РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Беляев А.Ю.
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РОЛИ ФОРТУНЫ НА ВОЙНЕ В АНГЛИЙСКИХ И ФРАНЦУЗСКИХ НАРРАТИВНЫХ ИСТОЧНИКАХ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIV – ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XV ВВ.

Аннотация. В данной статье приводится подробный разбор представлений о роли Фортуны в военных действиях у ряда знаковых мыслителей, хронистов и поэтов из Англии и Франции второй половины XIV – первой четверти XV вв. В отечественной научной литературе средневековый образ Фортуны подробно изучен, однако военный аспект рассматривается впервые. Он не вносит кардинальных изменений в классическую традицию, но содержит ряд нюансов, дополняющих современные исследования средневековых представлений о войне. Главным предметом исследования является особенности восприятия роли Фортуны при описании и осмыслении боевых действий. В качестве источников привлекаются трактаты по военному делу, а также исторические и литературные произведения. Автор статьи демонстрирует главную тенденцию и основные этапы формирования отношения к Фортуне. Общая логика состоит в нарастающем противостоянии человека своевольной удаче и его стремлении ограничить её влияние. В середине XIV в. под удар попадает надежда на случайное везение, вместо неё пропагандируются собственные усилия. Во второй половине столетия проявляется разделение положительных и отрицательных сторон Фортуны и возникают зачатки идеи противостояния её пагубному влиянию. Наконец, в начале XV в. полностью формируется осознанное стремление оградиться осторожностью от возможного невезения. Положительное и отрицательное влияние Фортуны сводится к минимуму, и в противостоянии с ними рождается характерное для эпохи Возрождения представление о творческой свободе человека. Главным двигателем в процессе формирования этого отношения выступают французские авторы, тогда как английские по большей части следуют в русле сложившейся традиции, перенимая новые изменения, но не создавая их.

Кравченко И.В.
КРЫМСКОЕ ХАНСТВО В МЕЖДУНАРОДНОЙ ЖИЗНИ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ
В 1440-Х – НАЧАЛЕ 1460-Х ГГ.

Аннотация. В статье рассматривается внешняя политика Крымского ханства на протяжении правления основателя крымской правящей династии Гиреев – Хаджи Гирея (1441-1466). Именно в правление этого хана Крымское ханство трансформировалось из ордынской провинции с неопределённым статусом в относительно устойчивое независимое государство. С привлечением разнообразных источников польского, русского, литовского и генуэзского происхождения, а также исследований последних лет, как отечественных, так и зарубежных исследователей, изложена история внешнеполитической активности Крымского ханства и ближайших соседей в его отношении. Были намечены, основные направления внешней политики Крымского ханства в этот период: северо-западное (в отношении Польши, Литвы, Молдавии), восточное (в отношении ханов Большой Орды) и южное (в отношении генуэзцев Каффы, княжества Феодоро и Османской империи). Выявлена приоритетность каждого из них и приведена периодизация правления Хаджи Грея с учётом изменений в его внешней политике. Ранняя история Крымского ханства, в связи с дефицитом источников и их продолжающимся открытием и обработкой, по-прежнему остаётся во многих моментах неясной и нуждающейся в дальнейших исследованиях и осмыслении.

Сдирков А.В.
СОЖЖЕНИЕ ПСКОВСКОГО ПОНОМАРЯ В 1509 Г. И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В ПСКОВЕ НАКАНУНЕ ПАДЕНИЯ ВЕЧЕВОГО СТРОЯ

Аннотация. Предметом исследования настоящей статьи является актуализация в псковской пенитенциарной практике XV – начала XVI вв. смертной казни через сожжение. Основной сюжет, рассмотренный в статье – казнь пономаря Троицкого собора Ивана в 1509 г. по обвинению в святотатстве – краже огромной суммы в 400 рублей из храмовой казны. Произошло это незадолго до окончательного присоединения Псковской земли к территориям Великого княжества Московского в 1510 г.

В работе поднимается проблема возможной связи псковской практики сожжения за тяжкие преступления с каноническим правом (прежде всего с апокрифическим «Правилом 165 св. отец», бытовавшем в Пскове как минимум с конца XIV в. и грозившем сожжением за «обиды», нанесенные Церкви), а также с усилением влияния Москвы. Роль великокняжеских наместников в Пскове в течение XV в. постоянно росла, без их одобрения не могла состояться смертная казнь. Кроме того, именно в московской книжной традиции второй половины XV в. все большее внимание уделялось тематике сожжения, а сами «огненные казни» активно применялись великокняжеской властью. Также было выяснено, что за весь период истории Псковской земли вплоть до начала XVI в. летописи фиксируют всего четыре случая сожжения, из них только два (1496 и 1509 г.) можно считать официальными приговорами суда, и относятся они ко времени, когда Псков фактически находился под полным контролем великокняжеских наместников. Показано, что приговоры по делам о сожжении не противоречили псковским законам («старине»). Это придавало им легитимность в глазах местного населения.

Сотников В.Е.
РАЗВИТИЕ ОТНОШЕНИЙ М.С. ГОРБАЧЕВА С ВОЕННЫМ РУКОВОДСТВОМ СССР НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ РЕФОРМ В 1985-1986 ГГ.

