Конева С.А., Агуреев С.А.
ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В ОТНОШЕНИЯХ СТРАН АСН И МЕРКОСУР С КИТАЕМ

В представленной работе проводится анализ отношений стран Андского сообщества наций (АСН) и Общего рынка стран Южной Америки (МЕРКОСУР) с Китаем на историческом этапе. Рассматриваются основные этапы взаимодействия, а также выделяются сферы сотрудничества, которые легли в основу отношений азиатской державы со странами двух интеграций. В работе отмечается, что АСН и МЕРКОСУР, являются одними из наиболее перспективных объединений Латинской Америки и Карибского бассейна и их сотрудничество с Китаем носит уникальных характер, однако также отмечены и различия в отношения двух интеграций с азиатским государством. Именно на историческом этапе взаимодействия стран этих двух объединений с азиатской державой были заложены основы для дальнейшего сотрудничества. Более того, рассмотрена роль китайских инвестиций и кредитов, предоставленных странам АСН и МЕРКОСУР, в формировании отношений между странами интеграций и Китаем. Также подчеркнуты сложности, возникавшие в период формирования отношений, и отмечена их роль для дальнейшего взаимодействия. Именно культурная и экономическая сферы легли в основу отношений стран АСН и МЕРКОСУР с Китаем, в то время как политические контакты сильно зависели от того, кто приходил к власти в том или ином рассматриваемом латиноамериканском государстве.

Ленчук В.Ю., Никишин В.О.
ПОСЛЕДСТВИЕ ВОЙНЫ ОКТАВИАНА И СЕКСТА ПОМПЕЯ ДЛЯ СИЦИЛИИ НА ПРИМЕРЕ МОРГАНТИНЫ

В статье рассматриваются малоизученный период истории Сицилии в начале эпохи Принципата и государство Секста Помпея. Основное внимание уделяется последствиям гражданских войн I в. до н.э., которые значительно повлияли на социально-экономическое развитие региона. Автор анализирует археологические и нумизматические данные, а также литературные источники для реконструкции исторического контекста и оценки действий Октавиана против городов Сицилии, поддерживавших Секста Помпея. Особое внимание в статье уделено разрушению Моргантины и других поселений. Автор приходит к выводу, что карательные операции Октавиана и его легатов привели к значительному упадку региона, который начал восстанавливаться лишь к концу I в. до н.э.

Носов А.В.
ВЕХИ ИЗУЧЕНИЯ САКРАЛИЗАЦИИ ПРОСТРАНСТВА РУССКИМИ ПРЕПОДОБНЫМИ XIV–XV ВВ.

В статье рассматривается историография сакрализации пространства основателями русских монастырей в XIV – XV вв. на материалах житий преподобных. Исследователи уделяли много внимания критике житий как исторического источника, а также изучению этих сочинений точки зрения литературоведческих подходов. Историки, филологи и культурологи стали основательно рассматривать модели и практики сакрализации лишь в современности. Концепции В.Н. Топорова и Н.М. Теребихина занимают ключевые позиции в историографии, при этом у научного сообщества до сих пор нет единого взгляда на круг практик освещения мест основания монастырей и на феномен сакрализации пространства.

Абдрахманова З.Р.
ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ В ГОСТИНИЧНОЙ СФЕРЕ: ИССЛЕДОВАНИЯ И ВЫВОДЫ

Современное состояние индустрии туризма и гостеприимства и стремительно меняющиеся технологии в гостиницах поставили одну из первоочередных задач подготовки и переподготовки персонала гостиниц. В статье представлен обзор исследований о цифровых навыках в гостиничной отрасли. Проведен анализ приоритетных цифровых инновационных технологий, используемых в гостиницах и позволяющих повысить конкурентоспособность отелей. Исследование направлено на определение и повышение уровня сформированности цифровых компетенций персонала гостиниц. Проведен анализ нормативно-правовой литературы для определения требований и условий использования информационных технологий в гостиницах, а также разработки программ дополнительного профессионального образования по развитию цифровых навыков. Описаны основные этапы реализации опытно-экспериментальной работы на базе нескольких гостиниц в г. Уфа и Республике Башкортостан. Представлены результаты проведенных опросов руководителей и собственников гостиничных предприятий, анкетирования и тестирования сотрудников с целью определения первоначального состояния уровня сформированности цифровых компетенций и повторного тестирования по итогам проведенного обучения. Полученные результаты дают возможность утверждать, что разработанные программы дополнительного профессионального образования и определенные педагогические условия, способствуют повышению уровня сформированности цифровых компетенций персонала гостиниц.

