Якимова М.О.
ДОЛГАЯ ДОРОГА В ЕВРОПУ: ВЗГЛЯД ГЕРМАНИИ НА ПРОБЛЕМУ ВСТУПЛЕНИЯ ЧЕРНОГОРИИ В ЕС (2006-2021 гг.)

Аннотация

Данная статья исследует проблемы, связанные с вступлением Черногории в Европейский союз, и отношение к нему Германии. Рассмотрение ключевых вопросов, включая политические реформы, проводимые в стране, экономическое развитие, правовую гарантию и соответствие стандартам ЕС, а также общественную поддержку её членства в ЕС, даёт представление о сложившейся ситуации на юго-восточной окраине Евросоюза. Особое внимание уделяется позиции и роли Германии в этом процессе, ее отношению к вступлению Черногории в Европейский союз, взглядам немецкой политической элиты на целесообразность дальнейшего расширения Сообщества, её соответствия как национальным интересам Федеративной Республики Германии, так и общеевропейским запросам. Автор статьи анализирует факторы, способствующие или, наоборот, затрудняющие членство Черногории в ЕС, а также взаимосвязь между интересами Германии и Европейского союза в рамках расширения на Западные Балканы. Источники и литература, используемые в статье, включают официальные заявления политических партий, выступления и интервью политических лидеров ФРГ, аналитические материалы немецкой прессы. Исследование предлагает перспективный взгляд на будущее вступления Черногории в ЕС с учетом её взаимодействия с Германией и другими ведущими государствами-членами ЕС.

Титов А.П.
ЗАДАЧИ И ПРОБЛЕМЫ МУСУЛЬМАНСКОЙ ЛИТОВСКОЙ ТАТАРСКОЙ ОБЩИНЫ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ЛИТВА В ПЕРИОД ОТ ВОССТАНОВЛЕНИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ ОТ СССР ДО НАСТОЯЩЕГО МОМЕНТА

Аннотация

Данная статья посвящена небольшому исследованию в области законодательства Республики Литва в отношении мусульманской татарской общины современной Литвы: от восстановления независимости вплоть до настоящего момента. За время пребывания в составе СССР этнический состав Литвы претерпел значительные изменения. Вследствие этого перед руководством Литовской ССР на заре возрождения государственности встал вопрос о разработке и проведении взвешенной национальной политики, чтобы не настроить против процесса выхода Литвы из СССР остальные «нелитовские» народы. В то же время, наряду с представителями национальностей, обосновавшихся на территории Литвы в советский период, продолжали проживать и представители народов, которые обосновались на данной территории ещё со времён Княжества Литовского. Одним из таких народов являются литовские татары, которые, как считается, проживают компактно на территории Литвы со времён Витовта Великого. Они являются самыми старыми представителями ислама в современном литовском государстве. Поскольку годы Советской атеистической власти, так или иначе, отразились на жизни религиозных общин и национальных меньшинств и преимущественно в негативном ключе, перед возрождённым литовским государством встал ряд проблем, которые было необходимо решить несмотря светский характер государства. В данной статье для определения проблем, которые стояли перед мусульманской татарской общиной предлагается анализ всех законодательных документов, так или иначе, связанных с татарами и исламом. Несмотря на то, что данный метод несколько ограничен, поскольку охватывает только те проблемы, которые попали в поле зрения законодательства Республики Литва, с помощью него возможно определить официальную политику в отношении мусульманской татарской общины, какие проблемы возникли, и то, как их решали в национальном законодательном поле.

Белова Н.Р.
СПИСОК ЗАПРЕЩЕННЫХ КНИГ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕКАТОЛИЗАЦИИ ЧЕШСКИХ ЗЕМЕЛЬ

Аннотация

В центре внимания данного исследования находятся два списка запрещенных книг, составленные в XVIII в. иезуитом Антонином Кониашем для Чешских земель: «Ключ к еретическим заблуждениям» и «Индекс чешских запрещенных книг». Эти списки рассматриваются в контексте побелогорской рекатолизации Чешских земель и конфессиональной эпохи в целом. Автор анализирует отношение к чтению в данный период и приходит к выводу, что католическая церковь стремилась установить контроль над мировоззрением паствы, чему могла способствовать работа над доступной для населения литературой. В статье также рассмотрен состав обоих списков. Их основу составляли книги на чешском и немецком языках, поскольку именно эти языки были наиболее распространены в Чешских землях. Антонин Кониаш включил в списки сочинения некатолических авторов, работы, содержащие неверную трактовку католических доктрин. Значительную часть запрещенных книг составляют проповеди и нравоучительная литература, поскольку именно эти тексты были наиболее доступны простому населению, а, следовательно, наиболее опасны для католической церкви. Важно отметить, однако, что иезуит провел тщательную работу с подлежащей запрету литературой, часть вошедших в списки книг могла быть исправлена. В заключении делается вывод о том, что составление списков запрещенной литературы могло служить инструментом рекатолизации. Деятельность Кониаша соответствовала общей тенденции к углублению религиозности населения, которая была характерной чертой конфессиональной эпохи и тридентского католицизма.

