Мулдахметов З.М., Газалиев А.М.
О НАЦИОНАЛЬНОМ ПРОЕКТЕ КАЗАХСТАНА «ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОРЫВ ЗА СЧЕТ ЦИФРОВИЗАЦИИ, НАУКИ И ИННОВАЦИЙ»

Аннотация. В Казахстане разработана Национальная программа «Технологический прорыв за счет цифровизации, науки и инноваций», внедрение которой будет способствовать дальнейшему развитию страны. Показано основное содержание данного стратегического плана и рассмотрены этапы их реализации. Отмечено, что для достижения соответствующих результатов следует усилить подготовку IT-специалистов.

Усмонов Б.Ш., Хабибуллаев Р.А.
ЦИФРОВИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА КРЕДИТНО-МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В СРЕДЕ GOOGLE ТАБЛИЦ

Аннотация. Обсуждены важнейшие принципы внедрения кредитно-модульной системы в Республике Узбекистан и описаны процессы цифровизации, осуществленные в Ташкентском химико-технологическом институте. В работе представлены возможности цифровизации в облачной среде посредством Google таблиц. В качестве примеров, в ссылках приведены коды, написанные в Google spreadsheets.

Все работы проведены в Ташкентском химико-технологическом институте и охватывал весь учебный процесс. Методической основой служил опубликованный, авторами данной работы в 2020 году учебное пособие, посвященное изучению кредитно-модульной системы и разработке различных форм учебно-методических документов. Продолжая эти исследования, авторы смогли реализовать цифровизацию основных принципов организации учебного процесса в кредитно-модульной системе, создавая цифровые аналоги учебно-нормативных документов. В работе также реализованы принципы mobile-learning.

Кучкаров Т., Файзиев Р.А.
ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы внедрении инновационных цифровых технологий в образовательный процесс на примере университетов в условиях цифровой экономики, создание научных «лабораторий», технопарков при кафедрах, лицеев и техникумов при университетах, а также, внедрении новых инновационных и цифровых технологий для дальнейшего повышения качества образования в университетах.

Скафа Е.И., Евсеева Е.Г., Борисова А.А.
ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ С ПОЗИЦИИ НОВОЙ ФИЛОСОФИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Новые вызовы внешней среды, обусловленные цифровой трансформацией макроэкономической системы, приводят к тому, что традиционная модель образования, в которой доминировали процессы получения знаний, в условиях цифровизации экономической системы становится не конкурентоспособной. Сегодня привычные для человека технические (культурно-семиотические) и природные среды диссоциируются и синтезируются с кибернетическими, сетевыми и виртуальными средами цифровой эпохи. Как отмечают современные философы, с данным феноменом человечество сталкивается впервые. Трансформироваться в этих условиях должна и система высшего образования в направлении опережающего развития. Важным в этих условиях является преобразование методической компетентности современного преподавателя вуза, который должен находить новые подходы к образовательным практикам, основанным на смешанной, гибридной моделях обучения, направленным на развитие креативности обучающихся, их цифровых навыков.

В статье на основе исследования понимания методической компетентности современного преподавателя высшей школы, выделения педагогических принципов и методологических подходов к ее развитию, описан опыт Донецкого национального университета по формированию методической компетентности будущих преподавателей вузов в контексте цифровизации высшего образования.

Русаков А.А.
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье отражен опыт и даны фрагменты состояния дел на сегодня и обсуждаются тенденции будущего информатизации, компьютеризации и цифровизации образования.

В статье проведен анализ деятельности специализированных организаций в сфере информатизации образования на примере Академии информатизации образования; выявлены критерии продуктивности функционирования данных организаций; определен алгоритм продуктивного функционирования специализированных организаций в сфере информатизации образования.

Письменский Г.И., Сафонова С.В.
О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ МЕТОДОЛОГИИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена анализу подходов к разработке моделей цифровой трансформации образовательных организаций, формированию понятия цифровая образовательная среда, ее проектированию, уточнению содержания функций педагогического мониторинга в образовательной организации как одной из подсистем системы управления образовательной организацией, подходу к формированию программ повышения квалификации научно-педагогических работников, работников профильных организаций, реализующих образовательные программы, а при необходимости и программ их профессиональной переподготовки.

