РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Артёмов Н.С.
РАБОТЫ УЧЁНОГО-АРХЕОЛОГА С.С. ЗАКАТОВА В 1913 ГОДУ В КРЕМЛЕ:
ОТКРЫТИЕ ДРЕВНЕЙШЕГО МОСКОВСКОГО КЛАДБИЩА

Статья посвящена результатам археологических работ, проведённых учёным-археологом С.С. Закатовым в 1913 г. при реставрации Успенского собора Московского Кремля. В ходе этих работ были обнаружены и зафиксированы погребения и сопутствующие находки, принадлежавшие древнейшему грунтовому кладбищу Москвы, расположенному в Кремле и не известному по письменным источникам. С.С. Закатов в 1913 г. составил подробный отчёт о своих работах, но эти данные до сих пор не были опубликованы. Лишь сам факт работ 1913 г. и упоминание о том, что ими были выявлены погребения, кратко указывался в отдельных публикациях.

Объектом исследования является отчёт С.С. Закатова о проведённых им работах в Московском Кремле. Предметом исследования являются данные об обнаруженных погребениях, происхождение, датировка и интерпретация этих захоронений. Цель исследования – рассмотреть историю и подробности обнаружения погребений, опубликовать эти данные и указать на принадлежность этих находок к древнейшему грунтовому кладбищу Москвы, уточнив датировку погребений и самого некрополя.

Результатами исследования стали введение в научный оборот результатов работ С.С. Закатова, датировка и интерпретация его открытий, позволившие уточнить датировку функционирования самого кладбища.

Научная новизна статьи заключается в публикации и интерпретации неопубликованных результатов археологических работ, которыми было выявлено древнейшее грунтовое кладбище Москвы, а также в уточнении верхней границы его функционирования.

В ходе исследований 1913 г. к северу от Успенского собора было открыто более четырёх отдельных погребений, обломки белокаменного надгробия, а также содержащий несколько костяков белокаменный склеп. Эти находки являлись захоронениями, совершёнными на древнейшем московском грунтовом кладбище, функционировавшим с сер. XII в. по сер.-тр. чет. XIV в. Значительную площадь этого некрополя в 1470-х гг. занял Успенский собор.

Бочкарев М.М.
О ПОКУПКЕ МОСКОВСКИМ УНИВЕРСИТЕТОМ БИБЛИОТЕКИ ТУРГЕНЕВЫХ В СВЕТЕ НОВЫХ МАТЕРИАЛОВ

В статье рассмотрен вопрос о покупке Московским университетом такого памятника книжной культуры своего времени, как «московская» часть Тургеневской библиотеки – обширного книжного собрания (помимо Москвы, многие книги находятся в книгохранилищах Санкт-Петербурга), принадлежавшего семье последнего директора университета И.П. Тургенева. Для подробного освещения выбранного сюжета широко используются материалы «Журналов заседаний Совета Императорского Московского университета» за 1831–1832 гг. и «Отчета» университета за 1834 г., которые сопоставляются с эпистолярными источниками (сведениями из писем вовлеченных в покупку лиц: А.И. Тургенева, И.А. Двигубского, В.А. Жуковского, П.А. Вяземского и др.). При анализе документов учитываются работы таких исследователей, как Т.И. Дубровская, Н.И. Сафонова, И.А. Меньшова, В.В. Сорокин, Н.С. Беляев и др. Привлеченные материалы позволяют детализировать и довольно полно реконструировать процесс приобретения Московским университетом библиотеки Тургеневых. Так, из частично неопубликованных документов впервые становится известно, что А.И. Тургенев хотел передать семейную библиотеку какому-либо учебному заведению, а сведения из «Журналов» и корреспонденций А.И. Тургенева позволяют судить о составе и объеме проданных материалов, о первоначальной цене, за которую А.И. Тургенев хотел уступить книжную коллекцию, об источнике средств на приобретение университетом объемного и ценного собрания, о подготовительной работе, предшествовавшей передаче книг, о сложном и долгом «движении шестеренок» бюрократического механизма, в результате которого тургеневские книги поступили в университетскую библиотеку. В заключительной части статьи представлена информация о более позднем пополнении «московской части» Тургеневской библиотеки (пока выявлено только сочинение астронома Л.-Ф. Вартмана), а также о ее современном состоянии и текущей работе по ее воссозданию в качестве отдельного книжного собрания из некогда «рассыпанных» в общем фонде книг.

Кравченко И.В.
ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КАФФЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ
40-Х ГГ. XV В. В ОТРАЖЕНИИ НЕИЗДАННЫХ ДОКУМЕНТОВ ОФФИЦИИ
ПОПЕЧЕНИЯ РОМАНИИ

В статье анализируются несколько не введённых ранее в научный оборот источников из фонда генуэзской Оффиции попечения Романии (Officium Provisionis Romaniae) – учреждения, которое в 1363-1453 гг. осуществляло управление заморскими территориями Генуэзской республики, в том числе и Каффой. Рассмотренные документы относятся ко второму, не опубликованному регистру фонда, в который входят документы 1447–1449 гг. В настоящей работе анализируются те из них, что относятся к правлению в Каффе консула Антониотто де Франки Туртурино, то есть к первой половине 1447 г. В это время генуэзские колонии в Северном Причерноморье переживают тяжёлый период финансового кризиса и попыток реформирования системы управления со стороны центральных властей. Одновременно с этим в регионе складывается напряженная международная обстановка, связанная с формированием своего рода антигенуэзской коалиции в составе Венеции, Феодоро, Молдавии, Византии, а также Трапезунда и государства Джандаридов. Представленные документы анализируются именно в контексте этих двух исторических процессов. Рассмотренные источники позволяют детализировать течение этих процессов, установить их влияние на Каффу и Геную, и проследить реакцию генуэзских властей на них.

