РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Князев М.А.
«ПЕРВЫЙ ДРУГ» ЦАРСКОЙ СЕМЬИ: К ИСТОРИИ ПРЕБЫВАНИЯ ЦЕЛИТЕЛЯ ФИЛИППА НИЗЬЕ ПРИ ДВОРЕ НИКОЛАЯ II (1901–1902 ГГ.)

В статье представлена реконструкция истории пребывания французского целителя Филиппа Низье при дворе Николая II в 1901–1902 гг. Несмотря на частое обращение исследователей к данному сюжету, он до сих пор не получил полноценного освещения в историографии. Приезд Филиппа в Россию и его знакомство с императорской четой произошло весной 1901 г. благодаря усилиям «черногорских» княгинь Милицы Николаевны и Анастасии Николаевны. У Низье отсутствовал французский диплом доктора, поэтому он не имел права заниматься медицинской деятельностью на родине. По просьбе Филиппа или «черногорок» Николай II предпринял попытки легализовать его медицинскую деятельность. Исполнителем поручения монарха стал дворцовый комендант П.П. Гессе, однако решение вопроса по дипломатическим каналам потерпела фиаско. Поэтому император обратился напрямую к руководству Франции с просьбой разрешить Низье лекарскую практику, но получил отказ. В этих условиях самодержец даровал Филиппу звание доктора медицины в России. Распространяемые в обществе слухи о вредном влиянии француза на монарха побудили императрицу Марию Федоровну инициировать разбирательство по делу Низье. Сбор сведений был поручен П.П. Гессе и заведующему заграничной агентурой департамента полиции П.И. Рачковскому. Собранный компромат был сообщен царю, что вызвало неудовольствие как Николая II, так и Филиппа, а через некоторое время Рачковский был отправлен в отставку. Вслед за начальником заграничной охранки навсегда покинул Россию и лионский доктор, так и не получивший официального французского диплома. Рассматривая вопрос об удалении Филиппа от двора, автор делает вывод о заинтересованности в этом как отдельных членов царской фамилии, так и представителей официальных французских властей.

Гришина Т.М.
ЭВОЛЮЦИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В статье отражены результаты исследования эволюции евразийского пространства за период 1991-2022 гг. Анализ тесно взаимосвязанных центробежных и центростремительных сил, прошедших за три десятилетия после упразднения Союза Советских Социалистических Республик и разрыва единого народно-хозяйственного комплекса, позволил выявить индикаторы развития региона. Финансово-экономический кризис 1990-х гг. погрузил постсоветские государства в стагнацию и осознание руководством ныне суверенных стран неизбежности интеграционных процессов с целью взаимовыгодного сотрудничества и взаимодействия для стабилизации экономического положения и международной правосубъектности. Современные угрозы и вызовы (экспансия западных ценностей, ограничительные меры (рестрикции) недружественных стран западного блока, переросшие в открытую агрессию против Российской Федерации и ее союзников) требуют адекватного, своевременного ответа, включающего не только Специальную военную операцию (СВО), но и углубление процессов сближения на пространстве Евразии на основе действующих объединений (Содружество Независимых Государств, Таможенный союз, Евразийский экономический союз…) для перспективного сотрудничества с возможностью создания новых форматов, сопровождаемое разработкой собственных инструментов и применением уникальных способов интеграционного развития. Реализация стратегических подходов к интеграционным процессам позволит трансформировать глобальное пространство Евразии в консолидированное объединение, отвечающее актуальным требованиям современного мира.

Боденова О.В.
СОСТОЯНИЕ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ КАРЕЛИИ (10-30-е гг. XX в.)

В статье представлены результаты изучения кадрового обеспечения учреждений дошкольного воспитания в Карелии в 10-30-х гг. XX в. Цель исследования – выявление особенностей кадрового обеспечения дошкольных учреждений Карелии в 1910–1930-х гг. Методами получения данных явились фронтальное изучение архивных фондов Национального архива Республики Карелия, анализ, сравнение, обобщение архивных и опубликованных источников. Результаты исследования. Описаны кадровые проблемы дошкольных учреждений Карелии в 10–30-х гг. XX в., кадровые противоречия и государственные меры их разрешения. Типичными проблемами являлись недостаток кадров, их низкая квалификация, отсутствие учреждений для подготовки воспитателей, высокий социальный и низкий личный престиж профессии воспитателя у населения Карелии. Существование указанных проблем породило ряд противоречий, оказывающих влияние на кадровое обеспечение дошкольных учреждений. Возникновения кадровых проблем и противоречий определялось факторами, связанными с закономерностями становления общественного дошкольного воспитания в Советской России, а также с экономическими, социальными, культурными особенностями Карелии. Государственные меры решения кадровых проблем заключались в выработке требований к лицам, желающим стать воспитателями, создании учреждений профессионального образования, в пропаганде идей общественного дошкольного воспитания. Полученные данные могут быть использованы в процессе анализа и определения стратегии решения современных проблем кадрового обеспечения учреждений дошкольного воспитания Карелии.

Билецкая И.В.
КРЕДИТНЫЕ СПОРЫ В АВИЛЕ 1477 Г. В КОНТЕКСТЕ ДОЛГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ИУДЕЕВ И ХРИСТИАН В КАСТИЛИИ XV ВЕКА

Настоящая статья посвящена изучению проблемы долговых отношений иудеев и христиан в Кастилии в конце XV века на примере долговых споров, которые велись в 1477 г. в городе Авила между альхамой иудеев, представлявшей сторону кредиторов, и заемщиками в лице консехо и жителей города и его земли.

На материале соответствующей королевской грамоты, в статье излагаются обстоятельства дела, приводятся показания сторон конфликта, а также королевское решение, вынесенное по рассмотрении поданных в королевский суд обращений. Также в статье дается подробный анализ источника и предпринимается попытка реконструировать последовательность событий, мотивы и стратегии сторон.

Автор показывает, что отношения иудеев и христиан в сфере кредитования были существенным элементом социальной, экономической и политической жизни королевства. Данные отношения сопровождались спорами, взаимными обманами, нарушениями прав и т. д. Однако, несмотря на сопутствующие конфликты и противоречия, решение которых было доступно посредством обращения к правовым инструментам, обнаруживается устойчивая заинтересованность сторон – иудеев, христиан, а также королевской власти – в продолжении данных отношений.

