Прокофьев И.А.
ТИПОЛОГИЯ ПОСТРОЕК ГОРОДСКИХ УСАДЕБ ТАНАИСА II-III ВВ. Н.Э.

Аннотация

Внутри усадебной застройки Танаиса II – III вв. н.э., состоящей из открытых с 1955 г. по сегодняшний день 122 построек, можно, на основе анализа их объемно-пространственных параметров – этажности, наличия подвала и отношения уровня пола первого этажа или подвала к современной ему дневной поверхности, выделить 4 типа построек: а) одноэтажные с одним (и реже с двумя) подвалами; б) одноэтажные без подвала; в) полуподвальные; г) двухэтажные с подвалом. Предлагаемая типология оперирует объемно-пространственными характеристиками, в том или ином виде реконструируемыми для каждой постройки Танаиса вне сильной зависимости от степени сохранности архитектурных остатков. Она позволяет произвести их первичный статистический учет, а также сделать определенные обобщения, касающиеся домостроительной традиции города. Из четырех типов количественно явно преобладает тип «а», что объясняется, с одной стороны, многовековым строительством, разворачивавшемся на территории городища до ее освоения анализируемой застройкой – ко II в. н.э. материковая скала, располагавшаяся в Танаисе довольно близко к дневной поверхности, была в значительной степени испещрена следами выборки скалы и устройством подвалов предыдущих строительных периодов, – а с другой стороны – стремлением местных жителей к более рациональному использованию ограниченного городского пространства внутри оборонительных стен: устройство двух- и трехуровневых построек позволяло увеличивать полезную площадь застройки. Малое количество построек типа «г» на фоне вышеперечисленных причин объясняется конструктивной сложностью строительства полноценного каменного второго этажа, требующего привлечения гораздо большего количества ресурсов и навыков в сравнении со всеми остальными типами. Возведение построек типа «в» также связано с наличием на участке следов строительства предыдущего периода, нарушившего уровень дневной поверхности. При описании каждого из типов построек выделяются также характерные для них конструктивные особенности, вовсе не являющиеся при этом обязательными для каждого здания данного типа.


Михеев М.Г.
«РУССКИЕ, САРАНЧА И ХОЛЕРА»: «ПРЕССЕ» О ПРИСУТСТВИИ РОССИИ В ДУНАЙСКИХ КНЯЖЕСТВАХ (1848–1854 ГГ.)

Аннотация

В статье на основе материалов одной из ведущих либеральных газет Австрийской империи «Прессе» (Die Presse) анализируется ранее практически не исследованная проблема восприятия австрийским общественным мнением русского влияния в Дунайских княжествах в 1848–1854 гг. Исследование показывает, что России приписывалось намерение поглотить княжества, являвшиеся объектом австро-русской конкуренции и потенциальной конфликтной зоной. Отчетливо был заметен страх окружения Австрии Россией и зависимыми от нее территориями. При этом обращалось внимание на использование Петербургом религиозного фактора при осуществлении политики в регионе с преобладающим православным населением. Автор отмечает, что в публикациях газеты осязаемо проявился образ России как «варварского Востока» и одновременно – «нависающего северного колосса», «спрута», с помощью изощренной дипломатии стремящегося поглотить Турцию, а затем подчинить Европу. Ожидаемое присоединение Россией княжеств воспринималось как первый шаг на этом пути. Россия на страницах «Прессе» предстает не просто политическим конкурентом, а чужеродным культурным явлением, от которого исходит опасность основам европейской цивилизации. Австрия при этом воспринимается как барьер на пути «восточного варварства». Материалы издания демонстрируют, что Вена тяготилась ролью младшего партнера Петербурга, и в перспективе это могло стать одним из мотивов, определяющих австрийскую внешнюю политику. Делается вывод, что изучение трактовки газетой присутствия России в Дунайских княжествах помогает в объяснении австрийской политики периода Крымской войны.


Зайцева А.В.
ЗНАЧЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ КАМПАНИИ Б. ГОЛДУОТЕРА 1964 ГОДА ДЛЯ КОНСЕРВАТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ АМЕРИКИ

Аннотация

Б. Голдуотер был одним из самых известных и авторитетных консервативных деятелей предыдущего столетия. Его важной заслугой было участие в выборах 1964 года против кандидата от Демократической партии Л. Джонсона. Несмотря на большие надежды в среде консерваторов, Б. Голдуотеру так и не удалось обойти опытного демократа, пользующегося большей популярностью на фоне трагической судьбы своего авторитетного предшественника. Однако эта неудача не умаляет его заслуг – политик стоял у истоков послевоенного консерватизма и сыграл решающую роль в деле объединения и распространения идеологии. В статье анализируется значение президентской кампании Б. Голдуотера 1964 года для послевоенного консервативного движения и ее влияние на Республиканскую партию Соединенных Штатов Америки. Рассматривается положение консерватизма в период после Второй мировой войны, основные идеологические течения, которые легли в основу мировоззрения Б. Голдуотера, политическая программа политика, ход избирательной кампании и ее результаты. Автор пытается ответить на вопрос, была ли кампания Б. Голдуотера неудачей или же она имела долгосрочные последствия для всего консервативного движения.


