Бочарников И.В.
ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ЮРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ДОЛГОРУКИЙ.
ЛЕГЕНДАРНЫЙ ОСНОВАТЕЛЬ МОСКВЫ

В статье рассматриваются основные этапы жизненного пути и достижения легендарного основателя Москвы и целого ряда других русских городов Великого князя Киевского и князя Ростово-Суздальского Юрия Владимировича Долгорукого. Славу и известность князь Юрий Владимирович получил как основатель множества городов на северо-востоке Руси. Именно при Долгоруком Волго-Окское междуречье по-настоящему стало новой русской «землёй», княжеством. Никто до него здесь не построил столько городов, крепостей и церквей. И, конечно же, эпохальным событием для истории России стало основание Москвы. Его стратегические решения в этом плане сыграли важную роль в её формировании как столицы, ставшей в последующем не только политическим центром, но и символом единства и процветания Русской земли. Помимо этого, наиболее значимыми результатами правления Юрия Долгорукого стало обеспечение безопасности подконтрольных территорий, активное городское строительство, успешная переселенческая политика, которая привела к быстрому и существенному расцвету Ростово-Суздальского княжества, развитие культуры. Свою жизнь он посвятил обустройству Земли Русской. При нём были основаны города, ставшее центрами политической и социально-экономической жизни населения Северо-Востока Руси, множество храмов и соборов, которые до сих пор являются частью исторического наследия. Вследствие этого для большинства наших соотечественников Юрий Долгорукий – патриот, объединитель русских земель, выдающийся градостроитель. Во многом благодаря деятельности Юрия Долгорукого на северо-востоке Руси стало складываться новое государственное, культурное и пассионарное ядро русского народа, которое в последующем стало центром притяжения для всей русской цивилизации и основой российской государственности.

Очиров О.Р., Васильева К.К., Очирова Р.О., Очирова А.О.
СВЯЩЕННАЯ ГОРА УТАЙШАНЬ: ОПЫТ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОБЗОРА

Статья посвящена изучению феномена Утайшаня, одной из четырех священных буддийских гор Китая, который является значимым культурным, религиозным и географическим объектом. Авторы углубленно исследуют историческую и культурную значимость Утайшаня, а также его влияние на развитие буддизма в Китае и за его пределами. Введение рассматривает общие пути распространения буддизма в Китай из Индии через Среднюю Азию, подчёркивая важность адаптации буддийских воззрений к китайским культурным и морально-нравственным традициям. Особое внимание уделяется Утайшаню как одному из важнейших сакральных центров Восточной Азии, который сочетает в себе духовное наследие и уникальные природные ландшафты. В разделе результатов работы представлены различные научные и исторические исследования, которые подчеркивают, что Утайшань обладает многовековым статусом объекта паломничества и религиозных поклонений. Исследования Хабдаевой и других ученых показывают, что несмотря на политические потрясения, Утайшань сохранил свой статус духовного центра и остается актуальным объектом научного интереса. Статья включает детальное описание самой горы Утайшань, её внутренних и внешних связей с другими священными объектами как через географическую, так и через религиозную призму. Результаты исследования подчеркивают, что Утайшань воспринимается не только как геофизический объект, но и как символ духовной связи человека с природой, что находит своё отражение в культурной памяти и религиозной практике китайского общества. Заключение обобщает основные темы статьи, фокусируясь на важности Утайшаня как природного объекта поклонения, что подчёркивает его важность для современного изучения буддийских топосов. Авторы утверждают, что Утайшань представляет собой уникальный феномен, где природные ландшафты, длительная религиозная практика и историческая память образуют единое целое, влияющее на глобальное буддийское наследие.

Щедрин В.А., Буданов М.А.
ОБРАЗ НОВОМУЧЕНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ НА ПРИМЕРЕ РОССИИ, УКРАИНЫ И БЕЛОРУССИИ

Статья посвящена исследованию роли новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви (РПЦ) в формировании исторической и духовной памяти. Актуальность темы обусловлена необходимостью осмысления трагического опыта гонений XX века, а также дискуссиями вокруг процессов канонизации и деканонизации, которые затрагивают вопросы церковной идентичности и исторической справедливости. Автор анализирует процесс конструкции исторической памяти, эволюцию понятия мученичества от раннехристианской эпохи до советских репрессий, подчеркивая его расширение в современном контексте до жертвенности за веру в условиях нерелигиозных преследований. В основе исследования лежит анализ архивных материалов, богословских источников, документов Синодальной комиссии по канонизации, а также публикаций, связанных с деятельностью РПЦ в XX–XXI вв. Особое внимание уделено противоречивому процессу деканонизации 36 новомучеников в 2013–2014 гг., вызвавшему общественный резонанс из-за отсутствия прозрачности и ограничений доступа к судебно-следственным делам. Результаты работы включают систематизацию этапов канонизации (к 2024 г. прославлено 1623 человека), выявление роли новомучеников как символов духовной стойкости, а также критический анализ влияния законодательных барьеров на изучение репрессий. В заключении подчеркивается, что память о новомучениках остается ключевым элементом восстановления исторической правды и духовной идентичности, требующим открытости и диалога между церковью и обществом.