Баркова Э.В.
ЕСТЕСТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО РАЗВИТИЯ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДУХОВНО-КУЛЬТУРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЭКОМИРА РОССИИ

Обоснована востребованность развития естественного интеллекта – атрибута совершенствования мира человека, основы общей интеллектуальной культуры, источника функционирования науки и направленности проектов искусственного интеллекта. Проблема сохранения естественного интеллекта раскрыта в качестве глобальной проблемы современности и необходимого условия духовно-культурной безопасности России. В логике экофилософии и аргументированной на базе ее принципов философии науки открывается потенциал оздоровления Российского общества и пространства отечественной науки. Введение в активный научный оборот и систему образования понятия «естественный интеллект» и укрепление его научного статуса показано в контексте целеполагающих стратегий сохранения целостности России и гармонизации бытия Экомира Земли.

Васильева К.К.
БЫТИЕ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА: АКТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ КАК БЛАГО И КАК ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ОПАСНОСТЬ

Актуализируется бытие повседневности российского подростка через призму его пребывания либо в вещно-предметной реальности, либо в реальности виртуальной. Цель исследования: выявить причинные факторы формирования компьютерной зависимости у подростка. Эмпирическим материалом исследования явились, в частности, данные международного проекта EU Kids Online II «Дети России онлайн», и научная литература по проблеме компьютерной зависимости детей и подростков. Результаты: интегральным показателем социализации современного подростка выступает степень цифровизации его повседневной жизни. Соотношение продолжительности времени его пребывания в виртуальной, и в не виртуальной реальностях во многом определяет когнитивную, экзистенциальную и поведенческую направленность социализации подростка. Установлено, что неконтролируемый фактор времени пребывания в виртуальной реальности формирует неоднозначную когнитивно-экзистенциальную и поведенческую направленность подростка. На уровне общем предполагается прямая зависимость фактора времени пребывания подростка в виртуальной реальности и потенциально отклоняющейся его социализации и, возможности его девиантного поведения. Подчеркивается непосредственная, особо важная роль родителей и семьи на фактор времени пребывания подростка в виртуальной реальности и ее содержательной составляющей (контент) и, соответственно на вектор и степень его социализации. Новизна: введено понятие «цифровизация повседневности», в значении нарушения меры времени пребывания в виртуальной реальности российскими подростками.

Комарова О.А.
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

В статье обосновывается, что основным фактором новой эпохи цивилизационного развития является преобразование знаний и информации в стратегический ресурс общества. В таких условиях приоритетным направлением развития образования является его информатизация. Особое внимание уделяется определению целей информатизации образования: опережающее развитие по сравнению с другими отраслями национальной экономики; обеспечение интеграционных процессов в образовательной среде и обмен передовым опытом в сфере педагогики и дидактики; формирование высокого уровня компьютерной грамотности и информационной культуры; формирование ценностных ориентаций и установок учащихся, направленных на непрерывное самосовершенствование и развитие образовательного потенциала; развитие творческих способностей личности; формирование у учащихся (студентов) мировоззрения, соответствующего современному состоянию развития науки, техники и технологий. На основе анализа статистических данных обосновывается отсутствие материально-технических условий для формирования компьютерной грамотности и информационной культуры населения страны. Исходя из этого определены основные направления информатизации образования: компьютеризация учебных заведений, предусматривающая обеспеченность учащихся (студентов) автоматизированными местами в соответствии с современными требованиями по овладению ими компьютерными средствами и информационными технологиями; создание и развитие сервисных центров для ремонта и поддержки компьютерных средств; формирование информационных сетей отечественного образования и обеспечение всеобъемлющего подключения учебных заведений к ним; разработка программных учебно-воспитательных комплексов; повышение квалификации педагогических кадров с целью овладения ими информационными педагогическими технологиями. Акцентировано внимание на целесообразности развития системы непрерывного образования. Представлена сравнительная характеристика непрерывного и традиционного образования. Рекомендовано развитие дистанционного образования как неотъемлемой составляющей системы непрерывного образования. Предложены рекомендации по совершенствованию регулирования и регламентации в сфере дистанционного образования.

Кораблева О.Н., Соболева Л.М., Борзова Н.А., Борзова Л.А.
К ВОПРОСУ СТРАТЕГИИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ АБИТУРИЕНТОВ К ПОСТУПЛЕНИЮ В ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

В статье проведен анализ основных факторов и мотивов выбора вуза и будущей специальности поступающими. Данная работа направлена на выявление и повышение конкурентоспособности вузов, удовлетворение запросов получателей услуг, работодателей на рынке труда. Для вузов это означает новую парадигму: конкуренция за абитуриентов переходит в конкуренцию за качество подготовки и создание сильной и успешной репутации. На основе анализа состояния и перспектив профессиональной ориентации описан ряд технологий и методов привлечения абитуриентов в вуз, позволяющие не только увеличить число поступающих, но и на «выращивание» своих будущих студентов и сопровождение их дальнейшего профессионального становления. Обсуждается эффективность и актуальность методов проводимой вузами профориентационной работы в сотрудничестве друг с другом. Приводятся примеры апробируемых методов и способов профориентационной работы. В современном мире профориентационная работа является ключевым элементом успеха вуза. В статье обращается внимание на то, что профориентационная работа не ограничивается периодом поступления в вуз, а должна продолжаться на протяжении всей учебы и помогать студентам определиться с дальнейшей карьерой.

