РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
Скосырев В.А., Смирнов Д.А.
ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА МАО ЦЗЭДУНА В РЕЧАХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ КИТАЯ
Аннотация
26 декабря 2023 г. генеральный секретарь Центрального комитета Коммунистической партии Китая (ЦК КПК) Си Цзиньпин произнес речь по случаю 130-летия со дня рождения основателя китайской компартии и Китайской Народной Республики (КНР) Мао Цзэдуна. Событие дает повод вновь обратиться к вопросу оценки исторической роли Мао в государственной идеологии КНР. Эта проблематика достаточно тщательно разработана в отечественном и зарубежном китаеведении. Вместе с тем последнее выступление Си Цзиньпина в научных работах пока не рассматривалось. Цель настоящей статьи – проанализировать содержание речи 2023 г. и сравнить его с текстами предыдущих докладов партийных лидеров, озвученных на собраниях по случаю круглых годовщин со дня рождения Мао. С помощью качественного контент-анализа авторы определяют ключевые темы выступлений руководителей КПК с 1983 по 2023 гг. и на основе этого выявляют отличия в способах использования образа Мао Цзэдуна на различных этапах идеологической эволюции КНР. Несмотря на то, что «идеи Мао Цзэдуна» остаются ключевым символом КПК, партийные лидеры подходят к их интерпретации весьма гибко, обосновывая с их помощью новые концепции и различные политические курсы.
Суботялова А.М., Козлова А.П., Суботялов М.А.
РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КОНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ЧЕЛОВЕКА
Аннотация
Статья посвящена обзору формирования научных знаний в области индивидуально-типологических (конституциональных) особенностей организма и личности. Актуальность данной работы обусловлена необходимостью обобщения и дополнения отдельных исследований о процессе становления и развития учения о конституции человека в историко-научном аспекте, что позволит выявить ключевые этапы в формировании целостного представления о данном научном направлении. Цель настоящего обзора: проанализировать предпосылки, становление и развитие представлений в области конституционологии человека. При подготовке текста данной публикации использовались статьи в изданиях, включенных в РИНЦ, PubMed. Глубина поиска публикаций составила 15 лет, также в обзор был включен ряд более ранних работ, соответствующих теме исследования. В эпоху Древнего мира и в Средние века учёные задаются вопросами об индивидуальных особенностях организма человека, связи между типом конституции и болезнями, происходит накопление эмпирических знаний в данной области. В Новое время конституциональные особенности организма получают более подробное описание, изучается роль нервной системы в процессе формирования типов конституции. В наши дни исследования в области конституционологии человека продолжаются. История становления и развития представлений о типологии человека может рассматриваться при изучении специальных вопросов в рамках вузовского курса «История медицины», а также профильных дисциплин «Нормальная физиология» и «Анатомия».
Трей Т.И.
МАРИЯ КЛАВДИЕВНА ТЕНИШЕВА КАК ОДНА ИЗ ВЕДУЩИХ ФИЛАНТРОПОВ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ
Аннотация
В статье сообщается о деятельности ярчайшей благотворительницы России – княгини Марии Клавдиевны Тенишевой (1858–1928). Анализируется её жизненный путь, различные благотворительные проекты княгини, мотивы и средства её филантропической деятельности, проблемы, с которыми она сталкивалась во время проведения в жизнь своих благотворительных проектов. Также даётся оценка этой деятельности как со стороны современников Марии Клавдиевны, так и со стороны разных историков. Биография княгини представлена в разные периоды её жизни: в детстве, юности, зрелости, старости. Упоминаются важные соратники и друзья М.К. Тенишевой: Е.К. Святополк-Четвертинская, С.В. Малютин, Н.К. Рерих, В.А. Лидин. Отдельным элементом статьи является освящение отношений княгини с её родственниками: первым мужем Р.Н. Николаевым, дочерью О.Р. Николаевой, вторым мужем В.Н. Тенишевым. Благотворительность княгини разбирается в двух ипостасях: с социальной точки зрения, а также с духовной, где М.К. Тенишева проявила себя уже как меценат. Отдельным значимым моментом стало исследование внутреннего мира героини, её психологических установок, которые могут объяснить ради чего она выбрала путь благотворительности. Автор также уделил внимание разбору материальных и духовных средств, с помощью которых благотворительница могла вести свою филантропическую работу. В настоящем исследовании также есть информация о трудностях во взаимоотношениях М.К. Тенишевой с государственной властью Российской империи в плане её благотворительных акций.
Бредихин А.В., Гречихин К.А.
РЕАКЦИЯ ИРАКСКОГО ОБЩЕСТВА НА ВТОРЖЕНИЕ США И СОЮЗНИКОВ В ИРАК В 2003 ГОДУ
Аннотация
В данной статье авторы рассматривают реакцию многогранного иракского общества на вторжение США в Ирак весной 2003 года. В отечественной литературе акцент делается в основном на военной истории и международной реакции, данная же тема раскрыта недостаточно. Авторы анализируют действия Временной коалиционной администрации и противодействие основных этноконфессиональных групп Ирака (арабов шиитов и суннитов), в период с апреля 2003 года по июнь 2004 гг. Помимо вакуума власти образованного в Багдаде после вторжения США и союзников, обострились ранее созревшие социально-политические проблемы, усиленные двенадцатилетним санкционным давлением. Новейшие зарубежные исследования, а также авторитетные труды прошлых лет, помогут детально разобраться в том, как шииты проявили свой протест оккупационным властям, насколько радикализировались сунниты и как сильно курды сотрудничали с интервентами. В выводах будет дана оценка американской подготовке к послевоенному периоду в Ираке, обновлены данные по сопротивлению иракцев оккупантам и новым властям, а также определена роль многих факторов от мародерства до роста терроризма, которые усиливали хаос в Ираке после свержения Саддама Хусейна.
Генералов А.Ю., Ерхов Г.П.
ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РОССИЙСКО-ИРАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Аннотация
Современное положение российско-иранских отношений складывалось в ходе длительного исторического процесса. Одним из наиболее важных моментов этого процесса стал переход Персии в российскую сферу влияния в ходе масштабного геополитического противостояния Российской и Британской империй. Продолжительное время Британия владела инициативой и благодаря своему влиянию на Персию могла в должной мере сдерживать Россию. Однако после двух русско-персидских войн и заключения серии договоров и конвенций, ситуация в корне изменилась. XIX столетие имело ключевое значение для стабилизации российско-иранских отношений, позволив пересмотреть роль Персии в регионе, расширить влияние России и открыть путь в Центральную Азию, развить торговые пути на Каспии и заметно увеличить территорию Российской империи, что стало существенными шагами для союза России и Персии. Ряд ключевых пунктов, установленных в этот период, таких как определение границ, задел на определение правового статуса Каспия, улучшение качества взаимной торговли, имеют колоссальное значение на современное положение российско-иранских отношений.
Костюнина Е.Д.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТА В ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ: ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ
Аннотация
В статье рассмотрены тенденции в изучении отечественными учеными роли средств сети Интернет в предвыборной агитации на выборах в постсоветской России. Представлен анализ свыше 40 наиболее значимых работ (научных статей, монографий, диссертаций) по историческим, юридическим, лингвистическим, политологическим дисциплинам, а также исследований в сфере PR, GR, маркетинга и коммуникативистики. В процессе анализа особое внимание уделялось эволюции подходов авторов, отличиям в полноте и характере сделанных ими выводов, представлениям о перспективных направлениях дальнейших исследований роли и места средств сети Интернет в подготовке и проведении предвыборной агитации на выборах разного уровня. В результате исследования были сделаны выводы о формировании четырех этапов в отечественной историографии рассмотренных вопросов: конец 1990-х – начало 2000-х (первые работы о роли Интернета в политическом процессе), середина 2000-х – начало 2010-х (интерес к Интернету как к средству политической коммуникации, взаимодействия власти и общества, подробный анализ инструментария, сравнение отечественного и зарубежного опыта), середина-конец 2010-х (исследования правовой базы применения Интернета в избирательных технологиях, социальных последствий сетевых взаимодействий), рубеж 2010-2020-х (рассмотрение Интернета как пространства коммуникации, сопоставление особенностей его применения в разных избирательных кампаниях). С определенными допущениями стадии соответствуют границам электоральных циклов в отечественном политическом процессе.
Круглова Т.А.
ЕЩЕ РАЗ О ВРЕМЕНИ СОЗДАНИЯ Г.Н. ТЕПЛОВЫМ «ЗАПИСКИ О НЕПОРЯДКАХ В МАЛОРОССИИ»
Аннотация
Разногласия в отношении времени написания Г.Н. Тепловым (1711?–1779) не датированной им «Записки о непорядках в Малороссии» обозначились в исторической науке во второй половине XIX в. В 1857 г. было предложено отнести создание источника к годам правления Елизаветы Петровны. Спустя два десятилетия, в 1876 г., датировка была объявлена ошибочной, и высказано мнение о написании текста в начале царствования Екатерины II. Сегодня в историографическом пространстве сосуществуют оба мнения, правда, с доминированием второго. Оппоненты, не соглашаясь между собой в датировании «Записки о непорядках в Малороссии», едины в определении ее жанра как послания, адресованного или Елизавете Петровне, или Екатерине II. В настоящей статье аргументирована гипотеза о двух этапах работы Г.Н. Теплова над «Запиской о непорядках в Малороссии». Гипотеза выдвинута на основе разночтений, выявленных при пословном сравнении текстов в известных сегодня трех списках источника. Согласно результатам анализа полученных фактов, Г.Н. Теплов приступал к написанию текста дважды и оба раза при Елизавете Петровне. Время работы Г.Н. Теплова над «Запиской о непорядках в Малороссии» может быть ограничено промежутком с конца 1750-х гг. до начала 1760-х гг., точнее, до кончины императрицы 25 декабря 1761 г.
Селунская Н.Б.
«ИСТОРИОГРАФИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ» В СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКЕ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ДИСКУССИИ О РАЗВИТИИ «ИСТОРИОПИСАНИЯ»
Аннотация
Статья посвящена дискурсу о современной историографической ситуации, которую историки оценивают как «историографическую революцию». Основанием такой оценки является то, что на протяжении прошедшего ХХ в. и наступившего ХХI в. в процессе своего развития историография сменила свой статус вспомогательной исторической дисциплины на признание профессиональным историческим сообществом ее как самостоятельной дисциплины исторической науки. Важной характеристикой «историографической революции» явилась трансформация в понимании и интерпретации предмета историографии в диапазоне от трактовки его как практики критики исторических сочинений до интерпретации историографии как «базовой составляющей исторической культуры» в контексте «культурного поворота». В статье рассмотрены различные версии периодизации «современной историографии», предлагаемые российскими и зарубежными историками, рождение которой большинство из них обозначает «знаменательной датой 1848 года», и которая характеризуется элементами, существующими и сегодня в историографической панораме. Динамика российского историографического процесса рассматривается и в контексте периодизации мировой историографии, то есть историографии не только европейской, но и стран Латинской Америки, Азии, включает четыре этапа, которые имеют хронологические рамки, связанные с «фундаментальными моментами на пути развития современной историографии: 1848–1870; 1870–1929; 1929–1968; 1968–2025(?). Главная задача предложенной периодизации – выявить и понять «различные типы истории», исторического знания, оценить современную историографическую ситуацию, представленную разными способами того, как осуществлять профессию историка.
Честа С.О.