Аннотация. В статье автор рассматривает проблему взаимоотношений М.С. Горбачева и военного руководства СССР в начальный период политики «перестройки». На этом этапе между ними могли быть установлены доверительные отношения, которые могли стать опорой М.С. Горбачева в сохранении власти и советского государства. Автором представлена краткая историография, подчеркивается недостаточность освещения поднятой темы, уделяется большая роль источникам личного происхождения. На основе анализа документов и историографии автор приходит к выводу о том, что приход к власти М.С. Горбачева был встречен положительно военным руководством СССР, поскольку новый лидер отвечал их первоначальным ожиданиям и обещал действовать совместно с генералитетом в оборонной политике. Но начавшиеся экономические проблемы в Советском Союзе, вызванные непродуманной политикой М.С. Горбачева, привели уже в 1986 г. к началу его внешнеполитических уступок, сокращению расходов на оборону и прекращению консультаций с военным руководством. Автором сделаны выводы о том, что опасения М.С. Горбачева «военного переворота» и недоверие к генералитету привели к охлаждению взаимоотношений между ними. Из-за этого в ходе борьбы за личную власть М.С. Горбачев потерял шанс сделать генералитет своей опорой.

Ненахова М.Н.
САРКОФАГИ-ВАННЫ ИЗ НЕКРОПОЛЕЙ ГОРОДА КЛАЗОМЕНЫ ЭПОХИ АРХАИКИ

Аннотация. На ионийском побережье Малой Азии, в архаических некрополях г. Клазомены были обнаружены несколько керамических саркофагов-ванн. Форма ванны, наличие сливного отверстия наводит на мысль о том, что сами предметы могли использоваться и до погребения, однако достоверной информации в отношении этих памятников у нас нет. Тем не менее, такой способ захоронения требует объяснений, и данная статья на основе обширного археологического материала, литературных источников, а также опираясь на филологические исследования, предлагает свою интерпретацию семантики данного явления. Использование ванны в ритуальных, сакральных целях уходит корнями во II тыс. до н.э., отголоски этих обрядов мы находим в эпосе Гомера. И, вероятно, именно эти представления о преображении через очищение проникают на короткий период в погребальные обычаи ионийцев эпохи архаики.

РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКСНОЕ ПОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Баркова Э.В.
ЭКОФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА И ПРЕОДОЛЕНИЯ РИСКОВ СОВРЕМЕННОГО БЫТИЯ

Аннотация. Обоснована востребованность развития и продвижения в культуре и образовании обновленной модели мировоззрения, открывающей потенциал преодоления социального нездоровья и глобальных трансформаций в системе планетарного бытия человечества, начавшихся с распространения коронавирусной инфекции. Показана роль экофилософии как жизнесохраняющего и человеко-развивающего направления, в содержании которого исключается релятивизация картины мира, доминирующей в ведущих философских направлениях западной философии, и восстанавливаются идеи нормативности и границ истины и лжи, добра и зла, красоты и безобразия. Раскрыта необходимость эко-ориентированных трансформаций науки, гуманитарной культурной и словесной среды, содержания социальных коммуникаций, формирующих установки на победу, преодоление трудностей, готовность защищать свою Родину, сохранять свой Земной Дом с его био- и культуро- многообразием.

Гайдамашко И.В., Бабичев И.В.
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОМ СПОРТЕ (НА ПРИМЕРЕ ТЕННИСА)

Аннотация. В статье представлен вариант возможных критериев и показателей для оценки эффективности системы психологического сопровождения в системе детско-юношеском спорте на примере тенниса. Основное содержание статьи посвящено обоснованию выделенных критериев и показателей эффективности психологического сопровождения.

Башилова-Селезнева Е.В.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19

Аннотация. В статье показана необходимость и инструменты психологического сопровождения всех категорий медицинского персонала в условиях коронавирусной инфекции, которая повлекла за собой ухудшение психического здоровья медиков в результате их деятельности в сложных условиях.

Беляков М.А.
ФОРМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР СОЗНАНИЯ

Аннотация. В статье предпринята попытка показать сознание человека в виде целостного образования, несводимого лишь к биологической активности мозга. Высказывается мнение, что определение психики в качестве свойства материи не позволяет адекватно изучать сознание. Оно представляет собой систему культурных значений, которые всеобъемлюще определяют поведение и восприятие человека. Указывается, что сознание не формирует данные значения совершенно произвольно, всегда необходимо учитывать наличие сдерживающего фактора, преодолевая который, человек получает определенный вектор развития. Далее говорится о том, что существует область, свободная от культурных значений, которая и выступает в роли формообразующего фактора сознания, так или иначе влияя на возможные пути его эволюции. Затем обозначаются возможные теоретические и практические преимущества данного подхода. В завершении статьи указывается, что в качестве индикатора области свободной от значений, может выступать чувство одиночества, которое в такой трактовке открывает возможности для достаточно успешного ориентирования в культурной среде.

Кононыхина В.Б., Огнев А.С.
РОЛЬ САМОСОЗНАНИЯ В СТРУКТУРЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Аннотация. Сегодня понятие «эмоциональный интеллект» является важной компетенцией будущего. Сложность данного феномена заключается в том, что человеку необходимо не только понимать и управлять своими эмоциями, но и понимать и управлять эмоциями других людей. Структура эмоционального интеллекта включает в себя способность понимания себя или самосознание. Самосознание является ключевой способностью внутриличностного эмоционального интеллекта. Развитие самосознания позволит в дальнейшем использовать полученные знания и в развитии межличностного эмоционального интеллекта. Самосознание тоже является сложным конструктом. Структура самосознания включает в себя когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Начиная с рождения происходит развитие самосознания. Возрастные особенности развития каждого возрастного периода решают свои задачи, при этом процесс развития понимания себя продолжается постоянно. Существующий диагностический материал по определению самосознания, основанный на тестах, опросниках и проективных методиках, показал их сложность не только в прохождении вопросов, но и в обработке и анализе данных. Используемые технологии выполняют только диагностическую роль. Дальнейшую работу по развитию понимания себя необходимо вести с использованием приемлемых технологии. Так, было предложено развивать понимание себя используя технологии песочного моделирования в сочетании с когнитивно-поведенческой терапией.