Пеев И.П.
МНОГОПОЛЯРНЫЙ МИР И НОВЫЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД –
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ

Автор обсуждает западное восприятие России и геополитические конфликты как продолжение исторического противостояния. Автор акцентирует внимание на русофобии, существующей на Западе с XVIII века, которая, по его мнению, основана на иррациональных страхах, препятствующих диалогу. Рассматриваются современные конфликты как новые «крестовые походы», с акцентом на роль США и параллелями с нацистской Германией. Автор подчеркивает важность позитивной психотерапии в разрешении конфликтов и необходимости новых подходов в многополярном мире. Заключение содержит критику милитаризации Европы и надежду на сотрудничество для достижения мирного взаимодействия. В целом, статья критикует западную политику и подчеркивает роль психологии в глобализирующемся мире.

Бугулиев Л.Г., Водопьянова Н.Е.
ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА РАБОТЫ И ТРУДОУСТРОЙСТВА БЕЗРАБОТНЫХ: РЕСУРСЫ И БАРЬЕРЫ

Современная экономика и современный рынок труда характеризуются большой скоростью изменений. В соответствии со скоростью этих изменений должны меняться и компетенции всех субъектов рынка труда с тем, чтобы они позволяли максимально адаптироваться на изменяющемся рынке труда. В этих условиях важная роль при принятии решений всеми субъектами рынка труда играет актуальная информация, необходимая для выработки таких решений. Статья посвящена теоретическому и статистическому исследованию ресурсов и барьеров, которые влияют на планирование профессиональной карьеры и принятию конкретных решений при поиске работы и трудоустройстве. Рассмотрены основные теории, исследующие проблему ресурсов. Приводятся официальные статистические данные ситуации на рынке труда и динамика ее изменения в последние годы. На основании опросов экспертов рынка труда, работающих с гражданами, ищущими работу и/или признанными в установленном законом порядке безработными, авторами разработана анкета для исследования наиболее актуальных проблем трудоустройства. Полученная информация актуальна для разработки мер поддержки безработных граждан, и граждан, ищущих работу, являющимися субъектами рынка труда, на основе которых могут быть реализованы различные программы по их сопровождению. В статье приведены результаты проведенного исследования проблем, которые наиболее актуальны в настоящий момент в процессе поиска работы и трудоустройства, определены виды ресурсов, которым пользуются граждане, и барьеров, в том числе психологические, с которыми они сталкиваются. Сделан вывод о недостаточной разработанности этой темы, исследованности мотивации и используемых ресурсов субъектов рынка труда в период поиска работы и трудоустройства, и разработке на их основе мер поддержки и психологической помощи.

Войтикова М.А., Шнайдер В.Ф.
ВЕРИФИКАЦИЯ МОДЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ
К ПРИМЕНЕНИЮ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В УПРАВЛЕНЧЕСКОМ КОНТРОЛЕ

В данном исследовании осуществлена верификация и уточнение теоретической модели психологической готовности руководителей к применению искусственного интеллекта в управленческом контроле. Предложенная нами теоретическая модель содержит центральное звено – психологическая готовность руководителей к применению искусственного интеллекта в управленческом контроле, представленное в виде психологической системы, включающей три компонента – когнитивно-практический, аффективный и мотивационный. На эту систему воздействуют разнородные факторы – с одной стороны, внешние, а с другой – внутренние. В состав внешних факторов включают пол, возраст и социально-организационную поддержку применения искусственного интеллекта (ИИ), которая, в данном контексте, подразумевает следующие проявления: поддержка со стороны своих сотрудников (команды) и высшего руководства; наличие в организации ресурсов (финансовых, технических, кадровых), необходимых для внедрения ИИ в управленческий контроль; организационная культура, способствующая инновациям и экспериментам, в том числе, внедрению ИИ в управленческий контроль. В качестве внутренних (психологических) факторов, которые влияют на исследуемую готовность, рассматриваются психологические особенности руководителя как субъекта труда, дифференцировав среди них следующие группы свойств: 1) когнитивно-компетентностные, 2) личностные, 3) регулятивные, 4) профессионально-личностные.

