РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Сапрыкин С.Ю.
ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА БОСПОРА

Аннотация. В статье анализируется структура государственного устройства Боспорского государства со времени правления Спартокидов до римской эпохи. Автор приходит к выводу о создании на Боспоре эллинистического государства не ранее I в. до н.э., а совершенствование системы управления по эллинистическому образцу, по его мнению, происходило уже в римскую эпоху.

Котовская М. Г., Швец Э.Г.
МУЖСКОЕ И ЖЕНСКОЕ: МИФОЛОГИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ

Аннотация. Сознательная ориентация писателей, художников и театральных деятелей на гендерные канонические предписания в пространстве культуры формировали и формируют узнаваемые образы в художественных произведениях. Образы, созданные согласно такой стратегии, существуют в сознании зрителя/читателя за счёт более или менее хорошего знания образцов классической литературы и представления об общем ходе событий мировой и отечественной истории. Полагая, что гендерные образы предшествовавших эпох в массовом сознании запечатлеваются, в первую очередь, произведениями искусства, и в то же время, учитывая интерес современного читателя к некой «правде», понимаемой часто как определенная константа, творец производит своеобразную ревизию классики, используя узнаваемых героев в рекламных стратегиях. Тем самым сложившаяся гендерная мифология в пространстве культуры служит прекрасным инструментарием для создания качественного продукта новых форм произведений массой культуры и рекламных продуктов. Статья является очерковым исследованием и представлена в виде описания социального аспекта и культурно-исторического анализа создания гендерных мифологем посредством произведений искусства и литературы.

Малашенко Л.И.
КРИЗИСНАЯ СИТУАЦИЯ В КАЗАХСТАНЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПЫТА ОФИЦЕРОВ СИЛОВЫХ СТРУКТУР

Аннотация. Проблематика статьи отражает профессиональное становление офицерского состава вооруженных сил, других войск и воинских формирований в современных кризисных условиях. Кризисная ситуация рассматривается в качестве обстоятельства для практической профессиональной деятельности военных специалистов по ее урегулированию и пополнения опытной базы. Январский 2022 года кризис в Казахстане выступил базовой основой для уточнения результатов педагогического исследования, посвященного развитию профессионального опыта офицеров силовых структур.

Турсунов Ё.С., Циунчук Р.А.
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РЕСПУБЛИКОЙ ТАДЖИКИСТАН И СОЕДИНЕННЫМИ ШТАТАМИ АМЕРИКИ

Аннотация. В статье представлена история и развитие торгово-экономических взаимоотношений между Республикой Таджикистан и Соединенными Штатами Америки. Раскрыта специфика налаживания многопланового торгово-экономического сотрудничества между Республикой Таджикистан и Соединенными Штатами Америки в период с 2001 по 2016 гг. Изучение особенностей взаимоотношений между Республикой Таджикистан и Соединённых Штатов Америки могут быть востребованы при написании обобщающих работ по истории международных отношений, дипломатии, зарубежного регионоведения, внешней политики Таджикистана, а также при подготовке учебных и методических пособий, чтения общих и специальных вузовских курсов.

Червяков Р. Ю.
«ВОТ УЖО СУЛИЛ КВАРТИРКУ В ЦЕНТРЕ КООПЕРАТИВ». ЖИЛИЩНЫЙ ВОПРОС И ЖИЛИЩНАЯ КООПЕРАЦИЯ НА СТРАНИЦАХ ЖУРНАЛА «КРОКОДИЛ» (1924–1937)

Аннотация. На фоне жилищного кризиса, существовавшего в СССР в 1920–1930-е гг., большое значение имели не только реальные шаги власти по его урегулированию, но и его преподнесение в периодической печати. Журнал «Крокодил», ведущее сатирическое издание страны, активно освещал жилищную проблему, указывая на недостаточность строительства домов и их низкое качество, проблемы санитарно-гигиенического характера в старом жилье. В отношении жилищной кооперации, введённой для ликвидации кризиса, журнал формировал стереотипы о её «буржуазном» характере, проникновении в неё «бывших» и нэпманов, а также о неэффективности работы правлений кооперативов. При этом журнал избегал острой критики наркоматов и ведомств, ответственных за жилищное строительство.

