РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
Лотменцев А.М.
НА ГРАНИЦЕ КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ МИРОВ. НЕУДАЧИ И УСПЕХИ ИОАННА КАПИСТРАНО
Аннотация
Деятельность Иоанна Капистрано достаточно известна в европейских странах. Борец с иудаизмом и гуситами, предпринявший марш-бросок на османскую армию и спасший Белград в 1456 г., Иоанн Капистрано известен как творец многочисленных чудес. Его деятельность стала своего рода вехой в пребывании францисканского ордена на Балканах. В наше время его личность представляется крайне неоднозначной, костры инквизиции и победы над турками определили кардинально различные пути рецепции его наследия в Польше, Чехии, Хорватии и Сербии. Автор полагает, что деятельность Капистрано находилась в русле трудов ордена Св. Франциска. Мендиканты могли играть значительную и многогранную роль в ходе крестовых походов, в чем-то напоминающую положение членов исламских орденов накшбанди и бекташей. В личности Капистрано проявилась удивительная способность нищенствующих монахов занимать лакуны, будь то в руководстве армий или университетов. В статье предпринята попытка понять, какие качества мендикантов и исторические условия сделали возможными появление такой личности, как Капистрано.
Бочарников И.В.
ЖИЗНЬ ЗА РОССИЮ. ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ ГЕРМОГЕН
Аннотация
В статье рассматриваются основные этапы жизнедеятельности Патриарха Московского и всея Руси Гермогена. В отечественную историю Патриарх Гермоген вошел как духовный лидер в тяжелейший для российской государственности период, инициировавший и возглавивший сопротивление порабощению страны и захват ее польскими интервентами. Вся жизнь Патриарха Гермогена была посвящена служению России, утверждению и сохранению в стране Православия, являвшегося и являющегося важнейшей духовной скрепой российской государственности. Он оказался одним из немногих представителей российской политической элиты того времени, который не только не пошел на сговор с иноземными оккупантами и их пособниками, а, напротив, выступил открыто и бескомпромиссно против подчинения России каким-либо внешним силам, а Православной церкви – католическим эмиссарам. Будучи предстоятелем Русской Православной церкви, в тяжелейшее для России время он совершил главный подвиг своей жизни – твердое противостояние избранию на царство представителей польской политической элиты и их ставленников. Попытки польского военного руководства иностранной интервенцией привлечь его к сотрудничеству и легитимации захвата политической власти в стране Патриархом были проигнорированы, а предложения отвергнуты. Напротив, Патриарх своими проповедями и посланиями вдохновил и благословил народы страны на вооруженное выступление за освобождение России от иностранного владычества. Ценою твердости Патриарха стала его жизнь.
РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКСНОЕ ПОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
Браславская Е.А., Сивцева А.С., Никитина Е.В., Берёзкина И.А.
РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ ЧЕРЕЗ КИНОПЕДАГОГИКУ (НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК)
Аннотация
Статья посвящена вопросам воспитательного потенциала иностранного языка через кинопедагогику. В ходе исследования выявлено противоречие между потребностью в модернизации процесса воспитания в образовательных организациях высшего образования Российской Федерации и отсутствием действенных методов реализации воспитательной деятельности. Анализ научных источников дал возможность утверждать, что синтез кинопедагогики и иностранного языка покажет наилучшие воспитательные результаты в университете. Данный факт обусловил цель статьи: освещение успешной практики реализации воспитательной деятельности в вузе средствами кинопедагогики (на примере изучения иностранных языков). В соответствии с поставленной целью были определены способы интеграции кинопедагогики в воспитательную деятельность при изучении иностранных языков. Описан алгоритм работы с кино на занятиях по иностранному языку в вузе в воспитательных целях. Разработан и представлен комплекс упражнений работы с видео для реализации воспитательной деятельности в вузе на занятиях по иностранному языку. Освещена успешная практика реализации воспитательной деятельности в вузе через кинопедагогику на примере дисциплин «Английский язык по фильмам и сериалам» и «Коммуникативный тренинг на основе видеофильмов», преподаваемых в Севастопольском государственном университете педагогами кафедры «Иностранные языки». В заключении сделан вывод о том, что аксиологичность, междисциплинароность, межкультурность, коммуникативность и адаптивность иностранного языка способствуют беспрепятственной интеграции кинопедагогики в воспитательную деятельность дисциплин гуманитарного цикла. При этом важным фактором успешности реализации подхода следует считать методически верно разработанные комплекс упражнений и алгоритм работы с видео на занятиях по иностранному языку.
