РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
Суязова А.Г., Суховерхова А.И.
ПОЛИТИКА ГЕРМАНИИ В ОТНОШЕНИИ КОСОВО В КОНТЕКСТЕ ЕВРОИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ЗАПАДНЫХ БАЛКАНАХ (2000-2008 ГГ.)
В статье приводится анализ внешней политики Германии по отношению к Косово в начале XXI века. Авторы обосновывают стратегическую заинтересованность федеративной республики в регионе Западные Балканы, где Косово является одной из проблемных точек. В начале 1990-х годов Германия стремилась закрепить свой новый, более высокий международный статус за счет вовлечения в процесс урегулирования Югославского кризиса. На протяжении развития трагических событий на Балканах Берлин планомерно наращивал военную компоненту своей политики, в итоге став одним из государств-членов НАТО, бомбивших Югославию в 1999 году. В начале 2000-х годов во внешнеполитической стратегии Германии на постъюгославском пространстве на смену жестким силовым методам пришла концепция «умной силы». Данная тенденция была характерна для политики Евросоюза в целом, ядро которой составляла деятельность ФРГ. Будучи «локомотивом» евроинтеграции ФРГ выступала главным инициатором распространения влияния Европейского союза на Юго-Восточную Европу, что также отвечало задаче укрепления лидерства самой Германии. Политика федеративной республики по отношению к Косово выстраивалась, прежде всего, путем предоставления помощи, сотрудничества в целях развития, участия в работе KFOR, UNMIK, EULEX. В рассматриваемый период Берлин стал одним из ключевых доноров Приштины. Однако, несмотря на заинтересованность Брюсселя и Берлина в сближении Западных Балкан с Евросоюзом, проблема Косово после одностороннего провозглашения независимости стала одной из ключевых преград на пути стабилизации региона.
Чжан Цзяньцяо, Ларина Е.И.
ВЛИЯНИЕ ШАМАНИЗМА НА РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ МОНГОЛЬСКОГО ЭТНОСА
Изучение государственности кочевых этносов Средневековья и роли в ней шаманизма представляет собой уникальную возможность для раскрытия сложных взаимодействий между политикой, религией и культурой в эпоху, когда многие территории находились под влиянием монгольской экспансии. Основной акцент статьи сосредоточен на понимании шаманизма как одного из ключевых факторов, способствовавших политической консолидации и стабильности в рамках монгольской империи. Обсуждаемая в статье проблема «государственности» монгольского этноса тесно связана с периодом монгольского ига в русской истории. Несмотря на многочисленные исследования Золотой Орды и другие образования, такие как Ильханат и династия Юань, многие исследователи недостаточно анализируют роль религии, особенно шаманизма, в формировании монгольской государственности. В статье предпринята попытка заполнить этот пробел, показывая как шаманизм в качестве идеологической системы оказывал значимое влияние на политическую и социальную структуру монгольских обществ. Методологически статья основывается на трех ключевых признаках Н.Н. Крадина для измерения политической эволюции кочевого общества: политическая интеграция, социальная стратификация и развитие специализированных техник. Мы стремимся интерпретировать эти признаки через призму влияния шаманизма, что делает вклад в развитие методологических подходов к изучению номадизма в целом. Центральные аргументы статьи заключаются в следующем: а) шаманизм, благодаря своей встроенной системе политеизма и принятия множества богов, способствовал интеграции различных культур и религий в едином государственном образовании. Это выражалось в политике религиозной терпимости, активно проводимой монгольскими правителями, что помогало избегать религиозных конфликтов и интегрировать разнообразные культурные элементы завоеванных народов; б) шаманы играли важную роль в социальной структуре, поддерживая порядок и способствуя политической легитимности правителей; в) шаманы обладали знаниями в области медицины и лечения, что также признается одной из форм специализированной деятельности в монгольском обществе. Исследование роли шаманизма в монгольском обществе открывает новые перспективы для изучения вопроса взаимодействия религии и государства в контексте исторического развития евразийских империй.
РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКСНОЕ ПОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
Васильева А.А., Разина Т.В.
РАЗРАБОТКА И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ И ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ
Эмоциональное выгорание педагогов-психологов представляет собой сложный многофакторный феномен, негативно влияющий на их психологическое благополучие и качество оказываемой помощи. В статье рассматриваются ключевые факторы, способствующие развитию эмоционального выгорания у данной категории специалистов, включая индивидуальные психологические характеристики, особенности профессиональной среды и уровень социальной поддержки. Анализ исследований показал, что существующие программы профилактики часто не учитывают специфики деятельности педагогов-психологов и индивидуальных различий специалистов. В рамках исследования была разработана, апробирована и оценена комплексная программа профилактики и преодоления эмоционального выгорания, основанная на когнитивно-бихевиоральных, ресурсных и системно-деятельностных подходах. В исследовании приняли участие 189 педагогов-психологов, работающих в общеобразовательных школах и психолого-педагогических центрах. Примененные психодиагностические методики позволили выявить динамику изменений эмоционального состояния специалистов после участия в программе. Результаты апробации программы свидетельствуют о ее высокой эффективности: зафиксировано снижение уровня эмоционального истощения, повышение стрессоустойчивости, развитие навыков саморегуляции и профессиональной идентичности. Полученные данные подтверждают значимость комплексного подхода в профилактике эмоционального выгорания педагогов-психологов. Разработанная программа может быть рекомендована для внедрения в образовательных учреждениях и центрах психологической помощи.
Духновский С.В., Цимбал А.С., Вартанян А.С.
ДОВЕРИЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УЯЗВИМОСТИ
В статье с привлечением эмпирического материала раскрываются вопросы информационно-психологической уязвимости в контексте проблемы доверия сотрудников органов внутренних дел. Цель исследования – выявление и описание взаимосвязи доверие и его составляющих (к себе, другим и миру), а также критического мышления с информационно-психологической уязвимостью и установление различий в данных показателях у сотрудников с разным уровнем уязвимости. Респондентами выступили 271 сотрудник органов внутренних дел (слушателей первоначальной подготовки и сотрудники, проходившие повышение квалификации в СПБУМВД России. Применяли комплекс психодиагностических методик: опросник «Доверия/недоверия личности миру, другим людям, себе», шкалу «Информационно-психологической уязвимости» и шкалу «Критическое мышление». Установлено, что информационно-психологическая уязвимость взаимосвязана с доверием сотрудников органов внутренних дел. Повышение уязвимости в сторону информационно-психологической виктимности, сопровождается снижением показателей доверия к себе, другим и миру, а также критического мышления. Показано, что доверие в сочетании со способностью к критическому мышлению являются детерминантами информационно-психологической уязвимости сотрудников органов внутренних дел. Установлено, что у сотрудников с низким уровнем уязвимости (устойчивых) доверие к себе и другим более выражено, чем доверие к миру. У сотрудников с умеренными значениями данного показателя, доверие к себе, менее выражено чем к другим и миру. Тогда как у сотрудников с высокими значениями уязвимости (виктимных), преобладает доверие к людям над показателями доверия к себе и миру. Сотрудники с низким уровнем уязвимости обладают выраженной способностью к критическому мышлению. Тогда как в группе уязвимых сотрудников данная способность выражена на среднем уровне, а у сотрудников с высоким уровнем уязвимости – она выражена на пониженном уровне. Что в сочетании с особенностями доверия является условием, повышающим возможность субъектов стать жертвой информационного воздействия и/или влияния.
