РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Герасимов Д.И.
СОВЕТСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В 1919-1924 ГГ.:
ФОРМИРОВАНИЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО УЗЛА ПРОТИВОРЕЧИЙ

Аннотация. В статье исследуется важная и актуальная проблема – установление советско-китайских дипломатических связей и возникший в результате комплекс противоречий, оказавших непосредственное влияние на складывающуюся в тот период Версальско-Вашингтонскую систему международных отношений.

После Первой мировой войны СССР и Китай оказались в международной изоляции. СССР – молодое государство с радикальной коммунистической идеологией, не признаваемое европейскими державами, и Китай – раздираемый внутренними противоречиями и слабый экономически, были вынуждены искать точки соприкосновения, не будучи включенными в Версальско-Вашингтонскую систему.

Тактика Советского правительства в Китае в 1920-е годы предвосхитила политику в Европе после Второй мировой войны, почти четверть века спустя. Тот простой факт, что методы, которые СССР использовал для втягивания Внешней Монголии в возглавляемый Советским Союзом коммунистический блок, предшествовали аналогичным методам, применявшимся во всей Восточной Европе после Второй мировой войны, убедительно свидетельствует о том, что некоторые, если не все, дипломатические характеристики, которые позже стали ассоциироваться с холодной войной, уже использовались в 1920-е годы. Современные исследователи, располагая обширной источниковой базой и имея возможность проявлять научное разномыслие, находятся лишь в начале пути по созданию целостного труда по истории советско-китайских отношений в межвоенный период, значимость изучения которого возрастает для объективного осмысления истоков и причин Второй мировой войны.

Карагодин А.В.
У САМОГО СИНЕГО МОРЯ: ТРАНСФЕР КУЛЬТУРЫ РУССКОЙ ДАЧИ С ЮЖНОГО БЕРЕГА КРЫМА ВО ФРАНЦУЗСКИЙ ЛА-ФАВЬЕР В ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX ВЕКА

Аннотация. В статье рассматриваются источниковедческие аспекты реконструкции истории дачного поселка Батилиман на Южном берегу Крыма, основанного в 1910-х гг. деятелями русской культуры (К.С. Станиславский, И.Я Билибин, В.Г. Короленко и др.). После эмиграции из России, в конце 1920-х группа бывших крымских дачников устроила новый курортный поселок в местечке Ла-Фавьер на средиземноморском берегу Франции, осуществив таким образом трансфер культуры русской дачи.

Моряков В.И.
ИДЕИ ПРОСВЕЩЕНИЯ ВО ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКЕ ЕКАТЕРИНЫ II

Аннотация. Статья посвящена проблеме использования идей Просвещения во внутренней политике Екатерины II, получившей название «просвещенного абсолютизма». В работе показано, что императрица, целью которой являлось укрепление самодержавной дворянской монархии, стремилась придать ей модернизированный облик, сделать ее легитимной в свете идей Просвещения. Екатерина II искала новые формы взаимодействия с дворянством и нарождавшейся торгово-промышленной буржуазией. Для этого она решила использовать идеи Просвещения. Их приспособление шло в русле теоретического обоснования необходимости существования в России монархического (самодержавного) государства. Поэтому важная роль была отведена упорядочению законодательства, которое должно было стать современным и определять границы деятельности власти в интересах всего общества и главным образом дворянства. В работе показано, что Екатерина II прибегала к методам законодательной регламентации и полицейскому регулированию жизни общества. Идеи Просвещения использовались при этом, но либо как торжественные декларации, либо брались те идеи Просвещения, которые могли вписаться в русскую действительность и позволить совершенствоваться существующей политической и социально-экономической системе.

Портнов А.А.
АНГЛИЙСКОЕ ПРОВИНЦИАЛЬНОЕ ДВОРЯНСТВО И ВОЙНЫ РОЗ

Аннотация. В данной статье рассматриваются события завершающего этапа Войн Роз через призму жизни и деятельности одного из их участников – корнуолльского дворянина Джона Тревельяна. Основным источником служит его семейный архив, содержащий большое количество документов самого разного характера и происхождения, позволяющих пролить свет на характер династического конфликта на провинциальном уровне, а также статуты английского парламента – важнейшие документы, отображающие политику королевской власти. Джон Тревельян, как видный представитель ланкастрианской партии в Корнуолле, в результате прихода к власти династии Йорков сменил сторону и быстро сумел приспособиться к новым условиям, избежав каких-либо преследований. Несмотря на то, что его положение не всегда оставалось прочным, он сумел выжить и к моменту прихода к власти Генриха VII из династии Тюдоров стал одним из самых преуспевающих дворян юго-западной Англии. Судьба Джона Тревельяна является типичной для провинциального дворянства той поры и может дать исследователям возможность взглянуть на династический конфликт с «низовых» позиций.

