Леонтьев Я.В.
ГРИГОРИЙ ОРЕШКИН – РЕВОЛЮЦИОНЕР, ОФИЦЕР, КРАСНОГВАРДЕЕЦ, КОНСУЛЬТАНТ ФИЛЬМА «ШЕСТОЕ ИЮЛЯ»

Аннотация

Биография Григория Матвеевича Орешкина – видного левого социалиста-революционера, активного участника событий революции и Гражданской войны в Москве и на Украине, долгое время оставалась без внимания историков. В статье рассматриваются основные вехи его жизни и деятельности. Орешкин являлся одним из руководителей Красной гвардии в Москве и входил в штаб обороны партии во время событий 6-7 июля 1918 г. Также он стал первым начальником Московской революционной пулеметной школы, с создания которой берет начало Московское высшее общевойсковое командное училище, и комиссаром отряда, взявшим Харьков в январе 1919 г., а впоследствии был консультантом во время подготовки к съемкам кинофильма «Шестое июля».

Купцова И.В., Лившин А.Я., Соловьев К.А.
ПЕТР ПЕРВЫЙ В СИМВОЛИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

Аннотация

Проблематика статьи – персонализация символической политики государства, выраженная в фигуре Петра Первого. Роль и значение символической, и в более конкретизированном виде, исторической политики государства является предметом широкого обсуждения в тех отраслях гуманитарного знания, которые объединены изучением социальных и политических процессов в истории общества. Одним из инструментов символической политики является преобразование «героической личности» прошлого в символ современной политики, что предполагает сочетание двух базовых стратегий: «визуализации» и «мемологизации». Образ Петра Первого, как «исторического героя», так и «антигероя» подлежал изучению в рамках исследований по историографии и истории политических учений. Что же касается символической роли образа первого российского императора, то здесь еще необходимы исследования, объединяющие методы семантического и семиотического анализа с изучением трансформации ментальных структур общества. Задача данной статьи состоит в сопоставительном изучении нескольких периодов исторической политики российского государства, с выявлением в них: а) символической роли Петра Первого, б) способов и приемов, которыми эта роль выявлялась и в) стратегий, которые использовались для ее закрепления в сознании населения. Результатами статьи стало выделение трех вариантов использования символического образа Петра первого: для XVIII в. – это символ новой государственности и прямой образец для подражания; для начала ХХ в. – раздвоение семантики образа на противоположные составляющие «героя» и «антигероя»; для 1930-х гг. – символ поворота от политики «пролетарского интернационализма» к утверждению роли и значения советской государственности. Исследование показало, что стратегия утверждения символического образа Петра Первого менялась: от доминирования «мемологизации» на начальном этапе, к резкому усилению роли и значения «визуализации» в ХХ в. с появлением эффекта отождествления образа Петра I не только с государством, но и с народом.

Сапрынская Д.В.
ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ (УЙГУРЫ И ДУНГАНЕ) И ПРОБЛЕМА ИХ КАТЕГОРИЗАЦИИ В ПЕРИОД ДЕМАРКАЦИИ РУССКО-КИТАЙСКОЙ ГРАНИЦЫ (1851–1915 ГГ.)

Аннотация

В статье предпринята попытка рассмотреть подходы к определению положения иноконфессиональных и иноязычных общин в лице уйгуров и дунган в разных правовых системах – китайской и российской. Большая часть привлеченных материалов для составления статьи базировалась на русскоязычных источниках. Поэтому в качестве выводов использованы более общие подходы в рамках категоризации населения внутри китайского видения и более частные в рамках российского. Отдельно автор приводит общемусульманский подход, который был распространен наравне с российским и китайским для исследуемых сообществ.

Семкин С.А.
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ ПОЛЬША В КОНТЕКСТЕ КРИЗИСА ОДНОПОЛЯРНОСТИ

Аннотация

Польша на текущий момент один из самых непримиримых антагонистов Российской Федерации и русского мира в целом, но как страна пришла к такой агрессивной русофобской внешней политике? В данной статье автор ретроспективно проанализирует основные этапы установления внешнеполитического курса, а также проведет параллели между взаимосвязью внутренней политики и нараставшим на протяжении долгих лет напряжением между Москвой и Варшавой.

Ван Цзюньци, Куликов А.М.
СРАВНЕНИЕ ТЕОРИИ ИИЙЖИИ (以夷制夷)(КОНТРОЛЯ И БОРЬБЫ С ВАРВАРАМИ ПОСРЕДСТВОМ ВАРВАРОВ) И ТЕОРИИ БАЛАНСА СИЛ

