РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Сапрыкин С.Ю.
НОВЫЕ ДАННЫЕ О ПОГРЕБАЛЬНОМ КУЛЬТЕ НА БОСПОРЕ

Аннотация. Статья является развернутой рецензией недавно вышедшей из печати монографии, посвященной погребальным комплексам боспорского города Горгиппии. В ней приводятся результаты изучения находок, сделанных при раскопках ее некрополя за разные годы. В статье особое внимание уделяется анализу росписи склепа, обнаруженного при строительных работах в 1975 г., поскольку автор монографии отводит этому вопросу основное место в своей книге. Автор статьи уточняет некоторые моменты, дает собственную трактовку ключевых сюжетов декоративной росписи и уточняет смысл и значение ряда деталей изображения.

Туарменский В.В., Бурукин В.В., Туарменский А.В.
К ВОПРОСУ О СИСТЕМНОМ ХАРАКТЕРЕ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ
В ПРАВЛЕНИЕ ПЕТРА ВЕЛИКОГО

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена наличием проблемы коррупции и необходимостью её осмысления посредством анализа отечественного опыта противодействия данному негативному социальному феномену. Цель: определить наличие системного характера антикоррупционных мер в эпоху царствования Петра Великого. Методы: системный подход к изучению коррупции, позволяет рассмотреть данный феномен как целостную структуру, определить и подвергнуть анализу его основные элементы и внутренние связи. Комплексный подход помогает всесторонне изучить антикоррупционные меры первой четверти XVIII века с привлечением различных исторических источников и документов. Междисциплинарный подход позволяет привлечь в помощь историческому исследованию наработки из областей смежного гуманитарного и социального знания, что позволяет по-новому взглянуть на рассматриваемую проблему. Результаты: на основе анализа исторического материала, а также работ представителей смежных областей социального и гуманитарного знания было установлено, что антикоррупционные реформы Петра I носили комплексный характер, масштабный по принимаемым мерам и временным рамкам. Однако, авторы подчёркивают отсутствие целостности в реализуемых мерах, что нарушало системный характер реформ, а снижало их эффективность. Нарушение принципа целостности сводило на нет многолетнюю борьбу Петра I с данным видом преступлений, нейтрализуя важнейший компонент в комплексе антикоррупционных мер. Научная новизна: в статье впервые, на основе использования системного подхода, исследован ход антикоррупционных реформ первой четверти XVIII века. Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы при рассмотрении вопросов, связанных с необходимостью осуществления борьбы с коррупцией в нашей стране.

Щербакова А.И.
РОЛЬ ИСКУССТВА В СОЗДАНИИ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ФУНДАМЕНТА СОЦИАЛЬНОЙ АРХИТЕКТУРЫ, ОБРАЩЕННОЙ К ЧЕЛОВЕКУ КАК ТВОРЕНИЮ И ТВОРЦУ КУЛЬТУРЫ

Аннотация. Каждая эпоха стремится понять себя, определить путь, которым ей следует идти, чтобы достичь новых высот в развитии, поскольку идея развития заложена в основу культуры, определяет смысл ее существования, направление ее движения. Каждая эпоха строит свою социальную архитектуру, выражающую ее взгляды и мировоззренческие установки. Роли искусства в осмыслении исторического хода развития человека и человечества, судьбам художников, внесшим свою лепту в развитие культуры, посвящена данная статья.

РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКСНОЕ ПОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Жебит В.А.
О МЕТАФОРИЗМЕ СУБЪЕКТИВНОГО ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ

Аннотация. Цель исследования состояла в углублённом проникновении в природу индивидуального восприятия времени и поиске определения феномена времени в его когнитивном аспекте. В представленном анализе использован кросс-дисциплинарный подход, включающий статический, динамический, релятивистский и физико-математический анализ, позволившие рассмотреть проблему в её многоаспектности. Математически обосновано отсутствие временной составляющей в фундаментальных определениях массы и энергии в контексте релятивизма Пуанкаре – Эйнштейна, что позволило прийти к выводу об отсутствии физических основ феномена времени. Анализ проблемы с позиции психологии, с включением аспекта субъективного наблюдателя, позволил прийти к выводу об отсутствии образа-представления времени в индивидуальном сознании, что обусловило существующую метафоризацию этого понятия, благодаря которой стало возможным использовать время в качестве инструмента миропознания и открыло потенциал для эпохальных перемен во всех без исключения научных направлениях. Существующее разнообразие в определениях времени следует рассматривать только с позиции их локальности, а их множественность лишь доказывает их незавершённость.

