РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
Бочарников И.В.
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ. РУССКИЙ БОГАТЫРЬ СИЛЫ И ДУХА
Аннотация
В статье рассматриваются основные исторические версии происхождения и жизнедеятельности Ильи Муромца – одного из главных героев древнерусского былинного эпоса, богатыря, воплотившего в себе народный идеал героя-воина, народного заступника. В этом качестве Илья Муромец вошел в русский былинный героический эпос и, соответственно, в отечественную историю – историю Древнерусского государства. При этом, несмотря на легендарность созданного в русских былинах образа, Илья Муромец является реальной исторической личностью, чье происхождение, жизнь и деятельность нашли подтверждение в различных исторических источниках, а также современных исследованиях. В Киево-Печерской лавре находятся мощи Ильи Муромца, причисленного Русской Православной церковью к лику святых еще в 1643 году. Вся жизнь Ильи была посвящена служению Руси, обеспечению ее безопасности и благополучия. Долгое время, не будучи способным свободно передвигаться, он тем не менее прилагал все усилия для обретения им физической и духовной силы. После же своего исцеления вошел в дружину киевского князя и, в конечном итоге, возглавил одну из застав богатырей, защищавших границы Руси от многочисленных врагов. Многочисленные подвиги Ильи Муромца, описанные в былинах, всегда связаны исключительно с задачей служения народу, он изображен в русском эпосе, прежде всего, как «оберегатель» Родины. Илья Муромец борется с иноземными захватчиками, спасает родную землю от вражеских полчищ, побеждает чужеземных богатырей, приезжающих на Русь с враждебными намерениями. Ему также приписываются подвиги в борьбе с насильниками внутри страны, с разбойниками, от которых он очищает прямоезжие дороги, охраняя мирный труд и благосостояние народа. В отличие от большинства эпических героев, Илья Муромец наделён не только силой и храбростью, но и вполне определённым мировоззрением. Он отвергает общепринятое в Средневековье представление о том, что долг воина заключается, прежде всего, в верной службе своему господину и определяет смысл своей жизни служением простым людям, народу и стране – «свято-Русь земле». И именно этот сформировавшийся образ народного защитника, справедливого и бескорыстного воина – делает его самым популярным героем древнерусского эпоса. Несмотря на то, что исторических сведений об Илье Муромце чрезвычайно мало, тем не менее народная память хранит образ богатыря Русской Земли.
Липинский В.В., Никулин Ю.А.
ЗНАЧЕНИЕ ТЯЖЕЛОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ДОНБАССА В ВОЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Аннотация
В статье рассматриваются особенности функционирования и значение тяжелой промышленности Донбасса в военной экономике России в годы Первой мировой войны. Проведен анализ основных проблем российской экономики предвоенного и военного периода. Показан промышленный потенциал базовых отраслей индустрии Донбасса в рассматриваемый период. На примере «триады» «уголь-кокс-металл» анализируется состояние ключевых для военной экономики отраслей тяжелой промышленности, даны краткие сведения по производительности угольной, коксохимической и металлургической промышленности Донбасса в годы Первой мировой войны. В ходе исследования и анализа показателей было отмечено, что Донецкий бассейн, несмотря на свою потенциальную промышленную мощь и лидирующие позиции по всем вышеуказанным отраслям, в условиях перехода на снабжение других ключевых промышленных регионов сталкивался с системными проблемами отечественной экономики, которые полностью нивелировали его локальные сильные стороны – ресурсную и логистическую. Рост показателей угледобывающей промышленности, образовавшийся в результате потери нескольких значимых источников угля, упирался в пропускную способность железнодорожной сети и подвижного состава. Потенциальное развитие коксохимической промышленности столкнулось с «обратной стороной» иностранного капитала, когда ввиду протекции Германией своих экономических интересов, необходимый для производства тротила бензол не улавливался при коксовальных печах из-за особенностей контрактов с немецкими фирмами-изготовителями. Развитие металлургии, ввиду внутренних капиталистических противоречий, сдерживалось искусственным поднятием цен на продукцию монополистами.
Корнеева А.Д.
КЛАССИФИКАЦИЯ ЛАТИНСКИХ ЗАИМСТВОВАНИЙ И ЦИТАТ В ТЕКСТЕ «ОБЫЧАЕВ ТОРТОСЫ»: КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ И КАЧЕСТВЕННЫЙ АСПЕКТЫ
Аннотация
Статья посвящена проблеме особенностей записи обычного права средневековыми легистами на материале двух редакций «Обычаев Тортосы». Обе редакции этого свода обычного права были созданы за весьма короткий временной промежуток в 1270-х гг., что даёт возможность проследить процесс редактуры обычаев и включить их в контекст проблемы записи существовавшего в устной форме обычного права. Другим аспектом проблемы является то, что запись обычаев происходила в период активной рецепции римского права в среде учёных-правоведов на Пиренейском полуострове: в статье предполагается ответить на вопрос, каким образом те или иные установления из открывшихся для средневековых юристов римских источников могли попасть в «Обычаи Тортосы». Основное внимание в статье уделяется анализу латинских заимствований и цитат в тексте, составленном преимущественно на старокаталанском языке. Автор предлагает систему классификации данных заимствований и цитат, анализирует контексты их использования. Систематизация сведений о круге чтения и источниках цитат в «Обычаях Тортосы» во многом позволяет подойти к обсуждению обширной темы средневековой правовой культуры, для которой на определенном этапе развития было характерно стремление письменно зафиксировать устное право. Притом правовая культура, включавшая в себя как устные, так и письменные формы права, вырабатывала определенные принципы «перевода» обычая в письменный текст.
РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКСНОЕ ПОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
Аржанова К.А., Долгополов Д.В., Старостин В.С.
МЕХАНИЗМ АДАПТАЦИИ ИНСТРУМЕНТОВ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА К СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Основной целью статьи является выявление принципов внедрения инструментов искусственного интеллекта в высшем образовании с учетом интересов профессорско-преподавательского состава и студентов. Несмотря на широкий спектр работ в данной области необходимо отметить, что большинство из них касается либо рассмотрения отдельных аспектов внедрения технологий ИИ, либо посвящены общетеоретическому подходу к технологической трансформации образования, что не является целью данной работы. Наше исследование во многом посвящено выделению отдельных алгоритмов и механизмов перехода и внедрения технологий ИИ в образовательную среду с учетом имеющегося российского и зарубежного опыта. Базовым методом для анализа выявленной проблемы является синтез алгоритма внедрения технологий искусственного интеллекта в образовательную среду с учетом поддержания конкурентоспособности университетов. В качестве основного ориентира для анализа был использован рекомендательный документ «Пекинский консенсус», основывающийся на принципах устойчивого развития ООН. Среди использованных общенаучных методов были использованы: анализ, синтез, обобщение, проблематизация, также авторами было проведено исследование с применением метода кейс-стади. Результатом исследования выступает поэтапный алгоритм внедрения технологий искусственного интеллекта в образовательную среду с учетом требований современных технологий.
Боденова О.В.
МЕТОДИКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА И ПРАКТИКА:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ВОПРОСА
Аннотация
Встатье представлен научно-теоретический обзор исследований в области методической науки. Целью исследования является обобщение научных знаний о методике как общей и частной дидактике с целью уточнения содержания понятий, функций методики и ее структурной организации Ведущими методами получения данных явились анализ, сравнение и обобщение данных опубликованных источников, материалами – монографии, рукописи диссертаций, научные статьи из периодической печати. В статье представлены краткая историческая справка о развитии методики, факторы и критерии развития методического знания, варианты взаимодействия дидактики и частных методик, методики и педагогической практики в процессе их развития. Установлено, что методика понимается как теоретизированное научное знание и духовно-практическое, не имеющее отношения к науке, как теоретическая или практическая деятельность или нормативное руководство. Определены подходы к определению методики как научной отрасли педагогики, научной дисциплине и научно обоснованной теоретической и практической деятельности. Показано, что в зависимости от понимания содержания понятия методика выполняет определенные функции и имеет определенную структуру. Полученные результаты обобщают имеющиеся в науке данные о методике, могут быть использованы как в прикладных, так и в историко-педагогических исследованиях.
Виноградов А.С.
ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ (по данным опроса экспертов)
Аннотация
Социально-психологические характеристики конкурентоспособности предприятия определены на основании существующих социально-психологических исследований. Подготовка вопросов, позволяющих выявить социально-психологические характеристики конкурентоспособности, условно поуровнево разделились на три компонента. Первый – макросоциальный уровень, второй – мезосоциальный уровень и третий – микросоциальный уровень. Подтверждение связи социально-психологических характеристик и конкурентоспособности предприятий выявлено на основе опроса экспертов – как теоретиков (социальных психологов – учёных), так и практиков – руководителей современных высокотехнологичных предприятий. Мнения специалистов-практиков и учёных – социальных психологов по вопросам макросоциального уровня были единодушны – это прослеживалось в социальных представлениях экспертов о зависимости конкурентоспособности предприятий от социально-политического развития, от социальных условий, от экономических условий в стране. Во главу угла конкурентоспособности на макроуровне все эксперты поставили развитие человеческого капитала, который запускает механизм развития научно-технического комплекса на государственном уровне. По поводу влияния общественного мнения и мнения общества на конкурентоспособность высокотехнологичных предприятий мнения разделились и было отмечено практиками-экспертами, что рациональнее было бы не рекламировать деятельность высокотехнологичных предприятий. Главными результатами мезосоциального уровня в данных опроса явились: расхождение в ответах на вопрос о влиянии на конкурентоспособность внешнего имиджа (в анкетах опросника был дан положительный ответ), а при устном интервью эксперты сошлись во мнении, что в этом нет необходимости для высокотехнологичных предприятий. Все остальные вопросы по социально-психологическим характеристикам мезоуровня о формировании внутреннего имиджа, построении организационной системы (опора на кадровую политику в повышении профессионализма и компетентности кадров, в том числе и руководящих), построении информационной политики, организационной культуры (этика, нормативное поведение, общие ценности), формирование благоприятного социально-психологического климата (групповой сплочённости, вовлечённости в ведущую деятельность и т.д.) объединили экспертов в оценке и необходимости построения социально-психологических условий мезоуровня. Влияние микросоциальных условий на конкурентоспособность высокотехнологичных предприятий эксперты не подтвердили, кроме доминанты материального вознаграждения.