Прокошев В.А.
ПРИЧИНЫ ВВЕДЕНИЯ ОПРИЧНИНЫ ПО Р.Ю. ВИППЕРУ И ОЦЕНКИ
ЕГО ГИПОТЕЗЫ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1920–2010-х ГГ.

Аннотация. Одним из центральных событий российской истории XVI в. является введение опричнины. В связи с этим, на протяжении многих лет в историографии не угасает пристальное внимание к ней. В 1920-ых гг. оригинальную гипотезу причин введения опричнины сформулировал известный российский и советский историк Роберт Юрьевич Виппер в монографии “Иван Грозный”. Его внимание было приковано к внешнеполитическим факторам этой реформы: по мнению учёного, опричнина была необходима в условиях ведения тяжелой Ливонской войны. В 1940-е гг. исследователь продолжил изучение опричнины и в переизданиях своей монографии уделил большее внимание опричнине в целом, и в том числе внутренним факторам её введения – опасностям, исходившим от различных «изменников» среди служилых людей и других сословий. Предложенные Р. Ю. Виппером идеи вызвали острую дискуссию в историографии. Оценка его гипотезы менялась с течением времени и под воздействием политической обстановки. Связано это с тем, что сама гипотеза Р. Ю. Виппера, по-видимому, была сформулирована под воздействием окружавших учёного обстоятельств. Хотя сейчас уже трудно не признавать, что «Иван Грозный» Р. Ю. Виппера имеет субъективный, ненаучный характер, влияние этой работы на историческую науку 1920-2010-х гг. крайне велико.

Синцеров Л.Л.
ОБРАЗ «ШОКОВОЙ ТЕРАПИИ» НА СТРАНИЦАХ ГАЗЕТЫ
THE NEW YORK TIMES: ВЗГЛЯД СОВРЕМЕННИКОВ

Аннотация. Данная статья посвящена образу экономических реформ в России после распада Советского Союза в американской прессе. В качестве зарубежных источников используются публикации газеты The New York Times как одного из самых массовых и читаемых изданий в США. Целью данного исследования является выявление особенностей освещения американскими журналистами в рамках одного из изданий экономических реформ в России в начале 1992 года, а также обусловленности значимости данной темы для американских средств массовой информации. Кроме того, в работе проводится сравнение статей The New York Times со статьями в российских изданиях за аналогичный период на тему экономических преобразований в России. Для отражения частоты освещения темы российских реформ в периодике The New York Times был применен количественный метод, а для качественной обработки содержания материалов по теме исследования и выявления закономерностей был использован метод контент-анализа. Результаты данного исследования демонстрируют заинтересованность американского общества в продолжении экономических преобразований в России и ее переходе к свободному рынку как к одной из составляющих на пути демократизации страны.

Тимошинина А.И.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМИТЕТА ДЛЯ ПОМОЩИ ПОМОРАМ РУССКОГО СЕВЕРА 1894–1908 ГГ. (ПО МАТЕРИАЛАМ ЖУРНАЛА “ВЕСТНИК РЫБОПРОМЫШЛЕННОСТИ”)

Аннотация. Сегодня развитие арктических территорий – одно из приоритетных направлений внутренней политики Российской Федерации. Политическая повестка повлияла на развитие отечественной историографии: историки все чаще обращают внимание на окраины Российской империи, в частности, на развитие Кольского полуострова – места военной славы России ХХ века, а также экономической базы Русского Заполярья. В связи с этим деятельность Комитета для помощи поморам Русского Севера весьма актуальна, поскольку Комитет был первым опытом привлечения государства к решению проблем в арктической зоне Российской империи. Несмотря на свою актуальность, деятельность Комитета остается малоизученной, поскольку авторы не привлекают отраслевую печать в качестве источника. В этой статье деятельность Комитета была показана на материалах журнала “Вестник рыбопромышленности”, которые позволили выявить оценку деятельности Комитета профессиональным сообществом российских рыбопромышленников и исследователей морей. Разнообразные материалы журнала (статьи, информационные сводки, правительственные распоряжения) наглядно свидетельствуют о том, что на первых порах деятельность Комитета была встречена с сочувствием. Однако к концу 1900-х в журнале стала звучать критика деятельности Комитета, которая выражалась в недоверии к его работе. Разлад с профессиональным сообществом, как представляется, мог стать одной из существенных предпосылок к сворачиванию деятельности Комитета в 1908 г.

