РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Федоров К.В., Суздалева Т.Р.
ЗАПАДНАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В КОНТЕКСТЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ ПРОТИВ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Аннотация. В статье содержится аргументированная критика современной западной историографии Великой Отечественной войны в контексте информационной войны против России. На основе анализа работ английских и американских историков авторы аргументировано доказывают, что историки США и Великобритании не просто допускают некоторые неточности в освещении событий, но сознательно искажают факты, стремясь поставить под сомнение решающий вклад народов Советского Союза в победу над германским фашизмом. С этой целью фальсификаторы истории активно используют апробированные со времен холодной войны приемы: замалчивание и субъективную интерпретацию исторических фактов, бездоказательные обвинения в адрес СССР, игнорирование работ российских историков. В статье делается вывод о том, что роль западной историографии заключается в создании псевдонаучной основы для пропагандистской кампании, направленной на подмену исторической правды антироссийскими идеологическими клише, чтобы обеспечить манипулирование массовым сознанием и политическим поведением людей.

Щербакова А.И., Корсакова И.А., Ганичева Ю.В.
ФОРТЕПИАННОЕ ТВОРЧЕСТВО И.Ф. СТРАВИНСКОГО: МУЗЫКАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ СЛУШАТЕЛЯМ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

Аннотация. Творчество композитора – вечный источник размышления для исследователя, обращающегося к творчеству того или иного великого музыканта. И.Ф. Стравинский в этом смысле не является исключением, тем более, что его жизнь в искусстве оказала значительное влияние на ход развития музыкальной культуры ХХ века. Анализу процесса творческого становления композитора, формирования его личностных качеств, а также изучению его сочинений для фортепиано посвящена представленная статья.

Желтов А.А.
ТЮРЕМНАЯ СТРАЖА В ВОЛОГОДСКОЙ ГУБЕРНИИ

Аннотация. Тюремное ведомство в Российской империи на протяжении XIX века постоянно реформировалось. Значимой вехой этого преобразования стало положение 1865 года о замене внутренних воинских караульных постов в тюрьмах на надзор вольнонаемных надзирателей, что послужило предшественником формирования тюремной стражи. Окончательно тюремная стража была выделена положением 1887 года, которым полностью прекращена практика привлечения внутренних (местных) войск для несения караульных функций в тюрьмах (в том числе и для наружного охранения) и эти задачи полностью были возложены на тюремных надзирателей. В статье была поставлена цель – проследить, как принятые правовые положения проявились в реальном функционировании тюремных учреждений на губернском уровне. Вологодская губерния в этом отношении является весьма показательной. Принимали на должности тюремных надзирателей, за небольшими исключениями, находившихся в запасе нижних воинских чинов, среди которых унтер-офицеры преобладали над рядовыми. Несмотря на хорошие оклады, с возможностью их повышения через 5, 10 и 15 лет, дополнительное вещевое довольствие, и право на пенсию, многие вновь принятые на должности тюремных надзирателей увольнялись в течение полугода. Положение 1887 года, при всех преимуществах, которые оно обеспечило тюремным надзирателям, отделило служащих тюремной стражи от чинов управления местами заключения, закрыв возможность повышения до руководящих должностей.

Каледа Г.К.
РАСПУТИН: НАЧАЛО ПУТИ

Аннотация. В статье автор рассматривает, каким образом простому сибирскому крестьянину Григорию Распутину удалось стать не только частью высшего общества столицы российской империи, но и другом царской семьи. В статье анализируются причины и основные этапы роста популярности Распутина с 1904 по 1911 г. По данной тематике специальных исследований нет, только в общих работах нескольких современных исследователей затрагивается эта проблема. Григорий Распутин приехал в Петербург благодаря своим знакомым церковным иерархам. Оказавшись в столице, Распутин произвел сильное впечатление на окружающих. Вскоре он был представлен членам высшего общества столицы. Он смог заинтересовать своих собеседников и произвести на них положительное впечатление, в том числе и на царскую семью. Распутин появился в столице как «божий человек». Однако со временем его поведение изменилось, стали распространяться слухи о непристойном поведении «старца» Григория. Это привело к появлению противников Распутина, главной задачей которых было оградить царскую семью от негативного влияния Григория Ефимовича. Поэтому они предпринимали разные способы разоблачить «старца». Однако такие попытки не увенчались успехом. В конце концов, борьба с влиянием Распутина в начале 1912 года вышла на новый уровень: его имя впервые было произнесено с трибуны Государственной думы. Распутина обвиняли уже не в морально-нравственных преступлениях, а во вмешательстве в государственные дела.

Клинко М.-В. М.
ИОГАНН МАТТИАС ШАДЕН КАК ТЕОЛОГ

Аннотация. Целью статьи является рассмотрение персоналии немецкого профессора Московского университета Иоганна Маттиаса Шадена в контексте пройденной им теологической подготовки. Шаден обучался на философском факультете Тюбингенского университета и являлся стипендиатом Тюбингенской богословской семинарии, в число его непосредственных преподавателей входили значимые теологи. Следует также учитывать, что в Германии рассматриваемого периода пользовались популярностью идеи лейпцигского писателя-моралиста Х.Ф. Геллерта, сумевшего в духе эпохи Просвещения связать разум и истины Откровения. Как показывается в работе, усвоенный Шаденом теологический фундамент, включавший обширные языковые знания и установки тюбингенской школы, способствовал его приглашению на должность ректора университетских гимназий в Москве и позволил объяснить как ранний преподавательский энтузиазм Шадена, так и приоритетное положение нравственной философии в его университетском курсе. Помимо этого, посредством изучения опубликованных на русском языке речей Шадена выявляются теологические позиции немецкого профессора, отчасти сложившиеся под идейным влиянием некоторых из его тюбингенских наставников и писателя Геллерта. Стоит отметить, что с точки зрения теологии самодержавная форма правления представлялась Шадену оптимальной формой правления.

