РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Абянова А.Н.
СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОХРАНЫ МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА В 1920-Е ГГ.

Аннотация. В данной статье рассматривается процесс создания и оформления системы охраны материнства и детства в 1920-е гг. в рамках социокультурной политики, проводимой советским руководством. С первых дней установления советской власти были приняты меры для оказания медико-социальной помощи женщинам и детям. В создании института материнства и детства большевики видели возможность не только воспитания нового поколения в духе социалистического строительства и освобождения женщины от домашнего быта с целью вовлечения в трудовую деятельность, но и возможность оздоровления всего советского населения. В исследовании рассмотрены и проанализированы концепции и идеи марксистских феминисток о роли женщины в советском обществе. Основное внимание в работе автор акцентирует на ключевых этапах и мероприятиях в деле создания системы охраны материнства и детства, а также организации сети специализированных учреждений таких как женские и детские консультации, ясли. Автор приходит к выводу, что создание системы охраны материнства и детства было одной из приоритетных задач для советской власти. Комплекс проводимых мероприятий позволил в короткий срок обеспечить нужды и защитить интересы женщин и детей.

Дельвиг Н.А., Сокол А.А.
ВЛИЯНИЕ КРИЗИСА ОБЩЕСТВЕННОЙ ИДЕОЛОГИИ НАЧАЛА ХХ В. НА ПРОЦЕСС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ВОЕННО-МОРСКИХ ОФИЦЕРОВ

Аннотация. В данной статье осуществляется поиск и анализ причинно-следственных связей между формирующейся в российском обществе идеологией, связанной с активизацией революционных настроений периода начала ХХ столетия, и ее влияния на процесс профессионального воспитания будущих офицеров военно-морского флота. Авторы аргументируют факты прямой зависимости ряда значимых исторических событий, таких как русско-японская война и Первая мировая война, на содержание, формы и методы воспитательной работы в военно-морских учебных заведениях Российской империи. В статье авторы выдвигают и обосновывают гипотезу о социально-исторической обусловленности процесса профессионального воспитания будущих представителей военно-морской элиты, предоставляющей возможность выявить социально-педагогические условия подготовки будущих морских офицеров, а также анализируют взгляды отечественных военных педагогов на проблему профессионального воспитания учащихся военно-морских учебных заведений в условиях повышенной боевой готовности и политической нестабильности. Достоверность выводов, сделанных авторами в ходе осуществления историко-педагогического анализа, подтверждается цитатами российских военачальников, а также многочисленными ссылками на военно-периодическую печать заявленного в статье периода. Проведенный историко-педагогический анализ обладает теоретической ценностью в связи с нарастающей на современном этапе необходимостью детального изучения и актуализации военно-педагогического опыта в целях сохранения наследия российской военно-морской школы и воспитания будущих командных кадров в духе отечественных военно-патриотических традиций.

РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКСНОЕ ПОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Абайдуллина О.С., Иоффе Н.Е., Миролюбова Н.А.
ВИРТУАЛЬНАЯ ДОСКА КАК ЭЛЕМЕНТ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ: ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ВЫЗОВЫ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИНОЯЗЫЧНАЯ КОМПЕТЕНЦИИ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Аннотация. В статье рассматриваются возможности применения цифровых технологий в преподавании иностранных языков в технологическом университете в рамках создания цифровой образовательной среды (ЦОС). Авторы представили результаты внедрения виртуальной доски в образовательный процесс на базе групп иностранного языка, подробно рассмотрев функционал Miro, проанализировав дидактический потенциал данной виртуальной доски в дистанционном и смешенном формате обучения, предложили варианты и формы практических заданий с упором на стимулирование коллаборативной деятельности студентов, которая призвана развивать профессионально-коммуникативную адаптивность студентов, когда формируются не только языковые компетенции, но и личностно значимые качества будущего специалиста, такие как уважение, признание способностей и личного вклада каждого члена группы, желание и умение сотрудничать, развитие умений работы в команде.