Турлыбаева Д.Т.
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация. В статье рассмотрены этапы формирования военно-политического взаимодействия постсоветских стран. Знаковыми моментами этого процесса стало заключение Ташкентского Договора коллективной безопасности 1992 г. и дальнейшая его эволюция в Организацию Договора коллективной безопасности в 2002 г. В статье доказано эволюция взаимодействия постсоветских стран от сугубо военных связей до совместного противодействия угрозам безопасности невоенного характера и реагирования на «кризисные ситуации» скорее внутреннего характера, возникавшие в странах-участницах Организации. В ходе формирования ОДКБ сформировались три группы стран, по-разному настроенные на сотрудничество с Россией и с внешними игроками, что влияло на их членство в Организации. Особое внимание уделено современному этапу развития ОДКБ, начавшемуся с 2014 г. Как известно, на данный момент деятельность ОДКБ происходит в условиях воссоединения Крыма с Россией, санкционной войны с Западом и непризнания членами ОДКБ Крыма российской территорией. В статье определены основные факторы, влиявшие на военно-политическое взаимодействие стран-участниц ОДКБ.

Часовитина О.В.
«Рати же належащи и трубе воиньстѣй трубящи»: музыкальные инструменты в военном деле домонгольской Руси

Аннотация. В статье рассматривается история военной музыки Древней Руси домонгольского периода. На материале древнерусских летописей и памятников книжности, рассматриваемом в сравнении с известиями зарубежных хроник, выявляются основные этапы развития музыкальной культуры в военной сфере.

РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКСНОЕ ПОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Антонов А.М., Лутфуллин Р.М.
СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНОГО РЕЖИССЁРСКОГО СЦЕНАРИЯ

Аннотация. Одной из самых проблемных ситуаций в сфере педагогики режиссуры во всех киношколах мира является этап перехода обучающихся от теории к практике. Создание режиссёрского сценария и первого игрового фильма — это всегда сложный и стрессовый этап для студента. Независимо от возможностей технического обеспечения производства студенческого кино неизменным остаётся вопрос: «Как разработать режиссёрский сценарий, составляющий базу для создания качественного фильма?». При этом возникает задача педагогики – как наиболее содержательно, структурно и без личностного влияния со стороны преподавателя объяснить студенту процессуальную часть работы над этим важнейшим в киноиндустрии документом. В данной работе по результатам исследования систематизированы и раскрыты методические приёмы для создания качественного режиссёрского сценария. Представленная система приёмов позволит обучающимся сформировать комплексное представление о подходах к созданию кинопродукции, соответствующей современным стандартам, построить единую концепцию разработки режиссёрского сценария в соответствии с замыслом, гармонично объединяющего техническую и творческую разработку литературного сценария. Система представленных методических приёмов позволит педагогу точнее выстроить свои критерии оценки творческого документа обучающихся.

Гаврилина А.А., Харламова Д.А.
К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ ИНСПЕКТОРОВ ПДН В АСПЕКТЕ ПРОФИЛАКТИКИ ВОВЛЕЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ДЕСТРУКТИВНЫЕ ГРУППЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Аннотация. Сегодня формируется совершенно новый тип реальности – «цифровая реальность», которая влечет за собой новые вызовы, как для отдельного человека, так и для общества. В настоящее время остро стоят вопросы влияния сети Интернет на психологическое состояние несовершеннолетних и их поведение, тем самым создавая для правоохранительных органов новые проблемные аспекты для реализации законности и поддержания правопорядка. Авторами рассмотрено влияния интернет-среды на несовершеннолетних, и особенно проблема ее деструктивного воздействия.  Описаны такие негативные феномены как «группы смерти», кибербуллинг, интернет-груминг, фишинг, аутинг, хейтинг. Рассмотрен вопрос о необходимости формирования цифровой компетенции инспектора ПДН. Раскрыта структура цифровой компетентности будущего инспектора ПДН, которая включает следующие компоненты: мотивационно-личностный, когнитивный, деятельностный, рефлексивно-оценочный. Описаны функции инспектора ПДН, которые могут быть реализованы посредствам применения цифровых технологий в профессиональной деятельности. Так же раскрыт аспект внедрения в образовательный процесс будущего сотрудника ПДН дисциплины, которая бы способствовала формированию цифровой компетенции. Указывается три направления, которые должны быть затронуты в обучение, такие как цифровые навыки для повседневной деятельности, навыки по цифровой безопасности ОВД, специальные цифровые навыки.

