров, риторической компетенции, развитию критического мышления и соблюдению этических норм. Подробно анализируются специфические черты инженерного дискурса, включая употребление терминологии, аббревиатур, клишированных выражений формального стиля, а также когнитивные особенности, связанные с инженерной деятельностью. Основанная на трудах отечественных и зарубежных ученых, статья подчеркивает тесную взаимосвязь между академическим и инженерным дискурсами, формирующимися под влиянием дисциплинарных стандартов и профессиональных практик. В статье предложены практические стратегии для более эффективного внедрения этих дискурсов в образовательный процесс, включая анализ аутентичных текстов, создание глоссариев и организацию проектной работы, что способствует повышению уровня профессиональной коммуникации и академического роста студентов в инженерных областях.
Пеев И.П.
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ В СОВРЕМЕННОМ МНОГОПОЛЯРНОМ МИРЕ
Аннотация
Статья рассматривает глубочайшие изменения в мире за последние годы и их последствия для здоровья человечества – пандемия COVID-19, цифровизация, внедрение искусственного интеллекта, климатические изменения, миграция рабочей силы и другие факторы, которые не только изменили характер отношений между государствами, но и влияли на психосоматическое здоровье человечества. Статья также рассматривает новую эпоху, в которую вступает человечество. Многополярный мир стал реальностью! Время идет, все меняется, реалии меняются, и нужно под них подстраиваться, а этому может успешно помочь Позитивная Динамическая Психотерапия. Статья будет интересна и полезна многим участникам: психологам, психотерапевтам, педагогам, дипломатам, институтам и учреждениям образования и воспитания, всем, кто работает в области международных отношений и безопасности.
Пугачев И.Ю.
АВТОРСКИЙ СИНТЕТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП СЖАТИЯ ИНФОРМАЦИИ КАК МЕТОД-ИНСТРУМЕНТАРИЙ ВЫЯВЛЕНИЯ КВАНТОВО-СКРИНИНГОВОЙ ВАЛИДНОСТИ ПАРАМЕТРОВ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Аннотация
В статье отмечается, что процесс познания строится на следующих общих принципах: диалектики; историзма; практики; познаваемости; объективности; активности творческого отображения действительности; конкретности истины. Частные принципы дополняют процесс познания применительно к конкретной области науки. Теория, отражая действительность, трансформируется в метод путём обоснования вытекающих из неё принципов. Чтобы выполнять методологическую функцию, они должны быть преобразованы из объяснительных положений теории в ориентационно-деятельные, регулятивные методы. Краткий анализ литературы. Первая скрининговая программа ультразвукового исследования выявления квантовой валидности параметров была предложена и внедрена в практику в области акушерства в г. Мальмо (Швеция) в 1974 г. В нашей стране первое исследование ультразвукового скрининга было проведено в 1987 г. в Калуге доктором В. Д. Дуболазовым. Первый неонатальный скрининг в России в целом провели в 1993 г. Биометрические контенты масштабно реализуются в изысканиях по педагогике физической культуры в качестве «мерила» определения результативности инноваций методик, упражнений, контрольных комплексов. Достаточно сопоставить характер изданий в середине XX и начале XXI вв., чтобы заметить, как умножилось их насыщение гетерогенными математическими вариациями. Вместе с тем исследователи нередко объединяют трактовку «математико-статистического анализа» с «биометрическим», хотя применяют интерпретацию второго термина. Структура физического состояния человека – множественная совокупность элементов, в том числе мотонейронов головного мозга. Цель: формулировка проверенных на практике положений, способов, алгоритмов, методик для выявления наиболее информативных показателей (кластеров) для последующего их анализа в динамике диалектического развития явлений физической культуры. Гипотеза исследования: предполагалось, что представление концентрированной трактовки синтетического