РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
Абянова А.Н.
СОЗДАНИЕ СОВЕТСКОЙ МОДЕЛИ ВОЕННОЙ МЕДИЦИНЫ
Аннотация. Тема создания советской модели военной медицины актуальна, поскольку она связана с рядом крупных проблем, имеющих прямое отношение к современности: оказание медицинской помощи армии и мирному населению в период народных бедствий, создание сети лечебных учреждений во фронтовых и прифронтовых районах, борьба с распространением эпидемий. С установлением Советской власти одной из первостепенных задач, стоящих перед большевистским руководством, была организация оказания медицинской помощи раненным бойцам и участникам революции. Однако, ситуация усложнялась, поскольку большая часть медицинской интеллигенции бойкотировала мероприятия советского правительства в области постановки медицинского дела, что послужило причиной острой нехватки медицинского персонала в годы Гражданской войны. Большевики ставили задачей не только оказание медицинской помощи во фронтовых и прифронтовых районах, но и организацию проведения профилактических мероприятий, а также проведение санитарно-просветительской работы в рядах Красной Армии. В условиях войны потребовался длительный период времени для искоренения межведомственной раздробленности в системе военной медицины и создания Главного Военно-санитарного Управления в качестве самостоятельного отдела в составе Народного комиссариата здравоохранения РСФСР.
Бусько С.И.
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В СТРУКТУРАХ ВОЕННОГО МИНИСТЕРСТВА
В БЕЛОРУССКИХ ГУБЕРНИЯХ НА РУБЕЖЕ XIX–XX ВВ.
Аннотация. Статья посвящена становлению системы физического воспитания в белорусских губерниях Российской империи на рубеже XIX–XX вв. сквозь призму структур Военного министерства. Подчеркивается, что процессы модернизации во второй половине XIX в. привели к формированию армии нового типа с более серьезными требованиями к умениям и навыкам военнослужащего, стимулировали поиски альтернативных моделей подготовки (шведская, немецкая и сокольская модель гимнастики). Автор рассматривает армейскую среду как один из ключевых источников формирования физической культуры и спорта в белорусских губерниях. На примере Полоцкого кадетского корпуса анализируются новые модели физического воспитания и основные проблемы подготовки новобранцев, отмечено положительное влияние армии на преподавание гимнастики в гимназиях и училищах Виленского учебного округа. Изучена роль Военного министерства и его структур в разработке инновационных подходов в сфере физического воспитания при обучении солдат и унтер-офицеров. Исследование военных лагерей, армейских сборов и учений в Виленском военном округе дало возможность оценить их как один из ключевых механизмов проникновения спорта в традиционное белорусское общество в начале ХХ в. (велосипед, футбол, теннис, гимнастика), а военные подразделения – как один из центров формирования городского досуга в начале ХХ в.
Гриценко А.И.
КАЗЕННОКОШТНЫЕ СТУДЕНТЫ МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА КАК СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА
Аннотация. Статья посвящена ранее не предпринимавшемуся в отечественной историографии комплексному исследованию казеннокоштного студенчества Московского университета николаевского времени как важнейшей группы среди университетской молодежи, в наибольшей степени представлявшей ценности и характерные особенности всей студенческой массы того времени. На основе архивных данных, официальной документации университета, а также ряда источников личного происхождения выявлены основные черты данной группы, а именно разночинское происхождение большинства “казенных питомцев”, достаточно молодой возраст переходящих на казенный кошт, их скромное материальное положение. С точки зрения тенденций развития социальной группы казенных учащихся стоит отметить постепенное расширение представительства данного вида студентов в университетских стенах, связанное как с общим расширением корпуса учащихся, так и с осознанием преимуществ университетского образования в широких слоях городского населения Российской империи. Что касается представленности казеннокоштных студентов по факультетам и отделениям Московского университета, то большинство из них пребывало на Медицинском факультете, что связано не только с масштабным приемом учащихся на него, но и с профессиональными перспективами в рамках данной специальности. Казенное обеспечение не считалось престижным статусом для студента, но предполагало полнейшее обеспечение материальных потребностей учащихся в пище, крыше над головой (они жили непосредственно в стенах Университета), книгах, письменных принадлежностях, мебели и одежде. С другой стороны, казенный кошт предполагал пристальное наблюдение за учебой и нравственностью учащихся со стороны инспектора студентов, его помощников, а также вышестоящих университетских властей. Тем не менее, ряд бывших “казенных питомцев” с теплотой вспоминали студенческие годы и считали казенное содержание благом для небогатых студентов-разночинцев. С отменой же казенного кошта в 1858 г. закончилась целая глава в истории студенчества Московского университета и его ядра, казенных студентов.