Ермолаев В.В.
ДИНАМИКА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ ПОЛИЦИИ О НРАВСТВЕННЫХ РЕГУЛЯТОРАХ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ НОРМ В ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПОСЛЕ РЕФОРМЫ 2011 ГОДА

Аннотация. В статье представлены результаты лонгитюдного исследования представлений управленческой элиты о нравственных регуляторах поведенческих норм в организационной культуре органов внутренних дел с 2015 по 2019 годы. Отсутствие положительной динамики в представлениях управленческой элиты полиции показывает, что задача реформы 2011 года по формированию полицейского, обладающего не только высоким профессионализмом, но и нравственными качествами, до настоящего времени не достигнута.

В исследовании использованы методика психосемантической диагностики скрытой мотивации (ПДСМ) И.Л. Соломина, а также модифицированные варианты методики “Незаконченные предложения” и “Отношение менеджеров к соблюдению нравственных норм” (ОСНН).

Результаты исследования указывают на различия в представлениях управленческой элиты полиции в понимании понятий “совесть” и “справедливость”, как нравственных регуляторов поведения в служебной деятельности. Данная особенность организационной культуры органов внутренних дел детерминирована более высокой актуальностью феномена справедливости, как нравственного регулятора отношений при внутригрупповых или межклановых конфликтах, так как клановость внутригрупповых отношений изменяет трактовку справедливости и нравственности в направлении приверженности, прежде всего, своему клану. При этом, совесть в качестве нравственного регулятора поведенческих норм практически не востребована.

Звонова Е.В.
СИМВОЛИЗМ ИСКУССТВА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается вопрос изучения искусства как языка социальной коммуникации и средства кросс-культурного общения. Язык искусства развивается в социальном контексте, внутри которого разрабатываются и эволюционируют средства опосредствования, что позволяет выделить психологически обоснованные характеристики, позволяющие категоризировать значимые элементы культурных артефактов. Решение поставленной задачи возможно в рамках парадигмы психологии социального познания. Теоретический анализ показывает, что проблема межкультурной коммуникации и социальной дистанции привлекает внимание многих исследователей, которые рассматривают тенденцию интерпретировать явления иной культуры с точки зрения норм и значений своей, «этноцентризм», как базовое условие возникновения социальной агрессии и дискриминации. Символизм искусства создает определенное «поле значений», созданного в результате действия символизации, психологического механизма, посредством которого бессознательные образы вступают в продуктивный диалог с переживанием и осознанием повседневности, что находит воплощение в произведениях искусства (W. R. Bion). Исследование символизма искусства требует поиска или создания специального инструментария, позволяющего анализировать результаты восприятия, понимания, переживания произведений искусства как форм объективации внутреннего состояния субъекта. Проведенное исследование позволяет утверждать, что оперирование типами символического опосредствования в искусстве приводит к структурной перестройке собственной модели мира субъекта, исключающей основы этноцентризма.

Гэ Хуэйци, Касиманова Л.А.
ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ КЛАССИЧЕСКОГО
ТАНЦА ДЛЯ ВУЗОВ КИТАЯ

Аннотация. В статье раскрываются особенности методики преподавания дисциплины «Общедоступные формы классического танца». Поднимаются проблемы хореографического образования в вузах Китая. Раскрываются особенности обучения классическому танцу в профессиональной подготовке педагогов балета в Китае. На основе анализа литературы исследованы учебные программы и практические подходы к данной дисциплине в различных учебных заведениях.

Конотоп А.В., Климова О.Ю., Фасоля А.А.
МОДЕЛЬ ЛИНГВО-ГУМАНИТАРНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы повышения качества обучения иностранным языкам в военном вузе. Также исследуются современные подходы к профессиональной подготовке военных специалистов в условиях современной образовательной среды.

