РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
Артёмов Н.С.
АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ НАХОДКИ ПОГРЕБЕНИЙ НА СЕНАТСКОЙ ПЛОЩАДИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ: ИСТОРИЯ И ПОДРОБНОСТИ ОБНАРУЖЕНИЯ КЛАДБИЩА ПРИ ЦЕРКВИ ВХОДА ГОСПОДНЯ В ИЕРУСАЛИМ
Статья посвящена археологическим работам, в ходе которых были обнаружены погребения и другие находки на Сенатской площади Московского Кремля, принадлежавшие некрополю одной из не сохранившихся кремлёвских церквей. Исследователи дважды сталкивались с останками с данного кладбища, в 1894 г. и в 1941 г. В первом случае краткие сведения об этом попали в археологическую литературу, во втором сохранился отчёт о наблюдениях, однако эти данные не введены в научный оборот. Интерпретации принадлежности находок, приведённые авторами наблюдений, не точны или неубедительны.
Объектом исследования являются обнаруженные погребальные останки – захоронения, погребальные сооружения и памятники. Предметом исследования являются история археологического изучения следов древних погребений на Сенатской площади и подробности об обнаруженных находках. Цель исследования – рассмотреть историю и подробности обнаружения и изучения находок археологическими методами, интерпретировать их принадлежность к конкретному некрополю и церкви, обобщить и опубликовать эти данные, уточнить хронологические рамки функционирования выявленного погребального комплекса.
Результатами исследования стали обобщение и введение в научный оборот истории и результатов исследования археологами древних захоронений на Сенатской площади, интерпретация их принадлежности к историческому кладбищу и датировка функционирования последнего.
Научная новизна статьи заключается в публикации архивных результатов археологических работ, которыми были выявлены следы древних погребений, уточнении топографии и хронологии функционирования выявленного кладбища, обобщении ранее опубликованных и архивных материалов по его изучению. В ходе археологических наблюдений в 1894 г. и в 1941 г. между зданиями Арсенала и Сената в Московском Кремле было открыто несколько отдельных погребений, массовое перезахоронение в срубе и обломки подписных белокаменных надгробий. Эти находки, датированные XVI-XVII вв., являлись захоронениями, совершёнными на грунтовом кладбище при церкви Входа в Иерусалим, функционировавшим до 1657 г.
Бояринов В.В.
МАНУИЛ ГРЕК И СТАНОВЛЕНИЕ ЕПИСКОПСКОЙ КАФЕДРЫ В СМОЛЕНСКЕ
В статье предпринята попытка показать роль высших церковных иерархов в деле становления новой кафедры. Смоленская епископия – пример того, как много зависит от личных качеств правящего архиерея. Грек, искусный дипломат, знаток византийского богослужения, возможный родственник Феодора Продрома – далеко не полный список характеристик первого смоленского епископа Мануила. Будучи мастером политической интриги, он смог добиться высокого назначения. Видимо, его стараниями в Смоленске процветала греческая ученость. В источниках сохранились свидетельства о его ораторской деятельности и певческом мастерстве. По-видимому, именно эти его таланты послужили основанием в пользу его выбора в качестве первого владыки. Рассмотренные в статье факты красноречиво свидетельствуют о том, что Мануил имел исключительный личный авторитет: несмотря на экономическую зависимость от княжеской власти, Мануил принадлежал к числу первых лиц Смоленской земли.
Бредихин А.В., Скопылатова В.И.
РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР КАК ДЕСТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ В ОЛЬСТЕРСКОМ КОНФЛИКТЕ
В статье проанализирован религиозный аспект Ольстерского конфликта, как его дестабилизирующий фактор, изучены подходы к данной проблематике западных и отечественных историков, рассмотрены сложные взаимоотношения двух противоборствующих общин в Северной Ирландии и предыстория самого конфликта и причины, по которым он приобрел этно-конфессиональный статус, к чему склоняются многие исследователи. В статье выявлена политическая подоплека конфликта и причины, по которым религиозный аспект играет важную роль в противостоянии.
Зиборов Д. М.
ПОСОЛЬСТВО А. В. КАУЛЬБАРСА В КУЛЬДЖУ В 1870 Г.
Статья посвящена российскому посольству во главе с А. В. Каульбарсом, которое было направлено в Кульджу в 1870 г. Мусульманское восстание 1860-х гг. привело к падению китайской власти в Восточном Туркестане и формированию ряда государственных образований на границах Российской империи в Средней Азии, одним из которых был Илийский (Кульджинский) султанат. Ситуация на границе на рубеже 60–70-х гг. XIX века вызывала опасения российских властей, возникла идея о непосредственном вмешательстве в события, происходившие в Синцьзяне, однако она была отвергнута в Петербурге. В силу этого Туркестанский генерал-губернатор фон Кауфман предпринял попытку разрешить существующие противоречия дипломатическим путём и командировал в Кульджу капитана Каульбарса, задачей которого было добиться от кульджинского султана возобновления торговли в регионе, а также собрать сведения о политическом устройстве, вооружённых силах, экономике, географии и населении Кульджи. Миссия Каульбарса оказалась последней попыткой российских властей решить ситуацию мирным путём. Итоги миссии стали важным обоснованием для изменения российской политики в регионе. В результате уже в 1871 г. была предпринята военная кампания, завершившаяся оккупацией Кульджинского края, что положило начало Илийскому кризису в русско-китайских отношениях.
