РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
Конюхов К.Р.
РОЛЬ ГОРОДСКИХ ОБЩИН НА РУСИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ БОРЬБЕ СЕРЕДИНЫ XII ВЕКА
Аннотация
Статья посвящена взаимоотношениям княжеской власти и городских общин в условиях феодальной войны середины XII века. Отмечается, что городские корпорации Южной Руси стали активными субъектами внутренней политики Древнерусского государства: заключали взаимообязывающие договора с княжеской властью, участвовали в дипломатических переговорах, приглашали и изгоняли князей, организовывали заговоры. Заложенные в тот период традиции оказали значительное влияние на развитие политического строя Российского государства.
Байбакова Л.В., Мануков С.С.
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ ЭКС-ПРЕЗИДЕНТА ТЕОДОРА РУЗВЕЛЬТА
В 1912 Г. КАК ВЫЗОВ ДВУХПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЕ США
Аннотация
Предметом исследования является участие экс-президента США Т. Рузвельта в выборах 1912 г., ознаменовавших пик реформистского общественно-политического движения, известного под названием «прогрессизм». Бывший глава государства, недовольный непоследовательным курсом своего преемника У. Тафта (1909-1913 гг.), решил баллотироваться на третий срок в качестве президента страны от созданной им же прогрессистской партии. Его выдвижение в качестве кандидата свидетельствовало о наличии в стране ряда злободневных проблем, которые не смогли решить обе правящие партии. В работе рассмотрены причины такого решения политика, вызванного расколом республиканской партии на два противоборствующих лагеря – консерваторов и радикалов (прогрессистов). Автором убедительно показано, что первый период избирательной кампании (с февраля по июнь) отмечен противостоянием Рузвельта с потенциальными соперниками (действующим президентом У. Тафтом и прогрессивно настроенным сенатором Р. Лафоллетом), а второй этап (с июня по ноябрь) ‒ институционализацией новой третьей партии. Ее программа, написанная в русле «нового национализма», предполагала расширенное участие государства в жизни общества, государственное регулирование монополий, введение основ системы страхования, переход от представительной к прямой демократии. Помимо острой внутрипартийной борьбы, Рузвельту пришлось столкнуться с выдвиженцем демократов В. Вильсоном, чья программа имела много общего с его предложениями. Из-за раскола республиканской партии экс-президент проиграл, а Вильсон одержал победу с небольшим перевесом. Тем не менее, избирательная кампания Рузвельта 1912 г. оказала большое влияние на эволюцию партийно-политической системы США, способствуя взятию на вооружение основными политическими силами программных установок прогрессистской партии, касавшихся отношений между трудом и капиталом, построения социального государства и демократизации институтов власти.
Гувакова Е.В.
О КЛАДБИЩЕНСКОМ ДОХОДЕ МОНАСТЫРЕЙ МОСКВЫ НАКАНУНЕ РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА
Аннотация
В статье рассматривается доход нескольких московских обителей от кладбищ, которые быстро позволяли им улучшать условия жизни, строить новые храмы, и вкладывать средства в банки и недвижимость. Несмотря на широко распространенное мнение, что основной доход российские монастыри получали от продажи свечей, исследования показали, что сдача в наем недвижимости, реже банковские доходы, а для ряда монастырей – продажа могильных мест, оказывались самым прибыльным делом.
РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКСНОЕ ПОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
Бабичев И.В.
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНЫХ КОМАНД В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОМ СПОРТЕ
Аннотация
Основная задача, решаемая в рамках настоящего исследования – определение основных особенностей психологической подготовки спортивных команд в детско-юношеском спорте, с точки зрения решаемых задач, используемых методов и обеспечения необходимых условий такой подготовки. Реализация данной задачи позволяет уточнить содержание психологической подготовки применительно к детским и юношеским спортивным командам. Исследование проводилось с помощью теоретического анализа существующих в современной психологии представлений о проблеме психологической подготовки спортивных команд. В результате проведенного исследования определено, что особенной задачей психологической подготовки спортивных команд в детско-юношеском спорте является развитие определенных спортивно важных качеств, необходимых для наилучшего взаимодействия игроков в команде: коммуникативных качеств, эмпатии и пр. Кроме того, выделены особенные задачи психодиагностики для командных дисциплин, среди которых, определение уровня сплоченности команды, особенности социально-психологического климата внутри нее и выявление потенциальных лидеров. В качестве особого условия для эффективной психологической подготовки спортивных команд определено наличие в структуре психологической компетентности тренера знаний в области социальной психологии. Полученные результаты позволяют дополнительно конкретизировать практические аспекты работы психолога в детских и юношеских спортивных командах.
Бокова О.А., Мельникова Ю.А., Кузеванова А.А.
