Артеменкова К.П.
ПРИДВОРНАЯ ЖИЗНЬ РОССИИ В ЦАРСТВОВАНИЕ ЕЛИЗАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ В ОТРАЖЕНИИ БРИТАНСКОЙ ПРЕССЫ

Аннотация

Статья посвящена раннее не исследованной в историографии проблеме отражения в британских газетах середины XVIII в. событий придворной жизни в правление Елизаветы Петровны. В силу разных обстоятельств внимание историков в прошлые столетия было сосредоточено на изучении известных источников россики: мемуаров, дневников, переписки, содержавших отзывы иностранцев о русском дворе. Британская периодическая печать как не менее важный и более объемный источник россики, долгое время оставалась практически вне поле зрения исследователей. В середине XVIII столетия иностранные газеты позволяли европейским читателям наиболее доступным и быстрым способом получать информацию о Российской империи. Именно они во многом формировали знания, стереотипы и впечатления читающих жителей Великобритании и Европы о елизаветинской России. Придворная жизнь в царствование дочери Петра Великого выступала одной из ведущих тем о России для британской прессы. В настоящей работе на материалах десяти британских газет за 1741–1761 гг. представлена тематическая классификация газетных сообщений о русском дворе за указанный период. Наиболее часто британские издания рассказывали о переездах императрицы и ее окружения в резиденции и о русской празднично-увеселительной культуре. Газеты предлагали хоть и поверхностную в сравнении с другими документами, но в то же время правдивую информацию о повседневности петербургского двора. Он представал перед британским читателем динамичным и европеизированным, но сохранявшим приверженность к русским традициям и православной обрядности.


Былова Н.С.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ ЛИЧНЫХ АРХИВНЫХ ФОНДОВ КАК ИСТОЧНИКОВ ПО ИСТОРИИ ПОВСЕДНЕВНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ЛИЧНОГО АРХИВНОГО ФОНДА Н.П. ВИШНЯКОВА (1844–1927)

Аннотация

В данной статье на основе материалов из состава личного архивного фонда, выходца из купеческой семьи, старейшего гласного Московской городской думы Н.П. Вишнякова предпринимается попытка реконструировать, с одной стороны, некоторые аспекты повседневной работы московского самоуправления, с другой стороны, повседневные традиции и практики московской купеческой семьи. Московская городская дума на страницах архивных документов проявляется в своем «человеческом измерении», что дает нам представление о взаимоотношениях как внутри ее правого крыла, к которому относился Н.П. Вишняков, так и между кадетами и октябристами. Учитывая личную вовлеченность фондообразователя и его активную позицию в административных и партийных делах, нельзя не отметить субъективность его восприятия, что тем не менее не умаляет ценности информации, содержащейся в источниках, а также добавляет дополнительные детали при реконструкции биографии Н.П. Вишнякова. Жизнь купеческой семьи на страницах используемых в статье источников предстает в ином ключе. Лишенный политической окраски образ семейного быта, досуга и социальных связей основывается на детских воспоминаниях Н.П. Вишнякова, несмотря на то, что, как и материалы о Московской городской думе, эти источники составлены в тот же временной промежуток.


Гущина Д.В.
СТЕПЕНЬ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ ПОСАДСКИХ ОБЩИН В МАГИСТРАТСКОМ ПРАВЛЕНИИ В XVIII В. (НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ПОСЕЩАЕМОСТИ ВЫБОРОВ)

