Богданов В.П.
ГОСТИ И ЧЛЕНЫ ГОСТИНОЙ СОТНИ В ЗАПИСЯХ НА ЭКЗЕМПЛЯРАХ СТАРОПЕЧАТНЫХ КИРИЛЛИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ (XVII – НАЧАЛО XVIII В.)

Аннотация

Статья посвящена информационному потенциалу записей на книгах как источнику для изучения корпорации гостей и членов гостиной сотни. В статье показано, что для предпринимательской элиты книги в значительной степени были предметами вкладов, а семейные купеческие библиотеки в XVII –начале XVIII вв. были редки и малочисленны по сравнению с собраниями других социальными группами (например, дьяками и подьячими). При этом сведения записей уточняют имеющуюся историографическую картину в плане генезиса корпораций гостей и гостиной сотни и положения их в социальной структуре населения России. В ряде случаев удалось установить фамилии и отчества представителей привилегированного купечества. В работе установлено, в частности: происхождение некоторых членов гостиной сотни из духовенства (а не только из зажиточного крестьянства и посадской элиты), связь представителей купеческих корпораций с дьячеством и т.д. Записи также демонстрируют факты покровительства отдельным церквям и обителям: купцы Гурьевы были ктиторами храма Рождества Христова в Ярославле, Грудцыны-Усовы покровительствовали Теплогорской пустыни в родном Устюжском уезде… При этом большинство вкладов гостей и членов гостиной сотни носят семейный, а не индивидуальный, характер.


Леонтьев Я.В.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ МЕТАНИЯ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА ЛЕТОМ 1918 ГОДА

Аннотация

В статье рассматриваются политическая биография Сергея Есенина в 1918 г. и происходившие с ним перемены в связи с принятием декрета о комбедах, неудачи с выступлением левых эсеров и закрытием левоэсеровских органов печати, в которых он публиковался. Подтверждением изменения политической самоидентичности поэта стал его знаменитая строчка в поэме «Иорданская голубица»: «Я – большевик». Также в статье затрагиваются вопросы о принадлежности к эсерам его жены Зинаиды Райх и история рязанской организации левых эсеров.


Кашин В.М.
ФОРМИРОВАНИЕ «ОБРАЗА ВРАГА»: НА ПРИМЕРЕ РЕЛИГИОЗНЫХ И РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПЕТРОГРАДА-ЛЕНИНГРАДА В 1920-Е ГГ.

Аннотация

В данном исследовании рассматривается процесс формирования «образа врага» на примере религиозных и религиозно-философских объединений Петрограда-Ленинграда в 1920-30-е годы. В статье разбирается то, как техника изображения «врага» в лице православных братств, кружков и иных религиозно-общественных объединений находила свое отражение в средствах массовой информации. В ходе исследования был проведен краткий обзор исследований, посвященных «образу врага», как внешнему, так и внутреннему. Выявлены основные способы и приемы формирования «образа врага» в лице общественно-религиозных объединений Северной столицы и проведен анализ советской периодики и материалов следственных дел. Был выявлен факт того, что появление в советской периодике нападок на религиозные и религиозно-философские объединения Петрограда-Ленинграда совпадало с основными волнами репрессий против православного духовенства и предваряло репрессии по отношению к самим объединениям, представляемым прессой в виде «врага». В результате исследования сделаны выводы о том, что кристаллизация «образа врага» в лице религиозных и религиозно философских объединений Петрограда-Ленинграда в целом не выходит за рамки общей государственной политики по нагнетанию тревожности и поиску как внешних, так и внутренних врагов в целях легитимизации террора и репрессий по отношению к отдельным социальным группам.


Озадовский В.Е.
УКРАИНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ВОПРОС О МАЛОРОССИЙСКОМ НАРЕЧИИ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В НАЧАЛЕ XX В.