Евлоева Р.Д.
РЕАКЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ США НА ГЕНТСКИЙ МИР 1814 Г.

Аннотация

В статье рассматриваются попытки, предпринятые английской и американской стороной для подготовки переговоров о заключении мира на заключительном этапе англо-американской войны 1812-1814 гг., а также последующее его подписание и реакция представителей высшего эшелона власти США и ведущих американских СМИ на Гентский мирный договор 1814 года.


Лачугина Н.С.
ИЗОБРАЖЕНИЕ ИНОВЕРЦЕВ ВО ВРЕМЯ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТОВ В «ПЕСНИ О БЕРТРАНЕ ДЮГЕКЛЕНЕ» ЖАНА КЮВЕЛЬЕ

Аннотация

Песнь о Бертране Дюгеклене – жеста, написанная трувером Жаном Кювелье в 1380 г., которая повествует о подвигах французского рыцаря и его соратников. В статье представлено исследование того, какие черты включает в себя образ иноверцев в поэме и как изображается их восприятие другими персонажами произведения. Работа сфокусирована на рассмотрении сюжета о противостоянии за престол в Кастилии (1351 – 1369), поскольку в нем важным индикатором дихотомии «свой – чужой» является религиозный фактор. Делается вывод, что на изображение в Песни нехристиан влияют особенности жанра chanson de geste, представления о религии, распространенные в конце XIV в., и рыцарские идеи.


Новоселов А.С.
ХОРЕГИЯ КАК ПОЛИСНЫЙ ИНСТИТУТ В АФИНАХ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭПОХИ

Аннотация

Афинский театр – одно из главных достижений античной цивилизации, однако его значение не исчерпывается только культурными функциями. Театральные представления в классическую эпоху (V-IV вв. до н.э.) неизменно проходили в рамках религиозных праздников, что заставляет обратить внимание на тесную связь театра с религией. Многочисленные праздники, в свою очередь, были одним из инструментов упрочения гражданской общины, а это уже требует обратить внимание на политическое измерение театра. В данной статье рассматривается хорегия – особая общественная служба в древних Афинах, в рамках которой организация театральных представлений возлагалась на наиболее состоятельных граждан полиса. На материале речи Демосфена «Против Мидия» (XXI) автор пытается установить, какую роль хорегия занимала в общественной жизни города и какое место ей было отведено в системе полисных институтов.


Бочарников И.В.
РОБЕРТ ЛЮДВИГОВИЧ БАРТИНИ. НЕПОНЯТЫЙ ГЕНИЙ СОВЕТСКОЙ АВИАЦИИ

Аннотация

В статье рассматриваются основные этапы жизнедеятельности гениального советского авиаконструктора Роберта Людвиговича Бартини.

Свою жизнь, талант и энергию он посвятил обеспечению лидерства СССР в авиации. Примечательно, что, будучи итальянцем по происхождению, Роберт (Роберто) Бартини в графе «национальность» писал «русский». Свою позицию в отношении своей национальности он объяснял следующим образом: «Каждые 10 – 15 лет клетки человеческого организма полностью обновляются, и поскольку я прожил в России более 40 лет, во мне не осталось ни одной итальянской молекулы» [3]. Все это давало основание Р. Бартини не только считать себя русским, но и быть таковым.

При этом Р. Бартини был убежденным патриотом Страны Советов. Его главной жизненной целью было содействие тому, чтобы «красные самолеты летали быстрее черных». Именно эту клятву он дал своим товарищам по компартии в Италии после установления в ней фашистского режима правления. Этой клятве он остался верен на всю жизнь. Он много сделал для того, чтобы «красные» (советские) самолеты летали быстрее «черных». И они действительно летали быстрее, дальше, выше и лучше.

Его основные труды лежали в области авиационных материалов и аэродинамики. Помимо этого, к числу его разработок относятся уникальные модели, такие как вертикально взлетающий самолет-амфибия, истребители, гражданские машины и многие другие проекты. Всего же он является автором более 60 проектов самолётов, оригинальных аэродинамических схем летательных аппаратов, силовых установок и др.

Все это и многое другое способствовало развитию советского авиастроения, обеспечению его лидерских позиций в мире. Роль в этом самого Р. Бартини была чрезвычайно значимой. Энциклопедичность его знаний, широта его инженерного и научного кругозора позволяли ему постоянно выдвигать новые, оригинальные, чрезвычайно смелые технические предложения. Эти идеи намного опережали свое время, поэтому лишь часть из них воплощалась в металл, в самолеты. При этом большинство его проектов воспринималось научным сообществом в штыки, как «неосуществимые». Но именно эти смелые идеи легли в основу конструкторских решений современного воздушного флота.