Аду Яо Никэз, Нвалие Джордж А.
ИСТОРИЧЕСКАЯ ОСНОВА ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ НИГЕРИИ В ОТНОШЕНИИ АФРИКИ В ПЕРВОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Аннотация. Период между 1950-ми и 1960-ми годами стал поворотным моментом для африканского континента. Это было время, когда многие африканские государства обрели независимость от своих колониальных правителей. Независимость означала, что многие из этих новых государств должны были сформулировать свой собственный подход к внешней политике. Используя конструктивистскую теорию международных отношений, мы утверждаем, что общий опыт борьбы за колониальное господство существенно повлиял на внешнеполитический подход многих африканских государств, включая Нигерию. В результате панафриканизм был заметен в то время, и такие страны, как Нигерия, разработали систему международных отношений, основанную на двух ключевых принципах: сосредоточении внимания на Африке, описываемой как афроцентризм, и неприсоединении. Наша статья завершается критическим анализом афроцентризма и того, был ли он успешным для Нигерии. Эта статья является важным дополнением к дискуссии о внешней политике новых независимых африканских государств в 1950-х и 1960-х годах, после того как они получили независимость.

РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКСНОЕ ПОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Аветисян С.С., Саргсян А.А.
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются возможности формирования цифровой образовательной среды в Российской Федерации и Республике Армения как предпосылки качественного юридического образования, подготовки квалифицированных кадров в соответствии с современными вызовами и требованиями мировых стандартов. Авторами анализируются процессы цифровизации в контексте как формирования под их воздействием новой профессии – IT-юрист, освоения студентами соответствующих цифровых компетенций, так и совершенствования непосредственно процесса преподавания права с использованием инновационных технологий. На основе анализа зарубежной практики цифровизации сферы высшего образования, внедрения цифровых технологий в область практического преподавания права, изучения положений федерального государственного стандарта высшего образования по направлению подготовки «Юриспруденция» делается вывод о наличии определенных пробелов в отечественной системе образования в анализируемом аспекте, выделяются направления их восполнения и развития дальнейшей цифровизации образовательной среды. Отмечается, что в настоящее время ни в Российской Федерации, ни в Республике Армения не нашло законодательного закрепления императивное требование относительно цифровой компетентности профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, в связи с чем предлагается внести некоторые коррективы в нормативно-правовую базу указанных государств.

Васильева К.К.
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПОДДЕРЖКИ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ (ВОЛОНТЕРСТВА) В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОКРУГАХ ФСИН РОССИИ

Аннотация. Приведены данные, свидетельствующие о начальном этапе становления формирования инфраструктуры поддержки добровольчества в Дальневосточном территориальном округе ФСИН Российской Федерации. Деятельность добровольцев представлена главным образом на уровне их взаимодействия и сотрудничества с местными региональными общественными, социальными, религиозными, административными организациями, а также органами регионального управления. Все это позволяет признать факт начального этапа становления и развития инфраструктуры поддержки добровольчества в Дальневосточном территориальном округе ФСИН России.Сущность инфраструктуры поддержки добровольчества (волонтерства)на современном этапе его развития, составляет наличие и развитие связей сотрудничества организаций, ведомств ФСИН не только с ведомственными, но и с иными неведомственными региональными организациями и учреждениями, имеющих целью вспомоществование и содействие дальнейшему развитию добровольчества (волонтерства) ФСИН. Методологическую основу составили анализ эмпирического материала и ценностно-аксиологический принцип исследования. Вывод: на современном этапе развития добровольческого движения (волонтерство) ФСИН России осуществляется начальный этап становления его инфраструктуры поддержки и, соответственно, для него характерно преобладание горизонтального уровня развития. Эффективное развитие добровольчества ФСИН по линии горизонтальной, является необходимой предпосылкой интеграции добровольчества территориальных округов ФСИН в единую организационно оформленную вертикальную линию – от низовых до высших звеньев. Новизна: введено понятие «смешанный вертикально-горизонтальный уровень» в значении взаимодействия добровольчества ФСИН на уровне территориальном, включая и с вневедомственными организациями, учреждениями региона (горизонтальный уровень) и, внутриведомственное взаимодействие организаций, учреждений ФСИН (вертикальный уровень).

