РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
Ахмадуллин В.А.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА ПО ВОВЛЕЧЕНИЮ МУСУЛЬМАН СССР В БОРЬБУ ЗА СОХРАНЕНИЕ МИРА В 1960–1965 Г.Г.
Аннотация. Статья посвящена анализу деятельности различных институтов Советского государства по включению граждан СССР, которые исповедовали ислам, в борьбу за сохранение мира на Земле. Актуальность темы определяется необходимостью осмысления исторического опыта управленческих решений Советского государства по решению сложных внешнеполитических задач при опоре на потенциал духовных управлений мусульман и творческом применении этого опыта, с учетом современной ситуации. На основе впервые введенного в оборот архивного материала рассмотрено содержание деятельности Совета по делам религиозных культов, являвшегося наиболее публичным органом Советского государства по взаимодействию с духовными управлениями мусульман в вопросах внешнеполитических задач, что определяет новизну исследования. С помощью анализа документов показана система деятельности Советского государства по взаимодействию с духовными управлениями мусульман и результаты, получаемые для государства и советских мусульман.
Дельвиг Н.А., Барская О.В., Селезнева Н.Е., Головко О.Н.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА МИХАЙЛОВИЧА РОМАНОВА В КРЫМУ
Аннотация. В связи с необходимостью возрождения традиций духовно-нравственного воспитания на современном этапе, обращение к историко-педагогическому опыту прошлого, демонстрирующему образцы истинной любви к своему Отечеству, стремление некоторых выдающихся персоналий поделиться не только военным опытом, но также внести неоценимый вклад в сохранение культурно-исторического наследия России, становится крайне актуальным. Именно к таким деятелям государственного уровня можно отнести личность выдающегося представителя династии Романовых – офицера, педагога, разработчика крупномасштабных образовательно-просветительских проектов, целью которых было развитие общественной инициативы в сфере популяризации духовно-нравственных, патриотических, образовательных и культурных ценностей – Великого князя Александра Михайловича Романова. В данной статье на основе аксиологического, системного, обобщающего подходов раскрывается специфика его педагогической и образовательной деятельности, что также позволяет судить о существовавшем в XIX веке феномене деятельности российских военачальников, которые посвятили значительную ее часть образовательно-просветительской работе в стремлении сформировать духовно-нравственную основу общества, а также повысить культурный, социальный и образовательный уровень населения Российской империи.
Костылева А.С.
ФОРМИРОВАНИЕ В США РЕСТРИКЦИОНИСТСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО КОНТРОЛЮ ИММИГРАЦИИ ИЗ ЕВРОПЫ (КОНЕЦ XIX – НАЧАЛО XX ВВ.)
Аннотация. В данной работе рассматривается формирование иммиграционного законодательства в США в отношении представителей европейской иммиграции в последние десятилетия XIX в. – начале XX в. Выявлены главные тенденции, специфические черты иммиграционной политики и важные этапы ее формирования. Особое внимание уделено влиянию эволюции общественного мнения в отношении представителей «новых» иммигрантов на формирование рестрикционистского курса в американском иммиграционном законодательстве.
Никитин С.С.
ФИНЛЯНДСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В 1939–1945 Г.Г.
Аннотация. В статье рассматривается состояние Финляндской православной церкви в период первой советско-финской войны (1939–1940 гг.) и второй советско-финской войны (1940–1945 гг.), характеризующееся серьезными изменениями в ее административно-приходской системе. Дается обзор трудностей, возникших у церковного управления в связи с эвакуацией по итогам Московского мирного договора 1940 г. большей части прихожан Финляндской православной церкви с Карельского перешейка и Северного Приладожья вглубь Финляндии. Приводится информация о материальных потерях Церкви и о размещении эвакуированных приходов. Анализируются программа совместных действий государства и церковного руководства по преодолению проблем в жизни православных приходов, связанных с невозможностью компактного проживания прихожан одного прихода, и возникавшие от этого сложности пастырского окормления духовенством верующих своего прихода. Представлены сведения о возвращении в 1941–1944 гг. православного населения на оккупированные финскими войсками территории, ранее перешедшие Советскому Союзу, о восстановлении там церковноприходской жизни и ремонте церковных зданий. Уделяется внимание деятельности внеочередного церковного собора 1942 г. и Комиссии по духовному восстановлению, в результате которой был создан Союз православной молодежи, а также иной образовательной и просветительской деятельности.