Ли Маньи
ИНТЕГРАЦИЯ АНСАМБЛЕВОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМУ ФОРТЕПИАННОЙ ПОДГОТОВКИ В МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛАХ КИТАЯ

Аннотация. В статье рассматривается проблема интеграции ансамблевого обучения в систему фортепианной подготовки в музыкальных школах Китая. Указывается, что данный образовательный сегмент нуждается не только в расширении и популяризации практики, но и методологическом обосновании, дидактическом обеспечении учебного процесса, поиске педагогических средств повышения его эффективности.В психолого-педагогическом аспекте исследование ансамблевого музицирования как эффективной совместной музыкальной деятельности учащихся связано с теорией социально-когнитивного развития Ж. Пиаже, согласно которой некоторые специальные знания, оценочные суждения, понятия должны быть усвоены в процессе межличностного взаимодействия, а также концепции Л.С. Выготского о развитии скрытых способностей детей при помощи взрослых или более сильных сверстников. Подчеркивается повышенная интерактивность процесса игры на фортепиано в четыре руки, мотивационная готовность учащихся к ансамблевому исполнительству, сценическим выступлениям. Это генерирует прогресс учащихся в классе специального фортепиано, оказывает большое просветительское влияние, стимулирует их интеллектуальное развитие. Отмечается значимость освоения учащимися нового репертуара, в том числе и того, который изначально находился за рамками «исполнительско-слухового» багажа и технических задач учебного процесса фортепианного класса. В частности, различные обработки для фортепиано в четыре руки китайского музыкального фольклора и оперно-симфонических произведений. Что заметно расширяет исполнительские навыки учащихся, методическое и нотное обеспечение учебного процесса класса фортепианного ансамбля. Необходимо систематизировать имеющиеся материалы по степени трудности, жанровым и стилевым спецификациям. Решение задачи интеграции ансамблевого компонента фортепианной подготовки в музыкальных школах КНР в единую комплексную систему призвано достичь цели максимального творческого развития юного пианиста через кроссдисциплинарные знания и умения.

Лисичкина Ю.В., Захарова Н.Л.
ОПРОСНИК «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ Я-ПЕРСПЕКТИВНОЕ»:
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, НАДЕЖНОСТЬ И ВНЕШНЯЯ ВАЛИДНОСТЬ

Аннотация. Представлена многошкальная опросная методика «Профессиональное Я-перспективное», позволяющая диагностировать степень развития Я-образа субъекта профессиональной деятельности и его типичные профили, компонентами которых являются профессиональные установки, ценности, карьерные ориентации, уровень развития автономии, самостоятельности в профессиональной деятельности, самооценка личности как субъекта труда. Методика пригодна для научных исследований, а также в качестве диагностического инструмента в процессе профессионального отбора. Уровень развития профессионального Я-перспективного является значимой детерминантой профессионального самоопределения и эффективности деятельности субъекта труда. Знание типичного профиля профессионального Я-перспективного дает значимую информацию для решения задач профессионального самоопределения, оценок самоэффективности, профессиональной автономии и идентичности. В статье изложены общая характеристика опросника, результаты оценки его надежности и валидности.

Лобова С.В., Маликова В.В.
ИЗУЧЕНИЕ ЖИЗНИ ПРЕДПЕНСИОНЕРОВ В 2012-2022 ГОДАХ: БИБЛИОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПУБЛИКАЦИЙ, ИНДЕКСИРУЕМЫХ В МЕЖДУНАРОДНОЙ БАЗЕ ДАННЫХ SCOPUS

Аннотация.Середина второго десятилетия XXI века ассоциируется у многих исследователей в области социальных и гуманитарных наук с пенсионной реформой. Она скатализировала изменение структуры рабочей силы, обусловила возросший научный интерес к такой категории занятых, как предпенсионеры. Целью статьи является обзор научных исследований, посвященных изучению статуса, занятости и качества жизни предпенсионеров, опубликованные в период с 2012 по 2022 год и представленные в международной базе научного цитирования Scopus. Исследование проводилось с использованием приемов библиометрического анализа, который является одним из самых полезных инструментов для изучения информационного потока. Общий объем выборки составил 279 научных публикаций. Выявлено, что большая часть публикаций (44%) отражает результаты исследований в области экономико-правовых аспектов жизни и статуса предпенсионеров, 40,9% – относится к области социальных наук. Динамика публикационной активности изучения жизни предпенсионеров в анализируемом периоде демонстрировала восходящую тенденцию. Результаты данного исследования могут быть использованы для улучшения информационного обеспечения специалистов, занимающихся изучением статуса, условий занятости и качества жизни предпенсионеров, экономикой долголетия, и укрепления научной коммуникации между исследователями различных направлений. Данные аспекты определяют место научной статьи в расширении научного знания о жизни предпенсионеров.

Лучинкина И.С.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ С РАЗЛИЧНЫМИ УРОВНЯМИ МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Аннотация. В статье рассмотрена проблема и специфика личности с различным уровнем морально-этической ответственности, а также проанализированы особенности восприятия социальных норм в объективном и виртуальном пространстве. Цель статьи заключается в анализе психологических особенностей личности с различным уровнем морально-этической ответственности. Методы и материалы исследования. Авторский исследовательский опросник И.С. Лучинкиной «Когнитивные искажения в ходе интернет-общения» – для исследования наличия и выраженности когнитивных искажений; методика диагностики уровня морально-этической ответственности личности И.Г. Тимощук; личностный опросник Айзенка – для исследования нейротизма; методика MFQ-32 Дж. Грехем, Дж. Хайдт, Б. Носек (в адаптации) – для исследования морального профиля личности; анкетирование. Результаты исследования и их обсуждение. В ходе исследования получены достоверные отличия по когнитивным, характерологическим и поведенческим особенностям личности с различными уровнями морально-этической ответственности.

