РАЗДЕЛ I. НАША ПАМЯТЬ – БЕССМЕРТНА!

Бочарников И.В.
ГЕОРГИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ЖУКОВ. МАРШАЛ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ

Аннотация. В статье рассматриваются основные этапы жизнедеятельности Маршала Советского Союза Г.К. Жукова – одного из наиболее талантливых советских военачальников.

Более 43лет Г.К. Жуков состоял на военной службе, пройдя путь от солдата и унтер-офицера в Первой мировой войне и красноармейца в годы Гражданской войны до заместителя Верховного Главнокомандующего в годы Великой Отечественной войны и министра обороны СССР в послевоенный период.

С именем Г.К. Жукова связаны подготовка страны к отражению агрессии нацистской Германии, планирование и осуществление всех наиболее значимых операций по обороне Москвы и Ленинграда, организации контрнаступления и разгрома немецких группировок под Москвой и Сталинградом, в битве под Курском и Харьковом, освобождении Белоруссии, Украины и Польши, взятии Берлина и др. Вполне закономерно, что именно ему было поручено поставить точку в Великой Отечественной войне, приняв от имени СССР капитуляцию нацисткой Германии 9 мая 1945 года.

Послевоенный период деятельности Г.К. Жукова характеризуется, с одной стороны, попытками его дискредитации со стороны партийно-политического руководства страны, а с другой, – его вкладом в укрепление обороноспособности Советских Вооруженных Сил.

В жизни Г.К. Жукова было все то, что сопровождает личность подобного рода масштаба. Наряду с высочайшим авторитетом в армии и стране, он познал также и предательство ближнего окружения, клевету, зависть и многое другое. Ему завидовали и боялись, его уважали и почитали, им восхищались. Но во всех ситуациях он оставался, прежде всего, мужественным и честным офицером, настоящим полководцем, способным проводить в жизнь сложнейшие операции. В истории же государства Российского он достойно занимает свое место – место Маршала Победы.

РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Медведева М.К.
ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОСМЫСЛЕНИЯ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ НА ПРИМЕРЕ ФИЛЬМОВ «НЕДОПЕТАЯ КОЛЫБЕЛЬНАЯ» И «ФРАНЦ»

Аннотация. В статье на примере фильмов Э. Любича «Недопетая колыбельная» (1932) и Ф. Озона «Франц» (2016) анализируются особенности осмысления и интерпретации в кинематографических произведениях событий прошлого. Одним из решающих факторов при этом оказывается временная отдаленность кинокартин от описываемых в них событий. Особое внимание стоит также уделять господствующему в том или ином обществе политическому и психологическому климату. Воздействуя на авторов кинокартин, он через их творчество способен оказывать значительное влияние на восприятие широкой аудиторией тех или иных исторических событий и явлений, при этом меняя их смысл и значение.

Степанов Д.А.
CОБЫТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИКИ РУБЕЖА XIX–XX ВЕКОВ В ВОСПРИЯТИИ Л.Н. ТОЛСТОГО

Аннотация. Статья посвящена исследованию таких аспектов мировоззрения Л.Н. Толстого, как его политические взгляды и отношение к событиям международной политики. Он жил в период формирования противостоящих друг другу блоков государств и военных союзов, борьба которых привела к началу Первой мировой войны. Политические взгляды Л.Н. Толстого наиболее ярко были им высказаны в поздних публицистических сочинениях, которые, наряду с другими толстовскими текстами, являются главным источником данного исследования. Являясь отражением современных ему политических проблем, статьи Толстого передали его самобытную точку зрения на все основные события мировой политики рубежа веков. Исторический материал, позволяющий выявить точку зрения Л.Н. Толстого, – локальные войны конца XIX – начала XX в. и мирные конгрессы того времени. Основной вывод статьи состоит в том, что пацифизм Л.Н. Толстого был весьма радикальным и его страстный протест против милитаризма и колониализма, а также стремление к всеобщему миру были связаны с особым путем морального самосовершенствования людей. Толстой отрицал привычные для его современников, но, как он считал, совершенно недейственные формы борьбы с войнами: он считал мирные конгрессы бесперспективным делом и уповал на то, что все люди осознают неправильность существующего мироустройства и откажутся от участия в деле войны.

