РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Неретин А.И.
СТРУКТУРНОЕ НАСИЛИЕ И ЕГО ПРОЯВЛЕНИЕ В ИТАЛИИ ЭПОХИ МУССОЛИНИ

Аннотация. В статье рассматривается проблема структурного насилия и его проявления в Италии эпохи фашизма. Дается определение структурного насилия как такового на основании работ норвежского ученого Йохана Галтунга, описываются его характеристики на основе литературы, а также объясняется разница между физическим насилием. Далее речь идет о методах и способах воздействия на народ Италии скрытого насилия, зачастую незаметного, но в то же время оказывающего непосредственное влияние на сознание итальянцев. Описываются созданные фашистским правительством организации и мероприятия, целью которых было не только внедрение в голову итальянцев фашистских принципов и ценностей, но и демонстрация достижений правительства дуче. Характеристика этих организаций и мероприятий дается на основе одной из главных газет Италии эпохи Муссолини – “Корриере делла Сера”.

Носов А.В.
ОБ ОДНОМ АСПЕКТЕ ОСНОВАНИЯ РУССКИХ МОНАСТЫРЕЙ В XIV – XV ВВ.

Аннотация. Настоящая статья посвящена изучению одного из аспектов «монастырского возрождения» XIV–XV вв., а именно вопросу об определении начальной точки отсчета создания русского средневекового монастыря по житийным источникам. На базе русской агиографии критически разбирается концепция, отождествляющая возведение храма с основанием монастыря. Из всего объема житий основателей монастырей XIV–XV вв. автор выявил лишь несколько памятников, в которых появление обители ассоциируется именно с созданием церкви. Маловероятно, что эти известия отражают распространенную практику, они также не лежат в русле единой агиографической традиции.

Сдирков А.В.
«ОГНЕННЫЕ КАЗНИ» ЕРЕТИКОВ В КУЛЬТУРНОЙ ПАРАДИГМЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XV – НАЧАЛА XVI ВВ.

Аннотация. Предметом исследования настоящей статьи является развитие в официальной идеологии Великого княжества Московского второй половины XV – начала XVI вв. представлений о необходимости сожжения еретиков. Данная проблема раскрывается на основе изучения публицистических произведений и канонических текстов, в которых упоминается о сожжении. Целью исследования является показать, что именно в этот период идея о необходимости жесткого ответа еретикам, вплоть до применения к ним суровых казней, становится ключевым мотивом творчества московских книжников.

Укрепление политических позиций Московской Руси во второй половине XV в. сопровождалось активной идеологической работой, направленной на создание образа великого князя московского как защитника православия. Для этого в начале 1460-х гг. создается «Слово избрано от святых писаний» – важнейший публицистический памятник, прославляющий великокняжескую политику и осуждающий Флорентийскую унию и митрополита Исидора. Именно здесь впервые упоминается о необходимости сожжения еретиков со ссылкой на некие «апостольские правила». При этом фрагмент «Слова избраного», содержащий фразу о сожжении еретиков, продолжал неоднократно воспроизводиться в московских летописных сводах конца XV – начала XVI вв. Судя по всему, его актуализации способствовала кампания против «жидовствующих», закончившаяся сожжением ряда еретиков в 1504 г.

Упомянутая выше ссылка на «апостольские правила» относится к Кормчим книгам. Единственный текст о сожжениях, содержащийся в Кормчей – это составленное в XIV в. апокрифическое «Правило 165 св. отец», грозящее огнем не только врагам церковного землевладения, но и всем, кто наносит «обиды» Церкви. Учитывая это, а также достаточно широкую известность «Правила», которое цитировали такие враги еретиков, как Геннадий Новгородский и Иосиф Волоцкий, было высказано предположение, что именно «Правило 165 св. отец» использовалось при редактировании той части «Слова избрана», которая относилась к сожжению еретиков.

Синцеров Л.Л.
МАНИПУЛЯЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОТОЖДЕСТВЛЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПРЕССЕ НА ПРИМЕРЕ ГАЗЕТЫ THE NEW YORK TIMES

Аннотация. Предметом исследования данной статьи являются скрытые смыслы в заголовках и текстах статей одного из самых авторитетных американских изданий – газеты The New York Times. Анализу подвергнуты заголовки и публикации, в которых используется манипуляционный прием “отождествление”, в частности, российских политических и общественных деятелей с известными американскому читателю референтными группами лиц, отдельными политиками. Цель исследования – выявить источниковедческий потенциал манипулятивных приемов, использованных в газете The New York Times в 1980-90 гг., на примере приёма отожествления.

