Абдуллаев Г.П.
ПРОИЗРАИЛЬСКАЯ ПОВЕСТКА ДОНАЛЬДА ТРАМПА: ОСНОВНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ

Аннотация

В статье приводится анализ внешнеполитических инициатив администрации Дональда Трампа по израильско-палестинскому конфликту, с особым вниманием к их влиянию на международные отношения и региональную политику на Ближнем Востоке. Целью исследования являлось всестороннее изучение политических шагов Трампа в отношении палестино-израильского урегулирования, и их последствий для региональной динамики и международных отношений. Применяемые методы включали исторический анализ и системный подход, которые позволили провести всесторонний анализ внешнеполитических инициатив Трампа на палестино-израильском треке.Основными аспектами исследования стали решения Трампа о признании Иерусалима столицей Израиля и перенос американского посольства туда, прекращение финансирования БАПОР и закрытие представительства Организации Освобождения Палестины (ООП) в Вашингтоне, а также инициатива «сделки века» как попытка урегулирования израильско-палестинского конфликта. Особое внимание уделено «Авраамовым соглашениям», которые привели к нормализации отношений между Израилем и рядом арабских стран. Результаты исследования демонстрируют существенное влияние этих инициатив на изменение политического ландшафта региона, подчеркивая их значение для современных международных отношений. Статья обогащена анализом литературных источников и представляет интерес для политических аналитиков, исследователей международных отношений и всех, кто интересуется современной динамикой на Ближнем Востоке. Она поднимает вопросы о перспективах дальнейших исследований в области международной политики и роли Соединенных Штатов в глобальных геополитических процессах.

Бочарников И.В.
ГЕНЕРАЛ ПЁТР ИВАНОВИЧ БАГРАТИОН. «ЛЕВ РУССКОЙ АРМИИ»

Аннотация

В статье рассматриваются основные этапы жизнедеятельности выдающегося русского полководца, героя Отечественной войны 1812 года генерала П.И. Багратиона. Вся жизнь П.И. Багратиона была посвящена служению России. С юношеских лет князь П.И. Багратион был на военной службе России, пройдя путь от рядового мушкетера до генерала от инфантерии (полного генерала по современной терминологии). П.И. Багратион был участником 20 войн и более 150 сражений, большую часть из которых он провел командованием выдающегося русского полководца А.В. Суворова. При этом он был непросто его подчиненным, а учеником и продолжателем его науки побеждать. За полководческий талант, личное мужество и храбрость, справедливость и заботу о подчинённых его любили в войсках. «Бог рати он!» – говорили о нём солдаты. Именно так с легкой руки поэта Г.Р. Державина фамилия П.И. Багратиона была преобразована в созвучное, но наполненное особым смысловым содержанием словосочетание «бог-рати-он», закрепившееся за ним, прежде всего, в солдатской среде. Как «бога рати» и воспринимали его солдаты, боготворившие своего командира. Безусловным феноменом талантливого полководца было также и то, что фактически никакого образования, в том числе и военного, князь так и не получил. П.И. Багратион в этом плане повторил судьбу своего учителя А.В. Суворова, который также начинал свою службу солдатом и также «академий не закачивал», что не помешало ему достигать побед в многочисленных сражениях над «образованными» военачальниками. П.И. Багратион, также как и А.В. Суворов, обладал врожденными выдающимися военными способностями, талантом полководца, делавшими недостаток образования нечувствительным. Эти способности давали преимущество перед противником – турками, шведами, наполеоновскими генералами и маршалами. Примечательно, что и сам Наполеон, высоко оценивал его военные способности и талант, считая его лучшим генералом Русской армии. Полководческий талант П.И. Багратиона во многом обеспечили провал планов Наполеона разбить русские армии по отдельности в его кампании 1812 года. То, что генерал П.И. Багратион, командуя 2-й Западной армией, сумел вывести её и соединить с 1-й Западной армией у Смоленска, во многом изменило ход войны. По сути, этот маневр П.И. Багратиона сделал возможным дальнейшее сопротивление Наполеону и обеспечил итоговую победу Русской армии. Знаменателен и последний подвиг П.И. Багратиона на Бородинском поле. Именно его армия, приняла на себя основной удар наполеоновских войск, выстояла и сумела нанести ответный удар противнику, в ходе которого смертельное ранение получил и сам командующий генерал П.И. Багратион.

Филинов А.В.
ВЕРБОВКА БЕЛОЭМИГРАНТОВ В ЕВРОПЕ В 1931–1932 ГГ. ДЛЯ УЧАСТИЯ В СОБЫТИЯХ МАНЬЧЖУРСКОГО КРИЗИСА КАК ОДИН ИЗ ВОЗМОЖНЫХ ФАКТОРОВ ИЗМЕНЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА СССР НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

