РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Воробьев С.В., Крутько А.A., Нарышкин А.A.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БОЛЬШОГО ЕВРАЗИЙСКОГО ПАРТНЕРСТВА

В статье представлены исторические предпосылки и возможные перспективы развития интеграции государств на территории Евразии. Обосновывается, что в основу интеграционной деятельности региона положено, прежде всего, экономическое взаимодействие, подкрепленное политической волей участвующих в партнерстве государств. И в исторической ретроспективе, и в современном состоянии установлено, что единое экономическое пространство Большой Евразии формировалось исключительно для достижения национальных интересов государств, в неё включенных, ради процветания народов стран на основе общечеловеческих ценностей. В основу исторических предпосылок формирования Большого Евразийского партнерства авторы включили торгово-экономическое взаимодействие от Ганзейского союза до взаимодействия СССР со странами Европы и Азии, включая период от начала 1990-х годов – формирования «постсоветского пространства» и до появления инициативы о создании БЕП в 2015 г. На основе анализа исторической ретроспективы авторами сформированы некоторые возможные перспективные измерения Большого Евразийского партнерства (БЕП) в сфере торговли и инвестиций, логистики, цифровизации, финансов. Представляются возможные пути реализации мегарегионального интеграционного проекта.

Костриков С.П., Казарова Н.А., Селезнева Л.В.
ЭВОЛЮЦИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА ПОСЛЕ ТАТАРО-МОНГОЛЬСКОГО ИГА

Данная научная статья посвящена всестороннему анализу процесса формирования государства в Древней Руси после периода татаро-монгольского владычества. В ней рассматриваются исторические события и динамика государственности в России в XIV–XVI веках, характеризующиеся постепенным освобождением русского народа от татарского влияния. В исследовании скрупулезно рассматриваются ключевые этапы этого исторического процесса, включая создание Московского княжества, его интеграцию с Великим Новгородом, обнародование Уставной грамоты и последующие реформы, проведенные с помощью Соборного уложения. Проводится тщательное исследование ключевой роли, которую сыграла Православная Церковь в процессе формирования и консолидации государства в России. В статье предлагается подробный анализ глубокого влияния церковного института на культурный и научный ландшафт рассматриваемого периода времени. Исследуя взаимодействие между религиозными институтами, общественными структурами и интеллектуальными занятиями, это исследование призвано пролить свет на историческое значение этапа становления Древнерусского государства в более широком контексте исторического развития Российской Федерации. Посредством тщательного изучения сложного и затяжного процесса формирования государственности в посттатаро-монгольской России эта статья стремится дать всестороннее представление о многогранных факторах, которые сформировали политическую и культурную идентичность нации в эту трансформационную эпоху.

Костриков С.П., Ковалев Д.В., Селезнева Л.В., Казарова Н.А.
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОЕННО-СЛУЖИЛОГО И КРЕСТЬЯНСКИХ СОСЛОВИЙ ДРЕВНЕЙ РУСИ

Данная статья посвящена изучению особенностей взаимодействия дворянского и крестьянского сословий в Древней Руси. Авторы рассматривают исторический контекст, в котором происходили социальные и экономические процессы, определяющие отношения между двумя сословиями. В статье подробно описываются проблемы, с которыми сталкивалось крестьянство, такие как крепостное право, эксплуатация и недостаток земли, а также их влияние на социальные противоречия и конфликты. Важное место в статье уделяется роли земельных общин в развитии крестьянства, а также изменениям, происходившим в отношениях между дворянством и крестьянством с отменой крепостного права. Анализ особенностей взаимодействия дворянства и крестьянства позволяет лучше понять историческое развитие России и ее культурное наследие.

Бредихин А.В., Бойко О.О.
РОЛЬ ЛИДЕРА ОППОЗИЦИИ Г. КЕМПБЕЛЛ-БАННЕРМАНА В ФОРМИРОВАНИИ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛИБЕРАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ 1899─1905 ГГ.

В статье рассматривается деятельность либерал-радикального политика Г. Кемпбелл-Баннермана в конце XIX ─ начале XX века и его роль в формировании внешнеполитической концепции Либеральной партии Великобритании 1899–1905 гг. В отечественной научной литературе история этой партии достаточно хорошо изучена, однако аспект персонального взаимодействия Г. Кемпбелл-Баннермана и политических представителей разных фракций Либеральной партии Великобритании с его последующим влиянием на формирование стратегии поведения на международной арене слабо освещен. В качестве источников привлекаются мемуары политических деятелей в конце XIX – начале XX веков, речи политиков и труды их современников. Автор анализирует причины и условия, которые оказали влияние на взгляды Г. Кемпбелл-Баннермана и на его деятельность. В статье дан анализ совокупности причин и факторов, отражающих сущность борьбы внутри Либеральной партии прямо и косвенно формировавших внешнеполитическую концепцию государства. Философский нарратив либерализма Г. Кемпбелл-Баннермана заключался в идеях прекращения перекраивания сложившегося мироустройства, в отрицании новых территориальных захватов, в эффективном экономическом развитии уже имеющихся земель. В результате умелых политических шагов к моменту выборов в 1905 году политику удалось сплотить вокруг себя часть политической элиты, тем самым оказав серьезное давление на людей из империалистической фракции партии, доминирующих ранее за счет своего богатства и титулов и забрать победу на выборах у консервативной партии.