Гончар С.Н., Домбровская А.Ю., Лихачева Э.В., Николаева Л.П., Огнев А.С.
ПОЗИТИВНАЯ КОРРЕКТИРОВКА ОБРАЗА БУДУЩЕГО ПУТЕМ СУБЪЕКТОГЕНЕТИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННОГО ВИЗУАЛЬНОГО ДИНАМИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

Аннотация. В статье представлены результаты использования различных форм визуального динамического моделирования, демонстрирующие высокую эффективность подобных методов исследования интуитивных представлений современной молодежи о значимых для нее моделей возможного будущего и воспринимаемый ею как более приемлемый по сравнению с традиционным анкетированием. Показано, что еще более ответственному и активному участию в исследовании различных составляющих образа будущего способствует сочетание визуального динамического моделирования с инструментальными методами регистрации психофизиологических реакций на подбираемые респондентами иллюстрации своей мечты, которые помогают сменить респондентам роль подопытного объекта на роль полноправного субъекта изучения представлений о возможном будущем и создают предпосылки для позитивной корректировки таких представлений с помощью приемов и методов психологического консультирования.

Овчаренко Л. Ю.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ МОЛОДЫМ ЛЮДЯМ В ПЕРИОД НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

Аннотация. Встатье освещаются результаты исследования, направленного на изучение нюансов психологической помощи молодым людям в период неопределенности в рамках работы линии поддержки, экстренной психологической помощи. Изучены и представлены промежуточные результаты работы линии поддержки, анализ жалоб, проблем и запросов абонентов в период неопределенности. Описано авторское понимание ситуации неопределенности, и ее связь с кризисными переживаниями, стрессом. Современность окрашена характеристиками нестабильности, сложной прогнозируемости будущего, его управляемости. Выдвинуто предположение о связи понятий неопределенность, кризисное переживание и субъектность. Произведен содержательный анализ тематики запросов молодых людей и девушек. Описаны основные темы, над которыми работали на линии поддержки. Актуальными для молодых людей и девушек стали такие темы, как: поиск своей идентичности, желание показать самостоятельность родителям, страх не найти работу, конфликты в семье, тревога за близких и другие темы. Самым популярным стал исследовательский запрос на изучение актуальных хронических негативных эмоциональных состояний. Представлены стратегии и техники существования в кризисных ситуациях: защитная, избегающая, техники достижения и другие. Установлена связь техник существования в кризисе и совладающих форм поведения личности на основе анализа содержания работы на линии поддержки, в том числе анализ эмоциональной опоры на референтный круг людей.

Мухина Т.Г., Паули А.В.
К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ «ВОЕННО-ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ФОРСАЙТ-СЕССИЯ КАДЕТ» В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Аннотация.В статье представлены результаты понятийного анализа зарубежных и отечественных исследований понятия «форсайт» и «форсайт-сессии» в образовании. С учётом специфики подготовки кадет в образовательных учреждениях кадетского типа, дано авторское понятие «военно-профориентационная форсайт-сессия» как способа решения проблемы формирования осознанного выбора военной профессии кадетами в процессе военно-профессиональной ориентации, позволяющей воспитанникам кадетского учреждения моделировать свое профессиональное будущее, и планировать образовательные маршруты учитывая все риски, влияющие на них. Доказано, что форсайт-сессия позволяет кадетам самостоятельно с помощью навыков моделирования и прогнозирования оценивать свои возможности на фоне будущих перспектив образовательной и профессиональной траектории.

Пешков М.В.
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

Аннотация. В статье рассматривается структурно-функциональная модель самообразовательной деятельности курсантов образовательных организаций МВД России. Модель состоит из целей, трех взаимосвязанных блоков, компонентов самообразовательной деятельности, методологических подходов и организационно-педагогических условий, позволяющих отразить логику и этапность самообразования курсантов в реальном педагогическом процессе. Дана характеристика каждому блоку модели, представлен оценочный инструментарий самообразования курсантов, состоящий их критериев, соответствующих им компонентов и уровней.

Суднищикова А.В.
КРОСС-КУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА «ПРОЩЕНИЕ»

Аннотация. В статье рассматривается прощение как социально-психологический феномен. Приведен краткий анализ современных подходов к пониманию прощения. В качестве методологической основы был выбран диспозиционной подход, с точки зрения которого прощение – устойчивая черта личности, выражающаяся в способе восприятия ситуаций межличностного взаимодействия, в которых были нарушены наши ожидания относительно поведения окружающих нас людей или течения событий. На социально-психологическом уровне прощение может быть связано с различными социально-психологическими установками, механизмами межличностного восприятия, стилем атрибуций, степенью удовлетворенности межличностными отношениями, ассертивностью. На уровне межгруппового взаимодействия прощение связано с принадлежностью к какой-либо религиозной конфессии, типом этнической идентификации и разделением общекультурных ценностей.