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В РАМКАХ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ
Аннотация
В статье рассмотрены подходы к пониманию «общероссийской гражданской идентичности» и проблеме ее формирования, раскрывающиеся в отечественных научных исследованиях, значимые для анализа дополнительных образовательных общеразвивающих программ с инклюзивным компонентом художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, естественнонаучной, социально-гуманитарной направленностей, разработанных в общеобразовательных организациях Алтайского и Красноярского края, Омской, Новосибирской, Томской, Свердловской и Челябинской областей. Раскрыты возможности формирования общероссийской гражданской идентичности и ее компонентов у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Обобщая полученные результаты, авторы статьи обозначают, что дополнительное образование с инклюзивным компонентом обеспечивает укрепление гражданского единства и согласия на основе объединяющей роли традиционных ценностей и содействует воспитанию уважения к ним. Вместе с тем, подчеркивается, что содержание проанализированной учебно-методической документации не всегда в полной мере отражает специфику формирования общероссийской гражданской идентичности у обучающихся указанной категории. Данный факт обуславливает необходимость разработки и реализации содержания дополнительных образовательных программ, отвечающего интересам, потребностям и возможностям детей с нарушениями психофизического развития.
Замолоцких Е.Г., Лихачева Э.В., Огнев А.С.
СУБЪЕКТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ У МОЛОДЕЖИ ДЕЯТЕЛЬНОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ ДЕСТРУКТИВНОМУ ИНФОРМАЦИОННОМУ ДАВЛЕНИЮ
Аннотация
В статье показано, как можно добиться интеграции в типичный для отечественных вузов учебный процесс образовательного модуля, направленного на деятельное противостояние деструктивному информационному давлению за счет его построения на базе отечественной теории деятельности, теории и практике контекстного обучения, субъектогенетического подхода к организации и реализации различных видов психолого-педагогической практики, методе планомерно-поэтапного формирования умственных действий. Отмечено, что такой образовательный модуль существенно выигрывает в плане продуктивности формируемых с его помощью компетенций, если в корректировке его содержания принимают участие сами студены и, если в контактных занятиях активно применяются различные формы мультимодального игрового моделирования, а также средства инструментальной когнитивистики. Кроме того, обращается внимание на то, что создание за счет современных цифровых технологий условий для обмена студентами своими достижениями не только в ходе контактных занятий, но и за их пределами, способствует закреплению навыков противостояния деструктивному информационному воздействию еще и путем образования консолидированных сообществ единомышленников.
Кудинов С.С., Короткова С.А.
ВЗАИМОСВЯЗЬ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ У ПОДРОСТКОВ
Аннотация
Исследование взаимосвязи стилей семейного воспитания и психологического здоровья и подростков представляет собой актуальную проблему, обусловленную значительным влиянием семейной среды на формирование психологических аспектов личности подростков. Семейное воспитание становится ключевым фактором в когнитивном и эмоциональном развитии подростков, и исследование данной взаимосвязи имеет критическое значение для углубленного понимания долгосрочных и немедленных последствий различных стилей воспитания. В современном обществе, где подростки сталкиваются с разнообразными вызовами и стрессами, такими как социокультурные изменения, тревожность, депрессия, идентификационные кризисы и т. д., важно понимать, как семейные структуры и методы воспитания могут оказывать воздействие на их психологическое благополучие. Этот аспект становится более актуальным, поскольку семья, как первичная социальная структура оказывает воздействие на психологическое состояние и адаптацию подростков в сложных современных условиях. Следовательно, исследование взаимосвязи стилей семейного воспитания и психологического здоровья подростков представляет собой актуальную задачу, ориентированную на выявление основных механизмов и факторов, влияющих на психологическое здоровье подростков в контексте их семейного окружения. Данное исследование может содействовать более точному выявлению факторов, которые способствуют или нарушают психологическое благополучие подростков, что, в свою очередь, может обеспечить базу для разработки более эффективных программ воспитания и поддержки семей, направленных на улучшение качества психологического развития подростков в современном обществе. В исследовании приняло участие 138 человек. 69 учащихся младшего юношеского возраста (13–16 лет) и 69 родителей. В рамках проведённого была достигнута основная цель, направленная на выявление взаимосвязей между стилями семейного воспитания и психологическим здоровьем подростков. Исследование включало в себя анализ родительского отношения и выраженность компонентов ПБ среди подростков.
Луговская М.Ю.
К ВОПРОСУ О СИНЕРГЕТИЧЕСКОМ ХАРАКТЕРЕ ФЕНОМЕНА ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ
Аннотация
В статье предпринято осмысление психологического феномена жизнестойкости посредством детального анализа исследовательских работ в этой области, созданного за последние несколько десятилетий. Обзор теоретических и практических наработок в области изучения жизнестойкости позволил выявить синергетический характер жизнестойкости – ее способность к образованию многочисленных положительных корреляций с другими психологическими феноменами личности человека, создающими положительно направленную личность. В статье анализируются многочисленные работы, связанные с этим свойством жизнестойкости. Данная статья представляет библиографический интерес для ученых, которые продолжат развивать теорию и практику исследований жизнестойкости. В конце статьи предлагаются направления для дальнейших разработок в теории жизнестойкости.
