Горохов В.Н.
ГЕРМАНО-ПОЛЬСКАЯ ВОЙНА И ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО СОЮЗА

Аннотация

В статье рассматривается германо-польская война в сентябре-октябре 1939 г. и действия руководства СССР на фоне вторжения Третьего рейха в Польшу. Особое внимание уделено подготовке, целям, ходу и результатам Польской кампании, главным итогом которой стала успешная реализация стратегических задач, поставленных перед Красной армией партийно-государственным руководством страны. Анализируются положения Договора о дружбе и границе 28 сентября 1939 г. между СССР и Германией, приводятся его разные оценки в историографии, рассматривается его значение в контексте реализации геополитических задач Советского Союза и Германии. Договор установил разграничительную черту «в качестве границы между обоюдными государственными интересами» на территории бывшей Польши. Гитлеровская Германия по итогу германо-польской войны и заключения договора с СССР смогла сконцентрировать военную мощь для осуществления своей экспансионистской программы на западном направлении, в то время как международные позиции Великобритании и Франции значительно ухудшились. Несмотря на геополитические успехи СССР такие, как перенос границы на запад и получение свободы действий в Прибалтике, наличие общей границы с Германией являлось оборотной стороной двустороннего договора и представляло угрозу: польская территория, оккупированная Третьим рейхом, могла быть использована в качестве плацдарма для нападения на Советский Союз.


Закордонец О.А.
ДАТИРУЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ УКРАШЕНИЙ ИЗ СКИФСКИХ ПОГРЕБАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ V-II ВВ. ДО Н.Э.

Аннотация

В статье рассматриваются датирующие возможности украшений из скифских погребений Северо-Западного Причерноморья V-II вв. до н.э.Золотые подвески из ожерелья – наиболее ранняя из узко датирующихся категорий украшений (вторая половина V в. до н. э.). Бляшки с изображениями в зверином стиле появляются в эпоху «скифской классики» (V-IV вв. до н. э.). В III-II вв. до н. э. образцы скифского звериного стиля практически не известны. Браслеты зафиксированы в комплексах IV-II вв. до н. э. Наиболее ранними из серёг являются калачиковидные из захоронений рубежа V-IV вв. до н. э. В IV-III вв. до н. э. использовались серьги с различными подвесками, часто в виде бусин. Со второй половины IV в. до н. э. до конца II в. до н. э. бытовали серьги с коническими шишечками на окончаниях, синхронные аналогичным браслетам. В III-II вв. до н. э. используются серьги с лопаточковидными концами, также синхронные близким по форме браслетам. Височные кольца с коническими шишечками на окончаниях могут использоваться для датировки комплексов второй половиной IV – первой четвертью III в. до н. э., а лировидные подвески (также с коническими шишечками на окончаниях) – второй половиной IV – первой половиной III в. до н. э. Среди перстней наиболее ранними являются изделия, вырезанные из одной плоской пластины щитком, иногда с орнаментом в виде круглых выступов. Они фиксируются в комплексах с первой четверти IV в. до н. э. и используются до середины III в. до н. э. Гривны происходят из пяти узко датированных комплексов первой четверти IV – первой половины III в. до н.э. и сами могут служить хроноиндикаторами.


Заседателева Н.Н.
МУЗЕЙ СТАРОЙ МОСКВЫ (1918–1926): РОЖДЕНИЕ ИДЕИ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В ОТРАЖЕНИИ АРХИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

Аннотация

Статья посвящена истории создания Музея cтарой Москвы. Анализ протоколов заседаний Комиссии по изучению старой Москвы позволяет понять, как формировался музей, начиная от возникновения идеи о его создании до реализации на практике. Главным источником для получения необходимой информации по данной теме являются архивные документы, сохранившиеся в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки. Введение в научный оборот делопроизводственных материалов Комиссии и поиск методов повышения их информативной отдачи составляет новизну и актуальность данного исследования. В статье показано, с какими сложностями пришлось столкнуться членам Комиссии для реализации плана открытия музея, начиная от выбора помещения, заканчивая формированием коллекции и отбором экспонатов музея. Преодолев все сложности, инициаторы его создания добились того, что Музей старой Москвы стал больше, чем просто место хранения, изучения и выставки экспонатов. Музей старой Москвы стал местом, объединившим историков, краеведов – знатоков Москвы, ученых и просто любителей, превратившись в центр по изучению отечественных древностей, продолжив, тем самым, начинания Московского археологического общества по сохранению памятников культурного наследия нашей страны.


Кудрявцев В.Ю.
СОВЕТСКИЙ ФАКТОР В ОСВОЕНИИ НЕФТЕГАЗОВЫХ РЕСУРСОВ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ВЬЕТНАМ В 1976-1985 ГГ.

