РАЗДЕЛ I. Исторические аспекты развития человеческого капитала

Юденкова Т.В.
С.М. ТРЕТЬЯКОВ – ПРОСВЕТИТЕЛЬ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬ

Аннотация.  Московский купец Сергей Михайлович Третьяков на протяжении жизни выступал в роли предпринимателя, благотворителя, просветителя, коллекционера, общественного деятеля, служил московским городским головой. Он вошел в историю русской культуры как один из основателей Третьяковской галереи, коллекционер западноевропейского искусства. Его жизнь была посвящена не только формированию коллекции и делам городского управления. Он был вовлечен во множество благотворительных дел, прежде всего заботясь, по его собственному выражению, «о пользе общественной». В сфере эстетического просвещения им было предпринято несколько малоизвестных проектов, им и посвящена предлагаемая статья. 

Ключевые слова. Сергей Михайлович Третьяков, московский купец-предприниматель, коллекционер, просветитель, благотворитель, благотворительная деятельность, русское искусство в Париже 1870-1880-е, французское искусство в России 1880-начало 1890-х, «Художественный журнал» (1881-1887), этюдная выставка, Московское общество любителей художеств (МОЛХ), православный храм на Шипке в Болгарии.

Лобова А.А., Коваль К.С.
ЖЕНСКИЙ ВОПРОС В ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ РОССИИ И КИТАЯ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Аннотация.  В статье рассматривается эволюция китайского и российского подходов к женскому вопросу на рубеже XIX-XX вв. Начало XX века было периодом трансформации общественно-политической мысли, реформ как в Китае, так и в России. Изменения затронули также представления о роли женщин в обществе. На основе сравнительного анализа женского вопроса в России и Китае можно выделить несколько общих тенденций. Во-первых, преобладание философских представлений о женщинах в работах философов-мужчин было характерно для Китая и России. Во-вторых, философы рассматривали проблему женщин в рамках проблем народа в целом. Среди различий можно выделить следующее: в отличие от русских философов, которые часто рассматривали женский вопрос в рамках метафизики, китайские мыслители видели в нем решение практических проблем, осознанных во время китайско-японских войн.

Ключевые слова. Россия, Китай, образование, сравнительный анализ, женский вопрос, реформы, поздняя династия Цин.

РАЗДЕЛ II. Психолого-педагогические основания комплексного познания современного человека и общества

Жукова Г.С.
О СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ УВЕЛИЧЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПСЕВДОНАУЧНОЙ ПУБЛИКАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ

Аннотация. Автор поддерживает деятельность Национальной электронной библиотеки России по удалению из РИНЦ «мусорных» изданий. В статье на конкретных примерах вузовских сборников научных работ демонстрируются современные технологии необоснованного увеличения показателей научной публикационной активности, с помощью которых «хирш-менеджеры» поднимают «клиентам» показатели цитируемости и число публикаций в РИНЦ при отсутствии роста качества и научной значимости результатов исследований. Технологии псевдоцитируемости стали, к сожалению, применяться во многих образовательных организациях. Описанные в этой статье случаи объединяет не только масштабность и многократность деяний, но наличие единого «координационного центра» с одним организатором. Применяемые технологии «дописывания источников «нужных» авторов в списки литературы статей» и «публикация сфабрикованных статей со списками литературы нужного содержания» эффективны, позволяют даже при отсутствии у «клиента» новых научных публикаций обеспечить ему в кратчайшие сроки практически любые значения показателей публикационной активности. Информация о пресечении подобной деятельности преподавателей, реализующих нечистоплотные технологии, и их общественном порицании, о репутационных издержках руководителей организаций, участвующих в молчаливой поддержке недобросовестных коллег, отсутствует. Автор считает, что активное самоочищение профессорско-преподавательского сообщества и принципиальное отношение к фактам околонаучного жульничества приведет к подлинному повышению качества, значимости и интенсивности научных исследований вузовских работников.

