РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
Шарапов А.М.
«ЭФФЕКТ CNN» И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ВНЕШНЮЮ ПОЛИТИКУ И ОБЩЕСТВО
Аннотация
Эффект CNN – это термин, который появился благодаря 24-часовому освещению международных новостей, оказывающих влияние на принятие внешнеполитических решений США. Термин был создан в начале 1990-х годов после ряда военно-политических событий, произошедших на территории Персидского залива. Во время военных действий прямые репортажи телеканала CNN получили широкую оценку за формирование общественного мнения и, так называемое, влияние на внешнюю политику США в регионе. С тех пор концепция «эффекта СNN» стала предметом многочисленных дискуссий и анализа в сфере американских СМИ и внешней политики. Целью данной статьи является изучение влияния «эффекта CNN» на внешнюю политику США, уделяя особое внимание его роли в формировании общественного мнения и влиянии на результаты политики целом. Методика, использованная в данном исследовании, предполагает проведение углубленного анализа освещения событий в СМИ и политических решений в отдельных случаях. Сочетание первичных и вторичных источников, включая новостные сообщения и научную литературу было использовано для разработки всестороннего понимания «эффекта CNN» на принятие внешнеполитических решений США. Результаты этого исследования позволяют понять – реален ли феномен «эффекта CNN» в оказании влияния на принятие части внешнеполитических решений США? Если да, то каковы границы данного эффекта? В процессе выяснилось, что освещение в средствах массовой информации действительно может оказать ограниченное давление на политиков, в ряде внешнеполитических вопросов, создавая груз давления со стороны общественности, но оно не способно изменить крупных стратегических решений. Кроме того, освещение в американских СМИ создает отголоски активности по данным вопросам и в других государствах, что заставляет американских политиков считаться с этим эффектом.
Егорова Е.Э.
РОЛЬ ВДОВСТВУЮЩЕЙ ИМПЕРАТРИЦЫ АЛЕКСАНДРЫ ФЕДОРОВНЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ РУССКОЙ ДИАСПОРЫ В НИЦЦЕ
Аннотация
В данной статье исследован период пребывания вдовствующей императрицы Александры Федоровны в Ницце в 1856-1859 гг. с целью определения роли государыни в процессе формирования русской диаспоры в регионе. Выделены наиболее значительные с точки зрения рассматриваемого феномена виды деятельности императрицы за границей, а именно инициатива строительства первой православной церкви в городе, благотворительность в пользу нуждающихся местных жителей и российских подданных, популяризация русской культуры (приглашение русских музыкантов, организация церковных спевок для представителей других вероисповеданий и др.). Подчеркнута значимость появления Церкви святителя Николая и мученицы Александры в Ницце как для представителей дореволюционной России, так и для русского зарубежья советского и современного периодов. Религиозная и культурно-просветительская деятельность этой церкви признана залогом поддержания и укрепления фундаментальных ценностей «русского мира» (а именно сохранение русского языка и культуры, следование православным традициям), заложенных в регионе императрицей Александрой Федоровной в 1856-1859 гг.
Желтов А.А.
ПРОБЛЕМА ДИСПРОПОРЦИЙ САНКЦИЙ НАКАЗАНИЙ В РУССКОЙ ПРАВДЕ
Аннотация
Русская Правда является давно и хорошо изученным документом. Несмотря на это в ней остаются как спорные, так и искаженно воспринятые моменты. К последним следует отнести отмечающиеся в Русской Правде более суровые санкции за менее значительные преступления. По данному историческому правовому сборнику за бороду, ус или удар рукой, или чащей полагалось наказание в виде штрафа в 12 гривен, тогда как за удар лезвием мечом – лишь 3 гривны. В настоящее время возобладали совершенно необоснованные объяснения, что якобы удар чашей или пустой рукой получить было более обидно, чем мечом. В действительности, как доказывается в данной статье, за все эти преступления назначался одинаковый размер штрафа – 12 гривен кун (или в кунах), которой позднее (в XII веке) пересчитали в гривны серебра при соотношении четыре к одному. Наряду с этой нормой штрафа во второй половине XI века появилась и вторая – за незначительные кражи – в размере 60 резан, которая позднее превратилась в 60 кун. Изучение Русской Правды в сопоставлении с договорами (XII-XIII веков) Новгорода и Смоленска с Готским берегом демонстрирует её меньшую упорядоченность. В составе Русской Правды произошло механическое объединение различных первоначальных документов. Наряду со статьями, где размерами штрафов пересчитаны в гривны серебра, присутствуют более архаичные нормы, исчислявшиеся в гривнах кун. Встречается даже дублирование одной и той же статьи в разной стилистической редакции с разными размерами наказания (штрафа).
Ковалев Д.В., Казарова Н.А., Костриков С.П., Омельченко Н.А., Селезнева Л.В.
ПРОБЛЕМА РОССИЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ДИСКУРСАХ РУССКОЙ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ И СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ (к историографии вопроса)
Аннотация
В статье дан историографический анализ философского и научного осмысления концепта российской национально-цивилизационной идентичности в дискурсах русской социально-философской мысли XIX – начала XX вв. и современной политической науки. Актуализировано значение формирования российской национальной (государственной) идентичности, а также существующие проблемы в этой области, нуждающиеся в дальнейшем научном исследовании. Акцентируется внимание на необходимости преодоления в научном дискурсе узкого, «либерального» понимания национальной государственности, трактуемой исключительно в контексте либерально-демократического транзита, который должен быть, по мнению авторов статьи, дополнен и сбалансирован более широким, «консервативным» пониманием русского исторического процесса, подчеркивающим значение культурно-исторического фундамента национальной государственности. Раскрывается трактовка современными авторами содержания российской национально-цивилизационной идентичности и характер обсуждения этой проблемы в современном научном дискурсе. Выявляются факторы, обеспечивающие, по мнению современных исследователей, консолидацию российской нации в исторической ретроспективе и современных условиях.
Паскаль А.Д.