Аннотация

В статье исследуется вклад Советского Союза в освоение нефтегазовых ресурсов Вьетнама в период 1976-1985 гг. Основное внимание уделено анализу участия СССР в поиске и разработке месторождений углеводородных ресурсов в Ханойском прогибе и на континентальном шельфе юга СРВ, роли советских научно-исследовательских и проектных организаций, обеспечивших нефтегазовую промышленность СРВ технологиями для проведения поисково-разведочных и строительных работ. Выделены причины возникновения сложностей, оказавших негативное влияние на итоги сотрудничества. В работе сделан вывод о том, что к середине 1980-х гг. содействие СССР позволило создать материально-технический и кадровый базис вьетнамской нефтегазовой промышленности. Отмечено, что с точки зрения окупаемости финансовых вложений и долгосрочного экономического эффекта совместное советско-вьетнамское предприятие «Вьетсовпетро» стало одной из наиболее эффективных форм двустороннего сотрудничества.


Макухина Я.М.
НАЦИОНАЛИЗМ ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКИХ ГОСУДАРСТВ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВЫ: ИСТОРИЯ И ПОЛИТИКА

Аннотация

В статье представлено исследование истоков, процесса трансформации и современного состояния феномена национализма в Молдавии, отличительной чертой которого в настоящее время является дуализм в сохранении единства нации, как основное его функции.

С одной стороны, молдавский радикальный национализм используется как «таран» против России, с другой – не может ничего противопоставить молдавскому движению за объединение с Румынией. Подобный парадокс – уникальное явление в политической и социальной жизни Молдавии. Для глубокого понимания его причин в статье анализируется эволюция молдавской государственности, очерчены проблемы страны на современном этапе, выделены угрозы распространения молдавского национализма в его радикальной форме, а также представлены практические рекомендации по выстраиванию российской политики на «молдавском направлении» с учетом реализации национальных интересов России.


Медовкина Л.Ю.
ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ США НА ПОСТСОВЕТСКОМ
ПРОСТРАНСТВЕ: 1991-2015 ГГ.

Аннотация

В представленной работе проводится анализ геополитических стратегий США в отношении стран бывшего Советского Союза, характера их изменений, причин и факторов, которые повлияли на их провал или успешную реализацию. Отмечается, что постсоветское пространство является одним из самых динамичных, драматических и подвижных регионов, который отличается различием линий и векторов, сложных комбинаций различных сил и факторов и контрастных тенденций. Утверждается, что основным инструментом воздействия политики США на рассматриваемые государства является организация насильственного свержения власти и финансовая поддержка установленного неконституционным путем режима. Постсоветские государства рассматриваются стратегами США в качестве «мягкого подбрюшья» России, с помощью которого можно контролировать своего главного геополитического оппонента. Делается вывод, что США применяют комплекс превентивных мер, имеющих целью исключить появление на месте бывшего СССР нового геополитического конкурента, которым может стать Россия, интегрировавшая вокруг себя постсоветские государства. Америка пытается сосредоточиться на развитии двусторонних отношений с отдельными странами, уделяя особое внимание энергетическому сотрудничеству и поощряя распространение американских частных и европейских компаний в пределах региона, что способствует развитию и укреплению двусторонних экономических связей.


Протасов В.Н., Суботялов М.А.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИИ МИКРОБНЫХ ТОПЛИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ

Аннотация

В статье представлена история развития технологии микробных топливных элементов (МТЭ). Целью настоящего обзора является анализ развития микробных топливных элементов, начиная с начала XX века и заканчивая современным периодом. Представлены результаты о процессе становления и развития технологии микробных топливных элементов. Сфера альтернативной энергетики стала активно развиваться в настоящее время. Предпосылкой для этого послужили заявления многих исследователей о скорейшем исчерпывании таких природных ресурсов как нефть, уголь и природный газ, которые сейчас активно используются для получения электрической энергии путём их сжигания. Технология микробных топливных элементов является одним из направлений альтернативной энергетики, изучение и совершенствование которой является очень актуальным в настоящее время. В работе рассматривается историко-научный аспект развития технологии микробных топливных элементов, показан прогресс в конструировании микробных топливных элементов, выделены основные этапы развития данного направления. В наши дни исследования в данной области продолжаются.


Ковалевская М.П.
О ФОРМИРОВАНИИ ПРОТЕСТНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ МОЛДАВИИ В 1987-1989 ГГ.

Аннотация

Статья посвящается процессу образования протестных общественных движений в Молдавской ССР, выступавших за децентрализацию и обособление, а затем – и отделение республики от Советского Союза. Идейной базой таких движений выступал румынизм, согласно которому молдаване являются частью румынского народа. Показаны попытки воздействия соседней Румынии на общественную обстановку в Молдавии на протяжении нескольких десятилетий. Помимо прочего, архивные данные, приведенные в статье, демонстрируют осложнения межнациональных отношений в республике уже в начале 1980-х гг. Отмечается существенный вклад интеллигенции в развитие протестных прорумынских настроений в молдавском обществе. На основе приведенных данных был сделан вывод о росте политической напряженности в республике и отсутствия единства мнений в молдавском обществе относительно выбора дальнейшего пути развития Днестровского региона.


