Мулдахметов З.М., Газалиев А.М.
О цифровизации образования в Казахстане
Аннотация. В статье дана информация о направлениях и приоритетах реализации и цифровизации всех уровней образования в Республике Казахстан.
Усмонов Б.Ш., Шукуриллаев У.Б.
Краткий обзор развития цифрового образования в Узбекистане
Аннотация. Цифровое образование – это техника или метод обучения, в котором используются технологии и цифровые устройства. Это новая и широкая техническая сфера, которая поможет любому студенту получать знания и получать информацию из любого уголка страны. Считается, что цифровое образование в Узбекистане – это будущее образования и обучения. Пандемия COVID-19 нарушила систему образования в Узбекистане. С момента первой блокировки в марте 2020 года все регионы республики отреагировали на ситуацию с COVID-19 быстро и инновационно. Использование цифровых медиа в образовании увеличилось. В этой статье мы узнаем о цифровом образовании, основных компонентах цифрового образования, важности цифрового образования, инициативах по цифровому образованию в Узбекистане, его преимуществах и недостатках, основных областях на будущее, будущем цифрового образования и препятствиях с цифровым образованием в Узбекистане.
Файзиев Р.А., Мирзакаримова М.М.к.
Мультимедийная платформа для системы внешкольного дистанционного образования
Аннотация. В настоящее время мультимедийное дистанционное образование является одной из наиболее перспективных форм современного образовательного процесса. Организовав дистанционное образование на основе современных технологий, люди имеют возможность учиться и совершенствовать свои навыки в удобное для них время, независимо от того, где они находятся. Особенно во внешкольной образовательной системе организация дистанционного образования с помощью мультимедийной платформы является важным фактором повышения качества и эффективности образования.
Карпенко О.М.
Реформирование учебных планов и календарных графиков в условиях цифровой трансформации образования
Аннотация. Одним из аспектов цифровой трансформации образования является реформирование учебных планов и календарных учебных графиков для расширения возможностей индивидуализации образовательной траектории каждого обучающегося. В статье представлено авторское видение построения учебных планов и календарных учебных графиков на модульной основе при непосредственном участии обучающихся. При этом структура учебных планов и календарных учебных графиков представляется в виде унифицированного линейного графика.
Письменский Г.И., Сафонова С.В.
Ведущие российские и зарубежные университеты в условиях цифровой трансформации образования
Аннотация. В статье анализируются изменения в системах высшего образования России, США и Великобритании, влияние цифровой трансформации на структуру университетов, переход от заочного к дистанционному обучению с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, к групповому – с онлайн-взаимодействием, классификация университетов, подходы к понятию «распределенный университет», массовое и элитное образование.
Цифровая трансформация оказывает существенное влияние на образовательные организации высшего образования, как в России, так и за рубежом. Действующее отечественное и зарубежное законодательство в сфере образования в основном обеспечивают цифровую трансформацию образовательных организаций. В системе высшего образования РФ основной задачей образовательных организаций в условиях цифровой трансформации является достижение ими цифровой зрелости. Сохранение кампусов в ведущих и элитных образовательных организациях, расположенных в исторических заданиях и местах с музеями и фундаментальными библиотеками, способствует сохранению и передаче культурных традиций общества и цивилизации обучающимся и тем самым их воспитанию.
Образованию в условиях цифровой трансформации, отводится особая в роль в подготовке высококвалифицированных специалистов для цифровой экономики.
Скафа Е.И., Кудрейко И.А.
Методическая деятельность преподавателя вуза по разработке инновационных форм обучения студентов
Аннотация. В современных условиях развития высшего образования существенно изменяются подходы к организации учебного процесса в целом и разработке преподавателем учебно-методических материалов, необходимых для проведения занятий, в частности. Это связано с запросами общества на подготовку новой генерации профессионалов в условиях цифровизации всех областей человеческой жизнедеятельности. Сегодня в высшей школе становится актуальным традиционные формы занятий строить на инновационных технологиях таких, как «перевернутый класс», смешанная, гибридная, дистанционная системы обучения. Насколько актуален и оправдан такой переход? В статье на примере деятельности вузов Донецкой Народной Республики (ДНР) описывается опыт методической работы преподавателей по разработке и внедрению инновационных лекционных занятий, которые способствуют повышению внутренней мотивации студентов, самостоятельности обучающихся в подготовке к участию в лекционных занятиях, а также в достаточной степени обеспечивают гибкость образовательного процесса.
