РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
Прокошев В.А.
НРАВСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ОПРИЧНИНЫ В ТРУДАХ С.Ф. ПЛАТОНОВА
Автор статьи проводит комплексный анализ концепции С.Ф. Платонова о причинах учреждения царём Иваном Грозным опричнины в середине 1560-х гг. Данная концепция была подробно изложена историком Платоновым в его научных, учебных и научно-популярных работах 1890-1920-х гг. Суть анализируемой концепции заключается в обосновании закономерности введения опричнины в 1560-х гг. для укрепления царской власти и ослабления боярского сословия. Важнейшей работой С.Ф. Платонова стала его докторская диссертация – «Очерки по истории смуты в Московском государстве XVI-XVII вв.», которая вызвала активное обсуждение в научной среде. Однако нравственная оценка опричнины в трудах С.Ф. Платонова претерпела значительную и непростую динамику, ставшую предметом анализа в настоящей статье. К 1920-м гг. сформировалась «школа Платонова», представители которой ставили гипотезы своего «учителя» в основу своих исследований опричнины (известным представителем школы Платонова стал П.А. Садиков). Концепция Сергея Фёдоровича стала одной из классических в отечественной историографии.
Францев А.П.
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТСКОЙ ВОЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ В ГЕРМАНИИ
В статье проводится анализ отечественной историографии Советской военной администрации в Германии. Ее деятельность была ключевой во внешней политике СССР в отношении Германии, а Германский вопрос, свою очередь был одним из важных аспектов послевоенной советской внешней политики. Актуальность статьи обуславливается тем, что в ней проводится классификация отечественной историографии по данному вопросу, предлагается оригинальная периодизация проблемы. Историография рассматривается как в контексте деятельности самой СВАГ, ее структур и организации, так и в контексте советской внешней политики в целом. По итогам исследования делается вывод о том, о непропорциональности развития исследований по данному направлению. Общие вопросы послевоенной внешней политики СССР в отношении Германии исследованы достаточно подробно, включая наличие разных концепций. Но историография деятельности самой Советской военной администрации находится еще на начальном этапе и, несмотря на появление в современной России большого количества работ, история СВАГ исследована недостаточно. Заметная явная стагнация историографии деятельности СВАГ, так как в последние годы новые исследования практически перестали появляться, при все большем количестве опубликованных документов и доступности источников.
Гусев Д.В.
ПРЕБЫВАНИЕ ЭСКАДРЫ КОНТР-АДМИРАЛА ДЖОНА ЭЛФИНСТОНА В АРХИПЕЛАГЕ С 10 ПО 13 МАЯ 1770 Г.: НАЧАЛО РУССКО-ГРЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ВОСПОМИНАНИЯХ ОЧЕВИДЦА И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ДОКУМЕНТАХ
Цель статьи – анализ опубликованных в 2020 году воспоминаний участника Первой Архипелагской экспедиции (1769–1774 гг.) англичанина на русской службе, контр-адмирала Джона Элфинстона «Русская верность, честь и отвага». В качестве исследуемого сюжета берется момент прибытия эскадры в греческий Архипелаг в мае 1770 года и рассматривается отношение местного греческого населения к русским морякам. Воспоминания Элфинстона сопоставляются с делопроизводственной документацией эскадры, хранящейся в Российском государственном архиве Военно-Морского Флота. Выбор сюжета обусловлен важным, на взгляд автора, моментом – достижением эскадры географической цели своего похода – Эгейского моря и вступлением в культурный и политический контакт с единоверным народом, который воспринимает Российскую Империю как союзника в борьбе за независимость Греции от турецкого владычества. Начало взаимодействия российских моряков с греческим населением во многом обуславливает их отношения и в дальнейшем, а также формирует важную социальную среду, в которой принимаются военные решения. Воспоминания Элфинстона важны тем, что их автор иностранец, поэтому мы можем получить, с одной стороны, свидетельство участника военного похода, а с другой – взгляд со стороны. Актуальность подобной постановки вопроса является несомненной, т. к. история Архипелагских экспедиций в историографии традиционно рассматривается как анализ военных действий. Между тем, из вида историков зачастую выпадают важные вопросы изучения культурных соприкосновений народов в условиях войны, международные отношения руководителей похода с местной элитой и народная дипломатия между широкими слоями участников событий. В процессе исследования, автор статьи приходит к выводам, что воспоминания Элфинстона не являются изложением истории Архипелагской экспедиции, а представляют собой запись происходивших лично с автором фактов. Заметки носят конспективный характер и не отражают полную летопись событий, связанных с эскадрой. Несмотря на это, они основаны на делопроизводственной документации и носят достаточно точный характер. Греческий вопрос в них освещен поверхностно, но указанных Элфинстоном свидетельств достаточно, чтобы сделать выводы о важности русско-греческих отношений в Первую Архипелагскую экспедицию.