Корнеенко Т.О.
МОДЕЛИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В КИТАЕ И ФРАНЦИИ

Проблема подростковой наркомании приобретает все более масштабный и опасный характер как в мире, так и в нашей стране, затрагивая как города, так и села. Это сложное явление, которое стремительно распространяется. Однако эффективная профилактика возможна и необходима. Для этого нужно объединить усилия всех заинтересованных сторон и использовать все доступные методы воспитания и обучения. Ключевую роль в предотвращении наркомании среди подростков играет образовательная профилактика, направленная на формирование у детей и подростков здорового образа жизни и негативного отношения к наркотикам. Только комплексный подход, объединяющий усилия семьи, школы, социальных служб и государства, может дать ощутимые результаты в борьбе с этим опасным явлением. Для разработки наиболее эффективных воспитательных программ необходимо также проанализировать опыт зарубежных стран, таких как Китай и Франция, так как именно данные государств ещё в XX веке начали разрабатывать различного рода воспитательные программы антинаркотической работы среди несовершеннолетних. Рассматривая две совершенно разные страны с точки зрения своего внутреннего устройства и менталитета, можно выделить общее и различное в специфике профилактических педагогических мер антинаркотического характера среди несовершеннолетних. Сходства и различия в антинаркотическом воспитании несовершеннолетних в Китае и Франции позволят выявить наиболее эффективные способы борьбы с наркоманией в подростковом возрасте.

Косенок Ю.Н., Косенок М.А.
СОДЕРЖАНИЕ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Рассмотрены различные подходы к определению понятия «педагогическая система» в отечественной педагогике, на ее содержание и структуру. В основе детального анализа научных статей, монографий ведущих педагогов авторами использовался системно-структурный подход с учетом принципов целостности, иерархичности, структуризации, организованности и интегративности. В статье произведена систематизация концептуальных подходов к описанию педагогических систем, предлагаемых различными исследователям. Выделены элементы педагогических систем, позволяющие обеспечить соответствующий уровень познавательной деятельности обучающихся. Рассмотрены предложенные авторами элементы новой модели «педагогической системы» – преподаватели, обучающиеся, цели, содержание, методы, формы, средства. Раскрыто содержание целей и методов обучения, дана характеристика различных схем управления педагогическим процессом в рамках педагогической системы. Дана характеристика общедидактических методов обучения как элементов педагогической системы: информационно-рецептивного, репродуктивного, проблемного изложения, эвристического и исследовательского. Обоснован вывод о том, что педагогическая система подготовки обучающихся в вузе – это целевая система обучения, воспитания и развития, в которой решаются конкретные педагогические задачи, это «система – процесс» формирования знаний, навыков, умений и профессионально важных качеств личности будущего специалиста. Современные требования к педагогической системе сформулированы исходя из необходимости реализации субъектно-ориентированного типа педагогического процесса, отвечающего, по мнению авторов, современным требованиям к образованию. Сформулированы закономерности педагогической системы исходя из необходимости реализации ориентированного типа педагогического процесса. Показана управляющая роль преподавателя в формировании дидактики и мотивации обучающихся.

Осипов А.Ю., Петрова С.С., Петухов К.Г.,Петухова Л.А., Демонов В.Н.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРАКТИКЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Использование в образовательном процессе по физическому воспитанию новых форматов обучения, связанных с активным применением дистанционных образовательных технологий, способствует значимому повышению уровня физической подготовленности, академической успеваемости, социальных и двигательных навыков молодых людей, обучающихся в высшей школе. Эксперты и ученые настаивают на необходимости использования различных форматов смешанного обучения (blended learning), сочетающего традиционные и дистанционные методы и модели обучения, в практике физического воспитания студенческой молодежи. Цель исследования – поиск достоверной информации о влиянии различных форматов смешанного обучения, используемых в практике учебных дисциплин, связанных с физическим воспитанием и спортом, на уровень физической подготовленности и двигательных навыков студентов вузов. В ходе исследования использовались теоретические (сбор и анализ актуальных литературных данных), эмпирические (процедура анкетирования определенной фокус-группы – преподавателей кафедр физической культуры/физического воспитания и спорта/физической подготовки некоторых вузов Красноярского края), статистические (использование методов описательной статистики) методы достижения заявленной цели. Выявлен недостаток использования смешанного обучения в практике обучения студентов по учебной дисциплине «Прикладная физическая культура и спорт». Выявлен недостаток объективных данных о влиянии форматов смешанного обучения, используемых в практике физического воспитания, на уровень физической подготовленности студентов вузов. Наиболее эффективным форматом смешанного обучения преподаватели физического воспитания считают модели обучения, сочетающие совместное использование обучающих материалов (коротких видео лекций, видео роликов, теоретических и методических материалов) и самостоятельной практической работы обучающихся. Основные тенденции развития смешанного обучения в практике физического воспитания студентов связаны с более широким использованием в образовательной практике потенциала мобильных технологий (фитнес-приложений, электронных обучающих онлайн-платформ и пр.) и разработке новых электронных образовательных курсов, позволяющих осуществить быстрый переход от традиционного к проблемно-ориентированному (индивидуализированному) обучению.