Илюхина О.А.
ОБЗОР ФОНДА ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р-3431 «ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕРКОВНЫЙ СОБОР (СВЯЩЕННЫЙ СОБОР). 1917-1918»

В статье проанализирован состав и информативность фонда Поместного собора 1917-1918 гг. в Государственном архиве Российской Федерации (Р-3431). Фонд в хорошей сохранности и включает 600 ед. хранения – документы всех соборных подразделений. На основе статистических данных о работе и участниках соборных отделов автор приходит к заключению, что не следует равнять в информативности и производительности разные соборные органы. Так наиболее частыми были встречи общего собрания, совещания епископов и соборного совета. В то же время для разработки проектов решений было создано за все 3 сессии 23 отдела. Однако, все 23 отдела не работали одновременно. Максимальное количество отделов – 20, функционировало в первую сессию. К концу третьей сессии с разной степенью интенсивности работало немного больше, чем половина от созданных отделов – 15. Это объясняет разницу в объеме и информативности сохранившихся документов отделов. Наибольшее количество встреч провели члены отделов о высшем церковном управлении, о благоустроении прихода, о церковном имуществе и хозяйстве, о церковном суде, о внутренней и внешней миссии, редакционный, о духовно-учебных заведениях, о богослужении, проповедничестве и храме, о духовных академиях, о правовом и имущественном положении православного духовенства. Соответственно, именно эти отделы имеют наиболее представительные архивы. В отделах складывалось разное соотношение епископов, клириков и мирян и, соответственно, различно и решались те или иные вопросы. Важно обратить внимание, что интересы соборян сосредоточены преимущественно на церковных проблемах. Вопрос о правовом положении Церкви в государстве был лишь седьмым по количеству участников профильного отдела. Это все делает фонд значимым для изучения не только истории Поместного собора, но и церковной жизни в конце Синодального периода, во время революционных событий 1917-1918 гг.

Инвияева В.В.
ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ИСПАНИИ В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ 1936-1939 ГГ.: ВЫСТУПЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ДЕЯТЕЛЕЙ ВТОРОЙ РЕСПУБЛИКИ В США

В статье рассматривается публичная дипломатия Второй Испанской республики в США в 1936-1939 гг. на примере выступлений испанских республиканских политиков с целью привлечь внимание американского общества к трагическим событиям Гражданской войны и обеспечить поддержку делу Республики. Особое внимание уделяется лекциям посла Республики в Вашингтоне Фернандо де лос Риоса в американских университетах (Новая школа, Колумбийский университет, Йельский университет) для преподавателей и студентов, обширным пресс-конференциям с его участием, выступлениям в частных американских клубах (Космополитан-клуб, Университетский клуб Нью-Йорка). Автор подробно анализирует речь премьера-министра республиканской Испании Хуана Негрина, адресованной американскому народу 1 января 1939 г. под названием «Сообщение для американской демократии», в которой политик говорит о целях сопротивления Республики, отмечая, что ей как жертве фашистской агрессии по причине участия в войне на стороне франкистов Италии и Германии ещё не поздно оказать помощь. Исследователь приходит к выводу о том, что публичные выступления испанских республиканских политиков внесли определённую лепту в поддержку американской общественности дела Республики: в частности, 3 тыс. американских добровольцев, составивших интернациональную бригаду имени Авраама Линкольна, сражались в рядах республиканской армии.

Камышанов А.М.
МЕТОДИКА КЛАССИФИКАЦИИ АНТИЧНЫХ ПОСЕЛЕНИЙ ПО ДАННЫМ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ РАЗВЕДОК И ЕЕ ПРИМЕНЕНИЕ К ПАМЯТНИКАМ ОКРУГИ ГЕРМОНАССЫ VI-III ВВ. ДО Н.Э.

Накопление археологических сведений о сельских поселениях античного времени на территории Таманского полуострова остро ставит проблему обобщения знаний и систематизации этих объектов. Во второй половине XX века на материалах раскопок отдельных памятников И.Т. Кругликовой и А.А. Масленниковым была разработана типология поселений, в основу которой легли особенности их внутренней структуры. С конца XX века предпринимаются попытки обработки результатов региональных археологических разведок с целью системного анализа всей совокупности сельских поселений. Особенности таких данных и специфика поставленной цели определяют принципиально иной подход к систематизации, а именно размерную классификацию объектов в противовес построению типологии. В настоящей статье предлагается методика формализованного анализа материалов археологических разведок Я.М. Паромова и пример ее применения для построения классификации поселений сельской округи городища Гермонасса. Отдельно рассматривается главная проблема обработки анализируемых материалов – вычленение информации о поселении конкретного периода из обобщенных данных о памятнике. Для преодоления этого ограничения используется уже апробированный методический подход А.В. Батасовой, в основе которого лежит оценивание поселений по сумме нескольких параметров. На основании этого подхода автор предлагает иной набор параметров и другую формулу расчета итоговой оценки, в чём состоит научная новизна исследования. В качестве таких параметров используются площадь памятника, доля находок VI-III вв. до н.э. в общем массиве подъемного материала, доля находок VI-V и IV-III вв. до н.э. среди находок VI-III вв. до н.э. и плотность находок конкретного периода на площади памятника. Применение предложенной методики к поселениям сельской округи Гермонассы позволяет уверенно разделить их на 3 и 4 размерных класса для периодов VI-V и IV-III вв. до н.э. соответственно, что обогащает данные типологической схемы и дает возможность оценить иерархическую структуру расселения на этой территории в указанные периоды.

Коршун К.С.
ИСТОРИЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ НЕКРОПОЛЕЙ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КРЫМА АНТИЧНОЙ ЭПОХИ

Историографический обзор археологических исследований некрополей поселенческих структур Северо-Западного Крыма позднеклассического и эллинистического периодов является необходимой частью разработки темы, в которой главным предметом изучения выступают материалы указанных памятников. Хронологически история исследования делится на пять этапов, с конца XIX в. до 2023 г. Это история накопления материалов, позволяющих подойти к решению проблемы состава населения рассматриваемого региона в V в. до н.э. – I в. н.э. Первый этап представляет спонтанные археологические раскопки, проводившиеся не профессиональными археологами-любителями. Со второго этапа начинаются исследования под руководством профессиональных археологов. В итоге работ экспедиций различных учреждений собирается значительное количество артефактов для изучения погребальных обрядов и, соответственно, определения этнического состава населения Северо-Западного Крыма античной эпохи. В результате в отдельных работах появляются очерки по анализу состава населения региона. Наиболее подробно об этом писал А.Н. Щеглов в 1978 г. Исследуемые некрополи, как и поселения, которым они принадлежат, связаны с историей Херсонесского и позднескифского государств. Погребальные обряды соответствуют традициям греческой и позднескифской культур. А.Н. Щеглов, рассмотрев материалы некоторых некрополей, пришел к выводу, что некрополи принадлежали в основном негреческому, сильно эллинизированному населению херсонесской хоры, а также возможно перемещение сюда представителей тавров. В настоящее время накопленный материал позволяет более уверенно связывать те или иные артефакты с определенными этническими группами, что является целью исследования некрополей Северо-Западного Крыма.