Сапрынская Д.В.
ВОПРОСЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УЙГУРОВ В 20-Е ГГ. XX В.
Одним из центральных вопросов работы Среднеазиатского бюро ЦК ВКП(б) (1922-1934) был национальный. Бюро осуществило подготовку для проведения масштабного национально-территориального размежевания республик в виде земельно-водной реформы, а также подготовки национальных организаций в формате Областных комитетов и борьбы с басмачеством. Уйгуры, оказавшиеся в пределах советской Средней Азии и Казахстана еще в конце XIX века, наряду с другими народностями региона прошли путь обращения к социалистической культуре и национальному объединению. Статья посвящена проблеме консолидации уйгурских переселенцев в рамках работы по национальному вопросу. Источником к описанию ситуации с национальным объединением является записка Хашима Ходжаева (пред. Джетысуйского областного комитета Революционного союза уйгур Туркестана) (РГАСПИ, Ф 62. Оп. 27 Д. 405).
Крутько А.А., Гришина Т.М.
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ
В статье исследована эволюция концепции евразийства, зародившейся в начале ХХ в. в среде эмиграции в рамках осмысления происходящих в России коренных изменений и становления Союза Советских Социалистических Республик как новой формы российской государственности. Советский период в истории России не привнес значимого вклада в развитие концепции евразийства, но с 1980-ых годов, усилиями Л.Н. Гумилева, идея возродилась и продолжила эволюционный путь, что отражено в рассмотренной периодизации А.Г. Дугина. Отмечена связь этапов научного развития евразийской концепции, проходящей на исторической территории России с реализацией практических проектов многостороннего взаимодействия на постсоветском пространстве в формате региональных объединений (Содружество Независимых Государств, Евразийское экономическое сообщество, Таможенный союз, Единое экономическое пространство, зона свободной торговли, Евразийский экономический союз). Подчеркнут огромный потенциал современной модели евразийской интеграции – Евразийского экономического союза и сделан вывод о стратегической важности перспективного продвижения концепции евразийства в цивилизационной борьбе за право управления своим регионом и сохранение геополитической и цивилизационной идентичности.
Омельченко Н.А., Ковалев Д.В., Костриков С.П., Казарова Н.А., Селезнева Л.В.
ВЛИЯНИЕ ВЕЛИКОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ НАРОДОВ НА ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ДРЕВНЕЙ РУСИ
В статье исследуются предпосылки к миграции, волны миграции и культурный синтез, социально-политические преобразования, формирование географических границ и прочное наследие Великого переселения народов в рамках истории Древней Руси. В статье также рассматриваются политические, правовые и административные изменения, произошедшие в результате миграции. Исследовано формирование торговых путей и экономического взаимодействия между поселениями. Обосновано влияние Великого Шелкового пути, как главного торгового коридора на культурное слияние разрозненных цивилизаций Востока и Запада. Определено влияние климатических колебаний и экологических императив на ход Великого переселения народов на примере Позднего арктического малого ледникового периода. Рассмотрено воздействие политических потрясений и вырождения империй с точки зрения их становления катализатором всплеска миграционных волн. Установлена взаимосвязь между демографическим давлением и перемещением населения, а также выделены факторы, способствующие усилению миграционных потоков. Определены предпосылки слияния народов и последующего обогащения социокультурной структуры Древней Руси. В выводах статьи подчеркиваются долгосрочные последствия Великого переселения народов, включая его социокультурное наследие, политическое и институциональное воздействие, демографические преобразования и территориальные конфигурации.
Костриков С.П., Казарова Н.А., Ковалев Д.В., Селезнева Л.В.
ПРОЦЕСС ВХОЖДЕНИЯ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА В СОСТАВ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
В данной статье рассматривается исторический процесс присоединения Сибири и Дальнего Востока к Российскому государству, охватывающий столетия исследований, завоеваний, колонизации и развития. Определено, что истоки взаимосвязи Российской империи, Сибири и Дальнего Востока начинаются с 16 века и связаны со стремлением к знаниям, богатству и приключениям, бесстрашных русских исследователей. Рассмотрены основные факторы миграции и расселения крестьян, бежавших от крепостного права и ищущих возможности на новых территориях. Определена ключевая составляющая создания и развития таких укрепленных городов, как Тобольск, Иркутск и Якутск. Выявлена ключевая составляющая развития и распространения торговых постов. Рассмотрены особенности культурного слияния народов и сложности взаимоотношений в результате миграции и смешения народов. Также исследуется фаза развития и модернизации, характеризующаяся такими амбициозными проектами, как строительство Транссибирской магистрали, которая соединила регион с остальной Россией, послужила катализатором экономического роста и региональной интеграции, простимулировала развитие промышленности и торговли, что привело к быстрой урбанизации региона. В заключение подчеркивается важность бережного отношения к своей истории, сохранения своего наследия и содействия устойчивому развитию для обеспечения их дальнейшего роста и процветания как неотъемлемой части Российского государства.
РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКСНОЕ ПОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
Винокурова О.С.
УРОВЕНЬ ЗАВЕРШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ И ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РОССИИ
Значительное увеличение количества обучающихся по программам профессионального образования в мире с 2000г. объясняется преимуществами наличия более высокого уровня образования как для отдельного гражданина, так и для страны. Государственная политика способствует росту количества студентов с целью повышения человеческого капитала. Данная цель требует анализа показателя «завершение» образовательных программ, чтобы сократить количество зачисленных, но не окончивших образовательные программы студентов. Анализ международного опыта проведен на основе статистической информации стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Уровень завершения образовательных программ профессионального образования существенно разнится в зависимости от нюансов образовательной системы и традиций страны. При этом существует ряд зависимостей, являющихся общими для всех рассматриваемых стран, среди которых увеличение уровня завершения в течение трех лет после окончания теоретического срока программы по всем уровням образования и более высокие показателя завершения на более высоких уровнях образования. Проанализирована возможность использования международного опыта на российском рынке с целью сокращения показателя «выбытие». Отмечено, что интерес к профессиональному образованию в России объясняется в том числе традициями, относительной экономической доступностью и особенностями призыва на воинскую службу. Последний фактор во многом определяет поведение абитуриентов и студентов мужского пола. В качестве способов повышения показателя «завершение» выделены: 1) увеличение гибкости образовательной системы; 2) финансирование участников образовательных отношений; 3) информирование абитуриентов об образовательных программах; 4) законодательное регулирование. Сделан вывод о важности продолжения исследований для роста человеческого капитала страны с целью развития страны и общества в условиях цифровой трансформации.
Домбровская А.Ю., Огнев А.С.
РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБРАЗА БУДУЩЕГО РОССИИ В СОЗНАНИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ И В СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА: РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТИВНОЙ, ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ КОГНИТИВИВСТИКИ И КИБЕРМЕТРИИ
Статья отражает результаты проективной, инструментальной когнитивистики и автоматизировнного социально-медийного анализа репрезентации в сознании российской молодежи и цифровом пространстве образа будущего России. Исследование данной категории основано на структурной операционализации образа страны, предполагающей выявление специфики наполнения таких измерений: проекции российской молодежи о развитии российского государства и общества, проекции молодых россиян о своем будущем в РФ, взаимосвязь персонологических характеристик молодежи и особенностей образа будущего в сознании ее представителей. Основными итогами проведенного исследования стала кластеризация молодых россиян по типу восприятия образа будущего страны и своего будущего в ней. Испытуемые сегментированы на следующие типы: представители иллюзорно-оптимистической стратегии, оптимистического и реалистического прагматизма, фаталистической и пессимистической стратегий. Проанализированы характеристики субъектности (активности, осознания ответственности за свою судьбу и будущее своей страны, самостоятельной генерации целей, демонстрация готовности их добиваться, готовность договариваться с партнерами, оппонентами, самоорганизация и навыки вовлекать в реализацию своих планов других людей).
Методика проективной и инструментальной когнитивистики подразумевала проведение семантического анализа визуальных образов будущего России, комбинированного с применением инструментов психодиагностики (полиграф и кардиометр). Показано, как с помощью регистрации кожно-гальванической реакции, кардиологических показателей и психофизиологической активности испытуемых осуществляется оценка различных изображений при определении их пригодности для символического обозначения жизненных перспектив и восприятия будущего своего государства.
Представлены эмпирические данные об основных проблемах в сфере формирования позитивного образа будущего России в сознании российской молодежи: преобладание индивидуалистического уровня восприятия образа будущего; дефицит навыков целеполагания и целедостижения; когнитивная простота образов будущего страны, их схематичность; подверженность фатализму и пессимизму в оценке текущей социально-политической ситуации в стране и ее перспектив; уязвимость перед внешними потоками информационного влияния в социальных медиа.
Данные инструментальной и проективной когнитивистики масштабированы средствами киберметрии, что позволило взвесить социально-медийные потоки, в которых представлены семантические маркеры стратегии восприятия молодыми пользователями образа будущего России. Результаты комбинированного эмпирического анализа могут стать базой практических рекомендаций органам власти, профильным министерствам и государственным структурам по формированию позитивного образа будущего РФ в сознании российской молодежи.
Захарова Д.В.
СПОСОБЫ ДИАГНОСТИКИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ В ОБУЧЕНИИ НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОМУ ТАНЦУ
В статье рассматриваются понятия метапредметности, в частности метапредметных умений в области изучения народно-сценического танца будущими педагогами-хореографами. Требования о внедрении метапредметного подхода в образовательные программы государственных учебных заведений диктует Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, но до настоящего времени единого подхода или программы обучения с применением метапредметного подхода не существует, в связи с этим, проблема метапредметности в обучении студентов Высших учебных заведений является актуальной. Обозначена важность перехода от стандартного обучения предмету к формированию самообразования и самовоспитания. Проведен теоретический анализ понятий метапредмет, метапредметный подход, и метапредметные умения. Рассмотрено понятие народно-сценического танца как вида искусства и как дисциплины в учебных заведениях, изучающих хореографическое искусство, обозначены необходимые требования к преподавателю данной дисциплины. Особое внимание уделялось разбору понятия универсальных учебных действий, как неотъемлемой части формирования метапредметных умений. Также в статье представлены созданные нами способы диагностики и выявления уровней сформированности универсальных учебных действий и методика диагностики мотивации студентов Т.Д. Дубовицкой, как способы выявления уровня сформированности метапредметных умений у студентов, обучающихся народно-сценическому танцу. Выявлены показатели студента на высоком уровне сформированности метапредметных умений в обучении народно-сценическому танцу.
