РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Бояринов В.В.
КЛИМЕНТ СМОЛЯТИЧ: ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СО СМОЛЕНСКОЙ ЕПИСКОПИЕЙ

Аннотация. В статье рассматривается деятельность митрополита Климента Смолятича, его поставление на кафедру и последовавшие за этим споры в церковно-политической среде Средневековой Руси.

Аксеничев А.О.
НОВЫЕ ВЫЗОВЫ ДЛЯ ФРГ В ЭПОХУ «СЕВЕРНОГО ПОТОКА – 2»

Аннотация. Целью статьи является анализ современного состояния ситуации в Германии касательно проекта «Северный поток – 2». Автором рассмотрены основные исторические вехи, давшие развитие проекту, а также трудности, возникшие с его реализацией. По итогам исследования был сделан вывод о том, что в столь динамичное время трудно дать однозначную оценку относительно того, сможет ли газопровод начать функционировать, несмотря на его полную техническую готовность. Однако объективная реальность такова, что ввод в эксплуатацию «Северного потока – 2» несмотря на все препятствия, принесет пользу не только ФРГ и России, но и многим другим европейским потребителям. При проведении исследования использовались метод анализа, сравнительно-исторический и институциональный подходы для получения необходимой информации, что позволило в наиболее полной мере рассмотреть ситуацию вокруг проекта в настоящее время.

Мироненко С.В.
НА ПЕРЕКРЕСТКАХ НОВОЙ ЭПОХИ. РАЗМЫШЛЕНИЯ О НОВОМ ИССЛЕДОВАНИИ ПО ИСТОРИИ КРУГА А.И. ГЕРЦЕНА

Аннотация. В статье анализируется новая монография о коммуникациях А.И. Герцена и Н.А. Белоголового, врача и публициста умеренной народнической ориентации, в 1860-х гг. Обращается внимание на актуальность данного исследования, поскольку в постсоветской историографии по-прежнему сохраняется недостаточное внимание к проблематике истории революционно-демократического движения в дореволюционной России вообще и в начале эпохи Великих реформ, в частности. Рассмотрение книги производится в соответствии с ее структурой, когда каждая из трех встреч Герцена и Белоголового является своеобразным смысловым узлом, привязанным как к конкретному времени с его общественно-политической спецификой, так и к другим фигурам, прямо или косвенно причастным к коммуникации главных лиц, которым посвящена книга. Делается вывод о том, что специфика каждой из трех встреч была обусловлена текущей ситуацией в России, которая, в свою очередь, непосредственно влияла на восприятие в стране образа Герцена как главного политического эмигранта той эпохи. Подчеркивается, что приводимый в исследовании материал позволяет сделать вывод, что в ходе каждой из трех встреч образ Герцена представал перед Белоголовым все более и более демифологизированным и очеловеченным.

Садомцева А.Р.
ВНЕБЛОКОВАЯ ПОЛИТИКА ШВЕЦИИ ВО ВРЕМЯ КОНГОЛЕЗСКОГО КРИЗИСА
В НАЧАЛЕ 1960-Х ГГ.

Аннотация. В статье рассматривается позиция Швеции по вопросу конголезского кризиса в начале 1960-х годов. Стокгольм, стремившийся более ста лет следовать политике нейтралитета, с особым вниманием следил за развитием событий на мировой арене. В начале 1960-х гг. имел место конфликт в Конго, где свои интересы отстаивали центры биполярной системы: США и СССР. Швеция, в свою очередь, стремилась занять позицию внеблокового государства. Однако в начале конфликта перед шведским руководством возник вопрос о предоставлении военных сил для миссии ООН по урегулированию конфликта, предложение о котором поступило от Генерального секретаря ООН Дага Хаммаршельда. На тот момент Швеция имела опыт участия в миротворческой миссии Организации в Суэцком кризисе, что, однако, не стало противоречием внеблоковому внешнеполитическому курсу Стокгольма. Вместе с тем, в отличие от Суэцкого кризиса, решение конголезского вопроса затянулось на несколько лет, став своего рода испытанием на прочность шведского нейтралитета и ее внеблоковости, а также вызвало необходимость лавирования Швеции между центрами двух блоков. Позиция Швеции по вопросу конголезского кризиса ранее подробно рассмотрена не была, однако в связи с отправкой шведских добровольцев в Конго определенный интерес представляет процесс принятия решения руководством Швеции относительно конголезской проблемы. Для раскрытия темы привлечены документы заседаний Совета Безопасности и Генеральной ассамблеи ООН и резолюции по конголезской проблеме. Автор обращается к протоколам заседаний шведского риксдага (Riksdagens protokoll), которые позволяют определить позицию шведских политических кругов к событиям в Конго, правительственные документы и выступления шведского руководства. В статье используются документы из Архива внешней политики Российской Федерации по позиции Москвы относительно действий Стокгольма и Д. Хаммаршельда. Указанные источники помогают раскрыть позицию Швеции по вопросу конголезского кризиса.