Ермолаев В.В.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ТРАНСФОРМАЦИИ ФУНДАМЕНТА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКИХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Аннотация. Содержание, механизмы и результаты реформ органов внутренних дел России, проводимых в течение трёхсот лет в разные эпохи, при различном политическом строе и доминирующих социально-экономических укладах, демонстрируют выраженную социально-психологическую закономерность – перманентность кризисов организационной культуры ОВД связана со сменой баланса власти в правящей элите и установлением, соответствующих ему идеологических, ценностных и мировоззренческих приоритетов, определяющих, как принципиально иную практику управления ОВД России, так и отношение к российским гражданам в ситуациях правоприменения. На основе результатов контекстного и контент-анализа документов о реформах организационной культуры ОВД в новой и новейшей истории России, автором приведён анализ социально-психологических закономерностей трансформации фундамента организационной культуры российских органов внутренних дел.
Приведенные данные показывают, что практически все реформы в истории министерства были направлены на трансформацию фундамента организационной культуры ОВД и фактически связаны с перманентной борьбой различных группировок правящей российской элиты за государственную власть.
Зайнуллин Т.Р., Пеньковцев Р.В.
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КНР В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ В XXI ВЕКЕ
Аннотация. Цель исследования – проанализировать внешнюю политику КНР в Азиатско-Тихоокеанском регионе в XXI веке. В данной статье рассматривается основные цели и задачи внешней политики КНР в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Одной из главных целей Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе является обеспечением безопасности и защита суверенных прав на островных территориях в Южно-Китайском море, в том числе и решение Тайваньского вопроса. Кроме того, КНР активно выступает за региональную экономическую интеграцию стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В процессе написания статьи были использованы первоисточники и доклады официальных ведомств, заявления официальных руководителей и представителей. В результате определенно, что Китай использует свои экономические, политические, дипломатические средства и средства безопасности для защиты своих интересов в регионе и поддержания регионального порядка. Ключевым соперником КНР в Азиатско-Тихоокеанском регионе является США и его ближайшие союзники по соглашениям QUAD и AUKUS. США пытается активно противостоять развитию влияния КНР в регионе. США не желает упускать Тайвань из орбиты своего влияния, так как потеря Тайваня и его присоединение к КНР приведет к окончательному поражению в Азиатско-Тихоокеанском регионе. От того как будет решен Тайваньский вопрос будет зависеть архитектура безопасности всего региона.
Семёнов С.А., Андрианов В.А., Ермаков В.В., Карпов Е.Н., Юнусов Ш.М.
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ШАХМАТНОГО ДВИЖЕНИЯ В МАРИЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ В 1926-1929 ГГ.
Аннотация. В статье рассматривается период становления шахматного движения в Марийской автономной области в 1926-1929 годы. В эти годы была создана областная шахматно-шашечная секция и начали создаваться кантонные секции. Заложено начало проведения шахматных турниров, главным из которых стал первый областной шахматный турнир в рамках третьего праздника физкультуры. По итогам турнира были выявлены сильнейшие шахматисты области и определен уровень развития шахмат, как в Марийской автономной области, так и в ее кантонах. Освещаются мероприятия шахматно-шашечной секции Совета физической культуры при Областном исполнительном комитете Совета рабочих, крестьянских, красноармейских депутатов Марийской автономной области по пропаганде и развитию шахмат среди массового населения области.
Для написания статьи введены в научный оборот архивные материалы 20-х годов ХХ века фонда Государственного архива Республики Марий Эл. Часть материалов введена впервые. Так же были использованы заметки из местных газет на русском языке – «Марийская деревня», «Ударник», «Юринский рабочий», газет на марийском и горномарийском языках – «Марий йал» и «Кыралшы».
Турсунов Ё.С., Циунчук Р.А.
