РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Овчаренко А.O.
ИДЕЙНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ БОРЬБЫ ЖЕНЩИН ЗА РАВНОПРАВИЕ В США

Аннотация. XIX в. – время бурных идеологических перемен в жизни американцев и американок, когда на первый план вышли социально-экономические проблемы, актуализировавшие важность независимости женщин, а также возможности их саморазвития, выдвинутые представителями «первой волной» феминизма, главной целью которого было обеспечение политического и гражданского равноправия полов. XIX в. стал свидетелем целой плеяды активных американок, которые стремились отстаивать не только свое место в общественной жизни, но и бороться за права всех представительниц «слабого» пола в своей стране. Многие из них выдвигали политические лозунги, стремились бороться с бедностью, проституцией и несправедливостями общества. Движение пошло на спад лишь в 1920-м г., когда представительницы «слабого» пола получили право голоса согласно XIX поправке к Конституции. На основе вклада российских и зарубежных исследователей в данную проблематику, автор рассматривает идеологические основы «первой волны» феминизма, исходя из высказываний ведущих американских активисток. В результате изучения и обобщения зарубежных источников и исследований, автор определяет основные направления борьбы женщин за свои права, сформированные американскими идеологами.

Зайнуллин Т.Р., Пеньковцев Р.В.
ТАЙВАНЬСКИЙ ВОПРОС В СИСТЕМЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОТНОШЕНИЙ КНР И США В XXI В.

Аннотация. Цель исследования – проанализировать влияние Тайваньского вопроса на межгосударственные отношения между Китайской Народной Республикой и Соединенными Штатами Америки в XXI веке. В данной статье рассматривается текущая ситуация вокруг Тайваньского вопроса и анализируется подходы Соединенных Штатов Америки, Китайской Народной Республики и Китайской Республики (Тайвань) к решению Тайваньской проблемы. Новизна исследования заключается в том, что рассматриваются актуальные позиции Соединенных Штатов Америки, Китайской Народной Республики и Китайской Республики (Тайвань) по решению Тайваньского вопроса. В процессе написания статьи были использованы первоисточники и доклады официальных ведомств, заявления официальных руководителей и представителей. В результате определенно, что Тайванский вопрос остаётся фактором, привносящий конфликтность и высокую степень напряженности в развитие китайско-американских отношений. Соединенные Штаты Америки и Китайская Республика (Тайвань) выступают за сохранение статус-кво в Тайваньском вопросе. Китайская Народная Республика cчитает, что решение Тайваньского вопроса и достижение полного воссоединения страны отвечает фундаментальным интересам китайской нации и имеет важное значение для осуществления национального возрождения.

Чичаев Д.С.
РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ: ВОЗМОЖНЫЕ СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ

Аннотация. После своего зарождения и до сегодняшний дней ислам имеет прямое влияние и безусловное значение для стран и жителей ближневосточного региона. Тем самым государственный строй и политический режим каждой страны этого региона берут свое начало из религиозных предписаний. Политический ислам является реакцией против нового и современного, против демократии и секуляризации. Существуют две основные ветви ислама – это сунниты и шииты; конфликт между двумя этими конфессиями является многовековым противостоянием. Однако, в контексте современности, а именно после событий «арабской весны», суннитско-шиитский конфликт стал нести угрозу не только региональной, но и международной безопасности. В последние годы в связи с геополитической конкуренцией Саудовской Аравии и Ирана к религиозному контексту суннитско-шиитского противостояния добавилась политическая составляющая. Гражданская война в Сирии, сложная внутриполитическая ситуация в Ливане, беспорядки в Йемене, Бахрейне, Ираке в той или иной мере являются следствием противостояния между двумя течениями ислама на Ближнем Востоке. В данной статье исследуется роль и влияние религии в ближневосточном регионе, также автор дает свою оценку возможному развитию событий на территории Ближнего Востока, в контексте религиозного фактора.

Орлов С.В.
ИСТОРИОГРАФИЯ КРУПНЕЙШИХ СОВЕТСКИХ ПРОЕКТОВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ (ЕГСВЦ, ОГАС, АСПР)

Аннотация. В статье проводится анализ отечественных и зарубежных научных публикаций, посвященных истории реализации масштабных инфраструктурных проектов информатизации в СССР – Единой государственной сети вычислительных центров (ЕГСВЦ), Общегосударственной автоматизированной системы учета и обработки информации (ОГАС), а также ведомственных проектов автоматизации управления экономикой – Автоматизированной системы плановых расчетов (АСПР) Госплана СССР. Рассматриваются альтернативные оценки причин неудачи первоначальных советских проектов информатизации при попытках перехода СССР к постиндустриальному, или информационному, обществу.

РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКСНОЕ ПОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Басимов М.М.
НЕЛИНЕЙНАЯ ПРИРОДА ВЗАИМОСВЯЗЕЙ АКТУАЛЬНОГО САМОВОСПРИЯТИЯ И ГИПЕРСТЕЗИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ

Аннотация. В статье рассматривается проблема взаимовлияния гиперстезических реакций и актуального самовосприятия в контексте нелинейной психологии. Актуальность такого рассмотрения диктуется отсутствием не только сильных линейных связей, но также средних и умеренных связей между этими группами переменных в рамках исследования студентов во время пандемии COVID-19 и вынужденного осваивания ими при этом дистанционного обучения. Все линейные корреляции не превышают по модулю значения 0.3. В результате статистического анализа с использованием авторского метода были выявлены сильные простейшие нелинейные связи. Для заявленных групп переменных таких зависимостей оказалось 8. В статье даны описания этих зависимостей и их наглядное графическое представление, а также наиболее вероятные их оценки при традиционном подходе. Это также показывает необходимость использования синергетической методологии при анализе и интерпретации связей между этими группами переменных. Таким образом, выходя за рамки линейных моделей, мы не только получаем новое знание в рамках проведенного исследования, но и не рискуем совершить грубые ошибки, предлагая в качестве результата качественно другую, более простую интерпретацию при анализе данных исследования.

Белов А.В.
ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СПЕЦИФИКИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ

Аннотация. В статье представлены результаты исследования интернет-зависимости у 30 подростков 13-15 лет по четырем методикам. Установлен средний уровень компьютерной и Интернет-зависимости. Мотивационная сфера подростков характеризуется преобладанием потребности свободы и денег. Также у подростков установлен низкий уровень произвольности. В результате корреляционный анализа установлено большого количества значимых взаимосвязей — между компьютерной зависимостью и отдельными шкалами мотивационной сферы (мотивация к успеху; ориентация на процесс работы, эгоизм, труд, альтруизм).

Бельских А.В.
ОБЪЕДИНЕНИЕ ИГР В ГРУППЫ ПО МОТИВАЦИОННЫМ ПРОФИЛЯМ

Аннотация. Игра – это наиболее трендовый на данный момент инструмент вовлечения человека в какую-либо деятельность. Ценность такого инструмента заключается в том, что он эффективно захватывает внимание человека, длительное время его удерживает и мотивирует человека продолжать действовать. Такой инструмент был бы необходим при построении обучающего материала, как для детей, так и для взрослых. Особым свойством игры является её мотивационный компонент. Предметом нашего исследования стала мотивация игровой деятельности. Мы проанализировали игровое поведение людей с помощью широкой классификации игр и мотиваторов игровой деятельности. Новизна нашего подхода в том, что мы изучили игру, не как некое комплексное явление, а рассмотрели разные типы игр и особенности их мотивационного профиля. Мы обнаружили, что ряд игр имеют сходные мотивационные профили с другими играми (например, в деловых и спортивных играх — ярко выражен мотиватор развития). Кластерный анализ позволил нам обнаружить закономерности, на основании которых игры были объединены в группы. Результатом такого подхода является спецификация акцентов при конструировании учебного материала для каждого отдельного вида игр. Такая спецификация необходима для более точечного воздействия на обучаемых. Данный подход позволяет эффективно использовать мотивационный профиль для деловых, ролевых, трансформационных, симуляционных и обучающих игр.