Турлыбаева Д.Т.
ДИНАМИКА ВОЕННЫХ УЧЕНИЙ КОЛЛЕКТИВНЫХ СИЛ БЫСТРОГО
РЕАГИРОВАНИЯ ОДКБ «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ» В 2009-2021 ГГ.

Аннотация. В статье рассмотрено развитие военных учений Коллективных сил быстрого реагирования «Взаимодействие» как одной из составных частей военного строительства ОДКБ. Начало проведения военных учений «Взаимодействие» в 2009 г. проходило в условиях экономических противоречий России и Белоруссии, отказа Узбекистана подписывать Соглашение о КСОР и от участия в учениях. Учения проходили на военных полигонах стран-участниц ОДКБ, но в последнее время особенное влияние уделяется таджикско-афганской границе ввиду сложности военно-политической ситуации в соседнем Афганистане. Динамика военных учений «Взаимодействие» показывает, что в ходе них большое внимание уделялось слаженности взаимодействия между различными родами войск и национальных формирований стран-участниц ОДКБ. В ходе учений используются новейшие виды вооружений, включая беспилотники, отрабатываются методы психологической операции, что отвечает условиям современных вооруженных конфликтов.

Турсунов Ё.С., Циунчук Р.А.
СТАНОВЛЕНИЕ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН И СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ

Аннотация. Цель. Раскрыть особенности налаживания многопланового гуманитарного и торгово-экономического сотрудничества между Республикой Таджикистан и Соединенными Штатами Америки. Методы. Исследование развития взаимоотношений между Республикой Таджикистан и Соединёнными Штатами Америки после распада СССР. Результаты. Подробно отражена ранее практически не исследованная тема, а именно установление и расширение сотрудничества в гуманитарной и социально-экономической сферах между Республикой Таджикистан и Соединенными Штатами Америки. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые комплексно раскрыта специфика налаживания многопланового гуманитарного и торгово-экономического сотрудничества между Республикой Таджикистан и Соединенными Штатами Америки. Практическая значимость результатов заключается в том, что изучения особенностей взаимоотношений между Республикой Таджикистан и Соединённых Штатов Америки могут быть востребованы при написании обобщающих работ по истории международных отношений, дипломатии, зарубежного регионоведения, внешней политики Таджикистана, а также при подготовке учебных и методических пособий, чтения общих и специальных вузовских курсов.

РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКСНОЕ ПОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Андреева Н.Ю.
МОДЕЛЬ КЕНЕФИН Д. СНОУДЕНА, КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ МУДРОЙ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье рассматривается применение модели Кенефин Д. Сноудена как инструмент реализации мудрой человечности в организации. Дается понятие концепта «мудрая человечность организации» (МЧО), характеризуется ее модель и принципы. Модель мудрой человечности в организации представлена как матрица ландшафта человеческих отношений, измеряемых в категориях отношения к другой группе, начальнику, коллегам, себе. Обоснован диагностический комплекс для оценки компонентов модели: человечность, мудрость, мотивация, организационная культура, климат, профессиональные состояния и профессиональная идентичность персонала. Анализ проведен в контексте модели Кенефин Д. Сноудена. Продемонстрировано, что эффективность управления персоналом организаций определяют скорость принятия решений и уровень развития цифровизации в организации.