Латонова А.В.
АЛЕКСАНДР I НА ВЕНСКОМ КОНГРЕССЕ ГЛАЗАМИ НЕМЕЦКОЙ ПРЕССЫ

Аннотация. Статья посвящена анализу формирования образа российского императора Александра I в немецкоязычной прессе 1814-1815 гг. Исследуются репрезентации Александра I как монарха-победителя, дипломата, а также его повседневные репрезентации в ходе Венского конгресса. На основе анализа источников автор статьи воссоздает тот образ российского императора, который немецкоязычные газетчики хотели преподнести своим читателям в указанный период. При этом отмечается, что они описывали как реальные, так и отчасти вымышленные ситуации, демонстрирующие положительные качества Александра I без опоры на какие-либо факты, и выражали одобрение ему не столько аналитически, сколько эмоционально. Автор делает вывод, что подобный образ российского императора возник из потребности немецкой публики видеть в нем «защитника Германии». Вместе с тем, демонстрируется, что в основе газетного образа Александра I лежал ряд его подлинных сознательных репрезентаций.

Носов А.В.
К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ МОНАШЕСКОЙ ТРАДИЦИИ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

Аннотация. В статье рассматривается историография Сергиевской монашеской традиции в XIV – XV вв. Представлены результаты изучения ключевых концепций историков по данной теме. Автор делает заключение о преобладании в историографии представлений об идее преемственности между прп. Сергием и его последователями, а также – об их приверженности к общежительству в сочетании со стремлением к отшельничеству. В некоторых трудах историков отмечается наличие иных монашеских традиций. Такая точка зрения подтверждается источниками. Приводятся замечания, связанные с особенностями перспективы изучения иноческих традиций.

Часовитина О.В.
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О «МИРЕ» И «РАТИ» В ДОМОНГОЛЬСКОЙ РУСИ

Аннотация.В статье прослеживается ранняя история представлений о «мире» и «рати», как о взаимно обусловленной паре понятий «мир» – «война». На материале ключевых памятников древнерусской книжности и летописных известий выделены черты, характеризующие эти представления в качестве важной составляющей политической и духовной культуры своего времени.

Шаипов Т.К.
ПОСОЛЬСТВО И. ЧЕМОДАНОВА 1656–1657 ГГ. И ИНОЗЕМНЫЕ ТОРГОВЦЫ: ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Аннотация. Статья посвящена анализу известий о вовлеченности представителей иностранного купечества в ход посольства стольника И. Чемоданова и дьяка А. Посникова в Венецию. Их участие прослеживается уже на этапе подготовки посольства к отправке в Италию, когда при посредничестве английского комиссионера на русской службе Джона Гебдона были наняты голландские торговые корабли. Наиболее значительное взаимодействие было в период пребывания посольства в Великом герцогстве Тосканском. Там послы вошли в контакт с торговцами, представлявших европейские (Карл Лонгленд, Джузеппе Армано, Джован Франческо Санминиателли) и восточные (Моисей Франко, Пьетро Авак) государства. Возвращение посольства в Россию также было связано с участием купца-иноземца Давида Рутца, который помог посланникам нанять корабль из Амстердама в Архангельск. На основе проанализированных сведений сформулированы четыре основные формы взаимодействия купцов и послов: транспортное сопровождение, предоставление мест для проживания, информационный обмен и собственно торговые операции. Уточняется, что бóльшая часть вовлеченных торговцев были связаны с архангельской экспортной торговлей, а именно с прибыльным «икряным откупом». Прагматичное желание сохранить стабильные отношения с российским правительством, с точки зрения автора, служило главным стимулом для оказания помощи и услуг членам посольства.

РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКСНОЕ ПОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Басимов М.М.
ОБСЕССИВНО-ФОБИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ КАК СЛЕДСТВИЯ ПЯТИ КОМПОНЕНТ АКТУАЛЬНОГО САМОВОСПРИЯТИЯ

Аннотация. В статье представлена причинно-следственная картина влияния актуального самовосприятия на формирование обсессивно-фобических нарушений во время стрессовой жизненной ситуации, в нашем случае это период пандемии COVID-19 и вынужденного осваивания студентами дистанционного обучения. Все линейные корреляции между этими группами переменных не превышают по модулю 0.3, т.е. все линейные корреляции либо очень слабые, либо слабые, что показывает отсутствие сколько-либо существенных линейных зависимостей. Но выход за пределы линейных моделей дает новую информацию о наличии простейших нелинейных связей, что позволяет по-другому взглянуть на причинно-следственную обусловленность изучаемых психологических характеристик. В модели для кварт независимой переменной при использовании авторского метода статистического анализа были выявлены 6 сильных простейших нелинейных связей. В статье даны описания этих зависимостей и их наглядное графическое представление, а также наиболее вероятные их оценки при традиционном подходе. Таким образом, выходя за рамки линейных моделей, мы не только получаем новое знание в рамках проведенного исследования, но и не рискуем совершить грубые ошибки, предлагая в качестве результата качественно другую, более простую интерпретацию при анализе данных исследования.

