РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Лысаков Н.Д.
НИКОЛАЙ ДМИТРИЕВИЧ КУИМОВ В ИСТОРИИ АВИАЦИИ РОССИИ

Аннотация. Статья посвящена выдающемуся профессионалу, Герою России, Заслуженному летчику-испытателю, шеф-пилоту ПАО «Ил», кандидату технических наук Николаю Дмитриевичу Куимову, его значительному вкладу в развитие отечественной авиации. На основе биографического метода (анализа официальных документов и воспоминаний близкого окружения) актуализированы достижения Н.Д. Куимова в отечественной авиации, раскрыт его сложный путь к профессии летчика-испытателя, путь преодоления трудностей и достижения высокого признания в авиации. В результате проведенного исследования установлено, что Н.Д. Куимов был талантливым и универсальным летчиком-испытателем, руководителем, исследователем, педагогом-практиком, историком авиации. Кроме того, он обладал высоким уровнем культуры, много читал и понимал классиков литературы и искусства. Это способствовало его профессиональному и духовно-нравственному саморазвитию. Н.Д. Куимов имел тонкое чувство юмора и был способен уместно пошутить в напряженной обстановке. Сформулирован вывод о том, что жизненный и профессиональный путь Н.Д. Куимова будет служить образцом в воспитании будущих поколений авиаторов, патриотов России.

Агратина Е.Е.
ХУДОЖНИК И ЗАКАЗЧИК В ЕВРОПЕ XVIII ВЕКА: НА ПРИМЕРЕ ПЕЙЗАЖИСТА ЖОЗЕФА ВЕРНЕ (1714-1789)

Аннотация. Тема взаимодействия художника и заказчика весьма актуальна для изучения искусства XVIII века. Появление музеев и публичных выставок, а также связанной с ними художественной критики, привели к тому, что социальный состав заказчиков в значительной степени расширился, а подготовленность их в области живописи возросла. Многие заказчики желают теперь иметь оригинальные произведения, а не копии или плоды работы мастерской. Изменилось по сравнению с предыдущими столетиями и самосознание художника, весьма озабоченного проблемой реализации собственного таланта и личной славой. Живописец активно ищет заказчиков не только на родине, но и за границей, не только в кругах аристократии, но и среди заинтересованных представителей менее знатных сословий.

Случай Жозефа Верне предоставляет исследователю уникальную возможность проникновения в мир художника XVIII столетия за счет большого количества сохранившихся документов. Особую ценность представляют записные книжки мастера, которые он вел всю жизнь, начиная с 1735 года и в которых фиксирует сведения обо всех заказанных ему произведениях. Подробности королевского заказа раскрываются в переписке мастера с директором королевских строений маркизом де Мариньи и в составленной этим вельможей специальной программе для художника.

Результатом данного исследования должно стать не только пополнение сведений о жизни и творчестве Жозефа Верне, несомненно выдающегося пейзажиста своего времени, но и выявление характерных признаков новой социокультурной обстановки, в которой приходилось взаимодействовать художнику и заказчику.

Бочарников И.В.
КНЯЗЬ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ СКОПИН-ШУЙСКИЙ.
ПОСЛЕДНИЙ ИЗ РЮРИКОВИЧЕЙ, ВЕНЧАННЫЙ НАРОДОМ НА ЦАРСТВО

Аннотация. В статье описываются основные этапы жизнедеятельности выдающегося русского полководца начала XVII столетия князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского. Его полководческий талант раскрылся в один из самых драматических периодов отечественной истории – Смутное время, когда из-за внутриполитических неурядиц и иностранной интервенции Россия оказалась на краю пропасти с перспективой фактического распада и утраты суверенитета.

Князь Михаил Скопин-Шуйский был одним из тех, кто не допустил падения страны в пропасть. Ему было суждено стать одним из наиболее выдающихся русских полководцев Смутного времени. Победы М. Скопина-Шуйского сопоставимы с победами Дмитрия Донского и Александра Невского. Но, в отличие от них, его заслуги широкого освещения не получили.

Полководческая карьера князя была короткой, но яркой и насыщенной. Началась она осенью 1606 года и закончилась со смертью полководца весной 1610 года – всего лишь четыре неполных года. Но это были годы непрерывных побед. Причём побед, одержанных в чрезвычайно трудной ситуации, граничившей порою с национальной катастрофой. И всякий раз именно трудами юного князя Скопина-Шуйского эту катастрофу удавалось отсрочить.