Парамузов А.В., Несмеянова Р.К.
ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ П.А. СТОЛЫПИНА И С. ДЖОБСА
Аннотация. Статья посвящена изучению двух известных лидеров – реформатора Петра Аркадьевича Столыпина и инноватора Стива Джобса. Цель статьи – реконструирование психологических портретов П.А. Столыпина и С. Джобса через их субъективное восприятие психологического времени. В качестве теоретического фундамента изучения психологического времени использовалась теория временной перспективы Ф. Зимбардо; для выделения личностных характеристик лидеров опора делалась на «Большую пятерку» и 16PF Р. Кеттелла. С помощью контент-анализа и техники конденсации смыслов анализировались стенограммы их выступлений, биографические книги и сборники высказываний. Была выявлена схожесть в восприятии времени. По шкалам “Опросника временной перспективы Зимбардо” значение фактора «Будущее» близко к максимальному; «Фаталистического настоящего» – минимально, а «Гедонистическое настоящее» не выявлено. В свою очередь, значение по шкале «Негативное прошлое» — минимально, а «Позитивное прошлое» – ближе к максимальному. Многие негативные события прошлого были для них вызовом и стимулом для прогресса. Они не признавали идею предопределенности судьбы и верили в свою способность сделать мир лучше. У них были долгосрочные цели, они строили планы на будущее, ориентировались на перспективы и старались просчитать возможные результаты своих действий. Психологические портреты П.А. Столыпина и Стива Джобса также оказались похожи – для них были характерны такие черты, как открытость новому опыту, сознательность и экстраверсия. Им были свойственны радикализм, смелость, дипломатичность, нонконформизм и высокий самоконтроль. В целом можно заключить, что П.А. Столыпин и С. Джобс оба были трансформационными лидерами.
Проворов А.В., Фасоля А.А.
ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА (ПРОПАГАНДА) В КНДР
Аннотация. Рассмотрены средства и методы идеологической работы в Корейской Народной Демократической Республики. Сформулированы предложения по улучшению идеологической работы в Российской Федерации.
Хрулёва И.Ю., Лившиц А.А.
ОТ «ГРАДА НА ХОЛМЕ» АНГЛИЙСКИХ ПУРИТАН К СОВРЕМЕННОМУ АМЕРИКАНСКОМУ МЕГАПОЛИСУ: ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ БОСТОНА
Аннотация. В статье рассматривается роль иммиграции в формировании этноконфессиональной структуры Бостона – города, который занимает особую роль в американской культурной традиции. «Новая иммиграция» в Бостон рубежа XX–XXI вв. вписана в широкий исторический контекст. Показаны основные потоки «старой иммиграции» – Англия (вплоть до 1830-х годов), Ирландия, Италия, Российская империя. За свою без малого четырехсотлетнюю историю город знал периоды расцвета и упадка, расово-этнической сегрегации и экономической депрессии. Применительно к так называемой новой иммиграции последних десятилетий ХХ – начала XXI вв. авторы статьи отмечают ее многообразие и возросшую роль глобальных экономических изменений, влияние американской внешней политики, средств массовой информации, новых форм коммуникации. Кардинально новая ситуация связана с принятием нового иммиграционного законодательства, особенно акта 1965 г.
Проворов А.В., Фасоля А.А.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ
В МАЛЫХ ГОРОДАХ РОССИИ В XXI ВЕКЕ
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы организации патриотического воспитания молодежи в условиях малого города, исторический аспект и традиции города Нерехта, сущность и содержание социально-педагогического потенциала этого города.