Брагина Е.А., Гаврилушкин С.А., Нуртдинова Ю.А.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП МАТЕРИ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ И ЕЕ ОТНОШЕНИЕ К РЕБЕНКУ И СВОЕЙ СЕМЕЙНОЙ РОЛИ

Аннотация. Представленное исследование основано на предположении, согласно которому отношение матерей детей с общим недоразвитием речи 3 уровня к ребенку и его воспитанию, а также к своей семейной роли различается в зависимости от психологического типа матери. Применение опросника психологического типа родителя В.В. Ткачевой и методики изучения родительских установок PARI позволило выявить как различия, так и общие особенности родительских установок матерей. Показано, что матерей всех психологических типов характеризует выраженное стремление обезопасить своего ребенка, тенденция к чрезмерной о нем заботе, а также представление о высокой ответственности матери в воспитании ребенка и ее чрезмерной загруженности. Матерей авторитарного психологического типа отличает сопряженность отношения к ребенку с отношением к своей семейной роли, преобладание тенденции доминирования и установки на сверхавторитет, сочетание излишней строгости и чрезмерной раздражительности. Матери невротичного типа также обнаружили высокую неудовлетворенность семейной ролью, связанную с представлением о своем самопожертвовании, и наиболее низкие показатели блока эмоционального контакта с ребенком, значительную раздражительность. В отношении к ребенку матерей психосоматического типа установлено позитивное сочетание высоких значений показателей блока эмоционального контакта с ребенком и низких значений показателей блока эмоциональной дистанции, однако также установлена их излишняя строгость по отношению к ребенку.

Гладышева А.А.
МЕТАФИЗИКА МНОГОМЕРНОСТИ И КОНСТРУКТЫ СОЗНАНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается многомерность как признак подобия, присущий Вселенной, человеку, как части Вселенной и конструктам сознания, как производным человеческого разума. Параллель между проявлением многомерности, как атрибута человеческого сознания и свойствами биологических объектов вытекает из достижений современной квантовой физики и квантовой генетики, согласуясь со сведениями, почерпнутым в эзотерических источниках, мифах, древних учениях. Здесь наука и метафизика сливаются, образуя целостное понимание и гармонию между субъективным, и объективным аспектами реальности. Идея множественности миров Анаксимандра Милетского верифицируется современными теоретическими выкладками представителей прежде всего физической науки. Пусть мнение исследователей не совпадает относительно количества миров, но сам факт существования мультивселенной уже не воспринимается как казус. Мы застали период смены научной парадигмы, отделившей метафизику от науки. Процесс воссоединения двух направлений познания мира проявляется в разных научных направлениях, в том числе в психологии.

Гончарова Н.А., Баринова М.Г.
СУБМОДАЛЬНОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ В СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. Проблема становления Я-концепции в студенческом возрасте является одной из значимых и ее решение необходимо для формирования индивидуальности, ценностной направленности личности, устойчивости субъектной позиции, смысложизненных и профессиональных ориентаций. Самоидентичность, обретаемая в юношеском возрасте, обусловлена согласованностью воспринимаемых внешних оценок референтных лиц и взаимоотношениями с другими субъектами деятельности. Такие отношения обеспечивают расширение пространства личности и перспективные возможности не только построения личностной концепции и определения ее иерархии, но и своевременной коррекции посредством оценки субмодальностей. Целью исследования выступили задачи определения структуры и характеристик субмодальностей Я-концепции лиц студенческого возраста. Для оценки субмодальностей и их иерархии были использованы методики: шкала самоуважения М. Розенберга, тест мотивации успеха и боязни неудачи А.А. Реана, четырехфакторный опросник Я (4ФЯ) Л.Я. Дорфамана. Результаты исследования позволили определить иерархическую структуру субмодальностей Я-концепции обучающихся студенческого возраста, а также выявить преимущества показателей, свидетельствующих о доминировании субмодальности «Авторского Я». Признаками данной субмодальности являются ментальная репрезентированность в личности собственной независимости, автономности и самостоятельности.

Дмитриева В.А.
ОБРАЗЫ КИНОГЕРОЕВ И ИХ ОЦЕНКА – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ

Аннотация. Справедливо будет сказать, что кино самый популярный и распространенный вид искусства, доступный самой широкой и требовательной аудитории. Но в данной статье кино не является объектом исследования, а скорее выступает техническим инструментом в попытке проанализировать субъективную картину мира зрителя, подтвердить тезис, что «у каждого свое кино». Неспособность видеть реальность героев обусловлена не только идентификацией с героями, но и ценностями, смыслами и способом мировосприятия зрителя. Онтопсихологическая синемалогия использует эту особенность интерпретации образов кино как один из механизмов аутентификации личности, то есть возвращает ей природную точность восприятия. В статье представлены результаты исследования отношения к кино и киногероям молодых людей в возрасте 20-25 лет. В качестве гипотезы выступило предположение, что особенности отношения к киногероям и к киноотрывку в целом связаны с наличием романтических отношений, общим состоянием на момент просмотра фильма (самочувствием, активностью и настроением) и такими личностными характеристиками, как экзистенциальная исполненность, ведущие копинг-стратегии и самоотношение. Была разработана методика исследования, позволившая обнаружить статистически значимые различия в отношении к киногероям в эмоционально-насыщенных ситуациях, обусловленные не только гендерными особенностями, но также наличием или отсутствием у респондентов собственных романтических отношений.

Касиманова Л.А., Ду Фанли
ЭВОЛЮЦИЯ КИТАЙСКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ КАК ВОПЛОЩЕНИЕ ЭСТЕТИКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ И ТРАДИЦИЙ

Аннотация. В статье кратко представлена китайская классическая музыка с точки зрения эволюции, эстетических характеристик, национального духа и культуры. Классическая музыка занимает чрезвычайно особое положение в китайской культуре. Музыка была первым, что сформировалось и сознательно созрело в Древнем Китае. Древние китайские классики верили, что красивая и гармоничная музыка имеет огромное значение для создания цивилизованного государства и управления им, и в то же время верили, что музыка высочайшего уровня является воплощением Небес. Поэтому можно сказать, что китайская классическая музыка – это еще одно выражение китайской философии.