Аннотация

Во второй половине XIX века европейские державы ускорили свою экспансию в Китае и Национальным интересам Китая был нанесен огромный ущерб. В этом затруднительном положении правители Китая использовали идею «ийижии» и осторожно и мудро защищали свой номинальный суверенитет и национальную целостность. В это же время в Европе активно развивалась теория «баланса сил». Предметом статьи являются политика «ийижии», реализуемая цинским правительством Китая, политика баланса сил, реализуемая европейскими державами, а также сравнение двух политик. Объектом статьи является определение и концептуальная разработка политики «ийижии» и политики баланса сил. В частности, подчеркивается, как политика «ийижии» постепенно трансформировалась из консенсуса интеллектуалов в основную дипломатическую стратегию цинского правительства во второй половине XIX века. При сравнении двух политик в статье анализируются сходства и различия между политикой «ийижии» и политикой баланса сил, а также описываются и оцениваются эффекты реализации двух политик. В статье приводится большое количество оригинальных письменных материалов, созданных китайскими учеными и чиновниками династии Цин во второй половине XIX века, а затем анализируются методом сравнительной политологии. Теория «ийижии» и теория «баланса сил» имеют глубокие исторические корни в своих регионах. Сравнение этих двух теорий представляет собой сравнение мудрости Востока и мудрости Запада, которое помогает понять текущую внешнюю политику Китая. В настоящее время в отечественной литературе отсутствуют соответствующие результаты исследований процесса формирования политики «ийижии», проводившейся цинским правительством в Китае во второй половине XIX века. Кроме того, в данной статье также новизной является сравнение политики «ийижии» и политики баланса сил. В статье делается вывод о том, что, хотя обе политики преследуют одну и ту же цель в поиске сбалансированного распределения власти, из-за огромного разрыва в национальном менталитете результаты реализации двух политик совершенно разные. Кроме того, политика баланса сил получила относительно широкое международное признание и практику, в то время как политика «ийижии» является лишь внешней политикой, реализуемой только правительством Цин.

Колесникова М.А., Агуреев С.А., Болтаевский А.А.
ЗНАЧЕНИЕ НАСЛЕДИЯ П.А. ФЛОРЕНСКОГО ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Цель статьи – восстановить видение работ П.А Флоренского с точки зрения вопросов исторического образования и основ исторической деятельности. Статья подготовлена сообразно с ценностями идей мыслителя и их актуальностью для современного образования. Раскрыты направления генеалогической мысли Павла Александровича, основные взгляды на актуальные вопросы современности и возможные пути их решения. Отмечая значимость генеалогических исследований, мыслитель указывает на подготовку платформы для подрастающего поколения и важность понимания ими значимости исторических исследований.

Андреев Д.А., Пахомов Д.В.
ГАЗЕТА THE NEW YORK TIMES ОБ ИМПЕРАТОРЕ НИКОЛАЕ II И ЕГО ПОЛИТИЧЕСКОМ КУРСЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1895 г.

Аннотация

Образ верховной власти в первое время после восшествия на престол Николая II оставался невнятным. В России молодого императора до его первого публичного выступления 17 января 1895 г. в Зимнем дворце в значительном сегменте общества считали политическим антиподом Александра III. Но если после этой речи политическая позиция царя для его подданных прояснилась, то в западном общественном мнении инерция восприятия Николая II как продолжателя дела Великих реформ сохранялась еще несколько месяцев. Освещение сведений о Николае II в одной из ведущих американских газет The New York Times – яркий тому пример. Газета на протяжении еще нескольких месяцев продолжала придерживаться мнения, что Николай II станет проводить либеральную политику, а во внешней политике будет ориентироваться на Британию. Если газета довольно оперативно отмечала несостоявшийся разворот в сторону Лондона, то мнение о приверженности Николая II либеральным ценностям сохранялось в материалах издания на протяжении еще нескольких месяцев.

Хуснутдинова Р.Р., Хазратова Ф.В.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ БУЛЛИНГА В ШКОЛЕ

Аннотация

Буллинг со стороны сверстников относится к значительным негативным переживаниям в жизни детей, воздействуя на специфику их дальнейшего развития и функционирования в обществе среди уже взрослых. Понятие «буллинга» появился впервые при изучении коллектива взрослого населения, исходя из этого можно сказать, что травля может появляться в любом закрытом сообществе, но среди подростков буллинг более ярче проявляется. Проблемой буллинга занимались Р.Т. Алимбаева, Г.М. Андреева, Р. Берковец, Р. Бэрон, Л.С. Выготский, Е.П. Ильин, Л.М. Каржубаева, Ж.А. Карманова, М.А. Кусаинова, К. Лоренс, Р.А. Назмутдинова, Г.Н. Попов, Д. Ричардсон, Т.Г. Румянцева, И.С. Сергеева, Л.Д. Столяренко, А.Б. Тулебаева, З. Фрейд, И.А. Фурманов, М.Ю. Чудаков, Н.В. Шевелёв, Д.Б. Эльконин. В исследовании нами использованы такие методики «Круги» Н.Е. Щурковой, методика Д. Олвеуса «Буллинг», методика «Наш класс» («Буллинг-структура») Норкиной Е.Г. Рассмотрение понятия «буллинга», причин проявления среди подростков, также профилактической деятельности по предупреждению буллинга является важным исследованием. В нашем исследовании доказано, что использование комплексов мероприятий профилактики и предупреждения буллинга даёт положительные результаты.