ДВОЙНОЕ ИМЕНОВАНИЕ КНУТ – МАГНУС В ДАТСКОЙ ДИНАСТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ
Аннотация
В статье анализируется один из аспектов традиции имянаречения в средневековой Скандинавии, а именно – особая функция двуименности в датской династической традиции: способность обладателя родового имени Кнут и христианского имени Магнус апеллировать к образу древнего предка, Кнута Могучего (1015-1035), именуемого источниками XII-XIII вв. Kanutus Magnus, для легитимации власти. Приводится материал, ранее не задействованный при рассмотрении данной проблемы: фрагмент всемирной хроники Радульфа Черного (ок. 1199), в котором датский герцог, Кнут Лавард (1115-1131), назван Магнусом и который можно трактовать как важнейшее свидетельство бытования обозначенного типа двуименности. Текстологический анализ показал тесную связь имени Магнус с образом Кнута Могучего в представлении авторов XII-XIII вв., что позволило выдвинуть гипотезу о неявном отражении данного типа двуименности в «Деяних датчан» Саксона Грамматика (ок. 1208/1216). Показано, что в Дании конца XII в. имя Магнус могло восприниматься как второе имя Кнута Могучего, а воображение Саксона Грамматика могло «наделить» им потомков этого короля.
Чжао Чжэннань
ВЕДОМОСТИ СЕСТЕР И ДРУГИЕ ИСТОЧНИКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ О НАСЕЛЬНИЦАХ ЖЕНСКИХ ОБЩИН (НА МАТЕРИАЛЕ МОСКОВСКОЙ И НИЖЕГОРОДСКОЙ ЕПАРХИЙ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА)
Аннотация
Ведомости сестер женских общин являются важным источником для изучения этих объектов в XIX веке. В данной работе рассматриваются ведомости сестер семи женских общин Московской и Нижегородской епархий первой половины XIX века, изучаются особенности самого источника и на основе содержащейся в нем информации составляется социальный портрет сестер. В статье отмечается, что по сравнению с ведомостями о монашествующих монастырей в ведомостях сестер женских общин больше внимания уделяется происхождению сестер (месту, откуда они приехали, сословию, документам, дающим право проезда, и т. п.). Это в большей степени проявлялось в Нижегородской епархии. Определенные правила составления общинных ведомостей появились только к 1830-1840-м годам. Для получения информации о более ранних периодах мы можем обратиться к другим видам материалов, таким как исповедные ведомости и краткие списки сестер, встречающиеся в других документах. Информация из ведомостей свидетельствует о том, что нижегородские общины в целом крупнее московских. Темпы увеличения размера общины динамично меняются. В исследуемый период они были более востребованы для молодых незамужних женщин, большинство которых были из крестьянского сословия. В то же время общины, расположенные в городах, привлекали местные городские сословия (мещанское и купеческое). В повседневных послушаниях сестер преобладало церковное служение. Чем больше община и чем сложнее повседневная деятельность, тем больше вероятность того, что сестры будут специализироваться только на одном виде послушания. Это связано с более высоким уровнем управления общиной.
РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКСНОЕ ПОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
Борисова Е.В.
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА IT-СПЕЦИАЛИСТОВ: ЗАДАЧИ, УРОВНИ, ПРОБЛЕМЫ
Аннотация
В статье рассмотрены аспекты противоречий между фундаментальной математической подготовкой и доминирующим инструментальным подходом обучения высшей математике в вузах и колледжах в свете подготовки кадров для цифрового общества. Расширение цифровизации экономики, производства, социума, обуславливающие возрастание потребности в высокопрофессиональных IT-кадрах, актуализирует исследования в области качества подготовки выпускников разных образовательных ступеней. Определены траектории саморазвития и выявлены определяющие их факторы. Проведен анализ и обобщение содержания математической компоненты IT-образования. Показаны методические резервы деятельностного подхода с опережающим характером фундаментальности математической подготовки.
Дмитриев Н.А., Никифоров Н.В.
ВЫЯВЛЕНИЕ ЗНАЧИМОСТИ БАЗОВЫХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ БОКСЕРОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ
Аннотация
Целью нашего исследования являлось изучение мнения тренеров о значимости базовых и специальных физических качеств боксеров на начальном этапе подготовки. В исследовании приняли участие 9 тренеров высокой квалификации в возрасте от 30 до 66 лет. Опыт тренерской работы составляет от 13 до 45 лет. Для изучения мнения специалистов, занимающихся подготовкой высококлассных боксеров, о значимости базовых и специальных физических качеств в тренировочном процессе боксеров на начальном этапе подготовки, нами в октябре 2023 г. проводился анализ результатов опроса высококвалифицированных тренеров, которые методом парных сравнений выбирали наиболее важные с точки зрения влияния их на успешность в соревновательных поединках, качества. Экспертам были предложены специально разработанные бланки экспертной оценки значимости базовых и специальных физических качеств, которые, по их мнению, обеспечивают успешность подготовки к выступлениям в соревнованиях боксеров-новичков. По мнению экспертов, в тренировочном процессе нужно уделять внимание комплексному развитию базовых качеств начинающих боксеров. Обобщая полученные данные можно сделать заключение о том, что особое внимание следует уделять развитию скоростно-силовых качеств, быстроты, выносливости и ловкости. Именно эти качества позволят боксеру-новичку эффективно проводить бои на ринге. Эксперты приоритетным считают развитие физических качеств ног. Развитию физических качеств рук у начинающих боксеров они уделяют меньше внимания, также как и развитию общей гибкости и собственно-силовых качеств.
Калаков Н.И., Руденко И.В., Дыбина О.В., Широбоков С.Н.