Автор приходит к выводу, что концепция МЧО – представляет собой достаточно эффективный инструмент управления современной российской организацией. По нашему мнению, концепция МЧО, в которой используется модель Кенефин Д. Сноудена, способна вывести руководителя к выбранной цели оптимального управления своей организацией. Что, в свою очередь, свидетельствует о возможностях использования модели Кенефин Д. Сноудена, как инструмента реализации мудрой человечности в организации в управлении организациями.

Жебит В.А., Жебит Е.В.
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭНТРОПИЯ В РАСЧЁТАХ ДИНАМИКИ МАЛЫХ ГРУПП, В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗИРОВАННОГО ОБЩЕСТВА

Аннотация. Цель исследования заключалась в оценке возможности использования «энтропийного» подхода в расчётах динамики малых групп, с учётом условий цифровизированного общества. Использован анализ категорий порядка/беспорядка для обоснования энтропийного подхода в расчётах социальной динамики. Обосновано использование тринарной логики и «квантового» подхода в расчётных алгоритмах. Обосновано использование энтропии по К. Шеннону как в качестве расчётного параметра и инструмента анализа, так и методической основы для математического моделирования. На примере малой группы, представлен метод с использованием информационной энтропии как параметра, позволяющего вычислять изменение социально-психологических характеристик в процессе развития коллектива, в условиях цифровизированного общества. Представленный подход рассматривается как путь к новой методологии энтропийного (энергетического) анализа на проблемном поле социальной психологии, учитывающего условия цифровизированного общества с высоким содержанием сильно связанных информационных систем. Предлагаемые решения позволяют решать задачи оптимизации формирования коллективов, с учётом динамических особенностей современного социума.

Калантарова О.В.
К ПРОБЛЕМЕ МЕТОДОЛОГИИ ИЗУЧЕНИЯ ФЕНОМЕНА САМООБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Аннотация. Методология исследования – довольно сложный вопрос организации научного знания. Особенно непросто обеспечить достоверность исследовательских результатов в такой субъективной к восприятию и пониманию сфере как искусство в целом и музыкальное искусство в частности. Еще сложнее дело обстоит с таким феноменом как самообразование, поскольку оно являет собой не только форму самостоятельной образовательной деятельности, но и процесс самоформирования, самоорганизации системы “человек”, с такими имманентно присущими ей элементами как переживание, историческая и культурная самоидентификация, духовность, нравственность, система ценностей т.п. В статье, на основе современных отечественных работ по философии, педагогике, музыковедению, представлен анализ методологических проблем в познании человека как уникальной системы в контексте музыкально-педагогической деятельности, выявлены актуальные научно-исследовательские тенденции, определены возможности современной науки в познании феномена самообразования. Определено, что наиболее адекватной методологической позицией в изучении феномена в сфере музыкальной педагогики является синергетический подход.

Жебит В.А.
АСПЕКТЫ КОГНИТИВНОЙ ИНФОРМАТИКИ И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ

Аннотация. Цель исследования состояла в обосновании фундаментальной связи информации и сознания. Множественность толкований понятия информации затрудняет поиск универсального определения, что обусловливает необходимость междисциплинарного исследования информации как феномена. В качестве методологической основы взята концепция информации как формы проявления энергии, что позволяет интегрировать психологический и естественнонаучный подходы и рассматривать проблему на микроуровнях. В рамках развиваемого автором научного направления “когнитивная информатика” дан физический и психологический анализ феномена информации с позиций его энергетической природы, механизма проявления, взаимообусловленности информации и сознания. Подчёркивается необходимость учёта роли сознания наблюдателя (реципиента) в формировании образов физического мира, а также причин, исключающих объективность индивидуальной картины мира. Анализ информационных процессов в сознании с позиции системной энтропии позволил выявить противоречие в определении информационной энтропии К. Шенноном. Аналитическое исследование позволило выявить взаимную обусловленность информации и сознания, что даёт основание сформулировать утверждение о когнитивной сути информатики как науки об информационных процессах. Обосновывается необходимость развития нового научного направления “когнитивная информатика” на основе синтеза информатики и психологии.