ЖебитВ.А., Жебит Е.В.
КОРОНАВИРУС КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР ЦИВИЛИЗАЦИОННЫХ ПЕРЕМЕН

Аннотация. Цель исследования заключалась в социально-психологической оценке общественных результатов современных методов противодействия пандемии коронавируса, поиске скрытых механизмов развития пандемии и мер противодействия заражению. Обоснован коммуникативистский подход в анализе проблемы, позволяющий рассматривать пандемические явления на системном уровне. Обосновано применение системного подхода в анализе механизмов экспансии мультиплицированного коронавируса. Применён аналитический подход, основанный на концепции информационных вирусов, позволяющий использование закономерностей из области компьютерных вирусных инфекций. Анализ некоторых особенностей коронавируса и характеристик его распространения в мире позволил предположить его гибридный характер, что даёт основание рассматривать коронавирус как биоинформационную сущность, в мультиплицированных формах обладающую системным интеллектом, подчиняющуюся как биологическим, так и информационным закономерностям. Обоснована необходимость парадигмально новых путей решения проблемы, предложен ряд мер обеспечения перемен в научной и социальной сферах.

Андруник А.П.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНТЕКСТЫ КАДРОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация. Решение проблем обеспечения кадровой безопасности современных компаний сегодня рассматривается в качестве приоритетной стратегической задачи. Однако сложность и неоднозначность толкования термина «безопасность», когда разные источники определяют его, одновременно, и как отсутствие опасности, и как защиту от опасности, уже сегодня привели к тому, что многие руководители применяют технологии и приемы обеспечения кадровой безопасности своих предприятий, не вполне понимая, что реализуемые методы являются, по сути, взаимоисключающими и не приносящими эффект от управленческой деятельности. Ясное понимание конкретных социально-психологических контекстов термина «безопасность», как представляется, может способствовать адекватному выбору управленческих технологий, повышающих уровень кадровой безопасности предприятия и, как следствие, экономической безопасности в целом.

Антонов А.М., Лутфуллин Р.М.
СИСТЕМА РЕЖИССЁРСКИХ НАВЫКОВ, НЕОБХОДИМЫХ К ВОСПИТАНИЮ С ПЕРВОГО КУРСА ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. Важнейшей проблемой современной педагогики режиссуры является, как ни странно, не обучение, а воспитание. К сожалению, школьное образование зачастую демонстрирует свою несостоятельность именно в этом аспекте педагогики: студенты-первокурсники приходят в творческие ВУЗы с неплохим набором знаний и хорошо развитым критическим мышлением, но при этом они абсолютно неподготовлены в плане воспитания. Речь идёт о самовоспитании, стержне, чувстве собственных сил и резервов. Конечно, у каждого студента уже есть свой характер, который сформировался к началу учёбы. И задача преподавателя раскрыть те его черты, которые необходимы в будущей профессии. Это действительно нелегко. Во-первых, академическая учёба даётся большинству с невероятным трудом, несмотря на хороший творческий потенциал. Во-вторых, студентам недостаёт личностных качеств, без которых невозможно рождение самостоятельного, уверенного в себе художника. А если мы говорим о режиссёре, то есть о руководящей творческой единице, то тут требования к самовоспитанию возрастают многократно. В этой статье речь пойдёт об обязательных режиссёрских моральных навыках, которые педагог должен взращивать в студентах с первого курса обучения.

Беляков М.А.
К ВОПРОСУ О НЕКОТОРЫХ НЕСООТВЕТСТВИЯХ МОНИСТИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о том, насколько корректно придерживаться монистического взгляда на мир с учетом современного уровня знания. Предпринимается попытка описать мир во всем его многообразии при последовательном и неукоснительном соблюдении монистической позиции. Последовательно предлагаются модели такого описания в математике, геометрии и общей теории систем. Делается вывод о невозможности построить адекватную модель с помощью названных подходов. Высказывается предположение о том, что невозможность создания монистической модели связана с конституцией человека, фундаментальным не декартовским дуализмом, заложенном в нем. Далее указываются возможные выводы, к которым следует прийти, для более адекватного и реалистичного описания окружающей действительности.