Богатеева Л.И.
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НА ОСНОВЕ ДИСПОЗИЦИОННОЙ КОНЦЕПЦИЯ В.А. ЯДОВА

В данной статье рассматриваются результаты исследования представлений об экстремальной ситуации и структура представлений у военнослужащих, основанная на диспозиционной концепции В.А. Ядова. Структура представлений имеет несколько уровней и включает в себя личностные, ценностные, элементарные и базовые составляющие. В статье рассматриваются результаты исследования по уровням. Были использованы такие методики как: методика «Стиль саморегуляции поведения В.И. Моросановой, методика «Незаконченные предложения» Сакса Леви (модификация В.Е. Петрова, Л.И. Богатеевой), авторский опросник в варианте ассоциативного ряда «Экстремальные ситуации» (адаптация М.И. Розеновой, Л.И. Богатеевой), авторская анкета «Личность в экстремальной ситуации», авторский опросник «Подверженность экстремальным ситуациям» (адаптация М.И. Розенова, Л.И. Богатеева), Методика «Семантический дифференциал» (модификация М.И. Розеновой). Анализ результатов проводился с помощью контент-анализа. Данное исследование выявляет значимые социально-психологические элементы представлений у военнослужащих, что может позволить в дальнейшем скорректировать используемые социальные установки для адекватного реагирования военнослужащих в экстремальных ситуациях.


Казакова Л.П., Делибоженко Е.А.
ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ К СМЕШАННОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Аннотация

В данной статье поднимается проблема внедрения в образовательную среду цифровых технологий и отношения студентов университета к смешанной форме обучения. Проведен обзор литературы по проблеме исследования, определены достоинства и недостатки дистанционного формата обучения, проанализирован опыт его использования в период пандемии COVID-19. Представлены результаты исследования отношения к разным формам обучения студентов гуманитарных направлений, в котором приняли участие 173 человека. Для изучения особенностей отношения к смешанному формату обучения применялась авторская анкета. В результате анализа данных было установлено, что для 90% студентов гуманитарных направлений предпочтителен смешанный формат обучения со свободой выбора присутствия на занятиях (онлайн или офлайн). При этом часть опрошенных считают, что посещение семинарских занятий офлайн предоставит возможность получения более высокого уровня подготовки. Проведенное исследование вносит вклад в изучение условий, которые могут повлиять на качество обучения в вузах в эпоху цифровизации образования. Результаты исследования выявляют основные психологические трудности, которые испытывают студенты при использовании информационных технологий в процессе обучения, что создает основу для разработки новых образовательных практик в современных условиях.


Галстян Р.Р.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ГРАЖДАН, ВПЕРВЫЕ ПРИНЯТЫХ НА СЛУЖБУ В ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация

Статья посвящена обоснованию расширения традиционных методологических оснований профессионального обучения граждан, впервые принятых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации. Проведен сравнительный анализ примерных основных образовательных программ профессионального обучения, выявлены проблемы профессиональной подготовки указанной группы лиц. С учётом специфики профессиональной подготовки сотрудников, впервые принятых на службу, предложены для расширения ее методологического гуманитарно-анропологический и андрагогический подходы. Приведены результаты пилотного этапа опытной проверки результативности их применения. Они позволяют утверждать, что взаимодополнение компетентностного, гуманитарно-анропологического и андрагогического подходов позволяет оптимизировать обучение, совершенствовать в области профессионального воспитания профессиональную подготовку сотрудников, впервые принятых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации.


Янышева В.А., Донцов Д.А., Кольчугина З.А.
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННО-ПСИХИЧЕСКОГО МЕТОДА АУТООРДИНАЦИОННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Аннотация

В статье представлена методика В.А. Янышевой «Диагностика эго-состояний личности в аутоординационном подходе». Предназначение методики научно-практически широко и глубоко. Данную методику могут использовать сами респонденты для выявления выраженности своих эго-состояний. Эту методику могут применять психологи-диагносты для составления психодиагностического портрета человека. Настоящую методику могут осуществлять психологи-консультанты, психотерапевты любых направлений в качестве информационного материала, на основе которого характеризуется личность клиента и проводится психологическая коррекция негативных эго-состояний.В общем и целом, данная методика предназначена к профессиональному применению и профессионально показана для всех специалистов-психологов: психологов-консультантов, психологов-психотерапевтов, психологов-психодиагностов, преподавателей практикоориентированных психологических дисциплин, научных сотрудников-психологов, возрастных психологов, клинических психологов, а также социальных, служебных, военных, управленческих, транспортных, спортивных, пенитенциарных, экстремальных психологов и других профильных специалистов.