Рутковская Т.В.
ХАРТИЯ 77 И ЕВРОКОММУНИСТЫ

Статья посвященавзаимодействию Хартии 77 и европейских коммунистических партий: Французской коммунистической партии, Итальянской коммунистической партии и Коммунистической партии Испании. В качестве источников были привлечены публикации в периодических изданиях Le Monde и The Times. В статье рассматриваются как письменные обращения хартистов к еврокоммунистам, так и личные контакты подписантов Хартии с представителями партий. В статье делается вывод о том, что поддержка хартистов еврокоммунистами носила избирательный и непостоянный характер. Еврокоммунисты в вопросе общения с восточноевропейскими диссидентами придерживались разных подходов: итальянская и испанская партии заняли довольно однозначную позицию поддержки хартистов, французская же партия, в рядах которой вопрос поддержки Хартии вызывал некоторую полемику, делала попытки лавировать между открытой конфронтацией со «старшим коммунистическим братом».

Скворцов Е.А., Тимонина Е.С.
СОВЕТСКИЕ ПАРТИЗАНЫ НА «ПОЛЕ СЛАВЫ» В ГЕНУЕ:
ФЁДОР ПОЛЕТАЕВ И ЕГО БОЕВЫЕ ТОВАРИЩИ

Статья посвящена малоизученному аспекту в истории Второй мировой войны – участию советских партизан в Движении антифашистского Сопротивления в Италии (1943–1945). Центральным объектом исследования являются биографии Ф.А. Полетаева, Н.Г. Кочкина, Н.Н. Петухова, Я.Ф. Горева, сражавшихся на территории Лигурии. Трое из них погибли в ходе боевых действий и были похоронены на особом мемориальном участке генуэзского кладбища Стальено – т.н. «Поле Славы» (Campo della gloria). На их примере показывается вклад в победу Итальянского Сопротивления более чем 5000 советских граждан, из которых каждый десятый погиб.

В качестве источниковедческой базы исследования авторами были использованы оцифрованные документы из обобщённого электронного банка данных «Мемориал», содержащие информацию о советских воинах, погибших, умерших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны (из фондов ЦАМО РФ и РГВА), воспоминания современников описываемых событий , а также документы и материалы, представленные в экспозициях музеев – Центрального музея Вооружённых Сил Российской Федерации, Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника, музея «Жизнь и подвиг Ф. Полетаева» при московском педагогическом колледже № 10, музея Боевой славы им. Ф. Полетаева школы-интерната № 1 г. Рязани и др.

Шалдин Н.Н.
РЕАКЦИЯ ФРАНЦУЗСКОЙ ПРЕССЫ НА НАЧАЛО ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В ИСПАНИИ (ИЮЛЬ-АВГУСТ 1936 Г.)

В статье анализируется реакция французской прессы на начало гражданской войны в Испании (июль-август 1936г.). Изначально первый глава правительственной коалиции Народного фронта социалист Леон Блюм намеривался поддержать официальный Мадрид поставками самолетов и вооружения, но затем, встретив решительное сопротивление Англии и противодействие большинства французских политических сил и средств массовой информации вынужден был отступить. В данной статье предпринимается попытка проанализировать, какую позицию заняла в этом вопросе французская пресса. Крайне правая «Аксьон франсез» приветствовала восстание мятежных генералов, нисколько не сомневаясь в их победе над, как они писали, «коммунистической анархией». Наряду с другими националистами они настаивали на необходимости проведения политики нейтралитета, опасаясь, что в противном случае Франция окажется втянутой в полномасштабную войну, которая будет на руку только СССР. Центристские издания были более сдержаны в своих оценках и избегали возлагать всю вину за начало конфликта в Испании на коммунистов, призывая сохранять нейтралитет во имя предотвращения войны в Европе. Единственными последовательными сторонниками поддержки испанских республиканцев являлись деятели компартии (ФКП).

Дельвиг Н.А., Ирхин В.Н., Шеховская Н.Л.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ВОЕННО-МОРСКИХ ОФИЦЕРОВ В ПЕРВЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА

В данной статье осуществляется анализ процесса профессиональной подготовки будущих офицеров военно-морского флота в первые десятилетия существования советского государства. В целях поиска и, в дальнейшем, акцентирования внимания на характерных особенностях обучения и воспитания будущих военно-морских специалистов в исследуемый период авторы используют метод сравнения в качестве приоритетного, проводя сравнительный анализ содержания, форм и методов подготовки будущих военно-морских офицеров в дореволюционный и послереволюционный периоды, основными критериями чего являются формировавшиеся в определенных идеологических условиях стереотипы будущего командира. По мнению авторов, именно особенности исторической эпохи оказали непосредственное влияние на процесс профессионального воспитания будущих офицеров военно-морского флота в предвоенный период. Помимо этого, в статье выявляются социально-педагогические условия и организационно-педагогические особенности подготовки будущих морских офицеров в контексте формирования новой коммунистической доктрины воспитания военных кадров, а также анализируются взгляды представителей военно-морского командования на проблему повышения качества боевой и гуманитарной подготовки будущих военно-морских офицеров. Авторы подтверждают достоверность излагаемого в статье материала, а также гипотезу о социально-исторической обусловленности процесса профессиональной подготовки будущих морских офицеров многочисленными цитатами из публицистической литературы заявленного периода. Проведенный в данной статье анализ особенностей профессиональной подготовки будущих военно-морских офицеров в первые десятилетия существования советского государства обладает теоретической ценностью в связи с необходимостью расширения современного представления об отечественном военно-педагогическом наследии, а также внедрения с практику современной военной школы лучших традиций патриотического и духовно-нравственного воспитания.

Зайнуллин Т.Р.
ТАЙВАНЬСКИЙ ВОПРОС В ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ США И КНР НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (2016-2022 ГГ.)