Горшкова М.А., Ефремов А.В.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА У ПОДРОСТКОВ
Статья посвящена анализу роли цифровых технологий в патриотическом воспитании школьников в условиях цифровизации образовательной среды. Актуальность темы обусловлена государственной политикой России, направленной на укрепление традиционных ценностей, а также необходимостью адаптации воспитательных практик к реалиям цифровой эпохи. Цель исследования — расширение методик применения цифровых платформ в патриотическом воспитании, выявление рисков и предложение путей их минимизации. В работе использованы методы контент-анализа цифровых ресурсов, кросс-культурного анализа идентичности и наблюдения за поведением учащихся. Основное внимание уделено трем платформам: мультимедийному проекту «Дорога памяти», порталу «История.РФ» и конкурсу пользовательского контента «За это я люблю Россию» в социальной сети ВКонтакте. Показано, что их интеграция в учебный процесс способствует формированию эмоционально-интеллектуальной связи учащихся с историческим наследием через интерактивные форматы (3D-туры, виртуальные архивы, проектные задания). Особый акцент сделан на развитии критического мышления и медийной грамотности как основы осознанного патриотизма. Авторы предлагают методики анализа информации (кейс-лаборатории, метод «Круги доверия»), которые можно применять для формирования критического мышления у обучающихся. Результаты исследования демонстрируют эффективность цифровых платформ в формировании патриотических чувств школьников. Однако успех зависит от системной интеграции технологий в учебные планы, обеспечения доступа к платформам и подготовки педагогов. В заключении делается вывод о том, что синтез цифровых инструментов и традиционных методов создает условия для воспитания поколения, способного критически оценивать информацию, гордиться прошлым и созидать будущее России.
Жихарева Л.В., Корниенко М.В.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ФЕНОМЕНА ОТКЛАДЫВАНИЯ ЗАДАЧ И ПЕРФЕКЦИОНИЗМА
Прокрастинация и перфекционизм являются широко известными понятиями в современной психологии. Оба понятия представляют собой актуальную тему для исследований, поскольку имеют существенное влияние на психологическое состояние и функционирование человека. Вопрос прокрастинации, как явления откладывания дел на потом, начал активно исследоваться в отечественной науке относительно недавно. В настоящее время практически нет однозначно определенных причин, которые могли бы объяснить склонность студентов к данному поведению. В связи с этим возникают вопросы о факторах, способствующих возникновению прокрастинации у студентов, включая феномен перфекционизма. Данная статья посвящена взаимосвязи между прокрастинацией и перфекционизмом как психологическими феноменами откладывания задач в контексте стремления к идеальности. Обзор литературы демонстрирует, что прокрастинация и перфекционизм взаимосвязаны. Анализируются механизмы, такие как отрицание проблемы, автоматическое мышление, перфекционизм и страх неудачи. Представлены результаты эмпирического исследования, в котором приняло участие 200 респондентов. Результаты демонстрируют положительные корреляции между негативным селектированием, высокими стандартами и озабоченностью оценками других с прокрастинацией. Выявлено, что высокие стандарты способствуют откладыванию задач, так как индивиды стремятся избежать негативной оценки. Окончательные выводы подчеркивают, что прокрастинация может быть инструментом избегания стрессовых ситуаций, а перфекционизм приводит к значительному психологическому напряжению. Рекомендуется дальнейшее изучение взаимосвязи между этими феноменами и разрабатываются стратегии для преодоления прокрастинации в контексте перфекционизма.
Напсо М.Б.
СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ И ИХ ТРАНСФОРМАЦИЯ
В статье проблематика информационных потребностей рассматривается в контексте особенностей современного оборота информации и растущей востребованности информационно-коммуникационных технологий, что оказывает трансформирующее влияние на индивида, содержание и способы реализации его информационных потребностей. Автор убежден, что феномены информационного переизбытка, информационного загрязнения, изменение качества информации (искажение, синтезирование, модификация), запрос на интерактивность, соучастие, востребованность инфообразов и информации, отражающей личностные характеристики обеих сторон, следует называть в числе главных причин трансформации информационных потребностей.Содержание и реализация информационных потребностей современного индивида неразрывно связаны с использованием технологий, вплоть до полной зависимости от них, что ведет к формированию вслед за технологическими новшествами новые видов потребностей. Становится очевидным, что удовлетворение современных информационных потребностей происходит в условиях повышенной сетевой и интернет-активности, преобладания виртуальной среды и цифрового контента, что повышает значимость для индивида правильного выбора стратегии информационного поведения.