Бурлакова И.И., Акбилек Е.А., Головяшкина М.А., Хорохорина Г.А., Глухова Е.В.
Организация образования в условиях цифровизации (на примере обучения иностранному языку)
Аннотация. В настоящее время создание цифровой образовательной среды имеет приоритетное значение. Выпускники очных отделений лингвистических вузов обладают высоким уровнем владения иностранным языком. Однако многие преподаватели констатируют снижение уровня коммуникативной компетенции обучающихся в процессе использования информационных технологий в условиях, например, дистанционного обучения. Еще недавно можно было создать один инструментарий и применять его годами в схожих условиях. Теперь поставлено под вопрос само существование схожих условий. В основе современных технологий лежат принципы неопределенности для гуманитарных систем – как явно обозначенные, так и имплицитно присутствующие. Технологии современного поколения принципиально отдают приоритет развитию деятельности, а не накоплению фактов, тем самым, подстегивая изменения в содержании образовании. На наш взгляд, информационные технологии в условиях дистанционной формы обучения содержат в себе огромный мотивационный потенциал, который имеет большое значение. Основными целями использования информационных технологий в дистанционной форме обучения студентов являются достижение метапредметных результатов образования. Концептуальными особенностями использования информационных технологий в дистанционной форме обучения студентов являются: адаптивность компьютерных программ к индивидуальным особенностям каждого студента; управляемость, т.к. возможна коррекция процесса обучения преподавателем на любом этапе обучения; создание психологически комфортной обстановки обучения; разнообразие типов взаимодействия студента с педагогом посредством компьютера (субъект – субъект, субъект – объект, объект – субъект). Подготовка студентов в настоящее время предполагает возможность актуализировать и активизировать творческий потенциал профессорско-преподавательского состава, включить его в инновационную деятельность, относящуюся к поиску средств и технологий профессиональной подготовки студентов. Компьютер как средство обучения является лишь одним из компонентов дидактической системы, способный изменить деятельность субъектов образовательного процесса, т.е. управлять учебной деятельностью студентов, добиваясь качественных преобразований.
Подчалимова Г.Н., Белова С.Н.
Построение и реализация индивидуального образовательного маршрута учителя в условиях цифровой трансформации дополнительного профессионального образования
Аннотация. В статье представлен анализ федеральных нормативных правовых документов, регламентирующих разработку индивидуального образовательного маршрута. Охарактеризована структура индивидуального образовательного маршрута. Особый акцент сделан на представлении этапов разработки индивидуального образовательного маршрута в условиях цифровой трансформации дополнительного профессионального образования.
Чернавин Ю.А.
Цифровая идентичность личности: сущность, особенности возникновения и проявления
Аннотация. Постоянное пребывание и активность человека в цифровом информационном пространстве предопределяет возникновение его цифровой идентичности. Анализ феномена, проделанный в статье, позволил определить место цифровой идентичности в совокупности типов идентичностей, выявить ее сущность, структуру, текучую природу, механизмы возникновения и особенности демонстрации в интернете. При опоре на уровни развития цифровой идентичности, содержащиеся в литературе и эмпирических исследованиях, указывается на средний уровень ее развития как доминирующий в среде студентов.
Колосова О.А., Комарова А.А., Андреева А.Л.
Digital-трансформация преподавателя в условиях современного образовательного процесса
Аннотация. Переход на «гибридные» модели преподавания, сочетающие в себе одновременное использование онлайн и офлайн образовательных сред, омниканальность, породили проблемное поле, в ядре которого можно выделить несколько ключевых вопросов, ответы на которые позволят снизить уровень напряженности транспонирования педагогических практик в цифровой формат коммуницирования.