РАЗДЕЛ III. КОМПЛЕКСНОЕ ПОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Гузеев М.С., Григорьев С.М.
ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье исследуются актуальные проблемы технологизации образовательного процесса в военных образовательных учреждениях высшего образования в условиях модернизации отечественной высшей военной школы, а также в связи с необходимостью повышения эффективности функционирования системы военного образования и подготовки военных специалистов в соответствии с требованиями профессионализации Вооруженных сил России с максимальным использованием опыта антитеррористической операции в Сирийской Арабской Республике и применением передовых технологий и методик подготовки офицеров в армиях других стран. Исследование базируется на раскрытии сущности и содержания структурных составляющих педагогической технологии и анализа их взаимосвязей в целостной системе технологизации образовательного процесса военных образовательных учреждениях высшего образования.

Дедкова Г.И.
РУССКИЙ ЯЗЫК СЕГОДНЯ: ПРОНИКНОВЕНИЕ АМЕРИКАНИЗМОВ И АНГЛИЦИЗМОВ

Аннотация. Предметом данного исследования является изучение заимствований иноязычной лексики, которая проникает во все сферы жизни общества и связана с вопросами политики, идеологии и культуры. Чрезмерное увлечение американизмами и англицизмами приводит к засорению русского языка. В исследовании рассматриваются проблемы оправданности и неоправданности подобных заимствований, внутренние и внешние причины заимствований, a также внутриязыковые факторы данного процесса. Иноязычная лексика исследуется в отечественной лингвистике со второй половины XVIII века, и многие ведущие ученые в этой области выступали и выступают против «наводнения» русского языка иностранными словами, чуждыми национальному духу. Сохранение и защита русского языка требует дифференцированного осмысленного подхода к использованию иноязычной лексики, поскольку язык – это не только инструмент взаимодействия, но и инструмент национальной памяти. Русский язык – один из самых богатых языков мира, у него своя история и самобытность. Сохранить его в условиях активных интеграционных процессов в современном мире – важная задача лингвистов и филологов.

Четвертков А.Н.
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВУЗОМ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРУЕМОГО ОБРАЗОВАНИЯ: МАРКЕТИНГОВЫЙ ПОДХОД

Аннотация. Современный вуз культуры и искусства – один из важнейших факторов развития социокультурной среды региона. Однако и сам вуз представляет собой системное образование, развивающееся во взаимодействии внутренней и внешней среды. Развитие вуза сегодня контролируется со стороны государства в лице ряда организаций, предъявляющих к нему определенные требования; сообщества работодателей; абитуриентов, студентов и их родителей. В целом это порождает сложную траекторию возможных сценариев развития. Однако данная траектория в обязательном порядке должна быть спроектирована. За прошедшие три десятилетия система российского образования видоизменялась многократно (в том числе, с учетом зарубежного опыта), однако на сегодняшний день ее развитие отражает в подавляющем большинстве случаев только запросы одного «заказчика» — государства, что существенным образом искажает перспективы развития вузов. Также в этом направлении необходимо отдельно сказать о высших учебных заведениях культуры и искусства. Данные образовательные учреждения в своей работе имеют большую специфику, которая чаще всего не учитывается контролирующими организациями. Более того, сами вузы культуры и искусства довольно часто не учитывают в своей работе реалии окружающего социума, игнорируя актуальные запросы потенциальных работодателей из различных сфер – не только государственной или муниципальной, но и частной (коммерческой и некоммерческой). Именно поэтому в построении управленческой модели вуза культуры и искусства необходимо руководствоваться маркетинговым подходом. Благодаря анализу систем управления вузами культуры и искусства с позиции маркетингового подхода автор статьи выделяет наиболее важные для подготовки будущего выпускника элементы системы: миссия организации, целевая аудитория, каналы взаимодействия, сервис, саморазвитие системы.

Гузеев М.С.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация. В статье проведен анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме формирования профессиональных ценностей студентов. Показано, что развитие профессиональных ценностей происходило в соответствии с эволюцией исторических и социально-культурных ценностей. Уточнена сущность понятий «ценности» и «профессиональные ценности» в научной парадигме на основе системного подхода. Выявлены особенности профессиональных ценностей преподавателей высшей школы. Выделены основные блоки профессиональных ценностей будущих педагогов высшей школы, которые содержат группы профессиональных ценностей, формируемые в процессе профессиональной подготовки, а также теоретически обоснованы педагогические условия формирования профессиональных ценностей студентов высшего учебного заведения в ходе профессиональной подготовки.

