РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
Бочарников И.В.
НИКИТА ДЕМИДОВИЧ ДЕМИДОВ. СПОДВИЖНИК ПЕТРА ВЕЛИКОГО В ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕОБРАЗОВАНИИ РОССИИ
В статье рассматриваются основные этапы жизнедеятельности выдающегося российского оружейника, промышленника и предпринимателя, соратника Петра I в преобразовании России Никиты Демидовича Демидова. Начав свою трудовую деятельность подмастерьем он, благодаря своему трудолюбию, стал одним из наиболее искусных тульских оружейников, чей талант и мастерство были востребованы в вооружении и оснащении Русской армии в период Северной войны. При этом поставляемое им вооружение было не только дешевле зарубежных аналогов, но и лучше их. Важнейшим направлением деятельности Никиты Демидова стало горнозаводское дело. Большой вклад Н.Д. Демидова внес в развитие промышленного производства России и становление ее в качестве экономически независимой и сильной державы. Своей деятельностью Никита Демидов, по сути, закладывал основы отечественного оборонно-промышленного комплекса.
Чжан Цзяньцяо, Ларина Е.И.
«ИСТОРИЯ ТЮРКОВ»: НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ КИТАЙСКОГО ТЮРКОЛОГА СЮЭ ЦЗУНЧЖЭНА
В статье представлено научное наследие ведущего историка, тюрколога, этнолога Сюэ Цзунчжэна (06.1935), достижения его исследований и его представление об этнологии и тюркологии. Сюэ Цзунчжэна является ярким представителем китайской исторической науки, развивавшейся в середине XX в. в парадигме марксизма, которая в последнее время подвергается критике в контексте китайской политики «Реформ и Открытости», дополняется другими методологическими подходами. Поскольку его труды по тюркологии стали фундаментом для современных исследователей, необходимо проанализировать научное наследие Сюэ Цзунчжэна. Для того, чтобы показать особенности и развитие его взглядов, статья основывается на его представительной монографии «История тюрков» (1992), описывая источники, структуру, основное содержание и оценку данной книги, анализируя вопросы, касающиеся «Взгляда Сюэ Цзунчжэна на клан Ашина», «Взгляда Сюэ на клан Ашидэ», «Определение этнической принадлежности и тюркского этноса, данное Сюэ Цзунчжэном», «Взгляда Сюэ на тюркскую этническую историю», «Взгляда Сюэ на тюркскую политическую историю». Наконец, с одной стороны, исследование Сюэ Цзунчжэна положительно оценивается с точки зрения прекрасных традиций китайской историографии и научных традиций западной историографии; с другой стороны, особо отмечается, что в книге «История тюрков» есть три очевидного недостатка как «разрозненная структура», «слабые аргументы» и «сложная терминология», а в конце концов анализируется определённое влияние контекста времени на тюркологические исследования Сюэ Цзунчжэна.
РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКСНОЕ ПОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
Андони А.И., Нестерова А.А.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ИССЛЕДОВАНИИ ДРУЖБЫ ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР
Статья посвящена анализу существующих социально-психологических подходов в исследовании дружбы взрослых людей. Был проведен систематический обзор отечественной и зарубежной литературы по данной теме, и в хронологическом порядке описаны как основные подходы, так и разработанные в рамках данных подходов теории, концепции и модели дружеских отношений во взрослом возрасте. В эволюции социально-психологических исследований взрослой дружбы (adult friendship) были выделены следующие этапы: этап зарождения психологии дружбы; этап развития моделей межличностной аттракции; этап исследования дружбы как вида межличностных отношений; этап исследования дружбы как вида аутентичных и близких отношений. Каждый этап связан с доминированием соответствующего социально-психологического подхода. В статье представлены результаты отечественных и зарубежных исследований феномена дружбы. Выделяются различные аспекты данных исследований: выявление социальных представлений о дружеских отношениях в разных возрастных группах; мотивы формирования дружеских отношений; дружба как дополнительная социальная роль; функциональные компоненты дружбы; факторы эмоциональной близости в дружеских отношениях; дружба в контексте иерархичных систем и теории социальных сетей; корреляция дружеских отношений с уровнем физического здоровья и психологического благополучия личности; взаимосвязь отсутствия доверительных дружеских отношений во взрослом возрасте с депрессией и суицидальным поведением. Таким образом, в теоретическом обзоре делается вывод об эволюции дружеских отношений взрослых как предмета исследования.