Позднякова А.А., Кузнецова Г.В., Морозова Л.Ю., Калита М.Е.
ИЗМЕНЕНИЯ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ В НОВОЙ КУЛЬТУРНО-ЯЗЫКОВОЙ СРЕДЕ

В настоящее время с развитием и активизацией миграционных процессов стало актуальным изучение изменений, которые могут происходить в структуре личности иностранца в новой культурно-языковой среде. Представители разных направлений науки анализируют личностные изменения и оценивают их влияние на процессы коммуникации, взаимодействия и социализации индивида в обществе. Актуальность исследования заключается в необходимости понимания взаимосвязи между языком, культурой и личностью, особенно в контексте изменений в культурно-языковой среде. Цель исследования – выявить изменения в структуре личности человека под влиянием новой культурно-языковой среды. Задачи исследования включают анализ влияния языка на формирование личности, выявление основных изменений в структуре личности в новой культурно-языковой среде, определение специфических методов исследования данной проблемы. Для достижения цели и решения поставленных задач были использованы такие методы, как анализ научной литературы, анкетирование, интервьюирование иностранных граждан, проживающих на территории России не менее трех лет, а также статистическая обработка данных. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что новая культурно-языковая среда оказывает значительное влияние на структуру личности, приводя к изменениям в поведении, стимулируя использование новых языковых средств и формируя новые коммуникативные привычки. Это подтверждает необходимость и значимость изучения данной проблемы для понимания процессов коммуникации и социализации человека в современном обществе.

Тихомиров С.Н., Свинарева О.В., Туфлейкина Н.А., Лопатин Е.А., Лихоткина А.В.
КОНЦЕПЦИЯ КИТАЙСКОГО ПАТРИОТИЗМА И ПРОБЛЕМА ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ

Изучение феномена китайского патриотизма необходимо для совершенствования системы патриотического воспитания в России. Статья направлена на поиск путей реализации указов Президента России от 08.05.2024 №314 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения», от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». В статье проанализированы работы китайских и российских ученых, в которых изучается понятие патриотизма в китайском обществе. Показано, что основными факторами, повлиявшими на формирование концепции китайского патриотизма, являются многотысячелетнее культурное наследие страны, в том числе конфуцианство, а также коммунистическая идеология. Систематизированы и описаны базовые идеи, лежащими в основе концепции китайского патриотизма: идеи великого единения страны, сопротивления внешнему врагу, коллективизма, гуманности и справедливости, нового интернационализма, национальной гордости, китайской мечты / великого возрождения нации. Сравнение содержание понятие «патриотизм» у народа Китая и его лидеров выявило соответствие декларируемой на уровне идеологии государства и его законов интерпретации патриотизма с интерпретацией этого понятия гражданами страны. Раскрыты и охарактеризованы элементы морального сознания китайских граждан. Сравнение содержания концепций китайского и российского патриотизма позволило авторам выявить ряд сходств и различий, сформулировать рекомендации по совершенствованию системы патриотического воспитания в Российской Федерации с учетом опыта Китайской Народной Республики.

Луговская М.Ю.
ОБЗОР РОССИЙСКИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ВЗАИМОСВЯЗИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ

В статье содержится обзор научной литературы, относящейся к исследованиям взаимосвязи жизнестойкости и учебной мотивации и к смежным темам. Выявлен дефицит трудов, а также лакуны, нуждающиеся в дополнительных эмпирических исследованиях, теоретическом осмыслении и генерировании эффективных психологических программ, стимулирующих повышение жизнестойкости и учебной мотивации. Анонсировано проведенное автором статьи собственное исследование жизнестойкости и учебной мотивации, выборкой для которого послужили 207 студентов Международного факультета Байкальского государственного университета. Описаны основные результаты и выводы исследования, изложены перспективы дальнейшего изучения темы, предложен вариант практического применения результатов исследования в работе психологических служб вузов.

Напсо М.Д.
ЭСКАПИСТСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ: СУЩНОСТЬ И ПОСЛЕДСТВИЯ

В статье исследуется проблематика эскапизма, раскрываются условия и факторы, способствующие его возникновению, показывается его востребованность реалиями общества потребления. Эскапизм анализируется как социальный и психологический феномен, имеющий позитивные и негативные смыслы. Дается характеристика разных проявлений эскапизма, раскрываются схожие и отличительные черты реального и виртуального эскапизма. Акцентируется внимание на двойственной природе эскапизма, подчеркивается его социокультурная роль в качестве мотиватора социального поведения. Эскапизм рассматривается как инструмент достижения жизненных целей и как важнейшая поведенческая стратегия. Показывается влияние цифровых технологий на расширение пространства применяемых виртуальных эскапистских практик, исследуется их влияние на когнитивные способности индивида. Раскрываются характеристики гибридного бытия современного человека, обусловленного нерасторжимостью естественного и искусственного миров, процессы формирования фиджитал-реальности, изменяющей мировосприятие человека. Прослеживаются особенности сосуществования и взаимодействия реальных и виртуальных образов, процессы подмены реального иллюзорным. Показывается, как эскапизм способствует расширению пространства индивидуализма, одиночества, конформизма, усложняет процессы, связанные с социализацией и адаптаций к условиям изменяющегося технологического мира. Раскрываются социальные и психологические риски эскапистского мировоззрения и поведения.