Срочность в необходимости перехода объясняется, в первую очередь, адаптивными факторами – главной целевой аудиторией Высших учебных заведений становится поколение digitalnatives, мыслящее на языке цифры, свободно оперирующее цифровыми технологиями, предпочитающее взаимодействовать и социализироваться в цифровом мире.
В статье рассматривается вопрос зависимости формирования цифрового мышления от уровня цифровых компетенций, умений свободно оперировать в цифровой образовательной среде, использования в педагогической практике арсенала инновационных цифровых технологий.
В эмпирическом исследовании проводится анализ участия преподавателей в онлайн обучении, мотивов использования цифровых инновационных технологий обучения в своей практике, наличия цифровых компетенций, позволяющих осуществлять преподавательскую деятельность с применением инновационных digital-технологий с выявлением связи между значимыми технико-технологическими и интеллектуальными цифровыми компетенциями, определяется готовность научно-педагогических работников к участию в дидактических коммуникациях с использованием цифровых технологий.
Зауторова Э.В.
Особенности обучения взрослых студентов при использовании информационных технологий
Аннотация. Информационные технологии формируют мотивацию у студентов в большей степени, чем традиционная образовательная система. Компьютерные технологии обучения, обладая гибкой системой организации учебного процесса, отвечают запросам взрослого населения, желающего продолжить свое обучение в вузе. В связи с этим особую категорию в организации процесса обучения в вузе составляют взрослые студенты.
Николаев А.С.
Управление киберпространством как противостоянием глобального и национального знания в кризисных условиях бытия
Аннотация. В статье рассматривается проблема управления киберпространством в кризисных условиях бытия. Уточняется понимание киберпространства как совокупности знаний на глобальных и национальных коммуникативных уровнях. Кризисные условия создаются дальнейшей глобальной экспансией реальности и формируют предвоенную ситуацию бытия. Географический детерминизм обуславливает физическую субстанцию (масштаб, размер, объем и другое), а также функциональную обусловленность интегрирующей идеи киберпространства на глобальном и национальном уровнях. Неявному знанию отводится особая роль в национальном киберпространстве, которое перекодирует содержательные и смысловые процессы современного цифрового бытия. Информационная безопасность в данной кризисной ситуации определяется как гармония всех уровней киберпространства: от физического до семантического. Критерием такого взаимодействия является соотношение личностного и национального, явного и неявного знаний.
Зельнер А.В.
Влияние цифровой образовательной среды на формирование критического мышления у обучающихся: опыт Сингапура
Аннотация. Статья посвящена актуальной для российского образования проблематике формирования новых образовательных результатов – ключевых компетенций в условиях цифровизации системы образования. В частности, предметом рассмотрения автора является попытка определить, как именно страны с высокими образовательными результатами выстраивают образовательную политику в области формирования ключевых компетентностей с учетом цифровой трансформации и что лежит в основе разработки этими странами стратегий по достижению желаемых образовательных результатов. Для анализа выбрана образовательная система Сингапура, занимающая лидирующие позиции по качеству образования по отчетам Мирового экономического форума и в международных исследованиях в области оценки качества образования, а также демонстрирующего внушительные результаты в области цифровой трансформации всей системы управления государством. Предметом рассмотрения автора является исследование условий, которые могли бы обеспечить формирование ключевых компетенций, в частности критического мышления, и которые бы учитывали процесс цифровизации образования как необходимый контекст. В статье приводятся данные анализа государственных образовательных программ и стратегий, определяющих развитие образовательной политики страны на ближайшие несколько лет.
Киселев В.В.