Воробьев С.С.
ОБРАЗ ВРАГА КАК ЭЛЕМЕНТ ИДЕОЛОГИИ В «КОЛЛЕКТИВНОЙ ПАМЯТИ» МЕЖДУНАРОДНОЙ СРЕДЫ В 60-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА: РЕЗУЛЬТАТЫ АРХИВНОГО ПОИСКА

В статье представлено авторское видение необходимости формирования отношения к образу СССР в рамках коллективной памяти международной среды в 60-е годы ХХ века через призму исследования архивных документов. Обосновывается подход высшей государственной власти СССР в представлении положительного имиджа страны в международном взаимодействии в контексте идеологического противостояния периода «холодной войны». Раскрываются такие концептуальные элементы механизма достижения внешнеполитических целей в рамках идеологического противоборства с Западом, как: научное сопровождение использования каналов ООН, разработка и реализация способов по формированию положительного имиджа страны в международных отношениях, активизация деятельности СМИ вне и внутри страны, использование межпартийных связей со странами социалистического и капиталистического толка, создание научного обоснования идеологического сопровождения формирования образа друга/врага в международном взаимодействии.


Комарица В.Н.
ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ИЗУЧЕНИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ И ЗНАЧЕНИЯ СЛОВ НА ОСНОВЕ ДАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И БАЗ: НА ПРИМЕРЕ «КОМАРИЦА»

Аннотация

В данной статье представлен методологический подход к исследованию происхождения и значений слов, с использованием данных из информационных баз и Интернет-ресурсов. Работа фокусируется на примере конкретного слова «Комарица», иллюстрируя применение этой методологии. В статье рассматриваются различные аспекты, связанные с фамилией и словом «Комарица», включая лингвистические, культурные и исторические аспекты, охватывая регионы разных стран мира. Анализ охватывает влияние военных конфликтов и миграционных процессов на распределение фамилии в XIX и XX веках. Представленные результаты исследования не только углубляют понимание происхождения и значений слова «Комарица», но также вносят вклад в области ономастики и топонимики, демонстрируя взаимосвязь личных историй семей с более широкими историческими контекстами. Работа охватывает анализ использования слова в разнообразных контекстах, включая его применение как фамилии, в наименованиях населенных пунктов, товарных марках, названиях растений и в литературных текстах, подчеркивая его многоаспектность и важность в различных сферах человеческой жизни.

Баркова Э.В.
РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В ЦЕЛЯХ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОДВИЖЕНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК: ЭКОФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

Аннотация

Обоснована востребованность анализа целей Петра I при создании Российской академии наук, открывающего «точки роста» концепции человеческого капитала, развитие которого связывается с формированием конкурентоспособной в научном отношении России. Показано, что концепция развития отечественной науки и Академии, начиная с XVIII века, включала в качестве исходного аспекта деятельности работу философов и представителей социально-гуманитарного знания как условия развития всех фундаментальных и прикладных направлений знания. Исследование исторического материала и направленности идей, прежде всего, самого Петра I, связывается с востребованными сегодня перспективами роста статуса Академии как реально авторитетного центра-ориентира всех научных исследований России, транслятора и экспертной инстанции в оценке человековедческих исследований и проектов защиты природы Человека, Культуры, Науки. В логике экофилософии науки открывается оздоравливающая социум и пространство отечественной науки актуализация ряда философско-мировоззренческих принципов и организационных задач развития Российской Академии наук как ценностно-смысловой оси проекта прорыва России к новому уровню освоения человеческого капитала.


Кудинов С.С., Барзенков А.А., Курбонова Ф.Х.
СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ КАК ОСНОВА ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ЛИЧНОСТИ

Аннотация

Данная статья представляет собой результаты эмпирического исследования, которое было проведено с целью выявления и обоснования значимого влияния уровня стрессоустойчивости на широкий спектр психофизиологических параметров, характеризующих индивидуальные особенности человека. Исследование проводилось с применением современных методологических подходов и инструментов, что позволило получить надежные и обоснованные выводы, подтверждающие существование прямой связи между способностью человека противостоять стрессовым ситуациям и рядом важнейших психофизиологических характеристик, которые в свою очередь оказывают значительное влияние на общую психологическую и физическую состояние индивида. В ходе проведения эмпирического исследования, которое было направлено на изучение определенных аспектов психического состояния мужчин в период взрослости, был выбран особый подход и примененная методика. Она позволила выявить и фиксировать один из девяти уровней, которые характеризуют стрессоустойчивость человека. Этот этап стал первым в серии этапов, проведенных в рамках исследования. Этап был направлен на то, чтобы получить наиболее точные и актуальные данные о том, как мужчины в период взрослости справляются с стрессовыми ситуациями и насколько они способны противостоять стрессам. Вторым этапом исследования была проведена экспертная работа по регистрации особенностей в их психофизиологических параметрах, где для регистрации психофизиологических процессов использовался профессиональный компьютерный полиграф. В дальнейшем зафиксированный уровень стрессоустойчивости был соотнесен с зарегистрированными особенностями в психофизиологических параметрах у этого же респондента. В качестве методологической базы для исследования стрессоустойчивости у мужчин в период взрослости использовалась методика теста на определение стрессоустойчивости личности Н.В. Киршевой и Н.В. Рябчиковой. При регистрации психофизиологических параметров личности использовалось техническое устройство – полиграф и общие методики исследований с использованием данного устройства.