Беляев А.Ю.
ОПРАВДАНИЕ ВОЙНЫ В СВЕТСКИХ ТРАКТАТАХ СЕРЕДИНЫ XIV ВЕКА

Аннотация

В статье приводится разбор двух подходов к оправданию войны в трактатах середины XIV вв. Историография апологии войны достаточно обширна, однако частным аспектам, таким как способ мышления отдельных авторов, уделяется гораздо меньше внимания. Исследование построено на сопоставлении «Трактата о войне, о репрессалиях и о дуэли» итальянского юриста Джованни Леньяно и «Книги о рыцарстве» французского рыцаря Жоффруа де Шарни. Оба текста являются примерами ярко выраженного индивидуального осмысления войны. Позиция Леньяно носит более глобальный характер. Доказывая необходимость войны, он вписывает её в структуру мироздания, преподнося как часть механизма управления миром. Взгляд Шарни более приземлённый, он пишет о военной службе, трудности которой заставляют людей совершенствоваться, делая её угодной Богу.

Ерхов Г.П., Кухтин М.М.
ЗАПАДНЫЙ ГЛОБАЛИЗМ И СОВРЕМЕННЫЕ РОССИЙСКО-НЕМЕЦКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация

В современную эпоху прикладной международно-политический анализ должен учитывать множество глобальных и региональных контекстов, вне которых частные дипломатические проблемы неизбежно будут неверно истолкованы. Необходимо четко отличать глобализм от глобализации, глубже проработать понятия глобальной миссии/стратегии, весьма важные для современной внешней политики России. Это и обусловило предпочтения при отборе литературы.

Организация исследования предполагает сопоставление отечественных и зарубежных моделей глобализации, поиск их эмпирических приложений и возвращение на уровень принципиальных проблем и глубинных тенденций, определяющих динамику изучаемых явлений. Избранная методология отражает основные установки системного подхода, требующего диалектического осмысления сложных самоорганизующихся процессов.

Сегодня Москва взвешенно подходит к определению своих международно-политических приоритетов, избегая как компромиссов с западным глобалистским проектом, так и утраты глобальной рамки, замыкания в себе со ссылкой на тенденциозно истолкованные консервативные ценности. Россия последовательно исполняет свою всемирно-историческую миссию, основанную не на идее гегемонии, а на концепции справедливого многополярного миропорядка, который должен опираться на подлинную коллективную безопасность и консенсусные механизмы принятия решений. Германия пока продолжает следовать за Вашингтоном, однако может занять более самостоятельную позицию в будущем. Современные российско-немецкие отношения во многом определяются тем, что Москва и Берлин по-разному относятся к актуальным структурам глобального управления и перспективам их реформирования. Таким образом, новое двустороннее сближение станет возможным только после известного смягчения соответствующих разногласий, которого пока не предвидится.

Основная цель исследования достигнута, на широком эмпирическом материале показано, что и сегодня существуют жизнеспособные альтернативы западному глобализму, ориентированные на конструктивное продолжение планетарной интеграции и чуждые реакционным утопиям.

Шепко Л.Г., Рязанов К.М.
ИЗ ИСТОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНОВ ПРАВОПОРЯДКА
В АНГЛИЙСКОМ ГОРОДЕ XVIII В.

Аннотация

В статье рассматривается вопрос формирования органа правопорядка Великобритании XVIII в. Bow Street Runners, при магистрате и выполнявшего детективные и оперативные действия. Именно он показал необходимость новых органов правопорядка для Великобритании и ее городов. Представленная служба при магистрате Боу-стрит в 1839 г. будет преобразована в одно из подразделений полиции Великобритании.

В статье представлен процесс формирования будущей полицейской службы Великобритании. Рассмотрена существовавшая на тот момент английская система сыска с постановкой вопроса о ее эффективности. Выявлены основные источники по проблематике. Дана характеристика целей создания новой правоохранительной службы. Представлены основные средства массовой информации, освещавшие деятельность службы. Изучен личный вклад Генри и Джона Филдингов в формирования нового органа правопорядка Великобритании в XVIII в. Затронут вопрос финансирования и достижения службы Bow Street Runners. Деятельность службы рассмотрена в процессе развития на протяжении всего XVIII в. и в заключении представлены итоги существования службы и то, как государственный аппарат того времени использовал опыт деятельности Bow Street Runners в XIX в.

Саржан А.А.
СТАНОВЛЕНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ДОНБАССЕ
(ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 1990-Х ГГ.)