Кудинов С.С., Мишра М.
ОСОБЕННОСТИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬЮ БРАКОМ У СУБЪЕКТОВ С МЕЖПОЛУШАРНОЙ АСИММЕТРИЕЙ
Аннотация
Статья содержит результаты эмпирического исследования, описывающие особенности удовлетворенностью браком субъектов с межполушарной асимметрией. Актуальность исследования обусловлена тем, выступая как значимая характеристика субъекта, межполушарная асимметрия может сказываться на его активности и поведении. Имеются данные о том, что лица с более активным левым полушарием обычно более аналитичны и склонны к рациональному подходу к принятию решений, в то время как люди с более активным правым полушарием обычно более эмоциональны и склонны к интуитивному подходу. К настоящему времени практически отсутствуют исследования, в рамках которых рассматривается соотношение межполушарной асимметрии и особенностей брака. Сегодня многие люди ставят личные интересы и удовлетворение своих потребностей выше, чем сохранение отношений в браке. Нарастание экономических проблем и безработицы также оказывает негативное влияние на браки, приводя к конфликтам и разводам. Рост числа одиноких людей, увеличение числа разводов и уменьшение числа заключаемых браков – все это указывает на то, что брак как институт находится в кризисе. Поэтому исследование особенностей удовлетворенности браком у субъектов с межполушарной асимметрией может помочь понять, как эта асимметрия влияет на отношения в браке. Также это исследование может помочь выявить, какие факторы влияют на удовлетворенность браком у людей с различной межполушарной асимметрией, что может быть полезно для создания программ и методов, направленных на повышение качества отношений в браке. В качестве теоретико-методологической основы исследования обозначенной проблемы выступил системный подход, концепции удовлетворенности браком, эмпирические исследования по проблеме удовлетворенности браком: (З.И. Айгумова, Ю.Е. Алешина, М. Боуэн, М.А, Григорьева, Т.А. Гурко, Р. Зиндлер, С. Кратохвил, Г. Навайтис, А.В. Сысенко, А.Г. Харчев, Дж. Урли, Л.Б. Шнайдер и др.), а также положения о том, что межполушарная функциональная асимметрия как фундаментальная закономерность работы мозга определяет характеристики психических состояний, особенности деятельности (Н.Н. Брагина, Т.А. Доброхотова, П.Н.Ермаков, Д.А. Фарбер, Е.Д. Хомская и др). Для определения удовлетворенности браком были использованы «Опросник удовлетворенности браком» В.В. Столина, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко, методика «Общение в семье» Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана, Е.М. Дубовской. Для диагностики особенностей межполушарной асимметрии был использован банк тестов С.Г. Александрова (предложенный на основе методик Н.Н. Брагиной, Т.А. Доброхотовой, Э.М. Казина, М.Г. Князевой и т.д.) для расчёта индивидуального профиля функциональной межполушарной асимметрии головного мозга. Результаты исследования на выборке в 82 человека из которых 41 женщина и 41 мужчина на момент исследования, состоящие в браке от трех до пяти лет, с последующим математико-статистическим анализом позволили выявить взаимосвязи у групп субъектов с разными типами доминирующего мышления дают право заключить о наличии особенностей удовлетворённости браком в зависимости от типа ведущего полушария. Полученные эмпирические данные доказывают то, что существуют отличительные особенности удовлетворенности браком у лиц с межполушарной асимметрией. Также у субъектов с доминированием правого полушария более низкий уровень удовлетворенности браком вследствие функциональной специализированности полушарий головного мозга.
Некрутов С.С.
ЭТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ПРОЦЕССА ВОЕННО-СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Аннотация
В статье поднимаются дискуссионные вопросы соотношения педагогической этики и практико-ориентированности военно-спортивной подготовки, а также философские вопросы формирования у подрастающего поколения мировоззренческих ценностей в условиях возрастающего противостояния России и коллективного Запада как противоборства этико-философских подходов.
Пешехонов А.М.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
В статье рассмотрены взгляды преподавателей и студентов российских высших учебных заведений на такую важную проблему современного общества, как эколого-ориентированность человечества, сохранение природных богатств и защита окружающей среды от негативного воздействия техногенных факторов. В рамках работы изучаются уже существующие исследования по тематике опроса студенческой молодёжи об их отношении к экологии, а также проводится диагностика сформированности экологических взглядов преподавательского состава и обучающихся Тамбовского государственного университета имени Гавриила Романовича Державина. Особое внимание уделено определению уровня экологической компетентности преподавателей, их отношению к проблеме экологического образования студентов, к саморазвитию эколого-ориентированных умений и навыков с целью передачи данных знаний будущему поколению. Акцент, в частности, делается на том, что наличие у педагогического состава учебного заведения экологических взглядов, прямо определяет уровень сформированности экологической культуры обучающихся. В связи с этим, в рамках статьи осуществляется доказательство гипотезы, согласно которой, экологическая компетентность педагогов положительно влияет на уровень сформированности экологической культуры студентов. Обладая личностными ориентациями на поддержание и защиту окружающей среды, преподаватели, тем самым, благоприятным образом прививают данные экологические принципы своим студентам, развивая в них эколого-ориентированные волонтерские навыки, стремление к сохранению биологического разнообразия и защите природы.