Васюта Юлия
СУБЪЕКТ ТРУДА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ: ВИДЫ ВОСПРИЯТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ ТРУДА

Аннотация

В данной статье представлена авторская теория восприятия личностью цифровизации и новых технологий. На основе обобщения научно-практического материала, разработана типология и опросник, включающие в себя следующие виды восприятия: диджитал-энтузиаст, диджитал-скептик, диджитал-нейтрал. Результаты исследования и материалы, представленные в этой статье, являются научной рефлексией на актуальные проблемы в области психологи труда, и раскрытие новых феноменологических явлений, связанных с субъектом труда. Так, в ходе проведённого анализа выявлено, что цифровая трансформация всех сфер жизнедеятельности человека видоизменяет структурные личностные аспекты, что в свою очередь актуализирует установление новых субъектных качеств и критериев, позволяющих встраиваться в методологический аппарат современной науки и отвечать на современные запросы в сфере управления человеческими ресурсами.


Калаков Н.И., Григорьев С.М., Широбков С.Н., Баграев И.О.
КОМПЕТЕНТНОСТНО-ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ-ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ МНОГОПОЛЯРНОГО МИРА

Аннотация

В статье рассмотрено понятие «мышление»; философские, психолого-педагогические и акмеологические подходы к развитию творческого мышления будущих психолого-педагогических кадров; обоснована актуальность и выявлены противоречия процесса развития творческого мышления; выявлены качества и определенны требования к развитию качества творческого мышления студентов в компетентностно-прогностической деятельности; обоснованы алгоритмические, эвристические и продуктивные приемы и принципы развития творческого мышления будущих педагогов на межнаучной и междисциплинарной основе в психолого-педагогическом процессе.


Калаков Н.И.
ГЛОБАЛИСТИКА: КОМПЕТЕНТНОСТНО-ПРОГНОСТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ С УЧЕТОМ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ МНОГОПОЛЯРНОГО МИРА

Аннотация

Авторский проект выполнен по заказу общественной палаты Ульяновской области для широкого обсуждения в регионах и округах России.


Кузнецова Г.В., Позднякова А.А.
МНОГОЯЗЫЧИЕ И ВОЗРАСТ: НОВЫЙ ЯЗЫК В ЧУЖОЙ СТРАНЕ

Аннотация

В современных условиях, когда многие студенты выбирают для обучения зарубежные вузы, хорошее знание языка становится необходимым условием адаптации в образовательной среде и построения успешной карьеры. Этим определяется актуальность исследований, направленных на выявление факторов, влияющих на изучение языка во взрослом возрасте. Целью статьи является установление связи между возрастными особенностями студентов и процессом усвоения ими иностранного (русского) языка в период обучения в российском университете. Для достижения цели осуществлен анализ большого количества работ, посвященных описанию функций мышления, памяти и внимания и позволяющих понять, как и в каком объеме возрастные особенности студентов могут повлиять на процесс овладения иностранным языком и какую роль в этом процессе занимает мотивация. Делаются попытки ответить на вопрос о том, каким образом возрастные особенности студентов могут быть учтены в процессе обучения русскому языку как иностранному; для этого исследуются методы и подходы к обучению, потенциально эффективные при работе со студентами разных возрастных групп. Приводятся результаты экспериментальной работы, нацеленной на выявление возможных тенденций и закономерностей в развитии языковых способностей обучаемых и установление связи между возрастом и исследуемыми переменными. Делается вывод о том, что возраст является важным, но не определяющим фактором в овладении языком и его влияние должно рассматриваться в контексте других факторов, таких как индивидуально-психологические особенности и общий культурно-образовательный уровень иностранного студента.


Левченко Л.С.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ НАПОЛНЕННОСТЬ У ЛИЦ С ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬЮ

Аннотация

В данной статье мы проанализирована взаимосвязь между интернет-зависимостью и экзистенциональной наполненностью. Выявлены характеристики и критерии интернет-зависимости, определено дискуссионное поле феномена, описаны результаты современных исследований в их взаимосвязи с экзистенциальной теорией А. Ленгле. Показаны результаты эмпирического исследования взаимосвязи экзистенциальной наполненности и интернет-зависимости у взрослых лиц, в котором приняли участие 64 человека в возрасте 30-55 лет. Для изучения особенностей экзистенциальной наполненности и ценностно-смысловой сферы в исследовании использовались: Шкала экзистенции А. Ленгле и К. Орглер и Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева. Для выявления степени выраженности интернет-зависимого поведения применялся тест Чена на определение интернет-зависимости. Для отсечения социально желательных ответов использовалась Диагностика самооценки мотивации одобрения (Д. Марлоу, и Д. Крауна). В результате корреляционного анализа обнаружен ряд значимых связей различных аспектов интернет-зависимости с характеристиками экзистенциальной наполненности. Значения по шкале ключевых симптомов интернет-зависимости (компульсивных симптомов, симптомов отмены и толерантности) имеет отрицательную корреляционную связь со шкалой персональности, которая является суммой шкал «самодистанцирование» и «самотрансценденция», а также обнаружены высокоранговые отрицательные корреляции между шкалами, выявляющими сопутствующие интернет-зависимости проблемы (вторичные, которые появляются вследствие зависимости от интернета) практически со всеми шкалами экзистенциальной наполненности, что можно интерпретировать как то, что зависимые от интернета люди хуже понимают собственные ценности и эмоционально переживают их, одновременно, не чувствуют внутреннюю свободу, у них наблюдается неуверенность при принятии ими решений, менее выражена вера в управляемость собственной жизни. Мы предполагаем, что полученные в ходе исследования результаты способны продвинуть психологов, работающих с интернет-зависимыми людьми работать также и в рамках экзистенциального подхода, а также к более детальному теоретическому исследованию данного вопроса.


Мацко В.А.
АКТУАЛИЗАЦИЯ КРЕАТИВНОГО ПОДХОДА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В контексте цифровой трансформации образования актуализация креативного подхода представляет собой важную стратегию для развития творческого мышления учащихся, обеспечивая более глубокое и эффективное усвоение знаний. В данной статье рассматривается процесс глубинных изменений образовательного пространства с учетом требований информационной эпохи, влияние на него творческих индустрий, основные вызовы и тенденции цифровой трансформации образования, а также приводятся примеры и практические рекомендации для внедрения креативного подхода в образовательный процесс в условиях цифровой трансформации.


Нестерова Е.М.
СТРУКТУРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ИССЛЕДОВАНИИ СО СМЕШАННЫМИ МЕТОДАМИ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ДИСТАНЦИОННЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ)

Аннотация

Сегодня стратегия смешанных методов (mixed methods research) как методология, включающая объединение количественных и качественных подходов в одном проекте, вызывает все больший интерес у ученых в области гуманитарных и общественных наук. В этом контексте необходимо уделить внимание оценке потенциала различных качественных и количественных методов в исследовании со смешанными методами. В статье описано применение метода структурного моделирования в количественной части исследования со смешанными методами. Эмпирическая цель заключается в выявлении социально-психологических факторов удовлетворенности студентов дистанционным образованием. В исследовании данные, полученные в качественной части являются основой количественной части. В качественной части приняло участие 24 человека (37,5% мужчин; 62,5% женщин) от 18 до 26 лет (М = 22,8; SD = 2,15), а в количественной части – 150 человек (30,7% мужчин; 69,3% женщин) от 18 до 27 лет (M =21,7; SD =2.36). В качественной части для сбора и анализа данных применялись фокус-групповые интервью и тематический анализ соответственно. Количественная часть исследования проводилась в форме анкетирования участников и включала в себя опросник, сформированный на основе результатов тематического анализа. В статье представлен сравнительный анализ результатов, полученных с помощью применения в количественной части методов структурного моделирования с результатами применения методов корреляционного и линейного регрессионного анализа. Сделан вывод о том, что использование структурного моделирования в исследовании со смешанными методами продуктивно, так как позволяет нивелировать некоторые недостатки, свойственные количественным методам и получить более содержательные результаты.


Огнев А.С.
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ ВЫЯВЛЕНИЕ ФЕНОМЕНА ОТРАЖЕННОЙ СУБЪЕКТНОСТИ КАК ФАКТОРА ПОСТРОЕНИЯ СЦЕНАРИЕВ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Аннотация

В статье сообщается об эмпирически установленной статистически значимой связи эмоциональных реакций на символические появления родительских фигур с тем, как большинство респондентов реагирует на иные варианты проявления чьей-либо власти в их повседневной практике. Показано, что чем больше различий обнаруживается между психофизиологическими реакциями на аутентичный выбор и на выбор в присутствии воображаемого родителя, тем вероятнее у таких испытуемых проявление интенсивных реакций на разного рода ограничения. В этом случае также обнаруживается большая склонность к непрагматическому выбору в пользу протестного и рискованного поведения. Обнаружено, что особенности реагирования испытуемых на демонстрацию власти собственными родителями сходны с теми автоматизмами, которые как в плане эмоционального отклика, так и в плане рационального объяснения своих действий, проявляются у них и в настоящем. Также выявлено, что подобная закономерность прослеживается и в отношении того, как сами испытуемые склонных оценивать свои жизненные перспективы, и того, что они в отношении планирования будущего рекомендуют делать и другим людям из своего окружения.