Аннотация

В статье рассматривается проблема малороссийского наречия в общественном жизни Российской империи в контексте деятельности украинских организаций в начале XX в. Автор проводит анализ, основываясь на широком комплексе материалов публицистических и научных трудов украинских литераторов, официально-документальных материалов, в том числе архивных материалов Департамента полиции МВД Российской империи, мемуаров. В статье рассматриваются такие вопросы как проблема снятия ограничений с малороссийского наречия в печати, проблема конструирования представителями украинского движения единого украинского литературного языка, проблема взаимосвязи этого языка с подлинным разговорным малороссийским наречием «на земле», а также рассмотрение проблемы роли и места украинского языка в системе политических воззрений представителей украинских организаций Российской империи в начале XX века. Таким образом, ставится вопрос о роли вопроса о малороссийском наречии и украинском литературном языке в общем контексте общественно-политической деятельности представителей украинского национализма. Не обходится стороной в исследовании также вопрос анализа критики общественно-политической деятельности представителей украинских организаций в отношении конструирования украинского литературного языка, в том числе внутри сообщества представителей самого украинского движения. Таким образом, автор стремится понять, какую роль в общественно-политической жизни России играли украинские организации, и каково было их отношение к России.


Останин В.В., Суботялов М.А.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ВОЗРАСТНОЙ ПЕДАГОГИКЕ В ДРЕВНЕЙ И СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИНДИИ

Аннотация

Статья посвящена анализу представлений о возрастной педагогике в древней и средневековой Индии. Цель статьи – выделить и охарактеризовать фундаментальные теоретические основы педагогики Древней и Средневековой Индии на примере текстов бенгальского вишнуизма и традиционной аюрведической медицины. Метод исследования. В настоящем исследовании эксплицируются фундаментальные теоретические основы педагогики Древней и Средневековой Индии на примере текстов бенгальского вишнуизма и традиционной аюрведической медицины. Результаты. Индийская педагогика является принципиально возрастной. Ребенок рассматривается в динамике его многообразного развития, с учетом его различных возрастных особенностей. В статье представлена краткая характеристика возрастных периодов онтогенеза ребенка, начиная с рождения и заканчивая этапом молодости. Показано влияние возрастных особенностей на каждом этапе онтогенеза на развитие психологических изменений, а также связь с микросоциумом (семейные отношения). Представлены ключевые текстовые источники, внесшие вклад в описание данного направления. Основные представленные источники: «Бхакти-расамрита-синдху» (XVI век), автор Рупа Госвами; «Нити-шастра-дарпана» (IV–III вв. до н.э.), автор Чанакья Пандит; «Аштанга-хридайя-самхита» (VII век), автор Вагбхата; «Сушрута-самхита», автор Сушрута. Показано, что представители индийского педагогического наследия следуют возрастному принципу в педагогике, разбивая процесс воспитания на четыре этапа, в каждом из которых проявляется существенная специфика возрастного развития, также ими выработаны четкие возрастные критерии, по которым необходимо отслеживать рост ребенка. Таковыми становятся: образ ребенка, круг его общения, базисное отношение к нему, личность опекуна и, наконец, отдел психики, активно развивающийся на том либо ином этапе.  Таким образом, дан обзор системы возрастной педагогики древней и средневековой Индии, которая остается вполне востребованной в настоящее время и прекрасно вписывается в систему традиционных педагогических семейных ценностей.


Лившин А.Я., Трей Т.И.
ПРОБЛЕМЫ ЧАСТНОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ РОССИИ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Аннотация

В статье говорится о развитии частной и общественной филантропии в дореволюционной России. Авторы решили обратить внимание на проблемы, которые сопровождали деятельность системы призрения в России в конце XIX – начале XX века. Во-первых, в стране было большое количество нуждавшихся людей, их счёт шёл на десятки миллионов. Во-вторых, не хватало средств для полноценной работы благотворительных организаций. В-третьих, российское призрение было разрозненным и несистемным, многие организации вели свою деятельность в отрыве друг от друга. В-четвёртых, правовое регулирование сферы благотворительности было недостаточным, из-за чего последняя не обладала необходимой эффективностью. В-пятых, результативной деятельности официальных благотворительных структур препятствовал неформальный институт профессионального нищенства, из-за размаха деятельности которого трудно было понять, кто же действительно нуждается в поддержке. В-шестых, деятели российского призрения могли встречать непонимание и осуждение своих действий со стороны общества. В представлении части общественности империи оказание помощи другим людям было бесполезным, а то и вредным делом. Другие обвиняли филантропов в недостаточности их помощи. В-седьмых, количество гражданских объединений в России, в том числе благотворительной направленности, было невелико, особенно учитывая размеры страны и количество населения. В-восьмых, благотворительная сфера испытывала кадровой голод по части необходимых ей подготовленных специалистов. Профессия социального работника тогда только начала появляться на свет. От решения обозначенных актуальных вопросов российской благотворительности во многом зависела социальная обстановка в государстве, уровень жизни его населения.