Аннотация

В статье приведены уточненные данные о посещаемости выборов в городские магистраты в 33 городах Европейской России в середине XVIII в. При подсчетах была предпринята попытка учесть лишь то посадское население, которое действительно обладало правом голосования. Были получены более высокие показатели явки, по сравнению с имеющимися в историографии. На основании процента явки на выборы в разных городах проанализирован уровень интереса посадских жителей к магистратским учреждениям. При анализе посещаемости были учтены такие ограничивающие факторы, как размер помещения, в котором проводился выборный сход или специальные выборные процедуры, например, многоступенчатое голосование. При рассмотрении городов, в которых уровень явки на выборы был низким, было обнаружено, что посадские жители уклонялись от выборов, либо подавали прошения в Главный магистрат с целью облегчить те тяготы, которые эта служба налагала на посады. Таким образом, посадские общины этих городов меньше интересовались магистратами, поскольку тяготы обеспечения магистратов служителями для посада превышали выгоды от этих учреждений. Также было рассмотрено, как на посещаемость сходов влияет выборный конфликт. Был сделан вывод о том, что внутрипосадские конфликты и выборная борьба не провоцировали сильного всплеска посещаемости. В то же время, конфликты посадской общины с местной администрацией и попытки последней вмешаться в выборный процесс вызывали значительный рост посещаемости выборов. На основании этих данных сделан вывод о том, что одной из ключевых функций магистратов, которая интересовала посадское население, была защита от произвола местной администрации.


Клевенская Е.С.
КАВКАЗСКАЯ ВОЙНА КОНЦА 1830-Х – НАЧАЛА 1840-Х ГГ. В НЕКОТОРЫХ ЛИЦАХ (КОМАНДУЮЩИЙ ВОЙСКАМИ П.Х. ГРАББЕ И М.Ю. ЛЕРМОНТОВ В БЫТНОСТЬ ИХ НА КАВКАЗЕ)

Аннотация

В статье рассматриваются некоторые сюжеты Кавказской войны периода конца 1830-х – начала 1840-х гг., связанные в основном с двумя личностями, пребывание которых на Кавказе стало не только важным этапом в их жизни, но и оказало влияние на, с одной стороны, корректировку пути к покорению Кавказа со стороны официального Петербурга и, с другой стороны, на русскую литературу XIX столетия. Речь пойдет о командующем войсками на Кавказской линии и в Черномории генерал-лейтенанте, генерал-адъютанте (с 1839 г.) П.Х. Граббе (с 1838 по 1842 гг.) и русском поэте М.Ю. Лермонтове в бытность его адъютантом штаба Чеченского отряда (с 1840 по 1841 гг.). В статье особое внимание уделено военным операциям русских войск на Северном Кавказе (в Дагестане и Чечне), подготовка которых осуществлялась по соображениям Граббе, переменам в понимании командующим войсками тактики ведения экспедиций, взаимоотношениям между Граббе и Лермонтовым, которые с течением времени стали доверительными и по несчастию оборвались в результате гибели на дуэли «человека с талантом».


Симаков М.А.
ГАЛЛЬСКИЙ ГОРОД ВИЕННА В СОСТАВЕ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ

Аннотация

Виенна, некогда столица галльского племени аллоброгов, представляет собой яркий пример взаимовлияния разных цивилизаций. В статье анализируется аккультурация населения города под влиянием, как римлян, так и соседствующих галльских племен, а также греков. Анализируется широкий круг как латинских и древнегреческих письменных источников, что обусловлено состоянием изученности проблемы. Лучше всего история Виенны исследована французскими учеными, однако, будучи в первую очередь археологами, наиболее пристальное внимание они уделяют материальной культуре, а сведения нарративной традиции остаются на периферии их интересов. Цель статьи заключается в изучении положения города Виенна как на территории Нарбонской Галлии, так и в рамках всей Римской империи. Труды античных авторов освещают военно-политическую историю, экономику и культуру, повседневную жизнь горожан. Согласно письменным источникам, военные конфликты возникали не между Виенной и Римом, а между провинциальными центрами, являвшимся в недалеком прошлом столицами варварских племен. Выращиваемые в Нарбонской Галлии зерновые и производимое здесь вино ценились римлянами больше, чем соответствующая продукция Апеннинского полуострова. Великий римский поэт Марциал стремился заполучить почет у образованной части жителей Виенны. В культурной сфере отмечено греческое влияние на повседневную жизнь горожан, проявляющееся, например, в проведении гимнастических агонов. Виеннцы проводили досуг согласно римским обычаям, за что их осуждали современники. Латинская культура вторгается в жизнь потомков галлов, постепенно стирая различие с жителями Италии.