АКТИВИЗАЦИЯ ДВУХСТОРОННИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РЕСПУБЛИКОЙ ТАДЖИКИСТАН И СОЕДИНЕННЫМИ ШТАТАМИ АМЕРИКИ В РАМКАХ БОРЬБЫ С МЕЖДУНАРОДНЫМ ТЕРРОРИЗМОМ
Аннотация
Цель. Рассмотрение активизации двухсторонних отношений между Республикой Таджикистан и Соединенными Штатами Америки в рамках борьбы с международным терроризмом.
Методы. Исследование формирования и дальнейшего развития взаимоотношений между Республикой Таджикистан и Соединёнными Штатами Америки в тесной связи с мировыми военно-политическими, дипломатическими и иными процессами.
Результаты. Подробно отражены различные, ранее практически не исследованные темы: развития тесного партнерства Республики Таджикистан и США в борьбе с терроризмом, проведение антитеррористический операций в Афганистане, проведение операции «Нерушимая свобода».
Практическая значимость результатов заключается в том, что изучения особенностей взаимоотношений между Республикой Таджикистан и Соединённых Штатов Америки могут быть востребованы при написании обобщающих работ по истории международных отношений, дипломатии, зарубежного регионоведения, внешней политики Таджикистана, а также при подготовке учебных и методических пособий, чтения общих и специальных вузовских курсов.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые комплексно рассмотрены объективные предпосылки формирования и развития взаимоотношений между Республикой Таджикистан и Соединёнными Штатами Америки, ее сущностной характеристики и основных периодов таджикско-американского сотрудничества.
РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКСНОЕ ПОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
Брель О.А.
ПОДГОТОВКА ТУРИСТСКИХ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА
Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема подготовки кадров для индустрии туризма в условиях цифровизации. Автором подчеркивается, что активное применение цифровых технологий способствует трансформации всей индустрии туризма, требующей, в свою очередь, соответствующих изменений в подготовке туристских кадров. Проанализирован опыт российских и зарубежных авторов по данному направлению. Приводятся результаты опроса студентов и работников турфирм, направленного на выявление цифровых компетенций, необходимых специалисту сферы туризма в современных условиях. Подчеркивается необходимость модернизация основных профессиональных образовательных программ, учебных планов, рабочих программ дисциплин и практик с учетом требований цифровой экономики. В статье делается акцент на широкие возможности, которые предоставляют цифровые технологии как преподавателям в разработке и реализации дисциплин, так и студентам при освоении основной образовательной программы. Отмечается необходимость формирования цифровых компетенций у будущих специалистов сферы туризма в процессе их обучения в вузе в условиях цифровой трансформации индустрии туризма.
Володарская Е.А., Гасимов А.Ф.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ФЕНОМЕНА ОТЗЫВЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ: ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ И РАЗРАБОТКА МЕТОДОЛОГИИ ДИАГНОСТИКИ
Аннотация. Работа посвящена социально-психологической проблеме структуры конструкта отзывчивости личности, которая помогла бы ответить на вопрос об эффективности организационного лидерства в изменяющейся и неопределенной современной социальной реальности. На основании осуществленного библиографического анализа литературных источников, предполагалось, что существует единый конструкт отзывчивости личности, отражающей, с одной стороны, совокупность индивидуально-характерологических черт, а, с другой стороны, процесс реализации этих признаков через создание особой среды для группы в ситуации неопределенности. Внутригрупповая среда – это особый тип коммуникации в рамках группового взаимодействия между членами группы и с лидером, способствующий решению поставленной задачи. Именно отзывчивость как интегральное качество (или совокупность способностей) члена группы, предполагающее создание данной среды в ситуации неопределенности, дает основание выдвинуться в лидерскую позицию. В эмпирическом исследовании проверялось теоретическое предположение о трехкомпонентной структуре отзывчивости, включающую, во-первых, фактор работы с новой информацией, описываемый по признакам креативности субъекта при выделении в информации разнообразия потенциальных возможностей для решения задачи, а также безоценочного отношения к информации и ее переводе из неявного знания в четкое целостное решение для группы. Во-вторых, фактор проницательности личности, конкретизируемый в понимании чувств другого в межличностном взаимодействии. В-третьих, фактор толерантности к неопределенности, способствующий тому, чтобы занять лидерскую позицию в группе в ситуация неясности и невозможности предсказать или предвосхитить ход дальнейших действий. Выборку испытуемых составили 66 человек: 56 женщин (84,8%) и 10 мужчин (15,2%) – студенты факультета психологии московских вузов. Использовались следующие методики: опросник «Эмпатические компетенции» (Яценко Т.Е., Олифирович Н.И., Рзаева Ж.В.), опросник выявления ситуативного/надситуативного уровня педагогического мышления (Кашапов М.М., Киселева Т.Г.), методика диагностики творческого потенциала и креативности (Рогов Е.И.), русскоязычная версия шкалы общей толерантности к неопределенности Д. Маклейна (адаптация Осина Е.Н.). Качественный и количественный анализ эмпирических данных, нацеленный на подтверждение или отвержение гипотезы о существовании взаимосвязи между исследуемыми переменными, в которой проявляется общий феномен – отзывчивость личности, показал, что единого конструкта, состоящего из трех единых по содержанию компонентов, выявлено не было.