Комарова О.А.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЧЕЛОВЕКА: СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКИ

Аннотация

В статье рассмотрены теоретические подходы к изучению сущности понятия образовательного потенциала человека. Актуальность данной работы обусловлена тем, что новые вызовы, связанные с цифровизацией экономики и структурной трансформацией отечественного рынка труда, формированием нового технологического уклада и повышением уровня автоматизации производства, обострением военно-политических международных конфликтов и экономическими санкциями против России, органично взаимосвязаны с формированием образовательного потенциала, соответствующего качественно новому состоянию нашего общества. Образовательный потенциал – центральный элемент цифровой экономики, определяющий успешность и перспективы развития инновационной деятельности и возможности перехода к пятому технологическому укладу. Именно поэтому в структуре педагогических и экономических исследований важнейшим становится изучение сущности образовательного потенциала человека. Цель статьи – обоснование количественных и качественных характеристик образовательного потенциала человека, выявление его субстанциональной сущности. Обосновано, что обобщенной количественной характеристикой образовательного потенциала человека является фонд образования, как количество человеко-лет образования или расходов на обучение занятого и незанятого населения. Рассмотрение образовательного потенциала через проекции взаимосвязанных с ним экономических категорий, таких как интеллектуальный капитал, социальный капитал и человеческий капитал позволило определить его качественные характеристики. В частности, проекция интеллектуального капитала выделяет такие компоненты образовательного потенциала, как первоначальные суждения, представления, понятия, позиции, теории, учения; проекция социального капитала отражает наличие у индивида социального интеллекта и личностно-гуманитарных характеристик; проекция человеческого капитала определяет целесообразность капиталовложений в образование. В совокупности количественные и качественные характеристики образовательного потенциала человека определяют его потенциальные возможности к эффективному труду и жизнедеятельности.


Корсакова Г.Г., Зиневич Н.В., Попадина Ж.П.
РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ «СТОРИТЕЛЛИНГ» В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ В ВУЗЕ

Аннотация

В статье исследуются ключевые практические аспекты педагогической технологии «сторителлинг» в процессе обучения студентов медицинского профиля русскому языку как иностранному. Анализируется специфика этой технологии как комплекса педагогических действий с целью управления вниманием, эмоционального воздействия на обучающихся и закрепления профессиональной информации в памяти на длительное время. На основе педагогического наблюдения делается вывод о том, что поэтапная реализация технологии «сторителлинг» на практических занятиях по русскому языку расширяет возможности представления учебной информации в формате увлекательной истории, что создает условия для более эффективного освоения изучаемого материала. Предлагается методический комплекс заданий и упражнений с акцентом на решение важных коммуникативных задач языкового образования. Результатом исследования выступает поэтапный алгоритм внедрения технологии «сторителлинг» на занятиях по русскому языку как иностранному, который может быть использован и по другим направлениям подготовки.


Кушнаренко И.А.
РАЗВИТИЕ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ: ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ И МЕТОДИКИ

Аннотация

Обоснован фундаментальный статус диалектики в философском и общенаучном дискурсе. Выявлены диалектические закономерности в эволюции исторических типов научной рациональности. Дано методологическое обоснование применения диалектического аппарата в преподавании дисциплин гуманитарного цикла. Приведены примеры применения методического потенциала диалектической методологии в ходе преподавания учебной дисциплины «Профессиональная этика и служебный этикет».


Напсо М. Д.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация

В статье рассматриваются некоторые вопросы, связанные с трансформацией системы образования, которая во многом обусловлена проникновением цифровых инструментов в образовательную среду. Подчеркивается востребованность IT-технологий, с одной стороны, требованиями цифровизации экономики, которая нуждается в специалистах высокой информационной квалификации, а с другой стороны – методическими и дидактическими практиками обучения, которые во многом опираются на использовании электронных ресурсов. Обращается внимание на воздействие индустрии 4.0 на процессы, связанные с модернизацией сферы образования, с сохранением традиционных и оптимизацией цифровых практик обучении. Показывается, как новая революция в экономике приводит к возникновению цифровой культуры, которая основывается на цифровой грамотности, без которой социальный и экономический прогресс невозможен. Рассматривается востребованность ряда виртуальных инструментов, таких как чат-боты, мессенджеры, интеллектуальные цифровые приложения, раскрывается необходимость их рационального использования в учебном процессе. Обращается внимание на все большее применение в педагогической практике виртуальной реальности и искусственного интеллекта, цифровых учебных материалов. Отмечается роль цифровизации в формировании личностно-ориентированного обучения, являющегося основой инновационной педагогики. Исследуются преимущества применения электронных ресурсов, выявляются недостатки, касающиеся в первую очередь гуманистических и морально-этических аспектов цифрового образования.