Аннотация

В статье анализируются наиболее характерные тенденции формирования малого бизнеса в Донецком регионе в первой половине 1990-х гг. Исследуются вопросы формирования законодательно-нормативной базы малого предпринимательства, показана динамика развития малых предприятий. Проанализированы изменения в территориальной и отраслевой структуре новых форм хозяйствования, раскрыты особенности их финансово-хозяйственной деятельности, влияние на решение социально-экономических проблем региона. В начале 1990-х годов с созданием малых предприятий продолжился процесс децентрализации хозяйственного комплекса, началось формирование многоукладной экономики, развитие новых форм хозяйствования. Разработка и принятие основ законодательно-нормативной базы, создание органов и программы государственной поддержки и координации развития малого бизнеса создало необходимые условия для становления и развития малых предприятий в Донецком регионе. Развитие предпринимательских структур происходило высокими темпами. Однако процесс был неравномерным как во временных параметрах, так и в отраслевой структуре.

Карпенко М.П.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ НОВАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье определены факторы, обеспечивающие качество образования. Показано, что исключительно электронное обучение предоставляет обучающемуся свободу варьировать различными параметрами дидактики для повышения эффективности усвоения учебного материала. Быстрая смена технологий и функционала профессий требует от системы образования оперативной актуализации существующих образовательных программ под новые требования и разработки абсолютно новых. В условиях электронного обучения кардинально изменяется роль преподавателей – от функции транслятора знаний к менторской. Должны будут резко усилиться и научные функции преподавателя.

Мулдахметов З.М., Газалиев А.М.
К ВОПРОСУ ЦИФРОВИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ

Аннотация

Представлены значительные достижения, происшедшие в Казахстане в сфере цифровизации образования в последние годы. Описаны направления развития образования в условиях цифровой трансформации. 30 июня 2020 г. в Казахстане была запущена Программа по обучению цифровым навыкам «Цифровое образование», целью которой является разработка программы по обучению цифровым навыкам, подготовка и переподготовка IT-специалистов, масштабирование опыта передовых вузов и их подготовка в региональных университетах и колледжах, учет опыта и предложений Международного финансового центра «Астана», активизация работы по обновлению образовательных программ соответствии с новыми профессиональными стандартами. Следует отметить, что государственная политика в области информатизации образования стала определяющей в совершенствовании национальной модели образования Республики Казахстан. Формирование современной инфокоммуникационной культуры будущих специалистов является важной социально-педагогической задачей системы высшего образования, реализуемой на основе накопленного опыта по применению информационных и коммуникационных технологий. От степени подготовки конкурентоспособных специалистов зависит уровень технологического развития Казахстана, который определяет стратегическую позицию государства в условиях мирового открытого пространства. Показано то, что в Реестр образовательных программ внесено 509 образовательных программ в области информационно-коммуникационных технологий в рамках, соответствующих 43 профстандартов. Отмечены исчезающие профессии IT-отрасли. Показаны примеры внедрения междисциплинарного подхода при подготовке при построении образовательных программ, а также итоги работы по сотрудничеству с IT-компаниями и ведущими университетами мира.

Рустамбеков И.Р.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ: ИЗУЧЕНИЕ ИНТЕРНЕТА ВЕЩЕЙ, БЛОКЧЕЙНА И КВАНТОВЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация

В статье представлено углубленное исследование того, как новые технологии, такие как Интернет вещей (IoT), блокчейн и квантовые вычисления, могут преобразовать образование и улучшить качество обучения. Всесторонний обзор междисциплинарной академической литературы раскрывает потенциал этих технологий для обеспечения более персонализированного, увлекательного, эффективного и ориентированного на будущее опыта обучения. Интернет вещей обеспечивает расширенные сети подключенных устройств, бесперебойный сбор данных и аналитику в реальном времени для настройки инструкций и сред. Блокчейн обеспечивает децентрализованное, прозрачное и безопасное ведение учета учащихся, а также позволяет использовать новые модели, такие как значки навыков. Квантовые вычисления обещают улучшить моделирование, искусственный интеллект, машинное обучение и шифрование. Несмотря на то, что проблемы, связанные со справедливым доступом, подготовкой учителей, конфиденциальностью данных, технической сложностью и неопределенным педагогическим соответствием, являются чрезвычайно многообещающими, их необходимо вдумчиво решать посредством дальнейших исследований и тщательного, ориентированного на человека проектирования. Систематическая методология синтезирует знания из области информатики, образования, психологии, этики и других дисциплин для анализа реализации, преимуществ, ограничений и принципов ответственных инноваций. Подробные результаты показывают, что эти технологии могут сделать образование более эффективным, интерактивным, отзывчивым и расширяющим возможности всех учащихся, если их разрабатывать инклюзивно. Однако для полной реализации потенциала этих инструментов в построении образовательной парадигмы будущего необходимы текущие исследования по снижению рисков, согласованию с наукой об обучении, расширению внедрения и формированию соответствующей политики. В этом исследовании делается вывод, что, хотя серьезные проблемы остаются, Интернет вещей, блокчейн и квантовые вычисления глубоко подрывают образование и благодаря продуманному совместному творчеству с преподавателями могут открыть безграничные возможности для учащихся во всем мире.

