РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
Макухина Я.М.
НАЦИОНАЛИЗМ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ КАК ПОЛИТИКО-ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ КРИЗИСНОГО РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Аннотация
В статье представлено исследование современного состояния и трансформации национализма государств Восточной Европы, как политической идеологии, под влиянием как внешней среды, так и внутренних противоречий. Идеологическая феноменальность национализма подтверждена автором в статье на основе как теоретических дискурсивных подходов, так и конкретных исторических и современных фактов проявления национализма на политическом поле. Основу трансформации национализма автор представляет через идеологические партийные установки, воззрения государственных и партийных элит в государствах Восточной Европы. Автором акцентировано внимание на те восточноевропейские государства, которые в своей внутриполитической деятельности, имплементированной во внешнеполитическую, являются «локомотивами» националистических устремлений. Представлены особенности националистических настроений некоторых государств Восточной Европы, которые базируются на великодержавных взглядах и теориях, являющихся долгожителями в умах и социально-психологическом пространстве народов и государств. Проанализирована степень участия политических партий восточноевропейских государств националистического толка при формировании основных идеологических течений евроскептицизма. Сделаны выводы об однозначности связей между национализмом, национальными интересами государств и манипуляционной спецификой популистских средств достижения политических целей.
Вербовский А.В., Шепко Л.Г.
СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ПОРТРЕТНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ ФРАНЦУЗСКИХ КОРОЛЕЙ ВРЕМЕН СТОЛЕТНЕЙ ВОЙНЫ
Аннотация
В статье рассматриваются социальные функции монаршего портрета во Франции XIV–XV вв. В рамках зрелищности средневековой культуры произведения пластических искусств приобретают самостоятельное значение. В качестве объекта исследования использованы портретные изображения королей династии Валуа: Филиппа VI Валуа, Иоанна II Доброго, Карла V Мудрого, Карла VI Безумного, Карла VII Победителя, созданные придворными мастерами в различных видах пластики: живописи, скульптуре, книжной миниатюре, витраже.
Главные достижения в портретном жанре XIV в. были сделаны в скульптуре. Изображения монархов имеют выраженные индивидуальные черты. Скульптурные портреты членов династии Валуа, как и королевские эффигии, выполняли репрезентативную функцию.
Сюжеты иллюстраций манускриптов: коронации, торжественные въезды, вручение орифламмы, вассальные клятвы королю, встречи с римским понтификом и императором Священной Римской империи – также связаны с репрезентацией королевской власти. Показано, что портретные изображения французских монархов, включающие различные формы сходства с оригиналом, играли значительную роль при королевском дворе, в том числе и в вопросах демонстрации преданности и лояльности. Портретная практика выступала одним из средств укрепления королевской власти как государственного института той эпохи.
Гатин М.И.
КТО ВЫ, СЕНЬОР МАС КАНОСА?
Аннотация
Статья посвящена биографии американского предпринимателя и политического деятеля кубинского происхождения Хорхе Мас Каносы. В рамках настоящего текста рассмотрены все основные этапы жизненного пути одиозного борца с режимом Фиделя Кастро: рождение, образование, эмиграция, участие в печально известной операции в бухте Кочинос, создание собственной бизнес-империи, учреждение и руководство Кубино-Американским Национальным Фондом, сотрудничество с антикастровскими радикальными организациями, активное участие в неоднозначных политических махинациях Белого дома и Центрального Разведывательного Управления США (Соединённые Штаты Америки), смерть. При том, что имя Мас Каносы практически неизвестно за пределами кубинской диаспоры в США, этот человек сыграл значимую роль в формировании американской внешней политики в отношении Кубы в 1980-1990-е гг., а его биография являет собой хороший пример кубинского эмигранта-контрреволюционера соответствующей эпохи. Его личная активность и деятельность учреждённых им институтов и организаций оказывает влияние на внутреннюю и внешнюю политику США по сей день. В этой связи изучение персональной и политической биографии Хорхе Мас Каносы представляет несомненный интерес для американистов и латиноамериканистов, специализирующихся на истории Новейшего времени.