У представителей различных этнических групп прощение может проявляться по-разному и может быть связано с различными социально-психологическими факторами. В статье представлены результаты исследования прощения у представителей семи этнических групп (русские – 106 человек, удмурты – 25 человек, татары – 9 человек, туркмены – 32 человека, таджики – 11 человек, узбеки – 9 человек, казахи – 11 человек. Общее количество респондентов – 203 человека в возрасте от 18 до 22 лет (Med=19)). В ходе корреляционного анализа были выявлены различия в переживании прощения у представителей различных этнических групп. В результате исследования обнаружено, что для двух групп (русских и удмуртов) прощение – это акт доброй воли, дар партнеру по общению, а для других (татар, таджиков, туркменов, казахов) – снисхождение, милость по отношению к партнеру по общению.

Филипенко Е.В., Витольник Г.А.
ВОЗМОЖНОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПРОФИЛАКТИКЕ МОЛОДЁЖНО-ПОДРОСТКОВОГО ЭКСТРЕМИЗМА

Аннотация. Проблема распространения молодежного экстремизма приобретает особую значимость в условиях социально-экономической нестабильности и духовно-нравственного кризиса современного общества. Наиболее подвержены деструктивному влиянию социальной среды подростки и юноши «группы риска», которые, в силу возрастных особенностей, наиболее предрасположены к усвоению радикальных взглядов и влиянию экстремистских настроений. В связи с чем, одной из приоритетных задач общеобразовательных организаций становится предупреждение распространения экстремизма. Автор считает, что воспитательно-профилактическая работа, осуществляемая общеобразовательными организациями, требует комплексного подхода и должна быть реализована на информационном, деятельностно-поведенческом и ценностном уровнях. Эффективность профилактической работы достигается посредством проектирования ряда психолого-педагогических условий, реализация которых позволит существенно снизить риск экстремистских настроений среди обучающихся. В статье также анализируются различные точки зрения ученых, исследующих особенности проявления экстремизма в молодёжно-подростковой среде, описываются этапы становления молодежных объединений экстремистской направленности, типичные личностные характеристики, входящих в них подростков и юношей, чье поведение требует особого внимания со стороны педагогов и педагогов.

Хохлов А.А., Разумова О.И.
ВОСТОЧНЫЕ ЕДИНОБОРСТВА КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация. В статье проводится обсуждение по формированию физических возможностей учащихся, а также велось по семи испытательным заданиям для ключевых физиологических качеств. Во время изучения использовались последующие методы: теоретическое исследование и обобщение научно-методической литературы, преподавательское исследование, преподавательские наблюдения, преподавательское тестирование, технологии математической статистики. Итог тестирований характеристик физической подготовленности учащихся свидетельствует, что уровень физиологической подготовленности у учащихся не одинаков, однако большинство исследованных учащихся обладают посредственный уровень физиологической подготовленности по государственной системе тестов физиологической подготовленности населения России, предустановленной к их возрасту и полу. Исследование приобретенных итогов свидетельствует, что у студентов квалификации «лыжные гонки» превалируют подобные физиологические особенности как скорость и выносливость, а у студентов квалификации «восточные единоборства» – сила, ловкость и гибкость.

Чёрная В.В., Блинова Э.А., Кочуров Б.И., Масленникова В.В.
СОЗДАНИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЭКОСИСТЕМЫ В ОБЛАСТИ ОХОТОВЕДЕНИЯ, РЫБОЛОВСТВА И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА

Аннотация. Инвестиции в человеческий капитал, а именно: переход на новый уровень образовательной, научной и научно-исследовательской деятельности в сферах биологии, экологии, рационального природопользования позволит формирующейся социально-экономической системе Союзного государства соответствовать текущим потребностям нового времени. Целью нашей работы является обоснование создания международной доступной научно-образовательной экосистемы для организации и проведения широкого перечня союзных, межгосударственных исследований и мероприятий, способствующей повышению уровня профессиональной подготовки кадров в области природопользования и устойчивого развития, вовлечению учёных и молодёжи в дело охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Основные результаты: составлено описание проекта, проектный план, объединяющий направления научно-хозяйственной деятельности – охотоведение, рыболовство и экологический туризм в единую «экосистему»; намечена организация научно-образовательных площадок, обеспечивающих реализацию программ сплочения молодого поколения вокруг эффективного природопользования без ущерба эколого-ресурсному потенциалу; предложена межгосударственная научно-образовательная система в области охотоведения, рыболовства и экологического туризма на основе признанных научно-педагогических школ в сфере биологии, экологии, охотоведения и рационального природопользования. Выводы и обоснование новизны работы: реализация пионерной научно-образовательной экосистемы в рамках Союзного государства обеспечит создание условий для качественной подготовки специалистов по направлениям: охотоведение и охотничье хозяйство, рыболовство, экологический туризм. Образовательный консорциум станет научным пространством для проведения международных форумов и конференций, молодежных слетов, работы экспертов, симпозиумов, будет способствовать повышению престижа биологических, сельскохозяйственных, природоохранных специальностей среди молодежи. Предложенная нами научно-образовательная экосистема – шаг к формированию единого экономического пространства Союзного государства для обеспечения социально-экономического развития посредством объединения материального и интеллектуального потенциалов государств-участников и использования рыночных механизмов функционирования экономики.