Цель исследования – анализ тайваньского вопроса в контексте отношений КНР и США на современном этапе с 2016 по 2022 гг. В данной статье рассматривается эволюция вопроса в период с 2016 по 2022 гг., действия, предпринятые сторонами, и его последствия для региональной стабильности и мирового порядка. Новизна исследования заключается в том, что рассматриваются актуальные позиции Соединенных Штатов Америки, Китайской Народной Республики и Китайской Республики (Тайвань) по решению Тайваньского вопроса. В процессе написания статьи были использованы первоисточники и доклады официальных ведомств, заявления официальных руководителей и представителей. В результате определенно, что Тайванский вопрос имеет множество исторических, культурных и политических аспектов, и его решение может оказать значительное влияние на международные отношения в регионе. Соединенные Штаты Америки и Китайская Республика (Тайвань) выступают за сохранение статус-кво в Тайваньском вопросе. Китайская Народная Республика cчитает, что решение Тайваньского вопроса и достижение полного воссоединения страны отвечает фундаментальным интересам китайской нации и имеет важное значение для осуществления национального возрождения.

Михалёв Д.О.
ПЕРЕГОВОРЫ О БРЕСТСКОМ МИРЕ КАК ОТРАЖЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРА ЛИЧНОСТИ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

Настоящая статья посвящена переговорам о заключении Брестского мира. Автор рассматривает основные этапы переговорного процесса, позиции и подходы сторон, препятствия на пути заключения мира. Особое внимание уделяется тактике, выбранной сторонами для достижения обозначенных целей. Подходы, предлагаемые В. И. Лениным, Н. И. Бухариным и Л. Д. Троцким, отличались кардинальным образом и привели бы к совершенно разным исходам. Представляется особенно интересным проследить как личные качества политических деятелей того времени определили движение государственной машины, которая, казалось, в силу своей неповоротливости, не терпит сиюминутных веяний. Автор отмечает, что особенно отчётливо роль фактора личности в международных отношениях прослеживается в действиях Л. Д. Троцкого на переговорах, который, исходя из собственных убеждений, позволил себе отступить от установок правительства и партии. Данный исторический период наиболее ярко продемонстрировал, что фактор личности имеет огромное влияние на формирование внешнеполитического курса государства, определение тактики и стратегии страны, способен изменить ход истории.

РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКСНОЕ ПОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Аветисян С.С., Саргсян А.А.
О ПРИМЕНЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Учитывая современные тенденции в сфере высшего образования, важное значение приобретает поступательное развитие инновационного потенциала высшего учебного заведения. В частности, сказанное относится и к юридическому образованию, в процессе которого велика роль интерактивных форм и методов обучения. Проведенное исследование позволило прийти к выводу о необходимости и эффективности широкого внедрения в образовательный процесс современных инновационных, интерактивных образовательных технологий, которые в совокупности с классическими методами преподавания способны обеспечить усвоение обучающимися перечня формируемых компетенций, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом и учебными планами образовательных организаций. В качестве основных направлений развития процесса преподавания на юридических факультетах представляется широкое использование интерактивного метода кейс-стади, в том числе, с разработкой соответствующих методических рекомендаций, что в конечном счете будет способствовать аналитическому мышлению студентов, умению грамотно применять в профессиональной деятельности нормы права, аргументированно строить речь. Эффективным направлением совершенствования образовательного процесса, в особенности, в условиях его цифровизации, видится использование технологий виртуальной реальности (дополненной реальности), в особенности, на занятиях по криминалистике, предоставляющей возможность отработки практических навыков обучающихся.

Васильева К.К.
РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПОДДЕРЖКИ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА (ВОЛОНТЕРСТВА) В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНАХ ФСИН РОССИИ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Фактор территориальной протяженности России в немалой степени влияет на процесс и динамику ее социально-экономического развития. Он же влияет на формы и способы слаживания инфраструктуры поддержки отечественного добровольчества (волонтерство). В ТО ФСИН России Южного федерального округа наметился рост темпов внутриведомственной интеграции волонтерства сотрудников ТО, а также их участие во Всероссийских акциях и конкурсах лучших региональных практик поддержки волонтерства «Регион добрых дел». В статье представлен опыт сотрудничества волонтерских организаций территориальных органов ФСИН России на уровне федеральных округов (Южный и Северо-Кавказский), свидетельствующий о слаживании добровольческого движения по горизонтальной внутриведомственной линии, а также об укреплении связей власти и гражданского общества. Отдельно представлены и осужденные, которые выступают не только объектом добровольчества, но и его субъектом. Для современного этапа развития добровольчества сотрудников ТО ФСИН России Южного федерального округа свойственна и оперативность, и предметно-практическая направленность в оказании безвозмездной помощи населению Луганской и Донецкой Народных Республик, а также Запорожской и Херсонской областей.

Галаганова С.Г., Мусина Н. Д.
ЦВЕТОВЫЕ РЕШЕНИЯ В ВИЗУАЛЬНОМ КОНТЕНТЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ КАК ИНСТРУМЕНТ МОДИФИКАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

В качестве движущей силы развития социума и его подсистем общественное мнение продолжает оставаться предметом интереса научного сообщества. Цифровая трансформация социума радикально изменила пространство социальной коммуникации как механизма формирования общественного мнения: место живого межличностного общения, разнообразных форм публичной социальной активности, традиционных СМИ всё более активно занимают социальные сети. Эта тенденция делает общественное мнение всё более зависимым от содержания и формы сетевого контента. Одним из аспектов данной темы является выявление механизмов и закономерностей влияния цветового оформления визуального контента социальных сетей на формирование и модификацию общественного мнения. Цветовые решения оказывают воздействие не только на настроение пользователей, но и на их предпочтения, выбор, принятие решений. В статье рассмотрены особенности и преимущества социальных сетей в качестве основного канала социальной коммуникации, выявлены психологические механизмы влияния цвета на реакции пользователей, исследован феномен сенсорной культуры различных представителей различных цивилизаций и географических регионов с присущими каждому из них стереотипами и установками. Авторы приходят к заключению, что, являясь одним из факторов формирования общественного мнения, цветовые решения в визуальном контенте социальных сетей в то же время могут быть эффективно использованы в качестве инструмента его модификации.