Корчагин В.В.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДИАГНОСТИКИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СУБЪЕКТА ПРОГРАММНО-АППАРАТНЫМИ СРЕДСТВАМИ
Статья посвящена психологическому анализу психологических условий применения программно-аппаратных средств в анализе и оценке индивидуально-психологических свойств субъекта поведения и деятельности. Разработана и описана структурно-логическая модель психологических условий и средств обеспечения диагностики индивидуально-психологических особенностей субъекта. В качестве необходимых внешних условий выступают: предметность воздействия и система ориентировочной основы деятельности. Предметность определяется конкретными задачами, стоящими перед специалистом, в которых раскроется система отношений испытуемого к той части реальности, которая интересует исследователя. К числу необходимых внутренних условий относятся три класса психических явлений: мотивационные, когнитивные и эмоциональные. Со стороны мотивации в качестве необходимого условия, выступает квази-потребность испытуемого. Когнитивная часть внутренних условий описывается как образ наличной ситуации, данный испытуемому в его персональном опыте. Эмоциональная часть представляется переживанием образа наличной ситуации, в которой раскроется то или иное отношение испытуемого. Результаты исследования имеют значимость для практических и научных областей, связанных с психологией и технологиями, и способствуют более точной оценке и анализу индивидуальных психологических характеристик субъекта поведения и деятельности.
Сухов А.Н.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОСЛЕДСТВИЙ ЦИФРОВИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
В данной статье анализируютсяпоследствияцифровизации социальной сферы. В статье так же раскрывается необходимость обеспечения информационной безопасности.
Корчемный П.А., Цуканов И.А.
КОГНИТИВНЫЕ УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММНО-АППАРАТНЫХ ТРЕНАЖЕРОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ В ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ
В статье раскрываются когнитивные условия применения программно-аппаратных тренажеров психологической готовности в интересах военно-промышленного комплекса. Рассматриваются когнитивные процессы как объективные стороны психического акта при формирования содержательных условий психологического предназначения в программно-аппаратных комплексах. Проанализированы критерии психологической готовности военнослужащих в применении тренажерных комплексов. Осуществлен анализ программно-аппаратных комплексов в системе психологической подготовки отечественных специалистов особого предназначения. Определена типология программно-аппаратных комплексов (тренажеров) в системе психологической подготовки военно-профессиональной деятельности.
Фан Цзюань, Лихачева Э.В., Николаева Л.П., Огнев А.С.
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМОДАЛЬНОГО ИГРОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ХОДЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ
В статье дано описание особенностей использования различных вариантов мультимодального игрового моделирования при работе с кадрами высшей квалификации на различных этапах их подготовки, перечислены наиболее часто наблюдаемые положительные эффекты в плане достижения ими академических и жизненных успехов, указаны наиболее продуктивные режимы применения такого моделирования.
Антонов А.М., Лутфуллин Р.М.
О ПРОБЛЕМНЫХ АСПЕКТАХ СЦЕНАРИЕВ СТУДЕНЧЕСКИХ КИНОФИЛЬМОВ, ТРЕБУЮЩИХ ПОВЫШЕННОЙ ПРОРАБОТКИ
Студенческому кино, как первому шагу к кино профессиональному, необходима творческая эволюция, в содержании и форме. Безусловно, качественного шага вперёд в студенческом кино не достигнуть без совершенствования работы педагога: преподаватель должен следить за тенденциозностью кинокартин учащихся, чтобы понимать, как двигаться дальше в системе развития творческих мастерских, какие проблемы в профессиональном развитии студента надо решать. Кроме этого, преподаватель должен следить и за своей работой, делать соответствующие выводы, проводить работу над ошибками.
В этой статье мы рассмотрим тенденции и закономерности развития студенческих фильмов, а именно – постараемся выделить самые слабые стороны сценарной части, чтобы понять, на какие элементы педагогам стоит обращать самое пристальное внимание.
Объектом исследования для нас станет один конкретный сценарий студента Санкт-Петербургского Государственного Института Кино и Телевидения от экзамена в январе 2023 года.
Киселев В.В., Колесникова Е.В.
ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ, ДЕЗОРГАНИЗУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОТРУДНИКОВ И СНИЖАЮЩИЕ ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
В статье приведен анализ влияния внешней среды и ее полей на субъект труда и его эффективность. Представлен краткий обзор исследований, посвященных негативному воздействию различных организационных факторов (специфика принятия управленческих решений и внедрения инноваций, перегрузки в авральном режиме работы, физический дискомфорт на рабочем месте, дефицит времени, неадекватная организационная культура), следствием которого является психическое выгорание представителей разных профессий. Раскрыты результаты эмпирического исследования выявления внутриорганизационных факторов, дезорганизующих деятельность сотрудников и снижающих их эффективность. Выборка испытуемых включала в себя 656 сотрудников страховых компаний из Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга. По итогам сбора эмпирических данных, носящих объективно-субъективный характер, авторами была подготовлена классификация и описание содержания негативных внутриорганизационных факторов, а также выявлены негативные психические состояния, мешающие эффективности выполнения профессиональной деятельности. Выявленные факторы были сгруппированы в 5 обобщенных групп: 1) неопределенность, 2) авральный режим работы, 3) функциональные и целевые противоречия в организации, 4) разрыв мотивов в деятельности сотрудников, 5) конфликт ценностей и разрыв в целях. По итогам проведенного исследования сформулированы рекомендации для менеджмента организаций.
Позднякова А. А., Кузнецова Г. В.
ЯЗЫКОВАЯ СРЕДА И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ ОБЩЕСТВА
Цель исследования ‒ анализсоциокультурных традиций общества как фактора, влияющего на формирование языковой среды. В статье определено содержание понятия «социокультурные традиции» как комплекса информационных моделей деятельности, используемых для успешного решения типовых проблем жизни конкретного этноса. Отмечено, что информационные модели деятельности охватывают духовно-эмоциональную, бытовую, профессиональную, научную сферы жизни человека, которые фиксируются в качестве элементов языковой среды. Подчеркнуто, что традиции не противопоставлены новациям, а предопределяют и обусловливают развитие инновационных процессов. Научная новизна работы заключается в междисциплинарном подходе к рассмотрению проблемы взаимовлияния традиций и языковой среды. В результате доказано, что социокультурные традиции, будучи универсальным способом сбережения культурного наследия народа, маркируют языковую среду на разных уровнях, позволяя интерпретировать ее как форму национального самосознания. Изучение поставленной проблемы имеет важное прикладное значение, поскольку помогает созданию проективных технологий интеграции иностранных студентов в социокультурное пространство российского общества.
Суботялов М.А.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ
В статье представлены предпосылки, становление и развитие психосоматической медицины. Целью настоящего обзора является анализ формирования основных представлений о психосоматической медицине, начиная с эпохи Древнего мира и заканчивая исследованиями периода Новейшего времени. При подготовке текста данной публикации использовались статьи в изданиях, включенных в РИНЦ, PubMed. Глубина поиска публикаций составила 15 лет, также в обзор был включен ряд более ранних работ, соответствующих теме исследования. Представлены результаты о процессе становления и развития представлений о психосоматической медицине. Так, уже в древнюю эпоху врачеватели задаются вопросами об эмоциональных причинах развития заболеваний. В Средние века продолжается накопление эмпирических знаний в данной области. В Новое время представление о психических причинах болезней и их лечении получает более полное описание. В наши дни исследования в этой области продолжаются. В обзоре представлен вклад врачей разных стран в развитие психосоматической медицины на каждом этапе развития медицины. Проанализированы достижения российских специалистов (Сеченов И.М., Павлов И.П., Плетнев Д.Д., Мясищев В.Н., Ланг Г.Ф., Мясников А.Л., Лурия А.Р., Давыдовский И.В., Анохин П.К., Судаков К.В.), представлены их научные приоритеты в мировой науке и вклад в развитие данного научного направления.
Суботялова А.М., Суботялов М.А.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ФИЗИОЛОГИИ
Статья посвящена анализу основных этапов развития педагогической физиологии как одного из важных разделов физиологии и педагогики, который занимается морфофункциональными и психофизиологическими аспектами здоровья участников образовательного процесса. Цель статьи: анализ формирования основных представлений о педагогической физиологии. Основные результаты заключаются в представлении этапов развития педагогической физиологии. Представлено описание вклада в педагогическую физиологию отечественных исследователей, а также формирование ведущих научных школ. В заключении делается вывод о наличии следующих периодов развития педагогической физиологии: период предпосылок (XVIII в. – середина XX в.), период развития (вторая половина XX в.), современный период (начало XXI в.– настоящее время).
Чжан Хаои
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ФОРТЕПИАННЫЙ АНСАМБЛЬ» В МУЗЫКАЛЬНОМ ВУЗЕ
Статья посвящена анализу профессионально-педагогических функций дисциплины «Фортепианный ансамбль», входящей в блок дисциплин профильной подготовки музыкального вуза. Автор, обладая педагогическим опытом подготовки музыкантов-пианистов, анализирует особенности преподавания курса «Фортепианный ансамбль» с позиций его профессионально-педагогических функций. Обращение к данной проблематике обосновано необходимостью научного анализа специфики процесса обучения студентов вузов в классе фортепианного ансамбля, выявления значения этой дисциплины в подготовке музыкантов в системе высшего образования в целом и перспектив реализации приобретенных студентами компетенций в их будущей профессиональной исполнительской и педагогической деятельности.