При этом самому М. Скопину-Шуйскому в период достижения им побед от роду было всего лишь 21-23 года. Он начал побеждать в 22 года, а в 23 – одержал самые значительные свои победы. И в этом возрасте Михаил Васильевич Скопин-Шуйский по праву заслужил репутацию выдающего русского полководца начала XVII столетия. Наиболее образно феномен М. Скопина-Шуйского отразил выдающийся русский историк С.М. Соловьев, по словам которого, 23-летний воевода волею судеб стал точкой притяжения народной надежды. Общество русское страдало от отсутствия точки опоры, от отсутствия человека, к которому можно было бы привязаться, около которого можно было бы сосредоточиться; таким человеком явился, наконец, князь Скопин.

Ратными трудами князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского, его полководческим искусством удалось подавить вооруженный мятеж 1606-1607 годов, отбросить польских интервентов из центра страны и освободить от блокады Троице-Сергиеву лавру и Москву. Его при жизни называли спасителем Отечества и видели в нем государя, способного вывести страну из кризиса. М.Скопин-Шуйский мог бы много принести еще много пользы Отечеству. Но этому помешали зависть, властолюбие и отравленное вино. Тем не менее подвиг князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского остался навсегда в народной памяти, сделав его национальным героем.

Воскресенская А.Н.
ПОЗИЦИИ США И ФРАНЦИИ ОТНОСИТЕЛЬНО АЛЖИРО-МАРОККАНСКОГО ВООРУЖЕННОГО КОНФЛИКТА (8-30 ОКТЯБРЯ 1963 Г.)

Аннотация. В данной статье рассматриваются позиции США и Франции относительно алжиро-марокканского пограничного конфликта, вспыхнувшего в октябре 1963 г. После обретения независимости многие страны африканского континента были втянуты в территориальные конфликты. Эти споры, главным образом, стали результатом их колониального прошлого, когда государственные границы не были официально демаркированы. Конфликт между Алжиром и Марокко интересен тем, что с первых минут привлек внимание западных стран, которые в условиях «Холодной войны» рассматривали Магриб как одну из арен борьбы двух блоков – западного и восточного. Актуальность исследования определятся тем, что конфликт 1963 г. стал предпосылкой к современной напряженной ситуации, связанной со спорным статусом территорий Западной Сахары и контроля над ними. Научная новизна выбранной темы обусловлена отсутствием работ по данной тематике в отечественной историографии. Источниковая база по теме представлена публичными заявлениями алжирского и марокканского правительств, документами внешней политики США и Франции, отчётами Центрального Разведывательного Управления США, а также материалами прессы в рассматриваемый период.

Дельвиг Н.А., Шеховская Н.Л.
ФОРМИРОВАНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ВОЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕНДЕНЦИЙ В КОНЦЕ XVIII – НАЧАЛЕ ХХ СТОЛЕТИЯ

Аннотация. В данной статье анализируются основные причинно-следственные связи формирования наиболее значимых военно-педагогических тенденций в конце XVIII – начале ХХ столетия. Авторы доказывают, что содержательное ядро зарождавшихся в обозначенном хронологическом периоде военно-педагогических тенденций напрямую связано с идеологической составляющей. Представленные в статье тенденции описываются как неизбежный социальный процесс, обусловленный потребностями общества в аспекте его развития, что обусловлено авторским пониманием термина «тенденции», трактуемого как устойчиво выраженное направление развития человеческой деятельности в определенных исторических условиях. Авторами статьи представлены как способы выявления военно-педагогических тенденций в конце XVIII – начале ХХ столетий, в дальнейшем оказавших влияние на развитие военной педагогики в целом, так и их описание. Особое внимание в статье уделяется анализу и историко-педагогической оценке социальных, экономических и политических факторов, а также взглядов правящей элиты. Учитывая междисциплинарный характер исследования вопросов формирования и развития отечественных военно-педагогических тенденций в предреволюционный период, в данной статье авторы прибегают к использованию полидисциплинарного подхода, опираясь на принципы и методы различных дисциплин: истории, философии, социологии, психологии, педагогики, культурной антропологии и военной науки. Излагаемая авторами позиция основана на анализе и синтезе архивных и опубликованных источников, военно-публицистической литературы исследуемого периода, что обеспечивает возможность излагать научно проверенную фактологическую информацию по исследуемому в данной статье вопросу.