А.И. ЯЦИМИРСКИЙ И ВОПРОСЫ РЕКОНСТРУКЦИИ РУКОПИСНОГО СОБРАНИЯ ФЕОФИЛА ГЕПЕЦКОГО: К ИСТОРИИ ОДНОЙ ЗАГАДОЧНОЙ КОЛЛЕКЦИИ ИЗ БЕССАРАБИИ
Аннотация
В статье на основе анализа упоминаний и публикаций текстов из рукописных книг бессарабского коллекционера Феофила Гепецкого в работах русского слависта А.И. Яцимирского и изучения состава рукописных фондов Государственного исторического музея, Российской государственной библиотеки и Библиотеки Академии наук реконструируется состав уникальной провинциальной частной библиотеки конца XIX в., судьба которой до сих пор не стала предметом специального изучения, хотя имя этого бессарабского библиофила достаточно хорошо известно многим специалистам средневековой славянской рукописной книги. Делается вывод о том, что представление в историографии о священнике Феофиле Гепецком как о «гипотетической личности» неверно, и утверждается, что его коллекция существовала реально. Предварительная реконструкция этой коллекции показывает, что она содержала не менее 47-ми славянских рукописных книг XIV-нач. XIX вв. и одну на румынском языке XVII в. Установлено современное местонахождение 34-ти рукописных книг из коллекции, местонахождение же 14-ти рукописных книг в настоящее время неизвестно, однако их краткие описания и публикации текстов из этих рукописей, приводимые А.И. Яцимирским в его работах, могут послужить для идентификации и дальнейшего обнаружения этих книг в книгохранилищах и библиотеках.
Цуканова Т. Г., Чёрная В. В., Мельниченко Д.А.
ИСТОРИЗМ В РАЗВИТИИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Аннотация
Нормативно-правовая база РФ и РБ в области природопользования и обеспечения экологической безопасности населения имеет общую современную историю и новейшие определяющие черты, изучению которых и поиску путей интеграции в контексте новой реальности посвящено исследование. Сбережение народонаселения и развитие человеческого потенциала критически невозможно без обеспечения экологической безопасности и устойчивого природопользования. Цель работы – проведение сравнительно-исторического исследования эколого-правовых институтов обеспечения экологической безопасности населения Российской Федерации и Республики Беларусь. Основные результаты. Представлен анализ нормативно-правовых материалов, документов стратегического планирования − основы обеспечения экологической безопасности населения. Выявлены сближающие и дифференцирующие, определяющие черты политики государств в области природопользования и обеспечения экологической безопасности населения. Критически осмыслены источники экологического права, основные нормативно-правовые акты, виды юридической ответственности за экологические правонарушения. Определены направления сближения политики Союзного Государства в сфере природопользования и экологической безопасности населения. Выводы. Сделан вывод о том, что экологическое законодательство Российской Федерации и Республики Беларусь полностью или частично совпадает, что связано с формированием его еще в советский период и ранний постсоветский этап. Эта особенность позволяет сближать правовые системы с целью обеспечения экологической безопасности населения стран в рамках Союзного государства России и Белоруссии.
РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКСНОЕ ПОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
Балыгина Е. А., Горина Е.Е., Ефременко Л.В., Саулина М.А., Федоров О.Г.
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА И УСЛОВИЯ ИХ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Аннотация
Актуальность заключается в необходимости решении проблем взаимодействия в современном образовательном пространстве на основе развития у взаимодействующих субъектов требуемых для этого качеств. Как показал анализ источников и практики образовательных учреждений, особую озабоченность вызывают существующие потребности в формировании психологической компетентности. Исследование имеет целью обосновать подходы к развитию психологической компетентности у различных категорий субъектов образовательного пространства. Методология (материалы и методы): результаты исследования основаны на анализе научных источников, эмпирических данных, демонстрирующих существование потребности в развитии различных качеств личности и состояние взаимоотношений в образовательном пространстве лиц, участвующих в развитии обучающихся. Результаты. Проведен анализ образовательной среды в системе школа-профессиональное образовательной учреждение в контексте повышения эффективности образовательной деятельности. Выявлены проблемы, обусловленные с неполной реализацией потенциала субъектов образовательного пространства, а также вызванные противоречием между их потребностью в повышении уровня психологической культуры и отсутствием возможностей удовлетворения этой потребности. Авторы, показав необходимость формирования психологической компетентности у различных категорий участников образовательного пространства, предложили систему принципов эффективного решения этой задачи с учетом степени их участия в образовательном процессе. В основу обоснования принципов положено предположение о том, что эффективность учебного процесса может повыситься, если он будет опираться на знания психологии. Значимость результатов исследования определяется применимостью основных результатов в образовательной практике: критерии анализа состояния образовательного пространства и индивидуальных показателей сформированности психологической компетентности; система принципов организации работы по повышению уровня компетентности субъектов образовательного пространства; уточненный понятийный аппарат; походы к поэтапному формированию психологической компетентности субъектов образовательного пространства с учетом их индивидуальных показателей.
Гайдамашко И.В., Белинский А.В.
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ В ЗАРУБЕЖНОЙ И РОССИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ О ВОЗДЕЙСТВИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ НА ХАРАКТЕРИСТИКИ ПИСЬМА
Аннотация
В настоящем исследовании проведен обзор литературы оценки взаимосвязи между эмоциональными состояниями и параметрами письма. Рассматриваемая тема актуальна в контексте потенциальной ценности комплексности рассматриваемых параметров письма как информационного ресурса, отражающего эмоциональное состояние индивида. Цель исследования заключается в анализе существующих научных работ, посвященных влиянию эмоциональных состояний на характеристики письма. Методология включала поиск в базах данных (РИНЦ, Web of Science Core Collection и Google Scholar) с использованием ключевых слов, что привело к отбору 25 релевантных статей. Статьи, включающие в себя графологические методы исследования, были исключены из настоящего обзора. Полученные результаты были систематизированы в таблице. В ходе исследования обнаружено, что в большинстве случаев отмечаются значимые изменения кинематических параметров письма под воздействием эмоциональных состояний. Однако связь между кинетическими характеристиками письма и эмоциональными состояниями практически не исследована. Выводы указывают на перспективность дальнейших исследований в области взаимосвязи кинетических параметров письма и эмоциональных состояний, с учетом применения эмоциогенных стимулов и регистрации физиологических показателей. Это может значительно обогатить понимание динамики эмоциональных проявлений в письменной форме.