Семенов А.А., Аветисян В.Р.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И ГЕНЕЗИС ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ И ЭКОЛОГИИ
Аннотация. Воспитание подрастающего поколения – актуальная задача любого общества. От позиции граждан, их личностных качеств зависит успех развития и процветания страны. Человечеством накоплен богатый опыт воспитания молодёжи, учёт которого позволит грамотно выстроить воспитательный процесс в современных условиях, избежать ошибок. Изучен исторический опыт и генезис проблемы воспитания учащихся в методике обучения биологии и экологии. Выявлены особенности воспитательного процесса в различные хронологические периоды развития человеческого общества. Акцентировано внимание на становлении и развитии системы воспитания в отечественном биологическом и экологическом образовании школьников. Отмечено, что воспитание подрастающего поколения берёт своё начало в первобытном обществе. На протяжении веков, в зависимости от социально-экономических условий, приоритет отдавался тем или иным видам воспитания. Во все времена ценились целостность мировоззрения, самостоятельность мышления, прилежание к труду и учёбе, гражданская позиция, патриотизм, нормы нравственности и морали, культурные ценности, семейные традиции, умение общаться, любить природу, сохранять и приумножать её богатства. Применялись различные формы, методы и средства воспитания – от умеренных и либерально-демократических, до радикальных и суровых. Опыт воспитания в отечественной школе средствами живой природы насчитывает свыше 230 лет. К настоящему времени в методике обучения биологии и экологии раскрыты теоретические и практические основы воспитания учащихся. Переход общеобразовательных учреждений России на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования требует выработки новых подходов к процессу воспитания в системе биолого-экологического образования школьников.
РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКСНОЕ ПОЗНАНИЕ
СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
Лукашенко Д.В.
СУБЪЕКТНОСТЬ И АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
Аннотация. Адаптация является процессом, с которым личность сталкивается в повседневной жизни и деятельности. Статья посвящена феномену адаптации личности в социальной среде. Личность рассматривается через социально-индивидный и личностный уровни. На основании такого анализа личности, а также понятия социализации делается переход на ее субъектность. Субъектность личности рассмотрена как амбивалентная характеристика в стремлении индивида «быть как другие» и особенностей индивидуальности в процессе взаимодействия. Представлены характерные черты субъектности: индивидуальный уровень, социальный уровень, интериоризация, экстериоризация и устойчивость. Отдельно анализируется адаптация как выход личности из устойчивого состояния. Автором предложены оптимальные варианты взаимодействия личности с социальной средой, позволяющие ей адаптироваться в определенных параметрах.
Лебедев И.М.
ОЦЕНКА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЯ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования оценки управленческой ситуации внедрения цифровизации в 8 строительных организациях. Рассмотрены ее социально-психологические аспекты: организационная культура, социально-психологический климат, потенциал персонал. Многоуровневая система социально-психологических условий внедрения цифровизации выявляется через оценку сложного реципрокного взаимодействия личности участников внедрения, среды внедрения (группы, организации, социума), ситуации. В статье сделан акцент на уровне управленческой ситуации. Применяется платформа Кеневин Д. Сноудена, для оценки которой представлен авторский опросник. Представлены результаты факторного анализа взаимосвязи управленческих ситуаций и социально-психологических показателей внедрения цифровых технологий в строительных организациях.
Парамузов А.В.
ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Аннотация. В статье рассматривается проблема операционализации управленческой идентичности. Поскольку этот конструкт мало изучен, на данный момент нет определенной структуры и методик для его изучения. За рубежом есть несколько статей по управленческой идентичности, но их мало по сравнению со статьями описывающих другие виды идентичности. В России единственная работа по управленческой идентичности в области психологии принадлежит М.Ю. Кузьминой. В своей диссертационной работе она вводит в оборот это понятие и показывает категории, входящие в управленческую идентичность. В статье предлагается три методики для дальнейшего исследования этого конструкта. Первая – Самооценка управленческих умений на основе профессионально-важных качеств менеджера, вторая – ролевой репертуар менеджера на основе ролевой модели Т.Ю. Базарова и третья – Самооценка личностных характеристик руководителя на основе 5-факторной модели личности (Большая пятерка).