Пупков П.В., Никишов С.В., Дергачев И.А., Пугачев И.Ю.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОЦЕНКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНО-МОТОРНЫХ И ПРОПРИОЦЕПТИВНЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Аннотация
В статье, представленной по номенклатуре специальности 5.8.4 (педагогические науки), обоснован подход выявления валидной структуры биометрических признаков и построения концепта искомого уравнения регрессии. Проблемная ситуация проявляется в том, что с одной стороны, содержание основных модулей программы физической культуры в вузе имеет четкую унификацию, как по количеству используемых разделов предмета обучения, так и по их часам в семестре и годовом цикле, с другой стороны, – имевшая место индивидуальная траектория обучения предполагает выбор самим учащимся вариантов реализации занятий, но недостаточно обоснован механизм рекомендации педагогом паритета направленности тренировок с учетом особенностей состава группы, биометрического сопоставления научных данных. Эффективность процесса моделирования подтверждена научными изысканиями А. И. Годика (1980), Н. К. Агабекова и др. (2021), А. Л. Юрченко и др. (2022), И. И. Горбикова и др. (2022), В. З. Яцыка и др. (2022), O. E. Ponimasov et al. (2023), M. Arnando et al. (2024), T. Alawamleh, W. Alkasasbeh (2024), M. Krzysztofik et al. (2024), M. Szymanek-Pilarczyk, M. Nowak, Ja. Wasik (2024). Цель: изучение фактического психофизического состояния (в том числе и входящих в эту дефиницию психофизических мульти кондиций) искомых респондентов; прогнозируемое обоснование и разработка модельно-целевых характеристик физической подготовленности курсантов и студентов для использования их в процессе индивидуальной работы по повышению уровня развития двигательных качеств. Гипотеза исследования: предполагалось, что разработка индивидуально доступных норм развития двигательных качеств в процессе создания математической модели в виде уравнений регрессии, в которых в качестве переменных используются переменные психофизического мульти состояния исследуемой группы обучающихся, включенные в модели, позволяют влиять на уровень качественного развития в процессе физического воспитания; оперируя такими моделями, можно вносить существенные коррективы в практику процесса физического воспитания. Использовались методы: теоретический анализ и обобщение; тестирование; моделирование; ретроспективный анализ; сжатия информации; математическое прогнозирование; биометрия; перекрёстный педагогический эксперимент. Организация исследования. Перекрёстный педагогический эксперимент задействовал три гетерогенные группы обучающихся трёх вузов (двух вузов силовых структур – МФД РФ и Краснодарского высшего военного училища им. С.М. Штеменко, готовящего специалистов по защите информации для всех видов и родов войск Вооружённых сил РФ; Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина). Использован системный подход, включающий результаты, полученные с применением факторного, корреляционного и регрессионного анализов. Результаты. Уравнение регрессии – математическая модель физической подготовленности обучающихся, обоснованно включает в себя переменные (показатели), на которые можно целенаправленно воздействовать в процессе физического воспитания. Самый большой «k» множественной корреляции равносилен 0,787 → регрессионное уравнение: У = 17,08+0,89 Х3-0,021 Х7-0,0132 X6, где, Х3 → Х7 – рейтинг входящих структурно-гомогенных компонентов. Выводы и заключение. Аутентичной системой контроля должен выступать ежедневный персональный контроль сердечного ритма методом блиц-анализа индекса напряжения регуляторных систем с градацией: 86,2 ÷ 120,5 усл. ед. – для лиц со средним уровнем физических кондиций; для лиц с низким уровнем физического состояния – 48,3 ÷ 84,2 усл. ед. (нижняя граница); 128,7 ÷ 226,8 усл. ед. (верхняя граница).
Руонала Л.А.