Гончарова Н.А.
ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ В ВЫБОРЕ СТРАТЕГИЙ СОВЛАДАНИЯ ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ

Аннотация. В статье обсуждается проблема личностного потенциала, формирование которого в период профессиональной подготовки может быть стимулировано созданием условий для преодоления субъектом собственных границ актуального развития и включенности в деятельность, требующую творческих решений и активных практических действий. Личностный потенциал является значимым ресурсом в профессиональной подготовке и представляет собой энергетически мощный комплекс латентных свойств личности, интегрирующих различные уровни индивидуальности, активизирующиеся в стрессовых ситуациях, связанных с преодолением трудностей учебного, профессионального и жизненного характера. В исследовании личностного потенциала лиц, обучающихся в образовательной организации высшего профессионального образования в возрасте от 18 до 22 лет, были использованы психодиагностические методики: Опросник «Леонгарда-Шмишека»; опросник «Исследование психологической структуры темперамента» (Б.Н. Смирнов); методика «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций, SACS» (С. Хобфолл). Полученные результаты позволяют предположить высокий уровень конструктивности поведения субъектов обучения в преодолении стрессовых ситуаций, со здоровыми тенденциями использования имеющихся ресурсов с высокой степенью эффективности, что позволяет прогнозировать стабильную стрессоустойчивость и дальнейшее развитие личностного потенциала. Совокупность выявленных корреляционных связей свидетельствует о том, что в обстоятельствах преодоления стрессовых состояний личностный потенциал определяется в основном социально приобретенными свойствами личности, которые в большинстве своем положительно коррелируют с активными копинг стратегиями просоциальной направленности и отрицательно с пассивными и асоциальными стратегиями.

Гудиев А.В.
РАСПРЕДЕЛЕННОЕ ЛИДЕРСТВО. «ВЕРТИКАЛЬ ВЛАСТИ» СМЕНЯЕТСЯ «ГОРИЗОНТАЛЬЮ» ВЛИЯНИЯ

Аннотация. Традиционно, лидерство рассматривается как процесс влияния сверху вниз – от формального лидера к последователям. В соответствии с этим, процессы руководства также выстраивались в рамках иерархии. Однако, происходящие в последние десятилетия изменения, характеризующие повышение неопределенности, сложности среды, постоянно растущий запрос на командную работу, в том числе на самоуправляемые команды. В таких командах управление основано на принципах распределенного лидерства, когда каждый член команды оказывает влияние на остальных. Распределенное лидерство требует смены не только способов управления, но и самой управленческой парадигмы, когда власть сосредоточена в руках назначенного сверху руководителя. Оно предполагает создание готовности на уровне организации, формальных лидеров и входящих в команды людей. В статье представлен обзор природы и структуры распределенного лидерства, перечислены близкие к распределенному лидерству конструкты и их характерные особенности. В материале обсуждаются условия возникновения распределенного лидерства, способствующие этому факторы, приведен вариант интегральной модели распределенного лидерства. В статью включены описания различных вариантов влияние распределенного лидерства на показатели работы команды. Приведены потенциальные риски, связанные с этой формой лидерства и описаны возможные подходы к оценке распределенного лидерства.

Егиазарян О.Э.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНАХ СО СЛОЖНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИЕЙ

Аннотация. В статье представлены результаты, полученные в ходе исследования качества общего образования в регионах со сложной социально-экономической ситуацией. Для достижения цели исследования, связанной с обоснованием педагогических условий, обеспечивающих качество общего образования в регионах со сложной социально-экономической ситуацией, были выявлены 10 регионов РФ, определены критерии оценки качества общего образования, по которым выявлено качество общего образования в этих регионах.

Илакавичус М.Р.
ГУМАНИТАРНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И АСПИРАНТА