Гасимов А.Ф., Ткаченко Е.В.
КРЕАТИВНОСТЬ КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ ЗАДАЧ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

В рамках данной статьи проведен теоретический анализ основных подходов и определений понятия «креативность», определены сходства и различия креативности и творческого мышления, представлено авторское определение креативности. Методы исследования: теоретический анализ литературы, сравнение, сопоставление. Выявлена проблема исследования креативности как фактора эффективного решения проблемных задач в условиях неопределенности. Также сделан вывод, что креативность в условиях неопределенности является комплексным явлением, обусловленным взаимодействием когнитивных способностей (включая дивергентное мышление и знания), личностных факторов (таких как настойчивость, открытость новому опыту, и, особенно, терпимость к неопределенности) и факторов окружающей среды. Также определено, что креативность, подпитываемая терпимостью к неопределенности и когнитивной мотивацией, представляет собой эффективную стратегию преодоления трудностей и адаптации к сложным, противоречивым и непредсказуемым условиям, а также реализации интеллектуального потенциала личности.

Яковлев И.А., Лепехин Н.Н.
МЕТАКОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С МОБИЛЬНЫМИ УСТРОЙСТВАМИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В обзорной статье рассматриваются метакогнитивные процессы, возникающие при работе с мобильными устройствами в профессиональной деятельности. Даны определения и проведено разграничение ключевых понятий: метакогниция, метакогнитивные процессы, метакогнитивные стратегии и метакогнитивные установки. Обоснована роль метакогнитивных процессов и стратегий в профессиональной сфере – показано, что развитые метакогнитивные навыки способствуют эффективности труда в условиях высоких когнитивных нагрузок и цифровизации. Проанализированы типичные проявления метакогниции при взаимодействии с мобильными технологиями (планирование действий, мониторинг собственного понимания, оценивание нагрузки, адаптация стратегий и др.). Отдельное внимание уделено возможностям использования самих мобильных устройств для исследования метакогниции: анализ лог-файлов, данных взаимодействия с интерфейсом, мобильных опросников и др. Сравниваются различные подходы к изучению метакогнитивной активности в мобильном контексте – от традиционных методов (анкеты, самоотчёты, эксперименты) до когнитивного моделирования и анализа больших данных – с привлечением отечественных и зарубежных исследований. Подчёркивается актуальность темы в условиях цифровизации труда и предлагаются перспективные направления практического применения полученных знаний.

Волк М.И., Кудинов С.С., Степанова А.А., Делиденок А.А.
СВЯЗЬ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ, КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ

Статья содержит результаты эмпирического исследования, описывающие взаимосвязь жизнестойкости, копинг-стратегий и самореализации. Актуальность исследования заключается в том, что Современные студенты испытывают значительный стресс, связанный с учебой, социальной адаптацией и выбором профессии. Их успешность и самореализация зависят от жизнестойкости и эффективных стратегий преодоления трудностей. Изучение связи между этими факторами у студентов разных специальностей позволит разработать программы поддержки, учитывающие особенности различных образовательных траекторий и оптимизирующие образовательный процесс. В качестве теоретико-методологической основы исследования обозначенной проблемы выступил труды отечественных и зарубежных ученых, Гуцунаева С.В., Першина Л.А., Паниных Г.В., Борисова Н.М., Александрова Л.А., Рассказова Е.И., Гордеева Т.О., Мадди С., Корытова Г.С., Наливайко Т.В., Мерзлякова С.В., Карнеев Р.К., Фейербах Л., Маслоу А., Адлер А., Эриксон Э., Хорни К., Франкл В., Фромм Э., Рубинштейн С.Л., Абульханова К.А., Кудинов С.И., Климова Е.А. Результаты исследования получены на выборке из 120 студентов РУДН им. П. Лумумбы в возрасте от 18 до 23 лет, обучающихся по трем разным направлениям подготовки (40- студенты-психологи; 40-студенты-медики; 40-студенты инженеры). Полученные эмпирические данные доказывают, что при анализе особенностей и связей жизнестойкости, копинг-стратегий и самореализации у студентов разных специальностей были выявлены корреляции, показывающие связь стратегий преодоления трудностей и особенности совладающего поведения и самореализации с учетом особенностей профессиональной подготовки.