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ПРОГНОСТИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ МЕТОДОЛОГИИ ГЛОБАЛИСТИЧЕСКОЙ НАУКИ В МЕЖКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Аннотация
В статье рассматриваются современные проблемы компетентностно-прогностического развития методологии глобалистической науки в межкультурном – образовательном пространстве с целью мирного освоения человечеством наземного, воздушного и космического пространства: рассмотрены вопросы укрепления обороноспособности и обеспечения безопасности страны и сохранения мира; влияющие факторы на развитие цивилизации, общества, культуры, образования и науки в мировом межкультурном пространстве; выявлены стратегические цели, задачи и условия развития цивилизованно-интегрированного компетентностно-прогностического, поликультурного воспитания и прогностического образования; обозначены требования и содержание воспитательного и образовательного процесса, создание условий для социально-культурной идентификации личности; выделены мировые, российские и поликультурные ценности, российская культура, русский язык в мировом пространстве; обоснованы цивилизованно-интегрированное развитие культуры, образования и науки во взаимосвязи и взаимодействии; определены направления формирования современного образа картины мира, прогностические и духовно-нравственные качества личности, поликультурная личность и поликультурная языковая личность; рассмотрены вопросы комплексного прогнозирования как научное коллективное исследование на основе глобалистической прогностики; обозначены необходимость объединения научных школ и регистрация российского общества прогнозистов.
Каяшева О.И.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА ВУЗА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
Аннотация
Эмоциональное выгорание преподавателей высшей школы является сложной и актуальной проблемой для исследований и связано с особенностями социально-психологической среды вуза.Социально-психологическая среда вуза, являющаяся сложной динамической системой, включает в себя внешние и внутренний аспекты функционирования по отношению к преподавателю как субъекту образовательного процесса: внешние представлены организационно-административным (пространственно-временные, информационно-организационные, предметно-деятельностные и технические, материальные компоненты) и интерпсихическим (ценностно-смысловые компоненты межличностного взаимодействия, коммуникативно-мотивационные, защитно-рекреативные и статусные компоненты, социально-психологический климат вуза) уровнями и внутренним – личностным уровнем (личностные и профессиональные качества преподавателя вуза). Преподаватели, согласно опросу, отмечают компоненты организационно-административного уровня, как обуславливающие развитие эмоционального выгорания (большие объемы нагрузки в профессиональной деятельности, отсутствие стабильности, некорректное расписание и др.) и интерперсональные (неблагоприятный психологический климат в коллективе и др.). В исследовании выявлены прямые корреляции между эмоциональным выгоранием и организационно-административными компонентами (эмоциональным истощением, деперсонализацией преподавателей вузов и трудовой нагрузкой; эмоциональным истощением и неопределенностью социально-психологической среды вуза; деперсонализацией и чрезмерной регламентацией образовательного процесса); отрицательная корреляция между эмоциональным выгоранием и личностным уровнем (эмоциональным истощением и конструктивной мотивацией профессиональной деятельности преподавателя вуза).
Кононыхина В.Б.
ТЕХНОЛОГИИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕГРАТИВНЫХ МЕТОДОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Аннотация
В статье описано практическое применение современных интегративных методов, которые могут быть использованы для развития способностей, входящих в структуру эмоционального интеллекта, – это способности понимать собственные эмоции и эмоции другого человека и управлять ими. В качестве интегративных методов рассматривались песочное моделирование, работа с кинетическим песком и метафорические ассоциативные карты (МАК). Описаны диагностические особенности используемого в работе метода песочного моделирования, работа с кинетическим песком и метафорическими ассоциативными картами. На примере метода песочного моделирования описана пошаговая работа, которая позволит продолжить работу после диагностики и начать дальнейшую работу по развитию необходимых способностей эмоционального интеллекта. Основное внимание в работе уделяется технологии трансформации, пониманию своего состояния в режиме реального времени, с помощью схемы «ТЭМП» (тело, эмоции, мысли, поведение) и оценки общего состояния респондентов до и после трансформации. Акцент также делается на конгруэнтном состоянии, которое должно быть достигнуто в процессе трансформации. Показана эффективность описанной технологии и возможность ее использования в интегративных методах. Предлагаемые технологии могут быть использованы как в индивидуальной работе, так и в групповой.
Королев Л.М.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОТБОРА ВОЕННО-АВИАЦИОННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
Опираясь на многочисленные исследования ученых в статье раскрывается сущность и содержание отбора военно-авиационных специалистов, как одного из основных элементов системы психологического обеспечения военно-авиационной деятельности, предложены основные виды и некоторые пути оптимизации современных направлений реализации профессионального отбора наиболее способных военно-авиационных кадров.
Позднякова А. А., Кузнецова Г. В.
ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА РОССИИ ГЛАЗАМИ ИНОСТРАНЦА
Аннотация
Историческое прошлое является тем ключом, который открывает двери к национальному сознанию народа. Знание исторического прошлого необходимо для правильной интерпретации настоящего. Это актуально как для преподавателя, обучающего иностранных студентов, так и для самого обучающегося, особенно в ситуациях взаимодействия разных этнических групп в пределах одного мультикультурного пространства. Целью данного исследования является анализ особенностей процесса восприятия иностранными студентами российских историко-культурных реалий. Задачами исследования выступают: 1) оценка потенциала исторического знания как образовательного инструмента; 2) выявление связи между историческим знанием и историческим мышлением; 3) анализ структуры восприятия обучающегося иностранца в аспекте связи между знанием российской истории и фактами и событиями русской культуры; 4) определение критериев эффективности формирования историко-культурного знания в практике обучения иностранцев языку специальности на русском языке. Проведенное исследование показывает, что многие слушатели подготовительного факультета, приезжающие на обучение в Россию, имеют крайне смутное представление о нашей стране и это представление слабо меняется даже после года пребывания в стране изучаемого языка. Причинами этого, по мнению авторов, являются: слабая довъездная адаптация иностранных абитуриентов, недостаточное внимание вузов к проблемам социокультурной адаптации иностранного контингента, а также отсутствие системности в представлении страноведческих и историко-культурных знаний в учебных программах для иностранцев. Делается вывод о том, что грамотные образовательные программы для иностранных обучающихся должны быть в первую очередь ориентированы на знакомство студентов с ценностными достижениями народа, на глубокое понимание ими того, как исторический процесс повлиял на становление русского этноса и русской культуры. Такой подход способствует формированию правильной траектории развития личности иностранного студента.