Козьяков Р.В.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Аннотация. В связи с существующим трендом на «веселеньких и глупеньких личностей» навязываемым средствами массовой информации. А также по многочисленным результатам зарубежных и отечественных исследований, которые отмечают снижение интеллектуального развития в обществе в последние годы. В связи с выше сказанным возрастает значимость изучения и развития профессионального креативного мышления, как тенденция противостояния негативному влиянию общества и средств массовой информации. Наиболее популярные концепции, факторного и множественного изучения профессионального креативного мышления не позволяют адекватно (объективно) изучить данный феномен, подробно это рассмотрено в тексте статьи. На наш взгляд наиболее эффективно проводить изучение профессионального креативного мышления с точки зрения структурно динамического подхода Я.А. Пономарева, Д.В. Ушакова и их научной школы. В работе представлен текст авторской методики «Потенциал профессионального креативного мышления», разработанной в рамках структурно-динамического подхода, а также культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и последователей. В настоящее время наше исследование профессионального креативного мышления еще не завершено, поэтому в тексте работы, для примера, представлены результаты только одного из испытуемых принимавших участие в исследовании, но при завершении полной обработки всех материалов исследования о результатах сообщим в последующих публикациях. Авторский коллектив готов обсудить все предложения о сотрудничестве в совместном изучении профессионального креативного мышления.

Краснова М. В., Проняева Е.В.
ПОНЯТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ

Аннотация. В статье представлен анализ теоретико-методологических основ психоэмоциональных состояний военнослужащих – субъектов учебной деятельности; уточнение сущностно-содержательных элементов категории «деятельность» применительно к воинскому труду.

Ли Чуньин, Воуба В.Г.
АССОЦИАТИВНЫЕ СВЯЗИ КАК СРЕДСТВО ОСВОЕНИЯ ВОКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КИТАЙСКИМИ СТУДЕНТАМИ-БАКАЛАВРАМИ: ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация. Совпадение «мировоззренческого статуса» музыки в контексте целей и задач педагогической науки России и Китая способствует включению в процесс подготовки китайских студентов сложной и многогранной теории ассоциативных связей, направленной на освоение содержательной художественно-образной значимости и глубины произведений вокального искусства и тем самым обогащающей содержание и методику вокального обучения. Обращение к ассоциативным связям как средству глубокого постижения музыкально-эстетической сущности и культурологической значимости художественных образов музыки студентами из Китайской Народной Республики обусловлено рядом причин, имеющих системный характер. В данной статье представлена технология исследования указанной проблемы и основные научные результаты.

Магера Т.Н.
РОЛЕВОЙ СОСТАВ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ КОМАНД

Аннотация. Статья является продолжением исследований, направленных на решение вопроса повышения эффективности управления персоналом в строительных организациях, обладающих такими характеристиками, как многочисленность и поликультурность, осуществляющих профессиональную деятельность в современных условиях VUCA- и BANI-миров. Одним из отличительных признаков строительной отрасли является уместность и необходимость командной работы, в связи с чем готовность к работе в командах является частью компетентности выпускников строительных вузов. Студенты-строители на этапе обучения в магистратуре являются действующими штатными сотрудниками реальных строительных компаний. Своеобразие и успешность внутри- и межкомандного взаимодействия представляет научно-исследовательский интерес. Базой данного исследования служит концепция межгрупповой адаптации А.В. Булгакова в части ее эмоционального компонента, подходы к пониманию организационной культуры. Диагностический инструментарий представлен методикой оценки организационной культуры К. Куинн и Р. Камерон в модернизации А.В. Булгакова, тестом на определение ведущей командной роли по модели Белбина. Доминирующая организационная культура строительных организаций за период с 2018 по 2022 год сохранила характеристики культуры результата, ролевой состав строительных команд представлен исполнителями, коллективистами, доводчиками. Типичные графические результаты исследования приведены в статье. Общий вывод определяет дальнейшее направление исследования, нацеленное на изучение руководящего состава строительных компаний.

Марков С.В.
О МЕТОДИКЕ «ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС»: ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация. В статье дается краткая характеристика методики «Перевернутый класс», излагаются основные способы применения методики на практике, приводится описание специфики организационного, а также методического аспектов воплощения в жизнь данной методики. Кроме теоретической справки об особенностях методики, автор предлагает несколько сценариев практического использования «Перевернутого класса» в рамках образовательного цикла «домашняя работа и формы контроля». Подробный разбор основных качеств положительного и отрицательного свойств методики подкрепляются методическими рекомендациями, призванными поспособствовать разрешению проблемных ситуаций и быстрому налаживанию работы в классе.

Морозов М.А., Морозова Н.С.
ЦИФРОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ

Аннотация. В статье рассмотрены цифровые коммуникации с точки зрения образовательного процесса и формирования необходимых цифровых компетенций. Показано, что глобальная цифровизация всей социально-экономической деятельности предъявляет новые требования к человеческому капиталу, приводит к кардинальным изменениям в сфере коммуникаций как между отдельными индивидами, так и в рамках корпоративной коммуникации. Цифровые технологии применяются во многих бизнес-процессах предприятий и организаций, включая организационные и управленческие процессы. Цифровые коммуникационные технологии стали основным инструментом взаимодействия, однако их применение требует владения определенными цифровыми навыками и компетенциями. Для того, чтобы современные образовательные программы соответствовали потребностям рынка труда и формировали необходимые компетенции, при их разработке следует учитывать требования к персоналу, изложенные в соответствующих профессиональных стандартах. Целью данной статьи является исследование соответствия образовательных программ и соответствующих им профессиональных стандартов с точки зрения формирования компетенций цифровой коммуникации. Авторами статьи предложена методика оценки сопряженности образовательных программ и профессиональных стандартов, построенная на применении принципов функционально-стоимостного анализа. Предложенная методика может быть использована при оценке образовательных программ в рамках проведения процедуры профессионально-общественной аккредитации.