Беляков М.А.
ВАРИАНТ НЕ ДЕКАРТОВСКОЙ ДУАЛИСТИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА
Аннотация
В статье предпринимается попытка построить реалистичную картину мира с учетом требований эволюционного и системного подходов. Высказывается мнение, что ориентация на поиск максимально точного и объективного знания, существующая в рамках классического типа рациональности, обусловлена длительной традицией, берущей свое начало в мире идей Платона, не является безусловно истинной и может быть подвергнута сомнению. Однако, даже подвергнутая сомнению, данная традиция продолжает оказывать сильнейшее влияние на развитие науки и взгляды ученых в целом. Предполагается, что такая приверженность традиции во многом связана с безальтернативностью в возможности выбора более реалистичной парадигмы, что, в свою очередь, порождает ряд негативных тенденций. Возможно, поиск максимально точного, объективного знания имеет большое значение для естественно-научных дисциплин, однако, он практически неприемлем для социальных наук, вынужденных изучать противоречивого субъекта, обладающего свободой воли. Поэтому в статье предлагается вариант картины мира, которая позволяет рассматривать изучаемый объект науки с максимально реалистичных позиций, видеть его таким, какой он есть в действительности, без учета требований идеального мира с его жесткими закономерностями.
Березина Т.Н., Князева Л.В.
ПРИМЕНЕНИЕ VR ТРЕНИНГОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ АНТИСТАРЕНИЯ
Аннотация
Дано определения антистарения, выделены подходы к описанию психологических компетенций антистарения: как показателей жизненного пути, увеличивающих психологическое и соматическое здоровье, или как развитие характеристик здорового образа жизни. Предложено понимать под компетенциями антистарения развитие характеристик, которые связаны с показателями биопсихологического возраста, и способствуют замедлению процессов старения на уровне биологических часов. Гипотезы исследования: 1) развитие духовно-нравственных компетенций путем проведения экзистенциального ВР-тренинга приведет снижению показателей биопсихологического возраста, 2) механизмом, способствующим антистарению, является снижение уровня воспринимаемого стресса. Метод: эксперимент, 7 занятий, по 1-2 занятию в неделю, общая длительность 1,5 месяца. Независимые переменные: 1) интенсивность участия в тренинге, 2) изменение воспринимаемого стресса. Зависимые переменные: биологический возраст, психологический возраст, ожидаемый пенсионный возраст. Методы воздействия: социально-психологический тренинг с применением ВР технологий для актуализации духовных состояний (любви, доброты, истины, творчества, искусства, красоты, свободы). Результаты: 1) В 98% случаев респонденты отмечали возникновение духовных переживаний в процессе тренинга, 2) Под влиянием семидневного тренинга произошло увеличение ожидаемого пенсионного возраста на 2,4 года, что говорит о расширении планируемого периода трудоспособности, 3) возможный механизм этого – снижение ожидаемого стресса. Выводы: применение виртуальных технологий для развития компетенций антистарения – оправдано, под влиянием духовных состояний снижается уровень воспринимаемого стресса и увеличивается потенциальное профессиональное долголетие, для воздействия на биологический возраст необходимы более длительные тренинги.
Ван Юйтин
АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ТРКИ-2 В РОССИИ И ТРЯ-8 В КИТАЕ
Аннотация
В настоящее время очень важную роль играет система оценивания результатов лингводидактических тестов. Справедливость и валидность системы оценок имеют решающее значение для достижения точности результатов тестов и справедливости по отношению к экзаменуемым. Хорошая система оценивания оказывает положительный обратный эффект на обучение и способствует объективному контролю и совершенствованию обучения. В данной статье проведен анализ специфики системы оценивания теста по русскому языку как иностранному второго уровня в России и теста по русскому языку восьмого уровня в Китае, которые включают критерии оценивания каждого блока субтестов «Говорение» и «Письмо», а также анализируются преимущества и недостатки комплексных методов и аналитических методов при внедрении систем оценивания лингводидактических тестов. В соответствии со сравнительным анализом результатов недостаточно просто применить комплексный метод или аналитический метод в системе оценивания тестов по русскому языку как иностранному, необходимо объединить комплексный и аналитический методы оценки содержания с целью создания новой системы оценок для субтестов субъективного типа «Говорение» и «Письмо» теста по русскому языку как иностранному второго уровня в России.
Коршак А.А.
ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ЖИЗНЕННЫХ СМЫСЛОВ ИНТЕРНЕТ-АКТИВНЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Аннотация
В статье рассматривается вопрос особенностей формирования жизненных смыслов в группах с разным уровнем интернет-активности. Данная проблематика приобретает особое значение в современном мире, так как цифровизация общества приводит к тому, что смысложизненные ориентации формируются не только по средствам реального, но и виртуального пространства. В статье представлены результаты исследования, проводимого в 2023 году, в ходе которого были изучены особенности системы жизненных смыслов интернет-активных пользователей. В исследовании принимали участие 100 человек в возрасте от 18 до 28 лет, с разным уровнем интернет-активности, являющиеся обучающимися высших учебных заведений. Для исследования применялись следующие методики: «Система жизненных смыслов» (В.Ю. Котляков) и «Тест смысложизненных ориентаций» (Д.А. Леонтьев). Выбор данного инструментария обусловлен рядом преимуществ, к которым относится простата и удобство в использовании, а также возможность оценить всю структуру жизненных смыслов личности. В результате проведенного исследования было выявлены различия в особенностях смысложизненных ориентаций и жизненных смыслов у групп с разным уровнем интернет-активности. Так же было выявлено, что для всех групп респондентов в одинокой степени выражен экзистенциональных жизненный смысл, что говорит о глубинности данной категории в сознании индивидов.
Половникова Л.Б.