Липинский В.В., Полякова М.А.
СЕТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОНБАССА В 1954 – 1964 гг.

В статье представлены результаты изучения системы педагогического образования Донбасса в период 1954–1964 гг. Целью исследования стало комплексное изучение всех аспектов и компонентов системы педагогического образования в Донбассе в 1954–1964 годы, установление их особенностей и позитивных тенденций, определение степени влияния данного процесса на сетевые преобразования. Метод фронтального исследования фондов Государственного архива ДНР, а также Государственной архивной службы ЛНР позволил получить данные, необходимые для подготовки исследования, проведения сравнительного анализа и обобщения. Проанализированы особенности реформирования народного образования с последующим описанием сетевых изменений педагогических учебных учреждений региона. Переход к восьмилетнему обучению обусловил необходимость преобразования учительских институтов в педагогические. Последующее укрупнение высших педагогических учебных учреждений с целью оптимизации обучения позволило сформировать на базе педагогических институтов крупные, хорошо оснащенные учебно-методические и научные центры, которые подготовили базу для их дальнейшей трансформации в университеты. Реформирование системы общего образования оказало влияние на сетевую организацию среднего педагогического образования. Педагогические училища, осуществлявшие подготовку на базе семилетнего образования, были упразднены. Предпринята попытка установления взаимосвязи между показателями социально-экономического развития отдельных районов региона и принципами расположения педагогических учебных учреждений. Полученные данные могут быть использованы в процессе оптимизации системы педагогического образования в Донбассе на современном этапе.

Ноздрин Д.М.
И.С. ТУРГЕНЕВ И Н.В. СТАНКЕВИЧ. ИСТОРИЯ ЗНАКОМСТВА

В статье, на основании мемуарных, эпистолярных и литературных источников прослеживается история знакомства молодого И.С. Тургенева студенческих лет с Н.В. Станкевичем. Об их встречах и влиянии, которое оказал Станкевич на становление Тургенева-личности и Тургенева-писателя пойдет речь в данной статье.

Структура статьи строится по географическому принципу – 3 места встречи – 3 части. Известно, что Тургенев и Станкевич встречались в Москве, в Берлине и в Риме в разное время, в разном обществе и разных обстоятельствах. В Москве, когда вундеркинд Тургенев оканчивал первый подготовительный курс университета, Станкевич завершал свое обучение. Второй раз их дороги пересеклись через несколько лет, когда Тургенев, окончив филологический факультет Санкт-Петербургского университета, поехал изучать философию в Берлин. Годом ранее туда же, чтобы поправить свое здоровье, вынужден был приехать Станкевич. Виделись они на вечерах у четы Фроловых. Тургенев выступал там в роли молчаливого слушателя. Грановский и Станкевич, не находя в нём достойного собеседника, держались от него на некоторой дистанции. Сближение, наконец, состоялась в Риме на вечерах у Ховриных. Станкевич, которому оставалось жить меньше полугода, на этот раз сумел разглядеть способности в молодом Тургеневе. Николай во время прогулок среди древних катакомб, памятников архитектуры и скульптуры делился с Иваном своими познаниями в древней истории, философии и своим живым взглядом на искусство. Эти несколько встреч обогатили еще незрелого Тургенева и стали поворотной точкой в его судьбе. Тем сильнее было его потрясение, вызванное скорой кончиной 26-летнего Станкевича.

В заключении приводится рассуждение о роли не сумевшего оставить после себя богатого литературного и философского наследия Станкевича в судьбе его товарищей и том влиянии личности, которое он сумел оказать на молодого Тургенева всего за несколько встреч.

Посредникова Т.Г.
ВОЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

В статье рассматривается военный аспект сотрудничества Великобритании и Соединенных Штатов Америки в годы Второй мировой войны. Выявляются проблемы, присущие взаимоотношениям союзников и политике альянса в рамках большой стратегии. Рассматривается объединение усилий видов вооруженных сил под единым командованием; раскрываются факторы, которые способствовали успеху или неудачам в действиях коалиции. Исследуется реализация доктрин ведения комбинированной и совместной войн. Предпринимается попытка оценить результат взаимодействия британских и американских вооруженных сил. Выяснено, что США, исповедуя силовой вариант внешней политики и международных отношений, опираясь на свою возрастающую экономическую и военную силу, воспользовались сложной ситуацией для расширения своего влияния в различных регионах мира. Великобритания, подвергшаяся давлению гитлеровской Германии, была вынуждена уступить лидерство США.

Сычев Н.Ф.
ОТСТАВКА МИНИСТРА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ А.А. МАКАРОВА В ОБЩЕСТВЕННОМ МНЕНИИ

Главным политическим событием осени 1912 года стали выборы в IV Государственную думу. Министерство внутренних дел в целом справилось с организацией избирательного процесса, избежав крупных скандалов и выступлений. Более того, новый созыв народного представительства, казалось, был настроен на эффективное взаимодействие с правительством. В это же самое время в периодической печати все чаще стали появляться слухи о возможной отставке министра внутренних дел. Наибольшую интенсивность они приобрели в начале декабря 1912 года. В качестве причин указывались и кризисные явления в министерстве, и недовольство императора нерешительностью Макарова в ряде вопросов, а также и болезнь самого министра. В конечном итоге слухи сделали свое «дело» — отставка Макарова, о которой было объявлено 16 декабря 1912 года, не стала неожиданностью для общественно-политических кругов и была воспринята достаточно спокойно, что отразилось как в публикациях в периодической печати, так и в источниках личного происхождения.

РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКСНОЕ ПОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Алференко Д.А.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ СТУДЕНТА УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В настоящее времяотечественное среднее профессиональное педагогическое образование в соответствие с нормативными документами должно стать сферой развития человеческого капитала, что предопределяет рассмотрение большого спектра проблем, связанных с такой новой его детерминацией. В частности, проблемы научного осмысления феномена «человеческий капитал студента учреждения среднего профессионального педагогического образования». Ее актуальность, теоретическая и практическая значимость, недостаточная научная разработанность определяют цель авторского исследования – выявление и теоретическое обоснование сущностных характеристик данного феномена в современных реалиях.

Теоретико-методологическими основами данного исследования выступают: философия образования, теория профессионального педагогического образования, теории личности, ее развития, социализации, теория человеческого капитала. Оно осуществлялось посредством методов теоретического анализа и синтеза, сравнения, классификации, наблюдения, опроса, экспертной оценки и других. Ее базой являлись учреждения среднего профессионального педагогического образования Кемеровской области, ряда других регионов, а также их социальные партнеры в деле развития человеческого капитала. Им было охвачено 8205 респондентов.

В результате авторского исследования: изучена степень разработанности исследуемой проблематики и интерпретированы ее результаты в контексте авторского исследования; с педагогических позиций дана авторская интерпретация определения исследуемого феномена, раскрыты его сущностные характеристики, выделен специфический компонентный инвариант его структуры. Научная новизна полученных в ходе этого исследования результатов состоит в том, что впервые феномен «человеческий капитал студента учреждения среднего профессионального педагогического образования» стал предметом научного изыскания. Их теоретическая значимость – они представляют собой вклад в теорию среднего профессионального педагогического образования знаниями об этом феномене. А практическая значимость – они могут быть использованы для модуляции отечественного среднего профессионального педагогического образования как сферы развития человеческого капитала, разработки соответствующих этой модуляции педагогических средств.

Булат Р.Е., Байчорова Х.С.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАСТАВНИЧЕСТВА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ В ФОРМЕ «УЧИТЕЛЬ-УЧИТЕЛЬ»

Авторами статьи на основании обзора научных исследований и собственного констатирующего эксперимента подтверждается, что к моменту начала мероприятий Года педагога и наставника дефицит способных и мотивированных к процессу и результату наставничества педагогических работников из числа соответствующих формализованным требованиям предопределяет превращение наставничества в формальность, при которой нивелируется заинтересованность наставляемого. При этом авторы приходят к вводу, что повышение статуса педагогических работников до категории «педагог-наставник» не принесёт ожидаемого повышения эффективности, если не будут разработаны чёткие и понятные им требования к осуществлению наставнической деятельности, к критериям её оценки и к стимулированию их труда. Уточнение требований к «наставнику», а также границ, содержания, условий осуществления, места и роли «наставничества педагогических работников» и «наставничества обучающихся» в реальной профессиональной педагогической деятельности позволит перенести акцент с формализованных процедур на содержательные вопросы наставничества. Конкретизация сути и содержания наставничества в форме «учитель-учитель» может стать внешним импульсом для самоорганизации личностных структур сознания педагогических работников как источника и механизма самоорганизуемого творчества.

Напсо М. Д.
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

В статье исследуются изменения, происходящие в системе образования под воздействием цифровизации. Рассматривается феномен цифровизации, показывается его востребованность современными социально-экономическими, технологическими и культурными трансформациями, охватившими все пространство социальной жизни. Прослеживаются преимущества и недостатки цифровизации, раскрывается противоречивый и неоднозначный характер ее воздействия на сферу образования, на характер функционирования образовательных учреждений. Подчеркивается необходимость рационального сочетания традиционных и электронных педагогических практик в учебном процессе. Рассматривается понятие смешанного (или гибридного) обучения, обращается внимание на его востребованность требованиями педагогической инноватики. Выявляется значение цифровизации в преодолении образовательных методик, не соответствующих времени, излишней рутинизации учебного процесса. Выявляется значение цифровых технологий в формировании инновационного знания и моделей обучения, которые могут противостоять экономическим и технологическим вызовам. Исследуется понятие цифровой грамотности, подчеркивается ее значение для всех участников образовательного процесса, прослеживается ее актуальность в подготовке специалистов высокой квалификации, востребованных цифровой экономикой. Раскрывается трансформирующее влияние цифровизации на характер образовательных взаимодействий, на формы кооперации, на характер взаимоотношений в системе «педагог-обучающийся». Рассматривается значение цифровизации в развитии интеллектуальных способностей индивида, в раскрытии его творческого потенциала, в активизации познавательной деятельности. Подчеркивается влияние диджитализации на процесс формирования человеческого капитала.