КОНТЕНТ-АНАЛИЗ КАК МЕТОД СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ АДАПТАЦИИ ЖЕНЩИН, ЗАКЛЮЧИВШИХ БРАК С ИНОСТРАНЦАМИ
Аннотация
Статья посвящена актуальной теме изучения социально-психологической адаптации женщин, заключивших брак с иностранцами. В работе представлены результаты контент-анализа текстов респонденток, переехавших в новую страну в связи с замужеством (N=154). В результате исследования было выявлено, что на адаптивность опрошенных влияют такие категории как: фактор близких отношений (поддержка мужа), социальный фактор (принимающее общество, близкие мужа, близкие на родине, внешние факторы), культурный фактор и личностные особенности опрошенных. На дезадаптацию, согласно обследованию респонденток, больше всего влияют культурные и социальные различия, а также личностные особенности женщин. Проведенное исследование также указывает на наличие понятных, социально-одобряемых категорий, через которые принято объяснять свою социально-психологическую адаптацию в принимающем обществе, а также наличие «скрытых» факторов. Для выявления их содержания наиболее подходящими выступают смешанные дизайны исследования, где в равной степени уделяется внимание и качественным, и количественным методам.
Соснин И.А., Суботялов М.А.
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ ЗАНЯТИЙ КАРАТЭ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОБЗОР
Аннотация
Каратэ – японское боевое искусство, которое эффективно используется для самообороны. Занятия каратэ оказывают влияние на физическое и психоэмоциональное здоровье человека. Проведен анализ психологических эффектов занятия физической культурой, восточными единоборствами и каратэ. Специалисты отмечают разные эффекты практики каратэ на психику и поведение людей различных возрастов. В статье отражено влияние занятий каратэ на психоэмоциональные показатели психики человека. Проанализированы разнообразные воспитательные эффекты занятий каратэ и причины их появления. Выявлена роль занятий каратэ в формировании и развитии личности человека. Изложены положения, отражающие влияние занятий каратэ на социализацию людей в обществе. Также проанализировано воздействие практики каратэ на развитие различных необходимых для полноценной жизнедеятельности психофизических свойств человеческого организма. При этом анализировался отечественный и зарубежный опыт исследований психологических аспектов практики боевых искусств и каратэ. Каратэ очень популярно и привлекает к своей практике большое количество людей, поэтому подобные исследования чрезвычайно актуальны.
Тиунов Н.А., Петров П.К.
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО МНОГОБОРЬЯ
Аннотация
В этой статье проводится анализ возможностей средств и методов функционального многоборья в условиях ограниченного учебного времени в общеобразовательной организации. Представлены результаты исследования, цель которого – экспериментально проверить и обосновать эффективность применения программы на основе функционального многоборья для улучшения физической подготовки учащихся. Доказывается, что для улучшения физической подготовки учащихся в условиях учебных занятий по физической культуре и ограниченного учебного времени рекомендуется использовать программу на основе функционального многоборья в качестве одного из эффективных средств физического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений.
Волк М.И., Кудинов С.С., Степанова А.А., Хайтанова Огулай
ОЩУЩЕНИЕ СЧАСТЬЯ У МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ, СОСТОЯЩИХ И НЕ СОСТОЯЩИХ
В РОМАНТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
Аннотация
Статья содержит результаты эмпирического исследования, описывающие ощущения счастья у молодых людей, состоящих и не состоящих в романтических отношениях. Актуальность исследования представления о счастье у молодых людей состоящих, и не состоящих в романтических отношениях заключается в том, что понимание современных тенденций и их влияния на жизнь молодежи имеет важное значение. Это позволяет нам лучше понять причины различий в мировоззрении и ценностях молодежи, а также помогает психологам и социологам разрабатывать способы поддержки и руководства для них. Изучение этой проблемы позволит понять и удовлетворить их стремление и потребности. Это способствует созданию более благоприятной среды для роста и полноценного развития молодых людей, состоящих и не состоящих в романтических отношениях. Для определения удовлетворенности браком были использованы опросники: «Шкала субъективного благополучия», разработанный А. Перуэ Баду и адаптированной М.В. Соколовой (Духновский, 2009).; «Индекс жизненной удовлетворенности» А. Уайта в интерпретации Н.В. Паниной (Духновский, 2009).; «Оксфордский опросник счастья», разработанный М. Аргайлом и П. Хиллсом в адаптации А. М. Голубева и Е. А. Дорошевой. Результаты исследования получены на выборке 198 человек из которых 161 женщина и 37 мужчин, в возрасте от 18 до 33 лет. Число опрошенных составляет по 99 человек, состоящих и не состоящих в романтических отношениях. Полученные эмпирические данные доказывают, что существуют различия в субъективном благополучии и жизненной удовлетворенности, как компонентов счастье у молодых людей, состоящих и не состоящих в романтических отношениях.
Чеботарев И.В., Шульга Т.И.