Александров И.А., Овсяник О.А.
АНАЛИЗ КЛАССИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ И СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ВОПРОСЕ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ, И ЕЕ СТРАТЕГИЙ

Аннотация. В данной статье проводится теоретический анализ подходов и исследований по теме сущности социально-психологической адаптации и её стратегий, с целью выделения классификации, необходимой для проведения актуального исследования стратегий социально-психологической адаптации представителей субкультуры «ролевиков». Разбор происходит последовательно, от «выжимки» сути классических концепций до анализа современных исследовательских работ. Приводятся работы в областях социального бихевиоризма, интеракционистского подхода, поведенческой теории, бихевиористского подхода, гуманистической психологии и эго-психологии, генетического и психоаналитического подходов, результаты исследований социально-психологической адаптации людей разного возраста, ряд современных исследований, посвященных социально-психологической адаптации личности в условиях изменяющегося общества.

В ходе анализа работ рассматривается поведение человека, а вернее его личности, при столкновении с раздражителем, в ходе как деятельности самого человека, так и окружающей среды, оценивается острота его реакций. Выделяются виды адаптивности, функции и механизмы социально-психологической адаптации. В выводе представляется подходящая, на взгляд авторов, классификация стратегий социально-психологической адаптации, приводятся критерии данной классификации, даётся обоснование и обозначаются возможные пути работы по дальнейшим исследованиям.

Елисеева Н.Д.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ХАРАКТЕРЕ СВОИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ РЕСПОНДЕНТОВ С РАЗЛИЧНОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ИДЕНТИЧНОСТЬЮ

Аннотация. Во все времена религиозное мировоззрение имело сильное влияние на психологическое состояние общества и характер взаимодействия между ее членами. Современный мир, отличающийся высокими миграционными темпами вызывает определенную настороженность. Вместе с тем, монорелигиозные общества в наши дни практически невозможно встретить. Историческое наследие российского общества, и в частности якутского общества, которое является объектом нашего исследования также является полиэтническим регионом. В статье приведены результаты сравнительного анализа социальных и имплицитных представлений о характере своих соотечественников респондентов с различной религиозной идентичностью. Предполагается, что социальные и имплицитные представления респондентов с различной религиозной идентичностью будут иметь общие компоненты, сформированные под влиянием единых социокультурных и климатических условий. Социальные и имплицитные представления рассматриваются как два взаимодополняемых уровня представлений предмете исследования. В качестве метода исследования используется ассоциативный метод и авторская анкета. Исследование проведено в Якутии. Выявлено, что имеются общие компоненты ядра социальных представлений – выносливость и сдержанность. Отличительными особенностями являются богатство элементов социальных представлений и расширенностью субъектов отношений, которые по мнению автора, являются отличительными особенностями якутского традиционного менталитета.

Конотоп А.В., Климова О.Ю., Фасоля А.А.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАФЕДРЫ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА И ПРОФИЛИРУЮЩИХ КАФЕДР В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы создания комплексной модели междисциплинарной интеграции в военном вузе. Исследуются теоретические вопросы, связанные с практической реализацией авторской интегративной модели профессионально-ориентированной подготовки по иностранному языку в условиях современной образовательной среды.

Крившенко Л.П., Юркина Л.В.
СТАНДАРТИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНЧЕСТВА

Аннотация. Последние 50 лет образовательная система России переживает постоянные реформирования, инновации, изменения. Не успевают завершиться одни, как уже начинаются другие, подчас прямо противоположные. Что это? Мобильный отклик на вызовы времени? Поиск действующей модели путем проб и ошибок? В статье предпринимается попытка разобраться в системе стандартизации содержания высшего образования как части образовательной политики Российской Федерации. Отправной точкой проведенного анализа является инициатива Президента РФ по воспитанию студенчества. Прослеживаются исторические вехи процесса стандартизации и выстраивается связь между структурой содержания образования и воспитывающим его характером. Выявляются методологические основы стандартизации, рассматриваемой как инновационный и интегративный процесс. Выделены особенности современного этапа. Отмечены противоречия и сложности, складывающиеся в отдельных образовательных областях из-за уплощенной трактовки компетентностного подхода к формированию содержания образования. Выявлено, несмотря на гибкий характер стандартизации и достаточно широкие возможности выбора вузами дисциплинарного наполнения учебного плана, четко прослеживается минимизация общегуманитарных предметов. Особое внимание обращается на воспитание технической интеллигенции силами гуманитарной составляющей образования. Прослежены особенности стандартизации бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

Луканенкова Д.М.
ПОНИМАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА КАК КЛЮЧЕВОГО ЭЛЕМЕНТА РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОГО СТУДЕНЧЕСТВА

Аннотация. Сложившаяся социально-политическая ситуация как никогда остро поставила вопрос о воспитании студенческой молодежи в духе базовых национальных ценностей. В статье рассматриваются возможности организации воспитания российского студенчества с учетом возможностей средового подхода и пересмотра культурных ориентиров. Выделены различные методологические подходы к терминам воспитательная среда и пространство. Установлено, что воспитательное пространство вуза создается путем целенаправленного воздействия на социальную среду или отдельные ее части. Созданное по заданным типологическим характеристикам воспитательное пространство агломерирует оптимальный комплекс условий для воспитания студенчества благодаря реализации событийного механизма.

Моисеев В.В., Колесникова Ю.С., Игнатов М.А., Смоленская О.А.,
Беликова Е.А., Боженов С.А.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО СОЗДАНИЮ И РАЗВИТИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Аннотация. В статье рассматривается ряд проблем, связанных с формированием, развитием и эффективным применением человеческого капитала в России на примере областей, входящих в Центрально-Черноземный экономический район страны. Особое внимание уделяется анализу государственной политики по созданию и развитию человеческого капитала. По мнению авторов, особое значение для формирования человеческого капитала имеет государственная политика в области образования, семьи и СМИ. Поэтому модернизация человеческого капитала в период цифровой трансформации общества, переходу к экономике знаний должна стать приоритетным направлением государственной политики современной России.

Будаков С.В., Лихачева Э.В., Николаева Л.П., Огнев А.С., Огнева Н.А.
РЕЖИМЫ ПЕСОЧНОГО ИГРОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ, ПСИХОТЕРАПИИ И ТРЕНИНГОВОЙ РАБОТЫ

Аннотация. В статье дано детальное описание оптимальных вариантов подбора оборудования для проведения консультирования, тренингов и психотерапии с использованием песочного игрового моделирования, а также приведен перечень включающих его и прошедших экспериментальную проверку совместимых со всеми видами психолого-педагогической практики и с типичными для высших учебных заведений режимами организации образовательной деятельности тематических сессий визуально-кинетического моделирования.

Огнев А.С., Лихачева Э.В., Николаева Л.П., Огнева Н.А.
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПЕСОЧНЫХ КОМПОЗИЦИЙ В ОКУЛОМЕТРИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. В статье показано, как за счет цифровых фотографий песочных композиций можно расширить набор создаваемых для айтрекинга визуальных стимулов, разнообразить саму процедуру тестирования, сделать ее для респондентов более привлекательной и совместимой с элементами психологической коррекции. В статье также дается краткое описание выявленных корреляционных связей межу субъективными визуальными предпочтениями респондентов и их индивидуальными особенностями.

Сухов А.Н.
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация. В статье раскрывается актуальность исследования проблемы, связанной с развитием социальной психологии личности как отрасли, а также рассматривается сущность социально-психологического подхода к её пониманию. В ней анализируются трудности, которые имеют место при формулировании теории, а также социально-психологической структуры личности. Поэтому не случайно в статье рассматриваются наряду с социально-психологическими теориями и структурные характеристики личности. Без этого невозможно вести речь об эффективном развитии социальной психологии личности как отрасли. Социально-психологическая теория личности – составная часть социальной психологии. Предстоит ещё немало сделать как в теоретическом, так и прикладном плане для полного оформления социальной психологии личности как отрасли.