Костарев А.Ю., Валлиулина Р.Р.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ В РУССКОЙ ЛАПТЕ В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ ТРЕНИРОВКИ

Аннотация

В русской лапте подготовка спортсменов представляет собой открытую динамическую систему взаимодействия ее субъектов в соревновательной и тренировочной среде на основе учета специфики игры и факторов ее эффективности. Управление тренировочном процессом осуществляется на основе разработанной системы комплексной оценки уровня индивидуальной и командной подготовленности спортсменов. Объективная информация об уровне подготовленности позволяет индивидуализировать тренировочный процесс и добиваться результатов близких к максимальным. Путем проведения педагогического эксперимента обоснована эффективность использования в учебно-тренировочном процессе спортсменов в русской лапте разработанная авторами технологическая модель в русской лапте, состоящая из комплексной оценки командной и индивидуальной подготовки спортсменов.


Дешевых А.А.
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГИПНОТЕРАПИИ У ПАЦИЕНТОВ С ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКОЙ

Аннотация

В статье рассмотрены психологические эффекты после гипнотерапевтических сеансов, которые проводятся для корректировки бессознательных процессов человека. Для учета результатов гипнотерапии составлена анкета субъективных оценок собственного психологического и психосоматического состояния клиентов по трем временным промежуткам: в этот же день, через неделю, через месяц.  Анкета была разработана на основе методик сбора данных для проведения гипнотерапии, которые в своей работе использовали П.И. Буль и К.И. Платонов. В статье проанализирована динамика изменений психологического и психосоматического состояний пациентов спустя различные промежутки времени после гипнотерапии на основании чего сделан вывод, что установка по Д.Н. Узнадзе имманентна доминанте по А.А. Ухтомскому. На основании субъективных оценок клиентами собственного состояния можно предположить, что скорость изменения привычек и индивидуальных реакций намного выше скорости изменения психосоматических проявлений. Однако зафиксированы случаи, когда отсутствие психической реакции на социальные явления совпадает с отсутствием психосоматического проявления, что также является косвенным доказательством того, что установка имманентна доминанте. Для получения данных собрано 29 уникальных анкет, в которых фиксировался эффект после одного сеанса гипнотерапии, проведена статистическая обработка данных и рассчитан коэффициент вариации эффекта субъективных оценок клиентами собственного состояния спустя различные промежутки времени после сеанса.


Авдонина О.С., Войтикова М.А.
ОСОБЕННОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ОБРАЗА «Я-ПРОФЕССИОНАЛ» В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОСТИ

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического изучения особенностей изменения образа «Я-профессионал» за период с 2019 года по настоящее время с точки зрения специалистов и руководителей различных сфер деятельности, на основе самоанализа и рефлексии. Авторами сделан краткий теоретический обзор современных отечественных и зарубежных научных исследований по обозначенной теме, прописаны этапы проведенного исследования, включая обучающий и практико-ориентированный курсы, отмечены значимые результаты статистического анализа. Полученные данные наглядно представлены в таблицах и диаграммах.