Кан Линь
ЭЛЕМЕНТЫ ТРАДИЦИОННОЙ КИТАЙСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В УЧЕБНИКАХ МУЗЫКИ ДЛЯ ШКОЛ КИТАЯ

Аннотация. Предлагаемая статья посвящена выявлению роли традиционной китайской музыкальной культуры в учебниках музыки для начальной школы, используемых в настоящее время в Китае. Традиционная культура – это основа выдающейся культуры страны на протяжении многих столетий. Она является корнем всей китайской культуры и нации. В процессе музыкального образования детей на этапе базового образования, учебники музыки, как важный носитель информации, играют важную роль в распространении превосходной традиционной китайской культуры, а также выдающихся этнических традиций китайского народа и других народов мира. Включение традиционной культуры и мировой этнической музыки в учебники музыки для начальных и средних школ способствует лучшему наследованию детьми выдающейся традиционную культуры нации и пониманию разнообразия мировой музыкальной культуры. В статье рассматривается содержание традиционной китайской музыкальной культуры в учебнике музыки издательства People’s Music, который широко используется в музыкальных классах начальной школы Китая. Исходя из объема, типа и формы репертуара, включенного в учебник, мы обобщим и сравним китайские национальные песни, национальные музыкальные инструменты, оперную музыку, традиционные песни и танцы и т.д. Это поможет в дальнейшем более эффективной интеграции традиционной и современной музыкальной культуры в школьных учебниках музыки.

Колтан Е.В., Самсонова Н.В.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СТРАНАХ СКАНДИНАВСКОГО РЕГИОНА

Аннотация. Статья посвящена сравнительному анализу программ подготовки специалистов физической культуры и спорта в странах Скандинавского региона. Представлены результаты сравнительного анализа содержания профессионального обучения специалистов физической культуры и спорта в вузах Финляндии, Швеции и Норвегии. Рассматриваются сходства и различия в подготовке специалистов физической культуры в вузах стран скандинавского региона. В качестве основного источника информации автор использует программы подготовки специалистов физической культуры в вузах Финляндии, Швеции и Норвегии, нормативно-правовую базу профессионального образования этих стран, различные дополнительные ресурсы, такие как учебные материалы, книги, веб-сайты, учебные документы и др.

Моисеев В.В., Колесникова Ю.С., Игнатов М.А., Боженов С.А.
ТРАНСФОРМАЦИЯ РЫНКА ТРУДА В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ

Аннотация. В статье проанализировано влияние санкций на трансформацию рынка труда. Введение санкций против РФ приводит к необходимости замещения в первую очередь компетенций за счет развития человеческого капитала. Будет расти спрос на технологические, социальные, эмоциональные и другие более высокие когнитивные навыки. В статье определены основные тенденции рынка труда. Выделены отрасли, испытывающие дефицит кадров до момента введения санкций, что требует к ним особого внимания. Проанализирована ситуация, связанная с оттоком ИТ-специалистов. На основе построения сценариев импортозамещения и анализа торгового баланса РФ построены прогнозы спроса на высококвалифицированный труд в отраслевом и профессиональном разрезе. Характер изменений на рынке труда будет зависеть от стратегии импортозамещения, выбранной государством, где возможны два варианта – прямое или экспортоориентированное импортозамещение Необходимость трансформации производств приведет к росту спроса на инженеров, особенно в обрабатывающей промышленности, металлургии, военной промышленности. Необходимость импортозамещения в ИТ сфере приведет к росту спроса на данных специалистов и специалистов в области цифровых трансформаций. Тенденцией на ближайшие несколько лет станет отставание индексации заработной платы от размеров инфляции и снижение как следствие качества жизни. При этом будет осуществляться сохранение занятости, в том числе и за счет неполной занятости. Увеличится неформальная занятость. При этом сохранение занятости и отказ от индексации заработных плат будет затягивать процессы структурной перестройки рынка труда.