Карпенко О.М.
ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА УНИВЕРСИТЕТА НА БАЗЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СИСТЕМ

Аннотация

В статье показана роль и место интеллектуальных систем в цифровой образовательной среде образовательной организации, реализующей массовое непрерывное электронное обучение. Приводятся конкретные примеры использования искусственного интеллекта в образовании, показана его роль в кардинальном изменении образовательных технологий и затрагивается тема дальнейшего развития способов применения интеллектуальных систем в образовании.

Письменский Г.И., Сафонова, Бакаева Ж.Ю.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КИБЕРПРОСТРАНСТВО – ВАЖНЕЙШАЯ ЧАСТЬ КИБЕРПРОСТРАНСТВА

Аннотация

В статье приведены основные результаты исследования киберпространства, как стратегического инструмента, который формирует поведенческие стандарты, мировоззрение, социальные, технико-технологические, правовые и образовательные ориентиры общества. Киберпространство представляет собой сложный многоаспектный феномен, который требует многостороннего описания и комплексного изучения. В статье сделаны попытки описать хронологию формирования киберпространства и определение его место в западной и отечественной науках. Отмечено, что формирование и развитие киберпространства ‒ закономерный и неизбежный процесс, как результат третьей промышленной (компьютерной) и четвертой технологической революции, сущность которой заключается в широким внедрение киберфизических систем в производство (индустрия 4.0 [1]) и обслуживание человеческих потребностей, включая быт, труд и досуг (работа 4.0). Проведенный анализ литературы показал, что в международном праве нет выработанного единого понятия киберпространства, разработаны только подходы на уровне ООН, международных организаций, отдельно выделяются доктринальные подходы, образовательное кибепространство, как часть киберпространства, введено в научный оборот, законодательно не оформлено, необходимо углубленное изучение его феномена и обоснование целесообразности или нецелесообразности использования в правовом поле РФ и в отечественной педагогической науке.

Евсеева Е.Г., Скворцова Д.А.
ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТРЕХКОМПОНЕНТНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ В БАКАЛАВРИАТЕ

Аннотация

В статье описаны приемы формирования компонентов профессиональной цифровой компетентности будущего учителя математики, а именно математико-цифрового, методико-цифрового и проектно-цифрового. Описаны возможности формирования компонентов при изучении дисциплин учебного плана программы бакалавриата по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (профиль математика и информатика. Приведены примеры применения цифровых инструментов студентами в контексте формирования каждого компонента.

Морозов А.В.
ТРАНСФОРМАЦИЯ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Аннотация

В статье рассматриваются роль и значение современных цифровых технологий и влияние, оказываемое ими на современное образование. С учётом быстрого развития цифровых образовательных технологий, особое внимание уделяется рассмотрению цифровых образовательных ресурсов и инструментов в сфере образования; рассмотрены преимущества использования цифровых инструментов в образовании, такие как улучшение доступности образовательных материалов, увеличение гибкости в организации учебного процесса, повышение мотивации обучающихся, стимулирование коллаборативного обучения и развитие креативных навыков; делается вывод о целесообразности интеграции цифровых образовательных ресурсов и инструментов в воспитательно-учебный процесс для повышения его привлекательности и эффективности. Особый акцент сделан на рассмотрении как новых технологических возможностей, которые появились в результате развития информационных и коммуникационных технологий, так и положительных сторон использования цифровой образовательной среды в современных условиях.

Файзиев Р.А., Родионов А.А., Эгамбердиев Э.Х.
ОБУЧЕНИЕ ДИЗАЙНУ ИНТЕРФЕЙСОВ, UX-СИСТЕМАМ И РАЗРАБОТКЕ ЧЕЛОВЕКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация

В статье рассматриваются современные подходы к обучению дизайну интерфейсов, UX-систем и разработке человеко-ориентированных технологий. Анализируются основные проблемы в этой области и предлагаются инновационные методы их решения, основанные на применении новейших технологий виртуальной и дополненной реальности, искусственного интеллекта и машинного обучения. Особое внимание уделяется разработке образовательных программ, направленных на формирование у обучающихся компетенций, необходимых для проектирования человеко-ориентированных интерфейсов. В статье обосновывается необходимость тесной интеграции образовательного и профессионального сообществ для выработки единых стандартов и лучших практик в этой области.