Ерхов Г.П., Сапай А.В.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОССИИ И БЕЛАРУСИ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ В БАЛТИЙСКОМ РЕГИОНЕ
Аннотация
В статье сделан анализ международного сотрудничества Российской Федерации и Республики Беларусь в сфере безопасности. Союзное государство является тем надгосударственным альянсом, который решает вопросы в сфере безопасности, в частности, в Балтийском регионе. Авторами рассматривается данное сотрудничества и его эффективность в современных условиях в контексте военной, экономической, экологической и информационно-гуманитарной безопасности. Авторами сделан акцент на стратегическое партнерство России и Беларуси в условиях противостояния Западу.
Курбатова А.Г.
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ЕВРОКЛИО В ОБЛАСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 1992-2002 ГГ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ
Аннотация
Данная статья посвящена исследованию деятельности Европейской ассоциации преподавателей истории (ЕвроКлио) в период с 1992 по 2002 гг. В исторической ретроспективе автором проводится анализ этапа работы ЕвроКлио, нацеленного на разработку концептуальных подходов к формированию единого пространства исторического образования в странах Европы и ближнего зарубежья.
Научно-практическая проблема проработки инновационной модели изучения и преподавания истории была обозначена академическими, образовательными и экспертными кругами стран ближнего зарубежья и России в 1990-х годах после дезинтеграции СССР. К этому периоду относится и установление государствами постсоветского пространства форматов многостороннего сотрудничества в сфере исторического знания и образования с Советом Европы и профильными МНПО, одной из которых стала Европейская Ассоциация преподавателей истории ЕвроКлио (далее – ЕвроКлио).
Несмотря на создание в октябре 2021 г. Международной ассоциации (комиссии) историков и архивистов государств – участников СНГ с задачей продвижения собственных, а не заимствованных стандартов исторического образования, партнёрские отношения с ЕвроКлио сохраняются и в настоящее время.
В этой связи запрос на научно-исследовательский анализ различных подходов к теории и практике преподавания исторических дисциплин в контексте принятия или непринятия европейских стандартов приобрел ещё большую актуальность.
Данная публикация является первым комплексным отечественным исследованием, которая посвящена историческим предпосылкам создания ЕвроКлио и её деятельности в странах ближнего зарубежья и России.
Луняшин С.Д.
АРТИЛЛЕРИЯ ВО ВРЕМЯ ОСАДЫ ВЕНЫ 1529 Г.: СОСТЯЗАНИЕ В МАСТЕРСТВЕ И ТЕХНИЧЕСКОМ ОСНАЩЕНИИ
Аннотация
Статья посвящена проблеме развития артиллерии и её места в осадной войне начале XVI в. Рассмотрение проблемы осуществляется на материале осады Вены османами в 1529 г. Целью исследования является изучение роли артиллерии во время осады Вены и установление наиболее значимых факторов, повлиявших на исход этой осады. В качестве основных источников использованы австрийские и османские тексты, составленные участниками осады или записанные с их слов. Общую методологическую основу исследования составляют концепция «военной революции» и исторический материализм. В статье подробно рассматривается ход осады, анализируется состав артиллерийского парка обеих сторон и состояние артиллерии как рода войск в Османской империи и в Священной Римской империи, изучаются наиболее эффективные тактики осаждающих и способы, которыми гарнизон противостоит им. Автор даёт ответ на вопрос о значимости артиллерии в рамках этой осады, и приходит к выводу о наибольшем значении для осаждающих тактики подземной (минной) войны, в то время как для сил Габсбургов решающее значение сыграло превосходство в качестве солдат, инженеров и передача военного опыта.
Малахова С.И.
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ДВОРЯН «ПАРТИИ» КОНДЕ ВО ВРЕМЯ ФРОНДЫ
Аннотация
Во время Фронды (1648-1653) во Франции образовалось несколько «партий»: фрондеры, мазаринисты, кондисты/кондеанцы; последним и посвящена статья. В кратком обзоре литературы упоминаются некоторые из последних работ отечественных и французских исследователей, которые по проблематике и методологии сходны с исследованием. Для изучения партии кондеанцев используются методы социальной истории, пропосографический, методики изучения источников личного происхождения.
В основной части говорится о причинах перехода дворян к Конде, об их целях и расчетах, о том, нес ли глава фракции ответственность перед ними, об отношениях участников, о ссорах в семье принца. Отдельного внимания заслуживает вербовка новых участников, среди которых был и один из авторов исследуемых источников – граф де Бюсси-Рабютен. Особо рассматривается отношение к женщинам в партии Конде. Несмотря на то, что герцогини де Лонгвиль и де Монпансье были активными политическими деятельницами с огромным влиянием на события Фронды, мужчины-кондеанцы зачастую не обращали внимание на их вклад.