Гурова О.С., Ипполитова Е.А., Лужбина Н.А.
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СУБЪЕКТИВНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

В статье рассмотрены основные направления теоретического изучения проблематики психологического времени и субъективного экономического благополучия личности как в отечественной (Е.И. Головаха, А.А. Кроник, К. Левин, Е.В. Забелина, О.С. Дейнеко, В.А. Хащенко и другие), так и в зарубежной психологии (Т. Коттл, К. Левин, Ш. Бюлер, Ф. Зимбардо, Р. Сворд, Ж. Нюттен, Д. Кейнс, Дж. Катон, Д. Канеман, А. Тверски и другие). На основании теоретического анализа рассматриваемой проблематики обоснована актуальность исследования психологического времени взрослых людей с разным уровнем субъективного экономического благополучия. В исследовании были использованы следующие методики: циклический тест времени Т. Коттла, методика «Опросник временной перспективы» Ф. Зимбардо, шкала временных установок Ж. Нюттена, методика «Временной дифференциал» А.А. Кроника, Е.И. Головахи, опросник субъективного экономического благополучия (СЭБ) В.А. Хащенко. В исследовании приняли участие 89 взрослых людей в возрасте от 30 до 47 лет, при этом 45 человек с низким уровнем субъективного экономического благополучия и 44 человек с высоким уровнем. В результате проведенного исследования были выделены особенности психологического времени взрослых людей с высоким и низким уровнем субъективного экономического благополучия. Так, респонденты, обладающие высоким уровнем субъективного экономического благополучия более ориентированы на будущее. Респонденты же с низким уровнем субъективного экономического благополучия склонны предавать большее значение своему настоящему. Такая позиция, вероятно, затрудняет возможность изменений своего материального положения, так как снижает возможности планомерно и целенаправленно работать над необходимыми будущими изменениями.

Додзина О. Б.
ВЛИЯНИЕ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ НА ПОНИМАНИЕ ЭМОЦИЙ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Психическое развитие связано с преобразованием природных психических функций в высшие психические функции. Одним из обязательных условий формирования высших психических функций является изменение психологического строения функций, включение в них знаковой системы, преимущественно речи. Речь, устанавливая функциональные связи с «натуральными» психическими функциями придаёт им осознанность и произвольность, переводит функционирование психики с конкретно-практического уровня на абстрактно-теоретический. Статья посвящена одному из частных вопросов проблемы знакового опосредования психических функций — изучению влияния недостатков речи на внеситуативное понимание эмоций в старшем дошкольном возрасте. В исследовании участвовали старшие дошкольники с общим недоразвитием речи (ОНР) и их сверстники с нормативным речевым развитием (НРР). Оценка понимания испытуемыми эмоций проводилась с помощью задания на соотнесение иллюстраций эмоций сказочных персонажей с пиктограммами. Для оценки средств речевого опосредования применялась методика «Оценка состояния номинативного, предикативного и атрибутивного словаря эмоциональной лексики». Было установлено, что чем выше уровень речевого развития дошкольников, и чем выше объем их активного эмоционального словаря, тем лучше испытуемые понимают эмоции без опоры на конкретную ситуацию. Полученные результаты позволяют предполагать наличие зависимости внеситуативного понимания эмоций от уровня развития речи и сформированности эмоционального словаря. Владение эмоциональным словарём позволяет сформировать устойчивые представления об экспрессии эмоций, что способствует пониманию эмоций без опоры на конкретную ситуацию.

Есипов М.А., Макадам Е.О.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНОЙ ПОЗИЦИИ И УРОВНЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ИСПОЛНЕННОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ IT-КОМАНД

Статья посвящена эмпирическому изучению взаимосвязи личностной позиции и экзистенциальной исполненности у специалистов IT-команд. На основе теоретического анализа литературы и применения комплекса психодиагностических методик (Шкала экзистенции А. Лэнгле, тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева, опросник жизнестойкости С. Мадди, методика диагностики личностной зрелости В.А. Руженкова и др., самоактуализационный тест Л.Я. Гозмана и М.В. Кроза, методика «Якоря карьеры» Э. Шейна) исследованы компоненты личностной позиции (зрелость, ответственность, терпимость, позитивное мышление), а также их связь с уровнем экзистенциальной исполненности. Выборка составила 66 сотрудников российских IT-компаний в возрасте 22–43 лет: программистов, тестировщиков, веб-дизайнеров, менеджеров по продажам и сетевых маркетологов-аналитиков. Исследование показало, что высокий уровень экзистенциальной исполненности ассоциируется с более развитыми компонентами личностной позиции, включая саморазвитие, жизнестойкость, осмысленность жизни и мотивацию, ориентированную на автономию и предпринимательство. Низкий уровень экзистенциальной исполненности связан с ориентацией на стабильность и меньшей выраженностью личностной зрелости. Подтверждена выдвинутая гипотеза о положительной взаимосвязи изучаемых феноменов. Новизна исследования заключается в том, что впервые выявлены психологические профили IT-специалистов с разным уровнем экзистенциальной исполненности. Практическая значимость полученных результатов связана с возможностью их использования при составлении тренингов профессионального развития и программ психологической поддержки, направленных на повышение уровня экзистенциальной исполненности специалистов IT-команд.