Благодаря использованию приёма отождествления в ходе работы удалось обнаружить ряд скрытой информации в текстах американской газеты, которые были направлены на манипуляционное воздействие на читателя.

Впервые среди заголовков и текстов газеты The New York Times выявлен приём отождествления как самостоятельный манипуляционный приём, позволяющий сформировать определенный образ политического или общественного деятеля (а иногда союза, организации или целой страны). Результатом работы стало выявление ряда манипуляционных свойств приема отождествления, а также разработка пошаговой схемы работы с приёмом, которая может быть использована исследователем-источниковедом для обнаружения скрытой информации в периодической печати. Для качественной обработки содержания материалов по теме исследования и выявления закономерностей был использован метод контент-анализа.

Сычев Н.Ф.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ А.А. МАКАРОВ И ДРУГИЕ КАНДИДАТЫ НА ПОСТ МИНИСТРА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ОБЩЕСТВЕННОМ МНЕНИИ (СЕНТЯБРЬ 1911 Г.)

Аннотация. В сентябре 1911 года после гибели П.А. Столыпина новым министром внутренних дел стал 54-летний Александр Александрович Макаров. Ему предстояло принять деятельное участие в попытке нового правительства наладить отношения с парламентом. Кроме того, в приближающемся 1912 году должны были состояться выборы в Государственную думу, и их успешное проведение также было одной из задач, поставленных перед новым министром внутренних дел. Напряженная внутриполитическая ситуация требовала от Макарова не только твердой воли и последовательных действий, но и определенной политической ловкости. В этой ситуации особое значение имел образ нового министра внутренних дел в общественном мнении, а именно то, какую репутацию А.А. Макаров имел в общественно-политических кругах. В связи с этим, особый интерес представляет история назначения Макарова на один из ключевых постов в империи, сопровождавшаяся разного рода публикациями в печати, предположениями и слухами, а также нашедшая свое отражение на страницах воспоминаний современников. При этом, общественно-политические воспринимали это назначение вполне благосклонно.

Агратина Е.Е.
ПЬЕР КРОЗА (1665-1740).
ЗНАТОК ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ, МЕЦЕНАТ И КОЛЛЕКЦИОНЕР

Аннотация. Художественная среда Парижа конца XVII–XVIII века включала в себя не только мастеров различной специализации, но и людей, которые не практикуя искусства, были в них заинтересованы. Речь идет о теоретиках, критиках, меценатах и коллекционерах. Одной из весьма значимых фигур был финансист Пьер Кроза, покровительствовавший художникам, собравший масштабную коллекцию произведений искусства, организовавший в своем доме регулярные собрания знатоков. Целью статьи является анализ всей многообразной деятельности Кроза и ее значимости для парижской культурной среды XVIII века. Будут рассмотрены отношения мецената с французскими и зарубежными мастерами, состав и качество принадлежавшей ему коллекции, его общественные начинания. Актуальность исследования определяется отсутствием в отечественной историографии развернутых трудов, посвященных Пьеру Кроза несмотря на то, что его коллекция живописи была в 1772 году куплена Екатериной II и хранится в Государственном Эрмитаже. Исследование базируется на франкоязычной научной литературе и аутентичных источниках, таких как каталог рисунков из собрания Кроза, составленный П.-Ж. Мариэттом в 1741 году, дневники итальянской художницы Розальбы Каррьера, воспоминания Э.-Ф. Жерсена и труды графа де Келюса. Некоторые из этих источников переведены на русский язык, с иными автор ознакомился в оригинале. Привлекается и визуальный материал: архитектурные планы, карты, картины мастеров рассматриваемой эпохи.

Боденова О.В.
ДЕТЕРМИНАНТЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В КАРЕЛИИ (КОНЕЦ 10-Х-30-Е ГГ. XX В.)

Аннотация. В статье представлены результаты изучения детерминант развития общественного дошкольного воспитания в Карелии в 10-20-х гг. XX в. Целью исследования явилось выделение и описание факторов, оказывающих влияние на зарождение, становление и развитие общественного дошкольного воспитания. Для получения данных применялись следующие методы: фронтальное изучение архивных фондов Национального архива Республики Карелия, анализ, сравнение и обобщение архивных и опубликованных источников. Результаты исследования. Выделены макро и мезофакторы, определявшие развитие дошкольного воспитания в Карелии. Первую группу составили социальные отношения, характерные для аграрного типа общества, меры государственной политики в отношении развивающегося института дошкольного воспитания, а также установки, выражающие интересы государства в области воспитания детей дошкольного возраста и социальных ролей советской женщины. Мезофакторы – специфические для Карелии факторы, возникшие в процессе развития региона, – грамотность населения, традиции семейного воспитания детей дошкольного возраста, содержание трудовой социализации детей в крестьянских семьях. Установлено, что мезофакторы сдерживали развитие общественного дошкольного воспитания в Карелии, определяли асинхронность его развития в различных сферах. Результаты исследования могут быть использованы для анализа современных проблем дошкольного образования в регионе.