Охлопкова В.А.
ИСТОЧНИКИ ПЕРВИЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ РАСХОДНЫХ КНИГ ПАТРИАРШЕГО КАЗЕННОГО ПРИКАЗА: ВОЗМОЖНОСТИ РЕКОНСТРУКЦИИ

В статье рассматривается проблема реконструкции утраченных исторических источников из комплексов материалов московского приказного делопроизводства на примере расходных книг Патриаршего Казенного приказа второй половины XVII в., первичная документация для составления которых предположительно была утрачена в московских пожарах последующего столетия. Ранее применительно к делопроизводственной документации Патриарших приказов такая реконструкция осуществлялась только на материалах первой половины XVII в. Восстановлению механизма делопроизводственной деятельности в Патриаршем Казенном приказе способствует обращение автора к методам вспомогательных исторических дисциплин: исторической хронологии и русской палеографии. На основе текстов расходных книг выявлены важнейшие первичные материалы, с опорой на которые составлялись расходные книги приказа: «расходные столпы» (столбцовое делопроизводство) и «памятные тетради» (книжное делопроизводство). «Памятные тетради» вторичны относительно «расходных столпов», однако их можно, в свою очередь, считать источниками первичной информации для расходных книг. «Расходные столпы» включали большое количество разноплановых подлинных документов, в числе которых челобитные и выписки. Как в «расходных столпах», так и в «памятных тетратях» расписывались получатели денег. Однако известны случаи, когда получатели расписывались непосредственно в расходных книгах.

Субботин В.И.
«НАВЕКИ НЕДЕЛИМЫЙ»: ШЛЕЗВИГ-ГОЛЬШТЕЙНСКИЙ ВОПРОС В НЕМЕЦКОЙ НАЦИОНАЛЬНО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ 40-Х–60-Х ГОДОВ XIX ВЕКА

Статья посвящена отражению истории Шлезвиг-Гольштейнских конфликтов между Данией и Германскими государствами в трактовке поэтических текстов немецких национально-патриотически настроенных авторов. Описывается международный контекст военных столкновений в борьбе за герцогства Шлезвиг и Гольштейн и дается оценка роли кризиса в трансформации немецкого национального движения XIX столетия. Прослеживается развитие национально-патриотической поэзии, начиная с 1840-х гг. связанных с обострением Шлезвиг-Гольштейнского вопроса, вплоть до второй войны за Шлезвиг в 1864 году. В статье анализируются наиболее широко распространенные риторические приемы пропаганды национально-патриотических идей в политической поэзии. Особое внимание уделяется истории написания и анализу стихотворения Матеуса Фридриха Хемница «Песня Шлезвиг-Гольштейна», а также ее последующего восприятия и многочисленным подражаниям в немецкой поэтической традиции. В статье высказывается предположение о связи шлезвиг-гольштейнской темы с «рейнским песенным движением», возникшим на волне Рейнского кризиса 1840 года (прежде всего с образами и мотивами «Песни Рейна» Николауса Беккера), а также с предшествующей традицией политической лирики эпохи Освободительных войн против Наполеона. Подчеркивается неоднозначный характер авторских оценок событий обоих конфликтов для последующей судьбы Германии.

Подмолода К.С.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА МИТРОПОЛИТА АНТОНИЯ (ХРАПОВИЦКОГО) В КОНЦЕ 1920-Х – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1930-Х ГГ. (ПО ГАЗЕТЕ «ЦАРСКИЙ ВЕСТНИК»)

В статье рассматриваются политические взгляды митрополита Антония (Храповицкого) в эмиграции на материале его проповедей и статей в русской газете «Царский вестник», издававшейся в Белграде. Митрополит Антоний возглавлял Русскую православную церковь заграницей в 1920-е – первой половине 1930-х гг. и всячески поддерживал «Царский вестник», который позиционировался как печатный орган русских монархистов. В статье разбираются взгляды митрополита Антония на историю России и на события из ее недавнего прошлого. Также анализируется его политическая программа, оформившаяся в эмигрантский период его жизни. Научная новизна статьи состоит в том, что данная проблема на указанной источниковой базе рассматривается впервые. Результаты, полученные автором, дополняют представления о монархическом движении в русской эмиграции, а также о взглядах ее отдельных фигур.

Пахомов Д.В.
ОБРАЗ НИКОЛАЯ II В ПЕРВЫЕ ДНИ ЦАРСТВОВАНИЯ ПО МАТЕРИАЛАМ ГАЗЕТЫ THE NEW YORK TIMES

Статья посвящена формированию образа императора Николая II в американской газете The New York Times в первые дни его царствования. Рассматриваются транслируемые газетой оценки его личных и деловых качеств. Показывается динамика таких оценок за непродолжительный период с начала третьей декады октября до начала ноября (по юлианскому календарю) 1894 г. Разбираются печатавшиеся в этом издании слухи о возможных внутриполитических переменах в России, проводится верификация некоторых из подобных суждений. Показывается связь вырисовывавшегося в материалах газеты образа молодого царя с политическими раскладами в Европе и их вероятными трансформациями.

РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКСНОЕ ПОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Козьяков Р.В.
ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ САМООЦЕНКИ И ВЗАИМООЦЕНКИ ГРУППОЙ

В статье рассматриваются тренды, существующее в современном обществе, блокирующие раскрытие профессионального креативного мышления личности. Проанализированы преимущества, которые получают личности, имеющее развитое профессиональное креативное мышление. В статье рассматривается преимущественно развивающий аспект методики «Потенциал профессионального креативного мышления», версия 2.0. Методика включает в себя 19 шкал: альтруистическое-эгоистическое; оздоравливающе-разрушающее; критическое-некритическое; возбуждающее-расслабляющее; эмоциональное-безэмоциональное; позитивное-негативное; нравственное-безнравственное; логическое-интуитивное; агресссивное-миролюбивое; конформистское-нонконформистское; индивидуальное-групповое; диалектическое-метафизическое; омолаживающее-старящее; физически активирующее-расслабляющее; доминирующее – подчиняющиеся; визуальное-аудиальное; кинестетическое-дискретное; виртуальное-реальное; реалистическое-мистическое. Каждая из шкал содержит в себе 7 подшкал: развито у меня в данный момент; могу достичь при контроле со стороны; могу достичь в ближайшей перспективе, при самостоятельной самоорганизации профессиональной креативной деятельности;  могу достичь в отдаленной перспективе, при самостоятельной самоорганизации профессиональной креативной деятельности; проявляющиеся в процессе индивидуального создания креативного продукта; проявляющиеся в ходе групповой креативной деятельности, при создании креативного продукта; выраженность профессионального креативного мышления у идеальной личности, с точки зрения испытуемого. Методика позволяет изучать профессиональное креативное мышление в результате самооценки и групповой оценки показателей, выраженных или желаемых у конкретной личности. В тексте статьи представлены результаты анализа показателей по первой и второй частям методики. Использование методики в консультативной деятельности позволяет достаточно эффективно выстраивать маршрут развития и саморазвития профессионального креативного мышления личности.