Князев М.А.
«ИЗ СОВДЕПИИ В УКРАИНУ»: ПОБЕГ БЫВШЕГО ДВОРЦОВОГО КОМЕНДАНТА В. Н. ВОЕЙКОВА В 1918 Г. (К ИСТОРИИ ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННОЙ ЭМИГРАЦИИ)

Аннотация. В статье впервые в российской историографии анализируются пути и способы миграции государственной, политической и придворной элиты из России на Украину в 1918 г. на примере побега бывшего дворцового коменданта императора Николая II, генерала В.Н. Воейкова. Проводится сравнение с аналогичными побегами представительницы дома Романовых великой княжны Марии Павловны, а также политических деятелей А. А. Гольденвейзера и М.М. Винавера. Основным источником исследования выступают мемуары эмигрантов, объективность свидетельств которых обосновывается путем сравнительного анализа их сведений. Через методологическую призму исторической антропологии и истории повседневности реконструируются условия жизни и быт вынужденных переселенцев. При этом особое внимание уделяется не только внешней, событийной стороне миграции элит, но и внутренней, рефлексивной, тому, как сами изгнанники воспринимали свой массовый исход из страны. Автор приходит к выводу о существовании «миграционного пути» на Украину, проходившего по железной дороге Петроград–Витебск. Среди причин эмиграции представителей имперской элиты были как объективные (голод в Петрограде, преследование большевиками), так и субъективные (личное неприятие нового строя) причины.

Латонова А.В.
ОБРАЗ АЛЕКСАНДРА I НА СТРАНИЦАХ ГАЗЕТЫ «ALLGEMEINE ZEITUNG»

Аннотация. Александр I – блистательный победитель Наполеона, миротворец и триумфатор – в середине 1810-х гг. покорил сердца широкой европейской публики. Симпатии к нему, в числе прочего, нашли отражение и в прессе, стремившейся запечатлеть каждый шаг монарха. Однако его постепенный отход от либеральных к умеренным политическим позициям закономерно побуждал к коррективам в оценке его образа. Статья рассматривает вопрос, каким представал российский император в освещении известной немецкой газеты «Allgemeine Zeitung» на протяжении десятилетия – от учреждения Венской системы до своей смерти и поры реакции на нее – и менялся ли его образ на страницах газеты.

Ли Дунсинь
ВДОВСТВУЮЩАЯ ИМПЕРАТРИЦА ЦЫСИ И ВОССТАНИЕ ИХЭТУАНЕЙ В КИТАЕ ПО МАТЕРИАЛАМ РУССКОЙ ПРЕССЫ

Аннотация. В статье на основе материалов русской периодики рассматривается роль вдовствующей императрицы Цыси в движении ихэтуаней в Китае, пик которого пришелся на май–август 1900 г. Отсутствие достоверных сведений из Китая из-за нарушенной телеграфной связи компенсировалось публикацией разного рода материалов, включая слухи, из иностранной прессы. В российской историографии уделяется внимание восприятию в целом восстания ихэтуаней в русской прессе в контексте перспективы развития русско-китайских отношений и судьбы китайской цивилизации в начале ХХ в. Однако ключевая фигура тех событий – вдовствующая императрицы Цыси, которая считалась фактической правительницей империи Цин, – оказалась на периферии исследовательского интереса. Делается вывод, что читателей русской прессы регулярно информировали о действиях и политических решениях вдовствующей императрицы, включая ее поддержку восставших и объявление войны иностранным державам, осуществившим десант в империю, однако в таких публикациях отсутствовали негативные оценки ее деятельности, отмечались ее волевые качества и стремление сохранить целостность империи.

Нестерова А.А.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ ПО РЕФОРМИРОВАНИЮ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ В 1863-1869 ГОДАХ

Аннотация. Статья посвящена проблемам совершенствования городской системы начального и среднего образования в Москве 1860-х гг. Впервые этот вопрос был поставлен первой выборной Московской городской думой в 1863-1869 годах. Среди достижений этого периода следует выделить: организацию первых женских школ, учреждение многочисленных стипендий, решение вопроса о выделении средств для функционирования Арнольдского училища для глухонемых, открытие музеев и т.д. Все это было доступно не только привилегированным слоям, но и каждому жителю Москвы. Большая заслуга в достижении многих поставленных задач на этом поприще принадлежит московскому городскому голове А.А. Щербатову, который сочувственно относился к низам, благодаря своему воспитанию и опыту взаимодействия. Он лично контролировал часть задач, решаемых Думой; был участником попечительского совета Московского Коммерческого училища и назначен главой попечительского совета Московского Мещанского училища.