Булгаков А.В., Орлова Е.А., Топорнина А.В.
ПРИНЦИПЫ И МОДЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ СОТРУДНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые аспекты проблемы ценностно-смысловой сферы специалистов, непосредственно занимающихся внедрением цифровизации в образование. Приведено обоснование модели изучения ценностно-смысловой сферы сотрудников образовательной организации в процессе внедрения цифровизации, а также результаты ряда исследований. Так, приведены следующие данные: личностный уровень руководителей и персонала вуза; групповой (межгрупповой) уровни подразделений и профессиональных групп в структуре вуза; внешний уровень экономических, политических и др. влияний на сопротивление персонала образовательной организации цифровизации, а также оценка управленческой ситуации в данных условиях. Авторами проведен анализ выявления психологического потенциала инновационного развития образовательного учреждения. Проведенное в двух вузах исследование показало вполне сопоставимые результаты, дающие представление о некоторых особенностях ценностно-смысловой сферы сотрудников образовательной организации в условиях цифровизации. Проанализированы существующие методы системной оценки организационной (корпоративной) культуры и механизмы ее совершенствования путем оптимизации управленческого потенциала инновационного развития, системы поощрения и вовлеченности персонала, реализации доверительного взаимодействия, мониторинга состояния целей и миссии организации, а также степень ее адаптивности к инновациям.

Варганова Л.В.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕТЕВОГО ЭТИКЕТА

Аннотация. В результате исследования современного состояния проблемы формирования сетевого этикета была проанализирована литература по психологии и педагогике. При решении первой задачи исследования был проведен анализ результатов опроса учителей информатики по проблеме организации психолого-педагогической работы по формированию сетевого этикета. Приведены результаты ранжирования респондентами 10 правил сетевого этикета. При решении второй задачи исследования проведен анализ результатов опроса школьников по отношению к сетевому этикету и возможностям его формирования.

Войтикова М.А., Шнайдер В.Ф.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Аннотация. В статье представлены обобщенные результаты психологического исследования психологических аспектов управления контрольной деятельностью. В исследовании участвовал кадровый состав, который осуществлял функции контроля и управления контрольной деятельностью. Основное внимание уделено объектам управления контрольной деятельности, психологическим характеристикам субъектов контрольной деятельности и контролируемых, их психическим состояниям, психологическим установкам, отношениям, особенностям взаимодействий, уровню конфликтности. Выявлены психологические факторы, способствующие и препятствующие эффективному управлению контрольной деятельности и взаимодействий. Раскрыто содержание психологических трудностей, возникающие при управлении контрольной деятельностью. Выявлены особенности отношений, которые складываются между субъектами и объектами контроля, уровень их компетентности и конфликтности. Определены стратегии управления контрольной деятельностью, имеющие психологическое содержание, важнейшие личностно-профессиональные качества субъектов управления контролем. Разработаны системные описания психологических составляющих управления контрольной деятельностью.

Зародина В.В., Гнездилов Г.В.
РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТАРШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛАНА ЭТАПЕ АТТЕСТАЦИИ

Аннотация. Цель статьи – представить результаты реализации программы сопровождения старшего медицинского персонала на этапе аттестации как комплексной системы психосоциальной поддержки для последующего внедрения в общесистемную программу обучения. Показано, что для поддержания профессионального и личностного благополучия субъекта труда, важным этапом профессиональной деятельности становится выявление проблемных областей на этапе аттестации ввиду характера стрессогенности данного события.

Кокорева Е.А.
ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПСИХОЛОГОВ

Аннотация. В статье представлены результаты теоретико-методологической характеристики использования компетентностного подхода в системе непрерывного образования психологов. Материалы публикации позволяют сформировать комплексное мнение относительно сущности таких категорий как компетенция, компетентность, группы и виды компетенций с учетом различных классификационных критериев. В работе дана характеристика наиболее актуальным компетенциям в системе непрерывного образования психологов, а также выделена особая роль коммуникативной компетенции, которая создает фундамент как для расширения знаний и умений индивида, так и для повышения качества выполнения профессиональных обязанностей. Формирование необходимой совокупности компетенций психологов обладает определенным набором особенностей, которые обусловлены специфическими детерминантами профессиональной деятельности и безусловно должны быть учтены в процессе организации непрерывного образования. Автором в содержании статьи обосновывается актуальность использования компетентностного подхода в системе непрерывного образования психологов с целью повышения качества профессиональной деятельности, характеризуются узловые категории применения компетентностной модели в системе непрерывного образования психологов, обобщаются направления классификации компетенций с учетом специфики их деятельности и особенностей существующего образовательного пространства, выделяются ключевые подходы к оценке компетенций психологов с учетом исследования их специфики, а также совокупности положительных и отрицательных сторон.

