РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Иеромонах Лавр (Архипов М.И.)
ПРОЦЕСС ЗАКРЫТИЯ МОНАСТЫРЕЙ В КОНЦЕ 50-Х ГГ. ХХ ВЕКА
(ПО АРХИВНЫМ МАТЕРИАЛАМ СОВЕТА ПО ДЕЛАМ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ
ЦЕРКВИ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР)

АННОТАЦИЯ

В статье, на основе анализа архивных материалов из Государственного Архива РФ, исследуется процесс закрытия православных монастырей в конце 50-х гг. ХХ века. Внимание автора сосредоточено на монастырях союзных республик – Украинской ССР, Молдавской ССР, Латвийской ССР, на территории которых находилось наибольшее количество монастырей в указанный период.

Прежде всего, для оценки процесса ликвидации монастырей в Молдавской, Украинской, Латвийской ССР представляют интерес отчеты уполномоченных Совета по делам Русской Православной Церкви как непосредственных инициаторов и исполнителей этого процесса. Эти документы, которые были рассекречены только в XXI веке, являются ценным историческим источником для исследования процесса закрытия монастырей в советский период. Анализ архивных документов позволяет выявить особенности методов по ликвидации монастырей в конце 50-х гг.

По итогам исследования формулируется вывод о том, что программа по ликвидации монастырей в рамках антирелигиозной политики Н. С. Хрущева представляла собой комплекс тщательно продуманных мероприятий – экономических, политических, социальных, психологических – в результате которых количество существующих монастырей в СССР постепенно сокращалось.

Белова Н.Р.
АД, ЧИСТИЛИЩЕ, РАЙ В СОЧИНЕНИЯХ ЧЕШСКИХ КАТОЛИЧЕСКИХ АВТОРОВ
ПЕРИОДА РЕКАТОЛИЗАЦИИ

АННОТАЦИЯ

Предметом исследования в данной статье становятся представления о загробном мире, содержащиеся в чешскоязычных текстах XVII–XVIII вв. и предлагаемые католическими авторами простым верующим. Рассматривается специфика религиозной ситуации в Чешских землях в эпоху после поражения чешских сословий в битве у Белой горы (1620 г.), когда по инициативе Габсбургов в стране была начата всеобщая и насильственная рекатолизация, которая предполагала возвращение некатолического населения в лоно католической церкви, а также активную миссионерскую и проповедническую деятельность с целью углубления внутреннего благочестия. В статье рассматриваются образы Ада, Чистилища и Рая, воспроизводимые католическими проповедниками, затрагиваются вопросы о географии загробного мира, о посмертной судьбе человека, о том, как он мог попасть в Рай, а за какие грехи должен был быть осужден на Ад или Чистилище.Автор делает вывод, что комплекс представлений о загробном мире служил важным инструментом воздействия на прихожан, что было особенно важно в условиях обособления конфессий и проведения рекатолизационной политики. Образы Ада служили для устрашения прихожан, страх перед Преисподней должен был заставить людей соблюдать нравственные нормы и церковные предписания. Представления о Чистилище, с одной стороны, также устрашали верующих, а с другой – внушали надежду на спасение, что делало картину мира раннего Нового времени более оптимистической. Образ Рая в католической литературе был наименее детализирован, описания блаженства праведников могли служить побуждением к отказу от греха и ведению благочестивой жизни. Анализ представлений о загробном мире позволяет сделать вывод о специфике рекатолизации, которая была ориентирована не только на борьбу с некатолическими учениями, но и на углубление религиозности всего католического населения.

Былова Н.С.
«MEMORABILIA SAN REMO»: ИТАЛЬЯНСКИЙ ТРАВЕЛОГ ГЛАСНОГО МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ Н.П. ВИШНЯКОВА (1844–1927)

АННОТАЦИЯ

В статье представлен опыт изучения путевых заметок старейшего гласного Московской городской думы Н.П. Вишнякова, написанных им во время путешествия по Италии в 1906–1907 гг. Источник представляет собой травелог, подробно раскрывающий как повседневные обстоятельства поездки, так и восприятие его автором итальянской Ривьеры как особого культурно-исторического пространства, наполненного не только географическим содержанием или территориальными характеристиками северного Средиземноморья. В путевых заметках Н.П. Вишнякова широко представлены социокультурные аспекты жизни итальянцев, позволяющие проанализировать специфику их коммуникации и стереотипы поведения, этнокультурные ценности и уклад повседневной жизни. Изучение путевых заметок как эго-источника позволяет реконструировать целый спектр образов северной Италии, которые сформировались у Н.П. Вишнякова во время поездки. Особое внимание в статье уделено образу «другого/чужого», на который наложили отпечаток политические воззрения автора путевых заметок. Н.П. Вишняков, как человек придерживающийся умеренно-правых взглядов, даже во время путешествия не мог остаться в стороне от политической жизни социалистического Сан-Ремо. Путевые заметки Н.П. Вишнякова не были опубликованы, хранятся в Центральном государственном архиве города Москвы, вводятся в научный оборот впервые.

Герасимов Д.И.
ФАКТОР ГОСУДАРСТВА МАНЬЧЖОУ-ГО В СОВЕТСКО-ЯПОНСКИХ
ОТНОШЕНИЯХ В 1931-1935 ГГ.

АННОТАЦИЯ

В статье исследуется проблема создания марионеточного государства Маньчжоу-Го, анализируется влияние фактора Маньчжоу-Го на развитие советско-японских дипломатических отношений, а также выявляется воздействие на внешнюю политику СССР в Дальневосточном регионе в 1931-1935 гг. возникшего в результате японской интервенции в Маньчжурии узла противоречий.