Озадовский В.Е.
УКРАИНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
РОССИИ В ПРЕДДВЕРИИ ПЕРВОЙ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1905-1907 ГГ.

Аннотация. В статье рассматривается вопрос становления украинского движения на территории Российской империи на рубеже XIX–XX вв. На основе архивных материалов Департамента полиции МВД Российской империи автор анализирует деятельность первых украинских политических партий в преддверии Первой русской революции 1905-1907 гг., причины и исторический контекст их возникновения. Таким образом, ставится вопрос об истоках идеологии и деятельности представителей украинского национализма. В центре внимания статьи также помещены вопросы численного состава, социального происхождения и социальной базы украинского движения. Автор стремится понять, какую роль в общественно-политической жизни России играли украинские организации, и каково было их отношение к России.

Туарменский А.В., Туарменский В.В.
МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ВЕНЮКОВ: МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ

Аннотация.Актуальность статьи обусловлена необходимостью анализа исторических источников, полученных в результате географических исследований второй половины XIX века. Цель: определить взаимосвязь восточного и западного векторов научных исследований русского путешественника М. И. Венюкова. Методы: исторический подход позволил рассмотреть становление М.И. Венюкова как многопланового учёного в процессе многолетней научно-исследовательской деятельности. Комплексный подход способствовал привлечению максимального количества научных источников из смежных областей знания, что позволило максимально полно оценить вклад учёного в развитие отечественной науки XIX века. Результаты: на основе анализа исторического материала, а также работ представителей смежных областей естественнонаучного, социального и гуманитарного знания было установлено, что вклад М.И. Венюкова в исследование Сибири, Средней Азии и Дальнего Востока был значительным и необходимым для поступательного развития России. В статье рассматриваются западный и восточный векторы, совмещающиеся в научной деятельности географа и путешественника. В современном внешнеполитическом контексте и в связи с юбилейной датой, Михаил Иванович часто упоминается в ряду лиц, проложивших курс на Восток для нашей страны. Однако относительно редко упоминается, что как учёный и видный общественный деятель он испытывал влияние западного макрорегиона и неоднократно включал различные проблематики, касающиеся Запада в сферу своих научных интересов. При этом отмечается, что на протяжении своей безусловно активной научной работы и общественной жизни, М.И. Венюков оставался преданным борцом за развитие России, который неустанно отстаивал государственное и общественное благо своей страны. Научная новизна: в статье впервые рассматривается западный вектор исследовательской деятельности М.И. Венюкова. Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы при рассмотрении вопросов, связанных с геополитическим развитием России во второй половине XIX века.

РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКСНОЕ ПОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Касиманова Л.А., Лю Цзясинь
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ БАЛЬНОГО ТАНЦА

Аннотация. В отличие от педагогов-хореографов, которые ведут занятия в сопровождении аккомпаниатора, на уроках бального танца возможно использование только фонограммы. Следовательно, к каждой встрече с учащимися педагогу бального танца предстоит проанализировать, выявить, собрать музыкальный материал, соотнося его с учебно-методическим планом освоения программы. В обретении необходимых профессиональных навыков будущие педагоги бального танца должны освоить дисциплину «Основы теории музыки».

Бирюкова Е.В., Беркасова Л.В., Горнов В.А., Иванов Е.С., Прибылов А.Ю.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ МАРШРУТЫ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ КАК ОПТИМАЛЬНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

Аннотация. Современные образовательные стандарты естественнонаучного образования предусматривают усиление формирования практических навыков у учащихся и студентов. Познавательные маршруты в природной среде могут являться оптимальным средством для реализации практической подготовки обучающихся. На территории Солотчинского природного парка вблизи г. Рязани расположен ряд культурно-оздоровительных и познавательных маршрутов под общим названием «Tропа Паустовского». Маршруты, связанные с жизнью и творчеством знаменитого писателя-натуралиста и его близких друзей А.П. Гайдара и Р.И. Фраермана, проложены в слабонарушенных деятельностью человека природных комплексах. Они активно используются в образовательном процессе Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина, а также ряда общеобразовательных школ г. Рязани и Рязанского района. Преподавателями и научными сотрудниками института естественных наук РГУ имени С.А. Есенина разработаны экскурсии и практические занятия, включенные в реализуемые курсы по направлениям подготовки «География», «Экология», «Педагогическое образование (биология и география)».