Сухов А.Н.
МНОГОМЕРНЫЙ ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ СТРУКТУРЫ ОБЩЕСТВА
В данной статье раскрывается актуальность темы, связанная с необходимостью развития социальной психологии общества как отрасли. В ней дан понятийный аппарат, характеризующий данное явление. Вместе с тем в статье изложены трудности и дискуссионные вопросы, возникающие в данной области. В статье так же обоснована оптимальная модель модернизации современного общества и анализируется практика реформирования отдельных сегментов социальной сферы.
РАЗДЕЛ III. ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТА ТРУДА И ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ
Комарова О.А.
ВЛИЯНИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ НА УСПЕШНОСТЬ ИХ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
В статье представлены результаты исследования влияния мотивации студентов на успешность их обучения в высшем учебном заведении. Экспериментально доказано, что наиболее высокий уровень мотивации к успешной учебной деятельности демонстрируют студенты с высоким уровнем мотивации к успеху, в мотивационном ядре которых превалируют такие потребности: потребность в интересной, общественно полезной работе; потребность ставить для себя дерзновенные, сложные цели и достигать их; потребность в социальных контактах; потребность в самовыражении; потребность быть креативным. Методологию исследования составили положения классической и когнитивной теорий мотивации. Методами исследования стали анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, тестирование, анкетирование, статистическая обработка данных. В результате исследования был сформулирован вывод о прямой зависимости успешности обучения студентов от уровня их мотивации к успеху, а также о преобладании у студентов с невысокими показателями успешности обучения материальной и статусной мотивации, а у студентов-хорошистов и студентов-отличников трудовой мотивации. Было обосновано, что для современных студентов с высокой академической успешностью обучения характерны средняя и умеренно высокая мотивация к избеганию неудач, а также средний и высокий уровни готовности к риску.
Кароян А.А., Климова Е.В., Шмырев В.И., Коверкина Е.В.
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ОБОРУДОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ЛАБОРАТОРИИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
В статье рассматривается педагогическая проблема формирования личностных качеств обучающихся 10-х классов средствами использования высокотехнологического оборудования естественнонаучной лаборатории кафедры экологии и природоохранной деятельности во внеурочное время с учетом учебного процесса. На начальном этапе исследования было проведено тестирование сформированности таких психологических качеств как уровни развития познавательного интереса, мотивации к урокам экологии, биологии и коммуникативные способности обучающихся в контрольной и экспериментальной группах. Диагностика данных качеств показала низкие результаты по всем параметрам исследования, включая уровень успеваемости в обеих группах. Исходя из этого, нами был разработан и внедрен комплекс заданий с использованием экологического оборудования естественнонаучной лаборатории, развивающие личностные качества обучающихся в учебном процессе в экспериментальной группе в течение 5 месяцев. Данный комплекс применялся на специально организованном курсе по экологии в ЕН лаборатории кафедры экологии и природоохранной деятельности. После проведенных занятий с обучающимися 10-х классов экспериментальной группы была проведена вторичная диагностика по определению сформированности уровней развития качеств личности, включая и контрольную группу. Вторичная диагностика показала положительную динамику всех учитываемых в учебном процессе показателей в экспериментальной группе по сравнению с контрольной. Высокие результаты также фиксировались по уровню качества успеваемости у обучающихся экспериментальной группы.