Автор указывает, что Япония еще с начала 1920-х гг. вынашивала планы вторжения в Китай, когда она стала постепенно закрепляться в экономическом и политическом плане в Северо-Восточном Китае, создавая тем самым плацдарм для дальнейшего вторжения в Маньчжурию (сентябрь 1931 г.). Выгодное стратегическое положение Маньчжурии имело важное геополитическое значение как для СССР, так и для Японии. Кроме того, Маньчжурия обладала огромной сырьевой базой. Именно здесь сталкивались интересы СССР и Японии. Китай, охваченный внутриполитической борьбой и крайне ослабленный, служил местом разрешения советско-японских противоречий. В результате в 1932 г. при активном содействии японского правительства было создано марионеточное государство Маньчжоу-Го, которое должно было не только служить военно-стратегическим плацдармом для продвижения в глубь Китая, но и стать исходным пунктом для подготовки вторжения на территорию СССР. Тем самым Япония стремилась усилить свое политическое и стратегическое значение в Дальневосточном регионе: создав нового игрока на международной арене – марионеточное государство Маньчжоу-Го, – Япония смогла закрепиться в Маньчжурии и продолжать развивать военную экспансию на Дальнем Востоке.

Автор подчеркивает, что огромную стратегическую роль во взаимоотношениях государств Дальневосточного региона играла сфера деятельности, связанная с поставками, снабжением, контролем и организацией транспортировки различных грузов (военной техники, продовольствия и т.д.) и людских резервов. В этом смысле Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД), которая с недавних пор пролегала и через территорию Маньчжоу-Го, во многом определяла политические взаимоотношения СССР и Японии. Поэтому СССР приходилось предпринимать быстрые и решительные шаги в целях укрепления собственной государственной безопасности.

Кудласевич Н.Н.
ЭСТОНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ПОД ОМОФОРОМ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ПАТРИАРХАТА (1923–1978)

АННОТАЦИЯ

В статье выявляются особенности функционирования Эстонской Апостольской Православной Церкви в период ее пребывания под омофором Константинопольского Патриархата с 1923 по 1978 гг. Анализируются важнейшие события в истории Эстонской Православной Церкви этого периода: а именно – факт приобретения «автономии» в 1923 г.; введение Устава ЭАПЦ 1935 г.; акт о присоединении эстонской автокефалии к Матери Церкви Российской 1941 г.; «эстонская схизма» 1941–1945 гг.; учреждение митрополитом Александром (Паулусом) Синода в Стокгольме; деяние Патриарха Константинопольского о прекращении действия Томоса Мелетия в 1978 г. Аргументация опирается на материалы из архива митрополии Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата в Таллине и на другие архивные источники и материалы современных исследователей. В статье используются исторический метод, а также методы анализа и синтеза имеющейся информации. По результатам проведенного исследования следует, что события указанного периода являются предпосылками раскола, произошедшего в Эстонской Православной Церкви в 90-е гг. ХХ века.

Норенкова И.Д.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СЕЛЕНИЯ РАЙВОЛА ВЫБОРГСКОЙ ГУБЕРНИИ XIX – НАЧАЛА XX ВЕКОВ

АННОТАЦИЯ

В статье анализируется двойственное административное положение селения Райвола Выборгской губернии Великого княжества Финляндского. С XVIII века эта местность заселялась русскими крестьянами, которые работали на Сестрорецком оружейном и чугунолитейном заводах. В административном плане заводы вместе с сотрудниками находились в управлении Санкт-Петербургской губернии. При этом проживая на территории Великого княжества Финляндского, жители Райвола должны были соблюдать законодательство, установленное местными финскими полицейскими и судебными властями. Такое двойственное положение осложняло жизнь населения Райвола, однако попытки для решения этого вопроса русской и финской сторонами практически не предпринимались. Селение Райвола было известным для русского обывателя не только как спорная территория, но и как место для дачного отдыха, который активизировался на Карельском перешейке на рубеже XIX–XX веков. В сравнении с другими дачными местностями Райвола была не так популярна у состоятельных приезжих и являлась местом проживания средних слоев.

Караханова Р.В.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЛОДЕЖНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «LA CÁMPORA» И ЕЕ СТАНОВЛЕНИЕ КАК ОДНОГО ИЗ КЛЮЧЕВЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ АКТОРОВ В АРГЕНТИНЕ

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена исследованию становления и развития деятельности аргентинского молодежного движения «La Cámpora» как провластного политического проекта администраций Н. Киршнера (2003‑2007 гг.) и К. Фернандес де Киршнер (2007-2015 гг.). В статье проведен анализ организации на предмет ее мобилизующей способности среди молодого поколения Аргентины; рассмотрены идеологические источники и постулаты организации как киршнеристского политического проекта; дана характеристика внутренних и внешних особенностей институционального функционирования организации. Обосновано, что в период с 2003 по 2015 гг. изменения претерпела не только роль государства, но и организация политической власти, проведение политических процессов и пр. Сделаны выводы о том, что молодежь стала одним из столпов существующего режима, так как организация способствовала активизации участия молодого поколения в политической жизни страны. Констатируется, что движение принимает активное участие в строительстве киршнеристского государственного проекта.

Ковалевская М.П.
О НЕКОТОРЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ ОБЩЕСТВЕННОЙ ДИСКУССИИ ПО ВОПРОСАМ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СССР: 1985–1991 ГГ.