Каримова К.С.
ИНТЕГРАЦИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ: ЭФФЕКТИВНЫЕ ПОДХОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Аннотация

В данном исследовании изучается трансформационный потенциал цифровых технологий в обучении иностранным языкам. Используя комплексный методологический подход, сочетающий количественные и качественные данные, мы изучили влияние цифровых инструментов на уровень владения языком, вовлеченность и самостоятельность учащихся. Выборка состояла из 150 участников, разделенных поровну на цифровую и контрольную группы, что обеспечило сбалансированный сравнительный анализ. Количественные методы включали стандартизированные тесты и опросы, обеспечивающие объективные показатели уровня владения языком и вовлеченности. Качественные данные были получены в ходе полуструктурированных интервью и наблюдений за классом, что позволило более тонко проанализировать эмпирические аспекты цифрового обучения. Результаты показали значительное улучшение средних тестовых баллов в группе цифрового обучения: они выросли до 85 баллов по сравнению с 70 баллами в контрольной группе. Этот когнитивный рост объясняется интерактивными и адаптивными функциями цифровых платформ, которые способствуют более глубокой когнитивной вовлеченности и запоминанию лингвистических конструкций. Качественные результаты свидетельствуют о повышении самостоятельности и мотивации учащихся, а также о том, что цифровые инструменты способствуют персонализации учебного процесса. Однако были выявлены такие проблемы, как цифровой разрыв и технические вопросы, что подчеркивает необходимость равного доступа к технологиям и надежной технической поддержки. Интеграция цифровых технологий в языковое образование дает значительные когнитивные и мотивационные преимущества. Тем не менее, решение социально-экономического неравенства и технических проблем имеет решающее значение для максимального использования потенциала цифрового обучения. Исследование подчеркивает важность продолжения исследований для изучения долгосрочных результатов и разработки стратегий для обеспечения инклюзивного и эффективного цифрового образования. Эти результаты дают ценное представление о сложностях интеграции цифровых технологий в процесс изучения языков, подчеркивая необходимость инноваций и равного доступа.

Ганпанцурова О.Б., Гречухина А.А.
НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КРОСС-ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация

Статья посвящена вопросу определения наставничества как важнейшего фактора в процессе формирования кросс-функциональных цифровых компетенций личности, а также определению дефиниции «кросс-функциональные цифровые компетенции» и основных принципов наставничества. Во введении отмечается актуальность и проблематики теоретического исследования, заключающаяся во влиянии искусственного интеллекта и глобальной цифровизации всех сфер жизнедеятельности человека на формирование личностно-профессиональных особенностей, и на появление абсолютно новых вызовов для профессиональной педагогики и психологии наставничества. В основном содержании статьи приведен теоретический анализ современных представлений о наставничестве в системе смешанного обучения как одного из факторов формирования кросс-функциональных компетенций личности. Целью теоретического анализа, осуществленного в данном исследовании выступила попытка построения уровневого подхода к практике формирования кросс-функциональных цифровых компетенций специалистов различных профессиональных направлений, а также формулировка базовых педагогических принципов, и принципов наставничества в системе смешанного обучения. В заключении отмечено, что кросс-функциональные цифровые компетенции – это «новая этика и культура», каскадно формирующаяся система ценностей, установок, норм и правил поведения в современных реалиях, которую поддерживает, транслирует и помогает интериоризировать профессионалу институт наставничества.

Пеев И.П.
СИНДРОМ САЛЬЕРИ И РОЛЬ ПСИХОТЕРАПИИ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ АГРЕССИИ В АДРЕС СОВРЕМЕННЫХ ОБЪЕКТОВ ЗАВИСТИ

Аннотация

Синдром Сальери – это понятие в психологии, предполагающее возникновение чувства зависти на почве профессиональной ревности, дискредитация чужого успеха и патологическая агрессия в адрес объектов зависти. Статья рассматривает происхождение, сущность, причины и содержание Синдрома Сальери, его современное проявление и значение. В статье раскрыта роль психотерапии в предупреждении патологической агрессии в адрес объектов зависти.

Перевозкина Ю.М., Елистратова Д.Э.
ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация

В статье рассматриваются факторы формирования цифровых компетенций студентов психологического направления в условиях смешанного обучения. Отмечается, что по мере развития цифровых технологий и ресурсов расширяются и возможности образовательного процесса. Обучение онлайн предполагает наличие у студента необходимых компетенций, а именно умение ориентироваться в интернет-пространстве, поиск, анализ и критическая оценка информации, имеющейся в открытом доступе. С целью выявления факторов, обуславливающих формирование цифровых компетенций у студентов психолого-педагогического направления, было проведено эмпирическое исследование, которое включало тестирование ценностно-мотивационных параметров и трех вопросов, направленных на выявление субъективной оценки студентами своих возможностей и способностей в онлайн-среде. Проводился сравнительный анализ параметров ценностно-мотивационных параметров в зависимости от ответов на вопросы по критерию MANOVA, результаты которого показали, что студенты различаются между собой в зависимости от курса (проходили и не проходили обучение в дистанционном режиме в период пандемии COVID-19 в вузе) и субъективной оценки своих возможностей и способностей в онлайн-среде (p≤0,05). В заключении делается вывод о том, что включение студентов в образовательный процесс совместно с их оценкой собственной компетенции в цифровой образовательной среде обуславливают выраженность мотивационно-ценностных параметров, которые могут выступать в качестве факторов формирования цифровых компетенций студентов.