Караяни А.Г.
ИЗРАИЛЬСКИЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАДАПТАЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ УЧАСТНИКОВ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ
Аннотация
В статье анализируется израильский опыт организации психологического возвращения участников боевых действий в мирную жизнь. Раскрывается содержание реадаптационной и реабилитационной работы с военнослужащими, а также с членами их семей. Изучаются особенности психологической помощи на этапах первичной, вторичной и третичной профилактики. Обсуждаются конкретные технологии психологической работы на этих этапах.
Лебедев И.М., Шныренков Е.А.
ПОГЛОТИТЕЛИ ВРЕМЕНИ КАК ПРЕДПОСЫЛКИ К НЕСЧАСТНЫМ СЛУЧАЯМ НА СТРОЙКЕ
Аннотация
Несчастные случаи на строительных площадках представляют собой серьезную проблему, влекущую за собой человеческие страдания и значительные экономические потери. В то время как традиционные подходы к обеспечению безопасности фокусируются преимущественно на физических факторах и соблюдении техники безопасности, данное теоретическое исследование предлагает более широкий взгляд, учитывающий роль психологических факторов, в частности, влияние «поглотителей времени» на риск возникновения несчастных случаев. Целью исследования является разработка концептуальной модели, объясняющей, как различные виды «поглотителей времени» могут способствовать возникновению несчастных случаев на строительных площадках. Модель связывает организационные, межличностные, технологические факторы, а также факторы, связанные с планированием, повышенным уровнем стресса, утомления, снижением концентрации внимания и принятием рискованных решений у работников, что, в свою очередь, увеличивает вероятность ошибок и несчастных случаев. Предложена типология «поглотителей времени», специфичная для строительной индустрии, а также проанализированы механизмы их влияния на психологическое состояние работников. Модель также учитывает роль факторов рабочей среды (физических и организационных) как усилителей или смягчителей влияния «поглотителей времени». В заключение, подчеркивается важность не только внедрения эффективных методов управления временем на индивидуальном и организационном уровнях, но и необходимость формирования сильной культуры безопасности, создания благоприятной рабочей среды и обеспечения психологического благополучия работников для значительно снижения риска возникновения несчастных случаев.
Михеева В.В.
ПОПУЛИЗМ В ЭПОХУ ЦИФРОВЫХ ПРАКТИК: ВЫЗОВ ПОЛИТИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ МОЛОДЕЖИ И СТУДЕНТОВ
Аннотация
В статье рассматривается вопрос о возрастающей важности политического просвещения молодежи и студентов в век цифровых технологий. Актуальность данной темы обусловлена широким внедрением в политической сфере новых цифровых инноваций, которые, прежде всего, направлены на молодых людей и студенчество. Целью статьи является анализ характерных черт современных популистских практик и осмысление политического образования как фундамента формирования политической культуры гражданина и «воспитательного ориентира» в сложной социально-политической обстановке XXI века, в условиях современного кризиса, переживаемого обществами. Исследование сосредоточено на вызовах, которые популизм в цифровой среде представляет для политического образования молодежи и студентов. Указано на то, что в современном мире отмечается тенденция к созданию виртуальной проекции политической действительности. Популизм достаточно быстро становится неотъемлемым элементом современной политической реальности, а молодежь является активным пользователем цифровой среды, но одновременно с этим молодое поколение максимально уязвимо к манипуляции. В связи с этим, научное сообщество должно уделить приоритетное внимание разработке действенных стратегий противодействия данному феномену. На основании теоретического анализа феномена «популизм» сделан вывод о необходимости признания политического образования студентов приоритетной стратегией и ключевым элементом информационной безопасности государственной политики. Подчеркнуто, что политическое образование студентов и молодых людей является в эпоху политической виртуализации эффективным механизмом противодействия популистским тенденциям.
Напсо М.Д.