В работе предлагается классификация профессионально-педагогических функций, которые ранжируются по принципу универсальности (общепедагогические функции) и специфичности (специальные функции). Автор раскрывает содержание данных функций; определяет роль фортепианного ансамбля в профессиональной подготовке студентов музыкальных вузов; выявляет значение педагогического руководства процессом становления музыкантов-исполнителей и музыкантов-педагогов. В работе показана взаимосвязь целей и профессионально-педагогических функций фортепианного ансамбля и профессионального музыкального образования. Формы работы в классе фортепианного ансамбля рассматриваются в контексте профессиональных интересов, образовательных приоритетов студентов и задач их профессионального развития.
Зинатуллина А.М.
СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
В статье представлены результаты проведенного теоретического анализа современных исследований стрессоустойчивости обучающихся в высшей школе. Было обозначено, что в настоящее время получение образования является одним из необходимых этапов в жизни любой развивающейся личности, в том числе профессионально, и сам процесс обучения становится частью концепции постоянной профессионализации. Более того, многие исследователи показали, что большинство обучающихся испытывают стресс, вызванный не только сложностями в период экзаменационных сессий, но и в течение семестра, так как помимо обязанностей обучающихся у многих из них есть и другие трудовые, семейные, социальные задачи. В связи с этим в данной статье отмечается высокая необходимость развития навыка стрессоустойчивости с целью быть гармоничной, здоровой и успешной личностью.
Давыдова С.А.
БОЛЬШОЙ ВАЛЬС ИЗ БАЛЕТА В. ГАВРИЛИНА “АНЮТА” В АСПЕКТЕ НРАВСТВЕННОГО ПРОЧТЕНИЯ
Статья посвящена балету “Анюта” В. А. Гаврилина, на примере которого раскрываются образно-стилистические константы творчества композитора. Знаменитый Вальс, ставший визитной карточкой не только балета, но и творчества композитора В. А. Гаврилина, первоначально существовал как фортепианный ансамбль и входил в сборник “Зарисовки”, составленный композитором в 1970-е годы. Все 18 пьес данного ансамблевого цикла, созданные в разные годы, объединяет программность, образно-жанровая характерность, а главное – яркий национальный колорит, направленность к быту России конца XIX – начала ХХ века. Тема Большого вальса впервые звучит в начале балета, в сцене на набережной. Жанр вальса ассоциируется с легкостью и грациозностью главной героини спектакля. В нем – трогательность, искренность и нежность воспитанной и образованной девушки из хорошей семьи. Однако, это не единственная вальсовая тема в характеристике образа. Вспомним такие фрагменты балета как: сцена бала (№15 “Анюта-вальс”), сцена с Его сиятельством (№18, “Его сиятельство”), сцена Анны с визитерами (№ 22, “Визитеры”). Жанр вальса не только иллюстрирует движения танцующей Анны, но и становится многогранной характеристикой ее образа (жанр-образ). Обращение к жанру вальса в характеристике главной героини не является случайным. Композитор нередко в своих сочинениях обращается к жанрам бытовой музыки. Особенно часто встречаются в его опусах вальс, марш, галоп, тарантелла, кадриль. Однако В. А. Гаврилин их тонко переинтонирует, внося новые характерные смыслы и тем самым обогащая жанровый портрет. Синтез двух музыкальных культур – городской слободы и усадебной жизни также является одним из стилевых достижений В. А. Гаврилина, которые реализуются в балете через вальс.
Москалева Л.Ю., Троицкая Е.М.
СОВРЕМЕННАЯ КОГНИТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ HOMO EDUCANDUS В ПОСТИЖЕНИИ ФИЛОСОФСКО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СМЫСЛОВ
В предметной области теории педагогики обоснована роль коммуникации в образовательном процессе как целесообразной деятельности, направленной на усвоение и генерализацию содержания научного знания высшей школы, раскрывающего имманентный смысл реальности и «сообщающего» ценность микрокосмосу человека. Когнитивная коммуникация представлена восхождением мировоззрения от повседневных знаний к информации, от нее – к научному знанию, методологии, философской рефлексии – источнику и механизму ценностно – смыслового оценивания объективных и субъективных принципов гармонизации диалектики жизни и культуры. Через экспликацию коммуникации как эмерджентной реальности, как синтеза информации, сообщения и понимания, установлена ее связь с функциями смысла (когнитивная, конститутивная, коммуникативная, производящая), что обеспечивают онтологию, самотрансцендирование, смыслополагание, коммуникативно – диалогическое взаимодействие коммуницирующих сторон, информационных контентов. Концептуализация ценностно-смысловой составляющей в жизни человека, обучающегося открывает возможности для оценки роли образования в обогащении человеческого потенциала. Все составляющие индекс развития человеческого потенциала характеризуют условия развития и самореализации человека. Представленный вариант ценностно-смысловых оснований когнитивно-коммуникативного обучения следует отнести к числу благоприятных условий.
РАЗДЕЛ III. ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТА ТРУДА И ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ
Ветвицкая Т.В.