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются некоторые тенденции в содержании развернувшейся во второй половине 1980-х гг. общественной дискуссии о межнациональных отношениях в СССР, их действительное положение в общественном дискурсе. С опором на отечественную историографию по обозначенной проблематике выявлена содержательная основа межнациональных отношений в Союзе, определены направления их критики, а также обоснована необходимость учета советского опыта межнациональных отношений.

Лакстыгал И.М., Маныкин А.С.
ПОДХОД АДМИНИСТРАЦИИ ДЖ. ФОРДА К ОТНОШЕНИЯМ С ФРАНЦИЕЙ В 1974–1977 ГГ.

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается малоизученный в отечественной историографии вопрос нормализации двусторонних отношений США с Францией в президентство Дж. Форда (1974-1977 гг.). На основе документов, воспоминаний и имеющихся наработок в зарубежной и российской науке автор анализирует курс американской администрации на французском направлении, а также конкретные шаги по улучшению качества контактов с Францией. Оценивая эффективность шагов, предпринятых командой Дж. Форда формируется вывод, что в 1974-1977 гг. Вашингтону удалось направить отношения с Парижем в конструктивное русло и преодолеть негативное наследие первой половины 1970-х гг. Во многом этого удалось достичь благодаря созданию формата ежегодных многосторонних саммитов с вовлечением в них Франции, а также частичного учета интересов Парижа в зоне ближневосточного конфликта и в Греции.

Нестерова К.А.
М.М. ВИНАВЕР (1862–1926) КАК «ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО» РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

АННОТАЦИЯ

Целью статьи является проведение анализа деятельности юриста, политика, бывшего депутата Первой Государственной Думы Российской Империи от кадетской партии М. М. Винавера (1862 – 1926) в области культуры и искусства, науки и просветительской деятельности как в Российской империи, так и в Париже, после вынужденной эмиграции в ходе революции 1917 года. На основе материалов архивов ГАРФ, РГАЛИ, мемуарных и визуальных источников современников М. М. Винавера, при привлечении достижений современной историографии по теме в статье была проведена оценка его роли в развитии и сохранении русского искусства, его особого «многонационального» виденья русской культуры, плодов его практической деятельности – научной, меценатской и литературной. Научная новизна заключается в анализе и приобщении к историографии прежде малоизвестных данных об истоках любви М. М. Винавера к русскому искусству и стремлению встроить ее в европейский контекст, что позволяет более пристально рассмотреть культурную жизнь российской политической элиты, эмигрантов первой волны. В результате удалось установить высокую значимость М. М. Винавера в жизни художника Марка Шагала, писателя Георгия Адамовича, выявлены цели создания при участии М. М. Винавера Русского института при Сорбонне, сотрудничества с Земско-городским комитетом помощи российским гражданам за границей, Русской академической группой. Сделаны выводы об особом отношении самого политика к русской культуре, свободе духа и творчества и достижениям прошлого.

Нестерова А.А.
ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РАКУРС РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В 1990-Х – 2000-Х ГОДАХ

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена историко-педагогическому изучению системы экологического образования российских школьников на рубеже 1990-х – 2000-х гг. Используя метод проблемно-хронологического анализа, автор раскрывает последовательность событий, оказавших влияние на развитие школьного экологического образования. В исследовательском поле статьи находятся различные аспекты, касавшиеся проблемы экологического образования школьников на рубеже XX-XXI вв., вопросы содержания и методов работы по формированию экологической культуры детей, а также разработки учебников и учебно-методических материалов. В статье собран богатый фактический материал, рассмотренный в историко-педагогическом ракурсе, дана его оценка в контексте влияния на логику развития отечественной эколого-образовательной сферы.

На конкретных примерах автором проанализированы результаты опытно-экспериментальной работы, разворачивавшейся в разных российских регионах на протяжении двух десятилетий, описан вклад ведущих педагогов-исследователей в становление региональных систем экологического образования.

Актуальность ретроспективного рассмотрения проблемы школьного экологического образования того периода, по мнению автора, заключается в поиске теоретических и методических основ, на которых строилась дальнейшая работа по формированию экологической культуры подрастающего поколения в нашей стране. Осмысление прошлого педагогического опыта помогло высветить лучшие педагогические практики эколого-образовательной работы, которые могли бы быть востребованы в современной школе.

РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКСНОЕ ПОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Агапова Е.Н., Граничина О.А., Жарова М.В., Трапицын С.Ю.
АНАЛИЗ АКТУАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ СКВОЗЬ ПРИЗМУ СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА

АННОТАЦИЯ

Статья отражает результаты исследования, целью которого было выявление закономерностей и особенностей формирования установки молодежи к социально-ответственному поведению в ситуации нарастания внешних и внутренних угроз российской государственности. На основе организованного опроса молодежи оценены факторы, детерминирующие ее поведение в контексте реализуемой молодежной политики, уровень доверия молодежи к политическим институтам. Проведенный корреляционный анализ подтвердил предположение о существовании взаимосвязи между параметрами социального капитала (ценностные установки молодежи, уровень доверия различным агентам влияния, сила связи с ними) и объектом исследования. Результаты эмпирического исследования демонстрируют, что современный молодой человек сфокусирован на решении личных проблем, ориентирован на «ближний круг», не доверяет людям в целом, испытывает дефицит солидаристических ценностей, сконцентрирован на индивидуалистические интересы, что препятствуют проявлению его гражданской активности. Иная картина в типической группе представителей Российского движения школьников, отличающихся повышенным уровнем доверия государству, наличием патриотических идеалов и готовности к взаимодействию с общественными организациями. Исследование опирается на мировой опыт вовлечения молодежи в общественно-политические процессы, способствующие расширенному воспроизводству социальных норм и традиций, усилению роли государственных и общественных институтов в обеспечении политической стабильности и общественного согласия, в формировании гражданской позиции молодежи и повышении ее социальной активности.