Войтикова М.А.
ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СРЕДЫ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Аннотация. В настоящее время приобретает актуальность проблематика исследований, связанная с различными аспектами условий жизнедеятельности современных организаций. Одним из направлений таких исследований является изучение организационной среды. В науке существует широкий пласт исследований внутренней среды организации, включающей в себя материальные и социальные компоненты. Вместе с тем комплексное изучение свойств организационной среды, характеризующее ее как психолого-педагогический феномен, в науке не представлено.

Исходя из этого, цель настоящей статьи состоит в выявлении свойств организационной среды, влияющих на профессионально-личностное развитие работников организации.

Методом достижения цели является анализ подходов к изучению организационной среды, представленных в управленческих науках, в психологии, в педагогике.

Исследование показало, что управленческий подход к изучению организационной среды описывает ее как совокупность материальных и нематериальных факторов, действующих внутри организации, созданных в результате действий менеджмента по достижению организационных целей. Важным ее свойством является высокий уровень упорядоченности. Основным механизмом влияния организационной среды на профессионально-личностное развитие сотрудников являются формальные требования.

Другая группа исследований организационной среды отражает организационно-психологический подход. Такие исследования базируются на идее о том, что организация как социальная общность обладает рядом специфических свойств и процессов, обусловливающих групповое и индивидуальное поведение ее членов. Анализ исследований показал, что важным свойством организационной среды является доверие. На него влияют кадровые практики и лидерство, основанные на провозглашаемых корпоративных ценностях и соответствующие ожиданиям сотрудников.

Организационная среда выступает фактором социализации сотрудников и имеет потенциал позитивного и негативного влияния на них. Актуализация позитивного влияния и профилактика негативного влияния организационной среды на сотрудников обеспечивается созданием условий для целенаправленного развития и ценностной ориентации сотрудников в соответствии с корпоративными интересами и значимыми для сотрудников жизненными задачами.

Козьяков Р.В.
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ

Аннотация. В статье рассмотрены преимущества и значение профессионального креативного мышления в деятельности человека. Охарактеризованы особенности профессионала в области креативного мышления. Рассмотрены основные типы профессионального креативного мышления, европейский (аналитический, американский), азиатский (интуитивный, китайский). Рассмотрено и проанализировано зарубежное исследование (Калифорнийский эксперимент), ставящее своей целью изучение профессионального креативного мышления от школьного возраста, на протяжении всей жизни, до смерти по естественным причинам (старости). Рассмотрены теоретико-методологические основания для организации исследования, и авторы приходят к выводу о важности системного рассмотрения профессионального креативного мышления. Рассмотрена смысловая теория О.К. Тихомирова позволяющая рассмотреть мышление многоаспектно, системно. В теории О.К. Тихомирова рассмотрено: понимание мышления в рамках данной школы; целеобразование в креативном мышлении; креативное мышление и мотивация; креативное мышление и эмоции; креативное мышление и развитие личности. Рассмотрена также теория Я.А. Пономарева, существенно дополняющая теорию О.К. Тихомирова. Представлены методы изучения профессионального креативного мышления. Рассмотрена авторская модель развития профессионального креативного мышления. Авторы предлагают выделять три состояния (зоны) уровня креативного мышления (актуального креативного мышления, ближайшего развития, потенциального состояния). Охарактеризованы уровни развития профессионального креативного мышления. Представлены основные закономерности развития мышления, позволяющие осуществлять развитие креативного профессионального мышления достаточно эффективно.