ЦЕННОСТЬ СЕЛФИ ДЛЯ «ПОКОЛЕНИЯ Z»
Аннотация
В статье исследуются проблематика селфи, раскрывается его ценность для молодого поколения в качестве социально значимого тренда. Рассматриваются различные аспекты данного феномена, показывается его востребованность цифровыми трансформациями и императивами общества потребления. Обращается внимание на содержащиеся в селфи позитивные и негативные смыслы, которые придают ему определенную противоречивость и неоднозначность интерпретации. Показываются возможности селфи в качестве инструмента самоутверждения и способа самоидентификации личности, обретения свободы и поиска аутентичности. Утверждается мысль о том, что практики селфи трансформируют пространство реальных социальных коммуникаций, которые все больше замещаются цифровыми взаимодействиями и онлайн-общением. Прослеживается процесс становления субкультуры селфи, оказывающей на молодое поколение глубокое мировоззренческое и социально-психологическое воздействие. Анализируется присущая культуре селфи театральность, являющаяся важнейшей консьюмеристской установкой. Акцентируется внимание на свойственном селфи нарциссизме, исследуется его востребованность реалиями общества потребления. Анализируются риски чрезмерной увлеченности селфи, чреватые возникновением селфи-аддикции и проявлениями цифрового эскапизма. Подчеркивается, что селфи-зависимость чревата возникновением деформированного сознания, стремлением к бегству от противоречивых реалий современной жизни в мир безмятежной и «свободной» от запретов виртуальности.
Напсо М.Б.
ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА И ИНФОРМАЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
Аннотация
В статье особенности современной информационной среды рассматриваются в контексте оказываемого на индивида информационного воздействия вследствие трансформации свойств информации и условий ее оборота. Автор акцентирует внимание на причинах и последствиях влияния таких факторов, как информационный переизбыток, информационный шум, искаженность информации, ее таргетированный и эмоционально пересыщенный характер, использование технологий искусственного интеллекта для синтезирования информации, модификации контента. Особый интерес вызывает проблема подконтрольности информационно-коммуникационных технологий и использования больших данных в условиях их скрытого характера и неосведомленности пользователей. Автор видит основную сложность противодействия негативному информационному воздействию – особенно на индивидуальном уровне – в качественно новом уровне информационных ресурсов, ставших невидимыми, неощущаемыми, но всепроникающими и всеобъемлющими в силу естественной вкрапленности в массово используемые технологии. В условиях, когда индивиды стали не только субъектами, но и объектами информационной деятельности, возможности индивида несоразмерны множеству постоянно меняющихся способов воздействия. Это обусловливает необходимость, с одной стороны, развития навыков самозащиты и, с другой, регулятивного вмешательства со стороны государства и придания информационным отношениям все более управляемого характера.
Руонала Л.А.
ФАКТОРЫ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ЖЕНЩИН, ЗАКЛЮЧИВШИХ БРАК С ИНОСТРАНЦАМИ
Аннотация
Статья посвящена осмыслению результатов исследования факторов успешной социально-психологической адаптации женщин, заключивших брак с иностранцами. Актуальность темы обусловлена нехваткой исследований, рассматривающих интеграцию этой группы в принимающее общество с учетом нелинейного и динамичного характера процесса адаптации. В результате теоретического и эмпирического изучения данной темы были выявлены факторы успешной социально-психологической адаптации женщин, заключивших брак с иностранцами, а именно: социальный (удовлетворенность ситуацией с работой, особенности бюрократии, отношение с коллегами, готовность принимающего общества к социальному взаимодействию с мигрантами, социальные характеристики нового места жительства), культурный (менталитет, язык, традиции, ценности), личностный (мотивационный профиль и субъектность, проактивность), близких отношений (отношения с мужем, его родственниками, родственниками на родине, поддержка близких друзей в стране исхода и новой стране). Данные факторы последовательно раскрываются на каждом их уровней адаптации («медовый месяц», накопление противоречий, депрессия, интеграция), формируя специфические трудности, их клинические проявления и уровни социально-психологической адаптации как динамического и нелинейного процесса. Отмечается, что перспективным направлением дальнейших исследований является расширенное изучение каждого из выявленных факторов с использование методов, соответствующих постнеклассической научной рациональности, включая нарративный анализ опыта женщин, переехавших в другую страну в связи с замужеством, феноменологический анализ их адаптации, а также применение метода обоснованной теории.
Самойлик Н.А., Орлова Е.А., Гребенников Ю.Л.