Петров В.Е.
ФАКТОРЫ ЭКСТРЕМАЛЬНОСТИ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья посвящена исследованию проблематики факторной детерминации экстремальной добровольческой деятельности. Несмотря на достаточно хорошую проработку различных вопросов волонтёрства (паттерн качеств, мотивация, отбор, становление личности и т.п.), проблематичным является ограниченность публикаций в области экстремального добровольчества, в первую очередь, факторов, сопровождающих экстремально-соучаствующую деятельность. Эмпирическое исследование опиралось на анкетирование и фокусированное интервью. В анкетировании по оригинальной анкете, ориентированной на оценку 25 разнонаправленных факторов, приняло участие 84 представителя силовых ведомств. В фокусированном интервью с 33 участниками специальной военной операции исследовались состояния, которые наиболее часто проявлялись при выполнении задач в экстремальных условиях, и причины их возникновения. Для обработки данных применялись описательная статистика и частотный анализ. В исследовании установлено, что исключительное влияние на деятельность экстремальных добровольцев оказывают следующие факторы: опасность (угроза жизни и здоровью), информационно-психологическое давление, неопределённость и противоречивость соучаствующей деятельности. Помимо этого, психические состояния предопределены повышенной ответственностью за результаты труда, существующими ограничениями в общении с родными или близкими, неуверенностью в будущем и высоким психическим напряжением. Показано влияние факторов экстремальности на соучаствующую деятельность. Исследование ориентировано на развитие гражданского общества, вовлечение людей в решение актуальных социальных и государственных проблем, обеспечение национальной безопасности. Материал статьи направлен на совершенствование психологического сопровождения деятельности экстремальных добровольцев, а также может служить основой разработки субъектной модели и диагностических средств оценки склонности к выбору соучастия в добровольчестве.

Пугачев И.Ю.
НЕОБХОДИМОСТЬ СОПРЯЖЕНИЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ГОСУДАРСТВА С МЕЖДУНАРОДНЫМ РЕЙТИНГОМ СРЕДНЕЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

В статье обобщено и синтезировано содержание аспекта оздоровительно-рекреационного компонента в основных программах физического воспитания России, США, Китая, Объединенных Арабских Эмиратов, Сингапура, Республики Алжир. Актуальность работы детерминирована масштабным ростом отклонений в состоянии здоровья человеческого капитала, тенденцией степенного непрерывного регресса психофизических мульти кондиций детей и подростков. Научно-исторические ретроспекции свидетельствуют о том, что каждое государство на протяжении своего развития, безусловно, имеет трансформацию совершенствования отечественных программ физического воспитания. Однако анализ содержания рейтингов университетов свидетельствует о том, что ни в международных (ARWU; PRSP; QS и THE World University Rankings; Webometrics; SKIMAGO; Leiden Ranking), ни в российских (ВШЭ–2010; Рейтор–2009; Интерфакс-Эхо Москвы–2009–2014; Эксперт-РА–2012–2014 и др.) технологиях оценки отсутствует какой-либо критерий фактора здоровья. Цель: аналитическое прослеживание трансформации взглядов на содержательную транскрипцию здоровьесберегающих положений в программах и концептах ряда государств в сравнении с Российской Федерацией. Гипотеза исследования: предполагалось, что изучение и сопоставление программ физического воспитания и оздоровительно-рекреационных положений для населения различных государств позволит определить основные тенденции их направленности и уязвимые аспекты реализации в мировой наукоёмкости. Помимо Интернет-источников, сопоставительный анализ акцентированно реализовывался непосредственно в естественных условиях школьной среды, при реализации планирования и проведения учебных курсов в трех средних школах региона Типаза Республики Алжир и гимназии № 628 Красногвардейского района Санкт-Петербурга. Результатами установлено, что КНР имеет благоприятную тенденцию оздоровительной эволюции с учетом современной транскрипции взглядов преломления в практику реалии. Оздоровительно-рекреационный контент направленности системы физического воспитания в Объединённых Арабских Эмиратах сегодня представлен четырьмя преимущественными кластерами. Здравоохранение Сингапура признано одним из наиболее действенных в мире. Об этом говорит средняя продолжительность жизни в стране – 83,2 года. У России имеют место достижения в сфере колоссальной истории подготовки Олимпийских чемпионов, в сфере Великих побед в различных войнах, но по факту – оздоровительный компонент в Алжирской Республике и ряде других рассмотренных нами стран, более предпочтителен. Это вызывает необходимость более глубокой детализации причин.