Деревянкина О.М.
ВЛИЯНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР-КЛАССОВ ОТ РАБОТОДАТЕЛЕЙ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Аннотация

Как влияет проведение мастер-классов от работодателей на эффективность образовательного процесса студентов вузов? Цель настоящего исследования – определить, как влияют мастер-классы, проводимые экспертами отрасли, на эффективность образовательного процесса в вузе. Исследование проводилось в университете Синергия в г. Москва на кафедре менеджмента в гостиничном и ресторанном бизнесе. В эксперименте принимали участие 308 студентов бакалавров направления Менеджмент, 89 из которых студенты первого курса, 81 студент второго курса, 75 студентов третьего курса и 63 студента четвертого курса. Перед началом исследования автором был разработан опросник по оцениванию студентами мастер-классов от работодателей, основанный на таких критериях, как презентативность, эксклюзивность, актуальность, мотивированнось, технологичность, использование оригинальных приемов актуализации и проблематизации. Первым этапом исследования стала разработка плана мероприятий от работодателей на весь учебный год. В течении учебного года для студентов проводились различные мастер-классы от экспертов ресторанной и гостиничной отраслей. Каждое мероприятие оценивалось обучающимися по разработанному авторскому опроснику, результаты оценки анализировались и учитывались при проведении последующих мероприятий. Для проведения анализа влияния мастер-классов от работодателей на образовательный процесс в вузе, нами были проведены замеры удовлетворенности студентов образовательным процессом в вузе в начале и в конце учебного года. Для оценки удовлетворенности обучающихся применялась анкета вуза. Итогом настоящего исследования стало подтверждение того, что проведение мастер-классов от работодателей повышает эффективность образовательного процесса в вузе. Основными результатами представленного исследования можно считать сущностно-терминологический анализ понятия мастер-класса, рассмотрение важности и нужности взаимодействия вуза и работодателей для повышения эффективности процесса обучения, изучение влияния мастер-классов от работодателей на образовательный процесс в вузе. Научной новизной исследования является условное разделение мастер-классов от работодателей на информационно-дисциплинарные и мотивационные и подтверждение повышения эффективности образовательного процесса при их проведении в вузе. К теоретической значимости результатов исследования можно отнести раскрытие педагогического понятия «мастер-класс от работодателей» и обоснование его влияние на процесс обучения, а к практической – рекомендации для преподавательского состава учебных кафедр по проведению на практике данных образовательных мероприятий. Выводы статьи, помимо результатов исследования, содержат подробные рекомендации по проведению мастер-классов от работодателей на практике.


Дубинина С.И.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация

В современностивсе больше актуализируется потребность в изучении и объяснении психологических границ личности. Что побуждает многих исследователей изучать сознание и феномены, связанные с ним. К одному из таких феноменов можно отнести правовое сознание личности, которое все чаще изучается в рамах междисциплинарного подхода на стыке психологии и юриспруденции. В статье проводится анализ подходов к объяснению понятий психологических границ и правового сознания, а также выявление взаимосвязи данного понятия с междисциплинарной категорией «правовое сознание». Раскрывается содержание психологических границ, подчёркивается актуальность изучения правового сознания и его границ.


Напсо М.Б.
ИНДИВИД В УСЛОВИЯХ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Аннотация

В статье процессы перехода индивида к существованию в гибридном – реальном и виртуальном – пространстве рассматриваются в контексте причин и последствий влияния множества Интернет-феноменов, сформированных ими форм поведения, способов коммуникации, привычек, зависимостей. В силу такой постановки вопроса автор обращает особое внимание изучению не столько несомненных преимуществ мира технологий, сколько характеру влиянию их гипертрофированной роли в жизни индивида в условиях лишь формирующихся практик сосуществования в двух мирах и недостаточности личных компетенций. В таких условиях проблематика гармоничного бытия индивида в реальном и виртуальном пространствах, использования преимуществ одного мира в интересах другого приобретает особую актуальность. Само свойство коммуникаций в киберпространстве изменяет не только пространственные и временные параметры взаимодействия, но и имеет массированное психологическое, эмоциональное воздействие. Главная опасность заключается в постепенном абстрагировании Интернет-коммуникаций от фундаментальных нравственных, культурных кодов и основ познавательной деятельности, что в особой мере касается способности к критическому, самостоятельному мышлению. Для примирения реальности к такой трансформации форм социального взаимодействия необходимы новые соционормативные практики.