Лучинкина А.И., Андреев А.С., Коршак А.А.
ИНТЕГРАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ: ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Аннотация
В статье анализируется психодинамический аспект структуры личности по В.С. Мерлину. Целью исследования является проверка границ применимости концепции интегральной индивидуальности В.С. Мерлина в постнеклассическом обществе. В процессе исследования использовались теоретический анализ, констатирующий эксперимент, статистический анализ. На этапе констатирующего использовались: методика диагностики темперамента Я. Стреляу, опросник структуры темперамента В.М. Русалова – для изучения особенностей темперамента личности; опросник по выявлению уровня интернет-активности А.И. Лучинкиной – для определения уровня интернет-активности пользователей; контент-анализ записей на страницах пользователей в «ВКонтакте». В ходе исследования приняли участие 1984 респондента в возрасте 17-27 лет. Исследование проходило в течение 5-ти лет. Результаты исследования показали, что интернет-активность связана с темпераментом индивида и имеет выраженные корреляционные связи с его психодинамическими характеристиками. Результаты исследования позволили установить соответствие между психодинамическими характеристиками темперамента и интернет-активностью. Таким образом, в интернет-пространстве роль темперамента косвенно переносится на интернет-активность личности.
Напсо М.Б.
К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЯХ ОБОРОТА НЕДОСТОВЕРНОЙ ИНФОРМАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ
Аннотация
В статье процессы цифровой трансформации информационного общества рассматриваются в контексте причин и последствий растущих объемов и форм недостоверной информации. В силу такой постановки вопроса автор обращает особое внимание на такие особенности оборота недостоверной информации, как постоянный рост ее объемов, наличие множества разновидностей, использование информации в целях ее модификации, конструирования, создания фейков, в том числе для последующего распространения в информационных потоках. В условиях реальности информационных войн, инфо- и фейкодемий и в контексте активного использования информации для оказания воздействия на индивидуальное и общественное сознание. проблема недостоверности информации и противодействия ее негативному влиянию приобретает особую актуальность. Главная сложность в обеспечении эффективности противодействия феномену недостоверности в целом и недостоверной информации в частности видится автору в отсутствии целостной системы мер – социокультурных, морально-нравственных, правовых, информационно-технологических. Одной из причин тому является скорость изменений в цифровой среде, что делает задачу выработки мер опережающего характера достаточно трудной. Масштабность внедрения недостоверности в ткань социальной жизни убеждают автора в необходимости придания принципу достоверности информации ценностного характера.
Силина С.А., Силина К.А., Крючкова Г.А.
ПРОДВИЖЕНИЕ НАУЧНОГО ВОЛОНТЕРСТВА В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Основной целью статьи является выявление современных технологий продвижения проектов гражданской науки, непосредственно связанных с привлечением научных волонтеров к сбору, анализу, обработке данных, необходимых для проведения исследований и их участием в решении разнообразных научных задач. Для достижения данной цели авторами изучены современные технологии маркетинга и бренд-менеджмента и практики их применения в формировании коммуникаций с заинтересованными в разработке и реализации проектов научного волонтерства участниками рыночных отношений. Несмотря на то, что имеется богатый мировой опыт вовлечения научных волонтеров в проведение научных исследований, данный вид волонтерства для российских организаций является достаточно новым направлением. В России данная тема, как одна из инициатив Десятилетия науки и технологий, только с 2022 стала привлекать внимание ученых, практиков и общественности. В настоящее время в большинстве исследований научное волонтерство рассматривается как социальное движение, глобальный тренд, набирающий популярность в нашей стране. Не хватает, на наш взгляд, конкретных решений по внедрению современных практик управления продвижением научного волонтерства в образовательной среде вуза. Основными методами исследования выступили: анализ научной литературы, передового практического опыта, сравнение, синтез, обобщение, проблематизация, наблюдение, анкетирование и статистическая обработка данных. По результатам исследования авторами выявлены актуальные направления применения технологий маркетинга в продвижении научного волонтерства в вузе, предложены рекомендации, реализация которых позволит повысить уровень информированности и заинтересованности студентов принимать участие в инициативах Десятилетия науки и технологий. Данные рекомендации носят универсальный характер и могут быть применены в любых организациях высшего профессионального образования, заинтересованных в реализации проектов научного волонтерства.
Тан Цзялань
ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ К ИСПОЛНЕНИЮ ЖЕНСКИХ ПАРТИЙ В ОПЕРАХ ДЖ. ПУЧЧИНИ
Аннотация
В статье раскрывается идея осуществленияполикультурного подхода к подготовке будущих профессиональных вокалистов в Китае на основе соотнесения национального и западного оперного искусства и установления межкультурных аналогий в их содержании. Рассмотрены некоторые особенности традиционного театра «сицюй» и академической оперы «гэцзюй»; показана трактовка женских образов в музыкально-театральном искусстве Китая. В статье проанализированы сюжетно-образные пересечения опер Дж. Пуччини и сочинений китайских авторов, показаны примеры создания разноуровневых ассоциативных связей. В результате исследования формулируется вывод о том, что интериоризация женских образов опер Дж. Пуччини посредством поиска параллелей с оперным искусством Китая содействует более осознанному освоению китайскими студентами женских партий в сочинениях композитора.
Феклисова А.А.
ВЛИЯНИЕ ФАББИНГА НА РАЗЛИЧНЫЕ СФЕРЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЛЮДЕЙ
Аннотация
В статье показано, что структура социального взаимодействия на текущем этапе отличается крайне ограниченными возможностями по формированию межличностного дискурса. В частности, авторы показывают, что ограничительными мерами могут выступать как увеличение количественных возможностей безличностного общения, так и стремления более индивидуализировано сформировать свой социальный дискурс. В статье показывается, что источником формирования изменения социальных норм является прежде всего развитие роли дистанционных форм общения в социальной структуре населения. Методологическая основа исследования определяется как возможность выделения отдельных составляющих явления фаббинга, причины и способы его проявления. Авторы показывают, что возможностей выделения факторов и преодоления аддиктивных последствий от фаббинга на основе структурирования социальных норм. В статье проводится анализ внешней социально-психологической среды, выделяются разновозрастные и поведенческие особенности становления подверженности фаббингу. Авторами дается рекомендация по преодолению зависимости и трансформации фаббинга в ролевую модель общения на основе использования, а не проявления зависимостей от гаджетов и иных технических средств. В заключении статьи авторами даются практические рекомендации на основе проанализированного массива литературных данных.
