Караханова Р.В.
КИРШНЕРИЗМ КАК ВЛИЯТЕЛЬНОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ ТЕЧЕНИЕ В АРГЕНТИНЕ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

Аннотация

Статья посвящена проблематике становления и эволюции такого политического течения, как киршнеризм в Аргентине в начале ХХІ в. Рассматриваются ключевые исторические предпосылки, которые послужили почвой для его возникновения. Автор анализирует идеологические корни данного политического течения, его схожесть с перонизмом, а также уникальные отличительные особенности, которые сформировались в период правления президентов Нестора Киршнера и Кристины Фернандес де Киршнер. Утверждается, что период 2003–2015 гг. стал уникальным для политической системы Аргентины, когда перонизм претерпел трансформацию, приняв прогрессивную и левоцентристскую форму. Рассмотрены вызовы, с которыми сталкивался киршнеризм, а также влияние этого течения на общество и политико-экономическую сферы жизни страны.


Липинский В.В.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ УГОЛЬНОЙ И ТРАНСПОРТНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ДОНБАССА В ПЕРИОД НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ (1921–1929 гг.)

Аннотация

В статье представлены результаты изучения восстановления разрушенной экономики Донбасса в период новой экономической политики. Установлено, что основу технологической цепочки индустрии региона составляла угольная отрасль. Проведен анализ основных проблем экономики региона после окончания гражданской войны, которые в совокупности вызвали системный кризис. Первоочередной задачей для преодоления кризиса являлось преодоление паралича транспортной отрасли. Доказано, что железнодорожный кризис, парализовавший страну в начале 1920-х годов, вызвал к жизни два других: топливный (угольный) и продовольственный (хлебный). В ходе исследования установлено, что преодоление транспортного кризиса в Донбассе позволило решить проблему остальных кризисов не только в Донбассе, но и в целом по стране. Метод фронтального изучения фондов Государственного архива ДНР и Центрального государственного архива высших органов власти Украины (ЦГАВО) позволил установить изменение структуры управления угольной отраслью, основу которой составили тресты, громадный рост инвестиций в добычу угля, долгосрочное планирование, механизация угледобычи, создание новой системы подготовки квалифицированных кадров угольщиков и железнодорожников, стремительный рост производительности труда. К числу проблем, сдерживающих процесс восстановления угольной отрасли следует отнести рост забастовочного движения горняков в 1922-1926 гг. возникшего на почве недовольства задержками зарплаты и размером заработков.


Банк И.Н., Конеева Е.В., Куканос О.С., Айнетдинов Р.Р., Самойлина В.Н.
РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ГРАФИЧЕСКИХ ДИЗАЙНЕРОВ В ВУЗЕ

Аннотация

В статье представлены результаты исследования, посвященного решению проблемы подготовки графических дизайнеров в период обучения в вузе. В результате анализа литературы и опроса работодателей установлено, что выпускники вузов по направлению графический дизайн, очень востребованы на рынке труда, но тем не менее, уровень подготовленности графических дизайнеров оставляет желать лучшего. В ходе анализа причин этой, было остановлено, что одной из них является не соответствующее требованиям современности программно-методическое обеспечение, используемое в вузе. Целью работы явилась разработка и экспериментальная проверка программно-методического обеспечения подготовки графических дизайнеров. Поставленная цель достигалась путем решения следующих задач: -изучить понятие и выявить проблемы подготовки специалистов в сфере графического дизайна; -исследовать сущность программно-методического сопровождения подготовки специалистов; -рассмотреть состояние программно-методического сопровождения подготовки специалистов в сфере графического дизайна; проанализировать результаты педагогического эксперимента по внедрению программно-методического сопровождения подготовки специалистов в сфере графического дизайна. В результате исследования была достигнута поставленная цель, т.к. в результате экспериментальной проверки программно-методического сопровождения подготовки специалистов в сфере графического дизайна в двух вузах г. Москвы, у студентов экспериментальной группы выявлено повышение уровня сформированности общих профессиональных компетенций.


Капустин С.А.
ТИПИЧНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОБЛЕМ КЛИЕНТОВ ПСИХОТЕРАПИИ И ЕЕ ЦЕЛЬ В РАБОТАХ В. ФРАНКЛА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА

Аннотация

В одной из наших статей по результатам анализа работ Э. Фромма были сформулированы три базовых теоретических положения, составляющих основу предложенного нами интегративного подхода к пониманию личностных предпосылок проблем клиентов психотерапии и ее цели, который позволяет с единой, общей позиции рассмотреть различные точки зрения по этим вопросам, содержащихся во всемирно известных теориях психотерапии А. Адлера, К. Юнга и К. Роджерса. Первое из них характеризует объективное свойство человеческой жизни, присущее самой ее природе, второе – типичные личностные предпосылки проблем клиентов психотерапии, третье – цель психотерапии. Однако в этой статье не были представлены какие-либо обоснования заявленных возможностей интегративного подхода. Поэтому цель настоящего исследования – провести анализ представлений о типичных личностных предпосылках проблем клиентов психотерапии и ее цели, содержащихся в работах В. Франкла, с позиций интегративного подхода, продемонстрировав на материале этой теории его заявленные возможности. Показано, что представления этого автора о типичных личностных предпосылках проблем клиентов психотерапии и ее цели можно рассматривать как частный вариант трех более общих базовых положений интегративного подхода. Тем самым, интегративный подход на материале этой психотерапевтической теории получает первое теоретическое обоснование его заявленных возможностей.