Рачина Б.С.
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

Аннотация. В статье рассматривается содержание понятия «педагогическая технология» и классификация педагогически технологий. На основе анализа и обобщения передового педагогического опыта и моделирования педагогических ситуаций выбраны технологии, наиболее органично вписывающиеся в систему методов педагогики искусства. Детально исследуются возможности экстраполяции некоторых технологий в контекст педагогики музыкального образования. В частности, рассмотрены личностно-ориентированные, суггестивные, игровые технологии, подробно, на конкретных примерах описаны приемы технологии критического мышления.

Ровина Е.Е.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ»

Аннотация. В статье рассмотрена методическая разработка занятия с точки зрения применения медиаобразовательных технологий. Медиаобразование, интегрированное в традиционные дисциплины, обладает широким пространством для развития критического мышления, формирует умение понимать скрытый текст того или иного информационного сообщения, медиатекста и выделять из него главное.

Розенова М.И.
КАЧЕСТВО СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ОЦЕНКИ ВЕРОЯТНОСТНОЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЖИЗНИ

Аннотация. В статье проводится оригинальный поиск предикторов вероятностной продолжительности жизни со стороны качества семейных и детско-родительских отношений. В теоретической части работы обосновывается (в том числе, с опорой на уже фиксированные в научном поле эмпирические данные) правомерность постановки такого вопроса. Описание эмпирической части проводится с опорой на женскую выборку. Результаты исследования показали: большее влияние на вероятностную (ожидаемую) продолжительность жизни негативных (низкого качества) аспектов семейных и детско-родительских отношений, в сравнении с позитивными; приоритетность влияния качества отношений с отцом и амбивалентность оценок этих отношений у женщин, родители которых развелись; недостаток теплоты и формальность отношений с матерью создает риски развития вредных привычек и асинхронности образа жизни, задающих снижение потенциала ее продолжительности; наличие семейной психотравмы препятствует полноценной заботе о своем здоровье, как факторе долголетия; женщины, родители которых развелись, и у которых с матерями сложились дистанцированные отношения, склонны интересоваться проблемами долголетия. Генетически положительным детерминантом вероятностной продолжительности жизни, в большей мере выступает дожитие прародителей до 80 лет, а генетически негативным – болезни и смертность родителей до 50 лет. Работающие и активно-физкультурные женщины склонны давать оптимистические прогнозы в отношении своего долголетия.

Селиверстов Д.Е., Солодова Е.А.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СИНТЕЗА СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. В статье представлено описание методологических положений синтеза системы обучения специалистов в области управления с применением современных информационных технологий. Разработанные методологические положения включают в себя совокупность принципов и методологический подход, основанный на исследовании системы обучения как эргатической системы и могут быть использованы для разработки и совершенствования информационно-аналитических систем, используемых для обучения по программам высшего профессионального образования.

Сун Бэйни
ИНТЕГРАЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КИТАЙСКИХ КОМПОЗИТОРОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ФОРТЕПИАННОГО КЛАССА МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация. В статье рассматривается проблема интеграции произведений китайских авторов в учебный процесс фортепианного класса музыкальной школы. Указывается, что часто это фольклорные аранжировки — обработки для фортепиано инструментальных сочинений, адаптации национальных вокальных мелодий, транскрипции и парафразы оркестровой и оперной музыки. Национальная музыка занимает пока невысокое положение в учебном процессе фортепианного класса и требует более активного внедрения. Среди причин этого автор называет иностранное происхождение рояля с соответствующими методами обучения, ограниченное количество китайских оригинальных фортепианных произведений, контрастирующие характеристики западной и китайской культуры и возможности переложений музыкального фольклора в специфическую фортепианную фактуру. Тем не менее, используя широкую популярность фортепианного обучения, можно повысить узнаваемость национальной музыки. Преподавателю следует последовательно заниматься продвижением национальной культуры, повышать уровень её понимания, соответственно корректируя методы обучения. Обращение к китайскому фольклору положительно влияет на музыкальные способности учащихся, так как эти произведения ментально близки китайским детям, они чувствуют их интонацию, эмоциональные краски и образный строй. В настоящее время в стране появляется всё больше фортепианных произведений, отражающих уникальные особенности музыкального стиля Китая, ориентированных в том числе и на детское исполнительство. Содержание и художественные формы этих пьес охватывает широкий диапазон и насыщены разнообразными народными мелодиями. Необходимо создать диверсифицированную систему и структуру обучения фортепиано в школах в соответствии с разными музыкальными стилями, жанрами, национальной атрибутикой, критериями музыкальной оценки, включить в эту систему национальные китайские произведения и на этом материале совершенствовать исполнительские навыки и художественный вкус начинающих пианистов.

