Володихин Д.М., Трапезников Д.А.
СЛУЖИЛАЯ БИОГРАФИЯ КНЯЗЯ ИВАНА СЕМЁНОВИЧА КУРАКИНА В ЗЕРКАЛЕ РАЗРЯДОВ И ЛЕТОПИСЕЙ

В статье рассматривается биография князя Ивана Семёновича Куракина с акцентом на вопросы историографии, источниковедения и методов исторического исследования. Авторы анализируют широкий спектр источников, включая разрядные книги, летописи, актовые документы, иностранные свидетельства и эго-документы, применяя разнообразные исследовательские подходы: просопографию, источниковедческий, социально-генеалогический и контент-анализ. Такой комплексный метод позволяет не только уточнить основные этапы служебного пути и оценить личный вклад Куракина в государственную и военную сферы Смутного времени, но и проследить, как индивидуальные биографии формировались под воздействием династических кризисов, клановых противостояний и изменений политической конъюнктуры. Особое внимание уделено методологическим особенностям работы с первоисточниками, их перекрёстной проверке и сочетанию формальных документов с нарративными и личными свидетельствами для реконструкции истории службы знати. Новизна исследования проявляется в использовании ранее малоизученных источников и апробации современных методов анализа на материале рода Куракиных, что способствует развитию отечественной биографистики и расширяет представления о структуре и трансформациях служилой аристократии в эпоху Смуты.

Иокша Р.Н.
ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ И ПРОДЛЕНИЯ РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКОГО ДОГОВОРА О СОКРАЩЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАСТУПАТЕЛЬНЫХ ВООРУЖЕНИЙ (СНВ-3) В 2011-2025 ГГ.

Статья посвящена анализу эволюции и современного кризиса договорно-правовой базы российско-американских отношений в сфере ограничения стратегических наступательных вооружений. Исследование показывает, что фундамент этой системы был заложен в период советско-американской разрядки договорами ОСВ-1, ОСВ-2 и ПРО, которые сформировали базовые политические принципы, правовые нормы и механизмы контроля. Ключевым объектом анализа выступает Договор СНВ-3 (2010 г.), продленный в 2021 году до 2026 года. В статье детально рассматриваются его количественные лимиты и верификационный механизм, включая работу Двусторонней консультационной комиссии (ДКК). Автор приходит к выводу, что с 2018 года США систематически нарушают условия Договора за счет некорректного переоборудования стратегических носителей, что подрывает принцип проверяемости. Подчеркивается, что кризис ДСНВ носит системный характер и усугублен утратой политического доверия, геополитической конфронтацией вокруг Украины, взаимными санкциями и техническими проблемами с инспекциями. Ответом России стала приостановка участия в Договоре в феврале 2023 года, которая, однако, не означает полного его разрыва – Москва заявила о соблюдении количественных лимитов и обратимости этого шага при условии урегулирования накопившихся претензий. В заключение отмечается, что будущее контроля над вооружениями остается неопределенным. Для возобновления диалога необходимы не только технические решения, но и фундаментальные политические изменения. В качестве возможного переходного решения рассматривается инициатива России о добровольном соблюдении лимитов СНВ-3 в течение года после 2026 года, что могло бы создать условия для выработки новой договорной архитектуры с учетом новых военно-технических реалий.

Климова Е.В., Суботялова С.М., Суботялов М.А.
ДИНАМИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ ТИПОВ КОНСТИТУЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Настоящая работа посвящена исследованию особенностей социально-психологической адаптации (СПА) студентов Сибирского государственного университета путей сообщения в зависимости от типа конституции в период обучения на первом и втором курсе. В качестве методов диагностики использовалась «Методика оценки уровня социально-психологической адаптации по А.К. Осницкому». Были изучены следующие интегральные показатели: «адаптация», «приятие других», «интернальность», «самовосприятие», «эмоциональная комфортность», «стремление к доминированию». Был проведен анализ полученных результатов СПА в группах гиперстеников, нормостеников, астеников в период обучения на первом и втором курсе. По результатам исследования было установлено, что студенты гиперстеники ко второму году обучения имеют низкий уровень «самопринятия» и высокий уровень «неприятия других». Выявлено, что у студентов нормостеников ко второму году обучения повышается уровень «непринятия себя» и «неприятия других», а также наблюдается снижение «внешнего» и «внутреннего» контроля. Установлено, что студенты-астеники ко второму году обучения имеют более высокий уровень «принятия себя», «адаптивности». Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что во многом студенты завершили адаптационный период ко второму году обучения. Результаты исследования могут быть использованы для укрепления психологического и физического здоровья студентов, а также для целенаправленной работы по развитию ключевых психологических качеств в процессе подготовки будущих специалистов железнодорожной отрасли.