Аннотация

Статья посвящена ранее не рассмотренному в историографии вопросу возможной вербовки Японией белоэмигрантов в Европе в 1931–1932 гг. для участия в японо-китайском конфликте, начавшемся после маньчжурского (мукденского) инцидента в сентябре 1931 г. и ставшего частью маньчжурского кризиса (сентябрь 1931 – март 1935 гг.). Это, а также использование в качестве источников неопубликованных материалов из фондов Архива внешней политики Российской Федерации (АВП РФ), Государственного архива Российской Федерации (ГА РФ) определяют актуальность и научную новизну исследования. Целью статьи является установление факта массовости и систематичности или единичности случаев и слабой организованности вербовки белоэмигрантов для участия в событиях маньчжурского кризиса, что могло послужить одним из факторов, влиявших на политический курс руководства СССР в отношении ситуации в Северо-Восточном Китае. В статье проанализированы мнения по вопросу участия белогвардейцев в японо-китайском конфликте некоторых лидеров русской военной белоэмиграции, в том числе, руководителей РОВСа (Русского Общевоинского Союза). Выявлены заметные расхождения между отношением А.И. Деникина, М.К. Дитерихса, Е.К. Миллера к возможному участию русских белоэмигрантов в событиях в Маньчжурии на стороне Японии. Делается вывод, что фактов массовой вербовки белоэмигрантов в Европе для участия в японо-китайском конфликте в 1931–1932 гг. в частности советскими дипломатами не было выявлено. Однако выдвигается гипотеза о том, что распространявшаяся информация о фактах вербовки русских эмигрантов для участия в событиях на Дальнем Востоке на стороне Японии, в совокупности с другими факторами (например, выходом японских войск к линии КВЖД), могли повлиять на изменение отношения высшего советского руководства (в первую очередь, И.В. Сталина) к ситуации в северо-восточном Китае вблизи дальневосточных границ СССР.

Моисеенко О.А.
ПРИМЕНЕНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННОГО МЕТОДА ДЛЯ АНАЛИЗА ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ (НА ПРИМЕРЕ НАУЧНОГО НАРРАТИВА)

Аннотация

Несмотря на интерес историков к тематике памяти, на сегодняшний день в научном сообществе не до конца разработаны механизмы ее изучения. Это связано со сложностью самого явления исторической памяти, имеющей отношение не только к прошлому, как традиционные объекты исторического исследования. Данная статья носит исследовательский характер и представляет собой апробацию авторской методики изучения исторической памяти, основанной на сочетании нарративного и количественного подходов. Согласно концепции исследования, внутри российского дискурсивного пространства автором выделяются официальный, народный и научный нарративы как основные тренды реализации исторической памяти. Для анализа каждого из них предполагается свой инструментарий, основанный на сочетании качественных и количественных методов, взаимодополняющих друг друга. В статье приводятся подробные результаты анализа научного нарратива исторической памяти о советском периоде при помощи технологий big data. В результате проведенного исследования получены выводы о том, что в течение последних трех лет внимание историков к вопросам памяти о советском периоде возросло, особенной популярностью у ученых пользуется тема Великой Отечественной войны. Помимо этого, в качестве результата отмечается влияние официального нарратива на научный. В методическом плане делаются выводы о необходимости сочетания корпусного и нарративного метода при анализе исторической памяти.

Абдуллаев Г.П., Ахмедли Р.Н.
ОБАМА И БЛИЖНЕВОСТОЧНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ: ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ РОЛИ США В ПАЛЕСТИНО-ИЗРАИЛЬСКОМ КОНФЛИКТЕ

Аннотация

Статья посвящена анализу политики президента США Барака Обамы в отношении палестино-израильского конфликта в течение его президентства (2009–2017 гг.). Целью данной работы является исследование изменений в подходах и стратегиях США по урегулированию этого долгосрочного конфликта, а также оценка эффективности этих подходов. В статье использованы исторический метод для анализа последовательности событий и системный метод для оценки взаимосвязи между различными аспектами политики Обамы и ее влиянием на динамику конфликта. В статье освещается серия инициатив Обамы, включая его стремление к «перезагрузке» отношений с мусульманским миром, выступления в Турции и Египте, а также попытки возобновления прямых переговоров между Израилем и Палестинской национальной администрацией (ПНА). Особое внимание уделено реакции на эти инициативы со стороны Израиля и ПНА, а также роли других международных акторов. В статье использованы официальные заявления представителей каждой из сторон, документы, и литература, позволяющая провести анализ основных инициатив Б. Обамы. В заключении делается вывод о том, что, несмотря на значительные усилия Обамы, конфликт так и не нашел своего разрешения, и задача поиска мирного урегулирования остается актуальной для международного сообщества. Это исследование позволяет глубже понять сложности и препятствия, стоящие на пути к миру на Ближнем Востоке, и подчеркивает важность продолжения дипломатических усилий в этом направлении.

Васильева К.К., Очиров О.Р.
СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ: НАЦИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И ДВИЖЕНИЕ К БЕЗУСЛОВНОМУ ПАТРИОТИЗМУ

Аннотация

Для современного состояния рефлексии российской цивилизации характерно постепенное осознание россиянами собственной самобытности, самодостаточности и, соответственно, формирование и объективация российского патриотизма, направленного к безусловности собственного становления и развития. В статье авторы вводят и предпринимают попытку обосновать «безусловный патриотизм» как социально-ментально-психологический феномен, для которого характерны ценностная полнота и самодостаточность. Объективация «безусловного патриотизма» россиян представлена, в частности, примерами волонтерства (добровольчество) сотрудников ФСИН по различным направлениям.

Кулакова И.П.
ВЫХОДНАЯ ГРАВЮРА «АПОСТОЛА» ИВАНА ФЕДОРОВА 1564 Г.: ПИСЕЦ ИЛИ НАБОРЩИК?