Кузьмина К.А.
МОТИВИРУЮЩАЯ РЕЧЬ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА НА ЭТАПЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация. В статье проанализирована мотивирующая речь учителя английского языка как составляющая направления развития педагогического мастерства на вузовском этапе. При помощи контент-анализа и метода наблюдения выявлены константы развития педагогического мастерства: реализация учебно-воспитательного процесса, мотивационно-ценностные основы, технологическая и творческая составляющие, организационно-управленческая и коммуникационная составляющие. Выделенные константы соотнесены с универсальными и общепрофессиональными компетенциями ФГОС – бакалавриат по направлению подготовки «Педагогическое образование». Направления развития детализированы с точки зрения процессного подхода и включают формирование 1) основ обеспечения учебно-воспитательного процесса; 2) мотивационно-ценностных основ педагогической деятельности; 3) технологической и творческой составляющих при принятии решения в моделируемых или реальных педагогических ситуациях, а также 4) формирование организационно-управленческой составляющей. Описаны ключевые особенности направлений развития на основе 44 образцов мотивирующей речи будущих учителей английского языка, и возможные техники ее развития. Задания включали разработку речи в предложенной педагогической ситуации и в педагогических ситуациях, смоделированных студентами самостоятельно. Ориентирами в развитии мотивирующей речи являются: «речевая цепкость», искренняя подача информационного посыла, индивидуальность речи, «визуальная умиротворенность» речи, экономичность речи, доверительность речи. Каждый из ориентиров содержит рекомендации и техники по развитию. Автор делает вывод: с помощью мотивирующей речи через призму дисциплины «Иностранный (английский) язык» учитель формирует не только определенный уровень знаний и умений, но и поведение, отношение и настроение учеников. Проведенный анализ подтвердил, что мотивирующая речь учителя английского языка имеет важное значение как составляющая направления развития педагогического мастерства на вузовском этапе. Валидирована гипотеза: мотивирующая речь, являясь одной из составляющих направлений совершенствования педагогического мастерства, имеет типичные особенности и возможности развития на вузовском этапе развития. Полученные результаты служат отправной точкой для анализа следующих этапов педагогического мастерства, разработки и описания инструментария развития.

Моисеев В.В., Колесникова Ю.С., Боженов С.А., Игнатов М.А., Смоленская О.А.
КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА РОССИИ

Аннотация. В статье рассматривается ряд факторов, связанных с формированием, развитием и эффективным применением человеческого капитала в России. Особое внимание уделяется анализу ряда факторов, влияющих на формирование человеческого капитала, таких как социально-экономические, демографические, институциональные, а также цифровизация экономики и информатизация общества. По мнению авторов, человеческий капитал большинства российских регионов не достиг пока качественных показателей, сопоставимых с развитыми странами мира, и не всегда является решающим фактором инновационного развития экономики регионов и страны в целом. Одним из ключевых институтов, оказывающих непосредственное влияние на формирование человеческого капитала является государство. Поэтому модернизация человеческого капитала в период цифровой трансформации, переходу к экономике знаний должна стать приоритетным направлением государственной политики современной России.

Ослякова И.В., Иоффе Н.Е., Абайдуллина О.С., Светова Л.Н.
СОЗДАНИЕ АДАПТИРОВАННЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Аннотация. В настоящее время существует противоречие между требованиями к современному инженерному образованию в части иноязычных компетенций и возможностями вузов. Для большинства вузов характерна ситуация с неравномерностью в уровне иноязычной подготовки абитуриентов, что не позволяет эффективно решать задачи, указанные в основной образовательной программе. Для решения проблемы формирования иноязычных компетенций у студентов технологического университета предлагается создание адаптированных условий с опорой на методики личностно-ориентированного, разноуровнего и проектного обучения, а также внедрение дополнительных образовательных программ. Внедрение системы адаптированных условий должно начинаться с диагностического тестирования и составления психологического портрета учащегося. На этой основе определяется содержание и выбираются методы преподавания и оценивания, закладывается траектория обучения. Внедрение адаптированных условий подготовки позволит сформировать более высокий уровень иноязычных компетенций выпускника вуза, повысит его востребованность на рынке труда и престиж образовательного заведения.