Вайндорф-Сысоева М.Е., Субочева М.Л.
РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ «ОБУЧАЮЩИЙ – ОБУЧАЮЩИЙСЯ» КАК ВЕДУЩИЙ КОМПОНЕНТ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В данной статье авторы рассматривают функции, виды, особенности обратной связи «обучающий-обучающийся» в условиях организации современного учебного процесса с использованием средств цифровой образовательной среды. Особое внимание уделяется цифровым инструментам, используемым педагогом, при выборе формы организации обратной связи как элемента оценивания с позиции решаемых дидактических задач. Существенным является определение развивающей обратной связи, направленной на формирование успешности обучающихся.

Чернавин Ю.А.
КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА ЗНАНИЙ КАК ОСНОВА ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Цифровой характер культуры, присущий постиндустриальному миру как обществу знания, порождает специфические механизмы соответствующей трансформации образовательных практик. В их числе в статье рассматриваются: индивидуализация позиций обучаемых и обучающих; сетевой способ их взаимодействий; виртуализация учебного процесса; рост объема информации и необходимость ее отбора; сложности в развитии понятийного мышления, способности формировать выводное знание.

Морозов А.В.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ДИСТАНЦИОННЫЙ ФОРМАТ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема, обусловленная изучением роли и места информационных технологий в управлении образовательным процессом современной образовательной организации в ситуации цифровой трансформации общества, в целом, и современной системы образования, в частности, при переходе к дистанционному формату обучения, вызванному угрозой распространения коронавирусной инфекции COVID-19. Особое внимание уделено исследованию дальнейших перспектив интенсивно развивающихся и активно интегрируемых, практически во все сферы человеческой деятельности, современных информационных технологий. С целью получения наиболее объективных и актуальных данных в работе анализируются результаты исследований, проведённых в последние годы как отечественными, так и зарубежными учёными. В связи с широким внедрением цифровых инструментов и технологий, существенно изменились подходы к организации учебного процесса в образовательных организациях. Цифровой трансформации подвергаются, практически, все структурные элементы и направления деятельности образовательной организации. Как показывает практика, далеко не все преподаватели и обучающиеся готовы к инновационным изменениям. Интенсивное развитие цифровых образовательных технологий, обусловленное переходом на дистанционный формат обучения, связано с определёнными рисками, в том числе, проблемой отношений между преподавателями и обучающимися в процессе онлайн-обучения.

Неровный Л.В., Киселев В.В.
ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ (ЭИОС) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье представлена 4-этапная модель процесса проектирования электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) в образовательном учреждении. Приводятся принципы проектирования безопасной ЭИОС и перечень нормативно-правовых актов, регулирующих образовательную деятельность с применением дистанционных технологий; предложена модельная схема функциональных блоков ЭИОС с описанием назначения и примерного содержания по каждому блоку. Также авторами предлагаются рекомендации по выбору LMS-платформ для ЭИОС.

Подчалимова Г.Н., Белова С.Н.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Аннотация. В статье представлен анализ федеральных нормативных правовых документов, регламентирующих создание и функционирование электронной информационно-образовательной среды дополнительного профессионального педагогического образования в университете. Охарактеризовано институциональное нормативно-правовое обеспечение электронной информационной образовательной среды.

Ганичева И.А.
ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются результаты оценки эффективности внедрения дистанционного обучения в условиях цифровой трансформации содержания образования в вузе. Выделяется основная цель проведенного исследования: выяснить, какова роль преподавателя и студента в дистанционной учебной среде, в условиях цифровой трансформации содержания образования. Описаны такие методы исследования, как: анализ предмета исследования на основе изучения психолого-педагогической литературы, изучение нормативной документации, а также анкетирование студентов и преподавателей на основе авторского опросника. В статье приводятся результаты проведенного исследования отношения преподавателей и студентов Арзамасского филиала ННГУ к содержанию и формам дистанционного обучения в вузе, к подобному виду учебно-познавательной деятельности, а также говорится о тех проблемах, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса. По итогам анализа результатов проведенного исследования отмечается необходимость повышения развития цифрового мышления педагогических работников, перестройки системы общения со студентами в цифровой среде, совершенствование системы управления дистанционным обучением со стороны администрации вуза. Предлагается предусмотреть различные эффективные формы и методы руководства самостоятельной работой студентов, основным условием которой является психологическая составляющая сопровождения самостоятельной работы студентов.