Карабущенко Н.Б.
МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ

Аннотация

В статье осуществлен анализ психологических теорий мотивации и ценностей личности. Раскрыто значение ценностно-смысловой и мотивационной сфер для формирования будущего инженера. На основе эмпирического исследования было выявлено три фактора. Фактор «Прагматизм» включает: стремление человека к достижению материальных благ, достижение социального статуса и желание доминировать. Фактор «Заинтересованность» раскрывается через активную позицию личности, через ее познавательный и творческий потенциал. «Универсализм» и «доброта» важные составляющие данного фактора. Цель: не только познание и последующие исследования неизученного, но и желание сберечь природу и культурные ценности для будущих поколений, повысить качество человеческой жизни. Фактор «Дезадаптивность» свидетельствует об эмоциональной нестабильности и пониженном уровне эмоционально интеллекта. Субъект избегает решения сложных жизненных проблем. Таким образом, эмпирическим путем доказано, что ценности познания, гедонизма, доброты преобладают у студентов-инженеров. А слабая адаптационная способность связана с мотивами избегания трудностей и эмоциональной ригидностью. Психологическим службам технических вузов особое внимание следует уделить развитию у студентов навыков конструктивного преодоления сложных ситуаций и эмоционального интеллекта, особенно в аспекте понимания и принятия как своих, так и эмоций и другого человека.


Гнездилов Г.В., Крук В.М., Ионкин В.Б., Кулик Д.Ю.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ И НАДЁЖНОСТЬ ЛИЧНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА КАК СРЕДСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы деятельности должностных лиц по реализации форм и методов психологической подготовки к преодолению страха военнослужащими в ходе выполнения ими должностных и специальных обязанностей. Рассмотрены виды страха, а также приёмы и способы их преодоления. Приведен вариант организации психологической подготовки с учётом специфики соответствующего вида или рода войск. Рассмотрены основные закономерности проявления психологической готовности, её виды и типы. Даны сущность, содержание, особенности и взаимосвязь явлений: психологическая готовность, устойчивость и изменчивость психики, надёжность личности военнослужащего. Обоснована связь указанных явлений с функциональным состоянием. Раскрыты психологические особенности выполнения боевых и служебных задач в условиях Крайнего Севера. Представлены основные компоненты динамической структуры психологической готовности. Рассматриваются такие психологические явления как «цена деятельности» и «профессиональная надёжность» субъекта труда, их взаимосвязь и отличия. Исследуется роль методов психодиагностики уровней психологической готовности личности военнослужащего. Дан анализ (краткий обзор) исследований по проблеме психологической готовности личности субъекта труда к боевой деятельности и выполнению специальных задач. Раскрыты цель и задачи психологической подготовки, как важнейшего средства формирования психологической готовности современного военнослужащего.


Лебедев И.М.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРОИТЕЛЕЙ В ЗОНЕ ОСОБОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ

Аннотация

Статья посвящена изучению психологических условий профессиональной деятельности строителей в зоне особой напряженности. Приводится обоснование актуальности исследуемой темы, а также выделяется важность учета психологических условий профессиональной деятельности строителей. Проводится анализ особенностей профессиональной деятельности строителей, включая основные задачи и характеристики профессии, а также факторы, влияющие на психологические условия труда в строительстве. Особое внимание уделяется психологическим аспектам работы в зоне особой напряженности, включая описание рабочей среды, стрессоров и психологических трудностей. Таким образом, был проведен теоретический анализ имеющихся на сегодняшний день работ, которые рассматривают различного рода психологические условия профессиональной деятельности строителя. На основании изученных исследований, были выбраны векторы изучения в контексте нашего исследования. В ходе эмпирического исследования были выявлены статистически значимые различия в стилях саморегуляции поведения и психологических особенностях между удовлетворенными и неудовлетворенными своей работой строителями. Удовлетворенные работники проявляют большую самокритичность, готовность к принятию ответственности и обладают более гибким и самостоятельным стилем саморегуляции. Такого рода результаты указывают на важность работы психолога в рамках повышения эффективности работы и улучшения условий труда в строительной индустрии.


Малахаева С.К., Митюшенкова Т.А.
РОДИТЕЛЬСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РЕБЕНКЕ С ОВЗ

Аннотация

В статье исследуются особенности родительских представлений о детях с ограниченными возможностями здоровья. Проверяется гипотеза, что существуют особенности родительских представлений о ребенке с ограниченными возможностями здоровья. У родителей детей с ограниченными возможностями здоровья существуют особенности в представлениях о характере, о возможностях, о будущем, о социальном успехе, о коммуникативных умениях своих детей по сравнению с родителями, воспитывающими детей без особенностей развития. Для проверки гипотезы использовался семантический дифференциал, статистический U-критерий Манна-Уитни, построено семантическое пространство и проведен иерархический кластерный анализ. Выявлены статистически значимые различия в родительских представлениях обеих групп о возможностях, коммуникативных навыках детей, социальном успехе, будущем детей.