Косенок Ю.Н.
ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В ФИНАНСОВОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

Аннотация. В статье представлен опыт применение интерактивных методов при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» на кафедре «Безопасность жизнедеятельности» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. На конкретном примере проведения семинара по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» рассмотрены интерактивные формы обучения и используемые в них приемы.

Клюева Е.В., Лихачева Э.В., Николаева Л.П., Огнев А.С., Огнева А.А., Огнева Н.А.
ВИЗУАЛЬНОЕ КИНЕТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Аннотация. В статье показано, как с опорой на такой феномен, как «клиповое мышление», можно организовать занимательные и высокопродуктивные практические занятия по формированию и развитию универсальных компетенций с использованием различных видов визуально-кинетического моделирования.

Свинарева О.В., Ананьин О.Ю., Панкратова Е.П.
ПАТРИОТИЗМ КАК НРАВСТВЕННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. Патриотизм выступает неотъемлемым качеством личности сотрудника органов внутренних дел и главной моральной составляющей служебной деятельности, которая основывается на любви и преданности своему народу. Курсанты образовательных организаций МВД России – это будущие сотрудники органов внутренних дел, которые выступают не только представителями и олицетворением власти, но и еще образцом поведения для граждан. От качественного патриотического воспитания курсантов МВД России непосредственно зависит дальнейшая эффективность выполнения ими служебных обязанностей. Методологию научной работы составили общенаучные методы познания: анализ, синтез, изучение, обобщение, абстрагирование, сравнение, исторический метод. В работе рассмотрены теории возникновения патриотизма, проведен анализ эмпирического материала по исследуемой теме, сформулированы формы и методы патриотического воспитания, приведены обобщение полученных результатов и подведение итогов проведенного исследования. Патриотизм является неотъемлемой характеристикой личности сотрудника органов внутренних дел. Он выступает не только нравственной ценностью, определяющей духовную и социальную сферу будущего сотрудника, но и его профессиональной составляющей. Отечественная политика в рамках патриотического воспитания направлена на получение духовных ценностей, осознания чувства долга перед государством. На основании эмпирического исследования, проведенного среди курсантов 1-го и 4-го курсов Рязанского филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, были получены результаты о том, что в образовательных организациях МВД России обучающиеся имеют реальные возможности проявлять патриотические чувства и качества. В то же время, часть опрошенных не могут определиться с самоидентификацией в качестве патриота.

Финогенова Т.А.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА КАК УСЛОВИЕ СНИЖЕНИЯ ДЕСТРУКТИВНОГО ЗАЩИТНО-СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ЕЕ ВОСПИТАННИКОВ

Аннотация. В статье представлены результаты исследования эмоциональной безопасности образовательной среды школы-интерната как условия снижения деструктивного защитно-совладающего поведения воспитанников. В исследовании используются методы диагностики защитных механизмов, копинг-стратегий, эмоциональной-безопасности образовательной среды. Выборку составили 60 подростков, из них 31 подростков-сирот и 29 подростков из семей. Было выявлено, что в трудных стрессовых ситуациях подростки-сироты используют конструктивные способы защиты с такой же частотой, как и деструктивные. От своих сверстников из семей подростки-сироты отличаются более выраженными деструктивными защитами: у них наблюдаются более высокие показатели подавления, проекции, замещения, регрессии, дистанцирования. При этом конструктивный механизм компенсация оказался более предпочтителен для воспитанников школы-интерната. Основное внимание в работе автор концентрирует на проблеме влияния фактора среды на защитно-совладающее поведение подростков-сирот. Образовательная среда школы-интерната менее эмоционально благоприятна, чем среда общеобразовательной школы. Значительные отличия прослеживаются в благополучии перемен и домашнем благополучии. Существуют взаимосвязи между особенностями защитно-совладающего поведения воспитанников и эмоциональной безопасностью образовательной среды школы-интерната. Эмоциональная безопасность образовательной среды школы-интерната снижает частоту применения воспитанниками деструктивных способов защит личности: дистанцирования, подавления, замещения; выступает фактором снижения внутренних и внешних конфликтов. Эмоциональное благополучие образовательной среды школы-интерната способствуют эффективному разрешению проблемных ситуаций несовершеннолетними путем поиска социальной поддержки.