Ануфриев Е.А., Власов Н.В.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПЕРЕЛОЖЕНИЙ И ТРАНСКРИПЦИЙ КЛАССИЧЕСКОГО РЕПЕРТУАРА КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ИСПОЛНИТЕЛЯ-АККОРДЕОНИСТА В ВУЗЕ

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрена проблема формирования у студентов-аккордеонистов в вузе навыков исполнительского анализа переложений и транскрипций классического репертуара мировой музыкальной культуры. Обращение авторов статьи к данной проблематике обосновано необходимостью научного осмысления процесса формирования исполнительских компетенций студентов, обучающихся в вузе на клавишных народных инструментах (баян, аккордеон).

Авторы, обладая значительным педагогическим опытом по профессиональной подготовке будущих исполнителей, педагогов-музыкантов, анализируют процесс проведения студентами исполнительского анализа на примере «Итальянского концерта» И.С. Баха и предлагают технологии эффективного развития креативных составляющих художественно-эстетического вкуса и музыкального мышления студентов.

Исполнительский анализ, интерпретация репертуара будущим профессиональным исполнителем-аккордеонистом, по мнению авторов, должны базироваться на закономерностях функционирования различных жанрово-стилевых направлений музыкального искусства, в которых сконцентрировано и закреплено все богатство отношений человека с миром в его звуковом, эстетическом преломлении.

Афанаскин А.Б.
ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ФЕНОМЕНА СОЦИАЛЬНОЙ НАПРЯЖЁННОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

АННОТАЦИЯ

В статье проанализированы этапы изучения социальной напряжённости в отечественных науках. Рассмотрены области психологии, социологии, в которых возник интерес к социальной напряжённости. Показано, как изменялось с развитием наук понятие социальной напряженности. Понятие социальной напряженности изменялось, уточнялось в разных научных направлениях. Проведен экскурс в историю развития данного понятия в разных науках и на основе теоретического анализа выявлено ее определение, которое существует в социальной психологии в настоящее время. Сопоставлены взгляды исследователей на содержание понятия социальной напряженности. Подчеркнут вклад отдельных исследователей в развитие понятия социальной напряженности.

Банк И.М.
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА

АННОТАЦИЯ

В статье представлены результаты исследования общекультурных и профессиональных компетенций студентов, обучающихся по направлению графический дизайн, выполненные с целью поиска направлений совершенствования программно-методического сопровождения подготовки специалистов указанного направления. Установлено, что большинство студентов, обеих групп экспериментальной и контрольной имели до проведения педагогического эксперимента высокий уровень сформированности ОПК-1 и ОПК-5, средний уровень развития ОПК-2 и ОПК-4, низкий уровень сформированности ОПК-3.

Калаков Н.И.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГНОСТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В СИСТЕМЕ ГЛОБАЛИСТИЧЕСКОЙ НАУКИ

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются глобальные проблемы и влияющие факторы на развитие человечества в окружающем мире:

— обозначены геостратегические, геополитические цели, задачи, идеологии, подходы и перспективы системного, динамичного устойчивого развития человечества эволюционном путем во взаимодействии и взаимосвязи с природой;

— обоснование международной геостратегической, геополитической идеологии и модели с целью поэтапного достижения вершин развитого человечества в окружающем мире эволюционным путем во времени, пространстве, движении с учетом глобально влияющих факторов и особенностей государств;

— определение вектора развития мирового сознания в условиях глобально влияющих факторов в эпоху глобализации;

-рассмотрены вопросы комплексного прогнозирования как научного коллективного исследования на основе глобалистической прогностики и обоснована необходимость объединения научных школ и ведущих ученых иностранных государств в интересах обеспечения безопасности, стабильности и сохранения хрупкого мира.

Волохов М.С.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БУДУЩИХ ГРАФИЧЕСКИХ ДИЗАЙНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ВНУТРИКОРПОРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена внутрикорпоративному обучению студентов по направлению графический дизайн проектной деятельности. В результате анализа литературы установлено, что внутрикорпоративное обучение будущих графических дизайнеров на основе использования технологии проектной деятельности не проводится. Внутрикорпоративное обучение студентов вузов г. Москвы проводилось в издательстве «МИФ», имеющей громадный опыт в издании литературы, в подготовке которой участвуют графические дизайнеры. Для проведения исследования студенты были разбиты на контрольную и экспериментальную группы. Для экспериментальной группы была разработана технология проектной деятельности. По итогам реализации проектов студенты экспериментальной группы показали более высокий уровень компетенций по сравнению со студентами контрольной группы.

Мекебаев Н.С.
ПРЕДИКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ВОИНСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПО КОНТРАКТУ

АННОТАЦИЯ

Проблеме формирования взаимоотношений между военнослужащими в воинском коллективе на всех этапах развития войск национальной гвардии уделялось особое внимание со стороны командиров, начальников и военных психологов. Это обусловлено тем, что при выполнении служебных задач в различных условиях на первое место выходят именно неформальные взаимоотношения между индивидами, чем они устойчивее и крепче, тем сплочение подразделение. Этот фактор на прямую оказывает влияние на качество и успех выполнения возложенных задач. На современном этапе войска укомплектованы военнослужащими по контракту, которые имеют сложную структуру социальных отношений, выходящих далеко за рамки военной службы. В статье представлен теоретический обзор понятия «социальные отношения» через призму различных социологических теорий. Результаты эмпирического исследования позволили выявить с кем респонденты предпочитают контактировать из сослуживцев в границах близкого взаимодействия, что позволило выявить специфику структуры социальных отношений военнослужащих по контракту. Исследование проводилось на базе Новосибирского военного ордена Жукова институте имени генерала И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, в качестве испытуемых привлекались военнослужащие батальона обеспечения учебного процесса в количестве 178 человек.