Замолоцких Е.Г., Крутицкая Е.В., Лихачева Э.В., Николаева Л.П., Огнев А.С.
КОРРЕКЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВИЗУАЛЬНОГО КИНЕТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

В статье изложены особенности использования различных форм визуального кинетического моделирования как группы дидактических средств, применение которых в обучении и консультировании основано на естественной склонности человека к игре независимо от его возраста и благодаря которым удается придать усваиваемому знанию более высокий уровень разумности за счет углубленного понимания человеком своих приоритетов и логики их учета при практическом использовании изученного материала, а также обеспечить прочное усвоение новых полезных и более эффективных схем ориентировки за счет органичного соединения рациональных и эмоциональных составляющих приобретаемого опыта при сохранении учащимся всех качеств зрелого субъекта.

Новак Н.Г., Захарова А.Н.
ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ СOVID-19

Обращение к изучению жизненных ценностей обучающейся молодежи в настоящее время выступает одной из важнейших сфер научного познания и практической деятельности педагогов, психологов, социологов. Современное население Беларуси и России живет в эпоху социально-политических, экономических, психологических изменений. Значимый отпечаток на ценностные ориентиры современных юношей и девушек также наложила эпидемиологическая ситуация вынужденной изоляции и нарушения здоровья, обусловленные распространением СOVID-19. Цель исследования – сравнительный анализ транзитивности жизненных ценностей лиц юношеского возраста, переживших период пандемии СOVID-19. Использованы «Опросник терминальных ценностей», И. Г. Сенин, «Морфологический тест жизненных ценностей», В. Ф. Сопов, Л.В. Карпушина. В исследовании приняли участие 694 респондента в возрасте от 17 до 24 лет, проживающих в Республике Беларусь. В ходесравнительного анализа иерархической структуры жизненных ценностей и значимых сфер самореализации респондентов «до» и «после» острого периода пандемии COVID-19 выявлены отличия относительно значимости жизненных ценностей «креативность», «общественная активность», «материальная обеспеченность», «духовный рост». Сравнение результатов изучения ценностных приоритетов обучающейся молодежи «до» и «после» острого периода пандемии свидетельствует о том, что в группе респондентов со средним уровнем выраженности измеряемых жизненных ценностей и сфер в большинстве случаев отмечается снижение стремления к креативности и социальной направленности, а в группе респондентов с высоким уровнем выраженности – увеличение доли респондентов, стремящихся к креативности и к активным социальным контактам, к реализации себя в сфере увлечений в сочетании со снижением значимости обучения и образовательной деятельности.

Останина Е.А.
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ РАЗЛИЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПО ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Лавинообразность информационных потоков, совершенствование технологий информационной обработки, использование всего многообразия информационного представления в настоящее время в полной мере затрагивает как отдельную личность, так и все общество в целом. В этой связи актуальным становится вопрос обеспечения информационной безопасности, а именно, самой информации, как имеющей некоторую ценность (персональные данные, сведения, содержащие информацию, подпадающую под категорию коммерческой или государственной тайны), а также вопрос информационной безопасности личности и социума от массированного информационного воздействия.

В статье проанализированы понятия информации и информационной безопасности, отмечена неоднозначность, а порой даже некоторая противоречивость определения информации в научной и учебной литературе, определена целесообразность рассмотрения информационной безопасности как многогранного понятия, требующего уточнения с точки зрения раскрытия предмета (информации) через определение его свойств, определение субъекта как носителя, а также через определение возможных последствий. Также приведен подход определения информационной безопасности через ее определение уже как состояния защищенности информационной среды общества, обеспечивающего ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций и государства. Рассмотрена законодательная и нормативно-правовая база определяющая понятие информационной безопасности.

Определены противоречия между возрастающими требованиями современного информационного общества к обучающимся (сотрудникам) и их информационному взаимодействию и ростом степени угроз, между необходимостью подготовки обучающихся всех направлений по информационной безопасности и отсутствием разработанности таких программ, между назревшей потребностью в защите обучающихся от колоссальных информационных потоков и отсутствием научно-педагогических, учебно-методических и программно-технологических разработок по обеспечению информационной безопасности обучающихся, отсутствием соответствующей подготовки у преподавателей.

Рассмотрены подходы к подготовке специалистов по информационной безопасности с учетом тенденций развития информационного общества и не независимо от направления обучения и специфики дальнейшей трудовой деятельности, расширен и актуализирован перечень компетенций для обучающихся различных направлений.

Ростовская Т.К., Князькова Е.А.
НАСТАВНИЧЕСТВО И СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ АКАДЕМИКА Д.С. ЛИХАЧЕВА
(ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ «ПИСЬМА О ДОБРОМ И ПРЕКРАСНОМ», 1985 Г.)

Целью исследования является обоснование значимости наставнического вклада Академика Дмитрия Сергеевича Лихачева в развитие фундаментальной науки, на основе анализа положений книги «Письма о добром и прекрасном» (1985 г.). Методологическую базу исследования составляют основныеположения уникальной книги Академика Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном». В статье на основе анализа положений «Писем о добром и прекрасном» (1985 г.). раскрывается наставнический вклад в развитие фундаментальной науки, феномен социального служения выдающегося российского ученого, академика, крупнейшего отечественного мыслителя, Дмитрия Сергеевича Лихачева.