Кондеанцы отличались от других партий тем, что среди них было много военных. Это делало фракцию сильной, но и усложняло контроль над ней. Неповиновение участников объяснялось тем, что они больше думали о собственной выгоде, а также тем, что принц не всегда выполнял обещания. Разочаровавшись в Конде, некоторые из них начинали лавировать между фракциями. Подводя итоги, необходимо отметить особенное влияние родственных отношений в доме Конде на деятельность его партии, потому что «верхушкой» кондеанцев были брат и сестра принца. Ссоры и периоды мира между ними приводили то к упаду, то к подъему деятельности фракции. Кондеанцы были связаны между собой самыми разными отношениями: семейными, патрон-клиентскими, дружескими, любовными и другими. Конде ждал от членов своего объединения лояльности и послушания, а кондеанцы – покровительства, исполнения щедрых обещаний. Конфликты возникали в том случае, если эти взаимные ожидания не реализовывались.
РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКСНОЕ ПОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
Гнездилов Г.В., Киселев В.В., Гнездилова М.Г.
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОРЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С УЧАСТНИКАМИ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ С ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИМ СТРЕССОВЫМ РАССТРОЙСТВОМ (ПТСР)
Аннотация
В статье раскрывается содержание основных психотравмирующих ситуаций, негативно влияющих на психику военнослужащих, участвующих в активных боевых действиях. Авторы отмечают, что психологическая помощь военнослужащим, участвующим в боевых действиях, должна быть организована по трём основным направлениям: 1) она необходима во время самих боевых действий лицам, которые будут отнесены к психогенным потерям; 2) в госпиталях во время их лечения после ранения; 3) в специализированных реабилитационных центрах. Работа с психологом в госпитале должна позволить посттравматику «вытащить» на сознательный уровень психики мучающие его (психотравмирующие) и неосознаваемые проблемы, отрефлексировать их и приступить к активному и осознанному (плановому) их преодолению. Психореабилитационная работа помимо восстановления психофизического здоровья бывших участников боевых действий призвана обеспечить превенцию алкоголизма (и даже наркомании) у них в условиях реабилитационного центра, куда одновременно попадает достаточное количество военнослужащих. Авторы отмечают, что эффективность психореабилитационных мероприятий во многом зависит от следующих факторов: 1) наличие релевантного жизненного и боевого опыта у лиц, оказывающих психологическую помощь участникам боевых действий, способствует установлению доверительных и доброжелательных отношений между посттравматиками и психологами; 2) оказание психореабилитационной помощи для профилактики и психокоррекции девиантного поведения желательно реализовывать в работе с членами семьи; 3) применение технологий арт-терапии и вовлечение деятелей искусства в психологическую поддержку посттравматиков позволяет достичь катарсиса и снизить их психическое напряжение при реадаптации к условиям мирной жизни.
Ершова Р.В., Плотников А.Ю.
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЦИФРОВОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ
Аннотация
Термин «цифровое поведение», используемый для определения внешне наблюдаемой активности пользователей социальных сетей, используется в отечественной психологии сравнительно недавно и представляет большой интерес для изучения его различных аспектов. В данной статье приводится обзор зарубежной литературы, посвященной изучению индивидуально-психологических и когнитивных особенностей пользователей социальных сетей. В большинстве исследований, направленных на изучение индивидуально-психологических особенностей пользователей, используется методика большой пятерки, отмечается, что именно данная методика наиболее подходит для решения исследовательских задач. Рассматриваются основные гипотезы популярности данной методики в зарубежных исследованиях. Рассматривая когнитивный аспект, большое внимание уделяется влиянию использования социальных сетей на академическую успеваемость респондентов. Интерес к этой теме обусловлен тревогой родителей по поводу чрезмерного использования социальных сетей детьми. В статье рассматриваются основные исследования, посвященные данной теме, и формулируется вывод о том, что само по себе использование социальных сетей не оказывает негативного влияния на успеваемость, важным является только количество времени, которое ученик проводит в социальных сетях. Изучаемые особенности рассматриваются в контексте цифрового поведения и направлены на поиск связей между цифровым поведением и психологическими характеристиками пользователей социальных сетей. Опираясь на выделенные закономерности, проводятся попытки выделения предикторов цифрового поведения.
Кабалина О.И., Королева М.В.
ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ С ДВОЙНЫМ ПРОФИЛЕМ ПОДГОТОВКИ (НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК)
Аннотация
В статье рассматриваются понятия межкультурной компетенции и методы определения уровня ее сформированности у студентов педагогического направления двойных профилей подготовки, один из которых связан с преподаванием иностранного языка.
Согласно Федеральному государственному стандарту высшего образования, будущие учителя должны обладать навыками межкультурного взаимодействия, при этом нет универсального инструментария на русском языке, чтобы проверить уровень готовности студентов осуществлять общение с представителями других культур, в том числе на иностранном языке.
Целью исследования было выявить, как формируется межкультурная компетенция у студентов на протяжении обучения в вузе на уровне бакалавриата. Для этого на первом этапе был проведен анализ учебных планов, рассмотрены компетенции, заложенные в освоении дисциплин, из них выделены те, которые имеют непосредственное отношение к формированию межкультурной компетенции. На втором этапе были изучены существующие методы определения уровня сформированности межкультурной компетенции, дано объяснение, почему существующие модели оценки сформированности межкультурной компетенции неприменимы в отечественной практике.
На основе проведенного анализа был разработан комплексный опросник и апробирован среди студентов выпускных курсов по соответствующим профилям. На основе полученных результатов, сформулированы методические рекомендации по формированию межкультурной компетенции у студентов.
Кузьминова А.Н.
СОЦИАЛЬНОЕ ВЗРОСЛЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ВКЛЮЧЁННОСТИ ИХ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Аннотация
Применение метода проекта в начальной школе является важным современным вопросом теории и практики образования. В данной статье обобщён опыт дискуссии учителей начальной школы, которые используют данный метод вот уже несколько лет и диагностика детей, которые участвуют в проектной деятельности. Педагоги, которые приняли участие в дискуссии, имеют различный опыт практики работы в школе. В процессе дискуссии было важным выяснить влияние метода проекта не только на формирование поисковых и исследовательских навыков младших школьников, но и на формирование социально важных личностных качеств, таких как: социальная активность, включённость в групповую работу и другие.
Результаты тестирования детей и мнение педагогов-практиков как экспертов, позволили сделать важные выводы для всех, кому интересен вопрос использования метода проекта в начальной школе. Сам метод проектов является достаточно сложным в применении на качественном уровне, и требует умения постоянно держать мотивацию младших школьников при его реализации, отмечают эксперты педагоги-практики. Процесс социализации младших школьников – много векторное явление, но эффективнее он осуществляется при управляемой самовключённости в процесс познания и деятельности со стороны педагога.
Полина А.В., Балина А.Д.
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С РИСКОМ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Аннотация
В статье рассматривается проблема склонности к риску суицидального поведения у современных подростков в зависимости от уровня их социальной адаптации и условий воспитания. Обозначена актуальность исследования, обусловленная современным состоянием проблемы, все чаще встречающегося у подростков аутоагрессивного поведения и крайним его проявлением – суицидом. Проведен теоретический анализ понятий «риск суицидального поведения», «аутоагрессивное поведение», «социальная адаптация». Психическая депривация и социальная дезадаптация подростков рассматриваются как основные причины склонности к риску суицидального поведения. В статье представлен анализ различий социальной адаптации и склонности к риску суицидального поведения между подростками, воспитывающихся в условиях психической депривации, и подростками, проживающих в благоприятных социальных условиях. Выявлено, что социальная дезадаптация депривированных подростков проявляется в непринятие собственного «Я», в чувстве неполноценности, ущербности, восприятие мира как враждебного (социальный пессимизм) и преобладание аффективных реакций преобладании, что определяет склонность к аутоагрессивному поведению. Корреляционный анализ подтвердил зависимость между склонностью к суицидальному поведению (добровольный уход из жизни, чувство неполноценности, социальный пессимизм, аффективность) и социально-психологической дезадаптацией.
РАЗДЕЛ III. ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТА ТРУДА И ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ
Авдонина О.С.
ПРИМЕНЕНИЕ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕШЕНИИ РАБОЧИХ ЗАДАЧ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Встатье представлены результаты эмпирического изучения особенностей применения арт-терапевтических технологий на примере использования авторской разработки «Техники пяти воплощений» в решении рабочих задач руководителей различных сфер деятельности: оборонно-промышленного комплекса, медицины, образования, государственного управления. Автор приводит краткий обзор отечественной и зарубежной научной литературы, по проблеме исследования, обосновывает выбор применяемого подхода. В материалах статьи подробно изложены этапы апробирования авторской психологической техники, представлены статистические расчеты и итоги проведенного исследования с выводами и рекомендациями. Статья рекомендована широкому кругу специалистов, руководителей и исследователей, фокус научных и профессиональных интересов которых направлен на познание инновационных креативных технологий, с целью практического применения.