Портнов А.А.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ БОРЬБА ЭПОХИ ВОЙН РОЗ В СВЕТЕ АНГЛИЙСКОГО ПАРЛАМЕНТСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Аннотация. В данной статье рассматриваются события Войн Роз с точки зрения их освещения в законодательстве английского парламента. Основным источником служат парламентские статуты, в которых нашли отражение события династического конфликта 1455–1485 годов и королевская политика этого периода. Противостояние Йорков и Ланкастеров крайне неоднородно освещено в законодательных актах, документы ланкастрианских парламентов сохранились не в полном объеме, об их политике приходится судить во многом на основании действий враждебной партии. Касательно политики йоркистов, она фактически распадается на два этапа: до и после 1467 года. На первом этапе сначала Ричард, герцог Йорк, а затем его сын Эдуард IV проводил курс на компромисс, стремясь привлечь на свою сторону сторонников Ланкастеров путем уступок и пожалований. После конфликта Эдуарда с графом Уориком и попытки реставрации Ланкастеров происходят изменения в королевской политике, выразившиеся в курсе на максимальное усиление королевской власти и существенное ослабление роли парламента в политике. Данный курс во многом был продолжен последующими королями и нашел высшее выражение в абсолютизме Тюдоров.

Прокошев В.А.
КОНЦЕПЦИЯ «ВОЕННОЙ МОНАРХИИ» И ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ЦАРСТВОВАНИЯ ИВАНА IV В МОНОГРАФИИ Р. Ю. ВИППЕРА «ИВАН ГРОЗНЫЙ»

Аннотация. Настоящая статья посвящена монографии «Иван Грозный» историка Роберта Юрьевича Виппера. В настоящем исследовании две основные актуальные темы, которые подробно отражены в названом варианте работы Виппера. Первая тема – это концепция «народной монархии»; вторая тема – внешнеполитический контекст царствования Ивана IV. Обе темы являются актуальными для современности, так как, несмотря на то, что разные редакции труда Р. Ю. Виппера публиковались с 1922 года по 1945 год, ссылки на эту его работу и дискуссионные отклики на концепции исследователя появляются в трудах специалистов до настоящего времени. Публицистическая заостренность монографии и чеканность формулировок Р.Ю. Виппера оказались для отечественной специальной исторической литературы по социально-политической истории России середины – второй половины XVI века очень хорошей почвой для постоянно ведущихся споров о характере Русского государства в трактовке Р.Ю. Виппера.

Ростовская Т.К., Бедрина Е.Б.
ГЕНЕЗИС ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Аннотация. В статье при помощи истографического метода рассматривается вопросы формирования и развития демографических концепций в Древней Греции. Анализ работ древнегреческих философов в сопоставлении с конкретно-историческими условиями демонстрирует важность демографии и демографической политики для государственного устройства древнегреческих городов-полисов. В первой части определяется объект исследования античной демографии – население, состоящее из граждан городов-полисов, а также описывается его социальная и половозрастная структура. Отмечается важность его учета. Во второй части сформулированы демографические концепции древнегреческих философов и их реализация в рамках демографической политики древнегреческих городов-полисов. Подробно проанализирован инструментарий проведения демографической политики и его использования. Проводится сопоставление особенностей реализации демографических концепций в условиях Афин и Лакедемона (Спарта). Сделан вывод, что уже в Древней Греции демография сложилась и существовала как самостоятельная наука.

РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКСНОЕ ПОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Васильева К.К.
РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПОДДЕРЖКИ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА (ВОЛОНТЕРСТВА) В СИБИРСКОМ ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОРГАНЕ ФСИН РОССИИ

Аннотация. Представлены субъекты, формы и способы поддержки инфраструктуры добровольчества (волонтерство) в Сибирском территориальном органе ФСИН России, способствующие поступательному слаживанию инфраструктуры добровольческого (волонтерского) движения. Методологическую основу составили анализ эмпирического материала и ценностно-аксиологический принцип исследования. Вывод: современный этап развития поддержки инфраструктуры добровольчества в Сибирском ТО носит многоплановый характер, включающий общественные, государственные, коммерческие, некоммерческие и иные организации, административные ведомства регионов и др. Для него характерен смешанный вертикально – горизонтальный уровень с существенным преобладанием последнего и, соответственно, недостаточным внутриведомственным взаимодействием организаций, учреждений ФСИН (вертикальный уровень).

Галаганова С.Г., Турусина Т.В.
ТЕХНОЛОГИИ АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ С ЦЕЛЬЮ ВЫЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТРЕНДОВ

Аннотация. Одним из условий эффективного управления современным социумом и его подсистемами является своевременное и точное определение социальных трендов – устойчивых тенденций и доминирующих направлений социальной динамики. В условиях цифровой трансформации общества главной площадкой социальных коммуникаций и, следовательно, сбора эмпирических данных стали социальные сети. Однако объём информации в социальных сетях намного превосходит возможности её обработки обычными способами, создавая потребность в алгоритмизации и автоматизации данного процесса. Авторами статьи предпринята попытка разработки аналитического алгоритма для последующего создания соответствующего программного продукта. В статье рассмотрены законы ценности социальной сети Д. Сарноффа, Р. Меткалфа, Д. Рида и Дж. Ципфа, проанализированы свойства социальных сетей, представленные в виде социальных графов, определены метрики, описывающие силу влияния социально-психологических эффектов на пользователя сети, выявлена специфика медиатекстов в социальных сетях, выведены корреляции между социальными эффектами и формированием социальных медиатрендов. Результаты работы могут послужить основой для разработки программного продукта для автоматизированной обработки корпуса медиатекстов в социальных сетях.