Гурылёва Л.В., Семенова И.А., Силакова М.М., Фёдоров А.И.
ИЗ ОПЫТА ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПРОХОДЯЩИХ МЕДИЦИНСКУЮ РЕАБИЛИТАЦИЮ ПОСЛЕ УЧАСТИЯ В СВО

Аннотация

В статье приводятся результаты экспериментального исследования особенностей психоэмоционального состояния участников СВО, находящихся на этапе реабилитации в медицинском центре. Предлагается сравнительный анализ эмпирических параметров психоэмоционального состояния участников СВО и студентов призывного возраста педагогического вуза. Исследование проводилось с выделением таких показателей, как копинг-стратегии, жизнестойкость, временная перспектива, как основных факторов, оказывающих влияние на адаптацию к мирной жизни, у участников военных действий. Анализ результатов показал, что наибольшие различия между участниками специальной военной операции и студентами призывного возраста наблюдаются в отношении используемых копинг-стратегий и особенностей временной перспективы. Наиболее выраженными механизмами совладающего поведения у участников специальной военной операции являются «ассертивные действия». К наименее выраженным копинг-стратегиям относятся «манипулятивные действия» и «жестокость и цинизм». В этой группе испытуемых так же выявлены относительно невысокие показатели по шкале «вовлеченность» и близкие к низким показателям по шкалам «вступление в социальный контакт», «поиск социальной поддержки». Для военнослужащих, участвующих в специальной военной операции характерны значительные нарушения в степени связаности временных зон, что негативным образом влияет на понимание протяженности своей жизни, целостности себя во времени. Представленные данные могут быть полезны при организации психологического сопровождения (реадаптации) военнослужащих в учреждениях медико-социально-психологической направленности, а также при выстраивании воспитательной деятельности в образовательных организациях.

Суботялова С.М., Суботялов М.А.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА ПЕРФЕКЦИОНИЗМА

Аннотация

Статья посвящена исследованию взаимосвязи типа перфекционизма (нормального и патологического) сотрудников с уровнем выраженности их профессионального выгорания. В качестве методов исследования были использованы «Опросник выгорания Маслач» (Maslach Burnout Inventory, MBI), в российской адаптации, предложенной авторами Н. Е. Водопьяновой, Е. С. Старченковой (2001); Е. И. Лозинской (2007)) и «Дифференциальный тест перфекционизма» А.А. Золотаревой (2013). По результатам проведенного исследования была установлена связь между уровнем эмоционального выгорания исследуемых сотрудников и преобладающей направленностью их перфекционизма. Сотрудники, в личности которых преобладает нормальный перфекционизм, характеризуются меньшей подверженностью эмоциональному выгоранию в профессиональной сфере, а также более адекватной оценкой своих достижений. Сотрудники, у которых превалирует патологический перфекционизм, в большей степени подвержены выгоранию, а также имеют тенденцию к занижению своих достижений. Данное исследование вносит вклад в изучение профессионального выгорания, расширяя, таким образом, эмпирическое изучение феномена, и дает базу для дальнейших исследований.

Евтушенко А.А., Силантьев В.В., Приходов Д.С., Уланов В.Н.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЫСОКОИНТЕНСИВНЫХ ИНТЕРВАЛЬНЫХ ТРЕНИРОВОК В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

Аннотация

Актуальность исследования связана с необходимостью повышения уровня физической подготовленности сотрудников полиции, необходимого для успешного решения профессиональных задач. Анализ научной литературы определил цель исследования – поиск возможности существенного повышения уровня общей физической подготовленности лиц, принятых на службу в органы внутренних дел и проходящих профессиональную подготовку, средствами и методами высокоинтенсивных интервальных тренировок (ВИИТ). Участники исследования (n = 36) обучались по программе профессиональной подготовки в течение 16 недель. Часть обучающихся – группа А (n = 18) занималась по стандартной программе обучения, другая часть – группа Б (n = 18) использовала в процессе обучения по физической подготовке специально разработанную программу ВИИТ. Результаты тестовых испытаний по физической подготовке показали, что группа Б продемонстрировала достоверно (p ≤ 0,05) более высокий уровень развития скоростно-силовых и силовых способностей в конце программы обучения. Представленная авторами методика применения ВИИТ может быть рекомендована к использованию в практике физической подготовки лиц, обучающихся в образовательных организациях МВД России или иных «силовых» ведомств, для значимого повышения уровня физической подготовленности обучающихся.

Коляда М.Г., Бугаева Т.И., Шатохин Е.Ю.
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ОНТОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Аннотация

Одним из концептуальных инструментов, направленных на дальнейшую интеллектуализацию системы усовершенствования процесса развития профессиональных качеств преподавателя, с учетом продуктивного взаимодействия его как исследователя с компьютером, стало использование онтологий. Компьютерные онтологии дают возможность создавать новые модели знаний и анализировать их с помощью интеллектуальных систем, осуществлять «умный поиск», выполнять операции логического вывода и многое другое. В системах таких онтологий можно создавать запросы, выполняя которые, можно получать обоснованные ответы на интересующие вопросы. В статье объясняется структурная схема организации компьютерной онтологии предметной области с позиции прогнозной деятельности преподавателя. Приведены примеры формирования базы знаний компьютерной онтологии через текстовые, звуковые, графические и мультимедиа механизмы их представления в виде концептуализаций и формализаций дидактических объектов. Приведена последовательность шагов, которые лежат в основе создания онтологий, а также примеры глобальных онтологических систем и образцов решения локальных задач, относящихся к сфере образования и педагогики. Компьютерные онтологии могут стать эффективным средством в профессиональной деятельности преподавателя, направленной на развитие у них прогностических компетентностей по систематизации знаний в конкретной предметной области, и получении обоснованных ответов на злободневные вопросы дидактической реальности, а также получении аргументированных рекомендаций в принятии взвешенных педагогических решений.