Серова О.Ф., Тимофеева Т.С., Урсул В.В., Голубь О.В.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА ПОТРЕБЛЕНИЯ ИГРОВОГО КОНТЕНТА ПРИ ПРОДВИЖЕНИИ В РЕГИОНАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ

В своем исследовании, авторы изучили психологические особенности потребления игрового контента при продвижении на примере аудитории регионального рынка. Проведенный обзор теоретических источников показал релевантность исследования игровых методик взаимодействия в экономическом контексте (при потреблении), поскольку такой формат является перспективным, однако мало изученным с психологической точки зрения. В исследовании были выявлены особенности отношений к играм с точки зрения индивидуальных характеристик личности (пола, возраста, чувствительности к определенным стимулам и толерантности к неопределенности). С помощью методик Д. Маклейна, а также опросника Карвера-Уайта, были получены данные о таких характеристиках личности как предпочтение стратегий «стремления к цели» или «избегания неудач», а также был определен уровень толерантности к состоянию неопределенности. Данные, полученные на основе психологических опросников, а также авторской анкеты об отношении к игровой коммуникации, продемонстрировали различия в аспектах отношения к игровому контенту, выявили мотивацию в участии и избегании игр, продемонстрировали особенности взаимодействия с игровым контентом. Результаты показали, что игровая коммуникация представляет интерес для аудитории региона, при этом присутствуют различия в отношении к игровой коммуникации с гендерной и возрастной точек зрения. Полученные результаты могут быть применены в дальнейшем анализе потребительского поведения, эмпирических психологических исследованиях, а также при построении маркетинговых коммуникаций и коммуникационных компаний.

Шевченко Н.В.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ОЦЕНКЕ ПЕРСОНАЛА

В статье утверждается, что оценка персонала является функцией руководителя. Деятельность руководителя по оценке персонала разбита на этапы. Описаны основные характеристики функций руководителя, реализуемых в ходе оценочных мероприятий. В качестве основного этапа оценки рассматривается оценочное собеседование с сотрудником, как наиболее значимая и стимулирующая процедура, потенциал которой не используется в полном объеме, либо же этапа собеседования не предполагается совсем. Оценочное собеседование представляет собой структурированную беседу руководителя и сотрудника. Данная процедура выполняет несколько функций, в частности с помощью такого диалога руководитель может узнать о карьерных ожиданиях сотрудника, его мотивацию, донести до сотрудника свое видение его работы. Абсолютное большинство сотрудников, прошедших этап собеседований высказались положительно о данном мероприятии и оценили возможность поговорить с руководителем не только на рабочие темы. Предложены основные критерии для определения степени эффективности деятельности руководителя по оценке персонала, которые сгруппированы по сферам психики. Также в исследовании была предложена программа обучения руководителей деятельности по оценке персонала, эффективность которой была экспериментально доказана. Программа была реализована в двух крупных холдингах Москвы.

Янышева В.А., Донцов Д.А., Кольчугина З.А.
ЕСТЕСТВЕННО-ПСИХИЧЕСКИЙ МЕТОД АУТООРДИНАЦИОННОГО
НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОТЕРАПИИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРНЕТ

Рассмотрены знаковые аспекты психологической дистанционной помощи, производимой в ходе использования сети Интернет. В содержательно-смысловом контексте сферы психологического консультирования и области немедицинской (неклинической) психотерапии, предметно представлен научно-практический аутоординационный подход: аутоординационная психология и аутоординационная психотерапия психики личности, осуществляемая посредством (путём применения) естественно-психического психотерапевтического метода аутоординационной психотерапии.

РАЗДЕЛ III. ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТА ТРУДА И ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ

Гарданова Ж.Р., Кирилова Н.В.
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ ВРАЧЕЙ-ГИНЕКОЛОГОВ

Специфика работы врача-гинеколога связана с постоянной необходимостью налаживания и поддержания эмоциональных контактов с большим количеством людей, пребывающих в негативных эмоциональных состояниях. В связи с этим специалисты данной сферы подвержены высокому риску развития синдрома профессионального выгорания. Изучение особенностей эмоционального реагирования, которые приводят к неадаптивному реагированию и, как следствие, снижению эффективности труда и качества жизни врачей-гинекологов, является важной задачей, которая позволит предпринимать своевременные превентивные меры. Цель исследования –выявление особенностей эмоционального реагирования врачей гинекологического профиля, работающих в условиях стационара. Задачи исследования: 1) провести теоретико-методологический анализ научных концепций эмоционального реагирования врачей гинекологического профиля; 2) определить особенности эмоционального реагирования врачей гинекологического профиля, в том числе уровень депрессии, уровень личностной и уровень ситуативной тревожности, а также выраженность эмоционального истощения; 3) выявить значимые различия и корреляции между изучаемыми параметрами. В качестве методов эмпирического исследования выступили опрос и тестирование. В связи с задачами исследования для его реализации были использованы следующие методики: Шкала депрессии А. Бека, Методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина (Оценка ситуативной и личностной тревожности), Опросник «Профессиональное выгорание» К. Маслач (ПВ) (для медработников). Для статистической обработки данных были применены такие методы математической статистики как U-критерий Манна-Уитни, критерий Хи-квадрат Пирсона (c2), Rs – коэффициент корреляции Спирмена. В настоящем исследовании было показано, что профессиональное выгорание врачей, работающих в реанимации, связано с проявлением высоких показателей тревожности (как личностной, так и ситуативной) и депрессивной симптоматикой. Повышенной склонности к проявлениям деперсонализации способствует проявление такой черты личности как эмотивность. Педантичность и тревожность оказались связаны с низкой оценкой врачами своей профессиональной успешности. Таким образом, можно утверждать, что мониторинг данных особенностей среди персонала отделений гинекологического профиля позволит своевременно выявлять врачей, попадающих в группу риска развития профессионального выгорания, и, таким образом, принять соответствующие меры по профилактике данного деструктивного процесса.