Ефременкова М.Н.
КАРЬЕРНЫЕ ЦЕННОСТИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ

Аннотация. Проблема принятия решения о трудовой миграции может возникать на фоне неудовлетворенности социально-экономическим положением в регионе проживания, кризиса профессионального развития. Принятие решения о трудовой миграции базируется на ценностно-смысловой сфере личности. Цель исследования – изучение взаимосвязи якорей карьеры и миграционной активности, а также медиации данной связи миграционными намерениями. Эмпирическое исследование реализовано методом анонимного анкетирования (очно и онлайн). Выборка составила 418 человек в возрасте от 20 до 56 лет (SD=36), проживающих в российских городах (Смоленск, Москва, Санкт-Петербург, Самара, Саратов и др.). Методики: опросник «Якоря карьеры» (автор Э.Г. Шейн (адаптация А.А. Жданович)); опросник по изучению компонентов планируемого миграционного поведения, разработанный по методологии теории планируемого поведения А. Айзена (миграционные намерения и поведение по их реализации). В результате моделирования структурными уравнениями было показано, что существуют значимые связи между миграционными намерениями и карьерными якорями, а также их опосредованные связи с поведением по реализации миграционных намерений. Выявленные связи якорей карьеры и миграционной активности, а также медиация данных связей миграционными намерениями: карьерные якоря стабильность работы, стабильность места жительства, интеграция стилей жизни, вызов и профессионализм предсказывают миграционные намерения, а намерения, в свою очередь, предсказывают поведение по реализации миграционных намерений. Полученные выводы можно использовать при психологическом сопровождении процесса принятия решения о трудовой миграции.

Иванов Е.Ю.
МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ СУВОРОВСКИХ ВОЕННЫХ УЧИЛИЩ МВД РОССИИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. Возвращение внимания государства к военно-патриотическому воспитанию, профессиональное определение обучающихся как аспект цели суворовских военных училищ МВД России, а также субординационный характер образовательного процесса в них, несущий риск дегуманизации, определяет интерес теории и практики к адекватному педагогическому сопровождению социализации воспитанников на начальном этапе обучения. Проведенный анализ специальной литературы и существующий практики организации образовательного процесса в суворовских военных училищах МВД России позволил сформировать необходимый теоретический потенциал для разработки адекватной педагогической модели. Далее, в статье описывается нормативная педагогическая модель педагогического сопровождения с помощью наставничества, которая включает целевой, теоретико-методологический, управленческий, технологический и оценочно-результативный взаимосвязанные структурные блоки. Приводится пример проверки эффективности реализации предложенной модели на базе одного из училищ посредством проведения педагогического эксперимента, где ключевым критерием становится соблюдение баланса между адаптацией старших подростков в новой для себя среде и возможностью самореализации и самосовершенствования. Модель, разработанная на основе гуманитарно-антропологического подхода, показывает возможность на практике осуществлять культуросообразную социализацию воспитанников на начальном этапе обучения в общеобразовательных организациях, находящихся в ведении МВД России.

Казакова Е.П.
ОБЛАСТЬ-ИСТОЧНИК И ОБЛАСТЬ-ЦЕЛЬ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МЕТАФОРЫ КАК КРИТЕРИИ ГРУППИРОВКИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ В УЧЕБНЫХ ПОСОБИЯХ

Аннотация. В статье рассматриваются различные методы группировки единиц образной лексики при составлении учебников и учебных пособий для студентов, изучающих английский язык как иностранный. Автор делает обзор научных взглядов на метафору, способов классификации образной лексики, рассматривает проблему отсутствия в научной среде общепринятых принципов классификации таких единиц. Особое значение автор придает теории концептуальной метафоры. Автор анализирует методы группировки образной лексики в учебных пособиях, основанные на структуре концептуальной метафоры: согласно области-источнику и согласно области-цели, а также метод группировки согласно двум областям концептуальной метафоры. Автор приходит к выводу, что первый метод больше подходит для глав учебных пособий бытовой тематики, в то время как второй способ более эффективен для разработки тем, затрагивающих абстрактные понятия. Третий метод позволяет изучить культурологическую информацию, носителем которой является метафора, хотя и затрудняет отбор текстуального учебного материала.