Чжан Хаои
РОЛЬ АНСАМБЛЕВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ-ПИАНИСТОВ В ВУЗАХ КИТАЯ
Аннотация
Целью статьи является осмысление фортепианно-ансамблевого исполнительства с позиций определения его роли в формировании профессионально значимых качеств студентов-пианистов. В статье представлена разработка понятия «профессионально значимые качества» в общенаучных и музыкально-педагогических исследованиях, показаны его структура и особенности; рассмотрены проблемы развития фортепианного ансамбля как вида творческой и учебно-музыкальной деятельности в Китае. На основе соотнесения задач профессиональной деятельности музыканта (педагога и исполнителя) и практики исполнительской подготовки, выявлены сущностные компоненты фортепианно-ансамблевого исполнительства, позволяющие ему выступать эффективным профессионально-личностным ресурсом формирования профессиональной состоятельности студентов-пианистов в вузах Китая.
Янышева В.А., Донцов Д.А., Кольчугина З.А., Янышев И.К.
ЭМПИРИКО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ОРДИНАНТОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЕСТЕСТВЕННО-ПСИХИЧЕСКОГО МЕТОДА АУТООРДИНАЦИОННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
Аннотация
В статье представлено эмпирико-экспериментальное исследование результативности естественно-психического метода аутоординационного направления в психологии и психотерапии в качестве эффективного способа психотерапии личности. Это научно-практическое исследование осуществлено на примерах формирования, оптимизации, развития и разрешения у ординантов (клиентов) оптимальной ситуативной и личностной тревожности, оптимизации агрессивности и враждебности, нивелирования депрессии, алекситимии, психосоматики: психического истощения, дискомфорта с ЖКТ, ревматических и сердечных проблем, психосоматических проблемных вопросов в целом; а также на примерах оптимизации у ординантов физического состояния, телесного образа, позитивного изменения внутренней картины болезни, прекращения влияния вероятной физической болезни на разные сферы социальной и профессиональной жизнедеятельности, выработки социально-профессиональной гармоничности.
РАЗДЕЛ III. ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТА ТРУДА И ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ
Байгужаев Э.К., Трофимова Е.М.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК И КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ (НА ПРИМЕРЕ КАЗАХСТАНА И РОССИИ)
Аннотация
В данной статье анализируется фундаментальная для психологии проблема взаимосвязи различных личностных сфер на примере связи ценностно-смысловых характеристик и копинг-поведения личности. Приведен краткий обзор литературы по проблеме исследования, определены основные представления о ценностно-смысловой сфере, копинг-стратегиях, проанализированы результаты современных исследований их взаимосвязи. Отражены результаты эмпирического исследования взаимосвязи ценностно-смысловых характеристик и копинг-поведения личности у студентов из России и Казахстана, в котором приняли участие 120 студентов первого курса (60 студентов из России и 60 студентов из Казахстана). Для изучения особенностей ценностно-смысловой сферы в исследовании использовались Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева и опросник ценностей Ш. Шварца. Для выявления характеристик копинг-поведения применялся опросник копинг-стратегией С. Фолкмана и Р. Лазаруса в адаптации Т.Л. Крюковой и соавторов. В результате сравнительного анализа обнаружены различия в показателях ценностно-смысловой сферы у студентов из России и Казахстана, а также выявлены специфические связи между особенностями ценностно-смысловой сферы и копинг-стратегиями в каждой группе. Установлено, что в целом в группе российских студентов взаимосвязей между данными переменными больше, что может указывать на существование переходного этапа в российском обществе, который отражается на молодежи и способствует активизации особенностей ценностно-смысловой сферы.
Гаджибабаева Д.Р.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И СПОСОБОВ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ
Аннотация
В статье проанализированы разные подходы как отечественных, так и зарубежных ученых, направленных на изучение эмоционального интеллекта и совладающего поведения. Представлены результаты исследования взаимосвязи эмоционального интеллекта и способов совладающего поведения у студентов 2 и 3 курсов (всего 85 студентов). В качестве диагностических методик были использованы: Опросник «Способы совладающего поведения» (Ричард Лазарус, Сьюзан Фолкман) (Адаптация: Т. Л. Крюкова, Е. В. Куфтяк, М. С. Замышляева (2004); Тест эмоционального интеллекта, ЭмИн (Д. В. Люсин). С помощью корреляционного анализа была выявлена и описана специфика наличия взаимосвязи между уровнем эмоционального интеллекта и выбором способов совладающего поведения у студентов: выявлена взаимосвязь между копинг-стратегией «Поиск социальной поддержки» и межличностным эмоциональным интеллектом, включая такие его компоненты как понимание и управление чужими эмоциями; обнаружена положительная взаимосвязь между копинг-стратегией «Положительная оценка» и межличностным эмоциональным интеллектом, а также между копинг-стратегией «Планирование решения» и межличностным эмоциональным интеллектом. Наряду с количественным анализом, был проведен и качественный анализ полученных результатов исследования. Так, после проведения исследования, респондентам было предложено проанализировать собственные результаты и объяснить выбор конкретных копинг-стратегий. Результаты рефлексии (с согласия респондентов) представлены в статье.