Зирин В.А.
ВЗАИМОСВЯЗЬ СУБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ И УРОВНЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ В ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ПАРАХ

В статье рассматривается исследование аспектов субъективной оценки межличностных отношений танцоров-юношей и танцоров-девушек высокой квалификации в танцевальном спорте. В исследовании приняли участие 100 высококвалифицированных танцоров в возрасте от 18 до 25 лет включительно, с классами спортивного мастерства A/S/M по версии ФТСАРР и спортивными званиями МС (Мастер спорта) и разрядами КМС (Кандидат в мастера спорта) и I Взрослый. Для достижения поставленной цели были использованы психодиагно­стическая методика «Субъективная оценка межличностных отношений (СОМО)» С.В. Дух­новского и авторский модифицированный вариант опросника удовлетворенности браком. Статистическая обработка данных проводилась с применением методов математической и описательной статистики: критерий Шапиро-Уилка для определения принадлежности нормальности распределения полученных результатов генеральной совокупности, U-критерий Манна-Уитни для проверки значимости различий между двумя несвязанными выборками, частотный анализ для расчет процентного распределения уровней выраженности параметров методики изучения субъективной оценки межличностных отношений, а также критерий ранговой корреляции Спирмена для расчета взаимосвязи параметров субъективной оценки и уровня удовлетворенности внутрипарными отношениями. Результаты проведенного исследования показали, что у респондентов обеих половых групп по каждой из четырех шкал ис­пользуемой методики, а также по итоговой оценке, превалирующим уровнем субъективной оценки внутрипарных межличностных отношений выступил средний. Также имеют место половые различия в степенях выраженности различных компонентов субъективной оценки межличностных отношений на основании традиционных гендерных аспектов поведения. Кроме того, сильная взаимосвязь между субъективной оценкой и высоким уровнем удовлетво­ренности межличностными отношениями выявлена только по параметрам «Отчужден­ность в отношениях» и «Конфликтность в отношениях» в группе танцоров-девушек. В за­ключении представлены сферы применения полученных результатов проведенного исследова­ния для различных категорий участников танцевального процесса в рамках спортивного со­вершенствования танцевально-спортивных дуэтов в бальных танцах.

Красноштанова Н.Н.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ СИСТЕМЫ ЛИЧНОСТНЫХ РЕСУРСОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СУБЪЕКТОВ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассмотрены методологические подходы к интерпретации учеными феноменов «психологическая безопасность» и «личностные ресурсы». Определение концептуальных оснований системы личностных ресурсов обеспечения психологической безопасности субъектов служебной деятельности потребовало изучения возможностей комплексного применения системного, субъектного, средового, ресурсного, аксиологического, динамического, типологического подходов, их слияния, взаимного учета и обогащения лежащих в их основании идей. Авторский методологический подход к исследуемому феномену представлен в нескольких аспектах: в концептуальном, обусловливающем интерпретацию психологической безопасности субъектов служебной деятельности как интегрального личностного образования и, соответственно, выбор средств его исследования; в стратегическом, обосновывающем представление о психологической безопасности, как многокомпонентной системе, охватывающей все сферы проявления психической организации человека; тактическом, характеризующем рассмотрение проблематики построения системы личностных ресурсов обеспечения психологической безопасности в контексте ее проявлений у субъектов служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации; методологическом, определяющим выбор методов и средств, необходимых при решении проблемы, а также тех методологических установок и принципов, которыми исследователь руководствуется в своей поисковой деятельности: принципы наблюдаемости, проверяемости, простоты, непротиворечивости, соответствия.