Мейер Ю.А.
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ВОСТРЕБОВАННОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация

Современное развитие общества предъявляет серьезные требования к профессионально значимым качествам сотрудников уголовно-исполнительной системы. В связи с этим есть необходимость наличия определенного уровня образования, физической подготовки, а также психологической устойчивости. Анализ основных задач, которые выполняет пенитенциарный служащий, демонстрирует, что сотрудник уголовно-исполнительной системы должен обладать определенным набором психологических качеств, таких как стрессоустойчивость, адаптивность, нервно-психическая устойчивость, коммуникативная компетентность. Однако, несмотря на строгие условия поступления на службу в уголовно-исполнительную систему, остается важным феномен ощущения востребованности или невостребованности личности. Изменения рынка труда принято относить не только к безработице или анализу трудового потенциала общества, но и к учету особенностей состояния сотрудников, влияющих на эффективность трудовой деятельности для снижения текучести кадров. Стоит отметить, что на труд влияет не только ощущение значимости специалиста, но и эмоциональное состояние субъекта трудовой деятельности. В данной статье рассматривается влияние профессиональной востребованности на формирование компонентов профессионального выгорания (согласно трехкомпонентной теории К. Маслач). В результате проведенного исследования выявлено, что сотрудники отмечают престижность службы в уголовно-исполнительной системе и важность деятельности для государства и общества в целом. Однако при этом больше половины участников исследования не замечают результат выполняемой работы. Сотрудники оценивают себя в качестве значимых специалистов, имеющих соответствующие навыки для реализации потенциала. Несмотря на это не все сотрудники удовлетворены профессиональной востребованностью. Выявлена существенная взаимосвязь между компонентами профессионального выгорания и профессиональной востребованностью.


Огнев А.С.
СУБЪЕКТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ КАМПАНИЙ

Аннотация

В статье показано, что даже специалисты с богатым опытом проектирования и реализации информационных кампаний чаще всего интуитивно тяготеют к реализации в них моделей субъектно-объектного типа. Реципиенту в таких кампаниях зачастую отводится роль объекта, который должен сообразно замыслу организаторов информационных кампаний поменять свое представление о чем-то, что существенно не столько для него самого, сколько для тех, кто его снабдил определенным набором сведений. Отмечено, что если информационная кампания по-настоящему направлена на побуждение реципиентов к сознательному и ответственному отношению к решению проблемы, ставшей причиной ее организации, то содержание, формы и методы, а также режимы передачи сведений должны содействовать их самостоятельному целеполаганию и целереализации. Для мобилизации реципиентов к совместным действиям в качестве коллективного субъекта проектирование информационных кампаний должно быть рассчитано на побуждение их участников к согласованию своих интересов, которое должно выражаться в общности намерений. Такие кампании должны обеспечивать укрепление ценностно-смыслового единства того коллективного субъекта, на который они направлены. Кроме того, полученная в таких кампаниях информация должна использоваться для достижения социально значимых целей.


Петров В.Е.
ПОДДЕРЖКА ЛИЧНОСТНОГО ВЫБОРА СОУЧАСТИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНОМ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВЕ В ФОРМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

Аннотация

Статья посвящена проблематике психологической поддержки личностного выбора соучастия в экстремальном добровольчестве. Несмотря на наличие исследований отдельных вопросов подготовки волонтёров, психологическая поддержка экстремальных добровольцев не выносилась в качестве самостоятельного предмета научного поиска. В рамках шестнадцатифакторной модели личностного выбора соучастия в экстремальном добровольчестве разработана авторская программа психологического тренинга, ориентированная на развитие характеристик ценностно-смысловой, когнитивной, эмоционально-волевой и поведенческих сфер. При её создании принималась во внимание субъектность психологической поддержки – самодостаточность, сознательность, наличие большого жизненно-профессионального опыта у экстремальных добровольцев. В соответствующих упражнениях исключаются давление на личность или нравоучения. Эмпирическое исследование продуктивности технологии предполагало проведение психологического тестирования по опроснику выбора соучастия в экстремальном добровольчестве В.Е. Петрова (форма А-228). Участники эксперимента в количестве 42 военнослужащих были объединены в двух группах (экспериментальная и контрольная группа). Математическая обработка данных опиралась на описательную статистику, U-критерий Манна-Уитни и Т-критерий Вилкоксона. Установлена достоверность сдвига по таким характеристикам личности, определяющим готовность к соучаствующей деятельности, как «Просоциальные ценностные ориентации», «Мотивация к экстремальной деятельности», «Самоконтроль», «Самоорганизованность». Исследование выявило направления развития тренинговой технологии психологической поддержки добровольчества. Материал ориентирован на совершенствование форм и методов психологической поддержки личностного выбора соучастия в экстремальном добровольчестве, а также формирование готовности к деятельности в особых условиях. Тренинговые упражнения могут быть использованы в работе с личным составом силовых ведомств.