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОСОЦИАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ ТРЕНЕРОВ АДАПТИВНЫХ ВИДОВ СПОРТА
В статье обсуждаются психосоциальные особенности личности тренеров адаптивного спорта. Исследуются параметры качества жизни тренеров, их уровень ассертивности. Выявлены определенные особенности личности и их проявления в отношении в среде, что указывает на различные мишени оказания психологической помощи тренерам адаптивного спорта. В исследовании принимали участие 25 тренеров, работающих в области адаптивного спорта в спортивных школах города Санкт-Петербурга, сопровождающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Исследовались: анкетные данные, с целью сбора социального паспорта участников исследования, особенности качества жизни тренеров адаптивного спорта, респонденты давали свою оценку качества жизни, изучался уровень ассертивности у тренерского состава. На основании результатов проведенного исследования, сделан вывод о том, что у тренеров, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья отмечаются особенности в оценке своей ролевой функциональности, которая обусловлена эмоциональным состоянием, интерпретируется как некое ограничение в выполнении повседневной работы, обусловленное ухудшением эмоционального состояния, отмечается снижение в области психического здоровья, что свидетельствует о наличии депрессивных, тревожных переживаний, психическом неблагополучии. Полученные данные по исследованию ассертивности у тренерского состава говорят о неуверенном поведении тренеров во взаимодействии со спортсменами с ограниченными возможностями здоровья, неуверенности в своей педагогической практике, доминировании в поведении социальной желательности в диадных отношениях тренер-спортсмен с ограниченными возможностями здоровья. Эмоционально насыщенные отношения в спортивной среде, в учебно-тренировочном процессе и соревновательной деятельности имеют влияние на формирование особенностей личности тренеров, недостаточная рефлексия своего эмоционального опыта во взаимоотношениях со спортсменами адаптивного спорта имеет негативное эмоциональное влияние на психологическое здоровье и самочувствие, что ведет к профессиональному выгоранию.
Загашева М.В., Голянич В.М.
ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЕЕ ПРОФИЛАКТИКИ
В новых социально-психологических, экономических и, нередко, климато-географических обстоятельствах, человек подвергается влиянию множества факторов, среди которых ценностно-смысловые и информационно-семантические оказывают наиболее выраженное дезадаптирующее воздействие. Рассмотрены возникающие у студентов вузов проблемы формирования профессиональной идентичности и адаптации к учебно-профессиональной деятельности. Анализируются организационные модели службы психолого-педагогического сопровождения учебного процесса вуза. Представлена оригинальная программа формирования навыков самоорганизации личности студента, имеющая целью оптимизировать процессы адаптации студентов к обучению в вузе. Данная программа использовалась в рамках учебного курса в течение семестра. На выполнение каждого задания примерно отводилось две три недели. Каждый студент выполнял работу индивидуально и высылал на проверку. После выполнения задания в рамках занятия проводилось групповое обсуждение вопросов и результатов выполнения задания. Проведенный обзор литературы по проблеме социально-психологической дезадаптации студентов показал актуальность работы в данном направлении. Основными факторами, влияющими на успешность социально-психологической адаптации, являются уровень самоорганизации студента и его профессиональное самоопределение. Психолого-педагогическое сопровождение студента вуза должно быть направлено на коррекцию социально-психологической дезадаптации.
Макарова О.А., Разина Т.В.
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА ПОЛУЧЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОГО СТЕКЛОВОЛОКНА
В статье раскрывается роль психофизиологических составляющих в трудовой деятельности оператора. Изложен анализ психологической литературы по проблеме участия психофизиологических качеств в процессе выполнения трудовых функций у представителей различных сфер операторского труда. Приводятся результаты исследования особенностей нервной системы, психоэмоциональной устойчивости, быстроты (частоты) и координации движений, точности реакций, оперативной памяти, переключаемости внимания у операторов получения непрерывного стекловолокна. Анализируются различия в проявлении вышеназванных показателей у операторов различных квалификационных разрядов. Полученные результаты свидетельствуют, что имеются статистически значимые различия по типу нервной системы, показателям координации движений, психоэмоциональной устойчивости, уровню переключения внимания, оперативной памяти и особенностей реакции на движущиеся объекты, между высоко- и среднеквалифицированными операторами. Высококвалифицированных операторов от низкоквалифицированных статистически отличают показатели точности реакции, переключения внимания, уровень оперативной памяти, психоэмоциональной устойчивости личности и типа нервной системы, скорости движений. Среднеквалифицированные же операторы отличаются от низкоквалифицированных только по двум показателям: общий коэффициент координации движений и психоэмоциональная устойчивость. Таким образом, наибольшее количество сильных различий обнаружено по выборкам высоко- и среднеквалифицированных операторов (по 5 показателям), а также высоко- и низкоквалифицированных (по 3 диагностическим параметрам).
Орешкина А.С.
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОВОЗРАСТНОЙ СПЕЦИФИКИ ЛИЧНОСТИ СУИЦИДЕНТОВ В ЮНОСТИ, МОЛОДОСТИ, ЗРЕЛОСТИ
В статье представлены результаты сравнительного анализа личностной сферы суицидентов трёх возрастных групп: юности, молодости, зрелости. Теоретическим основанием послужили труды как отечественных, так и зарубежных учёных об определённых комбинационных особенностях личностной сферы суицидентов. Общая цель нашего исследования: обобщить уже имеющиеся научные данные и найти новые психологически значимые аспекты суицидальной личности. В рамках эмпирического исследования, сравнивая между собой три возраста, мы наблюдаем сходства и различия в эмоциональной, мотивационной, смысловой, поведенческой и социальной сферах личности суицидентов изученных возрастных групп.