Басимов М.М.
ТИПОЛОГИЯ ЗАВИСИМОСТЕЙ В РАМКАХ КОНКРЕТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

В статье в рамках демонстрационной задачи с привлечением данных, полученных в исследовании семейных детско-родительских отношений (50 показателей по 6 методикам) рассмотрена общая картина зависимостей как с учетом результатов корреляционного анализа (сила связи и значимость), так и на основе результатов применения авторского метода для выявления простейших нелинейных зависимостей в модели для кварт независимой переменной. Рассмотрена классификация зависимостей по силе корреляции, и для каждого интервала по силе корреляции представлены сильные связи в рамках авторского метода, когда анализ не ограничивается только линейными зависимостями. Рассмотрены количества связей, их симметричность, а также показательные примеры, позволяющие сравнить результаты применения двух методов на разных интервалах значения коэффициента линейной корреляции, что позволяет показать типы ошибок и их количества, если оставаться в рамках линейной модели, если с одной стороны не замечать зависимости, не попадающие в зону значимости, а с другой стороны, если слабые корреляции как значимые считать достойными внимания при описании результатов исследования. Кроме того, появляется возможность на часть умеренных и средних зависимостей посмотреть по-другому, так как за линейной корреляцией, не попадающей в разряд сильной, может оказаться сильная монотонная связь, далекая от прямолинейной. Рассмотрены наглядные примеры из каждой проблемной группы по значению линейной корреляции, а также их графики и вербальные интерпретации, позволяющие говорить о проблеме не только на абстрактном уровне статистических методов.

Володарская Е.А., Филипенко О.Ю.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИМИДЖА СОВРЕМЕННОГО ПСИХОЛОГА

Проблема изучения профессионального имиджа психолога-консультанта, его особенностей и психологических характеристик все более актуализируется в связи с расширением и углублением проблем населения, связанных с необходимостью обращения за получением психологической помощи, но при этом низким уровнем психологической культуры и отсутствием единого представления о психологе. При наличии попыток научного осмысления проблемы имиджа в психологии и имиджелогии в настоящее время существует ряд недостаточно изученных вопросов, в частности, выявление психологических характеристик имиджа психолога, что определило проблемное поле данного исследования. Понимание психологических характеристик имиджа практикующего психолога позволит в значительной степени оптимизировать процесс психологического консультирования путем установления отношений с клиентом, основанных на доверии. Выборку составили 62 человека – не психолога: 50 женщин и 12 мужчин, а также 60 психологов: 47 женщин и 13 мужчин. Применялись следующие методики: тест «Имидж психолога» (Подопригора М.Г.), вариант для не-психологов; тест «Ваш имидж» (Подопригора М.Г.), вариант для психологов; самоактуализационный тест САТ (Э. Шостром; адаптация: Л.Я. Гозман, М.В. Кроз); диагностика уровня эмпатических способностей (В.В. Бойко); пятифакторный опросник личности, 5PFQ (Х. Тcуйи; адаптация: А.Б. Хромов); шкала внимательности и осознанности, MAAS (К. Браун, Р. Райян; адаптация: А.М. Голубев); шкала толерантности к неопределенности, IAS (С. Баднер, адаптация: Т.В. Корнилова, М.А. Чумакова).

Выявлено, что для внешней аудитории имиджа в целом не важен уровень развития визуальной составляющей имиджа психологов, но по мнению «не психологов» степень выраженности психологических характеристик у психологов должна быть на высоком уровне. Осуществленный анализ между общим уровнем имиджа по мнению «не психологов» («идеальный образ» психолога) и степенью выраженности различных психологических характеристик у психолога-профессионала выявил статистически значимые взаимосвязи. Оценка собственного имиджа психологами показала, что степень выраженности у достаточно большого количества психологических характеристик, выступающих основой позитивного имиджа у внешней аудитории «не психологов», у психологов находится ниже уровня идеального образа. Диагностический анализ личностно-психологических характеристик психологов показал, что у респондентов они развиты в незначительной степени и имеют среднестатистические значения. У большинства психологов отмечен пониженный уровень эмпатии, невысокий уровень осознанности и тип псевдосамоактуализация.

Инь Бовэнь, Касиманова Л.А.
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА В КИТАЕ

В данной статье рассматривается специфика ключевых компетенций, формирующихся в рамках профессиональной подготовки педагогов классического танца в Китае. В частности, отмечается, что указанные компетенции позволяют развить необходимые условия для воспитания, поддержания и определения профессиональных качеств педагогов классического танца. При этом целесообразно не только акцентировать внимание на формировании ключевых компетенций, но и ввести в систему китайского высшего хореографического образования ряд дополнительных профессиональных компетенций, реализующихся, например, в навыках, умениях и способностях организовать педагогическую работу по постановке и исполнению хореографического репертуара, создавать художественно-сценический образ в рамках определенного хореографического произведения и пр.

Гречухина А.А., Козина Е.С.
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ КАК БАЗОВОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА

В статье представлен междисциплинарный подход к формированию концептуальных основ комплексной модели развития социально-личностных компетенций персонала в ракурсе базовых условий формирования личной и коммуникативной эффективности как основы приращения профессионального мастерства сотрудников, выхода за пределы автоматизмов и мыслительных, коммуникативных шаблонов. Это профессиональная индивидуализация, проход в другое, более объемное, системное измерение восприятия профессиональной реальности и определения своего места в ней.

Рассматриваемая инновационная модель компетентностного подхода поможет решить проблему разрыва между стремлением современного общества к количественному росту получаемых знаний, умений и запросом любой отрасли в их качественном применении специалистами-профессионалами, способными к креативной и продуктивной деятельности. Формирование self-skills в системе развития компетенций является базовым ресурсом и важнейшим метанавыком в мире глобальных изменений и перехода от автоматических навыков к более осознанной, творческой, соответствующей внутреннему и внешнему контексту деятельности. Актуальность исследования обусловлена геополитическими, социально-экономическими и технологическими преобразованиями, инициирующими необходимость качественной трансформации профессионального образования и систем обучения сотрудников российских компаний. Необходимо целостное понимание процессов и принципиально новая парадигма обучения, экологично соединяющая наследие российской педагогики и мировой опыт, накопленный в области развития компетенций, с мощным арсеналом традиционных и инновационных форматов, технологий и инструментов обучения и мотивации.