Овда Л.Г.
МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ С ПОЗИЦИИ ПРИОБЩЕНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ К ТРАДИЦИОННЫМ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫМ ЦЕННОСТЯМ

Аннотация

В статье поднимается вопрос о духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения в свете современного курса государственной политики приобщения детей к традиционным российским духовно-нравственным ценностям. В связи с этим рассматривается педагогическая методология, построенная на идеологии мировоззрения дореволюционного православного, советского коммунистического и после-перестроечного либерально-гуманистического прошлого, построенная на противоположных антропологических аксиомах относительно человека, которого должна воспитать педагогика. Анализируя уроки прошлого, в статье раскрываются стороны каждой методологии, обосновывается отказ от толерантности по отношению к западной парадигме, показан положительный потенциал советской педагогической школы, подчёркивается нарастающая роль православной культуры в сохранении традиционных ценностей. Также представлен опыт работы духовно-нравственного направления МОУ «Волоколамская школа-интернат», заключающийся в конструктивном взаимодействии школы, семьи и церкви по приобщению обучающихся к традиционным духовно-нравственным ценностям, где наряду с теоретическими знаниями дети получают возможность практического участия в литургической жизни церкви и духовном становлении. В результате школа на современном этапе становится связующим звеном между основными институтами, ответственными за воспитание и развитие духовно-нравственной личности, формируя Образ Божий в учениках, которые по окончанию школы призваны стать духовно-нравственными гражданами России.


Пименов Н.А., Григорьев С.М., Родионов А.С.
МИНИМИЗАЦИЯ УГРОЗ КРИМИНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА КАК УСЛОВИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Аннотация

Любая ситуация криминального характера для человека является стрессовой и экстремальной. В статье отмечается, что люди попадают в криминальные ситуации прежде всего вследствие своего необдуманного поведения. Основными гарантиями безопасности любого человекаявляются ведение нормального образа жизни, исключение случайных знакомств, предусмотрительность, знание зон повышенной криминальной опасности и правил поведения в них. Естественной реакцией человека в экстремальной ситуации криминального характера является самооборона.


Половникова Л.Б.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Аннотация

В статье рассматривается реализация в условиях технического вуза требований ФГОС 3++ об обеспеченности каждого обучающегося индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации. Представлены результаты исследования по удовлетворенности пользователей электронными ресурсами (ЭР) библиотеки института. Актуальность использования электронных образовательных ресурсов определена стратегической программой по цифровой трансформации Тюменского индустриального университета до 2030 года. В ее задачи входит формирование цифровой среды университета и расширение перечня подписок на российские и мировые электронные библиотечные системы, научные базы данных. В ходе проведённого исследования решены задачи: проанализирована информированность пользователей об ЭР ТИУ; выявлены навыки пользователей работать с ЭР и определены предложения по перспективам деятельности в работе с ЭР.

В исследовании установлена роль электронных учебных изданий при подготовке высококвалифицированных инженерных кадров для нефтегазовой отрасли. Электронные учебники и пособия выступают современным средством обучения, дополняющим лекционные занятия и средством организации самостоятельной работы студентов. Большая практика работы автора по преподаванию дисциплин профессионального цикла направлений подготовки бакалавров (13.03.02 – Электроэнергетика и электротехника; 15.03.04 – Автоматизация технологических процессов и производств; 18.03.01 – Химическая технология) подтверждает эффективность использования электронных ресурсов. В составе электронно-образовательной среды применение электронных ресурсов служит задаче индивидуализации обучения, таким образом, формируется теоретическое мышление и познавательная самостоятельность студентов. Мультимедийные возможности электронных ресурсов способствуют полному и глубокому усвоению основных элементов системы научного знания.


Смирнова А.Р., Пряжникова Е.Ю.
ПОНЯТИЯ «КОМПЕТЕНЦИЯ» И «КОМПЕТЕНТНОСТЬ» В РЕТРОСПЕКТИВЕ И СОВРЕМЕННОСТИ

Аннотация

Цифровизация общества внесла свои коррективы в требования, предъявляемые к обучающимся на всех уровнях образования. Образовательные организации пересмотрели технологии обучения и «перешли» на обучения через результат в рамках компетентностного подхода. С середины XX в. психологи оперируют такими понятиями, как «компетенция» и «компетентность». На протяжении развития компетентностного подхода понимание к компетенции и компетентности существенно менялись. Изначально «компетенция» и «компетентность» рассматривались как тождественные понятия (D. O. Hebb, L. M. Spencer, M. M. S. Varadan), с начала XIX в. психологи вносят отличающийся смысл данных понятий (K. Khan, S. Ramachandran, J. G. Burgoyne, S. K. Wong, А. Г. Асмолов, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, А. В. Хуторской, П. Г. Щедровицкий). Цель статьи – анализ проблемы компетенции и компетентности, а именно смыслового значения, классификации, структуры и методов оценки. Результаты. Психологами в отечественной и зарубежной психологии существует следующие понимание первичности компетенции и компетентности: первична компетентность, вторична компетенция (А. Г. Асмолов, Э. Ф. Зеер, А. В. Хуторской); первична компетенция, вторична компетентность (И. А. Зимняя, П. Г. Щедровицкий, K. Khan, S. Ramachandran, J. G. Burgoyne). Выводы и заключение: отсутствует универсальная классификация компетенций / компетентностей, а также единого понимания конструктов компетентностного подхода всеми психологами.


