РАЗДЕЛ I. Исторический мониторинг развития человеческого капитала

Бочарников И.В.
ВЕЛИКАЯ РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И КАЗАЧЕСТВО

Аннотация. В статье рассматриваются политические процессы, связанные с коренным переустройством российской государственности по итогам Великой Октябрьской социалистической революции – Великой русской революции и их влиянием на судьбы казачьего сословия. Взяв курс на ликвидацию всех сословий, в том числе и казачьего, органы советской государственной власти на протяжении первых десятилетий проводили репрессивную по отношению к казачеству политику, нарушив тем самым традиции его использования в качестве военно-служивого сословия, реализовывавшего охранительно-оборонительные функции. Только в преддверии Второй мировой войны в условиях нарастания угрозы военной безопасности СССР произошло осознание значимости казачества и возможности его использования для отражения внешней агрессии, что предопределило его последующую реабилитацию.

Ключевые слова. Россия, Великая русская революция, казачество, ликвидация сословий, террор, репрессии, антироссийские выступления, расказачивание, реабилитация казачества.

Архипова М.Н.
ПРИЕЗЖИЕ НА РУССКОМ СЕВЕРЕ

Аннотация. Статья посвящена дихотомии «свои – чужие» на Русском Севере. Отдельно рассмотрена категория «инаковости» с точки зрения социальных взаимоотношений. Объектами исследования стали некоренные жители северорусских деревень, предметом – их место в сельском социуме. Основными источниками послужили современные полевые материалы автора, собранные в 2007-2016 гг. в Архангельской и Вологодской областях, а также в республике Коми, а как вспомогательные материалы Этнографического бюро князя В.Н. Тенишева (рубеж XIX – XX вв.). Автор выделяет две основные категории «чужих» в деревне: люди, рождённые вне деревни, но проживающие там постоянно, и приезжающие в деревню на короткий срок. Проведён сравнительный анализ дореволюционных материалов и советской историографии и современных полевых материалов. В статье выдвигается гипотеза о существовании внутренних «чужаков» в северорусской деревне, однако делаются выводы о готовности северорусского сельского общества принять приезжих в свою среду. Первостепенную роль при этом играет готовность «чужака» следовать общепринятым в данном сообществе социальным нормам поведения. Также поднимается вопрос о роли внутренних и внешних «чужаков» в интеграции и самоорганизации сельского общества на Русском Севере.

Ключевые слова. Русский Север, крестьянство, сельская община, социальные нормы поведения, чужаки, приезжие.

РАЗДЕЛ II. Психолого-педагогические основания комплексного познания современного человека и общества

Боброва О.М., Боброва Э.В., Секач М.Ф.
ПОЛЕ ТОНКОЙ ЭНЕРГИИ ИЛИ ПЯТОЕ ПОЛЕ

Аннотация. Наука до сих пор признавала четыре типа универсальных полей в природе: гравитационное, электромагнитное, сильное и слабое ядерные поля. Предполагается, что в дополнение к биохимическим процессам и генетическим программам в живом организме активную роль могло играть специфическое биологическое поле. Это было бы сверхслабое «пятое поле», обеспечивающее тонкое взаимодействие с четырьмя известными полями. Эту гипотезу подтверждают результаты медицинских исследований. Очень небольшие поля приводят к лучшим результатам в лечении, чем используемые в традиционной практике. Биологические системы не подпадают под простую логику того, что более сильные стимулы приводят к лучшему результату.

Ключевые слова: нейроны, лиганды, нейропептиды, эмоции, мозг, биополе, ядерное поле, электромагнитная энергия, квантовая физика, Вселенная.

Зародина В.В.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОНТЕКСТЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ

Аннотация. В статье описана важность социально-психологического климата в трудовом коллективе и его связь с эффективностью профессиональной деятельности сотрудников. Были выделены психологические условия эффективности труда, а именно: благоприятный социально-психологический климат, трудовая мотивация, компетентность, работоспособность и эмоциональная устойчивость. Между эффективностью трудовой деятельности сотрудников и элементами социально-психологического климата были выявлены многочисленные связи. Большинство из них касалось эмоциональной атмосферы, межличностных отношений, а также успешности совместной работы коллектива.