Полякова А.В.
ГЕЙМИФИКАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ: ОБЗОР ПРОБЛЕМ И ИССЛЕДОВАНИЙ

Аннотация

Данное исследование представляет собой всесторонний аналитический обзор актуальных научных работ, посвященных геймификации в контексте образования, с целью выявления ключевых тенденций, сложностей и перспективных направлений развития данной сферы. Особое внимание уделяется определению геймификации и рассмотрению мнений научного сообщества относительно её интеграции в образовательный процесс. В статье освещаются основные проблемы, связанные с внедрением геймификационных подходов, подчеркивая важность повышения квалификации педагогических кадров и предоставления им комплексной методической поддержки для успешного внедрения геймификационных инноваций.


Пугачев И.Ю.
КОНТЕНТЫ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ И КОМПЛЕКСНОГО ФИЗИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Аннотация

В статье обоснована методика возможности трансформации средств туризма с опорой на научный аспект его множественной классификации на развитие междисциплинарных значимых параметров обучающихся. Актуальность усиливается фактором заинтересованности школьников в применении методов познания непосредственно на практике в условиях моторной активности и природной среды. Цель: изучение перспективы реализации контента научно-образовательного туризма в России и представление авторской классификации взглядов; исследование аспекта пролонгированного развития неспецифического компонента работоспособности и когнитивных способностей обучающихся комплексно-прикладными средствами туризма. Гипотеза исследования: усиление педагогического воздействия на обучающуюся молодежь комплексно-прикладными средствами туризма с доминированием научного контента создает заблаговременное накопление потенциала неспецифического компонента работоспособности и интеллектуального фона еще в школьной среде у поступивших в вуз студентов; это эффективно способствует толерантности их организма к воздействию отрицательных эмоциогенных факторов среды обучения и общей жизнедеятельности. Использовались методы: теоретический анализ и обобщение; ретроспективный анализ; аналитическое прогнозирование; тестирование; экспертная оценка; кибернетический анализ ритма сердца (ИПП-01Ц); метод «накопления»; статистическая обработка результатов; педагогический эксперимент. Пролонгированный педагогический эксперимент в естественных условиях образовательной среды реализован с привлечением 20 участников процесса «Средней общеобразовательной школы № 31 г. Тамбова»; отражал нарастающей сложности этапы туристических походов с для развития когнитивных способностей, общей выносливости, приобретения и закрепления первичных навыков выживания; один раз в неделю включал рекреационное занятие для развития кардиоваскулярной выносливости на школьном стадионе или спортзале. Результатами педагогического формирующего эксперимента выявлена тенденция достоверного (t=2,1–2,3; р < 0,05) прогресса у школьников значений оперативной памяти, общей выносливости, индекса напряжения регуляторных систем. Планомерная организация и внедрение в общеобразовательные учреждения нарастающей трудности комплексных туристических в контексте «междисциплинарной научной формы познания» повышает мотивацию обучающихся к закреплению приобретенных теоретических знаний на практике, отвлекает школьников от длительного нахождения в информационном поле гаджетов, тем самым предотвращает последствия гиподинамии и гипокинезии.


Соболев И.М.
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРИ ТРЕВОЖНЫХ СОСТОЯНИЯХ ЛИЧНОСТИ. ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЙ АСПЕКТ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СХЕМЫ

Аннотация

В статье рассматриваются особенности восприятия пространственно-временных отношений при тревожных состояниях личности. Вопрос о переживании времени, активно исследовался в философии 20 века. Идеи таких философов, как М. Хайдеггер, Э. Гуссерль и А. Бергсон, повлияли на исследователей в области психологии и психиатрии. В частности, Э. Минковский, представитель феноменологической школы психиатрии, изучал специфику переживания времени и пространства людьми, страдающими различными типами психических заболеваний. В отечественной школе психологии (К.А. Абульханова-Славская, Н.Ю. Григоровская, В.И. Ковалев и др.) проведенные исследования выявили основные типы реагирования в различных временных режимах деятельности. Но, несмотря на существенные открытия, связь между пространственно-временными отношениями и переживаемыми эмоциями до сих пор недостаточно прояснена. В данной статье на примере тревожных состояний личности демонстрируются возможные направления дальнейшего исследования, в том числе направленного на поддержание диалога между клиническими дисциплинами и общепсихологической практикой.


Суботялова А.М., Суботялов М.А.
ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

Аннотация

Процесс обучения неразрывно связан с использованием когнитивных способностей человека: задействуется его память, мышление, способности анализировать, обобщать и делать выводы. Регулярные занятия в школе или вузе требуют от организма обучающихся больших резервных возможностей, однако неизбежны утомление, истощение, что без возможности восстановления может привести к повышению тревоги, стрессу и даже депрессии. Сохранение и поддержание психического и физического здоровья обучающихся является одной из важнейших проблем процесса обучения. В этом плане музыка представляет собой один из доступных и эффективных немедикаментозных инструментов, который можно применять в образовательном процессе. Целью данной работы является анализ как отечественных, так и зарубежных исследований, подтверждающих положительное влияние использования музыки при организации учебных занятий. В качестве материалов были использованы научные статьи по теме, представленные на ресурсах Elibrary и Pubmed. Результаты. Многочисленные исследования показывают, что правильно подобранная музыка, которая соответствует поставленным учебным задачам, оказывает положительное влияние на состояние обучающихся, а также повышает их когнитивные способности. Музыкальное сопровождение на занятиях по физической культуре также поможет обучающимся долго сохранять свою работоспособность и лучше овладевать техникой движения. Помимо этого, музыка применяется при работе с детьми с аутизмом, ОВЗ, с обучающимся с СДВГ.