Руонала Л.А.
ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ЖЕНЩИН, ЗАКЛЮЧИВШИХ БРАК С ИНОСТРАНЦАМИ

В статье представлены результаты эмпирического изучения особенностей этнической идентичности женщин, заключивших брак с иностранцами. Для реализации исследовательской задачи посредством групп для общения мигрантов в социальных сетях была сформирована выборка, включающая 65 женщин, переехавших в новую страну в связи с замужеством и выразивших согласие принять участие в исследовании. Применялись методики: «Типы этнической идентичности» Г. У. Солдатовой и С. В. Рыжовой и «Тест-опросник социально-психологической адаптации» Роджерса-Даймонд под редакцией А. К. Осницкого. Для анализа полученных данных были использованы описательная статистика и корреляционный анализ с применением коэффициента корреляции Спирмена. Анализ полученных данных показал, что социально-психологическая адаптация респондентов положительно связана с наличием нормальной этнической идентичности (КС = 0,450, p ≤ 0,01) и отрицательно – с проявлениями этнонигилизма (КС = — 0,338, p ≤ 0,05). Это позволяет утверждать, что гармоничное принятие собственной этнической принадлежности является важным условием успешной адаптации, тогда как отрицание своей этнической идентично-сти препятствует полноценному вхождению в социальную среду. Обнаружено, что дезадап-тация взаимосвязана как с низкими показателями позитивной этнической идентичности (КС = — 0,425, p ≤ 0,01), так и с высокой выраженностью этнонигилизма (КС = 0,615, p ≤ 0,01). Таким образом, результаты подтверждают, что сохранение позитивной этнической иден-тичности выступает адаптационным ресурсом, тогда как этнонигилистические установки являются значимым фактором риска, усиливающим дезадаптивные проявления. Отмечается, что перспективным направлением дальнейших исследованием выступает изучение взаимосвязей этнической и гражданской идентичности у изучаемой группы, а также изучению структуры бикультурной идентичности, которая способствует успешной интеграции мигрантов в принимающее общество.

Сухов А.Н.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ

В данной статье раскрывается актуальность исследования проблемы развития, претендующей на статус парадигмы социальной психологии. Кризис стимулирует развитие. В ней дан понятийный аппарат, характеризующий данное явление. Вместе с тем в статье изложены трудности и дискуссионные вопросы, возникающие в данной области.Существуют различные теории развития, но общей, базовой концепции нет. Поэтому не случайно наиболее важной задачей является создание общей теории развития. Без этого невозможно вести речь об эффективном становлении современной социальной психологии. В настоящее время существует настоятельная потребность развития личности, групп, семьи, организации, всех сфер общества.

Янина М.С., Рягузова Е.В.
КОМПОНЕНТНЫЙ СОСТАВ РОДИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ФОКУСЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА

На современном этапе развития общества происходят существенные трансформации всех сфер его функционирования, включая институт семьи и родительства. Современный цифровой мир коренным образом изменил традиционные представления о семье и родительстве, а цифровые технологии создали новые возможности и вызовы для семейных отношений, воспитания детей и функционирования семьи как института. Современная семья в цифровую эпоху нуждается в переосмыслении традиционных подходов не только к социализации, воспитанию и развитию ребенка, выстраиванию гармоничных отношений на основе обоюдного доверия, любви и привязанности, но и обеспечению полноценной жизни самих родителей, их самоактуализации и самореализации. Успешное осознанное родительство как сложный социальный институт сегодня требует повышение психологической культуры родителей в интересах развития всего института семьи, что подчеркивает институциональную значимость проблемы. Ключевым становится формирование родительской компетентности, эмоциональной близости и доверия, которые позволяют семье оставаться устойчивой в условиях быстрых изменений и эффективно реализовывать возложенные на нее функции. Целью исследования выступает выявление компонентного состава родительской компетентности в контексте социально-психологического дискурса. При анализе родительской компетентности используется социально-психологическая оптика, основанная на компетентностном подходе и концепции социально-психологического пространства личности, позволяющая сместить фокус с индивидуальных компетенций родителей, связанных с педагогической грамотностью и стилем воспитания, на процессы взаимодействия в диаде «родитель-ребенок». Представлено авторское понимание родительской компетентности и выявлен ее компонентный состав, позиционируемый как результат интеракций родителей с детьми в разных сферах: деятельности, общения, познания, отношений, включающий способность к эффективному социально-психологическому взаимодействию с ребенком и его окружением, понимание и критическую оценку социальных норм и представлений о воспитании; умение использовать социальные ресурсы для поддержания благополучия семьи; гибкость и адаптивность в условиях быстро меняющегося социального мира.