Сун Цзыцзя
ЖАНР ЭТЮДА КАК КЛЮЧЕВОЙ КОМПОНЕНТ УЧЕБНОГО РЕПЕРТУАРА ФОРТЕПИАННОГО КЛАССА КИТАЙСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ

Аннотация. В статье отмечается ярко выраженная образовательная спецификация жанра этюда, его значимость в учебном репертуаре и, в целом, профессиональном становлении молодого пианиста. Исходя из этого огромную ценность имеют разнообразные методические материалы, хрестоматии и сборники, используемые для тренировки различных навыков игры на фортепиано. Автор кратко приводит примеры наиболее популярных этюдов, а также технологических проблем, характерных для учебного процесса фортепианного класса музыкальных школ Китая. Определяя техническую подготовку начинающего пианиста в соответствии с изначальным переводом с греческого языка как «искусство», «мастерство», «умение», автор подчёркивает дихотомный генезис фортепианного этюда – инструмента обучения технологическим навыкам и смысловой интерпретации образного содержания произведения. Исходя из этого формулируются принципы эффективного использования жанра этюда как интегративного художественно-технологического инструмента обучения пианиста в современном китайском фортепианном образовании. Это точная диагностика имеющихся технических недостатков, контролирование физических ресурсов учащегося, осознание им собственного мышечного опыта, формирование в учебном процессе соответствующего соматического восприятия, аналитических способностей, интеграция различных методов обучения игре на фортепиано. Человек, который по-настоящему любит музыку и фортепиано, усердно занимается, в конечном итоге овладеет необходимыми технологиями и использует их для выражения художественного образа в музыке и станет настоящим артистом. Для этого фортепианному педагогу необходимо разумно организовать образовательный процесс с оптимальной интеграцией между уровнями обучения и различными навыками.

Сухов А.Н.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЯ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация. В статье раскрывается актуальность проблемы, связанной с развитием социально-психологической конфликтологии как отрасли. В статье рассматривается сущность социально-психологического подхода к пониманию не только деструктивных, но и конструктивных, а также гибридных конфликтов. В ней анализируются трудности, которые имеют место при определении понятия, структуры, динамики и классификации социальных конфликтов. Поэтому не случайно наиболее важной задачей является создание полноценной теории социальных конфликтов. Без этого невозможно вести речь об эффективном урегулировании и разрешении социальных конфликтов. Социально-психологическая конфликтология – составная часть конфликтологии. Предстоит ещё немало сделать как в теоретическом, так и прикладном плане для её полного оформления как отрасли. В настоящее время существует настоятельная потребность в развитии конфликтологической компетентности не только профессионалов, но и различных групп населения.

РАЗДЕЛ III. ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТА ТРУДА И ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ

Мантрова А.В., Федотенко И.Л.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ГОСТИНИЧНОЕ ДЕЛО»

Аннотация. Гостиничные предприятия в мире и в нашей стране имеют многовековую историю. Но профессионально готовить персонал для отрасли стали лишь в конце XIX века, когда за рубежом стали открываться школы гостеприимства, впоследствии переросшие в университеты. Содержание образовательных программ было нацелено на изучение управления гостиничным бизнесом, наличие стажировок и тесную взаимосвязь с представителями отрасли. В нашей стране профессиональная подготовка специалистов гостиничной индустрии стала осуществляться только в прошлом столетии, при этом подходы и формы подготовки к концу XX века претерпевают значительные изменения, возникшие по причине смены экономического и политического устройства страны. В основу современной профессиональной подготовки положен компетентностный подход, нацеленный на приобретение и развитие у студентов необходимых для работы в гостинице знаний, умений и навыков. Обучение в вузе является одним из ключевых этапов профессионального становления личности специалиста, поэтому руководству и педагогическому составу необходимо уделять особое внимание «вхождению» студентов в профессиональную среду.

Бохан Т.Г., Терехина О.В., Шабаловская М.В.
ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ЕДИНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Аннотация. Цель исследования – выявление особенностей доминирующих эмоций и степени удовлетворенности жизненными сферами, указывающими на пространство реализации гедонистических и эвдемонистических потребностей, у представителей российских и зарубежных студентов, обучающихся в общей среде университета. Выборку исследования составили 148 студентов томских вузов в возрасте от 17 до 37 лет (средний возраст 21,80±3,79), которые были разделены на 2 группы: российские (n=57) и иностранные (n=91) студенты. Установлено, что большинство студентов удовлетворены различными сферами своей жизни. Иностранные студенты значимо более удовлетворены своей уверенностью в будущем и менее удовлетворены взаимоотношениями с близкими людьми, чем российские студенты. Обнаружены статистически значимые различия в доминирующих эмоциях в группах студентов. Определены особенности взаимосвязи доминирующих эмоций с личным благополучием в группах студентов. Выделены значимые факторы субъективного благополучия в российской выборке. Выявлены противоположные типы студентов по критерию субъективного благополучия в обеих группах. Выявленные особенности субъективного благополучия у российских и зарубежных студентов могут стать мишенями и точками личностного роста в коррекционно-развивающей работе со студенческой молодежью в процессе социокультурной адаптации.

Даренских С.С., Исмаилова М.М.
ПИЩЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЖЕНЩИН, ПЕРЕЖИВШИХ ОПЫТ ФИЗИЧЕСКИХ НАКАЗАНИЙ В ДЕТСТВЕ

Аннотация. В статье представлены данные эмпирического исследования пищевого поведения женщин с детским опытом физических наказаний в родительской семье. Приведены теоретические основы исследования, положения, на которых базируется эмпирическое исследование. В исследовании приняли участие 995 женщин, в возрасте от 18 до 38 лет. Сбор данных проводился с помощью анонимного онлайн-опроса. Используемые методы: анкетный опрос; опросник пищевых расстройств EDI-2; опросник «Когнитивно-поведенческие паттерны при нарушениях пищевого поведения»; шкала семейного окружения. Доказана гипотеза о связи пищевого поведения женщин, неблагополучных внутрисемейных отношений и физических наказаний. Выявлена специфика пищевого поведения женщин с опытом физических наказаний в родительской семье. Для женщин более характерны ситуации переедания, в сочетании с чувством вины. Стресс, эмоциональное напряжение, психологический дискомфорт может стать причиной приема пищи. Характеристики пищевого поведения становятся менее гармоничными с увеличением внутрисемейного напряжения, конфликтов, при отсутствии возможности социального, культурного, интеллектуального развития.