Горская Т.Ю., Замега Э.Н.
ПЕРСПЕКТИВА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ: ЗА И ПРОТИВ
Аннотация. В современном мире компьютерные технологии, различные гаджеты занимают большую часть внимания человека, затрагивая почти все сферы его деятельности. Таким образом, с высоким ростом информационных технологий, широко используемых в производстве и в обычной жизни, возникает потребность внедрения их и в образовательные процессы. За последние несколько лет вопросы цифровизации образования перешли из разряда актуальных в разряд жизненно необходимых, особенно в период пандемии, когда российские вузы вынуждены были переходить на цифровой формат обучения.
В статье представлены результаты опыта организации дистанционного обучения в период пандемии COVID-19 в нескольких российских ВУЗах, таких как Казанский государственный архитектурно-строительный университет, Еврейский университет и Московский технический университет связи и информатики. Исследованы взаимодействие преподавателей и студентов при применении дистанционных образовательных технологий, мотивация к обучению и преподаванию в цифровом формате, а также возможности представленных на сегодняшний день виртуально обучающих систем. Проанализированы плюсы и минусы такой формы обучения для гуманитарных и прикладных направлений подготовки. Показаны возможности повышения качества дистанционных образовательных технологий студентов как очной, так и заочной форм обучения.
Гузеев М.С.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Аннотация. В статье на основе анализа различных подходов к исследованию вопросов безопасности определены содержание, смысловое наполнение и сущностные признаки понятия «безопасность образовательного процесса», выявлены педагогические условия ее обеспечения. В ходе изучения структуры образовательной среды установлено, что чтобы она была в полной мере безопасной, необходимо создавать условия для развития субъектных качеств личности, изменять себя и окружающий мир в соответствии со своими ценностно-целевыми приоритетами, основу которых должны составлять гуманистические нравственные ценности.
Новикова Ю.А., Чимаров С.Ю., Душкина Е.В., Михалев В.Н.
ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА АКАДЕМИЧЕСКУЮ УСПЕВАЕМОСТЬ ИНОСТРАННЫХ СЛУШАТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ
Аннотация. Сотрудничество правоохранительных органов различных государств осуществляется не только в рамках самой правоохранительной деятельности, но и в рамках подготовки квалифицированных полицейских. Одним из важных показателей уровня подготовки обучающихся является академическая успеваемость. Исследования показывают, что успеваемость зависит от когнитивных факторов. Если говорить о внешних факторах, влияющих на успеваемость, то качество усвоения учебного материала зависит от множества факторов и не последними из них являются социально-психологические.
Хорошая успеваемость иностранных слушателей имеет первостепенное значение в любой образовательной системе. Между тем, многочисленные факторы влияют на академическую успеваемость иностранных обучающихся и были исследованы, но многие проблемы сохраняются. Обзор литературы и эмпирическое исследование в этой области позволил бы выявить пробелы и области, требующие дополнительных исследований, и будет иметь большое значение для исправления ситуации. Эмпирическое исследование проводилось на базе Санкт-Петербургского университета МВД России. В исследовании участвовало 37 слушателей факультета подготовки иностранных специалистов с первого по четвертый курс. Были использованы следующие методики: методика “Исследование восприятия индивидом группы», “Экспресс-методика” по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе, методика “Исследование направленности личности”.