Ключевые слова: социально-психологический климат, профессиональная деятельность, сотрудники, эффективность трудовой деятельности, трудовой коллектив, продуктивность труда.

Несмеянова Р.К., Липатов С.А.
АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Аннотация. В научном мире существует неослабевающий интерес к феномену организационной идентификации, что обуславливает его активное исследование. Изучается его содержание, структура, выделяются основные виды, составляются классификации и типологии. В данной статье представлена предыстория возникновения организационной идентификации и ее источники, рассмотрены родственные ей понятия, такие как социальная идентичность, социальная идентификация и организационная идентичность. Даны основные определения, описаны характеристики организационной идентификации, ее положительные и отрицательные стороны, мотивы и предпосылки возникновения. Также подробно рассмотрено ее влияние на различные аспекты, связанные деятельностью сотрудников и компании в целом. Отмечено, что идентификации могут быть множественными, а их уровень согласуется с потребностью в идентификации. Подробно проанализированы основные виды организационной идентификации, такие как: ситуационная и глубинная структурная идентификация; реляционная и идентификация с коллегами; с родом деятельности и профессиональная; с подразделением и со всей организацией. Отдельно представлены и сопоставлены две модели организационной идентификации. Особое внимание уделено наиболее используемой в настоящее время расширенной модели, включающей в себя четыре ее вида: собственно идентификацию, нейтральную, амбивалентную идентификацию и дезидентификацию. Обзор модели дополняется ее критическим анализом. Статья завершается обсуждением перспектив дальнейшего развития исследований в данной области.

Ключевые слова: cоциальная идентичность, социальная идентификация, организационная идентичность, организационная идентификация, нейтральная идентификация, амбивалентная идентификация, дезидентификация.

Григорьева М.А., Григорьев С.М.
ЭНТРОПИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация. Национальная безопасность государства во многом зависит от отдельного человека и качества человеческих отношений. Потребность в стабильности каждого гражданина страны, защите, свободе от страха, тревоги и хаоса – это и есть его безопасность. Специалисты могут значительно стабилизировать безопасную деятельность людей, повысить их психологическую устойчивость, укрепить психологический климат в малых группах, корпорациях и обществе. 

Ключевые слова: национальная безопасность, психологическая безопасность, энтропия, гомеостазис, психологические ресурсы, психическая устойчивость, особые и экстремальные условия деятельности, психологическая коррекция, нейролингвистическое программирование, эриксоновская психотерапия.

Шишлова Е.Э.
ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ГЕНДЕРА И ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ГУМАНИТАРНОМ ЗНАНИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация.В статье предлагается постнеклассическая интерпретация категорий гендера и гендерного подхода, востребованная постиндустриальным этапом развития науки и общества. Анализируется сущность гендерного подхода в образовании с учетом его исторической перспективы, отражающей смену классического мышления неклассическим. Рассматривается динамика категорий пола-гендера-андрогина в сочетании с полоролевым, гендерно-ролевым, андрогинно-ролевым подходами. На основе постнеклассической интерпретации гендера как коммуникативного феномена формируется новое толкование его роли в образовании как утверждающего эгалитарные ценности и направленного на формирован е коммуникативной компетенции специалиста. Данное толкование приходит на смену неклассической интерпретации, сводящей сущность гендерного подхода к критике патриархальной традиции. 

Ключевые слова: Постнеклассическая наука, гендер как коммуникативный феномен; гендерный подход в образовании; патриархальная традиция; эгалитарные ценности.