Аннотация

В статье рассматриваются особенности изображения, вынесенного в начало важнейшего издания, открывающего историю книгопечатания в России, гравюры «Апостола», изданного в 1564 г. в Москве. Это изображение имеет особенности в иконографии, отличающие его как от традиционных, древнерусских, так и от последующих аналогичных иконографических сюжетов в аналогичных изданиях (в том числе, в «Апостоле» Ивана Федорова 1574 г.). Автор характеризует глубинные основы приверженности российских книжников к «стереотипным» изображениям апостолов (возникшую на основе глубокой традиции, уходящую корнями в византийский православный канон изображения святых в позе «коленного письма»). Автор статьи указывает на значимость поз и жестов в знаковой системе средневекового искусства и на возможности, какие дают методы кинесики при исследовании древнерусских изображений, в том числе гравированных. Фигура печатника с наборной доской в руках в образе апостола Луки представляет собой радикально новой иконографический тип в сравнении с типологией изображений традиционной иконографии. Автор указывает на то, что издатели Апостола 1564 г. намеренно использовали эту иконографию, чтобы подчеркнуть «святость» печати как нового способа тиражирования выверенных душеполезных текстов, однако именно это могло вызвать негодование консерваторов и привести к бегству печатников. Гипотеза подтверждается тем, что в последующих изданиях Иван Федоров отказывается от новации в изображении Евангелиста. Таким образом, в статье выявляется значение визуальных источников и новых подходов в изучении истории общественной мысли России, вставшей на путь нововременного развития.

Горохов В.Н.
ГЕРМАНО-ПОЛЬСКАЯ ВОЙНА И ПОЛИТИКА ЗАПАДНЫХ ДЕРЖАВ (СЕНТЯБРЬ 1939 ГОДА)

Аннотация

В статье рассматривается германо-польская война в сентябре-октябре 1939 г. и политика Великобритании и Франции на фоне вторжения Третьего рейха в Польшу. Особое внимание уделено подготовке, целям, ходу и итогам нападения Германии на Польшу. Исход германо-польской войны был заранее предопределен по причине огромного военного превосходства нацистской Германии, преимущества в планировании и подготовке к войне. Позиция Великобритании и Франции, связанных с Польшей обязательствами по предоставлению её помощи в случае агрессии со стороны Германии, в отношении германского блицкрига во многом повлияла на развитие военно-политической обстановке в сентябре 1939 г. Англо-французская стратегия «выжидания» превратила декларацию объявления войны Германии 3 сентября 1939 г. в формальный акт. Стратегия «выжидания» противоречила договорным обязательствам Великобритании и Франции с Польшей по оказанию последней всесторонней помощи и фактически оставила её один на один с нацистским агрессором. Политическая линия Великобритании и Франции превратила Польшу в «жертвоприношение агрессору» и сознательно проигнорировала благоприятную ситуацию для уничтожения гитлеризма на начальном этапе Второй мировой войны.

Семакина Т.Р.
КУЛЬТУРА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА ГЛАЗАМИ ПОЛЬСКИХ ПУБЛИЦИСТОВ: С. ЦАТ-МАЦКЕВИЧ и А. СЛОНИМСКИЙ ОТКРЫВАЮТ СССР

Аннотация

В статье на материалах путевых заметок польских публицистов первой половины прошлого века Станислава Цата-Мацкевича и Антония Слонимского показано восприятие ими новой культуры социалистического реализма, зарождавшейся в Советском Союзе в период 1930-х гг. В частности, публицисты в своих заметках уделяют особое внимание освещению положения кинематографа, литературы, публицистики, живописи, театрального искусства в СССР. Кроме того, говорится и о том, какую роль играют цензура и пропаганда в советском обществе. Важно при этом отметить, что во многом в картине мира указанных польских публицистов новая культура, призванная в первую очередь сформировать у зрителя позитивное отношение к новым политическим реалиям, противопоставляется культуре дореволюционной, которую они застали еще, будучи жителями Российской империи – эта культура представляется более совершенной, созданной именно ради эстетического наслаждения, а не политической пропаганды и агитации. Также отмечается как определенная схожесть в позиции двух авторов и в их видении советской действительности, так и различия, вызванные прежде всего их политическими взглядами и теми задачами, которые они ставили перед собой, отправившись в Советский Союз.

Федорова Ю.А., Хахлова О.Н.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ НАНЕСЕНИЯ ТАТУИРОВОК ЛЮДЬМИ МОЛОДОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

Данная статья посвящена исследованию психологических мотивов татуирования собственного тела в молодежной среде, рассмотрены основные особенности выбора изображения, количество тату на теле, смыслы, закладываемые в расшифровку рисунка применительно к специфике подросткового и юношеского возраста. В качестве методов исследования выступили: теоретический анализ научной литературы, синтез, обобщение и конкретизация, анкетирование, интервьюирование. Нами проанализированы работы ученых из таких научных областей, как социология, культурология, психология, криминология, выделены основные аспекты изучения татуировок применительно к конкретной области научного знания. Представлены результаты проведенного анкетирования в группе молодых людей (n=98) в возрастном диапазоне от 18 до 40 лет, имеющих татуировки. Мы описали основные психологические мотивы нанесения татуировок современной молодежью, выявили психологические функции, закладываемые представителями молодого сообщества в символику и трактовку наносимых изображений. В результате нашего исследования, мы выявили, что те стереотипы, которые присутствовали несколько десятилетий назад и были связаны с принадлежностью к определенной субкультуре, в том числе и криминальной, утратили свое значение в представлениях более молодого поколения. Для молодежи основными мотивами нанесения татуировки является – возможность для самовыражения и обозначения своих жизненных ценностей.