Кузьмина К.А.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ: РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ПОДХОДА
В статье проанализирована проблема профессионального воспитания будущих педагогов на вузовском этапе в контексте реализации программно-целевого подхода. При помощи комплексного применения методов достигнута цель – представить результаты разработки методологических принципов, заложенных в основу построения комплексной многоцелевой программы мероприятий «Формирование ценности здоровья и ЗОЖ у студентов вуза» на основе анализа опыта реализации воспитательной работы для решения ключевых проблем адаптации студентов с помощью здоровьесберегающих технологий. В ходе достижения цели последовательно представлено решение следующих задач: изучен и кратко обобщен опыт исследователей и практиков в отношении определения профессионального воспитания; сформулировано авторское понимание профессионального воспитания в отношении будущих учителей; с учетом выявленных исследовательских лакун осуществлено целеполагание исследования. Приоритизированные фокусы воздействия адаптационных программ позволили сформулировать целевые ориентиры и обозначить ключевые методологические составляющие в конструировании адаптационных программ для студентов с учетом использования программно-целевого подхода. В избранной логике исследования разработаны принципы формирования адаптационных программ и определены основные вехи успешности ее реализации, также сформулированы ключевые программные цели, фокусы влияния и некоторые возможные форматы мероприятий. Полученные результаты подтвердили гипотезу исследования. В итоге автором сформулировано представление о типовом конструкте адаптационной программы для студентов, реализуемой с использованием и в логике программно-целевого подхода как инструмента совершенствования механизма управления профессиональным воспитанием студентов. Обозначена возможность пролонгирования адаптационной программы с последующим уточнением задач программы, а также тиражирования программы, что может являться отдельным направлением будущего исследовательского поиска и задать перспективы в продолжение исследования феномена профессионального воспитания студентов вуза.
Лысенко В.В., Иванцова Ю.А., Никитина Е.В.
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МОРСКОЙ ТЕХНОСФЕРЕ У БУДУЩИХ МОРЯКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ
В статье рассматривается актуальная проблема формирования компетенций безопасности жизнедеятельности в морской техносфере у будущих специалистов морского профиля в контексте изучения иностранного языка в высшем учебном заведении. Актуальность исследования обусловлена возрастающими требованиями международных стандартов к профессиональной подготовке специалистов морской отрасли, а также необходимостью обеспечения безопасности в условиях глобализации и интенсификации международного сотрудничества. Для достижения поставленных целей применялись методы теоретического уровня (анализ, обобщение, систематизация и интерпретация данных) и эмпирического уровня (опрос обучающихся и выпускников Морского института Севастопольского государственного университета). Научная новизна работы заключается в разработке авторского опросника, охватывающего ключевые аспекты безопасности жизнедеятельности в морской техносфере, и создании методики обучения данной теме на основе анализа полученных данных. Предложенная методика включает комплексный подход, объединяющий лингвистическую подготовку с профессиональной направленностью, и предусматривает использование активных методов обучения: чтение и перевод международных конвенций, анализ аварийных ситуаций, составление инструкций на иностранном языке, применение кейс-метода и информационно-коммуникационных технологий. Особое внимание уделяется развитию навыков межкультурной коммуникации и адаптации к различным профессиональным ситуациям. Результаты исследования подтверждают эффективность предложенных подходов для повышения уровня профессиональной и языковой компетенции обучающихся, что способствует их успешной адаптации к реальным условиям профессиональной деятельности. Практическая значимость работы состоит в возможности использования разработанных материалов в учебном процессе морских вузов для совершенствования системы подготовки специалистов морского профиля.
Михайлова О.Б., Пономарева И.А., Голубев Д.В.
ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В СУБКУЛЬТУРЕ ЭКСТРИМА
В статье представлен теоретический анализ возникновения и причин популярности среди молодежи экстремальных субкультур. В содержании анализируются основные предпосылки увлечения экстремальной активностью, рассматривается природа экстремальности личности. Выделены как положительные, так и отрицательные характеристики проявления экстремальности, такие как личностная незрелость (инфантильность), кризис идентичности (маргинальность), деструктивность поведения, неадекватно завышенная самопрезентация (нарциссизм), нежелание самореализоваться в социуме. На основании проведенного анализа научных исследований авторами выдвигается предположение о когнитивных искажениях как предпосылках формирования субкультур в современном обществе. В статье представлен сравнительный анализ теорий А. Бека, Д. Канемана и А. Тверски о когнитивных искажениях и философия сущности образования Б.С. Гершунского. В результате авторы формулируют вывод о том, что молодежные субкультуры являются своеобразным ответом действительности на фоне сформированных когнитивных искажений в ментальной схеме миропонимания молодых поколений. В содержании статьи рассмотрены возрастные особенности представителей экстремальных субкультур и обоснованы основные мотивы занятий экстремальной активностью. В заключении статьи представлены основные психолого-педагогические направления в формировании самореализации, которые помогут педагогам, психологам и родителям конструктивно взаимодействовать с подростками и молодежью, увлеченными экстремальными видами активности.