Воробьев С.В., Суязова А.Г.
ЭВОЛЮЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ С ГОСУДАРСТВАМИ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ И КАРИБСКОГО БАССЕЙНА В ПОСТБИПОЛЯРНЫЙ ПЕРИОД
В статье представлено исследование эволюции взаимоотношений Российской Федерации со странами Латинской Америки в период с 1991 года по настоящее время, выделены этапы указанного взаимодействия в постсоветскую эпоху. Отмечено, что наиболее благоприятный период сотрудничества Москвы и латиноамериканских столиц приходился на первые полтора десятилетия XXI века. Однако современный этап, несмотря на наличие большого количества рисков и трудно решаемых в современной международной обстановке задач, связан с наиболее масштабными и благоприятными перспективами. В условиях трансформации международных отношений и формирования новых мировых центров Россия и страны Латинской Америки могут сыграть ключевую роль в решении ряда первостепенных задач глобального развития. При этом важно не забывать, что большое количество проблем, стоящих перед сторонами в предыдущий период, к настоящему моменту в силу различных причин так и не удалось решить.
РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКСНОЕ ПОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
Ткачева И.А., ЯковлеваЛ.В., Баженова Е.И.
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕКЛАМНОГО ДИСКУРСА В ОБУЧЕНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЛЕКСИКЕ
Целью исследования является обоснование возможности применения рекламного дискурса в процессе развития лексической компетенции у студентов неязыковых направлений вузов на занятиях по иностранному языку. Успешность данного процесса тесно связана с вовлечением обучающихся в языковую деятельность путем активизации их познавательной активности. Авторами разработаны и апробированы на практике упражнения, способствующие решению проблем качественного обучения лексике с использованием материала современных рекламных сообщений. Результаты исследования позволили авторам определить направление дальнейшего научного и прикладного поиска, которое ориентировано на изучение феномена рекламного дискурса и использование его образовательного потенциала в обучении иноязычной лексике.
Баркова Э.В.
ФИЛОСОФИЯ ЭКОРЕГИОНАЛИЗМА КАК ПОТЕНЦИАЛ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ: ЭКОФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ
Обоснована востребованность экофилософского исследования и продвижения в интеллектуальном пространстве России философии экорегионализма, ориентированной на безопасное развитие социума. В логике философии экорегионализма открывается диалектика дистанцированности и связей регионов как условия сохранения богатства природно-культурного Экомира, основа перспективной модели целостности России, Русского Мира и многополярной цивилизации XXI века. Экофилософская установка на отбор исторически подтвердивших свою конструктивность внутри- и межрегиональных связей, которые формировались в ходе реальной истории, а не искусственно проектировались-сочинялись для решения прагматических задач субъектов управления, показана как основа жизнесохранения Экомира. Анализ субъектных качеств экорегиона – условия развития человека-носителя уникального, регионально-особенного и всеобще-человеческого самосознания – открывает интеллектуальный потенциал философии экорегионализма как мягкой силы в современной информационно-когнитивной войне.
Безменова Е.К.
РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СОВМЕСТИМОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
В статье рассматриваются базовые определение понятия психологической совместимости; анализируются в историческом аспекте основные научные работы, изучающие эту тему в рамках отечественной и зарубежной психологической науки, освещается различие подходов в исследовании межличностной совместимости. В современной психологической науке накоплен существенный материал теоретического и практического плана, позволяющий глубже рассмотреть проблемы совместимости: сформирована система взаимосвязанных понятий описания психологической совместимости, созданы и апробированы методы диагностики данного феномена, выявлены принципы его взаимосвязи с эффективностью совместной деятельности и отношений в малых группах и диадах разных типов. Основной задачей статьи является изучение теоретических и эмпирических исследования понятия «психологическая совместимость» с последующим проведением теоретического обзора ведущих исследований понятия «психологическая совместимость» в отечественной и зарубежной психологической науке. Объектом исследования данной статьи является психологическая совместимость. Ее предметом – развитие понятия психологической совместимости в отечественной и зарубежной психологической науке. Цель данного теоретического изложения – выявление основных подходов и факторов понятия «психологическая совместимость», освещенных в базовых исследованиях отечественных и зарубежных специалистов.
Суботялова А.М., Суботялов М.А.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЗДОРОВЬЕ В ДРЕВНЕМ МИРЕ
В истории науки важен вопрос становления и развития понятийного и терминологического аппарата. Понятие «здоровье» является одним из фундаментальных, так как оно задействовано в любой медицинской области. Данное понятие наполнялось разным содержанием в зависимости от эпохи, определенной культуры и медицинской школы, в рамках которой оно использовался. Целью настоящего обзора является анализ формирования понятия «здоровье» в Древнем мире. При подготовке текста данной публикации использовались статьи в изданиях, включенных в РИНЦ, PubMed. Глубина поиска публикаций составила 15 лет, также в обзор был включен ряд более ранних работ, соответствующих теме исследования. Представлены результаты о процессе формирования представлений о здоровье в Древнем мире. В обзоре представлен вклад врачей разных регионов в развитие концепта «здоровье». Проанализировано научное наследие специалистов (философов, врачей) Древнего Востока (Древняя Индия, Древний Китай), Античного средиземноморья (Древняя Греция, Древний Рим), Междуречья (Древняя Месопотамия), Древнего Египта. История становления и развития концепта «здоровье» может рассматриваться при изучении специальных вопросов в рамках вузовского курса «История медицины». В результате анализа выявлены общие идеи, объединяющие описание понятия «здоровье» в разных регионах Древнего мира.
Григорьев С.М.
ИНДИКАТОРЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ
Ключевая роль, которую урбанизация играет в траекториях глобального развития, четко признана Повесткой дня Организации Объединенных Наций на период до 2030 года, в которой среди ее 17 целей в области устойчивого развития прямо говорится о том, что города и населенные пункты должны быть более инклюзивными, безопасными, жизнестойкими и устойчивыми (ЦУР 11). В то время как задачи ЦУР 11 сопровождаются одним или несколькими показателями для мониторинга их достижения, в некоторых случаях этот процесс не является простым. В частности, когда речь идет о Задаче 11.а. «Поддерживать позитивные экономические, социальные и экологические связи между городскими, пригородными и сельскими районами путем усиления планирования национального и регионального развития», выявленный показатель, по-видимому, не способен отразить всю сложность национального и регионального управления, политики и планирования. Чтобы внести свой вклад в решение этой проблемы, в статье концептуально обсуждаются содержание и решения задачи 11.a ЦУР 11. На этой основе разработан многомерный набор индикаторов для оценки качества пространственного управления и планирования, которые разделяет их на три основные категории: 1) процедурные показатели, 2) инструментальные показатели и 3) финансовые показатели. Результатом этой работы является набор инструментов, который может помочь лицам, принимающим решения, и политикам в оценке качества усилий, которые они прилагают для повышения устойчивости своих городов и территорий, а также в анализе того, какие меры и инициативы могли бы способствовать этому.
Кандыбович С.Л., Анцупов А.Я.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
В работе представлен теоретико-методологический анализ категории «становление» применительно к психологии профессиональной деятельности. Становления профессионализма, как процесс, включает этапы формирования намерений, профессионального обучения, профессиональной адаптации, стабильного функционирования, стадии профессионального творчества. Выделены две группы условий становления профессионализма: внешние и внутренние. Целостной единицей анализа внешних условий может выступать профессиональная ситуация. В работе представлена классификация ситуаций их содержательная интерпретация.
