РАЗДЕЛ I. Исторические аспекты развития человеческого капитала
Шевченко П.В.
ПРОЕКТ П.А. ЗУБОВА ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ГУБЕРНСКИХ ВОЕННЫХ УЧИЛИЩ. 1801-1805 ГГ.
Аннотация. Вконтексте истории модернизации России представляет интерес русская военнаяполитика XIX века и развитиеотечественного военного образования. У истоков возникновения в Россииотдельного военно-учебного ведомства стоял, помимо иного, проект шефа 1-гокадетского корпуса в Петербурге генерала князя П.А. Зубова, по существумалоисследованный. Согласно этому плану, военные училища должны были приниматьдворянских детей для получения ими начального и среднего образования ипоследующей отправки их для дальнейшего обучения в столичные кадетские корпусаили действующие в России университеты. Этот замысел был одобрен императоромАлександром I. По его приказу в длительную командировку по указанным в проектегубернским городам был отправлен генерал-майор И.М. Бегичев. Возвратившись изгодичной поездки, он докладывал о готовности местного дворянства выделитьсредства для учреждения и деятельности военных школ. Проект Зубова был отредактирован особой комиссией и признан возможным кисполнению, однако конечной даты его реализации комиссия не указала. Начавшиесяв это время военные действия в Европе отвлекли правительство от данной работы,и план так и не был реализован. Тем не менее, по предложению комиссии былвпервые создан особый орган, с того момента ведавший военным образованием вРоссии – Совет о военно-учебных заведениях.
Ключевые слова: русская армия начала XIX века, военные школы, образование русского дворянства, идеи просвещения.
РАЗДЕЛ II. Психолого-педагогические основания комплексного познания современного человека и общества
Винокурова О.С.
ОЦЕНКА И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. РОССИЙСКИЙ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ
Аннотация. Вопросы качества образования являются особенно актуальными в условиях коммерциализации ВУЗов и растущей необходимости оплачивать высшее образование учащимися. Студенты, являющиеся на волне коммерциализации образования клиентами ВУЗов, предъявляют повышенный спрос на качественную услугу при выборе учебного заведения. На фоне популярности международной системы рейтингов, в качестве главного критерия успешности ВУЗа использующей исследовательскую деятельность учреждения, и российской национальной методики оценивания качества образования по 4 группам (открытость и доступность информации, комфортность учебного процесса, доброжелательность и компетентность преподавателей, удовлетворенность качеством преподавания) автор ставит вопрос о недостаточном рассмотрении качества преподавания как ведущего компонента, определяющего результативность студента. В данной статье автор изучает использующиеся в методических рекомендациях и Федеральных государственных образовательных стандартах России критерии оценки образовательной деятельности и рассуждает о необходимости баланса между преподавательской и исследовательской деятельностью. Автор рассматривает широко используемые в международной практике подходы при оценке качества преподавания: подход «добавленной стоимости» и «двойной петли», отмечает их неоднозначность и невозможность выведения зависимости результативности учащихся от одной характеристики преподавателя или образовательного процесса. Автор предлагает рассматривать три группы показателей – показатели личностного, институционального и внешнего уровня – при разработке стратегии повышения качества образования, формулирует требования к данным показателям и объясняет важность скоординированной политики на трех уровнях.
Ключевые слова. Качество образования, критерии оценки, ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт), подход «добавленная стоимость», подход «двойная петля».
Гринева М.В.
УЧЕБНЫЙ ДИСКУРС В ПРЕПОДАВАНИИ СПЕЦИАЛЬНОГО (ЭКОНОМИЧЕСКОГО) ПЕРЕВОДА В ВУЗЕ: ПРАГМАТИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Аннотация. Предметом данного исследования является учебный дискурс на занятиях по курсу экономического перевода c иностранного языка на русский – ключевому аспекту профессионально ориентированной языковой подготовки в вузе экономического профиля. Делается вывод, что такой дискурс характеризуется сниженным уровнем формальности (статусности) и ориентацией на личность студента. Определяется оптимальное соотношение дискурсивных жанров и стратегий в рамках такого курса при доминировании широких дискуссий и приоритетности организующей и содействующей стратегий, что позволяет эффективно формировать профессионально значимые компетенции и развивать первичную языковую личность студента.