Войтикова М.А.
МОТИВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПРИ УПРАВЛЕНИИ НАУЧНОЙ (ТВОРЧЕСКОЙ) ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Аннотация
В настоящее время многие ученые заняты исследованием как личности руководителя организации, так и особенностями взаимодействия руководителя с работниками организации. В этой связи были проведены исследования, касающиеся изучения мотивационной сферы работников научной (творческой) организации. В статье показаны результаты исследования мотивационной сферы работников научной (творческой) организации. В исследовании приняли участие научные сотрудники научных организаций. Были использованы количественно-качественные, количественно-относительные характеристики в качестве критериев, определяющих отношение научных сотрудников к ряду проблем в организации. В ходе исследования были выявлены главные ресурсы, по мнению научных сотрудников, необходимые для эффективного управления научной (творческой) организацией. Определены особенности научных работников, которые должны быть учтены при организации работы научной организацией.
Гринева М.В.
СПЕЦИФИКА ОБЪЯСНЯЮЩЕЙ СТРАТЕГИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ЯЗЫКА ПРОФЕССИИ В ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ ЭКОНОМИСТОВ-МЕЖДУНАРОДНИКОВ). ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АСПЕКТ
Аннотация
В статье исследуется специфика объясняющей стратегии преподавателя языка профессии в вузе на примере преподавания английского языка для профессиональных целей будущим экономистам-международникам в МГИМО МИД России. Анализируются практические аспекты данной стратегии как комплекса педагогических действий по передаче знаний, направленных на сближение учебного профессионального иноязычного дискурса с реальной профессиональной коммуникацией на иностранном языке. На основе педагогического наблюдения делается вывод о том, что объясняющая стратегия преподавателя языка специальности носит междисциплинарный характер и включает в себя элементы других педагогических стратегий. При этом преподаватель отчасти делегирует свою объясняющую функцию самим студентам как носителям экономических знаний. Заключается, что трансформация объясняющей стратегии преподавателя языка профессии снижает статусность учебного дискурса, ориентирует его на интересы и потребности студентов, создавая таким образом благоприятные условия для формирования и совершенствования профессионально релевантных языковых и предметных компетенций будущих экономистов-международников. Предлагается адаптировать сделанные выводы к преподаванию иностранного языка специальности в вузе по другим направлениям подготовки.
Корощенко Г.А., Суботялова А.М., Суботялов М.А.
РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФИЗИОЛОГИИ ВОЗБУДИМЫХ ТКАНЕЙ
Аннотация
Статья посвящена истории развития физиологии возбудимых тканей начиная с эпохи Древнего мира до настоящего времени. При подготовке текста данной публикации использовались статьи в изданиях, включенных в РИНЦ и PubMed. Глубина поиска публикаций составила 20 лет, также в обзор был включен ряд более ранних работ, соответствующих теме исследования. Были обобщены результаты о развитии представлений о физиологии возбудимых тканей. Первые представления начали формироваться еще в эпоху античности. В период Нового времени эмпирические знания продолжали накапливаться в результате различных экспериментов. Изобретение электрометра позволило расширить поле исследований в данной области. Показан вклад отечественных физиологов (Сеченов И.М., Введенский Н.Е., Чаговец В.Ю., Самойлов А.Ф., Сафонов Ю.Д.). История развитии физиологии возбудимых тканей может рассматриваться при изучении специальных вопросов в рамках вузовских дисциплин «Нормальная физиология», «Психофизиология», «История медицины», «История биологии».
Кравченко О.С., Городовая О.И.
УЧАСТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОБРОВОЛЬЧЕСКИХ (ВОЛОНТЁРСКИХ) ОБЪЕДИНЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ)
Аннотация
В настоящей статье представлена характеристика добровольчества (волонтерства) как разновидности социально-полезной деятельности, приведены ее основные черты и признаки. Актуальность ее написания обусловлена необходимостью социогуманитарного осмысления современных тенденций развития высшего образования. В рамках данной работы приведена актуальная статистика социально-демографических групп, занимающихся добровольчеством, рассмотрены основные направления добровольчества, а также сфокусировано внимание на исследовании данного вида деятельности курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России на примере Санкт-Петербургского университета МВД России. Авторы указывают на необходимость дальнейшего развития волонтерских объединений, отмечают недостаточность правовой регламентации создания, функционирования и прекращения их деятельности.
Михайлов С.Н.
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ-ВИОЛОНЧЕЛИСТОВ В КОЛЛЕДЖЕ
Аннотация
В статье рассматривается педагогический потенциал личностно-ориентированных технологии в профессиональной подготовке виолончелистов в колледже. Особое внимание уделяется созданию музыкально-педагогической среды колледжа, в которой органично сочетаются межличностные взаимоотношения с решением задач учебно-воспитательной работы. Рассматривается содержание личностно-ориентированного подхода и соответствующие требования к обучению обучающихся-виолончелистов с учетом их индивидуальных особенностей.