Епатко С.С., Третьяков В.П.
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ПЕРСОНАЛА ЭЛЕКТРОСЕТЕВЫХ КОМПАНИЙ

Аннотация. Статья включает описание проведённого пилотажного исследования в виде опроса и исследования предикторов сформированности концептуальной модели объекта управления на примере мастеров и электромонтеров электросетевых компаний при помощи метода порождающих игр. В исследовании участвовали технические руководители службы главного инженера центрально аппарата, руководители филиалов и районов электрических сетей акционерного общества «ЛОЭСК – Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области» (АО «ЛОЭСК»), а также обслуживающий персонал АО «ЛОЭСК» и открытого акционерного общества «Сетевая компания». Проведен анализ психологических исследований в области электроэнергетики. Разработана порождающая игра с учетом специфики работы сотрудников электросетевых компаний. Выявлены аспекты, влияющие на работу мастеров и электромонтеров. Рассмотрено влияние вербальных характеристик интеллекта на работу сотрудников распределительных компаний.

Иванцов О.В., Клепцова Е.Ю.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАВИСИМОЙ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. Для продуктивного предупреждения и профилактики употребления психотропных веществ, наркозависимость стоит рассматривать как целостную проблему личности, включающую не только физиологические, но и психологические факторы. Из-за нецелостной диагностики зависимости, в дальнейшем проводиться неверное лечение, которое разрушает психику человека, что, в свою очередь, может привести к более страшным последствиям. Цель статьи – осмысление основных характеристик симптоматики зависимого поведения. В качестве метода исследования применялся авторский опросник, ответы на вопросы которого сгруппированы по шкалам: «уровень образования», «цели в жизни», «самореализация в социуме», «жизненные ценности в жизни», «отношение к лицам, употребляющим ПАВ», «планирование будущего». В качестве теоретико-методологической стратегии исследования рассматривается культурно-исторический и личностно-деятельностный подходы, в качестве объекта исследования выступает подростковая, студенческая, молодежная выборка. В результате исследования выделены психологические характеристики зависимого поведения подростков и молодых людей преимущественно небольших провинциальных городов и крупного мегаполиса России, выявлены различия в отношении к жизненным ценностям различных категорий молодежи. Предлагаемые положения и выводы создают предпосылки для дальнейшего изучения и осмысления особенностей зависимого поведения в методологическом, содержательном, процессуальном, организационном планах.

Казакова Е.П.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ МЕТАФОР В РАЗРАБОТКЕ ПОСОБИЙ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Аннотация. Статья посвящена разработке пособия по английскому языку для студентов экономических специальностей. Отличительной особенностью пособия будет классификация часто употребляемых устойчивых сочетаний сферы экономики не тематически, а согласно ключевым концептуальным метафорам английского экономического дискурса. Обосновывая целесообразность создания пособия, автор рассматривает образовательную ценность концептуальных метафор как инструмента познания. Особое внимание уделяется способности метафор вербализовать абстрактные понятия, пополнять словарный запас языка, формируя неологизмы. Это свойство метафор объясняет распространённость данного языкового явления в английском экономическом дискурсе. Немаловажным фактором является прагматический потенциал метафор. Учитывая вышеперечисленные особенности концептуальных метафор (метафорических моделей), включающих в себя ряд образных выражений, называемых фразеологизмами в отечественной лингвистике и метафорами в зарубежной, автор предлагает план разработки учебного пособия на основе самых распространенных концептуальных метафор английского экономического дискурса. Основу пособия составят блоки упражнений, разработанных на базе метафорических моделей, содержащие задания на чтение и понимание текста, анализ образной лексики, закрепление изученного лексического материала, перевод и обсуждение тем с использованием компонентов распространённых концептуальных метафор. Каждый урок автор предлагает снабдить списком часто используемых устойчивых сочетаний, фразеологизмов, составляющих изучаемые концептуальные метафоры. Такой подход к расширению словарного запаса студентов в рамках экономического дискурса отличается от традиционного тематического метода организации материала в пособиях по лексике и будет способствовать лучшему усвоению материала и укреплению интереса студентов к изучению реалий экономического дискурса. Учитывая познавательные свойства концептуальных метафор и перспективы их применения в образовании, автор приходит к выводу о целесообразности создания пособия, так как данный принцип подачи материала повысит эффективность занятий по английскому языку, даст студентам возможность развить ряд необходимых в специальности навыков и повысить компетентность в сфере межкультурной коммуникации.