Белинская Д.Б., Евенко С.Л., Климова Е.М., Бакланов М.В.
ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ САМОКОНТРОЛЯ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ МЛАДШИМИ КОМАНДИРАМИ В ТРУДНЫХ СИТУАЦИЯХ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
В статье излагаются концептуальные идеи по развитию самоконтроля и результативности выполнения поставленных задач в служебной деятельности. Данный процесс рассматривается как системный подход. Выявлена оценка эффективности принятия управленческих решений младшими командирами. Доказана взаимозависимость между уровнем самоконтроля и результативностью принятия управленческих решений в служебной деятельности.
Важность данного исследования опосредована недостатком научных работ по исследуемой теме, сложной ситуацией в воинской деятельности, а также стремительными изменениями, касающимися службы в Вооруженных Силах Российской Федерации. Результаты исследования позволили сделать определенные выводы. В целях проведения исследования были использованы следующие методы и методики: анализ и обобщение литературных источников по проблеме исследования, методы математической и статистической обработки данных (r-критерий Спирмена и U-критерий Манна-Уитни), «Опросник волевого самоконтроля» (А.Г. Зверков, Е.В. Эйдман), опросник «Самочувствие в экстремальных условиях» (А. Волков, Н.Е. Водопьянова), опросник «Решение трудных ситуаций» (Я. Боукал) – модификация О.Ю. Михайловой, опросник «Личностные факторы принятия решений» (Т.В. Корнилова), «Мельбурнский опросник принятия решений» (Л. Манн) – адаптация Т.В. Корниловой.
В ходе исследования было установлено, что среди научных работ, имеющихся на сегодняшний день, отмечается недостаток информации, посвященной самоконтролю в контексте принятия управленческих решений младшими командирами. Это подтверждает важность исследования в военной психологии.
Немаловажным является понимание роли трудной ситуации в контексте служебной деятельности. Многие авторы свидетельствуют о том, что трудные ситуации отличаются неординарностью, неизвестностью и требуют высокого уровня самоконтроля при принятии решений. Множество внешних и внутренних факторов оказывают влияние на личность младшего командира, а также на его способности, навыки и личностные черты. Разработанные на базе исследования психологические рекомендации к построению развивающей программы с целью научения принимать осознанные решения позволят сделать первый шаг на пути к разработке целостной и эффективной программе, которая позволит младшим командирам понимать сущность, особенности и эффективность принятия осознанных решений.
Евенко С.Л., Климова Е.М., Барановский М.В., Поручкина С.М.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Аннотация
В статье представлены результаты эмпирического исследования ценностных ориентаций личности по методике «Ценностные ориентации» (Ш. Шварц). При анализе и интерпретации результатов опросника диагностируются два различных типа ценностей: 1. ценности личности на уровне убеждений (нормативные идеалы); 2. структура ценностей, оказывающая наибольшее влияние на всю личность, но не всегда проявляющуюся в реальном социальном поведении (индивидуальные приоритеты). Цель исследования: осуществление сравнительного анализа ценностных ориентаций личности курсантов гуманитарных и технических специальностей. В исследовании приняло участие 40 респондентов в возрасте от 18 до 25 лет. Показано, что наиболее значимыми ценностями и для курсантов гуманитарных, и для курсантов технических специальностей являются «традиции», «стимуляция», «власть», наименьшей ценностью обладают «безопасность», «доброта», «конформность» – указанные ценности заявляются и на уровне нормативных идеалов, и на уровне индивидуальных приоритетов личности. Наиболее эффективным методом качественной оценки ценностных ориентаций личности является показатель ценностной согласованности (разница в рангах между показателями нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов). Наибольшие различия в оценке показателя ценностной согласованности личности наблюдаются для курсантов гуманитарных специальностей по показателям «конформность» и «универсализм», для курсантов технических специальностей – «конформность», «гедонизм», «самостоятельность», «стимуляция», «универсализм» и «власть».
Евенко С.Л., Климова Е.М., Баширов И.Ф.,Ермаков Р.В.
ОСОБЕННОСТИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ОПЕРАТОРОВ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ (БПЛА)
В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей нервно-психической устойчивости операторов беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Цель исследования: выявление особенностей нервно-психической устойчивости (НПУ) операторов беспилотных летательных аппаратов, проявляемых к конкретных копинг-стратегиях и разработка практических рекомендаций по развитию НПУ операторов относительно специфики их деятельности. В исследовании приняло участие 30 респондентов в возрасте от 22 до 28 лет. Показано, что наиболее значимую группу составляют операторы с высоким уровнем нервно-психической устойчивости. Для операторов с низким уровнем НПУ, так называемой нервно-психической неустойчивостью, характерна склонность к использованию одного копинга – «избегание». Для операторов со средним уровнем проявления НПУ характерна склонность к использованию копингов «избегание» и «поиск социальной поддержки». Для операторов с высоким уровнем проявления НПУ характерно использование всех трех копинг-стратегий, при этом наблюдается явное предпочтение «разрешения проблем». Проведенный качественный анализ эмпирических данных показал возможность рассмотрения копинг-стратегий в контексте выявления показателя нервно-психической устойчивости личности.
Елисеева Е.Ю., Елисеев Ю.А., Лебедев И.М.
ПРОБЛЕМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ МОЛОДОГО СОТРУДНИКА
Аннотация
В статье речь идет о наставничестве в аспекте профессионального становления молодых сотрудников. Проведен семантический анализ к пониманию категории наставничества на основание работ отечественных и зарубежных авторов, таких как А. Адлер, Э. Эриксон, Ф. Херцберг, Л. С. Выготский др. Использование теоретических методов исследования, позволили изложить различные точки зрения ученых, к реализации системы наставничества в контексте профессионального становления молодого сотрудника.
Выявлено, что несмотря на большее количество подходов к изучению данной психологической категории, остаются до конца не изучены проблемы, которые могут возникнуть в процессе профессионального становления молодого сотрудника.
Обосновано, что данная система, эффективный инструмент, который помогает новичкам быстрее адаптироваться и улучшать свои навыки, только лишь в том случае, если наставничество оказывает положительное влияние. В этой связи, целью данной статьи явилась попытка создания мер, по совершенствованию системы наставничества.
Доказано, что с психологической точки зрения, наставничество формирует навыки и компетенции у человека. Однако, взаимодействие с наставником позволяет по-разному оказывать воздействие на психологическое состояние, а также поведение человека. Во много это зависит от уровня компетенции специалиста в данной области.
Анализ психологического содержания наставничества и возможные проблемы, которые могут возникнуть в процессе профессионального становления молодого сотрудника, позволил сформировать авторам дальнейшие пути их решения, по средствам создания корпоративной культуры, которая несомненно требует тщательного контроля не только руководства компании, но и самих наставников.
Киселев В.В., Головня К.А.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СУБЪЕКТА ТРУДА
В данной статье представлено обоснование актуальности проблемы обеспечения психологического здоровья субъекта труда для психологической теории и практики. Авторы раскрывают содержание стрессогенов, имеющих предметно-деятельностный характер и негативно воздействующих на субъект труда в современных условиях, к числу которых относятся: активное внедрение цифровых технологий во все сферы профессиональной деятельности; замена человека как субъекта труда машинами, цифровыми средами, искусственным интеллектом; увеличение технологической сложности и количества задач при осуществлении труда для ряда профессий; разрушение привычных инструментов управления. Осуществлен краткий обзор научной литературы, посвященной проблеме психологического здоровья.
Цель данного исследования – на основе теоретического анализа выявить методологические и методические проблемы исследования психологического здоровья субъекта труда и предложить способы и средства их преодоления.
Согласно полученным данным, за последние 20 лет было защищено лишь 9 диссертационных исследований, в названиях которых была обозначена проблема психологического здоровья, причем лишь 2 исследования представлены докторскими диссертациями, а остальные 7 – кандидатскими. Это свидетельствует о дефиците серьезных исследований психологического здоровья. При этом отмечается положительная динамика по отношению к исследованию психологического здоровья РИНЦ: так, в 2019 году было опубликовано 511 работ, в 2020 – 600 работ, в 2021 – 684 публикации, в 2022 – 722 публикации, в 2023 – 530 работ. Таким образом, мы можем отметить растущий интерес к изучению проблемы психологического здоровья в контексте научного дискурса.