Гребенников Е.К., Гребенникова И.Н., Салимзянов Э.Р., Суботялов М.А.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ КУРСАНТОВ ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
Аннотация
Изучен социально-психологический статус курсантов института гражданской авиации с различными типами двигательной активности. В качестве метода диагностики была использована «Методика оценки уровня социально-психологической адаптации» (авторы Карл Роджерс, Розалин Даймонд, 1954; адаптация А.К. Осницкого, 2004). Выделено четыре группы обследуемых по типу дополнительной физической активности в отношении к обязательным занятиям по дисциплине «Физическая культура» в ВУЗе – не занимающиеся, занимающиеся самостоятельно (тренажерный зал), спортсмены игровых (футбол, волейбол, баскетбол) и циклических (легкая атлетика, лыжные гонки, плавание) видов спорта. Анализ результатов выявил значимые отличия среди обозначенных групп курсантов института гражданской авиации, что позволило составить социально-психологический «портрет» каждой группы. Данные статьи могут быть использованы для сохранения психологического здоровья курсантов, а также для корректировки будущими пилотами своих слабых качеств и снижения личностной тревожности посредством правильно подобранного типа двигательной активности.
Дыденкова Е.А.
ТОРМОЗНЫЙ КОНТРОЛЬ У ДЕТЕЙ 4-6 ЛЕТ: ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ
Аннотация
Тормозный контроль является одной из основных исполнительных функций или функций управления изменением поведения, предполагающий способность контролировать свое поведение и эмоции, чтобы делать то, что уместно и необходимо. Тормозный контроль крайне важно развивать, так как именно он предопределяет будет ли завершено любое действие. В этой связи кажется целесообразным знать факторы, которые влияют на его развитие. В выборку исследования вошли 90 человек, из них 45 детей (m = 5,7; SD = 0,9; w = 14) и 45 их матерей (m = 35,49; SD = 4.0). В качестве методики выбрана компьютерная программа рефлексометрии. В результате факторного анализа получено факторное решение, состоящее из 4-х компонентов (КМО = 0,642; р=0,01; % объясненной дисперсии = 65,8): 1) качество реактивных характеристик матери; 2) условие сформированности тормозного контроля у ребенка; 3) взаимосвязь уровня образования матери и реактивности ребенка на стимул; и 4) особенности вхождения ребенка в новую деятельность и перехода к усложненной деятельности. Сформированность тормозного контроля у родителя связана со способностью быть стабильным и предсказуемым опекуном, что создает благоприятные условия для развития ребенка. Наши данные говорят о том, что в той или иной мере формирование тормозных функций ребенка зависит как от способности матери сосредоточиться, то есть от ее собственного уровня тормозного контроля, так и от наличия образования у матери.
Земскова А.А.
САМОУВАЖЕНИЕ КАК РЕСУРС ОСОЗНАННОЙ РЕГУЛЯЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ МЧС РОССИИ
Аннотация
Важность изучения особенностей самоуважения и саморегуляции учебной деятельности курсантов МЧС России обусловлена значимостью периода их саморазвития, освоения профессионально ориентированных видов деятельности, процесса самоакутализации и определения своего места в профессиональном мире. Успешность освоения профессиональной деятельности (на этапе обучения) будет зависеть от того, насколько высоко личность оценивает себя и собственные успехи. В исследовании приняли участие 141 курсант академии 1–5 курсов обучения факультета пожарной безопасности. Для решения эмпирических задач использовали следующие методы: шкала самоуважения М. Розенберга (Rosenberg’s Self-Esteem Scale), опросник осознанной регуляции учебной деятельности студентов П.Р. Галузо (2013); методы математической статистики: коэффициент корреляции Спирмена и непараметрический U-критерий Манна-Уитни. В настоящей работе были выявлены различия в особенностях регуляции учебной деятельности у курсантов в низким и высоким уровнем самоуважения по следующим шкалам: «общий уровень регуляции» (P<0,05), «понимание смысла» (P<0,05), «оценка результатов» (P<0,05), «коррекция» (P<0,05). Определено, что высокий уровень самоуважения, уверенность в собственной значимости, своих способностях и возможностях, нравственности и морали будут являться ресурсом для формирования осознанной регуляции учебной деятельности, понимания целей и смысла обучения в собственной жизни, планирования, прогнозирования, программирования, контроля учебной деятельности, и в целом осознания себя субъектом учебной деятельности.
Сидячева Н.В., Кочнев В.А., Зотова Л.Э.
ОСОБЕННОСТИ И МОДЕЛИ СЕКСУАЛЬНЫХ УСТАНОВОК МОЛОДЫХ НЕЗАМУЖНИХ ЖЕНЩИН С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА
Аннотация
В статье выявляются особенности и модели сексуальных установок незамужних женщин с различными типами темперамента. Теоретическим концептом явилась теория сексуальных установок и темперамента личности Г. Айзенка. Несмотря на то, что теория сексуальности Г. Айзенка до сих пор остается одной из самых глубоких и разработанных, современные исследования констатируют недостаточность работ, которые расширяли бы ее рамки. В статье предпринята попытка с помощью метода логико-математического моделирования разработать и описать модели реализации сексуальных установок изучаемых категорий женщин. Психодиагностическое обследование проводилось с помощью опросников Г. Айзенка «Установки к сексу» и EPQ-R (опросник по изучению темперамента). В дальнейшем определялись особенности сексуальных установок женщин посредством факторного анализа, были получены математические (структурные) модели сексуальных установок. Применение современного метода логико-математического моделирования позволяет говорить о доказательном и комплексном подходе к проведенному исследованию. Выявление моделей реализации сексуальных установок может быть полезным при описании полоролевого поведения женщин, а также при определении дезадаптивных типов сексуального поведения. В практической работе психолога-консультанта и психотерапевта учет структурных моделей полезен для поиска психокоррекционных мишеней, на которые будет направлено психологическое воздействие и ресурсных точек, учет которых будет способствовать повышению эффективности психокоррекционной работы.
Лобанова Е.В., Логачев Н.В., Истомина Е.В., Ветвицкая Т.В.