Зауторова Э.В.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация

В ходе обучения в образовательных организациях все чаще стали использоваться интерактивные технологии, которые представляют собой систему проектирования и организации взаимодействия педагога и обучающихся, в результате которого создаются условия для переживания обучающимися ситуации успеха в их жизнедеятельности с применением адекватных целей, форм, методов, средств, гарантирующих достаточно высокий уровень их эффективности. Применение различных компьютерных технологий способствует созданию такого процесса обучения и развития обучающихся, который отличается простой и эффективностью, что открывает новые возможности образования с раннего возраста. Использование информационных технологий позволяет вывести деятельность образовательной организации на новый качественный уровень, обновить содержание образовательного процесса, обеспечить качество образованности обучающегося, соответствующее современным государственным стандартам образования. В статье определены условия использования информационных технологий обучения, которые целесообразно соблюдать в работе обучающихся с компьютерной техникой в условиях образовательной организации: гибкость педагогического процесса, учет особенностей возрастных изменений и жизненного опыта участников процесса, осуществление взаимосвязи и взаимодействия понятийных, образных и действенных компонентов мышления обучающихся, соблюдение здоровьесберегающих действий, определенный уровень к специальной подготовке педагога (соответствие личностных и общекультурных требований, высокий уровень развития коммуникативных качеств и т.д.) и др.

Бакушев С.В.
ОПЫТ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСОВ «СОПРОТИВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ» И «ТЕОРИИ УПРУГОСТИ» НА КАФЕДРЕ «МЕХАНИКА» В ПГУАС

Аннотация

Рассматривается краткая история эволюции используемого на кафедре «Механика» в ПГУАС программно-математического обеспечения персональных компьютеров при изучении курсов сопротивления материалов и теории упругости. Трансформация используемых математических пакетов прошла путь от простейшего математического пакета «Eureka», через популярный и развитый математический пакет MathCAD, к некоммерческим (открытым) математическим пакетам, в частности к пакету Maxima – системе аналитических вычислений Maxima с классплатформенным графическим интерфейсом wxMaxima. В течении времени использования пакета MathCAD были изданы методические руководства для выполнения расчётно-графических работ по курсу теории упругости с примерами выполнения и решения технических задач на MathCADе. Отказавшись, в конце концов, от предоставления студентам рабочих листов с текстами готовых решений технических задач на MathCADе, значительное внимание в последнее время уделяется алгоритмизации решения технических задач при изучении курсов и сопротивления материалов, и теории упругости.

Гулямов С.С.
СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МЕТАВСЕЛЕННЫХ ДЛЯ СОВМЕСТНОГО ИГРОВОГО ОБУЧЕНИЯ В ЮРИДИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация

В данной статье исследуется потенциал использования технологий метавселенной для создания иммерсивной образовательной среды для совместного игрового обучения в юридическом образовании. Метавселенная ‒ это сеть виртуальных трехмерных миров, ориентированных на социальные связи. Образовательные метавселенные позволяют учащимся взаимодействовать друг с другом, цифровыми объектами и моделями в общем онлайн-пространстве. В юридическом образовании метавселенная могла бы предоставить студентам эффективную платформу для совместной работы над решением реальных юридических проблем с помощью игровой механики и виртуального моделирования. В статье утверждается, что образовательные метавселенные могут улучшить традиционную юридическую педагогику, позволяя проводить эмпирическое, конструктивистское и социальное обучение. Представлена оригинальная схема реализации образовательных метавселенных в три этапа: проектирование, моделирование и оценка. В заключение статьи обсуждаются будущие направления исследований и практики на пересечении технологий метавселенной, игрового обучения и юридического образования.

Сартаков И.В., Гаар Н.П., Локтионов А.А.
ДИСЦИПЛИНА ПО ИСКУССТВЕННОМУ ИНТЕЛЛЕКТУ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ: ВЗГЛЯД СТУДЕНТОВ

Аннотация

В статье поставлена цель установить целесообразность нахождения в учебном плане студентов непрофильных направлений дисциплины по технологиям искусственного интеллекта. Был применен метод анкетирования в виде социологического опроса аудитории (N=110). Анкета включила в себя четыре раздела: выявление представлений студентов о перспективе развития и применения искусственно интеллекта, определение уровня понимания и правильного использования терминов, а также представление о целесообразности включения данной дисциплины в учебный план и ожиданий от ее прохождения. По итогу опроса можно говорить об интересе студентов «непрофильников» к данной дисциплине, желании получить новые знания, а также о страхе несовременности преподаваемых знаний в вузе в это направлении.

Кудрейко И.А.
ЭЛЕКТРОННЫЙ ТРЕНАЖЕР КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

На современном этапе развития образования, с учетом ряда социальных факторов, все более востребованным становиться смешанное / гибридное обучение, предполагающее сочетание традиционного и электронного обучения. Активное использование в системе образования информационно-коммуникационных технологий позволяет разнообразить учебно-воспитательный процесс обучающихся, делать его более увлекательным и, как следствие, более результативным. Современный учитель, в частности учитель-филолог, наряду с системой профильных знаний, умений и навыков, профессиональных компетенций должен уметь адаптировать информацию к онлайн среде.