Гнездилов Г. В., Твердовская А.В., Левитан Н.Е.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ КАК ФАКТОРА ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ ЖЕНЩИН-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

В статье рассматриваются научные подходы к пониманию жизнестойкости в предпринимательской деятельности. Уточнена психологическая сущность жизнестойкости, как фактора предрасположенности женщин к предпринимательской деятельности. Определены особенности ведения предпринимательской деятельности женщинами в сравнении с мужчинами, занятыми в бизнесе. Жизнестойкость представлена как необходимое условие к занятию предпринимательской деятельности. Проведен сравнительный анализ выраженности жизнестойкости женщин и мужчин предпринимателей. Раскрыты понятия вовлеченности, контроля и принятия риска, как основных компонентов жизнестойкости. Выделены уровни выраженности компонентов жизнестойкости у мужчин- и женщин-предпринимателей, таких как вовлеченность, контроль и принятие риска и ее значимость при ведении бизнеса как женщинами, так и мужчинами. Мы полагаем, что предрасположенность играет значительную роль в дальнейшем успехе начатого дела. Исследования подтверждают, что определенный склад характера, мышления и качеств человека имеют прямое влияние на успешность его профессиональной деятельности. Рассматривая предрасположенность, как совокупность неких врожденных задатков человека, мы предположили, что в бизнесе, как и в любой другой профессиональной деятельности, необходимо обладать определенными качествами, которые в дальнейшем необходимо развивать и совершенствовать.

Данилов С.И.
КОНТРАЦЕПТИВНАЯ КУЛЬТУРА И РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

В статье представлены результаты пилотажного исследования контрацептивной культуры студентов Тверского медицинского университета, которая рассматривается, как важная составляющая репродуктивного здоровья студенческой молодежи и фактор планирования семьи. Выявлено расхождение когнитивной и практической составляющей контрацептивной культуры. Делается вывод о недостаточном распространении контрацептивной культуры в студенческой среде. Затрагивается проблема духовно-нравственной детерминации репродуктивного поведения.

Полученные результаты могут использоваться при планировании внеаудиторной и воспитательной работы со студентами, а также в ходе учебного процесса при изучении соответствующих вопросов медицинской этики.

Душкина Е.В., Михалев В.Н.
ПСИХОЛОГО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ

Статья посвящена проблеме междисциплинарной характеристики профессионального правосознания сотрудников полиции в современных условиях. Ретроспективно проанализированы различные подходы к изучению правосознания в научных работах юридического и психологического направлений. Рассмотрены различные подходы в современной юридической психологии к пониманию структуры правосознания личности и ее основных функций. Проанализированы психологические аспекты формирования правосознания как процесса и результата интериоризации и экстериоризации актуальных общественных условий. Движущей силой правового поведения выступает направленность личности (ценностные ориентации, правовые установки) и мотивы (динамические аспекты правосознания личности). Представлена психологическая характеристика основных компонентов правосознания сотрудников полиции, исходя из основных ее функций. Аргументировано, что для сотрудников полиции уровень развития их профессионального правосознания является основным из условий успешной и эффективной реализации служебных задач. Профессиональному правосознанию присуще комплексное усвоение правовых знаний, понимание взаимосвязей между правовыми нормами, между представлениями о влиянии права на общественные отношения и на мотивы поведения человека в правовой сфере. Акцентировано внимание на том, что особую роль в формировании профессионального правосознания сотрудников полиции играют именно повседневные отношения, участниками которых выступают сотрудники при осуществлении правоприменительной практики.

Евдокимова А.И.
РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОРДИНАТУРЫ В СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРАКТИКАХ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

В статье рассматривается развитие исследовательской компетентности обучающихся ординатуры в современных педагогических практиках медицинского вуза, основанных на интерактивности взаимодействия участников педагогического процесса. Аргументируется исследовательская компетентность ординаторов как необходимая составляющая содержания современного медицинского образования. Обосновано, что для освоения обучающимися ординатуры исследовательской деятельности необходимо создать условия для переживания событий в исследовательской практике, и внедрить это в модель поведения врача, которая как некий идеальный образ специалиста медицинского профиля становится эталоном для ординатора, соответственно мотивирует его на исследовательский поиск. Приводятся отличия исследовательской компетентности выпускника специалитета и ординатуры медицинского университета. Показано применение интерактивных методов обучения в виде деловых игр в медицинском вузе для развития исследовательской компетентности ординаторов. Обосновывается применение научной деятельности в непрерывном медицинском образовании обучающихся ординатуры как способ обследования самоэффективности в построении профессионального трека врача.