Колтан Е.В., Пахомова Е.А.
МЕСТО ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ПРОГРАММАХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗАХ СТРАН СКАНДИНАВСКОГО РЕГИОНА

Аннотация. В статье обсуждаются современные тенденции высшего образования в странах Скандинавского региона, представляя результаты исследования использования английского языка, представленных в Декларации о языковой политике Северных стран. Результаты показывают, что английский язык используется в академических целях, связанных с конкретной изучаемой дисциплиной, а также уровнем обучения студентов (бакалавриат или магистратура). Они также указывают, что в естественных науках использование английского языка является прагматичной реальностью как для преподавателей, так и для студентов, тогда как в гуманитарных и социальных науках английский обычно используется в качестве дополнительного или вспомогательного языка параллельно со скандинавскими языками.

Кузьмина К.А.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА: САМОРЕГУЛЯЦИЯ В РАЗВИТИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация. В статье проанализирована педагогическая техника в деятельности учителя иностранного (английского) языка как составляющая направления развития педагогического мастерства на вузовском этапе. При помощи методов контент-анализа, анкетирования, наблюдения и описания проанализирован комплекс значимых педагогических техник саморегуляции в формировании эмоциональной компетентности и психологической культуры педагога как области развития педагогического мастерства. Выявленные приоритетные зоны развития в эмоциональной компетентности учителя сопоставлены с возможными техниками саморегуляции и описал ожидаемый эффект от применения техники. Итоги размышлений представлены в парадигме «проблема – педагогическая техника – эффект».

Валидирована гипотеза, что выявление проблем в межличностной коммуникации с учениками на вузовском этапе развития педагогического мастерства и разработка рекомендаций (техник саморегуляции) по упрочению эмоциональной компетентности может способствовать становлению психологической культуры и развитию педагогического мастерства. Проведенный анализ подтвердил, что обозначенные педагогические техники саморегуляции имеют значение, будучи значимой составляющей в механизме освоения той или иной педагогической технологии и нуждаются в пристальном внимании. Сделан вывод, что владение комплексом техник саморегуляции помогает начинающему педагогу решать поставленную дидактическую (шире – педагогическую) задачу, имеет существенное значение в формировании и развитии основ педагогического мастерства, высвобождает время на творчество и способствует формированию индивидуального педагогического стиля учителя.

Результаты исследования могут быть использованы преподавателями вуза в курсах «Основы педагогического мастерства», «Введение в педагогическую деятельность», разделах курса «Педагогика», посвященным педагогическим технологиям и техникам; кураторами практик и студентами при прохождении производственной практики и непосредственно при самообучении и саморазвитии. Теоретическое обоснование применения техник при освоении педагогической технологии, их типологизация с учетом преподаваемой дисциплины, этапы освоения имеют перспективы рассмотрения. Разработанные рекомендации служат отправной точкой для анализа сформированности последующих этапов педагогического мастерства в части эмоциональной компетентности и психологической культуры педагога.

Огнев А.С., Николаева Л.П., Лихачева Э.В.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОЕКТИВНЫХ РИСУНОЧНЫХ ТЕСТОВ В ОКУЛОМЕТРИЧЕСКОЙ ПСИХОДИАГНОСТИКЕ

Аннотация. В статье с помощью представленных описаний комплекса вербальных и невербальных реакций испытуемых на показанные им визуальные стимулы продемонстрирована возможность создания из материалов рисуночных проективных методик эффективной тестовой батареи для работы с айтрекерами. В этом случае эффективность тестирования обеспечивается компактностью и оперативностью их использования, непротиворечивым и взаимодополняющий характером получаемых сведений, автоматической регистрацией и обработкой зафиксированных айтрекером параметров взора как отдельного испытуемого, так и произвольно подобранной исследователем группы испытуемых.