Комарова М.И.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ КАЧЕСТВЕННОЙ И КОЛИЧЕСТВЕННОЙ
ОЦЕНКИ В АНГЛИЙСКОМ И РУССКОМ ЯЗЫКАХ

Аннотация. Оценочные слова и словосочетания играют важную роль в любых языках. Они характеризуются частотой употребления. Перспектива изучения таких слов и выражений в английском и русском языках определяется теоретическими и практическими потребностями, связанными с изучением языка. Предметом сравнительных исследований являются семантика и структурные особенности эмотивной лексики английского и русского языков на основе фактического материала, взятого из произведений русских и английских писателей. В этой работе был использован набор лингвистических методов, таких как компонентный анализ, анализ словарных статей и контекстуальный анализ. Полученные результаты могут быть использованы в области контрастивной лингвистики и лексикологии.

Луцик М.Ю.
РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИЙ МНОЖЕСТВЕННОГО-Я В ПСИХОЛОГИИ

Аннотация. В работе представлено методологическое изучение и описание развитие концепции множественного-Я и их актуальное состояние в психологии. Выделяются основные группы концепций множественного-Я. Главным критерием для выделения различных концепций является обоснование автора появления множественности и того механизма, который позволяет удерживать различные Я внутри единой системы. Автор приходит к выводу, что основные концепции множественного-Я могут быть разделены на четыре группы: иерархические – где есть единая Я-позиция, которая интегрирует другие; мотивационные – в которых Я появляются на основе разных мотивов и удерживаются при направленности на единый мотив; контейнирования – в которых основой является сама форма, оболочка, которая создает из различных Я-позиций единую систему; и интегрирующие – являющиеся собирательными из прошлых групп. Как вывод предлагается концепция перехода Я-позиций из второстепенных в основные, которая может являться основным способом существования множественного Я.

Серова Е.А.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЫХ И «СЕРЕБРЯНЫХ» ВОЛОНТЕРОВ

Аннотация. Актуальность темы статьи обусловлена необходимостью изучения различий в ценностных ориентациях представителей разных поколений, включенных в волонтерскую деятельность, для последующей возможности моделирования новых форм управления волонтерством с учетом межпоколенческих особенностей. Цель исследования – изучение социально-психологических особенностей ценностей волонтеров молодого и «серебряного» возраста. В статье рассматриваются теоретические подходы к понятию терминальных ценностей, ценностных ориентаций волонтерства, волонтерской деятельности. Объект исследования — волонтеры молодого и «серебряного» возраста. В исследовании приняли участие 195 респондентов (100 студентов от 17 до 23 лет; 95 человек от 55 лет и старше). Исследование проводилось при помощи методики «Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ) И. Г. Сенина для выявления терминальных ценностей волонтеров разных возрастных групп (n = 195 чел.). В результате исследования было выявлено, что ценностные основания волонтерской деятельности у представителей двух изучаемых поколений имеют как инвариантные характеристики, так и значимые различия. В группе молодых волонтеров превалируют ценности духовного удовлетворения и активных социальных контактов. В группе «серебряных» волонтеров превалируют ценности духовного удовлетворения, активных социальных контактов и достижения.

Сухов А.Н.
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ И ОТНОШЕНИЙ

Аннотация. В статье раскрывается актуальность проблемы, связанной с развитием социальной психологии отношений и общения как отрасли. В статье рассматривается состояние теории и практики её развития. В ней анализируются трудности, которые имеют место при определении понятия, структуры и классификации социальных отношений и общения. Поэтому не случайно наиболее важной задачей является создание их полноценной теории. Без этого невозможно вести речь об эффективном развитии социальных отношений и общения. Предстоит ещё немало сделать как в теоретическом, так и прикладном плане для её полного оформления как отрасли. В настоящее время существует настоятельная потребность в развитии коммуникативной компетентности не только профессионалов, но и различных групп населения.

Янышева В.А., Донцов Д.А.
ПСИХОДИАГНОСТИКА ЭГО-СОСТОЯНИЙ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ АУТООРДИНАЦИОННОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОТЕРАПИИ
Часть 1

Аннотация. В содержательно-смысловом контексте сферы психологического консультирования и области неклинической психотерапии, в этой статье предметно представлен авторский научно-практический подход В.А. Янышевой: аутоординационная психология и аутоординационная психотерапия психики личности, осуществляемая посредством естественно-психического психотерапевтического метода.