Костикова Л.П., Ольков А.С., Федотова О.С.
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В ПОДГОТОВКЕ НАУЧНЫХ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
В статье рассматривается актуальная проблема совершенствования подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, анализируются возможности организации междисциплинарного характера обучения в аспирантуре (адъюнктуре). Цельисследования заключалась в теоретическом обосновании, практической реализации обучения иностранному языку на принципах междисциплинарной интеграции и выявлении мнения адъюнктов об этом процессе. Были использованы теоретические методы анализа, обобщения и систематизации положений официальных документов и научно-педагогической литературы по вопросам подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре (адъюнктуре) и эмпирические методы анализа собственного педагогического опыта авторов, опроса, педагогического наблюдения. Гипотеза заключалась в предположении о том, что междисциплинарная интеграция при подготовке научных и научно-педагогических кадров может способствовать повышению интереса обучающихся к научно-исследовательской деятельности. Новизна исследования заключается в использовании полипарадигмального подхода для анализа междисциплинарной интеграции в подготовке кадров высшей квалификации. Теоретическая значимость проявилась в обогащении теории профессионального образования в части организации междисциплинарного характера аспирантской подготовки. Представленный опыт может применяться в подготовке научных и научно-педагогических кадров по различным научным специальностям в образовательных учреждениях высшего образования. Исследование показало, что большинство адъюнктов высоко оценивают преимущества междисциплинарного характера обучения иностранному языку и с большим интересом занимаются научно-исследовательской деятельностью. Важнейшими инструментами реализации междисциплинарного подхода являются технологии проблемного обучения, проектная деятельность, формирование надпрофессиональных навыков (soft skills), практическая направленность. В итоге такой подготовки знания, полученные в аспирантуре (адъюнктуре), характеризуются целостностью, системностью, научностью, что является свидетельством междисциплинарного характера подготовки научных и научно-педагогических кадров.
Яковлева Е.В., Макусева Т.Г., Макусев О.Н.
ИТОГИ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭЛЕКТРОННОГО КУРСА НА ОСНОВЕ ПРОГРАММИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
В данной статье авторы раскрывают историко-педагогические основы электронной педагогики, ее преимущества, недостатки и рассматривают возможности использования в современном учебном процессе вуза в виде электронного учебного курса как одной из ее составляющих. Анализ результатов проведенных исследований показал, что оптимальной основой электронного учебного курса по дисциплине является программированное обучение, являющееся одной из наиболее управляемых систем обучения. Правильно организованная обратная связь, в виде немедленного контроля усвоения каждой порции учебного материала и ее коррекции в случае ошибки, выступает главным условием такого управления.
Опытно-экспериментальная работа, проведенная в рамках исследования, позволяет утверждать, что такой курс способствует совершенствованию традиционного учебного процесса, включает в себя применение новых дидактических приемов, средств, активизирующих и ускоряющих восприятие, преобразование и использование информации (учебного материала), оставляя роль преподавателя ведущей. Для оценки электронного учебного курса предложена система критериев и показателей его эффективности.
Пан Бо, Ануфриева Н.И.
ЭЛЕКТРООРГАН В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ И КУЛЬТУРЕ КИТАЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Статья посвящена электронному органу как явлению современного культурно-образовательного пространства Китая. Освещается история появления этого инструмента в музыкально-образовательных учреждениях КНР; рассматриваются достижения и проблемы в становлении национальной школы композиторов и исполнителей-электроорганистов; раскрываются особенности организации специализированных музыкальных конкурсов. Особое место в статье уделено деятельности музыкально-педагогического сообщества по популяризации электрооргана в Китае и пропаганде обучения игре на нем, а также формированию в стране собственного производства электроорганов.
Тимощук И.Г., Данилова Т.Н.
МОТИВАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ПОМОЩИ В ХРИСТИАНСКОЙ ПАРАДИГМЕ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОТЕХНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ (ПО МАТЕРИАЛАМ ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ И АНАЛИЗА ТЕКСТОВ СВЯТОГО ПАИСИЯ СВЯТОГОРЦА)
В статье представлены результаты исследования особенностей методологических и психотехнических аспектов христианской психотерапии. Исследуются психологические аспекты содержания работ Святого Паисия Святогорца, теоретико-методологический анализ текстов стенограмм записей интервью позволяет утверждать, что его дискурс является авторским, оригинальным и помимо отражения духовного опыта, содержит значимые психологические аспекты, идентичные опыту деятельности психолога-консультанта. Далее представлен авторский алгоритм и особенности лингвосемантического анализа минимальных единиц текста. Обнаруженные в процедуре контент-анализа и реконструированные на основе лингвосемантических принципов анализа текста высказывания Святого Паисия в целом амплифицируют духовно-психологические аспекты профессионально-личностной мотивации христианского психолога-практика, а также имеют свою оригинальную специфику, расширяют, углубляют, проясняют специфические аспекты его мотивационно-потребностной сферы. В данной работе также реконструируются выявленные в контент-анализе слова и словосочетания, отражающие глубинную семантику мотивации помогающего субъекта (душепопечителя, психолога, и т.д.). В результате контент-аналитического анализа текстов собрания сочинений Святого Паисия, была раскрыта общая смысловая направленность его высказываний относительно мотивации помогающего субъекта семантически «пересекается» и конгруэнтна психологическим аспектам общей мотивации деятельности психолога-практика. Авторы описывают особенности личностно-профессиональной мотивации христианского психолога-практика и ее функции в процессе оказания психологической помощи в рамках христианской парадигмы.
Чэнь Тин, Ануфриева Н.И.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ НА ЩИПКОВЫХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ (ГУЧЖЕНЕ) СТУДЕНТОВ ВУЗОВ КИТАЯ
В статье рассматриваются основные педагогические проблемы, возникающие в процессе обучения в вузах Китая, ориентированного на овладение студентами игрой на народных щипковых инструментах (гучжене). Анализируются возможности и перспективы научно-методического обеспечения этого процесса; приводятся результаты исследований имеющегося творческого и педагогического потенциала совершенствования подготовки студентов вузов к игре на народных щипковых инструментах (гучжене); предлагаются определенные организационно-педагогические стратегии в решении задачи повышения педагогической эффективности деятельности преподавателей вузов.
Суботялов М.А.
РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИНСОМНИИ
В статье представлены предпосылки, становление и развитие представлений о бессоннице (инсомнии). Целью настоящего обзора является анализ основных представлений об инсомнии, начиная с эпохи Древнего мира и заканчивая исследованиями периода Новейшего времени. При подготовке текста данной публикации использовались статьи в изданиях, включенных в РИНЦ, PubMed. Глубина поиска публикаций составила 15 лет, также в обзор был включен ряд более ранних работ, соответствующих теме исследования. Представлены результаты о процессе становления и развития представлений об инсомнии. Так, уже в древнюю эпоху врачеватели задаются вопросами о причинах, процессе развития бессонницы. В Средние века продолжается накопление эмпирических знаний в данной области. Расширяется и углубляется понимание методов и средств терапии инсомнии. В Новое время представление об инсомнии получает более полное описание. Стали изучаться факторы риска и механизмы развития данного заболевания. Проанализированы достижения российских врачей (Тарханов И.Р., Манасеина М.М., Анохин П.К., Вейн А.М.), представлены их научные приоритеты в развитии данного научного направления. В наши дни исследования в этой области продолжаются.
Михайлов С.Н.
СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА СЕМАНТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СТУДЕНТАМИ-ВИОЛОНЧЕЛИСТАМИ
Художественный язык произведений искусства обладает определенным смысловым значением, которое познается в процессе семантического анализа – метода, разработанного семантикой как разделом лингвистики. Навык семантического анализа представляется одним из профессионально-значимых для музыканта-исполнителя, который в процессе обучения осваивает круг значений элементов музыкального языка и музыкальной речи как образно-выразительных знаков и носителей художественного смысла. Данный навык формируется посредством как теоретических, так и практических методов, однако последние обладают большей эффективностью благодаря активизации и проблематизации процесса познания смысла изучаемого произведения. При этом очевиден недостаток теоретической разработки и методической поддержки практической работы исполнителей над познанием семантики произведений в ходе освоения репертуара. Поэтому целью статьи стала разработка практической модели работы над конкретным сочинением (струнным квартетом Б. Бартока), которая способна помочь в решения проблемы формирования навыка семантического анализа у студентов-виолончелистов.