Костенко Е.Г., Галкин А.А.
МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ ПО ГРЕБЛЕ НА БАЙДАРКАХ И КАНОЭ

Проведение соревнований различного уровня требует систематизации управления. Спортивное соревнование представляет собой педагогически организованную состязательную деятельность, направленную на реализацию физических способностей спортсменов и формирование положительного опыта ее планирования, моделирования и прогнозирования. В связи с данным фактом возникла необходимость исследования, целью которого является выявления эффективности системы управления при моделировании и планирование спортивных соревнований по гребле на байдарках и каноэ. В качестве основополагающих элементов соревновательного мероприятия выступают: календарь, правила проведения и положение о соревновании. В исследование рассмотрены основные принципы системы управления спортивными соревнованиями, ключевые аспекты планирования и моделирования спортивных мероприятий: требования к спортивной базе проведения соревнований, механизмы регулирования соревнований, функционал и задачи организации, проводящей соревнования. В работе использованы научные методы исследования: анализ научно-методической литературы; наблюдение; контент-анализ нормативно-правовых документов, метод экспертных оценок. Исследование проводилось на базе Государственного бюджетного учреждения Краснодарского края «Центр олимпийской подготовки по гребле на байдарках и каноэ». Детальная проработка процесса управления спортивными мероприятиями позволила определить основные пути (технический, организационный, маркетинговый) совершенствования системы управления соревнований по гребле на байдарках и каноэ и подтвердила необходимость применения метод моделирование, планирование спортивных мероприятий для успешного их проведения. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в практической работе Федерации по гребле на байдарках и каноэ, центров олимпийской подготовки, центров спортивной подготовки при организации и проведении спортивных соревнований различного уровня.

Григорьев С.М., Пименов Н.А.
ЦИФРОВИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

На основе анализа существующей практики организации образовательного процесса, использования методического опыта, а также обобщении существующих моделей организации процесса обучения в условиях цифровизации общества авторами выделены принципы, методы и этапы организации образовательного процесса в высшем учебном заведении.

Делается вывод о необходимости расширения возможностей использования цифровых технологий для обеспечения индивидуализации обучения по программам подготовки высшей школы.

Лисичкина Ю.В.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ Я-ПЕРСПЕКТИВНОЕ ИНТЕРНЕТ-РАБОТНИКОВ НЕСТАНДАРТНОЙ ЗАНЯТОСТИ

Изложены результаты исследования профессионального Я-образа интернет-работников нестандартной занятости, сравнительного анализа профилей профессионального Я-перспективного интернет-работников с различным стажем нестандартной занятости и официально трудоустроенных специалистов. На основе анализа научных работ определяется основные функции профессионального Я-перспективного: отражение ценностей, мотивов и смыслов субъекта трудовой деятельности, определение индивидуальной траектории профессионального саморазвития, формирование профессиональной идентичности. Доказывается гипотеза о различиях профессионального Я-образа интернет-работников с различным стажем нестандартной занятости. Выявлена тенденция профессиональной маргинализации респондентов, находящихся в условиях нестандартной занятости. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован при разработке программ сопровождения профессиональной ориентации специалистов, обратившихся за помощью в центры занятости с учетом выявленного содержания профессионального Я-образа интернет-работников.

Пан Цзяо
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВЗАИМОСВЯЗИ МУЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ, ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОДЕРЖАНИИ ВОКАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ ИЗ КНР

Взаимодействие разных видов деятельности в профессии учителя музыки общеобразовательной школы трактуется в российской педагогике музыкального образования достаточно глубоко и многогранно. Однако взаимосвязь музыковедческой, исполнительской и педагогической деятельности в контексте вокального обучения будущих учителей музыки из КНР в исследовательской литературе специально не изучалась. Поэтому для обоснования теоретических предпосылок освоения указанной взаимосвязи в процессе подготовки китайских студентов-бакалавров в настоящей статье осуществлен анализ российской (советской) исследовательской и учебной литературы, раскрывающей содержание музыкально-педагогической деятельности учителя, материалом которой является вокальное искусство, выделены основные ее компоненты.

Ровина Е.Е.
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ КАК ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ НЕПРЕРЫВНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

Фонд оценочных средств является частью рабочей программы дисциплины и соответственно частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования. Он позволяет оценить знания, умения и освоение компетенций по соответствующей дисциплине. В него входят оценочные материалы, примерный перечень вопросов для проведения промежуточной аттестации, типовые практические задания для проведения промежуточной аттестации, материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков (владений). В статье рассмотрены некоторые причины и тенденции к быстрому забыванию обучающимися изученного материала. Для того чтобы попытаться исправить такую тенденцию и перейти к непрерывному тестированию, предложен мощный инструмент. В Восточно-Сибирском институте МВД России таким инструментом может быть тестирующая программа Assistent, которая используется практически по всем дисциплинам на каждом или почти на каждом занятии. Такой метод позволяет выполнить погружение обучающихся в условия необходимости постоянного самосовершенствования по различным направлениям.

Ротарь М.В., Дёмин А.Н.
МЕТОДИКА БЫСТРОЙ ДИАГНОСТИКИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ЛИЧНОСТИ

В статье приводятся доводы в пользу разработки методики для быстрой диагностики экзистенциальных проблем. Авторы указывают на характерные особенности экзистенциальных проблем, их роль в жизни человека. Также обращается внимание на тот факт, что несмотря на проработку проблематики экзистенциальных проблем среди отечественных и зарубежных исследователей, в настоящее время не существует методики для одновременной и быстрой диагностики нескольких видов экзистенциальных проблем личности. Выборка включала 216 чел. в возрастном диапазоне от 20 до 29 лет, 122 испытуемых составляли женщины и 94 – мужчины. В ходе психометрических работ вычислялись индекс эффективности заданий, коэффициент альфа Кронбаха, коэффициент Спирмена-Брауна, коэффициент линейной корреляции Пирсона, определялись дискриминативность пунктов опросника, его внутренняя и ретестовая надёжность. Итоговая версия опросника «Быстрая диагностика экзистенциальных проблем личности» включает 24 пункта и 6 шкал (экзистенциальные проблемы вины, смерти, свободы, одиночества, отчуждения, бессмысленности). Шкалы обладают приемлемыми показателями внутренней надёжности (коэффициент альфа Кронбаха 0,68–0,75), однородности (коэффициент Спирмена-Брауна 0,64–077), ретестовой надёжности (p <0,05). Результаты корреляционного анализа показали высокий уровень конвергентной валидности шкал предлагаемого опросника (они соотносились со шкалой «Вина-состояние» Куглера–Джонса, методикой «Опросник смысложизненного кризиса» К.В. Карпинского, шкалой «Свобода» А. Лэнгле и К. Орглера, показателями субъективного уровня одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона, шкалой «Страха смерти» Д. Темплера, шкалой «Общий уровень отчуждения» Е.Н. Осина). В заключении авторы обсуждают области применения методики.