Рыжов Б.Н., Котова О.В., Донцов Д.А.
ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ РАЗЛИЧНЫХ АРХИТЕКТУРНЫХ СТИЛЕЙ

Аннотация. В статье представлены результаты проведения эмпирического исследования индивидуально-типологических особенностей восприятия исторических памятников и их архитектурных стилей учащимися старших классов города Москвы и Новосибирска, студентами Московского городского педагогического университета, Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Московского государственного психолого-педагогического университета, Новосибирского педагогического государственного университета, Белорусского национального технического университета, БИП – Университета права и социально-информационных технологий, Мозырского государственного педагогического университета имени И.П. Шамякина, Казахского национального педагогического университета имени Абая, а также сотрудниками различных организаций Москвы и регионов России. Всего представлены данные обследования 517 респондентов в возрасте 16–48 лет, в том числе 402 лиц женского и 115 лиц мужского пола.

По результаты проведенного исследования выявлена общая тенденция предпочтения классических стилей архитектуры (классицизм и ампир, а также триумф) независимости от возраста и региона проживания респондентов. При этом в ходе оценки индивидуально-типологических особенностей предпочтения архитектурных стилей был выявлен ряд возрастных и региональных различий, которые необходимо учитывать при анализе эстетического восприятия архитектурно-пространственной среды как жителями, так и гостями столицы. Была выявлена следующая возрастная закономерность: чем выше возраст респондентов, тем большее предпочтение отдается классическим архитектурным стилям, чем ниже возраст респондентов, тем чаще респонденты делают выбор в пользу современной стилистики. Также было выявлено, что респонденты из России в большей степени предпочитают стиль модерн, чем граждане ближнего зарубежья из Казахстана и Республики Беларусь. Результаты оценки мотивационно-ценностной сферы показали, что среди респондентов, отдающих предпочтение современной архитектуре, чаще преобладает антропоцентричный тип личности, тогда как респондентам, предпочитающим классические архитектурные стили в большей мере свойственен социоцентричный тип личности. Таким образом эстетическое восприятие и предпочтение определенного архитектурного стиля зависит от индивидуально-типологических особенности личности.

Зинатуллина А.М.
РАЗВИТИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ЛИЦ, ПРОДОЛЖАЮЩИХ ОБУЧЕНИЕ ВО ВЗРОСЛОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. В статье представлены и описаны результаты проведенного эмпирического исследования среди лиц, продолжающих обучение во взрослом возрасте. В данном исследовании принимали участие 30 магистрантов, участвовавших в эксперименте, и 33 магистранта, вошедшими в контрольную группу. Был задействован комплекс методик по определению биопсихологического возраста, стрессоустойчивости и работоспособности в двух группах. Было выявлено, что за период с апреля по октябрь 2022 года в контрольной группе наблюдались достоверные ухудшения биопсихологического возраста и стрессоустойчивости в то время, как в экспериментальной группе были достоверные улучшения данных показателей, в том числе и работоспособности.

Колобова С.В.
ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЖЕНЩИН СТАРШИХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП, ПРОЖИВАЮЩИХ В ЗОНЕ ВЕДЕНИЯ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ

Аннотация. Чрезвычайные ситуации военного характера являются фактором, воздействующим на жизнь мирных людей, в связи с этим защита населения, проживающего на прифронтовых территориях становится одним из приоритетных направлений политики в области обеспечения национальной безопасности России.С целью изучения жизнестойкости как составляющей личностного потенциала у женщин старших возрастных групп, проживающих в зоне ведения боевых действий, проведено психологическое тестирование 26 психически здоровых женщин старшего возраста, постоянно проживающих в г. Донецке Донецкой народной республики, средний возраст составил 69,4+2,3 лет. Применялись следующие психологические методики: тест жизнестойкости по Мадди адаптированный Д.А. Леонтьевым и Е.И. Рассказовой в 2006 г., тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева, методика «Копинг-стратегии» Р. Лазаруса в адаптации Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой в 2004 г. Статистическая обработка результатов исследования осуществлялась с применением программы SPSS 20.0 применялся критерий Манна-Уитни и анализ ранговой корреляции Спирмена. Показано наличие взаимосвязи жизнестойкости и ее компонентов со смысложизненными ориентациями и особенностью копинг-стратегий, которые в совокупности выступают как личностный потенциал женщин старшего возраста в чрезвычайных условиях, обусловленных военными действиями.

Кораблина Е.В., Орлова Е.А., Мысин О.И
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ У СПОРТСМЕНОВ-ГИМНАСТОВ 7-17 ЛЕТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СПОРТЕ

Аннотация. Данное исследование посвящено изучению субъектной позиции у разновозрастных спортсменов-гимнастов от младших школьников до подростков. В статье представлены результаты факторного анализа на основе данных каждого компонента субъектной позиции: внутренне-личностного, коммуникативного и деятельностного. Выведена типологизация спортсменов-гимнастов на основе дендрограммы. В данной работе субъектная позиция спортсмена-гимнаста понимается как отношение спортсмена-гимнаста к себе, как к субъекту спортивной деятельности. Также производится сравнение периодизации Л.С. Выготского с динамикой развития субъектной позиции спортсмена-гимнаста, их сходства и различия (исходя из спортивного рода деятельности и ранней профессионализации). Обследовано 135 спортсменов-гимнастов и их результаты в соревнованиях. Полученные данные позволили нам сделать выводы о смещении развития субъектной позиции спортсменов-гимнастов, выявить особенности их кризисных состояний в сравнении с обычными учащимися. Иерархическая кластеризация данных факторного анализа выявила три группы спортсменов-гимнастов 7-11 лет, две группы 11-15 лет и две группы 15-17 лет. Данные группы характеризуют особенности развития гимнаста в спортивной деятельности, с его кризисными состоянием и новообразованиями. Работа выявила увеличение кризисов и ускорения темпов развития субъектной позиции, которые входят в конфронтацию с естественными периодами развития и выявляют амбивалентные состояния спортсмена-гимнаста, которые сохраняются до 17 лет.