Ключевые слова. Российский индекс научного цитирования (РИНЦ), индекс цитируемости, индекс Хирша, псевдонаучная публикационная активность, технологии псевдоцитируемости.

Михайлова О.Б., Черномырдина В.И.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ИННОВАЦИОННОСТИ И КРЕАТИВНОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ, ВОВЛЕЧЕННЫХ И НЕ ВОВЛЕЧЕННЫХ В MMORPG

Аннотация.  В статье представлен теоретический и эмпирический анализ феномена вовлеченности в массовые многопользовательские онлайн ролевые игры в среде учащихся старших классов. На основании значительного количества проведенных исследований в статье дано определение виртуального мира, обоснована его роль в жизни и деятельности современного человека. Выделены основные особенности игр, которые делают их наиболее привлекательными для пользователей и способствуют их активному вовлечению в игру. Обоснованы основные преимущества данного жанра игры. На основе теоретического анализа была сформулирована гипотеза о существовании значимых связей и различий в проявлениях инновационности и креативности у учащихся старших классов, вовлеченных и не вовлеченных в многопользовательские онлайн ролевые игры. Для подтверждения выдвинутых гипотез использовались следующие методики: 1) Опросник для оценки степени увлеченности ролевыми компьютерными играми (Е.В. Беловол, И.В. Колотилова); 2) Анкета для изучения игровой активности, опыта и жанровых игровых предпочтений личности (Омельченко Н.В.); 3) Шкала самооценки инновативных качеств личности (Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко); 4) Многомерный опросник «Инновационность личности» – МОИЛ (Михайлова О.Б.); 5) Тест «Креативность» (Н. Вишнякова). В результате проведенного исследования были получены эмпирические данные, подтверждающие выдвинутые гипотезы. В заключении статьи авторы сформулировали ряд рекомендаций об использовании сюжетного потенциала многопользовательских онлайн ролевых игр для развития личности учащихся старших классов в современной практике обучения.

Ключевые слова. Массовые многопользовательские ролевые онлайн-игры, развитие, личностный потенциал, виртуальный мир.

Магера Т.Н.
ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА МЕЖГРУППОВОЙ АДАПТАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация.  В статье представлен подход к решению вопроса повышения эффективности управления персоналом в современной поликультурной строительной организации посредством эмоционального компонента межгрупповой адаптации (ЭК МГА). Теоретический обзор и методологический аппарат охватывают широкий круг подходов, послуживших фундаментом для настоящего исследования. Сформулированные А.В. Булгаковым обоснованные закономерности, принципы, механизмы, социально-психологические пути, средства, технологии оптимизации МГА позволили обратиться к составляющей модели МГА, а именно – эмоциональному аспекту. С учетом противоречивости научных взглядов и представлений, связанных с эмоциями, выработан последовательный алгоритм изучения эмоционального компонента в реалиях деятельности овременных поликультурных строительных организаций. В результате многогранной оценки МГА совместной деятельности в поликультурной строительной организации определены межгрупповые адаптационные поля поликультурной строительной организации и проанализированы соответствующие эмоциональные аспекты мотивационного потенциала персонала компании.

Ключевые слова: межгрупповая адаптация, эмоциональный компонент межгрупповой адаптации, адаптационные поля, мотивационное поле, мотивационный профиль.