Роганова А.Е., Константинов В.В.
ДИНАМИКА ОТНОШЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПРИНИМАЮЩЕГО НАСЕЛЕНИЯ К БЕЖЕНЦАМ И ВЫНУЖДЕННЫМ ПЕРЕСЕЛЕНЦАМ

Статья посвящена актуальной проблеме изучения, детерминантов отношения представителей принимающего населения к беженцам и вынужденным переселенцам. В работе приведены результаты исследования, в котором мы выявили массовые представления о социальных и экономических рисках входящей миграции, мы проанализировали установки принимающего населения по отношению к беженцам и вынужденным переселенцам. По результатам исследования было выявлено, что отношение принимающего населения к беженцам и вынужденным переселенцам значительно зависит от текущих экономических и политических реалий страны. И от того, как о беженцах сообщают СМИ, а также от личного опыта взаимодействия с ними или информации, полученной через медийные каналы, что сильно влияет на формирование дружелюбного или враждебного отношения к этим людям. Чтобы изучить динамику отношения представителей принимающего населения к беженцам и вынужденным переселенцам с 2021 по 2023 год, нами была применена методика Басса-Дарки для исследования агрессивных и враждебных реакций. Для обработки полученных данных использовался t-критерий Стьюдента. Были зафиксированы заключительные различия в показателях агрессивности между гражданами, проживающими более трех лет и коренными жителями.

Константинов В.В., Саткангулова Г.Ж.
ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЖИТЕЛЕЙ ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ И КАЗАХСТАНА

В статье представлены результаты эмпирического исследования социально-психологических особенностей этнической идентичности жителей приграничных регионов России и Казахстана. Приведены результаты теоретического анализа социально-психологических и социологических исследований этнической идентичности, обусловленной особенностями проживания на той или иной территории. Дается обоснование для исследования социально-психологических особенностей этнической идентичности, обусловленных типом проживания (диффузным и компактным). Авторы раскрывают результат анализа полученных в ходе исследования эмпирических данных, характеризующих ценностные ориентации, этническую идентичность и социальную дистанцию жителей приграничных регионов России и Казахстана. Приведены данные социально-психологического опроса, направленного на изучение отношения к этнической принадлежности, межэтническим отношениям в ситуации коронавируса и цифровизации.

Титова О.И.
ОТНОШЕНИЕ К СОЦИАЛЬНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ: ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОМПОНЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ КОНКУРЕНЦИИ И ПАРТНЕРСТВА

Статья содержит результаты разработки эмпирической модели отношения к социальному взаимодействию и оценки ее эмпирической пригодности. Актуальность исследования связана с малой изученностью социального взаимодействия в силу трудностей его измерения и научного описания. Цель: выделить структурные компоненты отношения к социальному взаимодействию и описать их место применительно к разным типам конкуренции и партнерства. Отношение к социальному взаимодействию изучалось методом опроса на основе совокупности параметров: эмоциональность рациональность, ориентация на свои цели – ориентация на других людей, осознанность – спонтанность, доминирование – подчинение, принципы взаимодействия, частота конкуренции и партнерства, инициативность – реактивность, сдержанность – непосредственность, следование принципам – ситуативность, оценка по статусу – оценка по поступкам и другие. Математико-статистические методы включают факторный анализ по методу главных компонент с вращением Varimax и конфирматорный анализ (IBM SPSS Amos 27.0). Выборка: 286 человек (25,5% мужчин, 64,7% женщин, 0,3% отнесли себя к «третьему» полу, 9,4% свой пол не указали; возраст от 18 до 70 лет). По результатам исследования в структуре отношения к социальному взаимодействию выделены 12 компонентов: принципы и правила в партнерстве; подчинение и безынициативность; конкуренция и доминирование; непосредственность; принципиальность; эгоцентричность; конкретность; взаимосвязанность взаимодействия в разных сферах; саморегуляция и самоорганизация; соревновательность; прагматичность; спланированность. Показатели по 6 индексам доказывают эмпирическую пригодность модели отношения к социальному взаимодействию, включающей указанные компоненты. В технико-экономическом партнерстве наиболее значимы компоненты «прагматичность» и «спланированность», а в личностно ориентированном партнерстве – «принципы и правила в партнерстве», «конкретность» и «саморегуляция и самоорганизация». В конкуренции за ресурсы наиболее значимы «эгоцентричность», «прагматичность», а в конкуренции-соревновании за личные достижения наиболее значимы компоненты «конкуренция и доминирование», «непосредственность», «соревновательность».