Комарова О.А
ВЛИЯНИЕ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ЛАБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УСПЕШНОСТЬ ИХ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

В статье представлен анализ влияния типа темперамента и уровня интеллектуальной лабильности на успешность обучения студентов экономического профиля в высшем учебном заведении. На основании результатов опросов обосновано, что успешность обучения будущих бухгалтеров-экономистов и бизнес-аналитиков выше у студентов с сангвиническим и флегматическим типами темперамента. Данные категории студентов в своём большинстве имеют высокую и среднюю интеллектуальную лабильность. При этом для студентов с холерическим и меланхолическим типами темперамента свойственна более низкая успеваемость. Доказано, что для опрошенных с меланхолическим типом темперамента и низкой успеваемостью характерна низкая интеллектуальная лабильность и склонность к отсутствию успеха в любой деятельности. Выявлено, что для представителей холерического темперамента, не смотря на самые высокие показатели удельного веса студентов-троечников, свойственны высокий и средний уровни интеллектуальной лабильности. Диагностирована сильная прямая связь между уровнем интеллектуальной лабильности и средним баллом академической успешности студентов с типом темперамента холерика, сильная и обратная связь – у студентов с типами темперамента сангвиника, флегматика и меланхолика. Методологию исследования составили факторная теория темперамента Г. Айзенка, теория о единстве личности и деятельности, основы теории первичных интеллектуальных способностей. Методами исследования были определены анализ психолого-педагогической и методологической литературы по теме исследования, психолого-педагогическое тестирование, статистическая обработка данных. Результатом настоящего исследования стал вывод об опосредованности успешности обучения студентов экономического профиля типом темперамента и уровнем интеллектуальной лабильности.

Летягина С.К.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЕПАРАЦИИ ОТ РОДИТЕЛЕЙ С САМООТНОШЕНИЕМ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ БЛАГОПОЛУЧИЕМ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Статья посвящена исследованию взаимосвязи психологической сепарации от родителей с самоотношением, психологическим благополучием и удовлетворенностью жизнью в юношеском возрасте. Выборку составили 82 человека (из них 38 мужского пола и 44 женского пола) в возрасте от 18 лет до 20 лет. Сепарация от родителей в психологии – процесс трансформации отношений с родителями в сторону большего равенства, паритетности отношений родителей и взрослеющих детей. В ходе нашего исследования установлено, что связь между самоотношением, психологическим благополучием личности, удовлетворенностью жизнью и компонентами психологического отделения в отношениях с матерью преимущественно проявляется, через эмоциональную и конфликтную сепарацию. В отношениях с отцом в большей мере выражены взаимосвязи с эмоциональным и функциональным компонентами психологической сепарации. Полученные результаты подчеркивают значимость процессов эмоциональной сепарации с обоими родителями в формировании личности юношей и девушек, которые образуют положительный фундамент для развития позитивного самоощущения. Молодые люди, обладающие высокой эмоциональной независимостью, показывают лучшие результаты в самовосприятии, саморегуляции, ощущении ценности собственной личности и способности к открытому, доверительному и конструктивному общению, также они больше удовлетворены своей жизнью. Функциональная независимость от родителей, и прежде всего от отца, положительно коррелирует с умением молодых людей самостоятельно ставить цели, принимать решения и нести за них ответственность. В дальнейшем способность молодого человека автономно, без помощи близких, управлять своей жизнью, играет важную роль в формировании стабильных и высоких уровней самоуважения и независимости. Конфликтологическая сепарация, при которой отсутствуют неразрешенные противоречия в отношениях с матерью, сопряжена с низкой внутренней конфликтностью и тревогой в юношеский период, принятием себя в ситуации неудач, большей осмысленностью и целевой направленностью жизни.