В статье рассматриваются возможности, реализуемые при внедрении компьютерного обучающего тренажера по русскому языку и литературе при подготовке к последующей профессиональной деятельности в качестве учителя студентов образовательной программы бакалавриата филологических направлений подготовки Донецкого государственного университета. В исследовании обоснованы структурные компоненты описываемого тренажера: лингвистический, литературный, методический, коммуникативный, информационно-справочный, обеспечивающие овладение студентами-филологами системой профессиональных компетенций; описаны компоненты каждого из названных блоков с указанием его направленности на повышение у студентов уровня владения определенной профессиональной компетенцией; определено значение цифровой компетенции в подготовке специалистов современной квалификации, в частности учителей-филологов; перечислены преимущества данного компьютерного обучающего тренажера при подготовке к будущей педагогической деятельности студентов-филологов.

Письменский Г.И., Калинина Г.В., Бакаева Ж.Ю.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В КОНТЕКСТЕ КИБЕРПРОСТРАНСТВА

Аннотация

В статье рассматривается методология построения образовательных процессов в дискурсивном поле киберпространства современной реальности. Образовательные процессы обусловлены структурно-функциональной парадигмой цифрового мира, которая имеет киберуровни, виртуальную территориальность и цифровые границы. Образовательные процессы характеризуются многофункциональностью и многоканальностью отношений киберпространства и представлены информационными коммуникациями, от социальной, правовой до экономической сфер действительности. Концепция безопасности образовательных процессов в структуре киберпространства предполагает кибербезопасность и киберустойчивость как ключевые моменты конфиденциальности обучения и самопознания. Возможность лимитированности доступа больших данных, а также правовые ориентиры как необходимые доминанты киберструктур – это необходимые основания для эффективного существования образовательных процессов в киберпространстве действительности.

Филимонова И.В.
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕИМУЩЕСТВ И НЕДОСТАТКОВ ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ГЕНЕРАТИВНОГО ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Аннотация

Генеративный ИИ работает в разных предметных областях, включая финансы, программирование, математику, иностранные языки, и имеет возможность помогать преподавателям, создавая учебный контент, оценивать выполненные задания и выступать в качестве онлайн-преподавателя для учащихся, давая обратную связь или отвечая на вопросы. В статье описывается возможность применения генеративного искусственного интеллекта, для улучшения процесса обучения, обсуждается преобразующее влияние генеративного искусственного интеллекта на современное образование, проводится сравнение возможностей чат-бот помощников, выявляются преимущества их использования в сфере образования, а также потенциальные недостатки. Рассматриваются возможности чат-бот помощников с искусственным интеллектом GPT-4 и ChatGPT, выпущенные компанией OpenAI, проводится сравнение их возможностей, делаются выводы о преимуществах их использования в учебном процессе. В исследовании изучается пример внедрения интеллектуального Ассистента преподавателя также Walter+ от компании Noodle Factory: описывается технология его внедрения в учебный процесс, приводятся показатели достижений учебного заведения в связи с его внедрением. В статье делаются выводы о том, что применение Генеративного ИИ может способствовать развитию востребованных навыков у студентов, имеющих опыт работы с этими технологиями, что в перспективе позволит им иметь преимущество на рынке труда, как представителей более квалифицированной и инновационной рабочей силы, которая лучше подготовлена к решению актуальных задач.

Гребёнкина А.С.
РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ СРЕДСТВАМИ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ В КОНТЕКСТЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Аннотация

В работе рассмотрен вопрос визуализации учебных материалов при обучении математике. Выполнен анализ современных направлений и компонентов технологии визуализации в образовательном процессе, а также инструментальных средств, позволяющих визуализировать информацию различного характера. Предложено в процессе математической подготовки студентов технических специальностей использовать для визуализации автоматизированные компьютерные системы. Указаны преимущества таких систем в сравнении с иными цифровыми инструментами при визуализации математических алгоритмов, технологических процессов. На примере автоматизированной информационно-графической системы ГраФиС-Тактик продемонстрирован потенциал имитационных математических моделей в визуальном представлении объектов будущей профессиональной деятельности студентов при обучении математике.

Конычева Ю.Д.
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ: ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация

Взрывное и всепроникающее развитие цифровых технологий последнего десятилетия и шоковый переход на дистанционное образование в 2019 году, вызванный пандемией COVID-19, привели к качественному скачку в использовании IT-инструметов в высшей школе, но, в то же время, ярко обнажили ряд проблемных зон. Нельзя не отметить плюсы использования цифровых технологий, однако автор хотел бы сделать акцент на тревожных тенденциях, которые развиваясь бесконтрольно, могут привести к драматическому изменению всего ландшафта сферы образования.

Для решения поставленных задач были проанализированы основанные на исследованиях научные публикации как российских, так и зарубежных авторов, раскрывающие глобальные тренды воздействия диджитализации на сферу образования. В результате были выявлены критически важные и наиболее значимые проблемные тенденции – макдональдизация, менеджеризм, коммерциализация и стандартизация образования, которые несут существенные риски и глобальные перемены, оказывающие негативное влияние на образовательную среду и всех ее стейкхолдеров. В статье представлены подробный обзор негативных тенденций в сфере образования, а также содержатся предложения, направленные на нивелирование перечисленных рисков.