Ключевые слова: профессионально ориентированная языковая подготовка в вузе; педагогический (учебный) дискурс; дискурсивные стратегии; курс экономического перевода; профессиональные компетенции экономистов-международников.
Кабанова П.В., Капустина Т.В., Кадыров Р.В.
ПРОБЛЕМА ПСИХОДИАГНОСТИКИ РАННИХ ДЕЗАДАПТИВНЫХ СХЕМ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Аннотация. В данной статье Схема-терапия рассматривается как одно из актуальных направлений в современной психологии. Подчеркивается важность диагностики ранних дезадаптивных схем в рамках психологического консультирования, основанного на Схема-терапии. Описаны возможности их диагностики. На основании анализа сделаны выводы о недостатке нужного инструментария. Рассматриваются методики, с помощью которых можно косвенно определить преобладание разных типов ранних дезадаптивных схем. Анализируются Опросник отраженного родительского отношения (ОРО) А.Я. Варга и В.В. Столина, Методика диагностики копинг-механизмов Э. Хейма, Метод парных сравнений В.В. Скворцовой, Диагностика межличностных отношений (ДМО) Т. Лири, Методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера, Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона и определяются конкретные схемы, которые можно выявить с помощью этих косвенных методик. На основании анализа сделаны выводы о том, что данный психотерапевтический подход нуждается в привнесении новых психодиагностических методик для диагностики ранних дезадаптивных схем, чтобы это направление стало более изученным и эффективным в сфере психологического консультирования, а работа специалистов в данной области стала более продуктивной.
Ключевые слова: Схема-терапия, ранние дезадаптивные схемы, диагностика ранних дезадаптивных схем.
Летягина С.К.
АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ УСЛОВИЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ВЫРАЖЕННОСТЬ ЗАВИСТИ
Аннотация. В статье приводятся результаты эмпирического исследования влияния условий семейного воспитания на выраженность зависти ребенка. Автор приходит к выводу, что личностная завистливость ребенка не связана с такими воспитательными стилями, которые характеризуются эмоциональным принятием, выработкой четких требований относительно обязанностей ребенка и норм его поведения, предоставлением ему самостоятельности в действиях, ограничением родительского стремления удовлетворять все потребности ребенка, чередованием воспитательных приемов и методов. Воспитание ребенка матерью в неполной семье в аспекте формирования завистливого поведения характеризуется неустойчивостью и неуверенностью. Проведенное исследование показало значимость полноты семьи и характера детско–родительских отношений для развития завистливости детей.
Ключевые слова. Стиль воспитания, детско-родительские отношения, зависть, личностная завистливость, полная семья, неполная семья.
Ничепорук Л.М.
ДЕЙСТВЕННОСТЬ ФОРМАТИВНОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ БАЗОВЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ
Аннотация. Данная статья посвящена вопросу использования формативной оценки, в частности, формативной обратной связи для совершенствования такого базового коммуникативного навыка, как умение рассказывать истории. В статье приводятся результаты исследования, проведенного с целью выявления степени действенности обратной связи, полученной от сверстников в ходе формирования и повествования небольшой истории о значимой вещи или событии. Как сверстников мы определяем не только лиц, одинакового с испытуемыми возраста, но и тех, кто может находиться с испытуемыми в одном статусе, на одном уровне в иерархии. В качестве методологии используется модифицированная схема, ранее использованная в концепции обучения действием. Также мы предлагаем области практического применения результатов нашего исследования – в частности в варианте внутрифирменного обучения. Результаты данного исследования могут быть полезны и при изучении вопроса формативной оценки обучающих, и не только, программ.