принципа сжатия информации как метода-инструментарий выявления квантово-скрининговой валидности параметров физического состояния человека позволит унифицировать алгоритм «просеивания» массива показателей. Использовались методы: логической обработки информации и синтеза информационных, статистических и научных источников; тестирование; пролонгированный педагогический эксперимент; биометрия. Организация исследования. В пролонгации 1995–2024 гг. привлекались разные категории специалистов: непосредственно обучающиеся как в политехнических, так и специализированных вузах; инженерно-технический состав; летный состав Воздушно-космических сил и морской авиации; сотрудники противовоздушной обороны; федеральной службы исполнения наказаний; военнослужащие подводного флота и надводных кораблей; сотрудники сил специальных операций и Главного разведывательного управления; разведчики Сухопутных войск; личный состав ракетных войск и артиллерии; боевые пловцы; высококлассные спортсмены – баскетболисты, мастера гребно-парусного многоборья, бойцы ММА; сотрудники старшего возраста. Результатами установлено, что эффективность направленности средств физической культуры, выявленной по данным одномерного анализа соответствует прогнозу улучшения 30–60 % по пяти кластерам распределения специалистов. Усиление поиска с применением двумерного и многомерных анализов повышает прогнозируемый результат еще на 10,5–23,2 %. Выводы и заключение. Выявлен рациональный алгоритма биометрического «сжатия» по схеме «одномерный и двухмерный анализы → группировка признаков → многомерные анализы», сформулирована сущность принципа и шесть методик-инструментариев.
Тельных Е.О., Шеховцова Е.А.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И ЦИВИЛИЗАЦИОННО-КУЛЬТУРНЫЕ РИСКИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ЦИФРОВЫХ ЭКОСИСТЕМАХ
Аннотация
Искусственный интеллект стал частью повседневной жизни человека и является неотъемлемым атрибутом цифровых экосистем. В целях сохранения собственного цивилизационного, а значит информационного суверенитета, в России разработана стратегия по построению информационного общества. В данной статье рассмотрены принципы работы современных нейросетей наиболее популярной в России цифровой экосистемы «Яндекс». Определены принципы работы поисковой системы, проведён анализ статистических данных по интеграции граждан РФ в цифровые экосистемы, выявлены основные потребности, которые решает потребитель в этих системах. Анализ принципов работы искусственного интеллекта показал его важную координирующую роль в функционировании цифровой экосистемы. Выявлены основные духовно-нравственные риски и риски цивилизационного характера: познавательные, мировозренческие, ценностные традиционно-духовные, воспитательные, поведенческие. Предложены пути преодоления данных рисков при активном использовании нейросетей. Одним из вопросов, требующих внимательного изучения, является воспитательный потенциал ИИ в ЦЭС.
Баженова Е.И., Ткачева И.А., Яковлева Л.В.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕСЕННОГО И ПОЭТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Статья посвящена обоснованию эффективности использованияпесенного и поэтического материала с целью развития иноязычных лексических навыков обучающихся уровня основного общего образования. Успешность процесса формирования и развития лексических навыков учеников обусловлена использованием на уроках английского языка песенного и поэтического материала, что позволит улучшить их знания, развить творческие способности, расширить кругозор и повысить мотивацию к изучению иностранного языка. Интеграция в учебный процесс стихов и песен на английском языке позволит улучшить фонетические, лексические и грамматические навыки обучающихся. Активное использование пения и декламации стихов, драматизации песен позволит повысить иноязычную мотивацию, интенсифицировать учебную деятельность, сформировать лексическую компетенцию.
Туфлейкина Н.А., Лопатин Е.А., Крючков В.В., Рабазанов С.И., Лаврентьева И.В.