Ростовская Т.К.
БЛАГОПОЛУЧИЕ ГЛАЗАМИ МОЛОДЫХ СУПРУГОВ: АНАЛИЗ ЭКСПЕРТНЫХ ИНТЕРВЬЮ

Аннотация. В статье в результате анализа авторского исследования второго этапа Всероссийского социологического исследования «Демографическое самочувствие регионов России» проведенного в 2021 году методом глубинного интервью с членами молодых детных (многодетных) семей, раскрывается смысл благополучия для данной категории семей. Выявлено, что благополучная счастливая семья с демографической точки зрения – это полная семья с детьми, поддерживающая функциональные связи с родителями и другими родственниками. Отмечается особая роль родительства, прародительства в формировании и укреплении образа благополучной многопоколенной российской семьи. Ключевые ценности благополучной семьи позволяют выстроить отношения и образ жизни, обеспечивающий комфорт, безопасность, условия для самовыражения всем ее членам.

Практическая значимость проведенного исследования определяется актуальностью пропаганды института благополучной молодой семьи и значимостью авторской социально-демографической модели благополучной молодой семьи, основанной на зарегистрированном браке, характеризующаяся такими параметрами как наличие двух родителей и детей, экономической самостоятельностью, устойчивостью психологического климата, возможностью выполнения основных социальных функций.

Хворостова К.А., Костеева Д.Ю., Быстров Н.А., Красин А.А.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САЙТА И ПРИЛОЖЕНИЯ QUIZLET В ОБУЧЕНИИ ТЕХНИЧЕСКОМУ АНГЛИЙСКОМУ СТУДЕНТОВ РТУ МИРЭА

Аннотация. Использование цифровых технологий стало неотъемлемой частью образовательного процесса. Среди множества ресурсов, доступных преподавателям и студентам, наиболее популярным считается платформа Quizlet. Настоящая статья посвящена исследованию эффективности данной платформы в обучении студентов РТУ МИРЭА (г. Москва) техническому английскому языку. Проанализировав ряд отечественных и зарубежных работ, мы убедились в том, что Quizlet и другие приложения, работающие по схожему принципу, продемонстрировали высокую эффективность по всему миру. Взяв за основу учебник Шевцовой Г. В. «Английский язык для технических вузов», мы разработали на Quizlet полноценный курс, охватывающий весь спектр тем, необходимых для изучения студентами. В ходе работы с приложением и сайтом обучающиеся РТУ МИРЭА продемонстрировали отличные результаты: около 75% студентов успешно овладело лексикой, знание которой предполагалось учебной программой. Эффективность Quizlet объясняется в настоящем исследовании сочетанием мнемотехники, являющейся лучшей техникой запоминания, и интерактивности, делающей образовательный процесс увлекательным. Проведенный среди студентов онлайн-опрос выявил, что Quizlet значительно упростил заучивание новой лексики. Таким образом, использование платформы Quizlet показало высокую эффективность. В дальнейшем авторы статьи намерены создавать новые интерактивные курсы и внедрять их в образовательный процесс.

Чистова Е.В., Экзархова А.С.
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ОБРАЗ РОССИИ ПОСРЕДСТВОМ ЛИНГВОКУЛЬТУРНОГО ТРАНСФЕРА АУДИОВИЗУАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (КЕЙС ПЕРЕВОДА АНИМАЦИИ НА КИТАЙСКИЙ ЯЗЫК)

Аннотация. Данная статья посвящена исследованию сохранения русской национальной идентичности и формированию образа России у китайских детей через психологическое воздействие аудиовизуального перевода анимационного сериала. В качестве единицы анализа использовались реплики героев мультсериала. С помощью метода сплошной выборки и сравнительно-сопоставительного анализа исходного текста и текста перевода в совокупности с экстралингвистическими факторами выявлены особенности стилизации и построения текста, обращенного в область русской культуры, с учетом потребностей китайской аудитории раннего возраста. Подробное рассмотрение изменений, происходящих при локализации анимационного произведения, способствует выявлению степени полноты отражения образа России и преобладающие тенденции данного процесса в пропедевтических целях.

Помогайбин В.Н., Шевченко Н.В.
ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ОЦЕНКЕ ПЕРСОНАЛА

Аннотация. В статье дана характеристика основных функций руководителя, реализуемых в ходе оценочных мероприятий, а также представлены основные критерии эффективности деятельности руководителя по оценке персонала. Компании проводят оценку персонала, чтобы сформировать объективную картину того, какой персонал есть в наличии: его квалификация, уровень развития профессиональных компетенций, мотивация, возрастные и гендерные особенности, лояльность компании. Процедура проведения оценка персонала часто является большим испытанием для персонала компаний, которые, как правило, не проводят ее регулярно или не уделяют должное внимание подготовке к ней. Для снижения уровня стресса у подчиненных предлагается использовать программу обучения руководителей эффективному проведению оценки персонала.