Токмачева М.А.
КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД К ГРАММАТИКЕ В АУТЕНТИЧНЫХ УЧЕБНИКАХ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА

В рамках данного исследования предпринята попытка обнаружить взаимосвязь между коммуникативным подходом к обучению грамматике французского языка и его практическим воплощением в современных учебных изданиях. В качестве материалов исследования выступают аутентичные учебники французского языка начального уровня для взрослой аудитории пяти наиболее популярных издательств: CLÉ International, Hachette, Didier, Maison des langues, Ellipses. Основным методом исследования является сравнительный анализ. Критериями, на которых построено сравнение, являются методы обучения грамматики. Обнаружение применяемых в учебниках имплицитного и эксплицитного, дедуктивного и индуктивного методов показало, что авторы при подаче грамматического материала преимущественно реализуют схему «идентификация – концептуализация – применение», что способствует развитию коммуникативных навыков, активизирует самостоятельное мышление и побуждает учащихся к исследовательской деятельности. Такая методика обучения в полной мере соответствует принципам коммуникативного подхода и обладает рядом преимуществ: мотивирует учащихся, вовлекает в речевое взаимодействие, превращает изучение грамматики в увлекательный процесс. Сопоставление подачи одинаковых грамматических тем показало, что из пяти отобранных учебных изданий наиболее удачно составленными с точки зрения реализации коммуникативного подхода являются учебники Alter Égo издательства Hachette и Édito издательства Didier.

Аипова М.М., Фомина Н.А.
ПРОВЕРКА УСПЕШНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В статье кратко обоснована необходимость и важность формирования нравственного сознания личности, т.е. ее представлений о добре и зле, долге, совести, справедливости, чести и достоинстве, свободе и ответственности, счастье и смысле жизни, нравственном идеале; ценностей и нравственных качеств, которые формируются под влиянием внешних и внутренних факторов и предопределяют характер нравственных отношений с миром, нравственную позицию, поступки, поведение и развитие личности в целом, особенно в современном обществе. Раскрыты особенности использования в вузе современных технологий (аудиовизуальных, обучения в сотрудничестве, методов беседы, дискуссии, проектов, кейсов, видеометода, познавательных игр, самостоятельной работы и других) не только для передачи профессиональных знаний и развития компетенций, но и формирования важнейших свойств и качеств личности студентов вуза как субъектов образовательной среды. Обращено внимание на дидактическую ценность использования в процессе обучения студентов иностранному языку дискуссии как разновидности активных технологий, которая позволяет организовать уместное, логичное, продуктивное рассуждение, аргументацию и отстаивание собственной точки зрения на морально-нравственные темы в процессе полилога и выступает в качестве эффективного психолого-педагогического условия для формирования у них коммуникативных свойств, навыков и умений, аналитического мышления, а также различных составляющих нравственного сознания — отношения к нравственным нормам, нравственного самоопределения и установок, ценностей, личностной ответственности. Описаны положительные результаты использования технологии дискуссии в процессе работы со студентами вуза по авторской Программе развития их нравственного сознания, продемонстрировавшие позитивную динамику в нравственном самоопределении студентов, их отношении к соблюдению нравственных норм; изменения индивидуальной системы ценностных ориентаций за счет повышения значимости ценностей общения и взаимопомощи, социальной активности, познания; усиление потребности студентов в труде, получении реальных его результатов, помощи окружающим при снижении ориентации на эгоизм и деньги, а также увеличение силы и устойчивости стремлений к проявлению и развитию ответственного поведения, положительных стенических переживаний, расширение ее целевых и мотивационных оснований при уменьшении эмоционально-личностных трудностей. Результаты исследования могут быть использованы вузовскими педагогами при обучении иностранному языку и педагогической психологии, а также психологами в процессе сопровождения и воспитания личности студентов.

Борнеман Е.П.
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ: ИЗЫСКАНИЯ И ВЫВОДЫ (НА ПРИМЕРЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ГОСТИНИЧНОГО СЕРВИСА)

В статье представлены результаты опытно-экспериментальной работы по формированию профессионального самоопределения студентов – будущих специалистов гостиничного сервиса. Особенность профессии «специалист гостиничного сервиса», ее широко трактуемый функционал, определил цель настоящего исследования – формирование устойчивого самосознания студентов в будущей профессиональной деятельности, определение приоритетных траекторий развития, выявление профессионально значимых качеств личности. Актуальность темы исследования определяется государственным заказом на увеличение количественного и качественного кадрового ресурса для туристской отрасли, что отражено в речи главы государства на совещании с членами правительства и губернаторами в марте 2024 г., посвященной планам развития в стране внутреннего туризма, где была поставлена задача «увеличить уже в горизонте текущего десятилетия вклад внутреннего туризма в ВВП страны вдвое – до 5%». А также закреплено в Стратегии развития туризма до 2035 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации в 2019 г. Вместе с тем, Федеральная служба государственной статистики приводит данные о трудоустройстве выпускников вузов по направлениям подготовки «Гостиничное дело», «Туризм» и «Сервис», из которых следует, что чуть больше половины молодых специалистов находят работу по профилю. Это, в свою очередь, может свидетельствовать о потере интереса к профессии во время учебы и/или недостаточном уровне полученных знаний, умений и навыков. Методологию исследования составили положения общей теории обучения и воспитания, теории о единстве личности и деятельности, основы личностно-ориентированного подхода к образовательному процессу. Методами исследования были определены анализ психолого-педагогической и методологической литературы по теме исследования, анкетирование, психолого-педагогическое тестирование, статистическая обработка экспериментальных данных. Результатом настоящего исследования стал обоснованный вывод о необходимости включения в образовательный процесс личностно-ориентированных технологий с целью формирования устойчивого профессионального самоопределения студентов – будущих специалистов гостиничного сервиса.