Изучение влияния социально-психологических факторов, влияющих на успеваемость иностранных полицейских, обучающихся в образовательных организациях МВД России, позволит правильно структурировать процесс обучения, учитывая все факторы, для того, чтобы обучающиеся достигли успешности в обучении.
Ефимова Е.А.
РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ: LANZARINI O., MARTINIS R. “QUESTO LIBRO FU DI ANDREA PALLADIO”. IL CODICE DESTAILLEUR B DE L’ERMITAGE. – ROMA: “L’ERMA” DI BRETSCHNEIDER, 2015
РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ: LANZARINI O., MARTINIS R. “QUESTO LIBRO FU DI ANDREA PALLADIO”. IL CODICE DESTAILLEUR B DE L’ERMITAGE. – ROMA: “L’ERMA” DI BRETSCHNEIDER, 2015
Ефимова Е.А.
Московский государственный университет имени М.В. ЛомоносоваАннотация. Книга “Questo libro fu di Andrea Palladio”. Il codice Destailleur B de l’Ermitage (2015), выпущенная О. Ландзарини и Р. Мартинис, представляет собой первую научную публикацию сборника итальянских архитектурных рисунков XVI в., хранящегося в научной библиотеке Государственного Эрмитажа. В рецензии рассматривается история изучения этого альбома, который имел особое значение в эволюции архитектурного рисунка эпохи Ренессанса и вызывал большой интерес у исследователей XIX-XXI вв. Автор высоко оценивает качество каталога рисунков альбома, выполненного на современном научном уровне с учетом последних публикаций по теме, и рассматривает основные положения и выводы исследования. Далее Е.А. Ефимова вступает в полемику с авторами книги по ряду важных вопросов, включающих атрибуцию альбома, возможность его связи с наследием А. Палладио, его соотношение с ближайшими аналогами, взаимодействие с другими авторами и взаимосвязь с известными сборниками ренессансных рисунков на античные сюжеты. В итоге автор приходит к выводу о наличии в книге, несмотря на многие достоинства, существенных недостатков, главным из которых она считает изолированное рассмотрение альбома Destailleur B в отрыве от его параллелей в архитектурной графике XVI-XVII вв. Она считает необходимым выпуск нового издания, основанного на детальном изучении оригиналов рисунков и включающего рассматриваемый альбом в широкий исторический контекст.
Зимина А.А., Финогенова Т.А.
ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ КАК ФАКТОР АНТИСТАРЕНИЯ (СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ)
Аннотация. В статье представлены данные экспериментального исследования, выявляющие личностные ресурсы, способные замедлить индивидуальное старение человека с учетом его возрастных особенностей и выявляющие взаимосвязи личностных ресурсов с ожидаемым пенсионным возрастом. Методы: Диагностика биологического (БВ), психологического (ПВ) возрастов, индекса относительного биологического старения (БВ-ДБВ), индекса относительного психологического старения (индекс ПВ-КВ), оценка субъективного психологического возраста, анкета жизненного пути, опросник ожидаемого пенсионного возраста, опросник по изучению личностных ресурсов. Биологический возраст оценивается с помощью формулы, включающей в себя показатели массы тела, давления, работы сердечно-сосудистой, дыхательной и системы органов равновесия, также используется психологический опросник здоровья. Испытуемые: взрослые люди в возрасте 35-75 лет, проживающие в Северной Осетии. Была выявлена связь личностных ресурсов с ожидаемым пенсионным возрастом на уровне тенденции, также, выявлено, что личностные ресурсы, способны замедлить индивидуальное старение человека с учетом его возрастных особенностей. Различные ресурсы, в каждом возрастном периоде, могут выступать как фактором старения, так и фактором антистарения, снижая или повышая биопсихологический возраст, что позволяет сделать вывод о необходимости учета этих различий при изучении вопроса о взаимосвязи биопсихологического возраста и личностных ресурсов, способных замедлить индивидуальное старение человека.
Иванова О.И.