Гришина Т.М.
ЭВОЛЮЦИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ: ОСОБЕННОСТИ ЭТАПОВ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

Проект евразийской интеграции на постсоветском пространстве, получивший свое начало 8 декабря 1991 г. с момента образования нового геополитического интеграционного объединения Содружества Независимых Государств (СНГ), ставил основной целью своей деятельности реинтеграцию независимых государств на территории бывшего Союза Советских Социалистических Республик (СССР) по дезинтеграционной модели, характеризующейся дуализмом (создание обновленных экономических пространств и интеграционных связей между государствами-участниками межгосударственных объединений, не предполагало тотального разрушения, но выстраивалось на фундаменте упраздняемых) и предусматривал многостороннее сотрудничество получивших независимость государств (исключение составили Литва, Латвия, Эстония). За прошедшие десятилетия интеграционный процесс обрел богатый, достаточно успешный опыт и вышел в 2015 г. на качественно новый уровень, в форме современной модели экономической региональной интеграции – Евразийского экономического союза, правопреемника Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), образованного в 2000 г. В статье проведен анализ научной мысли в контексте периодизации евразийской интеграции, предложен ее авторский вариант, а также определены возможности дальнейшего становления ЕАЭС, как актуальной модели высшего интеграционного уровня на постсоветском пространстве, с учетом успехов, просчетов и полученных исторических уроков.

Козьяков Р.В.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ВАРИАТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ

Работа направлена на рассмотрение индивидуальной вариативности профессионального креативного мышления. Проанализировано развитие профессионального креативного мышления в культуре общества и основных наук. Рассмотрены основные принципы организации исследования: динамики развития, бинарности, задачности, структурности. Проанализирована специфика группового профессионального креативного мышления с точки зрения: индивидуальных факторов группового профессионального креативного; процесса организации группового профессионального креативного мышления. Представлены достоинства и недостатки процесса группового профессионального креативного мышления, а также рекомендации по преодолению недостатков группового профессионального креативного мышления. Проанализированы базовые особенности, достоинства и недостатки индивидуального профессионального креативного мышления. Рассмотрено выявленное, в ходе исследования явление неоднородности ядерных элементов, образующих конкретный показатель шкалы профессионального креативного мышления. Проанализированы представления о стиле индивидуального и группового профессионального креативного мышления. Осуществлен анализ различий индивидуального профиля двух испытуемых по авторской методике «Профессиональный креативный потенциал мышления», различающихся по стилю профессионального креативного мышления. Анализ индивидуального профиля профессионального креативного мышления, возможно использовать при обсуждении с испытуемым индивидуального и группового маршрута развития профессионального креативного мышления субъекта. Представлены выводы по результатам проведенного исследования профессионального креативного мышления.

Повзун В.Д., Коневских О.В.
ОПЫТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ ШАХМАТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В системе педагогического образования важно поддерживать у педагога желание и способность учиться, развивать свои навыки и воспитывать себя и других. Это достигается путем предоставления возможностей для организации индивидуального образовательного пути на протяжении всей жизни, что помогает человеку адаптироваться к постоянно меняющимся условиям не только в профессиональной сфере, но и в социальной среде. Процесс повышения профессиональной компетентности происходит через непрерывное профессиональное обучение на протяжении всей жизни при осуществлении профессиональной деятельности.

Анализ имеющегося опыта поддержки педагогов, занимающихся шахматным образованием, свидетельствует о том, что в этой сфере проводятся образовательные мероприятия, которые включают в себя курсы профессиональной переподготовки, повышения квалификации, вебинары, формируются педагогические сетевые сообщества. Однако некоторые педагоги сталкиваются с трудностями при выборе подходов к внедрению шахматного образования в школе, использовании современных методов и средств обучения, применении индивидуально-ориентированных и развивающих образовательных технологий. Кроме того, наблюдается недостаточная активность педагогов в участии в шахматных мероприятиях. В связи с этим в системе образования возникает потребность в создании системы эффективных условий, форм и методов, которые будут способствовать совершенствованию профессиональной компетентности педагогов и помогут им восполнить собственные образовательные потребности. Это обстоятельство обуславливает актуальность проведенного исследования.

Позднякова А.А., Кузнецова Г.В.
СОВРЕМЕННАЯ ЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА И ЯЗЫКОВАЯ СРЕДА

Развитие языковой среды не происходит спонтанно. Оно обусловлено целым рядом факторов, к которым относится и политика государства, реализуемая во всех сферах общественной жизни. В каждой стране, в которой наблюдается этническое и языковое многообразие, политика государства является инструментом консолидации общества, с одной стороны, и лоббированием интересов, связанных с вопросами национальной, этнической безопасности, с другой. Влияние политических факторов на языковую ситуацию не остается неизменным, оно зависит от целей, стоящих перед обществом на конкретном этапе, и отражает направления его исторического развития. В связи с той непростой ситуацией, в которой сейчас оказался русский язык, важно принять все меры к сохранению русской языковой среды как базовой ценности общества. Этой задаче в большей степени отвечает система образования, являющаяся инструментом трансляции культурно-исторического опыта русского народа. Привлечение иностранных студентов к системе российского образования крайне актуально в сложившейся ситуации и возможно лишь путем интеграции иностранного контингента в русскоязычной образовательной среде.

Ластовенко Д.В.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФАНАТОВ

Цель. Рассмотреть социальные представления о фанатах в современном обществе, а также сравнить личностные характеристики фанатов и не фанатов.

Процедура и методы. Использован контент-анализ ответов респондентов на открытые вопросы и опросник Big Five Inventory-2: BFI-2-S. На первом этапе исследования было опрошено 427 респондента, на втором этапе в тестировании приняли участие 103 респондента.

Результаты. В статье отражены представления о фанатах среди лиц, которые сами себя считают фанатами и среди лиц, которые себя фанатами не считают. Показаны отличия в таких представлениях: фанаты при описании фокусируются на позитивных аспектах (увлечённость, любовь, экспертность, интерес), а не фанаты отмечают одержимость и увлечённость. При этом обе группы отмечают обладание фанатами материальными атрибутами в виде мерча[1]. Анализ личности самих респондентов показал отличия между фанатами и не фанатами по шкале открытость опыту и по субшкалам энергичность и эстетичность.