Суботялова А.М., Суботялов М.А.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФИЗИОЛОГИИ ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация

Статья посвящена истории развития физиологии эндокринной системы начиная с предпосылок в эпоху Древнего мира и до настоящего времени. При подготовке текста данной публикации использовались статьи в изданиях, включенных в РИНЦ и PubMed. Глубина поиска публикаций составила 20 лет, также в обзор был включен ряд более ранних работ, соответствующих теме исследования. Были обобщены результаты о развитии представлений о физиологии эндокринной системы. Первые представления начали формироваться еще в эпоху античности. В период Нового времени эмпирические знания продолжали накапливаться в результате проведения различных экспериментов. Знаковым событием развития данного направления физиологии стало открытие инсулина. Показан вклад отечественных физиологов в развитие физиологии эндокринной системы (Кульчицкий Н.К., Соболев Л.В., Чебоксаров М.Н., Завадовский М.М., Павлов И.П., Немилов А.В., Колесов Д.В., Бабичев В.Н.). История развитии физиологии эндокринной системы может рассматриваться при изучении специальных вопросов в рамках вузовских дисциплин «Нормальная физиология», «Эндокринология», «История медицины», «История биологии».

Соколова И.В.
МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СТИГМАТИЗАЦИИ В ОТНОШЕНИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

Аннотация

Трансформация социально-экономического и историко-культурного контекстов привела к актуализации проблемы социальной стигматизации пожилых людей. Катализаторами данного процесса стали кризис традиционных институтов и традиционной культуры, в том числе многопоколенной семьи; развитие информационного общества и цифровых технологий, которые привели к информационному профициту; ориентация на индивидуалистские ценности и ценности потребительского общества с его прагматичным и функциональным подходом к межличностным отношениям; поддержание культа молодости и культа социального успеха; социально-экономические факторы, как следствие дисбаланс, вызванный увеличением доли пожилых людей. Автор статьи опирается на трехкомпонентную модель социальной стигматизации пожилых людей, включающую когнитивный, эмоциональный и поведенческий аспекты. Системный анализ существующих форм репрезентации геронтологического эйджизма позволил выделить три основных механизма формирования социальной стигматизации пожилых людей: социально-экономический, социально-психологический и социально-культурный. Социально-экономический механизм проявляется преимущественно в отношении рынка труда, рынка товаров и услуг, а также в сфере здравоохранения и социальной помощи. Социально-психологический механизм стигматизации пожилых людей реализуется на когнитивном, эмоциональном и ценностно-мотивационном уровнях. Социально-культурный механизм стигматизации пожилых людей связан с репрезентацией образа пожилого человека в культуре, искусстве, медиа и средствах массовой информации, с доминирующей в обществе системой ценностей и смыслов.

Пугачев И.Ю.
ИННОВАЦИЯ СОПРЯЖЕНИЯ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БОЙЦОВ СМЕШАННОГО СТИЛЯ РУКОПАШНОГО БОЯ

Аннотация

В статье обоснована методика комплексирования технико-тактического компонента бойцов-рукопашников. Актуальна прикладная значимость владения навыками боевых искусств человеком, усилившая свою ценность в ходе специальной военной операции, и недостаточностью обоснования инновационных дифференцированных методик подготовки в связи с насыщенностью стилей единоборств. Особое значение рукопашного боя отмечено в работах: Ф. В. Емельяненко, В. П. Старченкова, А. Н. Потапчука, А. В. Меркульева, В. А. Кузьмина, Г. А. Бурцева, А. А. Карелина. Однако в исследованиях недостаточно акцентируется внимание на важности сочетанного контента технико-тактических действий. Цель: обосновать и экспериментально проверить эффективность сопряженной методики подготовленности бойцов смешанного единоборства посредством комплексирования технического и тактического компонентов ведения поединка с учетом варьирования ситуационных заданий нарастающей сложности. Гипотеза исследования: использование инновационного содержания ситуационных заданий бойцов смешанного боевого единоборства позволит эффективно комплексировать техническую и тактическую стороны подготовки атлетов, тем самым повышая порог перекрестной сенсибилизации к соревновательной и прикладной их готовности. Использовались методы: теоретический анализ и обобщение; педагогическое наблюдение; мультимедиа-визуализация; эпистемологический анализ; тестирование и контрольные испытания; проверка и оценка соревновательной готовности и физического состояния; моделирование и прогнозирование; педагогический эксперимент; биометрия. Экспериментальная работа реализовывалась с 2022 по 2023 гг. на базах Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина», учебно-тренировочной базе войсковой части 67606; бойцовского клуба «Ахилес» г. Севастополя с бойцами («Мужчины» / 18 лет и старше) в 3 этапа. Педагогический формирующий эксперимент проводился в естественных условиях учебно-тренировочного процесса войсковой части 67606 на этапе спортивной специализации бойцов сборной команды в период с 15.01.2023 г. по 15.06.2023 г. К исследованию привлекалось 20 спортсменов в возрасте 23,8 ± 1,6 лет, исходя из возможностей войсковой части 67606 с учетом внезапно-оперативного задействования личного состава для ведения боевых действий в зоне специальной военной операции. Результатами педагогического формирующего эксперимента выявлены релевантные средства, формы и методы сочетанного развития технико-тактического компонента ведения боя атлетов смешанного боевого единоборства. Выводы и заключение. Вероятным прогнозом 95% по критерию Стьюдента обоснованы подходы по особенностям применения специально-направленной тренировки, в основе которой определяется содержание 14 ситуационных заданий нарастающей трудности реализации и 3-х режимов их комплексирования: оперативной концентрации; эргономичности; ситуационной активности.