ЗНАЧИМЫЕ ПРЕДИКТОРЫ ВНУТРИСЕМЕЙНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Аннотация. Целью статьиявляется обобщение материалов по тематике социально-психологического взаимодействия и выделение в них значимых предикторов. В статье рассматриваются понятия детско-родительского отношения и взаимодействия. Процедура исследования заключалась в сборе и анализе материалов по тематике детско-родительского взаимодействия, а также последних эмпирических исследований по тематике детско-родительского взаимодействия. При проведении обзора исследований использовались методы анализа и обобщения проведенных исследований. В ходе обзора последних публикаций и диссертационных исследований по проблемам взаимодействия и детско-родительского взаимодействия определены значимые предикторы детско-родительского взаимодействия в различных типах семей.
Результаты исследования вносят вклад в теоретическое понятие взаимодействия и детско-родительского взаимодействия. Практическая значимость исследования дает возможность для практического применения теоретических знаний в области-детско-родительского взаимодействия и определяет дальнейший ход работ в плане эмпирических исследований в изучении процесса взаимодействия между родителями и детьми.
Корнеева О.Д., Горлова Н.А.
ЛИДЕРСТВО БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА КАК СПОСОБНОСТЬ УПРАВЛЯТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧАЩИХСЯ
Аннотация.Позиция лидера важна для учителя, так как она способна повысить качество образования, повлиять на процесс обучения, воспитания, развития, а также замотивировать учащихся в стремлении к получению знаний. В статье проведены теоретические исследования лидерства с позиции менеджмента и образования, определены педагогические условия и качества педагога-лидера, которые возможно развить в процессе общепрофессиональной подготовки в вузе. Делается вывод о том, что лидерские качества дают возможность эффективно управлять деятельностью обучающихся.
Моисеев В.В., Беликова Е.А., Ницевич В.Ф., Злотникова Е.В., Игнатов М.А., Боженов С.А.
АКТУАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ В РОССИИ
Аннотация. В статье рассматриваются результаты авторского социологического исследования на тему «Политическая активность молодежи как фактор электорального участия в России». По мнению авторов данной статьи, показатели политического участия российской студенческой молодежи за последние несколько лет значительно выросли, а само участие проявляется преимущественно в конвенциональной форме. В результате исследования определены актуальные тренды электоральных процессов в современной политической системе России, выявлены положительные тенденции повышение уровня гражданской активности российской молодежи, в том числе в студенческой среде.
Лихачева Э.В., Николаева Л.П., Огнев А.С., Огнева А.А., Огнева Н.А.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ
ТЕРАПИИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВИЗУАЛЬНОГО
КИНЕТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
Аннотация. В статье показана принципиальная возможность продуктивного использования приемов и методов когнитивно-поведенческой терапии в различных видах визуального кинетического моделирования, включая песочное игровое моделирование, работу с кинетическим песком и метафорическими ассоциативными картами; описаны особенности применения в визуальном кинетическом моделировании таких процедур когнитивно-поведенческого консультирования, как выявление автоматических мыслей, идентификация глубинных убеждений, проектирование предстоящей деятельности, моделирование и репетиция оптимальных форм поведения; конкретизированы способы реализации такие технические приемы, как декатастрофизация, реатрибуция, децентрация, проведение поведенческих экспериментов, переключение внимания, совершенствование навыков саморегуляции, конструктивное преобразованием глубинных убеждений; приведены оптимальные сочетания различных видов визуального кинетического моделирования, направленного на повышение самоэффективности человека.
Пугачева Е.В., Тымчиков А.Ю.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ГОТОВНОСТИ К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНКУРСАХ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МАСТЕРСТВУ ИХ ПОБЕДИТЕЛЕЙ И ПРИЗЕРОВ
Аннотация. В статье представлено исследование по выявлению психологических детерминантов готовности к соревновательной деятельности в конкурсах по профессиональному мастерству их победителей и призеров. Описан анализ личностно-профессиональных качеств, которые способствовали победителям и призерам конкурсов профессионального мастерства готовности к соревнованиям и победе. В завершении исследования выявлены психологические детерминанты готовности участников к соревновательной деятельности и победе.