Ревникова М.Н.
ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ «КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ» В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА

Аннотация

В условиях глобализации всех видов деятельности в системе образования необходимы инструменты для мониторинга качества образования. Процедуры оценки качества цифровой образовательной среды особенно важны с необходимостью развития процесса цифровизации системы образования. В статье рассматривается важность мониторинга качества образования, особое внимание уделяется анализу подходов к понятию «качество образования» в современной исследовательской ситуации в условиях цифровой трансформации. Обсуждаются научные интерпретации характеристики содержания качества образования в научных исследованиях. Полученные результаты показывают, что «качество образования» является достаточно сложным и многогранным понятием.

Целью исследования явилось научное определение содержания и сущности понятия «качество образования» на основе анализа литературы по обозначенной проблеме.

Ганичева И.А.
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье раскрываются особенности развития профессиональных компетенций преподавателя в условиях цифровой трансформации высшего образования. Обращается внимание на необходимость создания оптимальных условий, предусматривающих развитие профессионально-личностных качеств современного преподавателя. Рассматриваются необходимые условия организации учебно-воспитательной работы студентов. Предлагается к использованию комплекс практических мероприятий по повышению уровня сформированности профессиональных компетенций преподавателя вуза с учетом использования различных форм обучения.

Целью исследования является анализ, обобщение и выявление наиболее важных условий развития профессиональных компетенций преподавателя вуза в современных условиях внедрения цифровой образовательной среды.

Гипотезой нашего теоретического исследования было то, что в условиях развивающей образовательной среды с применением цифровых технологий развитие профессиональных компетенций будет проходить более успешно, если в работе с преподавателями будет внедрен комплекс практических мероприятий, предусматривающих развитие их профессионально-личностных качеств, важных для организации и осуществления учебно-воспитательного процесса в современных условиях вуза.

Теоретическая значимость результатов состоит в анализе применения цифровых технологий в контексте повышения уровня развития профессиональных компетенций преподавателя, важных для организации и осуществления учебно-воспитательного процесса в современных условиях цифровой трансформации высшего образования. Практическая значимость результатов заключается в возможности использования предложенных практических мероприятий по повышению уровня сформированности профессиональных компетенций преподавателя вуза, в том числе, с учётом применения цифровых технологий.

Семёнова В.Г., Шарипова Л.Н.
ВОЗМОЖНОСТИ РАБОТЫ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КИНОСЦЕНАРИЯ ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Аннотация

В настоящее время на всех уровнях образования возрастает потребность в выборе современных и эффективных приемов обучения, преимущественно интерактивных, мотивирующих обучающихся к позитивным действиям и вызывающих интерес к обучению и самосовершенствованию, а также улучшающих навыки рефлексивного мышления. Одним из таких приемов является кинопедагогика, в частности составление киносценария, поскольку экранное искусство может глубоко затронуть эмоции ученика. Кинопедагогика – это актуализированное направление в современном образовании (медиаобразовании), связанное с закономерностями, формами и методами воспитания человека экранными искусствами, предполагающее использование кинематографа для воспитания и развития нравственных качеств. Она ориентирована на обучение детей с помощью экранного искусства. Написание киносценария в школе – это методика изучения литературы, которая помогает детям не только глубже понять художественный текст, но и язык кино, познакомиться с особенностями предпочитаемого ими вида искусства. Поэтому в данной статье представлены возможности работы по составлению киносценария на уроках литературного чтения.

Барабанов Д.Н.
СЕМАНТИЧЕСКАЯ НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В КОНТЕКСТЕ РЕФЛЕКСИВНОГО ЗНАНИЯ

Аннотация

В статье рассматривается проблема искусственного интеллекта в семантическом аспекте современной реальности. Семантическая информационная среда искусственного интеллекта описывается метаязыком, который создает алгоритмические отношения между метаданными, определяющими специфику алгоритмического мышления. Его генеалогия как основание искусственного интеллекта обусловлена рефлексивным знанием. С одной стороны, имплицитность как невыраженный смысл метаданных, с другой – агентная ориентация как явный смысл метаязыка формируют неоднозначность в рефлексивном дискурсе искусственного интеллекта.

Смотрова Л.Н., Шацков П.А.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Аннотация

Актуальность представленного исследования определяется потребностью в формировании высокого уровня правовой культуры студенческой молодежи неюридических вузов. В статье описан прикладной аспект данной проблемы. Исследование проводилось со студентами Балашовского института (филиала) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского». В исследовании применялась авторская анкета. Для обработки данных был использован профессиональный инструмент компьютерного анализа данных Statistical Package for the Social Science. Интерпретация полученных по итогам анкетирования данных позволила сделать аргументированные выводы, которые легли в основу разработанной программы повышения уровня правовой культуры студентов, опирающуюся на анализ установок и представлений студентов о правовой культуре, выявленный уровень знаний современного законодательства и умений применять нормативно-правовые акты в современной социальной действительности. В статье представлены основные направления данной программы: организационно-управленческое, содержательно-деятельностное, образовательно-воспитательное. Результаты исследования могут быть полезны специалистам образовательных и социозащитных учреждений, сотрудникам правоохранительных ведомств, научно-педагогическим работникам высших образовательных учреждений, иным заинтересованным лицам, а также стать основой создания модели взаимодействия между данными ведомствами.