Яркова А.К.
ЛИНГВОКУЛЬТУРНОЕ ЗНАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ

В статье рассматривается актуальная проблема формирования межкультурной толерантности в контексте преподавания иностранных языков. Актуальность исследования обусловлена тем, что в условиях интенсивной глобализации традиционные образовательные модели, делающие акцент на лингвистической компетенции и поверхностном страноведении, оказываются неэффективными. Они часто воспроизводят культурные стереотипы и не готовят обучающихся к реальному диалогу в поликультурной среде, где требуется понимание глубинных ценностных оснований иной лингвокультуры. Автор доказывает, что преодоление этого ограничения возможно через целенаправленное использование лингвокультурного знания как основного педагогического инструмента. В качестве решения предлагается авторская методическая модель, которая смещает фокус с изучения фактов о культуре на анализ ключевых культурных концептов (таких как «privacy», «small talk», «individualism»), работу с примерами реальных коммуникативных ситуаций, содержащими потенциал для непонимания, а также развитие навыков критической интерпретации поведения носителей языка. Эффективность предложенной модели была эмпирически проверена в ходе педагогического эксперимента с участием контрольной и экспериментальной групп студентов. Использовались методы анкетирования (по адаптированной шкале межкультурной чувствительности) и качественный контент-анализ письменных работ. Результаты показали статистически значимый рост показателей межкультурной чувствительности и способности к децентрации у учащихся экспериментальной группы, что проявилось в снижении уровня стереотипизации и в умении давать сложную, контекстуальную интерпретацию культурных явлений. На основании полученных данных делается вывод о необходимости фундаментального пересмотра роли и места лингвокультурного компонента в образовательных программах. Он должен стать не дополнением, а ядром обучения, выполняющим критически важную социально-педагогическую миссию по воспитанию толерантной, эмпатичной и «межкультурно компетентной» личности.

Захарова Н.Л., Котовская С.В., Царькова Л.В.
ОСОБЕННОСТИ КОГНИТИВНОГО КОМПОНЕНТА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО КОМФОРТА СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И/ИЛИ ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В работе приводится анализ специфики когнитивного компонента функционального комфорта студентов с инвалидностью и/или ОВЗ, имеющих нозологические различия, а также особенностей взаимосвязей между уровнем развития когнитивных компонентов функционального комфорта и саморегуляции личности. Базовым методологическим основанием исследования является положения о функциональном комфорте как субъективном переживании соответствия собственных возможностей субъекта требованиям деятельности. Анализ результатов эмпирического исследования показал высокий уровень удовлетворенности студентов уровнем развития когнитивных функций и их соответствия требованиям учебно-профессиональной деятельности. Выявлен общий сниженный уровень способности концентрироваться и игнорировать помехи при выполнении интеллектуальных задач. Доказана гипотеза о специфике оценки когнитивной субсистемы функционального комфорта студентов в зависимости от их нозологических особенностей. Студенты с нарушением опорно-двигательного аппарата в наибольшей степени испытывают трудности при выражении мыслей и аргументации, с нарушением зрения – в запоминании увиденной информации и профессиональной терминологии; с нарушением слуха – в запоминании услышанной информации и игнорировании помех при выполнении интеллектуальных задач. В группе студентов, имеющих нарушения, не дифференцированные в данном исследовании, выявлены трудности по показателям «игнорирование помех при выполнении интеллектуальных задач» и «запоминание услышанной информации». В практическом смысле выявленные закономерности являются основаниями для определения стратегии профессионализации студентов в условиях использования адаптивных образовательных программ, развития личностно-профессионального потенциала студента с инвалидностью и/или ОВЗ.