Гребенников Е.К., Савельев С.Н., Козак А.В., Гребенникова И.Н., Суботялов М.А.
ПОКАЗАТЕЛИ СИЛЫ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ КУРСАНТОВ ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КУРСА ОБУЧЕНИЯ

В статье представлен анализ силы нервных процессов курсантов – будущих диспетчеров управления воздушным движением в зависимости от курса обучения. Использовалась методика «теппинг-тест», приведены поинтервально первичные данные, рассчитан коэффициент силы нервной системы и индекс выносливости отдельно для правой и левой рук. Определен коэффициент моторной асимметрии. Исследование проводилось при помощи аппаратно-программного комплекса «НС-ПсихоТест» (ООО Нейрософт). Анализ результатов позволил заключить, что средние значения курсантов определяются как промежуточный тип кривой работоспособности, соответствующий средне-слабой силе нервной системы, однако динамика изменения темпа различна в зависимости от курса обучения. Отмечены достоверные различия в темпе в некоторых интервалах.  Положительное значение коэффициента моторной асимметрии во всех обследуемых группах свидетельствует о незначительном преобладании активности ведущей правой руки, в то время как индекс выносливости выше у ведущей левой руки. Данные статьи могут быть использованы с целью определения утомления и переутомления у курсантов, а также для определения моторной асимметрии.

Маврина И.А., Жданов С.В.
КОМАНДНО-ТАКТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА

Новые реалии политической ситуации в мировом пространстве, обусловившие изменения военно-политической обстановки вокруг Российской Федерации, влекут за собой необходимость развития системы военного образования в Российской Федерации, способной на качественно новой основе, к осуществлению подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих командно-тактическим мышлением. Военно-профессиональные компетенции, заложенные в образовательных стандартах военного образования, требуют от курсантов – будущих офицеров формирования специфических личностно-профессиональных качеств (долг, ответственность, целеустремленность, честность и др.) и психофизиологических свойств (эмоциональная устойчивость, уравновешенность, активность, память, внимание, мышление, воображение, наблюдательность, интуиция и др.), основой которых становится военно-профессиональное мышление, детерминированное такими видами как практическое, тактическое, командное и специфический вид мышления – командно-тактическое. В качестве методологии поиска оснований для обоснования методов исследования командно-тактического мышления в статье предложен системный подход, который устанавливает теоретические рамки систематизации видов мышления и выделения признаков, определяющих их связи с военно-профессиональным мышлением будущего офицера. Базовым элементом обоснования понятия «командно-тактическое мышление» выступает связка понятий: «тактическое мышление» – «командная деятельность» – «командное мышление». Новизной обладает понятие «командно-тактическое мышление», рассматриваемое как интегративное личностное новообразование, отражающее активный процесс специфической мыслительной деятельности, приводящий к развитию уникальной способности осуществлять новое авторское трактование имеющихся приемов и способов управления подразделением в различных условиях служебно-боевой обстановки. Результаты статьи могут быть использованы в процессе разработки рабочих программ дисциплин в рамках образовательного стандарта военного образования.

Захарова Н.Л., Кундас К.С., Кучарин А.Е.
ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТАМИ НАПРАВЛЕНИЯ «ПСИХОЛОГИЯ»

Изложены результаты теоретико-эмпирического исследования психологических особенностей личности, характерных для студентов с различным уровнем достоверности прогнозирования агрессивного поведения других лиц, а также анализ взаимосвязей между индивидуально-психологическими характеристиками студентов направления «Психология» с различным уровнем прогнозирования. На основе анализа теоретических и прикладных работ по проблеме определяются понятие и личностные детерминанты прогнозирования агрессивного поведения. Прогнозирование рассматривается как универсальный механизм психической организации человека, проявляющийся в виде модели будущего. Выдвинуто предположение о том, что существуют различия индивидуально-психологических характеристик личности с разным уровнем достоверности результатов прогнозирования. Представлены результаты пилотажного эмпирического исследования, выполненного на выборке (N = 35, в возрасте от 18 до 23 лет) студентов, обучающихся по направлению «Психология», с применением Пятифакторного опросник личности, 5PFQ (адаптация А.Б. Хромова), опросника Кеттела, теста «Когнитивно-деятельностный стиль» (Л. Ребекка), описательной статистики, сравнительного и корреляционного анализов. Выявлены основные психологические особенности, выступающие условием для развития прогностического потенциала личности. Доказывается наличие связи между уровнем достоверности прогнозирования студентом агрессивного поведения и его когнитивно-деятельностным стилем. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован при разработке тренингов развития прогностических способностей студентов – будущих психологов.