Аннотация. Реформирование отечественной аспирантуры решает задачу оптимизации подготовки научно-педагогических кадров, повышения ее качества. Активно осваивается зарубежный опыт использования междисциплинарных программ, сетевого, кластерного ресурсов. Институт наставничества в паре «научный руководитель – аспирант» признается устаревающим, осуществляется поиск технологических путей обучения будущих исследователей, утверждается необходимость подготовки кадров к научному руководству, восполняя прежде всего дефицит управленческих компетенций. Автор статьи предлагает осмыслить данную позицию как повышающую риск технократизации, отказа от гуманистического ориентира развития образования взрослых. Предлагается, основываясь на гуманитарно-антропологическом подходе и его определении миссии образования как развития человеческого потенциала и личности, и народа в целом, актуализировать онтологию взаимодействия «наставник-наставляемый», восстановить понимание первоосновы его ценностной, воспитательной составляющей, позволяющей поддерживать межпоколенную, культурную преемственность. Научный руководитель в контексте философии традиции рассматривается как субъект конструктивной традиции определенной научной школы, носитель не только предметно-научного знания, конкретной исследовательской программы, этический норм, но и опыта ценностного мышления, обустройства духовной жизни, жизнестроения в целом. В этом качестве он потенциально значимый Другой для аспиранта, личная встреча с которым позволяет начинающему научному работнику развивать собственную субъектность. Занятие научным руководителем гуманитарно-антропологической позиции в образовательном взаимодействии предполагает не только наличие подобной субъектности, но и андрагогической подготовки, освоения методик неформального образования, что позволит реализовать человекосообразность. Переосмысление практик научного руководства особенно необходимо при переходе функционирования аспирантуры с основ соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов на федеральные государственные требования.

Козьяков Р.В.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. В статье рассматриваются причины, вызывающие повышенную стрессовизацию (подверженность стрессу) в обществе. Проанализирована история развития представлений о стрессе. Рассмотрены основные подходы в понимании стресса, а также представлены достоинства и недостатки каждого из подходов. Выделены основные модели стресса. Представлено описание самонаблюдение, авторитетного ученого, в процессе профессиональной креативной деятельности, при сильном продолжительном стрессе и при возникновении состояния профессионального выгорания. В результате деятельности, которая включает использование профессионального креативного мышления, Владимир Ефимович Грум-Гржимайло смог избавиться состояния сильного стресса (неврастении). Представлено краткое описание основных симптомов неврастении. Рассмотрены основные теоретико-методологические основания, повлиявшие на выбор определенного направления изучения креативного профессионального мышления. В исследовании мы использовали: тест Торенса; экспертное изучение проявлений профессионального креативного мышления; опрос окружения субъекта (сбор мнений по схеме) об особенностях профессионального креативного мышления конкретного субъекта деятельности; естественного эксперимента в процессе креативной деятельности, осуществляемой субъектом; заполнение журнала об особенностях профессионального креативного мышления конкретного субъекта на основе информации полученной из различных источников. Разработана модель развития профессионального креативного мышления, которая включает четыре уровня развития профессионального креативного мышления, поделенная на три блока и три зоны психического развития. Проанализированы основные механизмы профессионального креативного мышления в повышении стрессоустойчивости. Профессиональное креативное мышление организует позитивную восстановительную деятельность по оптимизации стрессоустойчивости личности.

Кошкина Е.В.
МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ В РАБОТЕ СОВРЕМЕННОГО ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ХОРА

Аннотация. В статье анализируются особенности мотивации, необходимые для работы с любительским хором. В условиях современного общества создание и развитие взрослого хорового коллектива требует инновационных подходов в решении организационных вопросов, а значит, глубокого изучения дирижерами мотивационно-ценностных установок. Выявив некоторые закономерности профессиональной работы на собственном опыте, автор предлагает пути решения проблем, связанных с мотивацией на творческую деятельность взрослых певцов любительского хора. Методологическую основу исследования составили работы П.Г. Чеснокова, В.А. Чернушенко, В. Нормана, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой и др. Новизна исследования заключается в выявлении особенностей мотивационно-ценностного компонента, которые позволят создать и развить любительский коллектив в условиях повсеместного использования социальных сетей, серьезных концертных задач и т. д.

Осин Р.В.
ОБРАЗ «ЧУЖОГО» В СЕКСУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ РОССИИ КАК ОТРАЖЕНИЕ ГОМОФОБИИ СРЕДИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. Статья посвящена анализу результатов исследования образа «чужого» в сексуальной культуре России как отражения гомофобии среди современной молодежи. Выявлено, что, несмотря на декларируемую толерантность, существует немало противоречий в отношении юношей и девушек к проблемам гомосексуальности. Проблема предвзятого и негативного отношения к образу человека с нетрадиционной сексуальной ориентацией остается нерешенной, тема гомосексуализма является табуированной, а гомофобные установки часто выдаются за традиционные ценности.