Ромашева Ж.Ж.
СВЯЗЬ НАДЕЖДЫ НА ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ БЛИЗКИМИ ЛЮДЬМИ С ЭМИГРАЦИОННЫМИ УСТАНОВКАМИ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. В представленной работе отражены результаты теоретического и эмпирического исследования актуальной в силу ее недостаточной изученности проблемы связи выраженности надежды на помощь близких с эмиграционными установками молодежи. Цель: определение характера связей надежды на помощь близких на родине и за границей с эмиграционными установками российской молодежи. Гипотезы: надежда на помощь близких за границей положительно связана с эмиграционными установками молодых людей; надежда на помощь близких на родине отрицательно связана с эмиграционными установками молодых людей. Выборка: 646 россиян в возрасте от 17 до 35 лет, в числе которых 78% женщин (504 человека). Исследование проведено с декабря 2020 года по март 2021 года с применением методики Шкала миграционных установок» (С. А. Кузнецова, И. Ю. Кузнецов, А. В. Фещенко), модифицированной в «Шкалу эмиграционных установок» и вопросов, направленных на изучение степени выраженности надежды на помощь близких на родине и за границей. Установлено, что эмиграционные установки молодых россиян связаны: 1) отрицательно с надеждой на помощь близких на родине; 2) положительно с надеждой на помощь близких за границей. Полученные данные свидетельствуют о том, что: 1) молодые люди, которые рассчитывают на оказание поддержки и помощи родными, родственниками, друзьями в нынешней стране проживания не направлены на переезд за границу; 2) молодые люди, которые имеют близких, друзей за рубежом и надеются на оказание содействия при переезде, ориентированы на эмиграцию. Результаты проведенного исследования можно использовать для предсказания эмиграционной активности молодежи.

Бонько Т.И., Ницина О.А., СухининаК.В., Несмеянов А.И., Кугно Э.Э.
ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ, АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК У ЮНОШЕЙ, ОПРЕДЕЛЕННЫХ В ТРЕТЬЮ ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ ГРУППУ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация. Изучены психологические, антропометрические и функциональные характеристики юношей, определенных в третью функциональную группу здоровья (имеющие хронические заболевания). В работе рассматриваются психологические, антропометрические особенности и состояние вегетативной нервной системы у юношей на 1 курсе обучения в Иркутском государственном университете. Обследовали 60 юношей-первокурсников, студентов Иркутского государственного университета. В экспериментальную группу вошли 15 человек с заболеваниями опорно-двигательного аппарата (сколиоз), 15 человек с заболеванием вегетососудистая дистония (ВСД), контрольную группу составили 30 человек– практически здоровых юношей. Для здоровых юношей (контрольная группа) были характерны высокие уровни адаптивности, тогда как студенты с хроническими заболеваниями (патология опорно-двигательного аппарата и ВСД) характеризовались низкими и очень низкими уровнями адаптации. Среди обследованных юношей преобладал нормостенический тип конституции в 69 % случаев и в 31 % случаев был выявлен астенический тип. Установлено, что для юношей с заболеванием вегетососудистой дистонии были характерны самые низкие показатели индекса массы тела (ИМТ) и самые высокие показатели жировой массы тела в сравнении с юношами со сколиозом (p<0,05) и в сравнении с контролем. Здоровые юноши характеризовались самыми высокими показателями костной массы тела, низкими показателями жировой массы тела и самыми высокими показателями динамометрии. Для юношей с ВСД было характерно длительное время восстановления показателей частоты сердечных сокращений и уровней артериального давления до исходных после проведения холодовой пробы.

Фролова О.А., Кудинова Т.В., Ослякова И.В., Каппушева И.Ш.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ IТ-СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЙ

Аннотация. За последнее время роль иностранных языков кардинально изменилась. Данный процесс инициируют постоянно ускоряющиеся темпы мировой глобализации, мотивирующие людей из разных стран создавать совместные проекты. Самым удобным на данный момент способом общения является коммуникация посредством сети «Интернет», с помощью которой можно организовывать не только общение, но и сбыт товаров, подписание сделок, оказание услуг и многое другое. Так как программы и техника, которыми пользуются при реализации вышеописанного, требуют постоянного разнопланового обслуживания, то на рынке труда выросла потребность в высококвалифицированном IT-персонале, свободно владеющем иностранными языками.

Происходящие в мире процессы отразились и на системе образования, и на методике преподавания иностранных языков. На первый план вышел профессионально-ориентированный подход. В статье исследуется суть данного понятия, уточняются отличительные черты обучения иностранным языкам студентов, готовящихся к работе в сфере IT, выделяются положительные аспекты, условия и особенности внедрения принципов профессионально-ориентированного обучения. Главным образом статья посвящена исследованию средств организации профессионально-ориентированного обучения IT-студентов в контексте современных реалий, которые могли бы максимально повысить уровень развитости иноязычной коммуникативной компетенции в рамках будущей трудовой деятельности обучающихся.