Касиманова Л.А., Юй Ханьси
ФОРТЕПИАННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УРОКОВ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА В КИТАЕ

Аннотация. Методика преподавания западноевропейского классического танца имеет свои особенности, в том числе одной из них является требование, предъявляемое к организации образовательного процесса, а именно – проведение уроков под аккомпанемент концертмейстера- пианиста. В статье поднимаются вопросы необходимости музыкального сопровождения уроков западноевропейского классического танца на фортепиано. Аккомпанемент концертмейстера-пианиста на начальном этапе помогает обучающимся осваивать основы западноевропейского классического танца, делая процесс обучения более удобным и понятным. А в процессе усовершенствования исполнительского танцевального мастерства помогает более технически сложному и эмоциональному исполнению.

Кечил Д.И., Горобец Т.Н.
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА

Аннотация. В статье излагаются основные направленности представлений социального характера в контексте целостного образа социального образа мира и социальных представлений о профессии психолога у работающих специалистов-психологов и у студентов-психологов, обучающихся на факультете психологии. В статье описаны результаты проведенного исследования, которые отражают выявленные противоречия между реальным содержанием профессиональной деятельности психолога и их социальными представлениями у студентов психологического факультета.

Изучение актуальной научной литературы показало, что на современном этапе социальные представления о профессии психолога имеют отличительные особенности, в том числе от субъектов профессиональной деятельности психологов и будущих субъектов профессиональной деятельности студентов–психологов.

В статье представлены мнения учёных отечественной школы о социальных представлениях – К.А. Абульхановой-Славской, А.И. Донцова, Т.П. Зинченко, А.И. Назарова, А.Н. Славской и зарубежной научной школы – С. Московичи, В. Дуаз, Г. Тежфел. В статье отражены социальные представления о профессиональной деятельности и субъектных представлений о ней в научных трудах Б.Г. Ананьева, Е.А. Климова и его учеников.

Результаты проведённого исследования показали различия в социальных представлениях о профессиональной деятельности психолога в достаточно значимом отношении к профессиональной деятельности. Выявлено, что работающие психологи-практики считают необходимым проводить учебно-воспитательную работу, а студенты-психологи считают её незначимой. Второе различие – важность приобретения будущими психологами знаний по дисциплинам психология труда, психология профессиональной деятельности и социальная психология у психологов -практиков стоит на первом месте в отличие от студентов-психологов. Третье выявленное отличие в социальных представлениях об ответственности: психологи–практики единогласны во мнении облигатности социальной ответственности в отправлении своей профессиональной деятельности в отличие от студентов-психологов, которые продемонстрировали весьма диффузное социальное представление об этом. Все остальные исследуемые представления о профессии различий не дали. Были выработаны рекомендации для профессорско-преподавательского состава о включении в преподавание дисциплин векторов формирования конкретных социальных представлений о профессии психолога, соответствующих паспорту психологической специальности.

Козьяков Р.В.
ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ: ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ

Аннотация. В статье анализируются подходы факторного (фасеточного) и множественного изучения профессионального креативного мышления, а также представлены преимущества структурно-динамического подхода, позволяющего преодолеть недостатки факторного и множественного изучения профессионального креативного мышления. Рассмотрены принципы выделения видов профессионального креативного мышления: структурности, динамики развития, бинарности. Представлена характеристика, преимущества и недостатки 40 видов профессионального креативного мышления: альтруистическое, эгоистическое, оздоравливающее, разрушающее, критическое, некритическое, возбуждающее, расслабляющее, эмоциональное, безэмоциональное, позитивное, негативное, нравственное, порочное, логическое, интуитивное, агрессивное, миролюбивое, конформистское, нонконформистское, индивидуальное, групповое, диалектическое, метафизическое, омолаживающее, старящее, физически активирующее, физически расслабляющее, доминирующее, подчиняющиеся, визуальное, аудиальное, кинестетическое, дискретное, виртуальное, реальное, реалистическое, мистическое, сложное, простое. Согласно принципу бинарности мы объединяем 40 видов профессионального креативного мышления в 20 групп (шкал): альтруистическое-эгоистическое; оздоравливающе-разрушающее; критическое-некритическое; возбуждающее-расслабляющее; эмоциональное-безэмоциональное; позитивное-негативное; нравственное-порочное; логическое-интуитивное; агрессивное-миролюбивое; конформистское-нонконформистское; индивидуальное-групповое; диалектическое-метафизическое; омолаживающее-старящее; физически активирующее-физически расслабляющее; доминирующее-подчиняющиеся; визуальное-аудиальное; кинестетическое-дискретное; виртуальное-реальное; реалистическое-мистическое; сложное-простое. Выделенные нами группы возможно использовать, при разработке методик для изучения степени выраженности компонентов профессионального креативного мышления, построении профиля профессионального креативного мышления, при создании индивидуального маршрута развития профессионального креативного мышления.