Бернгардт К.В., Космодемьянова А.А., Миронова Л.И.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
В данной статье исследуется применение метода проектной деятельности в обучении взрослых в рамках дополнительного профессионального образования (ДПО), осуществляемого на кафедре «Промышленного, гражданского строительства и экспертизы недвижимости» Института строительства и архитектуры Уральского федерального университета. Актуальность рассматриваемого вопроса обуславливается существующим несоответствием между требованиями профессиональной среды к качеству подготовки современных высококвалифицированных специалистов и отсутствием системного подхода, который мог бы обеспечить современное учебно-методическое сопровождение. Это, в свою очередь, способно улучшить качество подготовки кадров для строительной отрасли через внедрение практико-ориентированного подхода в процессе обучения взрослых на основе проектного метода. Цель статьи – анализ возможностей и перспективы развития системы ДПО в области подготовки инженеров для строительной отрасли в условиях реализации практико-ориентированных проектов. Для достижения цели исследования решены следующие задачи: определено содержание практико-ориентированного проекта в профессиональной переподготовке специалиста по направлению Строительство; выделены педагогические особенности метода проектов в системе ДПО по направлению Строительство. Объект исследования – процесс профессиональной переподготовки слушателей по направлению Строительство в системе ДПО. Предмет исследования – реализация практико-ориентированных проектов в процессе переподготовки слушателей для сферы промышленного и гражданского строительства.
Васюта Юлия
РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ:
100-ЛЕТНЯЯ ДИНАМИКА В КОНТЕКСТЕ ТРАНСФОРМАЦИЙ В УПРАВЛЕНИИ
Статья посвящена анализу эволюции организационной культуры на протяжении последнего века, с акцентом на влияние исторических изменений при её становлении и развитии зарубежом и в отечественной науке. Рассматриваются ключевые концептуальные тенденции и научные труды авторов, которые определяли трансформацию организационной культуры в различных исторических контекстах, начиная с начала XX века до современности. Уделено внимание социально-экономическим изменениям, которые влияют на ценности, нормы и практики внутри организаций. В ходе анализа выявлено, что первичное становление исследований организационной культуры в больше степени произошло в рамках социологических практик, а уже позднее перетекло в психологию труда, и стало одним из её ведущих предметов исследования. Также обнаружено, что в отечественной науке и практике активное упоминание организационной/корпоративной культуры в научных трудах, статьях и диссертациях зафиксировано только ближе к концу 80-х началу 90-х годов, что обусловлено приходом рыночной экономики и соответственно сближением с зарубежными тенденциями управления. Проанализированные работы позволяют обозначить важность данного явления в рамках грамотного выстраивания трудовых процессов и обеспечения оптимального комфортного психоэмоционального состояния субъекта труда. Материалы настоящей статьи выступают одной из вводных частей исследования, посвященного психологическим особенностям вовлеченности работников в организационную культуру.
Гончарова И.В., Деревянко Е.В.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛАТФОРМЫ COREAPP ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
В статье исследуются возможности образовательной платформы CoreApp в контексте цифровой трансформации дополнительного математического образования. Описан опыт разработки электронного курса «Геометрия треугольника и её применения» на онлайн-платформе CoreApp для дополнительного изучения математики обучающимися 8-9 классов для обеспечения эффективного освоения программы «Реальная математика» в научно-образовательном математическом центре «Математический центр Донецкого государственного университета» в условиях цифровой среды. Авторы акцентируют внимание на ключевых аспектах разработки и внедрения электронного курса, выделяя такие значимые факторы, как адаптивный характер обучения, обеспечиваемый технологическими решениями платформы, систему тьюторского сопровождения и персонализацию образовательных траекторий, интерактивные форматы подачи материала и автоматизированный контроль знаний. Особый интерес представляет анализ педагогических преимуществ цифрового курса, включая формирование навыков самокоррекции через итеративную систему проверки заданий, развитие критического мышления за счёт мгновенной обратной связи, а также обеспечение доступности качественного образования независимо от географического положения обучающихся. Авторы подчёркивают, что основная сложность цифровизации образовательного процесса заключается в необходимости гармоничного сочетания технологических возможностей платформы с методическими требованиями к организации учебной деятельности. Это обуславливает важность комплексного подхода к проектированию электронных курсов, подготовки преподавателей к работе в цифровой среде, разработки механизмов адаптации содержания под индивидуальные образовательные потребности. В условиях активного внедрения цифровых технологий в образование, представленный опыт создания электронного курса на платформе CoreApp демонстрирует перспективное направление для обеспечения непрерывности и качества дополнительного математического образования, требующее, как развития цифровых компетенций участников образовательного процесса, так и дальнейшего совершенствования функциональных возможностей образовательных платформ.