Теоретическая и/или практическая значимость. Исследование вносит вклад в изучение фанатства как актуального социально-психологического феномена. Полученные данные могут являться основой для разработки теоретической и эмпирической модели фанатства с целью формирования позитивного восприятия образ фаната в социуме и снятия стигматизации.

Сунь Юй
РУССКАЯ ФОРТЕПИАННАЯ МУЗЫКА СЕРЕДИНЫ XX ВЕКА В ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ КНР НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ НАД ЦИКЛОМ «АФОРИЗМЫ» А. Г. ШНИТКЕ

Статья посвящена рассмотрению особенностей изучения русской музыки прошлого столетия в современной китайской педагогике. Целью работы является определение ценности наследия отечественных композиторов для профессиональной образовательной системы Китая. Представлен методический разбор цикла А. Г. Шнитке «Афоризма» как одного из ярких примеров фортепианного стиля XX в. Охарактеризованы этапы работы над произведением, выделены наиболее актуальные исполнительские проблемы, представлены возможные варианты их решения. Обозначены перспективы использования практических выводов, сделанных на основе анализа данного произведения в качестве дополнительного ресурса по изучению методов работы над сочинениями XX в. в классе специального фортепиано высших учебных заведений Китая.

Сунь Юйи
ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭВЕНКИЙСКОГО ФОЛЬКЛОРА НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье рассматриваются перспективы изучения музыкальной культуры эвенков на уроках музыки в общеобразовательной школе. В ходе работы устанавливается актуальность наследия эвенков в аспекте современного обучения, определяется специфика ладовой и метроритмической структуры фольклора, выявляются возможные ракурсы использования лучших образцов на уроках музыки. Особо разбираются практические аспекты использования эвенкийских напевов на музыкальных занятиях. Характеризуются способы изучения мелодики и метроритма, выделяются возможные виды деятельности с привлечением в качестве практического материала эвенкийского фольклора. Посредством анализа обрядовых песнопений эвенков выстраивается ступенчатая система их освоения в курсе обучения музыки. В заключении представлен вывод о важности внедрения музыкального наследия эвенков в процесс образовательной деятельности.

Сухов А.Н.
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

В статье раскрывается актуальность проблемы, связанной с развитием социальной психологии образования и науки как отрасли. Рассматривается сущность социально-психоло­гического подхода к пониманию социальной психологии образования и науки. Анализируются итоги реформ, а также трудности, которые имеют место при реконструкции истории становления, определении понятия, предмета, структуры, функций социальной психологии образования и науки. Поэтому не случайно наиболее важной задачей является создание полноценной теории социальной психологии образования и науки. Без этого невозможно вести речь о повышении эффективности образования. Социальная психология науки составная часть социальной психологии образования и науки. В статье рассматривается динамика научной карьеры в России. Анализируются трудности в профессиональной деятельности современных отечественных ученых и предлагаются пути их преодоления. Предстоит ещё немало сделать как в теоретическом, так и прикладном плане для полного оформления социальной психологии образования и науки как отрасли.

Тамбовцева А.О.
СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ОСНОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Цель исследования заключается в разработке эффективной структурно-содержательной модели формирования междисциплинарных основ исследовательской культуры студентов в образовательном процессе вуза. Научная новизна работы содержится в совершенствовании процесса формирования культуры исследователя обучающихся в вузах. Предложенная модель опирается на понимание различных аспектов, влияющих на формирование исследовательской культуры. Выделены основания для конструирования модели формирования междисциплинарных основ исследовательской культуры, охарактеризованы компоненты структурно-содержательной модели, выявлены принципы и педагогические условия формирования основ культуры исследователя. Структурно-содержательная модель представляет собой системное образование, функционирующее в единстве целевого, содержательного, деятельностного и контрольно-диагностического блоков. Целевой блок отражает цель и задачи процесса становления междисциплинарных основ исследовательской культуры студентов. Содержательный блок объединяет функции и принципы работы образовательной организации по формированию и развитию компетенций, необходимых для научно-исследовательской работы обучающихся. Деятельностный блок включает в себя формы деятельности, методы обучения и воспитания, а также средства, с помощью которых происходит процесс формирования, и условия, при которых эффективное формирование культуры возможно. Контрольно-диагностический блок ориентирован на мониторинг эффективности педагогических условий и предполагает выявление критерия становления системы научно-познавательных ценностей обучающихся вузов, который определяется благодаря мотивационному и потенциальному компонентам. В статье также представлены результаты апробации модели в ходе констатирующего эксперимента на базе московских вузов различных направленностей.

Уваров А.А.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ IT-КОМПАНИЙ, РАБОТАЮЩИХ В ОНЛАЙН-РЕЖИМЕ

IT-компаний, работающих в онлайн-режиме как в современной России, так и в других странах в настоящие дни. Проведенный теоретический анализ исследований отечественных и зарубежных ученых в области изучения различных научных направлений по данной проблеме позволил выделить существующие подходы в изучении психологической сущности и содержания профессиональной деятельности с точки зрения современной методологии психологической науки. В процессе проведения анализа были выявлены и систематизированы основные психологические условия эффективной профессиональной деятельности IT-специалистов, а также произведена категоризация организационных факторов эффективности их профессиональной деятельности в онлайн-режиме.

Хань Пэн
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО СТИЛЯ В КИТАЙСКОЙ И ЗАПАДНОЙ ВОКАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЯХ

Статья посвящена вопросам специфики освоения традиционного китайского пения и академического европейского вокала. Способы вокального звукоизвлечения в традиционном музыкальном театре Китая взаимосвязаны с фонетическим своеобразием национальной речи. Это порождает изысканность интонационного рисунка, использование носового звучания, что отвечает национальной эстетике. Освоение национальной вокальной классики не вызывает у китайских студентов особых затруднений. Сложности возникают при изучении европейского оперного и камерно-вокального репертуара, написанного на итальянском, русском, французском или немецком языках. Каждый из европейских языков обладает своей спецификой и степенью «певучести», что влияет на особенности формирования вокально-интонационных навыков. Осмысление музыкальной эстетики и фонетического своеобразия национальных черт языка поэтического первоисточника в музыкальном произведении является одним из путей успешного освоения китайской и западной вокальных традиций.