Тарханова О.В.
О ВАРИАНТЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ СХЕМЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ, КАК СРЕДСТВЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Цифровизация социальных, производственных сфер, приоритетная задача высшего образования – формирование у будущих специалистов профессиональных компетенций, в том числе цифровых, актуализируют вопросы совершенствования подготовки обучающихся и модернизации технологий обучения. Проанализирован вопрос повышения качества формирования профессиональных и цифровых компетенций обучающихся средствами междисциплинарной интеграции. Проведённый анализ источников позволяет считать обозначенный вопрос, особенно актуальным, с точки зрения недостаточных разработок, связанных с технологиями, методологическими приёмами, направленными на процесс интеграции дисциплин. Обоснована необходимость и возможность решения данных задач, через предложение концептуальной схемы междисциплинарной интеграции. Определены критерии, уровни интегрируемости. Для конкретного профиля подготовки технического ВУЗа, приведён пример классификации интеграции дисциплины «Информационные технологии» с другими изучаемыми дисциплинами, входящими в учебный план данного профиля обучения. Представлены основные этапы экспериментального исследования, показывающие эффективность описанной концептуальной схемы междисциплинарной интеграции. Материалы исследования могут служить как теоретическим обоснованием для целесообразности внедрения технологии междисциплинарной интеграции в вузах, так и методическим руководством для процесса интеграции дисциплин. Предложенная схема междисциплинарной интеграции, может являться одним из инструментов для повышения формирования профессиональных, цифровых компетенций будущих специалистов, повышения эффективности учебного процесса в целом.

Щукина О.Г.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РОМАНТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Статья представляет собой систематический обзор социологических, психологических, антропологических и философских исследований российских и зарубежных авторов последних лет, посвященных структуре и специфике романтических отношений современной молодежи. Статья включает три последовательных раздела, в рамках которых исследуется эволюция романтических отношений и их историко-культурная детерминированность; предикторы социально-психологических особенностей романтических отношений современной молодежи и наконец происходящий процесс трансформации романтических отношений из институциональной социально регламентированной формы в диффузную индивидуальную форму «чистых отношений». Авторами представлены теории серийной моногамии, партнерских отношений, свободной любви; эмпирические исследования по смещению гендерных ролей в отношениях, компонентах романтических отношений современной молодежи и места любви и брака в системе ценностных ориентаций молодых людей. В статье также сопоставляются отдельные социально-психологические детерминанты романтических отношений в России, США и европейских странах, определяется роль сексуальной удовлетворенности в отношениях партнерах. По результатам теоретического обзора делается вывод о том, что романтические отношения, пройдя путь долженствования и сексуальной эмансипации, перешли к стадии глубокого интимно-личностного союза, где значительная роль отводится духовной и сексуальной близости, свободе партнеров и влиянию любви на процесс их личностного роста и самоактуализации.

РАЗДЕЛ III. ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТА ТРУДА И ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ

Башилова-Селезнева Е.В.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПОВЕДЕНИЯ И КОПИНГ СТРАТЕГИИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19

В работе рассматриваются социально-психологические детерминанты поведения медиков при пандемии коронавируса. Анализируются параметры личностной детерминации действий в различных ситуациях и варианты взаимодействия с ними медицинских работников. Исследуются копинг-стратегии, используемые сотрудниками учреждений здравоохранения для выживания в условиях повышенного стресса и сохранения своего психологического здоровья и благополучия, осуществляя свои компетенции в красной зоне.

Гетман П. А., Иванцов О.В.
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПРОШЕДШИХ «ГОРЯЧИЕ ТОЧКИ»

В статье рассматриваются особенности эмоциональной сферы у военнослужащих, прошедших «горячие точки» и военнослужащих, не принимавших участия в боевых действиях. Ситуация боевых действий приводит к выраженным изменениям функционального состояния психической деятельности, характеризующимися развитием чрезвычайно сильных негативных эмоций, таких как страх, тревога, тяжелое умственное и физическое переутомление. С целью предотвращения дальнейшего негативного влияния психотравмирующих событий на психическую деятельность ветеранов боевых действий, а также разработки системы эффективной психологической реабилитации, представляется актуальным исследование особенностей эмоциональной сферы данных военнослужащих. В эмпирическом исследовании, проведенном в 2023 году, принимали участие 36 военнослужащих, 18 из которых являются ветеранами боевых действий. В ходе проведения исследования изучалась их эмоциональная сфера, использовались такие методики, как: опросник Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности»; методика диагностики уровня невротизации Л. И. Вассермана; шкала психологического стресса PSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона (в адаптации Н. Е. Водопьяновой). По результатам исследования представлены практические рекомендации по психологической реабилитации военнослужащих, получивших психотравмирующее воздействие в ходе участия в боевых действиях.

Закиева Р.Р.
ИНТЕГРАТИВНАЯ ОЦЕНКА КАК ФЕНОМЕН ПОЯВЛЕНИЯ НОВОГО КАЧЕСТВА У СТУДЕНТА ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Испокон веков традиционно оценивалась успеваемость студентов. Мы же считаем, что путь к достижению «личностных результатов» студентов лежит через организацию взаимодействия субъектов учебного процесса, благодаря чему обучающийся обретает те самые профессиональные навыки, которые и делают его специалистом в конкретной области. В педагогике как науке направляющей, ключевым вопросом является отношение педагогических средств к педагогическим целям. Понятие «интегративный» указывает на то, что мы берем не традиционные оценочные параметры (связанные в основном с успеваемостью студента), а именно развитие его способностей, характеристик (какие мотивы преобладают у студента, что доминирует, умение решать профессиональные задачи, креативность и тд.). Рассматривая многие взаимосвязанные компоненты развивающегося студента, его характеристики, мы получаем новую качественную картину. Комплексная оценка есть сводимость набора признаков, а интерактивность же выражается в том, что мы смотрим проявление нового качества образования, в частности, такого, как готовность к решению профессиональных задач и созданию инженерного продукта.