Димова А.Л., Харченко Н.Л.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БИЛИНГВАЛЬНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА
Статья посвящена теоретико-методологическим подходам к актуализации содержания образования преподавателей, обучающих иностранных граждан (ИГ) в современных условиях цифровой трансформации образования. Актуальность исследования определяется новой стратегией нашего Государства, направленной на: привлечение иностранных студентов к обучению в российских образовательных организациях; создание условий для их академической мобильности; подготовку двуязычной и бикультурной личности, владеющей цифровыми инструментами для билингвального дистанционного обучения, знающей русский язык и культуру России, обладающей физическим и психическим здоровьем. Существующие тенденции развития билингвального образования в России и в мире обусловливают целесообразность использования билингвального цифрового информационного образовательного ресурса (БИОР), образовательных платформ и онлайн-сервисов для дистанционного обучения иностранных сту-ентов в цифровой образовательной среде (ЦОС). Исследования отечественных и зарубежных авторов свидетельствуют о: неподготовленности педагогов иностранного языка к использованию БИОР в ЦОС, в том числе в условиях обеспечения безопасности здоровья ИГ, обучающихся в этой среде; необходимости теоретического обоснования содержания обучения в данной области. Цель статьи – теоретические основания и методологические подходы к формированию содержания обучения преподавателей иностранного языка к использованию БИОР в ЦОС. Раскрыты методологические подходы (деятельностный, личностно-деятельностный, социально-деятельностный и личностно-развивающий подходы), определяющие цели и содержание обучения в данной области. Проведены междисциплинарные исследования для достижения достоверности экспертных заключений по рассматриваемой проблеме.
Евсеева Е.Г., Скворцова Д.А.
СРЕДСТВА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ
К ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
В статье рассмотрена проблема подготовки будущего учителя математики к организации обучения в цифровой образовательной среде. Предложено такую подготовку осуществлять в бакалавриате по направлению 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями) профили: математика и информатика в процессе обучения дисциплинам «ИКТ в обучении математики и информатики», «Проектирование и разработка информационных систем в образовании» и «Технологии цифрового образования». В качестве средств подготовки будущих учителей математики к организации обучения в цифровой образовательной среде предложено использовать: индивидуальные задания по разработке авторских средств работы в ЦОС; интегративные проекты разработке компьютерно-ориентированных и электронных уроков и сайт «Цифровой помощник учителя математики», содержащий описание процедур проектирования, создания и использования в обучении цифровых учебных ресурсов. В качестве индивидуальных заданий по дисциплинам предлагается разработка инфографики, нелинейных презентаций с использованием систем искусственного интеллекта, интерактивных упражнений, кроссвордов и тестов, наглядных материалов (геометрических построений) для проведения уроков, интерактивных плакатов и лент времени, ментальных карт, веб-квестов, видеоуроков и скрайб-презентаций, а также обучающих чат-ботов. Применение предложенных средств обучения позволяет сформировать у будущих учителей математики математическую цифровую компетентность, характеризующуюся готовностью и способностью к выполнению с применением цифровых инструментов: математической деятельности; организации учебной деятельности обучающихся по математике; проектирования обучения математике, включая разработку собственных цифровых средств обучения.
Акжигитов Р.Б., Константинов В.В.
ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ ТАТАРСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ КУЛЬТУРНОГО МНОГООБРАЗИЯ
Проблемы глобализации, культурного, этнорелигиозного смешения обуславливает актуальность исследования особенностей индивидуальной религиозности татарской молодежи в условиях культурного многообразия. В условиях быстрого изменения социальных норм и ценностей, а также увеличения миграционных потоков, понимание того, как молодежь адаптирует свои религиозные убеждения и практики в многонациональной среде, становится ключевым для формирования эффективных программ межкультурного диалога и социальной интеграции. Цель: исследование особенностей индивидуальной религиозности татарской молодежи в условиях культурного многообразия. Гипотеза: существуют специфические особенности индивидуальной религиозности татарской молодежи в условиях поликультурной среды. Участники: татарская молодежь (n=450), в возрасте от 19 до 28 лет (М=21,6, SD=2,9), проживающие в республике Татарстан, Башкортостан, Московской, Пензенской, Саратовской областях. Результаты: высокий уровень религиозной активности и преобладание стенических переживаний свидетельствуют о том, что молодежь активно использует религию как источник поддержки и психоэмоциональной саморегуляции. Корреляционные связи между различными аспектами религиозности подчеркивают важность как эмоциональной, так и моральной функций религии в жизни татарской молодежи. В условиях многообразия культур и верований они учатся уважать различные убеждения, что способствует гармоничному сосуществованию.