Хуснутдинова Р.Р., Коновалова Е.В.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ

Аннотация. В статье приведены результаты эмпирического исследования по выявлению психологических факторов эмоционального выгорания сельских учителей с разным стажем работы. Описаны различия в психологических особенностях эмоционального выгорания у педагогов села. Раскрыты особенности взаимосвязи эмоционального выгорания и личностных характеристик учителей сельской местности с разным стажем работы. Продемонстрировано, что в группах учителей села с разным стажем есть характеристики личности, влияющие на развитие симптомов эмоционального выгорания не зависимо от стажа, а есть, свойственные только одной группе.

Черепанова Т. В., Голубев А.Р.
ЛЮБОВНО-РОМАНТИЧЕСКАЯ ТЕМАТИКА ФРОНТОВОЙ ЭПИСТОЛЫ:
НА ПРИМЕРЕ ПИСЕМ ИЗ ОСАЖДЕННОГО СЕВАСТОПОЛЯ

Аннотация.Фронтовая эпистола является источником антропологической информации о ценностно-волевых и психоэмоциональных состояниях комбатантов в условиях передовой фронта Великой Отечественной Войны. Тематическое разнообразие и стилистические особенности писем демонстрируют исследователю то, какие темы и проблемы тревожат бойцов перед лицом высокой угрозы, какие ценностные аспекты их жизни актуализированы в критические периоды. Вчувствование в эмоциональные переживания любви позволит охарактеризовать эмоционально-волевую сферу и определить источник высокого морального духа защитников. Анализ любовно-романтической тематики в комплексе фронтовой переписки периода оборонительных боёв за Севастополь 1941-1942 гг. выявил, что эмоциональное переживание любви играет важнейшую роль в системе ценностных приоритетов бойцов РККА и является способом психологической адаптации в условиях высокого риска и угрозы жизни.

Осянин В.С.
АНАЛИЗ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ РИСКОВ ДЛЯ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Аннотация. Работа посвящена анализу некоторых внутренних и внешних факторов, прямо и косвенно влияющих на безопасность и стабильность стран региона Центральной Азии. Регион Центральной Азии – чрезвычайно сложный в географическом, экологическом, экономическом и политическом смыслах, представляющий собой уникальное сплетение народов и культур. В условиях современного мира в его особенностях можно найти богатый потенциал для развития, но, к сожалению, чаще приходиться говорить о том, какие риски несут они для региона. Важно понимать, что многие из тех проблем региона, которые приобрели сейчас острый характер, возникли несколько десятилетий назад и обусловлены недостаточностью усилий, либо слабой заинтересованностью властей в их решении. К таковым относятся, например, экология, проблема водоснабжения и одномерная экономическая специализация. Ряд рисков возникли уже в постсоветский период. К ним относятся перенаселение отдельных районов, ложная урбанизация и недеверсифицированность экономики. Вдобавок многие риски имеют трансграничную природу и путь к их преодолению лежит через скоординированную деятельность нескольких стран, что усложняет их разрешение. Результаты исследования показывают, что обстановка в странах Центральной Азии, несмотря на ряд очевидных позитивных сдвигов,имеет выраженный потенциал к росту рисков для политической власти и стабильности региона в целом.

РАЗДЕЛ III. ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТА ТРУДА И ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ

Капустина Т.В., Эльзессер А.С., Боленкова Е.Ф.
ДЕЗАДАПТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ С РАЗНЫМ ТИПОМ ПРИВЯЗАННОСТИ

Аннотация. Для социализации ребенка определяющую роль играет то, насколько благополучно происходит установление эмоциональной близости с родителем или иным воспитывающим лицом. Актуальность данной статьи определяется степенью влияния типа привязанности на асоциальные виды дезадаптивного поведения подростков. Старшеклассники представляют собой группу риска, достаточно уязвимую перед сторонним влиянием со стороны экстремистских идеологий, они находятся на пороге выпуска из школы и сталкиваются с кризисами самоопределения. В исследовании приняли участие 76 старшеклассников, которые были разделены на три группы – 25 человек с надежным типом привязанности, 37 – с амбивалентным, 14 – с дезорганизованным, в возрасте 16-18 лет. Эмпирическое исследование проводилось с помощью скрининг-метода для диагностики склонности к экстремизму (тенденции к дезадаптивному состоянию), опросника для диагностики типов привязанности, Шкалы враждебности Кука-Медлей и Теста акцентуаций свойств темперамента. Для статистической обработки данных использовался медианный тест, критерий Краскела-Уоллиса, коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Результаты показали, что тенденции к дезадаптивному состоянию мало выражены у группы с надежным типом привязанности, чуть более выражены у лиц с амбивалентным типом и определяются у группы с дезорганизованным типом привязанности, что указывает на связь дезадаптивного поведения с опытом нарушенной привязанности. Такой старшеклассник менее склонен доверять миру, больше подвержен личностным кризисам, сложнее преодолевает возрастные кризисы, менее спокойно и адекватно реагирует на возникающие проблемы и трудности, склонен к нестабильному психическому состоянию и конфликтному поведению.