Большое количество молодых людей считает гомосексуальность опасной, поскольку ее наличие может вызвать демографический кризис, распространение болезней, крах института семьи и вредное воздействие на психику будущего поколения. Немало молодых людей убеждены, что демонстрация гомосексуального образа жизни увеличивает количество лиц с нетрадиционной ориентацией. Негативные представления о гомосексуальных людях и предвзятое отношение к ним формируется не на основе собственного опыта, а с помощью образов, которые создают СМИ и из-за отсутствия качественного образования в области гендерной психологии.

Сделано предположение о том, что преодоление гомонегативизма и гомофобии возможно через опровержение мифов, стереотипов и предрассудков относительно различных аспектов человеческой сексуальности с помощью профессионального психологического просвещения и благодаря проведению адекватной государственной политики, которая бы не терпела антигомосексуальные ксенофобские настроения.

Лопатин Е.А., Крючков В.В., Рабазанов С.И., Рязанов О.Е., Малышев А.Г.
РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЖЕСТОВОМУ ЯЗЫКУ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ

Аннотация. Исходя из анализа научных публикаций, авторы показали, что преподавание учебной дисциплины обучение русскому жестовому языку в образовательных организациях МВД России строится, в основном, на принципах и методах коммуникативного, прагматического и системного подходов и выявили недостаточную разработанность потенциала реализации междисциплинарного подхода при обучении учебной дисциплины «Основы русского жестового языка». Профессорско-преподавательский состав, привлекаемый к ведению данной дисциплины, должен не только владеть на необходимом уровне жестовым языком, но и хорошо ориентироваться в юридических, процессуальных и тактических особенностях действий, которые должны осуществлять полицейские в условиях реального профессионального взаимодействия со слабослышащими и неслышащими гражданами. На основе опыта преподавания данной дисциплины в Рязанском филиале Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя были сформулированы методические рекомендации по организации процесса обучения русскому жестовому языку в рамках междисциплинарного подхода. Так, было предложено проводить занятия по практико ориентированным темам одновременно двумя преподавателями: владеющим русским жестовым языком, имеющим практический опыт и знания в области юридических и тактико-специальных дисциплин или подготавливать к чтению дисциплины преподавателей с практическим опытом службы в полиции; проведение учебных занятий по дисциплине «Основы русского жестового языка» после прохождения большинства юридических и специальных дисциплин; при проведении практических занятий сочетать традиционные формы обучения с интерактивными методами обучения, главным из которых являются тренинги, на которых моделируются типичные ситуации профессионального общения с глухими гражданами; перед началом тренинга проводить фронтальный опрос, на котором актуализировать знания, умения и навыки по юридическим и тактико-специальным дисциплинам; коммуникативную ситуация взаимодействия полицейского с глухим гражданином представлять обучающимся в виде алгоритма действий в тех или иных типичных ситуациях; отбор лексики по каждой теме проводится исходя из задач и потребностей обеспечения коммуникации в заданной ситуации профессионального общения; на практических занятиях реализовывать последовательный переход от простых репродуктивных заданий к сложным заданиям продуктивного диалогического характера.

Самсонова Л.Н.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИИ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В ВОКАЛЬНОМ КЛАССЕ

Аннотация. В статье кратко рассматриваются профессиональные компетенции вокального концертмейстера не только как исполнителя-ансамблиста, но и педагога. Педагогическая функция концертмейстера при работе со студентами в вокальном классе предполагается, но нигде не закреплена и практически не исследуется, что приводит к несоответствию прав, обязанностей и положению в данном сегменте музыкального образования. Автором формулируются основные качества (личные, профессиональные), необходимые для этой деятельности. Выявляется специфика работы вокального концертмейстера. Приводятся примеры совместной работы над репертуаром в качестве педагога со студентом-вокалистом. Освящаются требования к уровню знаний, общей культуре, психологическим качествам концертмейстерской профессии, необходимые для успешного обучения и развития студента и своего собственного развития. Анализируются действия концертмейстера в условиях концертной и конкурсной практики, где он проявляет себя еще и как организатор. Затрагивается проблема художественного содержания музыкального произведения в совместной ансамблево-исполнительской деятельности.