Костеева Д.Ю., Устюжанина М.В.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕФЛЕКСИИ КАК ЭЛЕМЕНТА АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Статья акцентирует внимание на необходимости перехода от традиционных форм пассивного обучения к активным образовательным стратегиям, направленным на развитие критического мышления, формирование устойчивой учебной мотивации и повышение самостоятельности обучающихся. Особое внимание уделяется использованию рефлексии как действенного педагогического инструмента, способствующего активизации учебного процесса и повышению осознанного подхода студентов к обучению английскому языку в неязыковом вузе. Авторы приводят примеры универсальных заданий, которые можно использовать для проведения рефлексии на занятиях, а также рассматривают возможность применения цифровых инструментов для поставленных задач. В рамках исследования был проведён педагогический эксперимент, нацеленный на выявление влияния рефлексивных практик на степень вовлеченности студентов и качество усвоения учебного материала. Результаты эксперимента подтвердили эффективность рефлексии как средства повышения учебной активности и языковой компетентности обучающихся. Дополнительно был организован опрос преподавателей, целью которого стало изучение их отношения к использованию рефлексивных методик в образовательной практике. Анализ ответов показал высокую оценку преподавателями потенциала рефлексии и её прикладной значимости. Авторы статьи предлагают конкретные методические рекомендации по внедрению элементов рефлексии на различных этапах учебного занятия. Представленные материалы могут быть полезны преподавателям английского языка, заинтересованным в повышении качества и эффективности обучения.
Мерецков О.В.
ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ТРУДОЕМКОСТИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ
В данной работе представлен системный обзор современных возможностей использования систем искусственного интеллекта (ИИ) для оптимизации труда педагогов в электронной образовательной среде. Особое внимание уделяется анализу сервисов, предназначенных для автоматизации различных этапов педагогической деятельности: подготовки и проведения занятий, проверки самостоятельных работ обучающихся, промежуточной и итоговой аттестации. Рассмотрены инструменты для поиска и структурирования научной информации, автоматизации создания учебного контента (конспектов, презентаций, иллюстраций), а также сервисы для синтеза и распознавания речи. Работа содержит практические рекомендации по применению таких систем, как генеративные нейросети (ChatGPT, YandexGPT, Гигачат), библиотеки научных публикаций (eLibrary), специализированные платформы для тестирования и проверки оригинальности текстов («Антиплагиат», Quizgecko), а также системы автоматического прокторинга. Анализируются возможности интеграции ИИ в образовательный процесс с учетом российского законодательства и требований национальных стандартов. Поднимаются этические вопросы и обсуждаются риски, связанные с использованием ИИ студентами для недобросовестного выполнения заданий. Работа выделяется структурированностью, актуальностью рассматриваемых тем и ориентирована на широкий круг специалистов: преподавателей, методистов, администраторов образовательных платформ. Отдельно выделяется потенциал дальнейшего развития технологий ИИ в образовании и необходимость их ответственного применения.
Морозов А.В.
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассмотрен опыт применения в современном образовательном пространстве игровых технологий, широко интегрируемых с технологиями «искусственного интеллекта». Подчёркивается, что внедрение игровых технологий в образовательный процесс является естественным шагом в развитии современных педагогических технологий, преследующих цель, обусловленную необходимостью повышения учебной мотивации, вовлечённости обучающихся в учебный процесс. Современная система образования не может представлять функцию передачи знаний, а должна быть ориентирована на формирование у обучающихся компетенций, необходимых для успешной жизни и работы в условиях постоянных изменений. Современные дети и подростки живут в мире, который радикально отличается от мира их родителей, и, соответственно, их мотивация к обучению также претерпела значительную трансформацию. В этой связи, игровые технологии в образовании, также известные как геймификация, становятся всё более актуальными и востребованными. Они делают процесс обучения более интересным и увлекательным. Использование игровых технологий также помогает развивать навыки XXI-го века, необходимые для успешной жизни в современном мире. Одними из самых перспективных являются интеллектуальные обучающие системы, позволяющие в реальном времени изменять динамическую сложность и содержание контента в зависимости от прогресса обучающихся.
Полякова А.В.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВНЕДРЕНИЮ ГЕЙМИФИКАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
В статье рассматриваются современные технологические решения, направленные на внедрение геймификации в образовательную практику. Проведён анализ цифровых инструментов с различной степенью кастомизации, включая специализированные SaaS-платформы, системы управления обучением (LMS), no-code/low-code конструкторы, а также решения на основе API и собственных разработок. Раскрыт потенциал каждой категории решений, а также определены их функциональные и методические ограничения. Полученные результаты могут быть использованы при проектировании образовательных сред, интеграции цифровых инструментов в учебный процесс и развитии систем управления обучением в контексте цифровой трансформации образования.
Софронова Н.В.
ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ И ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В статье рассматривается проблема интеграции науки и общего образования в контексте деятельности общественных организаций, описан опыт общественной организации, члены которой только доктора и кандидаты наук, то есть научные работники. Обсуждаются основные подходы и технологии, способствующие эффективному взаимодействию между научными работниками и общеобразовательными учреждениями. Раскрыто два направления интеграции: с одной стороны, участие членов общественных организаций в организации научной деятельности учащихся и учителей, с другой стороны, использование полученных эмпирических материалов для подготовки статей, монографий, учебных пособий и авторских свидетельств членами общественной организации. В рамках первого направления члены общественной организации выполняют совместные со школьниками проекты, участвуют в школьных научных конференциях и семинарах, для учителей проводят курсы повышения квалификации, организуют конференции и научные семинары как в режиме онлайн, так и очно. В рамках второго направления члены общественных организаций, специализирующиеся на проблемах цифровой трансформации общего образования, разрабатывают научные основы методик эффективного внедрения цифровых технологий в учебно-воспитательный процесс учреждений общего образования, подготавливают и издают монографии и учебные пособия, публикуют научные статьи, разрабатывают цифровые приложения и ресурсы с дальнейшим оформлением авторских свидетельств. Таким образом, показано, что интеграция науки и общего образования в деятельности общественной организации – это обоюдно плодотворный процесс, который обогащает и педагогическую теорию, и практику.
РАЗДЕЛ III. ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТА ТРУДА И ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ
Ганичева И.А.
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ
В статье раскрываются особенности развития профессионально-личностных качеств педагогических работников, осуществляющих деятельность в современных дошкольных образовательных учреждениях (далее по тексту – ДОУ). Обращается внимание на необходимость создания оптимальных психолого-педагогических условий для реализации обеспечения развития личности педагога ДОУ в профессиональной деятельности. Предлагается к внедрению комплекс практических занятий, способствующих развитию важнейших профессионально-личностных качеств педагогов ДОУ. Особое значение уделяется вопросу необходимости осуществления инновационной деятельности на базе ДОУ в современных условиях взаимодействия с вузом. Основная цель исследования заключается в анализе обобщении и определении необходимых условий развития личности педагогических работников в профессиональной деятельности. Гипотеза исследования заключается в том, что развитие профессионально значимых качеств личности может быть успешно осуществлено при условии внедрения комплекса развивающих практико-ориентированных занятий, которые способствуют более продуктивному осуществлению профессиональной деятельности педагогических работников в условиях ДОУ. Теоретическая значимость заключается в анализе возможностей внедрения развивающих видов деятельности в вопросах повышения уровня сформированности профессионально-личностных качеств педагогов в современных условиях профессиональной деятельности в ДОУ. Практическая значимость обосновывается возможностью применения предлагаемых мероприятий по развитию профессионально-значимых качеств личности педагогических работников ДОУ.
Жмурин И.Е.
УРОВНИ ДЕТЕРМИНАЦИИ КОНФЛИКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СЕМЬЕ: ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Статья посвящена изучению уровней детерминации конфликтов в семье на основе психоаналитического подхода. Целью исследования является определение возможных уровней детерминации семейных конфликтов на основе методологии психоаналитического подхода к исследованию семьи и семейных отношений. Исследование напряжений и конфликтов в семье обусловлено их влиянием среди различных факторов, таких как индивидуальные психологические (когнитивные факторы и факторы, определяющие межличностные отношения), биологические факторы (генетика, употребление сильнодействующих каннабиноидов и психоактивных веществ, употребляемых матерью, или гипоксию мозга при рождении) и социальные (качество семейных отношений, сообщество и структурные факторы окружающей среды) на психическое здоровье населения. В статье выделены четыре группы детерминант, которые выступают уровнями детерминации конфликтов в семьях. Предложена модель социально-психологической детерминации конфликтов в семье, обосновано содержание каждого уровня детерминации и доминирующая роль качества отношений супругов в построении семейных отношений. Применение авторской модели предполагает ее проверку в процессе оказания психологической помощи супругам и другим членам семьи, супружеским парам и семьям при возникновении напряжения и конфликтов в различных сферах отношений и различных структурных элементах системы семейных отношений. Результаты библиометрического исследования могут быть использованы психологами для психологического просвещения партнеров при планировании семьи, в психологической профилактике конфликтов в супружеских отношениях и в семье, а также для планирования оказания психологической помощи членам семьи при конфликтном взаимодействии между ними.