Мартынова А.В., Орешкина Н.Г.
ВЛИЯНИЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ (ВОЛОНТЕРСКОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ВОЛОНТЕРОВ

Аннотация

Проведение Россией специальной военной операции стало толчком для развития чрезвычайного волонтерства и увеличения числа добровольцев в целом. Сотни тысяч волонтеров по всей стране оказывают разного рода помощь участникам боевых действий и их семьям, а особым направлением волонтерской деятельности стала поддержка добровольчества на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Херсонской и Запорожской областей, а также оказание помощи жителям и социально значимым организациям, находящимся на данных территориях. В статье представлены результаты исследования, проведённого в период с 2022 по 2024 гг., в области влияния чрезвычайного волонтерства на психологическое состояние добровольцев. Основной задачей исследования было выявить изменения в уровне тревожности, стресса, депрессии и эмоционального выгорания волонтеров. Ведение добровольческой деятельности в экстремальных условиях влияет на психическое здоровье волонтеров и может вызвать стресс, эмоциональное выгорание, усталость от сострадания, беспокойство, проблемы со сном и другие негативные эффекты. Согласно проведенному исследованию, волонтеры, помогающие в экстремальных условиях, нуждаются в достаточной подготовке и психологической поддержке для защиты своего психического здоровья. Подчеркивается необходимость формирования готовности к ведению деятельности в экстремальных условиях у волонтеров до отправки их на места работы для предупреждения негативных психоэмоциональных последствий.


Миросенко О.Е., Липатов С.А.
СООТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ В ФОРМИРОВАНИИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПРИВЯЗАННОСТИ

Аннотация

В статье представлены результаты исследования соотношения личностных и социальных факторов формирования организационной привязанности. Дизайн исследования включал 2 этапа, комбинацию качественных и количественных методов. В первом этапе приняли участие 63 сотрудника разных компаний: 29 мужчин (46%) и 34 женщины (54%) в возрасте от 18 до 60 лет. Распределение по возрасту составило: 47% 18-25 лет, 31% 26-35 лет, 9% 36-45 лет, 13% 46-60 лет. Распределение по стажу работы в организации: 29% работают в своей компании меньше 1 года, 40% 1-3 года, 9% 3-5 лет, 13% 5-10 лет, 9% больше 10 лет. Для измерения полученных результатов использовались методики: переведенная и адаптированная нами методика организационной привязанности [Scrima, 2014], методика оценки организационной идентификации по Крейнеру и Эшфору, шкала доверия к организации Габарро и Атоса, опросник «Потребности в привязанности», переведенная и адаптированная Р.К. Несмеяновой под руководством С.А. Липатова. Статистические методы: корреляционный анализ. Во втором этапе исследования приняли участие 14 сотрудников разных компаний: 8 мужчин (57 %) и 6 женщин (43%) в возрасте от 21 до 35 лет. Продолжительность работы на текущем месте работы составила от 11 месяцев до 5 лет. Для измерения полученных результатов использовалась транскрибация записи интервью (с согласия респондентов) с последующим тематическим анализом [Бусыгина, 2015]. Полученные данные показали, что на формирование организационной привязанности и ее соотношения с видами организационной идентификации могут влиять следующие группы факторов: личные установки респондентов, проявляющиеся в формулировании собственных желаний и планировании своей профессиональной линии развития, критерии в оценке организации, представления о ценностях как основе общения, понимание организационной привязанности как личностные факторы; вклад организации в жизнь сотрудников как социальный фактор.


Мороз М.В.
СОЦИАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНЫЙ ОБРАЗ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация

В статье представлен теоретический анализ психологических исследований по изучению социально-перцептивных образов. Проведен анализ пилотажного исследования структуры Я-образа сотрудников органов внутренних дел (далее – ОВД) с применением авторской методики В.Л. Ситникова ««СОЧ(И)» – структура образа человека (иерархическая)». Основу исследования составил сравнительный анализ представления сотрудников трех подразделений ОВД о себе, как объекте социальной перцепции. Выборку исследования составили 95 мужчин-сотрудников и 45 женщин-сотрудниц (n=140). При анализе исследования учитывались такие факторы как специфика деятельности, стаж, возраст, гендерные характеристики, семейный статус, наличие детей. В ходе проведенного контент-анализа в структуре личности сотрудников ОВД выявлено существенное преобладание субъектно-личностных, эмоциональных и мотивационно-волевых характеристик в не зависимости от рода деятельности, стажа, возраста, гендерных характеристик и т.д.


Нехорошева И.В.
ОСОБЕННОСТИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ, СЧАСТЬЯ И ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

Аннотация

Представлены результаты комплексного эмпирического исследования особенностей мировоззрения и благополучия людей с разным уровнем нравственного развития. Изучались жизненные ценности и потребности респондентов, удовлетворенность разнообразными аспектами жизни, показатели субъективного благополучия и социально-психологического самочувствия: уровень счастья, удовлетворенности жизнью, оценки легкости-трудности адаптации к жизни среди современного социума, степени комфортности существования среди современных людей, эмоциональный фон и т.д. Показана возрастная специфика уровня счастья людей с разным уровнем нравственного развития: в школьном, студенческом, молодом и зрелом возрасте. Выявлено, что уровень счастья резко снижается у наиболее нравственной группы при переходе от студентов к молодым респондентам, живущим свое первое десятилетие «взрослой жизни». Выстроена общая картина ценностей, мнений и субъективного благополучия людей с выраженными положительными нравственными качествами. Описаны возможные причины сниженных показателей субъективного благополучия и социально-психологического самочувствия у этой категории людей. Обсуждаются вопросы: о важности и качестве счастья нравственного человека; о специфике «Оксфордского опросника счастья»; о противоречивости эмпирических данных из разных исследований в связи с возрастом респондентов, с разными подходами к пониманию «благополучия» и к выделению групп для сравнения. Для повышения субъективного благополучия высоконравственных людей предложены рекомендации в области профессиональной деятельности, личной жизни, личных финансов, государственной политики. Ставится вопрос о воспитании той части молодежи, у которой формируются выраженные положительные нравственные качества. Утверждается, что эта часть молодежи заслуживает не меньше внимания специалистов, так как важно обеспечить дальнейшее нравственное развитие этой молодежи в сочетании с повышением их жизнестойкости и готовности к преодолению будущих трудностей жизни в «пост студенческом» возрасте.