Суботялова А.М., Суботялов М.А.
ВКЛАД ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕНЫХ В РАЗВИТИЕ ФИЗИОЛОГИИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

В статье представлены отечественные приоритеты в становлении и развитии представлений о физиологии высшей нервной деятельности. Целью настоящего историко-научного обзора является анализ вклада ведущих отечественных физиологов в предпосылки, становление, развитие и современное состояние представлений о физиологии высшей нервной деятельности, начиная с XIX в. и заканчивая исследованиями современного периода. При подготовке текста данной публикации использовались статьи в изданиях, включенных в РИНЦ. Глубина поиска публикаций составила 15 лет, также в обзор был включен ряд более ранних работ, соответствующих теме исследования. Изложены результаты о процессе становления и развития представлений о физиологии высшей нервной деятельности в трудах российских и советских учёных. Развитие физиологии высшей нервной деятельности начинается с работ Сеченова И.М. и Павлова И.П. В XX столетии их ученики и последователи развили данное направление.  В рамках данных работ изучены механизмы высшей нервной деятельности, методы исследования, общая и частная физиология высшей нервной деятельности, особого внимания заслуживает изучение индивидуально-типологических особенностей высшей нервной деятельности. Исследования в данной области физиологии продолжаются.


Ткачева И.А., Баженова Е.И., Яковлева Л.В.
АКТУАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АУТЕНТИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Целью исследования является обоснование возможности использования аутентичных материалов с целью формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся на уровне основного общего образования. Успешность данного процесса обусловлена практической значимостью аутентичных материалов в ходе реализации коммуникативного подхода в обучении иностранному языку. Аутентичные материалы способствуют развитию навыков чтения и говорения, так как учащиеся при просмотре видеоматериалов или прослушивании аудиоматериалов могут воссоздать коммуникативную ситуацию, придумать новый диалог, рассказать о своих интересах в монологе. Развитие навыка говорения важно при формировании иноязычной коммуникативной компетенции, так как именно акт говорения, коммуникации является ключевым показателем диалога культур. Авторами разработана и апробирована на практике модель формирования иноязычной коммуникативной компетенции в процессе использования аутентичных материалов. В модели описаны принципы, методы, условия коммуникативного обучения, сформированы критерии оценки уровня владения английским языком на уровне основного общего образования с учетом новейших образовательных стандартов. Она ориентирована на формирование иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся уровня основного общего образования.


Токарь У.А., Капустина Т.В., Боленкова Е.Ф.
РАННИЕ ДЕЗАДАПТИВНЫМИ СХЕМЫ У ЛЮДЕЙ С НОРМАЛЬНЫМ И ПАТОЛОГИЧЕСКИМ ПЕРФЕКЦИОНИЗМОМ

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования ранних дезадаптивных схем и перфекционизма. Тот факт, что патологический или по-другому дезадаптивный перфекционизм негативно отражается на функционировании личности, подводит к вопросу об актуальности исследования данной темы. Цель исследования – выявить и описать различия ранних дезадаптивных схем у людей с нормальным и патологическим перфекционизмом. В работе использовались метод анкетирования и метод тестирования, представленный методиками «Дифференциальный тест перфекционизма» А.А. Золотаревой и Схемным опросником Дж. Янга (YSQ S3R) в адаптации П.М. Касьяник, Е.В. Романовой. Участниками исследования стали 92 человека, проживающие на территории города Владивостока и города Хабаровска, которые в дальнейшем были разделены на три группы – 38 человек без признаков перфекционизма, 27 респондентов с патологическим перфекционизмом и 27 человек с нормальным перфекционизмом. Результаты исследования показали, что в наименьшей степени ранние дезадаптивные схемы связаны с поведением людей с нормальным типом перфекционизма, поскольку их детский опыт, вероятно, складывался более положительно и сейчас они не устанавливают для себя высоких требований и грандиозных планов, умеют относиться позитивно к своим достижениям. Большую связь ранние дезадаптивные схемы показали с проявлениями людей, у которых нет перфекционизма, так как у них есть личные дезорганизующие их факторы, не относящиеся к идее самосовершенствования, и наибольшую – у людей с патологическим перфекционизмом, в детстве которых, вероятно, были травмирующие события, оказавшие свое влияние на сформированность у этих людей критичности к себе, неумения оценить по достоинству свои достижения.