Карпенко А.С., Шутенко Н.В.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ: АНДРОГИНИЯ СОВРЕМЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
В статьерассматривается роль руководителя в современной организации в ракурсе влияния гендерных характеристик и психических свойств личности на эффективность управленческой деятельности. Авторы подчеркивают важность гибкости и адаптивности руководителя в условиях постоянных изменений и неопределенности. Отмечается, что пол руководителя может влиять на стиль управления, но выбор стиля также зависит от многих факторов, включая личностные характеристики, возраст, опыт и образование. В статье поднимается вопрос о взаимосвязи гендерных характеристик и психологических особенностей личности руководителя в управленческой деятельности. Авторы утверждают, что индивидуальные различия черт личности не являются абсолютными и гендерно-ориентированным и могут значительно варьироваться в зависимости от культурных, социальных и индивидуальных факторов. Цель статьи: исследование взаимосвязи гендерных характеристик и психических свойств личности руководителя в управленческой деятельности. Решены следующие исследовательские задачи: проведен сравнительный анализ научной литературы; определены параметры и методы изучения психических свойств личности; выполнен корреляционный анализ взаимосвязей между гендерными характеристиками и психическими свойствами личности. Методология и методы: основу исследования составляют теоретические и эмпирические методы, а также методы обработки и интерпретации полученных данных. В исследовании применялся методический инструментарий для диагностики гендерных характеристик и психических свойств личности (таких как темперамент, характер, направленность, волевые качества и способности). Всего было использовано девять валидных диагностических методик. Для сравнительного анализа средних показателей данных по 9 методикам используется непараметрический метод – U-критерий Манна-Уитни, поскольку распределение нескольких шкал в обеих группах испытуемых значимо отличается от нормального. Представлена сравнительная характеристика психических свойств личности руководителей мужского и женского пола. Материалы исследования прошли апробацию и применены в практической деятельности HR (Human Resources) для оценки профилей руководителей женщин и руководителей мужчин.
Козырев М.А., Константинов В.В.
ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТИВНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ БЕЖЕНЦЕВ
Актуальность исследования субъективного экономического благополучия беженцев обусловлена ростом миграционных потоков и необходимостью понимания уникальных вызовов, с которыми сталкиваются беженцы в процессе адаптации. Целью исследования является выявление взаимосвязей между субъективным экономическим благополучием и социально-психологическими факторами адаптированности беженцев. Гипотеза исследования заключается в том, что существуют особенности выраженности тенденций субъективного экономического благополучия беженцев в зависимости от их экономической субъектности и адаптивных стратегий. Методы исследования включают теоретический анализ литературы, стандартизированное психодиагностическое тестирование, математико-статистическую обработку данных и интерпретационные методы. Выборка исследования составила 396 беженцев (54% мужчин, 46% женщин) в возрасте M=27,6; SD=4,5. Результаты: выделены группы беженцев, различающиеся по стратегии адаптации (активная, пассивная, неадаптивная), установлены значимые статистические взаимосвязи между компонентами экономической субъектности (локус контроля, планирование, уверенность в себе, оптимизм) и субъективным экономическим благополучием в контексте вынужденной миграции. Показано, что финансовая депривация и низкая уверенность в себе существенно ухудшают адаптацию и снижают субъективное экономическое благополучие, а развитый локус контроля и активность способствуют более успешной интеграции. Впервые выявлен феномен, когда повышение объективного материального состояния у группы дезадаптированных беженцев сопровождается снижением социально-психологической адаптации.
Костенко Н.А., Бухтияров И.В., Борисова Е.В.
ОЦЕНКА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО И СТРЕССОВОГО СОСТОЯНИЯ РАБОТНИКОВ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Своевременная диагностика стрессоустойчивости и психолого-функционального состояния работников локомотивных бригад составляют основу предупреждения рисков профессионального стресса. С целью установления наличия симптомов и оценки уровней стрессов проведено психологическое онлайн-тестирование работников (164 человека) по шести методикам, доступным для ответов в сервисе «Yandex Forms». Респонденты распределены по группам: машинисты и помощники машиниста. Статистический анализ проведен по средне групповым значениям. Полученные данные о психической профессиональной дезадаптации показали умеренный уровень у машинистов, в группе помощников – низкий. Выявлены респонденты с максимальной степенью профессионального выгорания: среди машинистов 34%, среди помощников машинистов – 22%. По значениям о степени сопротивляемости стрессу установлено, что среди машинистов низкую сопротивляемость имеют 54%, в группе помощников – 32%. Методика самооценки текущего психического состояния, в совокупности с остальными использованными в исследовании, дает основания указать превалирующие стресс-факторы в обследуемых группах. Полученные результаты рассматриваются в качестве диагностического среза для современных условий профессиональной деятельности работников (высокоскоростное движение, управление «в одно лицо»). Отмечается, что снижение рисков профессионального стресса требует совершенствования методов психологического сопровождения, привлечения новейших восстановительных технологий. Результаты могут составить основу прогноза о трендах развития стрессовых состояний, мерах их коррекции и предупреждения, а также для программ нейро- и психокоррекции эмоционального состояния и снятия напряжения.
Махмудова Х.А., Куликов Л.В.