Пугачев И.Ю.
АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЗЕРКАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ АДАПТАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Аннотация

В статье, представленной по номенклатуре специальностей 5.8.4-5.8.7 (педагогические науки), обоснована авторская система взглядов на необходимость равноценного толкования и роли направленности механизмов протекания как процессов кумуляции, так и степенно-управляемого естественно-объективного регресса психофизических кондиций человека в онтогенезе их дееспособности. Проблемная ситуация проявляется в том, что в теории физической культуры и спорта, хоть и упоминается о «деадаптации», как явлении, имевшего место; но весь контекст информации ориентирован на скорейшую реадаптацию организма человека для достижения вновь высоких рубежей тренированности. С момента введения в 1865 г. Г. Р. Обером термина «адаптация» и обоснованием ключевых ее механизмов Г. Селье и Ф. З. Меерсоном, понятие совершенствовалось В. П. Казначеевым, М. Г. Пшенниковой, В. Н. Платоновым и др., образовав научную платформу. Термин вышел за рамки биологии, проник в неживую природу и социальные кластеры, углубился в ноосферу В. И. Вернадского. Однако имеет место уязвимое звено – недостаточность данных о технологии механизмов возвращения в нормотипичный уровень функционирования лиц, достигших в свое время колоссальной величины дееспособности, во взаимосвязи со здоровьесберегающем фактором. Цель: уточнение возрастного диапазона и направленности ключевых механизмов восстановительной адаптации высоко сенсибилизированных к психофизическим кондициям лиц на примере атлетов высокого класса, завершивших карьеру, и представление авторской системы взглядов. Гипотеза исследования: предполагалось, что современная тенденция в мировом спорте и сфере подготовки особых специалистов силовых структур прогрессирует снижением возрастного порога ухода участников процесса с олимпийской (трудовой) дистанции и вызывает необходимость детализации концептуальных положений технологии реабилитационной деадаптации, как объективного общественно-социального явления. Использовались методы: теоретический анализ и обобщение; анкетный опрос и интервьюирование; ретроспективный, эпистемологический, системный и контент-анализы; сжатия информации; аналитическое прогнозирование; биометрия. Организация исследования. Пролонгированными изысканиями задействовано 55 экспертов-опытных ветеранов спорта, проживающих в Москве и Санкт-Петербурге, из них: 9 – Заслуженных Мастеров спорта России; 25 – мастеров спорта России международного класса; 6 – Олимпийских чемпионов; 11 – чемпионов Мира; 1 – 17-ти кратный рекордсмен Мира в подводном плавании (В. В. Андреев); 1 – двукратный Олимпийский чемпион по биатлону (А. Н. Алябьев). Результатами распределения мнений 55 экспертов-опытных ветеранов спорта выявлена доминирующая 58,8% значимость неспецифического компонента их работоспособности. Диапазон разброса возрастного ценза завершения карьеры высококвалифицированными спортсменами в наши дни может составлять ≈ 19–49 лет. Обоснована идея целесообразности разработки и верификации содержания механизмов концепта восстановительной адаптации атлетов высокого класса, завершивших карьеру. Выводы и заключение. Сущность зеркально-реабилитационной адаптации в онтогенезе физического состояния человека предстаёт в необходимости разработки развёрнутой системы пролонгированных механизмов деадаптации, однотипных построению кумулятивных фаз наращивания уровня тренированности психофизических кондиций индивида.


Путивцев П.В.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПСИХОЛОГА В СФЕРЕ РАЦИОНАЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

Современная социально-экономическая ситуация характеризуется многовекторным влиянием внешних воздействий, порой имеющих наиболее болезненные проявления. Подмена целей деятельности, искажение морально-нравственных норм поведения, игнорирование анализа необходимых сил и ресурсов для решения профессиональных задач приводят к разориентации деятельности профессионала, снижению рациональности в работе. Указанная проблема не остаётся в стороне для деятельности психолога организации. Особенно остро стоит вопрос оценки эффективности деятельности специалиста как критерия рациональности профессионального труда психолога. В этой связи в статье представлена научная задача оценки эффективности работы психолога организации в пространственной системе координат рациональности профессиональной деятельности. В ходе теоретического анализа предложено определение рациональности профессиональной деятельности как достижение обозначенной цели профессионального труда с применением предусмотренных способов действий и соответствующих средств и затрат в условиях соблюдения профессиональных стандартов, социальных ориентаций и ценностей. Исходя из значений переменных рациональности деятельности (a – цель профессиональной деятельности; b – способы, средства, ресурсы, необходимые для достижения цели; c – морально-нравственные нормы, соблюдаемые специалистом), показан расчёт общего показателя рациональности деятельности организационного психолога. Оценка рациональности психологического труда организационного психолога позволила выявить наиболее «разумные» процессуально-содержательные модели работы психолога в организации: «Ориентированность на формирование трудового коллектива», «Ориентированность на решение индивидуальных проблем сотрудника», «Ориентированность на профессиональный результат», «Ориентированность на профессионализацию работника». По виду пространственной модели рациональности профессиональной деятельности определены уровни рациональности деятельности организационного психолога: оптимальный; иррациональный; нерациональный; циничный. Показаны их особенности. Основываясь на модели оценки эффективности профессиональной деятельности в пространстве рациональности, предложены виды эффективности работы организационного психолога и их характеристики: обоснованная (стабильная); энтузиастская (эпизодическая); утилитарная (единичная); неэффективная (глупая/вредительская). С целью повышения эффективности психологической работы в сфере рациональности профессиональной деятельности рекомендован ряд мероприятий.