СИСТЕМА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Аннотация
В статье приводится теоретический анализ и результаты эмпирического исследования, направленного на изучение особенностей ценностных ориентаций обучающихся гражданских и ведомственных вузов в условиях современного цифрового пространства. Необходимо учитывать, что в условиях современного общества ценностные ориентиры личности претерпевают значительные изменения, связанные, прежде всего, с трансформацией сферы общения, многообразием форм реализации коммуникативных стратегий и взаимодействия в целом. Показано, что влияние цифровой медиакультуры на личность в большей степени проявляется в период профессиональной подготовки в образовательной среде вуза. Проведенное эмпирическое исследование продемонстрировало снижение значимости саморазвития, отзывчивости, оптимизма и справедливости у обучающихся с высоким уровнем зависимости от интернета. При этом участники группы с высоким уровнем зависимости от цифровой субкультуры демонстрируют низкую ценность добросовестности, тактичности и общительности. Полученные результаты не имеют исчерпывающего характера, а скорее, позволяют обозначить проблемное поле дальнейших исследований в области динамики ценностной сферы личности в условиях современного цифрового общества.
Сухов А.Н.
СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Аннотация
В данной статье раскрывается актуальность исследования проблемы социального развития общества, его безопасности, а также рассматривается сущность социально-психологического подхода к пониманию данных явлений. При этом анализируются трудности, которые имеют место при определении понятия, структуры и обеспечении социального развития общества, его безопасности. В данной статье раскрывается аспект, связанный с необходимостью модернизации современного общества. В ней дан понятийный аппарат, характеризующий данное явление.
Чжан Чэньси, Касиманова Л.А.
ИНТЕГРАЦИЯ ТРАДИЦИОННЫХ И СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИМ ТАНЦАМ В ВУЗАХ КИТАЯ
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы современного музыкального воспитания студентов, представленные в контексте обучения латиноамериканским танцам в высших учебных заведениях Китая. Актуальность исследования обусловлена необходимостью оптимизации системы обучения и повышения качества музыкального воспитания в условиях культурного и педагогического взаимодействия между странами. Цель исследования заключается в выявлении специфики интеграции традиционных и современных методов музыкального воспитания в процессе обучения студентов латиноамериканским танцам в вузах Китая. Среди ключевых задач: рассмотреть традиционные и современные методы музыкального воспитания, используемые в обучении латиноамериканским танцам в вузах Китая; выявить соотношение основных традиционных и современных методов музыкального воспитания; представить подходы к интеграции выявленных методов в воспитательный процесс. Основными методами исследования являются: анализ научной и методической литературы, сопоставительно-сравнительный анализ, метод наблюдения, методы анкетирования и интервьюирования, эксперимент. В результате исследования установлено, что интеграция традиционных и современных методов музыкального воспитания в процессе обучения латиноамериканским танцам в вузах Китая значительно повышает уровень музыкальной грамотности студентов и способствует их творческому развитию. Комплексное использование традиционных и современных методов обогащает воспитательный процесс, делая его более интерактивным и доступным для студентов: все это позволяет не только улучшить качество образования, но и способствует формированию более глубокого понимания музыкальной культуры, что весьма актуально в современном мире. Результаты исследования могут быть использованы для разработки новых программ обучения и повышения эффективности различных образовательно-воспитательных мероприятий в сфере музыкальной деятельности.
Янышева В.А., Донцов Д.А., Славинская Ю.А.
ИЗУЧЕНИЕ ПОСРЕДСТВОМ «МЕТОДИКИ МНОГОСТОРОННЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ» РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ В АУТООРДИНАЦИОННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ ЕСТЕСТВЕННО-ПСИХИЧЕСКИМ МЕТОДОМ
Аннотация
В данной статье предметно представлено эмпирико-экспериментальное исследование развития личности ординантов (клиентов) в процессе аутоординационной психотерапии, проводимой естественно-психическим методом. Это научно-практическое исследование лонгитюдно осуществлено на примере использования методики многостороннего исследования личности (ММИЛ). Данное эмпирико-экспериментальное лонгитюдное исследование произведено в контексте представления доказательной базы аутоординационного подхода (аутоординационного направления в психологии и психотерапии), что осуществлено путём применения ММИЛ. Существенной особенностью ММИЛ является то, что данная методика считается многофакторной, то есть выявляет целый ряд личностных условий, предпосылок или факторов развития личности. Данные факторы или шкалы представляют собою свойства и качества личности, которые, в совокупности, отображают собой целый ряд важнейших психических черт личности. Профиль личности надо оценивать как единое целое, а не как совокупность независимых шкал. Абсолютное значение Т-нормы по той или иной шкале менее существенно, однако, показатели шкал имеют весьма большую значимость. При анализе общей картины анализируемого профиля личности по ММИЛ, на начало данного исследования (Т-баллы до прохождения психотерапии аутоординационного направления, февраль 2024 года), практически по каждой шкале ММИЛ мы видим общую дисгармонию личности, с выявленной невротической акцентуацией характера и личности, с несомненной чрезмерной загруженностью сознания внутренними проблемами, обеспокоенностью, напряжённостью; наблюдаем повышенную активацию нервной системы в форме стресса и пр. После прохождения ординантом естественно-психическим методом (ЕПМ) 30-ти сессий психотерапии аутоординационного направления (ПАН) Т-баллы практически по всем шкалам имели значения от 60 до 40 Т-баллов, что показывает значение сверхнормативное, входящее в узкий коридор оптимальной нормы (в каждом данном конкретном случае).