ОПЫТ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Аннотация
Авторами изучено законодательство и ведомственные нормативно-правовые акты КНР, регламентирующее организацию и проведение патриотического воспитания. На основе анализа требований законодательства и публикаций научных исследований российских и китайских ученых, педагогов-практиков сформулированы принципы патриотического воспитания граждан, в т.ч. учащейся молодежи (целенаправленность и управляемость, масштабность, многоуровневость, скоординированность, преемственность, сочетание традиций и инноваций, единство обучения и воспитания) и дана его краткая характеристика. Государство строго контролирует систему воспитания. Мероприятия по формированию патриотизма охватывают все регионы страны и всех граждан страны, затрагивают все сферы их жизни: учеба, работа, досуг. Патриотическое воспитание осуществляется на всех уровнях: от детских садов до университетов, обеспечивается координация усилий государственных органов власти, государственных, общественных и частных организаций и учреждений, общин, семей. Патриотическое воспитание ориентирует как на традиционные китайские, в т.ч. конфуцианские ценности, так и на «модернизированные» социалистические ценности. Формирование патриотизма происходит не только в ходе собственно воспитательных мероприятий, но и входе обучения. Значимый для формирования патриотизма материал заложен в содержании исторических, этико-философских, социальных и политических, культурологические дисциплины, которые изучают школьники и студенты. Перечислены основные направления патриотического воспитания в КНР: 1) воспитание патриотизма в комплексе с пропагандой других «ключевых ценностей социализма» (традиционных духовно-нравственных ценностей китайского народа); 2) продвижение идей великого единения страны, сопротивления внешнему врагу, коллективизма, гуманности и справедливости, интернационализма, национальной гордости, китайской мечты и великого возрождения нации; 3) формирование уважительного отношения к государственным символам, государственным праздникам и памятным датам; обучение официальным церемониям, связанным с государственными символами; использование государственной символики в трудовой, учебной деятельности, быту; 4) активная работа по развитию у граждан правильных представлений об истории страны, противодействие фальсификации истории; 5) формирование гордости за подвиги национальных героев, в т.ч. павших героев; 6) формирование уважительного отношения к китайской культуре, языку. Авторы описали 13 форм патриотического воспитания в КНР, сформулировали рекомендации по совершенствованию системы патриотического воспитания в Российской Федерации с учетом опыта КНР.
Чернышева Е.В.
ПРОЯВЛЕНИЕ СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА В ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ
Аннотация
В статье анализируются закономерности проявления свойств темперамента у пользователей Интернет-среды. Целью исследования является поиск дополнений интерпретации динамических свойств индивидуальности особенностями их проявления в цифровой среде. В исследовании приняли участие 30 активных потребителей Интернета в возрасте от 18 до 26 лет. Для проведения исследования отобраны методики изучения свойств темперамента Г. Айзенка и В.М. Русалова, а также составлена анкета для изучения особенностей Интернет-активности респондентов. Около половины респондентов, по данным опросника Г. Айзенка, относят себя к типу темперамента сангвиника. Однако, по определению типа темперамента опросника В.М. Русалова, большая часть участников исследования относятся к неопределенному и смешанному типу. Эмпирически было установлено, что динамические свойства индивидуальности переносятся на Интернет-активность личности и связаны с особенностями пользовательской деятельности, среди которых наиболее значимы следующие: показатели скорости и коммуникативной эргичности связаны с желанием постоянно просматривать новостную ленту, показатели эмоциональности – с совершением покупок в Интернете и выбором общения в социальных сетях, в т.ч. «ВКонтакте», показатель экстраверсии – с желанием общаться, поиском необходимой информации, стремлением размещать сведения о себе, выкладывать фотографии, делиться собственными интересами. Полученные результаты могут быть использованы для уточнения интерпретации свойств темперамента расширением характеристик особенностей пользовательской активности в Интернет-коммуникации. Показатели контрольных шкал (шкал лжи) требуют дополнительного осмысления с проведением исследовательской работы для уточнения их истолкования у Интернет-пользователей.