Мануйлов В.Н.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ АМБУШЮРА У КУРСАНТОВ – БУДУЩИХ ВОЕННЫХ ДИРИЖЕРОВ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

Аннотация. Целью обучения курсантов-исполнителей на медных духовых является подготовка исполнительского аппарата к звукоизвлечению и исполнению репертуара на высоком художественном уровне. Цель исследования – определение теоретических и практических основ формирования амбушюра с учетом специфики понятия, физики и акустики игры на медных духовых, функционирования исполнительского аппарата, и определение характеристик и критериев правильно сформированного амбушюра. Современная практика игры на медных духовых инструментах требует решения вопросов эффективной методики формирования амбушюра и работы исполнительского аппарата. Научная новизна состоит в систематизации концепций, касающихся: 1) специфики амбушюра, 2) физики и акустики амбушюра, 3) функционирования исполнительского аппарата курсанта-духовика при формировании амбушюра, 4) определении критериев оценки правильного амбушюра. В результате теоретического исследования и обобщения исполнительской практики предлагается новое определение термина амбушюр с точки зрения физико-акустических особенностей звукоизвлечения и действий исполнительского аппарата, раскрыты механизмы и функции исполнительского аппарата духовика, систематизированы акустические и физические особенности звукоизвлечения на медных духовых, подробно проанализированы положения и действия частей исполнительского аппарата, охарактеризован правильно сформированный амбушюр.

РАЗДЕЛ III. ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТА ТРУДА И ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ

Гончарова Н.А.
ВЛИЯНИЕ СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА НА ВЫБОР СТИЛЕЙ СОВЛАДАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются психодинамические свойства личности, влияющие на выбор стилей совладания в сложных жизненных обстоятельствах. Эффективность использования конструктивных стратегий совладания детерминирует психологическое благополучие личности, расширяет возможности обучения и развития, обеспечивает успешность взаимодействия с окружающим миром. В процессе исследования проверялась гипотеза о наличии влияния свойств темперамента на показатели совладающего поведения лиц студенческого возраста, а также предположение об особенностях такого влияния и приоритетности отдельных свойств темперамента в детерминации совладающего поведения. Выборка исследования была сформирована на основании возрастной и половой идентичности группы лиц мужского пола, обучающихся в образовательной организации высшего образования. Результаты исследования подтвердили гипотезу, а также имеющиеся результаты аналогичных исследований, о влиянии свойств темперамента на выбор стилей совладающего поведения. Установлены статистически значимые параметры влияния свойств «экстраверсия /интроверсия», «быстрый темп / медленный темп», «эмоциональная возбудимость / эмоциональная уравновешенность», «ригидность / пластичность» на показатели активных и ассертивных стилей совладания. Выявлено влияние показателей свойств темперамента «быстрый темп», «эмоциональная уравновешенность» и «ригидность» на значения асоциальных, агрессивных стратегий совладания. Установлена приоритетность влияния эмоциональных свойств темперамента на выбор стратегий совладающего поведения.

Климова Е.М., Камышанов А.А., Пахомова Е.А.
ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОРИЕНТАЦИЙ КУРСАНТОВ В ХОДЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования ценностно-смысловых ориентаций курсантов 2 и 4 курсов обучения Военного университета. Показано, что курсанты 2 курса ещё не имеют четкой осмысленности жизни, целеполагания и далеко идущих планов, для них характерно жить в настоящем моменте, так же им присуще ощущение, что они не могут контролировать свою жизнь и, как следствие, некоторый фатализм. Курсантов 4 курса можно охарактеризовать как группу целеустремленных людей, которые оценивают свою жизнь как осмысленную и так же оценивают свое прошлое как осмысленное и хорошее. У курсантов 2 курса наиболее выраженным показателем является шкала «Направленности на себя», они более ориентированы на прямое вознаграждение, безотносительно содержательной работы, склонность к соперничеству. У курсантов 4 курса наиболее выражен показатель по шкале «Направленность на дело», преобладают мотивы, которые детерминируются самой деятельностью. Среди курсантов 2 курса преобладают терминальные ценности, в то время как у курсантов 4 курса преобладают инструментальные ценности. Сформулированы рекомендации профессорско-преподавательскому составу, командованию факультета, курсовым офицерам по развитию ценностно-смысловых ориентаций максимально соответствующих профилю получаемого образования.

Кузнецов В.Д., Медянцев В.С., Гинжелев В.А.
ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЕ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНЫХ ВОЙСК, ВЫПОЛНЯЮЩИХ УЧЕБНО-БОЕВЫЕ ЗАДАЧИ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация. Физическое и нервно психическое перенапряжение личного состава команды, участницы конкурса «Десантный взвод», вызвано воздействием вредных факторов военной службы, объемами тренировочных мероприятий и влечет за собой понижение функционального состояния, которое может вызвать травмирование участников состязаний. Это приведет к срыву спортивной подготовки всей команды и к некачественному выступлению военнослужащих на международном этапе конкурса. А своевременная оценка функционального состояния с помощью современных аппаратно-программных комплексов по анализу вариабельности сердечного ритма поможет в оценке функционального состояния и регулировании процесса подготовки сборной команды. Целью исследования былаоценка функционального состояния военнослужащих, участников конкурса по полевой выучке «Десантный взвод», в предсоревновательный период с помощью современных аппаратно-программных комплексов и разработка предложений по регулированию процесса подготовки воинов-спортсменов. В ходе исследования было установлено, что современные аппаратно-программные комплексы по оценке функционального состояния, на основе анализа вариабельности сердечного ритма, могут помочь в постоянном динамическом контроле за реактивностью регуляторных систем, определяющих эффективность работы адаптационных механизмов, и на основе полученных результатов, вносить корректировку в планы спортивной подготовки.