Истомина Е.В.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ПОДРОСТКОВ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ

В статье представлены основные результаты эмпирического исследования психологической готовности к профессиональному самоопределению подростков с церебральным параличом. В статье раскрываются проблемы, возникающие у старших школьников с церебральным параличом в выборе профессий, данные проблемы связаны с их особенностями, которые необходимо учитывать при профессиональном самоопределении и профориентации. В исследовании приняли участие 50 подростков с церебральным параличом средней и тяжелой степени, по шкале GMFS 4-5 уровень двигательных нарушений, в возрасте от 14 до 18 лет (М=15,7). Исследование проводилось в образовательном учреждении общего образования, ГБОУ Центр «Динамика» Адмиралтейского района Санкт-Петербурга. Исследование осуществлялось с помощью методик: «Опросник готовности к выбору профессии» Успенского В.Б., «Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)» Е. А. Климова, «Матрица выбора профессии» Г.В. Резапкиной, «Личностный опросник» Г. Шмишека, тест темперамента Г.Ю. Айзенка, анкета для оценки готовности учащегося к выбору профессии с учетом особенностей организма и состояния здоровья. Исследовались параметры: 1) Готовность к выбору профессии; 2) Предпочитаемые виды трудовой деятельности; 3) Личностные особенности старшеклассников, способные оказать влияние на профессиональное самоопределение. Целью проведенного исследования является установление готовности старших школьников с церебральным параличом к выбору профессии, соответственно особенностей здоровья и их личностных характеристик, для составления индивидуальных рекомендаций. В статье анализируются особенности профессионального самоопределения, взаимосвязь между личностными особенностями подростков и выбором профессии. Выявлено, что для подростков с церебральным параличом, обучающихся в ГБОУ Центр «Динамика», характерен положительный настрой на профессиональное будущее, достаточно высокий уровень психологической готовности к профессиональному самоопределению, приоритетными направлениями в выборе профессии являются области «человек – человек», «человек – знаковая система» и «человек – художественный образ», поверхностные знания об особенностях профессиональной деятельности и личностным противоречиям типам избираемой профессии. Результаты исследования показали, что в большинстве средний и высокий уровень готовности к выбору профессии, позволяет с уверенностью говорить о возможности старшеклассников с церебральным параличом делать самостоятельный и осознанный выбор будущей профессии. Подростки имеют представление о том, чем бы хотели заниматься. Отмечается взаимосвязь между личностными особенностями (темперамент, сила нервной системы, и т.д.) со способностью подростков с ЦП делать осознанный целенаправленный выбор профессии. Возможности здоровья и ограничения подростков часто противоречат избираемым видам деятельности и профессии, не все знают противопоказания к выбираемому виду деятельности. Выявленные личностные характеристики снижают профессиональные способности подростков с ЦП, что является уязвимым местом и отрицательно отражаются на профессиональном самоопределении при высокой психологической готовности к профессиональному выбору.

Караяни А.Г.
ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИЙ РОСТ У УЧАСТНИКОВ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ:
ЕСТЬ ПОВОД ДЛЯ ОПТИМИЗМА

В статье анализируются психологические последствия участия военнослужащих в боевых действиях. Показывается, что эти последствия не исчерпываются психическими расстройствами. Выделяется три вида психологических последствий войны для ветеранов: 1) посттравматический рост, 2) совладание с психотравмой и 3) посттравматическое стрессовое расстройство и другие психологические расстройства. Анализируются научные подходы к пониманию сущности, факторов и психологических механизмов посттравматического роста. Описывается феноменология посттравматического роста у участников боевых действий. Даётся классификация проявления посттравматического роста.

Рушина М.А., Ториалай А.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УВЕРЕННОСТИ РАБОТАЮЩИХ И НЕРАБОТАЮЩИХ ЖЕНЩИН

В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного выявлению психологических особенностей уверенности работающих и неработающих женщин. В связи с серьезностью проблемы конкурентоспособности женщин на рынке труда, а также с недостаточной освещенностью в психологии проблемы уверенности женщин в профессиональной деятельности нами был поднят данный вопрос к изучению. От уверенности, как одного из базовых свойств личности очень многое зависит. В данном случаем уверенность помогает человеку реализовываться, занимать определенную жизненную позицию. Уверенность нужна женщине как при устройстве на работу, так и при воспитании детей. Это подтверждают результаты проведенного исследования. Обе группы женщин, как работающие, так и неработающие, демонстрируют средний уровень уверенности. Однако более детальный анализ показал, что работающие женщины, проявляющие большую уверенность в себе в различных ситуациях, обладают более высокими способностями принимать решения в сложных ситуациях и контролировать свои действия. Кроме того, их процесс принятия решений сопровождается более положительными эмоциями. Эти результаты указывают на важность уверенности в себе для успешного функционирования в рабочей среде. Дальнейшие исследования в данной сфере могут углубить понимание влияния уверенности на профессиональные и повседневные аспекты жизни женщин.