Напсо М.Д.
ЗНАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ КАК ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
Аннотация
В статье исследуется роль знаний и компетенций в формировании человеческого капитала. Раскрывается содержание понятия «человеческий капитал», подчеркивается сложность данного феномена, неоднозначность его интерпретации, необходимость его рассмотрения с учетом реалий социально-экономической жизни. Исследуется природа составляющих человеческого капитала, в частности образовательного капитала, подчеркивается востребованность научного знания и информации тенденциями современного постиндустриального мира, во многом опирающегося на цифровые технологии. Анализируется индивидуальный и национальный капитал, выявляется их роль в становлении и развитии креативной экономики. Человеческий капитал предстает как совокупность навыков и компетенций, обеспечивающих эффективное функционирование общества, процессы социализации и адаптации индивида к условиям конкретной социально-экономической, культурной и образовательной среды. Прослеживается обусловленность человеческого капитала качеством образования, подчеркивается необходимость трансформации системы образования, приведения образовательных программ в соответствие с требованиями рынка труда и потребностями индивида, групп индивидов и общества в целом. Человеческий капитал рассматривается как важнейший производительный фактор современной экономики, развитие которого обеспечивается единством теоретических знаний и практических умений, а также высоким уровнем профессиональных компетенций. Отмечается, что инвестиции в образование являются одновременно инвестициями в человеческий капитал, именно они обеспечивают преимущества в конкурентной борьбе.
Бродовская Е.В., Склярова Н.Ю., Огнев А.С., Кузнецова С.В., Мельников С.В., Лукушин В.А.
КРИТИКА КОНЦЕПЦИИ ФУТУРОШОКА В КОНТЕКСТЕ СУВЕРЕНИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Аннотация
В статье представлен критический анализ базовых трудов и футурологических концепций, предложенных известным американским философом Элвином Тоффлером во второй половине XX столетия. Авторы рассматривают основные положения работы «Шок будущего» и ряда других публикаций с позиции их использования в качестве геополитического инструмента, включающего практическое использование в период «демократических транзитов», связанных с десуверенизацией государств, ценностным и мировоззренческим деконструированием, формированием западноцентричных социальных систем. На основе интерпретации ряда исторических фактов, теоретических материалов и содержательных компонентов трудов Тоффлера, авторы обнаруживают в них средство гуманитарной и интеллектуальной интервенции, профессионального механизма «мягкой силы», особенно ярко проявляемых в системе национального образования и воспитания. По результатам анализа, авторы приходят к выводу о значительных рисках подобного внешнего воздействия для отечественного образовательного пространства, необходимости противопоставления ему путем целенаправленного выстраивания национально-ориентированной и ценностно-обусловленной государственной политики в сфере образования и воспитания.
Пугачев И.Ю.
УНИФИКАЦИЯ ЭЛЕМЕНТОВ СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕДОСТУПНЫХ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ИНЖЕНЕРНОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
Аннотация
В статье, представленной по номенклатуре специальностей 5.8.4, 5.8.5 (педагогические науки) конкретизированы актуально-уязвимые элементы содержания общедоступных средств физической культуры, масштабно осуществляемых в инженерных образовательных платформах. Инженерные профессии в настоящее время наиболее востребованы. Подбор средств физической культуры, с одной стороны, не представляется чем-то сложным: обыкновенные упражнения, свойственные среднестатистическому человеку. С другой стороны, инженер несёт ответственность за результаты труда. Краткий анализ литературы. Основоположниками теории физической культуры (П. Ф. Лесгафтом, В. Н. Платоновым и др.) в ретроспективе создана база содержания моторики действий. Трансформацию упражнений учение нашло отражение в современных исследованиях. Однако лексическое их описание не совпадает однообразием трактовки. Цель: синтезировать содержание общедоступных средств физической культуры инженера, выявить слабые звенья недостаточной их реализации, разработать систему взглядов, проверить ее в педагогическом эксперименте. Гипотеза исследования заключалась в предположении о том, что более унифицированное лексическое описание содержания смысла контента реализуемого движения и организационной формы будет способствовать эффективному освоению моторной модели формирования навыка инженера. Использовались методы логической обработки и «сжатия» информации, квалиметрии, биометрии, педагогический эксперимент. Педагогический эксперимент был организован и проведен на базе Военно-морского института радиоэлектроники имени А. С. Попова с задействованием 120 человек. Уточнена лексическая трактовка содержания 11 упражнений с оптимальной реализацией техники подготовительных и дополнительных заданий, особенностей правил судейства состязаний, соблюдения мер безопасности, которая составила инновацию экспериментальной программы. Результатами педагогического формирующего эксперимента установлено достоверное превосходство сдвигов изучаемых параметров по бегу на 100 м и 3 км, плаванию брассом и подтягиванию на перекладине. Унифицированная трактовка содержания двигательного упражнения и организационно-методических форм создает у обучающихся релевантную установку во второй сигнальной системе.
Соловьева А.В.