Ху Цзясинь
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ Г. НЕЙГАУЗА В КОНТЕКСТЕ ИЗУЧЕНИЯ ФОРТЕПИАННЫХ КОНЦЕРТОВ С. РАХМАНИНОВА, С. ПРОКОФЬЕВА И Д. ШОСТАКОВИЧА

В данной статье приведен анализ методики школы Г. Нейгауза и определены аспекты его интеллектуального и эстетического подхода к преподаванию, которые могут применяться в контексте изучения фортепианных концертов С.В. Рахманинова, С.С. Прокофьева и Д.Д. Шостаковича. Автором исследования выделяется ряд проблем в изучении данных произведений, таких как понимание многоплановости композиции, особенно в поле полифонии, создание интерпретации художественных образов, а также обращается внимание на достижение баланса между изучением содержательной и технической частей в педагогическом процессе.

Рощина Е.Е., Чэнь Ифань
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КИТАЕ: РОЛЬ МУЗЫКИ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И АКТУАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ

Данная статья ставит своей целью найти наиболее актуальные и действенные методы преподавания хореографии в Китае. Поднимается проблема отсутствия единства среди исследователей по вопросам преподавания. Особое внимание уделяется роли музыки в балетном искусстве.

Ши Цзеся, Федотова Н.Л.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ CLIL ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ КАК ИНОСТРАННОМ (МЕДИЦИНСКИЙ ПРОФИЛЬ)

Статья посвящена проблеме разработки комплекса упражнений для развития профессиональной компетенции иностранных студентов-медиков на уроках русского языка. Рассмотрено понятие предметно-языкового обучения и выявлена его специфика применительно к обучению иностранному языку. Разработана структура урока с использованием технологии CLIL. Описан материал для обучающего эксперимента, обоснована последовательность упражнений и заданий, обеспечивающих заданный уровень сформированности навыков и умений во всех видах речевой деятельности. Авторы выявили дидактические возможности использования технологии CLIL для создания профессионально-ориентированной модели обучения иностранных студентов-нефилологов русскому языку. В комплексе упражнений используются материалы разного типа: научные тексты, аудиозаписи, видеосюжеты, наглядность (схемы, таблицы, рисунки). При создании комплекса учитывались два аспекта русского языка (лексика, грамматика), все виды речевой деятельности (чтение, аудирование, говорение и письмо) и предметное содержание. В статье представлены структура и содержание уроков, ориентированных на развитие профессиональной компетенции студентов-медиков. В структуре урока выделено шесть блоков: вводно-ознакомительный, подготовительный, интегрирующий, коммуникативный, прогрессивно-преобразующий, контролирующий. Приводятся примеры упражнений, способствующих одновременному овладению языковыми и медицинскими профессиональными знаниями. Предлагаемые упражнения обеспечивают иностранным студентам-медикам овладение русским языком в профессиональном контексте и формирование профессионально-коммуникативной компетенции. Экспериментально доказана целесообразность использования технологии CLIL при обучении иностранных студентов-медиков русскому языку.

Кузнецова Е.О., Юй Ян
АКТУАЛЬНОСТЬ И ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ К ОСВОЕНИЮ РОССИЙСКОГО ДЕТСКОГО ВОКАЛЬНОГО РЕПЕРТУАРА

Для студентов-музыкантов из Китайской Народной Республики, обучающихся по программе музыкально-педагогического образования, освоение понятийного аппарата российской педагогики является приоритетной задачей, как в теоретическом, так и в практическом плане. В числе наиболее распространенных понятий выделим «музыкально-педагогические умения», отражающие важную интегративную составляющую профессиональной деятельности учителя музыки общеобразовательной школы. В настоящей работе системообразующим понятием являются интегративные музыкально-педагогические умения, которые формируются у китайских студентов в процессе специально организованной вокальной и методической подготовки в их взаимосвязи на основе изучения российского детского вокального репертуара. Актуальность проблемы определилась в процессе изучения значимости детского вокального репертуара и его роли в музыкальном воспитании и образовании подрастающих поколений в российском образовательном пространстве последних десятилетий. Теоретико-методологические основы проблемы определилась в процессе изучения значимости детского вокального репертуара и его роли в музыкальном воспитании и образовании подрастающих поколений в российском образовательном пространстве последних десятилетий.

Ян Баньжо
СРАВНЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗАХ РОССИИ И КИТАЯ

В статье исследуются различия в высшем музыкальном образовании между Россией и Китаем с точки зрения различий в качестве обучения студентов на музыкальных факультетах высших учебных заведений. В содержании выявлены характеристики российской системы музыкального образования в высших учебных заведениях и выделены качества, которые помогли бы университетам Китая выпускать все больше музыкальных талантов более высокого уровня.

РАЗДЕЛ III. ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТА ТРУДА И ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ

Арзамаскин А.М., Арзамаскин Д.И., Дейнега Н.В.
ВЛИЯНИЕ ПОСТПАНДЕМИЧЕСКОГО СТРЕССА, КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩЕГО ФАКТОРА НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ ЧЛЕНОВ ЛЕТНЫХ ЭКИПАЖЕЙ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП

Целью статьи является анализ литературных и эмпирических сведений последний лет, изучающих влияние постпандемического стресса, как основополагающего фактора на работоспособность и безопасность полетов членов летных экипажей гражданской авиации разных возрастных групп. Рассматриваются особенности влияния стрессовых факторов в период постпандемии на работоспособность и безопасность полетов членов летных экипажей гражданской авиации разных возрастов. Выявлены факторы, оказывающие влияние на снижение уровня стресса и утомляемости у специалистов летного дела. Доказано, что важной особенностью эффективной профессиональной деятельности членов летных экипажей является высокий уровень напряжения в условиях периода пандемии и постпандемии. Данный период был выражен эмоциональным и интеллектуальным стрессом и особым режимом труда.

Материалы и методы исследования базируются на методе анкетирования, контент-анализа высказываний членов экипажа, методе частного анализа.