Яковлева Е.В., Макусева Т.Г., Макусев О.Н., Ильин И.В.
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ: МОРАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Аннотация

В статье актуализируется вопрос нравственного воспитания молодежи, в частности проблемы морального характера, характерные для представителей технических профессий. Авторы показывают, что моральные принципы в определенной профессиональной области обусловливаются системой принятых аксиологических ценностей, а их иерархия является исходным пунктом для определения жизненных целей и образа жизни человека. Цель – представить результаты построения студентами иерархической системы принятых ими ценностей, где доминирующая в их сознании независимость интерпретируется как возможность неограниченной реализации собственной модели жизни, выявить состояние безопасности у обучающихся как в категориях экзистенциональных, так и общественно-экономических. Проведенное обследование студентов показало, что их мир ценностей не единообразен, а индивидуально упорядочен в рамках различных аксиологических «лестниц» в плане саморазвития личности согласно сложившимся личным представлениям, а не навязанным социумом. Большое внимание уделено проблеме анализа всей совокупности обследованных респондентов в плане функционирования морального облика характерного для особой группы молодежи. Анализ результатов свидетельствует о релятивизме в оценках моральных недостатков (одобрение и терпимость), признанных обществом отрицательными, причем не только в свете моральной нормативной системы, но и как подлежащие также правовым санкциям, предусмотренным соответствующим законодательством. Предпринятые попытки диагностирования функционирующих в среде студентов мнений в отношении проблем морального характера как показателя эффективности применяемых форм, методов и содержания воспитательной работы, представляют примеры выявления очень сложных явлений, которые, несмотря на значительную спорность использованных методов, сформулированных на их основе выводов, иначе решить не удается. Изменения современной действительности требуют нового облика людей, а они в свою очередь формируются, прежде всего, реальными условиями, в которых живет общество, а также преобладающими в нем мировоззренческими традициями.


Епихина Д.О., Селиверсткина А.Ю.
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация

Актуальность изучения данной тематики заключается в том, что преступность несовершеннолетних была и остается одной из наиболее острых проблем нашего общества. Выраженную динамику подростковой преступности подтверждают статистические данные: за январь-июль 2024 года в нашей стране каждое сороковое преступление совершено несовершеннолетними или при их участии. Согласно данным Судебного департамента Российской Федерации, за прошедший год к лишению свободы осуждено 8416 несовершеннолетних лиц, на момент вынесения приговора. Очевидным является тот факт, что большинство несовершеннолетних попадает в места лишения свободы, не имея даже среднего общего образования, что не может не являться глобальной проблемой для нашего общества. Как известно, уровень образованности несовершеннолетних напрямую влияет на формирование их личности и является частью системы становления этой личности, ее развития и совершенствования. Несомненно, образовательный процесс в условиях воспитательной колонии имеет свои особенности, что, безусловно, влияет на усвоение материала несовершеннолетними, желание и стремление учиться, получать новые знания и применять их в жизни. Процесс получения образования организуется на всех видах режима в исправительных учреждениях любого типа. Многие исследователи в области пенитенциарной педагогики подчеркивают, что получение образования снижает риск рецидивной преступности. Данный факт обусловил интерес изучения особенностей обучения несовершеннолетних осужденных в условиях лишения свободы, а также теоретический анализ истории пенитенциарной педагогики нашей станы.