Адольф В.А., Крупецких И.Р.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Аннотация
В статье проведен анализ влияния работы в условиях развития цифровой образовательной среды на развитие цифровой компетенции педагогов. Раскрыто понятие цифровой компетенции и очерчена структура понятия. На основании эмпирического исследования проведена оценка научно-теоретической, информационной, методической и дидактической компетентностей педагогов, входящих в структуру цифровой компетенции. Цель – выявление значимых различий в формировании цифровой компетенции педагогов при проведении педагогического эксперимента. Эмпирическим путем доказано, что цифровая образовательная среда формирует цифровую компетенцию педагога, развивает и расширяет ее. Выделены условия формирования цифровой компетенции педагога, к которым отнесены: а) организационно-методические, подразумевающие устойчивость межличностного взаимодействия, развитость информационно-образовательной среды, согласованность содержательных и процессуальных компонентов профессиональной деятельности педагогов цифровой среде, применение в обучении электронных ресурсов, обеспечивающих методическую поддержку коммуникативного взаимодействия между педагогом и учеником б) психолого-педагогические, определяющие уровень педагогических компетенций обучающих, уровень управленческих компетенций администрации образовательного учреждения; уровень мотивационной, операционной и поведенческой готовности обучающих; количество обучающих, инициирующих трансляцию своего накопленного педагогического опыта; высокий уровень прогрессивного педагогического потенциала цифровой образовательной среды и готовность персонала, участвующего в переподготовке педагогов к инновационной деятельности, в) социально-экономические условия, определяющие уровень материально-технической оснащенности образовательного учреждения, а также потребность в стремлении к ее постоянному совершенствованию в соответствии со спецификой концепции развития образования страны, региона, края, области, муниципалитета. Социально-экономические условия также могут быть определены количеством государственных и негосударственных предприятий, организаций, готовых к выстраиванию конструктивного сетевого взаимодействия в информационно-образовательной мегасреде.
РАЗДЕЛ III. ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТА ТРУДА И ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ
Губская С.А.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИОРИТЕТНОСТИ КОМПОНЕНТОВ ПРЕДМЕТНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАДЕЖНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА СИЛОВЫХ СТРУКТУР, ПРИМЕНИТЕЛЬНО К СПЕЦИАЛИСТУ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОВД РФ
Аннотация
В статье рассматривается концепция профессиональной надежности специалиста силовых структур, ее концептуально-теоретическая и предметно – содержательная модели. Отображены результаты исследования о приоритетности блоков предметно-содержательной модели профессиональной надежности специалистов в области информационной безопасности органов внутренних дел Российской Федерации. Выявлено, что наиболее важным является профессионально-аналитический блок модели. Обозначены самые значимые компоненты профессиональной надежности специалистов в области информационной безопасности Российской Федерации внутри профессионально-аналитического блока.
Губанчиков Б.Ф., Поляков А.С.
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЮНОШЕСКОЙ АПАТИИ У МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ И ЕЕ СВЯЗЬ С СЕМЕЙНОЙ КОММУНИКАЦИЕЙ
Аннотация
В статье проведён анализ различий между группами людей в юношеском возрасте с разным уровнем апатии и её взаимосвязью со стилем семейной коммуникации. Выявлены значимые взаимосвязи между шкалами апатии и семейной эмоциональной коммуникации. Обнаружено, что критика, элиминирование эмоций, внешнее благополучие и общий показатель теста «семейные эмоциональные коммуникации» растут вместе с уровнем апатии. Наибольшие различия между группами наблюдаются по шкалам критики, элиминирования эмоций, внешнего благополучия и семейного перфекционизма, что подтверждено статистическим критерием Манна-Уитни. Эти различия могут быть связаны с постоянной критикой, запретом на выражение эмоций, стремлением скрывать проблемы и высоким семейным перфекционизмом, вызывающим чувство неадекватности. Факторный анализ показал связь семейной обстановки с уровнем апатии в юношеском возрасте. У группы с высоким уровнем апатии выделены компоненты «Эмоциональная среда контроля и тревожности» и «Идеальный образ семьи и негативная критика», тогда как у группы со средним уровнем апатии – «Эмоциональное подавление и критика», «Создание идеального образа семьи» и «Негативная фиксация и внушение тревоги». Эти данные подчеркивают, что дисфункциональный стиль общения в семье способствует развитию апатии у детей, что может привести к снижению академической успеваемости, социальной изоляции и развитию депрессии или тревожности. Улучшение семейной коммуникации через открытое и эмоциональное общение, установление границ и правил, поддержку и признание достижений ребёнка может снизить уровень апатии и способствовать психологическому росту детей. Полученные результаты подтверждают гипотезу о связи между апатией и стилем семейной коммуникации, что требует дальнейших исследований для разработки рекомендаций для родителей.