Селиверстов Д.Е.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СИНТЕЗА СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ОСНОВНЫМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация. В статье представлено описание ряда разработанных теоретических положений синтеза системы обучения по основным профессиональным образовательным программам высшего профессионального образования в условиях совершенствования электронной информационно-образовательной среды, представляющих собой синтез основных и вспомогательных теорий смежных предметных областей. Описана возможность практической реализации разработанных теоретических положений для построения индивидуальных образовательных траекторий путем разработки инвариантной математической модели индивидуализации обучения на основе математического аппарата среды радикалов.

Сухов А.Н.
ПРЕОДОЛЕНИЕ АСОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ КАК НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация. В статье раскрывается актуальность исследования преодоления асоциализации личности. В ней так же рассматриваются возможности социально-психологического подхода к её преодолению. При этом анализируются трудности, которые возникают при этом. С их преодолением связана эффективность борьбы с преступностью. Поэтому не случайно наиболее важной задачей является создание системы преодоления асоциализации личности. В настоящее время существует настоятельная потребность в развитии компетентности по преодолению асоциализации личности не только среди профессионалов, но и различных групп населения.

Тянь Цзинцзин
МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ХОРЕОГРАФОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТАХ СОВРЕМЕННОГО КИТАЯ

Аннотация. В статье отмечается, что музыкально-творческое развитие будущих педагогов-хореографов подразумевает в своей структуре мотивационно-ценностную, музыкально-перцептивную и координационно-двигательную составляющие с соответствующими уровневыми спецификациями и набором критериев, связанных с потребностью и интересом специалистов в коммуникации с музыкальным искусством в хореографическом классе как средством самовыражения личности в физической пластике собственного тела, наличием необходимого объёма музыкальных знаний и слухового опыта, владением музыкально-понятийным аппаратом. Педагогическими условиями, направленными на повышение эффективности музыкальной подготовки педагогов-хореографов являются поощрение творческой направленности занятий в учебном процессе, стимулирование самостоятельной работы обучающихся, активизация их музыкально-слухового опыта и способности воспринимать музыку, развитие навыков выбора музыкального материала для занятий, его контекстуальное использование в различных методах обучения, обращение к терапевтическому воздействию музыкального искусства.

Яковлева Е.В., Макусева Т.Г., Макусев О.Н.
КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА УРОВНЯ ВУЗОВСКОЙ ЛЕКЦИИ У МАГИСТРАНТОВ

Аннотация. Проблема количественной оценки лекции касается преподавателей профессиональных учреждений различного уровня, а с учетом особенностей перехода к устойчивому развитию образовательного процесса в рамках магистерских программ она приобретает особую актуальность. Лекция является предметом оценки педагогического и профессионального мастерства лектора. Педагогическое взаимодействие, в части организации работы с магистрантами, может происходить в различных форматах, включая режимы on-line или off-line. В ходе экспертно-анкетной методики в рамках преподавания различных дисциплин у магистрантов были проведены сравнение и детальная обработка эффективности 122 лекций, прочитанных на пяти направлениях магистратуры. Экспертами были 189 слушателей. Методика предусматривала три шкалы измерений, каждая из которых отражала определённую сторону лекции: её полезность, значимость и эмоциональность. Наличие или отсутствие использования on-line образовательных технологий может учитываться экспертом при количественной оценки одной из сторон лекции. Показано, что полученные результаты позволили количественно оценить уровень лекции, определить эффективность передачи информации и оценить индивидуальный «индекс успеха» лектора. Методика оценки уровня лекции может быть принята за основу всеми преподавателями в процессе самоуправления своей профессиональной деятельностью при самоанализе лекции, а также руководителями вузовских кафедр и административными работниками образовательных организаций, стремящихся к объективной оценке деятельности лектора в различных форматах и совершенствованию механизма педагогического управления в вузе.

РАЗДЕЛ III. ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТА ТРУДА И ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ

Брускова Э.В.
СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ – КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. В основе концепции смысла жизни лежат ценности и потребности, составляющие основу личности. Концепция смысла жизни включает в себя обобщенное понимание цели, процесса и результата своей жизни. Смысложизненные ориентации играют важную роль в направлении, ориентации и регулировании отношений между людьми и обществом, обеспечивают индивиду приобщение к системе норм и ценностей, самозащиту и самоутверждение личности. Осуществленный анализ литературных источников дает возможность констатировать, что все авторы подчеркивают высокую социальную значимость изучения смысложизненных ориентаций именно в юношеском возрасте как важного фактора дальнейшего генезиса личностного и психического роста индивидуума. Однако проведенный анализ современных литературных источников не выявил комплексных исследований особенностей структуры, механизмов, факторов смысложизненных ориентаций молодежи. Лишь в отдельных работах исследуются противоречия современного высшего образования, которые затрудняют становление изучаемого феномена, а также психологические особенности и динамику смысложизненных ориентаций у студентов в условиях профессиональной подготовки. Таким образом, высокая актуальность, социальная значимость и недостаточная разработанность феномена смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте, обуславливают необходимость проведения дальнейших теоретических и экспериментальных исследований данного феномена как важной детерминанты личностно-профессионального роста индивидуума в юношеском возрасте.