Кичман Д.Н.
ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА У ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ В ОСТРОЙ СОЦИАЛЬНОЙ САМОИЗОЛЯЦИИ (ХИКИКОМОРИ)

Аннотация. На фоне растущего международного интереса к проблеме хикикомори возникает запрос на более подробное изучение психологических характеристик лиц, находящихся в добровольной самоизоляции. В настоящий момент работ, раскрывающих эту область знания, крайне мало. В работе изучались особенности переживания одиночества между людьми, имеющими опыт хикикомори-состояния, и людьми, подобного опыта не имеющими. Сбор данных проводился путем анонимного онлайн-опроса. Все участники исследования были русскоговорящими. Всего участвовало 168 человек (84,5% мужчины, 15,5% женщины) от 14 лет и старше (18–22 года 45,2% выборки, 14–18 и 22–26 лет 19,6% и 25,6% соответственно, 9,6% выборки старше 26 лет). Используемые методы: авторская биографическая анкета, опросник UCLA Loneliness Scale (адаптация Н. Е. Водопьяновой), Дифференциальный опросник переживания одиночества Е. Н. Осина и Д. А. Леонтьева. Состояние социальной самоизоляции связано с состоянием одиночества. Отвергнуто предположение, что хикикомори добровольно изолируются от общества, используя данную изоляцию как ресурс, и воспринимают одиночество более позитивно. Для людей, находящихся в состоянии хикикомори, характерна значимо меньшая потребность в общении. Существуют значимые различия в переживании одиночества между людьми, имеющими опыт состояния добровольной острой социальной изоляции, и людьми без подобного опыта.

Михайлова О.Б., Агафонов М.С.
ПРОГРЕССИРУЮЩИЙ ИНФАНТИЛИЗМ ЛИЧНОСТИ: РЕТРОСПЕКТИВА ПРИЧИН И СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ

Аннотация. В статье представлен теоретический анализ причин развития личностного инфантилизма. Ретроспективный анализ сущности социальной зрелости в научной литературе позволил авторам рассмотреть динамику развития инфантильности в XX-XXI веках. Наиболее подробно проанализированы характеристики синдрома «Питера Пена», личностные черты хикикомори и кидалтов как иллюстраций инфантильных форм поведения современной личности, представленных в научной литературе. На основании проделанного ретроспективного теоретического анализа авторами статьи описаны основные типы и проявления поведения инфантильной личности, а также выявлены причины развития и формирования инфантилизма у современной молодежи. В заключении статьи сформулированы основные направления профилактики личностного и социального инфантилизма у современных подростков и юношества.

Моисеев В.В., Колесникова Ю.С., Игнатов М.А.,
Смоленская О.А., Беликова Е.А., Боженов С.А.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ – ГЛАВНЫЙ ФАКТОР РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ

Аннотация. В статье рассматривается ряд проблем, связанных с формированием, развитием и эффективным применением человеческого капитала в России в целях реализации программ импортозамещения в условиях ужесточения западных санкций в связи с началом специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины. По данным Вашингтона, новые ограничения более чем вдвое сократят российский импорт высокотехнологичной продукции. В условиях ужесточения санкций импорт высокотехнологичных товаров становится практически невозможным, поэтому министерства и ведомства, госкорпорации, малый и средний бизнес вновь обратили свое внимание на человеческий капитал, без компетенций которого импортозамещение невозможно.