Рассохина Т.В., Трофимов А.Е., Орешкина А.К., Зорин И.В., Богинская Ю.В.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЛИОТРАСЛЕВОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ТУРИЗМА

Аннотация

В статье обоснована роль системы профессионального образования в решении задач по развитию здоровьесберегающего туризма, а также, роль персонала предприятий туристской сферы в формировании здоровьесберегающей компетентности у широких слоем населения в рамках реализации задач Национальных проектов. Расширено концептуальное представление о содержании организации подготовки кадров в для обеспечения стратегических государственных задач развития здоровьесберегающего туризма как организационной полиотраслевой системе платформенного типа, экономической и социальной задачей которой является создание условий для целесообразного использования человеческих, материальных и финансовых ресурсов в различных смежных отраслях экономики для генерирования новых возможностей в области развития предприятий санаторно-курортной сферы, велнес-туризма, спа-туризма, медицинского туризма. В ходе концептуализации педагогических подходов к формированию полиотраслевой системы профессионального образования для здоровьесберегающего туризма предложена семантическая формула такой системы, объединяющая основные функциональные задачи и механизмы их реализации. В заключении намечены ключевые направления реализации педагогической концепции полиотраслевой системы профессионального образования через создание экосистемы объединяющей образовательные учреждения, территориальные органы управления, предприятия туристкой сферы, профессиональные общественные объединения разных направлений деятельности, научно-образовательное сообщество и обучающихся и намечены направления дальнейших исследований.


Манько Н.П., Иванов В.Э., Рассохина Т.В., Орешкина А.К., Лоншакова Н.А.
МОДЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ГОТОВНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИЙ К ВНЕДРЕНИЮ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ХОДЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ

Аннотация

Статья исследует важные аспекты подготовки руководителей к использованию искусственного интеллекта (ИИ) в современном бизнесе. Введение статьи подводит читателя к необходимости профессиональной переподготовки в контексте быстро развивающейся технологии ИИ. Теоретический обзор раскрывает понятие готовности к внедрению ИИ, выделяет факторы, влияющие на готовность руководителей к внедрению ИИ, рассматривает роль профессиональной переподготовки в формировании этой готовности, а также анализирует текущие подходы и методы профессиональной переподготовки в контексте ИИ. Выявлены ключевые бизнес-ценности, которые могут быть достигнуты более эффективно с применением возможностей искусственного интеллекта. К ним отнесены: улучшение качества оказания услуг, получение информации на основе больших данных для принятия управленческих решений и повышение эффективности операций. Эмпирическое исследование представляет анализ уровня готовности руководителей к внедрению ИИ и идентификацию факторов успеха и препятствий в процессе их профессиональной переподготовки. готовность к внедрению искусственного интеллекта становится все более важной для организаций в условиях быстрого технологического развития. На основе исследования приоритетов руководителей предприятий малого и среднего бизнеса и анализа требований предложены ключевые модельные компетенции (МК), которые должны стать базой для формирования моделей компетенций профессиональной переподготовки для конкретных типов и видов предприятий из различных отраслей экономики. В заключении сформированы направления для дальнейших исследований в этой области.


Роговая О.С.
КОПИНГ-РЕСУРСЫ В ПРЕОДОЛЕНИИ ТРУДНОСТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СОЗАВИСИМЫМИ

Аннотация

В статье рассматривается проблема трудностей взаимодействия специалистов с созависимыми клиентами и изучения требуемых копинг-ресурсов для их преодоления. Трудности в работе с созависимыми определяются через установку на отрицание проблемы зависимости в семье, отказ принимать решения, негативное отношение к системе наркологической помощи и т.д., противоречащие процессу лечения химической зависимости. Автором проанализированы понятие созависимости, особенности созависимого поведения, в том числе такие его проявления в работе психолога с клиентом, как нарушение психологической идентичности и автономии, установка на слияние с другим, перекладывание ответственности за свое благополучие на окружающих, неготовность к обращению за помощью и др. Отмечена важная роль системного семейного подхода в работе с созависимыми, поскольку созависимость является проблемой отношений и формируется в дисфункциональной семейной среде. В статье изложены основные подходы к пониманию содержания и роли копинг-ресурсов как главного обеспечительного и регулирующего механизма всего процесса совладания со стрессом. Выделены и описаны индивидуальные и социальные ресурсы, необходимые для преодоления трудностей в работе специалистов с созависимыми.