РАЗДЕЛ III. ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТА ТРУДА И ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ
Виногорова В.Н., Николаева Е.И., Буйнов Л.Г., Волкова И.П.
ВОЗМОЖНОСТИ ОЦЕНКИ КРЕАТИВНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ)
В статье представлен обзор методик, направленных на оценку креативности детей дошкольного возраста. Сначала говорится о том, что в отличие от европейских стран в России используется два близких, но не одинаковых термина: творчество и креативность. Далее обсуждается причина сложности применения понятия «креативность» в отношении дошкольников. Творчество взрослых оценивается по результату, которого достигает конкретный человек, которого ранее никто не достигал. У детей часто креативность связывается с тем, что ребенок осваивает в мире впервые сам, хотя ранее этот результат достигался другими. Большинство методик, применяемых в отношении детей сейчас основаны на концепции дивергентности Дж. Гилфорда. Три методики, наиболее часто применяемые в России (Дж. Гилфорда, Э. Торренса, Ф Уильямаса), адаптированы одним исследователем (Е.Е. Туник). Обсуждается, насколько представления исследователя, адаптирующего методику, могут повлиять на получаемые результаты. Предложена таблица, в которой обсуждаются возможности тестов, направленных на оценку креативности у детей. Описываются методики, которые можно предложить детям уже до двух лет, которые не зависят от возможности ребенка говорить и освоения ими двигательной активности. Это тест «Необычная коробка» (Unusual Box test, UBT) и тест «Мяч и банка» (The Ball and Jar Task).
Киреева О.В.
САМООРГАНИЗАЦИЯ И ГИБКОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖЕНЩИН-САМОЗАНЯТЫХ
Способность к самоорганизации, гибкость и готовность к самоизменению являются значимым личностным ресурсом в условиях нестабильности занятости и дохода. В статье представлены результаты исследования самоорганизации деятельности женщин, самозанятых и работающих по найму, а также связь данного показателя с гибкостью в профессиональной сфере и готовностью к самоизменениям. В выборку входили 94 женщины. Личностные особенности измеряли с помощью методик: «Опросник самоорганизации деятельности» (Е.Ю. Мандрикова), «Потенциал самоизменений» (В.Р. Манукян, И.Р. Муртазина, Н.В. Гришина), шкала «Гибкость личности в трудовой сфере» (А.Н. Демин, О.В. Киреева). Для обработки данных использовались: расчёт средних значений, определение различий с помощью U-критерия Манна-Уитни, корреляционный анализ с помощью критерия корреляции Пирсона. Выявлены различия между женщинами, работающими на себя и по найму. Женщины-самозанятые более ориентированы на настоящее и более гибкие, осознают возможность изменений и готовы меняться. Женщины, работающие по найму более ригидные, не склонны к изменению своих убеждений и поведения. Полученные результаты можно использовать в психологическим консультировании и тренингах для самозанятых и фрилансеров.
Кобзев Е.А., Сидячева Н.В., Сафронова О.М.
ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЙ ТАБАКОКУРИЛЬЩИКОВ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА В СЕМЬЕ
Статья посвящена изучению социально-психологических особенностей табакокурильщиков в юношеском возрасте. Целью исследования является изучение причин табакокурения и факторов, которые объединяют систему социально-психологических особенностей табакокурильщиков в студенческом возрасте. Социализация современной молодежи детерминирована рядом причин: ее нарушениями, особенностями содержания социализации, социально-психологическими особенности юношей и девушек аддиктов. В статье выделены факторы семейных и внесемейных отношений, оказывающих воздействие на зависимость от курения. Предложена модель системного рассмотрения детерминации табачной зависимости в юношеском возрасте у студентов. Основное значение отводится семейному фактору, взаимоотношениям детей и родителей в семьях, определяющему социально-психологическую адаптацию, социализацию и пристрастие к табакокурению в юности. Применение авторской методики на выявление семейных факторов показало, что на социально-психологическую адаптацию и прохождение социализации оказывают наиболее значимое воздействие особенности вербального и невербального общения мам со своими детьми в раннем возрасте. Фрагментарный телесный контакт, бедная вербальная стимульная среда в раннем возрасте отрицательно сказывается на социально-психологических отношениях будущих аддиктов. Табачная зависимость подкрепляется внесемейными отношениями – общностью аддиктов-табакокурильщиков, когда они выбирают для общения друг с другом людей со схожими ценностями и установками. Укрепление общности табакокурильщиков в социальных отношениях осуществляется на фоне установочного неприятия ценностей представителей некурящей выборки. Результаты исследования могут быть использованы психологами по профилактике табакокурения в старшей школе и у студентов.