Прялухина А.В.
СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТУДЕНТОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ

Аннотация. Вынужденный очередной переход студентов вузов на дистанционное обучение в период эпидемии коронавируса стал своеобразным морально-нравственным тестом на социальную ответственность и определенные моральные качества, позволившие раскрыть морально-этические и нравственные аспекты жизни обучающихся. В связи с этим настоящее исследование было направлено на выявление особенностей смысложизненных ориентаций и морально-этической ответственности студентов первого и последнего курсов направления. Результаты показали, что студенты первого и выпускного курса демонстрируют высокий уровень по всем показателям осмысленности жизни. Профессиональная и личностная сферы характеризуются определенностью, смыслом, установкой жизненных целей в соответствии со своими ценностями. Студенты жизнь воспринимают как интересную, осмысленную и эмоционально насыщенную, самостоятельно направляют и контролируют свои действия, ставят перед собой жизненные цели в соответствии со своими ценностями. Однако многим студентам не свойственно принимать смелые решения и брать ответственность за свои поступки, действия. Можно предположить, что в процессе профессионального самоопределения молодые люди осмысливают свою социально-профессиональную роль, находятся в поиске своего места в профессии и своего предназначения в социуме, также у студентов преобладают средние показатели сформированности морально-этической ответственности. Это объясняется, возможно, снижением общего уровня морально-этической ответственности и трансформацией системы ценностей в современном обществе.

Карпенко А.С., Иконому Н.В.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ МОЛОДЕЖИ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОМ ДВИЖЕНИИ

Аннотация. В статье приводятся результаты эмпирического исследования психологических типов молодых людей, активно проявляющих себя в молодежной политике. Целью настоящей статьи является выявление психологических типов лидеров, реализующих себя в молодежном общественно-политическом движении. Актуальность темы обусловлена большой вовлеченностью молодых людей в политическую повестку страны, активным развитием молодежных движений и общественных объединений. В статье представлены результаты исследования, которые позволили выявить два типа молодежных активистов: «истинные лидеры» и «псевдолидеры», дать им психологическую характеристику и провести сравнительный анализ личностных особенностей, когнитивных способностей и политического интеллекта. В психологическом обследовании приняли участие 114 активистов молодежного общественно-политического движения, т.е молодежь, которая уже активно реализует себя в политической сфере. Результаты исследования адресованы профильным общественным организациям и структурным подразделениям Правительства Российской Федерации по работе с молодежью.

Гиль А.В.
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКЕ

Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема состояния и развития процессов цифровой трансформации образования на основе анализа отечественного и зарубежного опыта. Образовательные организации меняются благодаря внедрению цифровых технологий. Цифровой трансформации подвергаются все ее структурные элементы и все направления деятельности образовательной организации. Одной из важных составляющих системы управления образовательной организацией является его документационное обеспечение. Требования цифровой трансформации образования приводят к концепции контекста профессиональной идентичности педагога для интеграции цифровых технологий в преподавание. Подготовку преподавателей и администрации образовательной организации к использованию цифровых технологий в профессиональной деятельности уместно оценивать, учитывая разработанные критерии подготовленности, которые относятся к компонентам подготовки. Как показывает опыт применения цифровых инструментов и технологий, далеко не все преподаватели и обучающиеся готовы к инновационным изменениям. Интенсивное развитие цифровых технологий обучения связано с определенными рисками, в первую очередь, проблема отношений между преподавателями и обучающимися в процессе онлайн-обучения. Таким образом, практическим результатам формирования цифровой образовательной среды, как нового элемента системы образования России, должна стать трансформация системы организации образовательного процесса, включая труд преподавателей и управление образовательной организацией.