В данной статье полномасштабно приведена авторская психологическая диагностическая методика В.А. Янышевой «Диагностика эго-состояний личности в аутоординационном подходе», посвящённая неклассическому, по сравнению с трансактным анализом Э. Бёрна, пониманию и определению таких эго-состояний личности, выделяемых в авторском научном и практическом направлении В.А. Янышевой «аутоординационная психология и аутоординационная психотерапия», как: контролирующий родитель; опекающий родитель; взрослый; естественный ребёнок; капризный, обиженный, бунтующий ребёнок; адаптивный ребёнок.

Эта разработка предназначена для: а) студентов бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры, профессиональной переподготовки и повышения квалификации всех психологических специальностей и направлений подготовки; б) профессионалов-психологов, – психологов-консультантов, психологов-психотерапевтов, психологов-психодиагностов, преподавателей практико ориентированных психологических дисциплин, научных сотрудников-психологов, возрастных психологов, клинических психологов, а также социальных, служебных, военных, управленческих, транспортных, спортивных, пенитенциарных, экстремальных психологов и других специалистов в области практической психологии, производящих немедицинскую психотерапию и осуществляющих общую психологическую диагностику.

РАЗДЕЛ III. ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТА ТРУДА И ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ

Долидович О.М., Литвина Т.В., Просекова Е.В., Секисова Т.В.
ВОВЛЕЧЕННОСТЬ СОТРУДНИКОВ КРАСНОЯРСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования вовлеченности сотрудников Красноярской железной дороги, проводившегося в декабре 2021 – январе 2022 г. Показано, что исследование вовлеченности персонала является частью общей ежегодной работы компании ОАО «РЖД», проводимой в целях адресного определения зон развития по отдельным параметрам социально-кадровой политики в функциональных филиалах и их региональных подразделениях, а также совершенствования системы управления знаниями сотрудников и развития корпоративной культуры. Исследования посредством онлайн-опросов, разрабатываемых на основе методики вовлеченности Hewitt Associates, показывают, что вовлеченность не является стабильным показателем, динамично меняется год от года, различается у респондентов в зависимости от пола, возраста, вида занятости, стажа, как в филиалах, так и по компании в целом. Наиболее высоки – показатели по вовлеченности в рабочий процесс, ниже – по уровню вовлеченности в решение корпоративных задач. Для того, чтобы сложилась полная картина вовлеченности, стал понятен не только уровень, но и конкретные причины, его определяющие, такие исследования необходимо дополнять качественными методами, и в частности интервью.

Иванцов О.В., Луговая И.Н.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ-ПАУЭРЛИФТЕРОВ В ПЕРИОД ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье рассматривается один из силовых видов спорта – пауэрлифтинг, как вид спорта, по-другому называемый силовым троеборьем. Для восполнения пробелов в комплексной программе подготовки спортсменов в пауэрлифтинге представляется актуальным исследование влияния тревожности и мотивации на спортивные результаты в процессе соревновательной деятельности. В эмпирическом исследовании, проведенном в 2022 году, принимали участие 84 спортсмена-пауэрлифтера, которые проходили диагностику непосредственно перед выступлениями. В ходе проведения исследования изучалась тревожность и мотивация спортсменов-пауэрлифтеров на разных возрастных этапах в период соревновательной деятельности, использовались такие методики как: Методика «Градусник»; Шкала ситуативной тревожности Спилбергера-Ханина; Опросник предсоревновательного состояния спортсменов; а также авторский Опросник для выявления силовых показателей спортсмена и его предполагаемых результатов. По результатам исследования представлена программа психологической подготовки спортсменов-пауэрлифтеров к соревновательной деятельности с учетом выявленных особенностей спортсменов. Для определения эффективности программы психологической подготовки спортсменов-пауэрлифтеров к соревновательной деятельности был проведен сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного эксперимента. По итогам диагностического этапа была сформирована группа экспериментальная, состоящая из 42 спортсменов, которые участвовали в исследовании эффективности программы психологической подготовки спортсменов-пауэрлифтеров к соревновательной деятельности, результаты работы со спортсменами по программы также представлены в исследовании.

Касаткина М.И., Федотенко И.Л.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ИХ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье рассматривается проблема поиска эффективных путей формирования у студентов профессионально значимых ценностей в процессе их подготовки к выполнению социальной работы в современных условиях.