Сухинина К.В., Карбушева Д.В., Гуркова Е.А.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК И КРИТЕРИЕВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ РАЗНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ
Целью исследования послужило проведение сравнительного анализа здорового образа жизни и вредных привычек у студентов на примере двух высших учебных заведений г. Иркутска – Иркутского государственного университета путей сообщения (ИрГУПС) и Иркутского государственного университета (ИГУ). Данная статья посвящена критериям здорового образа жизни в зависимости от гендерной принадлежности у студентов, обучающихся в вузах с разным профилем. Для этого было проведено анкетирование студентов ИрГУПС и ИГУ с помощью стандартной анкеты – опросник СФУ 16. Всего в опросе участвовало 380 студентов, из которых 87 юношей и 103 девушки из каждого вуза. Данный анализ позволил выявить наиболее распространенные вредные привычки, проанализировать степень осознания зависимости от них. Выявили разницу между частотой встречаемости вредных привычек и критериев здорового образа жизни у юношей технического и непрофильного вузов: 62,7% студентов технического вуза наибольшее количество времени тратят вначале на получение и обмен информацией, 54,02% опрошенных наиболее часто слушают громкую музыку и 41,38% человек играют в компьютерные игры. Тогда как юноши, обучающиеся в непрофильном вузе, в 48,28% случаев используют время на самообразование с применением интернета, потом 44,83% респондентов тратят время на интернет вне учебы, и слушают громкую музыку 40,23% обучающихся. Для девушек технического и непрофильного вузов на первом месте были характерны следующие качества: использование Интернета не для учебы, на втором месте – самообразование, на третьем месте – прослушивание громкой музыки.
Степанова П.Е.
ОСОБЕННОСТИ СОБЫТИЙНОГО СОДЕРЖАНИЯ СУБЪЕКТИВНОЙ КАРТИНЫ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ОСУЖДЕННЫХ ЖЕНЩИН
В статье представлены особенности событийного содержания субъективной картины жизненного пути женщин, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительной колонии. Анализ и результаты проведенного исследования позволят выявить эффективность и перспективы ресоциализации, тенденции проектирования их жизненных планов, а также уровень рефлексии относительно совершенного ими правонарушения. Нами установлено, что событийная насыщенность субъективной картины жизненного пути осужденных женщин характеризуется дисбалансом. В ситуации отбывания наказания женщины активно планируют свою дальнейшую жизнь и строят планы на период дальней перспективы, более 5 лет и насыщают событиями только сферу семьи, исключая другие. Доказано, что регулятивная функция субъективной картины жизненного пути женщин, отбывающих наказание в исправительной колонии, реализуется не в полном объеме.
Иванцов О.В., Шиндрикова Н.В.
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С ГЕНЕРАЛИЗОВАННЫМ ТРЕВОЖНЫМ РАССТРОЙСТВОМ
В данной статье рассматривается одно из самых распространённых тревожных расстройств – генерализованное тревожное расстройство (далее ГТР). Среди подростков с различными видами тревожных расстройств именно ГТР влияет не только на психику, но и на физическое состояние индивида. Для реализации профилактики и коррекции ГТР представляется актуальным изучить личностные особенности подростков с вышеуказанным заболеванием. В эмпирическом исследовании приняли участие 100 подростков от 15 до 18 лет, 60 человек – здоровые подростки, 40 человек – подростки с ГТР. В ходе исследования изучалась личностная тревожность подростков, их уровень субъективного контроля и жизнестойкость, использовались следующие методики: сокращённая версия теста жизнестойкости в модификации Е. Н. Осина и Е. И. Рассказовой, шкала личностной тревожности Спилбергера в адаптации Ю. Л. Ханина, опросник уровня субъективного контроля в модификации Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкиной, Л. М. Эткинда. На основе полученных результатов был создан список рекомендаций для профилактики и коррекции ГТР. Был проведён сравнительный анализ двух групп подростков, результаты представлены в исследовании.
Мекебаев Н.С.
РОЛЕВАЯ КОНФИГУРАЦИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ РОСГВАРДИИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УСЛОВИЙ СЛУЖБЫ
Проблема ролевой структуры социальных отношений в социальной психологии всегда приковывала пристальное внимание отечественных и зарубежных психологов. Это подтверждает наличие многочисленных теоретических и эмпирических исследований в психологической науке. Так наиболее развернутые исследование впервые провели западные ученые, которые ввели в употребление понятие «роль». Пик исследований в отечественной науке, посвященных проблеме социальной структуры, достиг в середине прошлого века. Далее в статье представлен обзор теорий, посвященных исследованию ролевого взаимодействия личности в обществе. Однако исследования проблемы ролевого взаимодействия военнослужащих при выполнение служебных задач появились совсем недавно, которые показали ее сложную композицию. Знание структурообразующих ролей в социальной структуре воинского коллектива позволит наиболее качественно подбирать и формировать составы групп для несения службы. В тексте изложены результаты проведенного исследования, на основе которых составлены структурограммы ролей двух категорий военнослужащих. Установлены взаимосвязи между ролями мезоуровня и ролями микроуровня, описана специфика каждой структуры в зависимости от условий прохождения военной службы.