Осницкий А.К., Моргаева Н.Ю.
ОСОБЕННОСТИ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА МЕТОДИКИ «ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК МУЖСКОЙ И ЖЕНСКОЙ СУБЪЕКТНОСТИ»

Аннотация. Целью данного исследования является факторный анализ методики «Исследование характеристик мужской и женской субъектности». Разработка методики основана на исследовании и анализе категории субъектности, которая отражает действенно-преобразующую природу личности. Субъектность личности определяется через субъектные свойства личности. Методика направлена на выявление различий в степени выраженности субъектных свойств личности. В процессе исследования были определены особенности конструирования методики с помощью факторного анализа по методу главных компонент с Varimax-вращением матрицы, реализованного в прикладном пакете программ SPSS для Windows(версия 13.0). Факторный анализ позволил определить факторную структуру методики и её соответствие критериям надёжности. Критерий Кайзера – Мейера – Олкина показал высокую применимость факторного анализа, коэффициент сферичности Барлетта – устойчивость выявленных корреляционных связей, а Cumulative % соответствует нормативным показателям дисперсии признаков в факторах методики. Для получения простой и устойчивой факторной структуры был использован метод Барлетта для вычисления и оценки факторных коэффициентов. В результате факторного анализа в мужской выборке выделилось 4 фактора, а в женской выборке – 5 факторов. Индивидуальные различия субъектности личности в утверждениях методики выявлялись по U – критерию Манна-Уитни и Колмогорова-Смирнова two-sample. В процессе исследования установлено, что субъектность личности имеет гендерные различия, а факторная структура методики обусловлена проявлениями мужской и женской субъектности личности.

Неусыпова Е.А.
В ДИАЛОГЕ С ПЕДАГОГАМИ-МУЗЫКАНТАМИ ПРОШЛОГО: К ПРОБЛЕМЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье автор обращается к опыту музыкантов-педагогов прошлого, к историческим концепциям, многие положения которых и сегодня вызывают интерес, позволяют найти новые варианты решений сложных музыкально-педагогических проблем, а иногда, напротив, заставляют современного музыканта задуматься над тем, как и почему происходит возрождение идей, давно опровергнутых временем. Анализируется педагогическая система И.Б. Ложье и условия ее реализации в условиях современного музыкального профессионального образования. По мнению автора, важным педагогическим условием совершенствования системы профессионального музыкального образования на современном этапе является создание атмосферы творческого общения, творческого диалога. Концепция творческого диалога является тем фундаментом, на котором строится профессия, что позволяет рассматривать творческий диалог в качестве обязательного компонента в осуществлении музыкально-педагогического процесса.

Смотрова И.В., Свирина А.Г.
КИБЕРБУЛЛИНГ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ПРИЗНАКИ, ФОРМЫ И МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ

Аннотация. Интернет прочно вошел в жизнь современного подростка, который значительную часть времени проводит в онлайн-пространстве в целях реализации своих интересов и задач: учебных, творческих, развлекательных, коммуникационных. В то же время развитие цифровых технологий, круглосуточная доступность интернета из любой точки мира, возможность оставаться неузнаваемым, трансформация морально-нравственных установок привели к появлению различных форм киберпреступлений по отношению к детям и подросткам.

В последние годы несовершеннолетние, для которых общение является одним из важнейших видов деятельности, в процессе коммуникации в интернет-пространстве все чаще сталкиваются с киберагрессией, которая оказывает крайне негативное влияние на их психоэмоциональное и физическое состояние. Речь идет не только о депрессии, потере интереса к жизни, учебе, проявлении агрессии, но и о суицидальных мыслях и попытках.

В связи с тем, что в подростковом возрасте дети наиболее уязвимы, они легко становятся мишенью для кибертравли. С развитием цифровых технологий формы агрессии в интернете становятся все разнообразнее и изощреннее, поэтому крайне важно защитить несовершеннолетних от интернет-издевательств и тем самым сохранить их психическое и физическое здоровье. Наиболее эффективными способами в данной проблеме являются профилактические меры, направленные на предупреждение киберагрессии, воспитание культуры медиапотребления, обучение детей цифровым компетенциям, которые позволят несовершеннолетним распознавать киберугрозу и принимать адекватные меры для купирования травли в Сети.