АДАПТАЦИЯ К УСЛОВИЯМ СЛЕДСТВЕННОГО ИЗОЛЯТОРА ПРИ САМОПОВРЕЖДЕНИИ ЛИЦ, ЗАКЛЮЧЕННЫХ ПОД СТРАЖУ
Аннотация
В статье рассмотрена роль адаптации к условиям следственного изолятора при самоповреждающем поведении лиц, заключенных под стражу. Проведен анализ теоретических источников, рассматривающих роль социально-психологической дезадаптации в формировании аутоагрессивного и самоповреждающего поведения, как среди заключенных, так и среди населения. Результаты позволили выявить высокую роль социально-психологической дезадаптации в генезе самоповреждающего поведения. Рассмотрены источники, посвященные социально-психологической адаптации заключенных, к условиям нахождения в пенитенциарных учреждениях. Выделен ряд критериев, позволяющих определить роль социально-психологической дезадаптации к условиям следственного изолятора в генезе самоповреждающего поведения. Основным методом исследования был метод анализа материалов об актах самоповреждения. Установлено, что самоповреждающее поведение наиболее часто проявляется у заключенных в начальный период содержания под стражей (до 3-х месяцев). Чаще проявляется среди заключенных под стражу впервые, по сравнению с лицами, уже имевшими опыт отбывания наказания и содержания под стражей, что свидетельствует о ведущей роли социально-психологической адаптации к условиям следственного изолятора в генезе самоповреждающего поведения лиц, заключенных под стражу. В условиях содержания под стражей наблюдаются разные виды самоповреждающего поведения. На основании результатов исследования были предложены практические рекомендации по снижению риска самоповреждающего поведения среди лиц, заключенных под стражу и их адаптации к данным условиям.
Шумейко Е., Родионова Е.А.
ИМПЛИЦИТНАЯ И ЭКСПЛИЦИТНАЯ ОЦЕНКА УСТАНОВОК ПО ОТНОШЕНИЮ
К РАБОТЕ И ОТДЫХУ
Аннотация
Данная работа направлена на изучение имплицитных и эксплицитных установок по отношению к работе и отдыху. В ходе исследования (N=65) оценивались имплицитные и эксплицитные установки по отношению к работе и отдыху, вовлеченность в работу, удовлетворенность работой и субъективное благополучие. Результаты исследования показали, что у групп с имплицитным положительным отношением и к работе, и к отдыху уровень субъективного баланса работы и личной жизни выше, чем у групп с негативным отношением к работе или отдыху. Также было выявлено, что группа с имплицитным балансом воспринимает и работу, и личную жизнь как источник жизненных сил для самореализации (позитивный перенос). Респонденты группы дисбаланса чаще воспринимают какую-либо из сфер как помеху для реализации в другой сфере, а также склонны переносить негативные переживания из одной сферы в другую. Проанализированы различия в оценке уровня субъективного благополучия, вовлеченности и удовлетворенности работой у групп с разным имплицитным отношением к работе и отдыху. Обсуждаются вопросы практического применения полученных результатов, в частности на организационном и личностном уровне.
Хаирова С.И.
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
В работе рассматривается феномен детско-родительских отношений как фактор адаптации младшего школьника к учебной деятельности. Актуальность исследования обусловлена тем, что в условиях трансформации системы образования, поиска новых форм обучения, способность детей к самостоятельной познавательной деятельности, умение быстро перестраиваться и адаптироваться к новым условиям и задачам учебной деятельности является залогом ее эффективности. Родительское отношение рассматривается как условие, в которых развиваются соответствующие адаптивные свойства личности ребенка, формируется система навыков и умений, разворачиваются адаптивные модели социального поведения. Показана теоретически и раскрыта эмпирически взаимосвязь характеристик родительского отношения с показателями школьной адаптированности и учебной эффективностью младших школьников. Установлено, что значимыми характеристиками родительского отношения, определяющими эффективную адаптацию к учебной деятельности, становятся безусловное принятие, любовь и поддержка со стороны обоих родителей, активное участие родителей в школьной жизни ребенка, адекватный и последовательный контроль за учебной деятельностью, конструктивное взаимодействие родителей с педагогами. Комплекс данных характеристик создает у ребенка ощущение присутствия родителя в его школьной жизни и формирует чувство уверенности и защищенности. Такие дети лучше адаптированы к школе, испытывают меньший уровень тревожности, увереннее чувствуют себя в пространстве социальных отношений школьного коллектива. Исследование также показало, что чрезмерная гонка родителей за учебными показателями создает такие условия дезадаптации школьников, как выраженный социальный стресс, страх несоответствия ожиданиям, нервное напряжение и усталость. Наиболее комфортно чувствуют себя дети, которым при наличии поддерживающего внимания и адекватного контроля со стороны родителей предоставлена возможность осваивать школьную программу в своем темпе и на своем уровне возможностей.
Архангельская Н.В.