Михайлова О.Б., Гринева Т.А., Кожамуратова С.С.
ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИИ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ОПТИМИЗМА У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК

В статье представлен теоретический и эмпирический анализ исследования проявления оптимизма в стратегиях поведения в конфликтных ситуациях у студентов. Актуальность и новизна исследования заключаются в том, что среди множеств исследований конфликтного поведения юношей и девушек уделено крайне недостаточно внимания поиску взаимосвязей показателей оптимизма и конфликтности у студентов в контексте половых различий, которые имеют свои особенности. Цель исследования – выявление особенностей проявления оптимизма в стратегиях конфликтного поведения у юношей и девушек студенческого возраста. Для диагностики показателей оптимизма и конфликтного поведения использовались следующие методики: 1) Тест Томаса-Килманна (К. Томас, Р. Килманн); 2) методика «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П. Ильина и П.А. Ковалева; 3) тест диспозиционного оптимизма или тест жизненной ориентации Ч. Карвера и М. Шейера; 4) «Шкала оптимизма и активности» И.С. Шуллера и А.Л. Комуниана. В исследовании приняли участие 80 студентов бакалавриата и магистратуры филологического факультета Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы (39 девушек и 41 юноша). Результаты сравнительного и корреляционного видов анализа показали значимые различия и наличие взаимосвязей между характеристиками оптимизма и стратегиями конфликтного поведения у юношей и девушек, при этом характер взаимосвязей у каждой группы имеет свои отличительные особенности. Было выявлено, что у юношей больше значимых взаимосвязей между оптимизмом и конфликтным поведением, чем у девушек. Полученные результаты позволят разработать тренинговые программы по развитию оптимизма и коррекции конфликтного поведения, учитывая индивидуально-половые различия студентов.

Ральникова И.А., Степанова П.Е.
ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА ОСУЖДЕННЫХ МУЖЧИН, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

В статье представлены некоторые результаты эмпирического исследования, направленного на выявление особенностей временной перспективы осужденных мужчин, отбывающих наказание за совершенные преступления в учреждениях пенитенциарной системы УФСИН России Алтайского края (исправительных колониях, колониях-поселение, лечебно-исправительных учреждениях), выполненное в рамках диссертационной работы. Методы сбора данных: методика семантического дифференциала времени (СДВ), разработанная Л.И. Вассерманом. Методы обработки и анализа данных: описательные статистики, H-критерий Краскела-Уоллиса и U-критерий Манна-Уитни. Результаты показали, что временной профиль исследуемой группы характеризуется выраженной ориентацией на будущее, которое воспринимается как наиболее эмоционально насыщенное, структурированное и значимое. Прошлое и особенно настоящее отличаются низкими оценками по шкалам активности, структуры и эмоциональной окраски. Актуальный период воспринимается как фрагментарное и отчуждённое, что связано с влиянием пенитенциарной среды. В отличие от осуждённых, представители группы контраста (законопослушные мужчины) демонстрируют более сбалансированное восприятие временных модусов, с высоким уровнем удовлетворённости как прошлым, так и настоящим. Несмотря на общий фокус на будущее, у осуждённых оно менее активно и насыщенно, чем у законопослушных мужчин. Полученные данные подчёркивают важность учёта временной перспективы в разработке реабилитационных программ. Углублённое понимание этих различий может способствовать более эффективной психокоррекционной работе, направленной на восстановление мотивации, целеполагания и интеграции личности в социум в постпенитенциарный период.

Рощевская Е.В.
ИЗУЧЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ АГРЕССИВНОСТИ СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ РАБОТНИКОВ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

Психологическая пригодность личности к выбранной области осуществления трудовых функций является одним из основных условий эффективности и продуктивности профессиональной деятельности. Юридическая сфера предъявляет требования к коммуникативной компетентности представителей данной профессии. Судебная система, осуществляющая защиту прав и свобод граждан, предполагает не только высокий уровень квалификации сотрудников в области юриспруденции, но и готовность вступать во взаимодействие с другими людьми, что обуславливает для работника судебной системы необходимость обладания рядом нравственно-психологических качеств. В статье предпринята попытка проанализировать профессионально-значимые качества юриста в сфере судопроизводства. Особое внимание обращено на изучение и формирование данных качеств в процессе получения юридического образования с целью прогнозирования и обеспечения дальнейшей профессиональной успешности специалиста. Наряду с положительными качествами личности, выделены качества, препятствующие осуществлению деятельности по отправлению правосудия. Фокус внимания автора статьи сосредоточен на коммуникативной агрессивности: проведен теоретический анализ данного понятия и осуществлено эмпирическое исследование с использованием методики определения интегральных форм коммуникативной агрессивности В. В. Бойко на базе Ростовского филиала «Российского государственного университета правосудия им. В. М. Лебедева». Респондентами стали 108 студентов-будущих работников судебной системы, 76 девушек и 32 юноши, средний возраст – 18,4 года. Результаты диагностики свидетельствуют о том, что в выборке превалирует средний уровень коммуникативной агрессивности, но обращает на себя внимание высокий уровень коммуникативной агрессивности по таким шкалам, как «Склонность к отраженной агрессии», «Провоцирование агрессии у окружающих», «Спонтанность агрессии». Установлена связь показателей по данным шкалам с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью, сделаны выводы о необходимости психолого-педагогической работы по развитию коммуникативной компетентности как условия дальнейшей профессиональной успешности работника судебной системы и коррекции негативных личностных качеств, препятствующих продуктивному деловому общению.