Напсо М.Д.
ЦИФРОВОЕ НЕРАВЕНСТВО И СФЕРА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье рассматривается проблематика цифрового неравенства, акцентируется внимание на анализе сущности данного феномена, раскрытии основополагающих его характеристик. Подчеркивается влияние таких условий, при которых становится возможным его возникновение. Исследуется роль социально-экономических и технологических факторов в формировании цифрового неравенства, раскрываются механизмы соответствия системы образования уровню развития цифровой индустрии и трендам диджитализаци. Рассматривается такой показатель цифрового неравенства, как неравный доступ к IT-ресурсам, следствием которого становятся появление цифровых барьеров, а также отставание образовательной сферы от инновационных требований современного экономического времени. Обращается внимание на то, как технологическое и цифровое отставание, низкий уровень цифровой грамотности создают риски для социума, его структур и для государства в целом. Подчеркивается, что цифровое неравенство снижает возможности в конкурентной борьбе, делает вхождение в глобальные образовательные процессы менее успешным и эффективным. Прослеживается мысль о том, что цифровое неравенство приводит к углублению социального неравенства, расширению пространства низших слоев населения, в том числе по причине получения некачественного и невостребованного современными реалиями образования, усилению процессов маргинализации и социальной депривации. Отмечается, что цифровое неравенств в таких условиях является одним из признаков социальной стратификации.

Миронова О.И., Алексапольская М.М.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГРУППЫ ПРЕКАРИАТА

Аннотация

Данная статья представляет собой обзор современных исследований прекариата как социальной группы, увеличение которой происходит под влиянием роста нестабильности рынка труда и изменений занятости в сторону неформальных видов. Описан социальный состав данной группы, взаимное влияние прекариата и рынка труда. Проведен анализ социально-психологических характеристик прекариев. В статье рассматриваются вопросы увеличения прекариата и связанных с этим процессом рисков, что позволяет согласовать решение задач по устойчивому росту экономики с повышением психологического комфорта и снижением безработицы. Актуальность данного исследования обусловлена дефицитом подобных обзоров в научных источниках, что связано с относительно недавним выделением прекариата в отдельную социальную группу. В настоящее время феномен прекариата носит описательный характер, что определяет необходимость дальнейшего изучения данной группы. Предметом исследования являются социально-психологические характеристики социальной группы прекариата. Цель исследования заключается в раскрытии понятия и социально-психологических характеристик прекариата с позиции социальной психологии, а также изучение взаимосвязи увеличения прекариата и нестабильности рынка труда. Исследование включало теоретический анализ, систематизацию и обобщение исследований, опубликованных в научных журналах и монографических источниках. Собранная информация систематизирована по трем направлениям: уточнение понятия «прекариат» с позиции социальной психологии, обобщение исследований характеристик данной общности и анализ места прекариата в системе социальной стратификации. Обзор исследований позволил выделить 5 основных социально-психологических характеристик прекариев: отсутствие субъективного контроля, тревожность, аномия, утрата профессиональной самоидентификации и флексибильность. Предлагается социально-психологическое понимание прекариата как социальной страты, для представителей которой характерно постоянное пребывание в ситуации неопределенности. Показано, что прекариат является быстрорастущей социальной группой, которая выступает одновременно следствием и усилителем роста нестабильности трудового рынка. В настоящее время существует необходимость дальнейших исследований психологических характеристик группы прекариата.

Куприянов Р.В., Шавкин И.В.
ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Аннотация

Целью данной работы является анализ декларируемых ценностей и норм поведения государственных гражданских служащих и подходы к их трансляции в организационную культуру государственных органов. В работе описаны и систематизированы ценности, отражённые в нормативно-правовых актах, которые должны входить в базис организационной культуры государственных органов. Анализ нормативно-правовых документов показал, что для формирования организационной культуры заложена хорошая теоретическая и концептуальная основа, но отсутствуют единая методология её внедрения и оценки результатов. Выделена проблема переноса ценностей с декларируемого на глубинный уровень организационной культуры. Предложен комплексный подход трансляции корпоративных ценностей на рациональном и эмоциональном уровнях. Описаны инструменты переноса ценностей с декларируемого уровня на глубинный, показана важность отбора и назначения на должность руководителей государственных органов, управленцев, чьи личные ценности совпадают с традиционными российскими духовно-нравственными ценностями, зафиксированными в документах. Показана опасность формирования токсичной организационной культуры при её стихийном, неуправляемом формировании. Целенаправленное использование рационального и эмоционального уровней позволяет сделать процесс формирования и развития организационной культуры управляемым и создать здоровую организационную культуру в государственных органах.