Булат Р.Е., Байчорова Х.С., Полякова А.А.
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПЕРИОД ДИСТАНЦИОННОГО ФОРМАТА ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье приведены результаты исследования потенциала сетевого взаимодействия в активизации познавательной деятельности студентов при временном дистанционном формате обучения. В результате констатирующего эксперимента выявлены факторы, негативно влияющие на деятельность обучающихся в период вынужденного освоения образовательной программы в дистанционном формате обучения. Переосмыслены ранее формулированные выводы о совершенствовании педагогических воздействий посредством сетевых профессиональных сообществ. Обоснованы и реализованы предложения по раскрытию потенциала сетевого квазипрофессионального взаимодействия студентов с целью активизации их познавательной деятельности. Доказана необходимость поддержания у обучающихся модели информационного поведения, ориентирующей их в значительном объёме информации и оказывающей им помощь в освоении профессиональных баз данных.

Васькина Ю.Д., Федотов С.Н.
ОПИСАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация. В представленной статье освещаются вопросы изучения и развития психологической устойчивости личности сотрудника ОВД. В результате теоретико-методо­логического исследования и аналитической работы автору удалось разработать описательную модель, отражающую процесс проявления психологической устойчивости личности сотрудника ОВД в процессе служебной деятельности. В описательной модели автор отразил детерминанты профессиональных задач сотрудника ОВД, возникающие на этой почве профессиональные трудности и их виды. Вместе с тем, представлены результаты анкетирования сотрудников следственных подразделений МВД России на предмет факторов, влияющих на возникновение профессиональных трудностей. Посредством контент-анализа определены факторы, детерминирующие психологическую устойчивость личности сотрудника ОВД и ее компоненты, раскрыта сущность каждого компонента. Теоретическая и практическая работа позволили сформировать и предложить комплекс психологических средств и методов развития психологической устойчивости личности и влияние каждого из методов на личность специалиста ОВД. Данный комплекс апробирован на сотрудниках следственных подразделений МВД России. Для определения его эффективности по завершении цикла мероприятий автором проведено анкетирование, результаты которого также представлены.

Ослякова И.В., Кудинова Т.В., Каппушева И.Ш., Эркенова Д.И.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ СЕРВИСОВ И ПРОГРАММ В ХОДЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Аннотация. Традиционные образовательные технологии не позволяют в полной мере студентам вузов освоить иноязычные компетенции. Инновационные сервисы и программы отличаются большей гибкостью и позволяют создать адаптированные условия при изучении иностранных языков в технологическом университете. Для решения проблемы формирования иноязычных компетенций у студентов технологического университета предлагается создание электронно-образовательной системы вуза, которая будет содержать весь необходимый инструментарий для командной и дистанционной работы, интерактивного языкового и профессионального обучения. Электронно-образовательная система должна интегрировать систему управления обучением (LMS) и технологии AR/VR. Это позволит полностью погрузить студентов в виртуальное или дополненное пространство, в котором они будут взаимодействовать с физической или виртуальной реальностью и одновременно иметь доступ ко всем необходимым методическим материалам: справочникам, учебникам, словарям, аудио- и видео- записям, контрольным вопросам и т. д. Интеграция LMS и технологии AR/VR позволит создать адаптированные условия для формирования иноязычных компетенций выпускников вузов, повысит его востребованность на рынке труда и престиж образовательного заведения.