Сухинина К. В., Гладышева А. А.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИОИМПЕДАНСОМЕТРИИ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ПРОГНОЗА ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОК

Аннотация

Статья посвящена использованию биоимпедансного метода для оценки физического развития и прогноза заболеваемости студенток. Обследовано 307 девушек, 17-24 лет, студенток 1-3 курсов обучения Иркутского государственного университета. В работе приведены антропометрические данные и показатели компонентного состав тела девушек, обследованных в 2021 году. Компонентный состав тела оценивали при помощи метода биоимпедансометрии. Выявили, что антропометрические показатели: длина тела, масса тела и индекс массы тела у студенток были в норме и свидетельствовали о нормальных физиологических процессах. Тем не менее, анализ компонентного состава тела выявил глубинные негативные тенденции в отношении здоровья и физического развития в целом.

Шарафетдинова З.Г., Ганиева Г.Р.
ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ЛЕКСИКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема развития эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста посредством применения лексических упражнений. Анализируется психолого-педагогическая и научно-методическая литература по проблеме развития эмоционально-оценочной лексики у детей дошкольного возраста. Обосновывается мысль о том, что развитие речи через обогащение словаря с эмоционально-оценочной лексикой помогает детям дошкольного возраста правильно выражать своё эмоционально-ценностное отношение к действительности. Особое внимание уделено методам и приёмам работы над словами эмоционально-оценочной лексики при работе с детьми старшего дошкольного возраста на материале лексических упражнений. Авторами статьи определено, что целенаправленная работа по развитию эмоционально-оценочной лексики у старших дошкольников на основе лексических упражнений оказывает существенное влияние на обогащение знаний детей об эмоциях, оценке, понимание значения эмоционально-оценочных слов, расширение словарного запаса, развитие грамматических форм речи; положительно влияет на формирование у них синонимических и антонимических связей, связности и оформленности высказывания, также языковых навыков, коммуникативных способностей. В результате показаны возможности применения лексических упражнений на занятиях по развитию речи старших дошкольников в обогащении, закреплении, уточнении, активизации эмоционально-оценочного словаря.

Волкова О.В., Цветкова О.А., Шадрина А.Ю., Рупека А.В., Мильчарек Т.П.
НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СТУДЕНЧЕСТВУ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТУРБУЛЕНТНОСТИ

Аннотация

В статье рассматривается проблема сохранения психологического здоровья современных студентов в условиях актуальной социально-психологической ситуации, ассоциирующейся с высоким уровнем турбулентности в обществе. Студенчество рассматривается как особый период, в ходе которого начинает развертываться в полной мере как личностное, так и профессиональное становление человека. В связи с этим актуализирована целесообразность изучения характера влияния неблагоприятных социальных, геополитических, информационных и экономических факторов, а также факторов, несущих потенциальную угрозу физическому здоровью, с состоянием психологического здоровья современного студенчества. Описаны результаты исследования, проведенного с применением авторской анкеты, участками которого стали 348 студентов средних специальных и высших образовательных учреждений Сибирского региона России. Предложены направления психологической помощи, адресованной представителям современного студенчества, в условиях социально-психологической турбулентности, создающей риски для психологического благополучия в условиях образовательной среды ВУЗа. Особое внимание в обосновании направлений психологической помощи уделено коррекции выявленных признаков выученной беспомощности, оптимизации типа отношения к трудным жизненным ситуациям, снижению рисков аддиктивного поведения и проработке процесса самореализации, характеризующегося в условиях социально-психологической турбулентности дефицитарностью.

Аринушкина Н.С., Бабаева М.В.
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ

Аннотация

Вопросы изучения психологической безопасности и последующих последствий социального взаимодействия личности и среды являются перспективными проблемами в областях психологии и педагогики. Изучен научный задел и проблематика трактовки составляющих психологической безопасности. Использован социально-психологический подход, который рассматривает проявление психологической безопасности во взаимосвязи с личностными, социально-психологическими и групповыми феноменами. В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи психологической безопасности и социально-психологической адаптации иностранного – студента в условиях их функционирования в инокультурной среде. Внутренняя согласованность показателей безопасности: социального доверия, удовлетворенности собой и взаимодействием с окружением, вовлеченность в межличностные контакты, учебный процесс, а также снижение дистанции между партнерами по общению, обеспечивает готовность действовать иностранных студентов в социокультурном и образовательном пространстве вуза.