Корнеенко Т.О.
ЦИФРОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНУЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Аннотация. В статье обоснована актуальность использования цифрового образовательного пространства для формирования профессионально-коммуникативной компетентности будущих учителей. Подчеркивается важность подготовки будущих учителей с позиции смены ориентиров от традиционных технологий обучения к образовательным технологиям, использующим средства цифровизации. Изучены тенденции цифровых процессов, которые становятся элементами, присущих современному обществу. Все эти процессы приводят к значимым трансформациям в педагогике, что подразумевает внесение соответствующих изменений в образовательную систему.

Проанализированы научные взгляды зарубежных и отечественных ученых касаемо цифровизации и её места в образовательном пространстве. Предложен комплекс мер, способствующих формированию необходимых компетенций у будущих учителей посредством применения информационных ресурсов. Рассмотрены результаты внедрения средств цифрового образовательного пространства в систему образования Брянской области и перспективы их использования для подготовки будущих учителей. Обоснована значимость формирования профессионально-коммуникативной компетентности у будущих педагогов средствами цифровизации в целях достижения наиболее высоких показателей качества образования с применением новейших информационных технологий. Для достижения подобных результатов будущими учителями необходим должный уровень мастерства по владению приобретенными компетентностями, что будет являться своеобразным вектором для постоянного совершенствования в области педагогики.

Кулешова Л.Н., Агапов В.С.
ДИНАМИКА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ

Аннотация. Изучение особенностей нравственного развития личности в отечественной психологии воспитания, являющейся разделом педагогической психологии, изучающим закономерности активного, целенаправленного формирования личности, имеет важное значение. Современный период ознаменован значительными достижениями во многих сферах жизни. Однако существуют кризисные явления в развитии общества, межнациональные конфликты, войны. Психологическую опасность представляют дефекты нравственной сферы, связанные с дефицитом духовности и отчуждением ряда личностей от ценностей культуры. Поэтому особую актуальность приобретает исследование динамики и трансформации представлений о нравственном развитии личности в связи с решением задач сохранения и воспроизведения ценностей отечественной культуры и науки. Своеобразие отечественной психологии воспитания проявляется в том, что ее становление связано с изучением представлений о нравственном развитии личности в процессе обучения. В отличие от зарубежной науки основное внимание в отечественной психологии воспитания уделяется не когнитивным, а мотивационно-потребностным основам нравственного поведения, что способствует пониманию реального поведения детей и подростков, их деятельности и отношений со взрослыми и сверстниками. Данные подходы ярко проявлялись на этапах научного становления психологии и получают дальнейшее развитие в современный период. Психология воспитания, выйдя из недр человекознания, вновь обращается к своим истокам, становится открытой для знаний о нравственном развитии детей и подростков. В связи с этим нами прослеживаются тенденции в динамике и трансформации представлений о нравственном развитии личности в отечественной психологии воспитания в ХIХ–XХI веках.

Половникова Л.Б.
ПРОПЕДЕВТИКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ПЕРЕХОДНЫХ ПРОЦЕССОВ

Аннотация. В статье рассматривается методическое решение взаимосвязи дисциплин Физика и Электротехника. Представлены результаты проведенного исследования с обучающимися направления подготовки 13.03.02 – Электроэнергетика и электротехника, направленность (профиль): Энергоснабжение по изучению взаимосвязи дисциплин Электротехника и Физика. В процессе работы проверена гипотеза исследования: методика проведения занятий по формированию системных знаний физических теорий с использованием знаний методов познавательной деятельности, выражающие взаимосвязь эмпирического и теоретического уровня познания позволит подготовить обучающихся к эффективному овладению методов расчета переходных и установившихся процессов в линейных и нелинейных электрических цепях в Электротехнике. Цель исследования: оценить эффективность изучения Электротехники на основе системных знаний физических теорий была реализована с использованием эмпирических и теоретических методов. Использование представлений о физической теории, как системы научных знаний определенной структуры, послужило основой для пропедевтики электрического моделирования переходных процессов, используемых в Электротехнике. В ходе проведенного исследования, мы установили, что методика проведения занятий по формированию системных знаний физических теорий с использованием знаний методов познавательной деятельности, выражающие взаимосвязь эмпирического и теоретического уровня познания позволяет подготовить обучающихся к эффективному овладению методов расчета переходных и установившихся процессов в линейных и нелинейных электрических цепях в Электротехнике.