Ключевые слова: формативная обратная связь, формативная оценка, коммуникативный навык.
Проценко В.О.
ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ ИСКУССТВА ИГРЫ НА ФАГОТЕ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ
Аннотация. Осознание философских основ обучения игре на музыкальном инструменте, в частности, на фаготе есть важнейшее условие формирования адекватного представления о сущности и эффективности методик и целей образования на современном этапе развития. Рассматривая историю развития философских представлений о сущности музыкального искусства, автор показывает насколько неравномерным был этот процесс в отношении его (искусства) различных компонентов. Автор приходит к выводу, что в сфере инструментального исполнительства осмысление философских основ началось по большому счету лишь со второй половины XIX столетия, и даже в этой сфере процесс сохраняет свою неравномерность. Педагогика искусства игры на духовых инструментах и, в частности, на фаготе, до сих пор по большей части заимствует философские основы из других направлений, ее специфические черты еще до сих пор не нашли отражения в научных работах. Ключевым выводом статьи является то, что в современной педагогике исполнительства на фаготе все большее распространение получает принцип стремления к стилевому и интерпретаторскому плюрализму, принцип свободного и самостоятельного определения предназначения «миссии» исполнителя. Также автор приходит к выводу, что в последнее время в данном направлении педагогики наметилась тенденция к осмыслению ее философских основ с учетом специфики исполнительства на фаготе на современном этапе развития, что обусловлено активным поиском новых путей творческой самореализации исполнителей в этой сфере.
Ключевые слова: фагот, исполнительство на фаготе, педагогика искусства игры на фаготе, философские основы педагогики искусства игры на фаготе, триада «композитор-исполнитель-слушатель».
Сухов А.Н., Гераськина М.Г.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СОТРУДНИКОВ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ: ТЕОРЕТИКО-ПРИКЛАДНОЙ АСПЕКТ
Аннотация. В статье рассматривается теоретико-прикладные аспекты профессиональной ответственности сотрудников социальных служб. В ней так же приводятся результаты исследования уровня профессиональной ответственности сотрудников социальных служб, а также способы ее развития.
Ключевые слова: профессиональная ответственность, социальный работник, локус контроля, якорь карьеры, карьерные ориентации, развитие профессиональной ответственности.
Прибыткова Л.В.
РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Аннотация. В статье обосновывается необходимость в условиях информационного общества формирования новой профессиональной культуры управленческих кадров, включающей и такую важную составляющую, как информационная культура. Несмотря на значительный интерес к данным аспектам, недостаточно осмысленными остаются проблемное поле новой социальной реальности – деятельность органов местного самоуправления в условиях информационного общества. В связи с этим анализируется значение информационной культуры в деятельности органов местного самоуправления, выделены основные критерии оценки уровня информационной культуры в муниципальных образованиях: информационная компетенция муниципальных служащих, информационно-техническое обеспечение местного самоуправления и муниципального управления,информационное взаимодействие между субъектами управления, информационная компетенция потребителей муниципальных услуг, информационно-правовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления; выделены основные проблемы формирования и развития информационной культуры муниципальных служащих. В статье представлены статистические данные и результаты социологических опросов, иллюстрирующих уровень развития информационной культуры в органах местного самоуправления.
Ключевые слова: местное самоуправление, муниципальное управление, органы местного самоуправления, муниципальная служба, муниципальные служащие, информационная культура.
Горьков М.С., Фоломеев Ю.Н., ЧумаченкоА.П.
ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ДОЛЖНОСТНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЕГО МЕХАНИЗМА
Аннотация. Практика профессионально-должностной подготовки специалистов осуществляется в условиях воздействия на неё многочисленных факторов внешней и внутренней среды военной организации, часть из которых может препятствовать качественной организации и управлению этими процессами. Учитывая принцип непрерывности в организации и проведении подготовки специалистов, руководитель должен учитывать характер воздействия факторов среды на качество и уровень организуемой им боевой подготовки в целом и профессионально-должностной подготовки военных специалистов, в частности. В связи с этим, особенно важно понимание степени воздействия негативных факторов среды на процесс профессионально-должностной подготовки, с тем, чтобы снизить влияние помехи на результат подготовки или устранить его вообще. Одним из научно-практических инструментов, позволяющих выделить из всей совокупности факторов среды наиболее влияющие, является факторный анализ, суть и специфика применения которого рассматривается в содержании данной статьи. Авторами выделены три группы факторов, влияющих на уровень и качество профессионально-должностной подготовки, это организационные, методические и технические факторы. В статье раскрывается суть, содержание и специфика экспертной оценки выделенных факторов, определяются наиболее значимые из них для выработки в дальнейшем мероприятий компенсирующего характера или мер полностью устраняющих их негативное воздействие.
Ключевые слова. Управление процессом, профессионально-должностная подготовка, фактор, факторный анализ.
РАЗДЕЛ III. Проблемы эффективного развития и самореализации субъекта труда и жизненной стратегии
Гурова О.С., Лужбина Н.А., Кроян Г.Ф.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ КАК ФАКТОР ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Аннотация. Проблематика психологического времени рассматривается исследователями достаточно давно, однако, эмпирических исследований влияния на различные аспекты личности, в том числе на переживание одиночества не так много. При этом важным является изучение психологического времени в контексте переживания одиночества для личности в юношеском возрасте, поскольку данный возрастной период отличается активным становлением самосознания личности, выбором перспектив жизнеосуществления. Данные требования к юношеству способствуют более острому переживанию одиночества, что может, в свою очередь, требовать своевременной психологической коррекции и помощи со стороны специалистов психологов, педагогов и др. В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования, направленного на выявление специфики влияния психологического времени на переживание одиночества личности в юношеском возрасте. В исследовании применялись следующие методики: «Циклический тест времени» Т. Коттла, опросник временной перспективы Ф. Зимбардо, шкалы временных установок Ж. Нюттена, дифференциальный опросник переживания одиночества Е.Н. Осина и Д.А. Леонтьева. Так, было доказано влияние психологического будущего, настоящего и прошлого на негативное и позитивное отношение к одиночеству. В рамках исследования были получены достоверные различия психологического времени юношей и девушек с разным типом переживания одиночества («одиночество как ресурс», «экзистенциальный кризис», «избегание одиночества», «страдание от одиночества»). Данные результаты могут помочь определить направления психологического воздействия на различные параметры психологического времени с целью минимизации негативных переживаний одиночества.
Ключевые слова. Психологическое время, психологическое будущее, прошлое,настоящее, юношеский возраст, переживание одиночества.
Донцов Д.А., Сагова З.А., Кубанова А.К.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ РОССИЙСКИХ СПОРТСМЕНОК-ГИМНАСТОК ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. В данной эмпирической статье приведено обширное исследование эмоционально-чувственной сферы девочек-подростков 11-13 лет, занимающихся художественной гимнастикой в течение 6-8 лет. Изучены следующие параметры личности гимнасток: физическая агрессия; вербальная агрессия; косвенная агрессия; негативизм; раздражительность; подозрительность;обидчивость; чувство вины; самооценка; уровень притязаний; невротичность; тревожность; эмоциональная устойчивость. Приведён системный анализ соотношения изученных личностных аспектов.
Ключевые слова: психология спорта; художественная гимнастика; девочки; подростки;11-13 лет; личность; эмоциональная сфера; агрессия; негативизм;раздражительность; подозрительность; обидчивость; чувство вины; самооценка;уровень притязаний; невротичность; тревожность; эмоциональная устойчивость.
Храмов М.Ю.
ОРГАНИЗОВАННОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ-СПОРТСМЕНОВ
Аннотация. Статья посвящена проблеме исследования волевых свойств личности, в частности организованности, позволяющей человеку рационально использовать имеющиеся у него возможности для достижения необходимых результатов в кратчайшие сроки.