Снопкова Е.И., Шатунова О.В.
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОНЦЕПТА РЕЗИЛЬЕНТНОСТИ И ЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СМЫСЛЫ

Аннотация

В статье описываются результаты анализа смыслового поля категории резильентности (жизнеспособности, психологической устойчивости), которая выступает актуальным феноменом междисциплинарных исследований, а также ключевой проблемой педагогической науки и практики. Приводятся данные аналитического обзора концепта резильентности в рамках нейробиологического подхода и психологии развития, представляются результаты педагогических исследований в разных содержательных контекстах резильентности: психологическая резильентность, академическая резильентность, педагогическая резильентность, феномен резильентности в образовательных системах. Особое внимание в статье уделено педагогическим практикам учителей, связанным с повышением образовательных результатов и способствующим повышению резильентности образовательной организации. В качестве выводов авторы выделяют следующие основные педагогические эффекты резильентности: обогащение психолого-педагогических знаний в области устойчивости личности и образовательной системы; расширение педагогического инструментария педагогической поддержки учащихся; создание вариативной образовательной среды и научно-методических ресурсов с целью максимального учета индивидуальных особенностей личности обучающихся; личностно-профессиональное развитие педагогов, качественное изменение мотивов профессиональной деятельности, положительную динамику профессиональной квалификации в понимании барьеров и академических затруднений учащихся, расширение педагогических средств и инструментов развития новых компетенций педагогов, обусловленных современными вызовами системе образования; повышение уровня резильентности учреждений образования, создание, апробацию, экспертизу и трансляцию инновационного педагогического опыта.


Сухов А.Н.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ С РАЗЛИЧНЫМИ ЭТНИЧЕСКИМИ ГРУППАМИ

Аннотация

В статье раскрывается актуальность исследования различных этнических групп, связанная с необходимостью создания полноценной теории на основе системного подхода, позволяющего сформулировать их адекватное определение, классификацию и в конечном счёте структуру и содержание основной части «Социально-психологической этнологии» как отрасли социальной психологии. В ней так же дана характеристика как положительных, так и отрицательных, в том числе экстремистских и криминальных этнических групп, а также социально-психологические технологии, используемые в работе с ними. В статье рассматривается социально-психологический подход к работе с этническими группами с учетом их принадлежности к тому или иному виду.


Тельных Е.О., Шеховцова Е.А.
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ VS НЕСИСТЕМНАЯ ОППОЗИЦИЯ

Аннотация

В статье рассмотрены проблемы патриотического воспитания и его значения для профилактики возникновения несистемной оппозиции в России. Определено понятие несистемной оппозиции, перечислены источники её формирования и причины возникновения. Составлен психологический портрет типичного несистемного оппозиционера, показаны риски, которые несёт существование в стране несистемной оппозиции, раскрыты методы диверсионно-террористической деятельности противника в условиях информационной войны, перечислены основные методы и формы вербовки, в основе которых лежит обман и манипуляция людьми. Показан антагонизм патриотической и оппозиционной ценностных систем. Патриотическое воспитание представлено как комплексный процесс, охватывающий различные сферы жизнедеятельности общества; патриотизм рассмотрен через призму главных установок ценностного центра «Я» личности, составляющих ядро ценностной картину мира. Сформулированы рекомендации по системному подходу к патриотическому воспитанию молодого поколения. Представлена модель процесса патриотического воспитания на современном этапе. Уделено внимание взаимодействию личности, семьи, школы и общества в условиях господства медиакоммуникаций и искусственного интеллекта.


Шарипкулова А. Р.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ВОСПИТЫВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МВД РОССИИ

Аннотация

Идея воспитывающего обучения имеет длинную историю развития в педагогической науке. На основе анализа методологических подходов в трудах отечественных педагогов к воспитывающему обучению выявлена тенденция нацеленности данного процесса на обогащение интеллекта обучающегося, его мыслительных способностей. Автором предлагается использовать в качестве методологической основы реализации принципа воспитывающего обучения в образовательных организациях высшего образования МВД России гуманитарно-антропологический подход. Его потенциал состоит в создании условий для развития субъектности обучающегося в ориентации на идеалы отечественной культуры для становления личностного смысла выбранной профессии, самоопределения. В статье описан методический сценарий реализации принципа воспитывающего обучения на примере образовательного процесса факультета подготовки сотрудников для подразделений по работе с личным составом Санкт-Петербургского университета МВД России. По результатам проведенного исследования предлагаются выводы, направленные на совершенствование образовательного процесса в образовательных организациях высшего образования МВД России.