Егорычев А.М., Ростовская Т.К., Гуляев С.Б.
РЕАЛИИ БУДУЩЕГО КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ВЫЖИВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Аннотация.  Ставятся и обсуждаются вопросы, касающиеся будущего сценария развития человечества. Авторы приводят результаты тщательного анализ исторических и современных научных источников, которые связаны с вопросами: теоретическим осмыслением процесса развития мировой цивилизации, его разных вариантов; понимания сущности природы социального; выявления и обоснования факторов, которые определяют функционирование и устойчивое развитие социума; философских и социологических подходов к разработки футурологических проектов и сценариев развития человеческого сообщества. Приходят к выводу о том, что, несмотря на различные подходы к пониманию будущего и тех механизмов, которые его определяют, практически все исследователи опираются на единые философские основания, имеющие фундаментальный порядок, определяемый едиными законами и закономерностями функционирования и развития природы, социума, человека и космоса. На результатах многолетних исследований, авторы приходят к выводу о том, что современное мировое сообщество полностью исчерпало отведенный ей историей ресурс развития на основе капиталистической формы хозяйствования и стоит на пороге глобальных социальных изменений, которые его приведут в новую эпоху, которая ему предопределена. Сегодня назрела ситуация, требующая разработки единой Стратегии развития мирового сообщества среднюю и дальнюю перспективу (50-100 лет), которая должна иметь высокий уровень научного обоснования, включающего практически все сферы жизнеосуществления народов нашей планеты. Это возможно лишь при объединении интеллектуального потенциала всех пассионариев мирового сообщества. Разработка данной стратегии должна опираться на футурологический прогноз развития мировой цивилизации. Из множества возможных вариантов пути развития человечества авторы определяют единстве возможный — построение ноосферы, представляющей человечеству путь сохранения планеты Земля, выживания и дальнейшего развития мировой цивилизации. Считают, что в скором времени всё человечество (либо большая его часть), объединится вокруг планетарно-космической идеи великого русского мыслителя В.И. Вернадского. Народы мирового сообщества все свои жизненные силы направят на укрепление сотрудничества и объединения на принципах взаимопомощи и поддержки. Хотя возможны и два других варианта событий, которые ведут человечество к постепенной деградации. В конечном итоге, вариант пути, по которому человечество продолжит своё развитие, ему предстоит определять самостоятельно уже сегодня, опираясь на здравый смысл простого выживания.

Ключевые слова: мировая цивилизация, футурологический прогноз, смыслы и ценности человечества, ноосфера, глобализация, риски и угрозы, технический и информационно-технологический прогресс.

Бескова Т.В.
СТРУКТУРА ЗАВИСТИ С ПОЗИЦИЙ СИСТЕМНО-РЕЛЯЦИОННОГО ПОДХОДА

Аннотация.  В статье зависть рассматривается с позиций системно-реляционного подхода, представляющего собой синтез основных положений системного подхода и теории отношений личности. Выявлен системообразующий фактор зависти как системного образования, посредством которого элементы объединяются в целостность – им является целевое назначение системы (стремление к восстановлению субъективного равенства с превосходящим Другим). Обозначены функции зависти (стимулирующая, регулятивная, утверждающая, защитная), которые в своей совокупности раскрывают целевое назначение системы и определяют наиболее оптимальные способы и средства достижения цели. Показано, что зависть имеет многоуровневую структуру, представленную метасистемным, системным, субструктурным, компонентным и элементным уровнями. На центральном субсистемном уровне локализованы отношения личности к превосходящему Другому, предметам его превосходства и самому себе, синтез которых образует социально-психологическое отношение зависти. Компонентный уровень каждой из субсистем представлен традиционными для психологических отношений компонентами (когнитивным, аффективным, конативным). Раскрыто содержание всех компонентов. Показано, что при изменении динамических параметров (устойчивости и выраженности) завистливое отношение может трансформироваться в завистливость как свойство личности, имеющее преобладающие оттенки одного из двух видов зависти – зависти-неприязни и зависти-уныния. Выделены атрибутивные свойства зависти (избирательность, пристрастность, низкая осознанность, маскируемость, традиционность, социальность, амбивалентность, уравнительность) в совокупности образующие ее качественную определенность и отличающие ее от других социально-психологических отношений.

Ключевые слова: зависть, отношение, системно-реляционный подход, системообразующий фактор, функции, структура, параметры, атрибутивные свойства.