ОСОБЕННОСТИ ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИИ ПО ОТНОШЕНИЮ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Аннотация
В статье представлены результаты эмпирического исследования, целью которого стало выявление особенностей внутренней позиции по отношению к будущей профессиональной деятельности студентов с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по программам высшего образования по направлению подготовки «Адаптивная физическая культура». В исследовании приняли участие 60 студентов, 30 из которых – это студенты-инвалиды и студенты с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся на 3-4 курсах ряда российских вузов. Исследование осуществлялось с помощью авторской анкеты, направленной на выявление факторов выбора профессий инструктора-методиста и тренера-преподавателя по адаптивной физической культуре, уровня готовности студентов к самостоятельной профессиональной деятельности и их представлений о возможности самореализации в выбранной профессии. Изучение структуры и особенностей профессиональной мотивации проводилось с помощью опросника Ш. Ричи и П. Мартин. В результате исследования выявлено отсутствие в сознании лиц с ограниченными возможностями здоровья представлений о возможности работать по специальности в будущем, сниженный уровень адекватности представлений об особенностях профессии, требованиях, предъявляемых к специалистам по адаптивной физической культуре, осознанности возможной траектории карьерного роста. В результате корреляционного анализа было выявлено, что чем выше общий уровень профессиональной мотивации (желание и готовность работать по профессии), тем больше выражены потребности в достижениях, в самосовершенствовании себя как личности, в доверительных отношениях с коллегами, в широких социальных контактах, и тем меньше выражены потребности в хороших условиях труда, в признании со стороны окружающих, в креативности и в высокой зарплате. На основании результатов исследования, делается вывод о необходимости организации в вузе системы сопровождения процесса становления у студентов с ограниченными возможностями здоровья внутренней позиции по отношению к будущей профессии.
Литвинова А.В., Кокурин А.В., Котенев И.О., Кузнецова А.А.
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК РЕСУРС АНТИСТАРЕНИЯ В ВОЗРАСТЕ ПОЗДНЕЙ ЗРЕЛОСТИ
Аннотация
В статье представлены результаты исследования социального интеллекта с целью выявления его особенностей как фактора антистарения и снижения биопсихологического возраста у пенсионеров в возрасте поздней зрелости. Проанализированы современные представления о социальном интеллекте. Под социальным интеллектом понимается приобретенная способность, позволяющая лучше узнавать и понимать других людей, мудро поступать в отношениях с окружающими. В исследовании приняли участие 39 пенсионеров, из них 25 женщин и 14 мужчин. Использовались методики: Тест Социальный интеллект Дж. Гилфорда; комплексная методика диагностики биопсихологического возраста (сост. Т.Н. Березина); «Экспресс-диагностика психологической безопасности личности» И.И. Приходько. Для обработки данных применялась методы описательной статистики, непараметрические критерии Манна-Уитни и Спирмена. Полученные в эмпирическом исследовании результаты показывают, что компоненты социального интеллекта у женщин, значимо связаны со снижением индекса психологического старения, у мужчин — с повышением индекса биологического старения и психологического возраста. Компоненты социального интеллекта у женщин взаимосвязаны с повышением таких показателей психологической безопасности личности как ценностно-смысловая осознанность и посттравматический рост; у мужчин — стратегии совладания со стрессовыми ситуациями и посттравматический рост. Полученные результаты вносят вклад в представления о связи социального интеллекта с показателями биопсихологического старения и психологической безопасности личности в организации межличностного взаимодействия с окружающими. Материалы статьи имеют важное значение для разработки психологами и работниками Центров оказания социальной помощи программ психологической помощи людям пенсионного возраста с учетом половых различий и проблем включения их в социальное взаимодействие и налаживания психологически безопасных и позитивных отношений с окружающими.
Овда Л.Г.
ВОЗДЕЙСТВИЕ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ НА ИСКАЖЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДОБРЕ И ЗЛЕ В СТРУКТУРЕ ЦЕННОСТНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
В статье представлена проблема опасности размытия границ понятий добра и зла в мультипликации, ведущей к обесцениванию традиционных ценностей. В связи с этим рассматриваются мнения ученых, исследовавших влияние мультипликации с элементами насилия, агрессии, ложных идеалов и искажение понятий добра и зла в сознании детей. Описано исследование способности самостоятельного различения младшими школьниками понятий добра и зла в мультфильмах, когда в весёлой форме демонстрируются сцены зла и смех покрывает безнравственный поступок. В тоже время мультипликация с её уникальной способностью вовлекать и удерживать внимание может быть мощным средством кинопедагогики для обучения, развития и духовно-нравственного воспитания детей, влияя на все компоненты структуры ценностной сферы личности ребёнка.
Сухов А.Н., Гераськина М.Г.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ
Аннотация
В статье раскрывается актуальность проблемы, связанной с самоактуализацией студентов. Понятие самоактуализации предполагает глубокое развитие личности, адекватное восприятие окружающего мира и осознанное осмысление своего места в нем. Самоактуализация проявляется через осознанное стремление человека реализовать свой внутренний потенциал. В последнее время самоактуализация изучается в различных сферах, включая семейную, профессиональную и другие. Основным фокусом внимания являются различные аспекты развития профессиональных способностей, самоопределения и самореализации студентов. Тем не менее, анализ доступной литературы по этой проблеме позволяет сделать вывод, что все еще нет общепринятого определения самоактуализации. В статье дается теоретическое и практическое обоснование процесса самоактуализации, анализируются трудности, с которыми сталкиваются студенты на пути их самоактуализации. Дается обоснование связи самоактуализации личности с использованием возможностей конструктивного внутриличностного конфликта и преодолением деструктивного внутриличностного конфликта, связи самоактуализации с различными моделями достижения карьеры и успеха. Авторами раскрываются результаты проведенного эмпирического исследования самоактуализации студентов, описываются трудности в сфере их профессиональной самореализации. В заключении авторами приводятся рекомендации по развитию конструктивного Я студентов.