В статье авторы показали, что разработка первых программ и планов по замещению импортных технологий и товаров относится к 1990-м годам прошлого века. Наиболее активная работа по их реализации велась в период кризисов 1998-1999 гг., мирового финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг., а также в 2014-2016 гг. после введения антироссийских санкций после присоединения Крыма. Авторы приводят данные, которые свидетельствуют о том, что каждый раз, как только кризисы заканчивались, а экспортная цена нефти и газа неуклонно росла, работа по импортозамещению в нашей стране замедлялась. Авторы подчеркивают необходимость реального перехода российской экономики с сырьевого на инновационный путь развития, внедрения экономики знаний, важность человеческого капитала в реализации государственных программ импортозамещения в условиях санкций.

Моисеев В.В., И Лань
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ВНУТРЕННЕЙ МОНГОЛИИ КИТАЯ:
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АККОРДЕОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена ретроспективному анализу развития музыкальной культуры в Китае через призму музыкального образования аккордеонистов в автономном регионе Внутренняя Монголия. В статье рассматриваются основные факторы возникновения и развития аккордеонного искусства и образования в Китае с конца XIX до середины ХХ столетия. К таким факторам относятся: зарождение и становление аккордеонного исполнительства в Китае; открытие музыкально-образовательных учреждений, осуществляющих обучение игре на аккордеоне в стране; расширение репертуара за счет создания новых произведений китайскими композиторами, с учетом национальных музыкальных особенностей и др. Наряду с этим, в статье произведен анализ первых методических сборников обучения игре на аккордеоне, рассматривается первоначальный репертуар и особенности его развития. Определены предпосылки становления и развития музыкального образования аккордеонистов во Внутренней Монголии Китая, а именно: появление аккордеона в Китае, развитие аккордеонного исполнительства в стране и популяризация аккордеонного искусства среди населения, открытие фабрик по изготовлению инструментов в Китае, создание трехуровневой системы музыкального образования, возникновение новой китайской аккордеонной музыки, открытие первого во Внутренней Монголии Китая Педагогического университета и создание в его составе факультета искусств. Авторы называют персоналии, внесшие значительный вклад в развитие аккордеонного искусства и образования в этом регионе Китайской Народной Республики.

Расина Э.О.
ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРУКТУРНЫХ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ ВИРТУАЛЬНОГО ОБРАЗА Я И ЯСНОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Аннотация. Стремительное развитие современных технологий и расширение виртуального пространства в социальной сфере затрагивают различные стороны существования нашего общества, оказывают значительное влияние на его развитие и оставляют ощутимый след в процессах становления каждого конкретного индивида. Изменяются формы и способы познания и осознания себя, своих уникальных характеристик и качеств. Возникает необходимость пересмотра феноменов «Я-концепция» и «образ Я» с точки зрения реализации их в виртуальном пространстве. Данное исследование посвящено изучению взаимосвязи уровня сформированности структурных и содержательных компонентов виртуального образа Я и степени ясности Я-концепций интернет-пользователя. На основе анализа теоретических и прикладных работ выдвинуто предположение о существовании значимой связи между компонентами виртуального образа личности и ясностью Я-концепции. Итоговую выборку составили 80 студентов университета (КИПУ имени Февзи Якубова, Симферополь, Республика Крым) без разделения на группы по каким-либо признакам. Возраст респондентов составляет от 17 до 26 лет (71% женщины, 29 % мужчины), M = 21,06, SD = 2,54. Применяемые методики: авторский опросник «Содержательные и структурные компоненты виртуального образа Я» и методика Дж. Кэмпбелл «Шкала ясности Я-концепции». Статистический анализ полученных в ходе исследования данных был осуществлен с использованием программного обеспечения SPSS 26.0. Для оценки качества связи между двумя совокупностями и определения силы и направление корреляционной связи между переменными был использован ранговый непараметрический критерий Спирмена. В ходе исследования были выявлены значимые связи между уровнем сформированности структурных и содержательных компонентов виртуального образа Я и степенью ясности Я-концепции, определена их теснота и направленность, а также раскрыты основные составляющие виртуального образа Я, его структурные и содержательные компоненты. Исследование позволило более детально рассмотреть психологические особенности, функциональные характеристики, закономерности конструирования и проявления виртуального образа Я в сети. Результаты исследования позволили рассмотреть процессы концептуализации собственного Я в виртуальном пространстве, которые в дальнейшем позволят выстроить модель работы с различными проявлениями виртуального образа Я, конструктивными и деструктивными.