Талашманова К.А.
ПРИНЦИПЫ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАДЕЖНОСТИ ПЕРСОНАЛА

Аннотация. На фоне трансформирующейся реальности важным аспектом является своевременное сопоставление актуальных принципов с используемыми методами исследования. Профессиональная надежность в достаточной степени анализируется с позиции психологии труда, при этом универсальную модель надежного специалиста возможно построить, к примеру, ориентируясь на частные исследования, в рамках конкретных профессий. В большинстве исследований основной упор сделан на профессии повышенной опасности, где надежность специалиста требуется в связи с экстремальными условиями труда и повышенным уровнем моральной ответственности. Так называемые массовые профессии в условиях бытового типа не исключают ответственность за совершаемые ошибки, что касаемо остальных аспектов – модель надежности будет отличаться. В статье сделан упор на значимость анализа первоисточников, а также возможных способов исследования надежности персонала совместно с изучением современных реалий профессиональной деятельности. Проанализирована программа “Критический анализ надежности сотрудника”, разработанная ближе к концу 20 века Дж. Л. Борофски, на основе которой предложена батарея диагностических методик профессиональной надежности. В том числе представлен обзор по каждой из методик с обоснованием причин наличия общего основания.

РАЗДЕЛ III. ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТА ТРУДА И ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ

Гольман И.А.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ И ТРЕВОЖНОСТЬ СТУДЕНТОВ НА ЭТАПЕ ВХОЖДЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ: ХАРАКТЕР ЗАВИСИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Аннотация. Психологическое благополучие и адаптированность к учебной группе и учебной деятельности заметно ухудшается у значительной части студентов на этапе их вхождения в образовательную среду. Улучшить ситуацию можно было бы, организовав контроль психологического состояния студентов и психологическую помощь тем, кто, по итогам контроля, попал в группы риска. В статье рассмотрена взаимосвязь психологического благополучия с тревожностью, выявление характера которой позволяет организовать процесс психологического скрининга и дальнейшей помощи более эффективно.

Михайлова О.Б., Медведева И.А., Кущазли М.И.
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ: СПЕЦИФИКА ПРОЯВЛЕНИЙ У РАБОТНИКОВ ГОРОДСКОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

Аннотация. В содержании статьи представлены новые данные эмпирического исследования особенностей проявления эмоционального выгорания на примере линейных сотрудников городской администрации с разным стажем профессиональной деятельности. Исследование было организовано с целью изучения специфики проявлений выгорания у представителей городской администрации, и респондентами выступили рядовые сотрудники городских администраций административного округа Новая Москва и Московской области. Всего в исследовании участвовало 82 человека: 54 женщины и 28 мужчин. Возраст испытуемых составляет 25–34 года (стаж работы от 2 до 8 лет) и 35–42 года (стаж работы от 8 до 15 лет). В результате проведения анализа значимых различий и факторного анализа было обнаружено, что существуют различия в факторах профессиональной результативности, активности и развития у групп с разным стажем профессиональной деятельности, которые и приводят к росту симптомов эмоционального выгорания у сотрудников. Фактор перфекционизма усиливает выгорание у сотрудников со стажем от 8 до 15 лет, что свидетельствует о необходимости разработки психокоррекционных программ психологического сопровождения специалистов на разных этапах профессиональной деятельности.