Паули А.В.
МОНИТОРИНГ ОПЫТА РАБОТЫ СОВРЕМЕННЫХ ВЕДУЩИХ КАДЕТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

АННОТАЦИЯ

Под современной военно-профессиональной работой понимают структурированную отрасль занятости людей, которая предъявляет к своим субъектам – офицерам ряд вызовов, которые не получится решить исключительно при обучении в институте с военным профилем. Даже наиболее инновационные методики в современной педагогике имеют прямую зависимость от стремления учиться и заинтересованности к учебной дисциплине, а наиболее продвинутая система по воспитанию – от характера человека, который сформирован в его детстве. Тем не менее, подобная сфера деятельности имеет солидный воспитывающий потенциал, который и надо применять для того, чтобы осуществлять подготовительную работу офицерского состава с детства.

Эталоны поведения военнослужащих, уровень культуры и авторитетные персоны это, в определенной степени, сильные артефакты для воспитания, и военно-профессиональной работы, больше иных имеющие систему по внутреннему нормативному и не нормативному контролю, традициям и государственной специализацией – это особенная разновидность работы страны, в которой, даже при малом взаимодействии с ней, смогут развиться и проявиться – компетенции индивидуума, нужные патриоту-гражданину и человеку на госслужбе. Есть аутентичный практический опыт по военной, профессиональной работе, которая наполнена ценностями, созданы образы защитников Отечества, что является признаками высокой эффективности образования при обучении кадетов.

Основными целями деятельности является фиксация и выявление сложившейся ситуации, а кроме этого обеспечение нахождения стандартных и самых наилучших направлений в профориентации кадет, чтобы повысить уровень по качеству созидания желания выбрать военную специализацию. Осуществлена выборка по структуре и составу спецпрограмм по профессиональной специализации обширного спектра учреждений по образованию кадетов, которые являются свидетельством того, что воздействие при помощи педагогических средств, используемых в кадетских учреждениях на процессы создания желания к избранию военной специализации достаточно действительный.

Клепцов Н.Н., Клепцова Е.Ю.
ОТЦОВСТВО В ЮНГИНИАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

АННОТАЦИЯ

В статье предложено описание феномена отцовства в юнгинианской аналитической психологии. Проанализированы основные архетипические варианты отцовства. Рассмотрена работа механизма включения архетипа в сознании мужчины с позиции К. Г. Юнга. Смена окружающей жизни вокруг в виде смены старых на новые режимы, моды на мужские прически, внешний вид мужского костюма в одежде, аксессуарах, обуви, архитектурных предпочтений в градостроительстве, семантику, стилистику в речи не меняет архетип. Остаются жизненные сценарии поведения людей, родительские программы и родительские предписания, механизмы конфликтов и соглашений, это требует обнаружения внутренних сил и закономерностей мужских образов в архетипах. Архетипические образы отцовства являются информационным носителем современного отцовства. К инициирующим архетипическим ситуациям и сакрального и социального свойства является отцовство в жизни мужчины. Отцовство с позиции высшего уровня архетипической зрелости по К. Г. Юнгу называется Царь-Отец. Данный архетип отцовства показывает символы непорочности, святости, чистоты мужской духовной зрелости, выраженной в созидательном дарении, геройстве, формировании чувства перспективы, духовном знании, служении, смелости, независимости, созидательном стиле жизни, автономности, свободе. В отцовстве можно выделить следующие функции мужчины – оплодотворяющая, питающая, взращивающая, инициирующая, обучающая, благословляющая, духовная функции Отца, ведущие к духовному поиску вариантов мужского геройства в поведении мужчины. В последнем варианте это благословляющее инициирование как пожелание счастливой судьбы, отцовская ответственность распространяется на родовые ответвления, миссионерство, меценатство, создание нетленных произведений. У архетипа Отца есть и теневая разрушительная сторона, выраженная в подавлении, обесценивании, навязчивой ревности, ограничении свободы, чтобы ощущать свою значимость и требование поклонения. Предлагаемые теоретические выводы создают предпосылки для дальнейшего изучения и осмысления феномена отцовства в современном мире в методологическом, содержательном, процессуальном аспектах.

Рощевская Е.В.
КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ СОБЛЮДЕНИЯ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОТНИКОВ АППАРАТА СУДА

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается вопрос о необходимости формирования коммуникативной толерантности как профессионального качества, обеспечивающего соблюдение этических норм в служебном поведении работников судебного аппарата. Автор рассматривает специфику судебной деятельности и анализирует требования, предъявляемые к профессиональным навыкам и умениям, а также личностным характеристикам работников судебного аппарата. На основании представленных результатов исследования сформированности коммуникативной толерантности у студентов-юристов внесены предложения о необходимости развития коммуникативной толерантности в процессе профессиональной подготовки специалистов для судебной системы в период обучения в вузе, конкретизированы формы и методы работы в данном направлении.

Сорокина А.В., Самохвалова Л.С.
К ИССЛЕДОВАНИЮ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

АННОТАЦИЯ

В последние десятилетия растет научный интерес к психологическому состоянию людей пожилого возраста, которые ведут активный образ жизни, а также людей пожилых и не очень здоровых. Ученые пытаются ответить на вопрос: что можно предложить людям пожилого возраста, для преодоления проблем, возникающих в период старения. Особенно важен процесс восстановления пожилых людей после стационарного лечения.