Бабичев И.В.
ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация

Основная задача, решаемая в рамках настоящего исследования – определение возможных задач психологии физической культуры как отдельной области современной науки и практики. Реализация данной задачи позволяет рассчитывать на повышение эффективности процесса физической подготовки и физического воспитания населения, в первую очередь, подрастающего поколения, за счет использования знаний, накопленных современной психологической наукой. Исследование проводилось с помощью теоретического анализа существующих представлений о физической культуре и спорте как видах деятельности в современной психологии. В результате проведенного исследования определены возможные задачи психологии физической культуры как отдельного направления в науке и практической деятельности, среди которых: изучение влияния систематических занятий физической культурой на свойства и качества индивида, разработка методологии использования различных видов физической культуры как психотерапевтического метода, установление психологических условий, определяющих успешность систематических занятий физической культурой, совершенствование методологии спортивного ориентирования населения, разработка и внедрение системы психолого-педагогического сопровождения деятельности физкультурно-спортивных организаций, участие в разработке комплекса мер, направленных на максимальное вовлечение населения в систематические занятия физической культурой и спортом. Полученные результаты позволяют, в определенной мере, дифференцировать задачи психологии в спорте и в физической культуре, а также, во многом определяют направления возможной деятельности специалистов-психологов в области физической культуры как отдельной от «большого» спорта сферы деятельности.

Григорьев С.М., Пименов Н.А., Родионов А.С.
ПОВЕДЕНИЕ ПОСТРАДАВШИХ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Аннотация

Поведение людей в чрезвычайных ситуациях является важнейшим компонентом любого реагирования. Способность специалистов эффективно взаимодействовать с пострадавшими имеет решающее значение для обеспечения выполнения любых инструкций и оказания помощи, а не препятствования реагированию. Для того чтобы повысить вероятность этого, необходимо понять, чем обусловлено принятие решений во время чрезвычайных ситуаций, чтобы иметь возможность эффективно влиять на них. В данной работе мы попытаемся выяснить, какими могут быть модели поведения людей во время чрезвычайной ситуации и что может на них повлиять, чтобы сформировать тактику реагирования.

Целью данной работы является разработка психологической модели поведения пострадавших при эвакуации в чрезвычайных ситуациях. В исследовании использован опрос эвакуированных с места работы во время крупного пожара в цеху по производству свечей в Невском районе Санкт-Петербурга 22 августа 2019 г. Существовала угроза взрыва бочек с легковоспламеняемыми и токсичными реактивами. Эвакуировано 200 человек, площадь пожара составила около 5 тысяч квадратных метров. Результаты опроса были использованы для проверки гипотетической психологической модели с помощью метода Анализа пути.

Исследование показывает важность признания способности пострадавших в чрезвычайных ситуациях сохранять рациональность и использовать полученную информацию и инструкции. В работе подчеркивается важность доверия при взаимодействии с пострадавшими для предоставления эффективной информации и инструкций, а также то, как доверие формируется на основе легитимности и компетентности, и как на него влияют коммуникации персонала. Что особенно важно, в работе выявлено, что доверие в чрезвычайной ситуации является ключевым фактором, определяющим вероятность того, что пострадавшие будут выполнять инструкции и сотрудничать с представителями служб экстренного реагирования.

Караяни Ю.М., Кийко Ю.С.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙНЫХ ПАР В СИТУАЦИИ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ, СВЯЗАННОЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ РЕПРОДУКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация

В статье рассматривается процедура экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) как одна из вспомогательных репродуктивных технологий решения проблемы демографии. Представлен качественный анализ основных психоэмоциональных состояний семейных пар, обратившихся к программе ЭКО и находящихся в ситуации неопределенности. Психологическое сопровождение рассматривается как необходимая составляющая на всех этапах процедуры, акцентируется внимание на этапе «после проведения ЭКО». Выделены основные направления психологического сопровождения семейных пар, обратившихся к процедуре ЭКО.

Кочеткова Т.Н.
ПРЕДИКТОРЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Аннотация

Эмоциональное выгорание – негативный результат воздействия трудовой деятельности, сказывающийся не только на процессе и результатах продуктивности сотрудника, но и его психологическом благополучии, влияя на протекание социально-психологической адаптации. Ядром эмоционального выгорания выступают отрицательные переживания и чувства, которые экстраполируются с представления о себе как о профессионале на представления о собственной личности. Для выявления предикторов, нивелирующих эмоциональное выгорание, было проведено эмпирическое исследование. Его участниками выступили взрослые студенты-заочники, получающие психологическое образование. 52,8 % выборки – представители профессии типа «Человек – человек», 23,6 % – «Человек – техника», 23,6 % – «Человек – знак». Возраст респондентов: 31,7 ± 5,4; стаж трудовой деятельности: 5,3 ± 1,9. Проведенное исследование позволило выявить деструктивную роль отрицательных эмоций и эмоциональных состояний, например, тревоги, самообвинения и пр., на самоотношение личности, локус контроля, жизнестойкость, вскрывая проявления развивающегося эмоционального выгорания – эмоциональную отстраненность, эмоционально-нравственную дезориентацию. Эмоциональному выгоранию препятствуют: интернальный локус контроля в производственных отношениях, вера в свои силы, позитивное самоотношение, рефлексивность, целеустремленность, выраженная жизнестойкость. Гармоничные отношения в семье выступают ресурсом для личностного и профессионального роста.