Димова А.Л., Харченко Н.Л.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С СОЦИАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ

Аннотация

Статья посвящена проектированию содержания обучения различных категорий лиц с социально обусловленными образовательными потребностями (СООП). Актуальность работы определяется мировыми событиями политического, экономического и техногенного характера, сложившейся непростой ситуацией в сфере отечественного образования, характеризующейся необходимостью включения лиц с СООП в образовательный процесс. Современные тенденции развития высшего образования в России и в мире обусловливают целесообразность обучения лиц с СООП в цифровой среде с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Исследования отечественных и зарубежных авторов свидетельствуют о неподготовленности педагогов высшего образования к обучению данных категорий лиц, о необходимости формирования у них нормативно-правовой и теоретико-методической базы знаний в областях общего и специального образования. Цель статьи – разработка и обоснование компонентов содержания обучения (образования) лиц с СООП в условиях цифровой среды с применением ДОТ. Определены компоненты содержания обучения (образования) как целостной педагогической системы, включающей: цели, задачи, принципы проектирования содержания обучения, структуру содержания обучения. Приведен учебный тематический план соответствующего курса подготовки преподавателей в рамках дополнительного образования.


Скафа Е.И.
ИННОВАЦИИ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация

В условиях развития цифровизации образования происходит перестройка всех составляющих профессиональной деятельности педагога. В связи с этим при подготовке будущего учителя актуальным становится поиск таких методических подходов, которые обеспечат его продуктивную деятельность в новых условиях цифровой трансформации образования. В статье представлен один из инновационных подходов, который предполагает организацию коррекции результатов обучения школьников с применением цифровых инструментов. Описана технология обучения будущих учителей математике разработке индивидуализированной коррекционной работы с обучающимися, организованная в Донецком государственном университете. На первом этапе технологии студенты знакомятся с методикой организации контроля и коррекции учебных достижений обучающихся, представленной в педагогической литературе. На втором – анализируют компьютерные технологии, которые возможно использовать для индивидуализации коррекционной работы. На третьем этапе будущие учителя разрабатывают собственные цифровые проекты по организации коррекционной работы.


Терещенко А.Ю., Морозов А.В.
ВЛИЯНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация

В статье рассмотрен зарубежный опыт использования технологий искусственного интеллекта в образовательном процессе, а также сформулированы направления и основные преимущества применения технологий искусственного интеллекта в сфере современного образования с позиций различных субъектов образовательного процесса: обучающихся, преподавательского состава, административно-управленческого персонала. В условиях невероятной скорости развития технологий искусственного интеллекта человечеству чрезвычайно важно предопределять и направлять векторы и пути этого развития, что на практике должно вполне определённым образом соотноситься как со знаниевой сферой, так и морально-духовными нормами личности обучающегося, не противоречащими уже сложившимся в системе общественного устройства. Искусственный интеллект способен обучаться непрерывно, с недоступными для человека скоростями, поэтому для того, чтобы не отставать от него, человечеству требуется сделать ещё больший упор на непрерывность образовательного процесса, который красной нитью должен проходить через всю сознательную жизнь современного человека, включая наработку навыка решения неопределённостей. Ключевое отличие искусственного интеллекта от ставших уже вполне привычными различных приложений – это владение нечёткой логикой, ранее доступной только людям. Искусственный интеллект способен не только давать ответы на вопросы, но и способствовать формированию и развитию у обучающегося навыка правильной постановки задачи и правильного формулирования решений согласно развитой нечёткой логике.