Шумилова Е.Н.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ В СОВРЕМЕННОМ ЗАОЧНОМ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация. В статье рассматривается некоторые методологические подходы к изучению проблем системы заочного высшего музыкально-педагогического образования. В частности, понятие «образовательная среда», целенаправленно корректируя которую, есть возможность, по мнению автора, управлять фундаментальной парадигмой заочного обучения и влиять на конечный результат – профессиональную подготовку учителя музыки. Автор подчёркивает в дефинициях понятия «обучение» обязательное наличие интентности, горизонтальной перспективы, подразумевающей индивидуальный вектор и скорость движения, а также принцип диалогичности. В статье отмечается значительная мотивированность к получению образования по выбранному профилю студента-заочника, который имея достаточно высокий уровень личностных устремлений, обладая существенным жизненным и, нередко, профессиональным опытом, постоянно находится в педагогической среде, но, большую часть времени — вне образовательной среды ВУЗа. Самостоятельность будущегo учителя музыки, его автономность связана с качеством и уровнем его мoтивации и метoдологической оснащённости.
РАЗДЕЛ III. ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТА ТРУДА И ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ
Донцов Д.А., Донцова М.В., Сенкевич Л.В.
ОБУЧЕНИЕ И ИНКЛЮЗИЯ В ОБРАЗОВАНИИ, А ТАКЖЕ СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ И РЕАДАПТАЦИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПУТЁМ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА МИКРОГРУПП
Аннотация. Статья посвящена обоснованию современной психолого-педагогической парадигмы методов интерактивного обучения и развития личности школьников, старшеклассников, студентов и других категорий обучающихся в целостном образовательном и социально-развивающем процессе. В статье раскрывается микрогрупповая психотехнология, подразумевающаяся, в частности, в качестве универсального средства осуществления инклюзивного обучения и образования школьников и студентов и социальной реабилитации разновозрастных и разных по состоянию здоровья категорий людей (лиц с ОВЗ) в интерактивных формах, включая деятельность, проводимую с лицами пожилого возраста в центрах социального обслуживания. Отмечаем, что разработка психокоррекционных и адаптационно-реабилитационных программ с помощью микрогруппового метода предполагает опору на принцип адекватности используемых технологий целям и задачам программы, принцип системности, то есть охвата всех сторон познавательной, личностной и поведенческой сфер участников программы; принцип целостности, то есть применения разнообразных и вариативных психокоррекционных и реабилитационных методов и технологий в каждой программе; принцип соответствия предлагаемых методов и технологий возрастным особенностям, уровням интеллектуального и речевого развития, а также специфике особенностей ограниченных возможностей здоровья участников такой программы.
Воронина А.С.
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СОТРУДНИКОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ МВД РОССИИ
Аннотация. В статье представлен теоретический анализ проблем профессионально-личностного развития. Отмечается, что самоактуализация и социальный статус являются условиями профессионально-личностного развития сотрудников подразделений предварительного следствия МВД России. Целью исследования является изучение взаимосвязи между социальным статусом следователей в служебном коллективе и стремлением сотрудников к самоактуализации. Используемые методы исследования: наблюдение (кратковременное, выборочное, непосредственное), социометрия Дж. Морено, опросник для диагностики самоактуализации личности (А.В. Лазукин в адаптации Н.Ф. Калина). Описаны корреляционные связи и достоверные различия, раскрывающие содержание взаимовлияний самоактуализации и социального статуса следователей. Анализ результатов проведенного исследования показал, что низкостатусные следователи в большей мере понимают ценность жизни в актуальный момент, разделяют ценности самоактуализирующейся личности, а высокостатусные следователи расположены к гармоничным и устойчивым межличностным отношениям, относятся с большей симпатией и доверием к людям.
Гурылева Л.В., Гаврилушкин С.А., Кабальдина Т.В., Николаева И.А.
ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПЕРЕЖИВАНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ У ЖЕНЩИН, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ МАТЕРИНСТВУ
Аннотация. Статья посвящена анализу результатов исследования содержания переживаний своей беременности у женщин, склонных к девиантному материнству. В статье представлен анализ проблемы девиантного материнства, исследованы подходы к пониманию девиантного материнства, проанализированы определения понятия “девиантное материнство” различных исследователей и представлено авторское понимание данного феномена. Выделены факторы, ведущие к формированию девиантного материнства которые условно можно разделить на три группы: социально-экономические, семейные и личностные особенности женщины. На основе представлений о девиантном материнстве и факторах его возникновения, учитывая, что семейные отношения и личностные особенности родителей являются важными факторами возникновения девиантного материнства, авторами статьи подчеркивается необходимость анализа эмоционального отношения женщины к материнству и беременности. В статье представлены результаты эмпирического исследования эмоционального отношения женщины к материнству в целом, к протеканию беременности, к образу жизни во время беременности, к предстоящим родам, к вскармливанию ребенка грудью, к себе, как будущей матери, к своему будущему ребенку у женщин с разным типом отношения к беременности, среди которых такие типы, как тревожный, эйфорический, гипогестогнозический относятся к группе риска возникновения девиантного материнства. Показана схема беседы, представлен анализ феноменологического состава переживаний и смыслов, который имеет материнство для женщин.
Лужбина Н.А., Ральникова И.А., Васильева Е.В., Любимова О.М.
КОПИНГ-СТРАТЕГИИ ЮНОШЕЙ В КОНТЕКСТЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Аннотация. Проблематика совладающего поведения рассматривается зарубежными и отечественными исследователями достаточно давно, однако, эмпирических исследований, направленных на изучение копинг-стратегий в контексте с эмоционального интеллекта представлено недостаточно. Стоит обратить внимание на изучение обозначенного аспекта в юношеском возрасте, поскольку данный период является ключевым в формировании личности, когда перед юношами стоит множество задач, требующих решения – как связанных с профессиональным становлением, так и с развитием мировоззрения и внутреннего “Я”. В статье рассматриваются результаты изучения особенностей взаимосвязи копинг-стратегий с эмоциональным интеллектом в юношеском возрасте.В исследовании применялся опросник “Способы совладающего поведения” Р. Лазаруса и опросник Д.В. Люсина “ЭмИн”, направленный на изучение эмоционального интеллекта. С помощью корреляционного анализа выявлена и описана специфика взаимосвязи между копинг-стратегиями и компонентами эмоционального интеллекта в группах юношей с уровнем эмоционального интеллекта ниже и выше среднего. Показано, что для юношей с эмоциональным интеллектом ниже среднего свойственно ослабление его внутриличностной компоненты, а также актуализация неадаптивных копингов. В случае эмоционального интеллекта ниже среднего зафиксирован психологический феномен сдвига к риску развертывания конфликтного поведения юношами как способа совладания с трудными жизненными обстоятельствами. Юноши, чей эмоциональный интеллект выше среднего реализуют адаптивные копинг-стратегии. В случае эмоционального интеллекта выше среднего выявлена направленность юношей на саморазвитие, когда совладание с трудностями рефлексируется ими, прежде всего, как жизненная задача, следствиями решения которой становится личностное развитие и расширение жизненного опыта. Полученные результаты исследования имеют несомненную практическую значимость и могут быть использованы специалистами для своевременной профессиональной психологической помощи юношам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.
Николаева И.А., Гаврилушкин С.А., Сафукова Н.Н.
РАЗВИТИЕ ПРОГНОСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В ШАХМАТНОМ СПОРТЕ
Аннотация. Психологи задумываются над проблемой прогнозирования личностью своего развития и в целом прогностических способностей уже давно. Данное исследование – это взгляд на проблему с точки зрения комплексного подхода, сочетающего в себе психологические техники, приемы и спорт. Шахматы как вид спорта способствуют развитию у человека мышления, внимания и памяти, об этом имеется ряд исследований. Представленное в статье исследование ставит своей задачей доказать эффективность сочетания занятий шахматами и психологического тренинга для развития прогностического потенциала личности. Прогностический потенциал личности – это относительно новое понятие, которое ввел в научный обиход Н.И. Калаков и его ученики. Прогностический потенциал личности – это интегративное личностное образование, имеющее сложную структуру (когнитивный, аффективный, мотивационный и поведенческий компоненты). Для его оценки была модифицирована методика Л.А. Регуш, которая в сочетании с методикой Д. Маркса на яркость и четкость возникающих образов у человека позволяют оценить уровень выраженности прогностического потенциала личности. В статье представлены результаты формирующего эксперимента по развитию прогностического потенциала личности студентов с использованием авторской программы. Результаты эксперимента доказывают, что сочетание психологического тренинга с систематическими занятиями шахматами дает больший эффект по развитию прогностического потенциала личности и связанных с ними личностных особенностей по сравнению только с занятиями шахматами.