Тылец В.Г., Краснянская Т.М., Ляхов А.В.
СУБЪЕКТНАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ РУССКИХ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК О ПРАКТИКАХ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация

Возрастание персональной ответственности за свою безопасность в динамичном мире, насыщенном угрозами различного рода, побуждает исследователей к поиску ресурсов совершенствования человеком своего опыта в сфере ее различных практик. Под практиками безопасности понимается совокупность приемов, способов, стратегий и тактик построения деятельности, релевантной актуальным задачам безопасности. Среди разнообразия данных предметных практик выделяются социокультурные практики, передаваемые с помощью соответствующих паремий, прежде всего, пословиц и поговорок о практиках безопасности. Обладая лаконичностью и доступностью изложения рекомендации по обеспечению безопасности, пословицы и поговорки остаются недооцененными по заложенному в них потенциалу донесения до реципиентов опыта в этой сфере. Целью данного исследования явилось выявление особенностей связи между пословицами и поговорками о практиках безопасности и типами репрезентативной системы человека. Гипотезой выступило предположение о существовании групп пословиц и поговорок о практиках безопасности, полезность которых по-разному оценивается субъектами с разным типом репрезентативной системы. Для решения поставленных задач использовались методы свободных ассоциаций, контент-анализа, беседы, субъективного ранжирования. По итогам исследования подтверждена связь между пословицами и поговорками о практиках безопасности и типами репрезентативной системы человека. Показано, что среди пословиц и поговорок о практиках безопасности можно выделить группы, ориентированные на разные типы репрезентативной системы человека, а именно, ориентированные на визуальную, на аудиальную, на кинестетическую и на дискретную репрезентативные системы возможных реципиентов. Установлено, что пословицы и поговорки о практиках безопасности, содержащие категории, относящиеся к конкретному типу репрезентации, оцениваются более высоко субъектами с соответствующим типом репрезентативной системы, чем субъектами с остальными типами репрезентативной системы. Исследование может быть продолжено на другом этнонациональном материале.

Харченко К.В.
ЧАТ-ЛЕКЦИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕССЕНДЖЕРОВ: ИНТЕРАКТИВНЫЙ ФОРМАТ ПРЕПОДАВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ УПРАВЛЕНЦЕВ ПРОЕКТНОМУ УПРАВЛЕНИЮ)

Аннотация

В статье обобщается авторский опыт преподавания лекционных курсов по гуманитарным дисциплинам с использованием общедоступных мобильных технологий. Данный интерактивный формат взаимодействия с аудиторией обозначен термином «чат-лекция». Определены предпосылки появления лекций данного типа и их преимущества перед другими разновидностями интерактивных лекций, включая положительные побочные эффекты. Обозначены особенности использования мессенджеров на семинарских занятиях. Содержательная сторона реализации метода чат-лекции рассмотрена на примере преподавания курса «Проектное управление и управление изменениями в органах государственной власти» студентам-бакалаврам 4 курса специальности «Государственное и муниципальное управление». В этой связи выделены четыре типа задаваемых вопросов: вопрос на знания; опережающий вопрос; проблемный вопрос и «неудачный слайд». Также приведена типология вопросов в зависимости от структуры учебного материала: вопросы на определения и характеристики понятий; на сравнение терминологических пар; на свойства изучаемых объектов; на построение типологии объекта; на схематизацию и организационное проектирование. Делается вывод о том, что использование возможностей мессенджеров делает лекционные занятия более современными по форме и в то же время глубокими и гибкими по содержанию («лекция-гипертекст»), формируя столь важные в цифровую эпоху метапредметные компетенции.

Сенникова М.Н.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДИАГНОСТИКИ ЛИЦ С ДЕЗАДАПТИВНЫМ И НОРМАТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ НА ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ

Аннотация

В статье представлены результаты сравнительного анализа профориентационной диагностики двух групп оптантов, а именно лиц с дезадаптивным и нормативным поведением. Представлены задачи профориентационной работы, а также подходы к периодизации профессионального становления. Допрофессиональный уровень рассматривается как этап профессионализации, требующий особого внимания и постановки отдельных задач в процессе профессиональной ориентации. Акцентируется внимание на целесообразности дифференциального подхода при построении профориентации с различными группами оптантов, с учетом характерологических особенностей и специфики профессиональной направленности. Предложен инструментарий, используемый для реализации диагностической задачи профориентации. Также показана целесообразность использования результатов диагностики при планировании профориентации с данными группами оптантов.