Меретукова М.А., Хаконова И.Б., Шадже М.Г.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЯХ

Аннотация. Деятельность сотрудников правоохранительных органов осуществляется в условиях, составным элементом которых выступают стрессогенные факторы. В статье представлены результаты эмпирического исследования, целью которого стало выявление особенностей поведения в стрессовой ситуации сотрудников разных структурных подразделений правоохранительных органов. В исследовании приняли участие 300 работников правоохранительных органов в возрасте от 25 до 42 лет, из которых 100 следователей, 100 сотрудников прокуратуры и 100 инспекторов дорожно-патрульной службы. В исследовании были использованы Фрайбургский личностный опросник, опросник «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» и опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций». Сравнительный анализ показателей, выявленных с помощью обозначенных методик, позволил прийти к заключению о том, что существуют статистически достоверные различия в поведении сотрудников правоохранительных органов в стрессовых ситуациях, обусловленные спецификой их служебно-профессиональной деятельности и индивидуально-психологическими особенностями их личности. Установлено, что профессиональная деятельность следователей детерминирует развитие таких черт личности, как спонтанная агрессивность, в сочетании с открытостью в контактах и импульсивностью, которые взаимосвязаны с выбором социального отвлечения как способа совладания со стрессом; сотрудники прокуратуры характеризуются экстравертированностью и общительностью, обусловливающими их отказ от избегания стрессовой ситуации, а инспекторы дорожно-патрульной службы, характеризующиеся эмоциональной лабильностью и низкой стрессоустойчивостью, могут использовать в стрессовых ситуациях агрессивные и импульсивные действия. Выявленные взаимосвязи исследованных показателей могут быть учтены при проведении профессионального отбора сотрудников правоохранительных органов.

Поручкина С.М., Лебедев И.М., Пахомова Е.А.
ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ РАЗНЫХ КУРСОВ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей ценностных ориентаций личности студентов-психологов разных курсов обучения. Показано, что наблюдается так называемый «дрейф ценностей: у студентов 1-2 курсов преобладает ориентация на эгоизм, деньги, свободу, в то время как у студентов 3-4 курсов преобладает ориентация на результат, труд и власть. В качестве отвергаемых у студентов 1-2 курса выделены ориентация на результат и альтруизм, у студентов 3-4 курсов – свободу и эгоизм. Наиболее значимыми ценностными ориентациями для студентов младших курсов являются «доброта», «власть», «универсализм, наименее значимыми ценностями стали «самостоятельность», «конформность» и «стимуляция». У студентов старших курсов наименее значимыми шкалами являются «универсализм», «доброта», «достижения», наиболее значимыми – «гедонизм», «безопасность», «власть». Сравнение ранжированных нормативных ценностей студентов младших и старших курсов выявило, что в тройку приоритетных ценностей студентов как младших, так и старших курсов вошла ценность «гедонизм».

Баранов А.А., Протопопова Г.Л.
СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ В СИТУАЦИИ ПЕРЕЖИВАНИЯ РАЗВОДА

Аннотация. Статья раскрывает особенности смысловой сферы личности в ситуации расторгнутого брака. Смысловая сфера испытывает различные мутации в своей структуре в процессе всей жизни человека, эти изменения могут детерминироваться как возрастными особенностями, так и существующими социальными условиями развития личности. В связи с этим, целью исследования стало целостное изучение смысловой сферы личности в ситуации расторгнутого брака. Исследование осуществлялось на базе Глазовского государственного педагогического института имени В.Г. Короленко в течение 4-х лет. Общий объём выборки испытуемых составил 400 человек (женщины и мужчины от 18 до 65 лет). Выборки были уравнены по полу, образовательному основанию и сравнивались. В качестве методов статистической обработки использовался U-критерий Манна-Уитни, предназначенный для оценки различий между двумя выборками по уровню признака. Диагностика смысловой сферы осуществлялась при помощи теста «Смысложизненные ориентации» (СЖО) Д.А. Леонтьева и теста «Уровень рефлексивности» А.В. Карпова.

Было выявлено, что смысловая сфера «женатых» испытуемых, отличается стабильностью и прочностью, смысло-жизненные ориентации направлены на общение и понимание, а вот смысловая сфера «разведенных» испытуемых, характеризуется неясными целями, низкой осмысленностью настоящей жизненной ситуации, недовольством со стороны прошедших событий. Смысло-жизненные ориентации направлены на достижения и безопасность.

Сухинина К.В., Александрович О.Ю., Константинов Р.В., Куклин А.В.
АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕВУШЕК-ПЕРВОКУРСНИЦ

Аннотация. В статье описываются результаты исследования антропометрических показателей (веса тела, длины тела, индекса массы тела, показателей компонентного состава тела), типы конституций у девушек-первокурсниц Иркутского государственного университета. Объектом исследования были 41 человек, почти здоровые русские девушки-первокурсницы (средний возраст обследуемых составил 18,1±0,2 лет). Длина тела у девушек составила 168,3±4,6 см, вес тела 58,1±5,4 кг, индекс массы тела (ИМТ) составил 20,5±1,9 и находился в пределах нормы. Среди обследованных студенток преобладал астенический тип конституции (в 54,5 % случаев), содержание жировой массы тела составило в среднем 22,1±0,06 % и было ниже нормы, содержание костной массы тела составило в среднем 11,5 ± 0,1% и было ниже нормы, а содержание мышечного компонента составило 50,2± 7,4 % и соответствовало нижней границе нормы.

Титова Н.К.
ОСОБЕННОСТИ (СПЕЦИФИКА) КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЭКСПЕРТА-КРИМИНАЛИСТА

Аннотация. В статье рассматриваются основные проблемы, которые складываются в ходе практического экспертно-криминалистического исследования, а именно применения экспертом-криминалистом методов критического мышления, поднимаются аспекты становления экспертного мышления в профессиогенезе, определяется важность и значимость данной темы, определяется алгоритм критического мышления, его отличие от логического и догматического мышления, также делаются предположения о совершенствовании данного процесса.