Нимировская Ю.К., Гончарова Н.А., Журавлева Т.Л., Филипенко Е.В.
УЧЕТ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УНИВЕРСИТЕТЕ МВД РОССИИ

Аннотация. Актуальность темы статьи обусловлена возросшими потребностями к пониманию процесса обучения иностранных слушателей рамках профессиональной подготовки в образовательных организациях высшего образования МВД России. В статье представлен анализ результатов исследования особенностей этнической идентичности иностранных слушателей, обучающихся в Санкт-Петербургском университете МВД России. В исследовании было показано, что этнические особенности у иностранных слушателей Африки и СНГ существуют в виде постоянно проявляющихся личностных качеств национального самосознания, национальных чувств, национальных интересов и ориентаций, традиций. В статье раскрыто понимание того, что учебный процесс необходимо строить с ориентированностью на этнический компонент. Отмечены трудности, с которыми сталкиваются преподаватели при обучении иностранных слушателей.

Русалеев А.В.
МОТИВАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ И МЕХАНИЗМ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ТЕКУЧЕСТИ КАДРОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ

Аннотация. Сложная, нестабильная, динамичная социально-экономическая обстановка в мире и в России создает условия для повышения текучести кадров на предприятиях. Это в полной мере относится как к предприятиям государственной ведомственной охраны, так и к предприятиям вневедомственной охраны и частным охранным предприятиям (охранные предприятия). Важнейшим фактором текучести кадров является соотношение внешней и внутренней мотивация работников. Чем выше оценивается работниками мотивационный фактор и чем в меньшей степени он удовлетворен организацией, тем выше уровень текучести персонала. Наиболее сильными мотивационными факторами для профессиональной деятельности работников охранных предприятий являются заработная плата, эффективная система нематериального стимулирования, возможность карьерного роста и профессионального совершенствования, благоприятные условия труда, здоровой психологический климат в подразделении. Первые мотивационные факторы наиболее сложно удовлетворить, но они в определенной степени могут компенсироваться другими факторами. Руководителям охранных предприятий необходимо выстраивать гибкие системы мотивации работников, использующие механизм мотивации и обеспечивающие согласования внешних и внутренних факторов мотивации для предупреждения текучести кадров.

Стрельников С.С., Туров Р.С.
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ: ЗАПРОС ОБЩЕСТВА И ОТВЕТ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье анализируются возможности изучения самостоятельности с позиции ответа системы высшего образования на общественный запрос по её формированию. Постулируется, что система высшего образования отвечает на общественный запрос по формированию ряда soft skills, и самостоятельность — это одна из востребованных компетенций в меняющемся мире, а также часть личного капитала.  Определено, что психологическим условием самостоятельности является субъектность личности, связанная с пониманием границ собственного психологического пространства и возможностей влияния на него. Автор приходит к выводу, что самостоятельность может изучаться не только с позиции личности, но и с позиции формирования этого свойства в условиях социума. Показано, что самостоятельность может пониматься по-разному в зависимости от исследовательской оптики социологического исследования: меняется понимание природы и детерминант самостоятельности. Определен противоречивый характер общественного запроса на становление трансформирующей агентности: с одной стороны, общество заинтересовано в преобразованиях и индивидах, которые могут их осуществить, с другой стороны, склонно к консервации сложившихся институтов и отношений внутри них. Институт высшего образования в современных условиях отвечает на запрос по формированию самостоятельности студентов формально, в результате чего формируемая агентность носит не трансформирующий, а приспосабливающийся характер. Иллюстрацией этому утверждению служит развитие практик академической нечестности, в частности, заказа работ. Это способствует формированию у студента специфических компетенций выступать самостоятельным агентом в отношениях, продуцируемых институциональной дисфункцией. Данные обстоятельства объясняют важность изучения дисфункций институтов высшего образования во взаимосвязи с самостоятельностью.