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ С МЕХАНИЗМАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ
Аннотация
В статье поднимается проблема проявления самоотношения личности молодых людей в усложняющейся системе общественных отношений. Представлен краткий анализ современного состояния исследуемого вопроса в психологической науке: рассмотрено содержание понятия самоотношение и подчеркнут вклад отдельных исследователей в развитие данного понятия, проанализированы возможности поддержания самоотношения посредством психологической защиты, а также представлены результаты эмпирического исследования проявления самооотношения у молодых людей. Цель исследования заключается в изучении характера взаимодействия самоотношения с механизмами психологической защиты. Психодиагностический инструментарий, используемый для достижения цели, включал в себя методику исследования самоотношения С.Р. Пантилеева (МИС) и тест-опросник «Индекс жизненного стиля» (Г. Келлерман, Р. Плучик, Х.Р. Конте). В выборку эмпирического исследования вошло 60 человек в возрасте от 20 до 25 лет. В ходе проведенного исследования были установлены особенности проявления самоотношения молодых людей и его взаимосвязи с механизмами психологической защиты. Были выявлены значимые положительные корреляционные связи между такими компонентами самоотношения, как самоуверенность, саморуководство, самоценность, внутренняя конфликтность, самообвинение и отдельными механизмами психологической защиты. Проведенное исследование открывает отчетливые перспективы для дальнейшего, более обширного и углубленного изучения особенностей проявления самоотношения.
РАЗДЕЛ III. ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТА ТРУДА И ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ
Белых Т.В.
ТИПЫ СУБЪЕКТНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Аннотация
В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление связей индивидуально-психологических особенностей личности, определяющих деструктивный или созидательный вектор субъектной самореализации личности в условиях инфокоммуникации. Целью исследования являлось выявление комплекса индивидуально-психологических свойств, характерных для личности с разной выраженностью зависимости от социальных сетей и определения на этой основе ее типа субъектности. Для проведения исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ; Опросник зависимости от социальных сетей» (ЗСС-15) В.П. Шейнова; короткая версия САС-16 опросника «Шкала зависимости от смартфона» В.П. Шейнова; Опросник «Восприятие Интернета» (Е.А. Щепилина); Фрайбургский личностный опросник (модифицированная форма «В») (А.А. Крылов и Т.И. Ронгинская); Методика диагностики уровня невротизации (Л.И. Вассерман); Методика диагностики стрессоустойчивости и социальной адаптации (Т. Холмс и Р. Раге); Тест исследования реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С. Бубнова). Были использованы процедуры математической статистики: описательная статистика; факторный анализ с использованием процедуры Varimax (по методу главных компонент). Все расчетные процедуры выполнены в статистическом пакете программы SPSS Statistics 26.0.
Выявлены комплексы индивидуально-психологических свойств у респондентов с разной выраженностью зависимости от социальных сетей, определяющие предпосылки к проявлению деструктивной и созидательной субъектности. Полученные факты могут быть использованы для разработки и осуществления психопрофилактической работы, направленной на развитие адекватной «Я-концепции» личности, проявляющей зависимость от социальных сетей, с целью обеспечения ее оптимальной самореализации в условиях цифрового взаимодействия.
Гончарова Н.А.
КОПИНГ ПОВЕДЕНИЕ ДЕЛИНКВЕНТНЫХ ПОДРОСТКОВ
Аннотация
В статье обсуждается проблема девиантного поведения в подростковом возрасте и особенности совладающих стратегий преодоления стресса делинквентными подростками. Рассмотрены теоретические положения и факты эмпирических исследований копинг поведения делинквентных подростков, отражающие значимость преодолевающего поведения в формировании девиаций, сохранении благополучия личности и психического здоровья, адаптации и эффективности преодоления трудных ситуаций. Приводятся результаты сравнительного исследования копинг-стратегий представителей младшего подросткового возраста 13-14 лет: делинквентных подростков (n=35) и социально нормативных подростков (n=37). Исследование осуществлялось с помощью методики «Диагностика копинг-поведения в стрессовых ситуациях» С. Норман, Д.Ф. Эндлер. Результаты исследования позволили выявить достоверные различия между группами, согласно которым делинквентные подростки, на уровне статистической значимости (р ≤ 0,05), в ситуации стресса и затрудненных жизненных обстоятельств чаще используют стратегии избегания, эмоционально-ориентированные стратегии, стратегии отвлечения. В решении проблем делинквентные подростки ориентированы на использование пассивных форм проблемно-ориентированного копинга, по сравнению с социально нормативными подростками, для которых характерны конструктивные решения возникающих проблем.
Грибоедова О.И.