Применение системно-ситуативного анализа в диагностике конфликтных ситуаций и обучении конфликтологическим дисциплинам
Аннотация. В статье раскрывается содержание основных проблем теоретико-методологического характера, мешающих созданию универсальной схемы развития конфликта. Отмечается, что в настоящее время сохраняется путаница в определении понятия «конфликтная ситуация», которая преимущественно рассматривается как стадия, предшествующая конфликту, и самого понятия «конфликт», причем они часто рассматриваются как равнозначные, что видится не вполне корректным. Представлена универсальная схема развития конфликта, созданная на основе системно-ситуативного подхода, позволяющая устранить понятийную путаницу и оценивать более детально динамику конфликтных взаимодействий сторон. Предложен адаптированный бланк МПДО для изучения конфликтных ситуаций и конфликтов, состоящий из двух частей – ретроспективной и перспективой. Ретроспективная часть бланка имеет своей целью сбор сведений о прошедшей конфликтной ситуации, позволяющих оценить ее специфику, ключевые характеристики, отношение субъекта к оппоненту, а перспективная часть направлена на сбор информации, необходимой для последующего урегулирования и разрешения всего конфликта. Раскрыты возможности применения результатов ССА в обучении студентов конфликтологическим дисциплинам и подготовке кейсов, посвященных конфликтным ситуациям, для разбора на занятиях. Предложены способы побуждения к учебной деятельности студентов при работе с кейсами, посвященными конфликтным ситуациям.
Гнездилов Г.В., Черлюнчакевич А.И., Душанков Д.Ю.
Сущность применения профессионально-практического опыта военно-психологического обеспечения военнослужащих
Аннотация.В статье рассматривается вопрос обеспечения военнослужащих качественной военно-психологической поддержкой в Вооруженных силах РФ, с рассмотрением профессионально-практического опыта специалистов – психологов, участвовавших в подготовке военнослужащих к участию в боевых действиях. Проведен социологический опрос с курсантами 2 курса факультета военно-политической работы по вопросу изучения мнения о характере работы психологов с будущими офицерами, а также их предложения по усовершенствованию психологической и военно-политической работы с личным составом.
Петрова Л.Е.
Возможности и недостатки смешанной формы вузовского обучения в условиях цифровой трансформации образования
Аннотация. Активное внедрение новейших образовательных технологий обусловлено высокими темпами цифровизации, сложной эпидемиологической ситуацией во всем мире, что препятствует реализации образовательных программ, разработанных в классической форме. Смешанные формы обучения, разработанные с применением дистанционных образовательных технологий, позволяют осуществлять оперативное взаимодействие между студентами и преподавателем, успешно реализовывать учебные программы, сокращать временные затраты и транспортные расходы, связанные с очным присутствием на учебных занятиях. Автором проанализирован опыт внедрения дистанционных технологий, описанный педагогическими работниками российских и зарубежных вузов. Анализ научных публикаций позволил автору статьи выделить ряд проблемных категорий, лежащих в основе многочисленных исследований. На этапе сбора эмпирических данных проводился письменный опрос студентов и устный опрос преподавателей Владимирского филиала РАНХиГС. Сделанные автором выводы позволяют выявить ряд положительных и отрицательных характеристик, описывающих процесс практического применения дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе, а именно смешанных форм обучения. Возможности и перспективы, связанные с активным применением в учебном процессе новейших технологий, являются оптимистичными, поскольку в полной мере способствуют формированию необходимых профессиональных компетенций.
Конычева Ю.Д., Филимонова И.В.
Развитие цифровых компетенций преподавателей вузов для улучшения организации образовательного процесса студентов
Аннотация. Высшие учебные заведения должны ответить на основные вызовы, связанные с технологическими преобразованиями последних лет. Одним из ключевых аспектов является то, что преподаватели, работающие в вузах, должны быть подготовлены для внедрения цифровых технологий в процесс обучения, что требует от них соответствующей компетентности в этой области. Целью настоящего исследования является анализ того, какие ИКТ технологии используются в зарубежных и российских вузах, и какие типы средств ИКТ российские преподаватели наиболее часто включают в учебно-воспитательный процесс. Для решения поставленных задач был проанализирован ряд иностранных публикаций касательно существующих цифровых технологий, применяющихся в преподавательской деятельности работников вузов, а также проведено количественное исследование с участием более ста преподавателей из Финансового университета при Правительстве РФ, ОУП ВО АТиСО, РУТ (МИИТ), АНО ВО «ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА» – ИСИ, в области социальных и экономических наук.