Евдокимова А.И.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОРДИНАТУРЫ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Аннотация. В статье рассматриваются цифровые образовательные ресурсы в профессиональной подготовке обучающихся ординатуры медицинского вуза. Приводятся нормативно-правовые аспекты цифровизации образовательной среды. Аргументируется определение цифрового образовательного ресурса как учебного средства, реализующего возможности цифровых образовательных технологий в образовательном процессе вуза. Анализируется назначение и роль цифровых образовательных ресурсов в современном вузе. Изучается проблема освоения цифровых образовательных ресурсов в медицинском вузе. Проводится исследование среди обучающихся ординатуры медицинского вуза на предмет эффективности использования в обучении цифровых образовательных ресурсов. На основании полученных результатов исследования аргументируются выводы, в которых среди положительных моментов для обучающихся ординатуры медицинских вузов выделена возможность совмещать работу с учёбой, в качестве отрицательных определено снижение мотивации к учёбе в дистанционном формате обучения, что исключает только цифровой формат обучения в медицинском вузе. Определены некоторые педагогические возможности эффективного применения цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе медицинского вуза.

Шергина Т.А.
ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК СПОСОБ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ И КОЧЕВОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ АРКТИКИ

Аннотация. В статье автор рассматривает проблему цифровой образовательной среды как системного объекта и возможности, перспективы ее развития, применения цифровой образовательной среды в образовательной организации. Актуальность исследования определяется модернизацией и регионализацией системы образования в свете требований ФГОС нового поколения с учетом специфики организации цифровой образовательной среды в условиях Арктики на основе индигенного подхода. Цель исследования: вариативная организация цифровой образовательной среды как способ этнокультурного воспитания в школе с учетом традиционного самобытного уклада жизни и деятельности коренных малочисленных народов Севера и активного промышленного освоения арктических территорий. Ведущие подходы к исследованию: социокультурный, этнопедагогический, деятельностный в процессе локального прикладного характера исследования. Раскрыты особенности и проблемы организации цифровой образовательной среды, показаны пути их вариативной реализации согласно требованиям ФГОС в специфических условиях Арктики. Методы исследования: Ведущим методом к исследованию данной проблемы является педагогический эксперимент, анализ цифровой образовательной среды как способ этнокультурного воспитания малокомплектной и кочевой школы в контексте индигенного подхода. Результаты исследования: доказана необходимость расширения социальных функций сельских школ Арктики в виде социально-педагогических центров в местах компактного проживания коренных народов с целью комплексного решения социально-экономических проблем локального этнического сообщества. Новизна исследования: обоснована вариативность регионализации цифровой образовательной среды в условиях Арктики как фактор этнокультурного воспитания и развития экодуховности коренных малочисленных народов в новых условиях активного освоения арктических территорий.

Колосова О.А., Комарова А.А., Бегичева О.Л.
УНИВЕРСИТЕТ МИРОВОГО УРОВНЯ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ

Аннотация. Ведущие университеты, работающие на переднем крае интеллектуального и научного развития на глобальном уровне, безусловно, хотят получить высокий рейтинг оценки и войти в список университетов мирового уровня. Однако, за традиционными показателями и критериями, применяемыми для оценки рейтинга вуза, часто на второй план уходит самая важная оценка – оценка обучающимися действительно важных для них характеристик университета мирового уровня.

Самборская Л.Н.
ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

Аннотация. Цифровая трансформация общества затрагивает все отрасли, в том числе, сферу образования, предполагая одновременное и неравномерное изменение подходов к управлению, культуре, внешним и внутренним коммуникациям, глобально изменяя среду, приобретающую аналитические и прогностические функции, процессы создания и использования технологий. Именно руководитель образовательной организации отвечает за развитие организации и кадрового состава, финансы, качество и условия обучения, инновации и принятие управленческих решений, нацеленных на достижение задач сферы образования. Управление образовательной организацией в условиях цифровой трансформации предполагает в том числе цифровую оценку качества образования, организацию и планирование деятельности, предоставление доступа обучающимся и педагогическому составу к материалам и сервисам в новом цифровом формате, а также, осуществление контроля с использованием новых технологий и сервисов.