Бекетова М.А.
СОЗДАНИЕ ТРАНСКРИПЦИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ: УЧЕБНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Аннотация.  На современном этапе для успешного осуществления той или иной деятельности, в том числе и музыкально-исполнительской, помимо запаса определенных знаний, умений необходимо обладать рядом профессионально значимых качеств личности. В музыкальном образовании одним из эффективных способов формирования гармоничной личности обучающегося может служить создание им транскрипции музыкальных произведений. Жанр транскрипции зарождается в период становления инструментальной музыки, выполняет определенные функции в развитии музыкально-исполнительских школ и в настоящее время не теряет актуальности. Как особый вид творческой деятельности, создание транскрипций имеет все основания использоваться в учебно-образовательных целях, поскольку в этой деятельности ставятся и решаются серьёзные художественно-творческие проблемы, расширяется знаниевый потенциал, повышается профессиональная компетенция музыканта, увеличивается нагрузка на креативные процессы, интенсифицируется его общее и специальное развитие. Создание транскрипции представляет собой сложный творческий процесс, включающий в себя несколько последовательных взаимосвязанных этапов: выбор сочинения для транскрибирования, алгоритм работы с нотным текстом оригинала, технические приемы преобразования различных элементов фактуры, окончательная отшлифовка нового текста. Методически выстроенный алгоритм действий обучающегося, правильная диспозиция педагога, благоприятная творческая атмосфера в классе и доверительные отношения между учителем и учеником – всё это, несомненно, приведет к достижению позитивных результатов.

Ключевые слова. Музыкальная транскрипция, создание музыкальной транскрипции, педагогический процесс, методика создания транскрипции, развитие музыканта.

РАЗДЕЛ III. Проблемы эффективного развития и самореализации субъекта труда и жизненной стратегии

Санжеева Л.В.
СИНЕРГЕТИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТА В ОБУЧЕНИИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ

Аннотация.  Синергетика в современном педагогическом образовании обретает новые формы применения в педагогических исследованиях. Обоснование механизмов синергетического взаимодействия творческой деятельности студента с предметным миром искусства связано с проблемами активизации мыслительной и эмотивной сферы человеческого мозга. Что является необходимостью для формирования творческой активности в обучении декоративно-прикладному искусству, обусловленному профессиональными компетенциями высшего образования. Творческая деятельность студента также оказывает влияние на все виды обучения, формирующие профессиональные компетенции и развивающие качественное образование. Качество образования является приоритетным направлением в современной педагогике. В связи с этим исследование синергетических механизмов творческой деятельности студента покажет важную взаимосвязь активности и деятельности как компонентов качественного образования в процессе обучения студентов декоративно-прикладному искусству.

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, творчество, творческая деятельность, творческая активность, синергетика, синергетические механизмы, обучение, методы обучения.

Никитина Н.И., Падылин Н.Ю., Гребенникова В.М.
ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ КРИЗИСНОГО ЦЕНТРА ПОМОЩИ ЖЕНЩИНАМ И ДЕТЯМ

Аннотация. Современные условия жизнедеятельности людей в информационном обществе, расширение спектра стрессовых ситуаций, повышение конкуренции на рынке труда, интенсификация профессиональной деятельности, усложнение содержания и условий труда, появление значительного числа новых стрессогенных факторов в трудовой сфере, – все это приводит к такому явлению как эмоциональное выгорание работников, что особенно характерно для специалистов групп профессий системы «человек – человек». В статье на основе анализа научной литературы рассматриваются теоретические подходы к изучению синдрома эмоционального выгорания специалистов кризисных центров социальной помощи женщинам и детям; конкретизируется сущность эмоционального выгорания специалистов социальных служб, выявляются факторы, способствующие возникновению синдрома эмоционального выгорания специалистов социальных центров; анализируются особенности современного содержания и условий профессиональной деятельности специалистов кризисного центра помощи женщинам и детям; рассматриваются стадии эмоционального выгорания специалистов социально-помогающих профессий; приводятся характеристики симптомов эмоционального выгорания кадров социальной сферы (специалистов учреждений социальной защиты населения); проведено сравнение особенностей (силы, выраженности) проявлений синдрома эмоционального выгорания у различных специалистов кризисных центров помощи женщинам и детям (психологов, специалистов по социальной работе, юристов, медиков). Также рассматриваются методические основы профилактики синдрома эмоционального выгорания у специалистов по социальной работе и психологов кризисных центров.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, профилактика, кризисные центры социальной помощи женщинам и детям, специалисты по социальной работе, психологи социальных служб.