РОЛЬ ЗАКОНОВ СОХРАНЕНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДСКАЗАТЕЛЬНОЙ И ОБЪЯСНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ КЛАССИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ
Аннотация
Применение законов сохранения для решения основной задачи динамики позволяет уже в средней школе продемонстрировать учащимся их практическую значимость. Следует заметить, что недостаточность математической подготовки учащихся ограничивает возможность использования метода, связанного с первыми интегралами движения. В статье рассматривается технология применения метода закона сохранения энергии для вывода формул периода собственных колебаний системы. Также проиллюстрирована значение закона сохранения энергии в реализации функций классической механики, вопрос о построении теоретических моделей физических систем, о взаимосвязи эмпирии и теории. Предсказать состояние механической системы в любой момент времени и в любой точке пространства можно на основе динамического уравнения движения совместно с принципом независимости взаимодействий. В статье показано как решается данная функция на основе закона сохранения энергии. Важно для студентов технического вуза показать, как решается достаточно строго с применением закона сохранения основная задача динамики. В ходе поведенного исследования проверена гипотеза: демонстрация значения законов сохранения в реализации познавательной и предсказательной функций классической механики позволит сформировать базу к изучению дисциплин профессионального цикла. Достоверность исходного утверждения подтверждает использованный нами комплекс методов исследования: теоретические (изучение состояния проблемы исследования в практике преподавания физики; системный анализ и синтез; математико-статистические методы) и эмпирические (педагогический эксперимент, статистическая обработка данных педагогического эксперимента). Предлагаемое в статье методическое решение может быть полезным учителям средней школы для курсов повышенного уровня, преподавателям учреждений среднего профессионального и высшего образования.
Пугачев И.Ю., Парамзин В.Б., Кораблев Ю.Ю.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТРАНСФОРМАЦИИ ИНТЕГРАТИВНОЙ ДЕФИНИЦИИ «ИГРОВАЯ МОТОРНАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ» В ТЕОРИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ИНЖЕНЕРА
Аннотация
В статье уточнен механизм резонансного переноса подготовленности инженерного специалиста во взаимосвязи с подвижными и спортивными играми. В современной педагогике трансформированы следующие двигательные способности: силовые, скоростные, координационные способности, выносливость и гибкость. Однако до сих пор единства взглядов на их классификацию нет. Цель: аналитическое обоснование необходимости введения интегративного термина «игровая моторная выносливость» инженера и теоретических основ его содержания как потенциально информативного понятия в базовых исследованиях по физической культуре и спорту. Гипотеза исследования заключалась в предположении о том, что глубокое обзорное теоретико-экспериментальное обоснование содержания компонента «игровая моторная выносливость» инженера будет являться аргументом-предпосылкой для верификации данного параметра на предмет аутентичности предиктора результативности действий, как в профессиональном, так и спортивном плане подготовки. Использовались методы: теоретический анализ и обобщение; логической обработки информации (абстрагирование, индукция, аналитико-синтетическая переработка научной информации, формализация); системный анализ; контент-анализ; гипотетическое моделирование и прогнозирование; квалиметрии (свертывание); формализационный анализ; педагогическое наблюдение; профессиографический анализ; цифровая визуализация; хронометрирование, шагометрия; кибернетический анализ ритма сердца; математико-статистическая обработка данных. Педагогический эксперимент был организован и проведен преимущественно на базах военно-инженерных вузов и подразделений сил специальных операций. Интерпретация понятия специальной выносливости и ее производной – игровой выносливости в частности, в контексте исследования базируется на уяснении важности учета, в первую очередь, – качественной компоненты в определении бинарной дееспособности искомой способности, во взаимосвязи с энергетическим/генетическим потенциалом организма человека, особенностями избранного вида спорта, эффективности демонстрации техники и тактики, а также с психическим диапазоном второй сигнальной системы. Это решение базируется на учете специфики развития специальной выносливости, так как оригинальный труд в игровых видах спорта подвержен вариативности в проявлениях физиологических и психогенных реакций, в сложных согласованиях между процессами утомления и ресинтеза, и гетерогенных систем энергопродукции. Результатами работы являлась модель концептуальной структуры интегративного содержания игровой моторной выносливости инженера, которая представляет совокупность взаимосвязанных компонентов, сочетающих оперативное игровое мышление, а также шесть гибридных разновидностей проявления его выносливости во время матча (периода, тайма, сета, партии и т. п.): общей; скоростной; силовой; скоростно-силовой; прыжковой; координационно-двигательной.
Розенова М.И.
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ И ВНУТРИСЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ ДОЛГОЛЕТИЯ: ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ
Аннотация
Аргументируется актуальность разработки комплексной модели формирования компетенций долголетия, обеспечивающих потенциал высокой продолжительности жизни человека, что может выступать обобщенным ресурсом анти-старения общества. Приведена структура и характеристика Компетентностной модели долголетия. На основе интеграции зарубежного и отечественного (в том числе авторского) эмпирического опыта обосновано включение межличностного уровня, приоритетно представленного качеством семейных и детско-родительских отношений. Выделены наиболее существенные детерминанты продолжительности индивидуальной жизни, связанные с системой семейных и детско-родительских отношений. Проанализирована эмпирическая фактология важности качества отношений с отцом в контексте проблем долголетия и защиты от преждевременного старения. Задан потенциал перспективных разработок средств развития индивидуальных компетенций долголетия, и программ реабилитации «слабых звеньев» жизнеспособности личности.
Сенкевич Л.В., Донцов Д.А., Донцова М.В., Шамбазов М.А.
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗРАСТНО-ПОЛОВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЦЕССА ПЕРЕЖИВАНИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО КРИЗИСА ДЕВИАНТНО (АДДИКТИВНО) И НОРМАТИВНО РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТЬЮ. Часть III
Аннотация
Эмпирически исследованы вопросы формирования жизненных ценностей личности, смысла жизни и деятельности в процессе нормативного и девиантного (аддиктивного) психологического возрастного становления человека. Эмпирически проанализированы такие основные параметры данной психологической проблематики как: 1) осмысленность жизни и кризисы в развитии личности; 2) значение возрастных нормативных экзистенциальных кризисов в развитии личности; 3) индивидуальные кризисы и типология критических ситуаций жизнедеятельности; 4) развитие личности и жизненный путь; 5) экзистенциальные кризисы, сопровождающие жизненный путь человека; 6) психологическая сущность и психовозрастное содержание экзистенциальных кризисов аддиктивной (девиантной) и нормативной личности и т.п.