Курашова О.А., Пастухова Н.В.
ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ НА ДИСТАНТЕ: ПАНАЦЕЯ ИЛИ ЛОВУШКА

Аннотация

В данном исследовании рассматривается сложная система персонализированного обучения в рамках дистанционного образования с акцентом как на его эмпирическую эффективность, так и на возникающие при этом сложности. Благодаря смешанному методу, объединяющему количественный анализ успеваемости с качественным анализом опыта студентов и преподавателей, исследование предлагает всестороннюю оценку влияния персонализированного обучения. Количественные данные свидетельствуют о значительном улучшении результатов обучения студентов, о чем говорят повышенные академические баллы, увеличение количества пройденных курсов и более высокий уровень удовлетворенности. Однако качественные данные свидетельствуют об основных проблемах, особенно в области саморегуляции и совместной работы, когда автономия, предоставляемая персонализированным обучением, может привести к трудностям в поддержании дисциплины и работе в команде. В исследовании подчеркивается наличие в данной модели парадокса: хотя персонализированное обучение эффективно удовлетворяет индивидуальные потребности, оно может одновременно подорвать развитие важнейших социальных и когнитивных навыков. Выводы подчеркивают необходимость сбалансированного педагогического подхода, объединяющего персонализированное обучение с возможностями для коллективного обучения, чтобы способствовать не только немедленному академическому успеху, но и целостному развитию учащихся. Данное исследование вносит вклад в продолжающуюся дискуссию о персонализированном обучении, выступая за стратегии, которые гармонично сочетают персонализацию с развитием критического мышления, сотрудничества и саморегуляции, обеспечивая тем самым подготовку учащихся к решению многогранных задач их образовательного и профессионального будущего.

Моисеев В.В., Игнатов М.А., Колесникова Ю.С.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА СТАРШИХ ВОЗРАСТОВ В ЭКОНОМИКЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Аннотация

Реализованная в России пенсионная реформа, добавившая ко дню выхода на пенсию пять лет, существенно обострила проблемы, связанные с трудоустройством людей пенсионного возраста. Практика показала, что наступление пенсионного и предпенсионного возраста в современной России добавляет работающему старшему поколению новых проблем, вызванных существенными изменениями в образе жизни и новыми взглядами на трудовую деятельность человека, в том числе по эффективному использованию его человеческого капитала в российской экономике в период сложной геополитической обстановки. В статье предлагаются научно обоснованные рекомендации по наращиванию человеческого капитала за счет работающего старшего поколения с учетом региональных и иных особенностей. В современных условиях человеческий капитал может сыграть важную роль в решении многих проблем в период военного конфликта между Россией и Украиной, особенно в повышении военно-промышленного потенциала нашего государства. Однако анализ практики использования человеческого капитала старших возрастов в экономике современной России позволяет авторам сделать вывод о том, что руководство страны, правящий класс и работодатели недостаточно четко понимают важность этой проблемы в современной геополитической ситуации. В условиях дефицита рабочей силы опытные кадры инженеров, технологов, управленцев могут существенно усилить российские промышленные и другие предприятия.

Половникова Л.Б.
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В РЕШЕНИИ УЧЕБНО–ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ
ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Аннотация

В современных условиях трансформации высшего образования ни одна область научного знания не обходится без системных представлений. При таком подходе не является исключением и методика обучения физики. В статье предлагается метод решения физических задач исследовательского типа, в которых «ничего не дано» на основе диалектического подхода, позволяющего рассмотреть решение физической задачи как иллюстрацию гносеологической цепочки познания. Такой подход позволяет решить развивающую функцию обучения у обучающихся технического вуза. Кроме того, выступает основой формирования общеучебных компетенций студентов, готовит к исследовательской научной деятельности будущего инженера, т.к. позволяет формировать умения анализировать, моделировать, сравнивать, делать выводы. В статье представлены цель, методы и результаты педагогического исследования по апробации метода в условиях преподавания физики вузе. В материале исследования мы рассматриваем примеры решения задач из важных разделов физики «Механика», «Основы термодинамики». По предлагаемой методике прошли обучение студенты направлений: «Электроэнергетика и электротехника»,«Сервис транспортно-технологических машин и оборудования», абитуриенты подготовительных кусов в рамках, действующих в Тюменском индустриальном университете профориентационных проектов: Школа абитуриента; Профильные и индустриальные классы. Эффективность использования подхода в решении физической задачи как дедуктивно выстроенной последовательности рассуждений от фундаментального ядра физической теории к теоретическому следствию доказывают результаты проведенного педагогического исследования. Авторские учебно-методические пособия в течении ряда лет используются на практических занятиях по физике в Тюменском индустриальном университете. В будущей производственной деятельности инженеру предстоит решать конструкторские, исследовательские задачи, а общеучебные компетенции в решении физических задач формирует надежную основу этой деятельности.