Глотова А.В., Самойленко Н.Б.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ГИБРИДНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

В статье рассматривается педагогическая проблема организации профессионально ориентированной подготовки студентов вуза в современных образовательных реалиях. Исследование построено на результатах сравнительного анализа содержания нормативно-правовых актов Российской Федерации, в которых представлены требования к организации современного образовательного процесса в высшей школе, а также синтеза научно-педагогических и методических трудов, передового педагогического опыта, определяющих специфику реализации профессионального образования, сравнение и обобщение полученных данных. Отдельное внимание в работе отводится определению понятия «гибридное обучение», которое принято в образовательной практике российских вузов. В статье описаны виды педагогического и профессионального взаимодействия сторон учебного процесса, которые могут быть реализованы в процессе внедрения моделей гибридного обучения в синхронной и асинхронной формах. Организация профессионально ориентированной подготовки на современном этапе развития системы высшей школы базируется на принципах интеракции субъектов образовательного процесса и предполагает применение широкого спектра методологических подходов, активных форм совместной деятельности, творческих заданий, учебных активностей с применением различных технологических решений и цифровых инструментов (например, цифровые и виртуальные профессиональные пространства, технологии искусственного интеллекта и др.). Авторами также описан опыт внедрения искусственного интеллекта в процесс профессионально ориентированной подготовки студентов магистратуры Севастопольского государственного университета направления подготовки 45.04.01 «Филология» (профиль «Европейские языки и мировая литература»). Приведены примеры заданий для студентов, целью которых является формирование готовности обучающихся к осуществлению педагогической деятельности в разнообразных форматах межличностного и профессионального взаимодействия.

Сыркин Л.Д., Еремин А.С.
СВЯЗЬ СТРАХА НЕУДАЧ И ТРЕВОЖНОСТИ С УРОВНЕМ САМОЭФФЕКТИВНОСТИ И ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНОГО ПРОФИЛЯ

Статья содержит результаты эмпирического исследования, описывающие взаимосвязь страха неудач и тревожности с такими профессионально важными качествами студентов-инженеров, как самоэффективность и жизнестойкость. Актуальность исследования заключается в том, что в условиях стремительного технологического прогресса и роста требований к стрессоустойчивости, адаптивности и способности к решению нестандартных задач, профессионально важные качества (ПВК), такие как самоэффективность и жизнестойкость, становятся критически значимыми для студентов инженерного профиля. Однако их развитие может быть подавлено деструктивным влиянием страха неудач и тревожности, что препятствует полноценному профессиональному становлению и снижает конкурентоспособность будущих инженеров. Понимание этих взаимосвязей позволит целенаправленно формировать программы поддержки, учитывающие особенности различных образовательных траекторий и оптимизирующие образовательный процесс будущих инженеров. В качестве теоретико-методологической основы исследования обозначенной проблемы выступил труды отечественных и зарубежных ученых, С. Мадди, Д. Конрой, Ч. Спилбергер, А. Бек, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев. Результаты исследования получены на выборке из 120 студентов НИУ МГСУ обучающихся на 1-4 курсах по направлению подготовки «Строительство» из которых 54 девушки и 66 юноши. Полученные эмпирические данные доказывают, что при анализе особенностей и связей страха неудач и тревожности с уровнем самоэффективности и жизнестойкостью у студентов инженерного профиля были выявлены корреляции, показывающие связь мотиваций на неудачу и уровня реактивной и личностной тревожности с стратегией преодоления трудностей и особенностью совладающего поведения с учетом особенностей профессиональной подготовки. Также, важным результатом исследования является то, что девушки как студенты-инженеры испытывают значимые ограничения в формировании ПВК, а именно сниженную в сравнении с юношами в выборке самоэффективность и жизнестойкость. Даны практические рекомендации по оптимизации учебного и внеучебного процесса с привлечением психологических служб для повышения уровня мотивации на успех, жизнестойкости и самоэффективности и контроля уровня тревожности с учетом специфики образовательного процесса и специальности, а также гендерных различий.