Истомина Е.В.
ДИНАМИКА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА О ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОМ «Я» В ПРОШЛОМ, НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ
Аннотация
Цель исследования – выявление динамики представлений лиц с ограниченными возможностями здоровья о своем профессионально-трудовом будущем, являющихся одними из составляющих их профессионально-трудовой Я-концепции. Для исследования сформированы 4 исследовательские группы, состоящие из лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата разного возраста (62 – старшие подростки; 106 – студенты) и разного профессионального статуса (работающие – 75 и безработные – 64). Исследование осуществлялось с помощью метода поперечных срезов с использованием опросных методов и методики «Профессиональное Я-перспективное». Выявлено, что профессионально-личностное развитие лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата осуществляется с характерной задержкой и имеет специфические особенности. В старшем подростковом возрасте представления о своем профессионально-трудовом будущем многих обучающихся с НОДА характеризуются незрелостью, инфантильностью, неосознанностью и неадекватностью, что проявляется в их уверенности в уникальности своей личности и своего жизненного пути. Актуализация профессионального самоопределения приходится у большинства лиц с НОДА на период профессиональной подготовки, после сделанного профессионального выбора. Наблюдается увеличение различий между идеальным и реально возможным профессиональным Я, по сравнению с группой подростков. В зрелом возрасте представления о профессионально-трудовом будущем лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата взаимосвязаны с их профессиональным статусом. В условиях трудоустройства по полученной ранее специальности наблюдается последовательное увеличение показателей позитивного профессионального Я-перспективного, удовлетворенности сделанным профессиональным выбором, надежды на достижение профессионального успеха. При условии трудоустройства лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и нахождения ими подходящей работы актуализируется поиск своего профессионального призвания и снижается надежда на достижение чувства профессиональной самореализации. У большинства безработных лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата отмечается маргинализация профессиональных установок и профессиональных намерений. Результаты исследования могут быть использованы для разработки действенных программ психологического сопровождения профессионально-личностного развития лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Малахаева С. К.
ЛИЧНОСТНАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ И ПРОАКТИВНОЕ СОВЛАДАНИЕ У ПОЛУЧАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ РАЗЛИЧНОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ
Аннотация
В исследовании проверяются гипотезы: 1. о наличии статистически значимых различий в проявлениях личностной беспомощности у получателей социальных услуг различной этнической принадлежности: русские, эвенки, якуты; 2. о взаимосвязи между показателями личностной беспомощности и проактивным совладанием. Теоретически уточнены понятия выученная и личностная беспомощность, получатели социальных услуг, трудная жизненная ситуация в условиях, приближенных к Крайнему Северу. Для проверки гипотезы использованы методики «Тест на оптимизм» Л. М. Рудиной; методика «Локус контроля» Дж. Роттера; опросник «Шкала депрессии» Т. И. Балашовой; «Методика измерения уровня тревожности» Дж. Тейлора, адаптированная В. Г. Норакидзе; опросник «Самооценка личности» Г. Н. Казанцевой. Для выявления копинг-стратегий использован опросник «Проактивное совладающее поведение» Э. Грингласс, Р. Шварцер и С. Тауберт, адаптированный Е. С. Старченковой. С помощью дисперсионного анализа выявлены статистически значимые различия между проявлениями личностной беспомощности у русских, якутов и эвенков. Наиболее показательными являются различия в шкалах «коэффициент надежды», «персонализация плохого», «персонализация хорошего», «шкала тревоги», «экстернальности», «интернальности», «самооценки». С помощью корреляционного анализа r-Спирмена выявлена взаимосвязь между уровнем депрессии и проактивным совладанием.