Были выделены основные мнения респондентов о характере условий труда и организации полетов в постпандемичный период. 100% ответили про сохранившиеся нарушения в режиме труда и отдыха, что негативное сказывается на работоспособности и безопасной деятельности. 94,7% также отметили высокие требования руководства и сравнительно низкую оплату труда. 96,1% отметили, что после пройденного периода пандемии работы стало больше, но существенного увеличения оклада не было. Также больше половины (78,7%) отметили отсутствие обратной связи между руководством и сотрудниками, отсутствие системы мотивации труда. Многие из респондентов (87,6%) заострили внимание на наличии деструктивных элементов в коллективе, что вело к нерешенным конфликтам и враждебности. Данное состояние полностью связано со стрессовым фоном работы команды в целом. 99,1% оценивают стресс, как главный фактор, который сказывается на здоровье, работоспособности и благополучии каждого члена экипажа.

Беленко С.С.
ЦЕННОСТНЫЕ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ ВИКТИМБЛЕЙМЕРА

Представленная работа посвящена эмпирическому изучению ценностных и смысложизненных ориентаций личности, предрасположенной к обвинению жертв разных жизненных обстоятельств. В исследовании, проведенном в 2022 году, приняли участие 190 человек, проживающих на территории Краснодарского края, в возрасте от 18 до 53 лет (50% мужчин, 50% женщин). Психологический инструментарий: методика диагностики смысложизненных ориентаций Д. Крамбо, Л. Махолика в адаптации Д.А. Леонтьева (СЖО) и методика изучения ценностей личности Ш. Шварца. Обработка результатов и комплексная оценка психологических качеств личности проводилась с использованием аппаратно-программного психодиагностического комплекса «Мультипсихометр» (ООО «Инновационные психотехнологии», Россия). Статистическая обработка данных производилась с помощью критерия Альфа Кронбаха для измерения внутренней надежности/согласованности характеристик виктимогенных ситуаций, критерия t-Стьюдента, однофакторного дисперсионного анализа ANOVA и результаты сопоставлялись (SPSS Statistics 20.0). В работе изучалось влияние ценностей и смысложизненных ориентаций личности на готовность к обвинению жертвы – виктимблеймингу. В ходе исследования были получены данные, подтверждающие, что у личности, склонной к обвинению жертвы, присутствуют содержательные характеристики ценностных и смысложизненных ориентаций, определяющих готовность к виктимблеймингу. Результаты исследования могут быть применены для психологического просвещения граждан, привлечения внимания к такой острой социальной теме как порицание невиновного, как превентивные меры с целью снижения уровня обвинительных реакций общества в отношении лиц, переживших различные виды насилия, и оказания психологической помощи, поддержки жертв тяжелых жизненных обстоятельств.

Быстров Н.А., Красин А.А., Хворостова К.А., Врублевский Ю.О.
ГРАММАТИКО-СИНТАКСИЧЕСКАЯ ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ В РЕЧИ РУССКОЯЗЫЧНЫХ СТУДЕНТОВ, ИЗУЧАЮЩИХ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

Данная работа посвящена влиянию родного языка на процесс изучения и использования английского языка русскоязычными студентами. Статья опирается на тезис, выдвинутый д.ф.н. Н.В. Щенниковой, согласно которому русский идиом английского языка характеризуется менее частотным использованием герундиальных конструкций в сравнении с идиоматичной речью носителей. Предполагается, что данное суждение верно и по отношению к другим неличным формам английского языка. В рамках исследования студентам технических специальностей был предложено тестовое задание, где они должны были перевести предложения с русского на английский. Ожидалось, что изучающие язык предпочтут использовать сложноподчиненные предложения, более свойственные русскому синтаксису, игнорируя причастные и инфинитивные обороты, частое использование которых характерно для английского синтаксиса. Результаты теста показали, что речь русскоязычных студентов действительно тяготеет к использованию сложных предложений с более чем одной грамматической основой.

Илакавичус М.Р.
ПОСТБАЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ: ГУМАНИТАРНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Идея непрерывности и открытости образованиязачастую трактуется только как побуждение к постоянному повышению квалификации или смене профессиональной области. Однако постбазовое образование взрослых, под которым понимается разноформатное (формальное, неформальное и информальное) обучение после окончания специализированного учреждения профессионального образования, предполагает обогащение не только области трудовых умений, но и ценностно-смысловой сферы личности. Автор статьи обращает внимание на идеи представителей отечественной научной школы образования взрослых, в частности, С.Г. Вершловского, который обосновал неразрывность профессионального и общекультурного, личностно-развивающего направлении образования взрослых как залог и личностного, и социального развития. В данном контексте практики постбазового образования должны создавать условия не только для карьерного роста, повышения материального благосостояния, но и возвращения обучающегося к собственным, уже сформированным убеждениям и ценностям, самоопределения к профессии, стратегии жизни в целом в широком контексте идеалов отечественной культуры. На основании анализа статистических отчетов области непрерывного образования в России ( в частности, данных по предпочтениям обучающихся к формам и способу обучения), источников областей философии образования и методологии педагогики, социологии образования, теории образования взрослых автор предлагает базироваться при проектировании практик постбазового образования на гуманитарно-антропологическом подходе, который определяет его как институт развития человеческого потенциала отдельной личности и страны в целом. Активация мотивации взрослого на возобновление очного образования как единственного полноценного способа решения сложносоставных целей при использовании методик и приемов, оптимизирующих процесс, позволяет нацеливать обучающегося на осмысление (придание смысла) профессиональной деятельности, понимание ее места и роли в его судьбе и истории народа. В статье предложено на основании многофакторной диагностики «на входе» в образовательные практики использовать на начальном этапе для успешности возобновления обучения пропедевтический инвариант-модуль (содержание: стратегии конспектирования, самоорганизации и т.п.), реализовать принцип минимакса, методику совместного обучения с дальнейшим выходом на сетевые формы поддержки образования; расширять содержания экзистенциальной проблематикой в соответствии с возрастными и профессиональными характеристиками обучающихся посредством рефлексивных методик, активирующих смыслообразование.