Каяшева О.И.
РЕФЛЕКСИЯ СУБЪЕКТИВНОГО ВРЕМЕНИ И ЕГО ИСКАЖЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Аннотация

Категория времени является одной из сложных для изучения в психологии и раскрывает специфику жизненного опыта человека и его основные психологические проблемы. Рефлексия субъективного времени личности раскрывается в контекстах структурных составляющих: прошлого, настоящего и будущего. Временная рефлексии представлена видами – ретроспективной, ситуативной и проспективной рефлексией (А.В. Карпов). Возможности осуществления рефлексии субъективного времени позволяют выявить основные искажения представлений о прошлом, настоящем и будущем личности, сложности протекания внутренних конфликтов. В статье описаны искажения ускорения – замедления, остановки, рассогласования, разноплановости, «забывания», растяжения – сворачивания времени, наблюдаемые при работе с авторскими психологическими техниками «Дворец Снежной Королевы», «Зеркала», «Время, отпущенное мне» у студентов психологических специальностей, дополнительно приведены техники, включающие «линию времени»; проанализированы психологические метафоры искажения времени. В работе выявлены различия в искажениях времени у студентов, испытавших эмоциональное отвержение родителем в семье и без подобного опыта, имеющих и не имеющих в анамнезе травматический опыт (потерю значимого лица с незавершенными отношениями). При рефлексии времени более развернутый и глубинный анализ прошлого времени (ретроспективная рефлексия) предоставляли студенты, выбравшие для своей специализации психоаналитическое направление.


Яковлева Е.В., Макусева Т.Г.
ПРОБЛЕМА ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Статья посвящена проблеме сформированности умственных действий у выпускников вуза, определяющих успешность будущей профессиональной деятельности и являющихся важнейшим фактором повышения конкурентоспособности личности. Авторы рассматривают уровень сформированности умственной деятельности в качестве объективного критерия качества знаний студентов, на оценку которого и должна быть направлена деятельность преподавателей вузов. В работе проанализирована стандартная система оценки профессиональной подготовки: экзамены (по лекционным курсам) и зачеты (по практическим занятиям), где, прежде всего, оценивается запоминание всего изложенного на лекционных, семинарских и практических занятиях, с дальнейшей переработкой информации на экзамене или зачете. Авторы предлагают введение итогового контроля по дисциплине, построенного на основе двуединой направленности и имеющего компетентностный подход в соответствии с закономерностями проблемного обучения. Использованный подход обеспечивает, так называемое проблемно-компетентностное обучение, стимулирующее организованную умственную деятельность и поддержку умственных действий, способных привести к формированию той, или иной компетенции у обучающихся. В исследовании рассмотрены основные этапы проблемно-компетентностного обучения и возможные методики для оценки уровня сформированности умственных действий, приведены результаты педагогического эксперимента по формированию умственных действий в рамках проблемно-компетентностного обучения.


Перевозкина Ю.М., Тишкова А.С.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ ЦИФРОВОЙ АКТИВНОСТИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Аннотация

В статье рассматриваются индивидуальные особенности студенческой молодежи в зависимости от их цифровой активности в социальных сетях. Во введении отмечена актуальность и проблематика исследования, заключающиеся влиянии глобальной цифровизации всех сфер жизнедеятельности человека на увеличение цифровой активности и формирование индивидуальных особенностей целого цифрового поколения. В основном содержании статьи приведен теоретический анализ современных источников, посвященных проблеме исследования. В частности, раскрывается понятие цифровой активности личности, обозначены ее критерии, представлена значимость социальных сетей для современной студенческой молодежи, раскрывается определение социальной сети и выделены ее функции. Далее кратко представлены теоретические исследования, посвященные изучению индивидуальных особенностей студентов, активно использовавших социальные сети. Помимо теоретического анализа, в основном содержании статьи представлены данные об организации эмпирического исследования и его результаты. Целью эмпирическое исследование выступило выявление индивидуальных особенностей (интеллектуальных, творческих, социальных и т.д.) студенческой молодежи в зависимости от их цифровой активности в социальных сетях. Результаты исследования показали, что обнаружены статистически значимые различия в интеллектуальных, творческих и социальных особенностях молодежи в зависимости от активности использования социальных сетей и от использования социальной сети для формирования собственной цифровой идентичности. В заключении отмечено, что лицам с высокой цифровой активностью свойственно длительное время оставаться открытым новизне и разнообразию идей, достаточно долго откладывая принятие окончательного решения для того, чтобы совершить мыслительный скачок и создать оригинальные идеи.