Самотаева Э.А.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ КАК КОПИНГ–СТРАТЕГИЯ

Аннотация

В статье представлен аналитический обзор публикаций, рассматривающих сущность и структуру конструкта «толерантность к неопределенности», проанализированы результаты эмпирических исследований взаимосвязи толерантности к неопределенности с личностными свойствами различного порядка, представленных в современных публикациях. В результате проведенного анализа обосновывается, что конструкт «толерантность к неопределенности» является качеством личности, выполняющим системообразующую и организующую функцию в системе личностных ресурсов человека(личностного потенциала). Делается вывод, что толерантность к неопределенности способствует преодолению трудных жизненных ситуаций и может считаться продуктивной копинг-стратегией. Рассмотрение конструкта толерантности к неопределенности в качестве копинг-стратегии имеет достаточно важный научный смысл и актуально в плане практического применения, в особенности в настоящее время в связи с выраженностью психологического неблагополучия многих людей на фоне переживаемых стрессовых событий социально-политического порядка. Формирование толерантности к неопределенности у различных, в том числе, социально-уязвимых, слоев населения, может рассматриваться в качестве успешной стратегии преодоления сложных жизненных ситуаций в современных условиях стрессов и глобальных вызовов.


Самоукова М.И.
РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗА ПРАВОНАРУШИТЕЛЯ

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностями профессиональной деятельности сотрудников полиции. Изучается влияние деятельности на формирование у сотрудников полиции объективного образа объекта полицейской службы – правонарушителя. Кроме этого, приводится обзор некоторых исследований, посвященных описанию психологических и социальных особенностей личности правонарушителя. Предметом исследования являются представления о правонарушителе, которые формируются у сотрудников полиции и людей, не взаимодействующих с правонарушителями. Цель работы заключается в определении степени влияния профессиональной деятельности на формирование объективного образа правонарушителя у сотрудников полиции. Методологическую основу работы составляют методы анализа, синтеза и сравнения, а также методика СОЧ(И) В.Л. Ситникова. Эмпирическое исследование реализовывалось с помощь программных продуктов Google forms и Microsoft Office Excel. Результатом проведения эмпирического исследования является создание описательного портрета личности правонарушителя у двух групп, разделенных по роду профессиональной деятельности: сотрудников полиции и людей, имеющих другие профессии. Выводы, полученные в ходе теоретического и эмпирического исследования, будут ориентиром в дальнейших исследованиях, связанных с изучением особенностей восприятия личности правонарушителя сотрудниками полиции и другими гражданами.


Соснин И.А., Суботялов М.А.
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ ЗАНЯТИЙ КАРАТЭ: МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ОБЗОР

Аннотация

Физическое воспитание играет очень важную роль в развитии организма и становлении личности. Хорошее физическое развитие положительно сказывается на работе всех физиологических систем организма и на его работоспособности. Одним из методов физического развития является каратэ. Каратэ – это японское боевое искусство, которое эффективно используется для самообороны. С момента зарождения на протяжении многих десятилетий постоянно оттачивалась техника такой самообороны. Занятия каратэ оказывают огромное влияние на физическое и психоэмоциональное здоровье человека. Продолжительная практика каратэ приводит к позитивным изменениям в физическом развитии человека, центральной нервной системе, дыхательной системе, сердечно-сосудистой системе и во многих физиологических процессах. Также каратэ может помочь физическому развитию не только здоровых, но и людей с различными нарушениями и болезнями. Данная статья посвящена исследованию оздоровительных эффектов каратэ в медико-биологическом аспекте. При этом анализировался как отечественный, так и зарубежный опыт медико-биологических исследований организма занимающихся каратэ. Каратэ очень популярно и привлекает к своей практике большое количество людей, поэтому подобные исследования чрезвычайно актуальны.


Сухов А.Н.
ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТНОЛОГИИ

Аннотация

В статье в краткой форме раскрывается история становления этнологии. При этом хронология развития последней восстановлена и представлена объективно. В статье рассматривается сущность социально-психологического подхода к пониманию социально-психологических явлений в структуре этнических групп. Предмет социально-психологической этнологии включает в себя закономерности их возникновения и проявления. В ней анализируются трудности, которые имеют место при анализе социально-психологических явлений в структуре этнических групп. Поэтому не случайно наиболее важной задачей является создание полноценной теории социально-психологической этнологии. Без этого невозможно вести речь об эффективной работе с этническими группами. Социально-психологическая этнология – потенциальная отрасль социальной психологии. Предстоит ещё немало сделать как в теоретическом, так и прикладном плане для её полного оформления.


Черлюнчакевич А.И., Цыганков С.В.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В УСЛОВИЯХ НАПРЯЖЕННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

В статье рассмотрены психологические приемы восстановления работоспособности военнослужащих в условиях напряженной профессиональной деятельности. Виды работоспособности военнослужащих, факторы снижения работоспособности военнослужащих. Представлена характеристика проявления напряженности. Представлена динамика продуктивности деятельности и работоспособности организма при непрерывной длительной работе. Представлено эмпирическое исследование восстановления работоспособности военнослужащих в условиях напряженной профессиональной деятельности.