Как показывает практика, самостоятельно ребенок справиться с проблемой издевательства в интернете не в состоянии, и в связи с этим следует особо отметить роль родителей, педагогов, которые могут своевременно увидеть изменения в поведении ребенка, выявить проблему и оказать необходимую помощь.

Фэн Юйди
РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ВАН ХАНЬ (КНР)

Аннотация. В статье рассматриваются особенности развития музыкальности детей в процессе хореографической подготовки по направлению «классический балет» в частной танцевальной школе Ван Хань (Китайская Народная Республика). Автор обращается к понятию музыкальности в целом, а также к пониманию музыкальности в контексте хореографической подготовки детей. Сущность развития музыкальности в процессе хореографической подготовки заключается в развитии способности воспроизводить средствами танцевальной пластики многогранность и полноту музыкального образа. Развитие музыкальности происходит постепенно, каждый этап этого процесса имеет свои специфические особенности, прежде всего, возрастные, которые определяют различия в способности воспринимать те или иные стороны содержания музыкальной составляющей танца.

Чжун Синьчжэ, Корноухов М.Д.
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ФОРТЕПИАННОМ КЛАССЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ КНР

Аннотация. В статье рассматривается направленность учебного процесса фортепианного класса в музыкальных школах КНР на развитие творческого мышления учащихся. Данный процесс в дидактическом плане связан с поощрением учащихся к самостоятельному размышлению о возникающих технологических проблемах, стимулирование интереса к совместному с педагогом поиску методов их решения. С позиции исполнительства, актуализируя творческое мышление начинающих пианистов, преподаватель сосредотачивает своё внимание на развитии у своих воспитанников эмоционального выражения и артистических качеств в игре на инструменте, сочетая исполнительское мастерство с художественной коннотацией музыкальных произведений. Затрагиваются вопросы стимулирования воображения учащихся, потребности личностного понимания музыки через эмоции, использования специальных индуцирующих вопросов, домашних заданий для закрепления полученных знаний и развития творческого потенциала учащихся, а также совершенствования системы оценивания. Развитие творческого мышления в фортепианном классе обусловлено необходимостью соблюдения ряда педагогических условий в учебном процессе. Например, точной диагностикой индивидуальных способностей начинающего пианиста, пониманием сильных и слабых сторон его исполнительского психолого-физиологического потенциала, ясным целеполаганием обучения, определением возможных средств педагогического воздействия, а также изучением эффективности педагога и динамики творческого развития учащихся. После этого преподаватель намечает индивидуальную траекторию пианистического становления своих воспитанников в создаваемом информационно-образовательном пространстве, объединяя аудиторный и внешкольный контент в единую систему, учитывая соответствующие педагогические технологии и возрастающие требования к содержанию фортепианного образования.

Ян Нин
ИЗ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ ТРАДИЦИИ АКАДЕМИЧЕСКОГО ВОКАЛА В КИТАЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В статье автор обращается к истокам китайского певческого исполнительского искусства, рассматривает историю становления европейской традиции академического пения в образовании Китая и выделяет особенности развития данного направления вокального исполнительства. Реформы и перемены, происходившие в Китае в процессе исторического развития, особенно в начале XX века, запустили процесс интенсификации политических, экономических и культурных связей, повлияли на все сферы жизни общества, послужили толчком к усилению взаимодействия и взаимопроникновения культур, в том числе к возникновению новых направлений, течений и жанров в китайском музыкальном искусстве. В результате сформировалась китайская школа академического вокала, передающая сложившиеся традиции в современном музыкальном образовании.

Семчук И.В., Слободчикова Ю.В., Григорьев С.М.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ПРИ УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Аннотация. Целью работы является подтверждение, выдвинутой авторами гипотезы, что индивидуально-психологические особенности личности, а именно, адекватно высокая самооценка и уровень притязаний, а также мотивация достижения успеха значимо влияют на повышение эффективности выполнения контрольных функций при управлении организацией.

Для исследования индивидуально-психологических характеристик использовались тесты самооценки по Дембо-Рубинштейн, мотивационный тест А.А. Реана и авторская анкета «Контроль в организации».