Теняева О.В., Беспалова Т.М.
ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОРИЕНТАЦИЙ КУРСАНТОВ

В статье рассмотрена проблема развития ценностно-смысловой сферы личности в зависимости от внутренних средств и внешних условий, которые обеспечивают возможность возникновения и интериоризации ценностей, являющихся фундаментом ценностно-смысловой сферы. Одним из основополагающих внешних условий ее развития является профессиональное обучение и профессиональная деятельность. Специфика обучения в военном вузе обеспечивает формирование у курсантов определенной иерархии ценностей, не зависящей от внутренних средств личности. При этом общительность как внутреннее средство все-таки оказывает некоторое влияние на выраженность тех или иных ценностей у курсантов с разным уровнем общительности, что обусловило цель исследования: установление влияния общительности на формирование ценностно-смысловых ориентаций личности курсантов. В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что уровень развития общительности оказывает влияние на приоритетные ценности курсантов военного вуза: для более общительных курсантов наиболее значимыми являются ценности, обеспечивающие высокие оценки со стороны других людей, в то время как для курсантов с менее выраженной общительностью значимыми являются ценности, обеспечивающие достижение поставленных целей. Исследование построено на основании теоретической модели М. Рокича, что обусловило выбор методики «Ценностные ориентации» М. Рокича для изучения ценностной структуры личности курсантов. Для определения уровня их общительности был использован тест В.Ф. Ряховского «Оценка уровня общительности». Проведённое эмпирическое исследование показало, что у более общительных курсантов в большей степени выражены такие терминальные ценности, как «творчество» и «общественное признание», а у менее общительных курсантов – «познание» и «любовь». Более выраженные инструментальные ценности группы менее общительных курсантов обеспечивают им достижение намеченных целей профессиональной деятельности, в то время как для более общительных курсантов – получение признания. Результаты исследования могут быть положены в основу организации работы по развитию ценностно-смысловой сферы личности курсантов в период обучения в условиях военного вуза с учетом особенностей общительности как внутреннего фактора развития личности будущих специалистов.

Шелепина Э.К., Духновский С.В.
КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ СОТРУДНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ УТОМЛЕННОСТИ

В статье рассматриваются вопросы копинг-поведения и утомленности сотрудников органов внутренних дел. Цель исследования – выявление и описание связи утомленности с копинг-стратегиями сотрудников органов внутренних дел, а также установление различий в их выраженности у сотрудников с разным уровнем утомлённости. Респондентами выступили 171 сотрудник органов внутренних дел, проходившие повышение квалификации в СПБУМВД России. Использовали комплекс методик: Опросник способов совладания и Субъективная оценка утомленности личности. Гипотезы о наличии связей копинг-поведения с утомленностью сотрудников органов внутренних дел, а также о различиях в видах копинга у сотрудников с разным уровнем утомленности, нашли свое эмпирическое подтверждение. Установлено, что снижение утомленности связано с такими копинг-стратегиями как «самоконтролем», «принятием ответственности» и «планированием решения», а усиление утомленности связано со стратегиями «бегство / избегание», «дистанцирование» и «конфронтация». Выявлено что у сотрудников с низким уровнем утомленности доминирующими копинг-стратегиями выступают «самоконтроль», «принятие ответственности» и «планирование решения». У респондентов с высоким уровнем утомленности ведущими копинг-стратегиями являются «конфронтационный копинг» и «бегство / избегание». Тогда как у сотрудников с умеренно выраженной утомленностью преобладают копинг-стратегии «дистанцирование» и «положительная переоценка». Показано, что утомленность представляет собой трудную ситуацию служебной деятельности, переживание-проживание которой предполагает использование копинг-стратегий, направленных на ее разрешение. Полученные данные, дополняют разрабатываемую нами концепцию утомленности, знанием о ведущих копинг-стратегия, используемых сотрудникам на каждом ее уровне.