Позднякова А.А., Кузнецова Г.В.
ЯЗЫК И ВОЗРАСТ: ПРЕПОДАВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы, связанные с влиянием возрастных особенностей студентов на процесс усвоения ими иностранного (русского) языка в период обучения в российском университете. Проводится анализ научных исследований, которые позволяют понять, как возрастные особенности студентов могут влиять на процесс овладения иностранным языком. Особое внимание уделяется работам, посвященным анализу функций мышления, памяти и внимания, так как эти психические процессы являются важными компонентами при изучении иностранного языка. Рассматривается вопрос о том, каким образом возрастные особенности студентов могут быть учтены в процессе обучения русскому языку как иностранному; для этого исследуются методы и подходы к обучению, которые могут быть эффективны при работе со студентами разных возрастных групп. Целью данного исследования является анализ особенностей обучения иностранным языкам с учетом возраста и исследование психологических и педагогических аспектов работы с различными возрастными группами для выявления эффективных методов преподавания иностранных языков. Задачи исследования включают в себя анализ существующих подходов к преподаванию иностранных языков в разновозрастных группах; определение оптимальных стратегий обучения для различных возрастов; изучение влияния возрастных характеристик обучающихся на процесс усвоения иностранного языка. Решение поставленных задач позволяет сформировать «лингводидактический профиль» возрастной группы иностранных студентов, изучающих русский язык, чтобы выработать некий общий взгляд на каждую возрастную группу и определить оптимальные формы и методы работы с ней.

Архангельская Н.В.
ДОВЕРИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ДЕЛОВОЙ СРЕДЕ

Аннотация

В статье выполнен обзор современных представлений о психологических аспектах установления и развития доверительных контактов в бизнес-среде.Делается вывод, что имеется существенное отличие между отечественным и западным подходами в выработке определений доверия. В отечественном подходе доверие рассматривается как более инициативная концепция, основанная на вере, предположительно, добрых намерениях, отсутствии обращения к рискам, направленная на положительный, оптимистичный сценарий развития событий. Выделена гибридная форма доверия, включающая институциональный и личностный виды доверия при получении ряда услуг (медицинских, транспортных, образовательных, юридических). При гибридной форме доверие транслируется организациям, государственным институтам, а, в связи с тем, что взаимодействие доверяющей стороны происходит с конкретным представителем организации, то осуществляется трансляция с институциональной формы на межличностную. Указывается, что происходит снижение доверия в предпринимательской среде, что обусловлено различными причинами – в их числе цифровизация деятельностного пространства. Делается вывод, что в современной деловой среде приходится проявлять вынужденную сдержанность при предоставлении кредита доверия и осторожность, без опасения обидеть недоверием вторую сторону.Отмечается, что для формирования и укрепления доверия между бизнес-партнерами необходимо сохранять постоянный контроль, чтобы избежать соблазна совершить мошеннические действия.

Пугачев И.Ю.
СКРИНИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И КВАНТОВЫХ МУЛЬТИЭЛЕМЕНТОВ ДВИГАТЕЛЬНОЙ МОТОРИКИ ИНЖЕНЕРНОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Аннотация