Шэнь Юэ
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ БАЯНИСТОВ В ХОДЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ КИТАЯ

Аннотация. Данная статья посвящена проблематике использования современной методологии в практике обучения искусству игры на баяне в Китае. В настоящее время педагогическая деятельность китайских баянистов в рамках высших учебных заведений ограничена отсутствием четкой схемы обучения. Недостаточно широко используются наработки отечественных методистов, что приводит к снижению уровня образования. Распространено отношению к баяну, как к «примитивному» инструменту. Сложившийся стереотип отражается на падении интереса к инструменту среди подрастающего поколения. Вместе с тем, функционирование баянного исполнительства в Китае является основным средством адаптации классических музыкальных произведений в массы. По этой причине необходимо разработать новые эффективные методы, которые позволили бы оптимизировать процесс обучения игре на баяне. Цель исследования заключается в рассмотрении способов внедрения некоторых методических установок для применения на практике в процессе обучения. Так как баян, как и фортепиано, представляет собой разновидность клавишного инструмента, возможно перенести некоторые базовые установки, применяемые в ходе обучения фортепиано. В качестве основного принципа, заимствованного из фортепианной методики, избирается принцип расстановки аппликатуры. Общность двух инструментов в контексте использования определенного комплекса упражнений позволяет соотнести некоторые модели, используемые пианистами с аналогичными моделями баянистов. Анализируются наиболее характерные приемы аппликатуры, позволяющие унифицировать образовательный процесс в рамках заявленной проблематики. Предлагаются действенные упражнения, развивающие навыки использования правильной аппликатуры при обучении игре на баяне. Приводятся примеры наиболее репрезентативных учебных заданий, в которых реализованы типовые технические элементы. В ходе исследования выявляется взаимосвязь между принципами обучения игре на фортепиано и на баяне. Формулируются основные качества инструктивного материала, соответствующего требованиям современного образовательного процесса. Определяется возможность развития китайского баянного исполнительства и методы, позволяющие оптимизировать преподавание баяна в рамках высших учебных заведений. Намечаются перспективы дальнейшего продвижения баянного исполнительства в Китае. Материал статьи может применяться в рамках учебного процесса высших специальных учебных заведений Китая и России.

Юрковская И.В., Серебрянская В.Н.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕОСЮЖЕТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация. В статье рассматриваются приемы и методы использования видеосюжетов на занятиях по иностранному (немецкому) языку, анализируется их педагогическая и дидактическая целесообразность в рамках развития социокультурных и шире – коммуникативных компетенций с учетом основных тенденций современного высшего образования (практическая ориентированность, компетентностный подход); автором выявляются социокультурные и страноведческие аспекты современных видеоматериалов. На конкретных примерах иллюстрируется формы организации работы с видеосюжетами страноведческой тематики, предлагаются вниманию способы интеграции учебного материала со страноведением, культурологией и др.

РАЗДЕЛ III. ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТА ТРУДА И ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ

Воронова Т.А., Дубровина С.В., Чепурко Ю.В., Погодаева М.В., Переляев Ю.Н.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРЕННИХ РЕСУРСОВ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА СО СКЛОННОСТЬЮ К АДДИКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