Раицкая Л. К., Румянцева О. В.
МОДЕЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МЕТАКОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТОВ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ РЫНКА ТРУДА
Аннотация
В условиях неопределенности современного рынка труда, высокой скорости устаревания знаний, трансформации требований к молодому специалисту метакомпетенции становятся наиболее конкурентной сферой для соискателей рабочих мест. Для повышения качества высшего образования значимым аспектом является ориентация на запрос работодателей, которые выдвигают не только квалификационные требования к молодым специалистам, но и ожидают, что кандидат обладает развитыми soft skills. Появление понятия метакомпетенции связано с приближением системы образования к запросам рынка труда. Метакомпетенции достаточно широкое понятие, однако научные исследования подтверждают, что основу метакомпетенций составляют soft skills. Данное исследование ставит целью предъявление пятикомпонентной модели процесса развития метакомпетенций студентов в контексте требований рынка труда. Модель развития метакомпетенций была разработана на основе анализа научной психолого-педагогической литературы, образовательных стандартов и учебных программ вуза международной направленности. Основным стал метод педагогического моделирования. Модель развития метакомпетенций включает целевой блок, теоретико-методологический блок; блок педагогических условий; организационно-процессуальный блок, а также оценочно-результативный блок. Целевой блок отражает влияние социального заказа на формирование целеполагания в системе высшего образования. В теоретико-методологическом блоке анализируется содержание понятия метакомпетенция, а также основные методологические подходы, значимые для организации обучения, позволяющего развивать метакомпетенции. Примечательно, что в предлагаемой модели комплекс педагогических условий составляет отдельный блок. Такой акцент сделан, чтобы подчеркнуть важность создания необходимых и достаточных педагогических условий для эффективного развития метакомпетенций. Организационно-процессуальный блок представляет собой алгоритм, состоящий из десяти шагов и отражающий процесс развития метакомпетенций. Оценочно-результативный блок представляет собой оценку эффективности развития метакомпетенций студентов. Предложенная практико-ориентированная модель может быть использована при организации занятий, на которых развиваются метакомпетенции студентов, не только в вузах, но и в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Рязанцев А.И., Гребенникова И.Н.
ВАРИАНТЫ ДОЗИРОВАНИЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ У ШКОЛЬНИКОВ 15-16 ЛЕТ НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Аннотация
Проблема исследования связана с необходимостью решения вопросов оптимизации методики построения уроков физической культуры. Не секрет, что обучающиеся, приходящие на урок физической культуры, имеют абсолютно разный уровень соматического и психического здоровья, разный уровень адаптационных резервов организма и, конечно, обладают разной физической подготовленностью. Настоящая работа направлена на изыскание новых путей индивидуализации физической нагрузки на уроках в школе для создания благоприятных условий физического и духовного развития молодого поколения. Цель работы – изучение вариантов дозирования продолжительной физической нагрузки у мальчиков 15-16 лет.В процессе исследования были изучены кардиоваскулярные показатели 73 мальчиков в возрасте 15-16 лет, обучающихся в общеобразовательных учреждениях среднего образования. Также в процессе анализа полученных данных результаты исследования отдельных испытуемых были подвергнуты группированию: по соматотипам (астеники, нормостеники, гиперстеники), по типам центральной гемодинамики (гипокинетический тип, эукинетический тип, гиперкинетический тип) и по уровню локомоторной двигательной активности (высокий уровень, средний уровень, низкий уровень). Кардиоваскулярная реакция школьников на продолжительную физическую нагрузку продемонстрировала наличие разных стратегий адаптации в изученной популяции, что позволяет выделить несколько вариантов дозирования нагрузки. Первый вариант: учителям ФК рекомендуется дозировать нагрузку на основе данных о локомоторной двигательной активности школьников. Второй вариант (менее точный): учителя ФК могут дозировать нагрузку исходя из эффективности кровообращения школьников в состоянии относительного покоя. Третий вариант (наименее точный из предложенных): дозирование нагрузки исходя из соматотипов обучающихся. Вопросы дозирования нагрузки на уроках физической культуры остаются важной часть исследований в области индивидуального подхода к обучающимся. Результаты данного исследования открывают возможности для одновременного учета соматотипа, типа центральной гемодинамики и уровня локомоторной двигательной активности при дифференцировании нагрузки в рамках учебно-воспитательного процесса в средней школе.