Расина Э. О.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ВИРТУАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ: БАЗОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ

Аннотация. Стремительное развитие современных технологий и масштабная виртуализация человеческого существования оказывает значительное влияние на эмоциональную сферу личности, как систему, выполняющую важнейшую роль в регуляции процессов взаимодействия с окружающим миром и процессов адаптации в нем. На основе анализа теоретических и прикладных работ выдвинуто предположение о проекционном характере эмоциональной сферы виртуальной личности и его отражении в психофизиологических показателях эмоциональных состояний при выполнении разнообразных задач, а также об особом характере эмоционального реагирования в виртуальном пространстве и сформированных на его основе эмоциональных состояниях. Итоговую выборку составили 29 (n = 29) студентов университета КИПУ имени Февзи Якубова (возраст от 18 до 21 года, 71% женщины, 29 % мужчины, M = 19,5; SD = 5,65). Применяемые методики: тест М. Люшера, методика диагностики темперамента Я. Стреляу. В качестве статистического критерия использовался U-критерий Манна-Уитни. Результаты исследования продемонстрировали наличие значимых различий отдельных психофизиологических показателей при выполнении физических и интеллектуальных задач в реальном и виртуальном пространствах. Данные по первому блоку задач продемонстрировали изменения вегетативного коэффициента, которое проявляется сменой тонуса нервной системы, повышением температуры тела и учащением сердцебиения. Результаты по второму блоку заданий продемонстрировали значимые различия в балансе личностных свойств при сохранении общих вегетативных показателей во время выполнения задач в виртуальном пространстве. Исследование позволило более детально рассмотреть психологические особенности и функциональные характеристики эмоциональной сферы виртуальной личности и оценить проекционный характер эмоциональной сферы виртуальной личности.

Овсянкина Г. П., Санжеева Л. В.
МЕТОД З. КОДАЯ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Аннотация. В ХХ веке были разработаны системы музыкального воспитания, ставшие основой развития педагогики на всех уровнях образования. В музыкально-педагогическом образовании идеи З. Кодая, К. Орфа, Э. Жак-Далькроза, Д. Б. Кабалевского, изначально предназначенные для системы общего начального музыкального образования, в адаптированном виде стали применяться в обучении студентов-музыкантов. Метод З. Кодая используется как средство формирования педагогических компетенций будущего учителя музыки. Включение в музыкальное образование метода З. Кодая ведет к дальнейшему развитию чувства музыкального ритма, всех сторон музыкального слуха, музыкального восприятия, музыкального мышления и к глубокому пониманию всех интонационных структур, так как качества звука, интонации, а также музыкально-языковая компетентность осваиваются быстрее и лучше в комплексном взаимодействии пентатонического и диатонического звукорядов.

Александрович О.Ю., СухининаК.В., Афонин А.Н., Изотова И.И., Чмаркова Е.Г.
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ПРИЗНАКОВ НЕСБАЛАНСИРОВАННОГО ПИТАНИЯ У ПЕРВОКУРСНИКОВ

Аннотация. Проведен анализ рациона питания у студентов-первокурсников Иркутского государственного университета с использованием стандартной анкеты-опросника. Выявлены признаки недостаточности витаминов группы Б и жирорастворимых витаминов. У юношей, проживающих в городской местности, были характерны симптомы недостатка кальция в организме, а для девушек – недостаток витамина С.

Цимерман Е.А.
ДЕЛОВАЯ ИГРА В ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРАНТОВ ИНЖЕНЕРНО-СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ

Аннотация. В статье обсуждается внедрение игротехнических методов, позволяющих моделировать на занятиях по иностранному языку квазипрофессиональные ситуации для развития человеческого капитала в сфере «Гражданское строительство». Главный фокус статьи направлен на такой метод имитации, как деловая игра. Автор описывает сложности, преимущества и ограничения, с которыми сталкивается преподаватель иностранного языка при разработке и внедрении деловых игр в работу со студентами нелингвистических специальностей. На основе анализа научно-теоретической литературы делается ряд заключений, позволяющих разрабатывать и внедрять деловые игры в лингводидактику. Автор обсуждает универсальную структуру и междисциплинарный характер деловых игр, предпочтительный регламент, включенность преподавателя в игровое моделирование. В качестве примера приводится деловая игра, разработанная для магистрантов инженерно-строительного профиля Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Автор обсуждает результаты внедрения данной игры в качестве пилотного педагогического эксперимента, анализирует представленную разработку с позиции достижения педагогических, исследовательских, игровых и личностных целей. Делается вывод об эффективности предлагаемой блок-структуры для разработки иноязычных деловых игр, подчеркивается высокий потенциал деловой игры для формирования надпрофессиональных навыков студентов, повышения мотивации к изучению иностранного языка.