АСИММЕТРИЯ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ КОЛЛЕГАМИ
Исследование посвящено особенностям восприятия и оценивания коллеги, партнера в деловых межличностных отношениях. Под асимметрией понимается несходство в оценке собственных качеств и характеристик партнёра. Актуальность работы обусловлена важностью гармоничных горизонтальных связей для эффективности командной работы, психологического климата и благополучия сотрудников в современных организациях. Эмпирическая часть исследования выполнена на выборке из 179 работающих респондентов (135 женщин, 44 мужчины; средний возраст 37,6 лет) с использованием методики диагностики межличностных отношений Т. Лири (адаптация Л.Н. Собчик). Респонденты дважды заполняли опросник: для самооценки («Я-реальное») и оценки конкретного коллеги, с которым регулярно взаимодействуют в рамках деловой диады. Анализировались разности между самооценкой и оценкой партнёра по ключевым октантам: VIII (ответственно-великодушный), V (покорно-застенчивый), VII (сотрудничающий-конвенциональный) и III (прямолинейно-агрессивный). Выявлена общая тенденция воспринимать себя как более ответственных, скромных и кооперативных по сравнению с коллегой. На основе выраженности асимметрии респонденты были разделены на три группы (с низкой, средней и высокой разностью). Однофакторный дисперсионный анализ (Welch’s ANOVA) подтвердил статистически значимые различия (p <0.001) между группами по всем четырём анализируемым октантам. Выявленная асимметрия интерпретируется как следствие когнитивных искажений (например, эгоцентрического смещения), действия защитных механизмов и стремления к социально желательной самопрезентации. Установлено, что устойчивые паттерны такого расхождения могут формировать скрытое напряжение в деловых взаимодействиях, препятствуя эффективному сотрудничеству. Результаты исследования уточняют психологическое содержание асимметрии в горизонтальных межличностных отношениях и имеют практическое значение для диагностики диадического взаимодействия, развития коммуникативных компетенций и профилактики конфликтов в деловой среде.
Полякова О.А., Овсяник О.А.
ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНЫХ ОЖИДАНИЙ ВЗРОСЛЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СОЦСЕТЕЙ В ОТНОШЕНИИ КРАТКОСРОЧНОГО ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ С УРОВНЕМ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕННОСТЕЙ
В статье рассматривается один из аспектов влияния контента, транслируемого через социальные сети, на пользователей – формирование и трансформация социальных ожиданий взрослых людей в отношении краткосрочных электронных образовательных продуктов. Автор представляет результаты эмпирического исследования, целью которого выступало изучение потенциальной взаимосвязи между уровнем реализации ценностей взрослых пользователей социальных сетей и их социальными ожиданиями в отношении краткосрочных образовательных продуктов. В качестве применяемых методов использовался авторский опросник и методика «Ценностные ориентации» (О.И. Мотков, Т.А. Огнева). В результате проведенного исследования установлено: отрицательная корреляционная связь между общим уровнем образования индивида и завышенными ожиданиями в отношении краткосрочных программ электронного образования; сила влияния социальных сетей положительно взаимосвязана со временем, которое пользователь регулярно тратит на пребывание в них; ожидания «реальных знаний» характерны для респондентов с высоким уровнем конфликтности в осуществлении внутренних ценностей. степень влияния социальных сетей на социальные ожидания пользователя выше при наличии у последнего неразрешенных внутренних конфликтов в плане реализации внутренних ценностей. Значимая положительная взаимосвязь выявлена между показателем «конфликтность осуществления внешних ценностей» и ожиданием «секретных фишек». Результаты исследования могут быть использованы в диагностике и терапевтической работе при разрешении внутриличностных конфликтов в области ценностных ориентаций и их реализации.
Семёнова В.Г., Дудченко А.С.
ВОЗМОЖНОСТИ ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС НОО) результатом обучения в начальной школе на первое место выходит именно формирование у обучающихся «умения учиться», то есть умение решать различные учебные задачи. Универсальные учебные действия (УУД) помогают младшему школьнику не только в образовательной сфере, но и в жизни, давая возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, постановку учебных целей, а также находить и использовать средства и способы их реализации, контролируя и оценивая учебную деятельность и ее результаты. В современном образовании для достижения своих целей традиционные методы отходят на второй план, так как нынешние младшие школьники нуждаются в активной познавательной и в максимальной степени самостоятельной деятельности, направленной на создание собственных творческих продуктов. Поэтому в начальной школе целесообразно внедрять технологии, в основе которых лежит быстрое решение нетривиальных задач. Особое место в нахождении творческих методов решения учебных задач обучающимися начальной школы отводится теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), разработанной советским изобретателем Г.С. Альтшуллером. Используя ТРИЗ-технологии, педагог открывает для себя большое разнообразие методов, позволяющих младшим школьникам эффективно усвоить учебный материал. Уроки носят яркий и многогранный характер, так как младшие школьники учатся сравнивать объекты и явления окружающего мира, проводить различные классификации, устанавливать причинно-следственные связи, а также рассуждать и аргументировать свою позицию. В данной статье предпринята попытка обоснования использования методов и приемов ТРИЗ в начальной школе, а также представлены ее возможности применения в учебном процессе начальной школы.
Федотова Ю.С.