Карпенко А. С., Павлова М.Г.
ОБРАЗ ЛИДЕРА КАК ГАРАНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

Аннотация

В статье представлены результаты исследования восприятия образа политического лидера в современных условиях (2022 г.). Уникальность исследования состоит в том, что за основу была взята методика «Человек года», разработанная Герасимовым В.М. и Гусевой А.С. (Карпенко) в 1991 году для проведения масштабного социально-психологического исследования в стране, что дало возможность, спустя тридцать лет сравнить результаты двух общественно-политических периодов. Теоретические основы исследования затрагивают достаточно актуальные для нового времени вопросы социально-политического имиджмейкинга государственных и политических лидеров, в образе которых люди хотят видеть не только подтверждение своих жизненных ожиданий и надежд на лучшее, но, прежде всего, гарантию стабильной безопасности и психологической защищенности в условиях кризисов, неопределенности и катастроф. В статье представлен теоретический анализ ключевых понятий и степень их разработанности в отечественных и зарубежных источниках. Актуальность темы исследования в области социально-политического имиджмейкинга в современных условиях обусловлена теми же проблемами, которые были характерны и для периода 90-х годов. Во-первых, изменением общественно-политической ситуации в стране и на международной арене: в 1991 г. распад СССР, августовский кризис; в 2022 г. начало специальной военной операции, введение против Росси санкций, обострение глобального международного кризиса. Во-вторых, противоречивым восприятием конгруэнтности образа действующих политиков, несоответствием ожиданий общества и реальными качествами лидера, которые транслирует его образ в изменившихся условиях среды. Цель исследования состояла в выявлении актуального общественного запроса к имиджу политика как гаранту обеспечения психологической защищенности общества в условиях нестабильности и неопределённости. Методы исследования: авторский опросник «Человек года» (В.М. Герасимов, А.С. Гусева, 1991). Для обработки результатов исследования были применены методы математической статистики: корреляционный анализ с применением коэффициента корреляции фи, V-коэффициента Крамера и бисериального коэффициента корреляции. В социально-психологическом исследовании приняли участие 350 респондентов в возрасте от 18 до 89 лет, среди них 172 мужчин и 178 женщин, представители разных профессий, жители всех 89 федеральных округов России. Результаты исследования подтвердили предположение авторов о том, что в восприятии общества становятся значимыми те личностные качества политиков, что могут обеспечить его психологическую защищенность в период неопределенности: ценностные ориентиры, волевые качества, профессиональные способности. Авторами также был проведен сравнительный анализ социального запроса двух переломных общественно-политических периодов в истории России: 1991 и 2022 года. Результаты социально-психологического исследования являются основой для разрешения противоречий в восприятии образа лидера, будь он государственный деятель или политик. На основе полученных результатов необходимо вести разработку комплекса мероприятий для создания (конструирования) благоприятного образа, отвечающего запросу современного общества и личному ресурсу лидера, от деятельности которого зависит позиционирование и авторитет страны на международной арене, поддержание стабильного функционирования российского общества, обеспечение не только физической защиты от различного рода угроз, но и психологическая защищенность граждан России. Научная основа исследований, по мнению авторов статьи, дает ясные ориентиры для разработки благоприятного политического образа, отвечающего запросам современного общества в текущей ситуации и на перспективу.


Колиогло Н.В.
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

Аннотация

В статье представлены результаты авторских исследований по проблемам управленческой компетентности руководителя общеобразовательной организации, и особенностей ее формирования и развития в современном обществе. Современная система образования значительно меняется под влиянием цифровой трансформации общества и экономики. Это требует новых подходов к управлению, к уровню управленческой компетентности руководителей, что справедливо относится и к системе образования. Целью данной статьи является анализ особенностей формирования и развития управленческой компетентности руководителей общеобразовательных организаций в условиях цифровой трансформации, на материалах эмпирических исследований. Обзор литературы показал, что вопросы особенностей формирования управленческой компетентности руководителей общеобразовательных организаций в условиях цифровизации общества изучены недостаточно. Отсутствует комплексный анализ управленческой компетентности руководителей общеобразовательных организаций в рамках эмпирических исследований. На материалах эмпирического исследования выявлены особенности формирования и развития управленческой компетентности руководителя общеобразовательной организации в системе дополнительного профессионального образования, в том числе, роль цифровых компетенций в общей структуре управленческой компетентности руководителя общеобразовательной организации.