Таким образом, проблема психологического здоровья является крайне актуальной и перспективной с точки зрения проведения дальнейших психологических исследований.
Кононов А.Н.
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА РАБОТНИКОВ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСТИ
Аннотация
В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей переживания стресса работниками транспортной сферы, на примере работников общественного транспорта г. Москвы. В исследовании приняли участие: водители (n=21), техники (n=8), наладчики (n=11), диспетчеры (n=7), медицинские работники (n=9). Общее количество респондентов составило N=56. Целью исследования было выявление особенности переживания стресса работниками общественного транспорта. Использовались следующие психодиагностические методики: экспресс-диагностика состояния стресса К. Шнайдера; шкала психологического стресса (PSM-25); оценочная шкала стрессовых событий Т. Холмса и Р. Раге; шкала организационного стресса А. Маклина (адаптация Н.Е. Водопьяновой); методика определения типа поведенческой активности. Анализ полученных данных позволяет говорить о наличии статистически значимых различий между группами работников общественного транспорта: по оценочной шкале стрессовых событий Т. Холмса и Р. Раге (р=0,039). Более высокие значения отмечаются в группе водителей (Ср.ранг=34,36) и механиков (Ср.ранг=33,31); по шкале организационного стресса А. Маклина (адаптация Н.Е. Водопьяновой) (р=0,018). Более высокие значения отмечаются в группе механиков (Ср.ранг=36,75) и медицинских работников (Ср.ранг=35,89), в группе водителей данный показатель составляет (Ср.ранг=30,81).
Кучева Н.А., Булгаков А.В., Булгакова Е.А.
ДИНАМИКА ТРУДНОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ ИТ-СПЕЦИАЛИСТОВ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ
Аннотация
В статье представлены результаты изучения динамики психологических трудностей профессионализации ИТ-специалистов с учетом влияния внешних факторов. На сегодняшний день не проводилось современных научно-исследовательских работ, связанных с изучением профессионализации ИТ-специалистов в изменяющихся внешних условиях организаций, изучением психологических трудностей, особенностей преодолевающего поведения, разработка и внедрение различного рода мероприятий психологического сопровождения на разных этапах профессионализации.
Эмпирически определены негативные стороны труда ИТ-специалистов: работа после работы, низкий старт в карьере, высокая конкуренция в будущем, высокие умственные нагрузки, сидячая работа, нагрузка на органы зрения.
Исследование выполнено в условиях меняющихся внешних факторов, влияющих на профессионализацию ИТ-специалистов. Сделан акцент на угрозах и рисках изучаемой неопределенной ситуации профессиональной деятельности.
Нами рассмотрены ситуации обычные (1-я серия), в которых сложившиеся способы действий соответствуют требованиям заказчика работ и трудные, возникшие под воздействием внешних условий (2-я серия). Во всех случаях стандартные работы скорее производят те ИТ-специалисты, которые действуют индивидуально. Коллективная работа более ресурсна, здесь подключаются потенциал функциональных систем профессиональной деятельности, содержательно раскрывается опыт членов профессиональной группы. В ситуациях неопределенности работают руководители ИТ-организаций, что связано с резким изменением копинг стратегий.
Лаврик О.В., Корчагина Г.И., Лаврик А.А.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ГОТОВНОСТИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
В статье приводятся результаты эмпирического исследования структуры психологической готовности обучающихся гуманитарных и технических специальностей к выполнению профессиональной деятельности («карьерной готовности»), предложена функциональная структура психологической готовности к выполнению профессиональной деятельности. Психологическая готовность к выполнению профессиональной деятельности – карьерная готовность – внутреннее состояние личности, является отражением сложного психического процесса становления профессионала. Поэтому и рассматриваться должна в контексте методологии, изучающей сложные процессы. Карьерная готовность – это целевое состояние профессиональной востребованности и идентичности, детерминированное профессиональными мотивами, саморегуляцией деятельности, рефлексивными навыками, профессионально–важными качествами и знаниями о ранке труда.
Сравнивая веса выявленных компонентов карьерной готовности, можно констатировать неравномерный порядок их становления. У обучающихся гуманитарных специальностей первой формируется профессиональная востребованность, а затем соответствующая программа деятельности, стиль саморегуляции. У обучающихся техническим специальностям наоборот: сначала имеется общий настрой на надежное выполнение деятельности, оценивается результат, а затем формируется профессиональная востребованность. Это характеризует обучающихся техническим специальностям как более рациональных, прагматичных, а обучающихся гуманитарных направлений – более гибких и адаптивных к внешней рабочей среде.