Мищенко И.Н., Котляр Н.П.
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
СРЕДЫ В ИНЖЕНЕРНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. Построение инновационной экономики невозможно без понимания особенностей инженерного творчества. Основой осмысления инженерного творчества являются факты существования различных видов креативности и несомненного коллективного характера инженерной деятельности. Общая методология подхода к инженерному творчеству предполагает его рассмотрение как организованного динамического процесса, включающего различные виды интеллектуальной деятельности, результаты которой непосредственно проверяются в ходе воплощения новых инженерных идей в материале. В статье указывается, что эффективное обучение инженерной творческой деятельности осуществляется в одновременно производствоцентричной и студентоцентричной образовательной среде. Таким образом, определяются элементы креативной образовательной среды, формирующей компетенции, соответствующие ролевым позициями внутри производственно-технологических систем, мотивирующей междисциплинарное обучение и поощряющей приобретение навыков предпринимательства.

Ослякова И.В., Йоффе Н.Е., Абайдуллина О.С.
КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО И ЕГО
ПОТЕНЦИАЛ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛА

Аннотация. Одним из путей подготовки профессионально компетентных специалистов, владеющих иностранными языками, является информатизация образовательного процесса. Традиционное обучение иностранным языкам в технических вузах не предусматривает тесного знакомства с социокультурным контекстом изучаемого языка. Основное внимание студентов направлено на узкоспециальную терминологию, что негативно сказывается на готовности будущего специалиста вступать в эффективную коммуникацию на иностранном языке. В статье рассматривается эксперимент по вовлечению студентов в совместно с преподавателем научно-практическую деятельность. В итоге эксперимента, развивающегося в рамках культурно-образовательного пространства вуза, студенты смогли «вживую» прикоснуться к реальным технологическим процессам и методикам, получили первый профессиональный опыт оценивания, проявили личную заинтересованность в решении проблем технологических производств при внедрении инновационных программ и смогли осознать важность владения иностранными языками и другим прогрессивным языкам, а также применили новые современные инновационные способы изучения и применения знаний на технологической практике в рамках учебного заведения. В результате эксперимента было подтверждено, что теоретические курсы и программы должны поддерживаться внедрением инновационных методик образования, направленных на получение практического опыта реального применения полученных знаний.

Лаврентьева И.В., Свинарева О.В., Хамидова И.В.
РИСКИ УТРАТЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ
В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация. В статье обозначена проблема исследования – возникновение негативных тенденций в мире и в российском обществе, способствующих девальвации отечественного педагогического наследия. Целью исследования выступает поиск путей сохранения отечественных педагогических традиций в условиях трансформации ценностей современного постиндустриального общества. Задачами исследования являются выделение педагогических идей и подходов, представляющих ценность для развития педагогической науки и существования системы образования, жизнедеятельности общества и государства; выявление негативных тенденций, создающие опасность деградации отечественной педагогики; поиск способов решения актуальных проблем педагогической теории и практики. Объект исследования – риски утраты педагогических традиций отечественной системы образования. Предмет исследования – концептуальное оформление способов сохранения положительного опыта отечественной педагогики. Теоретико-методологической основой исследования стали интегративный подход к анализу сложных объектов, явлений и педагогических процессов, диалектический, культурологический, системно-деятельностный, личностно ориентированный, контекстный, экзистенциальный подходы. Конкретно-научную основу исследования определяют труды: К.Д. Ушинского, А.М. Новикова, В.А. Сухомлинского, В.А. Сластенина, И.В. Ульяновой. Использованы методы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, интерпретации, абстрагирования, конкретизации в процессе изучения философской, психологической, социологической и педагогической литературы по проблеме исследования, законодательных актов в сфере образования, изучения и обобщения педагогического опыта образовательных организаций. Теоретическая значимость заключается в систематизации социально-опасных явлений современного общества их взаимовлияния с состоянием отечественного образования, предложении мер по сохранению гуманистических педагогических традиций. Практическая значимость заключается в выявлении конкретных социально-психологических отклонений среди обучающихся и предложении путей их преодоления.