Гребенников Е.К., Гребенникова И.Н., Салимзянов Р.Р., Суботялов М.А.
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КУРСАНТОВ ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Аннотация

Статья посвящена изучению индивидуально-психологических особенностей личности курсантов института гражданской авиации с различными типами двигательной активности. В качестве метода диагностики использовался многофакторный опросник Р.Б. Кеттела (16PF – опросник). Выделено четыре группы обследуемых по типу дополнительной физической активности к обязательным занятиям по дисциплине «Физическая культура» в ВУЗе – не занимающиеся, занимающиеся самостоятельно (тренажерный зал), спортсмены игровых (футбол, волейбол, баскетбол) и циклических (легкая атлетика, лыжные гонки, плавание) видов спорта. Анализ результатов показал достоверные отличия между обследованными группами курсантов института гражданской авиации, что позволило составить индивидуально-психологический «портрет» каждой группы курсантов. Данные статьи могут быть использованы с целью сохранения психологического здоровья курсантов, а также для корректировки будущими пилотами своих психологических качеств и снижения психоэмоционального напряжения посредством правильно подобранного типа двигательной активности.


Седбазар З., Сухинина К.В.
ОЦЕНКА ВЗАИМОСВЯЗЕЙ МЕЖДУ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТЬЮ И ЛИЧНОСТНЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ У ТХЕКВОНДИСТОВ

Аннотация

Целью данного исследования было изучение особенностей корреляционных взаимосвязей между личностными характеристиками спортсменов-тхеквондистов после применения программы тренировки психологических навыков. В исследовании приняли участие 9 мужчин, спортсменов национальной сборной Монголии (Улан-Батор) по тхэквондо. Обучение по улучшению уровней личностных психологических навыков состояло в общей сложности из 14 занятий. Для оценки изменений личностных характеристик использовали пересмотренный тест соревновательной тревоги (пересмотренный CSAI-2), шкала тревоги Спилбергера-Ханина, 1983 (STAI), коэффициент корреляции Пирсона, устройство «Эгоскоп» (прибор для психологической и психофизиологической диагностики, «Медиком МТД» РФ (патент РФ № 2319444). Установили, что существует прямая корреляционная зависимость между когнитивной и физической тревогой, и обратная зависимость между когнитивной тревогой и уверенностью в себе. Наиболее сильная прямая зависимость была выявлена между конкурентной тревожностью и воображением, контролем тревоги. Результаты многофакторного регрессионного анализа показали, что на конкурентную тревогу оказывают значительное влияние постановка целей, концентрация, уверенность, воображение.


Харина И.С., Загузова С.А.
ВОЗДЕЙСТВИЕ ИННОВАЦИОННОГО СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА КОНДИЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И НОРМОТИПИЧНЫХ СВЕРСТНИКОВ 7-9 ЛЕТ

Аннотация

Введение. В статье, представленной по номенклатуре специальностей 5.8.6, 5.8.5 (педагогические науки), обоснована концепция содержания этапов и удельного веса применяемых средств физической культуры младших школьников на примере инновационного комбинированного упражнения. Краткий анализ литературы. Ретроспективой установлено, что сегодня не в полной мере используется потенциал утренней и дыхательной гимнастики, физкультминутки, специальных упражнений для развития осанки, закаливания. Цель: изучение физического состояния, разработка содержания и технологии реализации комбинированного упражнения по физической культуре для младших школьников 7–9 лет с задержкой психического развития и нормальными показателями здоровья. Гипотеза исследования заключалась в предположении о том, что использование комбинированного упражнения по физической культуре для младших школьников 7–9 лет с задержкой психического развития и нормотипичных сверстников с учетом предварительного анализа текущего их физического развития по центильным таблицам, алгоритма последовательности и удельного веса распределения содержания средств, позволит конкретизировать сенситивные периоды развития их моторных способностей, тем самым повысить толерантность здоровьесберегающего компонента. Использовались методы: теоретический анализ и обобщение; педагогическое наблюдение; тестирование и контрольные испытания; проверка и оценка физического состояния (соматометрия, соматотипирование, диагностика кардиоваскулярной и респираторной систем, моторного развития, уровня габаритного варьирования); педагогический эксперимент; биометрия. Организация исследования. Перекрёстный педагогический эксперимент был организован и проведен в 2022–2023 гг. на базах Средней общеобразовательной школы № 31 г. Тамбова и специальной коррекционной школы №6 г. Пскова. Результаты. Обоснован концепт алгоритма последовательности и наполнения здоровьесберегающего содержания физической культуры искомых школьников: текущая оценка состояния по центильным таблицам «с задержкой психического развития» / «нормотипичными параметрами» → подвижные игры (40% / 50% – для эмоционального фона мотивации к начальной двигательной активности) → базовые средства развития выносливости и скоростно-силовых способностей (40% /30%) → дыхательные упражнения и упражнения для осанки; средства закаливания (20% /20%). Выводы и заключение. Выявленная технология способствует прогрессу (р < 0,05) состояния здоровья как у лиц с нормальным протеканием физиологических процессов, так и с рядом отклонений в психическом развитии.