Карелина М.В.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕНАЖЕРОВ КАК СРЕДСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ТРАНСПОРТНОГО ВУЗА

Аннотация. В статье описаны психологические аспекты возникновения негативных последствий использования высокотехнологичных тренажеров, функционирующих на базе технологий искусственного интеллекта, и возможные пути нивелирования негативных последствий их использования. Причины, обусловливающие возникновение негативных последствий использования высокотехнологичных тренажеров, достаточно условно могут быть разделены на три группы: педагогические, медицинские, психологические. Рассмотрены последствия использования высокотехнологичных тренажеров, связанные с: психологическим дискомфортом обучающегося при взаимодействии с тренажером; с подменой реальной деятельности виртуальной; с неоправданно высоким уровнем «доверия» автоматизированной системе; с отработкой профессионального навыка на тренажере до «автоматизма». Описаны последствия психологических и информационных перегрузок на высокотехнологичных тренажерах, приводящих к тому, что обучающийся имеет возможность за достаточно короткий промежуток времени выработать в себе психофизиологическую стрессоустойчивость. Исследованы факторы, вызывающие психологический дискомфорт и нервное состояние при обучении на тренажерах, которыми могут являться: боязнь не справиться со сложным техническим устройством; дефицит времени при выполнении заданий и информационная перегрузка и т.д. На основании представленного материала делается вывод о том, что для формирования мероприятий профилактики охраны здоровья обучающихся, использующих в качестве средства профессиональной подготовки тренажеры, функционирующие на базе технологий искусственного интеллекта, необходимо уделять особое внимание состоянию здоровья обучающегося по педагогическому, психологическому и физиолого-гигиеническому направлениям.

Димова А.Л.
НОВЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ – ОПЫТ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Аннотация. Статья посвящена профессиональной готовности учителя к предотвращению негативных последствий использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для здоровья обучающихся (ПНПЗО), ее структурным компонентам, а также условиям формирования данной готовности. Раскрыто содержание подготовки будущих учителей в области ПНПЗО, определяющее ее теоретическую основу, раскрывающее виды опыта, необходимые для осуществления деятельности в данной области в цифровой образовательной среде.

Николаев А.С.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОТИВОБОРСТВО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНОГО БЫТИЯ

Аннотация. В статье рассматривается проблема информационного противоборства современного бытия. Трансформируются отношения субъект-информация, так как информация становится объектом. Причем, она формируется в определенных условиях взаимосвязанной целостности в контексте информационных систем открытого типа. Социальное бытие информационных войн сочетает как их развитие, так и сдерживание в сочетании с технологическими изменениями. Механизм цифровых вмешательств в процессе он-лайн обучения обусловлен спецификой и особенностью коммуникаций. Под особенностями понимается изменение технической модификации и процессов обмена различного рода информации. В информационной войне многие ситуативные моменты связаны с сознательным восприятием и целеполаганием образов социального бытия.

Киселев В.В., Жуков В.Ю.
ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Аннотация. В статье рассматриваются подходы к оценке эффективности профессиональной деятельности педагога дополнительного образования детей. Раскрыто содержание групп трудовых функций педагога дополнительного образования детей. Отмечается, что одним из существенных минусов оценки деятельности труда педагога является отсутствие фиксации его потенциала и мотивации, поскольку учитываются исключительно результаты, полученные в прошлом. Делается вывод о необходимости оценивания цифровых компетенций педагога дополнительного образования детей в условиях цифровой трансформации образования.

Черепанов В.Д., Черепанова Н.В., Широкова М.О.
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК КОНТРВЕКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация. Количественные и качественные изменения в современном образовании связаны в первую очередь с его цифровизацией, меняется структура образовательного процесса. В статье проводится анализ понятий цифровизация образования и профессиональное выгорание педагога высшей школы. У современного преподавателя должен быть определенный набор качеств, которые не позволят произойти эмоциональному выгоранию. Цифровизация образования рассматривается как контрвектор профессионального выгорания педагогов высшей школы.

Низовцев А.Ю.
МОТИВАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В рамках школьной программы математика не всегда позволяет школьнику достичь необходимых результатов. Дополнительное образование, в различных видах и формах, позволяет школьникам более углубленно изучать предмет. Одновременно дополнительное образование выступает ведущим фактором мотивации школьников к изучению предмета.

Цель данной статьи – обоснование мотивирующего влияния дополнительного образования (различных его видов и форм) на личность школьников (на примере математического образования школьников).