Автор подчеркивает огромное значение организованности для результативности профессиональной деятельности военнослужащих, которые выполняют боевые задачи по защите Родины, от которых зависит государственная и общественная безопасность, в экстремальных, опасных для жизни условиях.
Максимального уровня развития волевой саморегуляции и волевых свойств, наряду с особой физической подготовкой, требует выполнение боевых задач военнослужащими воздушно-десантных войск, что обуславливает необходимость более пристального внимания воспитанию этого качества их личности.
Объектом исследования, результаты которого представлены в статье, являлась личность военнослужащих (на примере курсантов-десантников), предметом –организованность как системное свойство их личности.
Цель исследования заключалась в определении особенностей проявления и психологической структуры организованности военнослужащих-спортсменов.
В статье кратко представлен системно-функциональный подход к исследованию свойств личности и индивидуальности А.И. Крупнова, позволяющий рассматривать их как систему содержательно-смысловых (мотивационно-целевых, когнитивных, результативных) и инструментально-стилевых (динамических, эмоциональных, регулятивных, рефлексивно-оценочных) составляющих в их единстве и взаимосвязях, определять «слабые стороны», затрудняющие реализацию и развитие свойства, и в соответствии с этим намечать пути коррекционно-развивающей работы.
Описаны результаты сравнительного анализа содержательных и стилевых составляющих организованности военнослужащих разного уровня спортивной подготовки, позволившие автору эмпирически подтвердить гипотезу о том, что развитию организованности военнослужащих способствуют не только условия армейской службы, но и систематические, серьезные занятия спортом.
Показано, что у военнослужащих-спортсменов более сильное и устойчивое стремление проявлять организованность как свойство личности, разнообразие способов его осуществления, более точные и осмысленные представления о нем, его значимости и необходимости развития, более активная внутренняя саморегуляция, меньшая тревожность и неуверенность в себе при необходимости самостоятельно организовать выполнение какого-либо дела или поручения, хотя и при более выраженных эгоцентрических мотивах.
Психологическая структура организованности военнослужащих-спортсменов указывала на то, что, действуя организованно, они принимали всю полноту ответственности за свои поступки, активно их контролировали, переживали при этом положительные эмоции радости и удовлетворения проявляли личную заинтересованность в результатах, сталкивались с определенными трудностями, связанными с недостатком соответствующих умений, навыков и с эмоциональными проблемами. Развитию и воспитанию их организованности способствовало осознание важности и необходимости организованного поведения для достижения успеха в жизни, а также усиление целеустремленности и мотивированности, воспитание волевых привычек, необходимых для четкого планирования своей активности, и обучение навыкам эмоциональной саморегуляции.
Ключевые слова: военнослужащие-спортсмены, личность, организованность, содержательно-смысловые и инструментально-стилевые составляющие, особенности, психологическая структура.
Федотов А.Ю.
ПСИХИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ КАК ЭЛЕМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАДЕЖНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ СИЛОВЫХ СТРУКТУР
Аннотация. В статье рассмотрены некоторые аспекты изучения психической саморегуляции как важнейшего фактора профессиональной надежности специалистов силовых структур. Проанализированы психологические причины снижения надежности в ситуациях профессиональной деятельности как следствие существования закономерных противоречий между внешними и внутренними компонентами деятельности. Показана возможность преодоления существующих «барьеров» достижения профессиональной надежности различной детерминации на основе развития индивидуального стиля психической саморегуляции и его реализации в ситуациях профессиональной деятельности военнослужащих. Обозначены профессиональные возможности, которые появляются у специалиста благодаря развитой способности к психической саморегуляции.
Ключевые слова. Профессиональная надежность, ситуативно-психологические барьеры профессиональной деятельности, профессионально-личностное развитие, образ, психическое состояние, психическая саморегуляция, произвольная психическая саморегуляция, индивидуальный стиль саморегуляции.