Гиль А.В.
РОЛЬ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ И ПРОГРАММ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ

В статье отмечается, что в современном мире, который постоянно меняется, необходимо реагировать на его новые условия, и не только каждому из нас в своей личной и трудовой жизни, но и в школе, которая воспитывает и воспитывает наше будущее поколение. Современные школьники знакомятся с современными технологиями уже в раннем детстве и продолжают использовать их в свободное время. Поэтому игнорировать их в педагогической действительности невозможно. Модернизация современной российской школы требует внедрения нового типа образования, которое обеспечивается на основе фундаментальности и высокого качества образовательных ресурсов, чего достаточно сложно достичь без обращения к компьютеризации.

Лебедев И.М.
НЕГАТИВНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

В данной статье рассматривается актуальная проблема негативного информационного воздействия на военнослужащих в контексте современных военных конфликтов. Через призму психологических механизмов информационной манипуляции анализируется влияние различных стратегий и методов на психическое состояние и поведение военнослужащих. обсуждается роль психологической грамотности и критического мышления в укреплении устойчивости к дезинформации. Особое внимание уделяется подходам к противодействию негативному информационному воздействию, включая развитие психологической грамотности, использование современных технологий для анализа информационной среды и разработку психологических методов защиты. Обсуждается значимость интеграции этих подходов в военную практику, включая обучение и подготовку военнослужащих, создание программ психологической поддержки и формирование адаптивных стратегий. Подчеркивается важность внедрения новых технологий для анализа информационной среды и выявления манипуляций, а также рассматривается роль военного психолога в разработке эффективных стратегий защиты. В заключении подводятся итоги теоретического анализа проблемы и обозначаются перспективы дальнейших исследований и разработок в данной области. Данная статья представляет интерес для специалистов в области военной психологии, а также для других специалистов, сталкивающихся с проблемами психологической адаптации в условиях информационных конфликтов. В заключении подчеркивает значимость дальнейших исследований в области противодействия информационным угрозам и разработки комплексных стратегий защиты.


Иванова А.М., Кодиркулов А.С.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И КОНТРПРОДУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

Аннотация

Целью данной статьи является обзор значимых зарубежных исследований, раскрывающих взаимосвязь уровня развития и особенностей организационной культуры и рисков проявления контрпродуктивного поведения сотрудников полиции. Отмечается, что исследования, посвященные предикторам контрпродуктивного поведения в служебных коллективах полиции и возможным мерам по его предотвращению, единичны и разрозненны, а результаты противоречивы. Приведенный обзор зарубежных исследований призван способствовать формированию новой исследовательской повестки. Обсуждается расширение круга исследований в области организационного развития полицейских подразделений, что может дать более глубокое понимание поведения отдельных сотрудников полиции и факторов, влияющих на него в организационной среде. Показано значение стиля руководства как предиктора контрпродуктивного поведения среди сотрудников полиции. Рассмотрена посредническая роль эмоционального выгорания в формировании контрпродуктивных намерений сотрудников полиции. При прогнозировании контрпродуктивного поведения в полицейских подразделениях рекомендовано учитывать такие организационные аспекты, как взаимоотношения коллег на работе (включая руководителей), контроль, конституционализм и баланс между работой и личной жизнью. Теоретический анализ обосновывает необходимость создания благоприятного социально-психологического климата и высокоразвитой организационной культуры в подразделениях полиции, с целью предотвращения проявлений контрпродуктивного поведения со стороны сотрудников полиции и повышения эффективности оперативно-служебной деятельности.


Михайлова О.Б., Лобанова Ю.К.
СОВРЕМЕННЫЙ СТУДЕНТ: ОСОБЕННОСТИ САМООРГАНИЗАЦИИ И УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ ЖИЗНЬЮ