Система дополнительного образования школьников выступает объектом научно-педагогического анализа в ряде работ современных ученых. Помимо системного подхода, авторы применяют личностно-ориентированный подход к обоснованию результатов личностного развития в процессе дополнительного образования. Автором рассмотрен ряд таких работ.

Для выявления мотивирующего влияния дополнительного математического образования на личность школьников автором было проведено экспериментальное исследование. Основной методикой послужила опросная методика. Результаты исследования представлены в сравнении экспериментальной и контрольной групп.

Одним из критериев мотивации выступает заинтересованность обучающихся в изучении предмета. Как следует из приведенных результатов исследования, среди испытуемых экспериментальной группы заметно выше доля учащихся, которые желают и стремятся понимать предмет лучше и иметь больше знаний по предмету. Также в экспериментальной группе заметно выше выражен деятельностный компонент мотивации. Испытуемые из экспериментальной группы более ориентированы на получение дополнительных знаний по предмету, в сравнении с испытуемыми контрольной группы. В экспериментальной группе испытуемые, как правило, не ограничиваются одним видом дополнительного образования по предмету, участвуя также и в самообразовательных практиках.

Выводы и заключение. Проведенное экспериментальное исследование привело к заключению о том, что дополнительное математическое образование (в различных его видах и формах) является важным фактором формирования и развития мотивации школьников к изучению данного предмета.

Кудрейко И.А.
РАЗВИТИЕ САМООРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ СЛАВЯНСКОЙ ФИЛОЛОГИИ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. На современном этапе развития общества квалифицированные специалисты должны обладать высоким уровнем самоорганизации, под которой в данном исследовании понимаем сознательно упорядоченную целенаправленную деятельность личности, осуществляемую с помощью природных способностей и социально приобретенных качеств, основывающуюся на моделях поведения, знаниях, опыте, выражающуюся в умениях планировать, моделировать, контролировать и оценивать свои действия, направленные на достижение эффективного результата. Изучив ряд актуальных научно-педагогических исследований по данной проблематике, в статье сделана попытка проанализировать особенности реализации способностей и качеств личности, направленных на формирование самоорганизации как профессионально значимого качества выпускников славянской филологии ГОУ ВПО «ДОННУ» в условиях дистанционного обучения. Авторский подход заключается в определении способностей и качеств личности, позволяющих достичь высокого уровня самоорганизации, к которым относятся: творческое мышление, толерантность, самоотдача, открытость, саморазвитие, самоанализ, инициативность и др. Данные способности и качества детально описаны в работе с указанием их практической реализации. Также в статье отмечено, что устойчивые умения и навыки самоорганизации развиваются у студентов-филологов как в процессе традиционного обучения, так и в дистанционном обучении с использованием специальных технологий обучения и ИКТ.

Твердовская А.В., Гнездилов Г.В.
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ПОДГОТОВКИ

Аннотация. В статье определены функции, критерии и показатели эффективности деятельности предпринимателей. Данные проведенного исследования, были положены в основу создания авторской методики – опросника эффективности деятельности предпринимателя. Выделены этапы предпринимательской деятельности: планирование деятельности (сбор, анализ информации, осознание нужд общества и своих возможностей), создание предприятия (детальное изучение рынка, потребностей потребителей, наличия конкурентов, выявление необходимых ресурсов: материальных, психологических, физических), этап руководства деятельностью (оценка потенциала предприятия, создание, удержание и преумножение капитала, управление человеческими ресурсами). Выявлены ключевые навыки и качества, которые необходимы эффективному предпринимателю (коммуникативные способности, жизнестойкость, готовность к риску, лидерские качества, предрасположенность и психологическая готовность к профессиональной деятельности и пр.). В статье также нашли отражение особенности подготовки предпринимателя к эффективной профессиональной деятельности. Основным стержнем такой подготовки является ориентация современного предпринимателя на реализацию миссии его компании и подразделений.