Обухов В.Л.
РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ БАРКОВОЙ ЭЛЕОНОРЫ ВЛАДИЛЕНОВНЫ «ТРАДИЦИИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК В ГОРИЗОНТЕ ЭКОЛОГИИ НАУКИ»

Исследование посвящено силе традиций Российской Академии наук, включенных в поле культурного кода России. Определены место и роль экологии науки в развитии академических традиций в аспекте обеспечения безопасности России (глава 1). Актуализировано сохранение исторической памяти об истоках академических традиций: от грандиозного замысла создания структуры Академии наук и Художеств Петром I – к мощнейшим результатам труда М.В. Ломоносова (глава 2). Происходит концентрация на этическом мотиве служения народу России в анализе достижений выдающихся российских академиков в XIX веке: концепция и образ идеального человечества, философия всеединства, концепция ортобиоза и другие (глава 3). Представлена объективная оценка вклада зарубежных почетных членов Российской Академии наук: Иоганна Вольфганга фон Гёте и Фредерика Жолио-Кюри (глава 4). Раскрыты перспективы формирования образа будущего всечеловечества в наследии В.И. Вернадского, В.А. Обручева, Н.И. Конрада, М. Горького, Н.Н. Моисеева (глава 5).

Основным побудительным мотивом создания монографии, на наш взгляд, стал тот фактор, что «некоторые из этих традиций, однако, сегодня утрачены, а имена ряда самых выдающихся русских и советских мыслителей-академиков и почетных – отечественных и зарубежных членов Академии – либо забыты, либо не включены в образовательные программы, либо их знают лишь не многие узкие специалисты, либо их идеи интерпретируются в усеченном или даже искаженном варианте» (с. 6). В этом аспекте весьма уместным воспринимается цитирование автором монографии строк М.В. Ломоносова о том, что народ лишен будущего, если он не знает своего прошлого (с.159).

Автор исследования указывает, что современная Россия остро нуждается в переосмыслении своей философско-мировоззренческой и научной стратегии. При этом ключевым инструментом такого переосмысления провозглашается экофилософия – относительно новое научное направление, изучающее систему «Человек – Мир» в её открытой целостности. В методологическом отношении экофилософия продолжает традиции русского космизма и главное – убеждение в возможности человеческого совершенствования и прогресса с помощью науки. Это мировоззренческая позиция, нацеленная на гармонизацию всех форм бытия, в рамках которой рождается и ключевое понятие – «экология науки».

Эвристичность философского подхода в данном исследовании выражается в том, что аксиологические факторы показаны в качестве ключа к преодолению социального и биосферного кризиса: «российский проект переформатирования современного бытия реален и достижим» (с.5), – пишет автор.

Исследовательское кредо Э.В. Барковой выражено в диалектической вопросно-ответной конструкции: «Или уже произошел сдвиг в системе бытия, сделавший невозможным раскрытие смысла связей истины с добром и красотой? Является ли неизбежной катастрофа, к которой сегодня ведут не только Россию и все человечество прагматически-технологические, информационно-коммуникативные и эвристически-игровые интерпретации истины, знания, времени, бытия и будущего человека? Такой безальтернативности пока никто не доказал, а опыт философии и науки дает основания – даже при всей напряженности современной ситуации – для утверждения обратного: существует множество путей и векторов развития и среди них есть место Правде и научной Истине на которую, вопреки искусственно продвигаемым концепциям, ориентируются миллионы людей на нашей Земле» (с.8).

Центральным тезисом монографии стал тезис о моральной ответственности ученых за последствия внедрения в практическую жизнь результатов их труда. Экофилософии отводится роль «мягкой силы», способной «формировать самосознание, утверждая в мире человека картину мира, дающую стимул к жизнеутверждающему мироотношению» (с.9). Экорациональность выражает био-гео-культурогенез в его всеобщности, сохраняя статус человеческого разума и науки как ориентира человека на постоянное самовозвышение (с.158).

Осмысление значения исследований, предпринятых силами ученых Российской Академии наук убедительно показывает, что институты науки – это прежде всего сообщество цельных личностей. Центральное место монографии занимает яркая портретная галерея учёных, опередивших обыденный контекст современности, мыслителей, чьи идеи становились мостом в будущее. Они фактически проектировали новые миры и определяли векторы развития человечества.