Новиков А.А., Васильев Г.Ф., Коджаспиров Ю.Г., Крупник Е.Я., Конеева Е.В.
ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СБОРНЫХ КОМАНД СССР И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ СПОРТИВНЫХ ЕДИНОБОРСТВ)

Аннотация. В статье рассматривается проблема повышения уровня выступления сборных команд по спортивным единоборствам. С использованием методов теоретического анализа и обобщения, выявлены недостатки в системе подготовки спортсменов высокой квалификации к ответственным соревнованиям. На основе исторического анализа формирования системы научно-методического обеспечения подготовки спортсменов-единоборцев, авторами сделан вывод о необходимости возрождения данной системы и развития ее с учетом современных реалий. Авторами сформулированы рекомендации по повышению спортивного мастерства единоборцев ближайшего резерва и научно-методическому обеспечению сборных команд РФ.

Шумова Н.С., Малешина П.К.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕОСЪЕМКИ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА САМООЦЕНИВАНИЯ

Аннотация. Целью статьи является представление материалов исследования, связанного с выявлением влияния видеосъемки на личностные характеристики спортсменов в период подготовки их к спортивным мероприятиям. Исследование позволило выявить статистически значимые различия между экспериментальной и контрольной группами в формировании личностной самооценки в условиях применения метода видеофиксации выполняемых упражнений. Установлено, что просмотр видеозаписи позволяет спортсменкам-синхронисткам не только сформировать более полный образ выполняемого действия, но и формировать навыки самооценивания. Результаты исследования подтверждают гипотезу о том, что при просмотре материалов видеосъемки в тренировочном процессе улучшаются характеристики самооценки у спортсменок, а также установлена их взаимосвязь с другими свойствами личности и адаптивности к тренировочной и соревновательной видам деятельности.

РАЗДЕЛ IV. ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТА ТРУДА И ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ

Янова Н.Г., Ральникова И.А., Лужбина Н.А.
КУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПСИХОЛОГА: ВОПРОСЫ ДИАГНОСТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Аннотация. Постановка проблемы касается актуальных вопросов культурной подготовки специалистов помогающих профессий. Рассматривается роль культурной компетенции в профессиональной деятельности практикующего психолога. Работа представляет профессиографическое исследование локуса культурной компетентности в практике психологического консультирования. Предмет исследования составляет анализ компонентной структуры культурной компетентности в ситуации «клиент-консультант». Целью является выявление предикторов культурной компетентности и осведомленности в условиях межкультурной и мультикультурной коммуникации. Исследование выполнено в методологии современной культурной психологии с опорой на компетентностный подход в психологии личности и мультикультурный подход в психоконсультировании. Доказывается гипотеза о когнитивных и эмоциональных предикторах культурной компетентности психолога и их влиянии на копинг поведения консультанта. Исследовательский дизайн включает апробацию зарубежного инструментария по оценке культурной компетентности психолога-консультанта. Результаты исследования представлены анализом данных диагностического обследования с математическим доказательством исследуемых гипотез. Научную новизну составляют полученные модели оценки структуры культурной компетентности психолога по локусу межкультурного и мультикультурного консультирования. Практическую значимость имеет психографический профиль ключевых компетенций психолога с высоким и низким уровнем культурной компетентности. Исследовательский потенциал связан с возможностями психометрического анализа данных для валидизации опросников мультикультурного консультирования на русскоязычной репрезентативной выборке.

Чернышева Е.В.
ИССЛЕДОВАНИЕ АСПЕКТОВ ДОВЕРИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ
МОЛОДЕЖИ К СОТРУДНИКАМ ПОЛИЦИИ

Аннотация. В статье обсуждаются социально-психологические аспекты доверия полиции со стороны обучающейся молодежи. Акцентируется внимание на том, что в настоящее время авторитет полиции в обществе не очень высок. Анализируются значимые компоненты доверия молодежи к сотрудникам полиции на основе полученных эмпирических данных специально разработанной анкеты. При помощи корреляционного анализа полученных данных было установлено, что на уровень доверия влияет уверенность молодежи в честности и правоте сотрудников полиции, уважительное, справедливое отношение представителей власти к людям. Соблюдение законов, избавление от коррумпированности в органах власти, формирование положительного имиджа в средствах массовой информации (СМИ), эффективность оказания помощи со стороны сотрудников полиции – факты, повышающие уровень доверия у обучающейся молодежи к деятельности полиции, напротив, уверенность в возможности необоснованного обвинения человека, преследование личных интересов или интересов властных структур, несоблюдение законов – понижает уровень. Предлагаются рекомендации активного взаимодействия между образовательными организациями и подразделениями органов внутренних дел для формирования адекватного мнения о деятельности сотрудников полиции и повышения уровня доверия.