Васильева А.А.
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ЦЕНТРОВ, РАБОТАЮЩИХ С ДЕТЬМИ
Аннотация
В статье представлено сравнительное исследование личностных характеристик педагогов-психологов, работающих в общеобразовательных учреждениях, и специализированных центров, оказывающих помощь детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ). Проанализированы различия в психологических особенностях, которые могут способствовать профессиональному выгоранию и влиять на эффективность выполнения профессиональных задач. Исследование выявляет ключевые факторы, влияющие на личностное развитие и профессиональную деятельность обеих групп специалистов. На основе полученных данных предложены рекомендации по улучшению профилактических мер против выгорания и повышению эффективности профессиональной деятельности.
Полякова О.Б., Бонкало Т.И., Ветвицкая Т.В.
СПЕЦИФИКА СТРЕСС-СОСТОЯНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ И МЕДИКОВ, ГОТОВЫХ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ – УЧАСТНИКОВ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ
Аннотация
Определение специфики стресс-состояния у 210 практических психологов и 210 медиков, готовых к психологической реабилитации инвалидов — участников боевых действий, осуществлялось при помощи опросников (идет ли стресс тебе на пользу Р. Уильямса, не стоит перебивать, не дослушав И.Л. Очина, справляетесь ли вы со стрессами А.В. Морозова), критерия корреляции К. Пирсона и описания связей по шкале Чеддока-Снедекора. Выявлены: средняя степень стресс-состояния (баланса труда и отдыха, владения методами саморегуляции, контроля рабочих и бытовых ситуаций, планирования рабочего времени, производственного эустресса, расслабленности / напряженности, самоконтроля профессионального стресса) и умения справляться со стрессовыми ситуациями (спать в сутки от семи до восьми часов, успевать обедать вовремя каждый день; ежедневного употребления крепкого чая и кофе, нахождения времени для отдыха, рациональности организации собственного времени, регулярности занятий спортом, регулярности посещений кинотеатров и театров, систематичности общения с друзьями и знакомыми, сохранения спокойствия во время конфликтов и ссор, спокойствия протекания жизни в семье, твердости убеждений, употребления сигарет и алкоголя); ниже среднего уровень симптоматики нервного срыва (беспокойства, взволнованности, восприятия драматически неудач, ошибок, сложностей и трудностей, выполнения нескольких дел одновременно, долгого переживания неприятностей, импульсивности, колебаний в ситуациях принятия решения, нервозности, нетерпения, неуравновешенности, обдумывания проблем в свободное время, обращения внимания на пустяки, поспешности, торопливости, трудности включения в разговор и обращения к окружающим за советом и помощью). Установлены: положительная заметная связь между стресс-состоянием и симптоматикой нервного срыва; отрицательная умеренная связь между умением справляться со стрессовыми ситуациями и стресс-состоянием, и симптоматикой нервного срыва.
Шульгина Е.С.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДЕЯТЕЛЬ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
Аннотация
В статье политический деятель рассмотрен в качестве объекта исследования в отечественной психологии труда. Обозначается, что новые вызовы времени, бесспорно, внесут коррективы в цели и методы психологии труда, но не поменяют роли и предназначения данной науки и практики – изучения особенностей формирования и функционирования современного человека в профессиональной среде. Рассмотрено, каким образом политический деятель предстает в исследовании психологии труда в нашем государстве. Выяснено, что данное направление изучается сравнительно недавно и до определённого момента ощущало на себе воздействие идеологического характера.