РАЗДЕЛ III. ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТА ТРУДА И ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ

Басимов М.М.
САМОВОСПРИЯТИЕ, ЧТО ТЫ ПРИНЯТ, БЕЗОПАСЕН И САМОСТОЯТЕЛЕН КАК ПРИЧИНА ФОРМИРОВАНИЯ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ НА ЭТАПЕ САМОИЗОЛЯЦИИ

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается как восприятие того, что индивид принят другими людьми, безопасен и самостоятелен, влияет на формирование нервно-психической адаптации у студентов в период самоизоляции (пандемия COVID-19). Три показателя актуального самовосприятия «Отвергнутый – принятый», «Небезопасный (опасный) – безопасный», «Подавленный – самостоятельный» в причинно-следственной картине определились как причины, влияющие на динамику нервно-психической адаптации, формирование которой способствует психическому здоровью. Это три сильные зависимости с максимумом на 2 кварте (линейные отрицательные корреляции хотя и достаточно слабые, но «значимые», со значениями по модулю от 0.3 до 0.32). Движение к нейтральному самовосприятию по рассматриваемым шкалам способствует вначале скачку показателя нервно-психической адаптации до своих преимущественно патологических максимальных значений, после чего движение в сторону положительно трактуемого актуального самовосприятия способствует монотонному уменьшению показателя нервно-психической адаптации до своих наименьших значений, соответствующих здоровым и практически здоровым результатам диагностики. Эти зависимости демонстрируют один из главных типов ошибок, который игнорируют в психологическом сообществе, когда зависимости с несимметричным максимумом или минимумом выдаются за линейные убывающие или возрастающие зависимости. Рассмотренные подробные психологические интерпретации выявленных связей показывают насколько опасно, особенно при практическом использовании результатов, оставаться в рамках линейных представлений, анализируя сложные психологические явления и процессы.

Бутиков А.И.
СОДЕРЖАНИЕ И АЛГОРИТМ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ ВО ВРЕМЯ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИК В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНАХ МВД РОССИИ

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается содержание подготовки курсантов и слушателей во время практического обучения в территориальных подразделениях МВД России на примере формирования компетенций обучающихся во время профилактического обхода административного участка. Указывается на службу участковых уполномоченных полиции, как вносящую значительный вклад в пресечение и профилактику преступлений в жилищных массивах. Основной акцент делается на применение модульной технологии обучения применительно к получению и закреплению умений по такой самостоятельной форме несения службы на административном участке, как профилактический обход.

Предлагается несколько последовательных модулей обучения, включающих в себя такие базовые понятия, как осознанность и мотивированность при выполнении своих служебных обязанностей, работа на обслуживаемой территории по профилактике правонарушений, работа с гражданами и получаемой от них информацией, обучение формам взаимодействия с сослуживцами и руководителями.

По каждому предлагаемому модулю обучения дается краткая характеристика его необходимости и раскрывается ряд практических мероприятий для изучения. Алгоритм подготовки курсантов и слушателей к профессиональной деятельности участкового уполномоченного полиции показан как технология обучения с достижением дидактических целей модульной программы обучения.

По результатам проведенного исследования предлагаются выводы направленные на повышение качества практического обучения.

Забара И.В., Иванова М.С.
СПЕЦИФИКА ДОСУГА СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНИКА В КОНТЕКСТЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ И РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ

АННОТАЦИЯ

В статье представлен научный анализ специфики досуга современного дошкольника в контексте взаимосвязи с виртуальной реальностью и родительским отношением. Рассматриваются такие психологические феномены как «виртуальность», «привязанность», «детско-родительские отношения». Рассмотрен вопрос обретения интернет-пространством статуса официального института социализации и воспитания ребенка дошкольного возраста. Указывается, что компьютерные девайсы, мобильные телефоны наделяются современными родителями обучающими и воспитательными функциями, трансформируя и снижая качество детско-родительских отношений.

По итогам эмпирического исследования определено, что в досуговой деятельности современного дошкольника преобладают гаджеты, при этом родительская позиция по вопросу их бесконтрольной доступности представляется весьма потворствующей. Выделены две группы дошкольников – активные пользователи гаджетов и неактивные пользователи. Сравниваются типы родительского отношения в группах дошкольников активных и неактивных пользователей гаджетов: в контрольной группе дошкольников неактивных пользователей доминируют такие типы родительского отношения, как принятие, кооперация, в экспериментальной группе – отвержение, симбиоз, маленький неудачник.

Казакова Л.П., Кошель В.А.
К ВОПРОСУ О ТИПОЛОГИИ СТУДЕНТОВ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХСЯ РАЗЛИЧИЯМИ ПЕРЕЖИВАНИЙ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

АННОТАЦИЯ

Переход учебных заведений на дистанционную форму обучения во время пандемииCOVID-19 стимулировал процесс цифровизации образования и введение вузами разнообразных форматов обучения (смешанного, гибридного, дистанционного). Опыт и результаты дистанционного обучения во время пандемии нуждаются в углубленном изучении для оптимизации образования в «новой реальности», в которой цифровые трансформации происходят также на рынке труда. Все больше востребуются специалисты, обладающие компетенциями для работы в цифровой среде. Анализ литературы показывает, что дифференциальный аспект дистанционного обучения изучен недостаточно. В статье предпринята попытка типологизации студентов, обучающихся в дистанционном формате, различающихся переживаниями в учебной деятельности. На основе комбинаторной моделиоптимального переживания Д.А. Леонтьева проведено эмпирическое исследование с использованием опросников «Методика диагностики переживаний в деятельности», «Шкала позитивного аффекта и негативного аффекта»; «Шкала академической мотивации». С помощью кластерного анализа выделены 4 группы студентов, отличающихся отношением к дистанционному и очному обучению, между которыми выявлены значимые различия по показателям мотивации учебной деятельности и эмоционального благополучия. Анализ результатов исследования позволяет сделать вывод о том, что проблемы некоторых студентов в ходе освоения дистанционного обучения могут быть следствием неполного усвоения учебной деятельности как таковой. Не вовлеченные в учение студенты могут выбирать дистанционный, гибридный или смешанный формат обучения для ухода от деятельности, что необходимо учитывать при организации обучения.