Скосырская Ю.А.
ИЗУЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК КАК БАЗОВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЦА, ПОДЛЕЖАЩЕГО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ

Аннотация. В статье рассматривается проблема обеспечения социально-психологической безопасности лица в процессе реализации подразделениями по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защиты одной из возложенных задач – психологического сопровождения. Отмечается тот факт, что реализация функции психологического сопровождения, прописанного законодательно, представлена в более широком аспекте, таком как социально-психологическое обеспечение безопасности личности. По результатам проведенного анализа алгоритма реализации данного направления, автор статьи приходит к выводу о том, что обеспечение данного направления затрудняется рядом факторов. Одним из таких факторов является недостаточная изученность вопроса о выделении тех критериев, изучение которых в дальнейшем позволило бы повысить результативность социально-психологического обеспечения. Автор в своей статье проводит работу по изучению социально-психологического обеспечения через преломление данного аспекта на практику и показывает важность и необходимость учета и анализа индивидуально-типологических личностных характеристик лиц, в отношении которых применяются меры государственной защиты. Так, автором предложен ряд аспектов, критериев, которые должны быть учтены в индивидуально-типологических особенностях. Автор в своей статье утверждает, что учет индивидуальных особенностей повышает эффективность работы по социально-психологическому обеспечению безопасности личности. На основе проведенного автором анализа изложенные в статье тезисы находят свое отражение в том, что социально-психологическое обеспечение безопасности лиц, подлежащих государственной защите будет эффективным и результативным в том случае, если будет сформирована и обследована вариативная социально-психологическая характеристика лиц, подлежащих государственной защите. Именно наличие углубленной личностной характеристики, по мнению автора, позволит иметь возможность индивидуального подхода к каждому защищаемому лицу, что в свою очередь обеспечит высокую эффективность проводимого социально-психологического обеспечения безопасности личности.

Швейд Е.Н., Михайлова Н.Л., Повзун В.Д.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. Традиционно считается, что мероприятия профориентационной направленности необходимо начинать в 5-9 классах общеобразовательных школ. Однако по достижению данного возраста обучающиеся обладают не полным набором знаний о профессиях, имеют фрагментарное представление о профессиональных компетенциях, что приводит к определенным трудностям при выборе дальнейшего направления обучения. Следовательно, работу по профориентации обучающихся нужно начинать задолго до перехода ребенка в 5 класс. В статье обоснована необходимость ведения ранней профориентационной работы, начиная с уровня дошкольного образования, а именно с детьми старшего дошкольного возраста. В статье исследуются общие аспекты проблемы ранней профориентации в дошкольных учреждениях, основные теоретические исследования по данной проблеме. Авторами даны определения понятий «ранняя профориентация» и «профориентационная работа с детьми старшего дошкольного возраста». Также авторами рассматриваются формы работы для первоначального знакомства детей с трудом и миром профессий взрослых, даны примеры использования дидактических игр и дидактических материалов при проведении профориентационных занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Материал данной статьи может быть использован в своей работе воспитателями групп старшего дошкольного возраста при организации работы по ранней профориентации, а также при проведении родительских собраний по данному вопросу.

Юе Цзин
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОСВОЕНИЯ МЕТОДИКИ КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СТУДЕНТАМИ-БАКАЛАВРАМИ ИЗ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ В ПРОЦЕССЕ ФОРТЕПИАННОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация. Осуществленный в статье анализ педагогических условий обучения студентов-бакалавров из Китайской Народной Республики в классе фортепиано отражает проблему профессиональной подготовки будущих учителей музыки в российском университете. Автор исходит из положения, согласно которому в процессе обучения китайские студенты должны не только приобрести предусмотренные программой исполнительские компетенции, но и освоить российские методики анализа, исполнения, преподавания фортепианной музыки, применение которых востребовано в культурно-образовательном пространстве Китая. В статье в числе педагогических условий выявлена и проанализирована необходимость развития у китайских студентов-бакалавров положительной мотивации музыкально-теоретической аналитической деятельности в процессе освоения фортепианных произведений. Эффективность освоения методики комплексного анализа зависит также от формирования у китайских студентов-бакалавров познавательного интереса и навыков самостоятельной работы, направленных на расширение профессионального музыкально-педагогического опыта.