Гнездилов Г.В., Рожкин А.В.
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ «РАБОТАЮЩИХ» И «БЕЗРАБОТНЫХ» ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ ТРУДА ПРЕДПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

Сегодняшняя ориентация развития экономики и промышленности РФ с опорой на собственные ресурсы обусловливает спрос на технически грамотных специалистов, инженерно-технических работников (ИТР), в то же время работники предпенсионного возраста в силу ряда причин, испытывают различные затруднения в трудоустройстве. Цель статьи – проанализировать психологические факторы, мешающие трудоустройству ИТР предпенсионного возраста и предложить методы их преодоления. Для сравнения психологического состояния ИТР предпенсионного возраста различных категорий («работающих» и «безработных»), нами использованы следующие психодиагностические методики: «Шкала удовлетворённости жизнью (SWLS), Е. Динер»; «Мотивация на достижение успеха и мотивация избегания неудач (Т. Элерс)»; «Шкала тревоги Ч. Спилбергера – Ю.Л. Ханина, STAI»; «Тест жизнестойкости С. Мадди»; «Локус контроль» (Дж. Роттера). В результате сравнительного исследования показателей психологического состояния испытуемых в группах: «работающие» и «безработные» нами установлено, что средние показатели удовлетворенности жизнью, мотивации достижения успеха, жизнестойкости в группе «работающие» значительно выше, чем аналогичные показатели в группе «безработные». Средние показатели мотивации избегания неудач, ситуационной и личной тревожности в группе «работающие» ниже аналогичных показателей группы «безработные». Для успешного преодоления психологических трудностей при трудоустройстве безработным ИТР предпенсионного возраста необходима психологическая поддержка в рамках программы психологической помощи при трудоустройстве.


Ерёмина Л.Е.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕННОЙ АКСИОСИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В материалах статьи представлено изучение проблемы использования игровых технологий в развитии духовно-нравственного потенциала студентов в современной аксиосистеме высшего педагогического образования. Автором описан процесс экспериментальной апробации игровых технологий в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов. Целью исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная апробация использования игровых технологий в образовательном процессе высшей школы. В процессе изучения проблемы были использованы методы анализа, синтеза, обобщения, наблюдения, анкетирования и др. В ходе анализа научных исследований относительно применения игровых технологий в современной аксиосистеме высшего педагогического образования было определено понятие «развитие духовно-нравственного потенциала студента» как процесс, включающий содержание воспитательного и образовательного ресурсов, основу которых составляют формы и методы интерактивного взаимодействия педагога и студентов, направленного на активизацию духовной энергии, активности и жизненной позиции будущего педагога. В процессе исследования был охарактеризованы и экспериментально апробированы методы сюжетно-ролевой и деловой игры, а также методы кроссворда и квест-игры, что в результате позволило получить подтверждение эффективности их использования. Перспективы дальнейших научных разработок очерчены следующим образом: разработать комплекс интерактивных игр «В социум на позитиве» и составить алгоритм его применения в высшем педагогическом образовании. Авторский комплекс будет направлен на развитие мировоззрения современных студентов, на актуализацию их профессиональных компетентностей, а также на формирование стремлений к осознанному самосовершенствованию в процессе выстраивания собственной образовательной траектории.


Жидких В.А., Завьялова Н.В., Арсений Р.М.
К ПРОБЛЕМЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 43.02.06 «СЕРВИС НА ТРАНСПОРТЕ» В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье представлена современная ситуация на рынке туристских услуг, основные тенденции развития, раскрывающие необходимость подготовки профессиональных кадров. Представлен анализ туристского рынка, особое внимание уделено 2020-2024 годам. Аналитические данные демонстрируют проблему кадровой обеспеченности сферы туризма и гостеприимства. Развитие транспортного сектора создает массу новых рабочих мест, что свидетельствует о необходимости подготовки специалистов по сервису на транспорте. Учреждения среднего профессионального образования открывают новую специальность 43.02.06 «Сервис на транспорте (по видам транспорта)», которая с одной стороны обладает массой преимуществ, с другой стороны имеет недостаточное информационное обеспечение. В статье отображены результаты опроса среди студентов среднего профессионального образования. Данное исследование позволило выявить степень осведомлённости о возможности обучения по новой специальности среди студентов, обучающихся по смежным специальностям на факультете среднего профессионального образования Российской международной академии туризма.


Жунусбекова А.Е., Даренских С.С.
САМООТНОШЕНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ У ЖЕНЩИН, ПЕРЕЖИВШИХ ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ

В статье рассмотрен вопрос проявления самоотношения личности и механизмов психологической защиты у женщин, переживших физическое насилие. Долгое время проблема физического насилия в семье не поднималась, хотя была актуальна во все времена вне зависимости от национальности, религии или классовой принадлежности. Цель проведенного исследования состояла в изучении характера взаимосвязи самоотношения с механизмами психологической защиты. В ходе проведенного исследования были установлены особенности проявления самоотношения женщин, которое проявляется в том, что у женщин, переживших физическое насилие, менее развита уверенность в собственных силах, они не чувствуют опору в себе. Женщины, пережившие физическое насилие, зачастую потеряли внутреннюю гармонию и спокойствие, они склонны к внутреннему конфликту, недовольны собой и собственной жизнью, отрицают свои эмоции и подавляют чувства. Также исследованы механизмы психологической защиты женщин, переживших физическое насилие, которые помогают справляться со сложностями и сохранять психологический баланс. Наиболее часто женщины игнорируют или стараются забыть неприятные события, не берут ответственность на себя и уходят в позицию ребенка. Корреляционные связи между компонентами самоотношения и отдельными механизмами психологической защиты показали, что женщины часто проецируют свои чувства на других людей, растет недовольство собой, формируется зависимое поведение.