Кузьмина К.А., Баженова Е.И., Ткачева И.А.
ТЕХНОЛОГИЯ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ВУЗА

АННОТАЦИЯ

В статье уточняется понятие «смешанное обучение», выделены дидактические особенности технологии смешанного обучения, отражающие ее преимущества в организации процесса обучения с позиции преподавателя и с позиции студента. Также дополнены дидактические принципы технологии смешанного обучения в языковой подготовке студентов, определены педагогические подходы к реализации данной технологии в обучении иностранному языку, разработана модель смешанного обучения профессиональному иностранному языку студентов вуза и описаны последовательно этапы ее создания, реализации, представлены критерии и показатели сформированности иноязычной коммуникативной компетенции студентов вуза, обучающихся с применением данной технологии. Проведен педагогический эксперимент для подтверждения эффективности модели обучения профессиональному иностранному языку студентов неязыковых направлений на основе технологии смешанного обучения.

Кулешова О.В., Шульга Т.И.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается обзор исследований по проблемам формирования социально-психологических условий развития когнитивных способностей учащихся. Произведен анализ исследований прошлого столетия и современных научных данных, статей, диссертаций. Описана последовательность развития научных представлений о формировании когнитивных способностей учащихся.

В ряде описанных работ произведен поиск мнений о влиянии уровня самооценки, понятийных способностей, эмпатичности, самосознания, эмоциональности и мышления на успеваемость ребенка в социальной среде. Уровень развития когнитивных способностей является одним из главных факторов результативности процесса обучения.

Методику исследования составляет обзор теоретических источников по теме развития когнитивных способностей учащихся разных групп.

Целью исследования является описание и сравнение основных положений по данной проблеме в контексте анализа исследований различных лет.

В ходе обзора научных исследований выявлены новые данные, которые позволяют разделить внешние и внутренние социально-психологические условия развития когнитивных способностей. В статье разработана последовательность развития научных представлений о формировании когнитивных способностей учащихся разных групп.

Никитская Е.А.
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД

АННОТАЦИЯ

Проблема воспитания подрастающих поколений была и остается одной из наиболее исследуемых в области философии, педагогики, социологии, политологии, психологии. Актуализация необходимости решения воспитательных задач сегодня приходится не только на семью, но и на иные социальные институты: образовательные организации, организации дополнительного образования, силовые и ведомственные структуры, религиозные организации, государство и общество в целом. Сегодня многие специалисты проявляют заинтересованность в пересмотре подходов и принципов в воспитании и образовании молодежи, поскольку они находятся в стремительно изменившихся условиях жизни. Одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования является передача и закрепление накопленного историко-культурного опыта государства, что находит отражение федеральных и локальных нормативно-правовых актах, законах, указах, которые определяют приоритетные направления развития социальной сферы. Анализ научных источников, докладов на конференциях различного уровня и нормативно-правовых актов позволяет сделать вывод, что в современных социокультурных реалиях существуют различные (от организационно-методических до методолого-идеологических) сложности в воспитательной работе с молодежью, а проблемы нравственного и тесно связанного с ним патриотического воспитания признаются в этом плане наиболее острыми и требующими своего оперативного и компетентного решения.

Рыбакова М.В.
РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ИНОЯЗЫЧНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА

АННОТАЦИЯ

Быстрая всесторонняя информатизация общества и всех его составляющих, в том числе системы образования, ставит перед педагогами высшей школы новые задачи. Подготовка специалистов-профессионалов, творческих личностей, способных к самообучению и саморазвитию, — цель педагогического сообщества. Достижение этой цели возможно только при условии перестройки педагогической деятельности в рамках инновационной педагогики. Современный преподаватель сталкивается с необходимостью овладения и активного использования информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе. Обучение иностранным языкам не остается в стороне от этой практики. Студенты неязыкового вуза овладевают иностранным языком как средством коммуникации в сфере своей профессиональной деятельности. Формирование и развитие иноязычных коммуникативных компетенций является целью изучения дисциплины «Иностранный язык» в вузе. Решению задач по овладению различными аспектами языка способствует внедрение в учебный процесс современных цифровых технологий, например, элементов искусственного интеллекта чатботов, телеколлаборации и геймификации. Использование таких технологий требует от преподавателя иностранного языка особых профессиональных навыков и умений. Педагог-новатор – это человек, который готов воспринимать новые реалии жизни, способный к самосовершенствованию и овладению инновационными технологиями и их сочетанию с традиционными методами и приемами обучения.