Монахова Е.К.
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ И САМОРЕГУЛЯЦИИ У СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ

Аннотация

В настоящей статье представлены результаты исследования взаимосвязи личностных качеств и саморегуляции у студентов – будущих психологов при помощи методов психодиагностического тестирования. Исследование состояло из нескольких этапов: первый – проводился теоретический анализ и обобщение научной литературы, отечественных и зарубежных подходов к исследованию проблемы личностных качеств и саморегуляции у студентов – будущих психологов; второй – определялись и обосновывались методы и методики исследования особенностей саморегуляции и личностных качеств у студентов – будущих психологов, проводилось эмпирическое исследование взаимосвязи саморегуляции и личностных качеств студентов – будущих психологов. Полученные результаты исследования обрабатывались при помощи математико-статистических методов, по данным которых была проведена их интерпретация; третий – на основе результатов эмпирического исследования разрабатывались методические рекомендации по развитию уровня саморегуляции у студентов – будущих психологов, а также их личностных качеств (коммуникативных и интеллектуальных способностей, эмпатии, психологической гибкости и пластичности). Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в процессе обучения в вузе наряду с профессиональными компетенциями развиваются и общие, частью которых является психическая саморегуляция, ее уровень сформированности в целом и компонентов структуры, в основе которых лежит прогнозирование, влияет на успешность выполнения учебной и профессиональной деятельности, способствуя самоактуализации в обществе. В нашем исследовании было выявлено, что саморегуляция и личностные качества у студентов – будущих психологов взаимосвязаны, так как обнаружено наличие 31 положительных и 16 отрицательных корреляционных взаимосвязей между показателями психодиагностических методик, измеряющих выраженность и проявление личностных качеств, а также стиля и уровня саморегуляции. Наибольшее количество прямо пропорциональных связей получено от показателя исследования саморегуляции – Планирование (6), обратно у показателя Гибкость (4).

Бековицкая М.В., Коняхина Д.Г.
ЭМОЦИОГЕННЫЕ СИТУАЦИИ, ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

Аннотация

В современном мире человек подвержен огромной информационной и психологической нагрузке. Актуальность изучения стратегий преодоления эмоциогенных ситуаций работниками социальной сферы обусловлена постоянным контактом людей данной специальности с негативными ситуациями и травмирующим эпизодами. Такая работа несет в себе невероятное число стрессогенных жизненных событий, в зависимости от восприятия которых, у этих людей повышается уровень тревоги. Более того, довольно часто это ведет к профессиональному выгоранию, является предпосылкой к развитию различных физиологических и психических расстройств.

Громова Г.Г.
СИМУЛЯЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ

Аннотация

В настоящее время симуляционное обучение занимает важное место в подготовке будущих врачей. Оно способствует реализации теоретических знаний. овладения профессиональными навыками. Успешное применение симуляционных образовательных технологий возможно тогда, когда существует совокупность нескольких факторов: материальная база, профессионализм преподавателя, заинтересованность студента и востребованность обретенных навыков в работе и/или повседневной жизни. Мы изучили отношение студентов к симуляционному обучению. Анонимный опрос студентов со 2 по 6 курсы медицинского института СурГУ показал, что студенты симуляционное обучение воспринимают, как обязательный этап профессионального обучения, считают его интересным и необходимым. Предлагают увеличить часы работы на симуляторах по основным клиническим дисциплинам. Часть студентов желает самостоятельно, помимо практических занятий посещать залы симуляционно-аккредитационно-тренингового центра. Таким образом, студенты заинтересованы в симуляционном обучении. Руководство симуляционно-аккредитационно-тренингового центра организовало доступность и эффективность такого обучения.

Кузнецов В.Д.
КОРРЕКТИРОВКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНЫХ ВОЙСК С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В УСЛОВИЯХ ВЫСОКОГОРЬЯ

Аннотация

В статье представлены результаты экспериментальной оценки модели корректировки функционального состояния военнослужащих Воздушно-десантных войск с помощью физиотерапевтических, эндогенных методов и средств физической подготовки. Вопрос возможности корректировки функционального состояния военнослужащих, в горных условиях сильно актуален в настоящие время. Качественная оценка и своевременное регулирование функционального состояния и работоспособности военнослужащих Воздушно-десантных войск в условиях высокогорья поможет правильно произвести планирование боевой подготовки подразделения ВДВ при выполнении специфических задач в этих же условиях. Цель работы было экспериментально оценить эффективность предлагаемых физиотерапевтических, эндогенных методов и средств физической подготовки в корректировки функционального состояния военнослужащих в процессе подготовки к «Эльбруссиаде». Результаты проведенной работы свидетельствуют об эффективности разработанной модели корректировки функционального состояния. Предлагаемые методы и средства, достоверно (при p≤0,05), помогли ускорить акклиматизацию экспериментальной группы на 1-3 дня, по сравнению с контрольной группой, по разным показателям вариабельности ритма сердца.

Кожухова Ю.В., Кушлейко В.Н.
НАСТОЙЧИВОСТЬ И ПРИЛЕЖАНИЕ КАК ПУТЬ К УВЕРЕННОСТИ НА ЭКЗАМЕНЕ

Аннотация

В статье рассматривается проблема преподавания, обучения и сдачи экзаменов по иностранным языкам. Объектом исследования является феномен применения психологической особенности настойчивости при изучении иностранных языков. Предметом исследования является проявление настойчивости в ходе повседневной учебы и на экзаменах. С помощью теоретического анализа влияния и влияния настойчивости на результаты на экзаменах благодаря тесту был выявлен иной подход к учебе. Исследование было проведено с небольшой группой студентов университета из 15 человек. Был применен следующий метод: тест на настойчивость. В результате тестирования были выявлены показатели разной степени настойчивости личности студентов. Результаты сравнивались с успеваемостью этих студентов на учебе и экзаменах.