Установлено, что только сотрудники с адекватной личностной самооценкой могут комфортно воспринимать контрольные управленческие функции в организации. Сотрудники с «Мотивацией достижения успеха» более высоко оценивают эффективность контрольной функции в своей организации, а сотрудники с «Мотивацией избегания неудач», напротив – не очень довольны уровнем контроля.

РАЗДЕЛ III. ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТА ТРУДА И ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ

Бонкало Т.И.
ВЛИЯНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ НА СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ И ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования, целью которого стало выявление особенностей взаимосвязи толерантности к неопределенности, стрессоустойчивости и реакции на стресс старших подростков. В исследовании приняли участие 620 подростков в возрасте от 16 до 17 лет. Исследование проходило в онлайн-формате с помощью онлайн-тестов: опросника «Толерантность к неопределенности» (Т.В. Корнилова), теста на стрессоустойчивость (Ю.В. Щербатых), опросника «Реакции на стресс» (С. Хобфолл в адаптации Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченковой). В результате статистической обработки эмпирических данных было выявлено, что как толерантность, так и интолерантность к неопределенности в значительной степени влияют на проявление стрессоустойчивости, определяя характер реагирования подростков на стрессовые ситуации. Интолерантность к неопределенности детерминирует устойчивость реакции на стресс: выбор конструктивных стратегий преодоления стрессовых ситуаций, ориентированных на социальную поддержку и четкое понимание границ своей ответственности. Толерантность к неопределенности позволяет подросткам выходить за пределы известных конструктивных способов совладания со стрессом и находить оптимальные пути выхода из трудной жизненной ситуации. Деструктивные стратегии преодоления стресса, как и низкий уровень стрессоустойчивости характерны для тех подростков, которые не обладают ни толерантностью, ни интолерантностью к неопределенности, что обусловливает актуализацию риска ухудшения их психического здоровья в ситуациях неопределенности.

Брускова Э.В.
МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА И МОТИВАЦИЯ ИЗБЕГАНИЕ НЕУДАЧ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР УСПЕШНОЙ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Аннотация. На данный момент мотивация достижения является очень актуальной проблемой в связи с ориентацией современного общества на успех. Сама природа мотивации достижения, компоненты, характеризующие ее, свидетельствуют о том, что она эффективно влияет на формирование личности и поэтому является важным средством реализации учебно-профессиональных целей. Следовательно, одной из задач системы образования является создание условий для мотивации студентов для того, чтобы достичь конструктивных, положительных результатов в учебно-профессиональной деятельности. Мотивация, возможно, является одним из самых важных факторов успеха в жизни. Мотивация – это компонент, которым должен обладать каждый для достижения своих целей, без мотивации отсутствует стремление к достижению собственных целей. Это необходимое условие и фактор, побуждающий к действию. Мотивация достижения определяется как потребность в достижении и является важным детерминантом стремления, усилий и настойчивости, когда индивид ожидает, что его результаты будут оцениваться по отношению к некоторому стандарту совершенства.

Еще одним ключевым аспектом является концепция о том, что мотивация достижения проистекает из двух отдельных потребностей. Одна – мотивация достижения и связана с желанием достичь успешных целей, а другая – мотив избежать неудачи.

Козьяков Р.В.
РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается такой психологический феномен, как креативное мышление, который в настоящее время приобретает все большую популярность. Смешанное обучение представляет дополнительные возможности при развитии креативного мышления, которые не всегда реализуемы в традиционном обучении. В работе приводится анализ исследований креативного мышления, представленных в зарубежной и отечественной психологических школах. Рассматривается динамика развития креативного мышления на протяжении жизни личности, в том числе периоды снижения и повышения уровня креативного мышления, а также объясняются причины данного феномена. Подробно рассматриваются наработки, осуществленные в рамках традиций культурно-исторической теории Л.С. Выготского, процессуально-деятельностного подхода А.Н. Леонтьева и идей креативного конструктивизма. В работе представлено описание методов и методик диагностики, коррекции и развития креативного мышления, осуществляемых при участии автора. В тексте рассматривается модель развития креативного мышления и представлено описание уровней креативного мышления (допрофессиональный, базовый, профессиональный, наставника). В крайней части статьи представлены общие рекомендации по развитию креативного мышления, которые могут применяться к различным возрастным, культурным, интеллектуальным (определенный уровень образования, знаний, умений, жизненный опыт участников) группам. В заключении хотелось бы отметить, что исследование креативного мышления получают особую актуальность, как тенденция противопоставления технологизации множества процессов современного общества.