Александр Сухово-Кобылин, более известный как драматург, автор знаменитой трилогии, был и глубоким философом, создателем учения «Всемир», которое, как указывает автор монографии, даёт все основания считать его одним из основоположников русского космизма. Сухово-Кобылин видел в науке не инструмент покорения природы, а путь к одухотворению Вселенной, где технология – лишь «механические крылья», прообраз будущих органических. Его избрание в Академию в 1902 году по разряду изящной словесности символично: оно признавало, что грань между наукой, философией и искусством призрачна, а будущее рождается на их стыке.

Владимир Соловьёв, философ, поэт, мистик, избранный почётным академиком в 1900 году, предложил этическую систему, альтернативную картезианскому рационализму. В эпоху цифровой дегуманизации и «бесстыдства» как нормы его идеи звучат как манифест сохранения человеческого в человеке. Академия, признав его заслуги, тем самым утвердила ценность философии как жизнестроительного проекта.

Не менее яркие, содержательные портретные эссе, иллюстрирующие традиции Академии, знакомят читателя монографии и с другими выдающимися, великими деятелями российской науки.

Николай Пирогов, гениальный хирург, член-корреспондент Академии с 1847 года, был и глубоким мыслителем. Его философские взгляды пронизаны идеей всеобщей одушевлённости материи. Он видел мир как «текущий океан жизни», пронизывающий все атомы мироздания. Для Пирогова-врача слово было таким же инструментом исцеления, как скальпель, а задача науки – не просто лечить тела, но и оздоравливать общество, следуя законам гармонии, данным природой. Его фигура – воплощение того, что учёный может быть не просто специалистом, но и целителем культуры в самом широком смысле.

Нобелевский лауреат, почётный член Академии с 1902 года Илья Мечников известен миру как основоположник иммунологии. Однако его главным проектом была концепция ортобиоза – «правильной жизни», направленной на достижение естественной, гармоничной старости и продление активного долголетия до 120–140 лет. Ортобиоз – это целостная этика, основанная на идее преодоления дисгармоний человеческой природы силами самого разума. Мечников верил, что наука должна не подменять человека техникой, а помогать ему реализовать заложенный в ней эволюционный потенциал. Его учение – непосредственный вызов современным технократическим утопиям «новой нормальности» и трансгуманизма.

Вклад Фредерика и Ирен Жолио-Кюри, В.А. Обручева и Н.И. Конрада в развитие академической науки также выходит далеко за рамки их непосредственных дисциплинарных открытий. Каждый из них, являясь титаном в своей области – физике, геологии и востоковедении, – стал архитектором новых форматов научной деятельности, заложив основы для междисциплинарного диалога и утвердив роль учёного как ответственного субъекта истории и культуры.

Эти мыслители, столь разные по роду занятий, объединены главным: они видели в науке не служанку сиюминутных потребностей, а инструмент преображения человека и мира. Не ведомство, а интеллектуальный штаб человечества, призванный решать проблемы планетарного масштаба: от угрозы ядерной войны и освоения ресурсов Земли до построения диалога между цивилизациями. Все они своими трудами и своей гражданской позицией утверждали идеал целостного, синтетического знания. Их наследие является не просто страницей истории науки, а живым ориентиром для современной РАН, интеллектуальным фундаментом для ответа на вызовы цифровой эпохи, экологического кризиса и нравственного релятивизма.

Согласно рекомендации Э.В. Барковой, «одной из целевых стратегий развития РАН и ее деятельности по продвижению экологии социально-гуманитарного образования становится исключение из образования информационного шума и различных форм наукообразия, «заглушающих» научные подходы» (с. 164).

В целом в монографии Российская Академия наук представлена как уникальный социальный институт, чья историческая миссия выходит далеко за рамки узко-научной деятельности. Это хранительница культурного кода нации, источник смыслов для национального целеполагания и, пожалуй, единственная структура, обладающая интеллектуальным авторитетом и традициями для того, чтобы предложить человеческую альтернативу обезличенной технократической трансформации, обеспечив тем самым будущее не «техночеловека», а человеческой цивилизации.

ВЫВОД. Содержание монографии Элеоноры Владиленовны Барковой «Традиции Российской Академии наук в горизонте экологии науки» может выполнять роль остро востребованного в современных условиях научного массива в теории и практики достижения целей научно-технологического развития России. Рекомендуется к внедрению в образовательный и воспитательный процессы.