СОЦИАЛЬНО–ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ УСТАНОВЛЕНИЯ ДОВЕРИЯ В БИЗНЕСЕ
Аннотация
В статье выполнен краткий обзор современных социально-психологических факторов, способствующих установлению и развитию доверительных контактов в бизнес-среде. Отмечается, что для формирования и укрепления доверия между бизнес-партнерами необходимы компетентность, аналогичная система ценностей, этических норм, осуществление бизнес-операций, составление контрактов прозрачным образом. Указывается, что проявление различных форм социальной поддержки в бизнес-среде способствует более крепким отношениям партнеров, например, проведение тим-билдинг, совместного досуга, занятий спортом, что издавна используется за рубежом, например, членство в яхт-, гольф-клубах. Делается вывод, что наличие имиджа надежного партнера, который готов выполнить свои обязательства даже в ущерб собственной прибыли, исключительно для сохранения своего лица может быть ощутимым фактором построения длительных деловых отношений. Предлагается авторское определение институционального доверия.
РАЗДЕЛ III. ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТА ТРУДА И ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ
Власова Е.А., Федотова И.А.
УЧЕБНЫЙ СТРЕСС И ОСОБЕННОСТИ САМООРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА-ПЕРВОКУРСНИКА
Аннотация
Статья посвящена изучению особенностей самоорганизации личности студентов-первокурсников, причин и последствий их учебного стресса. Проведен анализ состояния в психолого-педагогической теории и практике проблемы учебного стресса и процесса самоорганизации личности. Уточнено понятие самоорганизации в контексте развития личностью навыка саморегуляции и стрессоустойчивости. Необходимость формирования навыка самоорганизации рассматривается с точки зрения его способности минимизировать риск учебного стресса, способствовать успешной адаптации студентов. На основе теоретического анализ литературных источников по проблеме исследования проведено эмпирическое исследование. Цель исследования – изучение взаимосвязи учебного стресса студентов-первокурсников и их уровня самоорганизации. В нем приняли участие студенты Балашовского института (филиала) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского». Количество респондентов – 137, возраст – 18-20 лет. С целью проверки гипотезы о том, что уровень учебного стресса студента зависит от его навыка самоорганизации, нами использовались два диагностических инструментария: «Тест на учебный стресс» Ю.В. Щербатых и опросник А.Д. Ишкова «Диагностика особенностей самоорганизации (ДОС)». Решения и предложения, относительно полученных результатов в ходе исследования, лягут в основу дальнейшей работы авторов по формированию навыка самоорганизации студентов-первокурсников и снижения их уровня учебного стресса.
Голубова А.В.
СТРУКТУРА И КРИТЕРИИ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОУ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ
Аннотация
Статья посвящена анализу и формулировке критериев и уровней цифровой компетентности у педагогов дошкольных образовательных учреждений. В свете быстро развивающихся информационных технологий и их интеграции в образовательный процесс, актуальность исследования цифровой компетентности педагогов становится очевидной. В статье рассматривается специфика профессиональной деятельности педагогов и влияние на формирование их цифровых компетенций. В ходе исследования привлекаются данные из различных источников, подчеркивающие необходимость развития цифровых навыков среди педагогических работников. Целью исследования является разработка методических подходов и рекомендаций для повышения уровня цифровой компетентности педагогов. В статье используются методы анализа, синтеза и обобщения для оценки текущего состояния цифровой компетентности и выработки критериев ее оценки. Полученные результаты демонстрируют различные уровни мотивации, знаний и навыков в области цифровых технологий среди педагогов, что подчеркивает необходимость индивидуализированных подходов к обучению и развитию. В статье обсуждается новизна полученных результатов, делаются выводы о значимости цифровой компетентности для современного педагога и предлагаются направления дальнейших исследований в данной области. Результаты могут быть применимы в практике образовательных учреждений для формирования и развития цифровой компетентности педагогов.
Денисова А.Ю.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ КВАЗИПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ КОНТИНУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ОВД
Аннотация
Актуальность темы обусловлена происходящими событиями на мировой арене и, прежде всего, кризисом российского образования, которое на протяжении 30-ти лет складывалось под влиянием западной идеологии либерализации общества. Взяв курс на реформирование отечественного образования, стремясь внедрить в образовательное пространство болонские стандарты, страна получила двухуровневую систему подготовки специалистов (бакалавриат и магистратуру), что, в свою очередь, не могло не отразиться на системе МВД Российской Федерации и повлекло неизбежные изменения в вопросах теоретической и представляющей для нас особый интерес практической подготовки будущих сотрудников полиции. Цель исследования – рассмотрение термина «профессиональные пробы» в контексте практико-ориентированного обучения курсантов образовательных организаций МВД Российской Федерации и интеграция в квазипрофессиональную деятельность как неотъемлемого этапа перехода к профессиональной служебной деятельности будущих сотрудников ОВД. Методологию исследования составляют анализ психолого-педагогической литературы, посвященной вопросу организации практики по получению первичного квазипрофессионального опыта, синтез и обобщение содержания соответствующих научных публикаций. Являясь частью практико-ориентированной среды, профессиональные пробы активизируют рефлексивную составляющую, благодаря которым в комплексе с новыми теоретическими знаниями у курсантов реализуются информационно-транслирующая, социально-коммуникативная, профессионально-ориентированная и производственно-деятельностная функции. Профессиональные пробы являются средством актуализации квазипрофессиональной деятельности курсанта. Они помогают оценить степень развития знаний, умений и навыков и в целом готовность к переходу на более высокий этап профессионального становления. При этом автором исследования выделяются и некоторые проблемные аспекты, решение которых требует совместных действий образовательных организаций и территориальных органов МВД Российской Федерации.