ЗНАНИЯ О СЕБЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ПОДРОСТКОВ
Актуальностью исследования выступает нерешенный в современной науке спор о том, как связаны самопознание человека и его психологическое благополучие. Часть ученых провели убедительные исследования и нашли доказательства того, что точное самопознание мешает человеку ощущать себя психологически благополучным. Другая часть исследователей, напротив, приводят научные доводы того, что только человек, занимающийся самопознанием, может быть психологически благополучным. При этом все исследования проведены на взрослых людях, имеется дефицит изучения данного вопроса в подростковой среде. Цель исследования автора – изучить особенности самопознания подростков в разных группах, разделенных по уровню психологического благополучия (методика К. Риф). В статье представлена часть исследования, касающаяся изучения особенностей знаний о себе психологически благополучных и психологически неблагополучных подростков. Полученные результаты содержат описание отличительных особенностей знаний о себе подростков выделенных групп. Респонденты с высоким уровнем психологического благополучия имеют больше знаний о себе с преобладанием знаний о своих положительных качествах, обладают более высоким уровнем потребности в самопознании и ярко выраженным интересом к себе в сравнении с подростками с низким уровнем психологического благополучия. Полученный результат исследования автора полезен научному сообществу и системе образования для понимания и проектирования путей повышения психологического благополучия современных подростков.
Каширина А.А., Чхиквадзе Т.В.
ОСОБЕННОСТИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ РАННЕЙ И СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ
Аннотация
Основной целью исследования являлось изучение особенностей мышления и в частности критического мышления у студентов. В исследовании приняли участие 81студент, из них 40 мужчин и 41 женщин. Были проведены сравнения по полу, профилю обучения (физика и психология), возрасту (ранняя и средняя взрослость). Были применены методика «Диагностика индивидуального стиля мышления» А. Алексеева и Л. Громовой, методика «Определение типа мышления» в модификации Г.В. Резапкиной, тест-опросник критического мышления Ю.Ф. Гущина и Н.В. Смирновой, тест «Сложные аналогии» Э. А. Коробковой, тест «Включенные фигуры» К.Г. Готтшальдта, тест «Логическое мышление» С. Касьянова. Расчеты критерия Манна-Уитни показали, что различий по полу и по направлению обучения в исследуемых группах не наблюдаются. Выявлено, что наглядно-образное мышление у студентов средней взрослости выражено сильнее по сравнению со студентами ранней взрослости. Кроме того, существенно отличаются факторные структуры в исследуемых возрастных группах. В группе студентов ранней взрослости были выделены фактор реалистичности и логики, фактор ассоциативного мышления, фактор прагматического мышления и точного расчета, фактор логического и практического мышления, фактор творческого мышления, фактор аналитического мышления. В группе студентов средней взрослости были выделены фактор личной пристрастности, фактор стремления к идеалам, фактор синергии, фактор зависимости от образа, фактор предметно-действенного мышления, фактор реалистического мышления.
Козьяков Р.В.
ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Аннотация
В статье рассмотрены причины значимости изучения профессионального креативного мышления: массовая автоматизация всех сфер деятельности; противостояние навязыванию культуры потребителя. Представлены признаки построения классификаций профессионального креативного мышления: территориальный признак; приверженность определенной научной идее (научная школа); культурные традиции. Проанализирована краткая история развития представлений о профессиональном креативном мышлении. Рассмотрено деструктивное (аномальное) профессиональное креативное мышление и шизофреническоге креативное мышление. Проанализированы особенности продуктивного профессионального креативного мышления: изучение процесса профессионального креативного мышления, а не продуктов; индивидуальный подход; реконструкция процесса профессионального креативного мышления; изучение внутренних процессов профессионального креативного мышления, а не внешних проявлений; качественный, а не количественный анализ профессионального креативного мышления; структурно-динамический подход, при анализе профессионального креативного мышления. Представлены методологические основы организации профессионального креативного мышления. Рассмотрены принципы и методы изучения профессионального креативного мышления. Проанализированы основные механизмы профессионального креативного мышления: смысл; способ; уровень; субъектность; культурно-деятельностные основы; возраст; структура; рассогласованность проявлений; зависимость от биологических и социальных основ. Представлена авторская методика для изучения профессионального креативного мышления, охарактеризована технология организации исследования и анализа полученных результатов, при помощи данной методики. Представлены перспективы организации дальнейших исследований в сфере профессионального креативного мышления.
Ластовенко Д.В.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РЕШЕНИЯ ИНЖЕНЕРНЫХ ЗАДАЧ РАЗНОГО ТИПА СТУДЕНТАМИ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ
Аннотация
В статье представлены результаты исследования особенностей решения задач разного типа студентами инженерных специальностей ракетно-космической отрасли (далее РКО). Для исследования было выделено два типа задач (на расчеты и на конструкцию). Выборку исследования составили 120 студентов, обучающихся по направлению «Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов» в ФГБОУ ВО «Технологический университет». В результате было получено четыре группы студентов: успешно решающие задачи обоего типа, успешно решающие задачи одного типа (на расчеты или на конструкцию) и студенты неуспешно решающие задачи обоего типа. Между группами было зафиксировано отличие по шкалам «Спонтанная агрессивность», «Метакогнитивные знания» и «Программирование». Проведенный факторный анализ для каждой из выделенных групп, показал различия между студентами в содержании выделенных фактов. У студентов, успешно решающих задачи на расчеты, выделены факторы «Психическая устойчивость» и «Саморегуляция и возбудимость (аффективность)», а у студентов, решающих задачи на конструкцию – «Саморегуляция и устойчивость» и «Нейротизм-метакогнитивная активность». Статья основана на материалах диссертационного исследования психологических факторов решения профессиональных задач студентами инженерных специальностей ракетно-космической отрасли.