Сухов А.Н.
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕСТВА: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация. В статье раскрывается актуальность темы, связанная с необходимостью развития социальной психологии общества как отрасли. В ней дан понятийный аппарат, характеризующий данное явление. Вместе с тем в статье изложены трудности и дискуссионные вопросы, возникающие в данной области. В статье так же обоснована оптимальная модель модернизации современного общества и анализируется практика реформирования отдельных сегментов социальной сферы.

РАЗДЕЛ III. ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТА ТРУДА И ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ

Галаганова С.Г., Кравец П.С.
СУБЪЕКТИВНОЕ СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА

Аннотация. Цифровая трансформация общества создаёт объективную потребность в исследовании изменений категориальной структуры индивидуального сознания под влиянием цифровых технологий. Анализ и реконструкция не всегда внешне проявленных структур субъективного опыта, выраженных в персональных системах значений и смыслов, является необходимым условием понимания сущности изменений, которые претерпевает мироощущение и миропонимание человека «цифровой эпохи». В статье исследуются трансформации категориально-смысловой структуры индивидуального сознания при помощи построения его операциональной модели, получившей в психологии название субъективного семантического пространства человека. Выявлены сущность и типологические характеристики данного феномена, представлено поэтапное описание алгоритма построения модели субъективного семантического пространства при помощи метода семантического дифференциала. Использовав пакет программ SPSS, авторы провели факторный анализ субъективного семантического пространства. В результате исследования и обобщения систем значений, полученных в процессе эмпирического исследования, выявлены связи и переменные, находящиеся под влиянием цифровых технологий. Результаты исследования свидетельствуют об эффективности применения математического моделирования для исследования динамики субъективного семантического пространства человека в условиях цифровой трансформации общества.

Дёмин А.Н., Киреева О.В.
СООТНОШЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И ГИБКОСТИ ЛИЧНОСТИ В РАЗНЫХ ВИДАХ ЗАНЯТОСТИ

Аннотация. Цель статьи – рассмотреть соотношение психологического благополучия с показателями гибкости личности в разных видах занятости. Используются понятия «гибкость личности в трудовой сфере» и «психологическое благополучие в профессионально-трудовой сфере», даны их определения. Выборка составила 310 человек от 30 до 45 лет и охватывала тех, кто имел постоянную занятость (n = 95), и тех, кто находился в ситуации разнообразной прекарной занятости (n = 215), в том числе: 74 чел. имели контракт с фиксированной датой окончания через 1–3 года, 74 чел. имели временную работу, занятость 67 чел. носит случайный, краткосрочный характер. Методики: «Гибкость личности в трудовой сфере», «Методика измерения ненадёжности работы», шкала вынужденности занятости, шкала восприятия барьеров карьерного развития, шкала удовлетворённости жизнью. В целом гибкость личности в трудовой сфере отрицательно коррелирует со всеми показателями психологического неблагополучия в профессионально-трудовой сфере, а также положительно коррелирует с показателями общей удовлетворённости жизнью и удовлетворённостью своей работой. В группе работников со случайной занятостью гибкость слабо связана с показателями психологического неблагополучия в профессионально-трудовой сфере. Вероятно, это обусловлено разнородностью состава данной группы, в которую входят, в том числе, фрилансеры, индивидуальные предприниматели.

Жихарева Л.В., Лучинкина А.И., Лучинкина И.С., Гребенюк А.А., Юдеева Т.В.
ОСОБЕННОСТИ СЕТЕВОЙ АГРЕССИИ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. В статье поднимаетсяпроблема выявления общих закономерностей сетевой агрессии для своевременного принятия превентивных мер по ее недопущению. Цель статьи заключается в анализе взаимосвязи между отдельными личностными характеристиками интернет-пользователей и формами сетевой агрессии, которую они выбирают. Методы и материалы исследования. Для выявления уровня агрессивности в реальном и виртуальном пространствах – методика исследования агрессивных и враждебных реакций Басса-Дарки, для выявления формы киберагресии – опросник «Отношение к троллингу» И.С. Лучинкиной, опросник «Склонность к буллингу в интернет-пространстве» И.С. Лучинкиной. В исследовании приняли участие 180 старших подростков в возрасте 14-15 лет, обучающихся в общеобразовательных школах города Симферополя, Республики Крым. Результаты исследования и их обсуждение. В ходе исследования выявлены значимые корреляционные связи между отдельными показателями агрессии и выбором форм кибербуллинга. Выявлено, что более 73% подростков проявляют сетевую агрессию в различных формах, но наиболее выбираемыми являются очернение и распространение слухов, а также троллинг внешности.