Кузьмина К.А.
МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В РАЗВИТИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА СТУДЕНТОВ
В статье уточнено понимание педагогической технологии на примере медиобразовательной технологии в условиях цифровизации и необходимости постоянного профессионального развития педагога. Дополнено представление о теоретических основах педагогической технологии, выявлен дидактический потенциал медиаобразовательной технологии с общеуправленческих позиций и применительно к сфере образования в условиях цифровизации общества и педагогической системы как его составляющей. Выявлены критериальные основы воспроизводимости педагогической технологии в условиях цифровизации образовательного пространства. На основе сравнительно-сопоставительного анализа, наблюдения и контент-анализа сделано теоретическое обоснование медиаобразовательной технологии при формировании основ педагогического мастерства студентов вуза по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Иностранный язык»; обозначена возможная практическая применимость сделанных выводов.
Серкина С.Р., Юдеева Т.В.
СТРУКТУРА РОЛЕВЫХ ДИСПОЗИЦИЙ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К СЕТЕВОМУ ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
В статье дана характеристика понятиям ролевые диспозиции и ролевое поведение, девиации и девиантное поведение. Литературный анализ источников позволил раскрыть детерминанты и этапы формирования ролевых диспозиций личности и рассмотреть специфику ролевых диспозиций в подростковом возрасте. Изучение различных подходов к рассмотрению девиантного поведение позволило выделить этапы и детерминанты формирования девиантного поведения, а также сопутствующие факторы, оказывающие влияние на его развитие. Анализ современных исследований позволил раскрыть специфику феномена сетевого девиантного поведения, выделить его наиболее распространенные формы.
Стрельников С.С., Вохминцев А.П., Ханжина С.В., Соломатова Н.А.
ПОТЕНЦИАЛ ПРИЕМОВ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ЦЕЛЯХ ПРОФИЛАКТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ
В статье анализируется потенциал приемов театрализации образовательного процесса в аспекте их воздействия на педагогов с целью предотвращения их эмоционального выгорания. Обоснование актуальности связано с важностью противодействия эмоциональному выгоранию учителей школ, которое понимается с точки зрения фактора, снижающего качество человеческого капитала наряду с существующим запросом на повышение качества такого капитала за счет профессионализации деятельности педагогов. Постулируется возможность создания образовательного продукта, способного удовлетворить эту потребность для организаций сферы культурных индустрий. Авторы последовательно решают три задачи. Решение первой задачи путем анализа публикаций в специализированных изданиях, позволило определить специфику труда педагогов, влекущую к их эмоциональному выгоранию. Затем были описаны характеристики образовательного продукта, направленного на его профилактику. Решение второй задачи за счет сочетания анализа публикаций в специализированных изданиях и обобщения собственного опыта привело к раскрытию роли приемов театральной педагогики в формировании мягких навыков детей. Описано содержание таких мягких навыков, а также влияние приемов театральной педагогики на их формирование у детей. Была обоснована возможность одновременного решения как задачи по формированию таких навыков, так и задачи профилактики эмоционального выгорания педагогов в условиях их совместной деятельности. Решение третьей задачи позволило, за счет включенного наблюдения, описать практику реализации образовательного продукта «Школа счастливых педагогов» в рамках деятельности театрального центра «РяДом» (г. Тюмень). Был сделан вывод о достижимости целей профилактики эмоционального выгорания и формирования совокупности мягких навыков детей средствами театральной педагогики.