Черемискина И.И., Капустина Т.В., Игнатюшина М.А., Ильина И.С.
СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ У ЖЕНЩИН, ИСПЫТАВШИХ ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ

В настоящее время проблема домашнего насилия остро стоит в современном обществе в разных странах. Стойкость и длительность воздействия домашнего насилия всё больше снижают уровень стрессоустойчивости и социально-психологической адаптированности женщин, способствуют развитию психосоматических или психических расстройств, а индивидуально-личностные особенности женщин, подвергающихся домашнему насилию, способствуют закреплению позиции жертвы, формируя дисфункциональные паттерны поведения. Выборку эмпирического исследования составили 82 женщины в возрасте от 20 до 35 лет – 41 женщина, испытавшая домашнее насилие и 41 женщина без опыта домашнего насилия. Для диагностики использовались методики оценки эго-защитных механизмов и стратегий совладающего поведения, а также применялся опросник для оценки детского негативного опыта. При обработке результатов были выбраны методы непараметрической статистики: U-критерий Манна-Уитни и коэффициент ранговой корреляции Ч. Спирмена. У женщин, испытавших домашнее насилие, выражены как неконструктивные, так и более конструктивные психологические защиты. Это говорит о том, что женщины могут вести себя по-разному в зависимости от типа ситуации и ресурсного потенциала. Например, в ситуации, которая является для них индивидуально тяжелой, непереносимой и требует много ресурсов, которых на данный момент недостаточно, женщины используют неконструктивные защитные механизмы. Наоборот, в ситуации, где ресурсный потенциал высок и ситуация является для женщин выносимой и решаемой, они могут использовать конструктивные стратегии защиты. В целом трудная жизненная ситуация для женщин, испытавших домашнее насилие, ассоциируется с негативными эмоциональными переживаниями и состояниями, а также с нарушением собственной безопасности и безопасности близких людей.

Климова Е.М., Брыкина Т.А.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И СТИЛЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи толерантности к неопределенности и стилей принятия решения в условиях неопределенности. Выборку составили 24 руководителя коммерческих организаций (среднего и низшего звена) в возрасте от 31 до 50 лет (M=37). Показано, что прокрастинация положительно коррелирует со сверхбдительностью, избеганием принятия решений и избеганием неопределенности, отрицательно – с социальной смелостью; избегание неопределенности положительно коррелирует с прокрастинацией, сверхбдительностью и осторожными действиями и отрицательно – с социальной смелостью; социальная смелость имеет обратные связи с сверхбдительностью, прокрастинацией и избеганием неопределенности, прямую связь с осторожными действиями. Также из данных корреляции мы можем сделать выводы о том, что, повышая уровень социальной смелости, вероятность принятия решений через прокрастинацию или сверхбдительность будет снижаться, а ассертивные действия будут наоборот повышаться.

Таким образом, эмпирически доказано существование взаимосвязи между толерантностью к неопределенности и стилем принятия решения руководителями коммерческих организаций. Низкий уровень избегания неопределенности характерен для руководителей с низкими показателями прокрастинации и сверхбдительности при принятии решений, и напротив – повышенный уровень бдительности при принятии решений связан с высоким уровнем осторожности действий.

Кучева Н. А., Булгаков А.В., Булгакова Е.А.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФАКТОРОВ, ВЫЗЫВАЮЩИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКИХ IT-СПЕЦИАЛИСТОВ

Цель эмпирически выявить факторы, взывающие трудности профессионализации у российских ИТ-специалистов. Дизайн исследования реализован как сравнительный, корреляционный (факторный). Выборку составили 12 ИТ-компаний, опрошено 148 ИТ-специалистов, из них 12 чел. – руководители, 48 чел. – ИТ-специалисты, работающие индивидуально, 88 чел. – в коллективе. Методы: анализ документов, наблюдение, опросы и нестандартизированное интервью, тест Е. Хейма, методика «Индикатор копинг-стратегий», диагностика организационной культуры по Р. Куинн и К. Камерон, методика изучения профессиональной идентичности по Л.Б. Шнейдер, мотивационный профиль по К. Мартин и Ш. Ричи.

Установлены доминирующие факторы, вызывающие трудности профессионализации. У ИТ-руководителей – фактор взаимосвязи трудностей профессионализации и культурно-мотивационными особенностями руководителей. Трудности: профессионального общения, умение учитывать мнение других, сидячая работа. Доминирующая потребность – устанавливать и поддерживать долгосрочные стабильные взаимоотношения. У ИТ-специалистов, работающих индивидуально: доминирующими факторами являются навык самоконтроля и ответственности, фактор включает дескрипторы: самоконтроля, ответственности, самоорганизованности, нестандартного подхода к решению задач. Определены трудности профессионализации, основанные на ощущении востребованности в интересной общественно полезной работе, прямой взаимосвязи организационной культуры Отношение, профессиональной идентичности, внимательности и проявлений самоорганизованности, нестандартного подхода к решению задач, навыков презентации. Обеспокоенность этой группы ИТ-специалистов вызывают ненормированной график работы, а также необходимость физической подготовки, постоянно учиться на протяжении всей профессиональной жизни, учета высокой конкуренции в будущем. У ИТ-специалистов, работающих в команде – ведущим является фактор ответственности, который включает дескрипторы сходные с ИТ-специалистами, работающих индивидуально. Здесь выявлены прямая зависимость потребности во влиятельности и власти, стремление руководить другими; настойчивое стремление к конкуренции и влиятельности и обратная зависимость потребности в высокой заработной плате и материальном вознаграждении, желание иметь работу с существенным набором льгот и надбавок. Доминирующий мотив Признание. Вступающий в противоречие с установкой: друзей на работе нет. Найдена взаимосвязь выявленных трудностей профессионализации ИТ-специалистов и их компетенций: трудности их профессионализации выявлены на пересечении показателей развитие личности и копинг-стратегий, используемых ИТ-специалистами.

Эмпирически подтверждена модель выявления факторов, вызывающих трудности профессионализации ИТ-специалистов, которые могут стать основой Программы сопровождения профессионализации ИТ-специалиста в реальных российских условиях.

Новосельская С.Р.
ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕПЯТСТВИЙ РАЗВИТИЯ ПОЗИТИВНОГО ОБРАЗА ПРОФЕССИИ У СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

В настоящей статье представлены результаты исследования психологических препятствий развития позитивного образа профессии у слушателей образовательной организации МВД России при помощи анкетирования. Авторская анкета была составлена из четырех блоков вопросов, отражающих психологическую структуру образа профессии у курсантов: когнитивного, эмоционального, мотивационного и поведенческого компонентов. Актуальность темы исследования обусловлена потребностью кадровой системы МВД России в компетентных специалистах, преимущественно выпускниками образовательных организаций МВД России. Практика показывает, что большинство курсантов и слушателей на начальных стадиях профессионального становления разочаровываются в выборе профессии. Для формирования позитивного образа профессии у слушателей необходимо выявить психологические препятствия на пути к эффективному развитию данного процесса. В нашем исследовании были выявлены следующие препятствия на пути к позитивному образу профессии у слушателей: искаженные представления об условиях и трудностях будущей профессиональной деятельности; осознание недостатка полученных знаний и навыков в ходе обучения; нежелание получения новой информации, полезной для дальнейшей профессиональной деятельности от специалистов с длительным стажем работы и высокими показателями служебной деятельности; негативные эмоциональные проявления, тревожность относительно планирования профессионального будущего и последующего профессионального становления.