Коренчук В.В., Капустина Т.В., Садон Е.В.
КОМПЛАЕНТНОСТЬ У МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИМ СТРЕССОМ

Аннотация. Низкий уровень комплаенса при различных заболеваниях может быть одной из причин высокого уровня осложнений, ухудшения качества жизни и смертности. Актуальность исследования обусловлена тем, что посттравматический стресс оказывает глубокое негативное воздействие на психологическую безопасность и благополучие человека, сказывается на уровне физической и социальной активности, вызывает потерю интереса к видам деятельности, которые раньше были важны для человека, снижает желание заботиться о своем физическом и психическом здоровье, что может отражаться и на уровне комплаентности. Эмпирическое исследование проводилось с помощью Индивидуально-типологического опросника, Интегративного теста тревожности, Личностного опросника Бехтеревского института, опросника «Отношение к здоровью» и короткой формы опросника «Уровень комплаентности». Для разделения выборки на основную группу (40 человек) и группу сравнения (62 человека) применялись опросник травматических ситуаций (LEQ), методика ШОВТС и Миссисипская шкала. Для статистической обработки были использованы точный критерий Фишера, коэффициент ранговой корреляции Ч. Спирмена и непараметрический критерий U-критерия Манна-Уитни. Полученные результаты говорят о противоречивости в структуре личности молодых людей с посттравматическим стрессом. С одной стороны, они ценят своё здоровье, много о нём беспокоятся и стремятся чувствовать себя хорошо, наслаждаться этим состоянием. С другой стороны, исследуемые не готовы к целенаправленным действиям для поддержания своего здоровья, могут попустительски относиться к рекомендациям врача и реагируют на своё заболевание зачастую неразумно, тем самым оттягивая момент выздоровления, что указывает на необходимость психокоррекционных мероприятий.

Тимушкин А.В., Попов А.В.
ТРЕНИРОВКА ГАНДБОЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГОРЬЯ

Аннотация. Цель исследования – определение влияния тренировочного процесса гандболистов на функциональное состояние и физическую подготовленность во время пребывания в горах и в последующий период реадаптации. Материалы и методы. В исследовании принимали участие 12 гандболистов. Исходные данные были получены в г. Бишкек, в период трехнедельного пребывания в среднегорье (2000 м) и после возвращения спортсменов в предгорье. Во время пребывания в горах двигательный режим спортсменов существенно не отличался от привычного в условиях предгорья. Тестирование уровня физической подготовленности проводили в условиях предгорья, на 4 и 19-е сутки пребывания в среднегорье и на 5–6, 18–19 и 25–26-е сутки периода реадаптации. Медико-биологическую часть исследования осуществляли в условиях предгорья до выезда в горы и на 6–7 и 20–21-е сутки периода реадаптации. У спортсменов оценивали состояние дыхательной функции, кардиореспираторной системы и уровень максимального потребления кислорода. Результаты. Тренировка в среднегорье способствовала улучшению результатов во всех тестовых упражнениях, характеризующих уровень физической подготовленности гандболистов. В трехнедельный период реадаптации отмечали сохранение и дальнейшее улучшение результатов в большинстве тестовых упражнений.

В период реадаптации наблюдали повышение резервов внешнего дыхания, положительную динамику аэробной производительности и оптимизацию деятельности сердечно-сосудистой системы. Выводы. Тренировка в условиях среднегорья способствует повышению уровня общей и специальной физической подготовленности гандболистов, обеспечивает повышение аэробной производительности организма, расширение резервов кардиореспираторной системы гандболистов, экономизацию функций при выполнении циклической работы на уровне МПК.