КОМПЛЕКСНАЯ МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ОТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА СОТРУДНИКОВ СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ
В статье рассматривается актуальная проблема психологической защиты от профессионального стресса у сотрудников страховых компаний, деятельность которых сопряжена с высоким уровнем эмоциональной нагрузки и ответственности. Основная цель исследования – построение комплексной модели психологической защиты, способствующей снижению профессионального стресса у сотрудников страховых компаний. В работе анализируются теоретические подходы к пониманию психологической защиты и профессионального стресса. На основе полученных данных проводится анализ существующих моделей, включающих комплекс взаимосвязанных стратегий и техник психологической защиты, таких как когнитивная переоценка, эмоциональная регуляция, социальная поддержка и методы релаксации. На основе выявленных в них недостатков разрабатывается комплексная модель, решающая обнаруженные сложности. Представленная комплексная модель может быть использована для разработки практических программ по профилактике и коррекции профессионального стресса в страховых компаниях, а также в других сферах деятельности, связанных с высоким уровнем стрессогенных факторов. Результаты исследования имеют практическую значимость для руководителей, психологов и HR-специалистов, заинтересованных в создании благоприятной рабочей среды и поддержании психического здоровья сотрудников.
Филимонова И.В., Конычева Ю.Д.
ПРОГРАММА «ОБУЧЕНИЕ СЛУЖЕНИЕМ» КАК КОМПЛЕКСНЫЙ ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА СТУДЕНТОВ
В последние десятилетия в системе высшего образования существенно возросла роль волонтерской деятельности как эффективного инструмента формирования профессиональных и личностных компетенций студентов. Данная статья рассматривает отечественный и международный опыт интеграции волонтерских практик в учебный процесс, с акцентом на программу «Обучение служением», реализуемую в Финансовом университете с 2024 года. Особое внимание уделено анализу результатов внедрения программы в рамках дисциплины «Тренинг командообразования и групповой работы» для студентов бакалавриата различных направлений. Приведены примеры реализованных социально-значимых проектов, таких как повышение финансовой грамотности среди школьников и развитие социальной активности мужчин старшего возраста, раскрываются этапы проектной работы и полученные образовательные эффекты. Отмечается, что участие студентов в подобных проектах способствует развитию soft-skills, формированию социальной ответственности, профессиональной ориентации и эмпатии, а также повышает мотивацию обучающихся. На основании анализа опросов кураторов и итогов проектной деятельности определён комплекс факторов, влияющих на успешность реализации сервис-обучения: чёткая постановка целей, поддержка ВУЗа, активное вовлечение студентов, партнерство с организациями и регулярная обратная связь. Делается вывод, что «Обучение служением» является инновационным образовательным форматом, сочетающим теорию и практику, расширяющим взаимодействие между вузом и социальным окружением и способствующим личностному и профессиональному росту студентов.
Шульц О. Г., Поздняков А.А.
ФОРМИРОВАНИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММЕ МАГИСТРАТУРЫ «ИСКУССТВО И АРТ-КРИТИКА»
В условиях расширения международных контактов юридическая грамотность становится важной составляющей подготовки специалистов в области искусства и арт-критики. Для студентов, получающих образование за пределами своей страны, участвующих в международных образовательных программах, это представляется особенно актуальным, поэтому обращение к данной теме видится нам своевременным. Целью статьи является анализ проблем формирования юридической грамотности иностранных студентов, обучающихся по программе магистратуры «Искусство и арт-критика». В качестве задач исследования выступают: 1) выявление трудностей, с которыми сталкиваются иностранные студенты при освоении специальных дисциплин в части, связанной с юридическим обеспечением; 2) рассмотрение основных направлений работы по формированию юридической грамотности иностранного специалиста; 3) отбор материала для создания курса, направленного на формирование основ юридической грамотности обучающихся на программах искусствоведческой и культуроведческой направленности. Подчеркивая важность юридической грамотности в области искусства, данная статья поднимает актуальные вопросы, касающиеся её формирования в учебном процессе. В статье обосновывается мысль о том, что формирование юридической грамотности у иностранных студентов, магистрантов творческих направлений невозможно без интеграции теоретических знаний о праве с практическими аспектами, специфическими для культурной и художественной деятельности. Способом такой интеграции должен стать специальный курс «Основы юридической грамотности», который поможет студентам заполнить отдельные «правовые лакуны» и ощущать себя более уверенно в профессиональной сфере. Для иностранных студентов, обучающихся по программе «Искусство и арт-критика», знание основ юриспруденции представляется необходимым для профессионального становления и успешной профессиональной деятельности. В связи с этим, в статье рассматриваются основные направления работы по формированию юридической грамотности, методы и подходы, целесообразные для применения в образовательном процессе, а также основные трудности в освоении юридических дисциплин, с которыми сталкиваются иностранные студенты.