В статье отмечается, что высокие IT-технологии напрямую связаны с инженерией, поскольку компьютерный инжиниринг – это дисциплина, которая объединяет информатику и электронную инженерию. В России инженерное высшее образование или образование в области информационных технологий получает каждый третий студент вуза. На начало 2023/2024 учебного года общее число таких студентов превысило 1,3 млн. человек. Но «инженерный компонент», как понятие, трансформировался за рамки «специальности», и составляет смежный элемент сотен млн. ресурсов. В последние годы квантовая физика вышла за пределы лабораторий и стала осваиваться бизнесом и индустрией. Краткий анализ литературы. До распада СССР в Военном институте физической культуры инженерные разработки первоначально реализовывались в Военно-воздушных силах на базе Воронежского авиационного инженерного вуза. Так, М. М. Гамбургом в 1987 г. реализована диссертация на тему «Поэтапное построение физической подготовки курсантов авиационно-инженерного училища Военно-Воздушных Сил». В дальнейшем тему развили А. А. Юрченко (2000) и А. Л. Юрченко (2002). В. А. Липчанским (1992) разработана технология организации процесса физической подготовки инженеров-конструкторов. Цель: пролонгированное изучение содержания и структуры физического состояния и квантовых мультиэлементов двигательной моторики человеческого капитала на репрезентативной выборке инженерного контингента. Гипотеза исследования: предполагалось, что выявление наиболее устойчивых связей и свойств квантовых мультиэлементов двигательной моторики физического состояния инженерных специалистов позволит унифицировать целевую установку требований к процессу их кондиционной подготовки. Методологическим фундаментом исследований являлись концепты и теории: человеческого капитала (Т. Шульц, Г. Беккер, Э. Денисон, Р. Солоу, Дж. Кендрик, С. Кузнец, С. Фабрикант, И. Фишер, Р. Лукас); рефлекторная теория И. М. Сеченова; учение о высшей нервной деятельности (И. М. Сеченов, И. П. Павлов, П. К. Анохин); гипотеза о квантах (М. Планк); учение о ноосфере (В. И. Вернадский); теория квантового инженера (К. Лахманский). Основными методами научного изыскания представились: логической обработки и сжатия информации; тестирование; пролонгированный синтетический эксперимент; биометрия; моделирование; прогнозирование. Организация исследования. В пролонгации 1995–2024 гг. задействованы базы 20 инженерных частей, вузов видов и родов Вооруженных сил, Санкт-Петербургский университет промышленных технологий и дизайна, Тамбовский технический университет и АО «ЗАВКОМ» (завод «Комсомолец» имени Н. С. Артемова). Репрезентативность выборки составила 2770 чел. мужского пола возраста 34,82±1,6 лет. Редакции представлены акты реализации. Результатами на примере специалистов управления воздушным движением установлены пороги перекрёстной адаптации и сенсибилизации оптимальности, в том числе: скорость переработки мыслительной информации – среднее время одной реакции – от 1620 до 1700 мс; сложная сенсомоторная реакция – среднее латентное время – от 555 до 585 мс; среднее моторное время – от 250 до 275 мс; количество ошибок – не более двух. Предполагается тенденция трансформации дефиниции «инженер» в понятие «инженерия» на новой ступени иерархического толкования, по аналогии с терминами «форма», «прогресс». В отношении структурного образования, в отличие от физики и химического состава (конкретным зарядом атомного ядра и свойствами элементов), квантовая субстанция физического состояния инженера неоднородна, но проявляется меньшей вариативностью психофизиологических ошибок в тестах; превалированием (≈60%) вариативности респираторной системы; концентрацией ведущих мультиэлементов в кластерах «аэробной биоэнергетики», «кардиоваскулярной выносливости» с перераспределением в компоненты мембран клеток молекул триглицерида и эфиров холестерина в сторону лучших по продуктивности специалистов не в ущерб регрессии накопления внешнего (подкожного) жира и эффективности функций внешнего дыхания.

Теплова О.А., Николаева Е.И.
ВЛИЯНИЕ ДВУЯЗЫЧИЯ НА КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ У ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

Аннотация

Изучение влияния двуязычия на когнитивные функции и когнитивный резерв (КР) пожилых людей является одной из актуальных тем современной психологии. Актуальность темы обусловлена как увеличением доли пожилых людей в популяции, так и потребностью сохранения у них эффективных когнитивных процессов. В обзоре приводятся исследования, которые свидетельствуют о положительном влиянии двуязычия на когнитивные функции у пожилых людей. Согласно исследуемым литературным источникам, двуязычие предполагает владение двумя или более языками, что требует от мозга постоянной практики переключения между языками. Исследования показывают, что двуязычные люди часто обладают более высокими когнитивными навыками, такими как внимание, память и способность решать проблемы. В таких исследованиях приводятся данные о улучшении когнитивной гибкости, задержки старения мозга, сохранении памяти и улучшения качества жизни у пожилых людей. Исследования приводят данные о том, двуязычные люди имеют более высокий КР благодаря постоянной умственной активности, связанной с использованием нескольких языков. Это может замедлять проявление симптомов нейродегенеративных заболеваний, таких как болезнь Альцгеймера. Таким образом, двуязычие может служить «тренировкой» для мозга, способствуя улучшению когнитивных функций и укреплению КР. Однако, существуют исследования с неоднозначными результатами, которые не обнаруживают значительных различий в когнитивных способностях между двуязычными и одноязычными людьми в пожилом возрасте. Это подчеркивает важность дальнейших исследований в этой области. В статье приводится современный обзор литературы иностранных источников, посвященной данной теме.

Белозерова Л.А., Костюнина Л.И., Баранников А.А., Печканова Н.Ю.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕСТРУКЦИИ ПЕДАГОГОВ ВУЗА КАК УСЛОВИЕ СНИЖЕНИЯ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДОЛГОЛЕТИЯ

Аннотация

Сохранение профессионального здоровья и долголетия педагогов вуза является актуальной социально-значимой проблемой. Разнообразные условия труда и жизни могут выступать неблагоприятными факторами нарушения профессионального здоровья и развития профессиональных деструкций педагогических работников. В рамках данного исследования проведен сравнительный анализ социально-психологических условий, влияющих на профессиональное долголетие педагогов, а также профессиональных деструктивных изменений личности педагогов вуза разного возраста и стажа. Исследование показало, что педагоги старше 40 лет попадают в зону риска по сохранению трудоспособности и профессионального долголетия, т.к. более половины респондентов регулярно испытывает высокий уровень стресса и напряжения как в жизни, так и на работе, усталость от темпа своей работы и нагрузки, не успевают восстановиться после отдыха. В выборке педагогов старше 40 лет выявлены средневыраженные признаки профессионального выгорания в виде эмоционального истощения, деперсонализации и редукции профессиональных достижений и признаки профессиональной дезадаптации, из которых наиболее часто отмечаются нарушения циклов сна и бодрствования, а у лиц старше 50 лет усугубление соматовегетативных нарушений.