Волкова Н.Л., Сайкина Е.Г., Кузьмина С.В.
ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ

Аннотация

В статье рассматривается возможность реализации профессиональных задач обучения студентов в рамках внеучебной деятельности на примере фитнес-клуба. Проблемная ситуация проявляется в том, что с одной стороны, содержание основных модулей концепта тренировочных занятий и организационных форм в правовом поле должны осуществлять специалисты с высшим образованием по профилю «Физическая культура», с другой стороны, – имевшая место нестандартная особенность реализации программ в том числе с неоднородным и непостоянным составом групп по полу, возрасту и уровню подготовленности, создает значительные трудности выпускнику вуза по профилю назначения, поскольку имеет место традиционный ориентир обучения на воспитание школьника или атлета-рекордсмена. Предпосылки для изучения внеучебной деятельности как средства повышения профессиональных навыков обучающихся заложены Л. С. Выготским, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинским, К. Д. Ушинским. До конца XIX – начала XX вв. внеучебная деятельность в высшей школе присутствовала в образовательном процессе как бессистемное явление. В России первый фитнес-зал, оборудованный тренажёрами, появился в 1890 г. Его открыл знаменитый спортсмен Е. Сандов, прозванный «отцом бодибилдинга». Цель: изучение концептуальных положений организации внеучебной деятельности как средства повышения профессиональных навыков студентов на примере занятий относительно подготовленных студентов-инструкторов по фитнесу в условиях спортивного клуба вуза и определение уязвимых элементов качества реализации тренировок. Гипотеза исследования: предполагалось, что ранжированный опрос студентов-инструкторов, непосредственно реализующих тренировочные занятия по фитнесу в форме внеурочной (рекреационной) деятельности в рамках спортивного клуба вуза, позволит выявить информативные параметры для дальнейшей корректировки прогресса процесса обучения специалистов интегрального направления «Физическая культура и спорт». Использовались методы: теоретический анализ и обобщение; тестирование в форме самооценки, ранжирования; ретроспективный анализ; гипотетическое прогнозирование; педагогический эксперимент; биометрия. Перекрёстный педагогический эксперимент задействовал 27 студентов-инструкторов и 318 занимающихся. Занятия организовывались 2 раза в неделю, продолжительностью 60 мин (формат фитнес-занятий) по 3-4 занятия в день различной направленности. Студенты самостоятельно составляли расписание занятий и выбирали формат, который они проводят. При составлении занятий учитывались пожелания студентов-инструкторов по направлению занятия, а также разнообразие направлений в рамках одного дня. Результаты. Обоснована актуальность повышения навыков проведения занятий по фитнесу среди студентов института физической культуры и спорта РГПУ им. А. И. Герцена. Проанализированы результаты педагогического эксперимента по реализации деятельности вузовского фитнес-клуба в части самооценки студентами своих навыков при проведении занятий по направлению «фитнес» в условиях, приближенных к реальной практической деятельности. Выводы и заключение. С учетом созданных в «Студенческом фитнес-клубе» условий, получение практического опыта в проведении занятий может, с одной стороны, выявлять профессиональные возможности студентов, которые можно учитывать при коррекции образовательных программ учебных дисциплин, а, с другой стороны, – будет позволять студентам получать реальный практический опыт работы, что даст возможность в дальнейшем более уверенно чувствовать себя на рынке труда, повышая конкурентоспособность выпускников вуза.


Гуралев В.М., Дворкин В.М., Осипов А.Ю., Матонина О.Г.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИФИЧНОЙ ПРОГРАММЫ ТРЕНИРОВОК В ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БОРЦОВ ДЗЮДО