Методический подход по формированию познавательных действий при решении физических задач на основе демонстрации преемственности физики и технических дисциплин может быть использован преподавателями средних профессиональных учебных заведений, а также преподавателями ВУЗов.

Полушина Е.Г., Капранова М.В.
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье представлен понятийный анализ термина «профессиональная мобильность», который позволил выявить не только общность в используемых авторами понятиях, но и увидеть проблему, выраженную в существующих разногласиях, связанных с основным предметом исследования. Были выделены интегральные единицы данного феномена и сформулировано рабочее определение профессиональной мобильности педагога дополнительного образования. В данной работе представлены основные компоненты профессиональной мобильности учителей и педагогов дополнительного образования и выявлена взаимосвязь их структурных единиц. Произведен сравнительный анализ содержания трудовых действий учителя и педагога дополнительного образования. В эмпирической части исследования проведено биографическое анкетирование, которое позволило получить основания, для выявления специалистов с высокими и сниженными показателями профессиональной мобильности в каждой из контрольных групп. Дальнейший анализ коснулся оценки проявления профессиональной мобильности и ее взаимосвязи с готовностью к самосовершенствованию и освоению инноваций в профессии, а также успешностью в решении новых профессиональных задач.

Ростовская Т.К., Бедрина Е.Б.
ДОКТРИНА ПОПУЛЯЦИОНИЗМА В ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ НАУКЕ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы развития доктрины популяционизма, который сформировался на основе пронаталиской политики еще в Древнем Риме, как ответ на демографические вызовы. Целью статьи является выявление этапов формирования популяционизма на основе историкографического метода. Анализ работ социалистов-утописцев, представителей политической арифметики и политической экономии по демографической тематики в сопоставлении с конкретно-историческими условиями демонстрирует важность численности населения и ее регулирования для государственного устройства. В исследование также показана эволюция объекта исследования демографии и начало разработки методов демографической науки, формирования ее категориального аппарата. Отмечается, что на протяжении длительного исторического процесса, как демографическая наука, так и государственная политика, строились на основе доктрины популяционизма. Части работы отражают этапы формирования и развития популяционизма. Подробно проанализирован инструментарий демографической науки, возникший на основе анализа и совершенствования таблиц смертности населения. Сделан вывод, что необычайная популярность популяционизма, имеющая место на протяжении длительного исторического периода, была продиктована объективными историческими условиями.

Топорнина А.В.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ТРАНСФОРМАЦИИ ЦЕННОСТНО – СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ СОТРУДНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Аннотация. В статье представлен опыт разработки методического обеспечения работы по психологическому сопровождению трансформации ценностно-смысловой сферы сотрудников образовательной организации в условиях цифровизации. Авторы отмечают, что, несмотря на «состоявшуюся» цифровизацию большинства современных российских вузов, имеют место многочисленные проблемы и трудности в повышении ее эффективности, в том числе и в направлении трансформации ценностно – смысловой сферы сотрудников образовательной организации. Рассматриваются как общие направления, так и содержательное наполнение политики университета в области цифровой трансформации. В ходе формирующего эксперимента подтверждена эффективность разработанной и реализованной программы внутреннего обучения сотрудников вуза «Цифровизация вуза: проблемы, перспективы и компетенции сотрудника».

Убоженко И.В.
ТВОРЧЕСТВО КАК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ РЕСУРС НОВАТОРСКОГО МЫШЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПЕРЕВОДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДИДАКТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ)

Аннотация. Представлено обоснование актуальности и новизны исследования темы переводческого творчества в контексте парадигмы человеческого капитала как базового ресурса и потенциала развития интеллектуальных навыков новаторского мышления. Описаны задачи исследования и его теоретическая и прикладная значимость в процессуальном и дидактическом аспектах. Обоснована избранная методология и эмпирическая концепция критического анализа иллюстративных кейсов. Результатом заявлена рефлексирующая методика инициирования нестандартных переводческих решений с перспективой изучения интерпретативных механизмов осознанного управления творческой интуицией переводчика.