Васильева Н.Г.
ТЕНДЕНЦИИ ТРАНСФОРМАЦИИ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ И ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье с позиций психологии труда представлены результаты теоретического анализа актуальных тенденций трансформации системы ценностей корпоративной культуры и индивидуальной трудовой деятельности в условиях цифровизации социально-экономической реальности, динамичность которой обусловлена пандемией и будущей постпандемией. Автор обосновывает данную трансформацию факторами формирования новой социально-экономической и социально-психологической реальности, для которой характерны «постковидный синдром», невротизация общества, перевод на удаленный режим работы и сокращение штатов, высокий уровень стресса на фоне социальной нестабильности, угрозы жизни и здоровью, ослабление межличностного взаимодействия, ограниченных возможностей прогнозирования будущего. В указанной ситуации, на фоне относительной стабильности ядра доминирующих интегрирующих ценностей организации, наиболее подвержены трансформации в иерархии корпоративных ценностей и приобретают более высокий статус внутри системы корпоративной культуры ценности «автономности», «вызова», «креативности», «сотрудничества» и «взаимопомощи», «компенсации», «отдыха» и «здоровья».

Филимонова И.В.
АКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ВЗРОСЛЫХ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ СВОЕВРЕМЕННУЮ ПОДГОТОВКУ РАБОТНИКОВ ДЛЯ РЫНКА ТРУДА

Аннотация. Цифровизация, глобализация и старение населения оказывают глубокое влияние на тип и качество доступных рабочих мест, а также на навыки, необходимые для их выполнения. Степень, в которой отдельные лица, фирмы и экономики смогут воспользоваться преимуществами этих изменений, будет в решающей степени зависеть от готовности систем обучения взрослых помогать людям развивать и поддерживать соответствующие навыки на протяжении всей их трудовой карьеры. Развитие цифровых образовательных онлайн платформ, демонстрирующих персонализированный подход к образовательному контенту взрослых, является одним из актуальных рабочих инструментов повышения результативности обучения взрослых и вносят свой ощутимый вклад в подготовку рабочих кадров для рынка труда.

Васильцова Н.Т., Лысаковская Е.В.
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ НА ПРИМЕРЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы цифровой экономики, в частности подготовки конкурентоспособных, компетентных специалистов в государственном и муниципальном управлении на примере Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг, описан передовой опыт применения цифрового формата в государственном и муниципальном управлении, определены основные подходы к оценке качества персонала МФЦ.

Гнездилов Г.В., Рожкин А.В., Левитан Н.Е.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ УСПЕШНОСТИ ТРУДОУСТРОЙСТВА СПЕЦИАЛИСТОВ ПРЕДПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Аннотация. В данной статье раскрываются психологические трудности, препятствия, возникающие при трудоустройстве специалистов предпенсионного возраста, особенности развития адаптивных способностей и диагностики их готовности к трудоустройству. Рассматриваются психологические ресурсы, необходимые для трудоустройства в условиях цифровизации и враждебных санкций против нашего государства. Говорится о роли переподготовки соискателей вакантных мест для успешного трудоустройства, о дискриминации по возрасту и умении её успешно преодолевать. О проблеме занятости специалистов предпенсионного возраста глазами работодателей, о необходимости умения доказывать им свои преимущества. О деятельности по формированию психологии победителя в конкурентной борьбе за рабочее место. Даются рекомендации для раскрытия трудового потенциала предпенсионеров и успешной конкуренции на рынке труда, которые призваны обеспечить победу при трудоустройстве.

Уваров А.А.
ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОНЛАЙН-РЕЖИМЕ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ РАБОТНИКОВ

Аннотация. В статье раскрываются результаты эмпирического исследования особенностей воздействия трудовой деятельности в онлайн-режиме на психологическое состояние работников. Проведенный теоретический анализ исследований отечественных и зарубежных ученых по данному направлению позволил выделить существующие классификации данных особенностей по различным признакам, таким, как влияние на уровни стресса, здоровье в целом и на эмоциональный компонент.

Герова Н.В.
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ДИСЦИПЛИН

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы организации образовательного процесса для студентов юридического направления подготовки при изучении информационных технологий. Кратко приводится содержание подготовки студентов в области информационных технологий в соответствии с компетентностной моделью выпускника. Рассматриваются подходы к организации самостоятельной работы студентов, направленные на воспитание и формирование знаний о родной стране, культуре, народах нашей Родины и интереса к будущей профессиональной деятельности.