Суботялова А.М., Суботялов М.А.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДЕОНТОЛОГИИ
Аннотация
В статье представлены предпосылки, становление и развитие представлений о деонтологии. Целью настоящего обзора является анализ основных представлений о деонтологии, начиная с эпохи Древнего мира и заканчивая периодом Новейшего времени. При подготовке текста данной публикации использовались статьи в изданиях, включенных в РИНЦ, PubMed. Глубина поиска публикаций составила 15 лет, также в обзор был включен ряд более ранних работ, соответствующих теме исследования. Представлены результаты о процессе становления и развития представлений о деонтологии. Так, уже в древнюю эпоху врачеватели задаются вопросами о проблемах морали и нравственности в медицине. В Средние века продолжается развитие вопросов в данной области. Формируются элементы законодательства в этой сфере, прослеживается влияние церкви. В Новое время появляется сам термин «деонтология», а также наблюдается влияние идей гуманизма на становление деонтологии. Проанализированы достижения отечественных врачей и исследователей (Мудров М.Я., Гааз Ф.П., Пирогов Н.И., Манассеин В.А., Кисель А.А., Семашко Н.А., Петров Н.Н., Войно-Ясенецкий В.Ф., Косарев И.И.), представлены их научные приоритеты в развитии данного научного направления. В наши дни исследования в этой области продолжаются.
Сухов А.Н.
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Аннотация
В данной статье раскрывается актуальность исследования социально-политической психологии, а также рассматривается сущность социально-психологического подхода к её пониманию. При этом анализируются трудности, которые имеют место при определении понятия, предмета, структуры и обеспечении развития социально- политической психологии. С их преодолением связаны перспективы развития данной отрасли. Поэтому не случайно наиболее важной задачей является создание общей теории социально-политической психологи. В то же время теория прикладной социально-политической психологии является составной частью общей теории. Они дополняют друг друга. Без этого невозможно вести речь об эффективном развитии социально-политической психологии. В рамках житейской компетентности различных социальных групп в сфере социально-политической психологии происходит множество ошибок. Профессиональная компетентность в области социально-политической психологии представляет собой профиль, в основе которого лежат характеристики профессиональной компетентности и профессиональной готовности. В связи с этим необходимо повышение житейской и профессиональной компетентности различных социальных групп в области социально-политической психологии.
Тишкова А.С.
ОСОБЕННОСТИ ЦИФРОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС
Аннотация
В статье представлен теоретический анализ источников по проблеме цифровой социализации современной молодежи в студенческой среде. Во введении обозначена актуальность проблемы, заключающаяся в потребности личности быть в «контексте» происходящих изменений в обществе, которые в молниеносных темпах транслируются через Интернет, быть частью цифровой культуры и принимать ее ценности и нормы. В основном содержании статьи рассматриваются определения цифровизации, цифровой социализации и цифровой культуры личности. Представлена характеристика современной молодежи, успешно социализирующейся в Интернет-среде. Отмечено, что потребность в социализации и самоидентификации в цифровой среде реализуется через цифровую активность личности. В заключении даются маркеры цифровой социализации и активности современной молодежи, включающие следующие: цифровая активность; потребность в самоидентификации в цифровой среде; реализация своего личностного потенциала через применение цифровых технологий; формирование информационной грамотности; усвоение социальных норм, требований и ценностей и информационной (цифровой) культуры; обращение с информацией и данными для решения теоретических и практических задач; высокая степень информированности и владения электронными технологиями; высокая скорость восприятия информации и способность к коммуникации в Интернет-пространстве.
Чертовских О.О.
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ВУЗА КАК ВАЖНОЕ ЗВЕНО ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА
Аннотация
Научно-исследовательская работа студента является важным фактором повышения качества подготовки специалистов, а развитие у студентов навыков научной деятельности – одной из главных задач современного вуза. Высокий уровень вовлеченности студентов в научно-исследовательскую работу прививает молодым людям такие важные компетенции как способность выявлять и анализировать социально значимые проблемы, находить эффективные решения, а также способствует академическому росту и развитию интеллектуальных и аналитических навыков студентов. В работе рассматриваются способы, которые вузы могут использовать для вовлечения студенческой молодежи в научно-исследовательскую работу, выявлено отношение студентов к НИРС; проанализированы мотивирующие факторы, положительно влияющие на их научно-исследовательскую активность и деятельность. Автор приходит к выводу, что привлечение студентов к научно-исследовательской деятельности с младших курсов обучения способствует развитию критического мышления, более углубленному изучению предмета, приобретению навыков работы с данными, развитию коммуникационных навыков, активному участию в научном сообществе, и, в целом, готовит к будущей профессиональной деятельности.
РАЗДЕЛ III. ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТА ТРУДА И ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ
Турмасова Е.А, Юдеева Т.В.
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕНОРМАТИВНЫХ РЕЧЕВЫХ КОНСТРУКТОВ В КОММУНИКАТИВНОМ ПОВЕДЕНИИ ПОДРОСТКОВ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ
Аннотация
В статье обоснована актуальность, проблемы коммуникативной компетентности личности, речевой культуры межличностного общения относится к одному из важных направлений психологии. Особое значение она приобретает в переходные периоды, когда в обществе происходит трансформация системы устоявшихся ценностных ориентаций, изменяются приоритеты в выборе содержания деятельности в частности и образа жизни личности в целом. В таких условиях интерес к социально психологическим особенностям речевой деятельности приобретает особую остроту, в частности к коммуникативному поведению в интернет-пространстве. Криминализация общества, появление в речи значительного количества сленга, ненормативной лексики, которые используются различными социальными группами, заставляет обратиться к проблеме всеобщего употребления ненормативной лексике, особенно в молодежной интернет-среде. Эта проблема является одной из основных с точки зрения национальной языковой культуры. Сегодня есть опасность ее искажений. Именно поэтому проблема культуры языка была, есть и еще долгое время будет находиться в центре внимания исследователей.
Гайдамашко И.В., Бабичев И.В.