Чжай Вэйли, Корноухов М.Д.
ПРИНЦИПЫ РЕПЕРТУАРНОЙ СТРАТЕГИИ В ВОКАЛЬНОМ КЛАССЕ ВУЗОВ СОВРЕМЕННОГО КИТАЯ

Аннотация. В статье кратко анализируется проблема эффективности выбора вокального репертуара, а также некоторые негативные моменты, встречающиеся в практике учебного процесса китайских вузов. Этот процесс должен основываться на реальной образовательной ситуации и конкретном студенте, комплексе его профессионально-личностных качествах, психологических и физиологических характеристиках, образовательном и культурном уровне. Автором определяются принципы репертуарной стратегии в вокальном обучении вузовского уровня в современном Китае, среди которых выбор произведения по тесситурным характеристикам и типу голоса, соответствие культурному уровню студентов, обусловленность их певческими, художественно-образными и артистические способностями. А также диверсификация вокального репертуара и его просветительское значение в учебном процессе и профессиональном становлении специалиста в этой области. Многоуровневая диверсификация вокального репертуара предполагает множественные градации не только по уровню сложности и типу голосов, но и многообразие жанров, музыкальных форм, исторических стилей, национальных композиторских школ, фольклорную атрибутику. Поиск новых форм, жанров, стилей, выстраивание оптимального баланса различных компонентов индивидуального вокального репертуара каждого студента – в этом состоит стратегия вокальной подготовки в вузе, направленная на комплексное и гармоничное развитие каждого студента. При сохранении в выборе музыкальных произведений ключевой роли педагогов, значительно повышается субъектность обучающегося, его мотивация и другие личностные факторы. Подчеркивается, что этот процесс должен быть максимально индивидуализированным и направлен не только на выявление певческих технологий, которые необходимо решить, но и на многие другие вопросы, связанные со стилистикой и художественной интерпретацией произведений.

Янышева В.А., Донцов Д.А.
ПСИХОДИАГНОСТИКА ЭГО-СОСТОЯНИЙ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ АУТООРДИНАЦИОННОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОТЕРАПИИ
Часть 2 (окончание, начало в № 1, 2023)

Аннотация. В содержательно-смысловом контексте сферы психологического консультирования и области неклинической психотерапии, в этой статье предметно представлен авторский научно-практический подход В.А. Янышевой: аутоординационная психология и аутоординационная психотерапия психики личности, осуществляемая посредством естественно-психического психотерапевтического метода.

В данной статье полномасштабно приведена авторская психологическая диагностическая методика В.А. Янышевой «Диагностика эго-состояний личности в аутоординационном подходе», посвящённая неклассическому, по сравнению с трансактным анализом Э. Бёрна, пониманию и определению таких эго-состояний личности, выделяемых в авторском научном и практическом направлении В.А. Янышевой «аутоординационная психология и аутоординационная психотерапия», как: контролирующий родитель; опекающий родитель; взрослый; естественный ребёнок; капризный, обиженный, бунтующий ребёнок; адаптивный ребёнок.

Эта разработка предназначена для: а) студентов бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры, профессиональной переподготовки и повышения квалификации всех психологических специальностей и направлений подготовки; б) профессионалов-психологов, – психологов-консультантов, психологов-психотерапевтов, психологов-психодиагностов, преподавателей практикоориентированных психологических дисциплин, научных сотрудников-психологов, возрастных психологов, клинических психологов, а также социальных, служебных, военных, управленческих, транспортных, спортивных, пенитенциарных, экстремальных психологов и других специалистов в области практической психологии, производящих немедицинскую психотерапию и осуществляющих общую психологическую диагностику.

РАЗДЕЛ III. ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТА ТРУДА И ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ

Азарова М.А., Иванцов О.В.
ВЛИЯНИЕ ХАРАКТЕРА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУПРУГОВ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ НА УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ БРАКОМ

Аннотация. В данной статье представлено исследование влияния характера взаимодействия супругов в конфликтной ситуации на удовлетворенность браком. В исследовании были использованы следующие методики: тест-опросник «Исследование удовлетворенности браком», опросник «Характер взаимодействия супругов в конфликтной ситуации», «Анкета удовлетворенности семейной жизнью». В исследовании приняли участие 60 женщин и 30 мужчин, состоящих в браке. Исследование проходило на базе ГБУСО МО «Чеховский районный КЦСОН» (в настоящее время переименован в ГБУСО МО КЦСОР «Подольский»). Возраст респондентов – от 20 до 70 лет. В ходе исследования были получены данные от респондентов из семей с разным уровнем удовлетворенности браком, с разным семейным стажем, возрастом, порядком рождения и наличием или отсутствием детей. Получены сведения о субъективном ощущении счастья, о традициях в семье, были проанализированы корреляции между уровнем удовлетворенности браком и частотой ссор, между характером взаимодействия в конфликтной ситуации и удовлетворенностью браком. В ходе проведенного исследования удалось доказать первоначальную гипотезу, заключающуюся в том, что характер взаимодействия супругов в конфликтной ситуации влияет на удовлетворенность браком.