Захарова Н.Л., Лисичкина Ю.В.
МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
Я-ОБРАЗА РАБОТНИКА НЕФОРМАЛЬНОЙ ЗАНЯТОСТИ

Аннотация

В статье определяются методологические основания применения модульной технологии в процессе профессионализации работников неформальной занятости, раскрывается психологическое содержание модулей (саморефлексия мотивов и потребностей, изменение отношения к трудностям профессионализации, поиск ресурсов); представлены результаты сравнительного исследования профессионального Я-образа работников неформальной занятости в условиях применения модульной технологии. Определяются отличительные характеристики модульной технологии: наличие механизма регуляции самовосприятия личностных качеств и деятельности, гуманистическая философская основа, субъектно-деятельностный подход, интерактивность взаимодействия консультанта и работника, последовательность и завершенность этапов психологического воздействия, интенсивный характер. Приводятся эмпирические данные о наличии изменений профессионального Я-образа в прошлом, настоящем и будущем в компонентах: профессиональное самоопределение и целенаправленность профессиональной деятельности. Анализ данных показывает, что использование модульной технологии повышает уверенность в самореализации субъекта в государственном секторе экономике, в возможность развития готовности к сложным и непредвиденным ситуациям в деятельности.


Луговская М.Ю.
ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ У РОССИЙСКИХ И КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ

Аннотация

Исследование уровней жизнестойкости у российских и китайских студентов представляется важной задачей в связи с тем, что жизнестойкость положительно коррелирует с адаптивностью индивида и его успешностью. Характер адаптации иностранных студентов и их учебная успешность могут быть улучшены при помощи повышения уровня жизнестойкости. Жизнестойкость представляет собой динамический конструкт психики и отзывчиво реагирует на психологические воздействия. Показатели жизнестойкости у китайских студентов ниже, чем у российских, тем самым иностранные студенты нуждаются в специальном психологическом сопровождении. Падение вовлеченности на старших курсах также следует корректировать, опираясь на знание о взаимообусловленности трех шкал, составляющих жизнестойкость (вовлеченность, контроль, принятие риска). Психологизация образовательной среды в высшей школе – перспективное направление повышения эффективности учебного процесса. Период обучения в вузе – время, когда жизнестойкость студентов крепнет, если создать благоприятную среду, способствующую не только профессиональному обучению, но и формированию навыков совладающего поведения при стрессах.


Молокостова А.М., Футущак А.И.
ИССЛЕДОВАНИЕ САМООТНОШЕНИЯ И САМООЦЕНКИ ЛИЦ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ ДЛЯ БИЗНЕСА И В ЛИЧНЫХ ЦЕЛЯХ

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования психологических особенностей, таких как уровень самоотношения и самооценка у лиц, использующих личный бренд в социальных сетях для бизнеса. Проверяется гипотеза о существовании различий между уровнями самоотношения и самооценки у лиц, использующих личный бренд в социальных сетях для бизнеса и в личных целях. Подтверждается, что лица, использующие личный бренд в социальных сетях для бизнеса, показали положительное отношение к себе, баланс между своими возможностями и требованиями социума, удовлетворенность собой и своей жизненной ситуацией. В то время как лиц, использующих личный бренд в социальных сетях в личных целях, характеризует положительное отношение к себе, признание собственных достоинств и высокая оценка достижений в привычных условиях, но склонность недооценивать свои успехи при возникновении трудностей и неожиданных ситуаций. Лица, использующие личный бренд в социальных сетях для бизнеса и в личных целях, характеризуются низким уровнем самооценки, при котором происходит болезненное восприятие критики, тенденция к подстройке под мнение окружающих и избыточная застенчивость.

Тихомиров С.Н., Свинарева О.В.
ПРОБЛЕМЫ ИДЕНТИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МВД РОССИИ

В статье рассматриваются особенности идентичности преподавателей образовательных организаций, как важного этапа становления и развития высококвалифицированных научно-педагогических кадров МВД России. Раскрыта существовавшая проблематика данного вопроса, применительно соотношения педагогической деятельности и службы. Приведены последние исследования внутренних причин, затрудняющих эффективное усвоение интеллектуальных навыков профессорско-преподавательским составом образовательных организаций МВД России. Даны выводы о существенном значении для идентичности преподавателя престижа образовательной организации, возможности проведения актуальных исследований для практических органов внутренних дел Российской Федерации.


Ясинская Н.А., Москалева Л.Ю.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ: КРИТЕРИИ, ПОКАЗАТЕЛИ И УРОВНИ

Аннотация

В статье рассматривается проблема духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи в современных условиях. Автор отмечает учащение асоциальных проявлений среди молодежи, которые происходят под влиянием воздействие на молодых людей множества негативных источников информации. Навязывание чужой культуры, подмена нравственных понятий является серьезной угрозой для молодежи. Духовно-нравственное воспитание является важнейшей задачей государства, так как наличие высокоморальных ценностей является залогом успешного взаимодействия личности с современным миром. Это позволит каждому представителю молодежи идентифицировать себя как часть государства и социума, принимать правильные решения, занять достойное место в обществе, и положительно влиять на его развитие. Духовность и нравственность каждой отдельно личности является залогом высокоморального общества. Автор на основе системного подхода анализирует основные компоненты понятия духовно-нравственного воспитания и выделяет критерии оценивания уровня духовно-нравственного воспитания: когнитивный, мотивационно-ценностный и поведенческий. Когнитивный критерий включает в себя набор определенных знаний о культуре, религии и этике, которые являются фундаментом для духовно-нравственного воспитания. Мотивационно-ценностный критерий включает в себя стремление индивида к саморазвитию и самосовершенствованию, способность рефлективность и собственно наличие сформированных базовых ценностей. Поведенческий критерии заключается в оценке умений транслировать результаты духовно-нравственной воспитанности, принимать решения в соответствии с правилами добродетели и моделировать соответственный образ личной жизни.