Результаты показали, что в настоящий момент преподаватели достаточно активно внедряют и используют в своей повседневной работе различные цифровые инструменты и платформы (Google диск, VK Teams, электронную почту, LMS-Moodle), однако большинству из них не хватает времени и технических навыков для более активного внедрения ИКТ в образовательный процесс студентов.
Кремезион О.В., Морозов А.В.
Цифровизация образовательного пространства как инструмент профессионального развития специалистов по работе с замещающими семьями
Аннотация. Профессиональное развитие специалистов по работе с замещающими семьями, повышение их квалификации обусловлено необходимостью соответствия современным требованиям общества, работе в условиях модернизации системы образования и внедрения цифровых технологий. Совершенствование системы профессионального развития специалистов по работе с замещающими семьями в настоящий момент требует комплексного анализа происходящих изменений и преодоления возникающих противоречий, что позволит осуществлять процессы повышения профессионального развития специалистов более эффективно. Рассмотрены особенности профессионального повышения квалификации специалистов по работе с замещающими семьями в условиях цифровизации образовательного пространства.
Целью исследования явилось проведение анализа потенциальных возможностей цифровых технологий в образовательном процессе для профессионального развития специалистов по работе с замещающими семьями.
Гипотезой нашего теоретического исследования было то, что в условиях развивающей образовательной среды с применением цифровых технологий профессиональное развитие специалистов по работе с замещающими семьями происходит более успешно. Использование цифровых технологий в обучении, повышении квалификации специалистов обеспечивает персонализацию и индивидуализацию образования, гармоничное развитие и активное саморазвитие обучающихся.
Теоретическая значимость результатов состоит в анализе применения цифровых технологий в контексте повышения эффективности системы образования специалистов по работе с замещающими семьями. Практическая значимость результатов заключается в возможности использования предложенных инструментов образовательным организациям для разработки обучающих программ с целью повышения профессионального развития специалистов по работе с замещающими семьями, в том числе, с учётом применения цифровых технологий.
Михалева О.В.
Подготовка переводческих кадров к профессиональной̆ деятельности в условиях цифрового обучения
Аннотация. Статья посвящена актуальной для российского образования проблематике подготовки специалистов в области межъязыковой и межкультурной коммуникации в современном высшем образовательном учреждении в условиях цифровой трансформации мирового сообщества, в целом, и образовательного пространства, в частности, включающего все, без исключения аспекты системы современного отечественного образования. Особое внимание уделено проблеме формирования у студента – будущего переводчика не только профессиональных, узко специальных компетенций, но и необходимых личностных качеств, обеспечивающих не только компетентность специалиста, но и его профессионально-личностную успешность и удовлетворенность от своей будущей профессиональной деятельности. В статье представлен анализ процесса подготовки переводческих кадров к их будущей профессиональной деятельности в условиях цифрового обучения. Рассматриваются возможности использования цифровых образовательных онлайн-платформ для обработки, анализа и последующего перевода с иностранного языка на русский и наоборот. Особый акцент сделан на анализе возможностей цифрового обучения в современных условиях.
Евдокимова А.И., Чекуряева В.В., Самаркин С.В.
Педагогические аспекты реализации научно-исследовательской деятельности обучающихся медицинского вуза в условиях цифровой трансформации
Аннотация. В статье рассматриваются педагогические аспекты реализации научно-исследовательской деятельности обучающихся медицинского вуза в условиях цифровой трансформации. Проводится изучение теоретических основ развития научного потенциала студентов медиков. В практической части работы проводится исследование факторов, влияющих на мотивацию к научной деятельности, а также выявляются трудности, с которыми сталкиваются обучающиеся ординатуры в процессе овладения исследовательскими компетенциями. Анализируются сложности, возникающие у ординаторов в процессе реализации научной деятельности, связанные с нарушениями обратной связи с научным руководителем, отсутствием опыта научной работы, а также другими факторами, представленными в работе. Аргументируются выводы об отсутствии системы последовательного введения обучающихся медицинского вуза в научно-исследовательскую деятельность, вызывая у многих студентов трудности и нежелание продолжать научную работу.