Гайдамашко И.В., Бабичев И.В.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА СПОРТИВНОГО ПСИХОЛОГА, РАБОТАЮЩЕГО В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОМ СПОРТЕ

Аннотация. Основной целью исследования являлось определение основных профессионально важных качеств спортивного психолога, осуществляющего психологическое сопровождение в организации детско-юношеского спорта. Ядро профессионально-важных качеств спортивного психолога включило в себя акмеологические инварианты профессионализма: продуктивную Я-концепцию, рефлексию, интеллект. Кроме того, выделены: высокий уровень профессиональных знаний, спортивная компетентность, коммуникативные качества, организаторские способности, саморегуляция психических состояний и деятельности. Раскрыты их сущностные характеристики.

Гумницкая А.С., Маркина Н.В., Гумницкий М.Е.
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ УСТАНОВКИ И ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ МЕНЕДЖЕРОВ ПО ПРОДАЖАМ

Аннотация. Современный рынок труда насыщен специалистами разных уровней, но при этом сложно подобрать того, кто готов остаться в компании и качественно отрабатывать поставленные перед ним задачи. Для компаний становится важным вопрос отбора сотрудников, которые были бы максимально эффективны на своем рабочем месте и, при этом, быстро адаптировались к нему. Одна из позиций эффективности организации и его сотрудника – клиентоориентированность. В представленном исследовании раскрыто понимание взаимодействия менеджера по продажам, работающего «на входящем потоке клиентов» и клиента как командной работы над достижением целей клиента. Исследование осуществлено с участием 39 женщин в возрасте от 24 до 45 лет (средний возраст– 31 год), работающих менеджерами по продажам на входящем потоке клиентов. Акцент в исследовании сделан на выявлении особенностей ценностно-смысловых установок, экзистенциальной исполненности, стратегии поведения в конфликтных ситуациях и ролевого репертуара менеджеров по продажам, работающих «на входящем потоке клиентов». Выявлено, что у менеджеров по продажам в ролевом репертуаре командного взаимодействия с клиентом доминирует предпочтение ролей «гармонизатор» и «реализатор». Показана взаимосвязь ценностно-смысловых установок, особенностей поведения и субъективного ощущения экзистенциальной исполненности менеджеров с предпочитаемыми ролями в командном взаимодействии «менеджер по продажам – клиент». Полученные данные позволят предсказывать поведение нового сотрудника, принятого в компанию на должность менеджера по продажам, в зависимости от его особенностей, представленных в данной статье.

Ерофеева М.А., Харламова Д.А., Жоков Д.В.
ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ КАК ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННАЯ СВЯЗЬ ИХ КРИМИНАЛИЗАЦИИ

Аннотация. В статье авторами рассмотрен аспект влияния деструктивных групп на несовершеннолетних. Проанализирована научная литература. Выделены типы подростковых субкультур, а также внешние (социальное неблагополучие семьи; конфликтная обстановка в семье; нарушение коммуникаций взаимодействия несовершеннолетнего со сверстниками, в связи с чем появляется первичная форма дезадаптации и девиации и др.) и внутренние факторы (низкая самооценка несовершеннолетнего; внушаемость; незрелость; определенная потребность несовершеннолетнего состоять в значимой для него группе; чувство в социальной несправедливости и др.), которые могут способствовать вовлечению несовершеннолетнего в деструктивные группы. Схематично представлено, как проявляется деструктивное поведение несовершеннолетних по отношению к себе, а также к окружающим и внешней среда. Проанализирована комплексная профилактическая работа, с участием родителей несовершеннолетних, социальных педагогов образовательных учреждений, психологов и органов внутренних дел в указанной проблеме. Выделены виды деструктивного поведения, а именно делинквентное и девиантное поведение. Рассмотрена одна из самых распространенных и опасных криминальных субкультур подростков – «Арестантское уголовное единство» (далее AУE), а также уголовная ответственность. Выделены факторы, препятствующие возникновению деструктивного поведения у подростков: наличие духовных, нравственных и морально-этических критериев в мышлении; выраженность чувства долга, обязательность, ответственность; учет общественного мнения, избегание осуждения со стороны окружающих и др.