Представлена иерархия ведущих ценностей социальной работы. Раскрыты особенности формирования у студентов ценностного отношения к профессии. Выявлены и обоснованы оптимальные организационные и психолого-педагогические условия, которые влияют на формирование у студентов основ профессионально-ценностных ориентаций: включение в содержание учебных дисциплин аксиологического контекста; использование педагогического инструментария, стимулирующего вовлечение студентов в деятельность, акцентирующую ценностные смыслы будущей профессии; участие студентов в практической деятельности профессионального и местного сообщества; организация культурно-образовательной среды вуза, обеспечивающей оптимизацию теоретических знаний студентов с расширением их практического опыта. Опытным путём определен педагогический инструментарий, который способствует формированию у студентов интереса к будущей профессии, положительной установки на деятельность, развитию индивидуальных профессионально-ценностных особенностей, интериоризации профессиональных ценностей.

Отмечены направления практико-ориентированной подготовки студентов, которые требуют дальнейшего развития с целью достижения наибольшей результативности в формировании профессионально-личностной системы ценностей у будущих социальных работников для осуществления ими профессиональной деятельности в широком и многообразном контексте современного общества.

Лысакова А.Н.
ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ И ТРЕНИНГОВ В СПОРТИВНО-ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. Спортивная деятельность, в частности, спортивно-танцевальная деятельность, выступает одним из существенных факторов формирования способностей к социальному познанию, коммуникации, здоровьесберегающему образу жизни. Однако и в массовом спорте, и в спорте высших достижений существуют определенные риски физического и эмоционального истощения, различного масштаба разочарований, потери веры в тренера, партнера, себя. Целью данного исследования стало совершенствование базовой программы психологического консультирования и тренингов (разработана и апробирована ранее в диссертационном исследовании автора) на основе контент-анализа обращений спортсменов-танцоров высокой квалификации 21-25 лет в соревновательный сезон 2021-2022 гг. за психологической помощью. Контент-анализ обращений спортсменов-танцоров за психологической помощью показал, что они распределяются по трем категориям: запрос на коррекцию психофизиологических состояний (25%), запрос на развитие сплоченности в паре (27%), запрос на формирование сценария успешной танцевальной карьеры (48%). Тренинговые упражнения и консультации направлены на коррекцию и развитие самооценки, целеполагания, тревожности и коммуникативности. В результате исследования сделан вывод о необходимости постоянного совершенствования программ психологического консультирования и тренингов коррекции тревожности, развития самооценки, самоконтроля в общении, целеполагания с учетом специфики спортивной деятельности и сложных социокультурных обстоятельств; в танцевальном спорте высших достижений для возрастной категории 21-25 лет преобладающей проблемой является совмещение планов танцевальной карьеры.

Малахаева С.К., Никулина Т.И., Русак Н.Г.
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. Исследование посвящено поиску взаимосвязи личностных особенностей с социально-политическими позициями молодежи. Проверялись гипотезы о существовании взаимосвязи между личностными особенностями и социально-политическими позициями молодежи в России; наличии различия между социально-политическими позициями мужчин и женщин. В исследовании приняло 60 человек в возрасте от 16 до 30 лет: 40 женщин и 20 мужчин. Были использованы методика «Пятифакторный личностный опросник» адаптация А. Б. Хромова, методика «Социально-политические позиции» Г. Ю. Айзенка. Большинство испытуемых продемонстрировали склонность к социалистическим идеям. У мужчин, с ростом показателей экстраверсии будут расти показатели антирасизма (r=,464, при p=0,05). Доброжелательность и отзывчивость, характеризующие шкалу привязанности, способствуют антирасизму (r=,519, при p=0,05), повышают толерантность. У женщин фактор «самоконтроль – импульсивность» обратно коррелирует с фактором «мягкость – жесткость» (r=-,368 при p=0,05). При возрастании самоконтроля и стремления к социальной нормативности будет повышаться жесткость в политических устремлениях, ориентация на мужественность и упорядоченность в социуме. Обратная корреляция между шкалами «доминирование – подчиненность» и «прогрессивность – реакционность» (r= -,320 при p=0,05).

Медведева Н.А., Тимушкин А.В.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА

Аннотация. Цель исследования – показать целесообразность и возможности интегративного подхода в реализации процесса профессиональной подготовки будущих педагогов физической культуры и спорта. Понимание процессов, происходящих в организме во время выполнения физической работы возможно лишь на основе реализации интегративного подхода. Будущий педагог физической культуры и спорта должен уметь не только подбирать физические упражнения для решения задач учебно-тренировочного процесса, но и знать, что происходит в организме во время работы, какие энергетические системы обеспечивают энергетику конкретной физической работы, выбирать, на основе этих знаний средства тренировки, обеспечивающие положительную динамику в расширении функциональных резервов. В работе показаны пути оптимизация тренировочного процесса и конкретные диагностические методики, позволяющие оценить уровень энергетических процессов и общее функциональное состояние организма.