Кужелева Д.В., Пилишвили Т.С.
ДИСПОЗИЦИОННАЯ АУТЕНТИЧНОСТЬ ЖЕНЩИН В ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЕ

Основной целью исследования, представленного в статье, являлось изучение особенностей диспозиционной аутентичности женщин различных возрастных групп в виртуальной среде. В исследовании приняли участие 80 женщин в возрасте от 21 до 40 лет. Было проведено сравнение двух групп респондентов, относящихся к возрасту ранней взрослости и средней взрослости. Исследование проведено с привлечением пользователей социальной сети «Вконтакте». Для изучения применены следующие психодиагностические инструменты: методика диагностики оценки самоконтроля в общении М. Снайдера, шкала самооценки мотивации одобрения Д. Крауна и Д. Марлоу, тест «20 высказываний» М. Куна и Т. Макпартлэнда. По результатам исследования были получены данные, указывающие на наличие особенностей диспозиционной аутентичности у женщин в виртуальной среде в зависимости от их возраста. В результате проведенного исследования выявлены особенности диспозиционной аутентичности женщин различных возрастных групп. Так женщины в возрасте ранней взрослости, в меньшей степени сдержаны в своих эмоциях в процессе общения в виртуальной среде, что указывает ни их большую аутентичность, чем женщины в возрасте средней взрослости, для которых характерен контроль и управление собой в процессе вербальной и невербальной коммуникации в виртуальной среде.

Сухинина К.В., Карбушева Д.В., Гуркова Е.А.
АНАЛИЗ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК И КРИТЕРИЕВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА
ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Целью исследования является проведение анализа наиболее вредных привычек и критериев здорового образа жизни у студентов технического вуза г. Иркутска – Иркутского государственного университета путей сообщения. Всего было опрошено 257 учащихся, девушек и юношей, 1,2,3,4 курсов обучения. Для проведения исследования была использована стандартная анкета – опросник СФУ 16. Анализ данных анкетирования проводился в зависимости от гендерной принадлежности. В конце исследования были подведены результаты и выявлены наиболее распространенные вредные привычки. Лидирующее место заняла интернет-аддикция и у девушек, и у мужчин. Второе место у обоих полов занимает прослушивание громкой музыки. Третье место для мужчин составила зависимость от компьютерных игр, в то время, как у девушек на этом месте стоит неправильное питание. Установлено, что степень осознания зависимости от данных привычек как у девушек, так и у мужчин оказалась очень низкой.

Тихонова О.Н.
МОТИВАЦИЯ ПОСТРОЕНИЯ НАУЧНОЙ КАРЬЕРЫ У МАГИСТРАНТОВ

Введение. В статье обоснована актуальность изучения мотивации обучения магистрантов и планирование ими научной карьеры. Представлен обзор основных идей современных исследователей по вопросам формирования мотивации магистрантов к построению научной карьеры. Цель статьи – апробировать анализ полученных методом опроса результатов, по разработанной нами анкете, включающей совокупность закрытых и открытых вопросов, направленных на изучение мотивации обучения в магистратуре, степени удовлетворенности магистрантов образовательным процессом и продуктивности их научно-исследовательской деятельности. Данные опроса, позволили разработать дополнительную образовательную программу «Школа «Научная карьера», направленную на развитие научно-исследовательского потенциала магистрантов, а также на формирование и развитие мотивации к обучению в аспирантуре.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме изучения мотивации обучения студентов в магистратуре и проектирования ими дальнейшей научной карьеры, а также диагностические методики, включающие наблюдение, описание, беседу, анкетирование, методы статистической обработки данных.

Результаты. По результатам анализа анкетирования, разработана и реализована дополнительная образовательная программа «Школа «Научная карьера», направленная на развитие научно-исследовательского потенциала магистрантов, способствующая формированию и развитию мотивации построения научной карьеры магистрантами. Выявлены и описаны эффективные методы и приемы работы с магистрантами. Осуществлена оценка эффективности дополнительной образовательной программы.

Обсуждение. Результатом данного исследования является дополнительная образовательная программа «Школа «Научная карьера».

Заключение. Дополнительная образовательная программа «Школа «Научная карьера» направлена на развитие научно-исследовательского потенциала магистрантов, способствует формированию и развитию мотивации построения научной карьеры магистрантами. Выявлены и описаны эффективные методы и приемы работы с магистрантами.

Некрасов Д.А., Чердымова Е.И., Чердымова В.С.
ДОСУГ ПОДРОСТКОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ И ЭКОЛОГИЯ ЦИФРОВОГО ОБЩЕНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Актуальность исследования обусловлена необходимостью осмысления особенностей общения в социальных сетях подростков в контексте развития нового информационно-коммуникативного пространства для досуговой деятельности, так как современное цифровое общество отличается многократным увеличением объемов информации относительно предыдущих периодов общественной жизни. У подростков все больше возникает необходимость прибегать к техническим средствам для построения общения и обработки получаемой информации, при этом имеется единое информационное пространство и достаточно высокая скорость информационного потока даже во время досуговой деятельности. В статье рассмотрены различные взгляды ученых на досуговую деятельность, сравниваются понятия «досуг» и «свободное время». Поднимаются вопросы о роли экологии общения в виртуальной или цифровой реальности в жизни современных подростков, о влиянии цифрового общения на психическое состояние личности. Впервые рассматриваются основные функции цифровой коммуникации в досуговой деятельности подростков: экспрессивная, информационная, прагматическая. Выделяются черты цифровой коммуникации, среди которых отмечаются такие как: упрощение в передаче информации, многоканальное восприятие оппонентами информации, присутствие симулякров, гиперреальности, наличие межтекстовых переходов, дизайнерский или авторский язык. На основе анализа литературы, посвященной данной проблеме, дается определение термину экология цифрового общения как установление и поддержание устойчивого взаимодействия, обмен информацией и эмоциями между людьми в благоприятной для них цифровой среде. Авторами анализируются риски и преимущества общения подростков в социальных сетях.