Рогатых С.В.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В СФЕРЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАМЧАТСКОГО КРАЯ
Аннотация. В статье рассматриваются результаты анализов принципов и механизмов развития, сохранения человеческого капитала педагогов средней школы. Выделяется основная цель проведенного исследования: выяснить, какова роль педагога в образовательном человеческом капитале, в условиях трансформации содержания образования. Описаны такие методы исследования, как: анализ предмета исследования на основе изучения литературы, изучение нормативной документации, а также данных статистических отчетов, отчетов о результатах деятельности школ, их программ развития. В статье приводятся результаты проведенного исследования, а также говорится о тех проблемах, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса. По итогам анализа результатов проведенного исследования отмечается необходимость повышения развития человеческого капитала педагогических работников, совершенствование системы управления педагогов со стороны администрации школ. Развитие человеческого капитала образовательной организации позволяет повысить ее конкурентоспособность с точки зрения привлекательности и качества оказываемых образовательных услуг. Рассмотрены различные инструменты стимулирования человеческого капитала в сфере образования. Предлагается предусмотреть различные эффективные формы повышения человеческого капитала педагогов общего образования, основным условием которого является сохранение здоровьесберегающей, финансовой и трудосберегающей составляющих труда учителей.
Селин П.В.
МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ СУВОРОВСКОГО ВОЕННОГО УЧИЛИЩА МВД РОССИИ К СОВМЕСТНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. Совершенствование воспитательной деятельности педагогического коллектива суворовских военных училищ Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – СВУ МВД России) является традиционной задачей, усилившей свою актуальность в условиях дегуманизации социальных отношений, нарушения связей между поколениями, ростом потребительства и утилитаризма. Этот вызов определил необходимость поиска адекватных методологических оснований, позволяющих удерживать ориентиры гуманизации, гуманитаризации, развития человеческого потенциала, нейтрализовать риск разнородности уровня подготовки воспитывающих взрослых, осуществлять отбор форм объединения начальствующего состава и педагогических работников для осуществления совместной воспитательной деятельности и методов подготовки к ней. В статье описана модель подготовки начальствующего состава и педагогических работников СВУ МВД России к совместной воспитательной деятельности, основанная на гуманитарно-антропологическом подходе. Ее спецификой является определение двух направлений подготовки – самоорганизационного, создающего условия для развития продуктивной формы объединения воспитывающих взрослых для совместной воспитательной деятельности – сообщества воспитателей, а также образовательного, реализующего взаимодополнение триады видов непрерывного образования (формального, неформального и информального). Критерии результативности подготовки отражают амбивалетность совместной воспитательной деятельности: необходимость развития индивидуальных субъектов и группового воспитательной деятельности. Автором описаны итоги экспериментальной работы, проводившейся в Читинском СВУ МВД России в виде реализации программы подготовки начальствующего состава и педагогических работников к совместной воспитательной деятельности. Эксперимент показал высокий потенциал гуманитарно-антропологического подхода при решении задач подготовки воспитывающих взрослых к совместной деятельности, сверхзадачей которой является самоопределение обучающихся в профессии полицейского как профессии, основанной на ценностях служения народу.
Шляхтина Н.В.
ДИСКРИМИНИРУЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПОКАЗАТЕЛЯ «РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММ В СЕТЕВОЙ ФОРМЕ» В МОНИТОРИНГЕ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. Современное образовательные системы рассматривают сетевую форму реализации образовательных программ как инструмент повышения качества образования через использование ресурсов нескольких образовательных организаций с целью устранения дефицитов собственно базовой организации. В статье актуализируется проблема реализации программ в сетевой форме как показателя мониторинга эффективности руководителей общеобразовательных организаций. Рассмотрены и проанализированы специальные источники, конкретизировано понятие «реализация программ в сетевой форме». Представлены результаты мониторинга по показателю «Реализация программ в сетевой форме», целью которого является повышение качества управленческой деятельности. В результате исследования обозначены проблемы и трудности, связанные с реализацией программ в сетевой форме в части оформления отношений по договорам: несоответствие нормам федерального законодательства, подмена понятий и соответственно форм договоров, отсутствие единого порядка оформления и регламентирования отношений. Перспективами дальнейшей работы выделены пути повышения профессионального мастерства управленческих кадров в системе непрерывного сопровождения педагогов в соответствии с профессиональным стандартом руководителя. Рассматриваемые в статье вопросы являются предметом дискуссий в среде управленцев и актуальны в связи с необходимостью искать эффективные пути повышения качества образования.