Сенкевич Л.В., Орешкина А.С.
ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ И КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ СУИЦИДЕНТОВ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА В КОНТЕКСТЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ ИМИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО КРИЗИСА
Аннотация. Целью исследования послужили сравнительный анализ особенностей мотивационной, смысловой сфер личности и копинг-стратегий лиц зрелого возраста с суицидальным поведением и их ровесников с нормативным поведением, а также изучение взаимовлияния этих особенностей внутри обеих выборок. Суицидентам зрелого возраста свойственны высокий уровень суицидальной мотивации, сочетание адаптивных и дезадаптивных копинг-стратегий и переживание экзистенциального кризиса. К факторам риска развития суицидальной мотивации, обусловливающей суицидальное поведение, относятся утрата жизненных смыслов, копинг-стратегии дистанцирования и самоконтроля. Дистанцирование также способствует развитию экзистенциального кризиса у лиц с суицидальным поведением. К протективным факторам суицида и развития экзистенциального кризиса в зрелости относятся осмысленность жизни, экзистенциальная исполненность, копинг-стратегии положительной переоценки ситуации, планирования решения проблемы и поиска социальной поддержки.
Собченко А.М.
ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПИЛОТОВ НА ТРЕНАЖЕРЕ В БОКОВОМ КАНАЛЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ СБЛИЖЕНИИ
Аннотация. В статье рассматривается оценка параметров управляемого процесса пилотами в режиме ручного сближения относительной дальности и скорости сближения. угловой, скорости линии визирования, ориентации, при тренажерной подготовке.
Исследованием установлено, что инвариантный к условиям режима сближения показатель качества деятельности пилота, осуществляется накоплением данных при выполнении заданий, обеспечивающих имитационное моделирование управляемого человеком-оператором ручного режима сближения при тренажерной подготовке.
Старчикова И.Ю., Шакурова Е.С., Боброва О.М.
ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ДУХОВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Аннотация. В настоящее время в мировом пространстве, где происходит усиление процессов глобализации, констатируются изменения в духовном и нравственном восприятии мира подрастающим поколением. В связи с данными условиями глобальные вызовы диктуют неуклонные изменения во всех сферах жизни. Целью работы является проследить влияние физического развития на духовный потенциал студентов Ступинского филиала Московского Авиационного Института (Национальный Исследовательский Университет). Задачами исследования является сбор данных анкетирования и последующий анализ ответов студентов, их обсуждение, выявление и обоснование использования необходимых методов и приемов при решении данного вопроса. На основе анонимных индивидуальных ответов студентов были выявлены основные тенденции в отношении к занятиям физической культурой в институте, под воздействием которых формируется не только физическая, но и духовная составляющая опрошенных респондентов. В результате были определены особенности ответов студентов и даны рекомендации по формированию духовного мира обучающихся при воздействии занятиями физкультурой, мотивируя спортивные нагрузки в качестве и физического, и духовного компонента образовательного процесса в авиационном техническом вузе.
Дровалева Л.С., Драгилев Е.В., Драгилева Л.Л.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИН ИНФОРМАЦИОННОГО ЦИКЛА
Аннотация. В данной работе рассматриваются вопросы, связанные с организацией самостоятельной работы студентов в процессе преподавания информатики и иных дисциплин информационного цикла. Дается понятие самостоятельной работы студентов, анализируется влияние такой работы на эффективность обучения (на примере студентов высших и средних учебных заведений, обучающихся по юридическим специальностям), изучаются ее функции. Описывается классификация самостоятельных работ по различным основаниям, приводятся примеры практических заданий. Затрагивается проблема контроля и самоконтроля самостоятельной работы, выработаны рекомендации по модернизации системы контроля качества подготовки студентов.