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СПОРТСМЕНОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Аннотация
Основная задача, решаемая в рамках настоящего исследования — определение особенностей психологического сопровождения спортсменов с ограниченными возможностями здоровья. Реализация данной задачи позволяет рассчитывать, с одной стороны, на повышение эффективности процесса подготовки паралимпийцев в нашей стране, с другой — на улучшение качества жизни людей, имеющих ограничения по здоровью, повышению возможностей с точки зрения их успешной социализации и самореализации наравне со здоровыми людьми. Исследование проводилось с помощью теоретического анализа существующих представлений современных ученых о проблеме психологического сопровождения в спорте, значения и развития паралимпийского спорта в Российской Федерации, а также, психологических особенностей людей, имеющих ограничения возможностей здоровья. В результате проведенного исследования определены основные особенности психологического сопровождения спортсменов с ограничениями возможностей здоровья, среди которых: более трудоемкий характер такого сопровождения по отношению к сопровождению здоровых спортсменов; повышенные требования к уровню профессионализма психолога, осуществляющего сопровождение; необходимость развития у паралимпийцев качеств, увеличивающих их адаптивный потенциал – как отдельная задача сопровождения; более обширная образовательная программа для тренеров, работающих в системе паралимпийского спорта. Полученные результаты позволяют уточнить необходимые условия для осуществления психологического сопровождения в паралимпийском спорте и во многом конкретизировать его содержание.
Гаврилина А.А.
ОЦЕНКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У КУРСАНТОВ – БУДУЩИХ ИНСПЕКТОРОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Аннотация
В статье представлены результаты констатирующего этапа педагогического эксперимента, полученные в ходе оценки исходного уровня сформированности цифровых компетенций курсантов – будущих инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних обучающихся в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя. Определены 6 ключевых цифровых компетенций, которыми должны владеть будущие инспектора подразделений по делам несовершеннолетних: мотивационная компетенция, информационная компетенция, медиа-компетенция, коммуникативная компетенция, техническая компетенция и компетенция ответственности. На данном этапе приняли участие 46 курсантов обучающиеся по направлению подготовки 44.05.01 «Педагогика и психология девиантного поведения», по специализации – социальный педагог 1-го и 2-го года обучения. Сформированы контрольная (22 курсанта) и экспериментальная (24 курсанта) группы. Для оценки уровня сформированности каждой цифровой компетенции был разработан диагностический инструментарий (опросник, методика и анкета). Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента показал, необходимость разработки модели формирования цифровых компетенций у курсантов – будущих инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних, а также в определении и организации результативных педагогических условий для их формирования в образовательном процессе университета МВД России имени В.Я. Кикотя.
Иванова О.А., Николаева Е.И.
ВОЗМОЖНЫЕ ПРЕДИКТОРЫ КОГНИТИВНЫХ ПРОБЛЕМ В ДОШКОЛЬНОМ И МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ У НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ С РАЗНОЙ ВЫРАЖЕННОСТЬЮ ПАТОЛОГИИ ПРИ РОЖДЕНИИ
Аннотация
Статья посвящена одной из важнейших проблем современности – прогнозированию когнитивных возможностей недоношенного ребенка в более позднем возрасте по результатам, полученным в раннем возрасте на этапе выхаживания в перинатальном центре. Сопоставлялись медицинские данные о развитии 17 детей, полученные при рождении ребенка в период его госпитализации с результатами психофизиологического обследования в возрасте 3-9 лет на базе детской поликлиники. В дошкольном и младшем школьном возрасте произведено исследование латеральных предпочтений детей, родившихся недоношенными, по трем пробам, направленным на оценку предпочитаемой руки, и тормозный контроль по результатам простой и сложной сенсомоторных реакций. Было показано, что чем выраженнее повреждение мозга по результатам нейросонографии, тем выше вероятность того, что ребенок будет предпочитать левую руку в будущем, медленнее реагировать на стимулы и чаще их пропускать. В конце статьи описывают ограничения выводов, полученных в ходе исследования.
Александров Б.В., Кечил Д.И.
ДЕТЕРМИНАНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
В статье рассматривается психологическая устойчивость личности, важность этой характеристики в экстремальных ситуациях, с которыми сталкиваются сотрудники уголовно-исполнительной системы в своей профессиональной деятельности. Представлены мнения о психологической устойчивости и исследования в этой области таких ученых, как: Д.Н. Узнадзе, Ю.Н. Казаков, А.А. Напримеров, М.Ф. Секач и др.
В статье описаны результаты проведенного исследования, которые позволили расширить понятия об особенностях психологической устойчивости и определить компоненты, детерминирующие психологическую устойчивость сотрудников уголовно-исполнительной системы в экстремальных условиях.
Результаты проведённого исследования показали, что сотрудники исправительных учреждений характеризуется высоким уровнем нервно-психической устойчивости, умеют переносить трудности, легко адаптируются в новом коллективе и в резко меняющихся обстоятельствах, обладают высоким уровнем эмоциональной устойчивости, готовности к восприятию нового, тенденцией к новаторству и радикализму. Им свойственна выраженность силы воли, которая указывает на то, что сотрудники сами определяют свои поступки, исходя из собственных убеждений, знаний и представлений о том, как надо поступать в соответствующих ситуациях. Они решительно и без излишних колебаний принимают достаточно обоснованные решения. Трудности достижения намеченной цели не отпугивают таких сотрудников, они неуклонно движутся к намеченной цели; умеют владеть собой.
Исследование позволило определить основные детерминанты психологической устойчивости сотрудников исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы в экстремальных условиях профессиональной деятельности, которыми выступили эмоции (эмоциональная устойчивость), воля (самообладание, самооценка, самоконтроль), стрессоустойчивость, тревожность, обладание навыками эффективного и быстрого принятия важных решений, уровень агрессии и др.
Кондрашова М.В., Боязитова И.В.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И СУБЪЕКТНОСТИ ЛИЧНОСТИ НА СИСТЕМНО-ИНТЕГРАТИВНОМ УРОВНЕ
Аннотация
В статье рассматривается проблема исследования закономерностей взаимосвязи типа личностной идентичности и структуры субъектности личности, что имеет особую актуальность в условиях общественных изменений и социальной неопределенности, когда ключевой задачей современного общества является становление человека как субъекта деятельности, отношений и взаимодействия.