Катцова А.П.
ОЦЕНКА И АНАЛИЗ СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ С ТЯЖЕЛОБОЛЬНЫМИ ДЕТЬМИ

Аннотация. В последнее время изучение профессионального выгорания все более актуально для науки и управления человеческими ресурсами, «выгорание» сказывается на психическом, физическом состоянии участников трудового процесса, на их продуктивности. Существует множество исследований данного феномена, но исследований «выгорания» педагогов, работающих с тяжелобольнымидетьми, не проводилось. Данная тема особенно актуальна в связи с растущим числом школ при больницах. В исследовании приняло участие 253 человека различного возраста и пола и с педагогическим стажем до 49 лет, стажем работы с тяжелобольными детьми до 26 лет. Описана тяжесть и структура «выгорания», приведено сравнение двух методов оценки степени. Приведена структура «выгорания» по опроснику Maslach Burnout Inventory (MBI) и по опроснику В.В. Бойко. Результаты исследования по MBI согласуются с наблюдениями автора. Поэтому важно, как информирование педагогов, так и психологическое сопровождение. Синдром профессионального выгорания сформирован почти у половины опрошенных. По результатам исследования по опроснику В.В. Бойко наиболее распространенными симптомами стали «переживание психотравмирующих обстоятельств», «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» и «редукция профессиональных обязанностей». Сформированный синдром выявлен у 41% опрошенных. Оба исследования показали одинаковые результаты для 85% респондентов, для исследования по MBI характерна чуть большая гипердиагностика, чем для исследования по Бойко.

Ключевые слова. Профессиональное выгорание, синдром эмоционального выгорания, фазы выгорания, симптомы выгорания, Maslach Burnout Inventory, опросник В. В. Бойко.

Березина Т.Н.
ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ И САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ ПЕНСИОНЕРОВ ИМЕЮЩИХ В АНАМНЕЗЕ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Аннотация. Показано, что психологическое и физическое здоровье определяется не только наследственностью и средой, но и особенностями жизненного пути и чертами личности человека. Целью исследования являлось изучение факторов жизненного пути и личностных особенностей, влияющих на возникновение и развитие сердечно-сосудистых заболеваний у лиц пенсионного возраста, было обследовано 496 человек состоящих на учете в московской поликлинике. Методы исследования: анализ медицинской документации, анкетирование, самооценка особенностей личности пациентами, экспертная оценка врача-гериолога, дисперсионный анализ. Было показано, что на прогрессирование сердечно-сосудистых заболеваний в пенсионном возрасте достоверно влияют вредные привычки (алкоголизм, табакокурение, переедание), агрессивность как черта личности и как состояние, профессиональный тип «человек- техника»; снижают риск заболевания: оптимизм, наличие предметных хобби и продолжение работы на пенсии – на уровне тенденции. Также были выделены факторы, не оказывающие влияние на развитие сердечно-сосудистых заболеваний: творческие, интеллектуальные и спортивные хобби, принадлежность к другим профессиональным типам, уровень карьеры, образования, переезды, активность и целеустремленность, общительность, заботливость. Полученные данные можно использовать для организации психологического сопровождения кардиобольных пенсионного возраста.

Ключевые слова. Личность, жизненный путь, здоровье. пенсионный возраст, сердечно-сосудистые заболевания.