Подтверждение значимости цели карьерной готовности (профессиональной востребованности) и программы деятельности (саморегуляции учебной деятельности) в каждой из выборок показывает направление коррекционной работы с обучающимися. В целом эта работа должна способствовать лучшему пониманию выпускниками вузов своих индивидуальных особенностей, которые можно и нужно развивать.
Путивцев П.В.
ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМООЦЕНКИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Аннотация
В статье выдвигается научно-прикладная задача исследования трансформации профессиональной самооценки студентов в ходе учебного процесса. Выявлено сущностное содержание трансформации профессиональной самооценки обучающихся. Трансформацию профессиональной самооценки студентов можно характеризовать как преодоление структурно-содержательных и функциональных различий между реальными и желаемыми представлениями о себе как профессионале. Выделены основные структурно-функциональные компоненты профессиональной самооценки и их содержание: когнитивные, мотивационные, операциональные, морально-этические.
Обоснованы детерминации изменения профессиональной самооценки. По результатам корреляционного анализа показателей самооценки и расчёта весовых значений структурных составляющих профессиональной самооценки студентов-психологов установлены содержательные особенности профессиональной самооценки студентов-психологов в начале и в завершении обучения: профессиональная самооценка студентов на 1 курсе осуществляется за счёт профессиональной мотивации, альтруистических эмоций и игнорирования оценки интеллектуальной самодисциплины; профессиональная самооценка студентов 4 курса базируется на осознании морально-этической ответственности психолога, уровня мотивации на успех в работе и способности соблюдать нормы и правила профессиональной деятельности психолога.
Представлены характерные особенности профессиональной самооценки студентов в начале и при завершении обучения. Выявлено, что в процессе обучения в вузе профессиональная самооценка студентов-психологов изменяется от завышенной к адекватной. В начале обучения профессиональная самооценка студентов соотносится с внешней оценкой их профессиональной подготовки в обратной зависимости. В завершении обучения в вузе профессиональная самооценка студентов соотносится с внешней оценкой их профессиональной подготовки положительно. Установлено, что для формирования адекватности профессиональной самооценки студентов на 1 курсе необходимо развивать интеллектуальные способности в виде устойчивости мыслительной деятельности, т.е. развивать интеллектуальную самоорганизацию и укреплять учебную дисциплину. Профессиональная оценка студентов 4 курса способствует повышению успешности освоения профессиональной деятельности. В этой связи, студентов 4 курса необходимо мотивировать на достижение профессионального успеха при чётком соблюдении норм и требований Этического кодекса психолога.
Предложены прогностические модели профессиональной самооценки студентов и практические рекомендации по формированию профессиональной самооценки, способствующей успешности освоения профессией.
Степанова Д.Е.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И СПЕЦИФИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫСВОБОЖДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Аннотация
В статье рассмотрены компоненты программы профессионального высвобождения и методы их изучения. На основе проведенного эмпирического исследования с применением методов описательной статистики и корреляционного анализа (коэффициент Пирсона) была определена взаимосвязь индивидуально-личностных особенностей и специфики профессионального высвобождения.
Сенкевич Л.В., Донцов Д.А., Донцова М.В., Шамбазов М.А.
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗРАСТНО-ПОЛОВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЦЕССА ПЕРЕЖИВАНИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО КРИЗИСА ДЕВИАНТНО (АДДИКТИВНО) И НОРМАТИВНО РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТЬЮ. Часть II
Аннотация
Эмпирически исследованы вопросы формирования жизненных ценностей личности, смысла жизни и деятельности в процессе нормативного и девиантного (аддиктивного) психологического возрастного становления человека. Эмпирически проанализированы такие основные параметры данной психологической проблематики как: 1) осмысленность жизни и кризисы в развитии личности; 2) значение возрастных нормативных экзистенциальных кризисов в развитии личности; 3) индивидуальные кризисы и типология критических ситуаций жизнедеятельности; 4) развитие личности и жизненный путь; 5) экзистенциальные кризисы, сопровождающие жизненный путь человека; 6) психологическая сущность и психовозрастное содержание экзистенциальных кризисов аддиктивной (девиантной) и нормативной личности и т.п.