Медведева В.А., Капустина Т.В.
ДИНАМИКА МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ОБУЧЕНИЕ: ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Аннотация
В статье представлено трехэтапное исследование мотивационно-ценностной направленности на обучение по выбранной специальности у студентов специальности «Лечебное дело» ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России. Общую выборку исследования составили 85 человек. Первый этап, на котором проводилось сравнение двух независимых выборок (1 и 3 курс) показал, что у студентов 1 курса выше интерес к учебе, они в большей степени стремятся к развитию своих способностей и потенциала, чем третьекурсники. Также были выявлены статистически значимые различия по ценностным ориентациям. На основании этого был сделан вывод о наличии динамики мотивационно-ценностной направленности. Однако второй этап, на котором производилось исследование этих же студентов через два года (на 3 и 5 курсах), показал, что в академической мотивации внутри зависимых выборок не произошли изменения. А изменения ценностных ориентаций скорее отряжают возрастные изменения и личностные особенности групп. Третий этап исследования при сравнении показателей мотивационно-ценностной направленности на обучение у разных наборов 3 курса различий не выявил. Однако в целом полученные данные подтверждают наличие кризиса третьего курса обучения, поскольку в процессе обучения с 1 по 3 курс у студентов 2020 года набора снизился интерес к обучению выбранной специальности, ситуация обучения стала в большей степени восприниматься как вынужденная, такой динамики у 3 и 5 курса выявлено не было.
Поветьев П.В., Жуков А.М.
ВЗАИМОСВЯЗЬ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ С ПРОЯВЛЕНИЯМИ ТРЕВОЖНОСТИ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Аннотация
В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного взаимосвязи личностной тревожности военнослужащих с предпочитаемыми копинг-стратегиями. Личностная тревожность как свойство личности предопределяет выбор военнослужащими стратегий поведений в стрессовой ситуации. В исследовании использованы методики Э. Хейма и Дж. Амирхана для изучения копинг-стратегий, что позволило изучить копинг-стратегии как с позиции адаптивности/дезадаптивности, так и с позиции активности/пассивности.
Крючков В.В., Лопатин Е.А., Лаврентьева И.В., Рабазанов С.И., Рязанов О.Е.
КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА СОТРУДНИКОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ОЦЕНКАХ ДЕТЕЙ, СОСТОЯЩИХ НА УЧЕТЕ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ
Аннотация
При анализе научных публикаций авторы выявили, что повышению эффективности профессиональной деятельности сотрудников по делам несовершеннолетних (далее ПДН) способствует наличие таких коммуникативных качеств, как доброжелательность, готовность сочувствовать и сопереживать, способность устанавливать психологический контакт, спокойствие и сдержанность. Проведенное авторами эмпирическое исследование показало, что, в целом, несовершеннолетние, состоящие на профилактическом учете в ПДН за правонарушения, положительно оценивают коммуникативные качества сотрудников ПДН, и сотрудники вызывают у них, в основном, положительные эмоциональные реакции. Однако по оценкам несовершеннолетних, состоящих на учете в ПДН, определенная часть сотрудников ПДН не демонстрируют понимание, сочувствие и сопереживание, доверительность и доброжелательность. Делается вывод о наличии у ряда сотрудников ПДН проблем, касающихся дефицита эмпатии. Общение с ними ПДН вызывает страх и равнодушие. Сотрудникам ПДН дается рекомендация учиться устанавливать психологический контакт и доверительные отношения с несовершеннолетними, состоящими на профилактическом учете в ПДН, чаще демонстрировать интерес к проблемам и их понимание, сочувствовать и сопереживать, проявлять больше доброжелательности и открытости в общении. В целях завоевания авторитета у несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в ПДН, рекомендуется в общении проявлять качества, которые, как выявлено авторами, они больше всего ценят в людях: открытость и доброжелательность, честность и смелость, ум и хорошую физическую форму.
Гребенников Е.К., Гребенникова И.Н., Салимзянов Р.Р., Суботялов М.А.
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ КУРСАНТОВ ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КУРСА ОБУЧЕНИЯ
Аннотация
Статья посвящена изучению психофизиологических показателей курсантов института гражданской авиации. Приводятся данные исследования психофизиологических показателей у будущих гражданских пилотов в зависимости от курса обучения. Использовались данные окончательных отчетов об авиационных происшествиях в коммерческой авиации. Изучались следующие психофизиологические показатели: реакция выбора, помехоустойчивость и оценка внимания по таблицам Шульте (по методике А.Ю. Козыревой). В результате исследования выявлены значимые психофизиологические различия у курсантов по мере адаптации в процессе обучения в институте гражданской авиации. Сделан вывод о том, что к четвертому курсу (окончанию теоретического обучения и началу летной практики) курсанты допускают достоверно меньше ошибок при несущественном увеличении времени реагирования, что свидетельствует о более высоком качестве выполнения заданий по сравнению с курсантами младших курсов. Степень врабатываемости у курсантов всех курсов примерно одинакова, но психическая устойчивость увеличивается по мере профессиональной адаптации. Полученные данные могут быть использованы для рационального построения и коррекции учебного процесса при подготовке пилотов гражданской авиации, а также носят прогностический характер.