Аннотация

Интенсивность соревновательных выступлений требует от спортсменов-единоборцев, соревнующихся в борьбе дзюдо, высокого уровня физической подготовленности, включая повышенные требования к развитию мышечной силы, «взрывной» силы и выносливости. Исследование посвящено оценке влияния специфичной для борьбы дзюдо программы высокоинтенсивных интервальных тренировок (ВИИТ) на уровень специальной физической подготовленности (работоспособности) и соревновательного потенциала молодых борцов дзюдо. Участники (n = 26) прошли предсоревновательный тренировочный сбор, в течение которого часть спортсменов (группа 1) использовала специфичную программу ВИИТ, другая часть (группа 2) использовала классические методы подготовки («Учикоми» + «Рандори»). Для оценки показателей физической работоспособности и соревновательного потенциала всех участников исследования использовались специальные инструменты: специальный фитнес-тест (SJFT) и система анализа спортивного потенциала (PotAS). Анализ результатов исследования показал, что борцы дзюдо (группа 1), применявшие специфичную программу ВИИТ в ходе предсоревновательной подготовки, продемонстрировали чуть более высокие результаты индекса SJFT и рейтинга PotAS, чем борцы дзюдо (группа 2), не использовавшие ВИИТ. Обнаружена возможность применения специфичных для дзюдо программ ВИИТ в ходе подготовки дзюдоистов к соревновательным выступлениям.


Сергеева М.Н.
РОЛЬ ЦИФРОВЫХ ЭКОСИСТЕМ В ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ТУВИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Аннотация

В статье проводится анализ популярных цифровых экосистем и их влияния на образовательный процесс в Тувинском государственном университете. Цифровые образовательные системы играют важную роль в современном образовательном процессе, предоставляя студентам университета уникальные возможности для индивидуализации обучения и развития профессиональных компетенций. Вот некоторые из популярных цифровых экосистем:

  • Добро. Университет: Платформа, направленная на развитие волонтерской деятельности и социальной активности студентов.
  • Россия – страна возможностей: Платформа, предоставляющая студентам доступ к различным образовательным и карьерным возможностям.
  • Всероссийское общество «Знание»: Организация, занимающаяся популяризацией науки и образования через различные цифровые ресурсы.
  • «Другое дело»: Платформа, предлагающая студентам участие в различных проектах и инициативах для развития профессиональных навыков.

Эти платформы предоставляют студентам уникальные возможности для индивидуализации обучения, развития профессиональных навыков и участия в различных проектах и инициативах. Активное внедрение этих цифровых экосистем в образовательную среду университета способствует созданию современного образовательного пространства, поддерживающего развитие компетенций и профессиональную подготовку студентов.

Активное внедрение этих цифровых экосистем в образовательную среду университета способствует формированию современного образовательного пространства, поддерживающего развитие компетенций и профессиональную подготовку студентов.


Финогенова Т.А.
ВЛИЯНИЕ СУБЪЕКТИВНОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ УГРОЗЫ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация

В статье представлены результаты исследования особенностей субъективного переживания террористической угрозы и ее влияния на психологическую безопасность личности обучающихся. Базой эмпирического исследования выступил колледж в Белгородской области. В исследовании приняли участие 52 студента в возрасте от 15 до 20 лет. Методики диагностики: «Опросник переживания террористической угрозы (ОПТУ-21)» (Ю.В. Быховец, Н.В. Тарабрина), «Экспресс-диагностика психологической безопасности личности» (И.И. Приходько), опросник «Качество межличностных отношений в образовательной среде (КМЛО в ОС)» (Г.С. Кожухарь, В.В. Ковров), опросник «Эмоциональная безопасность образовательной среды» (Т.Н. Березина). Статистические методы: однофакторный дисперсионный анализ (Anova). Результаты: Повышенное переживание террористической угрозы сопровождается увеличением симптомов ПТСР, чувства ожидания повторения и постоянной подготовки к вероятному совершению нового террористического акта, а также повышает устойчивость к негативному воздействию подобных ситуаций. Субъективное переживание студентами террористической угрозы негативно влияет на психологическую безопасность личности и среды, в частности снижает действие стратегий совладания в стрессовой ситуации, не дает в полной мере удовлетворить потребность в личностно-доверительных отношениях, снижая доверие и позитивное отношение во взаимодействии. Наиболее сильное негативное влияние субъективное переживаний террористической угрозы оказывает на эмоциональную безопасность образовательной среды: снижает эмоциональное благополучие дома, на учебных и внеурочных занятиях.