Сухов А.Н.
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

Аннотация

В статье раскрывается актуальность исследования развития как парадигмы социальной психологии, а также рассматривается сущность социально-психологического подхода к её пониманию. При этом анализируются трудности, которые имеют место при определении понятия, предмета, структуры и обеспечении становления социальной психологии. С их преодолением связаны перспективы данной отрасли. Поэтому не случайно наиболее важной задачей является создание общей теории социальной психологи. В то же время теория развития является составной частью общей теории. Они дополняют друг друга. Предстоит ещё немало сделать как в теоретическом, так и прикладном плане для её полного оформления. Без этого невозможно вести речь об эффективном становлении современной социальной психологии. В настоящее время существует настоятельная потребность развития личности, групп, семьи, организации, всех сфер общества.


Черепанова Т.В.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ И МЕТОДОЛОГИЯ АНАЛИЗА ФРОНТОВОГО ЭПИСТОЛЯРНОГО КОМПЛЕКСА (НА МАТЕРИАЛЕ ПИСЕМ ИЗ ОСАЖДЕННОГО СЕВАСТОПОЛЯ)

Аннотация

В статье рассматриваются исследовательские возможности военного эпистолярного комплекса, созданного в Севастополе в период оборонительных боев 1941-1942 гг., в понимании мотивов самоотверженности защитников города. Смыслы, создаваемые в условиях передовой фронта, раскрываются при использовании комплексного метода, включающего количественные и качественные подходы, дополняющие и усиливающие исследовательскую оптику. Совокупность методов количественного и качественного анализа дадут исследователю возможность получить целостную картину объективных факторов и субъективных глубоко скрытых эмоциональных состояний участников боевых действий. Такое объемное видение позволяет исследователю приблизиться к пониманию исторического социокультурного контекста нашей страны. Комплексный метод позволяет актуализировать знания о том, что находится за пределами языка, т. е. увидеть взаимосвязь языковых и внеязыковых факторов создания и понимания письма с фронта, способы описания в них событий и фактов с целью оказания воздействия на адресата, а также анализ культурно-символических, когнитивных, социально-психологических аспектов, нашедших свое воплощение в тексте писем. Выводы, извлекаемые при этом, указывают на высокую значимость для патриотизма родственных и семейных ценностей, любви и дружбы, традиционного мирного быта – всего, что связывает человека с его обыденным микромиром.


Гольман И.А.
КЛИНИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ ТРЕВОЖНОГО РАССТРОЙСТВА И РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ ИНТЕГРАТИВНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ ПРИ ТРЕВОЖНЫХ, ТРЕВОЖНО-ДЕПРЕССИВНЫХ И НЕВРОТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВАХ

Аннотация

Тревожно-депрессивные расстройства и неврозы – частая причина ухудшения психологического (и соматического) состояния, вплоть до инвалидизации. В статье рассмотрены результаты практической апробации авторской программы психологической помощи при данных расстройствах (34 клинических случая) и подробно описан конкретный случай тревожного расстройства.

Гринева М.В.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ЯЗЫКА ПРОФЕССИИ ПЕРВОГО ГОДА РАБОТЫ В ВУЗЕ. ПРЕДМЕТНО-ЗНАНИЕВЫЙ АСПЕКТ

Аннотация

В статье анализируется один из компонентов наставнической деятельности в вузе по линии опытный преподаватель-начинающий преподаватель языка профессии – а именно, ее предметно-знаниевый аспект – на примере педагогического сопровождения преподавателя экономического перевода первого года работы на факультете МЭО МГИМО МИД России. Информация, транслируемая наставником подопечному в части предметно-знаниевого аспекта, отражает специфику данного курса как междисциплинарного, то есть, интегрирующего элементы предметного и языкового учебного дискурса. Как следствие, взаимодействие наставника и подопечного нацелено на становление последнего как преподавателя-предметника и преподавателя иностранного (английского) языка. В статье исследованы методы, приемы и техники, практикуемые наставником для реализации этой установки. На основе анализа качественных и количественных показателей делается вывод об эффективности педагогического сопровождения начинающего преподавателя экономического перевода на раннем этапе его вхождения в профессию.