Малёванный А.А., Сухинина К.В., Булычева Н.А., Абуздина А.А.
АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ И ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

АННОТАЦИЯ

В данной работе изучены антропометрические характеристики (вес тела, длина тела (рост), индекс массы тела (ИМТ) и личностные (психологические) и социальные характеристики студентов (юношей и девушек), первокурсников Иркутского государственного университета. Установлено, что для юношей и девушек были характерны показатели ИМТ в норме. При проведении социологического опроса установили, что 58,5% первокурсников были городскими жителями, 41,5% – сельскими жителями, большинство студентов обучались в школах в классах с общим профилем (67,1% человек), 52,2 % человек участвовали в городских и районных олимпиадах и были победителями (в 40 % случаев), 62,8% человек занимались каким-либо видом спорта, большинство первокурсников имели 2-4 друга и хорошо себя чувствуют в толпе. Установлено, что у большинства человек (45,7%) уровень мотивации достижения к успеху был средним, и только 28,6% человек имели высокий уровень мотивации.

Для большинства студентов-первокурсников были характерны низкие адаптивные способности (65,7%), нервно-психическая устойчивость среднего уровня, средний уровень коммуникативных способностей и моральной нормативности.

Черемискина И.И., Капустина Т.В., Белкина А.И.
ФРУСТРАЦИОННАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ У СТУДЕНТОВ С КОМПЛЕКСНЫМ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИМ СТРЕССОМ

АННОТАЦИЯ

Расстройства, непосредственно связанные со стрессом, являются одними из наиболее распространенных диагнозов в системе оказания помощи при психических расстройствах во всем мире. Комплексное посттравматическое стрессовое расстройство – это относительно новый диагноз. На данный момент диагноз, несмотря на свою распространенность, является малоизученным, нарабатываются опорные точки в теоретических исследованиях и методах лечения. Молодые люди с комплексным посттравматическим стрессом могут нуждаться в дополнительном внимании и адаптации в рамках обучения в вузе, поскольку часто находятся в ситуации фрустрации. Выборку исследования представили 110 молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет, которая была разделена на основную группу с КПТС (34 человека) и группу сравнения (76 человек). Критериями разделения на две группы выступила диагностика компонентов КПТС с помощью опросников. Для диагностики фрустрационной толерантности использовалась проективная методика «Изучение фрустрационных реакций» С. Розенцвейга в адаптации Н.В. Тарабриной. Для статистической обработки были применены метод частотного анализа и непараметрический критерий U-критерия Манна-Уитни. В ходе исследования подтвердилось, что молодые люди с КПТС имеют негативную Я-концепцию, которая выражается в представлении о себе как о «плохом», недостойным уважения и любви человеке. Также они имеют трудности эмоциональной регуляции: зацикленность на негативных переживаниях, избегание «непереносимых» чувств и непониманием своих и чужих эмоций. С помощью частотного и статистического анализа было выявлено, что студенты без комплексного посттравматического стресса более адаптивно реагируют на фрустрацию, однако данное различие не является значительным.

Косенок Ю.Н., Григорьев С.М., Романченко Л.Н.
К ВОПРОСУ УТИЛИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ ОТХОДОВ

АННОТАЦИЯ

Статья носит обзорный характер по наиболее злободневным вопросам по обращению с медицинскими отходами.

Остатки деятельности медико-санитарного труда опасны для людей и представляют угрозу для экологии из-за инфекционных, химических или радиоактивных свойств. При ошибочной утилизации медицинских отходов возрастает риск отравления граждан и загрязнения окружающей среды в долгосрочной перспективе. Рассмотрены нормативные требования и классификация медицинских отходов:

1) класс «А» – эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам;

2) класс «Б» – эпидемиологически опасные отходы;

3) класс «В» – чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;

4) класс «Г» – токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным;

5) класс «Д» – радиоактивные отходы.

Разъяснен порядок сбора, использования, обезвреживания, размещения, хранения, транспортировки, учета и утилизации, установленный законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Проведен анализ методов и средств утилизации медицинских отходов, выявлены их преимущества и недостатки на примере различных установок для обеззараживания медицинских отходов. Рассмотрены результаты межведомственной работы по систематизации требований к медицинским отходам на примере отработки новой формы статистической отчетности.

Косенок Ю.Н., Григорьев С.М., Романченко Л.Н.
КАКАЯ ЭКОЛОГИЯ В МОСКВЕ?

АННОТАЦИЯ

Данная статья является обобщением различных обзорных и аналитических материалов по состоянию экологической обстановки в Москве за последние годы. Многочисленные стационарные источники загрязнения поддерживают функционирование города, но они выбрасывают в атмосферу ядовитые вещества. Отмечено, что количество выбросов передвижными источниками в Москве больше стационарных в десятки раз, поэтому они-то и являются основным источником загрязнения атмосферы в столице. Указано, что специалисты и экологи все же отмечают, что Москва с каждым годом становится все более комфортной для жизни, что столичные производства становятся не только инновационными, но и более экологичными. Проанализировано состояние атмосферы от опасных выбросов многочисленного транспорта, изменение качественного состава общественного транспорта в рамках реализации новой транспортной политики города. Приведены примеры увеличения за последние годы количества электробусов и трамваев. Рассмотрены результаты программ реформирования промышленного комплекса, модернизации теплоэнергетики и предприятий, внедрения системы энергосбережения, экологизация транспортной системы и коммунального комплекса, расширения деятельности акустической службы, деятельности созданной геологической службы и обновленной системы мониторинга дна и берегов водоохранных зон, проектов по озеленению и благоустройству скверов и парков. Проанализированы данные обзорных и аналитических материалов по загрязнению атмосферы и воды по 125 районам всех 12 административных округов города, что позволило определить более 20 наиболее экологически чистых районов и 8 особо загрязненных районов Москвы. Отмечена оценка экологии Москвы различными организациями на международном уровне.