Аннотация. Статья посвящена исследованию внутренних ресурсов личности, их структурной организации у студентов медицинского вуза при различной склонности к аддиктивному поведению. Проведен качественный, количественный и структурно – психологический анализ организации личностных ресурсов у студентов склонных и не склонных к аддиктивному поведению.Цель – определить структурную организацию внутренних ресурсов личности у студентов медицинского вуза при различной склонности к аддиктивному поведению.Методологической основой исследования – фундаментальные принципы психологии личности и ее развития, разработанные А.Г. Асмоловым; основные положения концепции психологического здоровья, антинаркотической устойчивости А.Л. Каткова. Анализ структурной организации ресурсов личности проведен с использованием структурно-психологического анализа А.В. Карпова. Анализ склонности к аддитивному поведению – методикой А.Н. Орла. Для исследования внутренних ресурсов личности – методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеев (МИС); опросник «Копинг – стратегии» Р. Лазаруса, тест жизнестойкости С. Мадди, в адаптации Д.А. Леонтьева. Определена тенденция в структурной организации внутренних ресурсов личности, которая проявляется в интегрированности психологической структуры внутренних ресурсов личности у студентов, не склонных к аддиктивному поведению и дифференцированности структуры внутренних ресурсов у студентов, склонных к аддикции. Устойчивость структурной организации внутренних ресурсов свойственна несклонным к аддикциям студентам, что позволяет личности реализовывать стратегию синергетического взаимодействия и гибкой социальной адаптации. Склонным к аддикциям студентам свойственна структурная организация внутренних ресурсов, характеризующаяся отсутствием устойчивости, высокой дифференцированностью, разобщенностью, свидетельствующей о неполной ресурсной достаточности личности. Структурная организация внутренних ресурсов студентов-медиков со склонностью к аддикции характеризуется диссипированностью, разобщенностью, дезинтеграцией. Такая организация внутренних ресурсов свидетельствует о неполной ресурсной достаточности личности. При дефиците внутренних ресурсов, возрастает склонность к патологическим вариантам адаптации с использованием психоактивных веществ. Системные характеристики организации внутренних ресурсов, склонных к аддиктивному поведению студентов-медиков, позволяют определить мишени целенаправленной психологической работы.

Андронов А.В.
ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ КУРСАНТОВ

Аннотация. В статье приводиться обзор литературы посвященной изучению вопросов специфики деятельности военнослужащих. Рассматриваются вопросы поиска инструментов, направленных на повышение эффективности обучения курсантов в военном вузе, и подготовки их к эффективным действиям в экстремальных ситуациях, и в состоянии чрезмерного стресса. Приводится уточненное понятие саморегуляции военнослужащих в критических обстоятельствах. Рассматривается возможность применения цифровых технологий для развития саморегуляции как профессионально важного качества военнослужащих. Приводятся результаты применения, разработанного для развития саморегуляции курсантов программного обеспечения. Проводиться анализ результатов применения данного комплекса. В заключении представлены выводы о возможностях применения цифровых технологий в общем и разработанного программного обеспечения в частности для развития саморегуляции в ходе обучения курсантов в военном вузе.

Дремлюга М.Н., Дремлюга Н.В., Елисеева Т.А., Хрыпова Т.И.
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Аннотация. Представлены результаты исследования проблемы социальной адаптации студентов 1 курса перед началом обучения в вузе. В исследовании приняли участие 100 студентов по 25 из 4 институтов Московского авиационного института. В процессе учебной дисциплины «Физическая культура» в начале учебного года было проведено исследование уровня социальной адаптации студентов при помощи трех методик исследования. Установлено, что у студентов двух институтов показатели социальной адаптации выше, чем у двух других. В целом по всем 100 студентам МАИ результаты социальной адаптации низкого уровня. На основе полученных результатов преподавателями физической культуры МАИ будут разработаны рекомендации по созданию педагогических условий в процессе занятий в рамках дисциплины «Физическая культура», способствующих дальнейшему благоприятному течению социальной адаптации обучающихся к условиям и среде высшего учебного заведения.

Казакова Л.П., Кошель В.А.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕРИОД ЭКСТРЕННОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье с позиций деятельностного подхода анализируются результаты эмпирического исследования переживаний в учебной деятельности студентов РЭУ им. Г.В. Плеханова, обучавшихся дистанционно в период «второй волны» пандемии COVID-19. Показана связь переживаний в учебной деятельности, осуществляемой в дистанционном и очном форматах. Выявлены связи академической мотивации, позитивного и негативного аффекта с показателями переживаний в учебной деятельности. Показано, что студенты с различным отношением к дистанционной, очной и гибридной формам обучения различаются по показателям переживаний в учебной деятельности, академической мотивации, позитивного и негативного аффекта. Делается вывод о различных психологических механизмах осуществления учебной деятельности студентов, предпочитающих различные формы обучения после пандемии.