Енин В.В.
СВЯЗЬ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СУБЪЕКТНОСТИ И ПРЕДМЕТНОЙ САМОЭФФЕКТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ

В статье представлены данные эмпирического исследования, позволившего выявить отличительные особенности связи компонентов профессиональной субъектности и самоэффективности в предметной деятельности у студентов медицинского вуза на начальном и завершающем этапах обучения. Проблема изучения связи таких компонентов профессиональной субъектности как: рефлексивные возможности, способность к саморегуляции, толерантность/интолерантность к неопределенности с самоэффективностью личности, проявляющейся в адекватности/неадекватности сформированного в ходе профессионализации образа «Я-врач» в структуре Я-концепции у студентов медицинского вуза, остается, на сегодняшний день, актуальной. В ходе планирования и осуществления исследования использовались следующие методы: тест-опросник самоэффективности (Дж. Маддукс, М. Шеер в адаптации А.В. Бояринцевой), шкала общей самоэффективности (Р. Шварцер, М. Ерусалем), опросник «Стиль саморегуляции поведения» (В.И. Моросанова), новый опросник толерантности-интолерантности к неопределенности Т.В. Корниловой, опросник исследования уровня импульсивности (В.А. Лосенков), методика диагностики метакогнитивных знаний и метакогнитивной активности (М.М. Кашапов, Ю.В. Пошехонова). В качестве статистических методов анализа данных использовались t-критерий Стьюдента и ранговый корреляционный анализ по Спирмену. На разных этапах обучения у студентов медицинского вуза обнаруживается разная выраженность самоэффективности в предметной деятельности. Адекватный уровень самоэффективности в предметной деятельности характерен для студентов, способных проявлять высокий уровень метакогнитивной активности, обладающих знаниями о характере собственной познавательной деятельности, способных учитывать их при осуществлении учебно-профессиональной деятельности. Студенты старших курсов демонстрируют наличие более адекватной самоэффективности в предметной деятельности, большую способность к осознанию себя как будущего профессионала. Для части студентов младших курсов характерно занижение или неадекватное завышение показателя самоэффективности в предметной деятельности, что может быть основанием затруднений в формировании их профессионального образа Я. Обоснована необходимость целенаправленного развития рефлексивных способностей у студентов в процессе профессионализации в медицинском вузе для обеспечения формирования оптимального уровня предметной самоэффективности и профессиональной субъектности.

Ефремкина И.Н.
ОСОБЕННОСТИ ВРЕМЕННО̀Й ПЕРСПЕКТИВЫ У ЛИЦ СТУДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА
С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ

В статье рассматривается проблема временно̀й перспективы в связи с психологическим благополучием личности. Представлены результаты исследования особенностей временно̀й перспективы (отношения ко времени) у лиц студенческого возраста с разным уровнем субъективного благополучия. В ходе исследования были выделены две подвыборки испытуемых: с уровнем субъективного благополучия личности выше среднего и ниже среднего. Обнаружены различия в эмоциональном, ценностном отношении ко времени, а также личностном контроле времени у студентов с разным уровнем субъективного психологического благополучия, а именно: выявлены различия по индексу эмоционального отношения к прошлому, настоящему и будущему, а также по индексу «личностный контроль времени» по отношению к настоящему и будущему. По индексу «ценностное отношение» различий между подвыборками не выявлено: для всех испытуемых характерно восприятие прошлого, настоящего и будущего как осмысленных, интересных, насыщенных событиями, значительных, своих. Аттитюд к будущему не обнаруживает связи с показателями субъективного благополучия в обеих подвыборках. Все респонденты дали оценки выше среднего по эмоциональному, ценностному отношению к будущему, а также личностному контролю времени по отношению к будущему.

Журавлева А.К.
ВЛИЯНИЕ ВЕДУЩЕЙ ЛОКАЛИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С СОТРУДНИКАМИ ОВД: ДИНАМИКА ПОДСИСТЕМЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ Я-КОНЦЕПЦИИ

В данной статье исследуется влияние ведущей локализации контроля на эффективность психокоррекционной работы с сотрудниками ОВД. Особый фокус сделан на динамике подсистемы самоуправления, выделенной в структуре Я-концепции. Исходя из результатов проведенного анализа, обнаружены значимые различия в эффективности психокоррекционной работы в зависимости от ведущей локализации контроля. Подгруппы с доминирующим интернальным и экстернальным локусом контроля значимо отличаются, что указывает на разную реакцию на психокоррекционные воздействия. Особенно важным результатом является обнаружение более высокого эффекта в результате проведения психокоррекционной работы у подгруппы с экстернальным локусом контроля. Это подтверждается ранговыми суммами исследуемой подсистемы самоуправления. Выводы данного исследования подтверждают необходимость учета ведущей локализации контроля при разработке и применении психокоррекционных методик в работе с сотрудниками ОВД, что позволит поддерживать и развивать подсистему самоуправления, повышать уровень психологической адаптации и профессиональной компетентности сотрудников.

Копейкина Е.Н.
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП ЗДОРОВЬЯ В СУТОЧНОМ, НЕДЕЛЬНОМ И МЕСЯЧНОМ ЦИКЛЕ

Целью нашего исследования являлось определение объема двигательной активности студентов различных медицинских групп в суточном, недельном и месячном цикле. В исследовании приняли участие 708 студентов 1-2 курсов НИУ «БелГУ» различных медицинских групп (431 – девушек: 266 девушек основная медицинская группа, 143 девушки специальная медицинская группа здоровья, 22 девушки имеют полное освобождение от занятий физической культурой; 277 – юношей: 171 юношей основная медицинская группа, 92 юноши специальная медицинская группа, 14 юношей имеют полное освобождение от занятий физической культурой). Исследование проводилось в течение учебного семестра с сентября 2022 по февраль 2023года. В результате анализа полученных данных было установлено, что как для девушек, так и для юношей основной медицинской группы здоровья характерен больший объем двигательной активности, чем у студентов, отнесенных к специальной медицинской группе и полностью освобожденных от занятий физической культурой, как в суточном, недельном, так и в месячном периоде. Важно обратить внимание на нисходящий тренд двигательной активности юношей и девушек от недели к неделе, а также от месяца к месяцу в семестровом цикле, причем это наблюдается у студентов всех медицинских групп вне зависимости от формы проведения занятий (очно или дистанционно).