Новак Н.Г., Захарова А.Н., Метелица Л.Д.
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ СТРУКТУРА ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ, ПЕРЕЖИВШИХ СЕМЕЙНЫЙ КРИЗИС
В статье рассматривается проблема воздействия опыта переживания кризиса родительской семьи на развитие ценностно-смысловой сферы детей. В момент кризиса дисфункциональность супружеской и/или детско-родительской подсистем, отсутствие между членами семьи взаимопонимания, терпимости, взаимопомощи и поддержки является стимулом к разрыву внутрисемейных связей. Цель статьи – описание особенностей ценностно-смысловой сферы старшеклассников, переживших семейный кризис. Выборку исследования составили 102 старшеклассников 15-17 лет (39 мужского и 63 женского пола). Применялись методика «Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)» (Д.А. Леонтьев) и методика «Ценностные ориентации личности (ЦОЛ-8)» (Г.Е. Леевик). Выявлено, что проживание в кризисной ситуации откладывает отпечаток на процесс формирования системы жизненных смыслов и ценностных ориентаций личности. В целом для старшеклассников, переживших ненормативный кризис родительской семьи, характерны более низкие показатели осмысленности жизни по всем модулям, склонность жить сегодняшним или вчерашним днем, при этом ощущается неудовлетворенность своей жизнью в настоящем, неудовлетворенность прожитой частью жизни и неверие в способность контролировать события собственной жизни в будущем. Они ориентированы на материальное благополучие путем развития собственной выдержки, самообладания и настойчивости, нежели таких качеств, как скромность и бескорыстие, требовательность и чувство собственного достоинства, а также способность понять, почувствовать прекрасное в человеке, природе и искусстве.
Орлова И.И., Осипов А.Ю., Стародубцева Н.В., Жавнер Т.В., Филиппович В.А.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОРМАТОВ ИГРОВОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ
Практика обучения студентов медицинских вузов должна включать форматы активного обучения для соответствия стандартам образовательной аккредитации. Известно, что использование игрового формата обучения (game-based learning) способствует повышению уровня мотивации к обучению и росту академической успеваемости студентов-медиков. Цель исследования – поиск возможностей эффективного использования форм и методов игрового обучения и определение потенциальных барьеров, препятствующих эффективному применению игрового обучения в практике медицинского образования. Специальная фокус-группа (преподаватели медицинского вуза) прошла процедуру анкетирования. Дополнительно выполнен поиск актуальных данных зарубежных исследователей, посвященных заявленной проблематике. Результаты анкетирования показали, что преподаватели в рамках игрового обучения используют онлайн-тестирование, образовательные игры, мобильные приложения и мультимедийный контент. Общий объем игрового обучения не превышает 20% от общего количества часов, выделяемых на учебную дисциплину. Анализ информации зарубежных исследователей показал, что в зарубежной образовательной практике более широко используются форматы игрового обучения, связанные с мультимедийный контентом и современными мобильными приложениями. Основным препятствием к развитию игрового обучения исследователи называют отсутствие единой стандартизированной оценки качества всех игровых образовательных ресурсов. Геймификация медицинского образования предоставляет преподавателям большие возможности для повышения качества процесса обучения студентов-медиков. В тоже время общий уровень использования различных форматов игрового обучения в отечественной практике медицинского образования сегодня ниже, чем в зарубежной образовательной практике, и нуждается в увеличении общего количества игровых форматов обучения (в первую очередь образовательных мобильных приложений и мультимедийного контента) и повышении качества игрового обучения (за счет стандартизации игровых образовательных ресурсов и наличия обратной связи между разработчиками игрового образовательного контента и преподавателями).