Аннотация

В статье представлен теоретический и эмпирический анализ исследования показателей самоорганизации и удовлетворённости жизнью у современных студентов. Актуальность исследования состоит в том, что, несмотря на наличие технологий по формированию навыков самоорганизации деятельности, студенческая молодёжь претерпевает большие трудности с возрастающим количеством обязанностей во взрослой жизни. Цель исследования – выявить особенности самоорганизации и удовлетворённости жизнью работающих и неработающих студентов. В качестве диагностики параметров самоорганизации и удовлетворённости жизнью были применены методики: 1) «Опросник самоорганизации деятельности» (ОСД) Е.Ю. Мандриковой; 2) опросник «Способность самоуправления» Н.М. Пейсахова; 3) опросник «Удовлетворённость жизнью» Н.Н. Мельниковой. В исследовании приняли участие 60 студентов направления «Психология» филологического факультета Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы (30 человек работают, и 30 не работают). Результаты сравнительного и корреляционного видов анализа показали значимые различия и наличие взаимосвязей между компонентами самоорганизации и удовлетворённости жизни в группах работающих и неработающих студентов, причём характер взаимосвязей в каждой из групп имеет разную направленность. В группе работающих студентов было выявлено большее количество взаимосвязей компонентов самоорганизации с компонентами жизненной неудовлетворённости, чем у неработающих респондентов. Полученные результаты являются основанием для разработки программ психологической коррекции самоорганизации и удовлетворённости жизнью у студентов.


Прокопчук А.Р., Рыбакова Е.Е., Ослякова И.В., Эркенова Д.И.
ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОДЕЛИ «РОТАЦИЯ СТАНЦИЙ» СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Аннотация

В данной статье анализируются возможности использования формата смешанного обучения в ходе лингвистической подготовки студентов вуза. Авторы дают краткую характеристику основных моделей смешанного обучения, а также выделяют преимущества использования модели ротации станций при обучении иностранному языку студентов неязыковых направлений подготовки. Эксперимент, проведенный авторами статьи на базе технологического университета РТУ МИРЭА, показал, что использование модели «ротация станций» позволяет решить ряд педагогических задач при формировании иноязычной коммуникативной компетенции студентов технологического университета. В частности, эксперимент доказал эффективность выбранной модели обучения при формировании лексической компетенции и развитии навыков устной речи в условиях работы с разноуровневыми группами. В рамках контрольного среза знаний после проведения эксперимента использовались два типа заданий: решение коммуникативной задачи с использованием лексики курса в ходе диалога и выполнение заданий на подстановку, проверяющих знание лексики. В обоих случаях студенты экспериментальной группы, где использовалась модель ротации станций, показали значительно лучшие результаты, чем студенты контрольной группы. Кроме того, было отмечено повышение мотивации студентов к изучению иностранного языка при обращении к модели «ротация станций».


Рощевская Е.В.
НРАВСТВЕННЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА-ЮРИСТА В КОНТЕКСТЕ ЭТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Аннотация

В статье рассматривается юность как важный этап онтогенеза с точки зрения формирования нравственной составляющей личности. Автор показывает связь усвоения содержания моральных категорий, становления нравственного сознания личности с возрастными закономерностями развития. Обосновывается необходимость выделения в психологической науке этической психологии как самостоятельной отрасли знания. Профессиональное самоопределение понимается как новообразование юношеского возраста, неразрывно связанное с личностным самоопределением. Опираясь на предъявляемые профессией требования, автор раскрывает значимые в отношении выбранной профессиональной сферы нравственные качества юриста. По результатам проведенного психолого-педагогического исследования предлагаются пути и способы совершенствования нравственных качеств личности будущего юриста на этапе получения профессионального образования.


Низовцев А.Ю.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОВУЗОВСКОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

Аннотация

В статье представлены результаты авторского исследования проблемы развития довузовской подготовки старшеклассников, ее роли в системе дополнительного предметного образования (на примере математического образования). Поставлены вопросы исследования особенностей развития дополнительного математического образования в условиях современного общества. Цифровая трансформация меняет вектор развития школьного образования, повышается роль дополнительного предметного образования. Вместе с тем, данная проблема остается мало исследованной. Целью данной статьи является анализ особенностей развития довузовской математической подготовки старшеклассников в системе дополнительного математического образования в эпоху цифровой трансформации и определение некоторых методических рекомендаций по ее совершенствованию. Обзор литературы показал, что вопросы методического обеспечения дополнительного предметного образования детей и довузовской подготовки, в аспекте выстраивания единой системы предметного образования «школа–ВУЗ», изучены слабо. Фактически отсутствуют современные исследования о роли довузовской математической подготовки в дополнительном математическом образовании старшеклассников в условиях цифровизации общества.