Лунина А.Д.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА ПАРТНЕРА ЖЕНЩИНАМИ, ВОСПИТЫВАВШИМИСЯ В СЕМЬЯХ С РАЗНЫМ ТИПОМ ОТЦОВСТВА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ ФОНОСЕМАНТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

В статье представлен результат исследования социально-психологических особенностей выбора партнера женщинами, воспитывавшимися в семьях с разным типом отцовства. Приводится пример интеграции в психологическое исследование методики «фоносемантический анализ слова», в качестве дополнительной методики исследования и его возможности применения в дальнейших психологических исследованиях. Авторы опираются на идеи Л.С Выготского об интериоризации речи и обусловленности мышления речью, психоаналитическую концепцию Эдипова конфликта как предикта развития полоролевой идентификации и влиянии на дальнейший выбор партнера противоположного пола, а также работы С.В. Воронина по языкознанию и фоносемантике и влиянию звучания (фоносферы) на психологическое и эмоциональное состояние. Приводится пример совпадение результатов фоносемантического анализа с другими социально-психологическими методиками, а также совпадения результата фоносемантического анализа слова «отец» с биографическими данными респондентов, принимавших участие в исследовании.

Мантрова А.В., Федотенко И.Л.
ФОРМИРОВАНИЕ ИНИЦИАТИВНОСТИ КАК ЭЛЕМЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ГОСТИНИЧНОЕ ДЕЛО»

В статье рассматриваются условия и средства, позволяющие формировать инициативность студентов как значимое и необходимое профессионально-личностное качество. Большая часть сотрудников гостиничной индустрии относится к обслуживающему персоналу, к которому предъявляют определенные требования: умение работать в команде, стрессоустойчивость, режим многозадачности, проявление инициативы. При отборе работодатели отдают предпочтение выпускникам вузов, обладающих данными качествами.

Основная часть дисциплин, входящих в учебные планы, нацелена на получение знаний, умений, навыков, компетенций, но практически не учитывает профессионально-личностное становление будущих работников, например, их инициативность.

Вопросам изучения инициативности посвящено значительное число работ психологов и педагогов, однако они не учитывают специфику современных студентов.

Формирование инициативности включает в себя три этапа, которые возможно реализовать в рамках дисциплины «Проектная деятельность». Дисциплина носит практический характер, подразумевает погружение в будущую профессию и нацелена на проявление активности, самостоятельности, ответственности, предприимчивости студентов, что приводит к формированию и развитию у них инициативности.

Глушко А.Н., Разина Т.В., Федотова Ю.С.
ВЛИЯНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА У СОТРУДНИКОВ ФИНАНСОВОГО-СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Данная статья посвящена изучению проблемы возникновения профессионального стресса. Базовой составляющей профессионального стресса является его биологическое происхождение, которое выявлено благодаря исследованиям Г. Селье. Понятие «профессиональный стресс» многогранно и имеет несколько форм представления. Безусловной задачей всех руководителей на рабочих местах является создание комфортных условий работы для сотрудников. Однако не только этот фактор является значимым и позволяет избежать стрессовых ситуаций. Почти все сотрудники социально-финансовой сферы сталкиваются с профессиональным стрессом в силу разных обстоятельств, что негативно сказывается на психологическом состоянии работников, результатах работы и функционировании компании. Следовательно, одной из важнейших задач руководителя является минимизация профессионального стресса у подчиненных. Для выявления путей борьбы с профессиональным стрессом у сотрудников социально-финансовой сферы важно понимать не только специфику возникновения, но и учитывать формы представления, внешние раздражители и факторы его развития. В ходе исследования было выявлено, что возникновение профессионального стресса происходит из-за ряда причин, различных по своей природе: функционал сотрудника, объединение сотрудником необходимых требований со стороны работодателя и собственных внутренних ценностей и принципов, эмоциональное состояние, межличностное взаимодействие с клиентами, необходимость совмещения противоречащих друг другу обязанностей, статус сотрудника. Все эти причины обосновываются влиянием трех ключевых факторов: социально-общественный фактор, внутриличностный фактор, фактор внутриорганизационной среды.

Тихомиров В.А.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, СОВЕРШЕНСТВУЮЩИЕ ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

Предлагаются педагогические условия изучения ударов и бросков на занятиях по служебно-прикладной физической подготовке, повышающие эффективность процесса овладения прикладными двигательными умениями и навыками, а также положительно влияющие на совершенствование профессионально-важных физических качеств, что в своей совокупности обеспечивает улучшение профессиональной подготовленности курсантов в образовательных организациях МВД России к последующей службе в ОВД. В статье приводится уточненное определение понятия «педагогические условия», а также модернизированные педагогические условия, которые непосредственно используются на занятиях с курсантами по служебно-прикладной физической подготовке.