Пономаренко А.А.
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖЕЙ ТВОРЧЕСКОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЙ

Изложены результаты теоретико-эмпирического исследования психологического благополучия студентов колледжей, анализа корреляционных связей между компонентами психологического благополучия и профессиональной идентичности. На основе анализа теоретических и прикладных работ по проблеме психологическое благополучие определяется как система психических процессов и состояний, результатом функционирования которой является готовность к продуктивной деятельности на основе эмоциональной безопасности, способности устанавливать благоприятные отношения с другими, ценности собственной личности и мотивации самореализации. Выдвинуто и доказано предположение о том, существуют различия в содержании психологического благополучия студентов колледжей технического и творческого направления. Представлены результаты эмпирического исследования, выполненного на выборке (N = 180, в возрасте от 17 до 20 лет) студентов, с применением опросника психологического благополучия К. Рифф (в модификации Т.Д. Шевеленковой, П.П. Фесенко); теста «Идентичность-маргинализм» Е.П. Ермолаевой, а также методов математической статистики. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован при разработке программ психологического сопровождения учебно-профессиональной деятельности студентов колледжей с целью формирования и развития личностного самоопределения и профессионального становления.

Степанова В.А.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ ЖЕНЩИН С БЕСПЛОДИЕМ НЕЯСНОЙ ЭТИОЛОГИИ

В статье представлены результаты исследования, направленного на выявление типологических особенностей женщин, страдающих бесплодием неясного генеза. Выделение разных типов женщин осуществлялось на основе изучения социально-психологических особенностей их личности: типов отношения к людям (методика Т. Лири), ролевых позиций в межличностном взаимодействии (методика Э. Берна), особенностей социально-психологической адаптации (методика К. Роджерса и Р. Даймонда), ценностных ориентаций (методика М. Рокича) и базисных убеждений (методика Р. Янов-Бульмана), а также степени выраженности маскулинности-феминности (методика С. Бема), перфекционизма (шкала Хьитта-Флетта) и инфантилизма (методика А.А. Серегиной) в межличностном общении. Исследование заключалось в сравнительном анализе обозначенных показателей, выявленных в двух группах респондентов: в группе 104 женщин с диагнозом по МКБ-10 97.9 – бесплодие неуточненное (основная группа) и в группе 104 беременных женщин того же возраста. Для выявления социально-психологических типов женщин с бесплодием неясной этиологии основная выборка была расширена до 312 респондентов. На основании результатов кластерного (метод Уорда) и факторного (метод главных компонент) анализов выделены пять социально-психологических типов женщин с бесплодием неясного генеза: агрессивно-маскулинный, инфантильно-капризный, опекающе-назидательный, тревожно-фобический и профессионально-ориентированный. При организации психологической помощи женщинам с психологическим бесплодием необходимо учитывать типологические особенности их личности.

Колесникова А.Ю., Сухинина К.В., Ацута А.Д., Полянин Д.А., Якимов К.В.
АНАЛИЗ РЕЖИМА ДНЯ СТУДЕНТОВ СИБИРСКОГО НЕПРОФИЛЬНОГО ВУЗА

Проведен анализ режима дня у студентов. Использовали метод опроса и анкетирования. В исследовании участвовали 63 студента Иркутского государственного университета, факультета бизнес-коммуникаций и информатики (ФБКИ). Цель исследования: изучить режим дня студентов и установить особенности образа жизни и их влияние на самочувствие и работоспособность студентов. Установили, что хуже всего себя ощущали студенты старшей возрастной группы (83% не высыпаются), также большинству респондентов не дается соблюдать прием пищи в рекомендованное время и количество раз согласно Всемирной организации здравоохранения. Установили, что 47,6 % студентов занимаются дополнительными физическими нагрузками, помимо занятий физической культурой.

Тарасова Е.М., Григорьева М.А.
ПОКАЗАТЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЖЕНЩИН С РАЗНЫМ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ СТАТУСОМ

В статье рассматривается феномен профессиональной самореализации личности, ее сущность, структура, уровни и типы, сложности самореализации женщин, связанные с традиционными гендерными представлениями. Представлены результаты эмпирического исследования некоторых показателей профессиональной самореализации у женщин с разным социально-профессиональным статусом. Выборку составили женщины из разных профессиональных сфер, имеющие статус «исполнителей» (рядовые сотрудницы органов госуслуг и бизнес-структур, педагоги ОО и ДОО) и «руководителей» (начальники отделов в органах госуслуг, руководители бизнес-структур, директора ОО и ДОО). Использованы методика «Тип и уровень профессиональной самореализации» (Е.А. Гаврилова) и тест по оценке уровня самоактуализации личности («САМОАЛ») (А.В. Лазукин, Н.Ф. Калина). В исследовании зафиксированы показатели, отражающие более благоприятную картину профессиональной самореализации (ее типы и уровень) женщин с социально-профессиональным статусом «руководитель». Вместе с тем, данные по методике «САМОАЛ» не выявили статистически значимых различий между группами, что, по-видимому, говорит об отсутствии линейной связи социально-профессионального статуса женщины с целостной позитивной Я-концепцией и интенцией к самоактуализации.

Тарасова Е.М.
ПОКАЗАТЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ РАБОТЫ

В статье рассматривается феномен профессионального выгорания педагогов дошкольных образовательных организаций (ДОО). В основной части обсуждаются симптомы профессионального выгорания, стадии, факторы и психологические корреляты его формирования у лиц, занимающихся профессиональной педагогической деятельностью, в частности, у педагогов ДОО. Представлены результаты диагностического исследования показателей профессионального выгорания у воспитателей детского сада с разным стажем педагогической деятельности. В исследовании зафиксированы показатели, отражающие тот факт, что симптоматика выгорания не соотносится напрямую с длительностью профессиональной деятельности педагогов ДОО. Обнаружено превышение уровня выгорания у респондентов выборки со стажем от 16 до 30 лет, по сравнению с другими стажевыми группами (в том числе, работающими более 30 лет); самые низкие показатели выгорания выявлены в группе педагогов ДОО со стажем работы от 6 до 15 лет; большинство респондентов всей выборки находятся в стадии выгорания «резистенция», второе место по выраженности заняла стадия «напряжение», менее всего выражена стадия «истощения»; самая большая частота проявления по всей выборке у симптома «расширение сферы экономии эмоций».