Дёмин А.Н., Шияневская И.А.
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ МЕЖДУ ВОСПРИЯТИЕМ И ПЕРЕЖИВАНИЕМ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ, СТРАТЕГИЯМИ СОВЛАДАНИЯ И УРОВНЕМ СТРЕССА У СУБЪЕКТОВ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

Представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязей между восприятием неопределенности, стратегиями совладающего поведения и уровнем стресса у руководителей высшего и среднего звена. Показано, что руководители высшего звена испытывают повышенный уровень стресса в связи с восприятием и переживанием неопределенности в настоящем (статусно-поведенческий и аффективный аспекты неопределенности), а руководители среднего звена – в связи с прогнозированием и переживанием неопределенности будущего (когнитивный и аффективный аспекты неопределенности). Установлены профили совладающего поведения: для руководителей высшего звена при решении трудностей в большей степени характерно использование активного копинга, планирования решений, позитивного переформулирования; для руководителей среднего звена характерен поведенческий уход от проблем. У руководителей высшего звена выявлены статистически значимые положительные связи между статусно-поведенческим аспектом неопределенности и такими стратегиями: активный копинг, позитивное переформулирование. У руководителей среднего звена выявлены статистически значимые положительные связи между статусно-поведенческим, когнитивным, аффективным аспектами неопределенности, с одной стороны, и такими стратегиями совладания, как отрицание, поведенческий уход, мысленный уход, с другой стороны. Сделан вывод о том, что масштаб управленческой деятельности влияет на взаимосвязи восприятия и переживания неопределенности, уровня стресса и совладающего поведения.


Крыжевская Н.Н.
ДИНАМИКА ПРОЯВЛЕНИЙ ТРЕВОГИ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ УСПЕВАЕМОСТИ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

В статье представлены результаты исследования переживания тревоги студентами с разным уровнем успеваемости в процессе обучения в вузе. Экспериментально доказано, что наиболее нормально тревога проявляется у студентов с высоким уровнем успеваемости и менее нормально у студентов, имеющих проблемы в учебно-профессиональной деятельности. Обнаружено, что продолжительность обучения в вузе не является решающим факторам для переживания тревоги. Намечены перспективы исследования данной научной проблематики.


Михайлова О.Б., Васильева Е.В., Дедяева В.И.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ИННОВАЦИОННОСТЬ: СПЕЦИФИКА РАЗЛИЧИЙ У МЕНЕДЖЕРОВ

Аннотация

Проблема развития «гибких навыков» персонала является одной из актуальных в современной практике управления.В содержании статьи рассматриваются результаты теоретического анализа понятия «гибкие навыки». Эмоциональный интеллект определяется авторами как основа, а инновационность как составляющая данных навыков. В статье представлен эмпирический анализ различий в проявлениях инновационности и эмоционального интеллекта у менеджеров среднего звена. Новизна исследования заключается в рассмотрении различий проявления данных феноменов у мужчин и женщин. Целью данной работы является определение особенностей и различий в проявлениях эмоционального интеллекта и инновационности у мужчин-и женщин-менеджеров среднего звена. Эмпирический анализ данных основан на использовании следующих методик: 1) Многомерный опросник «Инновационность личности» (МОИЛ) (О.Б. Михайлова); 2) Шкала самооценки инновативных качеств личности (Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко); 3) Опросник эмоционального интеллекта (ЭмИн) (Д. В. Люсин).Кроме того, использовался метод математической статистики (U-критерий Манна-Уитни) в программе Jamovi 2.4.8. Эмпирическую базу составили 80 менеджеров среднего звена, которые являются сотрудниками российских компаний, 40 женщин и 40 мужчин в возрасте от 25 до 40 лет. Результаты качественного и количественного анализа полученных данных выявили ряд различий в проявлениях инновационности и эмоционального интеллекта у мужчин-и женщин-менеджеров. На основании полученных результатов в статье сформулированы выводы и даны краткие рекомендации по развитию инновационности и эмоционального интеллекта в практике управления персоналом у мужчин- и женщин – менеджеров.


Гребенников Е.К., Савельев С.Н., Акчурин Ф.А., Гребенникова И.Н., Суботялов М.А.
ХАРАКТЕРИСТИКА ВНИМАНИЯ У КУРСАНТОВ ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КУРСА ОБУЧЕНИЯ

Аннотация

Статья посвящена изучению основных характеристик внимания у курсантов института гражданской авиации, будущих диспетчеров управления воздушным движением. Исследование включало методики «Красно-черные таблицы Шульте-Платонова» и «Таблицы Шульте-Козыревой». Для проведения данных методик использовался аппаратно-программный комплекс «НС-ПсихоТест». Использование аппаратных методик позволяет исключить сознательный контроль обследуемыми своих ответов. Юноши-курсанты разделены на группы по курсам обучения. Анализ результатов выявил ряд достоверных отличий между курсантами разных курсов, при этом часть интегральных показателей не имела достоверных отличий. Данные статьи могут быть использованы с целью развития характеристик внимания у курсантов, а также для тренировки будущими диспетчерами управления воздушным движением психической работоспособности и функций внимания используя соответствующие виды спорта или типы двигательной активности.