Эмпирическое исследование проводилось на студенческой выборке – возрасте становления личностной субъектности, преодоления внутренних противоречий и приобретения зрелости субъектных характеристик, с использованием групп методик, направленных на изучение типологии личностной идентичности, на оценку развития свойств устойчивости и саморегуляции на личностном уровне субъектности личности, свойств социально-психологического уровня субъектности личности.
В статье обсуждаются результаты проверки гипотезы о существовании закономерной взаимосвязи типов личностной идентичности и структуры субъектности личности на системно-интегративном уровне на основании построения факторно-аналитических моделей субъектности личности в группах студентов с несформированной и достигнутой личностной идентичностью.
На основании характеристик структур субъектности были установлены два типа факторно-аналитической модели структур субъектности личности: вариативный и инвариантный тип. Факторно-аналитическая модель в трех группах с несформированной личностной идентичностью представляет собой вариативный тип структуры субъектности, факторно-аналитическая модель с достигнутым типом идентичности представлена инвариантным типом. Показано, что факторно-аналитическая модель структуры субъектности по вариативному типу отличается рассогласованным взаимодействием, неравнозначным системообразующим эффектом свойств устойчивости и саморегуляции, свойств личностного и социально-психологического уровней субъектности; факторно-аналитическая модель структуры субъектности по инвариантному типу характеризуется согласованным взаимодействием, эквивалентной системообразующей активностью свойств устойчивости и саморегуляции, свойств личностного и социально-психологического уровней субъектности личности.
Результаты исследования расширяют понимание закономерностей управления процессами формирования личностной идентичности и субъектности в студенческом возрасте, что имеет существенное значение для психологической науки и практики.
Королева Н.Н., Богдановская И.М., Углова А.Б., Рохина Е.В., Волкова И.П.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ СОВЛАДАНИЯ С ОРГАНИЗАЦИОННЫМ СТРЕССОМ У РАБОТАЮЩИХ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
Аннотация
В статье представлены результаты эмпирического исследования, цель которого заключалась в выявлении личностных адаптационных характеристик, выступающих ресурсами совладания с организационным стрессом у работающих студентов вузов. В исследовании приняли участие 49 студентов очной формы обучения, совмещающие работу и обучение. Психодиагностический комплекс включал в себя следующие методики: шкала организационного стресса (ШОС) А. Маклин, адаптация Н.Е. Водопьяновой; тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона; методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В. Зунга, адаптация Т. И. Балашовой; методика диагностики профессионального выгорания (ПВ) К. Маслач, С. Джексон, адаптация Н. Е. Водопьяновой; методика диагностики социально-психологической адаптации (СПА) К. Роджерса, Р. Даймонда, адаптация Т.В. Снегиревой; методика диагностики копинг-механизмов Э. Хейма, адаптация Л.И. Вассермана. Выявлено, что работающие студенты восприимчивы к организационному стрессу, при этом характеризуются сниженной самооценкой стрессоустойчивости и риском профессионального выгорания. Определены личностные адаптационные ресурсы, опосредующие устойчивость к организационному стрессу у работающих студентов вузов: социально-психологическая адаптированность, принятие себя и других, интернальный локус контроля, эмоциональный комфорт, использование эмоциональных и поведенческих копинг-стратегий, низкий уровень выраженности эскапизма. Полученные результаты могут быть положены в основу программ психологической помощи работающим студентам в совладании с организационным стрессом.
Костов Ф.Ф., Фокин А.М., Сайкина Е.Г., Кузьмина С.В.
ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Аннотация
В статье, представленной по номенклатуре специальностей 5.3.4 (психологические науки), 5.8.4 (педагогические науки), изучена мотивация к научной деятельности студентов института физической культуры и спорта Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена, для большинства которых наука представляется сложным и неизвестным процессом. Ключевыми положениями контента исследования являются взаимосвязанные дидактические принципы научности, сознательности и активности в обучении. Основные их положения сформулированы Я. А. Коменским (1592–1670) еще в ХVII в. и затем получили развитие в трудах И. Г. Песталоцци (1746–1827), А. В. Дистервега (1790–1866), К. Д. Ушинского (1824–1871), П. Ф. Лесгафта (1837–1909), в работах В. Г. Белинского (1811–1848), А. И. Герцена (1812–1870), Н. Г. Чернышевского (1828–1889), Н. А. Добролюбова (1836–1861). Однако современная молодёжь в наши дни – сложный человеческий ресурс нового времени, вызванного как прогрессом гаджетов, объективным снижением психофизического состояния, так и отголосками текущей войны на Украине. Цель: верификация мотивации к научной деятельности студентов института физической культуры и спорта. Гипотеза исследования заключалась в предположении о том, что установление глубокой внутренней взаимосвязи структурной компоненты мотивации искомых студентов позволит выделить уязвимые звенья несоответствия индивидуального побуждения личности обучающегося к осознанию необходимости реализации научной деятельности на достигнутом уровне научного познания и внести соответствующую благоприятную психолого-педагогическую корректуру в содержание процесса профессиональной подготовки выпускников вуза по профилю назначения. Использовались методы: логической обработки материала; педагогическое наблюдение; контент-анализ; квалиметрия; анкетный опрос; тестирование; педагогический эксперимент; биометрия; статистической обработки экспериментальных данных. В исследовании приняли участие 202 студента. Были рассмотрены: наличие опыта научной деятельности у обучающихся; факторы, способствующие и препятствующие развитию их мотивации к научной работе, а также были изучены мотивы респондентов к учебной деятельности, как возможной основы для построения мотивации к научному сектору. Результаты. Установлено, что опрошенные студенты объективно не видят значимой связи между научной работой и своей будущей профессиональной деятельностью. Верифицировано акцентирование внимания студентов о профессиональной важности умения организовывать и проводить научно-педагогические исследования, раскрытие алгоритма организации исследования и разумное большее включение малых научных работ в образовательный процесс. Это является положительным предиктором хоть малого, но стимула на мотивацию студентов к научной работе.
Криушинская Г.В., Азарнов Н.Н.