Хохлов А.А., Воронин А.В., Разумова О.И.
ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ 10-12 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЕДИНОБОРСТВАМИ

Аннотация. Цель статьи заключается в научном обосновании важности и эффективности применения психологического сопровождения формирования развития подростков 10-12 лет, занимающихся единоборствами. Достижение цели исследования обеспечивалось поэтапным решением основных задач: утверждение первичного состояния сформированности психофизических возрастных особенностей развития у подростков; характеристика и описание сущности оказания комплексного психологического сопровождения и психологической помощи в процессе формирования эмоционального интеллекта исследуемых подростков 10-12 лет; проверка эффективности психологического сопровождения формирования психофизических возрастных особенностей. С целью решения поставленных задач и обеспечения достоверности положений и выводов был использован метод психодиагностики (методика «эмоциональный интеллект» по Н. Холлу), беседы, наблюдения; были созданы контрольная и экспериментальная группы. Контрольная группа предполагала проведение исключительно процедуры психодиагностики. Экспериментальная группа, кроме психодиагностических процедур, проходила ряд психологических практик. По результатам исследования был установлен низкий уровень эмоционального интеллекта, эмпатии, управления собственными эмоциями и средний уровень способности к распознаванию эмоций других подростков. В процессе исследования психофизических возрастных особенностей установлена качественная и количественная динамика по показателям, в частности, эмпатии.

Разработана программа психологического сопровождения, реализуемая по двум направлениям – основным и дополнительным. Основное направление — это непосредственное влияние на личность подростка 10-12 лет, дополнительное – это влияние на изучаемых подростков через его ближайшее окружение: семья, тренер, воспитатели.

Якубенко Я.Э., Якубенко О.А.
ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ МАИ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Аннотация. В статье представлены результаты опроса студентов 2 курса технического вуза об отношении к занятиям физической культурой в вузе, здоровому образу жизни, к организации занятий. Наиболее ценный материал – это предложения студентов по совершенствованию процесса обучения по дисциплине «Физическая культура» реализация которых будет способствовать поддержанию положительного отношения у студентов к физической культуре.

Михайлова О.Б., Гирина А.С.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕКСУАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ С ПОКАЗАТЕЛЯМИ ДИСГАРМОНИИ В ИНТИМНЫХ ОТНОШЕНИЯХ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК

Аннотация. Встатье представлен теоретический и эмпирический анализхарактеристик сексуального поведения и показателей дисгармонии интимных отношений юношей и девушек студенческого возраста. Цель исследования – выявление взаимосвязей в проявлениях интимных отношений и сексуальном поведении у молодежи. В содержании рассмотрены различные подходы к анализу интимных и сексуальных отношений с позиции сексологии и психологии. Обоснованы основные проблемы и противоречия, на основе которых построена стратегия эмпирического исследования.

В качестве респондентов были выбраны 62 человека (32 девушки и 30 юношей в возрасте от 18 до 23 лет), обучающихся на разных факультетах Российского университета дружбы народов в бакалавриате и магистратуре. Для диагностики параметров дисгармонии интимных отношений использовалась авторская модификация методики «Субъективная оценка межличностных отношений» С.В. Духновского, для оценки особенностей сексуального поведения — «Опросник установок к сексу» Г. Айзенка и «Оценка сексуального профиля» О.Ф. Потемкиной. В целом, в сексуальном поведении испытуемые проявляют благоприятные сексуальные установки, отмечают сексуальную удовлетворенность и реализованность, а также сексуальную невротичность, указывающую на сложности у молодых людей в создании близких отношений.

В результате проведенного корреляционного анализа в исследовании были выявлены показатели сексуального поведения, характеризующие дисгармонию в интимных отношениях юношей и девушек, которые свидетельствуют о недостаточной психологической готовности к интимным отношениям молодых людей. Представленные в исследовании характеристики дисгармонии в интимных отношениях позволили авторам сформулировать выводы и рекомендации специалистам в области образования по организации психолого-педагогических технологий формирования сексуальной культуры у современной молодежи.

Пугачева Е.В., Тымчиков А.Ю.
ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТОВ ГОТОВНОСТИ К СОРЕВНОВАНИЯМ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МАСТЕРСТВУ

Аннотация. В статье представлены результаты психологических исследований гендерных аспектов эффективности соревновательной деятельности по профессиональному мастерству и психологической готовности к ней. Раскрыто психологическое содержание соревновательной деятельности, ее связи с конкурсной деятельностью.

Основным методом эмпирических исследований гендерных аспектов эффективности соревновательной деятельности по профессиональному мастерству и психологической готовности к ней являлся сравнительный анализ высоко и мало эффективной деятельности, а также личностно-профессиональных качеств их субъектов. Для этой цели использовалось анкетирование мужчин и женщин победителей и призеров соревнований по профессиональному мастерству, а также тех участников, которые выступили неудачно. Выявлены детерминанты психологической готовности, обеспечивающие успешное выступление на соревнованиях по профессиональному мастерству.

Установлено, что женщины победители и призеры соревнований по профессиональному мастерству проявилибольшую самостоятельность при подготовке к соревнованиям, у них было более результативным применение технологий самовоздействия, больше внимания они уделяли анализу своих сильных и слабых сторон, самооценка в целом и самооценка своих личностно-профессиональных качеств у женщин была выше. Все это особенности способствовали большей уверенности.

Мужчины победители и призеры соревнований по профессиональному мастерству лучше формировали образ «Я-победитель», эффективнее применяли технологию психологического настроя на преодоление тревоги, боязни неудач, сильные слабые стороны соперников они анализировали лучше женщин. Мужчины в большей мере нуждались в воодушевляющем и поддерживающем общении.

Полученные результаты целесообразно использовать при психологической подготовке к соревнованиям по профессиональному мастерству.