Даудов М.Г.
РАЗВИТИЕ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ

Аннотация. В статье раскрывается авторское видение проблемы формирования правовой компетентности руководителей образовательных организаций, представлен обзор научных подходов по проблеме сущности развития правовой компетентности, представлена модель формирования правосознания как ее основного компонента. Содержательно дополнены структурные элементы модели. Структура модели представлена взаимообусловленными и взаимозависимыми блоками: этапы, методы и средства, формы формирования, а также определены предполагаемые результаты интегративной качественной характеристики – правовой культуры. В ходе исследования, в целях определения начального уровня владения правовой терминологией, умений применять правовые знания в практико-ориентированной среде и выяснения отношений респондентов к проблеме правовой составляющей их деятельности, использовались метод опроса – анкетирование, а также критериально-ориентированное тестирование (закрытая форма). С целью формирования компетенции по аналитическому и системному мышлению, развития умений работать в условиях неопределенности был использован метод анализа конкретных ситуаций – кейс-стади. Обоснованность результатов определяется адекватностью используемых методов. Тезис о том, что правосознание является формой организации правовой культуры и играет ключевую роль при формировании правовой компетентности руководителей образовательных организаций, является логичным.

Чуйкова Т.С.
НЕГАРАНТИРОВАННАЯ РАБОТА И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
БЛАГОПОЛУЧИЕ ЧЕЛОВЕКА: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИХ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

Аннотация. В статье представлен анализ зарубежных исследований, посвященных проблематике негарантированной работы: результатов эмпирических исследований, в том числе мета-аналитических, направленных на оценку последствий негарантированной работы для эмоционального благополучия человека, а также теоретических подходов, используемых для объяснения природы этих переживаний. Автором рассматривается объяснительный потенциал следующих теорий: депривационной теории М. Яходы, теории стресса Р. Лазаруса и С. Фолкмана, теории сохранения ресурсов С. Хобфолла, модели рабочих требований и контроля Р. Карасека, теории нарушения психологического контракта между работодателем и работником. Автор делает ссылки на исследования отечественных авторов в рассматриваемом проблемном поле, которых пока сравнительно не много. В обобщающей части автор формулирует вывод о том, что теоретические подходы в интерпретации обнаруживаемых следствий переживания негарантированной работы, представленные в статье, формируют предпосылки для целенаправленного поиска и обнаружения факторов, помогающих смягчить и предупредить негативные следствия в ситуации негарантированной работы.

Кудинова И.М.
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ОЗНАКОМИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИ ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Определяются проблемы обучения ознакомительному чтению лингвистически одаренных учащихся младшего школьного возраста. Приводится теоретический анализ научных исследований по проблеме обучения чтения на иностранном языке. Отмечается значимость индивидуального подхода к обучению английскому языку. На основе результатов педагогического эксперимента доказывается влияние установки, аудио-образца текста на продуктивность чтения, взаимосвязь когнитивных процессов, проявляющаяся в процессе чтения. Подвергается сомнению факт воздействия дополнительного мотивационного положительного стимула на результаты чтения. Научная новизна исследования заключается в определении закономерностей развития навыков ознакомительного чтения у учащихся с высокими лингвистическими способностями, а также особенностей их обучения. Особенностями обучения чтению лингвистически одаренных учащихся являются: формирование системы положительных мотивов к целостному процессу овладения английским языком; повышение трудности текста предоставление дополнительной установки при чтении; развитие навыков аудирования. Выявляются особенности понимания и интерпретации главной и второстепенной информации при ознакомительном чтении. Раскрывается доминирующий фактор достижения высокого результата чтения, которым является предваряющее процесс чтения аудирование. Практическая значимость исследования состоит в возможности использования выводов при развитии навыков чтения учащихся младшего школьного возраста.