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ У СТУДЕНТОВ С ДЕМОНСТРАТИВНОЙ АКЦЕНТУАЦИЕЙ ХАРАКТЕРА
Аннотация
В данной статье раскрываются результаты исследования особенностей представлений о себе у студентов с демонстративной акцентуацией характера. Представления о себе или Я-образ демонстранты, как и другие личности, выражают с помощью слов мимики, жестов, поступков и действий. В процессе эмпирического исследования раскрыты психические особенности представлений о себе, которые проявляются у демонстрантов в учебной деятельности. Демонстранты имеют идеализированное, приукрашенное представление о себе. Эти люди представляют себя более продвинутыми в развитии, более успешными в учебе. Как правило, демонстранты в учебной деятельности проявляют самовосхваление, тщеславие, манерность, равнодушие, лживость, неискренность к другим людям. Они более обидчивы и конфликтны, чем их однокурсники. В статье обоснованы некоторые психолого-педагогические условия взаимодействия и общения с указанными лицами.
Лысакова А.Н., Осипова Н.В.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ
Адаптация студентов первого курса обучения к образовательному процессу является фундаментальной проблемой, поскольку в высшей школе по сравнению с общеобразовательной школой объективно изменяется социальная ситуация развития, перестраиваются сложившиеся годами пространственно-временные параметры, появляются принципиально новые виды учебных занятий. Методом эмпирического исследования выступило анонимное анкетирование студентов (N=47) в сентябре 2023 г., т.е. в самом начале первого в их жизни учебного семестра. Студенты отвечали на вопросы о наличии у них трудностей в разных сферах учебной и внеучебной деятельности. В результате количественного анализа выделены три уровня адаптации к образовательному процессу. Студенты с высоким уровнем адаптации отметили у себя навыки самоорганизации учебной деятельности и жизнедеятельности в целом, дисциплинированность, ответственность, коммуникативность, наличие познавательной потребности, уверенности в себе. Студенты с низким уровнем адаптации показали принципиальные отличия от студентов с высоким уровнем адаптации по перечисленным характеристикам. Студенты со средними показателями адаптации составили группу, в которой имеют место академические и бытовые проблемы, в своем большинстве они успевают общаться с друзьями и посещать культурно-досуговые мероприятия, у них выражена установка на спорт, а также обращения к психологу. Гендерные различия в ответах испытуемых не значимы. Условия проживания студентов (дома или в общежитии), которые могли бы влиять на уровень адаптации, не выявлены. В итоге был сделан вывод о том, что психолого-педагогическими условиями успешной адаптации студентов-первокурсников к образовательному процессу являются: спортивная деятельность, целенаправленная культурно-досуговая и общественная работа, индивидуальное психологическое консультирование по развитию всех компонентов учебной деятельности, целеполаганию и смыслообразованию в масштабе целостной жизнедеятельности.
Майстренко Е.В., Кузнецова Ю.В., Эсеналиева А.Н.
ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ЛАБОРАНТОВ ХИМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ОПАСНОГО ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБЪЕКТА
Аннотация
Актуальность. Проведение работ на опасном производственном объекте сопровождается риском возникновения аварийных ситуаций, для предотвращения которых важно учитывать ряд факторов, в том числе психоэмоциональное состояние и динамику умственной работоспособности работников. Исследование динамики умственной работоспособности позволяет осуществить оптимальное распределение трудовой нагрузки на работника в течение дня и на неделю в целом, что безусловно будет способствовать снижению возникновения аварийных ситуаций на предприятиях нефтегазового комплекса, которые относятся к опасным производственным объектам.
Цель. Учитывая специфику трудовой деятельности, получить временную зависимость динамики умственной работоспособности лаборантов химического анализа предприятия нефтегазового комплекса.
Методология. В ходе исследования для оценки умственной работоспособности использовалась корректурная проба (тест Бурдона), которая представляет собой метод патопсихологического исследования, используется для оценки утомляемости, концентрации и устойчивости внимания и позволяет выявить зависимость умственной работоспособности от физиологических, психологических и производственных факторов.
Результаты и их анализ. По результатам тестирования методом корректурной пробы были рассчитаны показатели продуктивности и точности, по которым в дальнейшем определён интегральный показатель устойчивости и составлена почасовая динамика умственной работоспособности лаборантов в течение рабочей смены и недельная динамика. Установлены фазы, в которых наблюдается повышение и снижение умственной работоспособности.Заключение. Данные исследования позволят оптимально распределить трудовую нагрузку на работника в течение дня и недели в целом, что скажется на производительности труда и безопасности производственного процесса.
Султаниязова Н.Ж., Кинжекова Р.С.
АНАЛИЗ СРЕДНИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РУССКИХ И КАЗАХОВ
Аннотация
Пристальное внимание современных исследователей в области этнопсихологии сконцентрировано, в частности, на выявлении соотношения различных типов этнической идентичности в условиях государств с пёстрым этническим ландшафтом. Подобные исследования актуальны и значимы, прежде всего, для разработки межэтнической политики, которая бы способствовала гармонизации межнациональных отношений, сглаживанию имеющихся противоречий и конфликтов на межэтнической почве. При этом учёт этнопсихологических характеристик, в том числе и типов этноидентичности, позволяет обеспечить более высокий уровень этнической социализации, уточнить ряд факторов психологического порядка с целью разработки соответствующих механизмов, способствующих укреплению межэтнического согласия не только на социально-политическом, но и на этнопсихологическом уровнях. Цель исследования: выявление средних показателей типов этнической идентичности русских и казахов, проживающих в России и Казахстане с последующей интерпретацией полученных данных. Методы исследования: опрос, анкетирование, сравнение, математико-статистический анализ, параметрический метод. Полученные в ходе эмпирического исследования результаты свидетельствуют, что малая этногруппа в России (казахи) и те, кто фактически принадлежат к меньшинству (русские в Казахстане) принципиально отличаются в отношении выраженности и значимости типов этноидентичности. Результаты исследования могут стать практической базой для разработки стратегий развития межнациональных отношений, адаптационных программ регионального и государственного уровней, учитывающих специфику и выраженность типов этноидентичности различных взаимодействующих этногрупп.