РАЗДЕЛ III. ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТА ТРУДА И ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ
Гончарова Н.А., Нимировская Ю.К., Фомина Т.Ф., Мартиросова Н.В.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЛЕВОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ – ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП
Аннотация. В статье рассматриваются факторы, оказывающие влияние на параметры волевой саморегуляции сотрудников органов внутренних дел, а также возрастные особенности проявления механизмов саморегуляции. В исследовании приняли участие представители разновозрастных групп в количестве 150 человек: курсанты образовательной организации МВД России в возрасте от 18 до 20 лет, сотрудники действующих подразделений органов внутренних дел в возрасте от 21 до 26 лет и от 27 до 34 лет. Психодиагностический блок исследования включал методики, позволяющие выявить особенности волевой саморегуляции и влияние психодинамических факторов на их проявление: тест-опросник А.В. Зверкова и Е.В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции», методика исследования волевой организации личности А.А. Хохлова, индивидуально-типологический опросник (методика Л.Н. Собчик), методика «Анализ стиля жизни» (Бостонский тест на стрессоустойчивость), анкета «Прогноз-2» В.Ю. Рыбникова. В результате сравнительного анализа показателей волевой саморегуляции разновозрастных групп установлена ее зависимость от параметров возраста и стажа профессиональной деятельности. Особенности волевой саморегуляции лиц, обучающихся в образовательной организации, достоверно значимо проявляются в более низких значениях настойчивости, самообладания и общем уровне саморегуляции, что характерно для субъектов с повышенной сензитивностью и лабильностью, импульсивностью и тенденцией к свободной трактовке норм. Представители групп зрелого возраста со стажем работы от 3-х до 10 лет характеризуются стремлениями к достижению цели, более высоким уровнем мобилизации, стабильностью поведения, работоспособностью и эмоциональной устойчивостью. Определено влияние факторов нервно-психической устойчивости и стрессоустойчивости на показатели волевой саморегуляции.
Калаков Н.И., Григорьева М.А., Шаповалов Н.С., Хорохорина А.В.
РАЗВИТИЕ ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ВОСПИТАНИЯ, КУЛЬТУРЫ И ГЛОБАЛИСТИЧЕСКОЙ НАУКИ
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы и концептуально-прогностическое обоснование развития потенциала детей и подростков в системе непрерывного образования, воспитания, культуры и глобалистической науки на междисциплинарной основе. Теоретически проанализированы отдельные аспекты взаимодействия и взаимосвязи цивилизационной, экологической, планетарной и космической системы. Обозначены взаимодействия и взаимосвязи законов сохранения и разрушения цивилизационных и государственных систем на Земле. Обоснованы стратегические цели и задачи комплексного прогностического исследования в системе глобалистической науки на мировом уровне. Обозначены особенности экспериментальной опорной школы в системе глобалистической науки. В целом на основе теоретического анализа затронуты вопросы прогностического исследования с учетом влияющих факторов и особенностей общеобразовательных организаций.
Бершедова Л.И., Морозова Т.Ю.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
Аннотация. В статье представлен теоретический анализ современного состояния проблемы личностного потенциала в психологии. Учитываются потенциальные возможности личности, которые представляют собой силу определяющую эффективность деятельности, самоактуализации и самореализации, что является неоспоримой ценностью для каждого человека во всех сферах жизни. В обзоре литературы представлены отечественные и зарубежные теории, описывающие личностный потенциал. В российской науке личностный потенциал определяется как сложная система определенных свойств личности, многомерный ресурс, который формируется под воздействием объективных и субъективных факторов. Предлагается авторское понимание личностного потенциала выпускников школ как системного структурно организованного по своей психологической природе образования, выраженное в том, что структура личностного потенциала включает интра- и интер- психологические характеристики, а также ресурсы саморегуляции, которые в совокупности отражают возрастно-психологические возможности обучающихся Представлен анализ характеристик выбора профессии и тех трудностей, которые возникают у юношей в этом процессе. Установлено, что существенные ресурсы для осуществления самостоятельного и ответственного выбора профессии заложены в личностном потенциале. Полученные данные обосновывают необходимость психолого-педагогической работы по развитию личностного потенциала выпускников.