Таранда Г.Л.
РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩЕГО РУКОВОДИТЕЛЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА В ВУЗЕ
Аннотация
В статье рассматриваются основные педагогические возможности использования театральных технологий при подготовке будущих руководителей хореографических коллективов в образовательном пространстве вуза. Показано, что эффективное использование театральных технологий будущим руководителем хореографического коллектива возможно при условии формирования уже в вузе у него базовой педагогической установки на взаимодействие с участниками этого коллектива вместо более распространенной педагогической установки на воздействие со своими подопечными при эпизодической обратной связи. Продуктивный эффект театральности здесь возникает как результат периодической смены ролей руководителя хореографического коллектива и того или иного участника этого коллектива, когда последнему предоставляется возможность, как можно чаще, демонстрировать, пусть на начальном уровне уже полученные исполнительские навыки вместо практикуемого достаточно часто педагогами-хореографами авторитарного давления на танцоров в виде только дрессуры по овладению исполнительскими навыками, не оставляющей возможности проявлять танцорам свою сценическую индивидуальность.
В статье рассматривается необходимость, где это возможно, создавать ситуацию сотворчества руководителя с руководимым им хореографическим коллективом, что предполагает владение руководителем определенным уровнем артистизма, умением «подыграть» обучающимся танцорам в их инициативах творчески применять полученные исполнительские навыки. Это, конечно, не исключает задачи прямого обучения участников коллектива необходимой танцевальной технике, выразительным исполнительским приемам и т.д.
Шарафетдинова З.Г., Хазратова Ф.В.
ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРАВИЛАМ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА НА МАТЕРИАЛЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Аннотация
В современных условиях формирование у дошкольников культуры общения является элементом общей культуры. Поэтому воспитание доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях с окружающими людьми становится важной и необходимой задачей дошкольного образования. Одной из составляющих культуры общения является речевой этикет. Речевой этикет рассматривался в трудах А.А. Акишиной, Н.И. Формановской и других исследователей. В соответствии ФГОС ДО, формирование речевого этикета у детей дошкольного возраста достигается через реализацию воспитателями дошкольных образовательных организаций задач двух образовательных областей, таких как «Речевое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие», в которых отражены вопросы развития общения. В связи с этим одной из целей педагога дошкольного образования является поиск эффективных дидактических средств, помогающих в организации деятельности детей на занятиях по речевому этикету. В нашем исследовании проанализировано состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической науке, рассмотрена методика обучения речевому этикету в образовательном процессе дошкольной образовательной организации и изучены возможности художественной литературы в обучении младших дошкольников правилам речевого этикета. В исследовании нами использованы такие методы и приемы как, чтение, пересказ, рассказывание, разучивание стихотворений. В исследовании доказано, что использование художественной литературы в обучении младших дошкольников правилам речевого этикета, даёт положительные результаты.
Широкова И.В.
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ 7-12 ЛЕТ С РАЗЛИЧНЫМИ ЛАТЕРАЛЬНЫМИ ПРЕДПОЧТЕНИЯМИ
Способность выбирать адекватные и подавлять нежелательные реакции, в зависимости от внешних и внутренних факторов – это ключевые исполнительные функции, обеспечивающие гибкое и целенаправленное поведение. Развитие исполнительных функций тесно связано с созреванием префронтальной коры головного мозга. Это созревание длится медленно, хотя начинается достаточно рано. Стоит отметить, что формирование право-леворукости тоже обусловлено процессами созревания мозга. Однако до настоящего времени неясно, в какой степени индивидуальные различия таких характеристик, как латеральные предпочтения оказывают влияние на развитие исполнительных функций. Данное исследование было направлено на изучение исполнительных функций у детей с разными латеральными предпочтениями. В исследовании проверялась гипотеза о том, что такие параметры исполнительных функций как тормозный контроль и рабочая память связаны с характеристиками латеральной асимметрии. Выборка из 160 детей в возрасте от 7 до 12 лет была протестирована на показатели тормозного контроля и рабочей памяти. Оценка латеральных предпочтений основывалась на описании асимметрии в сенсорной и моторной сфере (профиль функциональной сенсомоторной асимметрии). Для оценки тормозного контроля использовали парадигму go/go and go/no-go. С этой целью была использована методика РеБОС, состоящая из 3-х серий: тренировочной, простой (go/go) и сложной (go/no-go) сенсомоторной реакций. Рабочая память изучалась с использованием заданий на запоминание – компьютерного теста, состоящего из 3-х повторяющихся серий. При анализе результатов были выявлены два механизма рабочей памяти: забывание как следствие воспроизведения и обучение как следствие воспроизведения. Подтверждающий факторный анализ показал, что скорость созревания мозговых процессов у детей с разными латеральными предпочтениями может различаться. Полученные данные свидетельствуют о том, что формирование исполнительных функций у детей изучаемого возраста частично зависит от латеральных предпочтений (профиля функциональной сенсомоторной асимметрии).