Огнев С.А., Абрамов А.Л.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ЗАМЫСЕЛ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА

Аннотация.Статья рассматривает подходы к исследованию проблемы влияния гендера человека на формирование его самосознания. Указывается, что решение этой проблемы обеспечит возможность психолого-педагогического управления процессами развития самосознания специалистов на этапе обучения в вузе. Представлены сведения о имеющихся наработках теоретических основ этого явления – сущности гендера и гендерных ролей, самосознания и осознания происходящих изменений в личности, изложенные в трудах зарубежных и отечественных авторов. Авторами отмечаются некоторые слабо проработанные аспекты данной проблемы и показаны направления их изучения. Одним из перспективных направлений разработки практического применения знаний о влиянии гендера на профессиональные достижения студентов связывается авторами с необходимостью развития мотивации к профессиональному обучению и использованием данных о корреляционном влияния гендерных особенностей студентов-юношей и девушек. Показано эмпирическое изучение вариаций таких корреляций на реальной выборке студенческой молодежи.

Соловьёва А.В.
ПРИМЕНЕНИЕ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В ПРОГРАММЕ АДАПТАЦИИ ТРЕВОЖНЫХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ

Аннотация. Ежегодно в сентябре учителя начальных классов сталкиваются с проблемами адаптации своих подопечных. В рамках данной статьи будут представлены результаты исследования, проведенного на базе одной из подмосковных школ с целью выявления и дальнейшего снижения уровня тревожности первоклассников, возникшего в период адаптации, т.е. в первые месяцы обучения в школе. Несмотря на количество предлагаемых психологами методик, потребность в их включении в учебную деятельность неоспорима. Мы предположили, что активная работа педагога-психолога по снижению уровня тревожности учащихся первых классов способствует более мягкому процессу адаптации и предложили программу с применением элементов сказко- и арт-терапии, упражнений Гимнастики Мозга, а также игровые методы и беседы. Выполнение кинезиологических упражнений позволяет добиться положительных структурных изменений в организме. Данные упражнения позволяют улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, способность к произвольному контролю, а также мелкую и крупную моторику, способствуют снижению утомляемости и повышению жизненных ресурсов. Такие упражнения могут выполняться учениками как с психологом, так и с учителем начальных классов. Как показали результаты исследования, количество тревожных детей снижается до нуля, как и уровень тревожности становится значительно ниже. Таким образом, мы можем говорить о необходимости обучения учителей начальных классов упражнениям Гимнастики Мозга с целью их дальнейшего применения.

Сухинина К.В., Колесникова А.Ю., Бонько Т.И., Ницина О.А.
АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПОКАЗАТЕЛЯМИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ХРОНИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ У СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ, ОПРЕДЕЛЕННЫХ В ТРЕТЬЮ ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ ГРУППУ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация. Проведен корреляционный анализ между антропометрическими, физиометрическими характеристиками физического развития студентов, определенных в третью функциональную медицинскую группу здоровья, с учётом их хронических заболеваний. Всего было обследовано 179 первокурсника Иркутского государственного университета человека, 115 юношей и 64 девушек. Выявлены прямые и обратные взаимозависимости между показателями длины тела, индексом массы тела, показателями динамометрии левой кисти, частоты дыхания, дыхательного объема, частоты сердечных сокращений и уровней систолического артериального давления в зависимости от хронического заболевания у первокурсников. Наибольшее количество связей было выявлено в группе первокурсников с бронхолегочными заболеваниями. Выявлены взаимосвязи между заболеваниями и показателями роста, индекса массы тела, объем грудной клетки, динамометрии левой кисти, частотой сердечных сокращений, уровнями систолического артериального давления, частотой дыхания, дыхательным объемом, объ6емом легких. Наиболее часто у студентов регистрировались взаимозависимости у между заболеваниями и уровнями систолического давления, показателей частоты дыхания, дыхательного объема.

Ширко С.М.
ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНДИВИДОВ С РАЗЛИЧНЫМИ УРОВНЯМИ ДИСПОЗИЦИОННОЙ ЖАДНОСТИ

Аннотация. Проведён теоретико-методологический анализ понятия жадность как психологического конструкта. Обосновывается актуальность изучения жадности как устойчивой личностной черты и мотивации. Проанализированы исследования личностных факторов в контексте изучения диспозиционной жадности и монетарного поведения: ненасытность, скупость, собственничество, зависть, эгоизм, материализм, невротизм, психотизм. Определены различия в личностных характеристиках индивидов с высоким и низким уровнем диспозиционной жадности. Полученные результаты позволяют изучить предрасположенность индивидов к жадности, монетарному и коррупционному поведению, наметить пути совладания с подобного рода поведением, определить направления коррекции, разработать комплекс мер по предотвращению его негативных последствий для личности.