РАЗДЕЛ III. ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТА ТРУДА И ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ
Голубь О.В., Тимофеева Т.С., Кузнецова Е.В.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ КАК КОПИНГ-СТРАТЕГИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Аннотация
Актуальность данного исследования заключается в том, что юношеский возраст является периодом множественных выборов, в том числе и профессиональных, от которых зависит самореализация и качество жизни современной молодежи. При этом неопределенность является условием осуществления выбора и принятия решений. Готовность выдерживать неопределенность, принимать ее как часть современного мира позволит молодежи быть более успешными в процессе своей самореализации. В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление уровня толерантности к неопределенности у студенческой молодежи в возрасте от 18-21 года во взаимосвязи с копинг-стратегиями. Выборку составили 108 человек – студентов вуза, из них 66 человек – девушки, 42 человека – юноши. В исследовании использовались методики: «Новый опросник толерантности к неопределенности», разработанный Т.В. Корниловой, опросник «Способы совладающего поведения» Лазаруса. В результате авторами работы выявлена взаимосвязь толерантности к неопределенности с копинг-стратегиями: поиск социальной поддержки, планирование решения проблем, положительная переоценка, при этом с этими же стратегиями положительно взаимосвязан и показатель интолерантности к неопределенности. Авторами сделан вывод о том, что толерантность к неопределенности является самостоятельной эффективной копинг-стратегией, помогающий молодым людям не воспринимать неопределенные ситуации с множеством возможных вариантов исходов как стрессовые. Результаты исследования могут быть использованы для оказания психологической помощи при разработке программ социально-психологической адаптации через формирование толерантности к неопределенности и развития навыков применения студенческой молодежи конструктивных копинг-стратегий.
Корнева Г.В., Костюшина Ю.И., Козлова Л.В.
АУТЕНТИЧНЫЙ ВИДЕОМАТЕРИАЛ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
Аннотация
В статье рассматривается вопрос использования аутентичных видеоматериалов в преподавании русского языка как иностранного в специальных целях. Авторами представлена технология работы над художественным фильмом на занятиях в медицинском вузе с целью формирования и развития умений и навыков профессиональной языковой коммуникации, подготовки иностранных учащихся к общению в медицинской сфере. В статье описана методическая система работы с аутентичными видеоматериалами профессиональной направленности – художественным фильмом с медицинской тематикой «Морфий». Данная методическая система предполагает три этапа: преддемонстрационный, демонстрационный и постдемонстрационный. Рассматривая художественный фильм как продуктивное средство формирования профессиональных языковых навыков иностранных студентов, авторы указывают на эффективность использования аутентичных видеоматериалов в рамках практических занятий по русскому языку, описывают каждый этап работы, приводят различные виды заданий для развития профессиональных умений в устной и письменной речи. Использование видеофильмов, содержание которых связано с будущей профессиональной деятельностью учащихся, оказывает влияние на заинтересованность студентов в учебном процессе, прочность усвоения ими языкового материала, позволяет успешно формировать и совершенствовать речевые профессиональные навыки, повышать мотивацию к изучению русского языка в целом и языка специальности в частности. Полученные в ходе исследования результаты могут иметь значение для оптимизации учебного процесса и эффективного обучения иностранных студентов русскому языку.
Краева М.Ю., Сидячева Н.В.
ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СОМАТИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В статьеописана специфика восприятия болезни детей младшего школьного возраста, их эмоциональное отношение к соматическим заболеваниям и особенности их самоотношения. Самоотношение ребенка влияет на проявление заболевания и его течение, на отношения в семье и со сверстниками, на общее психическое и психологическое состояние ребенка, оказываясь нередко вторичным следствием болезни. Цельнашего исследования состоит в изучении особенностей отношения к себе детей младшего школьного возраста с соматическими нарушениями здоровья. Первым шагом на пути самопознания ребенка является его отношение к своему физическому «Я» как фундаментальному основанию дальнейшего развития самосознания. Физическое «Я» включает в себя не только образ тела, особенности внешности и внешнего вида, но и физическое самочувствие, состояния «здоровья – болезни». Травматические ситуации в детстве, превышающие возможности ребенка справиться с ними самостоятельно, становятся мощным негативным фактором, влияющим на психику и на развивающуюся личность ребенка. Заболевания и особенно госпитализация ребенка существенно сужает социальное поле его активности, отражается на эмоциональной сфере и на всей структуре самоотношения, что может привести к искажению психического склада и формированию негативных паттернов поведения. Изменения накапливаются постепенно, часто не осознаются не только ребенком, но иногда и близкими взрослыми, но они могут формировать устойчивые установки, препятствующие полноценному и многостороннему развитию ребенка.
Веселова Н.А.
ВЛИЯНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ
Аннотация
В данном исследовании была изучена взаимосвязь между стрессоустойчивостью и результативностью в волейболе, сфокусированная на том, как психологические особенности спортсменов влияют на их технические и тактические возможности в ситуациях высокого давления. В исследовании приняли участие 30 волейболистов мужского и женского пола в возрасте 18-25 лет с разным уровнем опыта и стрессоустойчивости, которые оценивались с помощью стандартизированных психологических тестов. Игра игроков оценивалась по технической точности выполнения ключевых действий (например, подача, пас) и принятию тактических решений с помощью анализа видео и экспертных оценок. В исследовании использовался смешанный метод, сочетающий количественные данные, полученные с помощью показателей игры, с качественными данными, полученными в послематчевых интервью. Результаты выявили значительную корреляцию между стрессоустойчивостью и техническим мастерством: игроки, демонстрирующие более высокую стрессоустойчивость, добиваются более высокой точности и последовательности в своей игре. Исследование показало, что спортсмены с повышенной стрессоустойчивостью принимали более оптимальные тактические решения, особенно в условиях соревновательного напряжения. Было показано, что предсоревновательное напряжение является ключевым фактором, влияющим как на индивидуальные, так и на командные результаты, при этом игроки с высоким уровнем стрессоустойчивости демонстрируют более эффективные механизмы преодоления стресса. Данное исследование подчеркивает важнейшую роль психологической устойчивости в спорте и предполагает, что тренировки по управлению стрессом могут значительно улучшить как индивидуальные спортивные результаты, так и командную динамику.
Ященко Н.В., Егорова А.В., Усатова И.Ю.
МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы развития критического мышления у обучающихся неязыковых направлений подготовки с разным уровнем владения иностранным языком. Проводится обзор работ по формированию критического мышления при обучении иностранному языку. Критическое мышление, являясь одним из гибких навыков, позволяет эффективно справляться с большим потоком информации, отличать достоверные факты от ложных, принимать решения и выдвигать инновационные идеи, что актуально в эпоху жёсткой конкуренции. Отмечается, что языковые знания влияют на использование различных фаз или уровней существующих технологий развития критического мышления. Осуществляется построение модели развития критического мышления и выделяются его ступени (подготовительная, предваряющая и формирующая, демонстрационная). Предлагаются различные методы и инструменты обучения на разных уровнях владения иностранным языком (А1-С1). Подчёркивается, что на родном языке можно использовать все методы практически одновременно (единственный принцип – от простого к сложному), тогда как на иностранном языке всё осложняется уровнем языковой подготовки. Однако, соблюдая тот же принцип (от простого к сложному), можно постепенно идти к формированию критического мышления у обучаемых. Авторы осуществляют подбор методов и инструментов формирования критического мышления у обучающихся с разной языковой подготовкой, основываясь на существующих технологиях таксономии Б. Блума и технологии развития критического мышления через чтение и письмо.