Зайцев Р.Б.
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СОТРУДНИКОВ СПЕЦИАЛЬНОГО ПОЛКА ПОЛИЦИИ НА ЭТАПЕ ПОЛУЧЕНИЯ ПЕРВОГО КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЗВАНИЯ
В статье рассмотрена проблема профессионально-личностного становления сотрудника полиции на этапе получения первого квалификационного звания. На основе актуальной потребности в компетентных кадрах обеспечивающих национальную безопасность государства и общества разработана и презентована структурно-функциональная модель профессионально-личностного становления полицейских. Модель прошла апробацию на базе специального полка полиции ГУ МВД России по Московской области, в рамках пилотного исследования и по результатам обработки экспериментальных данных доказала свою эффективность.
Казакова Л.П., Данилов С.И.
ОСОБЕННОСТИ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА И ИХ СВЯЗЬ С АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТЬЮ, ПЕРЕЖИВАНИЯМИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УЧЕБНЫМ ВЫГОРАНИЕМ
Аннотация
В статье рассматриваются особенности карьерных ориентаций студентов медицинского вуза и их связь с показателями академической мотивации, выгорания и переживаний в учебной деятельности. Эмпирическое исследование показало, что наиболее значимы для студентов-второкурсников ориентации служения, профессиональной компетентности, стабильности места работы и интеграции стилей жизни. Выявлены положительные связи данных карьерных ориентаций с оптимальными для осуществления учебной деятельности переживаниями и внутренними формами мотивации. Ориентация на автономию, напротив, положительно связана с маркерами психологического неблагополучия в учебно-профессиональной деятельности. Показан ряд различий в проявлении карьерных ориентаций и психологических характеристик учения между подвыборками юношей и девушек, студентов разных факультетов. Кластеризация позволила выявить три группы студентов, имеющих различия в выраженности карьерных ориентаций и мотивационного обеспечения учения, а также различия в показателях эмоционального выгорания. Сделан вывод о направлениях совершенствования профориентационной работы и психологического сопровождения студентов медицинского вуза.
Караяни Ю.М., Русалеев А.В.
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕМОБИЛИЗОВАННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВСЛЕДСТВИЕ ВОЕННОЙ ТРАВМЫ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Аннотация
В статье отражены особенности процесса психологического сопровождения демобилизованных военнослужащих вследствие военной травмы, обучающихся в высших учебных заведениях. Обозначены направления работы психолога в образовании по организации психологического сопровождения данной категории обучающихся. Представлена типология Я-концепций травмированных военнослужащих, технологии психологической коррекции дезорганизованных Я-концепций. Выделены специальные принципы осуществления психологического сопровождения данных военнослужащих в период их обучения в вузе.
Косенок Ю.Н., Косенок М.А.
К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Аннотация
В статье рассматривается такое понятие как самостоятельная работа студентов. Приведены различные мнения ученых-педагогов относительно понятий «самостоятельная работа, ее роль в системе обучения. Указаны факторы мотивации для повышения эффективности самостоятельной работы. Рассмотрена роль преподавателя при организации самостоятельной работы и ее контроля.
Кулешова О.В., Егорычева И.Д.
ВЗАИМОСВЯЗЬ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ И УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
Актуальность темы обусловлена современной политикой, направленной на профилактику рисков и угроз жизни и здоровью всех участников образовательной системы. В данном ключе мерами по предупреждению и организации здорового окружения являются регулярные тестирования учащихся. Социально-психологические тестирование проводятся централизовано во всех общеобразовательных организациях, что определяет условия безопасной образовательной среды, которая считается ключевой в процессе становления личности школьника. Цель работы- выявить взаимосвязь показателей «Фактор риска» и «Фактор защиты» безопасной образовательной среды и уровня сформированности концептуальных способностей старших школьников. В данной работе представлен результат проведенного исследования, в рамках которого были изучены особенности формирования концептуальных способностей школьников – десятиклассников, применения методику «Понятийный синтез» и методику Социально-психологического тестирования (СПТ) для определения показателей «Фактор риска» и «Фактор защиты». В результате исследования выявлена взаимосвязь уровня сформированности концептуальных способностей школьников и показателей «Фактор риска» и «Фактор защиты», так же показано, что на концептуальные способности подростков, оказывает влияние содержание программы обучения, «обогащенная» модель обучения. В заключении представлены выводы и предложены варианты дальнейших исследований.