Ишкова Е.В.
СЕМЕЙНО–ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ФАКТОРЫ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ НА ВОЛОНТЕРСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация. Исследование психологической природы направленности личности на волонтерскую деятельность предполагает раскрытие факторов, детерминирующих ее желание и стремление оказывать бескорыстную помощь другому, участвовать в волонтерском движении без внешнего стимулирования специфической психической активности. В качестве одного из таких факторов автор рассматривает восприятие волонтерами отношения к ним родителей. В статье представлены результаты эмпирического исследования, выполненного с помощью методик: «Взаимодействие «родитель-ребенок» (ВРР) (И.М. Марковская), опросника «Поведение родителей и отношение к ним» (Шафер в адаптации сотрудников института им. Бехтерева) на выборке, состоявшей из 248 студентов-волонтеров. Для исследования были сформированы четыре группы волонтеров в возрасте от 18 до 24 лет, характеризующихся преобладанием разного типа направленности их личности на осуществляемую добровольческую деятельность и принимающие участие в разных волонтерских проектах. Для определения преобладающего типа направленности личности респондентов на волонтерскую деятельность был использован авторский опросник, согласно которому выделены личностно-ориентированная, объектно-ориентированная, гражданско-ориентированная и профессионально-ориентированная направленности личности волонтера. В результате исследования выявлено, что каждый тип направленности личности волонтеров на осуществляемую ими деятельность обусловлен особенностями их восприятия отношения родителей и характера детско-родительских отношений в родительской семье. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости учета влияния семейно-обусловленных факторов на поведение и мотивы деятельности волонтеров при организации их психологической поддержки и психологического сопровождения.

СухининаК.В., Бонько Т.И., Ницина О.А., Колесникова А.Ю., Малёванный А.А.
АНАЛИЗ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ У ДЕВУШЕК-ПЕРВОКУРСНИЦ, ОПРЕДЕЛЕННЫХ В ТРЕТЬЮ ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ ГРУППУ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация. Обследовано 125 человек, девушек, обучающихся в Иркутском государственном университете. Средний возраст обследованных составил 17,8±0,8 лет (М±σ). Обследование проводилось в 2019 году, на 1 и 2 курсе 2 раза в год (осенью и весной). Девушки были распределены на контрольную (39 человек) и экспериментальную группы (86 человек). Экспериментальную группу составили девушки, имеющие следующие хронические заболевания: вегетососудистая дистония (ВСД) – 20 человек (17,8±0,8 лет), миопия – 39 человек (17,2±0,4 лет), сколиоз – 27 человек (17,2±0,3 лет). В работе были использованы методы исследования: функциональная проба с дозированной физической нагрузкой, ортостатическая проба, проба Штанге. Изучались следующие показатели: жизненная емкость легких, частота дыхания. На первом курсе у всех обследуемых девушек была выявлена тенденция к гипотонии, тогда как на втором курсе нормализация была установлена нормализация уровней артериального давления. При проведении ортостатической пробы у девушек в контрольной группе и у больных с диагнозом миопия, сколиозом и ВСД на втором курсе было установлено снижение уровней ЧСС в покое, что свидетельствует об изменениях в работе сердечно-сосудистой системы, а именно: активации парасимпатического отдела вегетативной нервной системы.