РАЗДЕЛ III. Проблемы эффективного развития и самореализации субъекта труда и жизненной стратегии

Соколова Л.В., Молчанова А.В., Дроздова О.П.
ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Аннотация. Аннотация. Статья посвящена проблеме развития морально-познавательного интереса у школьников во внеурочной деятельности при проведении этических бесед на различном фактическом материале с учетом сформированности нравственных качеств школьников. В статье представлен материал о сущности формирования чести и достоинства, определена значимость в нравственном развитии человека, сформулированы советы обучающимся по обретению этих важнейших личностных качеств. В статье продемонстрированы примеры разыгрывали ситуации бестактного поведения, используя метод постановки театральных миниатюр. Описан опыт раскрытия специфических признаков личностных качеств обучающихся, в том числе особенности проявления чести и личного достоинства у юношей и девушек. Также в статье описан опыт применения событийного подхода, суть которого состоит в придании формам морально-познавательной деятельности старшеклассников увлекательного характера с тем, чтобы каждое проводимое в классе коллективное творческое дело (КТД) оставляло яркий след в памяти школьников. Особое внимание в статье уделялось стимулированию мыслительной и эмоциональной активности обучающихся в процессе выработки их нравственных убеждений, характеризующихся значительно большей императивностью и выступающих как важнейшие движущие силы нравственного поведения человека. В статье выделены этапы, направленные на формирование нравственных убеждений обучающихся гимназии в соблюдении принципов чести и личного достоинства. Моральное развитие чести и личного достоинства школьников на уровне убеждений состоит в том, что нравственные принципы, нормы и правила поведения закрепляются в их сознании и определяют их поведение в любых жизненных ситуациях.  

Ключевые слова: познавательный интерес, внеурочная деятельность, этические беседы морально-нравственной направленности, нравственные качества, ситуации бестактного поведения, проявления чести и личного достоинства, нравственные убеждения.

Афоничева А.Г.
РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ КАДЕТОВ В ПРОЦЕССЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье дается краткий анализ понятий ценности и ценностные ориентации личности. Приведены различные теории ценностей и описаны диагностирующие инструменты для исследования системы ценностных ориентаций личности. Акцентировано внимание на необходимости осуществления ценностного воспитания подрастающего поколения в школах с учетом кризиса института семьи. Рассмотрены вопросы необходимости осуществления ценностного воспитания и его особенности в кадетской школе, в том числе исходя из Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и Устава кадетской школы. Проведена предварительная диагностика ценностных ориентаций кадетов на основе нескольких методик исследования ценностных ориентаций личности и дан краткий анализ ее результатов. Рассмотрена возможность осуществления ценностного воспитания кадетов в рамках дополнительного образования. Обоснованы пути и средства развития аксиосферы кадетов в дополнительном образовании с учетом его специфики в кадетской школе. Приведена краткая характеристика программы занятий в рамках дополнительного образования с целью ценностного воспитания кадетов. Рассмотрены различные методы и технологии, способствующие формированию ценностных ориентаций кадетов в рамках дополнительного образования с учетом особенностей кадетской школы. Описаны методы и технологии, используемые на занятиях, и дано их краткое содержание. Приведены примеры тем для групповых дискуссий, которые обсуждались на занятиях и вызвали наибольший интерес среди кадетов, различных игр, тренингов, фильмов, презентаций. Проведена промежуточная диагностика ценностных ориентаций кадетов и даны ее результаты. Первоначально полученные результаты убеждают в позитивной динамике формирования иерархии ценностей. 

Ключевые слова:  аксиология, ценности, кадетская школа, дополнительное образование, аксиосфера. 

Григорьева М.А., Григорьев С.М.
БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация. Аннотация. В особых условиях деятельности мобилизуются резервные возможности компенсаторного типа. Особые условия, — когда деятельность специалистов сопряжена с непостоянным воздействием экстремальных факторов, при этом экстремальные факторы не имеют большой мощности или интенсивности, а возникающие негативные функциональные состояния выражены умеренно. Но как они соотносятся с безопасным существованием человека?

Ключевые слова:  безопасность, психологическая безопасность, особые, экстремальные условия, негативные психические состояния, саморегуляция, психическая устойчивость, психологическая коррекция.