Колосова О.А., Бегичева О.Л., Завельская И.М.
Геймификация образования: за и против
Аннотация. Геймификация – это больше, чем просто модное слово. Специалисты по персоналу, обучению и развитию не должны недооценивать преимущества геймификации в образовательном процессе. Внедрение игрового компонента не только делают обучение более динамичным, но и может значительно повысить вовлеченность обучающихся в образовательный процесс.
Конягина Л.Н., Грибкова О.В.
Управление социально-психологической адаптацией студентов учреждения среднего профессионального образования
Аннотация. Актуальность данной темы в том, что адаптация старших подростков к новой для них, образовательной среде, способствует адекватной социализации личности в целом. Поступая в средне-профессиональное образовательное учреждение, студент сталкивается с новыми требованиями, отношениями, качественно другой, по сравнению со школьной, учебной нагрузкой. Так же меняется социально-психологическая среда, появляются трудности вхождения в новую подростковую, возможно, недружественную среду. В статье дается теоретический анализ особенностей социально-психологической адаптированности студентов среднего профессионального образования. Мы постарались убедительно доказать необходимость управления психологической помощью старшим подросткам в первые годы обучения в техникуме/колледже. Вероятна возможность получения первокурсниками психологической травмы, которая может в будущем негативно влиять на жизнь человека, если эта помощь не будет им предоставлена. Также в дальнейшем вероятна дезадаптация в окружающем социуме. Далее в статье, в ее основной части, представлены возможные рекомендации для организаторов психологической поддержки социально-психологической адаптации первокурсников, что может оказать помощь психологам, педагогам и руководителям педагогического процесса в учреждениях СПО. Мы назвали эти рекомендации «Программа управления социально-психологической адаптации студентов первых курсов системы профессионального образования (СПО) в контексте психологической поддержки». В статье представлены результаты внедрения данной Программы в практику воспитательно-образовательного процесса колледжа Российского университета потребительской кооперации. Ее результативность подтверждена исследованием, проведенным с помощью батареи специально подобранных психодиагностических методик до внедрения этой Программы и после ее завершения. А представленные в статье рисунки убедительно показывают верность нашего решения о необходимости внедрения в практику работы с первокурсниками СПО плановой и научно обоснованной работы по их адаптации к условиям новой социально-психологической среды.
Гнездилов Г.В., Рожкин А.В., Левитан Н.Е.
Психологическая помощь в трудоустройстве в предпенсионном возрасте в условиях цифровизации и экономических санкций
Аннотация. В данной статье анализируются особенности современного рынка труда для специалистов предпенсионного возраста, раскрываются психологические трудности трудоустройства специалистов предпенсионного возраста. Рассматриваются психологические ресурсы, необходимые для трудоустройства в условиях экономических санкций. Исследуется роль процесса переподготовки для успешного трудоустройства, о необходимости доказывать свои преимущества работодателям. О формировании психологии победителя в конкурентной борьбе за рабочее место. Сравниваются три группы субъектов труда предпенсионного возраста: «работают»; «не работают и не хотят»; «безработные, пытаются трудоустроиться». Даются рекомендации для раскрытия трудового потенциала предпенсионеров и успешной конкуренции на рынке труда, которые помогут при трудоустройстве.
Николаев А.С.
Мультиметодный подход в знаниевой концепции противодействующих систем информационно-цифровой реальности
Аннотация. В статье рассматривается проблема первопричины возникновения противоборства конфронтационных систем в кризисных, предвоенных ситуациях. Методология изучения таких процессов связана с мультиметодным подходом. Он анализирует такого рода системы с помощью рациональных элементов, баланса сил, анархических структур, доминант полярности и многополярности. Дилемма безопасности характеризуется анархической структурой. Корреляция так называемых «предвзятых» точек отсчета в противостоянии конфронтационных систем возможна, а, следовательно, и управление и балансирование противоречивых процессов возможно в цифровой реальности.