Воронцова Юлия
К ВОПРОСУ О РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ ВОДИТЕЛЕЙ ПАССАЖИРСКОГО АВТОТРАНСПОРТА В НЕРАВНОВЕСНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЯХ

Аннотация

В статье представлены результаты экспериментального исследования, посвященные подтверждению результативности модели развития устойчивого внимания профессиональных водителей с особым сочетанием равновесных и неравновесных психических состояний. В исследовании применялись инструментальные и бланковые методики, направленные на диагностику и тренировку внимания и психических состояний. В исследовании участвовало 306 профессиональных водителей мужчин в возрасте 21-49 лет со стажем 3-31 года, постоянно осуществляющих перевозки пассажиров, среди которых было отобрано 60 водителей (соответствующих стеническому типу) в равной мере разделенных на экспериментальную и контрольную группы. В экспериментальной группе проводилась обучающая тренинговая программа длительностью в 2 месяца, включающая ряд упражнений на развитие навыков саморегуляции с целью перевода психического состояния из неравновесного в равновесное, а также непосредственную тренировку внимания. Модель развития устойчивого внимания подтвердила свою результативность на профессиональных водителях пассажирского автотранспорта.

Тишкова А.С.
СПЕЦИФИКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация

В статье рассматривается эмпирическое исследование специфики индивидуальных особенностей в зависимости от цифровых компетенций студентов вуза. Введение раскрывает обозначение потребности личности обладать определённым набором цифровых компетенций и индивидуальных особенностей, чтобы эффективно и мобильно встраиваться в современные тенденции, происходящие под влиянием цифровизации. Краткий обзор источников включает определение понятий «цифровые компетенции» и «цифровые компетенции студентов», обозначение их видов, характеристику личностных качеств студентов вуза, активно использующих Интернет-ресурсы в образовательных, коммуникативных и развлекательных целях. Эмпирическая часть исследования включает характеристику базы, выборки, методик исследования, анализ и интерпретацию результатов. В заключении отмечено, что уровень развития цифровых компетенций студентов вуза развивается в процессе обучения под влиянием создания благоприятной образовательной среды в университете и развития личностных качеств обучающихся.

Беленькая Е.В.
ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ВОСХИЩЕНИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация

Статья посвящена философскому анализу онтогенеза восхищения как ключевого фактора становления ценностно-смысловой сферы личности. На основе интеграции ведущих концепций в области психологии искусства и эстетики реконструируется общая логика трансформации данного чувства от элементарных форм эмоционального отклика к высшим проявлениям эстетического сознания, опосредованным богатством художественной культуры. Прослеживая динамику развития восхищения на протяжении детского возраста, автор показывает, что по мере накопления эстетического опыта характер этого переживания существенно усложняется и приобретает выраженное ценностное измерение. Особое внимание уделяется анализу роли восхищения как фактора креативности, как механизма пробуждения творческой активности личности. Способность восторгаться прекрасным рассматривается в качестве основополагающей предпосылки художественной одаренности, определяющей своеобразие мировосприятия выдающихся деятелей искусства. Вместе с тем, в статье раскрывается универсальное антропологическое значение исследуемого феномена. Восхищение трактуется как интегральное духовное образование, приобщает человека к сфере идеального и абсолютного, задающее вектор реализации его сущностных сил. Подчеркивается, что культивирование в ребенке благоговения перед совершенством мироздания служит действенным средством нравственного воспитания, формирует созидательную позицию личности. В заключение намечаются перспективы дальнейшего междисциплинарного исследования восхищения как социокультурного феномена, укорененного в системе ценностей и идеалов конкретной эпохи. Констатируется необходимость выявления специфики этого чувства в различных видах искусства и возрастных периодах, а также определения психолого-педагогических условий воспитания способности к глубокому эстетическому переживанию.

Новикова И.А., Кравцова С.В.
ЛИЧНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ, АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОТИВАЦИЯ И УСПЕШНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТАРШЕКЛАССНИКАМИ

Аннотация

Проблемы эффективности освоения иностранного языка (ИЯ) остаются актуальными для современной лингвистики, педагогики, психологии и смежных наук в связи с большим количеством факторов разного уровня, связанных с процессом и результатом изучения ИЯ. Целью исследования, представленного в данной статье, является анализ соотношения академической мотивации и личностных черт с успешностью изучения ИЯ у старшеклассников медицинского профиля обучения. В исследовании приняли участие 120 учащихся 10-11 классов (60 девушек и 60 юношей) государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы (средний возраст респондентов – 17 лет), изучающих английский язык как иностранный. Для диагностики черт личности применялась русскоязычная краткая версия Пятифакторного опросника в адаптации М.В. Бодунова и С.Д. Бирюкова, академическая мотивация измерялась с помощью опросника «Шкалы академической мотивации» Т.О. Гордеевой, О.А. Сычева, Е.Н. Осина. В качестве показателя успешности изучения ИЯ использовались средние баллы оценок школьников учителями ИЯ по пятибалльной шкале. В результате были установлены значимые различия как в выраженности отдельных черт личности и видов академической мотивации, так и в корреляциях изучаемых переменных в выборках юношей и девушек.